О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Художественно эстетическое воспитание детей и создание комфортной обстановки в доу


Методическая разработка по теме: Педагогический совет "Художественно-эстетическое воспитание детей и создание комфортной обстановки в ДОУ"

Педагогический совет № 4

Тема: «Художественно-эстетическое воспитание детей и создание комфортной обстановки в ДОУ»

                            Вид  деятельности

 Ответственный

                                           Подготовка к педсовету

1. Семинар «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством»

Воспитатель

Гуляева М.И.

2.  Тематическая проверка «Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах»

Ст. воспитатель

Анищенко Н.В.

3.  Просмотр открытых занятий по изодеятельности, аппликации, конструированию.

Воспитатели

4. Домашнее задание для педагогов: подготовить «Весенний букет» (название букета – принцип его составления).

Воспитатели

                                               Повестка дня

I. Теоретическая часть

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета

Завед. МДОУ № 3

Решетова В.Н.

  2. О создании комфортной обстановки в ДОУ

Завед. МДОУ № 3

Решетова В.Н.

  3. Как решаются задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности детей?

Муз. руководитель

Лукьянова Л.Б.

  4.  Принятие и утверждение  «Программы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста»  МДОУ Д/С № 3 «Тополек»

Ст. воспитатель

Анищенко Н.В.

 II. Практическая  часть

 1. Деловая  игра  «Педагогический пробег»

Ст. воспитатель

Анищенко Н.В.

  2. Проверка домашнего задания «Лучший весенний букет»

(название букета – принцип его составления).

Ст. воспитатель

Анищенко Н.В.

III. Итоги тематической проверки «Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах»

Ст. воспитатель

Анищенко Н.В.

IV. Принятие и утверждение проекта решения педагогического совета.

Завед. МДОУ № 3

Решетова В.Н.

О создании комфортной обстановки в ДОУ.

Дети очень восприимчивы к окружающему, и поэтому вся обстановка детского сада имеет большое воспитательное значение. При внешней пассивности предметный мир активно воздействует на малышей. Они узнают названия вещей, сравнивают между собой игрушки, обращая внимание на их форму, цвет, пропорции, материал. С возрастом они замечают, как по-разному может быть расставлена мебель и размещены игрушки, как оформлены стены комнаты. Постепенно дети  и сами начинают принимать участие в подготовке занятия, сервировке стола к обеду, в оформлении групповой комнаты к празднику или развлечению. Устанавливая, таким образом, связи между предметами в пространстве, дети ориентируются и утверждают себя в этом мире. Они уже не только пользуются всем для них созданным,  но и сами учатся создавать необходимую обстановку. Эта преобразовательная деятельность детей при постоянной помощи взрослого способствует формированию у них представлений о красоте и пользе, воспитывает эстетический вкус и потребность к творчеству. Но чтобы этот процесс развивался успешно, необходимо, чтобы вся окружающая ребенка в детском саду среда была содержательно-информативна, привлекательна и доступна. А педагог должен хорошо разбираться в вопросах художественного воспитания детей и эстетики быта.

           Эстетика быта, как ее понимают специалисты, - это вся окружающая нас обстановка, организованная по законам красоты и пользы, это наши манеры поведения, внешний вид, одежда, т.е. все то, что создает нам и окружающим нас людям хорошее настроение, что обеспечивает полноценную работоспособность и отдых. Эстетично – значит разумно, удобно и, конечно, красиво.

          Можно ли говорить о хорошем здоровье ребенка, если он воспитывается в неблагоприятных условиях?  Нет. Свет, чистота, простор – залог  жизнеспособности человека. Это главнейшие условия эстетически организованной среды. Поэтому недопустимо загораживать окна шкафами и полками, цветочными горшками, клетками и аквариумами. Нельзя говорить о полноценном умственном воспитании ребенка-дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и хаотична и он не получает от взаимодействия с ней прогрессивную информацию.  Поэтому следует чаще менять эстампы и другие предметы тематического художественно-декоративного оформления в группе. Если ребенок имеет дело с предметами, выполненными на высоком качественном уровне, у него воспитывается аккуратность, бережливость, интерес к труду взрослого.

           Каждое помещение в группе  (спальня, раздевалка) оформляется в соответствии с тем, для чего, для какой цели оно предназначено. Но когда дело касается оборудования и оформления помещений, имеющих одно и то же назначение, но для детей разных возрастов, то далеко не всегда сразу можно определить, для детей какого возраста предназначено данное помещение. Нередко обстановка групповых комнат детей младшего и среднего и особенно старшего и подготовительного к школе возраста мало чем отличаются между собой. Избежать однообразия можно цветовой отделкой, размещением оборудования и введением знаковой символики этих помещений.  При оформлении групповой комнаты нужно поставить такие планировочные акценты, которые сразу же указывали бы на возраст детей, кому предназначена данная комната, т.е. оформлением нужно подчеркнуть то главное, что характерно для деятельности детей этого возраста. Например, основной планировочный акцент в групповых для младших возрастов – игровое поле. Причем жесткого определения игровой зоны в практике может и не быть, дети играют на  всем пространстве комнаты. Однако зонирование позволяет дисциплинировать педагогический процесс, помогает воспитателю организовать детей для выполнения той или иной работы.

            В комнатах старших дошкольников больше внимания уделяется выбору и оборудованию зоны занятий.  Для самостоятельной деятельности дети должны иметь открытый  доступ к материалам и пособиям. На занятиях и вне их дети много и увлеченно рисуют, лепят, конструируют, изготавливают вместе с воспитателем различные поделки, которые затем  используют в своей игровой деятельности. При зонировании необходимо найти места для размещения сделанных детьми работ. Желательно, чтобы эти работы использовались при оформлении детского сада и служили целям эстетического воспитания. Выставки детского творчества могут быть кратковременными и довольно длительными. Кратковременные выставки устраиваются в зоне занятий, игровой и зоне художественной деятельности детей. Выставки детских работ в вестибюле, коридоре и других помещениях обычно более длительные, и поэтому их оформление продумывается тщательнее.

           В детском саду должны быть созданы условия для художественного развития каждого ребенка в коллективе. Следовательно, и оформление должно соответствовать решению задач как индивидуального, так и коллективного воспитания и развития детей.

Как решаются задачи эстетического воспитания

в музыкальной деятельности.

Всегда вызывает восхищение человек интеллектуально развитый, умеющий логически мыслить, концентрировать внимание, обладающий хорошей памятью, физически крепкий. Но достаточно ли этих качеств, чтобы считаться всесторонне развитым?

         По настоящему  гармоничный человек эмоционально чуток, восприимчив, он способен чувствовать прекрасное и наслаждаться удивительным миром искусства. Огромную роль в эмоциональном развитии играет музыка, как «язык чувств».

           Основная задача музыкального воспитания детей дошкольного возраста: развитие эмоционального отношения к музыке, формирование хорошего музыкального вкуса. Эту работу нужно начинать с раннего детства. Не случайно с древних времен любая педагогическая система не мыслилась без изучения музыки, рисования, танцев, иностранных языков, а зачастую эти дисциплины считались ведущими. Американские ученые считают и сегодня, что музыка развивает интеллект и познавательные способности.

 Культура – это наследство предыдущих поколений (все художественные ценности, в том числе и музыка). Задача музыкального руководителя состоит в том, что чтобы сформировать у детей эмоционально-оценочное (положительное) отношение  к музыке, чтобы каждый ребенок присвоил эти культурные ценности  (это моя музыка, я ее люблю). Если с раннего детства музыка запала в душу – то это ребенок присваивает на всю жизнь.

         В старшей группе дети уже дают обоснованную, аргументированную оценку музыке. Оценка – это желание ребенка повторно слушать музыкальное произведение. Из числа любимых можно назвать следующие произведения, которые слушают дети: «Тройка» Свиридова,  «Испанское болеро» Чайковского из балета «Лебединое озеро», «Мелодия» Глюка, «Шутка» Баха и др.

         Как решаются задачи эстетического воспитания детей в музыкальной деятельности? Прежде всего через слушание и восприятие  классической музыки, специально отобранной для детей, через использование классической музыки во всех видах музыкальной деятельности (это танцы под классическую музыку, это игра на музыкальных инструментах, это танцевальные и игровые творческие импровизации детей, это музыкальные игры-сказки (ритмопластика), это отношение к музыке самого педагога, выразительный и эмоциональный показ танцев, песен, ритмопластических этюдов и т.д.)

Своим выбором репертуара, своим эмоциональным отношением к музыке, через использование художественного слова, произведений живописи педагог формирует у детей  представление об эталонах красоты в искусстве и в жизни.

На музыкальных занятиях активизируется  познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы.    При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

 Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируются все творческие возможности растущего человека.

 Музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

  1. Воспитывать и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
  2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах, развивать элементарную музыкальную грамотность. Все это позволяет детям действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
  4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух,  чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать.

Чтобы полностью выполнить программные требования, надо хорошо продумать методы и приемы, которые строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. Ведущая роль принадлежит педагогу, который должен строить свою работу, прежде всего  с учетом интересов и потребностей каждого ребенка. Музыкально-эстетическое воспитание направленно не только на развитие каких-либо способностей, но и на формирование личности ребенка. Следовательно, методы должны быть едины  по своей направленности и обеспечить в конечном счете воспитание эстетического отношения ребенка к музыке.

Принятие и утверждение

«Программы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста» в МДОУ Д/с № 3 «Тополек»

        Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса МДОУ Д/С №3 «Тополек» и является его приоритетным направлением. Поэтому нами была разработана «Программа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста».

Основная задача данной программы – раскрыть формы, способы организации и содержания воспитательно-образовательного процесса ДОУ №3 в  художественном эстетическом развитии детей в возрасте 2-7 лет.

           В составлении программы принимали участие:

Решетова В.Н. – заведующая МДОУ № 3

Анищенко Н.В. – старший воспитатель

Лукьянова Л.Б. – музыкальный руководитель

Масюкова Г.И. – музыкальный руководитель

Гуляева М.И. – воспитатель

Фаткуллина А.А. – педагог-психолог

Программа состоит из следующих разделов:

  1.  Пояснительная записка
  2. Актуальность
  3. Компоненты программы
  4. Ожидаемые результаты
  5. Этапы выполнения программы
  6. Содержание воспитательно-образовательного процесса
  7. Структура предметно-развивающей среды
  8. Дополнительные услуги, реализуемые в ДОУ
  9. Стратегия развития ДОУ
  10. Структура воспитательно-образовательной системы в работе ДОУ
  11. Кадровое обеспечение
  12. Требования к педагогу
  13. Финансово-экономическое обоснование проекта
  14. Перспективные планы по музыкальному воспитанию
  15. Тематические планы по изобразительной деятельности

Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса МДОУ Д/С №3 «Тополек» и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.

        Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Составляющей        этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

 Основные задачи:

  1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  2. Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного, речевого развития детей, формирование базисных основ личности;
  3. Воспитание и развитие детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной и изобразительной деятельности;
  4. Формирование предметно-развивающей среды и условий для обогащения разнообразной художественной деятельности детей;
  5. Создание модели взаимодействия детского сада и семьи в художественно-эстетическом развитии детей.

        Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

  1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его в движениях, жестами, мимикой, слушают музыку, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
  2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету отдельных персонажей.
  3. «Театрализованная деятельность». Рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок, рисование пригласительных билетов, гримирование в рисунке под определенного персонажа, моделирование театральных костюмов.
  4. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям, развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.
  5. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим /люди, природа, мир/, а также знакомства со строением предметов, объектов.
  6. «Физическое развитие» воспитание вкуса к здоровому образу жизни, понимание красоты здорового тела, движений, упражнений. Воспитание потребности быть здоровым и красивым.

Актуальность

            Какими мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

             Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание. В связи с этим ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Компоненты  программы

Содержание основных тем программы включает в себя три компонента.

  1. Федеральный компонент. Обеспечивает единство образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой включается реализация эстетического воспитания и художественного образования в разных возрастных группах, формирование музыкальных основ базовой культуры личности, специальные темы художественно-эстетического и музыкального развития. Ориентируется на государственные стандарты образования и воспитания детей.
  2.  Национально-региональный компонент.  Данный компонент (в дальнейшем именуемый как региональный компонент) отражает образовательное пространство, которое обозначается понятием, например, «Оренбургский край». Территориальным ядром признаются современные пределы Оренбургской области. Региональный компонент учитывает национально-региональные особенности,  специфику состава населения и определяет обязательный минимум содержания  данной программы по языку, истории, культуре, географии. Содержание и объем  регионального компонента определяется всеми гранями своеобразия Оренбургской области. Наиболее общими сферами, определяющими структуру  образовательного пространства данной программы, являются природа, социум, культура.
  3.  Локальный компонент. В соответствии со ст. 32 п. 2 Закона «Об образовании» представлен занятиями по выбору, индивидуальным обучением, факультативными занятиями, кружками.

 Этапы выполнения программы

I этап: Создание условий работы по художественно-эстетическому развитию детей.

        Эстетическая развивающая среда в группе создается как фактор формирования в человеке добра и красоты и включает:

  1. Внутренне убранство групп, где живут и воспитываются дети /окраска всех поверхностей – стен, потолков, пола/, должно быть спокойных тонов,
  2. Световой фон, вписывающийся в интерьер, мебель, яркие игрушки, произведения изобразительного искусства, детского творчества,
  3. Соответствие психологическим особенностям детей: все книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр и занятий должны быть доступны детям и радовать их не только своим назначением, но и внешним видом.

II этап – Организация работы ДОУ по данной программе.

Деловая игра  «Педагогический пробег»

Ведущий предлагает считать педсовет  своеобразным «пробегом» по тропе знаний в области развития творческих способностей к изобразительной деятельности, формирования культуры.

Участники педсовета делятся на две команды с помощью лотереи. Ведущий игры дает целевую установку:  «Командам двигаться каждой по своему маршруту. При  правильном ответе на вопросы получать разрешение на переход к последующим этапам пробега. Победителем будет считаться та команда, которая, несмотря на лишения и трудности дистанции, проходит к финишу».  Членам команды дается 1 мин. для  придумывания названия команды, которое должно быть созвучно теме педсовета.

Первая остановка  «Раздумье» (решение педагогических ситуаций).

                                     Первая команда

  1. Дети должны были нарисовать с натуры чучело белки. Им было предложено обследовать натуру разными способами: дети средней группы,  изучая белку, гладили ее по шерстке, показывали части тела и т.д.; дети старшей группы, изучали  белку с опорой лишь на зрительное восприятие. Будут ли отличаться рисунки детей разных возрастных групп? Дайте психологическое обоснование своим суждениям.
  2. Между мамами состоялся следующий разговор.  «Как хорошо рисует ваш сын. У моего же одни каракули. Сколько ни говорю, Чтобы рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо». – «А вы пробовали его учить?» - «Я часто усаживаю сына рисовать. Но рисунки его плохи. Наверно, у него нет способностей». Права ли в своих догадках мама плохо рисующего ребенка? Какой совет можно дать родителям, желающим развивать умения, способности своих детей?

Вторая  команда

  1. Папа купил сыну (2 года 3 месяца) цветные карандаши. Мальчик начал рисовать, но у него ничего похожего на окружающие предметы не получилось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, на рисунке никак не получалась елка, которую ему так хотелось нарисовать.  Мама сказала, что ребенку еще рано рисовать. Но отец настойчиво вкладывал карандаш в руку сына и водил им по бумаге: «Давай вначале вместе нарисуем, потом у тебя одного получится». Он вслух обозначал то, что получалось в процессе совместного рисования, побуждал мальчика самостоятельно узнавать изображенное на бумаге. Проанализируйте поведение родителей, укажите, кто прав и почему. Проанализируйте действие отца с точки зрения теории Л.С.Выготского  о «зоне ближайшего развития».
  2. Детям 5 лет, живущим в крупном городе, предложили нарисовать дом. Большинство нарисовали традиционный одноэтажный домик, в основе которого был изображен прямоугольник и сверху треугольник. Чем объяснить однообразие, примитивность в изображении дома на рисунках пятилетних городских жителей? С какими ошибками в обучении ребенка рисованию связаны эти явления?

Вторая остановка  «Угадай-ка»

Решение кроссворда по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми».

Третья остановка  «Калейдоскоп изобразительного искусства»

                              Первая команда

  1. Как называют художника, отдающего предпочтение изображению моря? Человека? Военных действий?
  2. Выберите из представленных портретов портрет В.М. Васнецова и из репродукций («Аленушка», «Богатыри», «Иван Грозный») репродукции его картин.
  3. Перечислите все виды изобразительного материала, техникой которых дети старшего дошкольного возраста могут овладеть.
  4. Выскажите предположения по использованию продуктов творческой деятельности детей группы в общей системе  воспитательно-образовательной работы.

                           Вторая команда

  1. Как называют художника, отдающего предпочтение изображению природы? Животных? Цветов, фруктов, неодушевленных предметов?
  2. Выберите из представленных портретов портрет И.Е. Репина и из представленных репродукций («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии») репродукции его картин.
  3. Перечислите все виды изобразительного материала, с помощью которых дети младшего дошкольного возраста могут создавать рисунки.
  4. Выскажите предположения по использованию продуктов творческой деятельности детей группы в общей системе  воспитательно-образовательной работы.

Четвертая остановка   «Умелец»

Задание на изготовление из имеющегося изобразительного материала образца приглашения на праздник «Выпуск в школу» (по содержанию и технике выполнения изготовление пригласительного билета должно быть доступно для детей старшего дошкольного возраста).

                                                Кроссворд

               «Народно-прикладное  искусство в работе с детьми»

Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки), на котором все его посетители от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

     

 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3

 

 

 

 

 4

 

 

 

 

 

 

 5

 

 

 

 

 

 

 6

 

 

 

 

 

 

 7

 

 

 

 

 

 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 9

 

 

 

 

 

1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он?

2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан.

3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку.

4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов.

5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так.

6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья.

7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье.

8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских,  филимоновских мастеров) являются объемными, то  к какому виду пространственных искусств их можно отнести?

9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера.

Тематический контроль

«Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах»

Цель: Выяснить состояние воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей в МДОУ ДС № 3 «Тополек». Проверить уровень развития детей в старших и подготовительной группе.

Сроки проведения: с 12 марта по 27 марта 2007 года.

                                   План тематического контроля.

Вопросы контроля

Методы контроля

Содержание контроля

Ответственные

1.Знания, умения и навыки детей

Наблюдение педпроцесса (просмотр и анализ занятий). Анализ детских работ. Анализ диагностических карт.

Выявление уровня усвоения детьми программы.

Деятельность детей на занятиях.

Ст. воспитатель

Н.В. Анищенко

Воспитатель по ИЗО

Гуляева М.И.

2.Знания, умения и навыки воспитателей

Наблюдение педпроцесса (просмотр и анализ занятий).

Собеседование с воспитателями.

Знание воспитателем программных задач  по данной теме.

Анализ форм, методов и приемов работы с детьми.

Анализ самообразования педагогов.

Заведующая

МДОУ ДС № 3

В.Н. Решетова

Ст. воспитатель

Н.В. Анищенко

3.Планирование работы с детьми

Анализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми.

Проверка планирования занятий, индивидуальной работы с детьми, наблюдения, самостоятельная деятельность, игры, выполнение режимных процессов.

Заведующая

МДОУ ДС № 3

В.Н. Решетова

Ст. воспитатель

Н.В. Анищенко

4.Создание условий

Посещение групп.

Анализ предметно-развивающей среды: в группах, в изостудии, в музыкальном зале.

Наличие пособий и игр для фронтальных и индивидуальных занятий.

Методическое обеспечение

Целесообразность размещения материала

Заведующая

МДОУ ДС № 3

В.Н. Решетова

Ст. воспитатель

Н.В. Анищенко

5.Работа с родителями

Анализ документации, наглядной пропаганды

Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме.

Анализ планов, наглядной агитации по данному разделу.

Ст. воспитатель

Н.В. Анищенко

 Материалы тематического контроля:    

  1. Диагностические карты знаний, умений и навыков  детей старшего дошкольного возраста.
  2. Карта контроля «Анализ детских работ»
  3. Карта контроля «Планирование работы с детьми»
  4. Карта профессиональных знаний и умений воспитателя по художественно-эстетическому развитию детей.
  5. Карта контроля «Создание условий», «Работа с родителями.

Справка

по результатам тематического контроля

«Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах»

I. Оценка уровня знаний, умений и навыков детей.

В ходе тематической проверки проводилось обследование детей старших и подготовительной группы по разделам изобразительное искусство и музыкальное развитие.

Проанализировав детские работы и знания, умения, навыки детей старших групп можно сделать следующие выводы.

Практически все дети (92%) проявляют интерес  к изобразительной деятельности. Высокая активность и увлеченность на занятиях по рисованию и лепке наблюдается у детей 7 группы. Основная масса детей (78%) выполняют работу в соответствии с заданием, но не у всех детей еще наблюдается устойчивость при выполнении замысла. Многие дети проявляют самостоятельность в выборе изобразительных материалов и технических приемов изображения, но организация занятий в изостудии  не дает возможность предоставить детям  более широкий выбор материала и затрудняет  творческое применение различных техник изображения. В основном дети неплохо усваивают программные умения, у них довольно устойчивые  навыки, хотя в каждой группе есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту (как в техническом, так и в творческом  плане).

Анализ знаний, умений и навыков детей по музыкальному развитию позволяет сделать следующие выводы.

Дети умеют вслушиваться в музыку, понимают ее образное содержание, почти все дети (93%) умеют определять жанр произведения (марш,  песня, танец). В основном все дети старшего возраста (83%) умеют связывать движения с музыкой, выполнять совместные движения, 66% детей имеют высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, 34% - средний уровень.

II. Оценка профессиональных знаний и умений воспитателей.

Знания и умения воспитателей проверялись в ходе наблюдения педпроцесса (просмотр и анализ занятий), а также в ходе собеседования с воспитателем.

Все педагоги знают программные задачи по данному разделу. Но не все педагоги могут правильно руководить детским творчеством. Многие педагоги, особенно молодые, прежде всего понимают личную готовность к занятию только  как подготовку материалов, ознакомление с методическими рекомендациями или уже разработанными кем-то конспектами. Профессиональные педагоги строят каждое  занятие с учетом личных наблюдений, опыта, прочитанных книг, изученных художественных альбомов, иллюстраций, с опорой на все, что может помочь в поисках творческого разнообразия решений. Недостаточно развитое эстетическое восприятие педагогов является причиной формирования штампов, которые внедряются в сознание детей (так бывает, а так не бывает).

У многих педагогов формальный, нетворческий подход к организации занятий: используются одни и те же  методы и приемы обучения, в работу не включаются игровые приемы и ситуации, часто дается непосредственный прямой показ способа изображения, в результате чего у детей образуется установка на то, что рисовать, лепить или делать аппликацию можно только после того, как воспитатель продемонстрирует, как это надо делать. Не продумывают педагоги и варианты занятий. Мало внимания уделяют анализу детских работ.

III. Планирование работы с детьми.

В календарных планах воспитателей планируются занятия по музыке, изодеятельности, аппликации, конструированию, планируется ознакомление с художественной литературой. В планах гр. № 9, 6 нет программного содержания  этих занятий.  Планируется индивидуальная работа с детьми,  беседы по различным темам, наблюдения, дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры, самостоятельная деятельность детей.  Очень мало педагоги планируют и проводят досуги и развлечения, работу с родителями.

IV. Создание условий.

В МДОУ Д/с № 3 «Тополек» созданы все необходимые условия для развития художественно-творческих способностей детей. Изостудии оснащена всем необходимым оборудованием, имеются произведения изобразительного искусства разных видов и жанров, есть все необходимые изобразительные материалы,  имеется  разнообразный игровой дидактический материал, народные игрушки и т.д.

           В музыкальном зале имеются музыкальные инструменты, пособия, атрибуты, комплекты аудиозаписей песен, музыкальных произведений, куклы би-ба-бо и другие виды театров.

   В группах оборудованы  музыкальные уголки, театрализованные зоны, уголки по художественно-продуктивной деятельности.  Наличие материалов в уголках  не во всех группах соответствуют требованиям и возрасту детей.

V. Работа с родителями.

Анализ документации и наглядного материала на группах показал, что работе с родителями по развитию художественно-творческих способностей детей воспитатели очень мало уделяют внимания.  Воспитатели гр. 7, 9, 11 организуют выставки рисунков, поделок из природного материала и овощей, в которых принимают участие родители с детьми.

Привлекают родителей к изготовлению игрушек и оформлению групп к праздникам. Проводят индивидуальные консультации. Оформлена наглядная информация на гр. № 7, 9 «Цвет – зеркало души», «Устроим картинную галерею».

 

Рекомендации:

  1. Более творчески подходить к организации занятий по художественно-эстетическому развитию детей , использовать разнообразные методы и приемы на данных занятиях.  (Постоянно)

     Ответственные: воспитатели.

  1. При планировании занятий (изодеятельность,  музыка, конструирование, аппликация) указывать программные задачи.

(Постоянно).

Ответственные: воспитатели.

  1. Дооборудовать уголки по художественно-продуктивной деятельности в    

соответствии с возрастом детей.

Срок: сентябрь 2007г.

Ответственные: воспитатели.

  1. Использовать разнообразные формы работы с родителями, подготовить  

наглядный материал для родителей по развитию художественно-творческих способностей детей.

Срок: май 2007г.

Ответственные: воспитатели, ст. воспитатель Анищенко Н.В.

       

   

  Решение педсовета:

  1. Продолжать работу по художественно-эстетическому воспитанию детей (постоянно), более тщательно продумывать оформление и обстановку  в группах, в соответствии с возрастом детей.

Срок: 20 августа 2007г..

Ответственные: ст. воспитатель Анищенко Н.В., воспитатели.

   

2.    Утвердить  «Программу по художественно-   эстетическому развитию    детей дошкольного возраста» и срок ее действия с мая 2007г. по май   2010г.

Доработать блок театрализованная деятельность и психологическое сопровождение.

Срок: сентябрь 2007г.

Ответственный: старший воспитатель Анищенко Н.В.

3.  Использовать разнообразные формы работы с родителями (постоянно).

     Подготовить   наглядный материал для родителей по развитию    

      художественно-творческих   способностей детей.

Срок: сентябрь 2007г.

Ответственные: воспитатели, ст. воспитатель Анищенко Н.В.

  1. Пополнить недостающими материалами и пособиями уголки по художественно-продуктивной деятельности в группах.

Срок: сентябрь 2007г.

Ответственные: воспитатели.

Как развивать творческие способности в классе - Кривая психологического обучения

«Опишите язык дятла», - написал Леонардо да Винчи в одном из своих списков дел, рядом с рисованием трупов, созданием сложных машин и шитьем костюмов. Да Винчи заполнил более 7000 страниц блокнота вопросами, каракулями, наблюдениями, набросками и расчетами. Он каждый день воспитывал творчество как привычку и умение - и это окупалось. Работа да Винчи изменила множество дисциплин, от науки до искусства и инженерии.

Я был заинтригован, когда мой соучитель предложил использовать тетради «Да Винчи» в нашем классе 2-го класса. Идея была проста: учащиеся ведут записные книжки, не зависящие от какой-либо учебной дисциплины, где они могут пробовать творческие упражнения и изучать личные увлечения. Я заказал стопку тетрадей в переплете по этому случаю.

Через неделю результаты меня поразили. Каждый раз, когда мышление ученика расходилось с целями нашего урока или его вопрос вспыхивал искрой потенциального нового интереса, мы отправляли его в их тетрадь Да Винчи.«Запиши!» - припев, повторяемый бесчисленное количество раз в день. Однажды мы провели «испытание на 100 вопросов», вдохновленное книгой Майкла Гелба « Как думать, как Леонардо да Винчи ». Цель: написать 100 вопросов за один присест, примерно или . Второклассники задавали такие вопросы, как: как работает ваш мозг? Почему у нас есть музыка? Крошечные люди живут на атомах? Почему я не тигр? Как ключи открывают дверные замки? Почему все должно умирать? Зачем Бетховен написал оду радости, если он был таким сварливым? Почему не все автомобили электрические?

К концу года записные книжки да Винчи были заполнены до блеска.Один второклассник спроектировал и зарисовал парк машин зомби-апокалипсиса. Другая писала стихи за стихами, практикуя методы, которым она научилась на этой неделе. Другая сделала проницательные записи о своих повседневных наблюдениях за нашим классом. Несмотря на множество поездок из дома в школу, только один ребенок потерял тетрадь за весь год - немалый подвиг для семилетних.

Блокноты Да Винчи предназначались не только для студентов. Мы, учителя, тоже сохранили их. Присоединяясь к творческому хаосу с нашими учениками, мы фиксировали свои любопытства и страсти.Когда я писал стихи, зарисовывал растение у себя на столе и записывал вопросы о том, кто изобрел авторучку, я снова погрузился в радость процесса обучения. Я убежден, что тетрадь сделала меня более увлеченным учителем, особенно в трудные дни. Невозможно с уверенностью узнать, каковы были эффекты этих записных книжек. Но творческий подход Да Винчи начал укореняться в нашем классе - в наших учениках и в нас как преподавателях.

Креативность часто носит лишь словесный характер, но на самом деле большинство школ в настоящее время испытывают «творческий пробел», когда значительно больше творческой активности происходит вне школы.Многие психологи утверждают, что творчество - это не просто обогащение или дополнение в классе: это определяемый, измеримый набор психологических навыков, которые улучшают обучение и будут необходимы в рабочей силе 21-го века.

Регулярно ли ваши ученики проявляют и развивают свои творческие способности в вашем классе?
Участвуете ли вы в собственном творчестве как учитель?

Вот несколько шагов, которые вы можете предпринять, чтобы поразмыслить, и несколько стратегий, которые вы можете попробовать.

Почему школам нужно отдавать приоритет творчеству

Общепринятое определение творчества - это создание нового продукта, одновременно нового и подходящего для определенного сценария. (Продуктом может быть идея, произведение искусства, изобретение или задание в классе.) Для человека не существует только одного способа «проявить творческий подход» или одного набора характеристик, которые будут отличать «творческий» человек. Вместо этого многие специалисты

.

Важность творчества в дошкольном образовании

Когда мы рассматриваем основные навыки, необходимые детям для успешной учебы, мы в основном думаем об основных навыках: говорении, чтении, письме, счету и так далее. Многие родители считают, что творчество - это внутренняя способность определенных людей с необычными талантами. На самом деле это не так - творчество не имеет ничего общего с артистическими или музыкальными талантами. Это способ мышления и самовыражения. Речь идет об открытии и изобретении нового, что побуждает нас проявлять изобретательность и изобретательность.

Kids - прирожденные новаторы с ярким воображением и уникальной манерой самовыражения. С самого раннего возраста дети проявляют способность бросать вызов, задавать вопросы и открывать. В погоне за новыми идеями они открывают свой разум и сердце, экспериментируют с идеями и налаживают связи. У детей есть способность видеть вещи с новой точки зрения, улавливать проблему, о существовании которой никто не может даже подумать, и принимать необычное, но эффективное решение для ее решения.

Каждый ребенок рождается творческим и одаренным, но эту способность можно ограничить, если у детей нет места для творческого поведения и высвобождения своей творческой энергии.Им нужны возможности и материалы, дающие творческий опыт. Творческие занятия для детей бесконечны. Чем разнообразнее и многограннее у детей опыт, тем шире диапазон творческого самовыражения они приобретают в ранние годы.

Важность творчества для развития ребенка

Поощрение детей пробовать новые вещи и идеи является решающим фактором их интеллектуального, физического и эмоционального роста. Все, что дети испытывают и изучают о себе, влияет на их дальнейшее развитие.

Физическое развитие

Различные виды декоративно-прикладного искусства помогают детям стимулировать движение, развивать мелкую моторику, контроль и координацию. Когда дети манипулируют инструментами и исследуют конструкцию и сборку, они неосознанно участвуют в физическом взаимодействии с миром. Они используют чувства, чтобы узнавать об окружающей среде и связываться с тем, что они уже знают. Например, во время рисования или раскрашивания бумаги дети узнают, как держать кисть и управлять ею, а также определяют свои предпочтения в отношении использования правой (или левой) руки.

Эмоциональное развитие

Дети младшего возраста могут использовать различные искусства и инструменты, чтобы выражать свои мысли, которые они еще не могут выразить устно. Таким образом, искусство может помочь детям высвободить свои чувства, поместив их в определенное произведение искусства. Такие занятия также позволяют детям гордиться своими достижениями и овладевать окружающей средой, когда они что-то создают. Кроме того, дети обретают уверенность в своих силах и повышают самооценку.

Интеллектуальное развитие

На базовом уровне они развивают концентрацию и способности измерять и сортировать предметы. Чтобы разобраться в окружающем мире, дети задают себе несколько основных вопросов и занимаются деятельностью, которая способствует пониманию некоторых основных концепций. По мере взросления дети учатся критически мыслить и решать проблемы. В этом отношении творческая учебная программа для дошкольных учреждений учит молодых учеников рассматривать альтернативы, анализировать их и решать, как применять их в соответствующем контексте.

Социальное развитие

Находясь вместе в творческой среде, дети учатся делиться и взаимодействовать друг с другом. Это основные аспекты социального обучения. Пение, танцы и актерское мастерство подразумевают развитие необходимых социальных навыков, таких как общение, сочувствие и уважение.

Искусство и ремесла для развития творческих способностей детей

Изобразительное искусство

Детям младшего возраста нравится экспериментировать с красками, тестом, глиной, клеем и бумагой, чтобы рисовать основные фигуры и формы.Такие изобразительные искусства, как рисование, живопись и конструирование, тесно связаны с детским зрительным восприятием и когнитивной обработкой.

По мере того как дети развиваются художественно и приобретают навыки изобразительного искусства, они развивают свое мастерство от объединения простых форм и фигур до осознанного моделирования. На самом деле дети могут экспериментировать с пластилином, но ничего особенного не производят. Ребенку важно знать, что то, что он скроет, великолепно, даже если это всего лишь линия на бумаге. В детском творчестве не может быть плохого опыта.Они исследуют мир уникальным образом - все, что они создали, достойно быть произведением искусства.

Музыка

Обучение музыке - неотъемлемая часть творческой программы дошкольного образования . Детям присуща любовь к музыке. Им нравится петь и слушать мелодичные песни с повторами и ритмами. Пение помогает детям почувствовать разницу между медленным и быстрым, громким и тихим. Во время занятий музыкой они знакомятся с музыкальными инструментами и развивают понимание того, как производится звук и как он изменяется (в зависимости от музыкального инструмента).Благодаря музыкальной творческой деятельности для детей юные ученики учатся самоконтролю и концентрации, а также развивают чувство командной работы.

Танец

Дети всегда активны, и занятия танцами - хороший способ превратить их неиссякаемую энергию в нечто творческое и ритмичное. Танцевальные движения помогают детям развивать воображение и крупную моторику, поскольку они трясутся и машут под музыку. Дополнительную ценность для детского танцевального опыта могут дать такие материалы, как ленты и растяжки, шарфы и браслеты.

Драма

Детям нравится драма как форма самовыражения, особенно когда они достигают возраста начальной школы. На этом этапе развития у детей есть сильное воображение, и они готовы участвовать в небольших драматических постановках. Дошкольники обычно используют песни и рассказы как краеугольный камень своей драматической пьесы. Исполнительское искусство в качестве активных участников или зрителей помогает детям развивать воображение и осмысливать мир как таковой.Дети также могут участвовать в ролевых играх, которые подразумевают разыгрывание историй с игривым экспериментированием идей и эмоций.

Детский творческий потенциал проявляется, когда они постоянно знакомятся с новыми вещами вокруг себя. Креативность можно поощрять с помощью разнообразных игровых действий, задействующих как можно больше органов чувств. Будучи творческими по натуре, детям нужно физическое пространство и время, чтобы выражать себя, справляться со своими чувствами и вести себя творчески во всем, что они делают.

.

стратегий создания продуктивной и позитивной среды обучения

от Becton Loveless

Позитивная, продуктивная учебная среда является ключом к академическим, эмоциональным и социальным успехам учащихся в школе. К сожалению, позитивная среда обучения не возникает сама по себе - ее нужно создавать. Есть много компонентов, которые влияют на создание благоприятной учебной среды для студентов. Во-первых, позитивная учебная среда должна обеспечивать атмосферу безопасности, в которой поощряется принятие рисков, ведется открытый, искренний разговор, поощряются доверие и уважение, а позитивное взаимодействие является нормой.

Лучшее время для создания позитивной учебной среды в классе - первые дни, недели и месяцы учебного года, но никогда не поздно начать. Ниже мы рассмотрим стратегию позитивных действий и несколько простых советов, которые учителя, преподаватели и даже родители могут использовать для создания позитивной и продуктивной среды обучения для учащихся. Реализуя эти стратегии, вы сможете сочетать потребность в позитивной учебной среде, способствующей повышению успеваемости, с возможностью способствовать социальному и эмоциональному благополучию и прогрессу учащихся как в классе, так и за его пределами.

Шаг 1. Сделайте обучение актуальным

Чем важнее тема или предмет для собственного успеха и счастья учащихся, тем больше они будут вовлечены в процесс обучения. В целом, при обучении математике, естествознанию, обществознанию и даже истории найдите способы адаптировать урок или лекцию к интересам студентов. Также полезно узнать об интересах, талантах и ​​стилях обучения каждого ученика, если это возможно. Если позволяют ресурсы, корректируйте методы и стратегии обучения в соответствии с потребностями студентов на индивидуальной основе, и вы увидите, что студенты станут более внимательными и заинтересованными.

Шаг 2 - Разработайте Кодекс поведения

Если у учащихся нет четкого и согласованного понимания положительного и отрицательного поведения, трудно создать положительную среду обучения в классе и в школе. Первый шаг к установлению кодекса поведения - это спросить учащихся, как им нравится, когда с ними обращаются. Из этого вопроса учащиеся должны иметь возможность составить список поступков, которые, по их мнению, являются уважительными, добрыми, справедливыми и уместными. На этом этапе учащиеся и учитель должны быть в состоянии согласиться с тем, что относиться к другим так, как каждый из нас хочет, чтобы относились к ним, является лучшим кодексом поведения и должен создать основу для соответствующего поведения в классе.

Шаг 3 - Используйте учебный план позитивных действий

Хотя было бы неплохо, если бы все ученики разделяли одно и то же понимание позитивного поведения, это не так. Дети происходят из разных семей, культурных и социально-экономических традиций. Все эти и другие факторы формируют представление учащихся о том, что уместно, а что нет. Важно, чтобы учащихся постоянно и систематически учили положительному поведению в школе и в классе. Разработка учебной программы Positive Action - один из наиболее эффективных способов обучения и воспитания у учащихся позитивного поведения.Учебная программа позитивных действий должна учить студентов:

  • Что положительные действия приводят к хорошему самочувствию и положительному самооценке.
  • Положительные действия, такие как питание, физические упражнения и сон, которые ведут к здоровому телу.
  • Позитивные действия, такие как решение проблем, принятие решений и навыки мышления, развивают мозг и делают нас умнее.
  • Позитивные действия, такие как доброта, соблюдение Золотого правила и уважение, позволяют нам ладить с другими.
  • Положительные действия, такие как тайм-менеджмент и управление эмоциями, помогают нам лучше управлять собственными делами.
  • Позитивные действия, такие как признание ошибок и принятие ответственности за свои действия, позволяют нам быть честными по отношению к другим и самим себе.
  • Положительные действия, такие как постановка целей, ведут к личному росту и совершенствованию.

Положительные действия приводят к положительному поведению, которое помогает детям хорошо относиться к себе и другим.

Шаг 4 - Помогите учащимся развить внутреннюю мотивацию

Хорошее отношение к себе является внутренним мотиватором для учащихся, особенно учащихся младших классов, а позитивные действия помогают детям чувствовать себя хорошо. Итак, как вы помогаете студентам последовательно совершать положительные действия? Во-первых, действиям всегда предшествуют мысли. Во-вторых, действия и поведение обычно соответствуют мыслям. В-третьих, чувства, которые дети испытывают по поводу самих себя, во многом основаны на их действиях.Помогая студентам понять, что, изменяя негативные мысли на позитивные, они могут производить позитивные действия, и что позитивные действия помогут им чувствовать себя хорошо, является мощным внутренним мотиватором.

Шаг 5 - Усиление позитивного поведения

Распознавание и закрепление позитивного поведения - один из наиболее эффективных способов вызвать у учащихся позитивные действия, усилить внутреннюю мотивацию и создать продуктивную и позитивную среду обучения.Сертификаты, наклейки, игрушечные призы, билеты, жетоны и другие системы вознаграждения - отличные способы узнать учеников и укрепить позитивное поведение и достижения в классе. Однако также важно помочь учащемуся установить связь между положительным поведением и хорошим чувством, которое оно вызывает (а не только физической наградой). По мере того, как учащиеся устанавливают связь между позитивным поведением и хорошими чувствами и продолжают производить позитивные действия, они будут чувствовать себя хорошо, внутренняя мотивация усиливается, и учащиеся будут продолжать производить больше позитивных действий и проявлять позитивное поведение.

Шаг 6 - Всегда отвечайте позитивно

Позитивность - ключевой компонент позитивной учебной среды. Позитивное взаимодействие со студентами, проявление позитивного поведения и поддержание позитивного отношения - один из наиболее важных шагов для создания позитивной учебной среды и подготовки успешных студентов. Независимо от ситуации или обстоятельств, всегда есть способ положительно отреагировать на учеников и пообщаться с ними.Обучение студентов тому, как общаться и взаимодействовать друг с другом в позитивной манере, также является ключом к созданию позитивной учебной среды в классе. Позитивность - один из самых мощных факторов изменений, способствующих созданию и поддержанию позитивной учебной среды в школе и в классе.

Простые советы и стратегии создания позитивной среды обучения

Представленная выше стратегия Positive Action - одна из немногих программ воспитания характера, признанных U.S. Информационная служба «Что работает» Министерства образования для получения положительных результатов в отношении успеваемости и поведения учащихся. Но это не единственная стратегия. Ниже приводится дополнительный список простых стратегий и советов от учителей, педагогов и даже родителей, которые оказались полезными и эффективными для создания позитивной и продуктивной среды обучения в школе и в классе.

  • Сначала отношения, затем школа . Не бросайтесь сразу же в учебу в первый день учебы.Разбейте лед и помогите студентам выйти из зоны комфорта в самом начале, играя в интерактивные игры и выполняя упражнения по тимбилдингу. Это помогает студентам узнать друг друга на личном уровне и ощутить «человеческую» сторону своего учителя.
  • Поделитесь историями из лета . Перед тем, как вы перейдете в учебный год, попросите учеников рассказать о некоторых забавных вещах, которые они или их семьи делали за лето. Кроме того, расскажите своим ученикам, чем вы занимались этим летом.Это помогает ученикам узнать друг друга и своего учителя, а также поможет вам установить взаимопонимание со своими учениками.
  • Познакомьтесь с каждым студентом . В начале нового года или семестра попросите родителей написать «миллион слов или меньше» письмо с описанием своего ребенка. Получив письма от всех родителей, найдите время, чтобы прочитать каждое письмо и узнать об уникальном характере, желаниях, потребностях и талантах каждого ребенка. Если вы прочитаете эти письма хотя бы один раз, а то и регулярно, вы сможете увидеть каждого ребенка в другом свете.
  • Написать рекомендательное письмо . Познакомьтесь со своими учениками и дайте им возможность познакомиться с вами через рекомендательные письма. Напишите письмо ученикам, рассказывающее о себе, своих симпатиях, хобби, любви и стремлениях. В качестве первого задания попросите учащихся написать для вас письмо о себе.
  • Создать интернет-мем . Интернет-мемы - это увлекательный и эффективный способ сообщить учащимся важные ожидания, правила и концепции, не выходя из себя подлыми или властными.Они могут включать медиа, ключевые фразы, анекдоты и забавные изображения.
  • Положитесь на коллег . Чтобы стать хорошим учителем и создать благоприятную среду обучения, нужно много работать, поэтому не делайте этого в одиночку. Обратитесь к другим учителям, педагогам и людям, которые поддержат вас, укрепят вас и добились успеха в создании позитивной учебной среды.
  • План на будущее, живи моментом .Работая над созданием благоприятной учебной среды для учащихся, сосредоточьтесь на настоящем. Создание благоприятной рабочей атмосферы - это процесс, это не произойдет в одночасье. Не зацикливайтесь на конечной цели настолько, чтобы не упустить момент.
  • Вовлеките студентов в процесс . Создание позитивной учебной среды должно вовлекать всех ваших учеников. Попросите учащихся помочь решить, как спроектировать комнату, где должны быть фотографии, какие изображения использовать и т. Д.Позвольте им взять на себя ответственность за свою среду обучения.
  • Создать закладку для творчества . Создайте ламинированную закладку со своей контактной информацией. Это интересный способ пригласить своих учеников поддерживать с вами связь. Включите свой адрес электронной почты, URL-адрес веб-страницы учебного заведения или любую другую информацию, которую учащиеся должны держать под рукой.
  • Создайте информационный бюллетень Classrom . Если ваш класс разработает информационный бюллетень, это отличный способ заинтересовать учеников, развлечь их и привлечь родителей.Но не делай этого! Пусть это сделают ваши ученики. Сделайте свой информационный бюллетень проектом, ориентированным на учащихся, и вы создадите позитивную учебную среду в классе.
  • Подключиться с помощью социальных сетей . Социальные сети могут быть отличным способом для учителей общаться со студентами, особенно с учетом того, что в наши дни дети имеют доступ к социальным сетям. Делайте снимки классных проектов, наград, мероприятий и событий и публикуйте их в Instagram, чтобы дети и родители развлекались.Или, может быть, вы можете создать учетную запись класса в Twitter, чтобы держать учеников и родителей в курсе того, что происходит в классе в течение года.
  • Создать блог . Создайте и поддерживайте классный блог. Это еще один отличный способ держать учеников и учителей в курсе и вовлекать их в то, что происходит в классе. Это также отличное место для публикации предстоящих проектов, руководств, учебных пособий и ресурсов для учеников и родителей.
  • Сохраните зеленый цвет .Используйте цифровые технологии, чтобы уменьшить зависимость от бумажной продукции и облегчить онлайн-общение между учителями и учениками, а также их родителями. Многое из того, что традиционно передавалось на бумаге, теперь можно передать в цифровом виде в Интернете с помощью Twitter, Facebook или веб-страницы класса. Переход на цифровые технологии экономит время, более эффективен, чем бумага (которую можно потерять), способствует созданию благоприятной учебной среды и защищает окружающую среду нашего мира.
  • Начать со отношений .Как бы ни было заманчиво получить хороший старт в учебе, сосредоточьтесь в первый день учебы на установлении отношений и создании чувства общности в вашем классе. Пусть каждый ученик знает, что самая важная часть его образования - это они сами. Занимайтесь тимбилдингом. Покажите студентам, что их ценят за их вклад. Завтра у нас будет достаточно времени, чтобы сосредоточиться на учёных.
  • Будьте в восторге . Будь энтузиастом! Улыбка! Сообщите своим ученикам, что вы рады быть там и рады, что они там.Все, что вы говорите или делаете в первую неделю в школе, должно свидетельствовать о вашем энтузиазме по поводу нового учебного года. Ваше позитивное отношение и энтузиазм являются ключом к созданию и поддержанию позитивной учебной среды в классе.
  • Оставайся оптимистичным . После того, как энтузиазм первых нескольких недель учебы в школе начнет утихать, и вы приступите к мельчайшим деталям решения проблем учителя, вы должны оставаться приверженными поддержанию позитивного настроя и высокого уровня оптимизма в течение всего года. .Студенты немедленно заметят любой негатив или плохое настроение. Ваша способность сохранять позитивный настрой и сохранять оптимизм лежит в основе вашей способности создавать позитивную среду обучения.
  • Обращайтесь с каждым учащимся как с собственным ребенком . Ты родитель? Сталкивались ли вы с той борьбой и страхом, которые испытывали ваши дети, когда они ходили в школу каждый день? Вы когда-нибудь надеялись или молились, чтобы их учитель был чутким к их потребностям и понимал? Относитесь к каждому из своих учеников с той же любовью, уважением и уровнем внимания, которые вы хотели бы иметь к своему ребенку.Это требует работы, но поможет выявить все самое лучшее в каждом ребенке и создать благоприятную учебную среду.
  • Сосредоточьтесь на позитиве . Даже в худшем ученике есть что-то положительное. Каждый день находите что-то хорошее в каждом ученике и указывайте ему на это. Сосредоточение внимания на позитиве в каждом ученике позволит вам создать и поддерживать действительно позитивную среду обучения для ваших учеников. И что еще более важно, вы поможете каждому ученику повысить самооценку и чувство собственного достоинства, которые продлятся всю жизнь.
  • Иногда ... Just Wing It . Люди непредсказуемы. Дети еще более непредсказуемы. Независимо от того, насколько хорошо вы спланировали на лето, когда ваши дети приходят в класс и вы начинаете узнавать их, вы действительно не сможете составить конкретный план. Найдите время, чтобы познакомиться со своими учениками. После первых нескольких дней в школе вам, возможно, придется пересмотреть свой план и вернуться к чертежной доске, чтобы исправить некоторые вещи. Радоваться, веселиться. Это нормально.
  • Ознакомьтесь с основами . Преподаватели важны, но если ученики знают надлежащий этикет в классе, им трудно создать успешную учебную среду. Не думайте, что ваши ученики что-то знают - просмотрите основы. В течение первой недели занятий в школе обсудите со своими учениками, как обращаться за помощью, оказывать помощь другим ученикам, работать вместе, сотрудничать, проявлять уважение и т. Д. Изучение основ закладывает основу для позитивной и продуктивной учебной среды в классе.
  • Повторное подключение в начале каждого года . Запланируйте общешкольное мероприятие или мероприятие, которое будет проводиться за неделю до начала школы. Это дает учащимся, учителям, родителям и преподавателям возможность воссоединиться без давления школы. Держите мероприятие сдержанным и сосредоточьтесь на общении и знакомстве друг с другом.
  • Установление положительных родительских отношений . Последнее, что вам нужно сделать, это подождать, пока не возникнет проблема или проблема с маленьким Томми, прежде чем пытаться установить отношения с его родителями.В начале каждого года лично обратитесь к родителям каждого ребенка в вашем классе. Представьтесь, дайте им знать, кто вы, что вы рады начать работать с их ребенком и каковы ваши планы на год. Раннее построение отношений с родителями создает основу для позитивной учебной среды с их ребенком в остальное время года.
.

10 способов, которыми учителя могут создать благоприятную среду обучения

Джонатан С. Эрвин, магистр медицины, автор книги Решение SEL: интегрировать социальное и эмоциональное обучение в свою учебную программу и создать благоприятный климат для всех

Существует прямая связь между тем, какую среду обучения создают учителя в своих классах, и успеваемостью учеников. Вот 10 конкретных стратегий для создания оптимального климата и культуры в классе.

1. Обращение к потребностям учащихся
Помните, что у учащихся, как и у взрослых, есть не только физические потребности, но и важные психологические потребности в безопасности и порядке, любви и принадлежности, личной власти и компетентности, свободе и новизне и веселье. Студенты стремятся удовлетворить все эти потребности постоянно, а не только два или три из них. Когда учителя намеренно удовлетворяют эти потребности в классе, учащиеся счастливее находиться там, инциденты поведения происходят гораздо реже, а вовлеченность учащихся и их обучение возрастают.

2. Создайте чувство порядка
Всем учащимся нужна структура, и они хотят знать, что их учитель не только знает свою область содержания, но и знает, как управлять своим классом. Учитель несет ответственность за то, чтобы с самого начала сформулировать четкие поведенческие и академические ожидания - ученики должны всегда знать, чего от них ждут. Еще один важный способ создать ощущение порядка - обучить студентов эффективным методам решения многих практических задач, выполняемых в классе.Например, научите студентов:

  • Войдите в класс и сразу же приступите к учебной деятельности
  • Раздача и сбор материалов
  • Узнайте о пропущенных по причине отсутствия и о том, как их восполнить
  • Привлечь внимание учителя, не мешая уроку
  • Быстро и бесшумно расставьте свои парты для различных целей: в ряды лицом вперед для прямого обучения, в парах для совместного обучения, в группах по четыре человека для совместного обучения и в большом круге для обсуждения в классе

3.Ежедневно приветствуйте учеников у двери
Когда ученики входят в ваш класс, приветствуйте каждого у двери. Объясните, что вы хотите, чтобы ученики смотрели вам в глаза, произносили словесное приветствие и - в зависимости от возраста учеников - дайте пять, стукните кулаком или рукопожатие. Таким образом, каждый ученик хотя бы раз в день имел положительный человеческий контакт. Это также показывает студентам, что вы заботитесь о них как о личности. Если накануне ученик вел себя плохо или отказывался от сотрудничества, это дает вам возможность отметиться, объяснить свою философию «каждый день - это чистый лист» и выразить оптимизм в отношении этого класса («Давай сегодня хорошего дня»).

4. Позвольте учащимся познакомиться с вами
Учащиеся приходят в класс с предвзятым мнением об учителях. Иногда это хорошо, иногда может быть препятствием. Я хотел, чтобы мои ученики воспринимали меня как надежного трехмерного человека, а не как двумерное восприятие «учителя английского языка», которое они, возможно, уже имеют. Поскольку единственный способ повлиять на восприятие людей - это предоставить им новую информацию или новый опыт, в течение первой недели учебы я проводил для студентов викторину обо мне.(Конечно, это не в счет.) Я предлагал им вынуть лист бумаги, пронумеровать его от 1 до 10 и ответить на вопросы обо мне. Например: есть ли у меня собственные дети? Где я вырос? Что я ценю? Что я делаю для развлечения? Какая еще работа у меня была помимо преподавателя?

После викторины мы обсуждали ответы всем классом, в то время как я делилась слайд-шоу с фотографиями моих детей, моего родного города и репрезентациями важных для меня вещей, таких как семья, образование, сильная трудовая этика, справедливость и т. Д. и так далее.(Я бы даже рассмеялся над некоторыми из их ответов.) Студентам нравится узнавать о своих учителях, и викторина дала мне возможность рассказать, кто я, что я ценю и какой опыт я использую в преподавании.

Если «викторина за первую неделю» вам не нравится, подумайте о других способах, которыми вы можете поделиться со своими учениками:

  • Кто вы
  • Что вы стоите за
  • Что вы сделаете для студентов и что не сделаете для них
  • О чем вы спросите своих учеников и чего от них не спросите

5.Познакомьтесь со своими учениками
Чем больше вы знаете о культуре, интересах, внеклассных занятиях, личностях, стилях обучения, целях и образе мышления ваших учеников, тем лучше вы сможете связаться с ними и научить их. Некоторые способы познакомиться со своими учениками:

  • Узнай больше об их культурах
  • Поговори с ними
  • Назначьте подсказки журнала, прочтите и ответьте на них
  • Посещать внеклассные мероприятия
  • Попросите учащихся заполнить списки интересов или опросы
  • Попросите учащихся выполнить оценку стиля обучения и личности
  • Проводить регулярные учебные собрания
  • Играть в командные игры со студентами

6.Избегайте поощрения за контроль
Более чем 50-летние исследования показали, что стимулы, золотые звезды, наклейки, денежные вознаграждения, пятерки и другие взятки служат только для подрыва внутренней мотивации студентов, создания проблем в отношениях и побуждают студентов ничего не делать без обещанная награда. В человеческом мозге есть своя система вознаграждений. Когда ученики преуспевают в сложной задаче, будь то академическая (презентация в классе) или поведенческая (прохождение класса без выпадения слов), их мозг получает выброс эндорфинов.Вместо того, чтобы обесценивать их успехи с помощью наклеек или жетонов, поговорите со студентами о том, что они чувствуют при достижении мастерства, и похвалите усилия, стратегии и процессы, которые привели их к этим успехам. Затем расскажите о том, что они узнали на этот раз, что поможет им добиться следующих успехов.

7. Избегайте осуждения
Когда учащиеся чувствуют, что их судят, ставят в категорию и / или наклеивают ярлыки, они не доверяют человеку, который их судит. Трудно не осудить ученицу, которая просто сидит и не делает уроки после того, как вы сделали все возможное, чтобы ее мотивировать.Легко понять, как мы можем назвать таких студентов ленивыми. А студента, который постоянно провоцирует и угрожает сверстникам, легко назвать хулиганом. Но осуждение и навешивание ярлыков на учеников - это не только способ уклониться от нашей ответственности по обучению их («Я ничего не могу сделать с Джонни. Он просто неисправим»), но и полностью избежать основной проблемы. Вместо того, чтобы осуждать студентов, проявите любопытство. Спроси почему. (Откуда исходит этот страх или враждебность?) Как только вы обнаружите основную причину такого поведения, эту проблему можно будет решить напрямую, избегая всего времени и энергии, которые требуются для уговоров, принуждения и последствий для учащихся.

8. Используйте развивающие классы игры и занятия
Важно развивать позитивные отношения с вашими учениками; не менее важно развивать позитивные отношения среди человек. Один из лучших способов разбить группировки в классе и помочь застенчивым или новым ученикам почувствовать свою принадлежность - это вовлечь учеников в неконкурентных игр и совместные структуры обучения. В Интернете и в книгах есть сотни ресурсов, предлагающих тысячи вариантов, подходящих для вашего класса.Еще одно преимущество использования игры в классе состоит в том, что у ваших учеников есть очень веская причина прийти в ваш класс - это весело.

9. Будьте уязвимыми
Уязвимость вызывает доверие быстрее, чем любой другой подход. Признание своих ошибок показывает, что вы человек, и делает вас более доступным. Это также дает понять, что делать ошибки в этом классе - это нормально. Вот как мы учимся. Уязвимость и общественная самооценка также помогают развить культуру установки на рост: мы принимаем ошибки, а не пытаемся избежать их любой ценой.Мы учимся на этих ошибках и растем. Совершите простую ошибку, например, пролив стакан воды или неправильно написав слово на доске, и вместо того, чтобы оправдываться, расскажите, как вы рады, что допустили эту ошибку, потому что это вас чему-то научило.

10. Празднуйте успех
На первый взгляд может показаться, что это противоречит шестой стратегии об избежании наград. Это не так. Празднование - это спонтанное событие, призванное признать достижение. На это не намекают и не обещают заранее, как на награду «если ты сделаешь это, то получишь то».Вместо этого вы можете установить цель класса, например, чтобы весь класс набрал 80 процентов или выше на экзамене. Записывайте успеваемость учащихся на настенной диаграмме (в процентах, а не по именам). После каждой оценки обсудите стратегии, процессы или учебные привычки, которые учащиеся использовали для достижения успеха, а также то, что они узнали и могли бы сделать, чтобы улучшить при следующей оценке.

Как только класс достигнет цели, проведите праздник. Это не обязательно должен быть цирк с тремя кольцами. Достаточно показать забавные или интересные (подходящие) онлайн-видео, принести кексы или поиграть в неконкурентные игры.В следующий раз, когда вы поставите перед классом цель, и ученики спросят, собираетесь ли вы снова праздновать, говорить им не обязательно. Дело не в кексах, а в усилиях и обучении.

Джонатан С. Эрвин, магистр медицины, был учителем английского языка в средней школе, специалистом по профессиональному развитию, профессором колледжа и руководителем учебной и учебной программы в рамках федеральной программы обучения персонажей. Его предыдущие книги включают The Classroom of Choice (ASCD, 2004) и Inspiring the Best in Student (ASCD, 2010).В настоящее время Джон является независимым консультантом по образованию, старшим преподавателем в Институте Уильяма Глассера и обученным фасилитатором HealthRhythms. Работа Джона сосредоточена на предоставлении основанных на исследованиях подходов к обучению, управлению, консультированию и обучению, которые обращаются к внутренней мотивации людей и помогают детям, подросткам и взрослым развиваться физически, интеллектуально, эмоционально и социально. Музыкант и энтузиаст боевых искусств, Джон получил черный пояс второй степени по карате и черный пояс первой степени по тхэквондо.Он живет на западе Нью-Йорка.

Джонатан Эрвин - автор Решение SEL: интеграция социального и эмоционального обучения в свою учебную программу и создание благоприятного климата для всех .


Мы будем рады вашим комментариям и предложениям. Поделитесь своими комментариями, историями и идеями ниже или свяжитесь с нами. Все комментарии будут одобрены перед публикацией, и на них распространяются наши комментарии и политика конфиденциальности.


© Free Spirit Publishing, 2016.Все права защищены.

Нравится:

Нравится Загрузка ...

Статьи по теме

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.