|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Развитие речи ребенка в онтогенезеЭтапы развития речи в онтогенезе. Речевое развитие ребенка в норме.Этапы развития речи в онтогенезе. Речевое развитие ребенка в норме. Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей: 1-й – подготовительный – до одного года; 3-й – дошкольный – до 7 лет; 4-й – школьный. Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет. Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца – лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет – это сочетание звуков, неопределенно артикулирует. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них) В возрасте 7 – 9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков. К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом – примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» – Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков [р] и [л], реже – дефекты смягчения, озвончения и йотации. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие. Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.
Что такое речь, развитие речи в онтогенезеПроцесс общения привычен и обычен для подавляющего большинства людей. Языковая форма общения становится неотъемлемым средством передачи своих мыслей в форме, сформулированной как для маленьких детей, так и для взрослых. Другое дело, что качество использования речи может быть разным. По мнению экспертов, человек накапливает опыт использования языка как средства речевого общения практически на протяжении всей своей жизни, совершенствуя его в различных аспектах.В раннем постэмбриональном возрасте у человека развиваются базовые навыки общения с окружающим миром, включая речь. Развитие речи в онтогенезе происходит поэтапно, часть из которых может демонстрировать уровень владения этим навыком, который, на первый взгляд, не имеет ничего общего с традиционным представлением о языковой коммуникации. Общие сведения о речиРечевое общение можно рассматривать как инструмент обмена информацией. Именно благодаря психолингвистическому процессу, который сформировался благодаря речевым навыкам, человек мог использовать прошлый и современный опыт других людей.Таким образом, сформировалось развитие уже работающих навыков человечества. В то же время речь нельзя рассматривать в отрыве от прямого инструмента ее реализации - языка. С одной стороны, он относится к корпусу артикуляционного аппарата, а с другой - к совокупности знаков, указывающих на то или иное явление, действие или объект реального мира. От качества использования языковых навыков зависит и эффективность общения. А развитие речи в онтогенезе - это своего рода фундамент, на котором строится последующее формирование артикуляционных и других способностей. Особенности и функции речиКак уже отмечалось, речь позволяла человеку достичь современного и достаточно высокого уровня работы. Это стало возможным благодаря тому, что человек эффективно использовал функции речевого общения. В первую очередь, это функция коммуникации, которая выступает в роли переводчика мыслей конкретного человека. Здесь стоит подчеркнуть способность воспринимать речь, без которой психолингвистический процесс либо существенно обеднен, либо вообще не имеет смысла.Наряду с этим речь и ее использование дают импульс личной интеллектуальной деятельности, в ходе которой улучшаются такие навыки, как память, восприятие, мышление и т. Д. Как и коммуникативные функции, эти способности зависят от того, насколько эффективна сама речь. Развитие речи в онтогенезе также закладывает качественные характеристики этого умения. Среди них выделяется умение передавать мысли, правильное изложение, выразительность и результативность, то есть влияние на собеседника. Этапы речевой деятельностиСуществуют разные подходы к этапам систематизации, в ходе которых с разной степенью интенсивности происходит формирование навыков использования речи. Но обычно, однако, выделяют три основных этапа: подготовительный, дошкольный и дошкольный периоды. Начальный этап предполагает овладение речью в срок до года. И его можно разделить на несколько отдельных периодов, потому что в это время есть несколько принципиально важных переходных моментов в развитии.Далее следует так называемый начальный или дошкольный этап, к началу которого ребенок уже должен иметь базовые навыки овладения речевым аппаратом. Но, опять же, это лишь начальные этапы развития речи в онтогенезе, от которых не стоит ожидать серьезных результатов в плане повышения качества коммуникативных навыков. И третий этап предполагает формирование навыков владения грамматическими средствами. Первые речевые реакцииО первых днях рождения традиционных даже рудиментарных проявлений речи сказать нельзя, но этот период важен, с точки зрения формирования речевого аппарата.Это важно, потому что в это время можно устранить некоторые физиологические дефекты, которые в будущем станут помехой для полноценного развития артикуляционных способностей. Поэтому особое место занимает обследование органов, от которых будет зависеть дальнейшее развитие речи в онтогенезе. Кратко эти органы можно обозначить как триаду, в которую входят дыхательный, голосовой и артикуляционный аппараты. При этом у ребенка начинают проявляться движения этих отделов, благодаря чему он кричит и плачет. Развитие речи в первые шесть месяцев жизни ребенкаК 5-6 месяцам у ребенка начинает укрепляться речевой аппарат, он уже уверенно может лепетать и кричать. К концу этой станции также есть прогулка, которая также может дать информацию о возможных неисправностях. Что еще более важно, параллельно с развитием собственных способностей к вербальному общению дети начинают активно воспринимать внешние звуки, придавая им ту или иную ценность.Родители и другие люди в целом могут влиять на фиксацию слов в контексте создания ассоциативной связи. В целом особенности речевого развития в онтогенезе во многом обусловлены влиянием внешней среды. На ребенка влияют интонация, индивидуальные ситуационные нюансы и модели поведения. Чтобы усилить некоторые модельные ситуации, рекомендуется повторить их несколько раз - память ребенка в это время иногда оказывается более эффективным средством развития, чем навыки физической артикуляции. Фаза развития в период от 5 до 12 месяцевЭтот период характеризуется двумя важными изменениями, которые ознаменуют новый уровень в развитии речевых навыков ребенка. Во-первых, это активное подражание взрослым. Дети не только стремятся имитировать звуковые сигналы, посредством которых происходит общение, но и имитируют механику артикуляционного произношения. Таким образом формируется модельная модель, на основе которой будет строиться речь. Развитие речи в онтогенезе на этом этапе также предполагает усиление ассоциаций слова с окружающим миром, но уже комплексно и с эмоциональной окраской.И здесь можно отметить второе важное изменение в сторону будущего развития. Это появление более четких ответов на слова и фразы. Ребенок более полно воспринимает речь взрослых и на ее основе принимает отдельные решения. Этап развития в период от 1 года до 3 летЗа этот период у ребенка формируется артикуляционный аппарат и закрепляется смысловая база, на основе которой он может осознавать, что говорят взрослые. И если в первый год понимание слов происходит в обобщенном виде, то в это время у детей уже имеется более-менее устойчивая речь, хотя и с серьезными ошибками.Например, они могут путать значения определенных слов, опускать предлоги, а также испытывать трудности при выражении запросов. На этом этапе развитие речи в процессе онтогенеза происходит в основном за счет накопления слов. То есть механика обращения с ними уже находится в стадии активного формирования и только совершенствуется, но многие дети испытывают трудности из-за отсутствия лексики. Стадия развития в период от 3 до 7 летС 3 лет дети уже могут выражать свои мысли в понятной форме, соблюдая грамматический строй.Конечно, в этот период будет много ошибок. Большинство из них до сих пор разрешены из-за невозможности правильно использовать сложные предложения, а в некоторых случаях допускаются ошибки в произношении звуков. Развивается и фонематическое восприятие. Это означает, что ребенок с большей эффективностью может подойти к собственному контролю речи. Он слышит себя и исправляет, основываясь на правилах, установленных самими взрослыми. Таким образом, обучающая функция родителей по-прежнему значима. Кроме того, развитие детской речи в онтогенезе на этом этапе неразрывно связано с совершенствованием таких качеств, как мышление, запоминание и восприятие. Развитие фонетико-фонематических навыков.1. Формирование речевой деятельности в онтогенезе Психо ...На протяжении последних полутора веков особенности формирования речи в онтогенезе изучались многими исследователями - психологами, лингвистами, педагогами, дефектологами, физиологами, представителями другие науки, в рамках которых речевая деятельность изучается с разных сторон. Среди работ отечественных ученых в первую очередь следует назвать исследования Л.С. Выготский, Д. Эльконин, С. Рубинштейн, Ф.А. Сохина, Г.Л. Розенгард-Пупко, П.М. Боскис и другие. Исследования лингвистов детской речи определяют основную последовательность ее формирования: от стадии лепетения до семи-девяти лет (А. Н. Гвоздев, Н. И. Лепская, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович [53, 139, 247, 253 и др.] ]). В психолингвистике закономерности формирования речевой деятельности в онтогенезе являются предметом специального исследования; Недавно они составили отдельную область этой науки - психолингвистики развития. За несколько десятилетий существования психолингвистики в рамках различных научных школ было создано несколько теоретических концепций, в которых была предпринята попытка раскрыть общие закономерности овладения ребенком языком и навыков речевой деятельности с психолингвистических позиций. Наиболее объективной и научно обоснованной концепцией закономерностей формирования речевой деятельности в онтогенезе, на наш взгляд, является теоретическая модель, разработанная А.А. Леонтьев (117, 125, 133 и др.). В его работах также дан подробный критический анализ психолингвистических моделей онтогенеза речи, разработанных зарубежными специалистами. Онтогенез языковых способностей - это сложное взаимодействие, с одной стороны, процесс общения взрослых и детей, с другой - процесс развития предметно-познавательной деятельности ребенка. .Связная речь - это ... Связная речь дошкольников: развитие и становлениеУверенность в своих силах, целеустремленность, поиск своего места в обществе - все это напрямую связано с развитием речи, умением правильно и четко выражать свои мысли. Связанная речь - это сочетание фрагментов, обозначающих одну конкретную тему и несущих единое смысловое значение. При рождении ребенок имеет задатки речи. Основная задача взрослых и учителей - правильно их развить.Ведь связная речь ребенка - залог будущего успешного развития личности. Что означает это понятие? Одиночная речь - это способность формулировать и выражать свои мысли. Типы речиЕсть два основных типа связной речи: Первый требует хороших коммуникативных навыков. От того, насколько хорошо выражена мысль, зависит, как ее поймут другие. От рассказчика требуется хорошая память, правильное использование скорости речи, развитое логическое мышление, чтобы повествование звучало последовательно и четко. В диалогах обычно не используются сложные словесные повороты. Речь не имеет четкой логической последовательности. Направление разговора может меняться произвольно и в любую сторону. Закладка речевых навыковФормирование связной речи происходит в несколько этапов. 1-й этап - подготовительный, от 0 до 1 года. На этом этапе малыш узнает звуки. Первые недели он просто слушает взрослую речь, пока он развивает пассивный набор звуков, он слышит первые крики.Позже появляется лепет, состоящий из произвольно произносимых звуков. В этот же период ребенку показывают предметы и называют звуки, которые их характеризуют. Например: часы - галочка, вода - колпачок. Позже малыш реагирует на название предмета и ищет его взглядом. К концу первого года кроха произносит отдельные слоги. Второй этап - дошкольное, от одного года до трех лет. Сначала ребенок произносит простые слова, обозначающие как предмет, так и действие.Например, слово «отдать» малышу означает и предмет, и его желания, и просьбу, поэтому его понимают только близкие люди. По прошествии определенного периода появляются простые предложения, ребенок начинает точнее выражать свои мысли. К трем годам в речи используются предлоги. Начинается гармонизация падежей и пола. Третий этап - дошкольное, от 3 до 7 лет. Это период более осознанного становления личности. Ближе к 7 годам речевой аппарат сформирован, звуки четкие, правильные.Ребенок начинает грамотно строить предложения, у него уже есть и постоянно пополняется словарный запас. 4 ступень - школа, с 7 до 17 лет. Главной особенностью развития речи на этом этапе по сравнению с предыдущим является ее осознанное усвоение. Дети осваивают звуковой анализ, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль в этом случае принадлежит письменной речи. Эти этапы не имеют строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в следующий. Развитие связной речи дошкольниковПосле начала посещения детского сада ребенок меняет окружение, а вместе с ним и форму речи. Поскольку до 3 лет малыш постоянно находится рядом с близкими ему людьми, все общение строится на его просьбах к взрослым. Есть диалогическая форма речи: взрослые задают вопросы, а ребенок отвечает. Позже у ребенка возникает желание о чем-то рассказать, передать свои переживания после прогулки, при этом слушателями могут быть уже не только близкие люди.Так начинает закладываться монологическая форма речи. Связана вся речь. Однако формы связи с развитием меняются. Связная речь, представленная ребенком, - это способность говорить так, что то, что вы слышите, становится понятным на основе вашего собственного содержания. Компоненты речиРечь можно разделить на две части: ситуативную и контекстную. Выражая свои мысли или описывая ситуацию, человек должен построить монолог так, чтобы слушатель понимал, о чем идет речь.Дети сначала не могут описать ситуацию, не указав конкретных действий. Взрослому, слушая рассказ, сложно понять, о чем идет разговор, не зная ситуации. Таким образом, в первую очередь формируется ситуативная связная речь дошкольников. В этом случае невозможно полностью исключить наличие контекстной составляющей, так как такие моменты речи всегда взаимосвязаны. Контекстная речьОсвоив ситуационную составляющую, ребенок начинает осваивать контекстную.Во-первых, детская речь наполнена местоимениями «он», «она», «они». При этом не ясно, к кому конкретно они относятся. Для характеристики предметов используется понятие «такие» и активно дополняется жестами: руки показывают какие, например, большие, маленькие. Особенность этой речи в том, что она больше выражает, чем выражает. Постепенно ребенок начинает выстраивать речевой контекст. Это становится заметно, когда из разговора пропадает большое количество местоимений и заменяется существительными.Связная речь определяется логическим характером мыслей человека. Невозможно добиться согласованности без логики. Ведь речь напрямую зависит от мыслей. Одиночная речь - это последовательность и последовательность мыслей, выраженных вслух и объединенных в грамматически правильные предложения. По разговору ребенка видно, насколько развита его логика и какой словарный запас. При недостатке слов даже логически правильно построенная идея вызовет затруднения при произнесении вслух.Поэтому речь следует развивать комплексно: логика, память, богатый словарный запас. Все должно быть гармонично. Основные виды формирования связной речиРазвитие связной речи у детей происходит с помощью различных приемов. Основные из них:
Первый вид разговора, который усваивает ребенок, - это диалог.Детей учат:
Детей 4-7 лет обучают простым формам построения монолога. Пересказ требует от ребенка внимательности и усидчивости. Для начала идет подготовка к пересказу, затем педагог читает текст, а после дети отвечают на вопросы, связанные с прочитанным материалом.Составляется план пересказа, затем репетитор снова читает рассказ, и начинается пересказ. Дети младшего дошкольного возраста практически все делают вместе с воспитателем. Ребята постарше сами разрабатывают план пересказа. Таким образом сохраняется связь между логикой и речью. Картинки - инструмент для развития связиОбучение связной речи происходит через картинки. Повествованию картин способствует обычный самостоятельный пересказ. Поскольку на рисунках изображен ход рассказа, не обязательно все запоминать.Для младшего дошкольного возраста используются цельные картинки с изображенными на них предметами. Дети, отвечая на вопросы учителя, описывают им . |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |