О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Признаки отставания в развитии ребенка


Задержка психического развития (ЗПР) - причины, симптомы, диагностика и лечение

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике - чаще в процессе школьного обучения.

Задержка психического развития (ЗПР)

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.
  • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
  • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

  1. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
  2. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
  3. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится:

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Признаков задержки развития - Диагностика церебрального паралича

Понимание нормального развития

Каждый ребенок прогрессирует в разном темпе. Хотя некоторые задержки в раннем детстве будут исправляться по мере взросления ребенка, пропуск важных этапов может указывать на основное неврологическое или двигательное расстройство.

Отсутствие физического развития - один из первых признаков детского церебрального паралича.

Если родители обеспокоены тем, что их ребенок не ползает, не ходит и не разговаривает, когда им следует, это может быть признаком чего-то более серьезного.Родителям следует обратиться за помощью к врачам и специалистам, которые могут наблюдать за развитием ребенка и поставить диагноз.

Прогресс в развитии детей делится на 4 основные категории:

  • Физический рост
  • Когнитивное функционирование
  • Социальное взаимодействие
  • Эмоциональный рост

У некоторых детей может наблюдаться задержка физического роста, в то время как другим требуется больше времени для социального или эмоционального взаимодействия. Все дети уникальны, однако знание того, что считается нормальным развитием, поможет родителям распознавать любые проблемы и быстро принимать меры.

Нормальные стадии развития

«Нормальные стадии развития» относится к общей схеме физических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных вех, которым следует большинство детей. Эти этапы определяются на основе средней успеваемости всех детей.

Важно отметить, что основные этапы развития не являются всеобъемлющими. Некоторые дети достигают контрольного показателя раньше или позже, чем ожидалось, но все же остаются в пределах нормы. Лучший способ определить, идет ли ваш ребенок по пути развития, - это проконсультироваться с педиатром.

Для детей 1-3 мес

Нормальное развитие для этого возрастного диапазона определяется, когда ребенок:

  • По-прежнему требуется подголовник
  • Реагирует на свет
  • Автоматически сжимает руки, не отпуская
  • Отрывистые удары ногами лежа на спине
  • Плачет при голоде и дискомфорте
  • Начинает улыбаться

Для детей 3-6 месяцев

Нормальное развитие для этого возрастного диапазона определяется, когда ребенок:

  • Сидит с опорой
  • Держит голову самостоятельно
  • Общается языком тела
  • Показывает счастье и восторг
  • Начинает есть мягкую пищу
  • Любит играть с людьми
  • Начинает лепет и «детский лепет»

Для детей 6-9 месяцев

Нормальное развитие для этого возрастного диапазона определяется, когда ребенок:

  • Распознает лица
  • Отвечает на собственное имя
  • Сидит без посторонней помощи
  • Может переворачиваться
  • Начинает читать объекты
  • Передает предметы из одной руки в другую
  • Начинает связывать гласные вместе в общении

Для детей 9-12 месяцев

Нормальное развитие для этого возрастного диапазона определяется, когда ребенок:

  • Стенды с опорой
  • Начинает сканирование
  • Можно использовать пальцы независимо друг от друга
  • Понимает некоторые жесты
  • Знает свое имя
  • Подражает родителям
  • Отображает эмоции
  • Предпочитает игрушки
  • Играет в прятки
  • Визуально внимательный

Для детей 12-18 месяцев

Нормальное развитие для этого возрастного диапазона определяется, когда ребенок:

  • Начинает идти один
  • Может поднимать мелкие предметы
  • Можно использовать мелки и фломастеры
  • Любит читать книги
  • Расширяет словарный запас до 20 слов
  • Можно пользоваться столовыми приборами
  • Имитирует звуки и действия
  • Отвечает на основные запросы

Для детей от 18 месяцев и старше

Нормальное развитие для этого возрастного диапазона определяется, когда ребенок:

  • Играет с другими
  • Может впадать в истерику
  • Показывает привязанность
  • Запускается
  • Может подниматься по лестнице
  • Бросает мячи
  • Расширенный словарный запас, говорит короткими предложениями
  • Начало ролевой игры
  • Может прыгать на двух ногах вместе

Распознавание явных признаков церебрального паралича

Обычно родители и опекуны могут обнаружить задержки в развитии своего ребенка, сравнивая его прогресс со стадиями нормального развития.Если кажется, что ребенок отстает в каких-либо сферах развития, особенно в двигательной функции, это может быть симптомом церебрального паралича.

Распознавание признаков церебрального паралича может привести к более раннему диагнозу, если такое состояние существует. У большинства детей церебральный паралич диагностируется примерно в возрасте 18 месяцев.

Наиболее отличительные признаки церебрального паралича:

  • Ребенок не пинает
  • Движение слишком жесткое или жесткое
  • Движение гибкое или вялое
  • Проблемы с движением глаз
  • Поддержание движения на одной стороне тела
  • Не улыбается в течение трех месяцев
  • Ребенок не может держать голову от трех до шести месяцев
  • Не подносить руку ко рту через три месяца
  • Не переворачивается и не тянется к предметам
  • Не чувствителен к звуку и свету
  • Сигналы связи с задержкой
  • Не могу ходить до 18 месяцев
  • Не знакомится с людьми или предметами
  • У ребенка неуклюжий или необычный мышечный тонус

Случаи легкого церебрального паралича диагностируются дольше всего, потому что признаки и симптомы не проявляются до тех пор, пока ребенок не станет немного старше - обычно в дошкольном возрасте.Хотя возраст от рождения до трех лет требует наибольшего наблюдения, родителям следует сохранять бдительность, если они замечают, что другие дети опережают развитие их ребенка.

Что делать, если ваш ребенок медленно развивается

Выявление признаков задержки развития может привести к раннему диагнозу ХП. Родители, подозревающие, что у их ребенка нарушение двигательного развития, должны как можно скорее обратиться к врачу.

Чем раньше будет диагностирован ХП, тем быстрее может начать лечение , что увеличивает вероятность улучшения качества жизни ребенка в долгосрочной перспективе.

Родителям следует обратиться к педиатру:

  • Имеет опыт диагностики церебрального паралича и других двигательных нарушений
  • Готовы строить отношения с семьей
  • Чуткий и сострадательный
  • Знаком со специалистами в других областях

Американская академия педиатрии рекомендует детям проходить обследование на предмет развития в возрасте 9, 18 и 24-30 месяцев. Если у вашего ребенка появляются признаки аномального развития, эти обследования могут стать более частыми.Дети, которые проходят обследование на потенциальный ХП, часто обращаются к другим специалистам, например, к неврологу.

Диагностика церебрального паралича может быть долгим и утомительным процессом для родителей. Обращение к педиатру-специалисту, которому можно доверять, - один из первых шагов к правильному диагнозу и методу лечения.

Чтобы узнать больше о различных признаках церебрального паралича, попробуйте загрузить наше бесплатное руководство по церебральному параличу. Это руководство включает более 60 страниц подробной информации для детей и родителей ребенка с ДЦП.

.

Основы подхода к задержке развития

Щелкните, чтобы открыть pdf: Development_Delay

Введение

Нарушение развития , по оценкам, встречается у 5-10% населения с огромным психологическим, эмоциональным и экономическим воздействием на пострадавших людей и общество. Исследования показали, что дети с задержкой в ​​развитии, которые распознаются в раннем возрасте, получают большую оптимизацию развития и больший выигрыш, чем те, кого выявляют в более позднем возрасте.Поэтому важно раннее распознавание детей с проблемами развития.

Ребенок, который не достигает основных этапов своего развития в ожидаемом возрасте, считается задержанным в развитии. См. Таблицу, в которой указаны основные этапы развития. В классификации задержки развития есть несколько нарушений:

Инвалидность Описание
Полная задержка двигателя Значительная задержка развития мелкой или крупной моторики без нарушений в других областях развития
Нарушения развития речи Значительная задержка рецептивных и / или экспрессивных языковых навыков без задержки в других областях развития
Задержка глобального развития Значительная задержка в двух или более потоках развития, как измерено соответствующими стандартизированными скрининговыми тестами.Этот срок предназначен для детей младше 5 лет.
Детский церебральный паралич Раннее начало непрогрессирующей двигательной недостаточности с ассоциированными нарушениями мышечного тонуса
Нарушение зрения Оптически или медицински диагностируемое заболевание глаза (глаз) или зрительной системы, которое влияет на развитие и нормальное использование зрения, в диапазоне от легкой до полной слепоты
Нарушение органов слуха Снижение способности слышать звук от легкой до полной глухоты
Нарушения обучаемости Значительно заниженные индивидуальные достижения по сравнению с прогнозируемыми интеллектуальными способностями, измеренными стандартными психо-образовательными тестами, оценивающими чтение, математику или письменную речь
Повсеместная задержка развития (PPD) / Аутизм Нарушения социальных навыков, коммуникативных навыков и ограничительные / повторяющиеся модели поведения
Общие расстройства развития, не указанные иначе / Расстройство аутистического спектра Подобно PDD, но недостаточно симптомов для подтверждения диагноза PDD

Подход к ребенку с задержкой развития

Развитие ребенка - это динамический процесс, и оценка в любой момент времени - это всего лишь моментальный снимок общей картины, и ее следует интерпретировать в контексте истории ребенка от зачатия до настоящего времени.Хотя может казаться, что ребенок имеет нормальное развитие в течение первых двенадцати месяцев жизни, отклонения в ходе развития ребенка в последующие годы указывают на лежащую в основе инвалидность. Об этом важно помнить, когда вы оцениваете состояние ребенка, и постоянно оценивать ребенка при последующих посещениях офиса.

Оценка развития включает три аспекта: скрининг, наблюдение и окончательную диагностическую оценку.

Скрининг развития выявляет детей, которым может потребоваться более полное обследование.Это краткая процедура оценки, предназначенная для выявления детей, которым следует провести более тщательную диагностику или оценку. Это достигается в кабинете педиатра путем тщательного сбора анамнеза +/- использования таких инструментов, как Денверская шкала или шкала Бейли для развития младенцев.

Наблюдение за развитием - это непрерывный процесс, при котором за ребенком наблюдают с течением времени, чтобы выявить незначительные недостатки в его траектории развития. Компоненты наблюдения за развитием включают выявление и рассмотрение проблем родителей, получение соответствующей истории развития, наблюдение за развитием ребенка в офисе и направление для дальнейшей оценки развития другими соответствующими специалистами, такими как OT / PT, для решения проблем моторного развития или проверки слуха для проблемы с овладением языком.

Диагностическая оценка проводится ребенку, у которого была выявлена ​​потенциальная проблема. Этот шаг требует активного участия различных участников команды, таких как психолог, педагог, социальный работник, педиатр, генетик и / или другие медицинские специалисты.

История

Для оценки развития требуется подробный анамнез от зачатия до настоящего времени для оценки уровня развития. Знание соответствующих этапов (таблица) является ключом к этой оценке.Любые признаки регресса в развитии следует рассматривать как неотложную медицинскую помощь, и показано срочное медицинское обследование.

Основную этиологию задержки развития следует искать, обращая внимание на следующие подсказки в анамнезе:

Пренатальный анамнез

  • Осложнения
  • Пренатальный диагноз (например, синдром Дауна)
  • Инфекции (например, TORCH)
  • Воздействия (например, алкогольный синдром плода)

Акушерский анамнез

  • Осложнения
  • баллов по APGAR
  • Инфекции (например,Группа B Strep)
  • Изъятия
  • Проверка слуха выполнена
  • Проведено обследование новорожденных

История болезни и лекарства

  • Ототоксические антибиотики напр. Гентамицин
  • Частые ушные инфекции могут приводить к излияниям, нарушающим слух

Поведение с рождения

  • Расстройства поведения - агрессия, самоповреждение, неповиновение, невнимательность, беспокойство, депрессия, нарушения сна, стереотипное поведение, плохие социальные навыки, гиперактивность, трудный характер

Семейная история

  • Родственники с задержкой развития, генетическими аномалиями, синдромами
  • Родство

Социальная история

  • Свидетельства пренебрежения или жестокого обращения, которые могут отрицательно повлиять на развитие.
  • Основные языки. У детей ESL может быть относительная задержка в овладении английским языком.
  • У детей с ранее выявленной задержкой важно оценить ресурсы, которые уже используются для поддержки семьи, такие как личные наставники в системе образования, OT / PT для речевой и языковой терапии и т. Д. «Программа развития младенцев» - это региональный ресурс, обеспечивающий поддержку детей до 3 лет. Программа «Дома» - это федеральный стимул для оказания финансовой поддержки и временного ухода семьям с пострадавшим ребенком.

Инструменты для просеивания

Существуют различные инструменты скрининга, используемые для оценки развития. Denver II оценивает крупную моторику, мелкую моторику, адаптивные и социальные навыки. Он предназначен для детей в возрасте от 0 до 6 лет. Аналогичными инструментами являются вопросники «Возраст и этапы» и шкалы развития младенцев Бейли.

Медицинский осмотр

Тщательное физическое обследование важно при оценке ребенка с задержкой в ​​развитии.Характерные результаты физического осмотра могут дать ключ к разгадке причины задержки развития. Некоторые клинические признаки и их соответствующее клиническое значение перечислены ниже:

Параметры роста:

  • Микроцефалия: например, при расстройстве Ретта
  • Макроцефалия: например, при гидроцефалии
  • Низкий рост: синдром Тернера, синдром Вильямса
  • Ожирение: синдром Прадера-Вилли, синдром Беквита-Видемана

Голова и шея

  • Плоский затылок: синдром Дауна, синдром Зеллвегера
  • Выступающий затылок: трисомия 18
  • Краниосиностоз: синдром Крузона, синдром Пфайффера
  • Гипоплазия средней зоны лица: алкогольный синдром плода (ФАС), синдром Дауна
  • Выступающий нос и подбородок: синдром ломкой Х-хромосомы
  • Круглые фации: синдром Прадера-Вилли
  • Треугольные фации: синдром Тернера
  • Гипертелоризм: гидантоиновый синдром плода
  • Гипотелоризм: материнский эффект ФКУ
  • Пятна Брашфилда: синдром Дауна
  • Выдающиеся глаза: синдром Беквита-Видемана
  • Узелки Лиша: нейрофиброматоз
  • Большая ушная раковина: синдром ломкой Х-хромосомы
  • Деформированная ушная раковина: синдром Тричера-Коллинза, ассоциация CHARGE
  • Широкая переносица: синдром ломкой Х-хромосомы
  • Низкая переносица: синдром Дауна
  • Длинный желобок: FAS
  • Расщелина губы и неба: могут быть изолированными или являться частью синдрома
  • Micrognathia: последовательность Робина
  • Макроглоссия: синдром Беквита-Видемана
  • Аномальные завитки волос: синдром Дауна
  • Перепончатая шея: синдром Тернера

Мочеполовая

  • Макроорхизм: синдром ломкой Х-хромосомы
  • Гипогонадизм: синдром Прадера-Вилли

Конечности

  • Маленькие руки: синдром Прадера-Вилли
  • Клинодактилия: трисомии, включая синдром Дауна
  • Поперечная складка ладони: синдром Дауна

Кожа

  • Гипоплазия или дисплазия ногтей: FAS
  • Гемангиома портвейна на лице: синдром Стерджа-Вебера
  • Кафе с молоком: нейрофиброматоз
  • Пятна ясеня: туберозный склероз

Неврологический осмотр

  • Черепные нервы
  • Специфические тесты зрения: красный рефлекс, глазное дно нормальное, реакция на зрительные раздражители, поле зрения
  • Специфические слуховые пробы: реакция на слуховые раздражители
  • Задержка восприятия или выражения речи
  • Аномальная речь (например,сочленение)
  • Постоянно присутствует ответ Бабинского (старше 2 лет)
  • Гипер- или гипотония
  • Сенсорное восприятие
  • Мощность двигателя
  • Походка
  • Глубокие сухожильные рефлексы
  • Примитивные рефлексы - Моро, Галант
  • Постуральные рефлексы - опорная реакция

Расследования

Генетика :

  • Кариотипирование для выявления хромосомных аномалий
  • Анализ FISH для выявления микроделеций
  • Многие из этих расследований будут проводиться по направлению к специалистам.В это время должна быть сделана консультация медика-генетика.

Эндокринология:

  • TSH, свободный T4
  • Следует рассмотреть возможность направления к эндокринологу.

Метаболический:

  • Метаболический скрининг - глюкоза, электролиты, лактат сыворотки, аммиак, функциональные пробы печени, пируват, альбумин, триглицериды, мочевая кислота, количественные аминокислоты в сыворотке крови, органические кислоты мочи, ацилкарнитины, креатинфосфокиназа (при подозрении на миопатию)
  • Следует рассмотреть возможность направления на лечение метаболических заболеваний.
  • Дополнительную информацию см. На веб-сайте TIDE BC (излечимые интеллектуальные нарушения).

Неврология :

  • ЭЭГ
  • Головка CT
  • Направление к неврологу, если рассматривается любой из этих тестов.
Благодарности

Автор: Саймон Чиу

Отредактировал: Эльмин Стэтхэм

.

Задержка развития: когда и как проводить скрининг

1. Boyle CA, Букет S, Schieve LA, и другие. Тенденции распространенности нарушений развития у детей в США, 1997–2008 гг. Педиатрия . 2011; 127 (6): 1034–1042 ....

2. Министерство образования США. Продукты данных раздела 618 IDEA: статические таблицы. http://www2.ed.gov/programs/osepidea/618-data/static-tables/index.html. По состоянию на 26 июня 2016 г.

3. Американская академия семейных врачей.Рекомендация клинико-профилактической службы: задержка речи и языка. https://www.aafp.org/patient-care/clinical-recommendations/all/speech-language-delay.html. По состоянию на 12 февраля 2016 г.

4. Целевая группа по профилактическим услугам США. Задержка речи и языка и расстройства у детей в возрасте 5 лет и младше: скрининг. Июль 2015 г. http://www.uspreventiveservicestaskforce.org/Page/Document/UpdateSummaryFinal/speech-and-language-delay-and-disorders-in-children-age-5-and-younger-screening. По состоянию на 12 февраля 2016 г.

5. Целевая группа превентивных служб США. Заключительная рекомендация. Расстройство аутистического спектра у детей раннего возраста: скрининг. http://www.uspreventiveservicestaskforce.org/Page/Document/RecommendationStatementFinal/autism-spectrum-disorder-in-young-children-screening. По состоянию на 26 июня 2016 г.

6. Palfrey JS, Певица JD, Уокер Д.К., Батлер Дж.А. Раннее выявление особых потребностей детей: исследование в пяти столичных сообществах. Дж Педиатр .1987. 111 (5): 651–659.

7. Гевара JP, Гердес М, Localio R, и другие. Эффективность скрининга развития в городских условиях. Педиатрия . 2013. 131 (1): 30–37.

8. Робертс М.Я., Kaiser AP. Раннее вмешательство для детей ясельного возраста с задержкой речи: рандомизированное контролируемое исследование. Педиатрия . 2015. 135 (4): 686–693.

9. McCormick MC, Брукс-Ганн Дж., Бука С.Л., и другие.Раннее вмешательство у недоношенных детей с низкой массой тела при рождении: результаты в 18-летнем возрасте для Программы здоровья и развития младенцев. Педиатрия . 2006. 117 (3): 771–780.

10. Слюна А, Ортон Дж, Андерсон П.Дж., Бойд Р., Дойл Л.В. Программы вмешательства на раннем этапе развития предусматривали выписку из стационара для предотвращения двигательных и когнитивных нарушений у недоношенных детей. Кокрановская база данных Syst Rev . 2015; (11): CD005495.

11. Американская академия семейных врачей. Рекомендации клинико-профилактической службы. Спектр аутизма: дети (от 18 до 30 месяцев). https://www.aafp.org/patient-care/clinical-recommendations/all/autism-children.html. По состоянию на 4 января 2017 г.

12. Canadian Task Force on Preventive Health Care. Рекомендации по скринингу на задержку развития. CMAJ . 2016; 188 (8): 579–587.

13. Совет по делам детей с ограниченными возможностями; Секция развивающей поведенческой педиатрии; Управляющий комитет «Светлое будущее»; Консультативный комитет проекта «Инициативы медицинского дома для детей с особыми потребностями».Выявление младенцев и детей раннего возраста с нарушениями развития в лечебном доме: алгоритм наблюдения за развитием и скрининга [опубликованная поправка опубликована в Pediatrics. 2006; 118 (4): 1808–1809]. Педиатрия . 2006. 118 (1): 405–420.

14. Noritz GH, Мерфи Н.А.; Экспертная группа по нейромоторному скринингу. Задержки моторики: раннее выявление и оценка. Педиатрия . 2013; 131 (6): e2016 – e2027.

15.Гамильтон С. Скрининг задержки развития: надежные, простые в использовании инструменты. Дж Фам Прак . 2006; 55 (5): 415–422.

16. Радецкий Л, Песок-Громкий N, О'Коннор К.Г., Sharp S, Олсон Л.М. Тенденции использования стандартизированных инструментов для скрининга развития в раннем детстве: 2002–2009 гг. Педиатрия . 2011; 128 (1): 14–19.

17. Рис CE, Наарден Браун К.В., Коган М.Д., и другие.; Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC). Скрининг на задержку развития у детей раннего возраста - Национальное обследование здоровья детей, США, 2007 г. MMWR Suppl . 2014. 63 (2): 27–35.

18. Рыдз Д, Шевелл М.И., Майнемер А, Оскуи М. Скрининг развития. J Детский Neurol . 2005. 20 (1): 4–21.

19. Рыдз Д, Srour M, Оскуи М, и другие. Скрининг на задержку развития в условиях общественной педиатрической клиники: проспективная оценка анкет для родителей. Педиатрия . 2006; 118 (4): e1178 – e1186.

20. Оберклайд Ф, Эфрон Д. Задержка развития - идентификация и лечение. Врач Aust Fam . 2005. 34 (9): 739–742.

21. Нельсон HD, Нигрен П., Уокер М, Паноща Р. Скрининг задержки речи и речевого развития у детей дошкольного возраста: систематический обзор данных для Целевой группы США по профилактическим услугам [опубликованное исправление опубликовано в «Педиатрии». 2006; 117 (6): 2336–2337]. Педиатрия . 2006; 117 (2): e298 – e319.

22. Cunningham PJ. Помимо паритета: взгляд врачей первичного звена на доступ к психиатрической помощи. Филиал Здоровья (Миллвуд) . 2009; 28 (3): w490 – w501.

23. Олсон А.Л., Келлехер KJ, Кемпер К.Дж., Цукерман Б.С., Хаммонд С.С., Дитрих AJ. Роли и предполагаемые обязанности педиатров первичного звена в выявлении и лечении депрессии у детей и подростков. Амбул. Педиатр . 2001; 1 (2): 91–98.

24. Хорвиц С.М., Келлехер KJ, Stein RE, и другие. Препятствия на пути выявления и лечения психосоциальных проблем у детей и материнской депрессии. Педиатрия . 2007; 119 (1): e208 – e218.

25. Weitzman C, Wegner L; Секция педиатрии развития и поведенческой педиатрии; Комитет по психосоциальным аспектам здоровья ребенка и семьи; Совет по раннему детству; Общество развития и поведенческой педиатрии; Американская академия педиатрии.Содействие оптимальному развитию: скрининг поведенческих и эмоциональных проблем [опубликованное исправление появляется в Pediatrics. 2015; 135 (2): 384–395]. Педиатрия . 2015; 135 (2): 384–395.

26. Кэрролл А.Е., Бауэр Н.С., Дуган ТМ, Ананд В, Саха С, Даунс СМ. Использование компьютеризированной системы помощи при принятии решения для наблюдения за развитием и скрининга: рандомизированное клиническое исследование. JAMA Pediatr . 2014. 168 (9): 815–821.

27. Glascoe FP. Скрининг на проблемы развития и поведения. Ment Retard Dev Disabil Res Rev . 2005. 11 (3): 173–179.

28. Макридес П.С., Ryherd SJ. Скрининг на задержку развития. Am Fam Врач . 2011. 84 (5): 544–549.

29. Сквайрс Дж., Твомбли Дж., Брикер Д., Поттер Л. Руководство пользователя ASQ-3. Балтимор, штат Мэриленд: Паб Пола Х. Брукса; 2009.

30. Анкеты по возрасту и возрасту. Часто используемые инструменты отбора отчетов родителей о развитии.http://agesandstages.com/wp-content/uploads/2015/03/Comparison-Chart1.pdf. По состоянию на 14 февраля 2016 г.

31. Обзор развития ребенка. Исследование IDI и CDR PQ. http: // childdevrev.

.

Предупреждающие признаки задержки языкового / коммуникативного развития

Дети изучают язык с разной скоростью, но большинство из них придерживаются общих сроков. Если ваш ребенок не достигает основных этапов общения в течение нескольких недель от среднего, спросите об этом его врача.

Это может быть ничего, но если ваш ребенок каким-то образом задерживается, своевременное распознавание и лечение проблемы имеет решающее значение для развития речи и других когнитивных навыков в долгосрочной перспективе.

Имейте в виду, что график языкового развития обширен, и ваш ребенок может столкнуться с небольшими препятствиями на своем пути.Также помните, что если ваш ребенок недоношенный, он может выпасть из расписания на несколько недель или месяцев.

Когда обращаться за помощью

Как правило, доверяйте своим инстинктам. Если что-то кажется вам неправильным, спросите об этом. В конце концов, вы лучше всех знаете своего ребенка. Если у вашего ребенка проявляются какие-либо из этих признаков, обратитесь к врачу:

В 4 месяца

  • Не сообщает, когда она счастлива или расстроена
  • Не воркует и не бормочет

Через 6 месяцев

  • Не смеется и не визжит
  • Не совмещает гласные с лепетом (ах, да, ох)

Через 7 месяцев

  • Не имитирует звуки, издаваемые другими людьми
  • Не использует действия, чтобы привлечь ваше внимание

В 8 месяцев

  • Не начал лепетать согласные

В 9 месяцев

  • Не отвечает на свое имя
  • Не бормочет согласные и гласные вместе («мама», «баба»)
  • Не смотрит туда, куда указываешь

В 12 месяцев

  • Не говорит «мама» или «дада»
  • Не использует жесты, такие как размахивание, качание головой или указание пальцем.
  • Не практикует использование хотя бы пары согласных (например, p или b, для пример)
  • Не понимает и не отвечает на такие слова, как «нет» и «до свидания»
  • Не указывает на интересные вещи, например на птицу или самолет над головой
  • Не могу сказать отдельных слов

От 12 до 15 месяцев

  • Не бормочет, как будто разговаривает

Ознакомьтесь с нашими статьями о предупреждающих признаках физической задержки и предупреждающих признаках проблемы со слухом, а также узнайте о задержке речевого развития у малышей.

Прочтите о задержках в развитии и ознакомьтесь также с другими нашими ресурсами.

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.