|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Теории нравственного развития ребенкаТеория нравственного развития Колберга и ее 3 этапа / Педагогическая психология | ThpanoramaТеория нравственного развития Колберга теория о том, как мы развиваем и развиваем моральное суждение по мере того, как мы вырастаем из детей, чтобы достичь нашей взрослой стадии. Он изучал моральное суждение, чтобы понять человеческое мышление, развитие суждения и чувство справедливости людей. Колберг объяснил эволюцию морального суждения, основанную на этапах когнитивного развития Пиаже, определив его как когнитивный процесс, который позволяет нам размышлять о наших ценностях, брать на себя роль, принимать перспективу и иметь возможность поставить себя на место другого. разрешать конфликты и дилеммы, возникающие на протяжении всей нашей жизни. Он также защищал то, что мы все проходим в одном и том же порядке серию этапов или этапов и, несмотря на связь когнитивного развития с нравственным развитием, он считает, что это не является достаточным условием для продвижения в моральном суждении.. Эти этапы были разделены на три моральных уровня, и каждый уровень в свою очередь состоял из двух подэтапов. Кроме того, он подтвердил, что достижение конечных этапов нравственного развития людей было очень трудным, и лишь немногие достигли этого.. Метод, который он использовал, чтобы выяснить, на каком этапе человек находился, был «Интервью о моральном суждении», наиболее известным из которых была дилемма Хайнца.. Лоуренс КолбергОн был американским психологом и педагогом, родившимся 25 октября 1927 года в Бронксвилле, Нью-Йорк. Он умер 19 января 1987 года в Бостоне. Известный как создатель теории, к которой мы собираемся приблизиться и развить с его вкладами область психологии и нравственного воспитания. Его интеллектуальная деятельность включала социологию, психологию и философию, побуждая его бросить вызов традиционному мышлению. Он был основан на моральной философской традиции, которая простирается от Сократа до Канта. Его эмпирическое исследование было основано на обосновании суждений через различные моральные дилеммы, являясь новым и продуктивным описанием морального развития. Для его исследования он был очень под влиянием Пиаже, от которого он взял свой вклад для изучения морали в психологии. Его работа продолжилась в Гарвардском университете в «Центре развития и нравственного воспитания», который он основал.. Теория нравственного развитияКолберга интересовал логический процесс, который начинается, когда ценности вступают в конфликт. Это считает необходимым понимание структуры рассуждений перед проблемами морального характера. Дело не в ценностях, которые имеет человек, а в том, что каждый должен был дать ответ, данный для разрешения дилеммы.. Разработав серию моральных дилемм, которые представляли молодым людям оценку уровня их моральных рассуждений, Колберг, больше интересовавшийся рассуждениями, которые побудили их дать какой-то ответ, чем ответ, пришел к выводу, что когнитивный уровень был связанных с уровнем морального мышления человека, в том смысле, что первое должно существовать, чтобы сделать второй подарок, хотя продвинутое когнитивное развитие не гарантировало также и моральное развитие (Papalia, Olds and Feldman, 2005 ). Согласно этой теории, нравственное развитие развивается линейно, постепенно прогрессируя и следуя определенной последовательности на разных этапах, составляющих эту теорию.. Моральные рассуждения развиваются и развиваются на протяжении всей подростковой и взрослой жизни, регулируя и разделяя нравственное развитие в соответствии с прогрессивным развитием познавательных способностей в шесть этапов, сгруппированных в три уровня в зависимости от личности, на ранее существовавшем уровне. обычный, на обычном уровне или на пост-обычном уровне. Таким образом, переход от одного этапа к другому включает в себя процесс обучения, который был бы необратимым, поскольку люди всегда двигаются вперед, приобретая и развивая навыки, ценности и руководящие принципы действий, которые определяют и характеризуют нас. То, что может быть произведено, - то, что человек приобретает определенные характеристики каждой стадии плохим способом. Кроме того, по словам Колберга, не все люди достигают конечных стадий нравственного развития. Для него когнитивное и биологическое развитие необходимо для нравственного развития, но он считает, что это не является достаточным условием. Этапы нравственного развитияУровень 1. Предварительно условная моральДети от 4 до 10 лет находятся на этом уровне, который характеризуется действиями в соответствии с внешним контролем. Суждение основано исключительно на собственных потребностях и восприятии человека. а) Ориентация на наказание и послушаниеПравила соблюдаются, чтобы получить награду и избежать наказания, квалифицируя действие как хорошее или плохое в соответствии с физическими последствиями. Здесь не автономия, а гетерономия, то есть внешние причины определяют, что нужно делать, а что не делать.. Справедливо только послушание норме, избежание наказания и не причинение вреда людям или вещам.. б) наивный гедонизмЭто относится к цели и обмену, где ребенок все еще сосредоточен на материале. Добра и зла определяется на основе индивидуальных потребностей, которые удовлетворяют, признавая, что другие могут также Супер Логопед | Нравственное воспитание детей: основные этапы и советы родителямСтатья:Елена, мать 8-летнего Жени, рассказывает, что однажды ее сын принес из школы новую ручку. Он сказал, что нашел ее на полу в классе, и поэтому взял себе. Елена объяснила Жене, что так поступать нельзя и сказала отдать ручку учителю, чтобы он выяснил, кому она принадлежит. Сначала Жене это не понравилось, но, когда Елена объяснила, почему будет правильно отдать ручку ее владельцу, он согласился. Родители и учителя должны учить ребенка моральным принципам и объяснять ему, какие поступки являются правильными, а какие – нет. Понимание нравственного поведения и умение поступать правильно во многом зависит от окружения, в котором растет ребенок, а также от его эмоциональных, познавательных, физических и социальных навыков. Рассмотрим основные этапы нравственного развития детей и попытаемся разобраться, как родители могут привить ребенку моральные ценности. Что такое нравственность Нравственность – это способность видеть разницу между правильными и неправильными намерениями, мыслями, поступками и поведением. Родители должны привить ребенку эти понятия – это основная цель всего процесса воспитания. Нравственное развитие ребенка связано с понятиями о морали, которым ребенок учится с младенчества и на протяжении всей взрослой жизни. Этапы нравственного развития детей Нравственное развитие ребенка происходит постепенно, начиная с младенческого возраста до подросткового и старшего возраста. Рассмотрим подробнее основные этапы этого процесса: 1. Младенчество Младенцы не понимают моральных принципов. Их понимание правильного и неправильного зависит от их чувств и желаний. Проведя 9 месяцев в утробе матери, младенец ожидает, что мать и дальше будет удовлетворять его потребности. От того, удовлетворяются ли эти потребности, зависит то, как младенец понимает правильное и неправильное:
2. Раннее детство (2–3 года) В этом возрасте ребенок начинает понимать, что у других людей тоже есть права и потребности. Однако он еще не осознает разницы между правильным и неправильным. В возрасте 2–3-х лет малыш может чувствовать вину и придерживаться нравственного поведения, основанного на эмпатии. Основываясь на реакции родителей, ребенок понимает необходимость слушаться их, так как:
3. Дошкольный возраст (3–5 лет) В этом возрасте ребенок перенимает семейные ценности. Отметим некоторые закономерности этого процесса:
4. Школьный возраст (7–10 лет) С семилетнего возраста дети начинают сомневаться, так ли непогрешимы родители, учителя и другие авторитетные люди. Особенности этого этапа таковы:
5. Подростковый возраст (11–16 лет) По мере того, как ребенок приближается к взрослому возрасту, он начинает развивать свои собственные моральные ценности, анализируя и подвергая сомнению ценности, которые прививают ему родители:
Нравственное развитие ребенка – более сложный процесс, чем усваивание семейных ценностей. Психологи предлагают различные теории, объясняющие этот процесс. Теория нравственного развития Жана Пиаже Швейцарский психолог Жан Пиаже, чьи работы были посвящены детскому развитию, утверждал, что в своем нравственном развитии дети проходят два основных этапа. Первый этап, который длится до семилетнего возраста, называется гетерономия. На этом этапе моральные принципы навязываются ребенку. После семи лет постепенно начинается новый этап – автономия. Пиаже отмечал, что нравственное развитие ребенка зависит от его познавательных способностей. Соответственно, он разделял процесс нравственного развития на такие стадии: Сенсомоторная стадия (до 2-х лет):
Дооперациональная стадия (от 2-х до 7 лет):
На первых двух стадиях ребенок не способен различать то, что принадлежит ему, и то, что принадлежит другим. Следовательно, все его действия направлены на удовлетворение собственных потребностей, поэтому он проявляет беспокойство по этому поводу. Стадия конкретных операций (7–11 лет):
Стадия формальных операций (11–12 лет):
На стадиях конкретных и формальных операций ребенок может видеть вещи со стороны. Он понимает важность сотрудничества, взаимности и равенства. В этот период он переходит от гетерономии к автономии. Теория нравственного развития Лоренса Кольберга Американский психолог Лоренс Кольберг предложил теорию нравственного развития, в соответствии с которой выделил следующие этапы:
Первый и второй этапы Кольберг называл доконвенциональной моралью, третий и четвертый – конвенциональной, а два последних этапа – постконвенциональной моралью. Теория нравственного развития Кэрол Гиллиган Кэрол Гиллиган, ученица Лоренса Кольберга, заметила, что исследование Кольберга касалось только нравственного развития мальчиков и мужчин. Она утверждала, что нравственное и психическое развитие женщин и мужчин отличается. Мужчины рассматривают мораль с точки зрения правил и справедливости, а женщины – с точки зрения заботы и отношений. Кэрол Гиллиган выделяет такие этапы нравственного развития:
Теория нравственного развития Берреса Скиннера Теория Берреса Скиннера основывается на принципах бихевиоризма:
Существует несколько теорий о нравственном развитии ребенка. Суть их заключается в том, что на этот процесс влияют родители и окружение ребенка. Роль родителей в нравственном развитии детей Дети учатся морали у самых близких им людей. Чтобы помочь в этом ребенку, родители могут предпринять следующие шаги:
Кроме того, чтобы стать хорошим примером для подражания для вашего ребенка, вам следует научить его правильным с моральной точки зрения моделям поведения. Как привить ребенку моральные ценности Привить ребенку какие-либо моральные ценности непросто. Предлагаем несколько советов по этому поводу:
Занятия, развивающие нравственность у ребенка Чтобы проявить в ребенке его лучшие моральные качества, предложите ему поиграть в индивидуальные, групповые и развивающие игры. Игры могут научить детей сотрудничеству и равенству, так как:
Нравственное развитие ребенка не менее важно, чем физическое и психическое. Вам не нужно ждать, пока ребенок вырастет, чтобы объяснить ему моральные нормы. Начинайте с раннего детства и станьте для ребенка хорошим примером. Так ребенок сможет перенять ваши моральные ценности и сделать их неотъемлемой частью своей жизни. Вся информация взята из открытых источников. Нравственное развитие детей – ПсиБлогНравственное развитие детей держится на трех китах:
В этой публикации мы подводим итог всего того, о чем разговаривали в нескольких последних статьях из цикла Детская и Педагогическая психология. Социальная интеграция нравственных убеждений и поведения является одной из основных задач во всех культурах. Теоретики, изучавшие тему нравственного развития детей, рассматривали вопрос нравственности с различных сторон. Психоаналитические теоретики больше внимания уделяли эмоциональным компонентам морали. Например, развитию чувства вины и раскаяния. Теоретики социального обучения фокусировались на моральном поведении. Когнитивных теоретиков больше интересовали моральные суждения индивида. Когнитивные теории морального развития
Поведенческая сторона нравственного развития: возникновение самоконтроля
Развитие альтруизма
Развитие агрессии
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993 Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна Источник изображения: pexels.com Ключевые слова: воспитание детей, психологические эксперименты, развитие ребенка, агрессия у детей, альтруизм у детей, развитие морали у детей, самоконтроль у детей, теория Жана Пиаже, теория Лоуренса Колберга Доступно для скачивания:
Теория морального развития Л. Колберга — СтудопедияТема 7: Когнитивное направление в психологии развития1. Предпосылки развития когнитивного направления. 2. Теория морального развития Л. Колберга. 3. Теория развития умений К. Фишера. 4. Развитие как решение задач (Р. Кейз). 5. Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. 6. Теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Предпосылки развития когнитивного направления Когнитивные теории развития ведут начало из философской теории познания. Пересекаясь с биологией, теория познания смыкается с решением задачи адаптации индивида к окружающей социальной и предметной среде. Основная цель этого направления — выяснить, в какой последовательности развертываются познавательные структуры, обеспечивающие адаптацию. Немецкий ученый Э. Мейман предложил периодизацию психического развития, критерием в которой являются этапы интеллектуального развития: 1. Стадия фантастического синтеза (от рождения до 7 лет). Дети обобщают отдельные ощущения без системы и логики, поэтому получаемые ими понятия далеки от реальности. 2. Стадия анализа (7 – 12 лет). Ведущей становится не интеграция, а дифференциация, т.е. разложение общих понятий, знаний, которые ребенок пытается осознать, расчленив понятие на части и формируя адекватное представление об этих частях. На этой стадии возможно начало систематического обучения детей. 3. Стадия рассудочного синтеза (12 – 16 лет). Формируется операциональное мышление, появляется возможность интегрировать отельные понятия, которые усвоили на предыдущем этапе, и получать научные представления об этих частях. Э. Клапаред выделил следующие этапы в психическом развитии: 1. От рождения до 2 лет – у детей преобладает интерес к внешней стороне вещей, а потому интеллектуальное развитие связано, главным образом, с развитием восприятия. 2. От 2 до 3 лет – у детей развивается речь, поэтому их познавательные интересы сконцентрированы на словах и их значениях. 3. От 3 до 7 лет – начинается собственно интеллектуальное развитие, т.е. развитие мышления, причем у детей преобладают общие умственные интересы. 4. От 7 до 12 лет – начинают проявляться индивидуальные особенности и склонности детей, т.к. их интеллектуальное развитие связано с формирование специальных интересов. Теория морального развития Л. Колберга Л. Колберг критиковал Ж. Пиаже за преувеличенное внимание к интеллекту, в результате которого все остальные стороны развития (эмоционально-волевая сфера, личность) остаются как бы в стороне. Он поставил вопрос — какие познавательные схемы, структуры, правила описывают такие явления, как ложь (которая появляется у детей в определенном возрасте и имеет свои этапы развития), страх (также являющийся возрастным явлением), воровство (присуще каждому в детском возрасте). Пытаясь ответить на эти вопросы, Л. Колберг обнаружил ряд интересных фактов в детском развитии, которые позволили ему построить теорию морального развития ребенка. В качестве критериев деления развития на этапы Л. Колберг берет 3 вида ориентации, образующих иерархию: 1) ориентацию на авторитеты, 2) ориентацию на обычаи, и 3) ориентацию на принципы. Развивая выдвинутую Ж. Пиаже и поддержанную Л. С. Выготским идею, что развитие морального сознания ребенка идет параллельно его умственному развитию, Л. Колберг выделяет в нем несколько фаз, каждая из которых соответствует определенному уровню морального сознания (табл. 7-2). 1. Доморальному (предконвенциональному) уровню соответствуют: стадия 1 — ребенок слушается, чтобы избежать наказания, и стадия 2 — ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды — послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения. 2. Конвенциональной морали соответствуют: стадии 3 — модель «хорошего ребенка», движимого желанием одобрения со стороны значимых других и стыдом перед их осуждением, и стадия 4 — установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (хорошо то, что соответствует правилам). 3. Автономная мораль переносит моральное решение внутрь личности. Она открывается стадией 5А — человек осознает относительность и условность нравственных правил и требует их логического обоснования, усматривая таковое в идее полезности. Затем идет стадия 5В — релятивизм сменяется признанием существования некоторого высшего закона, соответствующего интересам большинства. Лишь после этого — стадия 6 — формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочным соображениям. В последних работах Л. Колберг ставит вопрос о существовании еще 7-й, высшей стадии, когда моральные ценности выводятся из более общих философских постулатов; однако этой стадии достигают, по его словам, лишь немногие. Таблица 7-3. Стадии морального развития по Л. Колбергу
Эмпирическая проверка теории Л. Колберга в США, Англии, Канаде, Мексике, Турции, Гондурасе, Индии, Кении, Новой Зеландии, на Тайване подтвердила ее кросскультурную валидность относительно универсальности первых трех стадий морального развития и инвариантности их последовательности. С высшими стадиями дело обстоит гораздо сложнее. Они зависят не столько от уровня индивидуального развития человека, сколько от степени социальной сложности общества, в котором он живет. Усложнение и дифференциация общественных отношений является предпосылкой автономизации моральных суждений. Кроме того, стиль моральных суждений индивида неизбежно зависит от того, в чем данное общество видит источникнравственных предписаний — будет ли то Божья воля, общинное установление или просто логическое правило. Центр тяжести проблемы переносится, таким образом, с умственного развития индивидана социально-структурные характеристики общества, макро- и микросоциальной среды, от которой непосредственно зависит степень его личной автономии. Возрасты и взрослые уровни Л. Колберг не выделяет. Он считает, что развитие морали как у ребенка, так и у взрослого носит спонтанный характер, а потому никакая метрика здесь невозможна. Теория морального развития Лоуренса Кольберга.Человеком управляют не только инстинкты. Цивилизованный человек в своих поступках также руководствуется морально-нравственными ценностями. Это существенно отличает его от животного мира. Морально-нравственные ценности развивались как в процессе исторического развития человечества, так они развиваются и в процессе онтогенеза каждого полноценного члена нашего общества. Об этом гласит теория, которую некогда создал Лоуренс Кольберг Лоуренс Кольберг создал свою теорию на трудах швейцарского психолога Жана Пиаже. А именно на его теории когнитивного развития личности. Пиаже не соглашался с идеями своих современников, что интеллект является некой константой, и рассматривал когнитивное развитие как процесс, происходящий в результате биологического созревания индивида и взаимодействия с окружающей средой. Пиаже интересовало как в человеке формируются понятия числа, времени, количества, качества, а также справедливости. До работ Пиаже в науке существовало мнение, что дети могут давать неправильные ответы и делать неверные умозаключения из-за отсутствия у них знаний и опыта. Однако, психолог доказал, что дети отличаются от взрослых самим механизмом познания. Но по мере того, как человек растет и приобретает новые познания о внешнем мире, усложняются и способы обработки информации в его когнитивных структурах. Лоуренс Кольберг предположил, что и понятие о морали также может меняться у человека в процессе его взросления. Он рассказывал своим испытуемым историю. А затем просил оценить поступок главного героя с морально-нравственной точки зрения. В исследовании приняли участие 72 мальчика из Чикаго в возрасте от 10 до 16 лет. 58 из них наблюдались с интервалом в три года в течение примерно 20 лет. «ДИЛЕММА ХАЙНЦА»Пожалуй, самой известной историей, которую Лоуренс Кольберг рассказывал своим испытуемым была “Дилемма Хайнца”: Когда-то в Европе жил человек по имени Хайнц. Его жена умирала от рака. Врачи ничем не могли ей помочь, но многие из них утверждали, что несчастную можно спасти с помощью нового вида препарата, который был изготовлен одним талантливым фармацевтом, проживающем в том же городе. Поскольку Хайнц отчаянно хотел спасти свою жену от верной смерти, он решил купить этот препарат. Однако изготовитель запросил за него очень большую сумму денег, которых у Хайнца попросту не оказалось. Он попытался попросить деньги у своей семьи и друзей, но в конечном итоге ему удалось собрать только половину от необходимой суммы. “Моя жена умирает, могу ли я заплатить тебе половину суммы сейчас, а вторую половину с рассрочкой” — попросил фармацевта Хайнц. Но фармацевт не хотел ни чего слышать и тогда Хайнц решил пробраться в его аптеку, чтобы украсть препарат. ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ЗАДАВАЛ КОЛЬБЕРГНекоторые из основных вопросов, которые Лоуренс Кольберг задавал в этом эксперименте, следующие:
Кольберга интересовала не правильность ответов испытуемых, а то, на чём строится их доказательная база. Лоуренс обнаружил, что она меняется у детей с течением времени. Кольберг выделил шесть стадий нравственного развития в процессе проведения своего опыта. Он разделил их на три различные группы, в зависимости от возрастного диапазона испытуемых:
Первый этапОриентация на послушание и наказание. На первом этапе дети хотят узнать о правилах и следовать им. А также избегать наказания со стороны взрослых, когда эти правила ими нарушаются. Второй этапНаивно-определяющий гедонизм. Т. е. ориентация на удовольствие – суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь. В этот момент оправданность поступка определяется индивидуальными убеждениями. Ребёнок будет делать что-то. Потому что верит, что это может быть полезно для него. А не только потому, что кто-то другой говорит, что это правильно.
Третий этап.Мораль сохранения добрых взаимоотношений – суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет. Четвёртый этап.Мораль поддержания авторитета – суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами. Когда речь заходит о четвертом этапе, мы, наконец, начинаем видеть более широкую картину и принимаем Моральный кодекс нашего общества, а также некоторые правила поведения. Мы делаем это не потому, что кто-то приказал нам сделать это, а потому, что мы начинаем верить в эти правила. Мы считаем, что это необходимо сделать для того, чтобы наше общество продолжало функционировать без каких-либо проблем.
Пятый этап.Мораль ориентации на общественный договор – оправдание поступка основывается на уважении демократически принятого решения или вообще на уважении прав человека. Пятый этап развития морали — это время, когда мы начинаем вырабатывать различные мнения о моральном кодексе и правилах, установленных обществом. Мы начинаем ставить под сомнение определенные законы, институты и их работу для общества. Правила и законы больше не являются Абсолютом, которому следует следовать без вопросов. Законы, которые не способствуют благосостоянию людей в обществе, подвергаются изменениям и заменяются теми, которые подходят для этой цели. Для того, чтобы это произошло, должно быть большинство голосов в обществе, а это означает, что должен быть компромисс, за который проголосует большинство людей. Можно сказать, что демократия как таковая основана именно на этом принципе. Шестой этап.Мораль индивидуальных принципов совести – поступок классифицируется как правильный, если он продиктован совестью. На последней стадии морали, шестой стадии, мы можем сказать, что моральное рассуждение определяется с помощью определенных общепринятых этических принципов. Они основаны на социальных идеях, таких как уважение, индивидуальное достоинство и равенство среди всех. Законы и правила считаются действительными. Но до тех пор, пока они выполняют свою главную задачу-сохранение перечисленных нами идей. Правила, которые не способствуют этому, считаются несправедливыми. И часто подвергаются изменениям. А если это невозможно, то люди редко им подчиняются, что приводит к социальным беспорядкам. КРИТИКА ТЕОРИИ КОЛЬБЕРГАПроблемы с методологиейКогда речь заходит о дилеммах, которые задавал Лоуренс Кольберг, они могут быть истолкованы по-разному, как правило в зависимости от ситуации и статуса субъекта. Испытуемые, которых использовал Кольберг, были мальчиками в возрасте от 10 до 16 лет. Они не были никогда женаты и не могли быть поставлены в ситуацию из истории. Таким образом, это подводит нас к вопросу о том, были ли те дилеммы, которые Лоуренс представил и задал своим испытуемым, дилеммами, подходящими для их возраста, потому что только люди, которые испытали что-то подобное или обладатели большого жизненного опыта, могли ответить на этот вопрос объективно. Проблемы с выборкойЭто вопрос о репрезентативности самой выборки испытуемых. Лоуренс использовал выборку, состоящую только из мальчиков, которая, по словам Гиллигана, могла только показать, как бы мужчина действовал в такой ситуации. Мужская мораль немного отличается от морального кодекса женщин. Она основан на справедливости и долге. В то время как женские моральные принципы в основном основаны на таких эмоциях, как сострадание и забота. Это означает, что женщины могли бы вести себя иначе, если бы они оказались в той же самой ситуации. Гипотетические дилеммыДилеммы Кольберга не очень реальны, но скорее гипотетичны и это тоже подвергается критике. Да, можно представить себе ситуацию, подобную дилемме Хайнца. Но критики часто заявляют, что нет никаких оснований полагать, что человек будет действовать так же и в реальной ситуации. Есть много факторов, которые нужно учитывать, когда речь заходит о нашей реакции. Социальные нормы, этика, Моральный кодекс. Прежде чем что-то делать, мы должны знать, каковы последствия наших действий. Каждый индивид уникален и действия людей могут быть разными в одних и тех же ситуациях. Возникает вопрос, являются ли полученные результаты Кольберга достаточно обоснованными? В реальной жизни люди определяют, что правильно или неправильно. Разумеется, в зависимости от ситуации, в которой они оказались. Необходимо учитывать и тот факт, что некоторые люди не всегда продвигаются по ступеням развития. А остаются на предыдущих уровнях. Одно из предположений Колберга состоит в том, что существует связь между мышлением и действием. Это не берёт в расчет действие в состоянии эмоционального потрясения (или аффекта). Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте и следите за свежими вакансиями. Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Л.Кольберг и Ж.Пиаже о нравственном развитии личности.⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2Пиаже выделил стадии развития морального сознания ребенка: стадия гетерономной морали (следование этике принуждения) и стадия автономной морали (этика сотрудничества). Такая форма морального сознания объяснялась Ж. Пиаже эгоцентризмом мышления ребенка, когда существует смешение собственной точки зрения и мнения другого. Таким образом, на данной стадии понимание морали носит абсолютный, жесткий характер, правила являются неизменными, а наказание неизбежным, причем оценка моральности поступка производится в соответствии с тем, что запрещено. На следующей стадии развития морального сознания дети узнают, что правила не абсолютны и их можно изменить по общему согласию. Правила воспринимаются уже как особый вид общественного творчества на основе взаимного уважения и согласия (этика сотрудничества). Моральные правила принимаются добровольно, появляется способность к децентрации мышления и оценка моральности поступков производится уже на основе понимания мотивов и желаний другого, так как стало возможным встать на точку зрения другого. Кольберг разработал «когнитивно-эволюционную теорию морализации» и выделил не два, как Ж. Пиаже, а три уровня морального развития. - Доконвенциональный уровень На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами, и точка зрения других людей в расчет не принимается. Он разделяется на две стадии: стадию «гетерономной» морали и стадию индивидуализма, инструментальной цели и обмена. Данный уровень присущ детям до 9-летнего возраста, а также подросткам с антисоциальным поведением. - Конвенциональный уровень разделяется соответственно на третью и четвертую стадии: стадию взаимного межличностного ожидания и межличностного подчинения (этика хорошего человека) и стадию социальной системы и совести (этика поддержки власти). Данный уровень характерен, по мнению Л. Кольберга, для большинства подростков и взрослых. - Постконвенциональный уровень Третий уровень - постконвенциональный (принципиальный, этика самостоятельно выработанных нравственных принципов) - достигается, по мнению Л. Кольберга, только после 20 лет и то немногими взрослыми. Данный уровень предполагает наличие самостоятельного выбора, индивидуальной моральной ответственности и общей зрелости личности. Постконвенциональный уровень разделяется на пятую и шестую стадии морального развития: стадию социального договора или полезности и индивидуальных прав (этика демократически воспринятых законов) и стадию универсальных этических принципов (этика индивидуальных принципов поведения).
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского (очень кратко) Биологизаторскому, внеисторическому подходу, идее эволюционизма Л.С. Выготский противопоставил идею историзма, культурно-историческую концепцию развития. Согласно Л.С. Выготскому, каждая форма культурного развития есть уже продукт исторического развития человечества, а не простого органического созревания, в процессе общественной жизни сами природные потребности человека претерпели глубокие изменения, возникли и развились новые человеческие потребности. Движущая сила (фактор) психического развития — обучение. Высшие психические функции ребенка формируются прижизненно, в результате общения со взрослым. Орудием общения Выготский считал речевой знак как феномен культуры. Усвоение способа использования специальных орудий — средств, выработанных в ходе исторического развития человеческого общества, — т.е. обучение (а не созревание), определяет ход и направление психического развития (от социального к индивидуальному). Высшие психические функции (ВПФ) — специфические человеческие психические процессы. Считается, что они возникают на основе натуральных психических функций, за счёт опосредствования их психологическими орудиями, например, знаками. К высшим психическим функциям относят: восприятие, память, мышление, речь.
Возрастная периодизация психического развития индивида Д.Б.Эльконина. Критерии: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и психологические новообразования. Среди вида ведущей деятельности он выделяет 2 группы: 1. Деятельности, которые ориентирует ребенка на нормы отношений между людьми. (эмоциональное общение со взрослым, ролевая игра, интимно-личностное общение). 2. Деятельности, благодаря которой усваиваются общественно выработанные способы действия с предметами и различные эталоны (предметно манипуля, учебная, и профессиона.) Эпохи: 1. Раннее детство. Периоды: младенчество и раннее детство. 2. Эпоха детства. Периоды: дошкольный период и младше школьный период. 3. Подростничество. Периоды: подростковый и ранняя юность.
14. Проблема единицы анализа психической деятельности. Понятия: ведущая деятельность, социальная ситуация развития, психологическое новообразование. Деятельность – определенная активность, имеющая определенную цель и направленная на достижение определенного результата. Ведущая деятельность – всегда только одна конкретная деятельность, которая определяет развитие. Это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. Структура деятельности: - средства достижения цели - способы - потребность в деятельности - мотивы - действия - операции Каждая стадия психического развития ребенка характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии психического развития к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития и выступает значимым критерием для его диагностики. Появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Виды ведущей деятельности: -Непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми (с первых недель жизни – до 1 года): улыбается, кричит. -Предметно-манипулятивная или орудийно-предметная (1-3 года): дите манипулирует предметами – изучает, рассматривает и т.д. это деятельность осуществляется в сотрудничестве со взрослыми. -Сюжетно-ролевая игра (3-6,7): постепенный переход к игровой деятельности. -Учебная деятельность или учение (6,7-10,11). -Интимно-личностное общение (10,11 – 15,16) -Учебно-профессиональная (юношеский возраст) -Трудовая деятельность. Социальная ситуация развития. Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни. Каждый возраст характеризуется специфической единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Только оценим социальную ситуацию развития ребенка можно понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования. Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид деятельности. Психологические новообразования - это: Психические и социальный изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период. Это обобщенный результат этих изменений всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на этой основе. Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов до отдельных свойств личности.
⇐ Предыдущая12 Читайте также: Моральное развитие - Теория нравственного развития и образования Лоуренса Колберга - Социальные, дети, ребенок и стадияШвейцарский психолог Жан Пиаже, автор книги 1932 года Моральное суждение о ребенке, - один из первых психологов, чьи работы имеют прямое отношение к современным теориям нравственного развития и воспитания. Из своих наблюдений и интервью с детьми Пиаже пришел к выводу, что дети начинают с «гетерономной» стадии морального мышления, характеризующейся строгим соблюдением правил и обязанностей и подчинением авторитету.Эта гетерономия является результатом двух факторов. Первый фактор - это когнитивная структура маленького ребенка. По мнению Пиаже, мышление маленьких детей характеризуется эгоцентризмом. Маленькие дети не могут одновременно принимать во внимание собственное видение вещей с точки зрения другого человека. Этот эгоцентризм побуждает детей проецировать свои мысли и желания на других. Это также связано с однонаправленным взглядом на правила и власть, связанным с гетерономным моральным мышлением и с различными формами «морального реализма».«Моральный реализм связан с« объективной ответственностью », которая ставит букву закона выше цели закона. Вот почему маленьких детей больше беспокоят результаты действий, чем намерения человека, совершающего действие. Моральный реализм также связан с верой маленьких детей в «имманентную справедливость». Это ожидание того, что наказания автоматически следуют за проступками. Вторым важным фактором гетерономного морального мышления детей младшего возраста являются их относительные социальные отношения со взрослыми.В естественных авторитетных отношениях между взрослыми и детьми власть передается сверху. Относительное бессилие маленьких детей в сочетании с детским эгоцентризмом подпитывает гетерономную моральную ориентацию. Тем не менее, из-за взаимодействия с другими детьми, в котором группа стремится играть вместе так, как все считают справедливым, дети находят это строгое гетерономное соблюдение правил иногда проблематичным. По мере того, как дети рассматривают эти ситуации, они развиваются в сторону «автономной» стадии морального рассуждения, характеризующейся способностью критически рассматривать правила и выборочно применять эти правила, исходя из цели взаимного уважения и сотрудничества.Способность действовать, исходя из чувства взаимности и взаимного уважения, связана со сдвигом в когнитивной структуре ребенка от эгоцентризма к взгляду на перспективу. Согласование собственной точки зрения с точкой зрения других означает, что то, что правильно, должно основываться на решениях, отвечающих требованиям справедливой взаимности. На основании этой работы Пиаже пришел к выводу, что школы должны делать упор на совместное принятие решений и решение проблем, способствуя нравственному развитию, требуя от учеников выработки общих правил, основанных на справедливости.Он считал, что люди определяют мораль индивидуально, пытаясь найти справедливые решения. Принимая во внимание эту точку зрения, Пиаже предложил классным учителям предоставлять ученикам возможности для личных открытий через решение проблем, а не внушать ученикам нормы. Теория нравственного развития и образования Лоуренса КолбергаАмериканский психолог Лоуренс Кольберг модифицировал и развил работу Пиаже и определил, что процесс достижения моральной зрелости занимает больше времени и является более постепенным, чем предлагал Пиаже.На основе своего исследования Кольберг выделил шесть стадий морального мышления, сгруппированных в три основных уровня. На первом уровне , доконвенциональном уровне , моральные суждения человека характеризуются конкретной индивидуальной точкой зрения. На этом уровне гетерономная ориентация на уровне 1 направлена на избежание нарушения правил, подкрепленных наказанием, послушанием ради самого себя и избеганием физических последствий действия. На стадии 2 возникает моральная ориентация, которая фокусируется на инструментальной, прагматической ценности действий.Взаимность имеет форму: «почешу мне спину, а я почешу вам». Индивиды второго, условного, уровня рассуждают о моральных ситуациях с пониманием того, что нормы и условности необходимы для поддержания общества. На этом уровне люди на стадии 3 определяют, что правильно с точки зрения того, что ожидают от них близкие люди, и с точки зрения стереотипных ролей, определяющих хорошее, например, хороший брат, мать, учитель. Этап 4 знаменует собой переход от определения того, что правильно с точки зрения местных норм и ролевых ожиданий, к определению права с точки зрения законов и норм, установленных более широкой социальной системой.Это перспектива «члена общества», в которой человек является моральным, выполняя фактические обязанности, определяющие его социальную ответственность. Наконец, постконвенциональный уровень характеризуется рассуждением, основанным на принципах, с использованием точки зрения «предшествующего обществу». Эти люди рассуждают на основе принципов, лежащих в основе правил и норм. Хотя в теории были представлены две стадии, только одна, стадия 5, получила существенную эмпирическую поддержку. Этап 6 остается теоретической конечной точкой, которая рационально следует из предыдущих пяти этапов.По сути, этот последний уровень морального суждения влечет за собой рассуждение, основанное на принципах этической справедливости, на основе которых будут разрабатываться моральные законы. Законы оцениваются с точки зрения их соответствия основным принципам справедливости, а не поддерживаются просто на основе их места в существующем социальном порядке. Кольберг использовал результаты своего исследования, чтобы отвергнуть традиционные методы воспитания характера, которые основаны на идее о том, что добродетели и пороки являются основой морального поведения или что моральный характер состоит из «мешка добродетелей», таких как честность, доброта и т. Д. терпение и сила.Кольберг считал, что лучший подход к влиянию на моральное поведение сосредоточится на стадиях морального развития. Первоначальные образовательные усилия с использованием теории Кольберга были направлены на вовлечение студентов в обсуждение моральных дилемм в классе, что привело бы к осознанию противоречий, присущих нынешнему уровню моральных рассуждений студентов, и к переходу к следующему этапу морального суждения. Кольберг и его коллеги в конечном итоге разработали подход школ «справедливого сообщества» к продвижению морального развития, описанный в 1989 году в книге Лоуренса Кольберга «Подход к нравственному воспитанию». Эти школы стремятся повысить моральное развитие, предлагая учащимся возможность участвовать в обсуждениях в сообществе, чтобы прийти к консенсусному решению реальных моральных проблем и проблем, с которыми учащиеся сталкиваются как члены школьного сообщества. Теория предметной области: различение морали и условностейВ начале 1970-х годов продольные исследования, проведенные исследовательской группой Колберга, начали выявлять аномалии в последовательности стадий. Одним из наиболее продуктивных направлений исследований того периода стала теория предметной области, выдвинутая Эллиотом Туриэлем и его коллегами.В рамках теории предметной области проводится различие между развивающимися у ребенка представлениями о морали и другими областями социального знания, такими как социальные соглашения. Согласно теории предметной области, детские концепции морали и социальных условностей возникают из попыток ребенка объяснить качественно различные формы социального опыта, связанные с этими двумя классами социальных событий. Действия в моральной сфере, такие как неспровоцированное нанесение кому-либо побоев, оказывают внутреннее воздействие (т. Е. Причиненный вред) на благополучие другого человека.Такие внутренние эффекты возникают независимо от природы социальных правил, которые могут или не могут существовать в отношении действия. Из-за этого основные черты морального познания сосредоточены на рассмотрении последствий, которые действия оказывают на благополучие людей. Мораль строится на понятиях вреда, благополучия и справедливости. Напротив, действия, которые являются предметом социальных соглашений, не имеют внутренних межличностных последствий. Например, в формах обращения нет ничего такого, что делает называть преподавателя колледжа «профессором» лучше или хуже, чем называть человека миссис.или просто используя свое имя. Что делает одну форму обращения лучше другой, так это наличие общественно согласованных правил. Эти условности, хотя и произвольные, тем не менее важны для нормального функционирования любой социальной группы. Соглашения дают членам группы возможность координировать свои социальные обмены с помощью набора согласованных и предсказуемых способов поведения. Понятия условности, таким образом, структурируются пониманием ребенком социальной организации. Эти гипотетические различия подтверждались исследованиями с середины 1970-х годов, которые включали интервью с детьми, подростками и взрослыми; наблюдения за социальными взаимодействиями ребенок-ребенок и взрослый-ребенок; кросс-культурные исследования; и лонгитюдные исследования, изучающие изменения в мышлении детей по мере их взросления. Образовательное исследование в рамках теории предметной области привело к набору рекомендаций по так называемому образованию "соответствующих ценностей". Этот подход включает в себя анализ учителем и определение морального или условного характера вопросов социальных ценностей, которые будут использоваться на уроках. Такой анализ повышает вероятность того, что обсуждаемые вопросы соответствуют области измерения ценностей, на которое они призваны влиять. Учителя также могут лучше вести учеников через рассмотрение более сложных вопросов, которые содержат элементы из более чем одной области. Кэрол Гиллиган и мораль заботыКэрол Гиллиган в книге 1982 года под названием Другим голосом: Психологическая теория и развитие женщин предположила, что мораль заботы может заменить мораль справедливости и прав, отстаиваемых Колбергом. Чтобы понять, чем они отличаются, можно рассмотреть эти две моральные нормы как содержащие два различных предписания - предписание не относиться к другим несправедливо (справедливость) и предписание не отворачиваться от нуждающегося (забота).Она представляет эти моральные принципы как отдельные, хотя потенциально связанные. В своей первоначальной работе Гиллиган подчеркивала гендерные различия, которые, как считается, связаны с этими двумя ориентациями. Однако дальнейшие исследования показали, что моральные рассуждения не следуют четким гендерным линиям, о которых первоначально говорил Гиллиган. Преобладают доказательства того, что и мужчины, и женщины рассуждают на основе справедливости и заботы. Несмотря на то, что эти гендерные дебаты не урегулированы, работа Гиллиган способствовала повышению осведомленности о том, что забота является неотъемлемым компонентом морального мышления.В образовательных подходах, основанных на работе Гиллигана, особое внимание уделяется усилиям по воспитанию у учащихся сочувствия и заботы. Постоянные спорыВ области исследований нравственного развития сохраняются три основных противоречия. Во-первых, существуют разногласия по поводу того, имеет ли мораль универсальные элементы или она межкультурная. Во-вторых, существуют разногласия по поводу того, развивается ли мораль поэтапно или поэтапно. Наконец, есть нерешенные вопросы, касающиеся связи между моральными суждениями и действиями.Последнее вызывает наибольшее беспокойство у педагогов, потому что одна из основных целей образования - воспитывать граждан, ведущих нравственный образ жизни. Наиболее многообещающим направлением работы, направленным на решение этой проблемы, является изучение развития того, что называется «моральным я». Этот подход предполагает, что люди действуют на основе своих моральных суждений, если мораль является центральной частью их чувства личной идентичности. БИБЛИОГРАФИЯD EVRIES , R HETA и Z AN , B ETTY .1994. Моральные классы, Моральные дети: создание конструктивистской атмосферы в дошкольном образовании. Нью-Йорк: издательство Teachers College Press. G ILLIGAN , C AROL . 1982. Другим голосом: Психологическая теория и развитие женщин. Кэмбридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. K ELLER , M ONIKA и E DELSTEIN , W OLFGANG . 1993. "Развитие нравственного Я от детства до подросткового возраста"."In The Moral Self, ed. Gill G. Noam и Thomas E. Wren. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. K OHLBERG , L AWRENCE . 1969. "Этап и последовательность: когнитивно-развивающий подход к социализации". В Справочник по теории и исследованиям социализации, изд. Дэвид А. Гослин. Чикаго: Рэнд МакНелли. N ШЕСТЕРНИ , N EL . 1992. Проблема заботы в школах. Нью-Йорк: издательство Teachers College Press. N UCCI , L ARRY P.2001. Образование в сфере нравственности. Кембридж, англ .: Cambridge University Press. P IAGET , J EAN . 1932. Моральное суждение о ребенке. Нью-Йорк: Свободная пресса. P OWER , F. C LARK ; H IGGINS , A NN ; и K OHLBERG , L AWRENCE . 1989. Подход Лоуренса Колберга к нравственному воспитанию. Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета. .Теория нравственного развития КольбергаЛоуренс Кольберг был теоретиком развития середины двадцатого века, наиболее известным своей конкретной и подробной теорией нравственного развития детей. Его работа по-прежнему имеет большое значение и сегодня, и современные исследования в целом подтверждают его теорию. (Колби и др., 1983; Рест, 1986; Уокер, 1989, Уокер и Тейлор, 1991b). Кольберг разработал шестиэтапную теорию морального развития, и он сгруппировал эти шесть этапов в три уровня развития более высокого порядка: 1) предварительный уровень, 2) условный уровень и 3) пост-условный или принципиальный. Уровень.Затем каждый уровень делится на два этапа, в результате чего получается шесть этапов. Предварительный уровень включает: а) первую стадию - ориентацию на наказание и повиновение и б) вторую стадию - ориентацию на инструментальную цель. Обычный уровень включает: а) третий этап - мораль межличностного сотрудничества и б) четвертый этап - ориентацию на поддержание социального порядка. Пост-конвенциональный уровень включает а) пятую стадию ориентации на общественный договор и б) шестую стадию ориентации на универсальные этические принципы.В этой статье рассматриваются отдельные этапы нравственного развития, связанные с развитием подростков. Таким образом, обсуждение начинается с третьего этапа, морали межличностного сотрудничества в рамках обычного уровня морального мышления. Для получения дополнительной информации о теории Кольберга в целом или для описания стадий развития до третьей стадии см. Статью о развитии среднего ребенка. Согласно теории Кольберга, нравственное развитие происходит линейно, поэтапно; я.е. нравственное развитие постепенно переходит от одной стадии к другой в предсказуемой, упорядоченной последовательности. Хотя Кольберг признал, что каждый ребенок проходит эти стадии с разной скоростью, и признал, что некоторые молодые люди могут никогда не достичь высших стадий, его теория не учитывает возврат к прежним, ранее освоенным стадиям, как это делают некоторые другие теоретики развития (например, личность Марсии). теория развития). Кольберг считал, что к раннему подростковому возрасту большинство молодых людей достигли среднего уровня морального мышления, называемого условным уровнем.На этом уровне мораль определяется социальными нормами; то есть мораль определяется правилами и социальными условностями, которые явно или неявно согласованы группой людей. Эти правила и обычаи служат интересам большинства группы, одновременно обеспечивая структуру, которая поддерживает социальный порядок и ограничивает разногласия между членами группы. Обычный уровень далее подразделяется на третий и четвертый этапы. Третий этап называется моралью межличностного сотрудничества.На третьем этапе моральные решения принимаются путем предвидения того, как моральное решение будет оценено другими влиятельными членами группы. Поскольку молодежь на данном этапе желает, чтобы ее считали хорошим человеком и оценивали в благоприятном свете, их моральные решения будут основаны на том, получат ли их решения одобрение тех людей, чье мнение для них важно. Например, Энтони тусуется с новыми друзьями, когда один из его новых друзей предлагает ему сигарету. Если Энтони достиг третьей стадии, морали межличностного сотрудничества, он мог бы подумать следующее: «Что, если я попробую эту сигарету, и дедушка узнает? Он будет думать обо мне как о курильщике.Он уже сказал мне, что не уважает курильщиков, потому что они вредят их здоровью. Моя бабушка тоже бы во мне разочаровалась. Она сказала мне, что курильщики - слабые люди, которым нужен костыль. Этот мыслительный процесс, скорее всего, отговорит Энтони от принятия сигареты от своего друга. Следующим этапом на обычном уровне является четвертый этап, который называется ориентацией на поддержание социального порядка. На этом этапе нравственность определяется тем, что лучше всего для большинства людей. Кроме того, моральные решения отражают понимание того, что большинству людей выгоден социальный порядок, который способствует гармоничным отношениям между членами группы.На этом этапе молодежь понимает, что законы призваны служить интересам каждого, и верят, что общество функционирует лучше всего, когда все строго соблюдают закон. Эта молодежь начнет сравнивать свои повседневные решения и последствия этих решений с моральными стандартами общества в целом. Например, если Энтони из предыдущего примера достиг четвертой стадии, ориентации на поддержание общественного порядка, и его новые друзья предложили ему сигарету, теперь он может считать, что курить молодым людям запрещено.Он может решить не курить, потому что считает, что если он курит, его следует наказать за нарушение закона. Он понимает, что закон направлен на его собственное благо и защиту, но он также понимает, что закон служит на благо общества в целом, потому что, когда молодые люди становятся зависимыми от никотина, это дорого обходится и представляет опасность для здоровья других. . Каковы его этапы и что делать?Джеймс принес из школы новую ручку и показал ее своей матери. Он сказал ей, что нашел его под своим стулом в классе. Его мать знала, что это было неправильно. Она посоветовала ему передать ручку учителю на следующий день, чтобы она, в свою очередь, могла передать ее владельцу. Джеймс был недоволен, но когда его мать объяснила, почему вернуть ручку было правильным решением, он убедился. Нравственность - это то, чему родители и учителя должны учить детей.Детей нужно учить тому, что хорошо, а что плохо. Понимание морали и их чувство правильного и неправильного зависит от среды, в которой они растут, а также от их эмоциональных, когнитивных, физических и социальных навыков. MomJunction расскажет вам о различных этапах нравственного развития детей и о том, как можно научить детей моральным ценностям. Что такое мораль?Нравственность - это способность видеть разницу между добром и злом в намерениях, мыслях, действиях и поведении.Обучение детей этому понятию - основная цель воспитания. Моральное развитие связано с концепциями морали, которые ребенок усваивает с младенчества до взрослой жизни. Продолжайте читать, чтобы узнать о различных этапах нравственного развития детей. [Прочитано: Этапы когнитивного развития у детей ] Этапы нравственного развития детейМоральный рост у детей происходит постепенно, по мере их роста от младенчества до подросткового возраста и старше.Давайте посмотрим на это подробнее: 1. МладенцыМладенцы не могут нравиться. Их чувство правильного и неправильного зависит от их чувств и желаний. После девяти месяцев в утробе матери ребенок ожидает, что выкормление продолжится. В результате их чувство правоты зависит от того, удовлетворены ли их потребности.
2. МалышиВозраст: От 2 до 3 лет В этом возрасте ваш малыш понимает, что у других тоже есть права и потребности. Однако ему еще предстоит уловить разницу между добром и злом. Ребенок в возрасте 2–3 лет может проявлять вину, основанную на сочувствии, и моральное поведение. В зависимости от действий родителей малыш понимает, что послушание - это норма.
[Прочитать: Положительное наказание ] 3. ДошкольникиВозраст: От 3 до 5 лет Это возраст, в котором ваш ребенок усваивает семейные ценности.
4. ДетиВозраст: 7-10 После 7 лет дети начинают задаваться вопросом, непогрешимы ли люди, занимающие авторитетные должности, такие как учителя и родители.
[Читать: Социальное и эмоциональное развитие детей ] 5. ПодросткиПо мере приближения к взрослой жизни дети начинают развивать свои собственные моральные ценности, задавая вопросы и анализируя те, которые установили для них их родители . Возраст: 11–16
Нравственное развитие не так просто, как обучение детей ценностям. Это настолько сложно, что психологи выдвинули на их основе теории. Теория нравственного развития ПиажеПо словам Жана Пиаже, психолога, основная работа которого заключалась в когнитивном развитии ребенка, говорится, что дети проходят две основные стадии морального суждения (1), (2). Он назвал первую стадию, до семи лет, Гетерономией, где есть моральные ограничения.Спустя семь лет постепенно наступает этап автономии. Пиаже заметил, что нравственное развитие ребенка зависит от его когнитивных навыков, и поэтому разделил этот процесс на следующие этапы: Сенсомоторная стадия: От рождения до 2 лет
Предоперационная стадия: от 2 до 7 лет
На двух вышеупомянутых стадиях ребенок все еще не способен отличить то, что ему принадлежит, от того, что принадлежит другим.Следовательно, он хочет всего для себя и суетится. Конкретный Операционный этап: От 7 до 11 лет [Читать: Как научить детей ответственности ] Этап формальных операций: 11-12 лет На операционных этапах ребенок может видеть вещи с точки зрения третьего лица.Он понимает важность сотрудничества, взаимности и равенства. Это когда он трансформируется из гетерономии в автономию. Теория нравственного развития КольбергаЛоуренс Колберг, профессор психологии из Гарварда, выдвинул теорию этического развития со следующими стадиями (3): Кольберг назвал стадии 1 и 2 доконвенциональной моралью, стадии 3 и 4 - конвенциональной моралью, а последние две стадии - постконвенциональной моралью. Теория нравственного развития Кэрол ГиллиганГиллиган, студент Колберга, заметила, что исследование Колберга основывалось только на мальчиках и мужчинах.Она сказала, что женщины и мужчины отличаются своими моральными и психологическими наклонностями. В то время как мужчины думают о правилах и справедливости, женщины думают о заботе и отношениях. Итак, она вышла со своим собственным набором стадий: [Читать: Советы по развитию позитивного мышления у детей ] Теория нравственного развития СкиннераТеория Скиннера основана на бихевиоризме: ( 4 ) Существует несколько теорий нравственного развития. Суть в том, что родители и среда, в которой растут дети, влияют на их нравственность. Роль родителей в нравственном развитии детейДети учатся нравственности у самых близких им людей. Поэтому вот что вы можете сделать: Помимо того, что вы будете примером для подражания и воодушевлением, вам нужно научить их основам нравственного поведения. Как научить детей моральным ценностямНелегко заставить детей понять и усвоить моральные ценности, которым вы их учите, непрактично. Вот несколько советов, как это сделать: [Прочитано: Этапы развития ребенка ] Мероприятия по нравственному развитиюВы можете поощрять своего ребенка с помощью нескольких индивидуальных, групповых и образовательных мероприятий, чтобы выявить в них лучшее. Игры могут научить детей сотрудничеству и равенству. Нравственное развитие ребенка так же важно, как его физическое и умственное развитие. Как родителю вам не нужно ждать, пока ваш ребенок вырастет, чтобы научить его нравственности. Начните с самого начала и будьте образцом для подражания, чтобы они лучше понимали ценности и сделали их неотъемлемой частью своей жизни. Как привить детям нравственные ценности? Поделитесь своими методами обучения детей нравственности и справедливой жизни в разделе комментариев. Рекомендуемые статьи: .Детская психология и психология развитияКлючевые цифры и теорииПожалуй, наиболее влиятельной фигурой в развитии ребенка является Жан Пиаже и его теория когнитивного развития. Пиаже был швейцарским психологом, который считал, что дети учатся на собственном опыте, имеют успехи и неудачи, а затем используют эти успехи и неудачи для формирования своего собственного мысленного представления о мире.Пиаже также считал, что дети учатся надежно, поэтапно (т. Е. Проходят разные стадии развития) и переходят от одной стадии к другой, когда достигают определенных этапов развития. Пиаже назвал эту теорию теорией когнитивного развития и включал четыре стадии: сенсомоторную, дооперационную, конкретную операционную и формальную операционную. Так же, как Пиаже считал, что мы проходим через стадии когнитивного развития, Эрик Эриксон утверждал, что дети проходят стадии психосоциального развития.На каждой стадии развития есть определенный конфликт (конфликт - это еще и название стадии), который ребенок должен преодолеть, прежде чем перейти к следующему этапу. Если ребенок не может успешно преодолеть конкретный конфликт, он будет застрять на этом этапе, пока не сможет решить эту проблему. Этапы психосоциального развития Эриксона следующие ... Еще одна важная тема - это Приложение , которое можно определить как эмоциональную связь или связь между двумя людьми. Привязанность может относиться ко всем людям, независимо от возраста, но обычно связана с привязанностью между детьми и опекунами (обычно с матерью) и является очень сильной связью, которая важна для выживания - она удерживает младенцев рядом с их матерями, что важно для получать еду, держаться подальше от опасностей и получать комфорт. Джон Боулби был лидером в разработке теории привязанности. Одним из важнейших элементов теории привязанности является то, что детям младшего возраста необходимо развивать безопасные отношения с одним главным опекуном, чтобы происходило «нормальное» социальное и эмоциональное развитие. Боулби считал, что получение привязанности вызывает стресс и что дети привязываются к чувствительным и отзывчивым взрослым, которые постоянно заботятся о ребенке в возрасте от 6 месяцев до 2 лет.По мере того, как дети проходят этот процесс и развивают надежные привязанности, они получают возможность исследовать мир, а затем возвращаться без проблем. Когда у детей нет надежных привязанностей, они проявляют стрессовое поведение при разлуке, например, тревогу разлуки. Мэри Эйнсворт последовала примеру Боулби и внесла значительный вклад в наше понимание привязанности и надежной привязанности. Эйнсворт использовала более раннюю работу Боулби для проведения собственного исследования, наблюдая за парами младенец-родитель в их собственных домах, а затем в лаборатории.Она обнаружила, что некоторые дети стали «надежно привязанными», а другие - «ненадежно привязанными». Ребенок с надежной привязанностью ищет контакта с матерью, но затем готов покинуть мать и исследовать окрестности, используя мать как надежную базу для возвращения. И наоборот, ребенок с ненадежной привязанностью цепляется за свою мать, сильно протестует, когда мать пытается уйти, менее склонен к исследованиям, а затем действует гневно или не реагирует на мать, когда она возвращается. Эйнсворт использовала «Настороженность к незнакомцам», а также «Беспокойство к незнакомцам» для оценки стилей привязанности детей. Беспокойство о незнакомце обычно возникает у младенцев в возрасте 8-9 месяцев. В этом возрасте они начинают замечать, что некоторые люди отличаются от других, и они отдают предпочтение тем, кто более знаком или к которым у них есть привязанность. В ходе наблюдений исследователи обнаружили, что дети больше всего расстраиваются, если незнакомец попадает в знакомую для ребенка среду, а не в незнакомую.Это может быть результатом ожиданий. Ребенок не ожидает, что кто-то незнакомец войдет в его комнату, тогда как он может ожидать увидеть незнакомца в новой среде. В любом случае, однако, ребенок на этом этапе будет проявлять некоторую осторожность или беспокойство и будет стремиться к комфорту опекуна. Степень дистресса ребенка также частично зависит от силы его привязанности к опекунам. Другой важный психолог, Гарри Харлоу , проводил эксперименты с обезьянами, которые подтвердили теории привязанности Боулби и Эйнсворт.Во время экспериментов с обезьянами он заметил, что они очень расстраивались, когда из клетки вынимали ткань, которую нужно было заменить или очистить. Он предположил, что обезьяны находят утешение в одежде, как если бы они образовали с ней некую привязанность. Для дальнейшего изучения своих наблюдений он взял детенышей обезьян и соединил их с поддельной суррогатной обезьяной, сделанной из проволоки или махровой ткани. В некоторых экспериментах Харлоу прикрепил бутылку с молоком к обезьяне из махровой ткани, а в других - к проволочной обезьяне.Затем он наблюдал за реакцией детенышей обезьяны, чтобы выяснить, какой суррогат предпочитает обезьяна. Харлоу также хотел посмотреть, можно ли научить или обучить обезьян предпочитать одну суррогатную мать другой, если это единственная, к которой прикреплена бутылка с молоком. Он обнаружил, что обезьяны всегда предпочитали тканевую суррогатную мать вместо проволочной суррогатной матери, независимо от того, давали ли они молоко или нет. В тех случаях, когда бутылочка была только у суррогатной матери, обезьяна временно кормилась проволочной матерью, а затем немедленно возвращалась к тканевой матери. Харлоу также провел аналогичные испытания с обезьянами, поместив их в большие комнаты с объектами, с которыми обезьяны могли взаимодействовать. Он также поместил в эти комнаты обезьяну, заменяющую проволоку или ткань. В этих экспериментах обезьяны проявляли беспокойство из-за незнакомой окружающей среды и цеплялись за ткань матери, если она была доступна. После некоторого времени цепляясь за ткань матери, обезьяны отпускали и исследовали комнату и предметы.Однако, если матери из ткани не было в комнате, обезьяны постоянно проявляли беспокойство и не исследовали, даже если суррогатная мать присутствовала. Эти эксперименты были важны для психологии развития, потому что результаты подтвердили, что эмоциональный комфорт и физическое прикосновение через надежную привязанность чрезвычайно важны для психологического и социального здоровья. Независимо от того, были ли обезьяны в этих экспериментах полностью или частично изолированы, если не было комфорта или надежной привязанности, все они демонстрировали психологический стресс в низкой или высокой степени.Аналогичные эффекты наблюдались с детьми из румынских детских домов в 1980-х годах. Недавние исследования привязанности также обнаружили воздействие на мозг химического вещества, называемого окситоцином. Исследователи обнаружили, что более высокий уровень окситоцина коррелирует с чувством благополучия и безопасности в отношениях. Они также обнаружили, что окситоцин выделялся как в мозгу младенца, так и в мозгу матери во время близости и объятий. Этот окситоцин также усиливал привязанность матери и ребенка.Таким образом, ученые выдвинули гипотезу, что этот ранний импринтинг окситоцина в центрах вознаграждения мозга может также привести к будущим стилям привязанности во взрослом возрасте. Исследователи обнаружили, что те люди, которые не испытывали надежных привязанностей в младенчестве, испытывали большие трудности во взаимоотношениях во взрослом возрасте, а также имели менее развитую систему вознаграждения в мозгу. Помимо физического и психологического развития, нравственное развитие также имеет важные корни в детстве.Двумя важными теоретиками в области изучения нравственного развития были Жан Пиаже и Лоуренс Кольберг . Пиаже считал, что нравственное развитие состоит из двух стадий. Один основан на последствиях, а другой - на мотивах. Рассмотрим следующие два сценария в контексте моральных стадий Пиаже: Мать поставила банку с печеньем на высокую полку, чтобы Сэм не достал печенье.После того, как она ушла, Сэм разбил чашку, пытаясь украсть печенье. Тевис пошел на кухню, чтобы помочь своей матери убрать, но случайно разбил 10 чашек. На стадии 1 (0-10 лет) теории нравственного развития Пиаже дети видят правила как абсолютные и неизменные. Их суждения основаны на последствиях - неправильном и правильном - наказании или отсутствии наказания. Если ребенка на этой стадии спросили: «Кого следует наказать в описанных выше сценариях? Сэма или Тевиса?» Ребенок отвечал: «Тевис, потому что он разбил больше всего чашек.« Дети на второй стадии (от 11 лет) нравственного развития Пиаже основывают свои суждения на намерениях и мотивах. Если бы им задали один и тот же вопрос: «Кого следует наказать?» Они говорили: «Сэм. Потому что он разбил чашку, пытаясь украсть печенье». Лоуренс Кольберг подробно остановился на двух моральных стадиях Пиаже. Его теория, напротив, состояла из 3 уровней и 6 этапов.Эти этапы и уровни описаны ниже. Уровень 1. ДОБЫЧНАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ Этап 2 - Индивидуализм и обмен Уровень 2. ОБЫЧНАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ Этап 4 - Поддержание общественного порядка Уровень 3. ПОСТКОНВЕНЦИОННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ Этап 6 - Универсальные принципы Чтобы определить, на какой стадии морального развития находится индивид, Колберг дал им сценарий и спросил, что должен делать человек в этом сценарии. Кольберга не интересовало, сказал ли человек «да» или «нет», но его аргументы были в пользу того, чтобы сказать «да» или «нет». . |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |