О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Диагностика индивидуального развития ребенка


Д и а г н о с т и к а

 

Название методики

Источники

I.Уровень сформированности познавательной деятельности и отдельных её

компонентов

Операциональные характеристики деятельности ребёнка

1.

Методика Пьерона-Рузера

Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. – СПб.: Речь, 2005.

          2.

Корректурная проба

1. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. – СПб.: Речь, 2005.

2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.  – М.: Роспедагентство, 1994.

3.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

        3.

Счёт по Крепелину (модификация Р. Шульте)

 1. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии

 и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М., 1970.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического

 развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст.

Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

      4.

Графический диктант

по Д.Б. Эльконину

 1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М., 1995. – 529 с.

2.  Гуткина Психологическая готовность к школе. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.

3.  Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера – М., 1988.

 

Особенности мнестической деятельности

      5.

Запоминание двух фраз

 1. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. Комплекс рабочих материалов / Под общей ред. М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 1999.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

      6.

Числовые ряды(В.Д. Шадриков,Л.В.Черемошкина)

 

 

Перцептивно-действенные компоненты познавательной деятельности

       7.

Исследование представлений о величине (на предметном уровне)

 

1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак.педвузов и ун-тов. – М.: Просвещение: Владос,1995.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

8.

Разрезные картинки

(есть у Е.А. Стребелевой)

 

1. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

9.

Кубики Кооса

 

1. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию  комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994.

2. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.

3. А.А. Надуваев. Методическое руководство. ГП «Иматон», 2005.

10.

Прогрессивные матрицы             Дж. Равена (Цветные матрицы Равена - детский вариант)

 

1. Цветные матрицы Равена. М.: Институт психологии и педагогики, 1997

2. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию  комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994.

3. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.

4. А.А. Надуваев. Методическое руководство. ГП «Иматон», 2005.

5. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Методическое руководство по оценке  психического развития ребенка:  дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

 

Особенности сформированности понятийного мышления

11.

 Предметная классификация (вариант для детей 3-8 лет)

 

 1. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М., 1970.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

12.

Методика Выготского -Сахарова (модифицированный вариант для детей до 7 лет)

 

1.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

2. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Тест со всех сторон // Школьный психолог, 1998. № 15-16.

 

Исключение предметов      (4-ый лишний)

 

 

1.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

2. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994

 

Вербально-логический компонент познавательной деятельности

 

Выбор простых аналогий

(с 7 лет)

 

 1. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик  для определения уровня развития познавательной деятельности:  дошкольный и младший школьный возраст . 2-ое изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 64 с.

2. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки  психического развития ребенка. Дошкольный и младший

школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

 

Подбор парных аналогий

(с 7 лет)

 

1. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки  психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

 

Выделение существенных признаков (с 7 лет)

 

 1. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик  для определения уровня развития познавательной деятельности:  дошкольный и младший школьный возраст. 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 64 с.

2. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки  психического развития ребенка. Дошкольный и младший

школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

 

Определение понятий (с 6,5 лет)

1. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший

школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

 

Исключение понятий

(с 6,5 лет)

 

1. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки  психического развития ребенка. Дошкольный и младший

школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

 

Установление последовательности событий (с составлением рассказа)

 

1. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М., 1970.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

 

Уровень развития мелкой моторики и овладения рисованием

 

Свободный рисунок (человек, школа, др.)

 

 1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное  руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.

2. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1992. – 256 с.

 

Изучение индивидуально-психологических особенностей

 

Тест тревожности Р.Теммл, М. Дорки,

В. Амен

 

1. Л.А. Ясюкова «Определение готовности к школе.  Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе».

Методическое руководство. – СПб.: ГП «Иматон», 1999. – 184 с.

2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Сфера, 1996.

3. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб., 2002. - С. 19-28.

4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1999.

 

Н.Л. Белопольская «Половозрастная идентификация»: методика исследования детского самосознания»

Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания.  - М.: Когито-центр, 1998. – 24 с.

 

«Домики»

О.А. Ореховой

Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. - СПб., 2002.

 

Тест Рене Жиля

 

1. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка. Методическое пособие. Серия: Психодиагностика детей и подростков. Выпуск 7. М.: Фолиум, 1994.

2. Осницкий А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «Фильм-теста» Рене Жиля. //Вопросы психологии, 1997. № 1.

3. Методика Рене Жиля. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996.

4. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н.А. Ноткина, K.B. Казьмина, Н.Н. Бойнович. – СПб.: «Акцидент», 1999. – 32 с.

 

Уровень произвольной регуляции деятельности

 

Определение уровня

развития произвольной регуляции деятельности (Н.В. Нижегородцева)

Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность к школе. - М.: Владос, 2001. – 256 с. 

 

Развитие самоконтроля (Н.В. Нижегородцева)

Нижегородцева Н.В., Шадриков

В.Д.Психолого-педагогическая готовность

к школе. - М.: Владос, 2001. – 256 с.

 

 

 

Комплексы психодиагностических материалов, которые рекомендуется

использовать (по выбору) при сопровождении перехода на новый

образовательный уровень    (к обучению в школе)

 

1. Л.А. Ясюкова «Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе». Методическое руководство. - СПб.: ГП «Иматон», 1999. – 184 с.Методика Л.А. Ясюковой (часть 1). Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Комплект для общеобразовательных школ и гимназий

2. Е.А. Стребелева «Методика психолого-педагогического обследования детей 4-5 годов жизни, 6-го года жизни, 7-го года жизни». Дети-сироты: консультирование и диагностика развития /Под ред. Е.А. Стребелевой.– М.: Полиграф сервис, 1998. – 336 с.

     3. Н.В. Нижегородцева Психолого-педагогическая готовность к школе.

    1. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность к        

        школе. - М.: Владос, 2001. – 256 с.

    2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Комплексная диагностика готовности

        детей к обучению в школе: Учебно-методическое пособие.Ярославль: ЯГПУ им.        

       К.Д. Ушинского, 1999. – 87 с.

 4. Карта наблюдений Стотта.

 1. Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Выделение категорий "трудных" детей. / Рабочая книга школьного психолога. - М., 1991.

2. Зеленова М.Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их учителей. // Психологическая наука и образование, 2000. №1.)

5. Скрининговый тест школьной зрелости (В.И. Чирков, О.Л. Разумовская)

 НПЦ Психодиагностика

 

Детская психология и психология развития

Ключевые цифры и теории

Пожалуй, наиболее влиятельной фигурой в развитии ребенка является Жан Пиаже и его теория когнитивного развития. Пиаже был швейцарским психологом, который считал, что дети учатся на собственном опыте, имеют успехи и неудачи, а затем используют эти успехи и неудачи для формирования своего собственного мысленного представления о мире.Пиаже также считал, что дети учатся надежно, поэтапно (т. Е. Проходят разные стадии развития) и переходят от одной стадии к другой, когда достигают определенных этапов развития.

Пиаже назвал эту теорию теорией когнитивного развития и включал четыре стадии: сенсомоторную, дооперационную, конкретную операционную и формальную операционную.

  • Сенсомоторная стадия наступает с рождения - 2 года.На этой стадии дети познают мир через свои чувства и действия, такие как прикосновения, взгляды и т. Д. Когда ребенок достигает вехи постоянства объекта (т.е. знания о том, что объект существует, даже когда он скрыт от глаз) и тревожности незнакомца, они успешно прошли этот этап и переходим к следующему этапу.
  • Предоперационный этап происходит от 2 до 6 лет. На этом этапе дети могут представлять мир словами и образами, но они все еще не могут использовать истинные логические рассуждения.Вехами развития являются притворство и эгоцентризм.
  • Бетонный этап эксплуатации происходит от 7 лет до 11 лет. На этом этапе дети изучают «Сохранение»: количество конкретных материалов (предметов, жидкостей) остается постоянным, даже если организация и / или форма меняются (см. Видео). Например, налив жидкости в стаканы разного размера не меняет количества жидкости. Другими словами, они узнают, что изменение формы не означает изменение количества или объема.
  • Формальная операционная стадия происходит от ~ 12 лет до взрослого возраста. На этом этапе дети учатся использовать абстрактные рассуждения. Это важный шаг, поскольку рассуждение выходит за рамки конкретного (требующего реального опыта) и переходит в абстрактное мышление, включающее символы и воображение. Важной вехой на этом этапе является возможность нравственного мышления.

Так же, как Пиаже считал, что мы проходим через стадии когнитивного развития, Эрик Эриксон утверждал, что дети проходят стадии психосоциального развития.На каждой стадии развития есть определенный конфликт (конфликт - это еще и название стадии), который ребенок должен преодолеть, прежде чем перейти к следующему этапу. Если ребенок не может успешно преодолеть конкретный конфликт, он будет застрять на этом этапе, пока не сможет решить эту проблему. Этапы психосоциального развития Эриксона следующие ...

  • Доверие vs. недоверие (это этап и конфликт) возникает от рождения до 1 года.Чтобы разрешить этот конфликт, ребенок должен развить чувство безопасности
  • Автономия против стыда и сомнения возникает в возрасте от 1 до 2 лет. Чтобы разрешить конфликт, ребенок должен обрести чувство независимости
  • Инициатива против вины возникает в возрасте от 3 до 5 лет. Чтобы разрешить этот конфликт, ребенок должен найти баланс между сдержанностью и спонтанностью (не может просто делать все, что хочет, когда хочет)
  • Промышленность vs.Неполноценность возникает с 6 лет до полового созревания. Чтобы разрешить этот конфликт, ребенок должен развить чувство уверенности в себе
  • Путаница между идентичностью и ролями происходит в подростковом возрасте. Чтобы разрешить конфликт, подросток испытывает единое чувство себя
  • Близость и изоляция происходит от полового созревания до юношеского возраста.Чтобы разрешить конфликт, молодой человек должен установить тесные личные отношения с другими людьми
  • Генеративность против застоя происходит в среднем зрелом возрасте. Чтобы разрешить конфликт, взрослый должен научиться способствовать благополучию других, а не быть полностью сосредоточенным на себе
  • Целостность против отчаяния проявляется в зрелом возрасте.На этой стадии взрослый наслаждается чувством удовлетворения собой и жизнью, размышляя о хорошо прожитой жизни

Еще одна важная тема - это Приложение , которое можно определить как эмоциональную связь или связь между двумя людьми. Привязанность может относиться ко всем людям, независимо от возраста, но обычно связана с привязанностью между детьми и опекунами (обычно с матерью) и является очень сильной связью, которая важна для выживания - она ​​удерживает младенцев рядом с их матерями, что важно для получать еду, держаться подальше от опасностей и получать комфорт.

Джон Боулби был лидером в разработке теории привязанности. Одним из важнейших элементов теории привязанности является то, что детям младшего возраста необходимо развивать безопасные отношения с одним главным опекуном для «нормального» социального и эмоционального развития. Боулби считал, что получение привязанности вызывает стресс и что дети привязываются к чувствительным и отзывчивым взрослым, которые постоянно заботятся о ребенке в возрасте от 6 месяцев до 2 лет.По мере того, как дети проходят этот процесс и развивают надежные привязанности, они получают возможность исследовать мир, а затем возвращаться без проблем. Когда у детей нет надежных привязанностей, они проявляют стрессовое поведение при разлуке, например, тревогу разлуки.

Мэри Эйнсворт последовала примеру Боулби и внесла значительный вклад в наше понимание привязанности и надежной привязанности. Эйнсворт использовала более раннюю работу Боулби для проведения собственного исследования, наблюдая за парами младенцев и родителей в их собственных домах, а затем в лаборатории.Она обнаружила, что некоторые дети стали «надежно привязанными», а другие - «ненадежно привязанными». Ребенок с надежной привязанностью ищет контакта с матерью, но затем готов покинуть мать и исследовать окрестности, используя мать как надежную базу для возвращения. И наоборот, ребенок с ненадежной привязанностью цепляется за свою мать, сильно протестует, когда мать пытается уйти, менее склонен к исследованиям, а затем действует сердито или не реагирует на мать, когда она возвращается.

Эйнсворт использовала «Настороженность к незнакомцам», а также «Беспокойство к незнакомцам» для оценки стилей привязанности детей. Беспокойство о незнакомце обычно возникает у младенцев в возрасте 8-9 месяцев. В этом возрасте они начинают замечать, что некоторые люди отличаются от других, и они отдают предпочтение тем, кто более знаком или к которым у них есть привязанность. В ходе наблюдений исследователи обнаружили, что дети больше всего расстраиваются, если незнакомец попадает в знакомую для ребенка среду, а не в незнакомую.Это может быть результатом ожиданий. Ребенок не ожидает, что кто-то незнакомец войдет в его комнату, тогда как он может ожидать увидеть незнакомца в новой среде. В любом случае, однако, ребенок на этом этапе будет проявлять некоторую осторожность или беспокойство и будет стремиться к комфорту опекуна. Степень дистресса ребенка также частично зависит от силы его привязанности к опекунам.

Другой важный психолог, Гарри Харлоу , проводил эксперименты с обезьянами, которые подтвердили теории привязанности Боулби и Эйнсворт.Во время экспериментов с обезьянами он заметил, что они очень расстраивались, когда из клетки вынимали ткань, которую нужно было заменить или очистить. Он предположил, что обезьяны находят утешение в ткани, как если бы они образовали с ней некую привязанность. Для дальнейшего изучения своих наблюдений он взял детенышей обезьян и соединил их с поддельной суррогатной обезьяной, сделанной из проволоки или махровой ткани.

В некоторых экспериментах Харлоу прикрепил бутылку с молоком к обезьяне из махровой ткани, а в других - к проволочной обезьяне.Затем он наблюдал за реакцией детенышей обезьяны, чтобы выяснить, какой суррогат предпочитает обезьяна. Харлоу также хотел посмотреть, можно ли научить или обучить обезьян предпочитать одну суррогатную мать другой, если это единственная, к которой прикреплена бутылка с молоком. Он обнаружил, что обезьяны всегда предпочитали тканевую суррогатную мать вместо проволочной суррогатной матери, независимо от того, давали ли они молоко или нет. В тех случаях, когда бутылочка была только у суррогатной матери, обезьяна временно кормилась от проволочной матери, а затем немедленно возвращалась к матери из ткани.

Харлоу также провел аналогичные испытания с обезьянами, поместив их в большие комнаты с объектами, с которыми обезьяны могли взаимодействовать. Он также поместил в эти комнаты обезьяну, заменяющую проволоку или ткань. В этих экспериментах обезьяны проявляли беспокойство из-за незнакомой среды и цеплялись за ткань матери, если таковая была доступна. После некоторого времени цепляясь за ткань матери, обезьяны отпускали и исследовали комнату и предметы.Однако, если матери из ткани не было в комнате, обезьяны постоянно проявляли беспокойство и не исследовали, даже если суррогатная мать присутствовала.

Эти эксперименты были важны для психологии развития, потому что результаты подтвердили, что эмоциональный комфорт и физическое прикосновение через надежную привязанность чрезвычайно важны для психологического и социального здоровья. Независимо от того, были ли обезьяны в этих экспериментах полностью или частично изолированы, если не было комфорта или надежной привязанности, все они демонстрировали психологический стресс в низкой или высокой степени.Аналогичные эффекты наблюдались с детьми из румынских детских домов в 1980-х годах.

Недавние исследования привязанности также обнаружили воздействие на мозг химического вещества, называемого окситоцином. Исследователи обнаружили, что более высокий уровень окситоцина коррелирует с чувством благополучия и безопасности в отношениях. Они также обнаружили, что окситоцин выделялся как в мозгу младенца, так и в мозгу матери во время близости и объятий. Этот окситоцин также усиливал привязанность матери и ребенка.Таким образом, ученые выдвинули гипотезу о том, что этот ранний отпечаток окситоцина в центрах вознаграждения мозга также может привести к будущим стилям привязанности во взрослом возрасте. Исследователи обнаружили, что те люди, которые не испытывали надежных привязанностей в младенчестве, имели больше трудностей во взаимоотношениях во взрослом возрасте, а также имели менее развитую систему вознаграждения в мозгу.

Помимо физического и психологического развития, моральное развитие также имеет важные корни в детстве.Двумя важными теоретиками в области изучения нравственного развития были Жан Пиаже и Лоуренс Кольберг .

Пиаже считал, что нравственное развитие состоит из двух стадий. Один основан на последствиях, а другой - на мотивах. Рассмотрим следующие два сценария в контексте моральных стадий Пиаже:

Мать поставила банку с печеньем на высокую полку, чтобы Сэм не достал печенье.После того, как она ушла, Сэм разбил чашку, пытаясь украсть печенье.

Тевис пошел на кухню, чтобы помочь своей матери убрать, но случайно разбил 10 чашек.

На этапе 1 (0-10 лет) теории нравственного развития Пиаже дети видят правила как абсолютные и неизменные. Их суждения основаны на последствиях - неправильном и правильном - наказании или отсутствии наказания. Если ребенка на этой стадии спросили: «Кого следует наказать в описанных выше сценариях? Сэма или Тевиса?» Ребенок отвечал: «Тевис, потому что он разбил больше всего чашек.«

Дети на второй стадии (от 11 лет) нравственного развития Пиаже основывают свои суждения на намерениях и мотивах. Если бы им задали один и тот же вопрос: «Кого следует наказать?» Они говорили: «Сэм. Потому что он разбил чашку, пытаясь украсть печенье».

Лоуренс Кольберг подробно остановился на двух моральных стадиях Пиаже. Его теория, напротив, состояла из 3 уровней и 6 этапов.Эти этапы и уровни описаны ниже.

Уровень 1. ДОБЫЧНАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ
Этап 1 - Послушание и наказание
На этом этапе правила являются абсолютными, и ребенок подчиняется правилам, чтобы избежать наказания. Они видят проблемы как черные или белые. Либо выбор противоречит правилам, либо нет. Исключений нет, и люди, нарушающие правила, должны быть наказаны.

Этап 2 - Индивидуализм и обмен
На втором этапе дети узнают, что у людей разные индивидуальные потребности.Следовательно, человек должен принять решение, исходя из того, какой результат лучше всего удовлетворит его индивидуальные потребности.

Уровень 2. ОБЫЧНАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ
Этап 3 - Межличностные отношения
На этом этапе дети сосредотачиваются на социальных ожиданиях. Его также называют этапом «хорошая девочка - хороший мальчик». Они верят в соответствие, хорошее поведение и то, как этот выбор повлияет на социальные отношения.

Этап 4 - Поддержание общественного порядка
Четвертый этап заключается в важности соблюдения законов и правил, установленных обществом.Этот этап отличается от этапа 1, потому что он основан не только на наказании, но и на том, как соблюдение законов помогает обществу.

Уровень 3. ПОСТКОНВЕНЦИОННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ
Этап 5 - Общественный договор и личные права
На этапе 5 люди принимают во внимание индивидуальные потребности при принятии решений. Люди считают, что законы должны удовлетворять потребности большинства. Это демократическая точка зрения, поскольку люди на этой стадии считают, что большинство голосов должно быть решающим фактором при создании законов и правил.

Этап 6 - Универсальные принципы
Последний этап касается этики. На этом этапе люди считают, что законы можно нарушать, если они несправедливы.

Чтобы определить, на какой стадии морального развития находится индивид, Колберг дал им сценарий и спросил, что должен делать человек в этом сценарии. Кольберга не интересовало, сказал ли человек «да» или «нет», но его аргументы были в пользу того, чтобы сказать «да» или «нет».

.

Мониторинг и скрининг развития | CDC

Мониторинг развития

Milestones in Action - это БЕСПЛАТНАЯ библиотека фотографий и видео детей, показывающих вехи развития.

Посмотреть

Мониторинг развития наблюдает, как ваш ребенок растет и меняется с течением времени, а также соответствует ли ваш ребенок типичным этапам развития в игре, обучении, разговоре, поведении и движении. Родители, бабушки и дедушки, воспитатели детей младшего возраста и другие лица, обеспечивающие уход, могут участвовать в мониторинге развития.Вы можете использовать краткий контрольный список вех, чтобы увидеть, как развивается ваш ребенок. Если вы заметили, что ваш ребенок не достигает поставленных целей, поговорите со своим врачом или медсестрой о своих проблемах.

Когда вы возьмете ребенка на осмотр, ваш врач или медсестра также будут наблюдать за его развитием. Врач или медсестра могут задать вам вопросы о развитии вашего ребенка или поговорить и поиграть с вашим ребенком, чтобы узнать, развивается ли он или она достигает вех. Пропущенный этап может быть признаком проблемы, поэтому врач или другой специалист внимательно изучит ситуацию, проведя более тщательный тест или осмотр.

Ваш поставщик услуг по уходу за детьми также может быть ценным источником информации о том, как ваш ребенок развивается. Дополнительная информация о мониторинге развития для воспитателей дошкольного образования.

Скрининг развития

Скрининг развития позволяет более внимательно изучить, как развивается ваш ребенок. Ваш ребенок пройдет краткий тест, или вы заполните анкету о своем ребенке. Инструменты, используемые для проверки развития и поведения, представляют собой формальные анкеты или контрольные списки, основанные на исследованиях, которые задают вопросы о развитии ребенка, включая язык, движения, мышление, поведение и эмоции.Скрининг развития может проводиться врачом или медсестрой, а также другими профессионалами в области здравоохранения, дошкольного образования, сообщества или школы.

Скрининг развития является более формальным, чем мониторинг развития, и обычно проводится реже, чем мониторинг развития. Ваш ребенок должен пройти обследование, если вы или ваш врач обеспокоены. Тем не менее, скрининг развития является регулярной частью некоторых посещений для всех детей, даже если это не известно.

Американская академия педиатрии (AAP) рекомендует скрининг развития и поведения для всех детей во время регулярных посещений здорового ребенка в этом возрасте:

  • 9 месяцев
  • 18 месяцев
  • 30 месяцев

Кроме того, AAP рекомендует, чтобы все дети проходили обследование специально на расстройство аутистического спектра (РАС) во время регулярных посещений здорового ребенка по телефону:

Если у вашего ребенка повышен риск проблем с развитием из-за преждевременных родов, низкой массы тела при рождении, экологических рисков, таких как воздействие свинца, или других факторов, ваш лечащий врач может также обсудить дополнительное обследование.Если у ребенка уже есть хроническая проблема со здоровьем или диагностировано состояние, ребенок должен пройти мониторинг развития и скрининг во всех сферах развития, как и те, у кого нет особых медицинских потребностей.

Если лечащий врач вашего ребенка не проводит периодические проверки вашего ребенка с помощью скринингового теста на развитие, вы можете попросить об этом.

Оценка развития

Краткий тест с использованием скринингового инструмента не дает диагноза, но он показывает, находится ли ребенок на правильном пути развития или специалисту следует присмотреться к нему поближе.Если инструмент скрининга выявляет проблемную область, может потребоваться формальная оценка развития . Эта формальная оценка представляет собой более глубокий взгляд на развитие ребенка, обычно проводимый обученным специалистом, например педиатром по развитию, детским психологом, логопедом, эрготерапевтом или другим специалистом. Специалист может понаблюдать за ребенком, дать ребенку структурированный тест, задать вопросы родителям или опекунам или попросить их заполнить анкеты.Результаты этой формальной оценки определяют, нуждается ли ребенок в специальном лечении или услугах раннего вмешательства, или и то, и другое.

.

Симптомы и диагностика СДВГ

Определение наличия у ребенка СДВГ - это процесс, состоящий из нескольких этапов. Эта страница дает вам обзор того, как диагностируется СДВГ. Не существует единого теста для диагностики СДВГ, и многие другие проблемы, такие как нарушения сна, беспокойство, депрессия и определенные типы нарушений обучаемости, могут иметь похожие симптомы.

Если вас беспокоит, есть ли у ребенка СДВГ, первым делом нужно поговорить с врачом, чтобы выяснить, соответствуют ли симптомы диагнозу.Диагноз может поставить специалист в области психического здоровья, например психолог или психиатр, или поставщик первичной медицинской помощи, например педиатр.

Американская академия педиатрии (AAP) рекомендует медицинским работникам спрашивать родителей, учителей и других взрослых, ухаживающих за ребенком, о поведении ребенка в различных условиях, например, дома, в школе или со сверстниками. Подробнее о рекомендациях.

Медицинский работник также должен определить, есть ли у ребенка другое заболевание, которое может лучше объяснить симптомы, или оно возникает одновременно с СДВГ.Узнайте больше о других проблемах и условиях.

Как диагностируется СДВГ?

Медицинские работники используют рекомендации, содержащиеся в Руководстве по диагностике и статистике Американской психиатрической ассоциации, пятое издание (DSM-5) 1 , для диагностики СДВГ. Этот стандарт диагностики помогает обеспечить надлежащую диагностику и лечение людей от СДВГ. Использование одного и того же стандарта во всех сообществах также может помочь определить, сколько детей страдает СДВГ и как это состояние влияет на здоровье населения.

Вот критерии в сокращенном виде. Обратите внимание, что они представлены только для вашего сведения. Только обученные медицинские работники могут диагностировать или лечить СДВГ.

DSM-5 Критерии СДВГ

Люди с СДВГ демонстрируют стойкую модель невнимательности и / или гиперактивности – импульсивности, которая мешает функционированию или развитию:

  1. Невнимательность: шесть или более симптомов невнимательности у детей до 16 лет или пять и более у подростков 17 лет и старше и взрослых; симптомы невнимательности присутствуют не менее 6 месяцев и не соответствуют уровню развития:
    • Часто не уделяет пристального внимания деталям или допускает небрежные ошибки в учебе, работе или других занятиях.
    • Часто испытывает трудности с удержанием внимания на задачах или играх.
    • Часто кажется, что не слушает, когда к нему обращаются напрямую.
    • Часто не выполняет инструкции и не успевает закончить учебу, домашние дела или обязанности на рабочем месте (например, теряет концентрацию, отвлекается).
    • Часто возникают проблемы с организацией задач и занятий.
    • Часто избегает, не любит или неохотно выполняет задачи, требующие умственных усилий в течение длительного периода времени (например, школьные или домашние задания).
    • Часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий и занятий (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, инструменты, кошельки, ключи, документы, очки, мобильные телефоны).
    • Часто отвлекается
    • Часто забывает в повседневной деятельности.
  2. Гиперактивность и импульсивность: шесть или более симптомов гиперактивности-импульсивности для детей в возрасте до 16 лет или пять или более для подростков 17 лет и старше и взрослых; Симптомы гиперактивности-импульсивности присутствуют в течение как минимум 6 месяцев до степени, которая является разрушительной и не соответствует уровню развития человека:
    • Часто ерзает, хлопает руками или ногами, корчится на сиденье.
    • Часто покидает сиденье в ситуациях, когда необходимо оставаться на сиденье.
    • Часто бегает или лазает в ситуациях, когда это неуместно (подростки или взрослые могут испытывать только беспокойство).
    • Часто не может спокойно играть или принимать участие в досуге.
    • Часто «в движении» действует так, как будто «приводится в движение мотором».
    • Часто слишком много говорит.
    • Часто выпаливает ответ до того, как вопрос был завершен.
    • Часто не может дождаться своей очереди.
    • Часто перебивает других или вторгается в них (например, вмешивается в разговоры или игры)
Дополнительно должны быть соблюдены следующие условия:
  • Несколько симптомов невнимательности или гиперактивно-импульсивных симптомов присутствовали в возрасте до 12 лет.
  • Несколько симптомов присутствуют в двух или более условиях (например, дома, в школе или на работе; с друзьями или родственниками; при других занятиях).
  • Имеются явные доказательства того, что симптомы мешают или снижают качество социальной, школьной или производственной деятельности.
  • Симптомы не лучше объясняются другим психическим расстройством (например, расстройством настроения, тревожным расстройством, диссоциативным расстройством или расстройством личности). Симптомы возникают не только во время шизофрении или другого психотического расстройства.
В зависимости от типа симптомов могут возникать три вида (проявления) СДВГ:
  • Комбинированная презентация : если в течение последних 6 месяцев присутствовало достаточно симптомов обоих критериев невнимательности и гиперактивности-импульсивности
  • Преимущественно невнимательное представление : если в течение последних шести месяцев присутствовало достаточно симптомов невнимательности, но не гиперактивности-импульсивности
  • Преимущественно гиперактивно-импульсивное представление : если в течение последних шести месяцев присутствовало достаточно симптомов гиперактивно-импульсивности, но не невнимательность.

Поскольку симптомы могут изменяться со временем, представление также может меняться со временем.

Диагностика СДВГ у взрослых

СДВГ часто сохраняется в зрелом возрасте. Чтобы диагностировать СДВГ у взрослых и подростков в возрасте 17 лет и старше, необходимо всего 5 симптомов вместо 6, необходимых для детей младшего возраста. В старшем возрасте симптомы могут отличаться. Например, у взрослых гиперактивность может проявляться как крайнее беспокойство или утомление других своей деятельностью.

Для получения дополнительной информации о диагностике и лечении на протяжении всей жизни посетите веб-сайты Национального центра ресурсов по внешнему значку СДВГ и Национальному институту психического здоровья.

Номер ссылки

Американская психиатрическая ассоциация: Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 5-е издание. Арлингтон, Вирджиния, Американская психиатрическая ассоциация, 2013 г.

.

Интеллектуальное и когнитивное развитие детей и подростков

Возраст и этапы: Руководство для родителей по нормальному развитию детства Подробное руководство для родителей по психологическому развитию вашего ребенка от рождения до 10 лет Написано увлекательным и практичным стилем, Возраст и Stages предлагает вам преимущества самых последних исследований в области развития ребенка, а также полезные советы и методы, способствующие взрослению вашего ребенка. Чарльз Шефер и Тереза ​​Фой ДиГеронимо рассказывают вам, какого поведения вы можете ожидать по мере роста вашего ребенка и как вы можете помочь ему или ей перейти на следующий уровень развития.Они включают в себя множество примеров, рассказов и заданий, которые вы можете сразу использовать, чтобы положительно повлиять на развитие вашего ребенка.

Растущий разум вашего ребенка: развитие мозга и обучение от рождения до подросткового возраста Провозглашенный родителями и педагогами, Your Child’s Growing Mind - это окно в увлекательный процесс развития мозга и обучения. Он исследует корни эмоций, интеллекта и творческих способностей, переводя самые последние научные исследования в практические предложения для родителей и учителей.

Доктор Хили также обращается к академическому обучению, предлагая бесчисленные советы о том, как родители могут помочь без давления. Она объясняет составные части чтения, письма, орфографии и математики и показывает, как помочь детям всех возрастов развить мотивацию, внимание, критическое мышление и навыки решения проблем.

Мозг «Да»: как развить в ребенке смелость, любопытство и сопротивляемость При столкновении с трудностями, неприятными задачами и спорными проблемами, такими как домашнее задание, экранное время, выбор продуктов питания и время отхода ко сну, дети часто действуют или отключиться, отвечая реактивностью вместо восприимчивости.Это то, что авторы бестселлеров New York Times Дэниел Дж. Сигел и Тина Пейн Брайсон называют ответом «Нет мозгов». Но наших детей можно научить подходить к жизни с открытостью и любопытством. Родители могут научить своих детей говорить «да» миру и приветствовать все, что может предложить жизнь, даже в трудные времена. Вот что значит развивать Да-Мозг.

Когда дети работают с Yes Brain, они с большей готовностью рискуют и исследуют. Они более любознательны и изобретательны, меньше беспокоятся об ошибках.Они лучше ладят в отношениях, более гибкие и стойкие, когда дело касается невзгод и больших переживаний. Они работают по четкому внутреннему компасу, который определяет их решения, а также то, как они относятся к другим. Руководствуясь своим «Да-мозгом», они становятся более открытыми, креативными и стойкими.

В книге «Да, мозг» авторы дают родителям навыки, сценарии, идеи и задания, чтобы привести детей всех возрастов в чрезвычайно благоприятное состояние «да». Вы узнаете.

Mind Benders: Навыки дедуктивного мышления Mind Bendersreg - это самые продаваемые головоломки на дедуктивное мышление, развивающие логику, понимание прочитанного и умственные организационные навыки, которые жизненно важны для достижения высоких оценок и высоких результатов тестов по всем предметам.Они также отлично подходят для развития реальных навыков решения проблем. Методы. Ваши ученики научатся тщательно анализировать каждый Mind Bendersreg; головоломка и ее подсказки, выявляющие логические ассоциации между людьми, местами и вещами. Ключ в том, чтобы начать с наиболее очевидных ассоциаций, а затем вывести менее очевидные ассоциации, пока все, наконец, не сложится вместе. Поддержка преподавателей Включает пошаговые инструкции и подробные ответы. Уровни книги растут по спирали в пределах класса. (от детского сада до 12 класса)

Правила мозга для ребенка (обновленные и расширенные): как вырастить умного и счастливого ребенка с нуля до пяти В своем бестселлере New York Times Правилах мозга , доктор Джон Медина показал нам, как на самом деле работает наш мозг, и почему нам следует изменить дизайн наших рабочих мест и школ. Теперь, в Правилах мозга для ребенка , он делится последними научными данными о том, как вырастить умных и счастливых детей от нуля до пяти.Эта книга призвана произвести революцию в воспитании детей. Только один из сюрпризов: лучший способ устроить ваших детей в колледж по их выбору? Научите их контролировать свои импульсы.

Правила для мозга ребенка устраняет разрыв между тем, что знают ученые, и тем, что практикуют родители. Посредством увлекательных и забавных историй Медина, молекулярный биолог и отец развития, рассказывает, как развивается мозг ребенка и что вы можете сделать, чтобы его оптимизировать.

Серия Gymboree, посвященная занятиям для детей Мы настоятельно рекомендуем эту серию родителям, потому что в книгах содержится множество игровых заданий «как это сделать», которые помогают развивать ребенка (служат опорой).От младенцев до маленьких детей они охватывают когнитивное, языковое, физическое и социальное развитие. Эти занятия не только будут стимулировать развитие, но и построят прочные отношения между родителями и детьми. К тому же они интересны и родителям, и детям.

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.