О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Лебединский психология аномального развития ребенка


Часть I. Общие закономерности аномального развития

Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т / Под редакцией В. В. Лебединского и Ы. К. Бардышевской. Т. I. - М: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002. — 744 с.

Впервые издаваемая в пашей стране хрестоматия обеспечивает необхо­димым теоретическим материалом курс «Психология аномального ребенка», читаемый в течение многих лет на факультете психологии МГУ, и сопутствую­щие курсы («Эмоциональные расстройства с детском возрасте» и практикум по «Психологии аномального ребенка»).

Особенностью данной хрестоматии является то, что она составлена психо­логами-практиками, непосредственно работающими с детьми в клинике или консультации. Многочисленные случаи, описываемые в статьях разных авторов, делают теоретические построения или выводы ясными и понятными, помогая распознать отклонения в развитии ребенка и наметить пути их коррекции.

В отечественной психологической литературе не существует аналогич­ного издания как по широте и разнообразию представленных в хрестома­тии теоретических концепций, так и по охвату клинических проявлений ано­мального развития детей.

Хрестоматия рассчитана как на студентов, начинающих изучать психоло­гию, гак и на уже работающих врачей, психологов, учителей и воспитателей.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................................................................

Л. С. Выготский

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ .............................

И. В. Давыдовский

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

В ЭТИОЛОГИИ ......................................................................

И. В. Давыдовский

ЭТИОЛОГИЯ И ФАКТОР СИЛЫ ......................................

И. В. Давыдовский

ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ И НОЗОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА..............................................

Г. Е. Сухарева

НЕСКОЛЬКО ПОЛОЖЕНИЙ О ПРИНЦИПАХ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Г. Е. Сухарева

ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КЛИНИКЕ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ..........

Д. И. Оудсхоорн

ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХИАТРИЯ............

С. Чёсе и А. Томас

ЗНАЧЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЛЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ............................

И. В. Равич-Щербо

ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНОТИП-СРЕДОВЫХ СООТНОШЕНИЙ В ИЗМЕНЧИВОСТИ КОМПОНЕНТОВ ТЕМПЕРАМЕНТА У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ..............................................................

A, Гезелл

ПРОБЛЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ДИАГНОЗА......

B. В. Лебединский

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НОРМАЛЬНОГО И АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ...........

К. Лоренц

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ СИСТЕМНЫХ СВОЙСТВ ..

К. Лоренц

КОЛЕБАНИЕ КАК КОГНИТИВНАЯ ФУНКЦИЯ................

Л. Гезелл

ЦИКЛ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ......................................

JC. Левин

РЕГРЕССИЯ. РЕТРОГРЕССИЯ И РАЗВИТИЕ.....................

К. Левин

ПОВЕДЕНИЕ В ДАННОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОЛЕ

А. Фрейд

НОРМА И ПАТОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ. ВИДЫ РЕГРЕССИЙ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ

Р. А, Шпиц

ТРИ ОРГАНИЗАТОРА ПСИХИКИ.........................................

Р. Хайнц

О РЕГРЕССИИ..............................................................................

Часть II. Формирование патологических явлений в развитии отдельных психических функций и процессов

Н. А. Бернштейн

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ......

М. Гуревич

КОМПОНЕНТЫ ПСИХОМОТОРИКИ..........................................

Р. М. Боскис

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ (развитие ребенка с сенсорными дефектами)......................

Р. М. Боскис, Р. Е. Левина

ОСНОВЫ КОМПЕНСАЦИИ ДЕФЕКТОВ У АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

А. Гезелл

РИСОВАНИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ..........................

Э. Леннеберг

ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ ЯЗЫКА.............................................

A, Р. Лурия

ИЗМЕНЕНИЕ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ РОЛИ РЕЧИ ПРИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ МОЗГА

К. Лоренц

ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ (случай Хелен Келлер)......................

Ж. Пиаже

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТА...................................

B. В. Лебединский, М. К. Бардышевская

АФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ

А. Рестуан, X. Монтанье ХРОНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРОФИЛИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...............

Ж. Нюттен

ФРУСТРАЦИЯ И РЕГРЕССИЯ.........

П. Фресс

ПРИРОДА ЭМОЦИЙ.........................

Р. Мейли

ГЕНЕЗИС ЛИЧНОСТИ ......................

ПРЕДИСЛОВИЕ

Хрестоматия содержит фрагменты отечественных и зарубеж­ных работ, в которых исследуются проблемы аномального развития детей.

Первый раздел посвящен общим закономерностям аномального раз­вития. Рассматриваются механизмы формирования патологических сим­птомов с позиции патофизиологии (Давыдовский), клиники (Сухарева), патопсихологии (Выготский), гештальтпсихологии (Левин), психоанали­за (А. Фрейд), этологии (Лоренц) и других биологически ориентирован­ных теорий (Гезелл — эмбриология поведения)! Подробно обсуждается проблема этиологии нарушений развития, в том числе роль возрастных особенностей, конституциональных и половых различий (Сухарева, Оудсхоорн. Представлены несколько ключевых работ, в которых анализи­руется соотношение развития, нормальной и патологической регрессии, а также ускоренного развития (Гезелл, А. Фрейд, Левин, Лебединский).

Второй раздел содержит исследования формирования патологичес­ких явлений в развитии сенсорных процессов (Боскис, Левина), мото­рики (Бернштейн, Гуревич), речи (Лурия, Lenneberg), интеллекта (Пиа­же), эмоций (Нюттен, Фресс, Мейли; Лебединский, Бардышевская) и ком­муникации (Montagner и др.).

В работе Лебединского и Бардышевской «Аффективное развитие ребенка в норме и патологии» делается попытка дать схему, позволяю­щую оценивать тяжесть дизонтогенеза в эмоциональной сфере и про­гнозировать ход дальнейшего эмоционального развития на основе ана­лиза целого ряда факторов.

Конкретные исследования отдельных вариантов нарушений представ­лены в третьем и четвертом разделах. Третий раздел посвящен иссле­дованиям аномалий развития у детей раннего возраста (0—3 года). Ядром этого раздела являются работы, выполненные в психоаналитичес­кой традиции (M.Klein, С. Winnicott, А.Фрейд, L. Kreisler, Г. Полмайер и др.), в которых подробно исследуются механизмы эмоционального раз­вития в критический для этого развития период и источники его нару­шений. Особое внимание уделяется депрессивным расстройствам. Ряд текстов (Харлоу и соавторы) являются классическими примерами этологического исследования нормальных и патологических феноменов ран­него развития.

В четвертом разделе рассматриваются нарушения развития, харак­терные для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В хрестоматии использованы работы широко известных в 30—60-е годы детских психиатров, специализировавшихся на иссле­довании тяжелых психических нарушений у детей раннего возраста

(Симеон, Чехова), изучении пограничных состояний (Модель, Симеон, Гальперин, Сухарева) и отдельных синдромов эмоциональных наруше­ний (Лапидес), не переиздававшиеся у нас в стране в течение несколь­ких десятилетий. Эти работы представляют большой интерес для психологов, поскольку в центр внимания ставятся вопросы динамики и прогноза нарушенного развития, симптомы которого часто по своей тя­жести перекрывают симптомы психической болезни.

В данном разделе мы стремились представить различные точки зре­ния по тем вопросам, которые являются областями особого интереса в психологии аномального ребенка на сегодняшний день. Одним из таких вопросов является проблема этиологии и механизмов аутистических рас­стройств как наиболее базальных и сложных, глубоко затрагивающих все сферы развития.

Впервые публикуется работа Протопоповой «Моторика и психоор­топедия», выполненная в Экспериментальном дефектологическом ин­ституте под руководством Л.С. Выготского в 1935 году. Это оригиналь­ное характерологическое исследование моторных типов в детской кли­нике является образцом научной модели, имеющей прямой выход в психотерапевтическую практику. Использованы работы и других со­трудников Выготского (Занкова, Левиной, Боскис), в которых особое внимание уделяется компенсаторным процессам в развитии аномальных детей.

В хрестоматию включены впервые выполненные переводы ключе­вых работ Арнольда Гезелла («Проблемы дифференциального диагно­за», перевод Рыжова, «Аутизм и органические психозы», перевод Косолаповой), широко цитируемые различными специалистами по детскому развитию статьи Винникота «Переходные феномены и переходные объекты» (перевод Рыжова) и Леннеберга «Естественная история язы­ка» (перевод Букиной). «Групповое исследование слабоумия» Заззо и его сотрудников, хотя и было переведено у нас в стране в 1966 году (переводчики — Глозман, Рихтер, Ключанская, Наурская), не публико­валось отдельным изданием. В хрестоматию вошла также этологическая работа А. Рестуана, Н. Монтанье по развитию коммуникации у де­тей раннего возраста (перевод Михайловой).

Хрестоматия рассчитана на студентов и аспирантов, специализиру­ющихся в области клинической психологии, практикующих психологов, дефектологов, детских врачей и педагогов. Являясь учебным пособием, данная хрестоматия включает работы различных направлений, что по­зволяет выделить наиболее проблемные точки современной теории ано­мального развития.

Хрестоматия обеспечивает необходимым теоретическим материалом курс «Психология аномального ребенка», читаемый в течение многих лет на факультете психологии МГУ, и сопутствующие курсы («Эмоцио­нальные расстройства в детском возрасте» и практикум «Психология аномального ребенка»).

Читаемые курсы методологически опираются на работы отечествен­ной школы Выготского — Бернштейна — Лурии с привлечением совре­менных исследований различных теоретических направлений как в об­ласти психологии, так и в смежных дисциплинах.

Многие из включенных в хрестоматию работ представлены полно­стью или достаточно объемными отрывками. Довольно большой объем многих фрагментов был продиктован необходимостью дать, насколько это возможно в рамках хрестоматии, целостное представление об отдель­ных взглядах автора, показать логику его рассуждений, примеры, на которые он опирался, контекст других работ, из которых он исходил.

Классические исследования Выготского, Лурии обсуждаются во многих других теоретических курсах, читаемых на психологическом факультете МГУ, и соответственно представлены в других пособиях, поэтому из работ этих авторов были взяты только программные мо­менты, имеющие непосредственное отношение к курсу «Психология ано­мального развития».

Поскольку библиография составлялась с использованием множества различных источников, в том числе давних, к сожалению, нельзя ис­ключить возможной неточности и неполноты приведенных ссылок.

Планируется выпуск следующего тома хрестоматии, специально по­священного проблемам аномального развития в подростковом возрасте.

За большую помощь и поддержку в работе благодарим старшего преподавателя отделения клинической психологии факультета психоло­гии МГУ им. М. В. Ломоносова Печникову Элеонору Сергеевну и осо­бенно аспирантов факультета психологии Рыжова Андрея, Косолапову Дарью, Михайлову Юлию, студентку Букину Ольгу, чьи переводы пред­ставлены в данной хрестоматии.

Выражаем особую признательность за высокий профессионализм, усердие и чуткость в работе с авторами редактору Федоровой М. П., которая внесла ряд ценных предложений, благодаря которым удалось свести к минимуму неясности в текстах. Благодарим Киселеву А. И. за тщательнейшим образом выполненную корректуру, художника Карце­ву Е. В., подготовившую рисунки и диаграммы, и всю редакцию «ЧеРо», работники которой отличаются особым творческим подходом к делу.

Редакторы-составители: Лебединский В. В., Бардышевская М. К.

% PDF-1.3 % 12 0 объект > endobj xref 12 47 0000000016 00000 н. 0000001535 00000 н. 0000001633 00000 н. 0000002069 00000 н. 0000002205 00000 н. 0000002649 00000 н. 0000003019 00000 н. 0000003336 00000 н. 0000003728 00000 н. 0000004242 00000 п. 0000004510 00000 н. 0000004918 00000 н. 0000005178 00000 п. 0000005692 00000 п. 0000005780 00000 н. 0000006049 00000 н. 0000006608 00000 п. 0000006692 00000 н. 0000006803 00000 н. 0000007925 00000 п. 0000008505 00000 н. 0000008768 00000 н. 0000009444 00000 н. 0000009566 00000 н. 0000010599 00000 п. 0000011512 00000 п. 0000012632 00000 п. 0000013544 00000 п. 0000014500 00000 п. 0000015539 00000 п. 0000016344 00000 п. 0000018607 00000 п. 0000022226 00000 п. 0000031193 00000 п. 0000038227 00000 п. 0000038807 00000 п. 0000039066 00000 н. 0000039135 00000 п. 0000039281 00000 п. 0000039306 00000 п. 0000039606 00000 п. 0000041156 00000 п. 0000041414 00000 п. 0000041793 00000 п. 0000044114 00000 п. 0000044387 00000 п. 0000001236 00000 н. трейлер ] >> startxref 0 %% EOF 58 0 объект > поток xb``b``5c`c`b` @

.

«Аутизм как модель аномального эмоционального развития» Лебединского,, V, V - Психология в России, Vol. 2, 1 января 2009 г.

Составление многоуровневой картины нарушений, вторичных по отношению к аномалиям психического развития, требует дифференциации всех патологических структур с точки зрения механизмов, лежащих в основе их генезиса. Выготский (1983) подверг критике линейную модель организации патологических синдромов, подобную той, которая характерна для клинического описательного метода.Вместо этого он предложил иерархическую модель, которая требовала идентификации первичного дефекта, непосредственно ответственного за нарушение морфофизиологического субстрата, а также вторичных и третичных структур, некоторые из которых являются следствием первичного дефекта, другие образуются косвенно, а третьи являются реакцией личности на дефект. Преимущество этого подхода состоит в том, что он позволяет установить причинно-следственные связи между патологическими симптомами различной сложности и сфокусировать психотерапевтические и лечебные вмешательства на соответствующем уровне расстройства.

Продуктивность идеи Выготского подтверждалась всей нашей практикой науки о дефектологии (Дьяченко, 1965). Однако в детской психиатрии, в которой Г. Сухарева (1930) выдвигала аналогичные позиции, но они не получили достаточной поддержки. Причины этого будут обсуждаться на основе синдрома раннего детского аутизма. Л. Каннер (1985) был первым, кто описал синдром раннего детского аутизма. Основными индикаторами этого синдрома являются выраженная недостаточность или полное отсутствие контакта со взрослыми и другими детьми, боязнь новизны и любых изменений в окружающей среде, монотонная манипулятивная игра и нарушение коммуникативной стороны речи до мутизма. .

Синдром детского аутизма наиболее отчетливо проявляется в возрасте от двух до пяти лет, хотя специфические его признаки заметны в более раннем возрасте: в частности, отсутствие или слабость «комплекса интимности», задержка узнавания матери, относительно несформированный характер зрительного контакта, холодность или, наоборот, симбиотическая связь, наличие двигательных стереотипов (покачивание в колыбели, монотонные повороты головы) и относительно низкий уровень воркования и лепета (Лебединская, Николай). ская, 1991).В психофизиологических и клинических исследованиях возникновение детского аутизма связывают с нарушениями психического тонуса (Мнухин, Исаев, 1969) и уровня бодрствования (Римланд, 1964), а также с низким сенсорным порогом (Орнитц и Ритво. , 1968). Предполагается, что, когда чувствительность чрезвычайно высока (гиперчувствительность), стимулы неадекватно фильтруются, и срабатывает гиперкомпенсаторный защитный механизм, который вызывает дефицит информации и, как следствие, неправильное поведение.

Психоанализ рассматривает аутизм как результат нарушений в детско-родительских отношениях: эмоциональная депривация вызывает депрессию, страх и другие симптомы дистресса (Bettelheim, 1967).

Психологические исследования аутизма в основном связаны с когнитивными процессами. Центральное место в таких исследованиях занимают описания речевых расстройств (дисфазии по классификации Вебера) и связанных с ними трудностей в работе со знаками и символами (Hermelin, O'Connor, 1970; Rutter, 1978; Rutter, Schopler, 1988). В последнее время появилось большое количество исследований, посвященных трудностям, возникающим при обучении аутичных детей социальным привычкам. Негативный опыт, приобретенный в социальных контактах, может быть одним из факторов, способствующих формированию аутистических установок.

Исследование Тинбергенов (1983) чрезвычайно важно, хотя оно не получило соответствующей поддержки со стороны других авторов. Согласившись с тем, что аутизм имеет аффективную природу (на этом особенно настаивают авторы психоаналитических исследований), этологи, которые провели сравнительный анализ поведения нормальных детей и детей-аутистов, приходят к выводу, что защитные формы поведения у последних гипертрофированы.

Как видно из этого краткого обзора, литература изобилует наблюдениями и разрозненными гипотезами об аутизме; следовательно, становится понятным скептицизм некоторых авторов в отношении поиска общей основы для симптомов детского аутизма, которые очень различаются по своей природе (Kagan, 1981).…

.

Клинико-психологические особенности психического развития детей с опсоклонусно-миоклонусным синдромом | Бурлакова

1. Tate ED, Allison TJ, Pranzatelli MR, Verhulst SJ. Нейроэпидемиологические тенденции в 105 случаях синдрома миоклонуса у детей в США. J Pediatr Oncol Nurs. 2005 январь-февраль; 22 (1): 8-19.

2. Пан К.К., де Соуза К., Ланг Б., Пайк М.Г. Проспективное исследование проявления и лечения синдрома танцующего глаза / синдрома опсоклонуса-миоклонуса в Великобритании.Eur J Paediatr Neurol. 2010 Март; 14 (2): 156-61. DOI: 10.1016 / j.ejpn.2009.03.002. Epub 2009 6 мая

3. Браво Дж., Лопес-Альмараз Р., Матеос М. и др. Нейропсихологический профиль при синдроме опсоклонической миоклонии-атаксии, проявляющемся в виде нейробластических опухолей. Rev Neurol. 2016 16 марта; 62 (6): 249-57.

4. Вильниц А.А., Иозефович О.В., Харит С.М. Клинический случай энцефалопатии Кинсборна. Журнал инфектологии. Журнал инфектологии.2014; 6 (3): 92-6. (На рус. Яз.).

5. Mitchell WG, Wooten AA, O'Neil SH, et al. Влияние повышенной иммуносупрессии на исход развития синдрома Opsoclonus Myoclonus (OMS). J Child Neurol. 2015 июл; 30 (8): 976-82. DOI: 10.1177 / 0883073814549581. Epub 2014 23 октября

6. Пранзателли MR, Tate ED. Тенденции и закономерности рецидивирующего и прогрессирующего синдрома опсоклонусмиоклонуса. Brain Dev. 2016 May; 38 (5): 439-48.DOI: 10.1016 / j.braindev.2015.11. Epub 2016 16 января

7. Brunklaus A, Pohl K, Zuberi SM, de Sousa C. Исследование нейробластомы при синдроме опсоклонуса-миоклонуса у детей. Arch Dis Child. 2012 Май; 97 (5): 461-3. DOI: 10.1136 / adc.2010. 204792. Epub, 2011 3 апреля

8. Брунклаус А., Поль К., Зубери С.М., де Соуза С. Исход и прогностические особенности синдрома опсоклонуса-миоклонуса от младенчества до взрослой жизни. Педиатрия.2011 август; 128 (2): e388-94. DOI: 10.1542 / peds.20103114. Epub 2011 25 июля

9. Ильина Е.С., Бобылова МБ. Энцефалопатия Кинсборна или синдром opsoclonusmyoclonus у детей. Лечащий врач. 2006; (5): 36-8. (На рус. Яз.).

10. Бембеева Р.Ц., Петрухин А.С., Бологое А.А. и др. Синдром опсоклонуса-миоклонуса у детей. Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова С.С. 2007; (2): 54–8. (На рус. Яз.).

11.Шнайдер Н.А., Кантимирова Е.А., Ежикова В.А. Опсоклонус-миоклонусный синдром. Нервномышечные болезни. 2013; (3): 22-6. (На рус. Яз.).

12. Бен Ачур Н., Мрабет С., Ребай И. и др. Синдром опсоклонуса-миоклонуса в детстве: серия случаев из Туниса. Brain Dev. 2017 Октябрь; 39 (9): 751-755. DOI: 10.1016 / j.braindev. 2017.05.001. Epub 2017 23 мая

13. Бурлакова Н., Микадзе Ю., Федорова Ю. и др. Дети с синдромом opsoclonus myoclonus: типы психологического развития.Европейская психиатрия. 2017 Апрель; 41: 436.

14. Лебединская К.С., Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. Москва: Трикста; 2013.

15. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер; 2013.

16.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Санкт-Петербург: Речь; 2008.

17. Заваденко Н.Н., Козлова Е.В. Дисфазия развития у детей: перспективы нейротрофической терапии. Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова С.С. 2013; 113 (5-2): 43-7. (На рус. Яз.).

18. Зейгарник Б.В., Николаева В.В., Лебединский В.В., ред.Практикум по патопсихологии. Москва: Издательство МГУ; 1987.

19. Бурлакова Н.С. К проблеме сохранения и отражения профессионального опыта: фрагменты клинико-психологической работы В. В. Лебединского. В кн .: Печникова Л.С., редактор. Идеи Виктора Васильевича Лебединского в психологии аномального развития. Москва: Акрополь; 2012 г.С. 395–428.

20. Печникова Л.С. Основные принципы структурно-функциональной модели дизонтогенеза, сформулированные В. В. Лебединским. В кн .: Печникова Л.С., редактор. Идеи Виктора Васильевича Лебединского в психологии аномального развития. Москва: Акрополь; 2012. С. 23–33.

.

Детская психология и психология развития

Ключевые цифры и теории

Пожалуй, наиболее влиятельной фигурой в развитии ребенка является Жан Пиаже и его теория когнитивного развития. Пиаже был швейцарским психологом, который считал, что дети учатся на собственном опыте, имеют успехи и неудачи, а затем используют эти успехи и неудачи для формирования своего собственного мысленного представления о мире.Пиаже также считал, что дети учатся надежно, поэтапно (т. Е. Проходят разные стадии развития) и переходят от одной стадии к другой, когда достигают определенных этапов развития.

Пиаже назвал эту теорию теорией когнитивного развития и включал четыре стадии: сенсомоторную, дооперационную, конкретную операционную и формальную операционную.

  • Сенсомоторная стадия наступает с рождения - 2 года.На этой стадии дети познают мир через свои чувства и действия, такие как прикосновения, взгляды и т. Д. Когда ребенок достигает вехи постоянства объекта (т.е. знания о том, что объект существует, даже когда он скрыт от глаз) и тревожности незнакомца, они успешно прошли этот этап и переходим к следующему этапу.
  • Предоперационный этап происходит от 2 до 6 лет. На этом этапе дети могут представлять мир словами и образами, но они все еще не могут использовать истинные логические рассуждения.Вехами развития являются притворство и эгоцентризм.
  • Бетонный этап эксплуатации происходит от 7 лет до 11 лет. На этом этапе дети изучают «Сохранение»: количество конкретных материалов (предметов, жидкостей) остается постоянным, даже если организация и / или форма меняются (см. Видео). Например, налив жидкости в стаканы разного размера не меняет количества жидкости. Другими словами, они узнают, что изменение формы не означает изменение количества или объема.
  • Формальная операционная стадия происходит от ~ 12 лет до взрослого возраста. На этом этапе дети учатся использовать абстрактные рассуждения. Это важный шаг, поскольку рассуждение теперь выходит за рамки конкретного (требующего реального опыта) и переходит в абстрактное мышление, включающее символы и воображение. Важной вехой на этом этапе является возможность морального мышления.

Так же, как Пиаже считал, что мы проходим стадии когнитивного развития, Эрик Эриксон утверждал, что дети проходят стадии психосоциального развития.На каждой стадии развития есть определенный конфликт (конфликт - это еще и название стадии), который ребенок должен преодолеть, прежде чем перейти к следующему этапу. Если ребенок не может успешно преодолеть конкретный конфликт, он будет застрять на этом этапе, пока не сможет решить эту проблему. Этапы психосоциального развития Эриксона следующие ...

  • Доверие vs. недоверие (это этап и конфликт) возникает от рождения до 1 года.Чтобы разрешить этот конфликт, ребенок должен развить чувство безопасности
  • Автономия против стыда и сомнения возникает в возрасте от 1 до 2 лет. Чтобы разрешить конфликт, ребенок должен обрести чувство независимости
  • Инициатива против вины возникает в возрасте от 3 до 5 лет. Чтобы разрешить этот конфликт, ребенок должен найти баланс между сдержанностью и спонтанностью (не может просто делать все, что хочет, когда хочет)
  • Промышленность vs.Неполноценность возникает с 6 лет до полового созревания. Чтобы разрешить этот конфликт, ребенок должен развить чувство уверенности в себе
  • Путаница между идентичностью и ролями происходит в подростковом возрасте. Чтобы разрешить конфликт, подросток испытывает единое чувство себя
  • Близость и изоляция происходит от полового созревания до юношеского возраста.Чтобы разрешить конфликт, молодой человек должен установить тесные личные отношения с другими людьми
  • Генеративность против застоя происходит в среднем зрелом возрасте. Чтобы разрешить конфликт, взрослый должен научиться способствовать благополучию других, а не быть полностью сосредоточенным на себе
  • Целостность против отчаяния проявляется в зрелом возрасте.На этой стадии взрослый наслаждается чувством удовлетворения собой и жизнью, размышляя о хорошо прожитой жизни

Еще одна важная тема - это Приложение , которое можно определить как эмоциональную связь или связь между двумя людьми. Привязанность может относиться ко всем людям, независимо от возраста, но обычно связана с привязанностью между детьми и опекунами (обычно матерью) и является очень сильной связью, которая важна для выживания - она ​​удерживает младенцев рядом с их матерями, что важно для получать еду, держаться подальше от опасностей и получать комфорт.

Джон Боулби был лидером в разработке теории привязанности. Одним из важнейших элементов теории привязанности является то, что детям младшего возраста необходимо развивать безопасные отношения с одним главным опекуном, чтобы иметь место «нормальное» социальное и эмоциональное развитие. Боулби считал, что получение привязанности вызывает стресс и что дети привязываются к чувствительным и отзывчивым взрослым, которые постоянно заботятся о ребенке в возрасте от 6 месяцев до 2 лет.По мере того, как дети проходят этот процесс и развивают надежные привязанности, они получают возможность исследовать мир, а затем возвращаться без проблем. Когда у детей нет надежных привязанностей, они проявляют стрессовое поведение при разлуке, например, тревогу разлуки.

Мэри Эйнсворт последовала примеру Боулби и внесла значительный вклад в наше понимание привязанности и надежной привязанности. Эйнсворт использовала более раннюю работу Боулби для проведения собственного исследования, наблюдая за парами младенцев и родителей в их собственных домах, а затем в лаборатории.Она обнаружила, что некоторые дети стали «надежно привязанными», а другие - «ненадежно привязанными». Ребенок с надежной привязанностью ищет контакта с матерью, но затем готов покинуть мать и исследовать окрестности, используя мать как надежную базу для возвращения. И наоборот, ребенок с ненадежной привязанностью цепляется за свою мать, сильно протестует, когда мать пытается уйти, менее склонен к исследованиям, а затем действует сердито или не реагирует на мать, когда она возвращается.

Эйнсворт использовала «Настороженность к незнакомцам», а также «Беспокойство к незнакомцам» для оценки стилей привязанности детей. Беспокойство о незнакомце обычно возникает у младенцев в возрасте 8-9 месяцев. В этом возрасте они начинают замечать, что некоторые люди отличаются от других, и они отдают предпочтение тем, кто более знаком или к которым у них есть привязанность. В ходе наблюдений исследователи обнаружили, что дети больше всего расстраиваются, если незнакомец попадает в знакомую для ребенка среду, а не в незнакомую.Это может быть результатом ожиданий. Ребенок не ожидает, что кто-то незнакомец войдет в его комнату, тогда как он может ожидать увидеть незнакомца в новой среде. В любом случае, однако, ребенок на этом этапе будет проявлять некоторую осторожность или беспокойство и будет стремиться к комфорту опекуна. Степень дистресса ребенка также частично зависит от силы его привязанности к опекунам.

Другой важный психолог, Гарри Харлоу , проводил эксперименты с обезьянами, которые подтвердили теории привязанности Боулби и Эйнсворт.Во время экспериментов с обезьянами он заметил, что они очень огорчались, когда из клетки вынимали ткань, которую нужно было заменить или очистить. Он предположил, что обезьяны находят утешение в ткани, как если бы они образовали с ней некую привязанность. Для дальнейшего изучения своих наблюдений он взял детенышей обезьян и соединил их с фальшивой суррогатной обезьяной, сделанной из проволоки или махровой ткани.

В некоторых экспериментах Харлоу прикрепил бутылку с молоком к обезьяне из махровой ткани, а в других - к проволочной обезьяне.Затем он наблюдал за реакцией детенышей обезьяны, чтобы выяснить, какой суррогат предпочитает обезьяна. Харлоу также хотел посмотреть, можно ли научить или обучить обезьян предпочитать одну суррогатную мать другой, если это единственная, к которой прикреплена бутылка с молоком. Он обнаружил, что обезьяны всегда предпочитали тканевую суррогатную мать вместо проволочной суррогатной матери, независимо от того, давали ли они молоко или нет. В тех случаях, когда бутылочка была только у суррогатной матери, обезьяна временно кормилась от проволочной матери, а затем немедленно возвращалась к матери из ткани.

Харлоу также провел аналогичные испытания с обезьянами, поместив их в большие комнаты с объектами, с которыми обезьяны могли взаимодействовать. Он также поместил в эти комнаты обезьяну, заменяющую проволоку или ткань. В этих экспериментах обезьяны проявляли беспокойство из-за незнакомой среды и цеплялись за ткань матери, если таковая была доступна. После некоторого времени цепляясь за ткань матери, обезьяны отпускали и исследовали комнату и предметы.Однако, если матери из ткани не было в комнате, обезьяны постоянно проявляли беспокойство и не исследовали, даже если суррогатная мать присутствовала.

Эти эксперименты были важны для психологии развития, потому что результаты подтвердили, что эмоциональный комфорт и физическое прикосновение через надежную привязанность чрезвычайно важны для психологического и социального здоровья. Независимо от того, были ли обезьяны в этих экспериментах полностью или частично изолированы, если не было комфорта или надежной привязанности, все они демонстрировали психологический стресс в низкой или высокой степени.Аналогичные эффекты наблюдались с детьми из румынских детских домов в 1980-х годах.

Недавние исследования привязанности также обнаружили влияние химического вещества, называемого окситоцином, на мозг. Исследователи обнаружили, что более высокий уровень окситоцина коррелирует с чувством благополучия и безопасности в отношениях. Они также обнаружили, что окситоцин выделялся как в мозгу младенца, так и в мозгу матери во время близости и объятий. Этот окситоцин также усиливал привязанность матери и ребенка.Таким образом, ученые выдвинули гипотезу, что этот ранний импринтинг окситоцина в центрах вознаграждения мозга может также привести к будущим стилям привязанности во взрослом возрасте. Исследователи обнаружили, что те люди, которые не испытывали надежных привязанностей в младенчестве, испытывали больше трудностей во взаимоотношениях во взрослом возрасте, а также имели менее развитую систему вознаграждения в мозгу.

Помимо физического и психологического развития, нравственное развитие также имеет важные корни в детстве.Двумя важными теоретиками в изучении нравственного развития были Жан Пиаже и Лоуренс Кольберг .

Пиаже считал, что нравственное развитие состоит из двух стадий. Один основан на последствиях, а другой - на мотивах. Рассмотрим следующие два сценария в контексте моральных стадий Пиаже:

Мать поставила банку с печеньем на высокую полку, чтобы Сэм не достал печенье.После того, как она ушла, Сэм разбил чашку, пытаясь украсть печенье.

Тевис пошел на кухню, чтобы помочь своей матери убрать, но случайно разбил 10 чашек.

На этапе 1 (0-10 лет) теории нравственного развития Пиаже дети видят правила как абсолютные и неизменные. Их суждения основаны на последствиях - неправильном и правильном - наказании или отсутствии наказания. Если ребенка на этой стадии спросили: «Кого следует наказать в описанных выше сценариях? Сэма или Тевиса?» Ребенок отвечал: «Тевис, потому что он разбил больше всего чашек.«

Дети на второй стадии (от 11 лет) нравственного развития Пиаже основывают свои суждения на намерениях и мотивах. Если бы им задали один и тот же вопрос: «Кого следует наказать?» Они говорили: «Сэм. Потому что он разбил чашку, пытаясь украсть печенье».

Лоуренс Кольберг подробно остановился на двух моральных стадиях Пиаже. Его теория, напротив, состояла из 3 уровней и 6 этапов.Эти этапы и уровни описаны ниже.

Уровень 1. ДОБЫЧНАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ
Этап 1 - Послушание и наказание
На этом этапе правила являются абсолютными, и ребенок подчиняется правилам, чтобы избежать наказания. Они видят проблемы как черные или белые. Либо выбор противоречит правилам, либо нет. Исключений нет, и люди, нарушающие правила, должны быть наказаны.

Этап 2 - Индивидуализм и обмен
На втором этапе дети узнают, что у людей разные индивидуальные потребности.Следовательно, человек должен принять решение, исходя из того, какой результат лучше всего удовлетворит его индивидуальные потребности.

Уровень 2. ОБЫЧНАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ
Этап 3 - Межличностные отношения
На этом этапе дети сосредотачиваются на социальных ожиданиях. Его также называют этапом «хорошая девочка - хороший мальчик». Они верят в соответствие, хорошее поведение и то, как этот выбор повлияет на социальные отношения.

Этап 4 - Поддержание общественного порядка
Четвертый этап заключается в важности соблюдения законов и правил, установленных обществом.Этот этап отличается от этапа 1, потому что он основан не только на наказании, но и на том, как соблюдение законов помогает обществу.

Уровень 3. ПОСТКОНВЕНЦИОННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ
Этап 5 - Общественный договор и личные права
На этапе 5 люди принимают во внимание индивидуальные потребности при принятии решений. Люди считают, что законы должны удовлетворять потребности большинства. Это демократическая точка зрения, поскольку люди на этой стадии считают, что большинство голосов должно быть решающим фактором при создании законов и правил.

Этап 6 - Универсальные принципы
Последний этап касается этики. На этом этапе люди считают, что законы можно нарушать, если они несправедливы.

Чтобы определить, на какой стадии морального развития находится индивид, Колберг дал им сценарий и спросил, что должен делать человек в этом сценарии. Кольберга не интересовало, сказал ли человек «да» или «нет», но его аргументы были в пользу того, чтобы сказать «да» или «нет».

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.