О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Недостатки в обучении детей решению задач


ЗАДАЧИ.ТРУДНОСТИ. | Статья по математике на тему:

Работа над текстовыми задачами в начальной школе.

Решение текстовых задач традиционно представляет собой трудность для учащихся, причем это касается не только начальной, но и средней и старшей школы.
Сложности при выполнении этого вида учебной деятельности для сегодняшних школьников становятся еще более серьезными и распространенными в связи с возросшими проблемами, касающимися  освоения навыков чтения, понимания и смыслового анализа  текста.

Даже та небольшая статистика, которая собиралась по этому вопросу, показывает, что у значительного процента школьников не сформировано умение читать и понимать текст одновременно. Понятно, что дефицит такого качества чтения делает весьма затруднительным выбор структурированной информации и поиск нужной стратегии при решении, сформулированной в  виде сюжетного смыслового текста учебной задачи.

Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Следовательно, научить детей владеть умением решения задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи.

Первоначальные математические знания усваиваются детьми в определенной, приспособленной к их пониманию. Первоначальные математические знания усваиваются детьми в определенной, приспособленной к их пониманию системе, в которой отдельные положения логически связаны одно с другим, вытекают одно из другого. При сознательном усвоении математических знаний учащиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Сознательное усвоение учащимися математических знаний развивает математическое мышление учащихся. Овладение мыслительными операциями в свою очередь помогает учащимся успешнее усваивать новые знания.

  В процессе решения текстовых задач реализуются образовательные, воспитательные и развивающие цели. Решение задач способствует формированию у детей полноценных знаний, определяемых программой. Задачи дают возможность связать теорию с практикой, обучение с жизнью. Решение задач позволяет углубить и расширить представления детей о жизни, формирует у них практические умения (подсчитать стоимость покупки, ремонта квартиры).

Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. Содержание многих задач отражает труд детей и взрослых, достижения в области науки, техники, культуры.

Процесс решения задач оказывает положительное влияние на умственное развитие детей.

Поэтому важно, чтобы учитель имел глубокое представление о текстовой задаче, о ее структуре, умел решать задачи различными способами.

Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимает в этой системе текстовые задачи. Понятие задача относится к числу общенаучных. В начальном курсе математики понятие задача используется тогда, когда идет речь об арифметических задачах, сформулированных в виде текста. Такие задачи называются «текстовыми».

Текстовая задача — есть описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого отношения.

Решение задач — это работа несколько необычная, а именно умственная работа. А чтобы научиться какой-либо работе, нужно предварительно хорошо изучить тот материал, над которым придётся работать, те инструменты, с помощью которых выполняется эта работа.

Значит, для того чтобы научиться решать задачи, надо разобраться в том, что собой они представляют, как они устроены, из каких составных частей они состоят, каковы инструменты, с помощью которых производится решение задач.

Каждая задача — это единство условия и цели. Если нет одного из этих компонентов, то нет и задачи. Это очень важно иметь в виду, чтобы проводить анализ текста задачи с соблюдением такого единства. Это означает, что анализ условия задачи необходимо соотносить с вопросом задачи и, наоборот, вопрос задачи анализировать направленно с условием. Их нельзя разрывать, так как они составляют одно целое.

Математическая задача — это связанный лаконический рассказ, в котором введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с ними определенными соотношениями, указанными в условии.

Любая текстовая задача состоит из двух частей: условия и требования (вопроса).

В условии соблюдаются сведения об объектах и некоторых величинах, характеризующих данные объекта, об известных и неизвестных значениях этих величин, об отношениях между ними.

Требования задачи — это указание того, что нужно найти. Оно может быть выражено предложением в повелительной или вопросительной форме («Найти площадь треугольника; или «Чему равна площадь прямоугольника?»).

Иногда задачи формируются таким образом, что часть условия или всё условие включено в одно предложение с требованием задачи.

В реальной жизни довольно часто возникают самые разнообразные задачные ситуации. Сформулированные на их основе задачи могут содержать избыточную информацию, то есть такую, которая не нужна для выполнения требования задачи.

На основе возникающих в жизни задачных ситуаций могут быть сформулированы и задачи, в которых недостаточно информации для выполнения требований. Так в задаче: «Найти длину и ширину участка прямоугольной формы, если известно, что длина больше ширины на 3 метра» — недостаточно данных для ответа на её вопрос. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо её дополнить недостающими данными.

Одна и та же задача может рассматриваться как задача с достаточным числом данных в зависимости от имеющихся и решающих значений.

Рассматривая задачу в узком смысле этого понятия, в ней можно выделить следующие составные элементы:

  1. Словесное изложение сюжета, в котором явно или в завуалированной форме указана функциональная зависимость между величинами, числовые значения которых входят в задачу.
  2. Числовые значения величин или числовые данные, о которых говорится в тексте задачи.
  3. Задание, обычно сформулированное в виде вопроса, в котором предлагается узнать неизвестные значения одной или нескольких величин. Эти значения называют искомыми.

Задачи и решение их занимают в обучении школьников весьма существенное место и по времени, и по их влиянию на умственное развитие ребенка.

Понимая роль задачи и её место в обучении и воспитании ученика, учитель должен подходить к подбору задачи и выбору способов решения обоснованно и чётко знать, что должна дать ученику работа при решении данной им задачи.

Все арифметические задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на простые и составные. Задача, для решения которой надо выполнить один раз арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий называется составной.

Простые задачи в системе обучения математике играют чрезвычайно важную роль. С помощью решения простых задач формируется одно из центральных понятий начального курса математики — понятие об арифметических действиях и ряд других понятий. Умение решать простые задачи является подготовительной ступенью овладения учащимися умением решать составные задачи, так как решение составной задачи сводится к решению ряда простых задач. При решении простых задач происходит первое знакомство с задачей и её составными частями.

В связи с решением простых задач дети овладевают основными приемами работы над задачей.

На первом этапе знакомства детей с простой задачей перед учителем возникает одновременно несколько довольно сложных проблем:

  1. Нужно, чтобы в сознание детей вошли и укрепились вторичные сигналы к определенным понятиям, связанным с задачей;
  2. Выработать умение видеть в задаче данные числа и искомое число;
  3. Научить сознательно выбирать действия и определять компоненты этих действий. Разрешение указанных проблем нельзя расположить в определенной последовательности. В занятиях с детьми довольно часто приходится добиваться результатов не одного за другим, а идти к достижению нескольких целей одновременно, постепенно развивая и расширяя достигнутые успехи в нескольких направлениях.

При знакомстве с задачами и их решением нельзя избежать специфических терминов, но дети должны их понимать, чтобы осознавать смысл задачи. Работа с детьми по усвоению ими терминологии начинается с первых дней занятий в школе и ведётся систематически на протяжении всех лет обучения.

Составная задача включает в себя ряд простых задач, связанных между собой так, что искомые одних простых задач служат данными других. Решение составной задачи сводится к расчленению её на ряд простых задач и к последовательному их решению. Таким образом, для решения составной задачи надо установить систему связей между данными и искомым, в соответствии с которой выбрать, а затем выполнить арифметические действия.

В решении составной задачи появилось существенно новое сравнительно с решением простой задачи: здесь устанавливается не одна связь, а несколько, в соответствии с которым вырабатываются арифметические действия. Поэтому проводится специальная работа по ознакомлению детей с составной задачей, а также по формированию у них умений решать составные задачи.

Общепризнанно, что для выработки у учащихся умения решать задачи, важна всесторонняя работа над одной задачей, в частности, и решение её различными способами.

Следует отметить, что решение задач различными способами позволяет убедиться в правильности решения задачи даёт возможность глубже раскрыть зависимости между величинами, рассмотренными в задаче.

Возможность решения некоторых задач разными способами основана на различных свойствах действий или вытекающих из них правил.

При решении задач различными способами ученик привлекает дополнительную информацию, поскольку он непроизвольно выполняет в большем числе выборы суждений, хода мысли из нескольких возможных; рассматривается один и тот же вопрос с разных точек зрения. При этом полнее используется активность учащихся, прочнее и сознательнее запоминается материал. Как правило, различными способами решается те из задач, где этого требует вопрос, поэтому такая работа носит эпизодический характер.

В качестве основных в математике различают арифметический и алгебраический способы решения задач. При арифметическом способе ответ на вопрос задачи находится в результате выполнения арифметических действий над числами. Арифметические способы решения задач отличаются друг от друга одним или несколькими действиями или количеством действий, также отношениями между данными, данными и искомым, данными и неизвестным, положенными в основу выбора арифметических действий, или последовательностью использования этих отношений при выборе действий.

При алгебраическом способе ответ на вопрос задачи находится в результате составления и решения уравнения.

В зависимости от выбора неизвестного для обозначения буквой, от хода рассуждений можно составить различные уравнения по одной и той же задаче. В этом случае можно говорить о различных алгебраических решениях этой задачи.

Но надо отметить, что в начальных классах алгебраический способ не применяется для решения задач.

Опираясь только на чертёж, легко можно дать ответ на вопрос задачи. Такой способ решения называется графическим.

До настоящего времени вопрос о графическом способе решения арифметических задач не нашёл должного применения в школьной практике.

Графический способ даёт возможность более тесно установить связь между арифметическим и геометрическим материалами, развить функциональное мышление детей.

Следует отметить, что благодаря применению графического способа в начальной школе можно сократить сроки, в течение которых ученик научится решать различные задачи. В то же время умение графически решать задачу — это важное политехническое умение.

Графический способ даёт иногда возможность ответить на вопрос такой задачи, которую дети ещё не могут решить арифметическим способом и которую можно предлагать во внеклассной работе.

Решение задач различными способами — дело непростое, требующее глубоких математических знаний, умения отыскивать наиболее рациональные решения.

Научить детей решать задачи – значит научить их устанавливать связи между данными и искомым и в соответствии с этим выбрать, а затем и выполнить арифметические действия.

В начальных классах ведется работа над группами задач, решение которых основывается на одних и тех же связях между данными и искомым, а отличаются они конкретным содержанием и числовыми данными. Группы таких задач называются задачами одного вида.

Работа над задачами не должна сводится к натаскиванию учащихся на решение задач сначала одного вида, а затем другого и т.д. Главная ее цель – научить детей осознано устанавливать определенные связи между между данными и искомым в разных жизненных ситуациях, предусматривая постепенное их усложнение. Чтобы добиться этого, учитель должен предусмотреть в методике обучения решению задач каждого вида такие ступени:

  1. Подготовительную работу к решению задач;
  2. Ознакомление с решением задач;
  3. Закрепление умения решать задачи

а) Подготовительная работа к решению задач

На этой ступени обучения решению задач того или другого вида должна быть создана у учащихся готовность к выбору арифметических действий при решении соответствующих задач: они должны усвоить знание тех связей, на основе которых выбираются арифметические действия, знание объектов и жизненных ситуаций, о которых говорится в задачах.

До решения простых задач ученики усваивают знание следующих связей:

  1. Связи операций над множествами с арифметическими действиями, то есть конкретный смысл арифметических действий. Например, операция объединения непересекающихся множеств связана с действием сложения; если имеем 4 и 2 флажка, то чтобы узнать, сколько всего флажков, надо к 4 прибавить 2;
  2. Связи отношений «больше» и «меньше» (на сколько единиц и в несколько раз) с арифметическими действиями, то есть конкретный смысл выражений «больше на…», «больше в … раз», «меньше на…», «меньше в … раз». Например, больше на 2, это столько же и еще 2, значит, чтобы получить на 2 больше, чем 5, надо к 5 прибавить 2.
  3. Связи между компонентами и результатами арифметических действий, то есть правила нахождения одного из компонентов арифметических действий по известному результату и другому компоненту. Например, если известна сумма и одно из слагаемых, то другое слагаемое находится действием вычитания. Из суммы вычитают известное слагаемое.
  4. Связи между данными величинами, находящихся в прямо или обратно пропорциональной зависимости, и соответствующими арифметическими действиями. Например, если известна цена и количество, то можно найти стоимость действием умножения.

Кроме того, при ознакомлении с решением первых простых задач, ученики должны усвоить понятия и термины, относящиеся к самой задаче и ее решению (задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ на вопрос задачи).

Подготовкой к решению составных задач будет умение вычленять систему связей, иначе говоря, разбивать составную задачу на ряд простых, последовательное решение которых и будет решением составной задачи.

При работе над каждым отдельным видом задач требуется своя специальная подготовительная работа.

б) Ознакомление с решением задач.

На этой второй ступени обучения решению задач дети учатся устанавливать связи между данными и искомым и на этой основе выбирать арифметические действия, то есть они учатся переходить от конкретной ситуации, выраженной в задаче к выбору соответствующего арифметического действия. В результате такой работы учащиеся знакомятся со способом решения задач рассматриваемого вида.

В методике работы на этой ступени выделяются следующие этапы:

1 этап – ознакомление с содержанием задачи;

2 этап – поиск решения задачи;

3 этап – выполнение решения задачи;

4 этап – проверка решения задачи.

Выделенные этапы органически связанны между собой, и работа на каждом этапе ведется на этой ступени преимущественно под руководством учителя.

1. Ознакомление с содержанием задачи. Ознакомится с содержанием задачи – значит прочитать ее, представить жизненную ситуацию, отраженную в задаче. Читают задачу, как правило, дети. Учитель читает задачу лишь в тех случаях, когда у детей нет текста задачи или когда они еще не умеют читать. Очень важно научить детей правильно читать задачу: делать ударение на числовых данных и на словах, которые определяют выбор действий, таких как «было», «убрали», «осталось», «стало поровну» и т.п., выделять интонацией вопрос задачи. Если в тексте задачи встретятся непонятные слова, их надо пояснить или показать рисунки предметов, о которых говорится в задаче. Задачу дети читают один – два, а иногда и большее число раз, но постепенно их надо приучать к запоминанию задачи с одного чтения, так как в этом случае они будут читать задачу более сосредоточенно.

Читая задачу, дети должны представлять ту жизненную ситуацию, которая отражена в задаче. С этой целью полезно после чтения предлагать им представить себе то, о чем говорится в задаче, и рассказать, как они представили.

2. Поиск решения задачи. После ознакомления с содержанием задачи нужно приступить к поиску ее решения: ученики должны выделить величины, входящие в задачу, данные и искомые числа, установить связи между данными и искомыми и на этой основе выбрать соответствующие арифметические действия.

При введении задач нового вида поиском решения руководит учитель, а затем учащиеся выполняют это самостоятельно.

В том и другом случае используются специальные приемы, которые помогают детям вычленить величины, данные и искомые числа, установить связи между ними. К таким приемам относятся иллюстрация задачи, повторение задачи, разбор и составление плана решения задачи.

Рассмотри каждый из этих приемов.

Иллюстрация задачи – это использование средств наглядности для вычисления величин, входящих в задачу, данных и искомых чисел, а также для установления связей между ними. Иллюстрация может быть предметной или схематичной. Предметная иллюстрация помогает создать яркое представление той жизненной ситуации, которая описывается в задаче. Ею пользуются только при ознакомлении с решением задач нового вида и преимущественно в 1 классе. Для иллюстрации задачи используются либо предметы, либо рисунки предметов, о которых идет речь в задаче: с их помощью иллюстрируется конкретное содержание задачи.

Наряду с предметной иллюстрацией, начиная с 1 класса, используется и схематическая – это краткая запись задачи.

В краткой записи фиксируются в удобнообразной форме величины, числа – данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т.п. и слова, означающие отношения: «больше», «меньше», «одинаково» и т.п.

Краткую запись задачи можно выполнять в таблице и без нее, а так же в форме чертежа. При табличной форме требуется выделение и название величины. Расположение числовых данных помогает установлению связей, между величинами: на одной строке записываются соответствующие значения различных величин, а значения одной величины записываются одно под другим. Искомое число обозначается вопросительным знаком. Многие задачи можно иллюстрировать чертежом. Иллюстрирование в виде чертежа целесообразно использовать при решении задач, в которых даны отношения значений величин («больше», «меньше», «столько же»). Одно из чисел данных в задаче (число детей, число метров в материи) изображают отрезком, задав определенный масштаб (без употребления этого слова) и используя данные в задаче соотношения этого числа и других чисел, изображают эти числа (в 2 раза больше, на 4 кг меньше) соответствующим отрезком.

Задачи, связанные с движением, также можно иллюстрировать с помощью чертежа.

Используя иллюстрацию, ученики могут повторить задачу. При повторении лучше, чтобы дети объясняли, что показывает каждое число и что требуется узнать в задаче.

При ознакомлении с задачей нового вида, как правило, используется какая- либо одна иллюстрация, но в отдельных случаях полезно выполнить предметную и схематичную иллюстрацию.

В процессе выполнения иллюстрации некоторые дети находят решение задачи, то есть они уже знают, какие действия надо выполнить, чтобы решить задачу. Однако часть детей может установить связи между данными и искомыми выбрать соответствующее арифметическое действие только с помощью учителя. В этом случае учитель проводит специальную беседу, которая называется разбором задачи.

Рассуждение можно строить двумя способами: идти от вопроса задачи к числовым данным или же от числовых данных идти к вопросу.

Чаще следует использовать первый способ рассуждения, так как при этом ученик должен иметь в виду не одно выделенное действие, а все решение в целом. При использовании второго способа разбора учитель прямо подводит их к выбору каждого действия. Кроме того, такое рассуждение может привести к выбору «лишних действий».

Разбор составной задачи заканчивается составлением Разбор составной задачи заканчивается составлением плана решения – это объяснение того, что узнаем, выполнив то или иное действие, и указание по порядку арифметических действий.

3. Решение задачи. Решение задачи – это выполнение арифметических действий, выбранных при составлении плана решения. При этом обязательны пояснения, что находим, выполняя каждое действие. Надо учить детей правильно и кратко давать пояснения к выполняемым действиям.

Решение задачи может выполняться устно и письменно.

В начальных классах могут быть использованы такие основные формы записи решения:

  1. Составление по задаче выражения и нахождение его значения;
  2. Запись решения в виде отдельных действий с пояснением или без них;
  3. С вопросами;
  4. Проверка решения задач. Проверить решение задачи – значит установить, что оно правильно или ошибочно.

В начальных классах используются следующие четыре способа проверки:

  1. Составление и решение обратной задачи. В этом случае детям предлагается составить задачу, обратную по отношению к данной: то есть преобразовать данную задачу так, чтобы искомое данной задачи стало данным числом, а одно из данных чисел стало искомым. Если при решении обратной задачи в результате получится число, которое было известно в данной задаче, то можно считать, что данная задача решена правильно.
  2. Установление соответствия между числами, полученными в результате решения задачи, и данными числами. При проверке решения задачи этим способом выполняют арифметические действия над числами, которые получаются в ответе на вопрос задачи, если при этом получатся числа, данные в условии задачи, то можно считать, что задача решена правильно.
  3. Решение задачи другим способом. Если задачу можно решать различными способами, то получение одинаковых результатов подтверждает, что задача решена правильно.
  4. Прикидка ответа – то есть до решения задачи устанавливается больше или меньше какого- то из данных чисел должно быть искомое число.

В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Что наблюдается на практике? Учащимся предлагается задача, они знакомятся с нею и вместе с учителем анализируют условие и решают ее.

Но извлекли ли мы из такой работы максимум пользы? Нет. Если дать эту задачу через день – два, то часть учащихся вновь будет испытывать затруднение при решении.

Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей. Это:

  1. Работа над решенной задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике. Конечно, повторение анализа требует времени, но это окупается.
  2. Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем. Автор статьи считает, что это доступно не всем учащимся, а лишь тем, кто любит математику, имеет особые математические способности.
  3. Правильно организованный способ анализа задачи – с вопроса или от данных к вопросу.
  4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать «картинку»). Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.
  5. Самостоятельное составление задач учащимися. Составить задачу:
  1. используя слова «больше на», «столько», «сколько», «меньше в 2, «настолько больше», «настолько меньше»;
  2. решаемую в 1, 2, 3 действия;
  3. по данному ее плану решения, действиям и опыту;
  4. по выражению и т.д.
  1. Решение задач с недостающими или лишними данными.
  2. Изменение вопроса задачи.
  3. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что обозначает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.
  4. Объяснение готового решения задачи.
  5. Использование приема сравнения задач и их решения.
  6. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного.
  7. Изменение условий задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
  8. Закончить решение задачи.
  9. Какой вопрос и какое действие лишние в решении задачи (или наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче.)
  10. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
  11. Решение обратных задач.

Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи выполняют очень важную функцию в начальном курсе математики — они являются полезным средством развития у детей логического мышления, умения проводить анализ и синтез, обобщать, абстрагировать и конкретизировать, раскрывать связи, существующие между рассматриваемыми явлениями.

Решение задач - упражнения, развивающие мышление. Мало того, решение задач способствует воспитанию терпения, настойчивости, воли, способствует пробуждению интереса к самому процессу поиска решения, дает возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением.

 Нельзя забывать, что решение задач воспитывает у детей многие положительные качества характера и развивает их эстетически.

Обучение детей младшего возраста Решение проблем

Детей нужно учить

Дети не рождаются с навыками решения проблем, их нужно учить! С семью детьми в возрасте от двенадцати лет я рано понял, что мне нужно воспользоваться обучающими ситуациями, которые произошли в моем доме. Обычно это означало, что нам удавалось избегать публичных кризисов.

Этот центр рассматривает несколько ситуаций, в которых мы, как опекуны, можем вмешаться и научить детей жизненно важным навыкам, которые позволяют им научиться решать проблемы в раннем возрасте.Поступая так, мы складываем карты в свою пользу, что их поведение на публике будет уместным. Этот хаб рассматривает следующие ситуации и демонстрирует, как научить перечисленным навыкам решения проблем:

  • Совместное использование - просьба о том, что требуется
  • Поведение за столом - причина и следствие
  • Покупки - отложенное удовлетворение

Совместное использование

Дети в возрасте двух лет только начинают проявлять свою независимость и индивидуальность. Мы часто слышим, как они говорят: «Моя!» или "Я сам хочу это сделать!" У них сильная воля и любознательный ум.Это вызывает конфликт, когда дети играют вместе, и им обоим нужна одна и та же игрушка. Когда один ребенок берет его, сразу же другой ребенок тоже хочет его, и начинается драка. Следующие шаги творят чудеса:

1. Сядьте на уровень детей . Смотрите детям в глаза, когда говорите с ними. При необходимости протяните руку и скажите «Стоп» или «Посмотри на меня», чтобы они перестали ссориться из-за игрушки.

2. Попросите ребенка, который хочет игрушку, попросить ее. Помогите ребенку сформулировать вопрос: «Можно мне поиграть с игрушкой?» Затем попросите их дождаться ответа от другого ребенка. Полезно держать их за руку, чтобы они не просто хватали.

3. Позвольте другому ребенку ответить . Если ответ положительный, похвалите ребенка за готовность поделиться. Если ответ отрицательный, научите ребенка говорить: «Вы можете поиграть с ним, как только я закончу». Обычно это успокаивает ребенка, который хочет игрушку, и он будет ждать, пока другой ребенок закончит с ней.

Обмен обычно не происходит до тех пор, пока дети не приобретут чувство собственности и владения. Мы учим этому, когда они маленькие, помогая им спрашивать, когда они хотят поиграть с игрушкой, которая есть у другого ребенка. Мы узнаем, что они усвоили это, когда научат друг друга, как это делать. А до тех пор, когда возникают проблемы такого типа, мы садимся с ними и обсуждаем их. Вскоре они понимают, что если они попросят вежливо или вежливо, у них больше шансов получить то, что они хотят, от другого человека.Этот важный навык решения проблем будет для них преимуществом в школе и даже на рабочем месте.

Поведение за столом

Наших детей лучше всего учить принципу причинно-следственной связи, когда они находятся за столом. Наша способность научить их хорошим манерам за столом отразится на всех аспектах их жизни. Мы делаем это, используя концепцию «если-то». Ниже приведен пример

.

Поведение: Ребенок забирается на стол во время еды.

Родитель говорит ребенку: « Мы не лезем на стол. Тебе нужно слезть со стола».

Ребенок отвечает: " Нет!"

Родитель говорит: « Если вы сами не встанете со стола, , тогда я подберу вас и сниму со стола».

Поскольку большинство маленьких детей хотят проявить свою независимость, они с готовностью встанут из-за стола сами. Когда они это делают, родитель благодарит их за то, что они встали из-за стола.Если, однако, дочерний элемент этого не делает, родитель затем берет ребенка и снимает его со стола.

На следующем графике показано, как можно использовать концепцию «Если - то» для обучения детей правилам поведения за столом. Первый столбец помечен как «Манеры» и указывает правило, которому нужно учить. в столбце «Соответствие» приведен пример привилегии, предоставляемой дочернему элементу «Если» правило соблюдается. столбец «Последствия» показывает, что происходит, когда ребенок не соблюдает правило.Это наш выбор, сосредоточим ли мы наши директивы «Если-Тогда» на положительном соответствии или на отрицательных последствиях несоблюдения. Лично я использую тот, который дает самый быстрый результат.

Дети прекрасно понимают причину и следствие, когда последствия их действий очевидны. Они понимают, что если они хотят, чтобы произошли определенные события, им нужно подчиняться тому, что навязывают родители. Наша способность быть твердыми и последовательными в обучении во многом определит результат.

Дети в этом возрасте хотят быть ответственными за свой мир. Им нравится выбирать, что им носить, чем заниматься и что они хотят есть. Как родители, мы даем им рекомендации по выбору. Мы учим их, какие действия уместны, а какие нет. Если они выбирают те вещи, которые не соответствуют руководящим принципам, мы даем прямое следствие, используя концепцию «Если-Тогда».

Вскоре они осознают, что выбор, который они делают, имеет значение и имеет прямое отношение к тому, что им позволено делать.Наша способность добиваться предсказуемых, немедленных и связанных с ситуацией последствий позволяет нашим детям знать, чего от них ждут.

Покупки

Покупки с маленькими детьми могут стать кошмаром, если мы не сделали некоторые домашние задания. Составить план обязательно. Мы должны знать, куда мы идем, что мы хотим получить, пока мы там, и как мы будем реагировать на настойчивые просьбы наших детей купить то, что они видят. Следующие рекомендации будут полезны:

  • Заранее обсудите, где будут совершаться покупки, чего можно ожидать и как дети должны себя вести в магазине.
  • Сообщите детям, что есть в списке вещей, которые можно купить, и позвольте им помочь выбрать эти товары с полок и положить их в тележку.
  • Планируйте, чтобы дети могли делать выбор, который непосредственно на них влияет. Например, если в списке есть холодные хлопья, выберите несколько коробок, которые подходят вам как родителю, и позвольте детям по очереди выбирать, какую из них купить.
  • Приготовьте особое угощение или другой желаемый предмет в качестве стимула к позитивному поведению.Хвалите все усилия, чтобы это произошло, и давайте лишь изредка. Убедитесь, что он заработан, прежде чем его отдать. Позвольте детям испытать разочарование, если они не заслужили его. В следующий раз они добьются большего успеха.

Дети младшего возраста способны решать проблемы

Большинство детей хотят поступать правильно. Если мы дадим им преимущество в сомнениях и поможем им подчиниться, они обычно оправдают наши ожидания. Отсроченное удовлетворение - трудное понятие даже для взрослых.Мы хотим, чтобы наши потребности были удовлетворены немедленно, и у нас очень мало терпения, чтобы ждать. Дети ничем не отличаются.

Когда мы убеждаемся, что они заранее подготовлены и у них есть широкие возможности для соблюдения, мы обеспечиваем их позитивное поведение. Другие вещи, которые помогают, - это то, что они хорошо отдохнули, поели, прежде чем брать их в торговые центры, и каким-то образом вовлечены. Цвет, звук и азарт похода по магазинам могут быть положительным опытом для наших детей, если мы планируем и готовимся заранее.

Дети очень способны научиться решать проблемы в раннем возрасте, если мы уделяем время их обучению. Использование обстоятельств, существующих в нашем собственном доме, поможет нашим детям приобрести жизненно важные навыки, необходимые для достижения успеха в общественных местах. По мере того, как они учатся просить того, чего хотят, понимать силу причины и следствия и откладывать удовлетворение, их эмоциональное здоровье пострадает в лучшую сторону, как и наше собственное!

.

Развитие навыков решения проблем у детей

Апрель 2017

Если ребенок сможет решать проблемы самостоятельно, он станет более уверенным и независимым.

Апрель 2017

[Обновлено в 2020 году]

Мы ежедневно сталкиваемся с проблемами на работе или дома, но решить эти проблемы и двигаться дальше - это вторая натура для нас.

Однако для ребенка это важный жизненный навык, который ему необходимо развить, чтобы он мог принимать правильные решения для себя.Если ребенок сможет самостоятельно решать проблемы, он станет более счастливым, уверенным и независимым; они не будут разочарованы или разочарованы своей неэффективностью. Вот почему так важно начинать обучать детей навыкам решения проблем с раннего возраста.

Вместо того, чтобы на них смотрели негативно, проблемы помогают укрепить характер, устойчивость и настойчивость. Они дают нам возможность видеть вещи по-другому и делать что-то по-другому, а также пробуждают нестандартное мышление.Ребенок, которому не хватает навыков решения проблем, может избегать пробовать что-то новое, может полностью игнорировать определенные ситуации или действовать опрометчиво, когда сталкивается с проблемой.

Как и взрослые, дети сталкиваются с проблемами каждый божий день, однако вместо того, чтобы бежать на помощь, дайте своему ребенку возможность попытаться решить проблему самостоятельно. Посмотрите, как они исследуют проблему и подходят к ней; обсудите это и попытайтесь вместе найти решение. Затем ваш ребенок воспользуется этими стратегиями, когда столкнется с подобной проблемой позже, и будет чувствовать уверенность в своей способности преодолеть препятствие, зная, что он уже справился с этим раньше.

Когда ребенок пойдет в школу, он сможет использовать эти навыки решения проблем в новых социальных ситуациях, а также применить их в академическом обучении. Ребенок с хорошими навыками решения проблем сможет проявить инициативу и уметь взвешивать действия и последствия для принятия своих решений в течение учебного дня. Их не пугает новая работа или новые задачи, вместо этого они будут иметь уверенность в себе и способность делать все возможное.

Учебные программы Кумон развивают у детей навыки решения проблем, побуждая их самостоятельно решать ответы на вопросы.Вместо того, чтобы преподавать в общепринятом смысле, наши ученики развивают навыки и отношение, чтобы стать независимыми самоучками, которые не полагаются на навыки и знания других или ограничены ими.

Рабочие листы Кумон были разработаны таким образом, что они поощряют самообучение и опираются на навыки решения проблем и критического мышления учащихся. Студенты руководствуются примерами и поощряются к использованию техник и стратегий, которые они усвоили при изучении более низких уровней программы, чтобы помочь им самостоятельно решать более сложные задачи.

Ученики не только должны полагаться на свои навыки памяти, но также должны определить различные методы, доступные для ответа на вопрос, и решить, какой метод будет наиболее эффективным для использования, используя свою инициативу, логику и разум.

Навыки решения проблем охватывают все области развития ребенка: социальные, эмоциональные, творческие, когнитивные и физические, поэтому чем раньше вы сможете поощрять и развивать эти навыки у своего ребенка, тем лучше.

.

Решение учебных задач | Центр обучения

Версия для печати

Советы и методы

Связь
  • Попросите учащихся определить конкретные проблемы, трудности или затруднения . Не тратьте время на решение проблем, которые студенты уже понимают.
  • Если учащиеся не могут сформулировать свои опасения, определите, где у них возникают проблемы, по попросив их определить конкретные концепции или принципы , связанные с проблемой.
  • Заставьте учащихся сформулировать свой процесс решения проблем .
    • Во время индивидуального обучения попросите ученика решить его / ее задачу вслух . Это замедляет процесс мышления, делает его более точным и дает вам доступ к пониманию.
    • При работе с большими группами вы можете попросить студентов предоставить письменное «решение из двух столбцов». Попросите учащихся написать свое решение проблемы, поместив все свои вычисления в один столбец и все свои рассуждения (в полных предложениях) в другой столбец.Это помогает им критически относиться к решению своих проблем и помогает вам легче определить, где у них могут быть проблемы.
      Двухколоночное решение (математика)
      Двухколоночное решение (физика)
Поощрять независимость
  • Смоделируйте процесс решения проблем, а не просто дайте студентам ответ. Работая над проблемой, подумайте, как новичок может бороться с концепциями, и проясните свое мышление
  • Попросите учащихся самостоятельно решить задачи.Задавайте наводящие вопросы или дайте полезные предложения, но предоставляет только минимальную помощь и только тогда, когда это необходимо для преодоления препятствий.
  • Не бойтесь групповая работа ! Учащиеся часто могут помогать друг другу, и обсуждение проблемы помогает им более критически относиться к шагам, необходимым для решения проблемы. Кроме того, групповая работа помогает учащимся понять, что у проблем часто есть несколько стратегий решения, некоторые из которых могут быть более эффективными, чем другие
Будьте чувствительны
  • Часто при рабочих проблемах студенты неуверены в себе.Эта неуверенность может препятствовать их обучению. Это важно осознавать, когда ученики обращаются к нам за помощью, и давать каждому ученику чувство мастерства. Сделайте это, предоставив положительного подкрепления , чтобы студенты знали, когда они освоили новую концепцию или навык.
Поощрять усердие и терпение
  • Постарайтесь сообщить, что процесс важнее, чем ответ , чтобы учащийся понял, что не иметь мгновенного решения - это нормально.Этому можно научиться через ваше согласие с его темпом выполнения дел, через ваш отказ позволить тревоге заставить вас дать правильный ответ и через ваш пример решения проблемы посредством пошагового процесса.

Решать проблемы между экспертами и новичками

Эксперты (учителя) в определенной области часто настолько свободно решают проблемы из этой области, что им бывает трудно сформулировать принципы и стратегии решения проблем, которые они используют для новичков (студентов) в своей области, потому что эти принципы и стратегии второстепенные. природа к знатоку.Чтобы научить студентов навыкам решения проблем, преподаватель должен знать принципы и стратегии хорошего решения проблем в своей дисциплине .

Математик Джордж Поля описал принципы и стратегии решения задач, которые он использовал в своей дисциплине, в книге « Как решить: новый аспект математического метода » (Princeton University Press, 1957). Книга включает краткое изложение эвристики решения проблем, которую использует Поля, а также советы по обучению решению проблем.


Новички в конкретной области, как правило, еще не разработали эффективных принципов и стратегий решения проблем. Помощь учащимся в выявлении их собственных ошибок при решении проблем помогает им развить навыки эффективного решения проблем. Список типичных ошибок при решении проблем Беверли Блэк и Элизабет Аксельсон, адаптированный из книги Артура Уимби и Джека Лочхеда Решение проблем и понимание (Лоуренс Эрлбаум, 1999), дает полезную информацию о мышлении новичка в решении проблем.



Это учебное руководство находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

.

Неожиданная причина проблем с поведением: плохие навыки решения проблем

Что вызывает плохое поведение ребенка? Джеймс Леман говорит, что это происходит потому, что дети еще не знают, как эффективно решать проблемы.

Другими словами, они действуют как попытка решить жизненные проблемы. И они продолжают действовать, честно говоря, потому что это им помогает.

Но вот правда: если вы не поможете ему найти лучший способ решения проблем, отыгрывание будет продолжаться.И будет только хуже.

Звучит знакомо?

  • Вы говорите своему сыну-подростку, что он не может выходить на улицу в течение недели, и он выбивает дыру в стене, прежде чем вылететь из дома.
  • Вы просите свою малолетнюю дочь переодеться в неподходящий наряд. Она закатывает истерику и называет тебя сукой, все до 8 утра.
  • Ваш 10-летний ребенок хочет смотреть телевизор, но ему нужно закончить домашнее задание. Когда вы опускаете ногу, он впадает в ярость и переживает часовой срыв, из-за которого вы чувствуете разочарование, изнеможение и беспомощность.

Типы проблем, с которыми сталкиваются дети

Имейте в виду, что существует множество разных проблем, с которыми сталкиваются дети, и каждая из них выглядит немного по-своему с точки зрения поведения. Вот три основных типа проблем, с которыми вы можете столкнуться:

  1. Эмоциональные проблемы. У каждого бывают моменты гнева, грусти, разочарования, беспомощности или возбуждения. Когда вы ребенок, который не понимает, как справляться со своими эмоциями, наличие этих чувств может вызвать раздражающее или оскорбительное поведение.Например, вместо того, чтобы правильно или даже достаточно хорошо справиться с тем, что ему говорят «нет», ваш ребенок впадает в истерику, ругает вас, кричит или пробивает дыры в стенах.
  2. Социальные проблемы. Некоторые дети не ладят с другими, особенно с людьми их возраста. Они не знают, как представиться кому-то, как сказать «нет» или как справиться с этим, если сверстник делает что-то, что им не нравится. Хулиганы часто не обладают навыками решения социальных проблем и плохо обращаются с другими, чтобы компенсировать это.Хулиган решает свои проблемы за счет чувства безопасности всех остальных.
  3. Функциональные проблемы. Это когда у вашего ребенка проблемы с выполнением обязанностей по дому, в школе или в обществе. Он может постоянно терять учебу, отказываться выполнять работу по дому, разговаривать вне очереди в классе или разговаривать с учителями, а также лгать о том, что домашнее задание выполнено. Например, ваш сын может солгать и сказать вам, что делал уроки в школе. На следующий день вы говорите ему, что хотите проверить его работу, но он даже не принес ее домой.Он говорит, что забыл - еще одна ложь. Прежде чем вы это осознаете, нули накапливаются, и он продолжает лгать о своих школьных занятиях ночь за ночью, а его оценки падают все ниже и ниже.

Как научить ребенка решать задачи

Лучший способ научить ребенка лучше решать проблемы - это поговорить о конкретном происшествии. Сделайте это после того, как все успокоится, и прежде чем говорить о последствиях . Ваша цель здесь - выявить проблему, научить ребенка, как ее решать, а затем привлечь его к ответственности, а не наказать его и сделать несчастным.

Найдите тихое время, чтобы сесть с ребенком и поговорить. Если ваш ребенок отказывается участвовать без жестокого обращения или вообще отказывается от участия, отложите одну привилегию до тех пор, пока вы не завершите спокойный, общительный разговор. Вот несколько советов, с которых можно начать.

Не спрашивай своего ребенка «Почему» они плохо себя ведут

«Почему» предлагает оправдания и обвинения. Задайте более глубокие вопросы, чтобы определить проблему, например: «О чем вы думали, когда…?» или «Чего вы пытались достичь…?» Это хорошо работает как для детей начальной школы, так и для подростков.

Некоторым детям, особенно детям дошкольного и младшего школьного возраста, может быть сложно ответить на эти вопросы. Они могут не знать, почему плохо себя ведут. Если ваш младший ребенок слишком устал и борется со своей сестрой, не спрашивайте его «почему». Вместо этого скажите ему почему - скажите ему, что он переутомился. Скажи ему:

«Вы не ладите с сестрой, потому что слишком устали. Пойдите в свою комнату, вздремните, и когда вы встанете, вам станет легче ».

Дети младшего возраста разовьют способность больше говорить о своих мыслях по мере взросления.Наберитесь терпения, сделайте перерыв и позвольте ребенку немного подумать о вещах, а не заставляйте его сразу же отвечать. Примите тот факт, что они могут не знать «почему», и примените практический подход к самому поведению.

Сосредоточьтесь на одной проблеме за раз

Обсудить одну проблему и только одну проблему во время этого разговора. Не вспоминайте о том, что произошло две недели назад или о чем-то еще, что ваш ребенок сделал сегодня, что вас расстроило. Если ваш ребенок вспомнит о другом инциденте, сообщите ему, что вы поговорите об этом позже.Одновременное решение слишком многих проблем обычно приводит только к разочарованию с вашей стороны, потому что решать их все одновременно - непосильная задача.

Определите альтернативное поведение для вашего ребенка

Обсудите, что ваш ребенок будет делать по-другому , когда в следующий раз возникнет эта проблема. Позвольте вашему ребенку попытаться придумать идею самостоятельно. Сделайте несколько предложений, если она борется. Возможно, вы решите, что, когда вы говорите своей дочери-подростка, что она не может что-то делать, она может пойти в свою комнату и написать в дневнике, вместо того, чтобы кричать и обзывать вас.Или, может быть, вы решите, что она может спросить себя, стоит ли кричать на вас и называть вас именами или говорить себе: «Это не конец света, если я не смогу носить эту юбку в школу».

Не принимайте желаемые ответы от вашего ребенка

Когда вы спрашиваете своего ребенка, что он будет делать по-другому в следующий раз, многие дети дадут вам ответ, основанный на принятии желаемого за действительное, например: «Я просто не буду делать этого снова» или «Я буду лучше».

Принятие желаемого за действительное - это тип ошибочного мышления, который указывает на то, что ваш ребенок действительно верит, что он может просто сделать что-то, не вкладывая в это никаких мыслей или усилий.Пусть ваш ребенок будет более конкретным. Спроси его:

«Как ты перестанешь ругать меня? Что я увижу, что ты делаешь вместо этого? »

Будьте примером для подражания для вашего ребенка

Помните, что дети изучают нас, чтобы заработать себе на жизнь. Если вы кричите и ругаетесь, ваш ребенок тоже будет кричать и ругаться. Действуйте так, как вы хотите, чтобы действовали ваши дети.

Наблюдение - это ключевой метод обучения детей, особенно младшего возраста, поэтому имейте это в виду. Вы - самый важный образец для подражания в жизни вашего ребенка, даже если он ведет себя так, как вы, поэтому постарайтесь сыграть эту роль хорошо.

Как я узнаю, что это работает?

Многие родители имеют нереалистичные ожидания относительно процесса решения проблем. Они разговаривают с нами в рамках коучинга родителей после одной попытки, разочарованные тем, что это не сработало, и что их ребенок повернулся и сделал это снова.

Это очень неприятно, но не удивительно. Когда дети оказываются в напряжении, им трудно вспомнить тот разговор, который у вас был несколько дней назад или даже раньше в тот день.

Поведение замещения, о котором вы говорили, уже лежит на поверхности - оно еще не реализовано. Негативное поведение, ставшее привычкой, похоже на заезженную колею, и вашему ребенку легче попасть в одну из них, как это было сто раз раньше. В конце концов, это старое удобное поведение изучается и закрепляется годами, а новое - нет.

Будьте готовы к тому, что вам нужно будет быть тренером своего ребенка. Напомните ему, что он должен делать, а затем уйдите.

Вам также может потребоваться поэкспериментировать с несколькими различными вариантами поведения, чтобы найти подходящее. Например, некоторым детям лучше всего остыть во время поездки на велосипеде или упражнений, а некоторым нравится слушать музыку в своей комнате. Прислушивайтесь к своим инстинктам - вы лучше всех знаете своего ребенка и вместе найдете правильное решение.

Будьте настойчивы в отношении поведения вашего ребенка

Этот процесс не всегда бывает простым. Будут моменты, когда вы сделаете несколько шагов назад или, может быть, начнете очень медленно и не почувствуете, что никуда не денетесь.

Но будьте уверены, в конце туннеля есть свет. Я разговаривал со многими родителями в рамках наставничества родителей, которые чувствовали себя безнадежными и разочарованными, но смогли их выдержать. Я видел, как они достигли феноменального прогресса со своим ребенком и с самими собой. Они восстановили мир в своих домах.

Важно сосредотачиваться на положительном и искать даже самые незначительные улучшения. Продолжайте говорить о том, что можно сделать иначе, и оставайтесь позитивными. Дайте вашему ребенку словесное признание заметных изменений и усилий.

Системы поощрений и графики вознаграждений также являются полезными способами усиления замещающего поведения. Позитивное вербальное признание и стимулы к заработку помогут вам не сбиться с пути к долгосрочным изменениям поведения. Продолжайте делать все, что в ваших силах, и делайте шаг за шагом.

Связанный контент: Бесплатно загружаемые диаграммы поведения

Награда? По мере того, как вы проходите этот процесс обсуждения проблем и обучения своего ребенка, вы увидите, что он постепенно все больше и больше использует это замещающее поведение, а вы меньше коучаете.И по мере того, как дети научатся решать различные проблемы самостоятельно, большинство из них начнет лучше относиться к себе.

Как говорит Джеймс Леман в книге The Total Transformation® : «Вы не можете почувствовать свой путь к лучшему поведению, вы можете вести себя так, как хотите, чтобы улучшить свои чувства».

Наличие сильных навыков решения проблем повышает самооценку. Дети довольны собой, когда преодолевают что-то трудное. И давайте посмотрим правде в глаза: когда детям хорошо, хорошо и родителям. Это беспроигрышный вариант.

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.