О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Развитие речи ребенка в онтогенезе


Этапы развития речи в онтогенезе. Речевое развитие ребенка в норме.

Этапы развития речи в онтогенезе. Речевое развитие ребенка в норме.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й – подготовительный – до одного года;
  2-й – преддошкольный этап первоначального овладения языком – до 3 лет;

3-й – дошкольный – до 7 лет;

4-й – школьный.
Первый этап – подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет. Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца – лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет – это сочетание звуков, неопределенно артикулирует. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них)

В возрасте 7 – 9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.
  С 10 – 11 месяцев появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
К концу первого года жизни появляются первые слова.
Второй этап – преддошкольный (от одного года до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.
Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. – 10 – 15 слов; к концу 2-го года – 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 году – около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!).
Значения слов становятся все более определенными.

К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом – примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» – Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.
В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков [р] и [л], реже – дефекты смягчения, озвончения и йотации.  На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 – 6 годам достигает 3000 – 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
          Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. К 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.
Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте – простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела'; «Я стану большим сильным дядей»).
На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины'; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).
Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, – сонорные, шипящие и свистящие звуки. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
Четвертый этап – школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим – это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письменной речи. В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

Развитие связной речи изучается в различных аспектах многими

Развитие связной речи в различных аспектах изучали многие педагоги (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, А. М. Леушин, А. М. Бородич и др.), Психологи (К. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин. и др.) и логопедов (А. В. Ястребова, Т. А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, В. К. Воробьев и др.).

Связная речь, подчеркнула Ф.А. Сохин раскрывает все достижения ребенка в овладении родным языком, в усвоении его звуковой стороны, лексики и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.

По данным А.В. Текучева, под связной речью следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (значимые и служебные слова, словосочетания) организованы по законам логики и грамматической структуры этого языка в целом.В соответствии с этим каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.

Связная речь - наиболее сложная форма речевой деятельности. Он носит характер последовательного систематического подробного изложения. Основная функция связной речи - коммуникативная. Он осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе (М.М. Алексеева, В.И. Яшина).

Диалог как форма речи состоит из реплик, цепочки речевых реакций, осуществляется либо в виде последовательных вопросов и ответов, либо в форме беседы (беседы) двух и более участников.Диалог строится на общем восприятии собеседников, общей ситуации, знании того, что обсуждается.

Под монологической речью понимается связная речь одного человека, коммуникативная цель которой - сообщить какие-либо факты действительности (А.Р. Лурия, Л.И. Федоренко). Монолог - сложнейшая форма речи, служащая для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи можно отнести: односторонность высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное использование невербальных средств передачи информации, детальность, логическую последовательность изложения.Особенность этой формы речи в том, что ее содержание, как правило, предопределено говорящим и заранее запланировано.

Связная речь может быть ситуативной и контекстной.

Ситуативная речь связана с конкретной ситуацией, и говорящий может не полностью отразить в речи содержание своих мыслей. Контекстная речь требует построения высказывания без учета ситуации, опираясь только на языковые средства.

Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.Изучение связной речи можно рассматривать как цель и средство практического овладения языком. Развитие разных сторон речи является обязательным условием для развития связной речи, и в то же время развитие связной речи помогает ребенку научиться самостоятельно пользоваться отдельными словами и синтаксическими конструкциями.

У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, активности и общения.

В первый год жизни в процессе непосредственного эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связанной речи. На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей.

К началу второго года жизни появляются первые значимые слова, позже они начинают служить обозначениями предметов. Постепенно появляются первые предложения.

На третьем году жизни быстро развивается понимание речи, собственная активная речь, резко увеличивается словарный запас, усложняется структура предложений.Дети используют диалогическую форму речи.

В дошкольном возрасте речь отделяется от непосредственного практического опыта. Основным признаком является наличие планирующей функции речи. Он принимает форму монологического, контекстного. Дети осваивают различные типы связных утверждений (описание, повествование, отчасти рассуждение), опираясь на наглядный материал и без него. Синтаксическая структура рассказов усложняется, а количество сложных и сложных предложений увеличивается.

Итак, к моменту поступления в школу связная речь у детей, не имеющих патологий речи, развита хорошо.

  1. Развитие лексико-грамматических аспектов речи у детей в онтогенезе
    Лексико-грамматическая сторона речи означает словарь и его грамматически правильное использование. Словарь - это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают пассивный и активный словарь.Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным - их употребление в речи. Уровень развития словаря
  2. Тест. Характеристики ВНД человека. Развитие речи в онтогенезе и ее нарушения, 2011
    Основы нейрофизиологии и ВНД. Особенности высшей нервной деятельности человека. Основные характеристики речи в онтогенезе. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей в онтогенезе.Развитие связной речи у детей в онтогенезе. Основные виды нарушений речи. Нарушение звукового произношения. Алалия. Dislalia. Нарушение речи
  3. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
    Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего нормам произношения. Под фонетической стороной речи понимается произношение звуков в результате слаженной работы всех отделов речево-моторного аппарата.Периферическим отделом речевого моторного анализатора является речевой аппарат, в состав которого входят: • дыхательный аппарат,
  4. Основные характеристики развития речи в онтогенезе
    Основные характеристики развития речи
  5. РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
    Раннее детство - чувствительный период для овладения речью. Автономная речь ребенка трансформируется и исчезает довольно быстро (обычно в течение шести месяцев).Необычная как по звучанию, так и по смыслу слова заменяются словами «взрослая» речь. Условия речевого развития. Переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях - при полноценном общении ребенка со взрослыми.
  6. СТАДИОН МЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
    СТАДИОН МЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ В
  7. Лечебно-профилактические мероприятия при нарушениях голоса и речи у детей
    Гигиена, защита голоса и речи у детей.Отрицательное воздействие вредных примесей (табачный дым, выхлопные газы и т. Д.) Вдыхаемого воздуха. Воспитательная работа среди детей о вреде курения. Препятствия, мешающие нормальному носовому дыханию. Пение, разговоры при быстрой ходьбе, беге, в холодную сырую погоду. Ограничение речи при простуде. Гигиена и сохранение певческого голоса в
  8. Профилактика голосовых и речевых нарушений у детей
    Произношение звуков речи - сложный физиологический акт, для выполнения которого требуется нормальное строение и согласованная функция центрального речевого аппарата и периферических органов голосообразования и артикуляции.Естественно, что причиной нарушения речевого образования могут быть всевозможные дефекты развития, заболевания и повреждения какой-либо части речевого аппарата.
  9. Психическое развитие в онтогенезе
    Познавательная развивающая деятельность [лат. actTvus - активный] - формирование и совершенствование познавательной деятельности, направленной на поиск информации, содержащейся в объекте, ситуации, мысли, эмоции, произведении искусства и др. Показатели А. п. могут быть такие характеристики деятельности, как интенсивность, продолжительность, оперативно-технический уровень внутренний
  10. Закономерности развития субъективности в онтогенезе
    Объект развития.Изучив природу субъективной реальности, необходимо ответить на вопросы: каковы источники субъективности как особой реальности, каковы механизмы формирования и развития субъективности в индивидуальной жизни? В.И. Слободчиков отмечает, что источником (объектом) развития нельзя считать саму субъективность или отдельную личность с субъективностью. Это означало бы признание
  11. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
    В дошкольном детстве процесс овладения речью в основном завершается.Этот процесс включает в себя разные направления развития. Компоненты речевого развития. К концу дошкольного возраста процесс фонематического развития заканчивается. Звуковая сторона речи развивается. Младшие дошкольники начинают осознавать свое произношение. Ребенок перестает распознавать неправильно произнесенные слова, ему и
  12. Общая характеристика развития человека в онтогенезе
    Развитие человека в онтогенезе - это необратимые, направленные, закономерные изменения в организме человека и его психике во всех их проявлениях, происходящие на протяжении всей его жизни.Развитие человека, если принять во внимание развитие отдельного человека, - это необратимое, направленное, закономерное изменение его как личности - сложного живого организма со всеми включенными в него системами, as
  13. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
    Вхождение в реальность жестовых систем языка. В подростковом возрасте развитие речи происходит, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой - за счет усвоения многих значений, которые словарь родного языка способен кодировать.Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык как знаковая система позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и,
  14. Развитие речи
    Раннее детство - важный период для обучения речи. Почему именно в этом возрасте у речи самые благоприятные условия для развития? Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи. Именно словесное общение со взрослым о действиях с предметом становится необходимым как инструмент организации взаимодействия и делового сотрудничества.
.

Что такое речь, развитие речи в онтогенезе

Процесс общения привычен и обычен для подавляющего большинства людей. Языковая форма общения становится неотъемлемым средством передачи своих мыслей в форме, сформулированной как для маленьких детей, так и для взрослых. Другое дело, что качество использования речи может быть разным. По мнению экспертов, человек накапливает опыт использования языка как средства речевого общения практически на протяжении всей своей жизни, совершенствуя его в различных аспектах.В раннем постэмбриональном возрасте у человека развиваются базовые навыки общения с окружающим миром, включая речь. Развитие речи в онтогенезе происходит поэтапно, часть из которых может демонстрировать уровень владения этим навыком, который, на первый взгляд, не имеет ничего общего с традиционным представлением о языковой коммуникации.

Общие сведения о речи

Речевое общение можно рассматривать как инструмент обмена информацией. Именно благодаря психолингвистическому процессу, который сформировался благодаря речевым навыкам, человек мог использовать прошлый и современный опыт других людей.Таким образом, сформировалось развитие уже работающих навыков человечества. В то же время речь нельзя рассматривать в отрыве от прямого инструмента ее реализации - языка. С одной стороны, он относится к корпусу артикуляционного аппарата, а с другой - к совокупности знаков, указывающих на то или иное явление, действие или объект реального мира. От качества использования языковых навыков зависит и эффективность общения. А развитие речи в онтогенезе - это своего рода фундамент, на котором строится последующее формирование артикуляционных и других способностей.

Особенности и функции речи

Как уже отмечалось, речь позволяла человеку достичь современного и достаточно высокого уровня работы. Это стало возможным благодаря тому, что человек эффективно использовал функции речевого общения. В первую очередь, это функция коммуникации, которая выступает в роли переводчика мыслей конкретного человека. Здесь стоит подчеркнуть способность воспринимать речь, без которой психолингвистический процесс либо существенно обеднен, либо вообще не имеет смысла.Наряду с этим речь и ее использование дают импульс личной интеллектуальной деятельности, в ходе которой улучшаются такие навыки, как память, восприятие, мышление и т. Д. Как и коммуникативные функции, эти способности зависят от того, насколько эффективна сама речь. Развитие речи в онтогенезе также закладывает качественные характеристики этого умения. Среди них выделяется умение передавать мысли, правильное изложение, выразительность и результативность, то есть влияние на собеседника.

Этапы речевой деятельности

Существуют разные подходы к этапам систематизации, в ходе которых с разной степенью интенсивности происходит формирование навыков использования речи. Но обычно, однако, выделяют три основных этапа: подготовительный, дошкольный и дошкольный периоды. Начальный этап предполагает овладение речью в срок до года. И его можно разделить на несколько отдельных периодов, потому что в это время есть несколько принципиально важных переходных моментов в развитии.Далее следует так называемый начальный или дошкольный этап, к началу которого ребенок уже должен иметь базовые навыки овладения речевым аппаратом. Но, опять же, это лишь начальные этапы развития речи в онтогенезе, от которых не стоит ожидать серьезных результатов в плане повышения качества коммуникативных навыков. И третий этап предполагает формирование навыков владения грамматическими средствами.

Первые речевые реакции

О первых днях рождения традиционных даже рудиментарных проявлений речи сказать нельзя, но этот период важен, с точки зрения формирования речевого аппарата.Это важно, потому что в это время можно устранить некоторые физиологические дефекты, которые в будущем станут помехой для полноценного развития артикуляционных способностей. Поэтому особое место занимает обследование органов, от которых будет зависеть дальнейшее развитие речи в онтогенезе. Кратко эти органы можно обозначить как триаду, в которую входят дыхательный, голосовой и артикуляционный аппараты. При этом у ребенка начинают проявляться движения этих отделов, благодаря чему он кричит и плачет.

Развитие речи в первые шесть месяцев жизни ребенка

К 5-6 месяцам у ребенка начинает укрепляться речевой аппарат, он уже уверенно может лепетать и кричать. К концу этой станции также есть прогулка, которая также может дать информацию о возможных неисправностях. Что еще более важно, параллельно с развитием собственных способностей к вербальному общению дети начинают активно воспринимать внешние звуки, придавая им ту или иную ценность.Родители и другие люди в целом могут влиять на фиксацию слов в контексте создания ассоциативной связи. В целом особенности речевого развития в онтогенезе во многом обусловлены влиянием внешней среды. На ребенка влияют интонация, индивидуальные ситуационные нюансы и модели поведения. Чтобы усилить некоторые модельные ситуации, рекомендуется повторить их несколько раз - память ребенка в это время иногда оказывается более эффективным средством развития, чем навыки физической артикуляции.

Фаза развития в период от 5 до 12 месяцев

Этот период характеризуется двумя важными изменениями, которые ознаменуют новый уровень в развитии речевых навыков ребенка. Во-первых, это активное подражание взрослым. Дети не только стремятся имитировать звуковые сигналы, посредством которых происходит общение, но и имитируют механику артикуляционного произношения. Таким образом формируется модельная модель, на основе которой будет строиться речь. Развитие речи в онтогенезе на этом этапе также предполагает усиление ассоциаций слова с окружающим миром, но уже комплексно и с эмоциональной окраской.И здесь можно отметить второе важное изменение в сторону будущего развития. Это появление более четких ответов на слова и фразы. Ребенок более полно воспринимает речь взрослых и на ее основе принимает отдельные решения.

Этап развития в период от 1 года до 3 лет

За этот период у ребенка формируется артикуляционный аппарат и закрепляется смысловая база, на основе которой он может осознавать, что говорят взрослые. И если в первый год понимание слов происходит в обобщенном виде, то в это время у детей уже имеется более-менее устойчивая речь, хотя и с серьезными ошибками.Например, они могут путать значения определенных слов, опускать предлоги, а также испытывать трудности при выражении запросов. На этом этапе развитие речи в процессе онтогенеза происходит в основном за счет накопления слов. То есть механика обращения с ними уже находится в стадии активного формирования и только совершенствуется, но многие дети испытывают трудности из-за отсутствия лексики.

Стадия развития в период от 3 до 7 лет

С 3 лет дети уже могут выражать свои мысли в понятной форме, соблюдая грамматический строй.Конечно, в этот период будет много ошибок. Большинство из них до сих пор разрешены из-за невозможности правильно использовать сложные предложения, а в некоторых случаях допускаются ошибки в произношении звуков. Развивается и фонематическое восприятие. Это означает, что ребенок с большей эффективностью может подойти к собственному контролю речи. Он слышит себя и исправляет, основываясь на правилах, установленных самими взрослыми. Таким образом, обучающая функция родителей по-прежнему значима. Кроме того, развитие детской речи в онтогенезе на этом этапе неразрывно связано с совершенствованием таких качеств, как мышление, запоминание и восприятие.

Развитие фонетико-фонематических навыков

.

1. Формирование речевой деятельности в онтогенезе Психо ...

На протяжении последних полутора веков особенности формирования речи в онтогенезе изучались многими исследователями - психологами, лингвистами, педагогами, дефектологами, физиологами, представителями другие науки, в рамках которых речевая деятельность изучается с разных сторон. Среди работ отечественных ученых в первую очередь следует назвать исследования Л.С. Выготский, Д. Эльконин, С. Рубинштейн, Ф.А. Сохина, Г.Л. Розенгард-Пупко, П.М. Боскис и другие. Исследования лингвистов детской речи определяют основную последовательность ее формирования: от стадии лепетения до семи-девяти лет (А. Н. Гвоздев, Н. И. Лепская, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович [53, 139, 247, 253 и др.] ]).

В психолингвистике закономерности формирования речевой деятельности в онтогенезе являются предметом специального исследования; Недавно они составили отдельную область этой науки - психолингвистики развития. За несколько десятилетий существования психолингвистики в рамках различных научных школ было создано несколько теоретических концепций, в которых была предпринята попытка раскрыть общие закономерности овладения ребенком языком и навыков речевой деятельности с психолингвистических позиций. Наиболее объективной и научно обоснованной концепцией закономерностей формирования речевой деятельности в онтогенезе, на наш взгляд, является теоретическая модель, разработанная А.А. Леонтьев (117, 125, 133 и др.). В его работах также дан подробный критический анализ психолингвистических моделей онтогенеза речи, разработанных зарубежными специалистами.

Онтогенез языковых способностей - это сложное взаимодействие, с одной стороны, процесс общения взрослых и детей, с другой - процесс развития предметно-познавательной деятельности ребенка.

.

Связная речь - это ... Связная речь дошкольников: развитие и становление

Уверенность в своих силах, целеустремленность, поиск своего места в обществе - все это напрямую связано с развитием речи, умением правильно и четко выражать свои мысли. Связанная речь - это сочетание фрагментов, обозначающих одну конкретную тему и несущих единое смысловое значение.

При рождении ребенок имеет задатки речи. Основная задача взрослых и учителей - правильно их развить.Ведь связная речь ребенка - залог будущего успешного развития личности. Что означает это понятие? Одиночная речь - это способность формулировать и выражать свои мысли.

Типы речи

Есть два основных типа связной речи:

Первый требует хороших коммуникативных навыков. От того, насколько хорошо выражена мысль, зависит, как ее поймут другие. От рассказчика требуется хорошая память, правильное использование скорости речи, развитое логическое мышление, чтобы повествование звучало последовательно и четко.

В диалогах обычно не используются сложные словесные повороты. Речь не имеет четкой логической последовательности. Направление разговора может меняться произвольно и в любую сторону.

Закладка речевых навыков

Формирование связной речи происходит в несколько этапов.

1-й этап - подготовительный, от 0 до 1 года. На этом этапе малыш узнает звуки. Первые недели он просто слушает взрослую речь, пока он развивает пассивный набор звуков, он слышит первые крики.Позже появляется лепет, состоящий из произвольно произносимых звуков.

В этот же период ребенку показывают предметы и называют звуки, которые их характеризуют. Например: часы - галочка, вода - колпачок. Позже малыш реагирует на название предмета и ищет его взглядом. К концу первого года кроха произносит отдельные слоги.

Второй этап - дошкольное, от одного года до трех лет. Сначала ребенок произносит простые слова, обозначающие как предмет, так и действие.Например, слово «отдать» малышу означает и предмет, и его желания, и просьбу, поэтому его понимают только близкие люди. По прошествии определенного периода появляются простые предложения, ребенок начинает точнее выражать свои мысли. К трем годам в речи используются предлоги. Начинается гармонизация падежей и пола.

Третий этап - дошкольное, от 3 до 7 лет. Это период более осознанного становления личности. Ближе к 7 годам речевой аппарат сформирован, звуки четкие, правильные.Ребенок начинает грамотно строить предложения, у него уже есть и постоянно пополняется словарный запас.

4 ступень - школа, с 7 до 17 лет. Главной особенностью развития речи на этом этапе по сравнению с предыдущим является ее осознанное усвоение. Дети осваивают звуковой анализ, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль в этом случае принадлежит письменной речи.

Эти этапы не имеют строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в следующий.

Развитие связной речи дошкольников

После начала посещения детского сада ребенок меняет окружение, а вместе с ним и форму речи. Поскольку до 3 лет малыш постоянно находится рядом с близкими ему людьми, все общение строится на его просьбах к взрослым. Есть диалогическая форма речи: взрослые задают вопросы, а ребенок отвечает. Позже у ребенка возникает желание о чем-то рассказать, передать свои переживания после прогулки, при этом слушателями могут быть уже не только близкие люди.Так начинает закладываться монологическая форма речи.

Связана вся речь. Однако формы связи с развитием меняются. Связная речь, представленная ребенком, - это способность говорить так, что то, что вы слышите, становится понятным на основе вашего собственного содержания.

Компоненты речи

Речь можно разделить на две части: ситуативную и контекстную. Выражая свои мысли или описывая ситуацию, человек должен построить монолог так, чтобы слушатель понимал, о чем идет речь.Дети сначала не могут описать ситуацию, не указав конкретных действий. Взрослому, слушая рассказ, сложно понять, о чем идет разговор, не зная ситуации. Таким образом, в первую очередь формируется ситуативная связная речь дошкольников. В этом случае невозможно полностью исключить наличие контекстной составляющей, так как такие моменты речи всегда взаимосвязаны.

Контекстная речь

Освоив ситуационную составляющую, ребенок начинает осваивать контекстную.Во-первых, детская речь наполнена местоимениями «он», «она», «они». При этом не ясно, к кому конкретно они относятся. Для характеристики предметов используется понятие «такие» и активно дополняется жестами: руки показывают какие, например, большие, маленькие. Особенность этой речи в том, что она больше выражает, чем выражает.

Постепенно ребенок начинает выстраивать речевой контекст. Это становится заметно, когда из разговора пропадает большое количество местоимений и заменяется существительными.Связная речь определяется логическим характером мыслей человека.

Невозможно добиться согласованности без логики. Ведь речь напрямую зависит от мыслей. Одиночная речь - это последовательность и последовательность мыслей, выраженных вслух и объединенных в грамматически правильные предложения.

По разговору ребенка видно, насколько развита его логика и какой словарный запас. При недостатке слов даже логически правильно построенная идея вызовет затруднения при произнесении вслух.Поэтому речь следует развивать комплексно: логика, память, богатый словарный запас. Все должно быть гармонично.

Основные виды формирования связной речи

Развитие связной речи у детей происходит с помощью различных приемов. Основные из них:

  • Развитие навыков общения.
  • Пересказ.
  • Рассказ по картинкам.
  • Сборник описательных рассказов.

Первый вид разговора, который усваивает ребенок, - это диалог.Детей учат:

  • Слушайте и понимайте речь взрослого.
  • Общайтесь с другими детьми.
  • Построить диалог с ответами на вопросы.
  • Повторите слова, фразы для воспитателя.

Детей 4-7 лет обучают простым формам построения монолога.

Пересказ требует от ребенка внимательности и усидчивости. Для начала идет подготовка к пересказу, затем педагог читает текст, а после дети отвечают на вопросы, связанные с прочитанным материалом.Составляется план пересказа, затем репетитор снова читает рассказ, и начинается пересказ. Дети младшего дошкольного возраста практически все делают вместе с воспитателем. Ребята постарше сами разрабатывают план пересказа. Таким образом сохраняется связь между логикой и речью.

Картинки - инструмент для развития связи

Обучение связной речи происходит через картинки. Повествованию картин способствует обычный самостоятельный пересказ. Поскольку на рисунках изображен ход рассказа, не обязательно все запоминать.Для младшего дошкольного возраста используются цельные картинки с изображенными на них предметами. Дети, отвечая на вопросы учителя, описывают им

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.