О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Технология дифференцированного обучения по интересам детей закатова и н


Технология дифференцированного обучения детей по интересам И.Н. Закатова

Культурно воспитывающая технология дифференцированного (Закатова Ирина Николаевна)

Закатова Ирина Николаевна - заслуженный учитель РФ, директор «Культурологического социально-педагогического комплекса» на базе школы № 59 г. Ярославля, кандидат педагогических наук.

Особенности дифференциации по интересам.

Учебный план школы предоставляет ребенку довольно широкий комплект образовательных дисциплин, имеющий общекультурное значение и обеспечивающий всестороннее и гармоническое развитие. В то же время этот комплект дает ребенку возможность выбора, поиска и проявления своей индивидуальности. Каждый предмет позволяет выявить задатки и способности ребенка , т.е. осуществить одну из социально-педагогических проб личности. Поэтому совершенно естественно предоставить ребенку необходимые условия для оптимального развития выявленных задатков и способностей. Это реализуется с помощью различных видов дифференциации по интересам. Дифференциация по интересам по своему влиянию на результаты обучения и воспитания не менее значима, чем дифференциация по уровню развития.

Целевые ориентации:

• Развитие эмоциональной сферы личности.

• Развитие творческих способностей, созидательных качеств личности.

• Воспитание человека высокой гуманитарной культуры.

• Превращение школы из преимущественно просветительного учреждения в центр духовной, нравственной и эстетической культуры.

Концептуальные положения:

• Основная гипотеза: только в атмосфере высокой гуманитарной культуры и только на основе широкой гуманизации школьного образования, освоения богатств мировой художественной культуры возможно воспитать личность, стремящуюся к самоактуализации и обладающую чувством социальной ответственности, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его духовности.

• Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно-ориентированной школы.

• Использование дифференциации обучения детей по интересам как главной мотивационной базы обучения

• Сохранение базового ядра образования, обеспечивающее возможность перехода ребенка с одного отделения на другое.

• Гуманизация содержания образования, насыщение его «кислородом» гуманитарной культуры.

• Обеспечение достоверной психологической диагностики способностей школьника.

Особенности содержания:

На основе этих принципов разрабатывается и выращивается новая, культуро-воспитывающая технология среднего образования, которая должна привести к формированию человека высокой гуманитарной культуры.

В учебно-воспитательном процессе представлены все основные направления гуманитарной культуры, из которых ребенок может выбрать то, что соответствует его интересам, то есть используется модель дифференцированного обучения по интересам.

Веер культурологических направлений дифференциации включает восемь учебных отделений:

1. Отделение музыкальной культуры .

2. Отделение изобразительного искусства.

3. Отделение языковой культуры .

4. Отделение нравственно-патриотического воспитания .

6. Отделение физической культуры.

7. Отделение математической культуры .

8. Отделение прикладного творчества.

Культурологические направления организуются с 1 класса. Отделения не являются профилями для поступления в определенные учебные заведения.

Они:

- олицетворяют конкретный интерес для ребенка, обеспечивают мотивационный аспект его ученья;

- являются культурным фоном, культурной составляющей образования;

- могут быть для некоторых детей и первой ступенькой к профессиональному выбору, могут выводить их на фарватер профессионального самоопределения; для этого на старшей ступени предусмотрено развитие дифференциации обучения внутри самих отделений, переход дифференцированного обучения в профильное и даже индивидуальное, готовящее выпускников к продолжению образования в определенном учебном заведении или к определенному виду деятельности.

Особенности методики:

Каждое из отделений использует специфические частно-методические и локальные технологии:

• музыкального образования Д.Б. Кабалевского, В.В. Кирюшина, В.В. Емельянова;

• художественного образования В.С. Кузина, Б.М. Йеменского;

• филологического образования Г.Н. Кудиной, В.А. Левина, Е.И. Пассова. З.И. Новлянской;

• нравственного воспитания А.И. Шемшуриной, А.И. Кочетова;

• экологического воспитания Н.Т. Суравегиной, Т.В. Кучер и т.д.

Весьма важной, но нелегкой задачей технологии является определение специальных данных детей - интересов и склонностей, задатков и способностей.

Система психолого-педагогической диагностики детей по интересам включает:

• ежегодный параллельный анкетный опрос учащихся V-XI классов, их родителей и классных руководителей;

• тестирование развития специальных способностей;

• определение готовности и области интересов ребенка, поступающего в I класс;

• определение интересов и данных для дифференциации при переходе из начальной школы в среднюю ступень;

• профориентационную диагностику при переходе из средней ступени в старшую.

Культурно воспитывающая технология дифференцированного (Закатова И.Н.)

Закатова Ирина Николаевна - заслуженный учитель РФ, директор «Культурологического социально-педагогического комплекса» на базе школы № 59 г. Ярославля, кандидат педагогических наук.

Особенности дифференциации по интересам. Учебный план школы предоставляет ребенку довольно широкий комплект образовательных дисциплин, имеющий общекультурное значение и обеспечивающий всестороннее и гармоническое развитие. В то же время этот комплект дает ребенку возможность выбора, поиска и проявления своей индивидуальности. Каждый предмет позволяет выявить задатки и способности ребенка , т.е. осуществить одну из социально-педагогических проб личности. Поэтому совершенно естественно предоставить ребенку необходимые условия для оптимального развития выявленных задатков и способностей. Это реализуется с помощью различных видов дифференциации по интересам . Дифференциация по интересам по своему влиянию на результаты обучения и воспитания не менее значима, чем дифференциация по уровню развития.

Классификационные параметры:

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору развития: социогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления: современная традиционная + дифференциация.

По организационным формам: дифференцированная.

По подходу к ребенку: гуманно-личностная + социоцентрическая.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + творческая.

По направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности детей.

По категории обучающихся: все категории.

Целевые ориентации:

• Развитие эмоциональной сферы личности .

• Развитие творческих способностей, созидательных качеств личности.

• Воспитание человека высокой гуманитарной культуры.

• Превращение школы из преимущественно просветительного учреждения в центр духовной, нравственной и эстетической культуры .

Концептуальные положения:

• Основная гипотеза: только в атмосфере высокой гуманитарной культуры и только на основе широкой гуманизации школьного образования, освоения богатств мировой художественной культуры возможно воспитать личность, стремящуюся к самоактуализации и обладающую чувством социальной ответственности, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его духовности.

• Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно-ориентированной школы.

• Использование дифференциации обучения детей по интересам как главной мотивационной базы обучения

• Сохранение базового ядра образования, обеспечивающее возможность перехода ребенка с одного отделения на другое.

• Гуманизация содержания образования, насыщение его «кислородом» гуманитарной культуры.

• Обеспечение достоверной психологической диагностики способностей школьника.

Особенности содержания:

На основе этих принципов разрабатывается и выращивается новая, культуро-воспитывающая технология среднего образования, которая должна привести к формированию человека высокой гуманитарной культуры.

В учебно-воспитательном процессе представлены все основные направления гуманитарной культуры, из которых ребенок может выбрать то, что соответствует его интересам, то есть используется модель дифференцированного обучения по интересам.

Веер культурологических направлений дифференциации включает восемь учебных отделений.

1. Отделение музыкальной культуры .

2. Отделение изобразительного искусства .

3. Отделение языковой культуры .

4. Отделение нравственно-патриотического воспитания .

6. Отделение физической культуры .

Совершенно естественно, что все интересы детей микрорайона не ограничиваются одной только гуманитарной, культурологической сферой. Определенная часть ребят расположена к восприятию практических умений, технических и математических знаний.

7. Отделение математической культуры .

8. Отделение прикладного творчества .

Культурологические направления организуются с 1 класса. Отделения не являются профилями для поступления в определенные учебные заведения. Они:

- олицетворяют конкретный интерес для ребенка, обеспечивают мотивационный аспект его ученья;

- являются культурным фоном, культурной составляющей образования;

- могут быть для некоторых детей и первой ступенькой к профессиональному выбору, могут выводить их на фарватер профессионального самоопределения; для этого на старшей ступени предусмотрено развитие дифференциации обучения внутри самих отделений, переход дифференцированного обучения в профильное и даже индивидуальное, готовящее выпускников к продолжению образования в определенном учебном заведении или к определенному виду деятельности.

Особенности методики:

Каждое из отделений использует специфические частнометодические и локальные технологии:

• музыкального образования Д.Б. Кабалевского, В.В. Кирюшина, В.В. Емельянова;

• художественного образования В.С. Кузина, Б.М. Йеменского;

• филологического образования Г.Н. Кудиной, В.А. Левина, Е.И. Пассова. З.И. Новлянской;

• нравственного воспитания А.И. Шемшуриной, А.И. Кочетова;

• экологического воспитания Н.Т. Суравегиной, Т.В. Кучер и т.д. Весьма важной, но нелегкой задачей технологии является определение специальных данных детей - интересов и склонностей, задатков и способностей.

Система психолого-педагогической диагностики детей по интересам включает:

• ежегодный параллельный анкетный опрос учащихся V-XI классов, их родителей и классных руководителей;

• тестирование развития специальных способностей;

• определение готовности и области интересов ребенка, поступающего в I класс;

• определение интересов и данных для дифференциации при переходе из начальной школы в среднюю ступень;

• профориентационную диагностику при переходе из средней ступени в старшую.

Расти должны все цветы. Евангелие. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатовой) | План-конспект занятия по английскому языку по теме:

Расти должны все цветы. Евангелие.

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатовой)

 особенности:

на мой взгляд учебный план школы предоставляет ребенку довольно широкий комплект образовательных дисциплин, имеющий общекультурное значение и обеспечивающий всестороннее и гармоническое развитие, но в то же время этот комплект дает ребенку возможность выбора, поиска и проявления своей индивидуальности. Каждый предмет позволяет выявить задатка и способности ребенка, т.е. осуществить одну из социально-педагогических проб личности. Поэтому совершенно естественно предоставить ребенку необходимые условия для оптимального развития выявленных задатков и способностей. Это реализуется с помощью различных видов дифференциации по интересам (углубления, уклоны, профили, факультативы, клубная деятельность). Думаю, что дифференциация по интересам по своему влиянию на результаты обучения и воспитания не менее значима, чем дифференциация по уровню развития.

Автор культуровоспитывающей технологии дифференцированного обучения Закатова Ирина Николаевна — заслуженный учитель РФ, директор «культурологического социально-педагогического комплекса» на базе №59 г. Ярославля, кандидат педагогических наук.

 Классификационные параметры:

по уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору развития: социогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориенттации на личностные структуры: 1) СЭН + 2) ЗУН.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления: современная традиционная + дифференциация.

По организационным формам: дифференцированная.

По подходу к ребенку: гуманно-социоцентрическая.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративня+творческая.

По направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности детей.

По категории обучающихся: все категории.

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И. Н. Закатова)

Расти должны все цветы.

Евангелие

Закатова Ирина Николаевна - заслуженный учитель РФ, директор «Куль­турологического социально-педагогического комплекса»- на базе школы № 59 г. Ярославля, кандидат педагогических наук.

Особенности дифференциации по интересам.Учебный план школы предос­тавляет ребенку довольно широкий комплект образовательных дисциплин, имею­щий общекультурное значение и обеспечивающий всестороннее и гармоническое развитие. В то же время этот комплект дает ребенку возможность выбора, поиска и проявления своей индивидуальности. Каждый предмет позволяет выявить за­датки и способности ребенка (в виде интереса, склонности), т. е. осуществить одну

изсоциально-педагогических проб личности. Поэтому совершенно естествен­но предоставить ребенку необходимые условия для оптимального развития выяв­ленных задатков и способностей. Это реализуется с помощью различных видов дифференциации по интересам (углубления, уклоны, профили, факультативы, клубная деятельность). Дифференциация по интересам по своему влиянию на результаты обучения и воспитания не менее значима, чем дифференциация по уровню развития.


Классификационные параметры

По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: гуманистическая. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: 1) СЭН +2) ЗУН. По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобра­зовательная, гуманистическая.

По типу управления: современная традиционная + дифференциация.

По организационным формам: дифференцированная.

По подходу к ребенку: гуманно-личностная + социоцентрическая.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + творческая.

По направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности

детей.

По категории обучающихся: все категории.

Целевые ориентации

• Развитие эмоциональной сферы личности (СЭН).

" Развитие творческих способностей, созидательных качеств личности.

• Воспитание человека высокой гуманитарной культуры.

• Превращение школы из преимущественно просветительного учреждения в центр духовной, нравственной и эстетической культуры (СЭН).

Статья о культуровоспитывающем компоненте технологии дифференцированного обучения

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по ин-тересам детей (И.Н. Закатова). Дополнительное образование всеохватно по содер-жанию и «является самым широким путем личности в культуру через творчество. Пони-мая творчество как свободную, ничем не регламентированную кроме собственного ин-тереса и волевого усилия личности деятельность, В.В. Давыдов выделяет в самом поня-тии «личность» главный признак – творчество».

Образовательные области и виды деятельности направлены на формирование мировоз-зрения детей, развитие познавательных способностей, становление мотивационных установок положительной направленности, удовлетворение самых различных их инте-ресов.

Учебный план учреждения дополнительного образования детей предоставляет ребенку широкий спектр образовательных и развивающих дисциплин. Этот комплект предметов дает ребенку возможность свободного выбора и поиска своей индивидуальности. Каж-дый предмет позволяет ребенку выявить свои способности и задатки, т.е. осуществить социально-педагогическую пробу личности. Дети, интересующиеся определенным предметом, объединяются в одну группу. Это реализуется с помощью различных видов дифференциации по интересам (углубления, уклоны, профили, клубы).

Образовательная программа многопрофильного учреждения дополнительного образо-вания детей включает многие направления деятельности, реализуемые соответствую-щими отделами, из которых ребенок может выбрать наиболее ему интересные.

Весьма важной задачей технологии дифференцированного обучения по интересам яв-ляется определение специальных интересов, наклонностей, способностей детей. В учреждениях дополнительного образования детей разработана система психолого-педагогической диагностики по интересам, которая включает:

· ежегодный опрос учащихся, педагогов, родителей;

· тестирование развития специальных способностей;

· определение готовности и области интересов вновь поступающего ребенка;

· профориентационную диагностику;

· определение интересов и других показателей для дифференциации.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, что означает организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей.

презентация "Технология дифференцированного обучения" | Презентация к уроку по технологии на тему:

Слайд 1

МКОУ «ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» Борзикова Ольга Николаевна, Учитель-дефектолог

Слайд 2

ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Слайд 3

ЧТО ТАКОЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ПОЧЕМУ ОНА НЕОБХОДИМА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ? Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части.

Слайд 4

ЦЕЛЬ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

Слайд 5

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ 1. Учёт индивидуальных особенностей учащихся. 2. Группирование учеников на основании этих особенностей. 3. Вариативность учебного процесса в группах.

Слайд 6

СПЕЦИФИКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ – учёт индивидуальных особенностей, присущих группам учеников, и организация вариативного учебного процесса в этих группах.

Слайд 7

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ Дифференциация – способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности и т.д.), характеризующийся созданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются. Индивидуализация –это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учётом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика.

Слайд 8

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ВАРИАТИВНОСТЬ Если изменения содержания образования обусловлены индивидуально-типологическими особенностями учеников, правомерно говорить о дифференцированном обучении. Если изменения содержания образования связаны с предпочтениями учителя, методиста, их взглядами на учебный предмет, то речь идёт о вариативности в образовании.

Слайд 9

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ Дифференциация – одно из средств реализации личностно-ориентированного обучения.

Слайд 10

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ предполагает построение индивидуальных образовательных траекторий с учётом субъектного опыта индивида, его предпочтений и ценностей, актуализацию личностных функций учащегося в процессе обучения. В центр образовательного процесса ставится личность, в цели образования включается необходимость обеспечения самоопределения, самораскрытия, самореализации личности.

Слайд 11

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ Формы дифференцированного обучения Виды дифференцированного обучения Уровни дифференцированного обучения

Слайд 12

ВИДЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Традиционно : по общим и специальным возможностям; по интересам, склонностям; по проектируемой профессии. По национальному признаку. По религиозной принадлежности. По социальному и имущественному положению родителей. По психофизиологическим особенностям человека.

Слайд 13

УРОВНИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 1-й микроуровень – различный подход к отдельным группам детей внутри класса ; 2-й мезоуровень – дифференциация осуществляется внутри школы между отдельными классами, профилями, направлениями; 3-й макроуровень – дифференциация между школами , создание различных типов школ.

Слайд 14

ВНУТРЕННЯЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО ОБЩИМ СПОСОБНОСТЯМ И ИНТЕРЕСАМ задания различного уровня сложности, дозирование помощи учителя, групповая работа в рамках модели полного усвоения знаний; право и возможность ученика выбирать тот уровень изучения любого предмета (но не ниже базового), который он считает для себя необходимым и достаточным.

Слайд 15

РАБОТА УЧАЩИХСЯ ПО МОДЕЛИ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ После изучения темы на уровне базового содержания материала и сдачи зачёта, выявляются две группы учеников: усвоившие содержание – с ними организуется работа по расширению изученного материала, и не усвоившие – с ними проводится работа по устранению появившихся пробелов в знаниях.

Слайд 16

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО ОБЩИМ СПОСОБНОСТЯМ НА МЕЗОУРОВНЕ общеобразовательные, гимназические , лицейские, коррекционно-развивающие классы, классы различного уровня обучения (повышенного, среднего и пониженного уровня)

Слайд 17

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ ОСОБЕННОСТЯМ НА МИКРОУРОВНЕ учёт скорости протекания нервных процессов у ученика, вида памяти, силы нервной системы

Слайд 18

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ И ПРОЕКТИРУЕМОЙ ПРОФЕССИИ НА МИКРОУРОВНЕ выполнение учениками на уроках и во внеурочной деятельности творческих исследовательских заданий, связанных с интересами, проектируемой профессией учеников. Групповая работа над исследовательскими проектами, изготовление моделей, макетов, постановка опытов, экспериментов.

Слайд 19

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ НА МЕЗОУРОВНЕ выделяются классы с углублённым изучением отдельных предметов и профильные классы, которые от первых отличаются тем, что углубл1нно изучается ряд взаимосвязанных предметов, вводятся спецпредметы, спецкурсы, соответствующие профилю

Слайд 20

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО ЧАСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ различия учащихся по способностям к тем или иным предметам При формировании дифференцированных классов по интересам учеников учитываются не только интересы и желания учащихся, но и их способности к изучению данных дисциплин .

Слайд 21

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО ПРОЕКТИРУЕМОЙ ПРОФЕССИИ НА МЕЗОУРОВНЕ выделяются классы, спрофилированные на определённое высшее учебное заведение, лицейские классы, гимназические, групповые занятия в школе по подготовке в вуз

Слайд 22

ВНУТРИКЛАССНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧАЩИХСЯ задания различного уровня сложности (усложнение за счёт привлечения пройденного материала, усложнение видов работы, усиление уровня творческой деятельности)

Слайд 23

СПОСОБЫ ВКЛЮЧЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС учитель может дать задание каждому ученику; ученики могут сами выбрать задание 1) учитель рассказывает о сложности каждого задания, советует ученику, какое задание выбрать; 2) учитель рассказывает о сложности каждого задания, но выбирают сами ученики, учитель корректирует их выбор; 3) ученики сами распределяют сложность заданий и сами осуществляют выбор.

Слайд 24

ВНУТРИКЛАССНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧАЩИХСЯ дозирование помощи учителя • временное облегчение заданий (разбивка текста или фрагментирование на самостоятельные части – порции), • задания с письменной инструкцией (указание последовательности действий), • работа с подготовительными упражнениями (каждое подготовительное упражнение – этап выполнения основного), • работа с наглядным подкреплением рисунком, чертежом)

Слайд 25

УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (В.В. ФИРСОВ, В.А. ОРЛОВ, В.М. МОНАХОВ) ориентация на минимум содержания образования определение содержания образования, которое необходимо усвоить ученику и на повышенных уровнях право и возможность ученика самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал учитель объясняет материал на уровне, более высоком, чем минимальный, знакомит учеников с результатами, которых они должны достичь на каждом уровне

Что такое дифференцированное обучение? Примеры и стратегии

Так же, как у каждого человека есть уникальный отпечаток пальца, у каждого ученика индивидуальный стиль обучения. Скорее всего, не все ваши ученики овладевают предметом одинаково или обладают одинаковым уровнем способностей. Итак, как вы можете лучше проводить уроки, чтобы охватить каждого в классе? Рассмотрите возможность дифференцированного обучения - метод, о котором вы, возможно, слышали, но не изучали, поэтому вы здесь.Из этой статьи вы узнаете, что это означает, как работает, а также о плюсах и минусах.

Получайте актуальные учебные материалы и обновления прямо на ваш почтовый ящик. Подпишитесь сегодня! Присоединиться

Что означает дифференцированное обучение

Кэрол Энн Томлинсон - лидер в области дифференцированного обучения и профессор лидерства, фондов и политики в области образования в Университете Вирджинии.Томлинсон описывает дифференцированное обучение как фактор, учитывающий индивидуальные стили обучения и уровни готовности учащихся от первых до при разработке плана урока. Исследования эффективности дифференциации показывают, что этот метод приносит пользу широкому кругу студентов, от людей с ограниченными способностями к обучению до тех, кто считается одаренным.

Дифференцированное обучение может означать преподавание одного и того же материала всем учащимся с использованием различных методик обучения или может потребовать от учителя проводить уроки разного уровня сложности в зависимости от способностей каждого учащегося.

Учителя, практикующие дифференциацию в классе, могут:

  • Уроки дизайна, основанные на стилях обучения учащихся.
  • Группируйте студентов по общим интересам, теме или способностям для выполнения заданий.
  • Оцените успеваемость учащихся с помощью формирующего оценивания.
  • Управляйте классом, чтобы создать безопасную и благоприятную среду.
  • Постоянно оценивайте и корректируйте содержание урока в соответствии с потребностями учащихся.

История дифференцированного обучения

Корни дифференцированного обучения уходят корнями во времена однокомнатной школы, где один учитель собирал учеников всех возрастов в одном классе.Когда образовательная система перешла к выпускным школам, предполагалось, что дети одного возраста учатся одинаково. Однако в 1912 году были введены тесты на успеваемость, и оценки выявили пробелы в способностях учащихся в пределах их классов.

В 1975 году Конгресс принял Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA), гарантирующий детям с ограниченными возможностями равный доступ к государственному образованию. Чтобы охватить это количество учащихся, многие преподаватели использовали дифференцированные стратегии обучения.Затем последовал отрывок «Ни одного отстающего ребенка» в 2000 году, который еще больше поощрял дифференцированное обучение на основе навыков - и это потому, что оно работает. Исследование, проведенное преподавателем Лесли Оуэн Уилсон, поддерживает дифференцированное обучение в классе, обнаружив, что лекция - это эффективная учебная стратегия минимум , с сохранением только 5-10 процентов через 24 часа. Участие в обсуждении, практика после ознакомления с контентом и обучение других - гораздо более эффективные способы обеспечить удержание знаний.

Четыре способа различения инструкций

Согласно Томлинсону, учителя могут различать обучение четырьмя способами: 1) содержание, 2) процесс, 3) продукт и 4) среда обучения.

1. Содержание

Как вы уже знаете, основное содержание урока должно охватывать стандарты обучения, установленные школьным округом или государственными образовательными стандартами. Но некоторые учащиеся в вашем классе могут быть совершенно не знакомы с концепциями урока, некоторые учащиеся могут иметь частичное овладение знаниями, а некоторые учащиеся могут быть уже знакомы с содержанием до начала урока.

Что вы можете сделать, так это дифференцировать содержание, разработав для групп учащихся упражнения, охватывающие различные уровни Таксономии Блума (классификация уровней интеллектуального поведения, от навыков мышления низшего порядка до навыков мышления высшего порядка). Шесть уровней: запоминание, понимание, применение, анализ, оценка и создание.

Студенты, которые не знакомы с уроком, могут быть обязаны выполнять задания на более низких уровнях: запоминание и понимание.Студентов с некоторым уровнем мастерства можно попросить применить и проанализировать содержание, а студентов с высоким уровнем мастерства можно попросить выполнить задания в области оценки и творчества.

Примеры разграничения видов деятельности:

  • Сопоставьте словарные слова с определениями.
  • Прочтите отрывок из текста и ответьте на связанные вопросы.
  • Подумайте о ситуации, которая произошла с персонажем рассказа, и о другом результате.
  • В рассказе отличите факты от мнения.
  • Укажите позицию автора и предоставьте доказательства в поддержку этой точки зрения.
  • Создайте презентацию PowerPoint, подытоживающую урок.

2. Процесс

У каждого студента есть предпочтительный стиль обучения, и успешная дифференциация включает в себя передачу материала по каждому стилю: визуальному, слуховому и кинестетическому, а также посредством слов. Этот связанный с процессом метод также учитывает тот факт, что не всем ученикам требуется одинаковая поддержка со стороны учителя, и ученики могут работать в парах, малых группах или индивидуально.И хотя некоторым студентам может быть полезно общение один на один с вами или классным помощником, другие могут развиваться сами. Учителя могут улучшить обучение учащихся, предлагая поддержку с учетом индивидуальных потребностей.

Примеры дифференциации процесса:

  • Предоставить учебники для изучающих слова и наглядные пособия.
  • Разрешить слушателям слушать аудиокниги.
  • Дайте кинестетикам возможность выполнить интерактивное онлайн-задание.

3. Товар

Продукт - это то, что учащийся создает в конце урока, чтобы продемонстрировать мастерство владения содержанием. Это могут быть тесты, проекты, отчеты или другие действия. Вы можете поручить учащимся выполнять задания, демонстрирующие владение образовательной концепцией так, как предпочитает учащийся, в зависимости от стиля обучения.

Примеры дифференциации конечного продукта:

  • Учащиеся читают и пишут, пишут книжный отчет.
  • Визуальные учащиеся создают графический организатор рассказа.
  • Слушатели делают устный отчет.
  • Ученики, изучающие кинестетику, строят диораму, иллюстрирующую историю.

4. Учебная среда

Условия для оптимального обучения включают как физические, так и психологические элементы. Ключевым моментом является гибкая планировка классной комнаты, включающая различные типы мебели и приспособлений для поддержки как индивидуальной, так и групповой работы. С психологической точки зрения учителя должны использовать методы управления классом, которые поддерживают безопасную и благоприятную среду обучения.

Примеры дифференциации окружающей среды:

  • Разделите учащихся на группы для чтения, чтобы обсудить задание.
  • При желании разрешите учащимся читать индивидуально.
  • Создавайте тихие места, где никто не будет отвлекаться.

Плюсы и минусы дифференцированного обучения

Преимущества дифференциации в классе часто сопровождаются недостатком постоянно увеличивающейся рабочей нагрузки. Вот несколько факторов, о которых следует помнить:

Плюсы

  • Исследования показывают, что дифференцированное обучение эффективно для учащихся с высокими способностями, а также для учащихся с легкими и тяжелыми формами инвалидности.
  • Когда учащимся предоставляется больше возможностей для изучения материала, они берут на себя больше ответственности за собственное обучение.
  • Похоже, что учащиеся более вовлечены в процесс обучения, и, как сообщается, в классах, где учителя проводят дифференцированные уроки, меньше проблем с дисциплиной.

Минусы

  • Дифференцированное обучение требует больше работы при планировании уроков, и многим учителям сложно найти дополнительное время в своем расписании.
  • Кривая обучения может быть сложной, а некоторым школам не хватает ресурсов для профессионального развития.
  • Критики утверждают, что недостаточно исследований, чтобы подтвердить преимущества дифференцированного обучения, перевешивающие дополнительное время на подготовку.
Подробнее: нажмите, чтобы просмотреть связанные ресурсы.

Присоединяйтесь к Resilient Educator

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать контент, доставляемый в ваш почтовый ящик. Щелкните или коснитесь кнопки ниже.

Присоединяйтесь к Resilient Educator

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать контент, доставляемый в ваш почтовый ящик.Щелкните или коснитесь кнопки ниже.

Присоединиться

Возможно, вы также прочитаете

Теги: Учебная программа и инструкции, Разнообразие, Увлекательные занятия, Новый учитель, Плюсы и минусы .

Дифференциация на занятиях - 7 методов дифференциации

Как мы уже обсуждали в этой серии статей, дифференциация в классе позволяет учителям давать ученикам с любым уровнем подготовки в любых условиях наилучшие шансы на обучение. Ранее мы подошли к семи основным профилям обучения в классе, трем основным условиям обучения, с которыми учителя должны быть знакомы. Теперь мы рассмотрим семь методов дифференциации, которые учителя могут использовать для адаптации своих учеников.

7 методов дифференциации:

  • Обучение в гибком темпе
  • Совместное обучение
  • Прогрессивные задания
  • Цифровые ресурсы
  • Устная поддержка
  • Различные исходы
  • Текущая оценка

Используя эти методы, учителя могут использовать широкий спектр способностей в классе.

1. Обучение в гибком темпе

Традиционно задачи выполняются в установленное время, что обычно подходит для учащихся с медленным темпом.Это может означать, что более быстрые ученики задерживаются темпами своих сверстников, а более медленные сотрудники чувствуют себя поспешными и неспособными учиться в необходимом темпе.

Однако благодаря гибкому подходу к задачам, основанным на времени, более быстрые ученики получают возможность выполнять дополнительные задания, а это дает другим ученикам возможность выполнять свои упражнения с более комфортной скоростью.

2. Совместное обучение

Содействие групповой работе отлично подходит для того, чтобы более застенчивые ученики могли больше участвовать в классе.Формирование групп учеников со смешанными способностями дает отличникам платформу для озвучивания своих идей, а ученикам с более низкими способностями - возможность сотрудничать со своими сверстниками и учиться у них.

Распределение ролей между каждым членом группы также может помочь ученикам организовать себя в соответствии с их различными навыками и способностями. Это дает менее способным студентам возможность повысить ценность и вызывает больше уверенности.

3. Прогрессивные задания

Учителя могут назначать отдельные работы или упражнения для разных учеников в зависимости от их способностей.Однако этот подход может создать несколько проблем. Он не только более публично подчеркивает способности учеников с потенциально негативными социальными последствиями, но также требует от учителя значительно большей административной работы.

Никогда не упустите шанс узнать о последних новостях, советах и ​​новостях для руководителей школ и преподавателей.

Подпишитесь сегодня

Ознакомьтесь с нашей политикой конфиденциальности.

Однако прогрессивный рабочий лист, который усложняется по мере того, как ученик продвигается вперед, является более чувствительной альтернативой.Позволяя студентам с более медленным темпом обучения работать со своей скоростью, это также дает возможность более академически способным студентам быстрее переходить к более сложным вопросам.

4. Цифровые ресурсы

Используя интерактивные инструменты и цифровые приложения, классы со смешанными способностями получают возможность подойти к теме или предмету с разных сторон. В некоторых случаях использование цифровых ресурсов может также выявить навыки или увлечение студентов с меньшими академическими способностями, в то время как другие могут работать более эффективно с нетрадиционными ресурсами и средами.

Этот метод дифференциации позволяет использовать различные материалы, платформы и инструменты для достижения одинаковых результатов обучения и вселить в учеников уверенность в своих цифровых навыках.

5. Устная поддержка

Вербальный диалог занимает центральное место в этом методе дифференциации. Учителя могут определять разные способности к обучению и адаптировать свои голосовые объяснения и поддержку к разным академическим уровням. Использование целевых вопросов может вызвать разные ответы у учеников с разным профилем обучения.

Этот метод основан на взаимодействии учителя и ученика, а также на способности учителя вовлекать учеников как в простой, так и в сложный диалог в соответствии с их учебными потребностями.

6. Различные исходы

Вместо того, чтобы ставить задачу с одним результатом или «правильным» ответом, более интерпретирующий подход к упражнению дает учащимся гибкость для достижения более индивидуального результата. Учащиеся с разными способностями достигнут результатов, соответствующих их уровню понимания и обучения.

Если четкое направление и набор правил формализованы до постановки задачи, можно избежать риска слишком низкого падения учащихся с более низкими способностями.

7. Текущая оценка

Регулярная оценка и обратная связь позволяют учителям адаптировать свои методы обучения к различным потребностям учеников и условиям обучения. В настоящее время оценка проводится как в течение года, так и в конце года и позволяет полностью переосмыслить процесс отчетности в конце года. С помощью интерактивного дисплея перед классом, такого как ActivPanel, учителя могут проводить анонимные или открытые опросы, оценивать занятия в конце класса и опрашивать.Таким образом, преподаватели могут быть проинформированы об уровнях понимания, интерпретации и обучения. Этот гибкий метод позволяет обслуживать все профили обучения в то время, когда это наиболее ценно, а не ретроспективно.

В заключение

В целом, современные методы обучения должны быть достаточно гибкими, чтобы обеспечить лучший способ обучения для всех профилей обучения. Определив сначала потребности разных учащихся, поняв, как их лучше всего заинтересовать, и применив сочетание этих методов дифференциации, учащиеся всех способностей получат наилучшие возможности для обучения.

Свяжитесь с нами, чтобы запланировать бесплатную, не обязательную демонстрацию ActivPanel, которая поможет учащимся участвовать в совместном обучении и улучшить свои цифровые навыки.

.

% PDF-1.4 % 360 0 объект > endobj xref 360 50 0000000016 00000 н. 0000002155 00000 н. 0000002320 00000 н. 0000002799 00000 н. 0000003077 00000 н. 0000003555 00000 н. 0000004049 00000 н. 0000004622 00000 н. 0000004736 00000 н. 0000004848 00000 н. 0000005390 00000 н. 0000005665 00000 н. 0000006322 00000 н. 0000007038 00000 п. 0000007065 00000 н. 0000007735 00000 н. 0000007877 00000 н. 0000008608 00000 н. 0000009169 00000 н. 0000009792 00000 н. 0000010378 00000 п. 0000010492 00000 п. 0000011072 00000 п. 0000012620 00000 п. 0000013052 00000 п. 0000013122 00000 п. 0000013231 00000 п. 0000058439 00000 п. 0000058722 00000 п. 0000059300 00000 п. 0000103160 00000 н. 0000103429 00000 н. 0000135802 00000 н. 0000170199 00000 н. 0000170740 00000 н. 0000171312 00000 н. 0000171601 00000 н. 0000181331 00000 н. 0000181394 00000 н. 0000181625 00000 н. 0000181680 00000 н. 0000181763 00000 н. 0000181841 00000 н. 0000181880 00000 н. 0000189235 00000 н. 0000189770 00000 н. 0000190241 00000 н. 0000190365 00000 н. 0000001972 00000 н. 0000001322 00000 п. трейлер ] / Предыдущая 284471 / XRefStm 1972 >> startxref 0 %% EOF 409 0 объект > поток hb```b``kc`2 @ (sn7ry {B8Q NYB} k 0ZdjxhiNH, 'dT6Ln͆ = jy ^ m} yO: ye7> * q] {* yKOʇ # xriKF} Xf%! = Skz & | ^ so [üvU96 ra ݭ BAIAk

.

Основные формы дифференциации

Различные типы дифференциации

Хорошее использование дифференциации жизненно важно в учебной программе для более способных. Здесь особенно полезны два текста:

«Дифференциация: практическое руководство по стратегиям работы в классе» , Крис Дикинсон и Джули Райт (NCET, 1993)

«Эффективные учебные мероприятия» , Крис Дикинсон (Network Educational Press, 1996).

Методы дифференциации жизненно важны для способных учеников в любой системе образования.

Дифференциация по результату или реакции

Это, пожалуй, наиболее широко используемая из всех форм дифференциации. Один и тот же материал или стимул используется для всех учеников или, альтернативно, для всех в группе ставятся одни и те же задачи. Дифференциация достигается за счет того, что люди отвечают на собственном уровне способностей, поэтому в результате выполнения одной и той же задачи или части работы получаются совершенно разные результаты.

Этот метод лучше всего работает, когда задания являются открытыми, чтобы учащиеся имели возможность высказать свое мнение.Основным преимуществом этой формы дифференциации является то, что студентов не нужно сначала группировать.

Однако имейте в виду, что некоторые инспекторы немного обеспокоены, если процесс используется слишком часто, особенно если задачи не являются достаточно открытыми. Это потому, что возможно, что учитель не продумал то, что он или она делает, и просто ставит ту же задачу без какой-либо стратегии.

Различение по ресурсам или тексту

Этот метод основан на том факте, что некоторые студенты способны работать с более продвинутыми ресурсами, чем другие.Учащиеся могут отвечать на один и тот же основной вопрос, но используют материалы разного уровня, на которых основываются свои ответы. В более простых текстах меньше прозы и больше иллюстраций, они менее плотны и используют ограниченный словарный запас и концепции. Для более способных, словарный запас должен быть более продвинутым, а идеи выражаться более сложным образом.

В истории и географии, например, можно визуализировать ряд текстов на основе одной и той же базовой информации. На современных иностранных языках некоторым студентам также можно было предоставить гораздо более подробные и сложные материалы.

Из-за значительных различий в способах работы учащихся нам необходимо предоставить самые разные ресурсы.

В «Эффективные учебные мероприятия» Крис Дикинсон отстаивает эти задачи. Это обеспечивает гибкость, облегчающую дифференциацию по ресурсам.

Разграничение по задачам

Здесь представлены различные задания, которые охватывают основную область содержания и охватывают диапазон отдельных учащихся в группе.Одно особое соображение - это отправная точка. Более способные студенты могли начать «дальше по дороге». Еще один важный фактор - количество шагов, которые необходимо выполнить. Чем меньше возможностей, тем меньше должны быть дополнительные шаги. Чем лучше ученик, тем больше могут быть пробелы и, следовательно, меньше шагов, которые необходимо включить в планирование.

Один из методов - это разные карточки, рабочие листы или упражнения для разных учеников. Некоторые учителя беспокоятся о социальных последствиях раздачи разных работ разным ученикам.Возможно, стоит задуматься о том, что гораздо больше вреда можно нанести, если увлекать учащихся материалом, который им не по силам, или расстраивая или утомляя более способных, не давая им достаточного вызова.

Другое применение - групповая работа. Некоторые учителя используют «повторяющиеся действия», в которых разные этапы проекта обрабатываются разными группами, основанными на способностях, в зависимости от сложности выполняемой задачи.

Третий метод достижения дифференциации по задачам включает в себя рабочие листы, которые становятся все сложнее.Ранние задания намного проще, хотя некоторым ученикам это удается. Последующие задачи намного сложнее, и их решают только способные ученики, которые быстро ответили на предыдущие вопросы. Некоторые учителя считают это более приемлемым, поскольку всем выдаются одинаковые листы. Опасность состоит в том, что на старте будет потрачено слишком много времени для более способных.

Дифференциация диалогом

Самый важный ресурс для любого ученика - не бумага или электричество, а люди.Дифференциация посредством диалога делает упор на роли учителя и разговоре между учителем и учениками. Диалог позволяет различать разные аспекты.

Словарь и сложность используемого языка должны различаться для разных учеников. Менее способному ученику вполне может потребоваться подробное объяснение простым языком. Более способный ученик требует устного диалога на более сложном уровне. Всем учащимся нужна соответствующая обратная связь в рамках диалога.

Квалифицированный руководитель класса подсказывает и поощряет учеников комментариями, соответствующими способностям каждого ученика и степени его успеваемости.

Дифференциация по поддержке

Этот подход связан с дифференциацией посредством диалога и основан на представлении о том, что некоторым студентам требуется больше помощи, чем другим, для выполнения рабочего набора. Объем и степень оказываемой помощи могут быть дифференцированы в соответствии с потребностями отдельных студентов.

Эту поддержку может оказать учитель или другие взрослые. Очевидным примером может служить помощь классного ассистента студенту с трудностями в обучении. Поддержка может исходить от других студентов или от оборудования и информационных технологий. Способного ученика может поддержать независимый учебный пакет. Стоит отметить, что учащиеся всех способностей заслуживают и нуждаются в поддержке учителей, но характер такой поддержки должен быть разным.

Дифференциация по темпам

Некоторым ученикам нужно продвигаться вперед очень постепенно, иначе они запутаются.Многие способные ученики могут выдержать гораздо более быструю программу, и они расстраиваются, если темп недостаточно высок. Даже простые задачи становятся сложнее, если их нужно решать за ограниченное время.

Планирование уроков можно дифференцировать с точки зрения количества и скорости выполнения задач. Срочность и более высокая скорость - ключевые ингредиенты для удовлетворения потребностей способных студентов.

Дифференциацию по темпам можно интерпретировать двояко.По линейным предметам, таким как математика и современные иностранные языки, он может вовлечь более способных учеников, которые проходят установленный курс намного быстрее и постепенно продвигаются вперед. Это часто называют ускорением или ускорением. По другим предметам, например по гуманитарным наукам, это было бы неуместно. Здесь дифференциация по темпам предполагает, что более способные ученики будут работать быстрее, но вместо того, чтобы переходить к следующему разделу, выполняли бы задачи по обогащению или расширению. Ясно, что эту вторую интерпретацию можно применить и к предметам, основанным на линейности.

Дифференциация по содержанию

Некоторые учащиеся благодаря быстрому и успешному овладению «основами» тратят время на то, чтобы смотреть на содержание за пределами нормы. Это важное использование времени, а не пустая трата времени на «то же самое».

Разграничение по независимости или ответственности

Это согласуется с некоторыми проблемами, возникающими при дифференциации по поддержке. Оценка сверстников и самооценка рекомендуется как часть процесса преподавания и обучения.Предполагается, что способные студенты более способны к таким формам оценивания.

СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ И КЛАССИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ВАЖНО ДЛЯ БЛАГОПОЛУЧИЯ СПОСОБНЫХ СТУДЕНТОВ.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРЕДНАЗНАЧЕНА, А НАПИСАНО В СХЕМЫ РАБОТЫ.

В ОДНОЙ ЗАДАЧЕ ИЛИ ЧАСТИ РАБОТЫ МОЖНО РАБОТАТЬ БОЛЬШЕ ОДНОГО ВИДА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ.

Стратегии обеспечения в классе, в школе или колледже в целом и за его пределами

Такие стратегии могут включать:

1.схемы работы для всех разделов всех учебных программ, которые предусматривают, в плановом порядке, наиболее способных в группе одним или несколькими методами обогащения и / или расширения;

2. групповая политика, основанная на потребностях людей;

3. Использование различных форм дифференциации - темп, задача, диалог, поддержка, результат, ресурс, содержание, ответственность;

4. дифференцированные домашние задания;

5. клубы в обеденное время или в нерабочее время, охватывающие академические и другие мероприятия;

6.услуга аренды дополнительных материалов из библиотеки или где-либо еще;

7. специальные соревнования;

8. настолько широкая внеклассная программа, насколько это возможно;

9. визиты поэтов, писателей, актеров, танцоров и т. Д .;

10. Использование опыта и интересов способных студентов для помощи в реализации учебной программы;

11. Регулярное празднование всех разделов учебной программы;

12. Создание газеты и / или тематических журналов;

13.недели занятий, позволяющие исследовать более необычные области, и более длительные блоки времени для занятий;

14. Дополнительные занятия в течение дня;

15. наставничество либо со стороны столь же талантливого взрослого, либо достаточно воодушевляющего взрослого;

16. Кластерная деятельность с другими школами или колледжами;

17. использование преимуществ деятельности LEA, где это уместно и доступно;

18. использование мастер-классов в местном университете;

19.сотрудничество с соответствующими старшими группами;

20. Совместные действия с местным сообществом;

21. рассмотрение деятельности по обогащению, предоставляемой внешними ассоциациями и организациями, как предметных, так и более общих.

По материалам Эффективные ресурсы для способных и талантливых детей by B

Нравится:

Нравится Загрузка ...

.

Содержание образования, понятие содержания образования, организация содержания образования

Содержание обучения

Концепция содержания образования

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры является содержание образования. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как «совокупность систематизированных знаний, умений и установок, а также достигнутый в результате определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки. учебно-воспитательной работы.«Это так называемый познавательный подход к определению сущности содержания образования, который вводит фрагментацию всего содержания образования на разные предметные области.

При таком подходе акцент делается на знаниях как отражении духовных богатств человечества, накопленных в процессе поиска и исторического опыта, способствующих социализации личности, вступлению человека в общество.Содержание образования в данном случае - это вся культура человечества, целостность которой расщепляется по изучаемой предметной области как совокупность некоторых компонентов. Иерархия компонентов культуры в формировании содержания образования при наукоемком подходе представлена ​​на рис. 3.11.

Рис. 3.11. Схема содержания образования как иерархия культурных компонентов

Это очень разные компоненты, и для их освоения требуется не только восприятие, понимание, запоминание, воспроизведение, действия на моделях, но и эмоциональная реакция, собственный поиск, оценочная деятельность и многое другое.Однако при подходе, ориентированном на знания, фрагментированные знания становятся абсолютной ценностью в процессе обучения и затемняют самого ученика, его взгляды и ценности. Это приводит к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академизму, ориентации содержания обучения на среднего студента и другим негативным последствиям.

Современный уровень развития дидактики позволяет говорить о двух противоречиях в формировании содержания образования, преодолеть которые невозможно при наукоемком подходе.

Первое противоречие. Предметная структура содержания образования как характерная черта познавательного подхода способствует систематическому изучению основ научного познания, но разбивает единый мир, делит его на составные части, что препятствует формированию в в сознании учащихся цельная картина мира, представления о его единстве и внутренних связях.

Второе противоречие. Большой объем учебного материала изучается по частям, в линейной последовательности, дискретно, обучение обязательно растягивается во времени, поэтому у студентов на основе линейной структуры учебы не всегда есть целостные представления об изучаемых компонентах дисциплины. знания.

Организация содержания образования

В истории образования делались попытки реконструировать предметное обучение и даже заменить его более законченными конструкциями (комплексами, проектами).Итак, в 1923-1925 гг. Комплексные программы для школы разрабатывались под руководством научно-педагогической секции Государственного ученого совета (ГУС), в которых предметное построение школьного курса было заменено единым комплексом информации о природе, труде и обществе. Этот комплекс информации был разделен на три области развития, которые привели ребенка от тех, кого он знал и любил (семья и его дом), к темам, содержанием которых была жизнь всей страны, а затем деятельность всего человечества.

Во второй половине XIX в. в школах США появился метод проектов. В его основе лежали положения прагматической педагогики (Д. Дьюи), провозгласившей «обучение на практике», т. Е. На основе практической подготовки студентов, что способствовало формированию целостного подхода к действительности, пониманию взаимосвязей между различные аспекты жизни, объединившие теорию и практику. Однако это было достигнуто ценой отказа от систематического и глубокого знания основ научного знания, т.е.е. с нарушением самого главного принципа обучения - систематического.

Как видно из этих двух примеров, каждая организация содержания образования носит исторический характер, поскольку определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все больше утверждается личностный подход к раскрытию сущности содержания образования.Этот подход нашел отражение в работах И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, по определению которых содержание образования является педагогически адаптированной системой :

а) знания, навыки и умения;

б) опыт творческой деятельности;

в) переживание эмоционально-волевых установок.

Усвоение этой системы призвано обеспечить формирование полноценной личности, подготовленной к воспроизводству (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.Таким образом, при личностно-ориентированном подходе к определению содержания образования человек становится безусловной ценностью в процессе своего образования, что соответствует современным образовательным, духовным, культурным и жизненным потребностям личности, гуманному отношению к развитие личности, проявление ее индивидуальности.

Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостной личности, что возможно только при развитии естественных, социальных и культурных принципов и может быть реализовано в контексте такого содержания образования, которое имеет универсальный, национальный и региональное значение.Исходя из этого и на основе выделенных принципов обучения в содержание образования конца ХХ века были включены:

- основ всех наук, определяющих современное естествознание и социальную картину мира, т.е. совокупность фундаментальных понятий, законов, теорий, основных фактов, основных типов задач, решаемых наукой;

- основных приложений, приложений теоретических знаний;

- методические знания, обеспечивающие осознание усвоения и развития мышления, в том числе сведения об истории познания;

- информация, необходимая для обеспечения всех или многих сфер человеческой деятельности;

- нерешенных, но важных научных и социальных проблем;

- обобщенных идей и позиций, дающих представление о единстве и развитии мира.

Кроме того, при отборе содержания было признано, что необходимо учитывать возрастные возможности обучающихся и логику их развития, а также обеспечивать социальную и личностную направленность изучаемого материала. В соответствии с новыми подходами В. Краевский предложил пересмотреть три основных принципа, полностью отражающих весь комплекс дидактических принципов. Сформулированные принципы представлены как единое целое - триединство принципов, взаимно усиливающих друг друга.Важно отметить, что само триединое единство отражает принцип отражения в содержании образования всех ведущих элементов мировой и национальной культуры, содержащих потенциал личностного развития обучаемых.

Принимая такую ​​конфигурацию взаимодействия сформулированного греха основных принципов выбора содержания образования, можно вывести критерии выбора содержания, которые представлены в табл. 3.3.

Таблица 33

Критерии выбора содержания образования

Критерии отбора

Содержимое содержимого

1.Критерий целостного отражения основных компонентов социального опыта, перспектив его развития, задач всестороннего развития личности

- познание природы, общества, техники, культуры, человека, освоение способов работы по лекалам;

- усвоение опыта творческой деятельности и формирование эмоционально ва

.

15 теорий обучения в образовании (полное резюме)

Что такое теории обучения?

Итак, что такое образовательные теории обучения и как мы можем использовать их в своей педагогической практике? Их так много, как узнать, какие из них по-прежнему актуальны, а какие подойдут для наших классов?

Есть 3 основные схемы теорий обучения; Бихевиоризм, когнитивизм и конструктивизм. В этой статье вы найдете разбивку каждой из них и объяснение 15 наиболее влиятельных теорий обучения; от Выготского до Пиаже и Блума до Маслоу и Брунера.

Пол Стивенс-Фулбрук.

Плавание через патоку!

Вот что вы чувствуете, когда пытаетесь разобраться и разобраться в огромном количестве обучающих теорий, которые есть в нашем распоряжении.

Еще в Древней Греции философ Платон впервые задумался над вопросом: «Как человек узнает что-то новое, если сам предмет для него является новым» (хорошо, я перефразирую, мой древнегреческий язык не очень хороший!).

Со времен Платона появилось много теоретиков, все со своими разными взглядами на то, как учатся студенты.Теории обучения - это набор принципов, которые объясняют, как ученик может лучше всего усваивать, запоминать и вспоминать новую информацию.

Перейти к FAQ по теориям обучения (внизу этой страницы)

В этом полном резюме мы рассмотрим работу следующих теоретиков обучения.

Несмотря на то, что существует так много теоретиков в области образования, есть три ярлыка, под которые все они подпадают. Бихевиоризм , Когнитивизм и Конструктивизм .

Не стесняйтесь поделиться этой инфографикой, щелкнув по ней.

Поведенческий туризм.

Бихевиоризм основан на идее, что знания независимы и зависят от внешнего вида учащегося. В понимании бихевиориста учащийся - это чистый лист, которому следует предоставить информацию, которую нужно усвоить.

Благодаря этому взаимодействию создаются новые ассоциации и, таким образом, происходит обучение. Обучение достигается, когда предоставленный стимул меняет поведение.Необразовательным примером этого является работа Павлова.

Посредством своего знаменитого эксперимента с «слюноотделением собаки» Павлов показал, что раздражитель (в данном случае звон в колокольчик каждый раз, когда он кормил собаку) заставлял собаку в конечном итоге выделять слюну, когда она слышала звонок.

Звонок в колокольчик у собаки ассоциировался с кормлением, поэтому всякий раз, когда звонили в колокольчик, у собаки начиналось выделение слюны, она узнавала, что звук был предвестником кормления.

Я использую аналогичный подход к управлению классом.

Я учил своих учеников, что если я стою в определенном месте в классе со скрещенными руками, они знают, что меня расстраивает уровень шума, и они начинают успокаиваться, или если я сижу, скрестив ноги, на За столом я собираюсь сказать что-то важное, поддерживающее, и они должны слушать, потому что это влияет на них напрямую.

Поведенческий туризм включает в себя повторяющиеся действия, словесное подкрепление и стимулы к участию. Он отлично подходит для установления правил, особенно для управления поведением.

Когнитивизм.

В отличие от бихевиоризма, когнитивизм основан на идее, что учащиеся обрабатывают полученную информацию, а не просто реагируют на стимул, как в случае с бихевиоризмом.

По-прежнему наблюдается очевидное изменение поведения, но это связано с размышлениями и обработкой информации.

Когнитивные теории были разработаны в начале 1900-х годов в Германии на основе гештальт-психологии Вольфгангом Колером. На английском языке гештальт примерно означает организацию чего-то в целом, которое рассматривается как нечто большее, чем сумма его отдельных частей.

Когнитивизм дал начало многим теориям образования, основанным на фактических данных, включая теорию когнитивной нагрузки, теорию схем и теорию двойного кодирования, а также стал основой для практики поиска.

В теории когнитивизма обучение происходит, когда учащийся реорганизует информацию, находя новые объяснения или адаптируя старые.

Это рассматривается как изменение знаний и сохраняется в памяти, а не просто рассматривается как изменение поведения. Теории когнитивного обучения в основном приписываются Жану Пиаже.

Примеры того, как учителя могут включать когнитивизм в свой класс, включают объединение концепций вместе, связывание концепций с примерами из реальной жизни, обсуждения и решение проблем.

Конструктивизм.

Конструктивизм основан на предпосылке, что мы конструируем изучение новых идей на основе наших собственных предварительных знаний и опыта. Таким образом, обучение индивидуально для каждого учащегося. Учащиеся адаптируют свои модели понимания, размышляя над предыдущими теориями или устраняя неправильные представления.

Чтобы конструктивистские подходы были эффективными, учащиеся должны иметь предварительную базу знаний. Учебная программа Брунера по спирали (см. Ниже) - отличный пример конструктивизма в действии.

Поскольку учащиеся создают свою базу знаний, результаты не всегда можно предвидеть, поэтому учитель должен проверять и опровергать ошибочные представления, которые могли возникнуть. Когда требуются последовательные результаты, конструктивистский подход может быть не идеальной теорией для использования.

Примеры конструктивизма в классе включают проблемное обучение, исследовательские и творческие проекты, а также групповое сотрудничество.

Не стесняйтесь поделиться этой инфографикой, щелкнув по ней. Написано и отредактировано Полом Стивенсом-Фулбруком. « Выготский, Пиаже и Блум. »Эта книга объясняет все на повседневном языке.
Получите БЕСПЛАТНО с неограниченной бесплатной пробной версией Kindle!

Филиал.

1. Теория когнитивного развития Пиаже.

Жан Пиаже

Пиаже - интересный персонаж в психологии. Его теория обучения отличается от многих других в некоторых важных отношениях:

Во-первых, он сосредотачивается исключительно на детях; Во-вторых, он говорит о , развивающем (а не о , обучающем как таковом) и, в-третьих, это теория стадии, а не теория линейной прогрессии.Хорошо, так о чем он?

Ну, есть несколько основных идей, которые нужно осмыслить, и некоторые этапы, которые нужно понять. Основные идеи:

  • Схемы : строительные блоки знаний.
  • Процессы адаптации : Они позволяют переходить от одного этапа к другому. Он назвал это: равновесие, ассимиляция и приспособление.
  • Стадии когнитивного развития : сенсомоторная; Предоперационный; Бетон Оперативный; Формальный рабочий.

Итак, вот как это происходит. Дети развивают Схемы познания мира. Это группы связанных идей о вещах в реальном мире, которые позволяют ребенку реагировать соответствующим образом.

Когда ребенок разработал рабочую схему , которая может объяснить то, что он воспринимает в мире, эта схема находится в состоянии Equilibrium .

Когда ребенок использует схему, чтобы справиться с новой вещью или ситуацией, эта схема находится в Ассимиляция и Размещение происходит, когда существующая схема не справляется с задачей объяснения того, что происходит, и ее необходимо изменить. .

После изменения оно возвращается к Равновесию , и жизнь продолжается. Следовательно, обучение - это постоянный цикл ассимиляции; Проживание; Равновесие; Ассимиляция и так далее…

Все, что проходит через 4 стадии когнитивного развития, которые определяются возрастом:

Этапы когнитивного развития по Пиаже.

Sensorimotor Stage длится от рождения до 2 лет, и ребенок тратит свое время на изучение базовых схем и постоянства объектов (идея, что что-то все еще существует, когда вы этого не видите).

Предварительный этап длится от 2 до 7 лет, и ребенок развивает больше схем и способность мыслить символически (идея о том, что одна вещь может заменять другую; например, слова или объекты). На этом этапе дети все еще испытывают трудности с теорией разума (эмпатия) и не могут понять точки зрения других.

Этап Concrete Operational длится от 7 до 11 лет, и это этап, когда дети начинают работать в уме, а не физически, в реальном мире.Они также развивают способность Сохранять (понимают, что что-то остается в том же количестве, даже если выглядит по-другому).

Формальная операционная стадия длится от 11 лет до взрослого возраста, и именно здесь развивается абстрактное мышление, а также логика и такие интересные вещи, как проверка гипотез.

Согласно Пиаже, весь процесс является активным и требует повторного открытия и восстановления знаний на протяжении всего процесса Стадий.

Понимание стадии, на которой находится ребенок, сообщает, что ему следует представить, исходя из того, что он может и не может делать на той стадии, в которой находится.

Работа Пиаже по когнитивизму породила блестящие работы таких людей, как Джон Свеллер, который разработал фантастическую теорию когнитивной нагрузки, и работу Джона Флавелла по метапознанию.

2. Теория обучения Выготского.

Лев Выготский

Выготский использует другой подход к идее Пиаже о том, что развитие предшествует обучению.

Вместо этого он считает, что социальное обучение является неотъемлемой частью когнитивного развития, и в основе когнитивного развития лежит культура, а не стадия развития.По этой причине он утверждает, что обучение варьируется в зависимости от культуры, а не является универсальным процессом, управляемым структурами и процессами, предложенными Пиаже.

Зона ближайшего развития.

Он уделяет большое внимание идее Зоны ближайшего развития , в которой дети и те, кого они учатся, совместно конструируют знания. Следовательно, социальная среда, в которой дети учатся, оказывает огромное влияние на то, как они думают и о чем они думают.

Они также различаются по тому, как они видят язык. Для Пиаже мысль движет языком, но для Выготского язык и мысль примерно через 3 года переплетаются и становятся своего рода внутренним диалогом для понимания мира.

И откуда они это берут? Разумеется, их социальная среда, которая содержит все когнитивные / лингвистические навыки и инструменты для понимания мира.

Выготский говорит о элементарных психических функциях , под которыми он подразумевает основные когнитивные процессы внимания, ощущения, восприятия и памяти.

Используя эти базовые инструменты во взаимодействии со своей социокультурной средой, дети как бы улучшают их, используя для этого все, что дает их культура. В случае с памятью, например, западные культуры склонны к заметкам, ментальным картам или мнемонике, тогда как другие культуры могут использовать другие инструменты памяти, такие как рассказывание историй.

Таким образом, можно довольно хорошо описать культурные вариации обучения.

В этой теории обучения решающее значение имеют идеи строительных лесов , зоны ближайшего развития ( ZPD ) и более знающих других ( MKO ).Вот как все это работает:

Более осведомленный Другой.

MKO может быть (но не обязательно) человеком, который буквально знает больше, чем ребенок. Работая совместно, ребенок и MKO работают в ZPD, что является той частью обучения, которую ребенок не может сделать самостоятельно.

По мере развития ребенка ZPD становится больше, потому что он может делать больше самостоятельно, а процесс увеличения ZPD называется Scaffolding .

Выготские леса.

Очень важно знать, где должны быть установлены эти эшафоты, и задача MKO - сделать это, чтобы ребенок мог работать независимо и учиться вместе.

Для Выготского язык находится в центре всего этого, потому что а) он является основным средством, с помощью которого МКО и ребенок обмениваются идеями, и б) его усвоение чрезвычайно эффективно в укреплении понимания мира.

Эта интернализация речи становится Private Speech («внутренний голос» ребенка) и отличается от Social Speech , который происходит между людьми.

Со временем Social Speech становится частной речью и Hey Presto! Это обучение, потому что ребенок теперь сотрудничает сам с собой!

Суть в том, что чем богаче социокультурная среда, тем больше инструментов будет доступно ребенку в ZPD и тем больше социальной речи он будет усваивать как частную речь. Поэтому не нужно быть гением, чтобы понять, что среда обучения и взаимодействие - это все.

Строительные леса также являются неотъемлемой частью Принципов обучения Rosenshine.

3. Области обучения Блума.

В 1956 году американский педагог-психолог Бенджамин Блум впервые предложил три области обучения; когнитивный, аффективный и психомоторный . Блум работал в сотрудничестве с Дэвидом Кратволом и Энн Харроу на протяжении 1950–70-х годов в трех областях.

Когнитивная область (Таксономия Блума).

Это была первая область, предложенная в 1956 году, и она фокусируется на идее о том, что цели, связанные с познанием, можно разделить на подразделения и ранжировать в порядке когнитивной сложности.

Эти ранжированные подразделения мы обычно называем таксономией Блума. Исходные подразделения следующие (знания самые низкие, а оценка - наиболее когнитивно сложная):

  1. Знания
  2. Понимание
  3. Приложение
  4. Анализ
  5. Анализ 24 24 Синтез 24

Однако в 2000-01 годах первоначальный партнер Блума Дэвид Кратвол и его коллега Лорин Андерсон (Андерсон был бывшим учеником Блума) подверглись серьезному пересмотру подразделений.

Основным моментом в этой редакции было переключение названий подразделений с существительных на глаголы, что упростило их использование при планировании учебной программы и уроков.

Другим важным изменением стал обратный порядок двух верхних подразделений. Обновленная таксономия выглядит следующим образом:

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.