О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Что определяет зона ближайшего развития ребенка


что это такое и как использовать?

онаблюдайте, как одевается трехлетний ребенок. Почти со всеми деталями одежды он справляется сам. Вопрос вызывают колготки; сколько раз уже их приходилось переодевать! Лучше уточнить: «Я правильно определил сторону?» Небольшая помощь матери, ее объяснение, — и малыш уверенно продолжает одеваться. А вот шнурки на ботинках… В этом случае подсказка бесполезна; как бы хорошо ни объясняли родители последовательность действий, сколько бы раз ни показывали – трехлетка не сможет завязать шнурки сам.

Этот простой пример отлично иллюстрирует понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития». То, что умеет делать ребенок трех лет без всякой помощи взрослого (надеть простую одежду) – находится в его зоне актуального развития. То, что он может сделать при помощи взрослого (определить переднюю и заднюю сторону, левый и правый ботинок) – находится в зоне ближайшего развития. Пройдет немного времени, подсказка повторится несколько раз, и малыш начнет ориентироваться сам. Из зоны ближайшего развития умение перейдет в зону актуального развития.

А шнурки? Видимо, этот навык пока лежит вне зоны ближайшего развития. Поэтому любые попытки родителей научить трехлетку завязывать шнурки потерпят неудачу. Действительно, рука малыша только к 4 годам будет развита достаточно для овладения таким сложным умением. Вот тогда оно войдет в зону ближайшего развития, и обучение может быть успешным.

Область применения

Ребенок познает мир путем наблюдения, подражания, и, наконец, присвоения опыта. Происходит это через взаимодействие с другими людьми, взрослыми и детьми, общение с ними, совместную деятельность. Общение, взаимодействие здесь – ключевые слова. Любой человек эффективнее всего обучается среди других людей, во взаимодействии с ними.

Подумайте, когда ребенок знакомится с новым понятием, эмоцией, социальной ролью, он ничего не знает о них. Можно сказать, что все новое в жизни ребенка превосходит его текущие знания и возможности. Этот отрезок между знакомым и незнакомым, привычным и неизведанным невозможно преодолеть в одиночку.

Соотношение зон актуального и ближайшего развития похоже на процесс становления высших психических функций (к ним относят восприятие, память, мышление и речь). Они также формируются в совместной деятельности с другими людьми. Поначалу они выступают как нечто внешнее по отношению к человеку, но постепенно переходят в разряд внутренних психических процессов, и человек начинает оперировать ими так, как будто эти свойства были даны ему при рождении. Когда психический процесс формируется, он находится в зоне ближайшего развития, а после формирования переходит в зону актуального развития.

Зона актуального развития – то, что ребенок успешно делает сам без помощи взрослых.

Зона ближайшего развития – то, что ребенок может сделать при помощи, подсказке взрослых, в сотрудничестве с взрослым, в коллективе.

Умения, навыки, знания через какое-то время переходят из зоны ближайшего развития в зону актуального развития.

Примеры показывают, что у понятия «зона ближайшего развития» широкая область применения. Его можно отнести к разным сферам жизни ребенка (эмоциональной, социальной, психологической), к формированию разнообразных умений, навыков, накоплению знаний. Однако первоначально оно использовалось только для характеристики умственного развития, для понимания соотношения между обучением и развитием.

Термин «зона ближайшего развития» предложил советский психолог и педагог Лев Семенович Выготский в начале 30-х годов XX века. В книге «Мышление и речь» он писал:

Мы видели, что обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития. Тогда оно … и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Этим и отличается обучение ребёнка от дрессуры животных.

Иными словами, в норме психическое развитие ребенка всегда немного отстает от того, чему его обучают, психика как бы «подтягивается» за изучаемым материалом.

Этот зазор между зонами актуального и ближайшего развития очень важен – именно он позволяет ребенку развиваться. Без него созревающие, но еще не созревшие психические процессы рискуют остаться в области нереализованного потенциала.

Поэтому понятие «зона ближайшего развития» считается важнейшим в педагогике. Выделяют даже особую форму обучения, основанную на нем – развивающее обучение. Оно дополняет традиционное школьное обучение и нацелено на развитие потенциальных возможностей детей.

Позиции общения

Приемы развивающего обучения дают отличный результат, когда требуется подтянуть слабоуспевающего ребенка. Их используют все грамотные учителя. Они помогут и родителям, особенно родителям школьников младших классов. Ведь многие свойства памяти, мышления, других необходимых для успешной учебы качеств у младшеклассников еще находятся в стадии формирования.

Как же применить понятие «зона ближайшего развития» на практике? Рассмотрим простую, но часто встречающуюся ситуацию.

Мальчик-второклассник выполняет домашнюю работу по математике и не может решить задачу. На самом ли деле это трудная задача или ребенок плохо понял объяснения учителя в классе? А может быть, просто математика дается ему нелегко? В контексте нашего примера это не важно. Мальчику нужна помощь.

Мама (папа) видит затруднения сына, или он сам просит о помощи. Оказать помощь можно по-разному. Кто-то отложит домашние дела, присядет за стол и постарается вместе с ребенком вникнуть в условия задачи, записать их, порассуждать о ходе решения, записать действия, а в конце попросит сына еще раз рассказать, как решается эта задача.

Кто-то попытается выяснить, что именно не понимает ребенок и оказать помощь только в этом конкретном вопросе, с тем, чтобы остальное мальчик делал самостоятельно. Кто-то будет задавать наводящие вопросы: «Запиши условия задачи, а я проверю. Подумай, что получится, если сложить это и это? Как эта сумма поможет найти ответ?» А кто-то, возможно, предложит нарисовать задачку и поиграть с ее участниками, ненавязчиво подталкивая ребенка к нужным действиям с цифрами.

Все это – разные позиции общения (взаимодействия взрослого с ребенком). От того, какую позицию выберет взрослый, зависит успех ребенка в решении задачи. Кроме того, позиция общения характеризует ширину зоны ближайшего развития.

Принято различать пять позиций общения:

  1. Независимая позиция – взрослый оказывает самую малую, точечную помощь, либо начинает действие, а ребенок подхватывает и завершает.
  2. Позиция «на равных» – взрослый действует одновременно с ребенком, но не в команде с ним. Вариант этой позиции – соревнование.
  3. Позиция «снизу» — взрослый помогает ребенку наводящими вопросами, небольшими подсказками, провоцирует активность намеренными ошибками.
  4. Позиция «сверху» — взрослый выступает в роли учителя, объясняет непонятное, демонстрирует способы и ход решения задачи.
  5. Позиция «мы» — взрослый и ребенок объединяются команду для решения задачи.

Одним детям достаточно небольшой подсказки, с другими необходимо делать все вместе, вплоть до мелочей. Чем меньше помощи оказывает взрослый, тем шире зона ближайшего развития ребенка. Если же ребенок не справляется и никакая, даже самая серьезная помощь не обеспечивает выполнения задачи, значит, материал пока находится вне зоны ближайшего развития, и его освоение лучше отложить.

Рекомендации

Несколько полезных советов позволят родителям максимально эффективно использовать понятие «зона ближайшего развития».

  • Определите текущую ширину зоны ближайшего развития ребенка. Для этого примените разные позиции общения в схожих ситуациях, сделайте вывод, какая из них работает лучше. Полезно также понаблюдать за ребенком, когда он учится чему-то спонтанно.
  • Старайтесь постепенно увеличивать зону ближайшего развития до тех пор, пока знания и умения не перейдут в зону актуального развития. Допустим, школьник не умеет решать задачи в три действия. Начните с того, что постройте с ним команду. Если в команде вы с задачей справились, следующую задачу объясняйте с позиции учителя. Потом ограничьтесь подсказками и наводящими вопросами. Продолжайте расширять зону, пока ребенок не сможет решить задачу такого типа сам.
  • Есть почти безотказный прием, который помогает даже в самых трудных случаях. Ребенка нужно поместить в пространство между двумя взрослыми, один из которых находится в позиции «мы» (команда), а второй – в позиции учителя («сверху»). Таким образом, первый будет помогать ребенку «изнутри», преодолевая трудности вместе с ним, а второй создаст условия для изменения границ зоны ближайшего развития. Этот прием требует больших затрат времени и сил со стороны родителей, но он чрезвычайно эффективен.
  • Помните, что никакие приемы и методики не сработают, если взрослый сам не заинтересован в общении с ребенком. Общение, основанное на подлинном сотрудничестве, а не снисхождении к ребенку – вот ключ к успешному обучению. Только в таком общении, такой совместной деятельности ребенок развивается быстро и правильно.
  • В роли педагога, помогающего освоить новое пространство, может выступать любой человек, даже сверстник. Главное, чтобы он знал немного больше, чем сам ребенок и с желанием сотрудничал с ним. Вообще, чем шире круг общения ребенка с более знающими людьми, тем лучше для его развития.
  • Нельзя игнорировать текущие потребности развития ребенка, но и форсировать их тоже не стоит. Обе крайности могут привести к деформациям личности и даже психическим расстройствам. Все хорошо в свое время. Обучение наиболее эффективно тогда, когда оно происходит в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития (Выготский называл это «оптимальным сроком обучения», а Монтессори «сензитивным периодом развития»).
  • Некоторые родители опасаются, что в ситуации постоянной помощи взрослых ребенок станет несамостоятельным, не способным в одиночку преодолевать трудности. Это не верно, равно как неверен подход к детям как к «маленьким взрослым», которые «сами знают, что им нужно», «способны сами выбрать лучшее для себя». Дети нуждаются в помощи взрослых, в общении с ними, в совместной деятельности. Без этого они будут отставать в развитии. Для воспитания самостоятельности просто не делайте за детей того, что входит в их зону актуального развития.
  • Темп развития каждого ребенка индивидуален. Не стоит зацикливаться на времени, которое уходит на восприятие и переработку новых знаний. Лучше измерять не скорость, а глубину восприятия.

Некоторым людям, особенно тем, кто много учится, знакомо «чувство сопротивления материала». Новые знания, незнакомые раньше понятия, определения, термины на первый взгляд кажутся непонятными, нелогичными, не желают оставаться в памяти. Но, по мере погружения в материал, приложения усилий для овладения им в какой-то момент все встает на свои места. Оглядываясь назад, человек удивляется, почему раньше что-то было непонятно – «сопротивление материала» преодолено!

То же самое испытывает ребенок, когда учится, только справиться с «сопротивлением материала» ему гораздо труднее, чем взрослому (а иногда и вовсе невозможно). Ему не хватает «умения учиться», его психика, его личность еще не сформированы полностью. Кто, как не родители призваны помочь своему ребенку преодолеть это сопротивление!

Применение зоны ближайшего развития в классе

Для применения концепции зоны ближайшего развития учителя инструктируют маленькими шагами в соответствии с задачами, которые ребенок уже может выполнять самостоятельно. Эта стратегия обозначается как леса . Учитель также должен поддерживать и помогать ребенку, пока он или она не сможет выполнить все шаги самостоятельно.

Прежде чем учителя смогут начать проводить студентов через шаги, необходимые для изучения концепции, они должны понять, как эти задачи, называемые каркасами , применимы в повседневной жизни.Затем учитель строит эти каркасы для развития зоны ближайшего развития ребенка. Для наиболее эффективного обучения, используя зону ближайшего развития, учителя должны подчеркивать связи между предыдущими знаниями учащегося о задаче в повседневном контексте с новой изучаемой задачей или концепцией. Например, предположим, что учитель рассказывает ученикам о круговороте воды. Если учитель уже провел урок по концепции испарения, учитель должен использовать эти предварительные знания об испарении при вводе информации о конденсации.Тогда ребенок сможет устанавливать связи между различными фазами круговорота воды.

Объявление

Связь между изучаемой задачей и тем, как она применима к навыкам, необходимым в повседневной жизни, может не сразу стать очевидной; фактически, для развития им может потребоваться несколько уроков. Благодаря дальнейшему чтению и выполнению курсов дети продолжают создавать ассоциации между идеями и повседневным опытом. Например, учащийся может не сразу понять, как дополнение обучения может применяться в его или ее повседневной жизни.Однако, когда его просят добавить количество яблок в одной группе к количеству апельсинов в другой группе, ученик может затем установить связь между теорией сложения и подсчетом повседневных предметов. В некоторых случаях учитель может быть не самым эффективным человеком для передачи концепции. Групповая работа и совместные проекты с коллегами, которые усвоили задачу или концепцию, также могут оказаться эффективными.

Вот пошаговый процесс, с помощью которого учитель может применить зону ближайшего развития:

  • Во-первых, учитель должен определить, что ученик уже знает.Определяя эти предварительные знания, учитель может развить этот набор навыков при введении новых концепций.
  • Затем учитель может закрепить эти знания с помощью строительных лесов; эшафот поможет студентам перейти от того, что они уже знают, к тому, что они должны знать к концу урока. Планируя уроки, учителя должны помнить о процессе возведения строительных лесов, интегрируя управляемую практику в свои планы уроков.
  • Наконец, учителя могут помочь учащимся связать новое обучение с предыдущими знаниями.Например, если учитель математики только что научил детей, как научиться делить десятичные дроби, учитель может связать эту концепцию с умножением десятичных дробей.
  • В целом, применяя концепцию зоны ближайшего развития, учитель определяет то, что ребенок уже знает, учит его или ее чему-то новому, чтобы добавить к этому, а затем соотносит это с его или ее предыдущими знаниями так, чтобы теперь он или она может понять новую концепцию с помощью.

Статьи по теме HowStuffWorks

Источники

  • «Теория конструктивизма."Обучение и преподавание. Http://www.learningandteaching.info/learning/constructivism.htm
  • " Четырехступенчатая модель ZPD. "Северо-Центральная региональная образовательная лаборатория. Http://www.ncrel.org/sdrs/areas/ выпуски / студенты / обучение / lr1zpd.htm
  • «Теория социального развития: Выготский». База данных «Теория на практике». http://tip.psychology.org/vygotsky.html
  • «Зона ближайшего развития». Северо-Центральный регион Учебная лаборатория. Http: // www.ncrel.org/sdrs/areas/issues/students/learning/lr1zpda.htm
  • «Зона ближайшего развития». Изучите NC. http://www.learnnc.org/lp/pages/5075

.

Зона ближайшего развития Примеры

Термин «зона ближайшего развития» относится к концепции, разработанной психологом Львом Выготским. Это понятие относится к разнице между способностью учащегося выполнять задачу самостоятельно и под руководством.

Образование и зона ближайшего развития

Работа Выготского в отношении зоны ближайшего развития внесла большой вклад в сферу образования и используется при разработке соответствующих возрасту учебных программ и методов обучения.

Понимая, чего дети могут достичь в одиночку, а также того, чего они могут достичь с помощью взрослых, педагоги могут разработать планы по обучению навыкам наиболее эффективным способом, давая учащимся постепенное освобождение от ответственности за их выполнение. задачи самостоятельно. Этот процесс называется «строительные леса» - это способ, с помощью которого взрослый помогает ребенку-ученику перейти от неспособности выполнить задачу к способности делать это с помощью рекомендаций, взаимодействия и вопросов.

Рассмотрение этих примеров, надеюсь, поможет вам лучше понять, как зона ближайшего развития работает в реальном мире.

.

Проблемы с «зоной ближайшего развития» - Давид Дидау

Верч (1984) предположил, что, если эта теоретическая конструкция не получит дальнейшего развития, то существует риск того, что «она будет использоваться свободно и без разбора, в результате чего станет настолько аморфным, что потеряет всякую объяснительную силу» (стр. 7). Мерсер и Фишер (1992) считают, что «существует опасность того, что этот термин будет использоваться как не более, чем модная альтернатива терминологии Пиаже или концепции IQ для описания индивидуальных различий в достижениях или потенциале» (стр.342). Палинскар (1998) предполагает, что в контексте исследования согласованного характера преподавания и обучения это «вероятно, одна из наиболее часто используемых и наименее понятных конструкций, появляющихся в современной образовательной литературе» (стр. 370). (Чайклин п. 2)

Ясно, что здесь есть аспект здравого смысла. Само собой разумеется, что новичок сможет достичь большего, если поможет эксперт, и из этого также следует, что опыт работы в сотрудничестве с экспертом может привести к тому, что новичок сможет воспроизвести процесс независимо.Но Чайклин выделяет три редко сформулированных предположения, которые лежат в основе этого предположения:

  1. Предположение об общности : существует ZPD для изучения всех видов предметов
  2. Предположение о помощи : обучение зависит от поддержки эксперта
  3. Потенциальное предположение : преподавание в ZPD приведет к легкому или легкому обучению.

Такое понимание ZPD «поддерживает или вдохновляет видение образовательного совершенства, в котором проницательный (или удачливый) учитель может легко и радостно помочь ребенку освоить любой предмет, входящий в дневную программу.Это может заставить учителей поверить в то, что можно определить зону ближайшего развития ребенка для каждой учебной задачи, узнать, как преподавать таким образом, чтобы обязательно задействовать зону ближайшего развития, чтобы обучение значительно ускорилось в процессе обучения. плавный и радостный путь. Это заманчивое предложение, но оно не подтверждается свидетельствами, даже собственными трудами Выготского.

Чтобы понять проблемы, связанные с применением ZPD в образовательных контекстах, нам необходимо по очереди критиковать каждое из трех предположений.

Предположение об общности

Если Выготский намеревался применить ZPD ко всем учебным ситуациям, почему он не назвал свою теорию «зоной ближайшего обучения»? Не будем забывать, что Выготский в первую очередь интересовался развитием ребенка, и он разработал концепцию, чтобы помочь рассмотреть развитие детей в целом, а не каких-либо или всех конкретных навыков или областей знаний. Выготский, как и Пиаже, считал, что обучение происходит на четко определенных стадиях развития.Когда ребенок переходил со сцены на другую, у нее появлялись новые «психологические процессы», которые делали возможным более продвинутое обучение. Мы можем думать о его теории так: обучение на одной стадии развития, которая приводит к переходу детей на новую стадию и, следовательно, к более продвинутому обучению. И так до зрелости. В этом мировоззрении есть размытые границы между различными зонами развития, и если правильно сфокусировать учебные ситуации, детям можно помочь перейти от одной стадии развития к другой.Как я объяснил в этом посте, такая модель развития ребенка сейчас считается неправильной.

Предположение о помощи

Выготский был заинтересован в изучении хорошо известного «факта», что «при сотрудничестве, руководстве или какой-либо помощи ребенок всегда может сделать больше и решить более сложные задачи, чем он может самостоятельно» (Выготский, 1934/1987, стр.209). Это может быть правдой, но он видел более важный вопрос: , почему .Почему именно сотрудничество и руководство помогают детям научиться самостоятельной работе. Более поздние исследования практики и опыта показывают, что это имеет какое-то отношение к детям, создающим ментальные представления или модели того, как выглядит независимая деятельность. Если вы просто наблюдаете, как кто-то другой выполняет задачу, часто вы остаетесь очень мало представления о процессах, через которые они прошли, чтобы добиться успеха. Но если вы сотрудничаете с экспертом или получаете указания от него, тогда он поделится с вами своим мысленным представлением и объяснит вам свои мыслительные процессы.Как только мы узнаем, что создание эффективных ментальных репрезентаций является ключевым, тогда мы сможем начать видеть, как этого можно достичь, не требуя индивидуальной помощи.

Потенциальное допущение

Из собственных работ Выготского совершенно ясно, что обучение в ZPD должно приносить удовольствие - он даже обсуждает, как проигрыш в гонке может быть важным событием в развитии. Что еще более важно, он не думал, что потенциал является свойством ребенка, вместо этого он думал о нем как о свойстве учебной ситуации, которое могло - или не могло - содержать потенциал для перехода детей от одной стадии развития к другой. .Из этого мы можем сделать вывод, что было бы ошибкой полагать, что в каждом ребенке есть «золотая середина», которую учителя должны обнаружить, а затем нацелить обучение. Вместо этого Выготский рассматривал обучение в рамках ZPD как обучение в области, которая может способствовать психологическому развитию ребенка.

Имея все это в виду, мы, вероятно, можем сделать вывод, что использование термина ZPD бесполезно и неточно. Очевидно, что обучение и развитие тесно связаны, но не синонимы.На одном уровне мы можем утверждать, что «все обучение - это развитие» или «все развитие требует обучения», но тогда мы рискуем использовать круговую логику. Эти утверждения бессмысленно тавтологичны.

Я должен поблагодарить Дилана Вилиама, который поместил меня в статью Чайклина и помог мне сформулировать мои возражения против того, как ZPD используется в дебатах об образовании. В нашей переписке по электронной почте он резюмирует ситуацию типично лаконично и бескомпромиссно:

Проблема в том, что большинство людей, которые используют термин ZPD, применяют его к обучению, а не развитию.Другими словами, они думают, что если ребенок не может складывать дроби самостоятельно, но может делать это с помощью более успешного сверстника, он каким-то образом работает в ZPD. Они не. Во всяком случае, они работают в своей зоне ближайшего обучения, что, если подумать, является довольно бессмысленным понятием, поскольку цель любого образования - помочь детям делать то, что они не могут делать. И вот почему я утверждаю, что почти каждый, кто использует термин ZPD, (а) использует его в другом смысле, чем Выготский, и (б) говорит чушь, потому что они делают что-то простое, кажущееся сложным и академичным.

.

4 Как учатся дети | Как люди учатся: мозг, разум, опыт и школа: расширенное издание

концептуальная разработка. Короче говоря, разум маленького ребенка ожил (Брунер, 1972, 1981a, b; Кэри и Гельман, 1991; Гарднер, 1991; Гельман и Браун, 1986; Веллман и Гельман, 1992).

Существенный отход от взгляда tabula rasa на разум младенца сделал швейцарский психолог Жан Пиаже. Начиная с 1920-х годов Пиаже утверждал, что молодой человеческий разум лучше всего можно описать в терминах сложных когнитивных структур.Из внимательных наблюдений за младенцами и тщательного опроса детей он пришел к выводу, что когнитивное развитие проходит через определенные стадии, каждая из которых включает в себя радикально разные когнитивные схемы.

В то время как Пиаже наблюдал, что младенцы на самом деле ищут стимуляции окружающей среды, которая способствует их интеллектуальному развитию, он полагал, что их первоначальные представления об объектах, пространстве, времени, причинно-следственных связях и самости строятся постепенно в течение первых двух лет. Он пришел к выводу, что мир младенцев представляет собой эгоцентрическое слияние внутреннего и внешнего миров и что развитие точного представления физической реальности зависит от постепенной координации схем взгляда, слушания и прикосновения.

После Пиаже другие исследовали, как новорожденные начинают интегрировать зрение и звук и исследовать свои миры восприятия. Для теоретиков перцептивного обучения обучение считалось быстрым из-за первоначальной доступности паттернов исследования, которые младенцы используют для получения информации об объектах и ​​событиях их перцептивных миров (Гибсон, 1969). По мере появления теорий обработки информации, метафора разума как компьютера, процессора информации и средства решения проблем стала широко использоваться (Newell et al., 1958) и быстро стал применяться для изучения когнитивного развития.

Хотя эти теории существенно различались, они разделяли акцент на рассмотрении детей как активных учеников, которые способны ставить цели, планировать и пересматривать. Дети рассматриваются как ученики, которые собирают и систематизируют материал. Таким образом, когнитивное развитие включает в себя приобретение организованных структур знаний, включая, например, биологические концепции, раннее чувство числа и раннее понимание основ физики.Кроме того, когнитивное развитие предполагает постепенное овладение стратегиями запоминания, понимания и решения проблем.

Активная роль учащихся была также подчеркнута Выготским (1978), указав на другие средства поддержки обучения. Выготский глубоко интересовался ролью социальной среды, включающей инструменты и культурные объекты, а также людей как агентов в развитии мышления. Возможно, самой сильной идеей Выготского, которая повлияла на психологию развития, была идея зоны ближайшего развития (Выготский, 1978), описанная во вставке 4.1. Это относится к диапазону компетенций (Браун и Рив, 1987), по которому учащиеся могут ориентироваться с помощью поддерживающего контекста, включая помощь других. (О современных трактовках этой концепции см. Newman et al., 1989;

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.