О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Теории обучения детей творчеству выстраивается на идее


Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 1 Теоретические основы развития творческой деятельности детей. | Тест на тему:

Тест начат

Вторник, 10 Май 2016, 09:17

Состояние

Завершено

Завершен

Вторник, 10 Май 2016, 09:33

Прошло времени

16 мин.

Баллы

10,00/10,00

Оценка

100,00 из 100,00

Отзыв

Поздравляем, тест сдан! Успехов в изучении следующей темы.

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Важным условием развития музыкального творчества является:

Выберите один ответ:

a. овладение нотной грамотой

b. овладение опытом художественной деятельности

c. развитие музыкальных способностей 

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Детское творчество самобытно, однако педагогическое руководство в развитии творческих способностей детей необходимо - точка зрения, которую не поддерживали и даже отрицали:

Выберите один ответ:

a. В. Глоцер, Б. Джеферсон 

b. Т.С. Комарова, В.А. Езикеева

c. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская

d. Б.М. Неменский, Л.А, Неменская

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Критерием оценки музыкального творчества детей выступает:

Выберите один ответ:

a. все ответы верны.* 

b. выразительность музыкального образа, создаваемого детьми в пении, танце, движениях, игре на музыкальных инструментах

c. содержательность детского музыкального творчества

d. вариативность воплощения музыкального образа детьми

e. эмоциональность, искренность, инициативность ребенка

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Любое вмешательство педагога в процесс творчества ребенка вредит индивидуальному выражению личности – эту точка зрения отстаивали:

Выберите один ответ:

a. В. Глоцер, Б. Джеферсон 

b. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская

c. Т.С. Комарова, В.А. Езикеева

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Основные характеристики детского творчества:

Выберите один ответ:

a. все ответы верны 

b. стремление к комбинированию знакомого материала, перенос знаний и умений в новые условия

c. нацеленность на результат, обязательность получения готового продукта

d. краткий путь от замысла к воплощению замысла творчества

e. наличие цели и мотива деятельности

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Отличительной характеристикой детского творчества является:

Выберите один ответ:

a. самостоятельность замысла

b. эмоциональная окрашенность

c. этап воплощения замысла и получения результата сжат во времени 

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Отношение к творчеству, качество творческих действий и продукта творчества - эти показатели творческого начала в исполнительстве дошкольников разработаны:

Выберите один ответ:

a. Л.М. Машковцевой

b. Н.А. Ветлугиной 

c. О.П. Радыновой

d. А.В. Кенеман

e. С.В. Акишевым

Вопрос 8

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

По мнению Л.С. Выготского творчество существует:

Выберите один ответ:

a. там, где человек воображает, комбинирует 

b. только у взрослых людей

c. во всех видах человеческой деятельности

Вопрос 9

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Понятие творчества в отечественной психологии рассматривается как:

Выберите один ответ:

a. деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей 

b. процесс усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта

c. создание организационных условий для формирования целостного комплекса социально ценных качеств, взглядов, убеждений личности, обеспечивающих её успешное развитие

Вопрос 10

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Творчество ребенка и взрослого объединяет такая характеристика:

Выберите один ответ:

a. краткий путь от замысла к его воплощению в продукт

b. эмоциональная окрашенность 

c. самостоятельность замысла

Статья на тему: ФГОС и технология ТРИЗ

Слайд 1

Развитие идей развивающего обучения (теория обучающего обучения Л. В. Занкова, концепция развивающего обучения В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина.

Слайд 2

Теория развивающего обучения — это направление в теории обучения и практике образования, содержанием, методами и формами организации ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей и закономерностей этого развития 1 - ( В. В. Давыдов. О понятии развивающего обучения)

Слайд 3

Теория начала формироваться в конце 1950-х — 1970-е годы в работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. Термин «развивающее обучение» был введён В. В. Давыдовым для обозначения ограниченного круга явлений, но довольно скоро термин вошёл в массовую педагогическую практику 2 . (Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Аннотация)

Слайд 4

Понятие «развивающее обучение» основано на теории культурно-исторической психологии Л. С. Выготского и психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева. По мнению Л. С. Выготского, отчетливо выявились три основные теории о соотношении обучения и развития: первые — не признают влияния обучения на развитие, отрицает самую возможность развивающего обучения; вторые и третьи — признают наличие развивающего обучения независимо от того, как оно может быть истолковано.

Слайд 5

При решении проблемы соотношения обучения и развития Л. С. Выготский основывался на обще используемом законе генезиса психических функций ребёнка 5 . Развитие ребёнка по Л. С. Выготскому р еализуется через зоны ближайшего развития, которые формируются в процессе его обучения, в общении со взрослыми и товарищами. « Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития » 6 Вне такого обучения в психической жизни ребёнка невозможны такие процессы, которые связаны с его развитием. Обучение — внутренне необходимый и всеобщий момент развития.

Слайд 6

К основным теориям развивающего обучения относятся дидактическая теория Л. В. Занкова и теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

Слайд 7

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Л. В. ЗАНКОВА ТЕОРИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБОБЩЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА — В. В. ДАВЫДОВА В системе Л. В. Занкова урок имеет гибкую структуру, включающую дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду, дидактические игры, интенсивную самостоятельную деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов. Система направлена на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически 8 . Развивающее обучение в системе Эльконина-Давыдова должно формировать у школьников теоретическое мышление , то есть должно быть ориентировано не только на запоминание фактов, но и на понимание отношений и причинно-следственных связей между ними . Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия, умение проследить условия этого происхождения, выяснить, почему эти понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данной вещи. В данном случае ученик усваивает не столько знания вообще, а учится учиться в процессе формирования универсальных учебных действий, развития теоретического мышления, аналитических способностей, развитие логики научного познания от абстрактного к конкретному 9 .

Слайд 8

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Цель: развитие у дошкольника активных форм мышления в единстве с творческим воображением, развитие фантазии через обогащение предметно-пространственной среды детского сада (сказочного, игрового, эстетического, экологического, технического характера). Программа создает предпосылки для системного видения мира и его творческого преобразования. ТРИЗ — это технология , с помощью которой педагог формирует у дошкольников качества творческой личности. Основными средствами работы с детьми является педагогический поиск. Обучая ребенка, воспитатель идет от его природы, т.е. использует принцип природосообразности. Кредо тризовцев: каждый ребенок талантлив, нужно его только научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального эффекта . ( Целью ТРИЗ-педагогики является формирование у ребенка сильного логического мышления, развитие полноценных творческих личностей и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем , которые могут встретиться ему в будущем. Вся эта система обучения основывается на мировом опыте. Разработано огромное количество различных изобретательских задач, к решению которых ребенка должен аккуратно и грамотно подтолкнуть преподаватель._

Слайд 9

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск . Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов. На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. ( различные природные явления ) Следующий этап – разрешение противоречий . Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач На этапе изобретательства основная задача : научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий.

Слайд 10

Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д. На последнем этапе , опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности . Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения. Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Слайд 11

Принципы технологии Игра плюс сказка Первым принципом технологии Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. "Сказочные лабиринты игры" - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. Интеллект Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата. Творчество Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" - раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Педагогу в помощь - Развивающее обучение

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ:

методология и технологии

 

Исторические аспекты: Теория развивающего обучения берёт своё начало в работах И.Г Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. В начале 30-х годов XX в. Л.С.Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Идеи Л.С.Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.). На первый план было выдвинуто становление ребёнка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

Одна из первых попыток реализовать эти идеи предпринята Л.В.Занковым, который в 50-60-х годах разработал систему интенсивного всестороннего развития для начальной школы.

Несколько иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разработано Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым и воплощено в практике работы экспериментальных школ. В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребёнка.

Определение понятия: Термин «развивающее обучение» введен в педагогическую теорию и практику В.В.Давыдовым. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыс­лительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.

Позиция ребенка в обучении: Ребёнок – самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Таким образом, учащийся из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта познавательной деятельности. Учебный процесс строиться таким образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.

Принципы развивающего обучения

Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.

Принцип обучения на высоком уровне трудности.

Принцип обучения быстрым темпом.

Принцип осознания школьниками процесса учения.

Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся.

Отношения между участниками учебного процесса. Ученик – учитель: отношения партнерства, делового сотрудничества. Учащийся – учащийся: коллективно-распределительная деятельность, необходимым условием которой является диалог.

 

Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

Особенности методики. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Идея гармонизации требует сочетать в методике рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковый методы. Методика предполагает вовлечение учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, методов обучения, направленных на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.

Обязательные требования к уроку. 1) цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и развитию других свойств личности; 2) полилог в классе, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей; 3) сотрудничество учителя и ученика; 4) создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.

Особенности урока: 1. Гибкая структура урока. 2. Ход познания – «от учеников».

3. Преобразующий характер деятельности учеников: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.

4. Интенсивность и эмоциональность самостоятельной деятельности учащихся, она обеспечивается эффектом неожиданности задания, включением исследовательской позиции и творчества, помощью и поощрением со стороны учителя.

5. Коллективный поиск, направляемый учителем, обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями.

6. Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Отслеживание развития ребенка. Для выявления и отслеживания уровня общего развития ребёнка Л.В.Занков предложил следующие показатели: а) наблюдательность; б) отвлечённое мышление – анализ, синтез, абстрагирование, обобщение; в) практические действия – умение создать материальный объект.

 

Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

В основе теории содержательного обобщения В.В.Давыдова — Д.Б.Элько­нина лежит гипотеза о ведущей роли теоретического знания в формирова­нии интеллекта. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом организует ос­воение ребенком содержательных обобщений - генетически исходных, тео­ретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхожде­ния и преобразования. Это постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития. Понятие «субъект познания» выступает в этой концепции как способность ученика овладеть научными понятиями, воспроизвести в собственной деятельности логику научно­го познания, двигаться от абстрактного к конкретному.

Введение нового понятия в процессе обучения проходит четыре стадии.

1) Знакомство с предлагаемой учителем задачей, ориентирование в ней.

2) Овладение образцом такого преобразования материала, которое выявляет наиболее существенные отношения, служащие основой решения задачи данного вида.

3) Фиксация выявленных отношений в форме той или иной (предметной или знаковой) модели.

4) Выявление тех свойств выделенного отношения, благодаря которым можно вывести условия и способы решения исходной частной задачи.

Технология Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова опирается на познавательную мотивацию деятельности, поэтому она даёт наилучшие результаты в начальной ступени развития.

Целевые ориентиры. 1. Наличие у ребёнка внутренних познавательных мотивов. 2. Наличие у ребенка цели сознательного самоизменения. 3. Позиция ребёнка как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все ее этапы. 4. Направленность на усвоение теоретических ЗУН, способов учебной деятельности, поиск и построение оснований действий, овладение общими принципами решения задач определённого класса. 5. Ученик ставится в положение исследователя-творца. Все правила и законы выстраиваются ребёнком собственноручно. 6. Рефлексивный характер рассмотрения собственных действий. Опыт осуществления рефлексии является основой развития личности.

Основные понятия:

o способы мышления, выделенные В.В.Давыдовым, - это рассудочно-эмпирическое мышление (направлено на расчленение и сравнение свойств предметов с целью абстрагирования формальной общности) и разумно-теоретическое, диалектическое мышление (связано с исследованием природы самих понятий, вскрывает их переходы, движение, развитие).

o содержательный анализ – способ обнаружения исходной основы некоторого целостного объекта.

o содержательное абстрагирование представляет собой выделение исходного общего отношения в данном материале и формулирование его в знаково-символической форме.

o теоретическое обобщение – осуществляется путём анализа некоторого целого, чтобы открыть его исходное, существенное, всеобщее отношение как основу внутреннего единства этого целого.

o восхождение от абстрактного к конкретному – использование содержательного обобщения как понятия высокого уровня для последующего выведения других, более частных понятий.

o содержательная рефлексия – поиск и рассмотрение существенных оснований своих собственных мыслительных действий. Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребёнок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

o проблематизация: учитель не только сообщает детям выводы науки, но и ведёт их по пути открытия, заставляет следить их за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска.

o метод учебных задач. Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, и решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.

o моделирование. Решить задачу теоретически – значит решить её не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование в предметной, графической или в знаковой форме способа решения задачи. Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа.

"Теория обучения и воспитания в ДОУ"

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

1. Дидактика как наука о сущности закономерностях учебного процесса.

Общая теория обучения называется дидактикой.

Дидактика (от греч. «didakticos” - поучающий и “didasko”- изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения.

Она изучает, как особая часть педагогики, закономерности единого процесса образования и воспитания в обучении; дает научное обоснование целям и отбору содержания образования, выбору средств и методов обучения, определяет формы организации обучения.

Предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами к которым он приводит. Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Я.А. Коменский считал дидактику универсальным искусством обучения всех всему. Специфика предмета дидактики заключается в том, что она занимается проблемами обучения только в той степени, в какой они имеют значение для всех учебных предметов вместе взятых, абстрагируясь от особенностей обучения отдельным учебным предметом, чем занимаются частные методики преподавания.

Общая дидактика исследует преподавание-учение как планомерно и систематически организованный процесс, протекающий в различных условиях: в учебных заведениях, дома, в условиях сознательного и систематического самообразования ( в самообразовании роль учителя опосредована учебником, ПК, СМИ и др.).

Дидактика призвана исследовать происходящее в процессе обучения взаимодействие преподавания и учения в разных формах проявления и на основе этого изучения предлагать определенные системы обучающих воздействий, направленные на формирование личности обучаемых. Эти формы и эти системы находят свое конкретное выражение в содержании образования, воплощенном в учебных планах, программах, учебниках. Они реализуются в методах и средствах обучения, его организованных формах. В поле зрения дидактики находится воспитательная роль учебного процесса и благоприятные условия для активного и творческого труда учащихся и их умственному развитию. Дидактика выясняет, при каких условиях это взаимодействие обеспечивает движение сознания обучаемых от возникновения познавательной задачи к ее решению, переход от незнания к знанию, от неумения или несовершенного навыка к формированию рациональных умений и навыков применения знаний на практике.

В дидактике к настоящему времени определились три основные концепции обучения:

  • Традиционная — доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя .

  • Педоцентристская — доминирующая роль отводится учению, деятельности учеников.

  • Современные дидактические системы — в центре обучения взаимодействие преподавания и учения, деятельность как учителя, так ученика.

Обучение, так же как и образование в целом, является многозначным термином и может рассматриваться по крайней мере в трех аспектах: как социальное явление, процесс и деятельность.

Обучение — это средство передачи социального опыта, превращения его в достояние индивида, подготовки подрастающего поколения к выполнению социальных функций.

В этом значении «обучение» чаще понимается как «образование» и рассматривается как элемент социальной культуры, обеспечивающий передачу и усвоение специально оформленного опыта, который получил название «содержание обучения» или «содержание образования» - педагогически адаптированной системы знаний, умений и навыков, способов творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает подготовку человека к жизни в обществе, выполнению социально значимых функций.

По назначению передаваемого опыта образование может быть общим (обеспечивающим эффективное вхождение человека в социальную деятельность) и профессиональным (готовящим к конкретной отрасли деятельности), обязательным (предусмотренным государственным стандартом в качестве базового, которое к определенному сроку должны усвоить все обучающиеся) и дополнительным (не предписанным стандартом, а отвечающим потребностям конкретного человека).

Обучение это управляемый процесс закономерной, последовательной и непрерывной смены состояний его участников в специально организуемой среде с целью достижения ими образовательных результатов.

Отличия обучения от воспитания: и процесс обучения, и процесс воспитания предполагает взаимодействие субъектов, их взаиморазвитие, взаимоизменение, взаимокоррекцию поведения.

Объектом обучающих воздействий является преимущественно интеллектуальная сфера личности, а объектом воспитывающих воздействий выступает ее мотивационно-потребностная сфера.

2. Общие методы воспитания, средства и формы.

Методика воспитательной работы — раздел теории воспитания, исследующий особенности организации воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных учреждениях, детских объединениях и организациях, раздел, включающий рекомендации по созданию системы воспитательной работы в образовательном или воспитательном учреждении и повышению ее эффективности, использованию тех или иных методик или технологий в воспитательном процессе.

Методика - это совокупность методов и средств осуществления педагогической деятельности в воспитательно-образовательном процессе.

Средства воспитания - с их помощью осуществляется воспитание, это богатейший набор явлений и объектов окружающей действительности: достижения духовной и материальной культуры своего народа и народов мира. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности, а с другой — совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, компьютерные технологии). Однако ничто не заменит такие важные средства воспитания, как слово педагога и уровень его культуры.

Форма воспитания - это внешнее выражение процесса воспитания.

3. Педагогический процесс.

Педагогический процесс — специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Модернизация российского образования предусматривает масштабные изменения в образовательных системах различного уровня: федеральных, региональных, муниципальных. Эти изменения носят системный характер и предполагают последовательный переход к компетентностной модели образования, обновление структуры и содержания образования, преобразование дидактических и программно-методических материалов, необходимых для построения новой образовательной практики, способной обеспечивать новое качество образования.

Компетентностный подход, олицетворяющий сегодня инновационный процесс в образовании, соответствует общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом содержания образования и систем контроля его качества на систему компетентностей. Он также предполагает не усвоение обучаемым отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим иначе определяется и система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.

Многие идеи компетентостного подхода появились в результате изучения ситуации на современном рынке труда. Требования работодателей в настоящее время формулируются на перспективу, т.е. на такие результаты образования как готовность к «командной» работе и к непрерывному самообразованию; способность решать всевозможные проблемы; работать как в типовых, так и нестандартных ситуациях; умения активного поведения на рынке труда и т.д.

В связи с этим, происходит заметная переориентация оценки образовательного результата с понятий «знания, умения, навыки» на понятия «компетенция/компетентность» обучающихся, тем самым фиксируется компетентностный подход в образовании.

В процессе образовательной деятельности школы главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее конкурентоспособность. Цель современного образования состоит не столько в том, чтобы научить ребенка что-то делать, но и в том, чтобы дать ему возможность успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.

Образовательный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы обучаемые могли успешно не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира, а значит не только владеть знаниями, но и уметь применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной и творческой деятельности.

Поэтому главная задача каждого педагога – сформировать у детей способность к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию; способность к перенесению полученных знаний в жизненные ситуации, т.е. развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность и научить:

1 – учиться; 2 - знать; 3 - познавать; 4 - делать; 5 - жить; 6 - быть человеком.

Структура целостного педагогического процесса включает в себя цель, содержание, взаимосвязанные деятельность педагога и деятельность обучающегося (воспитанника), а также результаты их совместной деятельности. Педагог и обучающийся (воспитанник) считаются субъектами педагогического процесса, от активного участия которых зависит в целом результативность и качество этого процесса.

Деятельность педагога – это специально организуемая деятельность, которая определяется целями и задачами современного образования, вытекающими из социального заказа общества и государства. Педагог организует взаимодействие с обучающимися (воспитанниками) через систему методов, форм, средств педагогического процесса с учетом конкретных условий и особенностей и возможностей самих обучающихся. Формы, методы и средства, используемые педагогом, должны быть педагогически целесообразными, этичными и гуманными, а также адекватными конкретной ситуации взаимодействия.

Деятельность обучающегося (воспитанника) или всего детского коллектива определяется, первую очередь, осознаваемыми и неосознаваемыми мотивами и целями, которые не всегда сочетаются с целями всего коллектива, а тем более целями преподавателя (т.е. целями обучения и воспитания). Его деятельность, в соответствии с целями обучения и воспитания должна приводить к его развитию, формированию у него системы знаний и умений, опыта деятельности и отношений к самому себе и окружающему миру. Однако, обучающийся использует те методы и средства, которые соответствуют его знаниям и опыту, которым возникли у него в результате социализации, обучения и воспитания. Но чем меньше этот опыт, тем менее целесообразны, разнообразны и адекватны его действия. Поэтому основную ответственность несет тот, кто старше, компетентнее и мудрее, тот, кто организует обучение и воспитание формирующейся личности. А ребенок несет ответственность за свои поступки лишь в той мере, в какой позволяет это делать его возраст, индивидуальные и гендерные отличия, уровень обученности и воспитанности, осознанности самого себя в этом мире.

Функции педагогического процесса:

Основными функциями педагогического процесса являются образовательная (или учебная), воспитательная и развивающая. Под функциями педагогического процесса понимаются специфические свойства педагогического процесса, знание которых обогащает наше представление о нем и позволяет сделать его более эффективным.

Образовательная функция связана с формированием знаний, умений и навыков, опыта репродуктивной и продуктивной творческой деятельности. При этом выделяются общие знания и умения, необходимые каждому человеку и формируемые на каждом учебном предмете, и специальные, зависящие от специфики отдельных наук, учебных предметов.

Развивающая функция обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знания, формирования опыта деятельности происходит развитие обучающегося. Из психологии известно, что развитие личности происходит только в процессе деятельности, в педагогике – только в процессе личностно-ориентированной деятельности. Это развитие выражается в качественных изменениях (новообразования) психической деятельности человека, формировании у него новых качеств и умений. Развитие личности происходит в различных направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сферы личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной областей.

Воспитательная функция состоит в том, что в педагогическом процессе формируются нравственные (этические) и эстетические представления личности, ее мировоззрение, ценности, нормы и правила поведения, качества личности.

В современном образовании говорится, в первую очередь, об:

  • умственном воспитании;

  • физическом воспитании;

  • трудовом воспитании;

  • эстетическом воспитании;

  • экологическом воспитании;

  • экономическом воспитании;

  • гражданско-правовом воспитании и др.

В зависимости от того, на что делается акцент – на знания и умения, на развитие мотивационной или интеллектуальной сферы личности, на воспитание высоких нравственных качеств личности – происходит более интенсивное развитие одной из функций.

Как утверждал известный отечественный психолог Рубинштейн С.Л.: «ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Это значит, что воспитание и обучение включаются в процесс развития ребенка, а не надстраиваются над ним».

Список литературы:

1. Анисимов, В.В. Общие основы педагогики: Учебник для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. - Доп. МО РФ. - М.: Просвещение, 2009.

2. Борытко Н.М. Педегогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцева, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. - М., "Академия".

3. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /И. А Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова // под общей ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2009.

4. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. - М.: Просвещение, 2011.

5. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2010.

6. Педагогика / Под ред. П.П. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2009. (Гриф УМО).

7. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.М. Мищенко, Е. Н. Мищенко. - М.: Школьная пресса, 2010. (Гриф УМО).

8. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / В.С. Селиванов. - М.: Академия, 2009.

9. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник / Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2009.

10. Морева, Н.А. Педагогика среднего образования: учебник для студ. высш. учебных заведений: в 2 т. Т.1: Дидактика / Н.А. Морева. - М. «Академия», 2008.

Статья "Развивающее обучение" (методология и технологии)

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ:

(методология и технологии)

Исторические аспекты: Теория развивающего обучения берёт своё начало в работах И.Г Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. В начале 30-х годов XX в. Л.С.Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Идеи Л.С.Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.). На первый план было выдвинуто становление ребёнка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

Одна из первых попыток реализовать эти идеи предпринята Л.В.Занковым, который в 50-60-х годах разработал систему интенсивного всестороннего развития для начальной школы.

Несколько иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разработано Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым и воплощено в практике работы экспериментальных школ. В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребёнка.

Определение понятия: Термин «развивающее обучение» введен в педагогическую теорию и практику В.В.Давыдовым. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.

Позиция ребенка в обучении: Ребёнок – самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Таким образом, учащийся из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта познавательной деятельности. Учебный процесс строиться таким образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.

Принципы развивающего обучения

Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.

Принцип обучения на высоком уровне трудности.

Принцип обучения быстрым темпом.

Принцип осознания школьниками процесса учения.

Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся.

Отношения между участниками учебного процесса. Ученик – учитель: отношения партнерства, делового сотрудничества. Учащийся – учащийся: коллективно-распределительная деятельность, необходимым условием которой является диалог.

Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

Особенности методики. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Идея гармонизации требует сочетать в методике рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковый методы. Методика предполагает вовлечение учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, методов обучения, направленных на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.

Обязательные требования к уроку. 1) цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и развитию других свойств личности; 2) полилог в классе, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей; 3) сотрудничество учителя и ученика; 4) создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.

Особенности урока: 1. Гибкая структура урока. 2. Ход познания – «от учеников».

3. Преобразующий характер деятельности учеников: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.

4. Интенсивность и эмоциональность самостоятельной деятельности учащихся, она обеспечивается эффектом неожиданности задания, включением исследовательской позиции и творчества, помощью и поощрением со стороны учителя.

5. Коллективный поиск, направляемый учителем, обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями.

6. Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Отслеживание развития ребенка. Для выявления и отслеживания уровня общего развития ребёнка Л.В.Занков предложил следующие показатели: а) наблюдательность; б) отвлечённое мышление – анализ, синтез, абстрагирование, обобщение; в) практические действия – умение создать материальный объект.

Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

В основе теории содержательного обобщения В.В.Давыдова — Д.Б.Эльконина лежит гипотеза о ведущей роли теоретического знания в формировании интеллекта. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом организует освоение ребенком содержательных обобщений - генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования. Это постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития. Понятие «субъект познания» выступает в этой концепции как способность ученика овладеть научными понятиями, воспроизвести в собственной деятельности логику научного познания, двигаться от абстрактного к конкретному.

Введение нового понятия в процессе обучения проходит четыре стадии.

1) Знакомство с предлагаемой учителем задачей, ориентирование в ней.

2) Овладение образцом такого преобразования материала, которое выявляет наиболее существенные отношения, служащие основой решения задачи данноговида.

3) Фиксация выявленных отношений в форме той или иной (предметной или знаковой) модели.

4) Выявление тех свойств выделенного отношения, благодаря которым можно вывести условия и способы решения исходной частной задачи.

Технология Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова опирается на познавательную мотивацию деятельности, поэтому она даёт наилучшие результаты в начальной ступени развития.

Целевые ориентиры. 1. Наличие у ребёнка внутренних познавательных мотивов. 2. Наличие у ребенка цели сознательного самоизменения. 3. Позиция ребёнка как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все ее этапы. 4. Направленность на усвоение теоретических ЗУН, способов учебной деятельности, поиск и построение оснований действий, овладение общими принципами решения задач определённого класса. 5. Ученик ставится в положение исследователя-творца. Все правила и законы выстраиваются ребёнком собственноручно. 6. Рефлексивный характер рассмотрения собственных действий. Опыт осуществления рефлексии является основой развития личности.

Основные понятия:

o способы мышления, выделенные В.В.Давыдовым, - это рассудочно-эмпирическое мышление (направлено на расчленение и сравнение свойств предметов с целью абстрагирования формальной общности) и разумно-теоретическое, диалектическое мышление (связано с исследованием природы самих понятий, вскрывает их переходы, движение, развитие).

o содержательный анализ – способ обнаружения исходной основы некоторого целостного объекта.

o содержательное абстрагирование представляет собой выделение исходного общего отношения в данном материале и формулирование его в знаково-символической форме.

o теоретическое обобщение – осуществляется путём анализа некоторого целого, чтобы открыть его исходное, существенное, всеобщее отношение как основу внутреннего единства этого целого.

o восхождение от абстрактного к конкретному – использование содержательного обобщения как понятия высокого уровня для последующего выведения других, более частных понятий.

o содержательная рефлексия – поиск и рассмотрение существенных оснований своих собственных мыслительных действий. Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребёнок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

o проблематизация: учитель не только сообщает детям выводы науки, но и ведёт их по пути открытия, заставляет следить их за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска.

o метод учебных задач. Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, и решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.

o моделирование. Решить задачу теоретически – значит решить её не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование в предметной, графической или в знаковой форме способа решения задачи. Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа.

Теории развивающего обучения

Петр Яковлевич Гальперин создал теорию развивающего обучения, которая направлена на создание у учеников умственных действий, понятий и психических процессов. Сегодня над данной теорией работают последователи Гальперина, а специалисты различных направлений как отечественной, так и зарубежной науки широко ее применяют. 

В качестве исходных постулатов работают определенные положения, которые разработаны Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым. Среди них выделяют следующее:

  • любая психическая функция является вначале внешней, интерпсихической, а потом внутренней, интрапсихической. Иными словами, все психическое в итоге является превращенным, интериоризованным внешним. Так считал Л. С. Выготский;
  • психика и деятельность являются особым типом единства, то есть психическое создается во время деятельности, а деятельность контролируется психическим. Это теория С. Л. Рубинштейна;
  • структура внутренней психической деятельности имеет схожую структуру с внешней, предметной деятельностью. Это положение А. Н. Леонтьева.

По мнению П. Я. Гальперина необходимо разграничи

Как развивать творческие способности в классе - Кривая психологического обучения

«Опишите язык дятла», - написал Леонардо да Винчи в одном из своих списков дел, рядом с рисованием трупов, конструированием сложных машин и шитьем костюмов. Да Винчи заполнил более 7000 страниц блокнота вопросами, каракулями, наблюдениями, набросками и расчетами. Он каждый день воспитывал творчество как привычку и умение - и это окупалось. Работа да Винчи изменила множество дисциплин, от науки до искусства и инженерии.

Я был заинтригован, когда мой соучитель предложил использовать тетради «Да Винчи» в нашем классе 2-го класса. Идея была проста: учащиеся ведут записные книжки, не зависящие от какой-либо учебной дисциплины, где они могут попробовать творческие упражнения и изучить личные увлечения. Я заказал стопку тетрадей в переплете по этому случаю.

Через неделю результаты меня поразили. Каждый раз, когда мышление учащегося расходилось с целями нашего урока или его вопрос вспыхивал искрой потенциального нового интереса, мы отправляли их в их тетрадь Да Винчи.«Запиши!» - припев, повторяемый бесчисленное количество раз в день. Однажды мы провели «испытание на 100 вопросов», вдохновленное книгой Майкла Гелба « Как думать, как Леонардо да Винчи ». Цель: написать 100 вопросов за один присест, примерно или . Второклассники задавали такие вопросы: как работает ваш мозг? Почему у нас есть музыка? Крошечные люди живут на атомах? Почему я не тигр? Как ключи открывают дверные замки? Почему все должно умирать? Зачем Бетховен написал оду радости, если он был таким сварливым? Почему не все автомобили электрические?

К концу года записные книжки да Винчи были заполнены до блеска.Один второклассник спроектировал и зарисовал парк машин зомби-апокалипсиса. Другая писала стихи за стихами, практикуя методы, которым она научилась на этой неделе. Другая сделала проницательные записи о своих повседневных наблюдениях за нашим классом. Несмотря на множество поездок из дома в школу, только один ребенок потерял тетрадь за весь год - немалый подвиг для семилетних.

Блокноты Да Винчи предназначались не только для студентов. Мы, учителя, тоже сохранили их. Присоединяясь к творческому хаосу с нашими учениками, мы фиксировали свои собственные любопытства и увлечения.Когда я писал стихи, зарисовывал растение у себя на столе и записывал вопросы о том, кто изобрел авторучку, я снова погрузился в радость процесса обучения. Я убежден, что тетрадь сделала меня более увлеченным учителем, особенно в трудные дни. Невозможно с уверенностью узнать, каковы были эффекты этих записных книжек. Но творческий подход Да Винчи начал укореняться в нашем классе - в наших учениках и в нас как преподавателях.

Креативность часто носит лишь словесный характер, но на самом деле большинство школ в настоящее время испытывают «творческий пробел», когда значительно больше творческой активности происходит вне школы.Многие психологи утверждают, что творчество - это не просто обогащение или дополнение в классе: это определяемый, измеримый набор психологических навыков, которые улучшают обучение и будут необходимы в рабочей силе 21-го века.

Ваши ученики регулярно демонстрируют и развивают свои творческие способности в вашем классе?
Участвуете ли вы в собственном творчестве как учитель?

Вот несколько шагов, которые вы можете предпринять, чтобы поразмыслить, и несколько стратегий, которые вы можете попробовать.

Почему школам нужно отдавать приоритет творчеству

Общепринятое определение творчества - это создание нового продукта, одновременно нового и подходящего для определенного сценария. (Продуктом может быть идея, произведение искусства, изобретение или задание в классе.) Для человека не существует только одного способа «проявить творческий подход» или одного набора характеристик, которые будут отличать «творческий» человек. Вместо этого многие специалисты

.

10 способов научить творчеству в классе |

Эксперт в области образования сэр Кен Робинсон отмечает, что на фабриках 20 века творчество не ценилось. Однако для стартапов 21 века это критически важно для успеха. Что учителя могут сделать прямо сейчас, чтобы подготовить учащихся к жизни в мире будущего? Ниже приведены 10 способов научить творчеству в классе:

1. Запустите студенческие тетради для идей в дикой природе. Если идеи - бабочки, то записные книжки - сети.Профессиональные художники, ученые и писатели часто берут с собой небольшие записные книжки, чтобы зафиксировать творческие идеи, прежде чем они улетят. Например, ознакомьтесь с этими идеями и набросками.

2. Вместе ищите новые источники вдохновения. Творчество требует постоянной диеты вдохновения. Какие-то проверенные и достоверные источники? Природа, музыка, искусство, научная фантастика, путешествия - список можно продолжать. Все, что поощряет студенческое любопытство, может способствовать творчеству.

3. Исследуйте других производителей во время занятий. В мире полно людей, которые регулярно используют свое творчество для изобретения и создания новых вещей. Три отличных места, чтобы узнать, как они это делают: Make, Instructables и Kickstarter.

4. Представьте внимательность как инструмент творчества. Наука говорит нам, что медитация осознанности помогает мозгу. В сфере творчества это может повысить способность учащихся находить творческие решения проблем. Чтобы получить отличное анимированное введение в медитацию осознанности, загляните в Headspace.

5. Слушайте забавные истории о дизайне. Что такое дизайн? Как это влияет на нашу жизнь? Этот развлекательный подкаст показывает, как творческий выбор влияет на мир. Чтобы узнать больше о дизайне, послушайте 99% Invisible.

6. Проведите мозговой штурм для решения общей проблемы. Как лучше всего придумать отличную идею проекта для научной выставки? Сначала продумайте несколько идей проектов для научной выставки! Узнайте, как провести мозговой штурм из этой статьи.

7.Придумайте полезную закуску для придирчивого едока. Проекты, связанные со здоровьем и питанием, могут быть отличным способом развития творческих навыков. Ознакомьтесь с другими проектами экспериментального обучения на DIY.org.

8. Попробуйте вместе решить реальную задачу по дизайну. Как мы можем улучшить обучение и расширить возможности образования для беженцев во всем мире? Это реальная задача дизайна, над которой люди работают прямо сейчас, и ваш класс может участвовать в создании решений. Узнайте больше на Amplify’s Refugee Education Challenge.

9. Начните # The100DayProject вместе со своими учениками. Занимайтесь творчеством каждый день в течение 100 дней. Документируйте свой прогресс. Это просто, но непросто! Узнайте больше о проекте # The100DayProject.

10. Создайте клуб TED-Ed в своей школе. Иногда бывает трудно убедить учащихся поделиться своими творческими идеями. Поддерживающая клубная обстановка может помочь. Узнайте больше об одном варианте.

.

Важность творчества в дошкольном образовании

Когда мы рассматриваем основные навыки, необходимые детям для успешной учебы, мы в основном думаем об основных навыках: говорении, чтении, письме, счете и так далее. Многие родители считают, что творчество - это внутренняя способность определенных людей с необычными талантами. На самом деле это не так - творчество не имеет ничего общего с артистическими или музыкальными талантами. Это способ мышления и самовыражения. Речь идет об открытии и изобретении нового, что побуждает нас проявлять изобретательность и изобретательность.

Kids - прирожденные новаторы с ярким воображением и уникальной манерой самовыражения. С самого раннего возраста дети проявляют способность бросать вызов, задавать вопросы и открывать. В погоне за новыми идеями они открывают свой разум и сердце, экспериментируют с идеями и налаживают связи. У детей есть способность видеть вещи с новой точки зрения, улавливать проблему, о существовании которой никто не может даже подумать, и принимать необычное, но эффективное решение для ее решения.

Каждый ребенок рождается творческим и одаренным, но эту способность можно ограничить, если у детей нет места для творческого поведения и высвобождения своей творческой энергии.Им нужны возможности и материалы, дающие творческий опыт. Творческие занятия для детей бесконечны. Чем более разнообразен и многогранен опыт у детей, тем более широкий диапазон творческого самовыражения они приобретают в ранние годы.

Важность творчества для развития ребенка

Поощрение детей пробовать новые вещи и идеи является решающим фактором их интеллектуального, физического и эмоционального роста. Все, что дети испытывают и изучают о себе, влияет на их дальнейшее развитие.

Физическое развитие

Различные виды декоративно-прикладного искусства помогают детям стимулировать движение, развивать мелкую моторику, контроль и координацию. Когда дети манипулируют инструментами и исследуют конструкцию и сборку, они неосознанно участвуют в физическом взаимодействии с миром. Они используют чувства, чтобы узнавать об окружающей среде и связываться с тем, что они уже знают. Например, во время рисования или раскрашивания бумаги дети узнают, как держать кисть и управлять ею, а также определяют свои предпочтения относительно использования правой (или левой) руки.

Эмоциональное развитие

Дети младшего возраста могут использовать различные искусства и инструменты для выражения своих мыслей, которые они еще не могут выразить устно. Таким образом, искусство может помочь детям высвободить свои чувства, поместив их в определенное произведение искусства. Такие занятия также позволяют детям гордиться своими достижениями и овладевать окружающей средой, когда они что-то создают. Кроме того, дети обретают уверенность в своих силах и повышают самооценку.

Интеллектуальное развитие

На базовом уровне они развивают концентрацию и способность измерять и сортировать предметы. Чтобы понять окружающий мир, дети задают себе несколько основных вопросов и занимаются деятельностью, которая способствует пониманию некоторых основных понятий. По мере взросления дети учатся критически мыслить и решать проблемы. В этом отношении творческая учебная программа для дошкольных учреждений учит молодых учеников рассматривать альтернативы, анализировать их и решать, как применять их в соответствующем контексте.

Социальное развитие

Находясь вместе в творческой среде, дети учатся делиться и взаимодействовать друг с другом. Это основные аспекты социального обучения. Пение, танцы и актерское мастерство подразумевают развитие необходимых социальных навыков, таких как общение, сочувствие и уважение.

Искусство и ремесла для развития творческих способностей детей

Изобразительное искусство

Детям младшего возраста нравится экспериментировать с красками, тестом, глиной, клеем и бумагой, чтобы рисовать основные фигуры и формы.Такие изобразительные искусства, как рисование, живопись и конструирование, тесно связаны с детским зрительным восприятием и когнитивной обработкой.

По мере того как дети развиваются художественно и приобретают навыки изобразительного искусства, они развивают свое мастерство от объединения простых форм и фигур до осознанного моделирования. На самом деле дети могут экспериментировать с пластилином, но ничего особенного не производят. Ребенку важно знать, что то, что он скроет, великолепно, даже если это всего лишь линия на бумаге. В детском творчестве не может быть плохого опыта.Они исследуют мир уникальным образом - все, что они создали, достойно быть произведением искусства.

Музыка

Обучение музыке - неотъемлемая часть творческой программы дошкольного образования . Детям присуща любовь к музыке. Им нравится петь и слушать мелодичные песни с повторами и ритмами. Пение помогает детям почувствовать разницу между медленным и быстрым, громким и тихим. Во время занятий музыкой они знакомятся с музыкальными инструментами и развивают понимание того, как производится звук и как он изменяется (в зависимости от музыкального инструмента).Благодаря музыкальной творческой деятельности для детей молодые ученики учатся самоконтролю и концентрации, а также развивают чувство командной работы.

Танец

Дети всегда активны, и занятия танцами - хороший способ превратить их неиссякаемую энергию в нечто творческое и ритмичное. Танцевальные движения помогают детям развивать воображение и крупную моторику, поскольку они трясутся и машут под музыку. Дополнительную ценность для детского танцевального опыта могут дать такие материалы, как ленты и растяжки, шарфы и браслеты.

Драма

Детям нравится драма как форма самовыражения, особенно когда они достигают возраста начальной школы. На этом этапе развития у детей есть сильное воображение, и они готовы участвовать в небольших драматических постановках. Дошкольники обычно используют песни и рассказы как краеугольный камень своей драматической пьесы. Исполнительское искусство в качестве активных участников или зрителей помогает детям развивать воображение и осмысливать мир как таковой.Дети также могут участвовать в ролевых играх, которые подразумевают разыгрывание историй с игривым экспериментированием идей и эмоций.

Детский творческий потенциал проявляется, когда они постоянно знакомятся с новыми вещами вокруг себя. Креативность можно поощрять с помощью разнообразных игровых действий, задействующих как можно больше органов чувств. Будучи творческими по натуре, детям нужно физическое пространство и время, чтобы выражать себя, справляться со своими чувствами и вести себя творчески во всем, что они делают.

.

4 способа развить творческие способности у учащихся

Творчество - самый трудный для приобретения навык мышления, а также самый востребованный. Мы ценим это в нашей музыке, развлечениях, технологиях и других аспектах нашего существования. Мы ценим это и стремимся к нему, потому что это обогащает наше понимание и может облегчить жизнь.

Творчество всегда начинается с воображения, и история показывает, что многие вещи, которые мы представляем, позже действительно создаются. Джин Родденберри придумал коммуникаторы-раскладушки Star Trek в 1966 году, а Motorola произвела их в 1996 году.В середине 1800-х годов Августа Ада Кинг изобрела язык для вычислительных машин, которого даже не существовало; сегодня она почитается как основательница современных языков программирования.

Когда Бенджамин Блум определил то, что он назвал таксономией когнитивной области, он назвал синтез (творчество) одним из самых сложных навыков для овладения, поскольку человек должен использовать все остальные когнитивные навыки в творческом процессе. Поскольку, по словам Блума, создание - это высший способ мышления, оно должно быть в центре внимания всех учебных сред и конечной целью.Когда учащиеся создают то, что они представляют, они оказываются за рулем.

Творчество в классе

При разработке учебного процесса учителя могут планировать и формировать учебный план и предоставлять инструменты, которые дают учащимся возможности, голос и выбор, чтобы дать им возможность проявить творческий подход. Работая в школах, я обнаружил четыре вещи, которые делают успешные учителя для развития творческих способностей у своих учеников.

1. Организуйте учебные мероприятия, которые позволят учащимся раскрыть свой творческий потенциал актуальным, интересным и полезным способом. Пример классной комнаты: ученикам четвертого класса преподносят образец камней. Они должны разработать тесты, чтобы определить, какие породы у них есть, на основе изученных определений. Учащиеся находят собственные способы определения различий в твердости, цвете и форме.

Другой пример классной комнаты: класс детского сада каждую неделю создает новую иллюстрированную книгу, в которой чествуют другого члена класса или взрослого в школе. Каждая книга полна страниц, нарисованных каждым учеником.У них есть полная свобода изображать, что нравится человеку и как они его воспринимают.

2. Цените творчество, цените и награждайте его. Пример в классе: ученики третьего класса изучают многоугольники, и, чтобы проверить, знают ли они концепцию, учитель выводит их на улицу и дает каждому ученику мел для тротуара. Каждому ученику дается задание нарисовать несколько примеров многоугольников на проезжей части.

Как только ученики это сделают, учитель говорит ученикам превратить эти формы во что-то, что им нравится.Учащиеся хотят показать всем своих геометрических котят, роботов и драконов, а затем получить возможность объяснить всему классу, почему они им понравились.

3. Обучите студентов другим навыкам, необходимым им для творчества. Пример класса: Второй класс изучает концепцию замораживания. Учитель задает им один вопрос, чтобы они начали: «Замерзает ли только вода?» Затем учащиеся проводят эксперимент, чтобы определить, какие еще объекты замерзают. Предел состоит в том, что они могут использовать только то, что есть в классе на данный момент.

Учащиеся составляют список вещей, которые они оставят снаружи, чтобы посмотреть, не замерзнут ли они: вода, сок, уксус, клей, очиститель для стекол, зубная паста и бумага. Некоторые предложения, которые они решают, уже твердые и не должны выходить наружу: карандаши, ластики и книги (но почему-то бумага остается в тестовом списке). На следующий день они обсуждают свои выводы и ведут увлекательные беседы о том, почему бумага жесткая, а уксус не замерз.

Первоначальное обсуждение учениками того, что может заморозить, способствует развитию таких навыков, как отстаивание своих идей и компромисс.Последующее обсуждение поощряет дедуктивное мышление и активное слушание.

4. Удалите ограничения для творчества и дайте учащимся пространство и рамки, в которых они могут проявлять творчество. Пример классной комнаты: класс шестого класса ставит спектакли о костюмах на Хэллоуин. Чтобы носить костюмы в школе, ученики должны написать пьесу, включающую каждого из их персонажей в сюжет, а затем представить пьесу. Например, они должны придумать, как будут взаимодействовать гигантская банка газировки и супергерой Чудо-женщина.Студентам нравится эта задача.

Мы учимся на практике

Воображение и креативность - это те качества, которые подпитывают будущее. Оба служат для вдохновения учащихся и должны быть интегрированы в каждую часть обучения. При планировании и разработке обучения для студентов мы знаем следующее: научить студентов думать важнее, чем научить студентов тому, что думать.

.

Как развивать творческое мышление

Мы часто отмечаем удивительное творчество маленьких детей в рисунках, драматических играх и изобретенном языке. Дети демонстрируют творческое использование цвета, темы и полеты фантазии на своем языке. Как учителя, мы играем важную роль в поддержке способностей детей к искусству, драматическому самовыражению и творческому реагированию на проблемы.

Часто наши основные цели направлены на обеспечение здоровья и безопасности детей, обучение когнитивным навыкам, таким как распознавание формы и цвета, поощрение просоциального поведения и привитие базовой грамотности и навыков счета.Поскольку все время, которое необходимо посвящать этим областям, уменьшается, остается меньше возможностей думать о важности развития творческих способностей детей. И все же творческая сила увеличивает желание маленького ребенка учиться и поддерживает интеллектуальное развитие.

Попросите пять разных учителей дать определение «творчеству», и вы, вероятно, получите пять разных ответов. Одно определение творчества сосредоточено на процессе «дивергентного мышления», который включает:

  • Разрушение старых идей
  • создание новых соединений
  • расширяя границы знаний
  • начало чудесных идей

Когда мы поощряем дивергентное мышление, мы помогаем поддерживать мотивацию и страсть детей к углубленному обучению.Поощрение детей к продолжению генерирования новых идей способствует развитию их творческих способностей.

Когда дети учатся справляться с двусмысленностями, у них развиваются навыки комплексного мышления. Например, Джои, малыш постарше; был рад, что его пригласили на день рождения своего друга, но он также чувствовал себя сварливым, потому что не получил игрушечный поезд, который его друг получил в подарок на день рождения. Детям нужна помощь, чтобы понять, что не только возможно, но и допустимо удерживать в уме противоречивые или противоположные идеи и чувства одновременно.Дайте детям возможность поиграть с идеями, которые могут быть неоднозначными или неопределенными.

Вы можете помочь детям понять, что:

  • Некоторые чувства и желания такие же, как у других людей, а некоторые другие.
  • Друг может хотеть играть в ту же игру, что и вы, время от времени, но не все время.
  • Вы можете сделать что-то сейчас, а что-то позже.
  • Одна идея может быть хорошей или плохой. (Петь песни - это весело, но не во время сна, когда другие отдыхают.)
  • Есть последствия и альтернативы действиям. Такое мышление обостряет навыки рассуждения и побуждает ребенка к творческому разрешению конфликтов.

Креативное обучение

Чтобы развивать творческие способности детей, помните следующее:

  • Один из важных способов, которым ребенок узнает о своей самооценке, - это взаимодействие с вами.
  • Будьте щедры, положительно описывая детские работы и идеи.
  • Сосредоточьтесь на уникальности каждого ребенка и задайте задачу воспитывать в нем доверие и творческий потенциал.
  • Проводите групповые собрания, на которых дети могут свободно выражать идеи, особенно в области решения проблем.

Вопросы без ответов

Сократовские вопросы или вопросы с открытым ответом - отличный способ развить детский творческий поток. Эти вопросы помогают ребенку дистанцироваться от «здесь и сейчас». Выбор, сравнения, новые идеи и формулировка личных ответов на эти вопросы - важнейшие составляющие творческого мышления.

Вот несколько открытых вопросов, которые можно задать детям, чтобы вдохновить их на творчество:

  • Что могло бы случиться, если бы по субботам всегда шел дождь?
  • Что, если машины никогда не изнашиваются?
  • Если бы вы увидели мышку у себя на заднем дворе, жующую любимые цветы вашей матери, что бы вы сделали?
  • Почему мы не просыпаемся с опрятными и причесанными волосами?
  • Что было бы, если бы корова, пчела и клевер собрались вместе?
  • Что могло бы случиться, если бы кошки могли лаять?
  • Что могло бы случиться, если бы вся обувь в мире была одного размера?

Помните, что некоторые вопросы могут быть слишком сложными для ребенка, у которого мало опыта в реальном мире (некоторые городские дети никогда не видели корову или клевер).Обязательно адаптируйте свои вопросы к текущим экспериментальным знаниям детей. По возможности, приглашайте детей на экскурсию, показывайте им видео или приглашайте «экспертов» в разных областях прийти и поговорить с классом, чтобы расширить опыт детей.

Интересно изучить способы стимулирования детского творчества в различных областях учебной программы. Независимо от того, вовлечены ли дети в рисование, драматические игры, музыку и движения, тщательное обдумывание и планирование могут помочь им глубже раскрыть свои способности творческого мышления.

Погружение глубже через искусство

Станковая и пальчиковая роспись при прослушивании классической музыки; Рисование; глиняная работа; изготовление отпечатков; скольжение кукурузного крахмала между пальцами - это лишь некоторые из видов творчества, которые способствуют развитию творчества и уже являются неотъемлемой частью многих школьных классов. Чуткое наблюдение откроет творческие открытия. Например, учитель может вручить большую кисть и чашку с синей краской каждому из небольшой группы дошкольников.Она может заметить, как синий мазок на ее бумаге. В мечтательном удовольствии ребенок наблюдает за синим пятном на своей бумаге. Затем она окунает кисть и широко раскрытыми глазами наблюдает, как синий цвет ее первоначальной полосы становится более глубоким, и большие капли синей краски медленно стекают по бумаге станка. Она восхищается созданием более глубокого синего оттенка.

В своем наблюдении учительница смогла оценить открытие ребенка о том, что наложение все большего и большего количества цветов меняет интенсивность цвета и количество капель.Ваша чувствительность к силе детских открытий - это то, что раскрывает страстную приверженность ребенка и его восторг, которые являются краеугольными камнями творчества.

Магическое движение

Некоторым маленьким людям необходимо постоянно находиться в интенсивном активном движении. Для них было бы разумно поощрять танец и движение как можно чаще. Разделите детей на две группы. Попросите одну группу «сочинить музыку», хлопая в ладоши, играя на ритм-инструментах или стуча ногами по полу.Попросите вторую группу внимательно послушать ритмы своих сверстников и танцевать под музыку по-своему.

Дети учатся изображать предметы, используя свое тело в космосе. Малыши любят прыгать, как кролик. Детям постарше нравится двигаться, как черепаха, стрекоза или слон. Спросите детей, могут ли они использовать свое тело для выражения эмоций, таких как радость, гнев или удивление.

Креативное мышление неявно присутствует во многих совместных играх, таких как Big Snake.«В этой игре дети растягиваются на животе и держатся за щиколотки человека перед собой, чтобы получилась змея из двух человек.« Змея »скользит на животе, чтобы соединиться, образуя змею из четырех человек. и т. д. Дети должны выяснить, как змея может взобраться на гору, или придумать способ перевернуть змею целиком на спине, не теряя ее частей.

Игры "Just-Imagine"

Игры «Представь это» позволяют детям совершать полеты фантазии, требующие от них извлечения информации из памяти, сравнения и сопоставления идей и установления связи между разрозненными фрагментами информации.

Во время отдыха вы можете позволить детям представить в воображении различные воображаемые сценарии, например, быть мухой, которая деловито бродит по потолку. Что они ищут? Как дети на своих кроватках смотрят на муху с перевернутой точки обзора на потолке?

Вы также можете попросить детей притвориться: «Вы можете быть любым животным, каким захотите. Какое животное вы бы выбрали? Что бы вы делали весь день в качестве этого животного?»

Некоторые творческие игры, такие как «One Goes Back», помогают детям больше узнать о себе, в том числе о своих предпочтениях и реакциях.В этой игре вы можете спросить:

«Предположим, вам дали эти три предмета (учитель называет предметы): от какого из трех вы отказались бы, если бы вам пришлось вернуть один? Почему? Что вы могли бы сделать с двумя другими предметами? Могли бы вы использовать их вместе? Как?"

Игра «Использует» основана на способности детей придумывать множество необычных и нетрадиционных способов использования таких предметов, как консервная банка, скрепка или картонная трубка из рулона бумажных полотенец. Когда учитель дал какие-то мужские галстуки группе шестилетних детей, они сделали вид, что используют их в качестве ремней безопасности во время полета на самолете.Они также притворились, что галстуки - это скользкие змеи, ползающие по полу. Дайте детям возможность разыграть свои творческие сценарии с помощью такого реквизита, а затем насладиться взглядом в окно их творческого воображения!

Пикник в помещении

Планируйте вместе с детьми создавать творческие сценарии в помещении, чтобы поднять настроение всем в темные зимние дни. Например, попробуйте устроить летний пикник в классе. Разложите на полу большой лист. Положите морские ракушки и, возможно, несколько горстей песка в мелкие пластиковые бадьи с водой. Работайте с детьми, чтобы приготовить разнообразные бутерброды и ломтики свежих фруктов.Попросите родителей прислать летнюю одежду, чтобы дошкольники могли переодеться в купальники и нести полотенца. Установите небольшой пластиковый бассейн на полу. После того, как дети «купаются», они могут приготовить песочные пироги или сортировать ракушки на краю «песочного» листа.

Поэтические тропы

Читай стихи! Исследователи мозга подчеркивают, насколько важно подключать нейронные пути к разнообразию и богатству языковых взаимодействий. «Используй или потеряй», кажется, является объединяющим призывом к развитию мозга в первые годы жизни, и «клетки, которые срабатывают вместе, соединяются вместе."Вы можете использовать стихи, чтобы побудить детей решать проблемы и спрашивать, что будет дальше.

Попробуйте это веселое и веселое стихотворение из книги Евы Мерриам Blackberry Ink (Turtleback Books, 1994; 10,15 доллара США):

У Беллы новый зонт

Не хотел терять,

Итак, когда она вышла

под дождем

Она никогда им не пользовалась.

Нос понюхал,

Ее туфли пошли хлюпать,

Ее носки стали мокрыми,

Ее очки запотели,

Ее карманы с водой

И маленькая зеленая лягушка.

Все, что она могла говорить, было слабым Качу!

Но зонт Беллы

Остался красивым и новым.

Подготовка к творчеству

То, как вы обустраиваете класс, открывает путь к творческим приключениям.Обеспечьте достаточно места для безопасного угла блока и достаточно машин и блоков для создания шоссе и пробок. Имейте при себе мольберты и халаты с пластиковыми гибкими воротниками - повязки, которые дети могут надевать, когда приходит вдохновение. Старайтесь иметь меньше ограничений по времени для занятий, чтобы детские творческие соки могли течь, не сдерживаясь часами в классе.

Хотя время чтения рассказов и групповое время - прекрасный способ повысить социальную сплоченность, имейте в виду, что от всех детей требуется участвовать вместе в других запланированных мероприятиях.Дети могут открывать для себя что-то, что не входит в ваш конкретный план. Например, если все дети играют в игру на открытом воздухе, и один ребенок хочет построить замок из песка, гибкий учитель не столкнется с этим личным выбором. Проницательные учителя обрабатывают такие индивидуальные потребности таким образом, чтобы способствовать росту ребенка, а не подавлять инициативы по его развитию.

Драматические модели

Неотъемлемым элементом классной комнаты является игровая площадка.Учителя часто спрашивают себя: «Можно ли считать жесткие драматические сценарии творческими?»

В погоне за сверстниками некоторые дети играют в «монстров», в то время как другие дети визжат и убегают. Повторяющаяся игра «монстра» не требует сценариев-сюрпризов. Тем не менее, учитель, который хочет развивать творческие способности, может помочь связать стереотипное поведение данного ребенка с большим миром творческой игры. Мы, как учителя, постоянно наблюдаем и узнаем об уникальном стиле каждого ребенка, его страхах, сильных сторонах и использовании фантазии.Обратите внимание на повторяющиеся детские темы и на то, как они служат защитой от беспокойства. Опросите детей, чтобы лучше понять их драматические темы и желания.

Отношения между учителями и детьми, то, как организовано время и пространство в классе, а также доступные материалы являются важными факторами в развитии творческих способностей. Классы, в которых детей поддерживают в их стремлении изучать отношения и материалы без страха или неодобрения со стороны учителей или сверстников, где учителя готовы находить ресурсы, чтобы удовлетворить творческую жажду детей познавать, - это классы, в которых творчество может расцветать и расти.

Щелкните здесь, чтобы просмотреть и загрузить схему развития Детское творческое развитие (PDF)

.

% PDF-1.5 % 36 0 obj> endobj xref 36 28 0000000016 00000 н. 0000001205 00000 н. 0000000856 00000 п. 0000001283 00000 н. 0000001407 00000 н. 0000001536 00000 н. 0000001695 00000 н. 0000002364 00000 н. 0000003099 00000 н. 0000003530 00000 н. 0000004175 00000 п. 0000004274 00000 н. 0000007010 00000 п. 0000007075 00000 н. 0000007765 00000 н. 0000008223 00000 п. 0000008923 00000 н. 0000009424 00000 н. 0000009772 00000 н. 0000010113 00000 п. 0000017456 00000 п. 0000021736 00000 п. 0000026190 00000 п. 0000030073 00000 п. 0000030928 00000 п. 0000032491 00000 п. 0000032736 00000 п. 0000034217 00000 п. трейлер ] >> startxref 0 %% EOF 38 0 obj> поток xb``elB ce`a! A Ճ qFYHSM / rO # - & jq ^} 9b3b ^ f8XxiV UUwn 龊 7n2 ۘ˃ Q إ hGGRR; @ 0Ra @ ӵ @ | автор # / = Ywx4 (W03Z; X = p

a9 ~ opB

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.