О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Православный психолог о воспитании детей


Священник Павел Гумеров: зачем детям духовный стержень?

Без духовного воспитания ребёнок  в современном мире становится  уязвимым. Как  правильно воспитывать духовно и в чём можно увидеть результаты такого воспитания? Об этом  и многом другом со священником Павлом Гумеровым беседует Кристина Сандалова.

Интервью  с протоиереем Павлом Гумеровым опубликовано на образовательном портале «Слово». 

– Батюшка, с чего начинается духовное воспитание?

–  Сперва нужно определиться, что такое духовное воспитание.

В восприятии светского человека «духовное воспитание» заключается в посещении театров, музеев, литературных и поэтических вечеров.

Но в действительности перечисленное относится к развитию душевной сферы.

Однако сейчас такое время, что без духовного воспитания, без веры, без основы, стержня детей не убережёшь.

Если раньше школа и общество прививали ребёнку базовые критерии нравственности, то сегодня у большинства людей нет понимания правильного и дурного, критерии размыты.

Многие родители и сами не знают, как строить жизнь, и детей растят в неведении. И в агрессивном мире вседозволенности и гедонизма без нравственно-духовной опоры устоять перед грехом чрезвычайно тяжело. В результате ребёнок, вырвавшись из родительского дома, рискует наделать ошибок, исправить которые будет невозможно.

Уже выросло поколение людей без ценностей, которые соответственно воспитывают детей – без маяков и ориентиров. А бывает, люди и понимают, что нужно переосмыслить своё прошлое, стремиться к духовным идеалам, но в реальности ленятся предпринимать усилия и учить ребёнка нравственности.

Как правило, родители отдают малыша в православную гимназию или воскресную школу и выключаются из процесса воспитания, всецело полагаясь на учителей. Однако невероятно трудно воспитать ребёнка в православной вере, если мама и папа не подают должного примера, а демонстрируют противоположное.

Невозможно привить здоровый образ жизни, когда мама и папа курят и злоупотребляет спиртными напитками. Если мы хотим, чтобы ребёнок не перебегал улицу в неположенном месте, нужно самим переходить её по пешеходному переходу на зелёный сигнал светофора. То же самое с духовным воспитанием.

Если родители хотят, чтобы ребёнок молился, ходил в храм, постился, он должен видеть это в семье и считать православные традиции  естественной, привычной, обыденной частью жизни.

Когда ребёнок с детства знает, что мама с папой не сядут за стол без молитвы, что по воскресениям мы ходим в храм, у него закладывается, что именно так и должно быть в семье, что вера и служба в храме – не просто обряд, а часть души.

– Получается, традиции играют существенную роль?

– Конечно! Ведь что такое традиция? В переводе с латинского – «передача», передача устоев, духовных законов, ценностей. В России в начале прошлого века традиция прервалась, семья развалилась, и из-за этого возникла масса проблем, которые мы расхлёбываем и по сей день.

–  Нередко случается, что родители старались прививать детям православный образ жизни, водили в храм, учили поститься, молились, однако в «трудном возрасте» подростки вдруг наотрез отказываются ходить в Церковь. Что делать в этом случае, и почему это происходит?

Мне кажется, в подростковом возрасте такой отказ естественен. Вспомним притчу о блудном сыне. Очевидно, что благочестивый отец любил сына, заботился, воспитывал в традициях, и, тем не менее, юноша все равно ушёл, оставив в горе отца.

Однако уход подростков из Церкви не означает, что воспитание в вере – бесполезное занятие. Отнюдь нет! И конец притчи, возвращение раскаявшегося сына, это подтверждает. Если бы отец не прививал мудрое, доброе, вечное, ребёнок вряд ли бы осознал свои ошибки и вернулся.

Разумеется, мы не знаем, как сложится судьба детей, и гарантию, что наш ребёнок не наделает ошибок и не потеряет веру, не может дать никто. Но это не значит, что мы должны бездействовать, наша задача – передать им положительный духовный опыт, накопленный нашими предками, святыми отцами и праведниками.

Только этот опыт и духовная жизнь дают силы, волю, стойкость к испытаниям. Ведь, когда человек вылетает из гнезда, попадает в институт, армию, рабочий коллектив, он обязательно сталкивается с искушениями, соблазнами.

И если у него с детства заложены основы, сформирован крепкий внутренний стержень, он получил духовный иммунитет, то он может отделить зерна от плевел, понять, «что такое хорошо и что такое плохо».

И даже сперва наломав дров, в конце концов, он может сделать верный выбор, вернуться к истокам. Но это при условии, что родители не формально водили малыша в храм, а сами духовно возрастали, беседовали с ребёнком о главном, что ребёнок видел искренность и глубокую веру.

– Многие родители с болью воспринимают отступление детей от Церкви…

– Это тяжело принять. Однако нужно помнить, что духовная жизнь часто идёт по синусоиде: то подъем, то спад. И даже у святых подвижников бывали разные периоды, поэтому если ребёнок в какой-то момент колеблется, впадает в искушение, родителям нельзя отчаиваться.

Сомнения в переходном возрасте – распространённая проблема, которая встречается даже в семьях священников. Я часто вижу по семьям моих прихожан: пока ребёнку было 5,7, 10 лет, малыш ходит с родителями каждые выходные, в 12-13 – все чаще пропускает службы, а в 15-17, смотришь – а родители одни.

Нередко, на мой взгляд, это происходит от ошибочного подхода взрослых к духовному воспитанию.

Когда малыш грудной, всё просто: младенца причастили, к кресту поднесли, просфору дали, и ребёнок доволен, а родители счастливы. Этим часто мама с папой и ограничиваются. Но в 12-15 лет уже требуется вести себя иначе, не будешь же и дальше водить ребёнка за ручку!

В первую очередь требуется пробуждать интерес. Ведь и взрослые люди с удовольствием делают только то, что им интересно. Поэтому если мы хотим привлечь детей к храму, к церковной жизни, важно подпитывать любопытство.

У ребёнка не должно быть ощущения, что посещение службы – это насилие, тяжкая обязанность, от которой хочется увильнуть, убежать к друзьям или к компьютеру. Нужно объяснять смысл богослужения, вместе читать Евангелие, обсуждать жития, возить по святым местам и на экскурсии.

Желательно найти какое-то полезное дело, например, пение на клиросе или помощь по церковно-приходской работе. Замечательно, если родители отдадут подростка в молодёжную православную организацию, привлекающую подростков к общественным работам, например, по восстановлению храмов.

Во-первых, у ребёнка появится компания ребят из православных семей, а, во-вторых, он будет ощущать свою значимость, чувствовать, что приносит пользу.

Я сам остался в храме, в первую очередь, по молитвам родителей, и ещё потому, что у меня были друзья, с которым я вместе посещал храм. Я видел, что не одинок, что мы вместе делаем какие-то дела, помогаем храму, стоим на службе, и это вдохновляло.

–  Получается, от родителей требуется больше, чем просто научить ребёнка молитве, посту…

–  Да, духовное воспитание – нелёгкий труд. Но без него ребёнку придётся сложно. Мы видим, что большинство людей в Церкви – люди, пришедшие к вере через скорби и страдания, тогда как, если бы их воспитывали в православии с рождения, многих ошибок и испытаний они сумели бы избежать.

И хотя, повторюсь, приучение к церковной жизни с ранних лет не гарантирует отсутствие колебаний в вере в определённом возрасте, но православное воспитание существенно снижает «степень риска», помогает защитить ребёнка от бед.

Когда мы растим детей согласно заповедям, мы объясняем, что за совершение греха неизменно последуют проблемы, и избежать этих трудностей можно, живя по правилам.

Духовно-нравственное воспитание можно сравнить с профилактической прививкой. Конечно, ребёнок может серьёзно заболеть несмотря на старания родителей, но такой шанс – один на тысячу при своевременном проведении нужных профилактических мероприятий.

– Однако некоторые родители, и даже психологи, говорят о том, что чем суровее условия, в которых растёт ребёнок, тем лучше он адаптируется к взрослой жизни.

– Не соглашусь. Мы говорим не о материальных суровых условиях, а о том, чтобы ребёнок получил в семье защиту от жутко суровых и агрессивных внешних духовных условий, от влияния мира, который «во зле лежит».

Детский дом, где дети не получают адекватного воспитания, не видят примера семейной жизни, любви, материнской заботы и ласки – первая ступень к детской колонии, тюрьме.

Если мы руководствуемся благом для ребёнка, мы должны успеть до подросткового возраста дать положительный «вектор», продемонстрировать правильный подход к жизни, научить истиной христианской любви.

Таким образом, мы подготовим ребёнка, и в будущем, столкнувшись с самостоятельным выбором, подросток уже будет знать, где свет, где тьма, и сумеет повернуться в нужную сторону. Но для этого должен быть сформирован внутренний стержень.

–  Для совершения правильного выбора у ребёнка должна быть еще и сила воли. Подростку трудно устоять перед насмешками сверстников над православной верой или над тем, что он ходит в храм, соблюдает заповеди. Как помочь выстоять?

–  Самое главное –  ребёнок должен видеть, что мама с папой не допускают никакого компромисса, никогда не идут на сделку с собственной совестью, принципами, и дома молятся, и на улице не стесняются перекреститься, проходя мимо храма.

Для сына важно знать, что отец – человек волевой, мужественный, для дочери – что мама почтительная, любящая жена. Тогда дети, стремясь походить на родителей, будут следовать их примеру.

В этом смысле чрезвычайное значение имеет пост. С 7 лет уже можно приучать малыша поститься. Пост и молитва – прекрасное воспитание воли. Все смотрят телевизор и едят бутерброды с колбасой, а ребёнок знает, что у него в семье пост, и нужно сдерживать себя, не прикасаться несколько недель к деликатесам или не смотреть мультфильмы.

Не стоит ограждать ребёнка от поста, опасаясь за калории и недостаток витаминов. Обеспечить здоровый рацион ребёнку вполне реально. А вот, не приучив с малых лет к самоограничению в пище, можно лишить важного духовного опыта.

Если ребёнок в малом научится быть верен, он и в серьёзной ситуации легко сумеет устоять. Сегодня он сможет сдержать себя и не съесть предложенную другом шоколадку, а завтра – откажется от наркотиков.

И ещё: не бойтесь ребёнку внушить, что мы – другие, мы – воины Христовы, что православные представления часто идут в разрез с общепринятыми. Подросток должен понимать, что он вполне может пострадать и даже стать изгоем из-за своей веры, и это нормально.

В советское время верующие знали, что за веру могут не взять в вуз, в армии непременно отправят в стройбат, и будет крайне сложно получить хорошую работу. Потому что любого молодого человека, замеченного на церковных службах, КГБ тут же брало «на карандаш». Детям священников практически невозможно было получить высшее образование.

Либо ты должен был отречься, либо терпеть. Сегодня же от нас не требуется жертвы, а только твёрдость характера.

– Как вы считаете, в чем задача родителей с духовной позиции?

– Мне кажется, у родителей две задачи. Первая – ребёнка «образовать». Я имею в виду не образование, а сохранение образа Божия: взрослые должны приложить все усилия, чтобы ребёнок вырос настоящим христианином. Вторая – подготовить к самостоятельной жизни, дав чёткие ориентиры и критерии оценки.

Помните, что ребёнок – чадо Божие, который дан родителям на короткое время. Мы не сможем его постоянно контролировать, помогать, советовать, поддерживать.

Настанет время, и ребёнок отделится, получит профессию, создаст семью. И от того, как мы его подготовим, сложится его судьба. От духовно-нравственного воспитания зависит жизнь, поэтому, прежде всего, нужно «искать правды Божией, а все остальное приложится».

–  Маленькие дети открыты и восприимчивы к религии, а в переходный период дети часто закрываются, начинают отвергать догматы, критикуют. Почему?

– Мне кажется, все индивидуально. Я в раннем возрасте не очень охотно ходил в храм, внутренне протестовал, а в подростковом возрасте заинтересовался, втянулся, и в последних классах школы принял решение идти в семинарию.

Я убеждён, что любой протест, отрицание ребёнка требует разговора. Важно не тащить малыша насильно за ухо, а поговорить, выяснить, что не нравится, объяснить, что и почему важно делать, заинтересовать.

Как и со школой – бесполезно и бессмысленно просто заставлять ребёнка учиться, нужно понять, где кроется причина недовольства, попытаться устранить её или помочь ребёнку преодолеть.

Даже в младенце нужно видеть личность, уважать детские чувства, ведь у малыша такая же бессмертная Богом данная душа, как и у нас с вами, и свободная воля тоже, и за них тоже Христос умер.

Это не означает, что не должно быть запретов или наказаний, уважение не исключает воспитание. Но запреты, ограничения или лишения должны быть объяснены ребёнку: почему, за что, отчего иначе нельзя.

Это ребёнка и располагает, и развивает у него чувство ответственности, сознательность. Ведь мы должны научить ребёнка, пока он ещё не вступил в самостоятельную жизнь, что все его поступки: и хорошие, и плохие будут иметь последствия. Без этого навыка очень тяжело придётся в любой сфере жизни.

– А как реагировать на серьёзные проступки детей?

– Зависит от возраста. Но почти в любом возрасте ребёнок совершает тот или иной проступок скорее под влиянием нахлынувшего на данный момент чувства, бессознательно, без холодного расчёта.

Конечно, нельзя оставаться безучастным, спускать все с рук. Но и нельзя действовать в гневе. Нужно сурово, но спокойно побеседовать, и непременно назначить определённое наказание.

Не стоит оставлять проступок, нарушение без последствий, иначе ребёнок попросту не поймёт, что хорошо, а что плохо и недопустимо. И наказание должно быть индивидуальным. На кого-то влияет лишение любимой игрушки, на другого – отказ от интересной поездки или похода в гости.

У ребёнка не должно возникать даже мысли, что родители «покричат-покричат, да и простят», он должен понимать, что за серьёзные нарушения наказание будет суровым и неизбежным.

Мы, конечно, можем создать нашему чаду какие-то особые, безумные, идеальные для него условия: все разрешать, ни за что не наказывать.

И пока он будет жить с нами, до поры до времени он будет считать, что всё нормально, но что будет потом, когда он пойдёт в школу, в армию, институт, на работу, там будут уже совсем другие условия, требования, над ним будут учителя, начальники, старшие, а уж они-то с ним носится не будут.

– Но как говорить с детьми на духовные темы?

– Уже с малых лет можно читать детскую Библию, беседовать на доступном детям языке о жизни святых, подбирая с возрастом более серьёзную литературу. Можно вместе смотреть фильмы на библейские сюжеты, а после – обсуждать.

Разумеется, это отнимает силы и время, но делать это необходимо. У нас в семье главным духовным воспитателем является моя супруга, матушка. Духовные книги она читает в основном на ночь, когда дети уже угомонятся и отходят ко сну, но спать им как всегда не хочется, и вот, лёжа в кровати, они слушают духовные рассказы, Евангелие.

Сейчас, слава Богу, большой выбор хорошей духовной литературы для детей. Есть о. Сергий Николаев, Б. Гонаго, о. Николай Агафонов и многие другие авторы. В постные дни, когда наши дети не смотрят мультики и фильмы, мы показываем им документальное кино духовного содержания, например, про монастыри.

Согласно статистике, подавляющее большинство родителей по-настоящему общаются с детьми всего несколько минут в день. Отсутствие общения порождает душевную и, конечно же, духовную разобщённость.

О каком духовном воспитании детей тогда может идти речь, если родители порой только проверяют уроки и кормят детей ужином…

Но ведь у обычного среднестатистического родителя, который в 18, 19 часов вечера приходит домой, остаётся ещё 4-5 часов до сна. Уделите из них часть времени на общение с детьми, и вы никогда об этом не пожалеете.

Опубликовано на портале «Слово»
Фото из открытых источников

Воспитание православных детей до православного совершеннолетия

Пресвитера Мари Марс предлагает несколько советов, как помочь вашему ребенку расти в их отношениях со Христом, чтобы стать верным православным взрослым.

На моей прежней должности координатора по работе с молодежью греческой православной митрополии Атланты я рано усвоил одну вещь, которая мотивировала меня на протяжении всего срока пребывания в должности и до сих пор мотивирует меня. От этого у меня по спине пробежали мурашки. Это был индикатор того, что мы должны переломить ситуацию, изменить направление воспитания наших детей.Это была та страшная картина, от которой все ахнули, когда вы им рассказали. Как сообщили нам в нашей архиепископии, два недавних исследования (одно, проведенное форумом Pew и одно - Институтом Патриарха Афинагора) показали, что 60% НАШИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ДЕТЕЙ покидают ЦЕРКОВЬ и никогда не возвращаются к Православной вере . Страшно, правда?

Каждый раз, когда я говорил об этом кому-то, я получал вопрос: «Как мне это предотвратить?» Конечно, не существует волшебных таблеток, которые гарантируют, что ваш ребенок вырастет с сильной набожной верой во Христа через Его Православную Церковь.Но это не значит, что мы можем отказаться от ответственности перед GOYA или священником, чтобы наши православные дети стали православными взрослыми. Наша работа - воспитать их в вере. В этом случае…

Есть несколько конкретных вещей, которые вы можете включить в воспитание своих детей, которые помогут им построить прочный фундамент веры и прочные отношения с Богом.

САМОЕ ВАЖНОЕ (записывайте здесь): МОЛИТЕСЬ ЗА ДЕТЕЙ! Каждый день, все время.Начните постоянный диалог с Богом о своем ребенке, о том, с чем он сталкивается, что он переживает. Верните своего ребенка Богу (в конце концов, он принадлежит Ему!). Попросите Богородицу или святых Иоакима и Анну помочь вам как родителю. Просите Бога, чтобы Он помог вам вырастить ваших детей во славу Его. Попросите Его наполнить их сердца Его любовью… Вы уловили идею.

Кстати о молитве… Вы знаете старую поговорку: Семья, которая молится вместе, остается вместе! В этом не должно быть ничего особенного.Молиться за едой и проводить несколько минут утром и перед сном, произнося молитву Господню, благодарить Бога за людей в вашей жизни и за все хорошее (и не забывайте благодарить Его и за трудности!), И Спросите, что нужно вашей семье, - это хорошее начало.

Также обязательно, конечно, привести ваших детей в церковь. И когда я говорю это, я не имею в виду войти в дверь прямо перед причастием, подойти, принять причастие и уйти, как если бы это была поездка.Это неудачная практика некоторых родителей, которые боятся приходить на всю службу из-за страха, что дети плохо себя ведут. Сделайте все возможное! Прибытие в доксологию! Оставьте после часа кофе! Если вам нужна помощь в том, как управлять своими детьми и вовлекать их (потому что вовлечение - это часть вашей ответственности, иначе какой смысл ходить в церковь? Они могут раскрашивать и играть с куклами дома), прочтите нашу статью о советах по вовлечению детей в Церковь. Он находится здесь: "Пора в церковь: время бояться и бояться?"

Расскажите своим детям о Боге.Многие родители думают, что это не их место, что говорить должна Церковь. Но один священник в приходе из 200, 500 или 1000 семей не может разговаривать с вашими детьми так много, как вы. И пример, на котором им нужно учиться, - ваш. Если они задают вопрос, на который вы не знаете ответа, не волнуйтесь. Найдите ответ вместе, используя ресурсы, которые предлагает Церковь (например, ваш священник или церковные веб-сайты). В любом случае, просто вовлеките их в обсуждение их опыта в Церкви, о том, о чем они молились сегодня, о том, как Бог помог им сегодня… Все, что связано с их верой и Богом.

Разговор с детьми о Боге повысит их восприятие, и они смогут видеть Бога во всем.

Подчеркните правильный набор приоритетов и придерживайтесь своего оружия. Есть так много внеклассных занятий и развлечений, которые уводят нас от жизни Церкви. Например, футбольные лиги, которые ездят по воскресеньям на игры ... Что является приоритетом, футбол или церковь? Теперь поймите, что мой папа был полупрофессиональным футболистом, тренировал футбол, а я играл в футбол, когда рос.Я не ненавижу футбол.

Но, столкнувшись с этим выбором, задайте себе следующий вопрос: когда моему ребенку 35 лет и он борется с проблемами, которые неизбежно несет с собой жизнь (например, семейные проблемы), это поможет им - их отношениям с Богом или футбольный?

Мы часто забываем думать о долгосрочной перспективе или видеть общую картину. Мы видим преимущества футбола как внеклассного занятия, которое хорошо выглядит в выписке из колледжа или может даже обеспечить стипендию для колледжа.Но мы не обращаем внимания на это и понимаем, что самое важное вложение в нашего ребенка - это долгосрочное вложение, которое мы делаем в его жизненном пути к спасению.

Помните, что ваш ребенок будет учиться, моделируя ваше решение. Научатся ли они расставлять приоритеты в отношениях с Богом или футболом?

Если бы мы все, как православные христиане, делали эти простые вещи: молились за наших детей, молились с нашими детьми, больше говорили о Боге и больше ходили в церковь, то мир был бы совсем другим.Мы увидим, что 60% превратились в ничто. Пусть наш Господь Бог и Спаситель Иисус Христос даст нам всю мудрость и проницательность, чтобы вести наших детей к жизни в Нем!

.

Воспитание детей | Сайт Русской Православной Церкви

Как воспитать православного христианина и, возможно, святого

1) Когда ребенок еще маленький, начните приучать его / ее к сочувствию и вниманию к другим, а также к бескорыстию. Таким образом, он / она вырастет и поймет, что материальные вещи этого мира - не самое важное для православных христиан. Ваш образ жизни и ваш пример окажут наибольшее влияние на вашего ребенка в этом вопросе.

2) Научите своего ребенка петь псалмы и церковные гимны. Это побудит его или ее научиться любить священные службы и отвергать сквернословие и нескромные песни, которые сегодня так широко распространены в нашем обществе. Ваш пример в этом окажет наибольшее влияние на вашего ребенка.

3) Никогда не переставай находить поводы для обучения своего ребенка духовным вопросам и любви к Богу и другим, и всегда приводи их в Церковь. Когда мы были маленькими, нас никогда не спрашивали, ходим ли мы в церковь - или куда-нибудь еще, если на то пошло.То, что мы ходили в церковь, было предрешено. Ваш ребенок должен научиться этому с самого раннего возраста. Если вы подождете, пока ваш ребенок достигнет подросткового возраста, будет уже слишком поздно.

4) Объясните своему ребенку значение слов «правильно» и «неправильно», «грех» и «добродетель», «истина» и «ложь»; также научите вашего ребенка знать веру Церкви и распознавать ошибочные убеждения. Таким образом, понимание и духовная осмотрительность вашего ребенка будут расти с годами, и он / она будут готовы к будущему, даже если ему / ей придется терпеть ненависть и преследования за свои убеждения.

5) Поручайте своему ребенку духовные обязанности, соответствующие его / ее возрасту и пониманию. Сюда могут входить такие занятия, как чтение Житий Святых, написанных для уровня вашего ребенка, или чтение некоторых вечерних молитв вместе с остальной семьей, или пост и совершение земных поклонов, или помощь в церкви, если он или она стары. довольно.

6) Помимо предоставления вашему ребенку большого количества православной духовной литературы, соответствующей его возрасту, убедитесь, что в вашем доме нет материалов нечистого или неподходящего характера.К сожалению, сегодня это большая часть телевизионных программ. Помните: все, что входит, выходит наружу. Ваш пример в этом вопросе окажет наибольшее влияние на вашего ребенка.

7) Ваш собственный образ жизни, ваши личные вкусы, ваши слова, книги, которые вы читаете, музыка, которую вы слушаете, и вещи, которые привлекают ваш интерес и внимание, - все это будет говорить вашему ребенку громче, чем что-либо другое. Освободите глаза вашего ребенка святыми иконами. Освятите его слух священными гимнами, его обоняние священным благовонием, а все его тело и душу - святыми Таинствами.Если ваш дом - рай духовного здравомыслия, любви и мира, ваш ребенок будет знать, куда обратиться, когда он или она неизбежно столкнется с кощунственными, шокирующими и отвратительными вещами, которыми наполнено наше общество. Научите своего ребенка Иисусовой молитве. В связи с этим последним делом вспоминаю такую ​​историю:

Около двадцати лет назад на греческом острове Ойнусса, расположенном напротив большого Эгейского острова Хиос, жил женатый священник, который обслуживал духовные и литургические нужды священного Благовещенского монастыря.У этого священнослужителя было четверо или пятеро детей, и каждое утро он выстраивал их в очередь на «осмотр». Он допрашивал их, чтобы узнать, вставали ли они с постели, крестились, молились, умывались, чистили зубы, чистили за ушами и одевались красиво и соответственно. Затем он махал перед ними своей молитвенной веревкой и спрашивал: «А теперь, дети, что это?» Держа в руках свои молитвенные веревки, дети поднимали их в знак приветствия и громко кричали: «Наше оружие!»

8) Учите своего ребенка подавать милостыню и сострадать тем, кто в ней нуждается.И научите их также, что они должны помогать в домашних обязанностях и, если они достаточно взрослые, чтобы они работали на различных случайных работах, чтобы они могли с раннего возраста узнать, что, как говорит нам Святой Апостол Павел, тот, кто делает не труд не должен есть. Праздность и достаток вместе в нашем обществе уничтожили бесчисленное количество молодых людей и привели их к греху и даже к ранней смерти. Никогда не стыдитесь сказать своему ребенку: «Мы не можем себе этого позволить».

9) Учите своего ребенка своим собственным примером - и примерами из Священного Писания и Жития Святых - что воздержание от еды, питья и личных удобств - это благородное и прекрасное дело, которому нас научил Сам наш Спаситель. и Святыми.Аскетизм полезен не только для нашей души, но и для нашей маленькой планеты. Каждый раз, когда я приезжаю к нам в приход Святого Нектария в Сиэтле, каждый день совершается Божественная литургия. После службы в будние дни группа из нас обычно идет в ближайший ресторан, чтобы выпить чашку кофе, булочку и т.д. За годы официантки узнали о наших постных днях: «О, хорошо, это один из дней », - говорят они, когда наши заказы особенно малы. «Да, - отвечаю я, - это День с низким уровнем воздействия на окружающую среду.”

10) Будьте справедливы, если когда-либо случится, что ваш ребенок вступит в спор с другим ребенком, учителями или другими властями. Если ваш ребенок неправ, он или она неправ, и покажите ему / ей вместе с вашей любовью и поддержкой, почему он / она неправ. Ваш ребенок узнает что-то о Божьей справедливости на вашем примере. 11) По прошествии лет, если вы будете упорны в этих вопросах, как и должны, вы обнаружите, к своему большому удивлению, что вы выросли и духовно. Святой Павел был весьма серьезен, когда сказал, что «женщина будет спасена деторождением» - и мы знаем и понимаем, что, особенно в таком обществе, как наше, оба родителя необходимы для надлежащего православного духовного воспитания, которое необходимо .

12) Приготовьтесь к жизни, полной духовной борьбы и молитв. Вы и ваши дети будете нуждаться в них и в Божьей благодати, потому что мы живем в мире не таким, каким его изначально создал Бог. Мы живем на оккупированной территории - земле, оккупированной врагом. Но по нашей святой Вере и Божьей благодати мы, тем не менее, являемся свободным народом, живущим в надежде и ожидании нашего избавления в нашей истинной и вечной стране. И если мы будем внимательны в этих вопросах, у нас будет смелость сказать нашему Спасителю в тот последний день: «Смотри на меня, Твоего слугу, и детей, которых Ты дал мне.”

По заступничеству святых Иоакима и Анны, Боже Христос, да будем мы со всеми нашими малыми достойными Царства Небесного. Аминь.

Защита наших детей

Как взрослые православные христиане, нам достаточно сравнить моральный климат сегодняшнего дня с нравственным климатом нашего детства, чтобы понять, что мы живем в эпоху растущего отступничества. Тридцать, сорок, пятьдесят лет назад светская культура предлагала детям полезные развлечения, в основном поддерживающие христианское воспитание.Фильмы и телепрограммы того времени - например, «Лесси, оставь это Биверу», «Моя подруга Флика», «Одинокий рейнджер» - все они характеризовались хорошо развитым чувством морали, которое так важно для правильного развития ребенка. За последнее десятилетие акцент детских развлечений радикально изменился, превратившись в то, что по праву можно рассматривать как заговор против родителей-христиан. Это пренебрежение моралью, вызванное повсеместной алчностью, которая способствует дешевым сенсациям и всему, что продается выше качества, не ограничивается только телевизионными программами - сегодня игры, игрушки, комиксы и даже книжки-раскраски наполнены кошмарными изображениями, предлагающими едва замаскированное приглашение. в ад.

Для тех, кто считает такое заявление грубым преувеличением, посещение киосков с «игрушками и играми» местного универмага вызовет неприятный шок. Там, помимо «Белоснежки» и «Друзья котят», есть жуткая книжка-раскраска с сериалом «Воины-скелеты», гордо рекламируемым как «плохие до мозга костей !!» На задней крышке вырезанная маска с клыками. «Привет, ребята», - гласит упаковка с угрожающей фигуркой черепахи, - «с вашей помощью Дон может мгновенно мутировать из своего« Обычного подростка-черепахи »в секретного канализационного ниндзя! самый опасный чувак в мире! " («Ниндзя» по-японски - воин боевых искусств).Вместе с «Черепашками-мутантами-подростками» находится множество других мутантов, пришельцев и внеземных «героев», таких как «Трансформеры» и других бездушных роботов, носящих такие имена, как «Доктор. Terror »,« Rampage »,« Tantrum »и« Razorclaw ». Есть «милые» монстры и гротескные монстры, такие как «берсерки», «ревущая банда киборгов-мутантов-викингов». Популярный нью-эйджский фильм «Звездные войны» и сериал «Звездный путь» породили целые линейки игрушек и «игровых наборов», то есть космические среды и космические корабли, такие как «Звезда смерти».А теперь Disney Productions - когда-то синоним семейных ценностей - выпустила фильм «Гаргульи». TV Guide уверяет родителей, что эти демонически выглядящие существа с их огромными когтями и огромными крыльями, похожими на летучую мышь, «только выглядят страшно»; они на самом деле «порядочные и моральные». В состав персонажей входят «благородный» Голиаф и его когорта Ксанатос (что по-гречески означает «смерть»). Кроме того, есть солдаты-мачо, такие как Рэмбо и давно популярный Г.И. Джо, у которого есть целый арсенал сложного оружия и «боевых машин», таких как «Стальной монстр» и «Дом террора».«Большинство этих игрушек - это персонажи из фильмов или мультфильмов, которые« показывают »ребенку, как игрушки должны себя вести. Рекламируемые как «игрушки для действий», они вдохновляют на жестокие и агрессивные игры. Видеоигры, такие как «Mortal Combat», стали еще одним источником жестоких детских развлечений. Другие игрушки знакомят детей с элементами оккультизма и восточных религий. В их мультфильмах невинно выглядящие Медведи, Смурфики и Мой Маленький Пони сильно пронизаны оккультизмом и символикой Нью Эйдж.

А потом секс. С момента своего дебюта в 1959 году очаровательная пышная Барби была королевой кукол и стала чем-то вроде навязчивой идеи среди многих молодых девушек. С обычными куклами девочки естественным образом практикуют воспитание детей - в конце концов, игрушки - эффективные механизмы обучения, - но с Барби акцент делается на физической привлекательности, парнях и свиданиях, что в сегодняшней атмосфере, наполненной сексом, особенно вредно для здоровья. Настольная игра, предназначенная для подростков, гласит: «Эй, давайте будем честными.Что может быть важнее на данном этапе нашей жизни, чем найти идеального представителя противоположного пола? Немного. В основном вы играете девушек против парней. Это круто для начала. Вы заставляете другую команду делать все эти странные вещи. Если они этого не делают, вы ставите им печать, и они становятся вашими личными партийными рабами. Естественно, они должны делать то, что вы говорите. Круто. . . Не будь дураком. Попытайся!"

Индустрия игрушек, извергающая такую ​​мерзость, наладила выгодное партнерство с киноиндустрией.По сути, мультфильмы превратились в 30-минутную рекламу, и дети в ответ стали агрессивными потребителями любых модных игрушек с героями фильмов - в дополнение к простыням, ланч-боксам, футболкам, плакатам и другим предметам с изображением их любимая ТВ-игрушка, будь то мачо Г.И. Джо или Покахонтас Нью Эйдж. Это грубое издевательство над детской душой - прибыльный бизнес.

Задача воспитания христианских детей никогда не была легкой. «Маленький ребенок», - пишет св.Димитрий Ростовский (1709), «как доска» | подготовлен к иконописи. Что бы ни нарисовал на нем иконописец, благородное или бесчестное, святое или грешное, ангела или демона, оно остается навсегда. То же самое применимо и к маленькому ребенку: то воспитание, которое ему дано, те манеры, которым его учат - угодные Богу или презираемые Богом, ангельские или демонические, - будут частью его на всю оставшуюся жизнь ». Поскольку дети очень впечатлительны, родители должны проявлять особую бдительность в отношении влияний, окружающих их детей, стараясь, насколько это возможно, внести положительный вклад в их развитие, сделать их достойными гражданами Царства Небесного.

Сильное влияние образов на душу - одна из причин, почему иконы должны занимать видное место в православном доме. В своей книге «Значение икон» Леонид Успенский пишет, что икона «передает, или, вернее, визуально свидетельствует. . . реальность Бога и мира благодати и природы ». По его словам, иконография - это средство, которое Церковь использует, чтобы передать свое учение, передать откровение божественного мира, указать на Царство Небесное. Иконы - это отражения людей, возрожденных в вечность; они помогают нам раскрывать и развивать красоту святости.Другими словами, они помогают людям достичь подобия Богу, следуя основному принципу, согласно которому «мы становимся подобными тому, что мы обычно созерцаем» (Константин Каварнос, Православная иконография).

Тот же принцип справедлив и для отвратительных образов, вторгшихся в мир детских игрушек. «Хорошо известно, - пишет епископ Феофан Затворник (1894 г.), - насколько сильно развращающие образы действуют на душу, независимо от того, в какой форме они могут ее коснуться». Дети особенно уязвимы; их сознание и их личности еще не развиты.Итак, сатана нацелился на них своей собственной извращенной формой «иконографии»: изображениями, ожесточающими их души и приучающими их к миру тьмы - миру, где традиционно демонические образы считаются «хорошими», где превозносятся уродство и жестокость, и где агрессия вознаграждается. Границы добра и зла размыты. Бога нет. «Спасители» мира приходят из космоса. Или они приходят в виде сверхчеловека Ницше, который владеет властью без совести. Эти чудовищные изобретения далеки от того, чтобы их оттолкнуть, многие дети описывают их как «крутые,« крутые »и, с одобрением,« плохие ».«Если бы сатана посетил этих детей во сне, у них не было бы страха и защиты.

Что могут и должны делать родители-христиане, чтобы защитить своих детей от такого «душераздирающего зла»? Конечно, это нормально для детей увлекаться страшными монстрами, и ребенок, который играет с волшебной палочкой или Power Ranger, не обязательно причиняет вред своей душе. Здесь важно, чтобы ребенок был окружен сильной христианской культурой в доме, а родители были внимательны и активно участвовали в развитии ребенка.Предоставление возможностей для настоящей игры важно, и есть много здоровых альтернатив игрушкам и играм, которые мы описали. Поскольку сегодня цены на большинство игрушек выходят за пределы допустимого для ребенка диапазона, родители должны сами контролировать ситуацию. Лучше всего подходят неспецифические игрушки, т. Е. Те, которые дают наибольший простор для воображения и творческих способностей ребенка; в их число входят картонные коробки, кубики, игрушки для мастеров, мелки и другие принадлежности для творчества и рукоделия; для старшего ребенка запас древесного лома с молотком и гвоздями.Детям нравится играть с родителями, и есть много настольных игр, которые нравятся всей семье; к ним относятся Parcheesi, Monopoly, Pictionary и Scrabble. Чтение вслух - еще одно ценное времяпрепровождение, которое сближает детей и родителей.

Мир полон образов, которые тянут душу в ложном направлении. Родители должны окружать детей образами, ведущими к спасению, образами, которые делают душу восприимчивой к благодати. Воспитание христианских детей в эту постхристианскую эпоху - огромная ответственность и настоящий подвиг.Это требует серьезных затрат времени, терпения, любви и молитвы. Но награды несравнимы - и вечны.

.

Воспитание детей

Воспитание детей

Воспитание детей


Содержание: Как воспитать несовершеннолетнего правонарушителя. Как воспитать православного христианина. Защищая наших детей.


Как поднять

несовершеннолетний правонарушитель

Департаментом полиции Хьюстона

1.Начните в младенчестве давать ребенку все, что он хочет. Таким образом, он вырастет и поверит, что мир должен ему жить.

2. Когда он подбирает плохие слова, смейтесь над ним. Это заставит его думать, что он милый. Это также побудит его подобрать более милые фразы, которые позже взорвут вам голову.

3. Никогда не давайте ему никакого духовного обучения. Подождите, пока ему исполнится 21 год, а потом пусть решит сам.

4. Избегайте использования слова «неправильно». Может развиться комплекс вины.Это заставит его поверить позже, когда он будет арестован за кражу автомобиля, что общество против него и что его преследуют.

5. Соберите все, что он оставил - книги, обувь и одежду. Сделайте все для него, чтобы он научился перекладывать всю ответственность на других.

6. Дайте ему прочитать любую печатную продукцию, которая попадется ему в руки. Следите за тем, чтобы столовое серебро и стаканы были стерилизованы, но позвольте его разуму насыщаться мусором.

7. Часто ссоритесь с супругом в присутствии детей. Таким образом, они не будут слишком шокированы, если их семья распадется позже.

8. Дайте ребенку все, что он хочет. Никогда не позволяйте ему самостоятельно зарабатывать. Почему у него должны быть такие сложные вещи, как у вас?

9. Утолите любую его тягу к еде, питью и комфорту. Смотрите, чтобы каждое чувственное желание было удовлетворено. Отрицание может привести к пагубному разочарованию.

10. Примите участие в борьбе с соседями, учителями и полицейскими.Все они настроены против вашего ребенка.

11. Когда он попадает в настоящую неприятность, извинитесь за себя, сказав: «Я никогда не смог бы с ним ничего сделать».

12. Приготовьтесь к жизни в печали. У вас будет шанс получить это.

Хотя приведенный выше список, безусловно, содержит вдумчивые и подробные инструкции о том, как завалить себя отцовством, я почему-то почувствовал, что вывод был удручающим, если не сказать больше. Следовательно, я написал следующий «Положительный ответ» - поскольку нелегко быть родителем несовершеннолетнего правонарушителя, других можно побудить выбрать метод воспитания, который, хотя и не менее труден, но по крайней мере более позитивен и полезен.

Как воспитать православного христианина,

и, возможно, святой

(Мой положительный ответ в Департамент полиции Хьюстона).

1) Когда ребенок еще маленький, начните приучать его / ее к сочувствию и вниманию к другим, а также к бескорыстию. Таким образом, он / она вырастет и поймет, что материальные вещи этого мира - не самое важное для православных христиан. Ваш образ жизни и ваш пример окажут наибольшее влияние на вашего ребенка в этом вопросе.

2) Научите ребенка петь псалмы и церковные гимны. Это побудит его или ее научиться любить священные службы и отвергать сквернословие и нескромные песни, которые сегодня так широко распространены в нашем обществе. Ваш пример в этом окажет наибольшее влияние на вашего ребенка.

3) Никогда не переставай находить поводы для обучения своего ребенка духовным вопросам и любви к Богу и другим, и всегда приводи их в Церковь. Когда мы были маленькими, нас никогда не спрашивали, ходим ли мы в церковь - или куда-нибудь еще, если на то пошло.То, что мы ходили в церковь, было предрешено. Ваш ребенок должен научиться этому с самого раннего возраста. Если вы подождете, пока ваш ребенок достигнет подросткового возраста, будет уже слишком поздно.

4) Объясните своему ребенку значение слов «правильно» и «неправильно», «грех» и «добродетель», «истина» и «ложь»; также научите вашего ребенка знать веру Церкви и распознавать ошибочные убеждения. Таким образом, понимание и духовная осмотрительность вашего ребенка будут расти с годами, и он / она будет готов к будущему, даже если ему / ей придется терпеть ненависть и преследования за свои убеждения.

5) Дайте своему ребенку духовные обязанности, соответствующие его возрасту и пониманию. Сюда могут входить такие занятия, как чтение жития святых , написанных для уровня вашего ребенка, или чтение некоторых вечерних молитв вместе с остальной семьей, или пост и простирание земных поклонов, или помощь в церкви, если он или она достаточно стар.

6) Помимо предоставления вашему ребенку большого количества православной духовной литературы, соответствующей его возрасту, убедитесь, что в вашем доме нет материалов нечистого или неподходящего характера.К сожалению, сегодня это большая часть телевизионных программ. Помните: все, что входит, выходит наружу. Ваш пример в этом вопросе окажет наибольшее влияние на вашего ребенка.

7) Ваш собственный образ жизни, ваши личные вкусы, ваши слова, книги, которые вы читаете, музыка, которую вы слушаете, и вещи, которые привлекают ваш интерес и внимание, - все это будет говорить вашему ребенку громче, чем что-либо другое. Освободите глаза вашего ребенка святыми иконами. Освятите его слух священными гимнами, его обоняние священным благовонием, а все его тело и душу - святыми Таинствами.Если ваш дом - рай духовного здравомыслия, любви и мира, ваш ребенок будет знать, куда обратиться, когда он или она неизбежно столкнется с кощунственными, шокирующими и отвратительными вещами, которыми наполнено наше общество. Научите своего ребенка Иисусовой молитве. В связи с этим последним делом я припоминаю следующую историю:

Около двадцати лет назад на греческом острове Ойнусса, расположенном напротив большого Эгейского острова Хиос, жил женатый священник, который обслуживал духовные и литургические нужды Священный Благовещенский женский монастырь.У этого священнослужителя было четверо или пятеро детей, и каждое утро он выстраивал их в очередь на «осмотр». Он допрашивал их, чтобы узнать, вставали ли они с постели, крестились, молились, умывались, чистили зубы, чистили за ушами и одевались красиво и соответственно. Затем он махал перед ними своей молитвенной веревкой и спрашивал: «А теперь, дети, что это?» Держа в руках свои молитвенные веревки, дети поднимали их в знак приветствия и громко кричали: «Наше оружие!»

8) Учите своего ребенка раздаче милостыни и состраданию к тем, кто в ней нуждается.И научите их также, что они должны помогать в домашних обязанностях и, если они достаточно взрослые, чтобы они работали на различных случайных работах, чтобы они могли с раннего возраста узнать, что, как говорит нам Святой Апостол Павел, тот, кто делает не труд не должен есть. Праздность и достаток вместе в нашем обществе уничтожили бесчисленное количество молодых людей и привели их к греху и даже к ранней смерти. Никогда не стыдитесь сказать своему ребенку: «Мы не можем себе этого позволить».

9) Учите своего ребенка своим личным примером - и примерами из Священного Писания и жизней Святых - что воздержание от еды, питья и личных удобств - это благородное и прекрасное дело, которому нас научили наши Сам Спаситель и Святые.Аскетизм полезен не только для нашей души, но и для нашей маленькой планеты. Каждый раз, когда я приезжаю к нам в приход Святого Нектария в Сиэтле, каждый день совершается Божественная литургия. После службы в будние дни группа из нас обычно идет в ближайший ресторан, чтобы выпить чашку кофе, булочку и т. Д. За годы официантки узнали о наших постных днях: «О, хорошо, это один из тех дней », - говорят они, когда наши заказы особенно малы. «Да, - отвечаю я, - это День с низким уровнем воздействия на окружающую среду.«

10) Будьте справедливы, если когда-нибудь случится, что ваш ребенок вступит в спор с другим ребенком, учителями или другими властями. Если ваш ребенок неправ, он или она неправ, и покажите ему / ей вместе с вашей любовью и поддержкой, почему он / она неправ. Ваш ребенок кое-что узнает о Божьей справедливости на вашем примере.

11) По прошествии лет, если ты будешь упорствовать в этих вопросах, как должно, ты обнаружишь, к своему большому удивлению, что ты вырос и духовно.Святой Павел был весьма серьезен, когда сказал, что «женщина будет спасена рождением ребенка» - и мы знаем и понимаем, что, особенно в таком обществе, как наше, оба родителя необходимы для надлежащего православного духовного воспитания, которое необходимо. .

12) Приготовьтесь к жизни, полной духовной борьбы и молитв. Вы и ваши дети будете нуждаться в них и в Божьей благодати, потому что мы живем в мире не таким, каким его изначально создал Бог. Мы живем на оккупированной территории - земле, оккупированной врагом.Но по нашей святой Вере и Божьей благодати мы, тем не менее, являемся свободным народом, живущим в надежде и ожидании нашего избавления в нашей истинной и вечной стране. И если мы будем внимательны в этих вопросах, у нас будет смелость сказать нашему Спасителю в тот последний день: «Вот я, Твой раб, и дети, которых Ты дал мне».

По заступничеству святых Иоакима и Анны, Боже Христос, да будем мы со всеми нашими малыми достойными Царства Небесного.Аминь.

Православный свидетель

Американская православная церковь Святого Нектария

Сиэтл, Вашингтон 10300

27 октября 1996 г.

*** *** ***

На защите наших детей

A

Взрослые православные христиане, нам достаточно сравнить моральный климат сегодняшнего дня с тем, что было в нашем детстве, чтобы понять, что мы живем в эпоху растущего отступничества. Тридцать, сорок, пятьдесят лет назад светская культура предлагала детям полезные развлечения, в основном поддерживающие христианское воспитание.Фильмы и телепрограммы того времени - например, Lassie, Оставьте это Биверу, My Friend Flicka, The Lone Ranger - все они отличались хорошо развитым чувством морали, которое так важно для правильного развития ребенка. За последнее десятилетие акцент детских развлечений радикально изменился, превратившись в то, что по праву можно рассматривать как заговор против родителей-христиан. Это пренебрежение моралью, вызванное повсеместной алчностью, которая способствует дешевым сенсациям и всему, что продается выше качества, не ограничивается только телевизионными программами - сегодня игры, игрушки, комиксы и даже книжки-раскраски наполнены кошмарными изображениями, предлагающими едва замаскированное приглашение. в ад.

Для тех, кто считает такое заявление грубым преувеличением, посещение киосков с «игрушками и играми» местного универмага вызовет неприятный шок. Там, помимо «Белоснежки» и «Друзья котят», есть жуткая книжка-раскраска с сериалом «Воины-скелеты», гордо рекламируемым как «плохие до мозга костей !!» На задней крышке вырезанная маска с клыками. «Эй, ребята», - гласит упаковка с угрожающей фигуркой черепахи, - «с вашей помощью Дон может мгновенно мутировать из своего« Обычного подростка-черепахи »в секретного канализационного ниндзя! Самого опасного парня в мире!» («Ниндзя» по-японски - воин боевых искусств).Вместе с «Черепашками-ниндзя-мутантами» находится множество других мутантов, пришельцев и внеземных «героев», таких как «Трансформеры» и другие бездушные роботы, носящие такие имена, как «Доктор Террор», «Буйство». , "Истерика" и "Коготь-острие". Есть «милые» монстры и гротескные монстры, такие как «берсерки», «ревущая банда киборгов-мутантов-викингов». Популярный нью-эйджский фильм «Звездные войны» и сериал «Звездный путь» породили целые линейки игрушек и «игровых наборов», то есть космических сред и космических кораблей, таких как «Звезда Смерти».«А теперь Disney Productions - некогда синоним семейных ценностей - выпустила фильм« Горгульи ». TV Guide уверяет родителей, что эти демонически выглядящие существа с их огромными когтями и огромными крыльями, похожими на летучую мышь,« только выглядят. страшно »; они на самом деле« порядочные и нравственные ». В состав персонажей входят« благородный »Голиаф и его когорта Ксанатос (что по-гречески означает« смерть »). Затем есть мачо-солдаты, такие как Рэмбо и давно популярный солдат Джо. , которые поставляются с целым арсеналом сложного оружия и «боевых машин», таких как «Стальной монстр» и «Дом террора».«Большинство этих игрушек - это персонажи из фильмов или мультфильмов, которые« показывают »ребенку, как игрушки должны себя вести. Продвигаемые как« игрушки-боевики », они вдохновляют на жестокие и агрессивные игры. Видеоигры, такие как« Смертельная битва », стали еще одним источником жестоких детских развлечений. Другие игрушки знакомят детей с элементами оккультных и восточных религий. В их мультфильмах невинно выглядящие Медведи, Смурфики и Мой маленький пони сильно пронизаны оккультной символикой и символикой Нью Эйдж. .

А еще есть секс. С момента своего дебюта в 1959 году очаровательная пышная Барби была королевой кукол и стала чем-то вроде навязчивой идеи среди многих молодых девушек. С обычными куклами девочки естественным образом практикуют воспитание детей - в конце концов, игрушки - эффективный механизм обучения, - но с Барби акцент делается на физической привлекательности, парнях и свиданиях, что в сегодняшней атмосфере, наполненной сексом, особенно вредно для здоровья. Настольная игра, разработанная для подростков, говорит об этом: «Эй, давайте будем честными.Что может быть важнее на данном этапе нашей жизни, чем найти идеального представителя противоположного пола? Немного. В основном вы играете девушек против парней. Для начала это круто. Вы заставляете другую команду делать все эти странные вещи. Если они этого не делают, вы ставите им штамп, и они становятся вашими личными партийными рабами. Естественно, они должны делать то, что вы говорите. Круто. . . Не будь дураком. Попробуйте! "

Индустрия игрушек, которая извергает такую ​​мерзость, успешно сотрудничает с киноиндустрией.По сути, мультфильмы превратились в 30-минутную рекламу, и дети в ответ стали агрессивными потребителями любых модных игрушек с героями фильмов - в дополнение к простыням, ланч-боксам, футболкам, плакатам и другим предметам с изображением их любимая ТВ-игрушка, будь то мачо Г.И. Джо или Покахонтас Нью Эйдж. Это грубое издевательство над детской душой - прибыльный бизнес.

Задача воспитания христианских детей никогда не была легкой.«Младенец, - пишет святитель Димитрий Ростовский (1709), - подобен доске, приготовленной для иконописи. Все, что пишет на ней иконописец, благородное или бесчестное, святое или грешное, ангела или беса, остается. То же самое применимо и к маленькому ребенку: то воспитание, которое ему дано, те манеры, которым его учат - будь то угодные Богу или презираемые Богом, ангельские или демонические - будут частью его на всю оставшуюся жизнь. " Поскольку дети очень впечатлительны, родители должны проявлять особую бдительность в отношении влияний, окружающих их детей, стараясь, насколько это возможно, внести положительный вклад в их развитие, сделать их достойными гражданами Царства Небесного.

Мощное влияние образов на душу - одна из причин, почему иконы должны занимать видное место в православном доме. В своей книге «. Значение икон » Леонид Успенский пишет, что икона «передает или, вернее, визуально свидетельствует о ... реальности Бога и мира благодати и природы». По его словам, иконография - это средство, которое Церковь использует, чтобы передать свое учение, передать откровение божественного мира, указать на Царство Небесное.Иконы - это отражения людей, возрожденных в вечность; они помогают нам раскрывать и развивать красоту святости. Другими словами, они помогают людям достичь подобия Богу, следуя основному принципу, согласно которому «мы становимся подобными тому, что мы обычно созерцаем» (Константин Каварнос, Православная иконография, ).

Тот же принцип справедлив и для отвратительных образов, вторгшихся в мир детских игрушек. «Хорошо известно, - пишет епископ Феофан Затворник (1894 г.), - насколько сильно развращающие образы действуют на душу, независимо от того, в какой форме они могут ее коснуться.«Дети особенно уязвимы; их сознание и их личность еще не развиты. И поэтому сатана нацелился на них своей собственной извращенной формой« иконографии »: изображениями, которые ожесточают их души и приучают их к миру тьмы - миру, где Традиционно «добрыми» считаются демонические образы, в которых прославляются уродство и жестокость и вознаграждается агрессия. Границы добра и зла размыты. Бога нет. «Спасители» мира приходят из космоса.Или они приходят в виде сверхчеловека Ницше, который владеет властью без совести. Эти чудовищные изобретения далеки от того, чтобы их оттолкнули от этих чудовищных изобретений, многие дети описывают их как «крутые», «удивительные» и, одобрительно, «плохие». Если бы сатана посетил этих детей во сне, у них не было бы страха и защиты.

Что могут и должны делать родители-христиане, чтобы защитить своих детей от такого «душераздирающего зла»? Конечно, для детей это нормально - увлекаться страшными монстрами, и ребенок, который играет с волшебной палочкой или Power Ranger, не обязательно причиняет вред своей душе.Здесь важно, чтобы ребенок был окружен сильной христианской культурой в доме, а родители были внимательны и активно участвовали в развитии ребенка. Предоставление возможностей для настоящей игры важно, и есть много здоровых альтернатив игрушкам и играм, которые мы описали. Поскольку сегодня цены на большинство игрушек выходят за пределы допустимого для ребенка диапазона, родители должны сами контролировать. Лучше всего подходят неспецифические игрушки, т.е. те, которые дают наибольший простор для воображения и творческих способностей ребенка; в их число входят картонные коробки, кубики, игрушки для мастеров, мелки и другие принадлежности для творчества и рукоделия; для старшего ребенка запас древесного лома с молотком и гвоздями.Детям нравится играть с родителями, и есть много настольных игр, которые нравятся всей семье; к ним относятся Parcheesi, Monopoly, Pictionary и Scrabble. Чтение вслух - еще одно ценное времяпрепровождение, которое сближает детей и родителей.

Мир полон образов, которые тянут душу в ложном направлении. Родители должны окружать детей образами, ведущими к спасению, образами, которые делают душу восприимчивой к благодати. Воспитание христианских детей в эту постхристианскую эпоху - огромная ответственность и настоящий подвиг.Это требует серьезных затрат времени, терпения, любви и молитвы. Но награды несравнимы - и вечны.

В топ


Миссионерская брошюра № E55b
Copyright © 2001 Свято-Троицкая Православная Миссия

466 Foothill Blvd, Box 397, La Canada, Ca 91011

Редактор: Епископ Александр (Милеант)

(Chield_e2.doc, 05-12-2001)

Отредактировал Дональд Шуфран

.

Воспитание детей с характером: 10 принципов

1. Сделайте развитие персонажа приоритетным

Одна из моих студенток, размышляя о развитии своего характера, написала: «Я была единственным ребенком, и мои родители большую часть времени позволяли мне действовать по-своему. Я знаю, что они хотели показать, как сильно они меня любят, но я всю жизнь боролась с эгоизмом ".

Нам нужно рассматривать наших детей как будущих взрослых.Каким характером мы хотим, чтобы они обладали взрослыми мужчинами и женщинами? Будут ли они великодушными и ответственными взрослыми? Смогут ли они стать любящими мужьями и женами, способными матерями и отцами? Как наш подход к воспитанию детей может повлиять на эти результаты?

2. Будьте авторитетным материнским предприятием

Родители должны четко осознавать свой моральный авторитет - свое право на уважение и подчинение. Психолог Диана Баумринд определила три стиля воспитания детей: авторитарный, авторитарный, и разрешительный .Авторитарные родители используют много команд и угроз, но мало аргументов. Снисходительные родители высоко ценят привязанность, но не обладают авторитетом. Напротив, авторитетные родители высоко ценят авторитет, рассудительность, справедливость и любовь. Авторитетный родитель «объясняет причины требований, поощряет взаимные уступки, устанавливает стандарты и строго придерживается их, но не считает себя непогрешимым». Баумринд считает, что в любом возрасте у самых уверенных в себе и социально ответственных детей есть авторитетные родители.

Чтобы установить авторитетный стиль воспитания, у нас должна быть политика нулевой терпимости к неуважительной речи и поведению. Когда дети неуважительно разговаривают, им нужна немедленная корректирующая обратная связь («Какой у вас тон голоса?», «Вам не разрешается говорить со мной таким образом, даже если вы расстроены»). Позволение нашим детям говорить с нами неуважительно быстро подорвет их уважение к нашему моральному авторитету, нашим правилам, нашему примеру и нашему учению.

3.Люблю детей

Когда дети чувствуют себя любимыми, они привязываются к нам. Эта привязанность делает их восприимчивыми к нашему руководству.

Один на один раз. Нам нужно эмоционально интимное время, чтобы поддерживать крепкие и развивающиеся отношения. Чтобы защитить детей один на один, мы должны это спланировать. Я знаю директора школы, отца четверых детей, который может указать вам в своей записной книжке, с каким ребенком он проведет следующую субботу днем. «Если бы я не запланировал это время, - говорит он, - этого бы не случилось.«

Любовь как общение . Хорошее общение не происходит автоматически. Нам часто нужно делать что-то преднамеренное, чтобы вызвать значимый обмен мыслями и опытом. Когда нашему старшему сыну Марку было 13 лет, меня разочаровал тот факт, что наши разговоры обычно заключались в том, что я задавал вопросы и давал односложные ответы. («Как прошла школа?» «Прекрасно». «Как прошла игра?» «Отлично».) Однажды в раздражении я сказал: «Было бы здорово, если бы вы задали мне вопрос.«

Он сказал: «Хорошо, папа, как твои курсы в этом семестре?» Это был первый раз, когда я говорил с ним о моем обучении. После этого, даже если бы у нас было всего пять минут в машине, мы задавали бы «вопросы вперед-назад»: я бы задавал ему один (например, «Что было лучшей и худшей частью вашего дня? "), он задавал мне один (часто тот же вопрос) и так далее. Это стало семейной традицией.

Любовь как жертва . Каждый год около миллиона детей видят развод родителей.Браки рушатся по многим причинам, включая насилие, алкоголизм и неверность. В книге исследователя Джудит Валлерстайн « Неожиданное наследие развода » (2000) документируются зачастую длительные последствия распада семьи как для детей, так и для взрослых. Получив такие свидетельства, консультанты по вопросам светского и религиозного брака теперь призывают супружеские пары, у которых есть проблемы, сделать все возможное, чтобы попытаться спасти свой брак.

4. Обучение на примере

Обучение на собственном примере выходит за рамки любви и уважения к нашим детям.Это связано с тем, как мы относимся друг к другу как к супругам, и как мы относимся и говорим о других вне семьи - родственниках, друзьях, соседях и учителях. В наши дни наиболее важным примером, который мы подаем, могут быть позиции, которые мы занимаем, особенно позиции, которые непопулярны среди наших детей или расходятся с тем, что разрешают другие родители. Что мы запрещаем? Жестокие видеоигры? Сериалы и фильмы, содержащие секс, насилие или нецензурную лексику? Все формы порнографии? Нескромное платье? Вечеринки, где есть выпивка? Знают ли наши дети, где мы стоим по важнейшим моральным проблемам современности - уважению к жизни, войне и миру, угрозам окружающей среде, тяжелому положению бедных? Такие стенды определяют наши ценности.

5. Управляйте моральной средой

Как мы должны регулировать использование детьми средств массовой информации - телевидения, фильмов, музыки, видеоигр и Интернета? Основное правило: использование медиа дома - это привилегия, а не право. Для реализации этой привилегии требуется наличие родительского разрешения и . Мы также должны вдумчиво объяснить наши моральные возражения против чего-либо, а не просто запрещать это.

Сегодняшняя нравственная среда также требует более бдительного присмотра за нашими детьми.В отчете об исследовании «Как создать лучшего подростка » (www.childtrends.org) обнаружено, что у «заботливых» родителей - тех, кто знает о действиях, друзьях и поведении своих детей и отслеживает их возрастным образом - подростки с более низким уровнем сексуальная активность и употребление наркотиков и алкоголя.

Мы также должны знакомить наших детей с благородством и героизмом. Где-то в вечерней газете есть хотя бы один пример честности, смелости или сострадания. Сайт www.teachwithmovies.com - это источник фильмов, которые предлагают положительные образцы для подражания и являются предметом моральной дискуссии. Книги, которые развивают характер. Уильяма Килпатрика предоставляет отличную аннотированную библиографию из более чем 300 книг, подходящих для разных возрастных уровней.

6. Используйте прямое обучение для формирования привычек и совести

7 этических тестов

  1. Тест на золотое правило (обратимость):
    Хотел бы я, чтобы люди поступали так со мной?
  2. Тест «что, если все сделали это»:
    Хотелось бы мне, чтобы все так поступали?
  3. Тест родителей:
    Что бы почувствовали мои родители, если бы узнали, что я это сделал?
  4. Религиозный тест:
    Это противоречит тому, чему учит моя религиозная вера?
  5. Проверка на совесть:
    Буду ли я потом чувствовать себя виноватым?
  6. Проверка последствий:
    Может ли это иметь плохие последствия сейчас или в будущем?
  7. Тест на первой странице:
    Что бы я почувствовал, если бы о моих действиях было написано на первой странице газеты моего родного города?

Нам нужно практиковать то, что мы проповедуем, но нам также нужно проповедовать то, что мы практикуем.Непосредственное нравственное обучение помогает развить у ребенка привычки и совесть. «Собери свои игрушки». «Скажи пожалуйста и спасибо». «Не перебивай». «Посмотрите на человека, который с вами разговаривает». Сотни подобных учений сообщают детям: «Вот как мы себя ведем», «Вот как мы живем».

Прямое обучение включает в себя объяснение, почему одни вещи правильные, а другие - нет. Почему лгать - неправильно? Потому что ложь разрушает доверие. Почему жульничать - неправильно? Потому что обман - это ложь, это обман другого человека.Подобные моральные рассуждения помогают детям развить совесть, которая будет направлять их, когда нас нет рядом. Развитие у наших детей навыков принятия решений также означает обучение их определенным «этическим тестам», которые они могут использовать для оценки любого конкретного поведения. (См. Боковую панель.)

Наконец, прямое обучение также может принимать форму наставления наших детей по хорошей книге, статье или брошюре. Канадская мать сказала мне, что она не могла подобрать слова, когда ее 16-летняя дочь Лиза рассказала, что они с парнем думали о сексе.Когда мать сказала: «Но секс предназначен для любви», Лиза ответила: «Но мы действительно любим друг друга, и именно так мы хотим это выразить». Чтобы помочь подростку задуматься о смысле любви, родитель может предложить брошюру, например, Love Waits . Частично он гласит:

Любовь терпелива; любовь добра. Любовь желает лучшего для другого человека. Любовь никогда не переступит черту между правильным и неправильным. Неправильно подвергать друг друга опасности столкнуться с трудным выбором, выбором, который может навсегда изменить вашу жизнь.На данный момент кажется, что заниматься сексом до брака - это правильно Но возможные издержки неожиданной беременности, аборта и заболевания, передающегося половым путем, а также серьезные травмы, которые могут возникнуть в результате разрыва отношений, перевешивают ощущения на данный момент. Если вы знакомитесь с кем-то или состоите в отношениях, помните: если это любовь, любовь ждет.

7. Мудрая дисциплина

Мудрое воспитание означает установление ожиданий, привлечение детей к ответственности и реагирование на их ошибки таким образом, чтобы одновременно учить тому, что правильно, и мотивировать ребенка делать то, что правильно.Это означает, что дисциплина должна быть четкой и твердой, но не жесткой.

Иногда требуется дисциплинарное взыскание, чтобы помочь детям осознать серьезность того, что они сделали, и мотивировать их не делать этого снова. Однако, навязывая последствия, многие родители в момент гнева терпят поражение («Вас посадили на неделю!») И в конечном итоге возвращаются к тому, что они сказали. Лучше всего спросить ребенка: «Что, по вашему мнению, является справедливым следствием того, что вы сделали?» Затем вместе родитель и ребенок могут договориться о последствиях, которые помогут изменить поведение.

Реституция также важна: когда вы делаете что-то неправильно, вы должны делать что-то правильно, чтобы это исправить. Реституция носит восстановительный характер. Мы должны научить наших детей спрашивать: «Что я могу сделать, чтобы исправить то, что я сделал?»

8. Справедливое решение конфликтов

Соглашение о справедливости

  1. Если мама пообещала что-то с нами сделать, она скажет человеку, что занята, и перезвонит позже.
  2. Мы составим список дел, пока мама разговаривает по телефону.
  3. Мама постарается сократить время звонков.
  4. Если маме придется дольше разговаривать по телефону, она скажет нам, и мы будем вести себя хорошо.

Мама, Филипп и Бен

Конфликты предоставляют важные возможности для развития характера. Подход справедливости можно использовать для разрешения широкого круга семейных конфликтов.Он состоит из трех частей: (1) достижение взаимопонимания; (2) прибытие на ярмарку, согласованное решение проблемы; и (3) проведение дополнительной встречи для оценки работы решения. Одна мама использовала подход справедливости со своими сыновьями Филиппом (7) и Беном (5), чтобы решить проблему плохого поведения детей, когда она разговаривала по телефону. «Чем больше мы разговаривали, - говорит мать, - тем больше я понимала их чувства отвержения, когда я долгое время разговаривала по телефону. Я объяснила, что работая и хожу в школу, это часто мой единственный способ сохранить на связи с друзьями.«Как только они поняли чувства друг друга, мать, Филлип и Бен смогли найти решения. Они разработали Соглашение о справедливости (см. Боковую панель), которое все подписали и разместили. Два дня спустя мама и мальчики провели Контрольная встреча. Мать сообщает: «Мы согласились, что придерживаемся нашего плана. Когда я разговаривал по телефону, дети играли вместе или делали что-то самостоятельно. Звонил короче. Эта проблема вызывает гораздо меньше беспокойств ".

9. Предоставляйте возможность практиковать добродетели

Добродетели развиваются через практику.Мы не развиваем характер детей, просто говоря об этом; им нужны настоящие обязанности в семейной жизни. Мать троих сыновей (2, 4 и 6 лет) говорит: «В нашем доме действует правило: на каждый год вашего возраста поручают работу по дому. Все наши мальчики очень гордятся тем, что они делают». Дети не должны оплачиваться за эту работу; такие рабочие места вносят вклад в семью.

10. Содействовать духовному развитию

«Вовлечение религии и благополучие детей» (www.childtrends.org) сообщает, что молодые люди, которые часто посещают религиозные службы и говорят, что их вера важна для них, демонстрируют более высокий уровень альтруизма и более низкий уровень употребления наркотиков и алкоголя и сексуальной активности. Безусловно, можно быть этичным человеком, не будучи религиозным, и наличие религиозной веры никоим образом не гарантирует, что человек будет хорошим. Но для многих религия придает жизни более высокий смысл и высшую причину для нравственной жизни. Если мы сами не религиозны, мы, тем не менее, должны помочь нашим детям развить духовное видение, которое отвечает на важнейшие вопросы жизни: в чем смысл жизни? Какова цель моей жизни ? Что ведет к подлинному счастью?

Дети будут делать ошибки, вырастая, как и мы.Тем не менее, наша работа как родителей - максимально использовать многочисленные возможности, которые у нас есть, чтобы помочь нашим детям стать личностями с характером.

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.