О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Духовное воспитание детей в православии


Священник Павел Гумеров: зачем детям духовный стержень?

Без духовного воспитания ребёнок  в современном мире становится  уязвимым. Как  правильно воспитывать духовно и в чём можно увидеть результаты такого воспитания? Об этом  и многом другом со священником Павлом Гумеровым беседует Кристина Сандалова.

Интервью  с протоиереем Павлом Гумеровым опубликовано на образовательном портале «Слово». 

– Батюшка, с чего начинается духовное воспитание?

–  Сперва нужно определиться, что такое духовное воспитание.

В восприятии светского человека «духовное воспитание» заключается в посещении театров, музеев, литературных и поэтических вечеров.

Но в действительности перечисленное относится к развитию душевной сферы.

Однако сейчас такое время, что без духовного воспитания, без веры, без основы, стержня детей не убережёшь.

Если раньше школа и общество прививали ребёнку базовые критерии нравственности, то сегодня у большинства людей нет понимания правильного и дурного, критерии размыты.

Многие родители и сами не знают, как строить жизнь, и детей растят в неведении. И в агрессивном мире вседозволенности и гедонизма без нравственно-духовной опоры устоять перед грехом чрезвычайно тяжело. В результате ребёнок, вырвавшись из родительского дома, рискует наделать ошибок, исправить которые будет невозможно.

Уже выросло поколение людей без ценностей, которые соответственно воспитывают детей – без маяков и ориентиров. А бывает, люди и понимают, что нужно переосмыслить своё прошлое, стремиться к духовным идеалам, но в реальности ленятся предпринимать усилия и учить ребёнка нравственности.

Как правило, родители отдают малыша в православную гимназию или воскресную школу и выключаются из процесса воспитания, всецело полагаясь на учителей. Однако невероятно трудно воспитать ребёнка в православной вере, если мама и папа не подают должного примера, а демонстрируют противоположное.

Невозможно привить здоровый образ жизни, когда мама и папа курят и злоупотребляет спиртными напитками. Если мы хотим, чтобы ребёнок не перебегал улицу в неположенном месте, нужно самим переходить её по пешеходному переходу на зелёный сигнал светофора. То же самое с духовным воспитанием.

Если родители хотят, чтобы ребёнок молился, ходил в храм, постился, он должен видеть это в семье и считать православные традиции  естественной, привычной, обыденной частью жизни.

Когда ребёнок с детства знает, что мама с папой не сядут за стол без молитвы, что по воскресениям мы ходим в храм, у него закладывается, что именно так и должно быть в семье, что вера и служба в храме – не просто обряд, а часть души.

– Получается, традиции играют существенную роль?

– Конечно! Ведь что такое традиция? В переводе с латинского – «передача», передача устоев, духовных законов, ценностей. В России в начале прошлого века традиция прервалась, семья развалилась, и из-за этого возникла масса проблем, которые мы расхлёбываем и по сей день.

–  Нередко случается, что родители старались прививать детям православный образ жизни, водили в храм, учили поститься, молились, однако в «трудном возрасте» подростки вдруг наотрез отказываются ходить в Церковь. Что делать в этом случае, и почему это происходит?

Мне кажется, в подростковом возрасте такой отказ естественен. Вспомним притчу о блудном сыне. Очевидно, что благочестивый отец любил сына, заботился, воспитывал в традициях, и, тем не менее, юноша все равно ушёл, оставив в горе отца.

Однако уход подростков из Церкви не означает, что воспитание в вере – бесполезное занятие. Отнюдь нет! И конец притчи, возвращение раскаявшегося сына, это подтверждает. Если бы отец не прививал мудрое, доброе, вечное, ребёнок вряд ли бы осознал свои ошибки и вернулся.

Разумеется, мы не знаем, как сложится судьба детей, и гарантию, что наш ребёнок не наделает ошибок и не потеряет веру, не может дать никто. Но это не значит, что мы должны бездействовать, наша задача – передать им положительный духовный опыт, накопленный нашими предками, святыми отцами и праведниками.

Только этот опыт и духовная жизнь дают силы, волю, стойкость к испытаниям. Ведь, когда человек вылетает из гнезда, попадает в институт, армию, рабочий коллектив, он обязательно сталкивается с искушениями, соблазнами.

И если у него с детства заложены основы, сформирован крепкий внутренний стержень, он получил духовный иммунитет, то он может отделить зерна от плевел, понять, «что такое хорошо и что такое плохо».

И даже сперва наломав дров, в конце концов, он может сделать верный выбор, вернуться к истокам. Но это при условии, что родители не формально водили малыша в храм, а сами духовно возрастали, беседовали с ребёнком о главном, что ребёнок видел искренность и глубокую веру.

– Многие родители с болью воспринимают отступление детей от Церкви…

– Это тяжело принять. Однако нужно помнить, что духовная жизнь часто идёт по синусоиде: то подъем, то спад. И даже у святых подвижников бывали разные периоды, поэтому если ребёнок в какой-то момент колеблется, впадает в искушение, родителям нельзя отчаиваться.

Сомнения в переходном возрасте – распространённая проблема, которая встречается даже в семьях священников. Я часто вижу по семьям моих прихожан: пока ребёнку было 5,7, 10 лет, малыш ходит с родителями каждые выходные, в 12-13 – все чаще пропускает службы, а в 15-17, смотришь – а родители одни.

Нередко, на мой взгляд, это происходит от ошибочного подхода взрослых к духовному воспитанию.

Когда малыш грудной, всё просто: младенца причастили, к кресту поднесли, просфору дали, и ребёнок доволен, а родители счастливы. Этим часто мама с папой и ограничиваются. Но в 12-15 лет уже требуется вести себя иначе, не будешь же и дальше водить ребёнка за ручку!

В первую очередь требуется пробуждать интерес. Ведь и взрослые люди с удовольствием делают только то, что им интересно. Поэтому если мы хотим привлечь детей к храму, к церковной жизни, важно подпитывать любопытство.

У ребёнка не должно быть ощущения, что посещение службы – это насилие, тяжкая обязанность, от которой хочется увильнуть, убежать к друзьям или к компьютеру. Нужно объяснять смысл богослужения, вместе читать Евангелие, обсуждать жития, возить по святым местам и на экскурсии.

Желательно найти какое-то полезное дело, например, пение на клиросе или помощь по церковно-приходской работе. Замечательно, если родители отдадут подростка в молодёжную православную организацию, привлекающую подростков к общественным работам, например, по восстановлению храмов.

Во-первых, у ребёнка появится компания ребят из православных семей, а, во-вторых, он будет ощущать свою значимость, чувствовать, что приносит пользу.

Я сам остался в храме, в первую очередь, по молитвам родителей, и ещё потому, что у меня были друзья, с которым я вместе посещал храм. Я видел, что не одинок, что мы вместе делаем какие-то дела, помогаем храму, стоим на службе, и это вдохновляло.

–  Получается, от родителей требуется больше, чем просто научить ребёнка молитве, посту…

–  Да, духовное воспитание – нелёгкий труд. Но без него ребёнку придётся сложно. Мы видим, что большинство людей в Церкви – люди, пришедшие к вере через скорби и страдания, тогда как, если бы их воспитывали в православии с рождения, многих ошибок и испытаний они сумели бы избежать.

И хотя, повторюсь, приучение к церковной жизни с ранних лет не гарантирует отсутствие колебаний в вере в определённом возрасте, но православное воспитание существенно снижает «степень риска», помогает защитить ребёнка от бед.

Когда мы растим детей согласно заповедям, мы объясняем, что за совершение греха неизменно последуют проблемы, и избежать этих трудностей можно, живя по правилам.

Духовно-нравственное воспитание можно сравнить с профилактической прививкой. Конечно, ребёнок может серьёзно заболеть несмотря на старания родителей, но такой шанс – один на тысячу при своевременном проведении нужных профилактических мероприятий.

– Однако некоторые родители, и даже психологи, говорят о том, что чем суровее условия, в которых растёт ребёнок, тем лучше он адаптируется к взрослой жизни.

– Не соглашусь. Мы говорим не о материальных суровых условиях, а о том, чтобы ребёнок получил в семье защиту от жутко суровых и агрессивных внешних духовных условий, от влияния мира, который «во зле лежит».

Детский дом, где дети не получают адекватного воспитания, не видят примера семейной жизни, любви, материнской заботы и ласки – первая ступень к детской колонии, тюрьме.

Если мы руководствуемся благом для ребёнка, мы должны успеть до подросткового возраста дать положительный «вектор», продемонстрировать правильный подход к жизни, научить истиной христианской любви.

Таким образом, мы подготовим ребёнка, и в будущем, столкнувшись с самостоятельным выбором, подросток уже будет знать, где свет, где тьма, и сумеет повернуться в нужную сторону. Но для этого должен быть сформирован внутренний стержень.

–  Для совершения правильного выбора у ребёнка должна быть еще и сила воли. Подростку трудно устоять перед насмешками сверстников над православной верой или над тем, что он ходит в храм, соблюдает заповеди. Как помочь выстоять?

–  Самое главное –  ребёнок должен видеть, что мама с папой не допускают никакого компромисса, никогда не идут на сделку с собственной совестью, принципами, и дома молятся, и на улице не стесняются перекреститься, проходя мимо храма.

Для сына важно знать, что отец – человек волевой, мужественный, для дочери – что мама почтительная, любящая жена. Тогда дети, стремясь походить на родителей, будут следовать их примеру.

В этом смысле чрезвычайное значение имеет пост. С 7 лет уже можно приучать малыша поститься. Пост и молитва – прекрасное воспитание воли. Все смотрят телевизор и едят бутерброды с колбасой, а ребёнок знает, что у него в семье пост, и нужно сдерживать себя, не прикасаться несколько недель к деликатесам или не смотреть мультфильмы.

Не стоит ограждать ребёнка от поста, опасаясь за калории и недостаток витаминов. Обеспечить здоровый рацион ребёнку вполне реально. А вот, не приучив с малых лет к самоограничению в пище, можно лишить важного духовного опыта.

Если ребёнок в малом научится быть верен, он и в серьёзной ситуации легко сумеет устоять. Сегодня он сможет сдержать себя и не съесть предложенную другом шоколадку, а завтра – откажется от наркотиков.

И ещё: не бойтесь ребёнку внушить, что мы – другие, мы – воины Христовы, что православные представления часто идут в разрез с общепринятыми. Подросток должен понимать, что он вполне может пострадать и даже стать изгоем из-за своей веры, и это нормально.

В советское время верующие знали, что за веру могут не взять в вуз, в армии непременно отправят в стройбат, и будет крайне сложно получить хорошую работу. Потому что любого молодого человека, замеченного на церковных службах, КГБ тут же брало «на карандаш». Детям священников практически невозможно было получить высшее образование.

Либо ты должен был отречься, либо терпеть. Сегодня же от нас не требуется жертвы, а только твёрдость характера.

– Как вы считаете, в чем задача родителей с духовной позиции?

– Мне кажется, у родителей две задачи. Первая – ребёнка «образовать». Я имею в виду не образование, а сохранение образа Божия: взрослые должны приложить все усилия, чтобы ребёнок вырос настоящим христианином. Вторая – подготовить к самостоятельной жизни, дав чёткие ориентиры и критерии оценки.

Помните, что ребёнок – чадо Божие, который дан родителям на короткое время. Мы не сможем его постоянно контролировать, помогать, советовать, поддерживать.

Настанет время, и ребёнок отделится, получит профессию, создаст семью. И от того, как мы его подготовим, сложится его судьба. От духовно-нравственного воспитания зависит жизнь, поэтому, прежде всего, нужно «искать правды Божией, а все остальное приложится».

–  Маленькие дети открыты и восприимчивы к религии, а в переходный период дети часто закрываются, начинают отвергать догматы, критикуют. Почему?

– Мне кажется, все индивидуально. Я в раннем возрасте не очень охотно ходил в храм, внутренне протестовал, а в подростковом возрасте заинтересовался, втянулся, и в последних классах школы принял решение идти в семинарию.

Я убеждён, что любой протест, отрицание ребёнка требует разговора. Важно не тащить малыша насильно за ухо, а поговорить, выяснить, что не нравится, объяснить, что и почему важно делать, заинтересовать.

Как и со школой – бесполезно и бессмысленно просто заставлять ребёнка учиться, нужно понять, где кроется причина недовольства, попытаться устранить её или помочь ребёнку преодолеть.

Даже в младенце нужно видеть личность, уважать детские чувства, ведь у малыша такая же бессмертная Богом данная душа, как и у нас с вами, и свободная воля тоже, и за них тоже Христос умер.

Это не означает, что не должно быть запретов или наказаний, уважение не исключает воспитание. Но запреты, ограничения или лишения должны быть объяснены ребёнку: почему, за что, отчего иначе нельзя.

Это ребёнка и располагает, и развивает у него чувство ответственности, сознательность. Ведь мы должны научить ребёнка, пока он ещё не вступил в самостоятельную жизнь, что все его поступки: и хорошие, и плохие будут иметь последствия. Без этого навыка очень тяжело придётся в любой сфере жизни.

– А как реагировать на серьёзные проступки детей?

– Зависит от возраста. Но почти в любом возрасте ребёнок совершает тот или иной проступок скорее под влиянием нахлынувшего на данный момент чувства, бессознательно, без холодного расчёта.

Конечно, нельзя оставаться безучастным, спускать все с рук. Но и нельзя действовать в гневе. Нужно сурово, но спокойно побеседовать, и непременно назначить определённое наказание.

Не стоит оставлять проступок, нарушение без последствий, иначе ребёнок попросту не поймёт, что хорошо, а что плохо и недопустимо. И наказание должно быть индивидуальным. На кого-то влияет лишение любимой игрушки, на другого – отказ от интересной поездки или похода в гости.

У ребёнка не должно возникать даже мысли, что родители «покричат-покричат, да и простят», он должен понимать, что за серьёзные нарушения наказание будет суровым и неизбежным.

Мы, конечно, можем создать нашему чаду какие-то особые, безумные, идеальные для него условия: все разрешать, ни за что не наказывать.

И пока он будет жить с нами, до поры до времени он будет считать, что всё нормально, но что будет потом, когда он пойдёт в школу, в армию, институт, на работу, там будут уже совсем другие условия, требования, над ним будут учителя, начальники, старшие, а уж они-то с ним носится не будут.

– Но как говорить с детьми на духовные темы?

– Уже с малых лет можно читать детскую Библию, беседовать на доступном детям языке о жизни святых, подбирая с возрастом более серьёзную литературу. Можно вместе смотреть фильмы на библейские сюжеты, а после – обсуждать.

Разумеется, это отнимает силы и время, но делать это необходимо. У нас в семье главным духовным воспитателем является моя супруга, матушка. Духовные книги она читает в основном на ночь, когда дети уже угомонятся и отходят ко сну, но спать им как всегда не хочется, и вот, лёжа в кровати, они слушают духовные рассказы, Евангелие.

Сейчас, слава Богу, большой выбор хорошей духовной литературы для детей. Есть о. Сергий Николаев, Б. Гонаго, о. Николай Агафонов и многие другие авторы. В постные дни, когда наши дети не смотрят мультики и фильмы, мы показываем им документальное кино духовного содержания, например, про монастыри.

Согласно статистике, подавляющее большинство родителей по-настоящему общаются с детьми всего несколько минут в день. Отсутствие общения порождает душевную и, конечно же, духовную разобщённость.

О каком духовном воспитании детей тогда может идти речь, если родители порой только проверяют уроки и кормят детей ужином…

Но ведь у обычного среднестатистического родителя, который в 18, 19 часов вечера приходит домой, остаётся ещё 4-5 часов до сна. Уделите из них часть времени на общение с детьми, и вы никогда об этом не пожалеете.

Опубликовано на портале «Слово»
Фото из открытых источников

Детское воспитание по Златоусту

Отрывок из о. Новая книга Иосии Тренхема о св. Иоанне Златоусте:

Христианское воспитание детей

Св. Иоанн уделял большое внимание правильному воспитанию детей. Хотя он сам получил большую выгоду от классического греческого образования, он предпринял прямую атаку на образовательные нормы своего общества, отстаивая подлинное христианское образование. Образовательная цель состоит уже не в том, что было установлено эллинистической риторикой, а в христианском формировании ребенка как духовного спортсмена.. . . Что продвигал Златоуст. . . можно сравнить по серьезности с искренним отказом от государственного образования на постхристианском Западе. . . . Он посетовал, что так много родителей знали, что их дети морально осквернены, но терпели это как status quo . . . .

Лучшим контекстом для этого христианского образования является педагогика монахов, но поскольку это не всегда возможно, родители должны позаботиться о том, чтобы у детей было как можно более монашеское и духовное образование.Родители обязаны проявлять наибольшую заботу об образовании своих детей.

Святой Иоанн посетовал на то, что многие родители направляют свои усилия на то, чтобы их дети стали богатыми, а не мудрыми. Обычно родители очень старались обучать своих детей искусству, литературе и речи, но не обращали внимания на то, как они обретают добродетель. Подобно тому, как некоторые сознательные родители проявляют огромную заботу о том, чтобы их дети прогрессировали в светском обучении, они должны проявлять такую ​​же заботу, чтобы гарантировать, что их дети добиваются успехов в церковной школе и в христианском развитии.

Хотя христианское образование было темой, которую Святой Иоанн посещал во многих контекстах и ​​неоднократно, в качестве священника в Антиохии около 388 года он произнес знаменитую проповедь О тщеславии и правильном пути родителей к воспитанию детей, был посвящен созданию парадигмы христианского воспитания детей. Это часть его корпуса, наиболее полно посвященная этому предмету. В этом гомилетическом трактате он утверждает следующее:

Педагогическая задача - ответственность родителей. Они несут основную ответственность за образование своих детей. Если они хотят заручиться помощью наставников и педагогов, они должны тщательно позаботиться о том, чтобы они оказывали положительное влияние и помогали в достижении цели обретения добродетели. Родители должны считать себя артистами. Подобно художникам или скульпторам, они вылепляют своих детей. Как художники кладут холст на мольберт и добавляют его день за днем, так и родители должны ежедневно осматривать своих детей, уделяя свободное время совершенствованию художественных работ, добавляя недостающее и удаляя лишнее.

Христианское образование должно начинаться с самого раннего возраста , поскольку уроки, извлеченные в ранней юности, навсегда останутся в памяти ребенка. Родители должны хорошо использовать начало жизни своих детей. Когда дети маленькие, они подобны теплому воску, и полученный ими отпечаток скоро затвердеет и останется на нем. . . .

Самым важным наставлением Златоуст считал церковные праздники. Как Бог повелел евреям сделать, так и родители-христиане должны научить своих детей значению христианских праздников.Не сделать этого - значит быть осужденным как пренебрежительный родитель, а быть таковым - хуже, чем убийца собственных детей. Нет ничего хуже, чем развратить душу, а причинить вред душе ребенка намного хуже, чем повредить тело.

Некоторые родители позволяют своим детям формироваться, слушая сатанинские песни. Таких родителей нужно сурово наказать. Именно эти небрежные родители не учат своих детей историям из Священного Писания.

Следовательно, для выполнения своих образовательных задач родители должны сами иметь христианское образование и знать законы Христа, чтобы передавать их своим детям. Если родители хотят, чтобы их дети были дисциплинированными и хорошо воспитывались в добродетелях, они должны быть такими же.

(Тренхэм, Брак и девственность согласно св. Иоанну Златоусту, стр. 188-192)

~

Святой Иоанн Златоуст все еще говорит, сегодня даже громче, чем в четвертом веке. . . . те, у кого есть смирение, найдут в нем способного наставника и найдут место для уверенности в эти смутные времена. Он излучается среди Святых Отцов Церкви как великий защитник и освящитель христианского дома и города.Приверженность его учению произвела бесчисленное количество святых в Церкви, духовно рожденных как в монастыре, так и в христианской семье, и способных произвести то же самое сегодня.

- из послесловия о. Джозайя Тренхэм

~

Для дальнейшего чтения по этой теме рекомендуются следующие статьи:

Нравится:

Нравится Загрузка ...

Связанные

Об отце Джозефе Глисоне

Я служу священником в Православной миссии Христа Царя в Омахе, штат Иллинойс, и мне повезло иметь восемь детей и одну прекрасную жену.Я участвую в простом блоге «От имени всех» о православии. Я также веду блог здесь, в Православной жизни. .

Социальные, экологические и педагогические перспективы духовности детей и молодежи, Кэти Ота

В эпоху глобализации дебаты переросли в жизненно важную потребность в глубоком понимании ее влияния на духовность и здоровье современной молодежи. Духовное образование в разделенном мире осознает острую необходимость в эффективных исследованиях в этой области. В этом исключительном томе используется междисциплинарный подход к решению ключевых вопросов. В этой книге собраны ведущие международные эксперты, в том числе Зигмунт и Мэри Грей, и объединены вопросы исследований и обучения с практическим профессиональным опытом.

В первом разделе исследуется, как глобализированные модели экономики, конфликтов и потребительства влияют на духовность и воображение детей, молодежи и их семей. Во втором и третьем разделах представлены и критически оценены практические ответы на исследования и профессиональный опыт.

Читатели, занимающиеся преподаванием, молодежной работой, социальной работой, капелланом, медсестрой, психическим здоровьем, а также те, кто занимается вопросами экономики сообщества и окружающей среды, найдут в этом томе захватывающий, разнообразный и последовательный сборник эссе, который предлагает более широкий перспективы их работы.

Эта книга ранее была опубликована в качестве специального выпуска Международного журнала детской духовности.

.

Духовное попечение и клиническое пастырское образование

Клиническое пастырское образование или CPE - это межконфессиональное профессиональное образование для служителей. Клиническое пастырское образование (CPE) объединяет студентов-богословов и служителей всех конфессий (пасторов, священников, раввинов, имамов и других) на контролируемые встречи с людьми, находящимися в кризисной ситуации. Благодаря интенсивному взаимодействию с нуждающимися людьми и обратной связи со стороны сверстников и учителей студенты по-новому осознают себя как личности и потребности тех, кому они служат.Благодаря богословским размышлениям о конкретных человеческих ситуациях они получают новое понимание служения. В рамках междисциплинарного командного процесса оказания помощи людям они развивают навыки межличностных и межпрофессиональных отношений.

Обычный день в клиническом пастырском образовании

Вы обнаружите, что график CPE требует активных инвестиций, но также дает время для обмена мнениями и подготовки.

Блоки

CPE могут быть укомплектованы по графику полной или неполной занятости.

Любой график будет включать эквивалентное количество часов служения и образования.

Некоторые подразделения расширенного CPE собираются один день в неделю для структурированных образовательных сессий, а служение проводится в другое время.

Однако более распространенный день - это день, когда отводится время для служения и для нескольких образовательных мероприятий.

Поскольку в основе CPE лежит служение и обучение на собственном опыте, дневной график часто включает клинический семинар, на котором студент представляет пастырскую встречу другим студентам и руководителю для обсуждения и обратной связи.

Другими типичными занятиями являются дидактические семинары, на которых обсуждение следует за лекцией, книгой или статьей; исследование богословских проблем; групповые встречи сверстников или межличностные групповые сессии для взаимного обсуждения, поддержки и изучения проблем, связанных с отношениями; и поклонение или разделение поводов для духовного воспитания. Могут быть включены периодические экскурсии, семинары и клинические наблюдения. Опыт оценки с другими учащимися и вашим руководителем также является частью программы CPE и может быть запланирован в конце раздела, на полпути для оценки целей обучения, а в другое время, например, с другими поставщиками услуг в вашем районе служения.

CPE как часть теологического образования и профессиональной подготовки

Клиническое пастырское образование (CPE) служит частью подготовки к приходскому служению, капелланству, мирскому служению, обучению и консультированию.

Одно устройство CPE имеет множество профессиональных приложений. Контракт на обучение студента может быть направлен на интеграцию богословских, психологических и пастырских идей в пастырское служение прихода. Или контракт может быть составлен с целью карьеры капеллана или пастырского консультирования.

Во многих духовных школах требуется одна единица CPE как часть программы богословской степени. Другие школы принимают год CPE как обязательный год стажировки служения для программы теологической степени. В ряде духовных школ, входящих в Ассоциацию клинического пастырского образования, есть программы для получения степени, которые сочетают академическое обучение и контрольное CPE.

.

Каковы его этапы и что делать?

Джеймс принес из школы новую ручку и показал ее своей матери. Он сказал ей, что нашел его под своим стулом в классе. Его мать знала, что это неправильно. Она посоветовала ему на следующий день отдать ручку учителю, чтобы она могла передать ручку хозяйке. Джеймс был недоволен, но когда его мать объяснила, почему вернуть ручку было правильным решением, он убедился.

Нравственность - это то, чему родители и учителя должны учить детей.Детей нужно учить тому, что хорошо, а что плохо. Понимание морали и их чувство правильного и неправильного зависит от среды, в которой они растут, а также от их эмоциональных, когнитивных, физических и социальных навыков.

MomJunction расскажет вам о различных этапах нравственного развития детей и о том, как можно научить детей моральным ценностям.

Что такое мораль?

Нравственность - это способность видеть разницу между добром и злом в намерениях, мыслях, действиях и поведении.Обучение детей этому понятию - основная цель воспитания. Нравственное развитие связано с концепциями морали, которые ребенок усваивает с младенчества до взрослой жизни.

Продолжайте читать, чтобы узнать о различных этапах нравственного развития детей.

[Прочитано: Этапы когнитивного развития у детей ]

Этапы нравственного развития детей

Моральный рост детей происходит постепенно, по мере их роста от младенчества до подросткового возраста и старше.Давайте посмотрим на это подробнее:

1. Младенцы

Младенцы не умеют нравиться. Их чувство правильного и неправильного зависит от их чувств и желаний. После девяти месяцев в утробе матери ребенок ожидает, что выкормление продолжится. В результате их чувство правоты зависит от того, удовлетворены ли их потребности.

  • Голод и одиночество - это неприятные ощущения для вашего ребенка, и они кажутся ему неправильными.
  • Когда вас обслуживают, обнимают и кормят, это хорошо, а отсутствие реакции - это страшно и неправильно.

2. Малыши

Возраст: От 2 до 3 лет

В этом возрасте ваш малыш понимает, что у других тоже есть права и потребности. Однако ему еще предстоит уловить разницу между добром и злом. Ребенок в возрасте 2–3 лет может проявлять вину, основанную на эмпатии, и моральное поведение. В зависимости от действий родителей ребенок понимает, что послушание - это норма.

  • Ваш малыш знает, что нельзя забирать игрушку у брата или сестры только потому, что он может попасть в беду.
  • Хотя он может не понимать, почему ударить кого-то неправильно, он знает, что будет наказан за это.
  • Ваш малыш старается соблюдать правила, чтобы избежать наказания.

[Прочитать: Положительное наказание ]

3. Дошкольники

Возраст: От 3 до 5 лет

Это возраст, в котором ваш ребенок усваивает семейные ценности.

  • Поскольку правила и нормы необходимы для поддержания дисциплины в семье, они становятся важными и для вашего ребенка.
  • Ваш ребенок ожидает, что взрослые или родители возьмут на себя ответственность.
  • Они понимают роль «ребенка» и «взрослого» и ожидают, что зрелость будет направлена ​​на них.
  • Ребенок осознает, что действия имеют последствия - «Если я сделаю это, это произойдет».
  • Положительное руководство со стороны родителей делает ребенка связанным, и он ведет себя хорошо. Несвязанный ребенок будет делать то, что он чувствует, до тех пор, пока его не поймают.

4. Дети

Возраст: 7-10

После 7 лет дети начинают задаваться вопросом, непогрешимы ли люди, занимающие авторитетные должности, такие как учителя и родители.

  • У вашего ребенка разовьется четкое представление о том, что ему следует и что нельзя делать. Они хотели бы участвовать в создании правил.
  • У детей этого возраста развивается чувство справедливости и понимание необходимости правил.
  • Они понимают, что у детей тоже есть права, и фильтруют правила в соответствии с тем, что им подходит.

[Читать: Социальное и эмоциональное развитие детей ]

5. Подростки

По мере приближения к взрослой жизни дети начинают развивать свои собственные моральные ценности, задавая вопросы и анализируя те, которые установили для них их родители .

Возраст: 11–16

  • Ваш подросток расширит свой моральный кругозор и увидит правила как набор социальных принципов, которые принесут пользу всем.
  • Они ценят правила, но также ведут переговоры.
  • Они начинают интересоваться тем, что хорошо для общества в целом, по мере развития своих абстрактных способностей к рассуждению.
  • Ваш подросток начнет понимать, что решение, которое он принимает, влияет на окружающих.
  • Ваш подросток захочет, чтобы его принимали сверстники, и может изменить или изменить свои ценности и мораль, которые способствуют этому.
  • Цикл идет от «Я делаю это, потому что считаю это правильным» до «Я делаю это, потому что это делает моя семья» и, наконец, «Я делаю это, потому что это правильно».”

Нравственное развитие не так просто, как обучение детей ценностям. Это настолько сложно, что психологи выдвинули на их основе теории.

Теория нравственного развития Пиаже

По словам Жана Пиаже, психолога, основная работа которого заключалась в когнитивном развитии ребенка, говорится, что дети проходят две основные стадии морального суждения (1), (2).

Он назвал первую стадию, до семи лет, Гетерономией, где есть моральные ограничения.Спустя семь лет постепенно наступает этап автономии.

Пиаже заметил, что нравственное развитие ребенка зависит от его когнитивных способностей, и, следовательно, разделил этот процесс на следующие этапы:

Сенсомоторный этап: От рождения до 2 лет

  • Ребенок понимает мир в соответствии со своей моторикой. развитие
  • Он координирует переживания посредством физического взаимодействия, такого как зрение, сосание и хватание
  • У ребенка развивается «постоянство объекта», когда он понимает, что объект существует, даже когда его нельзя увидеть, потрогать или услышать

Предоперационная стадия: от 2 до 7 лет

  • У ребенка отсутствует способность децентрироваться, что означает, что все его действия обусловлены пониманием того, что он должен быть обеспечен
  • Логически неадекватен для умственных операций
  • Мышление ребенка эгоцентрично, то есть он не может понять точку зрения других
  • 900 31

    На двух вышеупомянутых стадиях ребенок все еще не способен отличить то, что ему принадлежит, от того, что принадлежит другим.Следовательно, он хочет всего для себя и суетится.

    Конкретный Операционный этап: от 7 до 11 лет

    • Не обладает способностью к абстрактному мышлению
    • Во время этого процесса ментальное представление ребенка необычайно увеличивается
    • Быстрое овладение языком благодаря когнитивному символическому развитию
    • Устранение эгоцентризма

    [Читать: Как научить детей ответственности ]

    Этап формальных операций: 11-12 лет

    • Ребенок начинает абстрактно рассуждать
    • Физическое представление и мысленное представление

    На операционных этапах ребенок может видеть вещи с точки зрения третьего лица.Он понимает важность сотрудничества, взаимности и равенства. Это когда он трансформируется из гетерономии в автономию.

    Теория нравственного развития Кольберга

    Лоуренс Колберг, профессор психологии из Гарварда, выдвинул теорию этического развития со следующими стадиями (3):

    • Стадия 1: Ориентация на наказание и послушание: Маленькие дети ведут себя праведно, потому что они боятся власти и следуют правилам, чтобы избежать наказания.
    • Этап 2: Эгоизм / индивидуализм: Правильное действие - это то, что удовлетворяет собственные потребности, а иногда и потребности других.Взаимность на данном этапе - это не лояльность или справедливость.
    • Этап 3: Хороший мальчик / Хорошая девочка: Правильный поступок - это то, что радует и впечатляет других. Человека беспокоит то впечатление, которое он оставляет на других, и добивается одобрения других своим хорошим поведением.
    • Этап 4: Ориентация на закон и порядок: Правильное поведение означает выполнение своего долга, подчинение социальным нормам ради самих себя и уважение к власти.
    • Этап 5: Ориентация на социальный договор: Ребенок признает универсальные принципы, индивидуальные и основные права и социальные нормы.Помимо того, что считается правильным, правильные действия также связаны с личными ценностями и мнениями.
    • Этап 6: Ориентация на универсальный этический принцип: Правильное действие решается совестью человека в соответствии с выбранными им этическими принципами.

    Кольберг назвал стадии 1 и 2 доконвенциональной моралью, стадии 3 и 4 - конвенциональной моралью, а последние две стадии - постконвенциональной моралью.

    Теория нравственного развития Кэрол Гиллиган

    Гиллиган, студент Колберга, заметила, что исследование Колберга основывалось только на мальчиках и мужчинах.Она сказала, что женщины и мужчины различаются по своим моральным и психологическим наклонностям. В то время как мужчины думают о правилах и справедливости, женщины думают о заботе и отношениях. Итак, она вышла со своим собственным набором стадий:

    • На доконвенциональной стадии цель ребенка - индивидуальное выживание
    • Затем она приобретает чувство ответственности за других
    • На стадии обычная стадия , индивидуум в порядке с самопожертвованием
    • Затем она понимает, что она тоже личность, и, следовательно, переход от хорошего к истине
    • На постконвенциональной стадии она понимает, что ей не больно себя или кого-либо еще.

    [Читать: Советы по развитию позитивного мышления у детей ]

    Теория нравственного развития Скиннера

    Теория Скиннера основана на бихевиоризме: ( 4 )

    • Внешний мир имеет решающее значение в формировании внутреннего мира ребенка чувство морали.
    • Общение - ключевой атрибут нравственного развития детей.

    Существует несколько теорий нравственного развития. Суть в том, что родители и среда, в которой растут дети, влияют на их нравственность.

    Роль родителей в нравственном развитии детей

    Дети учатся нравственности у самых близких им людей. Поэтому вот что вы можете сделать:

    • Мотивировать ребенка действовать в рамках приемлемых норм.
    • Выявление и признание эмоций на ранних стадиях поможет вашему ребенку понять, что вы ему сочувствуете.
    • Хвалите своего ребенка, когда он ведет себя позитивно и демонстрирует нравственно правильное поведение. Это поможет ему понять, чего от него ждут.
    • Ваши дети смотрят на вас и внимательно следят за вами. Итак, практикуйте то, что вы проповедуете, и будьте образцом для подражания, которым вы должны быть.

    Помимо того, что вы будете примером для подражания и воодушевлением, вам необходимо научить их основам нравственного поведения.

    Как научить детей моральным ценностям

    Нелегко заставить детей понять и усвоить моральные ценности, которым вы их учите, непрактично. Вот несколько советов, как это сделать:

    • Объясните моральные принципы, которые, по вашему мнению, имеют первостепенное значение.
    • Объясните своему ребенку, как плохое поведение влияет на других и как оно может повлиять и на него. Например: «Если ты лжешь, однажды тебе никто не поверит».
    • Обсудите с ребенком гипотетические ситуации, в которых ему придется оценить свои мысли и сделать выбор. Скажем, "Твой друг подвергается издевательствам, что бы ты сделал?"
    • Учите, что хорошая мораль имеет хорошие последствия.
    • Убедитесь, что вы, как родитель, выполняете свои обязательства и обещания и проявляете доброту к своему ребенку.
    • Будьте примером сами, иначе ваш ребенок может запутаться.
    • Заставьте ребенка заняться чем-нибудь нравственным развитием.

    [Прочитано: Этапы развития ребенка ]

    Мероприятия по нравственному развитию

    Вы можете поощрять своего ребенка с помощью нескольких индивидуальных, групповых и образовательных мероприятий, чтобы выявить в них лучшее. Игры могут научить детей сотрудничеству и равенству.

    • Групповые игры, такие как прятки, забеги, игры на прицеливание и т. Д., Побуждают детей понимать важность правил и честной игры.
    • Через групповые игры дети могут узнать, что правила этичны, и им следует следовать им не для того, чтобы избежать наказания, а потому, что они правы.
    • Игра в крестики-нолики - еще одна отличная игра для детей, особенно для младенцев и малышей. Участвуйте в игре, чтобы показать, что вы не авторитетный человек.
    • Эта игра помогает детям понять, что некоторые решения и действия находятся в их руках, и не все, что они делают, кем-то навязано.

    Нравственное развитие ребенка так же важно, как его физическое и умственное развитие. Как родителю вам не нужно ждать, пока ваш ребенок вырастет, чтобы научить его нравственности. Начните с самого начала и будьте образцом для подражания, чтобы они лучше понимали ценности и сделали их неотъемлемой частью своей жизни.

    Как привить детям нравственные ценности? Поделитесь своими методами обучения детей нравственности и справедливой жизни в разделе комментариев.

    Рекомендуемые статьи:

    .

    Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.