О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Скачки развития ребенка


Скачки роста у детей до года: календарь по неделям

31.01.2020

0

Скачки развития ребенка до года

В первый год жизни малыши переживают 8 моторных и когнитивных скачков роста, в период которых они прикладывают много усилий для освоения новых навыков. Скачок в развитии длится 2-3 дня, но иногда и дольше. Многие детки в это время начинают чаще капризничать, становятся раздражительными, их настроение портится.

Сон ребенка в этот период тоже часто меняется. 

Если у малыша есть навык самостоятельного засыпания, то сон может ухудшиться на несколько дней. Здесь не нужно делать ничего по-новому. Но если кроха не умеет засыпать сам, он будет переживать скачки роста сложнее и дольше. И тогда малышу требуется гораздо больше поддержки. 

Давайте посмотрим, в какие недели происходят скачки роста, и что нам делать со сном на каждом этапе.

Скачок роста у грудничков до года — календарь и симптомы

5 неделя — мир меняющихся ощущений

В первый месяц жизни ощущение внешнего мира ребенком было мягким и похожим на то, что было в утробе матери. Теперь кроха начинает ощущать происходящее в окружающем мире яснее. Также у малыша происходит скачок в развитии органов чувств.  Эти изменения оказывают на него возбуждающее влияние.

Нервная система крохи еще не до конца созрела, поэтому к вечеру он может быть перегружен стимулами окружающей среды. В результате у малыша появляется вечерняя раздражительность, вызванная накоплением усталости.

Старайтесь расслабить кроху к вечеру как можно сильнее и укладывайте спать до наступления переутомления. Помните, что дети в таком возрасте способны бодрствовать не более 45-60 минут. 

8 неделя — мир паттернов

В 2 месяца у детей развивается чувственное восприятие своего тела. Они начинают различать простые паттерны: «у меня есть две руки», «я могу пошевелить ногой вот так».

Кроха дольше, чем раньше, фокусирует внимание на объектах, ему уже интереснее изучать мир вокруг. Он поворачивается на звуки, держит голову и пробует отталкиваться ручками, находясь на животе. Еще вы заметите первую улыбку ребенка. 

Малыш стал больше плакать? В силу активного физического и когнитивного развития он быстрее устает, его настроение меняется. Слезы сейчас - единственный способ малыша сообщить маме о своем состоянии.

Создайте комфортную обстановку для сна, чтобы помочь ребенку. Необходимо затемнять комнату, следить за влажностью и температурой в комнате малыша, использовать белый шум. 

12 неделя — мир мягких переходов

К 3 месяцам движения ребенка становятся более мягкими и точными. Он начинает замечать изменения вокруг: как меняется голос мамы, когда она поет, как в комнате становится темнее, когда солнце заходит за тучу. Мир становится более организованным для малыша.

К 4 месяцам формируются биологические ритмы ребенка, появляются первые признаки режима, происходит регресс сна. Ребенок становится сильнее и пробует выбираться из пеленки. Стоит следить, чтобы пеленание продолжало обеспечивать покой и комфорт, но при этом не создавало опасности.  Убирайте пеленание, если малыш уже переворачивается на живот во время сна. Отрабатывайте перевороты, пока малыш бодрствует, чтобы во время сна он реже просыпался. 

19 неделя — мир событий 

В этот период ребенок учится предсказывать последовательность событий. Например, «я роняю игрушку, мама ее поднимает». Малыш уже постепенно понимает причинно-следственные связи: если что-то толкнуть или взять, значит эти вещи двигаются. 

Сейчас самое время ввести стабильные ритуалы перед сном. Детям крайне важна предсказуемость. Если мама купает малыша вечером и поет определенную песенку, он привыкает, что за этим последует кроватка и сон. 

26 неделя — мир взаимоотношений 

К 6,5 месяцам малыши воспринимают расстояние между объектами или людьми. Они пробуют доставать до предметов, которые их интересуют: переворачиваются, начинают ползать. 

Все большее овладение собственным телом и новыми умениями приводят к появлению у ребенка беспокойства и некоторому страху. Появляются первые признаки сепарационной тревоги: вы можете заметить, что малыш противится укладыванию, так как сон для него — момент отделения от мамы. Дайте понять крохе, что, если вы не рядом, это не значит, что вас нет. Играйте в «ку-ку», выходите на минуту из комнаты и возвращайтесь с улыбкой на лице.

37 неделя — мир категорий 

Это возраст начала экспериментов. Дети любят пробовать все на ощупь, группируют в категории людей, предметы, животных и ощущения.

Ребенок проверяет, как его действия влияют на реакцию родителей: подходит ли мама каждый раз дать грудь, чтобы помочь уснуть, или плач ночью не вызывает сиюминутной реакции и мама только говорит «засыпай, малыш»? Ребенок может начать проверять границы, пытаться получить желаемое, что может впоследствии сформировать нежелательные привычки. 

В 8-8,5 месяцев малыш встает у опоры, активно ползает и делать первые шаги. Во время сна ребенок может вставать в кроватке с закрытыми глазами и плакать, не понимая, как лечь обратно. 

Важно убрать из кроватки все лишние предметы в целях безопасности. Отрабатывайте новые навыки во время бодрствования малыша.

46 неделя — мир последовательностей 

Ребенок учится тому, что в жизни есть порядок вещей. Должна произойти некая последовательность событий, прежде чем получится желаемый результат (самое большое кольцо пирамидки вниз, среднее посередине, маленькое наверх — пирамидка собрана).

Не пренебрегайте ритуалами перед сном и после пробуждения. Повторяемость событий и их предсказуемость дарит ребенку спокойствие и доверие к миру. 

55 неделя — мир программ

К году малыш уже понимает, что разные последовательности событий приводят к одному результату.

В этот период кроха начинает ходить. Некоторые родители планируют выход на работу, некоторые мамы прекращают грудное вскармливание. Сепарационная тревога может обостриться и нарушить сон в результате подобных  перемен.

Сохраняйте предсказуемые ритуалы перед сном и оставайтесь сами спокойными при укладывании малыша. Если вы «сворачиваете» ГВ, но ребенок не засыпает без груди, обучите малыша навыку самостоятельного засыпания. 

Общая таблица скачков роста до 12 месяцев

 

 


Понимание когнитивного развития вашего ребенка

Что такое когнитивное развитие?

Легко измерить изменения веса и размера вашего новорожденного, но не так просто увидеть, что происходит внутри его мозга.

Части мозга вашего ребенка, которые контролируют его телесные функции, уже созданы. Итак, ваш новорожденный умеет дышать, кормить, спать и какать. Одним словом, все, что ему нужно, чтобы выжить прямо сейчас. Однако тем частям мозга вашего ребенка, которые помогают ему понимать окружающий мир, еще многое предстоит сделать.

Мозг вашего новорожденного еще не может полностью справиться с восприятием, мышлением, памятью, языком и физической координацией. Процесс, с помощью которого ваш ребенок постепенно осваивает эти навыки, называется когнитивным развитием.

Когда начинается когнитивное развитие?

Расслаблялись ли вы под любимую телепрограмму на последних неделях беременности? Ваш ребенок успокаивается, если слышит его фирменную мелодию? Если так, то он доказывает вам, что мог учиться и помнить еще до своего рождения (Hepper 2007).

Когда вашему ребенку исполнилось несколько недель, он понимает, что может делать все возможное. Но его способность помнить, что он может делать вещи, со временем только разовьется.

Попробуйте прикрепить ленту к ножке вашего ребенка, чтобы, когда он пинает, он двигал своим мобильником. Не оставляйте малыша одного, пока будете пробовать это! В два месяца он будет пинать больше, но через пару дней забудет, что делать, чтобы добиться того же эффекта. В шесть месяцев он, вероятно, будет помнить, что делать в течение двух недель (Renee Collier, 1999).Способность вашего ребенка устанавливать связь между своими действиями и тем, что в результате происходит, называется узнаванием.

Воспоминание - более сложный навык памяти. Это способность думать о чем-то вне контекста. Например, ваш ребенок думал о своей кроватке, сидя в автокресле.

Вспоминание редко до шести месяцев, но после этого возраста следите за тем, чтобы он начал использовать действия для общения. Жест, показывающий, что он хочет, чтобы его взяли на руки, часто бывает одним из первых.

Примерно в шесть месяцев ваш ребенок, вероятно, перейдет от рта и стука всеми своими игрушками к пониманию того, что они делают разные вещи. Машины «забиты», а мишек тискают (Герберт и Паскалис, 2007).

Могу ли я помочь когнитивному развитию моего ребенка?

Большая часть когнитивного развития вашего ребенка происходит естественным путем, но вы можете сыграть большую роль, помогая ему. За последние 100 лет родители стали все больше интересоваться тем, как развивается мозг их детей.В результате участия родителей в их развитии дети стали ярче (Truscott & Frank Flynn JR, 1991). Итак, то, как вы взаимодействуете со своим ребенком, имеет значение.

С момента появления вашего ребенка на свет он смотрит вокруг и учится. Ваш новорожденный узнает ваш запах и голос. Он любит изучать твое лицо. Он подстраивается под ритмы речи и копирует движения губ. Если вы внимательно посмотрите на своего ребенка, вы узнаете, когда реагировать на его сигналы.

Младенцы учатся, делая что-то снова и снова.Так что играйте с малышом в простые игры. Позвольте ему попробовать игру и дайте ему время попрактиковаться в ней вместе с вами.

Также помогают игрушки, подходящие для возраста вашего ребенка. Но старайтесь не перегружать малыша игрушками, так как слишком много будет его отвлекать. Отвлеченному ребенку труднее сосредоточиться на чем-то одном.

Когда мой ребенок совершит прыжок в понимании?

Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Но мы можем сделать общие прогнозы относительно того, какие прыжки в понимании того или иного ребенка произойдет по мере его роста.Читайте дальше, чтобы узнать, чего ожидать и когда.

От новорожденного до трех месяцев
Вашему ребенку нравится ваш высокий голос, и он может повернуться к нему. Если вы покажете ему язык, он попытается скопировать вас.

Ваш ребенок счастлив, когда его обнимают в первые недели и месяцы (Berk 2007, Einon 2006). Хотя он узнает ваш уникальный запах и звук вашего голоса, он еще не осознает, что вы все еще существуете, когда вы не рядом с ним.

От трех до шести месяцев
Теперь ваш ребенок может делать вещи реальностью.Он знает, где останавливается и начинается все остальное, понимая, что даже если две игрушки соприкасаются, это не делает их одним целым.

Ваш ребенок может классифицировать. Покажите ему шесть изображений кошек и посмотрите, как он удивился, когда на седьмом изображении будет собака! Установите два или три зеркала и сядьте с малышом перед ними. Ему понравится видеть множество ваших отражений. Однако к пяти месяцам это может его расстроить, поскольку к тому времени он знает, что мама должна быть только одна.

К шести месяцам ваш ребенок будет с удовольствием тянуть, хватать, хлопать и класть их в рот.Он использует форму, текстуру и цвет, чтобы сказать, что это такое. Он может признать, что игрушка, которую он держит, - это та, которую он видел раньше (Berk 2007, Einon 2006).

От семи до девяти месяцев
Теперь ваш ребенок знает свое имя. Ему становится не по себе с чужими и незнакомыми местами.

Ваш ребенок умеет строить планы. Он может решить подползти к своему мишке или еще раз взглянуть на то, что находится под столом. Скорее всего, игрушки будут использоваться правильно, когда будут стучать по барабанам и опрокидываться кирпичи.

Вы можете обнаружить, что ваш ребенок копирует то, что вы делали вчера. Если он научится новому трюку, например, бросить погремушку из своей кроватки, он захочет попробовать его в другом месте. Следите за тем, чтобы он не уронил ложку со своего детского стульчика! Ваш ребенок еще не понимает прятки, поэтому, если вы спрячете его игрушку, он, вероятно, не станет ее искать (Berk 2007, Einon 2006).

От девяти месяцев до 12 месяцев
Ваш ребенок цепляется за вас и плачет, когда вы уходите. Он расстроен, потому что понял, что вы существуете, даже когда он вас не видит.Но если он увидит себя в зеркале, он не поймет, что это его отражение.

Ваш ребенок издает многозначительные звуки, которые станут его первыми словами. Его поведение кажется более спланированным, и он лучше предвидит то, что произойдет (Berk 2007, Einon 2007).

От 12 месяцев до 18 месяцев
Ваш ребенок говорит вам, чего он хочет, сочетая слова и действия. Он также может копировать действия, особенно ваши. Он может даже подражать тому, что видел на прошлой неделе.Ваш ребенок во всем: открывает шкафы, опорожняет урны. Его миссия - открыть для себя мир!

Столкнувшись с проблемой, он пробует одно решение, затем другое. Если что-то потеряно или спрятано, он может искать это систематически (Berk 2007, Einon 2007).

От 18 месяцев до 24 месяцев
Вашему малышу почти два года, и он начинает складывать слова. Иногда он может решить проблему в уме, решая проблему, думая о ней, а не методом проб и ошибок.Ваш малыш ищет вещи там, где он их оставил. Он притворяется и подражает.

Ласковый и любящий, ваш ребенок также может быть нервным, трудным и нереалистичным в отношении того, что он может делать. Его разочарование переходит в истерику. Он цепляется за вас в странных ситуациях.

В 18 месяцев он может не возражать против того, чтобы другие дети играли с его игрушками, но к двум годам он выхватывает их обратно. Ему нравится быть с другими детьми, но он не играет с ними, если они не постарше. Ваш ребенок не может поставить себя на чужое место.Поскольку ударить кого-то еще не повредит ему, он предполагает, что это не повредит и им. А если он ударится о стул, он скажет, что стул причинил ему боль.

Если в 18 месяцев вы нанесете ему пятно помады на лоб и сядете перед зеркалом, он протерет зеркало. В 21 месяц он признает, что «это я», и вытирает лоб. У вашего ребенка улучшается память, и он замечает, если вы пропустите страницу в его книге (Berk 2007, Einon 2007). Он действительно растет!

Как я могу идти в ногу с развитием моего ребенка?

С самого начала вы лучшая игрушка для вашего малыша.Заставьте его улыбаться, булькать и смеяться, и вы поступаете правильно. Имейте в виду, что его легко отвлечь. Слишком много занятий означает, что он не получит от них максимальной отдачи.

Не перегружайте его, опрокидывая ящик с игрушками. Он будет счастлив, если вы выберете одну игрушку, подходящую для его возраста. Игрушки, предназначенные для детей старшего возраста, не помогут вашему ребенку, потому что игрушки работают только в том случае, если они удовлетворяют его текущие потребности.

Вашему ребенку потребуется спокойная деятельность в перерывах между шумными играми.Пусть сам решает, когда остановиться. Если он теряет интерес к игре или игрушке, позвольте ему расслабиться. Иногда вашему ребенку требуется время и усилия, чтобы чего-то добиться. Позвольте ему попробовать, прежде чем вы поможете, но сделайте шаг вперед, прежде чем он сдастся.

Имейте уверенность. Внимательно наблюдайте за своим ребенком, и вы поймете, что ему нужно, чтобы стимулировать его обучение. Если вы думаете, что «моему ребенку это понравилось бы», вы, вероятно, правы. Вы эксперт по своему ребенку.

Что делать, если мой ребенок не развивается так быстро, как должен?

Все дети разные и развиваются с разной скоростью.Если ваш ребенок родился недоношенным, он может не достичь поставленных целей. Вашему недоношенному ребенку может потребоваться несколько лет, чтобы наверстать упущенное.

Если ваш ребенок плохо себя чувствует, у него также могут быть задержки. Будьте терпеливы и будьте уверены, что ваш ребенок, скорее всего, достигнет всех своих целей, если у него будет достаточно времени.

В среднем младенцы могут сидеть без посторонней помощи в семь месяцев. К девяти месяцам 90 процентов младенцев могут сидеть. Если ваш ребенок не сидит в 10 месяцев, стоит поговорить с вашим лечащим врачом или врачом.

К тому времени, когда вашему ребенку исполнится 13 месяцев, он, вероятно, будет издавать 10 звуков или слов.К 18 месяцам это число увеличивается до 50 звуков или слов. Но опять же, все младенцы разные. Если ваш ребенок не понимает многих слов, попросите своего патронажного врача или врача провести тест слуха.

Старайтесь не чрезмерно стимулировать ребенка. Он может замкнуться в себе, если чувствует себя подавленным. Держите свои игры простыми и играйте с одной игрушкой за раз.

Прижимайтесь к ребенку на полу. Смотрите ему в глаза, когда говорите. Дайте ему время и ободрите. Но помните, что вашему ребенку действительно нужно пытаться делать что-то самостоятельно.Лучшие уроки - это те, которые он выучил сам.

Если у вас есть какие-либо опасения по поводу развития вашего ребенка, посмотрите наше видео, чтобы узнать, какая поддержка доступна.

Список литературы


Берк Л. 2007. Развитие ребенка. Харлоу: Аллин и Бэкон

Эйнон Д. 2006. Тест на развитие ребенка . Лондон: Vermillion

Hepper P. 2007. Пренатальное развитие. В: Slater A, Lewis M. eds. Введение в развитие младенцев 2-е изд.Оксфорд. Oxford University Press

Герберт Дж. С. и Паскалис О. 2007. Развитие памяти. В: Slater A, Lewis M. eds. Введение в развитие младенцев 2-е изд. Оксфорд: Oxford University Press

Рене Коллиер C. 1999. Развитие детской памяти. Текущие направления в психологической науке 8 (3): 80-85

Траскотт и Фрэнк Флинн младший 1991 Значительный прирост IQ в 14 странах. Что на самом деле измеряют тесты IQ. Психологический бюллетень 101: 171-191

.

Узнайте, как отслеживать поведение вашего ребенка

Когда ваш ребенок переживает високосный период, то в течение дня у вас может возникнуть ощущение, будто вы только что пробежали марафон без кайфа бегуна. Простые задачи, такие как мытье посуды или складывание белья, могут занять несколько часов. Вам придется регулярно прекращать то, чем вы занимаетесь, чтобы успокоить плачущего, прилипчивого ребенка. Чтобы усугубить ваше истощение, младенцы иногда чаще просыпаются ночью во время прыжка, поэтому вы можете недосыпать.

Вот несколько советов, которые помогут вам максимально использовать прыжки вашего ребенка:

Рассмотрите возможность ношения ребенка в мягкой переноске, например в переноске Baby K’tan .Ношение ребенка может помочь успокоить его, не отвлекая вас от выхода из дома или выполнения списка дел. Обязательно следуйте инструкциям переноски, чтобы не поранить ребенка или себя.

Сделайте тайм-аут. Исследование 2014 года показало, что младенцы могут чувствовать настроение своих родителей. Если вы слишком нервничаете из-за суетливости вашего ребенка, поместите его в безопасное место, например в кроватку, или передайте другому воспитателю и сделайте перерыв. Перейдите в другую комнату, пока вы собираетесь вместе, или, если плач вас действительно беспокоит, подумайте о том, чтобы ненадолго выйти из дома.

Искупайте ребенка, если ему это нравится. Иногда ванна может улучшить настроение вашего ребенка, а теплая вода успокаивает.

Выведите малыша на прогулку. Смена обстановки может творить чудеса с настроением ребенка и вашим.

Поэкспериментируйте с новыми играми, звуками или текстурами или попробуйте что-нибудь из прошлого. По мере того как меняется мировоззрение вашего ребенка, меняется и его реакция на раздражители. Эта погремушка, которой они едва коснулись, может внезапно стать невероятно захватывающей, или вы можете показать им новое применение их любовникам, например, в игре в прятки.

Понизьте свои ожидания. Младенцы требовательны в хороший день, но во время прыжка эти требования могут быть чрезмерными. Отложите работу по дому и удалите несущественные дела из своего списка дел или попросите друга или члена семьи помочь вам с делом.

Планируйте наперед. Если вы видите, что приближается прыжок, постарайтесь его опередить. Подумайте о том, чтобы заморозить несколько предварительных обедов и вычеркнуть как можно больше дел из своего списка дел. Возможно, вы даже захотите отложить ненужные прогулки до прыжка.

.

The Wonder Weeks Leap 5 - Хорошо отдохнувший ребенок

Вашему ребенку только исполнилось шесть месяцев, и вы заметили некоторые кардинальные изменения. Внезапно им требуется больше внимания, они больше плачут и меньше едят. Вы, вероятно, также наблюдаете перепады настроения: в одну минуту ваш ребенок протестует против всего, а в следующую минуту он воркует на своих мягких игрушек. Их сон, вероятно, тоже немного икнул! Что дает? Оставьте пять, пятый прыжок - вот что дает.

Что такое скачок?

Скачок - это скачок роста, через который пройдет ваш малыш, оказывающий на него психологическое и / или физическое воздействие.

Когда происходят скачки?

Скачки происходят на протяжении всего развития ребенка. Пятый прыжок происходит примерно в 26 недель или 6 месяцев. Скачки, также известные как недели чудес, определяются сроком родов ребенка, а не фактической датой его рождения. Иногда это называют «скорректированным возрастом ребенка».

Что такое пятый прыжок?

Пятый прыжок в «Чудо-неделю» называют «миром отношений». Говоря простым языком, ваш ребенок теперь может понимать расстояние между двумя объектами, а также их расположение.Это означает, что когда вы уходите, ваш ребенок знает, как далеко вы находитесь. Они также могут понять, что что-то может быть внутри, рядом, сверху, снизу и даже между чем-то еще.

Во время пятого прыжка ваш ребенок будет, среди прочего:

  • Связывать слова и действия

  • Протестовать, когда мама и папа идут пешком

  • Проявлять интерес к деталям, таким как ярлыки и молнии.

  • Бросать предметы

  • Выдувание воздуха (подумайте о малине)

  • Поднимитесь вверх

  • Имитируйте звуки языком

  • Поднимите предметы, чтобы увидеть, нет ли чего под ними

Как прыжки влияют на сон?

Большинство скачков могут повлиять на сон, поскольку новые разработки приводят к новым способам мышления и новым навыкам для практики.Тем не менее, есть шаги, которые вы можете предпринять, чтобы уменьшить влияние скачка или вехи развития на сон. Как? Что ж, для прыжка 5…

Разработайте успокаивающий сон и режим сна

Если вы еще этого не сделали, сейчас самое время разработать успокаивающий режим сна и перед сном. Поскольку ваш ребенок устанавливает связи между словами и действиями, этот распорядок будет очень эффективным в общении и указании на то, что будет дальше - спать!

Сделайте раннее время «в кроватке»

Идеальное время и место для отработки всех новых навыков, которые получает ваш ребенок, - это когда его оставляют одного в своей кроватке.Не отвлекаясь, они могут дуть малиной, подтянуться и издавать звуки языком столько, сколько захотят! Важно отметить, что прыжки не меняют потребности ребенка во сне! Чтобы они продолжали высыпаться, вам может понадобиться положить их в кроватку раньше обычного на время сна и отхода ко сну, чтобы они могли заниматься своей практикой и при этом заснуть вовремя!


Помните, что если ваш малыш не спит вовремя, его организм начнет вырабатывать гормоны, борющиеся со сном, которые будут мешать ему засыпать и продолжать спать.Если ваш ребенок пропускает сон или ненадолго дремлет из-за «практики», вам тоже захочется рано ложиться спать!

Загрузите наш БЕСПЛАТНЫЙ справочник по времени сна, чтобы ваш ребенок заснул вовремя на ночь!

.

Развитие, рост и вехи младенцев и младенцев

перейти к содержанию

Верхняя навигация

Исследовать

Меню профиля

Ваш счет Вниз треугольник .

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.