О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Система воспитания и развития детей дошкольного возраста м монтессори


основные принципы и суть методики раннего развития Монтессори

История появления

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей 19 века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!  

Поэтому Мария вместе с мужем начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержками развития. Но убедившись в успехе выдвинутой ей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. Так появилась методика развития Монтессори, названная в честь автора. 

Мария Монтессори

В чём суть педагогики Монтессори

Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей. 

Основные принципы методики

  • Ребёнок волен сам выбирать вид деятельности. Чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств. Дети учатся всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Каждый ребёнок занимается тем, что ему нравится, единой программы в системе не предусмотрено.
  • Монтессори — методика раннего развития. Но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты и одновременно учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество.
  • Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая ко

Система дошкольного воспитания Марии Монтессори

В начале XX в. широкое распространение получила система дошкольного воспитания, созданная выдающимся итальянским педиатром и педагогом Марией Монтессори (1870—1952). Будучи врачом, она начала разработку методов воспитания детей с умственной отсталостью, а затем пришла к выводу, что эти методы можно успешно применять и в воспитании нормальных детей. Разработанная более 100 лет назад, эта система сохраняет свою популярность и в настоящее время. Многие детские сады США и Европы работают на основе принципов и методов, предложенных М. Монтессори. Широкое распространение получила эта система и в нашей стране. Остановимся подробнее на ценностных установках и педагогических принципах данной системы.

Ценностные установки и педагогические принципы системы Монтессори

Главная ценность воспитания в системе Монтессори — это прежде всего индивидуальность ребенка. Стратегия воспитания должна быть направлена на развитие индивидуальной природы ребенка. Так же как воспитатель не может и не должен менять пропорции тела своего ученика, он не может и не должен менять его внутреннюю природу. Монтессори категорически возражала против единой усредненной программы воспитания, против руководства действиями ребенка, против навязывания детям какого-либо учебного материала. Главная забота воспитателя, с ее точки зрения, — сохранять и развивать природную индивидуальность ребенка. Основное условие сохранения и развития детской индивидуальности — это предоставление полной свободы. Свобода есть жизненное условие всякого воспитания. Нельзя ничего навязывать ребенку, заставлять или принуждать его. Только при наличии полной свободы и самостоятельности могут проявиться индивидуальный характер ребенка, его врожденная любознательность и познавательная активность.

Однако свободу М. Монтессори понимала не как простой стихийный процесс, а как возможность иметь собственную цель, как возможность выбрать цель своих действий. Целенаправленность, интерес и сосредоточенность на каком-либо деле составляют безусловные ценности воспитания. Характерно, что в педагогике Монтессори значительное место уделяется развитию воли ребенка. О возникновении воли, с ее точки зрения, можно говорить тогда, когда возникает способность к продолжительной «концентрации». Воля как психологическое качество развивается путем усиления направленности на какой-либо предмет и путем ограничения посторонних импульсов, отвлекающих от решения поставленной задачи.

В развитии детской воли Монтессори выделяет три стадии, три ступени. Первая из них — повторение одних и тех же действий, что часто наблюдается у детей раннего возраста. В этом, с точки зрения Монтессори, проявляется «концентрация» ребенка на каком-либо упражнении. Циклично повторяемые упражнения дают ребенку ощущение силы и независимости. Эту активность ни в коем случае нельзя прерывать или видоизменять. Ощутив свою независимость и автономность в движениях, ребенок поднимается на вторую ступень развития воли, когда он начинает сознательно выбирать самодисциплину, может принимать самостоятельные решения и отвечать за свои действия. Достигнув стадии самодисциплины, ребенок в развитии своей воли подходит к следующей ступени, когда возникает стремление к послушанию, которое, естественно, становится следствием развития свободной воли ребенка.

Этот момент в педагогике Монтессори является, пожалуй, самым трудным для понимания. Воля и послушание традиционно представляются противоположными и несовместимыми началами: послушание обычно достигается путем подавления взрослым воли ребенка. Однако Монтессори рассматривает волю и послушание как две стороны единого процесса, в котором послушание, т. е. подчинение определенным правилам, — это высшая стадия развития воли. Разумеется, здесь имеется в виду не слепое бессознательное послушание, а добровольное и свободное выполнение определенных норм и правил поведения. Естественное развитие детской воли приводит к тому, что соблюдение норм и правил поведения становится собственной потребностью ребенка и свободно принимается им. Такое направление детской воли складывается, согласно представлениям М. Монтессори, само собой, по естественным законам. Главная задача воспитателя — не вмешиваться и не нарушать эти законы, предоставляя ребенку полную свободу и самостоятельность. Ребенку изначально присуще стремление к порядку, послушанию и организованности. Воспитатель должен поддерживать и развивать это стремление, а не разрушать его.

Таким образом, главные ценности воспитания в системе Монтессори — индивидуальность ребенка, его интерес, который проявляется в концентрации и сосредоточенности, и послушание. Поскольку все эти качества изначально свойственны природе ребенка, педагогическая стратегия воспитания состоит в том, чтобы предоставить ему полную свободу и самостоятельность, не навязывать и не руководить, а дать возможность самому выбирать нужные ему предметы и действия. Однако такая свобода возможна только в специально организованной среде, соответствующей потребностям и возможностям ребенка.

Согласно представлениям М. Монтессори ребенок, живущий во взрослой среде, обитает в мире, не приспособленном для его физических и духовных потребностей. Окружающие его взрослые и предметы подавляют волю ребенка, вынуждают приспосабливаться к чуждой обстановке. Насильственная адаптация ребенка к миру взрослых искажает природу ребенка и не позволяет развиваться его лучшим качествам. Более гуманный и педагогически правильный подход к ребенку состоит в том, чтобы создать специальную, адекватную потребностям ребенка среду. М. Монтессори внесла выдающийся вклад в дошкольную педагогику, так как разработала и создала именно такую среду, центром которой является специальный дидактический материал. Главное обучающее воздействие в этой системе как бы передано дидактическому материалу, который обучает и воспитывает у ребенка ценные качества, а также защищает его от сложных и опасных воздействий взрослого мира, сама Монтессори называла созданную ею среду «убежищем в шторм», «оазисом в пустыне», «местом духовного отдыха». Рассмотрим основные особенности развивающей среды, созданной М. Монтессори.

Система дошкольного воспитания Марии Монтессори — Студопедия

В начале XX в. широкое распространение получила система дошкольного воспитания, созданная итальянским педиатром и педагогом Марией Монтессори (1870—1952). Будучи врачом, она начала разработку методов воспитания детей с умственной отсталостью, а затем пришла к выводу, что эти методы можно успешно применять и в воспитании нормальных детей. Многие детские сады США и Европы работают на основе принципов и методов, предложенных М. Монтессори. Широкое распространение получила эта система и в нашей стране.

Главная ценность воспитания в системе Монтессори — это прежде всего индивидуальность ребенка.

Дети, обучающиеся по Монтессори, легко усваивают такие сложные понятия, как: размер, объем, дроби и многие другие понятия и знания. Они легко учатся в школе, хорошо ориентируются во внешнем мире, отлично владеют навыками самообслуживания. Секрет прост – всю информацию малыш получает непосредственно из сформированной вокруг него среды, а не из уст педагога. Разбив стеклянный стакан, ребенок понимает, что стекло это хрупкий материал, что вещи, сделанные из такого материала могут разбиться, разлететься на кусочки.

Главной целью развития маленького ребенка Монтессори считала развитие интеллекта и познавательное развитие. Основой всех познавательных процессов является восприятие. Интеллектуальное развитие начинается с умения собирать, различать и классифицировать чувственные впечатления. Разработанный М. Монтессори сенсорный материал позволяет осуществлять многочисленные упражнения, помогающие ребенку развивать свой интеллект путем различения и классификации различных чувственных признаков предметов. В сенсорном материале Монтессори представлены самые разные воспринимаемые качества вещей — форма, цвет, размеры, температура, вес, гладкость или шероховатость поверхности, запахи, звуки и др., причем в каждом предмете выделено именно то качество, на котором нужно зафиксировать детское внимание.


Монтессори-материалы - это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми, изготовленными непременно из натуральных материалов. Дизайн современных Монтессори-материалов не меняется со дня создания.

Сенсорное развитие:

Рамки с застежками - обучение навыкам, необходимым при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.


Коричневая лестница - представляет различия между двумя измерениями и знакомит с понятиями: тонкий, тоньше, самый тонкий; толстый, толще, самый толстый.

Розовая башня - представляет различия величины в трех измерениях и помогает ребенку в дифференцировании понятий большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький.

Красные штанги - представляют различия величины в одном измерении (длины) и знакомят с понятиями: короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный.

Блоки цилиндров - представляют собой четыре набора с девятью цилиндрами в каждом. Первый набор состоит из цилиндров различных по высоте; второй - цилиндры различные по диаметру; два других включают цилиндры различные по высоте и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает мелкую мускулатуру рук необходимую при письме. Цветные цилиндры - каждый набор соответствует параметрам размеров одного из наборов блоков цилиндров. Шумовые цилиндры - этот набор состоит из двух деревянных коробок, каждая из которых, содержит шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет свой звук, т.е. каждому звуку красных цилиндров подбирается соответствующий звук синих цилиндров.

Развитие речи. Буквы, вырезанные из песчаной бумаги, позволяют ребенку узнать очертание каждой буквы через прикосновение и ассоциировать звук буквы с ее очертанием. Металлические вкладки - десять математических вкладок разной геометрической формы. Вкладки имеют маленькую ручку для удерживания и перемещения. Прослеживание контура вкладки помогает подготовить руку и глаз к письму.

Математическое развитие:

Красно-синие штанги - набор из 10 штанг того же размера что и красные штанги, но каждая штанга делится на красно-синие части. Эти упражнения учат первичным основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания вычитания, умножения и деления.

Коробка с веретенами - две коробки с секциями от 0 до 9 используются для обучения счету и понятия количества. Ребенок размещает определенное количество веретен в соответствующую секцию.

Золотые бусины - эти материалы обеспечивают введение в понятие счета, количества и основных математических функций.

Геометрические тела - обучают зрительному и тактильному различению геометрических форм. Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, овоида, конуса и треугольной призмы.

Все вышеперечисленные материалы трудно использовать для занятий с малышом дома - они рассчитаны на оборудование детских садов и монтессори-групп. В домашних условиях монтессори-материал может быть использован лишь в ограниченных количествах. Все градации сенсорных качеств тщательно продуманы и подобраны. Данный материал нельзя изготовлять кустарно: сборку комплектов материала Монтессори выполняют только профессионалы на специализированных предприятиях.

Недостатки: Декларируемый тезис о предоставлении ребенку полной свободы находится в явном противоречии с жесткой регламентацией воспитательных воздействий. Выбор действий ребенка строго органичен предлагаемым дидактическим материалом и жестко предписанными действиями с ним. В результате действия детей становятся однообразными, стереотипными и автоматическими, а значит, не свободными. Кроме того, работа только с сенсорным материалом не способствует всестороннему развитию ребёнка. Поэтому сейчас идеи Монтессори используют как дополнительную программу при реализации определённых воспитательно-образовательных задач.

«Система воспитания и развития детей, разработанная М.Монтессори».

Министерство образования и культуры Республики Казахстан

КГУ «Пионерский детский дом для детей –сирот»

ДОКЛАД

НА ТЕМУ:

«Система воспитания и развития детей,

разработанная М.Монтессори».

Подготовила:

воспитатель:Исхакова Елена Геннадиевна

с. Пионерское 2015г.

О педагогической системе Монтессори слышали многие. Что это такое, и как она применяется…

Итальянский врач и педагог Мария Монтессори ( 1870-1952 ) впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста в 1907 году. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников. Мария Монтессори обратила свое внимание на здоровых детей в тот момент, когда поняла, что они отстают в развитии от ее нездоровых воспитанников.

Для обычных детей была создана Монтессори-среда.

Ключевое слово метода Монтессори — Свобода!

Неудивительно, что идеологи тоталитарных режимов, такие, как Гитлер, Сталин, Муссолини и другие с ненавистью относились к педагогической системе Марии Монтессори. При их правлении издавались приказы о закрытии школ и детских садов Монтессори, начинались гонения на Монтессори-педагогов, в первую очередь преследования коснулись самой Марии Монтессори, которая скрывалась от итальянского фашистского режима сначала в Голландии, а затем долгие семь лет провела с сыном Марио в Индии, продолжая работать и развивать свою методику.

 

Цель метода Монтессори — воспитать независимого, свободного, самостоятельно мыслящего, умеющего принимать и нести ответственность за свои решения человека!

Сейчас эта педагогическая система – одна из наиболее популярных во многих странах мира. По ней работают многие детские сады, развивающие центры и даже школы. Чем же этот метод так привлекает педагогов и родителей?

Монтессори-среда — это активно развивающее пространство, где нет места случайным элементам и деталям. У каждого предмета есть строго определенная функция. Мария Монтессори выдворила из классов парты! Парта ограничивает не только движения детей, но и их познавательное развитие.

В Монтессори-классах парты заменяются небольшими столиками и ковриками, которые сам ребенок способен перемещать в любе удобное для него место.

Золотой материал Монтессори — это выбранные в процессе длительных и тщательных эспериментов пособия и материалы, которые дают потрясающие результаты развития и воспитания детей.

Главное  в системе Монтессори — это не материалы и пособия. Самое главное — его величество Ребенок, неповторимый и уникальный! Как же у Марии Монтессори получалось обучать по сорок детей  индивидуальным программам? Она позволила каждому ребенку разработать самому свою собственную индивидуальную программу обучения. Дети выбирали когда, как и чем они будут заниматься в созданной педагогами среде.

Система Монтессори дает ребенку свободу выбора — он решает сам, будет ли он читать, сажать цветы, считать или стирать.

Но тем не менее свобода каждого ребенка в Монтессори-среде ограничена свободой коллектива. Принцип демократии действует в системе Монтессори — дети знают, что они не должны мешать друг другу шумом и беготней. Каждый ребенок убирает за собой грязь и лужи, ставит материалы на полки, чтобы следующая группа могла заниматься в комфортной обстановке.

 

В Монтессори-школе нет традиционного разделения детей по классам. В каждой группе учатся дети разных возрастов. Новичок, придя впервые в школу, смотрят на старожилов и на их примере с легкостью усваивает правила поведения Монтессори-среды. Старшие учат младших играть в обучающие программы, помогают освоить чтение и письмо. Что же остается педагогу, если дети сами учат друг друга? Учитель Монтессори внимательно наблюдает за детьми и вмешивается в процесс только тогда, когда к нему обращаются за помощью или он видит, что его поддержка необходима.

Монтессори-класс делится на пять тематических пространств:

- Практическая жизнь - ребенок здесь учится обслуживать себя и помогает одноклассникам
( приготовление пищи, стирка, глажка, чистка обуви)

- Сенсорное развитие - с помощью развивающих материалов ребенок учится различать предметы по их признакам ( развитие тактильных ощущений, обоняния, слуха и зрения)

- Математическая зона — при помощи специальных пособий ребенок осваивает понятие количества, его связь с символом, учится производить математические операции

- Языковая зона — ребенок обучается чтению и письму

- Космическая зона ( название появилось во второй половине XX столетия) — ребенок получает представление об окружающем мире, взаимодействии предметов и явлений, истории и культуре народов

 

ПРАКТИческая жизнь

В первую очередь это упражнения из области жизненной практики, которые помогают ребенку заботиться о себе, обучая его правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое, чего мама обычно не разрешает делать дома.

А в группах Монтессори дети слышат: «Ты уже взрослый и сможешь справиться с этой задачей сам». Учитель лишь показывает, как правильно обращаться с материалом. Упражнения включают также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов – все то, что развивает движения рук и готовит к освоению письма, чтения и математических абстракциях.

Все предметы должны быть настоящими, ведь в группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез. Если у малыша падает на пол кувшин и вода разливается по полу, ему очевиден результат: работает еще один принцип педагогики – автоматический контроль ошибок.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ

В области сенсорного развития малыш может получить все те ощущения, которых ему по тем или иным причинам так недостает в реальной современной жизни: с помощью материалов, находящихся в этой зоне, он прекрасно развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет прекрасную возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и, конечно же, развить мускульную память.

Работа со специальными материалами в сенсорной зоне является важным подготовительным этапом перед вступлением малыша в область математического развития – поработав с сенсорным материалом, научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия.


МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ

Обучение математики также проходит максимально естественно: малыш просто-напросто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет – все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.
ОБЛАСТЬ ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ

Ребенку как носителю языка, естественно, необходима и область языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.


КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ

Также очевидно, что полноценное личностное развитие не может состояться без того, чтобы у ребенка не сформировалась целостная картина мира – и эту задачу решает область космического воспитания. В доступной форме малыш знакомится с самыми сложными теориями о строении человека, географии, истории, растениях и животных. Перед ребенком разворачивается общая картина мира, и он учится сознавать его целостность и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.

Плюсы и минусы системы Монтессори

Помимо неоспоримых позитивных результатов методики Монтессори есть и некоторые минусы, выявленные на основе огромной и долгой практической деятельности системы Монтессори.

Основной минус — это то, что на фоне потрясающего развития аналитики, логики и мелкой моторики, то есть того, что контролируется левым полушарием мозга — развитию правого полушария, отвечающего за творческое развитие и познающего мир в целом,  внимания практически не уделяется.

Творческие игры считаются бесполезными, система Монтессори полагает, что эти игры даже тормозят интеллектуальное развитие ребенка. В Монтессори-среде дети, занятые развивающими интеллектуальными играми, банально не успевают просто поиграть в пятнашки и кукол.

Многолетние исследования педагогов и психологов доказывают, что без ролевой игры невозможно правильное эмоциональное, а также интеллектуальное развитие.

Метод Монтессори достаточно категорично отвергает детское художественное творчество, такое, как рисование и танцы. Идеологи Монтессори-педагогики заявляют, что «…детские «каляки-маляки» есть свидетельство духовного и мышечного хаоса ребенка… Дети в своем незрелом творчестве уходят в фантастический мир, призывающий замкнуться и уйти от реальных проблем жизни. Это сродни галлюцинациям наркоманов и нисколько не напоминает содержательное творчество…»

С чтением книг у системы Монтессори тоже непростые отношения. Чтение, как считают Монтессори-педагоги, должно приносить практическую и реальную пользу — развивать речь, расширять кругозор, помогать познавать этот мир. При таком отношении к литературе, дети никогда не поймут самого важного, для чего и создаются настоящие художественные литературные произведения — это внутренний диалог с самим собой, сопереживание, самопознание.

Эмоциональное развитие детей опять-таки, к сожалению, отодвигается системой Монтессори на задний план.

Еще один немаловажный момент — методика Монтессори в ее чистом виде подходит далеко не всякому ребенку. Аутисты как правило замыкаются, «уходят в себя». Гиперактивные, трудно контролируемые малыши, чувствуют себя в системе Монтессори некомфортно. Творчески одаренные дети, с доминирующим правым полушарием, будут в системе не востребованы, способ познания мира по Монтессори будет им непонятен и чужд.

И все же Монтессори-педагогика на практике и со всей очевидностью доказала всему миру, что она приносит свои позитивные неоспоримые результаты.

суть обучения и воспитания, раннее развитие

Мария Монтессори – это первая женщина-врач в Италии, достигшая степени доктора медицинских наук. Она является создателем педагогической методики раннего развития для детей, которая по сей день является одной из самых востребованных среди родителей всего мира.

Суть методики раннего развития Монтессори

 

Методика Монтессори для детей направлена на то, чтобы дети учились самостоятельно, а взрослые только создавали благоприятную для этого обстановку. Большое значение придается развитию мелкой моторики, а также чувств – слуха, зрения, обоняния, осязания и пр.

методика монтессори для детей

Методика Монтессори для детей получила свое название от имени ее создательницы

 

Методика не ставит малыша в жесткие рамки. Нет конкретных рекомендаций или упражнений, которые нужно неукоснительно соблюдать. Малыши работают в комфортном для себя темпе, без какого-либо стресса. Каждый ребенок может выбрать только интересные для себя занятия, развивая врожденные таланты. Как следствие, у него еще в раннем возрасте формируется здоровая уверенность в себе и своих способностях.

Система не практикуется в отношении детей до года. Приступать к занятиям по этой программе можно с 3-летнего возраста и до начала учебы в школе.

Основные положения методики Монтессори для детей

 

Суть методики состоит в том, что в среде, где воспитывается ребенок, абсолютно все должно быть учебным пособием. Материалы системы разработаны таким образом, чтобы малыш мог самостоятельно отыскать ошибку и убрать ее – в этом и заключается основной принцип самостоятельности.

 

 

Взрослые практически не вмешиваются в процесс обучения малышей, а дети понимают, как устранять ошибки и предупреждать их появление.

 

Задача педагога – определить, что интересно конкретному ребенку в данный момент, и создать комфортную обстановку для его развития. Взрослые подталкивают детей к действиям, но ничего не делают за них.

Ребенок обучается, взаимодействуя с предметами. В это время он один. Если он участвует в коллективных играх, задача совершенно другая – научить детей взаимодействовать друг с другом, общаться и взаимовыгодно сотрудничать.

Обучение детей по методу Монтессори: 10 принципов

 

В дальнейшем малыши, которых воспитывали в соответствии с этой методикой, становятся самостоятельными и независимыми людьми. Они способны преодолевать трудности и находить свое место в социуме. Но для этого нельзя «глушить» врожденную детскую потребность познавать мир и осваивать новые навыки. Малыши постоянно стремятся все вокруг пощупать, потрогать, попробовать на вкус, понюхать. На этом этапе основное обучение происходит с помощью органов чувств.

Существует 10 главных положений системы:

  • Взрослые только помогают детям. Инициатива должна исходить от ребенка.
  • Ребенок учит себя самостоятельно и сам выбирает способы и средства обучения.
  • Если дети занимаются в группах, старшие являются учителями для младших.
  • Дети абсолютно самостоятельны во время занятий.
  • Все занятия происходят в заранее подготовленной среде.
  • Цель взрослого – заинтересовать ребенка, но не сделать все за него.
  • Ребенок абсолютно свободен в выражении чувств и эмоций.
  • Ребенок может быть самим собой.
  • Взрослые должны уважать детей – угрозы, крики и наказания недопустимы.
  • Малыши имеют право на ошибки.

Соблюдение этих принципов способствует раскрытию врожденного детского потенциала с самого раннего возраста.

обучение детей

Обучение детей происходит в интересной форме

 

Важно понимать, что у каждого малыша есть потребность узнавать окружающий мир, поэтому с тем, чтобы его заинтересовать, никаких проблем не возникнет. Гораздо важнее – обустроить благоприятную среду для обучения.

Воспитание ребенка и роль взрослого в нем

 

Взрослые подталкивают ребенка к изучению окружающего мира, но для этого необходимо создать комфортную обстановку, в которой может располагаться несколько зон:

  • Зона повседневности – зона, где расположены повседневные предметы, с помощью которых ребенок учится ими распоряжаться и пользоваться.
  • Зона сенсорного восприятия – позволяет детям развивать органы чувств, изучать размеры и формы предметов, оценивать их величины.
  • Математическая зона – прививает детям математические навыки, учит понимать числа и базовые операции по сложению, вычитанию, делению, умножению.
  • Зона родного языка – знакомит ребенка с буквами, расширяет словарный запас, способствует постепенному пониманию словообразования.
  • Зона Космоса – позволяет детям познакомиться с окружающим миром, осознать значение людей в нем, усвоить азы биологии, анатомии, географии, физики и астрономии.

Работая с каждой из этих зон, ребенок развивается комплексно. Он не нуждается в помощи взрослого, но нуждается в качественно организованной среде обучения.

Игрушки и дидактический материал

 

Система подразумевает, что ребенок обучается, контактируя с предметами. Существуют специальные игровые наборы Монтессори, которые можно приобрести в специализированных магазинах, но нельзя обойтись и без предметов повседневности, например, тазиков, чашек, ложек, стаканов, салфеток, круп и т.д.

Весь учебный материал должен располагаться не выше уровня глаз малыша. Так происходит побуждение к действию. Взрослые должны следить за тем, чтобы дети аккуратно обращались с предметами и использовали их только после полного понимания предназначения. Предметы, которые выбрал малыш для игры, должны располагаться на специально предназначенном коврике для игр.

методики раннего развития

Среди методик раннего развития Монтессори занимает одно из первых мест

 

Если ребенок не знает, как пользоваться конкретным предметом, взрослый может показать ему. Но это не значит, что малыш не может применять и собственный опыт. Когда он закончит играть с определенными предметами, он должен вернуть их на место, и только после этого взять новые.

Если игрушки, которые хочет взять малыш, в данный момент заняты другим ребенком, он должен подождать, пока тот закончит свою игру, наблюдая за него действиями. Наблюдение является одним из способов развития ребенка.

Недостатки методики

 

Методика достаточно эффективна, но она не может использоваться, как единственное средство детского развития из-за следующих недостатков и ограничений:

  • Система направлена только на интеллектуальное и практическое развитие.
  • Методика не предусматривает необходимые для полноценного развития подвижные и ролевые игры.
  • В системе отсутствуют творческие задания, развивающие воображение и абстрактное мышление.
  • Постоянное следование системе способствует тому, что в школе детям тяжело привыкнуть к строгой дисциплине.

Сейчас многие детские сады специализируются на методике Монтессори, но при этом имеют игровую комнату для подвижных занятий и уделяют внимание классным урокам, на которых дети должны вести себя дисциплинированно и слушаться взрослых. Такой комплексный подход способствует всестороннему развитию и компенсирует недостатки системы.

Методика Монтессори для детей – это система раннего развития малышей-дошкольников, при которой особое внимание уделяется самостоятельности. В ней нет строгих программ и ограничений – ребенок сам выбирает, с помощью чего он развивается. Но полное погружение в систему может провоцировать отсутствие дисциплинированности, поэтому включение других занятий в методику обязательно.

Также рекомендуем почитать: список вещей с ребенком на море

Система воспитания и обучения по методу М. Монтессори

Слово "Монтессори" уже давно укоренилось в словаре ответственных родителей, став олицетворением эксклюзивности и эффективности в вопросах развития детей. Однако далеко не все по-настоящему понимают, что означает "Монтессори", и как построена система воспитания и обучения детей по методу великого итальянского врача и педагога Марии Монтессори.

Что значит Монтессори?

Тысячи садиков и школ по всему миру гордо носят название "Монтессори", а само слово уже давно перестало быть просто итальянской фамилией, а превратилось в название подхода, который используют в своей работе специалисты и даже обычные родители. Давайте же разберемся в науке о детях под названием "Монтессори".

История системы Монтессори

В начале двадцатого века талантливая и целеустремленная выпускница Медицинской школы Римского университета Мария Монтессори поступила на работу ассистентом в детской психиатрической клинике. Она много времени проводила с детьми, которых общество того времени считало абсолютно безнадежными, и заметила, что более разнообразная среда и специально организованные занятия позволили детям если и не догнать сверстников, то точно значительно улучшить знания и навыки.

Результаты её работы не заставили себя ждать, непростые выпускники показывали невероятные результаты и даже сдавали экзамены общеобразовательной школы, а системой Марии Монтессори стали интересоваться и родители здоровых детей. В 1907 году был открыт "Дом детей", где Мария Монтессори начала разрабатывать собственную теорию обучения, развития и воспитания детей, а также вводить авторские методические материалы.

Уникальные способности видеть и слышать детей, а также хорошее образование и понимание принципов научного подхода, позволили Марии Монтессори создать собственную систему воспитания, суть которой сама Монтессори описала в знаменитой фразе "Помоги мне это сделать самому". Идеи настолько полно отвечали запросам родителей новой эпохи, что метод быстро приобрел всемирную популярность.

Работы М. Монтессори

К счастью для всех нас Мария Монтессори была не только блестящим педагогом, но и обладала талантом учёного и оставила после себя множество уникальных книг, в которых она предоставила развернутое описание теории Монтессори: тщательное описание этапов развития детей, идея Монтессори воспитания, цели и задачи деятельности Монтессори педагогов и любых взрослых, окружающих малыша, практическое руководство по Монтессори образованию.

Одной из самых объемных работ является двухтомник "Научная педагогика", который помогает читателю связать теорию и конкретные руководства по организации занятий для детей. В работе представлены выводы Марии Монтессори, полученные по результатам наблюдений за детьми с научным обоснованием результатов, а также описаны рекомендации и конкретные методы работы с детьми.

Наука, стоящая за формированием системы М. Монтессори подробно изложена в работе "Впитывающий разум ребенка", где автор объясняет принципы развития мышления, памяти, внимания и речи ребенка, а также затрагивает вопросы формирования характера человека, связывая свои идеи с психофизиологией детского возраста. Данная книга будет полезна тем, кто интересуется вопросами психологического развития детей и хочет лучше понимать его законы.

Проследить, как Мария Монтессори создавала свою систему обучения детей, понять суть и ценности Монтессори подхода, увидеть развитие ребенка глазами Монтессори специалиста, отметить главные особенности системы Монтессори можно в книге "Дети - другие", где автор объясняет, как она пришла к своей знаменитой системе, и что является самым важным в процессе воспитания детей. Эту книгу можно рекомендовать родителям, которые хотят глубже познакомиться с ценностями системы Монтессори.

Работы М. Монтессори различны по стилю написания, объему и широте темы, в переводах на русский язык можно найти сборники её статей и работ, написанных с коллегами по ассоциации, основополагающие теоретические разработки, обсуждения философских и моральных аспектов воспитания, описания принципов детского развития, практические рекомендации. Помимо этого в настоящее время существует и множество литературы от её последователей, которые кратко описывают саму систему Марии Монтессори, а также детально освещают реальный опыт современных родителей, дают рекомендации по решению проблем и разбирают конкретные вопросы детской психологии и воспитания.

Система образования Монтессори

Теперь, когда мы имеем общие представления об истории создания метода Монтессори, самое время вникнуть в суть подхода и представить себя на месте как педагога школы Монтессори, так и самого воспитанника.

Ребенок может больше, если среда даёт ему возможность делать больше

Попадая в Монтессори среду ребенок открывает для себя мир совершенно новых возможностей, становится уверенным, любознательным и целеустремленным, а иногда совершенно неожиданно для родителей приобретает такие качества как самообладание и терпение, которые, казалось, просто отсутствовали у малыша.

Секрет чудесных изменений прост: Монтессори класс полностью учитывает психологические и физиологические особенности детей разного возраста. Вся мебель и предметы, с которыми контактирует ребенок подбирается по размеру и весу (включая такие простые предметы как кувшины, веники и столовые приборы), но в то же время являются "настоящими" (ножи могут разрезать еду, из стаканов выливается вода, а на занятиях кулинарией используются настоящие продукты, а не пластмассовые макеты и игрушечная кухня). Сами же занятия по системе М. Монтессори учитывают текущий уровень развития ребенка, его интересы, не требуют невозможного, но и не отстают от малыша.

Ребенок с удовольствием будет следовать правилам, если чувствует баланс между свободой и ограничениями

Мы слышали много мнений о системе воспитания Монтессори: одни говорят, что это сплошное поощрение вседозволенности, ребенок привыкает к тому, что всё подчиняется его желаниям, другие, наоборот, считают, что комплекс Монтессори - это слишком жесткая система.

Истина, разумеется, посередине. Для адекватного развития самостоятельности и мотивационной сферы малыша необходимо предоставлять ему свободу выбора уже с первых дней жизни. Среда развития по Монтессори подразумевает гибкий план занятий, дети свободно перемещаются между различными зонами, сами решают, с какими материалами они хотят взаимодействовать. В этом плане система Монтессори действительно позволяет ребенку гораздо больше свободы, чем расписание обычного детского сада.

Тем не менее, многие замечали, что при полном отсутствии правил дети не только не учатся жить в обществе, но и испытывают беспокойство, чаще бывают недовольны и напряжены. Секрет в том, что доверие к миру начинается с ощущения его предсказуемости, осознания того, что в мире в целом и обществе в частности есть определенные правила. Такие правила есть и в Монтессори среде: самостоятельно поддерживать порядок в классе, держать в чистоте рабочие зоны и аккуратно обращаться с материалами, мирно решать конфликты и приходить к компромиссам. Именно благодаря этим правилам Монтессори выпускники гораздо самостоятельнее, коммуникабельнее и аккуратнее своих сверстников, посещающих обычные сады и школы.

Баланс ограничений и свободы создается за счет правильно организованного Монтессори класса (достаточно пространства, удачное расположение материалов и их грамотная подборка, понятное деление класса на зоны), но гораздо более важно, что он достигается с помощью грамотного включения взрослого в деятельность детей. Слишком активная позиция взрослого заглушает чувство свободы ребёнка и не даёт ему встретиться с собственным жизненным опытом, полное же отсутствие контроля не позволит малышу усвоить базовые правила. Именно поэтому Монтессори педагоги проходят длительное обучение до получения заветной аттестации.

Деятельность ребенка должна быть наполнена смыслом: как и для чего используются пособия Монтессори?

Все Монтессори материалы - это единая система пособий, которые начинаются с формирования самых простых двигательных и мыслительных навыков малышей и заканчиваются глубоким изучением гуманитарных и естественных наук уже в школьном возрасте.

Каждый материал по методу Монтессори имеет свою обозначенную цель: цветные таблички для познания цвета, розовая башня для освоения понятия размера и так далее. К тому же материалы имеют своих предшественников и последователей, ведь знание развивается от простого к сложному, от частного к общему. Возьмём к примеру упражнения на сортировку, которые важны для развития навыка классификации в школе Монтессори. Сперва малышу предлагают предметы, различающиеся только одним признаком, например, красные и синие кубики. Это позволяет малышу ухватить идею классификации, а затем предлагаются и более сложные сортировки: несколько цветов, более сложные признаки и их сочетания. Так, через какое-то время ребенок с лёгкостью сортирует карточки с животными, в зависимости от их места жительства или способа питания.

В системе Марии Монтессори большое внимание уделяется сенсорному развитию ребенка, поэтому среди пособий вы найдёте множество материалов на развитие зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных и даже вкусовых анализаторов.

При создании методических материалов, используемых в системе обучения Монтессори, специалисты уделяли большое внимание и связи навыков, которые получает ребенок, с реальным миром: самостоятельность ребенка в быту, прочные основы для развития конкретного и абстрактного мышления, развитие речи и математических способностей на основе собственного опыта. Ребенок не должен верить взрослым, что пять больше четырёх - он должен прийти к этому сам. Это убеждение определяет и то, как используются пособия Монтессори: взрослый демонстрирует, как взаимодействовать с конкретным материалом, и наблюдает за малышом, все действия же ребенок должен осуществлять самостоятельно.

Организация среды, подготовка педагогов и предложенные наборы активностей формируют гибкую и эффективную систему детских садов и школ Монтессори, которая позволяет охватить весь период детства с особым упором на ранний возраст.

Кратко подведем итоги

  1. Система Монтессори - это целое направление педагогики, имеющее свою теорию детского развития и обучения, практические рекомендации по работе с детьми, а также полный комплект пособий, охватывающий все стороны развития ребенка.

  2. Кратко описать подход Монтессори можно так: ребенок хочет и будет развиваться и станет самостоятельным членом общества, если организовать среду, отвечающую его потребностям и возможностям. Среди этих потребностей в первую очередь выделяется потребность в свободе, порядке, самостоятельном познании мира.

  3. Монтессори педагогика не накладывает ограничений на то, для каких детей подходят занятия: начиная свою карьеру с работы с самыми сложными малышами, Мария Монтессори разработала систему, которая одинаково подходит и вундеркиндам, и тем, у кого пока есть какие-то сложности со здоровьем, поведением или сообразительностью.

  4. Учить детей по Монтессори самостоятельно возможно, но родители должны понимать, что это не просто купить ребенку пособия, но и самим пройти хотя бы базовый курс Монтессори педагогики, чтобы научиться правильно наблюдать за малышом, подбирать материал и взаимодействовать с ним. Система Монтессори - это не про супер-развивающие игрушки, а про организацию всей жизни малыша.

Если вы считаете, что мир Монтессори педагогики - это то, что подойдёт вашему ребенку, мы предлагаем вам записаться на бесплатное пробное занятие в детском Монтессори клубе "Созвездие", на котором вы сможете вживую увидеть саму Монтессори среду, познакомиться с нашими педагогами, а, главное, получить индивидуальные рекомендации по системе Монтессори. Мы ждём вас!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия

Монтессори в раннем детстве | Опыт работы в классе детского сада Монтессори

Тщательно подготовленные учителя внимательно наблюдают за своими детьми в раннем детстве, выявляя их интересы и способности и разрабатывая индивидуальные планы обучения, адаптированные к потребностям каждого ребенка. Они направляют обучение, вводя новые уроки и уровни сложности по мере необходимости. Учитель предлагает поддержку, время и инструменты, необходимые для того, чтобы естественное любопытство детей стимулировало обучение, и предлагает варианты, которые помогут им учиться, расти и добиваться успеха.

После демонстрации материала учителем ваш ребенок может выбирать занятия и работать самостоятельно или с партнером столько, сколько он пожелает. Поскольку обычно имеется только один материал каждого вида, ваш ребенок разовьет терпение и самообладание, ожидая, пока материал станет доступным.

Учебная программа для детей младшего возраста Монтессори рассчитана на 3 года. Поскольку учитель направляет вашего ребенка в обучении в его собственном темпе, его индивидуальный план обучения может выходить за рамки тех концепций, которым он бы научился в классной среде, в которой все дети изучают одну и ту же концепцию одновременно.

По мере продвижения дети развивают способность концентрироваться и принимать решения, а также развивают самоконтроль, вежливость и чувство ответственности перед обществом.

В школах Монтессори академический рост рассматривается как часть здорового развития детей. Этот метод способствует их социальному, эмоциональному и физическому росту, гарантируя, что они, как сказала д-р Мария Монтессори, « всегда идут по пути радости и любви».

Учебная программа

Класс для детей младшего возраста предлагает вашему ребенку 5 направлений обучения: практическая жизнь, сенсорика, математика, язык и культурология.Какие уроки можно извлечь в этих областях?

Практическая жизнь

Дети изучают повседневные навыки, например, как одеваться, готовить закуски, накрывать стол и ухаживать за растениями и животными. Они также учатся уместным социальным взаимодействиям, таким как говорить «пожалуйста» и «спасибо», быть добрыми и полезными, слушать, не отвлекаясь, и разрешать конфликты мирным путем. Помимо обучения конкретным навыкам, практическая жизнь способствует развитию независимости и координации мелкой и крупной моторики.

Сенсор

Дети оттачивают навыки восприятия мира различными органами чувств и учатся описывать и давать названия своим переживаниям, например, грубым и гладким, воспринимаемым через прикосновение. Сенсорное обучение помогает детям классифицировать свое окружение и наводить порядок. Он закладывает основу для обучения, развивая способность классифицировать, сортировать и различать - навыки, необходимые в математике, геометрии и языке.

Математика

С помощью практических заданий дети учатся определять числа и сопоставлять их по количеству, понимать числовые значения и десятичную систему, а также практиковать сложение, вычитание, умножение и деление.Они также исследуют закономерности в системе нумерации. При исследовательском подходе дети делают больше, чем просто запоминают математические факты; они обретают твердое понимание смысла, стоящего за ними.

Язык

Занятия в классе для детей младшего возраста учат языку, помогают детям овладеть словарным запасом и развивают навыки, необходимые для письма и чтения. Сначала обучают умению писать, предшествующему чтению. Используя практические материалы, дети учат звуки букв, как комбинировать звуки, чтобы составлять слова, как составлять предложения и как пользоваться карандашом.Как только эти навыки приобретены, дети спонтанно учатся читать.

Культурология

Широкий спектр предметов, включая историю, географию, естественные науки, искусство и музыку, интегрирован в уроки в культурной области учебной программы. Дети узнают о своем сообществе и окружающем мире. Обнаружение сходств и различий между людьми и местами помогает им развить понимание и понимание разнообразия нашего мира, а также уважение ко всему живому.

.

Учебная среда Монтессори

Жизненные навыки

Монтессори увидел, что очень маленькие дети часто разочаровываются в своих попытках делать что-то для себя, и что им нужно выполнять определенные упражнения, максимально тесно связанные с реальной жизнью. которые позволяют им справляться с задачами, которые они видят в повседневной жизни. Она также увидела, что, в отличие от взрослых в их жизни, дети не заинтересованы в достижении конечных результатов как можно быстрее, а гораздо больше заинтересованы в процессе обучения.В результате они с радостью будут повторять упражнения снова и снова, пока не почувствуют удовлетворение. Таким образом, практическая жизненная деятельность является важной частью среды Монтессори. Маленького ребенка привлекают занятия, которые, как он видит, происходят вокруг него и которые дают ему независимость и контроль над собственной жизнью. Поэтому она ввела в свои классы материалы и упражнения, которые дают детям максимальную возможность научиться заботиться о себе и своем окружении.В сфере практической жизни вы увидите такие вещи, как специальные рамки, которые помогут детям научиться расстегивать и расстегивать одежду, множество упражнений по выливанию и выливанию ложки, перемешивание, взбивание и натирание подносов, нарезание и нарезание ниток и многие другие действия, которые, по мнению детей, проходят. вокруг них дома. Практическая жизнь также включает в себя помощь детям в выполнении других важных задач, таких как открывание и закрывание дверей, переноска подносов и стульев, мытье и вытирание рук, уход за книгами и сморкание.

.

История образования Монтессори

В США быстро прижилось движение Монтессори. Первая школа Монтессори открылась в 1911 году в доме известного банкира в Скарборо, штат Нью-Йорк. Остальные последовали за ними быстро. В отличие от первого дома Марии Монтессори Casa dei Bambini, который был предназначен для детей из бедных, неблагополучных семей, они обслуживали детей из богатых, культурных семей, стремящихся дать своим детям лучшее образование.Выдающиеся личности, в том числе Томас Эдисон и Александр Грэм Белл, поддержали его.

В 1913 году Мария Монтессори отправилась в США с трехнедельным лекционным туром, где ее встретили толпы любопытных и заинтересованных сторонников. Для нее был устроен прием в Вашингтоне, округ Колумбия. На мероприятии присутствовало 400 человек, в том числе Маргарет Уилсон, дочь президента Вудро Вильсона, а также многие министры иностранных дел и высокопоставленные лица.

Она читала лекцию толпе из 1000 человек в Карнеги-холле в Нью-Йорке, где показывала «движущиеся картинки», сделанные в ее школе в Риме; по запросу была организована вторая лекция.

Монтессори сообщила, что она обнаружила, что школы в Америке верны ее методам, и считает поездку ошеломляющей удачей.

Доктор Монтессори вернулась в США в 1915 году, чтобы продемонстрировать свой метод на Панамско-Тихоокеанской международной выставке в Сан-Франциско и провести международный учебный курс для будущих учителей Монтессори.

На территории экспозиции был построен Монтессори «Стеклянный класс» - класс с панорамными стеклянными окнами на 3-х стенах.Этот уникальный дизайн позволял зрителям с изумлением наблюдать за классом молодых студентов, которые работали очень сосредоточенно и сосредоточенно, по-видимому, не обращая внимания на окружавшую их толпу.

В том же 1915 году доктор Монтессори был приглашенным докладчиком на престижной ежегодной конференции Национальной ассоциации образования в Окленде, Калифорния. В нем приняли участие более 15 000 руководителей сферы образования.

Успех Стеклянного класса и длительный визит доктора Монтессори в Калифорнию подогрели интерес американцев к образованию Монтессори и его дальновидному основателю, помогая продвигать образование Монтессори по всей стране.Американские газеты и образовательные лидеры приветствовали ее основателя как за ее педагогику, так и за ее личность. К 1916 году в США действовало более 100 школ Монтессори

.

Движение сошло с рельсов

Движение Монтессори в США исчезло так же быстро, как и распространилось. Языковые барьеры, ограничения на поездки во время Первой мировой войны, антииммигрантские настроения и пренебрежение несколькими влиятельными педагогами - все это способствовало упадку.

Уильям Килпатрик, видная фигура в прогрессивном образовательном движении и бывший ученик Джона Дьюи, был одним из таких хулителей.Он критиковал метод Монтессори в своей книге Система Монтессори, изученная . Килпатрик, популярный ученый начала 20 века, раскритиковал авторитет, взгляды и философию доктора Монтессори. Он отверг ее убеждения в отношении роли учителя, идеального размера класса и учебных материалов. И он отверг ее интерпретацию доктрины развития, а также количество свободы, которую имеют дети в школе Монтессори. Отрицательная оценка Монтессори Килпатриком быстро стала широко известна и принята во всем США.С.

К 1920-м годам образование Монтессори в США почти полностью исчезло, за исключением случайных школ или практикующих.

.

Почему выбирают Монтессори для моего ребенка

Класс Монтессори состоит из учеников, возраст которых обычно составляет 3 года. В идеале студенты остаются с классом и учителем на протяжении всего цикла, создавая стабильное сообщество и значимые связи.

Часто можно увидеть, как студенты разных возрастов работают вместе. Старшим ученикам нравится наставлять своих младших одноклассников - иногда лучший учитель - это тот, кто недавно справился с поставленной задачей. Младшие ученики смотрят на своих старших «братьев» и «сестер» и получают возможность предварительно узнать о предстоящей работе.

По мере того, как дети созревают в классе Монтессори в течение трех лет, они понимают, что являются частью сообщества, где у каждого есть свои индивидуальные потребности, но они также вносят свой вклад в сообщество. Дети проявляют независимость, но им также предоставляется возможность работать со своими сверстниками и поддерживать других, когда они в этом нуждаются.

Развитие независимости и преследование собственных интересов в контексте заботливого сообщества воспитывает у каждого ученика сильное чувство собственного достоинства и поощряет гордость за свою уникальную индивидуальность.

Доктор Мария Монтессори, итальянский педиатр и дальновидный педагог, основавшая метод, считала, что когда детям дается свобода выбора своей учебной деятельности, появляется уверенный в себе, любознательный, творческий ребенок. Как оказалось, такой подход, которому уже более 100 лет, - это именно то, что родители ищут сегодня.

.

Метод Монтессори

Метод Монтессори характеризуется созданием подготовленной среды: аккуратной, приятной на вид, простой и реальной, где каждый элемент существует по определенной причине, чтобы помочь в развитии ребенка. Класс Монтессори объединяет детей разного возраста, которые сгруппированы по периодам 3 года. Это естественным образом способствует социализации, уважению и солидарности между ними.

Подготовленная среда предлагает ребенку возможность заниматься интересной и свободно выбранной работой, которая вызывает длительные периоды концентрации, которые нельзя прерывать.Свобода развивается в четких пределах, и это позволяет детям жить в гармонии с другими в маленьком обществе, к которому они принадлежат, в классе.

Дети работают с конкретными научно разработанными материалами, которые дают им ключи к изучению нашего мира и развитию базовых когнитивных способностей. Материалы предназначены для того, чтобы ребенок мог самостоятельно распознать ошибку и взять на себя ответственность за собственное обучение.

Взрослый - наблюдатель и проводник: он всеми силами помогает и стимулирует ребенка.Это позволяет детям действовать, хотеть и думать самостоятельно, а также помогает им развивать уверенность и внутреннюю дисциплину.

Образование Монтессори охватывает все периоды обучения, от рождения до 18 лет, обеспечивая интегрированную учебную программу.

Среда Монтессори

Среда Монтессори - это просторное, открытое, аккуратное, приятное на вид, простое и реальное место, где каждый элемент существует по определенной причине, чтобы помочь в развитии ребенка.Окружение пропорционально росту и размеру детей, в нем есть низкие полки, столы и стулья разных размеров, на которых дети могут сидеть индивидуально или группами. Класс разделен на тематические зоны, где на полках выставлены соответствующие материалы и библиография, что дает большую свободу передвижения. Дети могут работать в группах или индивидуально, уважая свой стиль и ритм. Каждый ребенок использует выбранный материал, беря его с полки и кладя на место, чтобы другие могли его использовать.

Окружающая среда способствует независимости ребенка в процессе изучения и обучения. Свобода и самодисциплина позволяют каждому ребенку находить занятия, отвечающие его эволюционным потребностям.

Классы Монтессори собирают детей трех разных возрастов: младше 3 лет, от 3 до 6 лет, от 6 до 9 лет и от 9 до 13 лет. Эти «смешанные классы» способствуют спонтанному сотрудничеству, желанию учиться, взаимному уважению и приобретению глубоких знаний в процессе обучения других.

Ребенок

Доктор Монтессори считал, что каждый педагог должен «следовать за ребенком», признавая эволюционные потребности и характеристики каждого возраста и создавая благоприятную среду, как физическую, так и духовную, для удовлетворения этих потребностей. Развитие детей возникает как потребность адаптироваться к его / ее среде: ребенку необходимо придать смысл миру, который его / ее окружает, и он / она конструирует себя по отношению к этому миру.

Мария Монтессори заметила, что ребенок проходит от младенчества до взрослой жизни через 4 периода эволюции, называемых «Планами развития».Каждый период имеет характеристики, радикально отличающиеся от других периодов, но каждый из них составляет основу следующего периода. В своей книге «Поглощающий разум» Монтессори объяснила, что: «Точно так же гусеница и бабочка - два существа, очень разные по внешнему виду и поведению, но красота бабочки проистекает из ее жизни в мире. личиночная форма, а не путем каких-либо попыток подражать другой бабочке. Мы служим будущему, защищая настоящее.Чем полнее удовлетворяются потребности одного периода, тем более успешным будет следующий ».

Первый уровень развития, который начинается с рождения и продолжается до тех пор, пока ребенку не исполнится 6 лет, характеризуется детским "поглощающим разумом", который берет и поглощает все аспекты, хорошие и плохие, из окружающей его / ее среды, ее языка. и его культура. Во втором плане, от 6 до 12 лет, ребенок обладает «рациональным умом», позволяющим познавать мир с помощью воображения и абстрактного мышления.На третьем уровне, от 12 до 18 лет, подросток обладает «гуманистическим умом», который желает понять человечество и внести свой вклад в общество. В последнем плане развития, от 18 до 24 лет, взрослый исследует мир «умом специалиста», находя в нем свое место.

Материальные материалы

Материалы

Монтессори были разработаны с научной точки зрения в экспериментальном контексте в классе, уделяя особое внимание интересам детей в зависимости от стадии эволюции, которую они проходили, и с верой в то, что манипулирование конкретными объектами способствует развитию знаний и абстрактного мышления.

Эти материалы позволяют детям исследовать и исследовать индивидуально и независимо. Они делают возможным повторение, и это способствует концентрации. Они обладают свойством «изолировать трудности», что означает, что каждый из этих материалов вводит уникальную переменную, только одну новую концепцию, изолируя ее и оставляя другие концепции без изменений. В этих материалах есть «контроль ошибок»: сам материал покажет ребенку, правильно ли он его использовал. Таким образом, дети знают, что ошибки являются частью процесса обучения; они учат детей формировать к ним позитивное отношение, возлагая на детей ответственность за собственное обучение и помогая им развить уверенность в себе.

Взрослый

Учитель Монтессори, называемый «директрисой», наблюдает за каждым ребенком, его / ее потребностями, способностями и интересами и предлагает ему / ей возможности работать разумно и с конкретной целью, заботиться о себе и о маленьких сообщество в классе. Конечная цель директора - минимально возможное вмешательство по мере того, как ребенок прогрессирует в его / ее развитии. Директорша позволяет ребенку действовать, хотеть и думать за себя, помогая ему / ей развить уверенность и внутреннюю дисциплину.Директор Монтессори не награждает и не наказывает. Каждый ребенок находит внутреннее удовлетворение от его / ее личной работы.

Когда ребенок, исходя из его / ее эволюционного развития, готов к уроку, директриса знакомит с использованием новых материалов и представляет задания индивидуально или для сокращенной группы. С детьми постарше директриса помогает каждому ребенку составить список целей в начале недели, а затем ребенок распределяет свое время в течение недели для их достижения.Не директор, а сам ребенок несет ответственность за свое обучение и развитие.

Учебная программа Монтессори

От рождения до 3 лет

Основы будущего развития ребенка закладываются в течение первых трех лет его жизни. Монтессори называет этот период периодом «духовного эмбриона», когда ребенок делает в психологической сфере то, что эмбрион делал в физической сфере. Этот процесс достигается благодаря «поглощающему разуму» ребенка, который включает в себя переживания, отношения, эмоции, образы, язык и культуру через его / ее чувства и простой факт жизни.Этот жизненный опыт формирует его / ее мозг, формируя сети или нейроны, которые могут оставаться с человеком на всю его / ее жизнь. В этот период от рождения до 3 лет обучение Монтессори концентрируется на развитии речи, скоординированных движений и независимости, что дает ребенку уверенность и позволяет ему / ей раскрыть свой собственный потенциал и свое место в обществе. сообщество.

От 3 до 6 лет

Учебная программа для детей от 3 до 6 лет разделена на четыре рабочих направления:

  1. Практическая жизнь: это деятельность, направленная на заботу о человеке, других людях и о физической среде, в которой они живут.Эти занятия включают в себя знакомые ребенку задания: стирку, полировку, сервировку стола, укладывание цветов и т. Д. Они также включают в себя действия «изящества и вежливости», присущие всем цивилизованным людям. Благодаря этим и другим занятиям дети достигают координации и контроля движений и исследования своего окружения. Дети учатся выполнять задание от начала до конца, они развивают волю, самодисциплину, способность к концентрации и уверенность в себе.
  2. Сенсорное восприятие: Дети в этом возрасте учатся с помощью органов чувств больше, чем с помощью интеллекта.Сенсорные материалы - это инструменты для детей, позволяющие улучшить каждое из их чувств. Каждый материал выделяет определенное качество: запах, размер, вес, текстуру, вкус, цвет и т. Д. В этом дошкольном возрасте, когда детей «бомбардируют» сенсорной информацией, эти материалы позволяют им находить порядок и значение в мире, повышая его / ее способность восприятия, склонность к наблюдению и чувство восхищения всем, что его / ее окружает.
  3. Язык: Когда ребенок попадает в среду в возрасте 3 лет, он обогащает уже приобретенный язык.Они способны разумно, точно и красиво использовать его, постепенно осознавая его свойства. Они учатся писать, начиная со своих органов чувств (слуха и осязания), и естественным образом учатся читать. В дополнение к языковым занятиям дети изучают географию, историю, искусство и музыку. Эти области помогают ребенку узнать свое окружение и осознать место, которое ребенок занимает в этом мире. Они учат его уважать и любить свое окружение, и они создают чувство солидарности со всем человечеством и его / ее средой обитания.
  4. Математика: материалы помогают ребенку изучать и понимать математические концепции при работе с конкретными материалами, которые интуитивно приводят его / ее к абстрактным понятиям. Они предлагают ему / ей чувственные впечатления от чисел и закладывают основы алгебры и геометрии.
От 6 до 12 лет

Учебная программа для детей от 6 до 12 лет представляет собой историческое, эволюционное и комплексное видение знаний и человеческого развития.Он включает в себя пять великих уроков или фундаментальных уроков, на основе которых будут развиваться конкретные исследования в различных областях. Эти уроки призваны пробудить воображение, любопытство и восхищение творческими и новаторскими способностями человеческого духа.

Великие уроки

Специальные исследования

Пришествие Вселенной и Земли

Астрономия, метеорология, химия, физика, геология, география

Прибытие из жизни

Биология, ботаника, окружающая среда, эволюция жизни, зоология

Появление людей

История, культура, обществознание, научные открытия и изобретения

Связь в знаках

Чтение, письмо, лингвистика, языковые структуры, литература

История чисел

Математика, происхождение чисел, системы чисел, геометрия

.

Монтессори образование - wikiwand

Для более быстрой навигации этот iframe предварительно загружает страницу Wikiwand для Монтессори образование .

Подключено к:
{{:: readMoreArticle.title}}

Из Википедии, свободной энциклопедии

{{bottomLinkPreText}} {{bottomLinkText}} Эта страница основана на статье в Википедии, написанной участники (читать / редактировать).
Текст доступен под Лицензия CC BY-SA 4.0; могут применяться дополнительные условия.
Изображения, видео и аудио доступны по соответствующим лицензиям.
{{current.index + 1}} из {{items.length}}

Спасибо за жалобу на это видео!

Пожалуйста, помогите нам решить эту ошибку, написав нам по адресу support @ wikiwand.com
Сообщите нам, что вы сделали, что вызвало эту ошибку, какой браузер вы используете и установлены ли у вас какие-либо специальные расширения / надстройки.
Спасибо! .

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.