|
![]() |
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Психическое развитие ребенка в подростковом возрастеОсобенности психического развития подростка. — СтудопедияПодростковый возраст или его еще называют отрочество – это этап в индивидуальном развитии, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет. Основная особенность подросткового периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т. п. Например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и психическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее. Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Все эти черты появляются в предподростковом периоде развития (приблизительно 10—11 лет), но наиболее интенсивно развиваются в подростковом возрасте (примерно 11—14 лет). Подростковый период — время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период от 11 до 15 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Наиболее важен в этом отношении период 11—12 лет — время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической. В интеллектуальной деятельности школьников в период отрочества усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач, что позволяет рассматривать возраст 11—14 лет как сензитивный период для развития творческого мышления. Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как уже не о ребенке - "чувство взрослости". Подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет в ощущениях, полноценной подлинной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими. Происходит становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о Я-идеальном. Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я-концепции школьника. Одной из проблем подросткового возраста является неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. Указывают следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции. 1. Снижение самоуважения и часто как следствие — социальная деградация, агрессивность и преступность. 2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия. 3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним. По мере взросления появляется более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей. Новый уровень самосознания, формируясь под влиянием ведущих потребностей возраста, — в самоутверждении и общении со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие. Психические особенности подросткового возраста.Одной из главных характеристик подросткового возраста является продолжение обучения ребенка в различных общеобразовательных учреждениях. Одновременно ребенок все более входит в общую жизнь общества. У него появляются новые обязанности. В это же время происходит завершение ориентации ребенка на «мужскую» и «женскую» деятельность, в зависимости от его пола. Более этого, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии. Анатомо-физиологические особенности.На формирование личности в подростковый период оказывает существенное влияние процесс полового созревания. Прежде всего, у молодых людей отмечается бурный физический рост организма, который выражается в изменении роста и веса, сопровождающемся изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и ноги — ив последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. Завершается окончательная сексуальная ориентация подростка. Появляются вторичные половые признаки. Так, у мальчиков меняется голос, отмечается увеличение волосяного покрова на лице. Соответствующие изменения происходят и у девочек. В подростковый период в связи с быстрым развитием организма возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для детей этого возраста характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и соответственно настроения. При этом ребенок может длительное время переносить физические нагрузки, связанные с его увлечениями (например, играть в футбол), и одновременно с этим в относительно спокойный период времени «падать от усталости». Особенно часто это проявляется в отношении интеллектуальных нагрузок. Когнитивные особенности.Развитие психических познавательных процессов имеет две стороны — количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения прежде всего характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.
Развитие восприятия и памяти. Помимо развития произвольной и опосредованной памяти у ребенка начинается активное развитие логической памяти, которая постепенно занимает доминирующее место в процессе запоминания учебного материала. Замедляется развитие механической памяти. В подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями, изменяются отношения между памятью и мышлением. Исследования показали, что в этом возрасте мышление подростков определяет особенности функционирования памяти. Развитие воображения. Проявляется в том, что ребенок все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества. Неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни легко воплощается в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт. Развитие речи. Основная особенность развития чтения у подростков выражается в переходе от умения бегло, выразительно и правильно читать до способности декламировать наизусть. Существенные изменения происходят и в развитии монологической речи. Эти изменения заключаются в переходе от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему. Аффективная сфера.Младший подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка. Для очень многих людей подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным. Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях школьной жизни (плохая отметка, выговор за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) подросток может проявить большую импульсивность в поведении. От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства (Якобсон П. М., 1976). Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его многими переживаниями. Общение с товарищами — источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям — к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать. В период от 11 до 19 лет происходит бурное развитие эмоций человека. Для подросткового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков — порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем следует отметить, что видимых, значимых причин для резкой смены настроений в подростковом возрасте может и не быть. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками — все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т. д. Подростки испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Желание снять эмоциональную зависимость от родителей больше выражено у мальчиков, чем у девочек. При неблагоприятных условиях формирования личности школьника (тяжелая обстановка в семье, конфликты с родителями, неудовлетворительные отношения с товарищами, повышенная самооценка, недостатки учебно-воспитательного процесса в школе и т. д.) в этом возрасте может наблюдаться рост асоциальных чувств. Важным моментом, вызывающим появление обиды, озлобленности подростка, которые могут выразиться в его агрессивной эмоциональной реакции, является пренебрежение взрослых, их недоброжелательное отношение к его запросам, устремлениям, ко всей личности подростка. Мотивационная сфера.Происходят коренные преобразования в строении мотивационно-личностной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения. В мотивационной структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе. Принадлежность группе позволяет удовлетворить многие потребности юного человека. Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими друзьями общие интересы и увлечения; также очень важны для них верность, честность и отзывчивость. Соответствие группе требует от подростков и определенной доли конформизма. Чтобы человек влился в какую-то компанию, он должен быть похожим на других ее членов: это может быть употребление особого жаргона или ношение одежды, отличающейся какими-то специфическими деталями. Тех же, кто не соответствует этим параметрам, группа лишает своего внимания. Тенденция к поиску близких дружеских связей, основанных на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов. В определениях дружбы преобладают два мотива:
Потребность в неформальном, нерегламентированном общении с родителями у подростков выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками. Неготовность, нежелание, неспособность родителей понять и принять всевозрастающее стремление детей к взрослости, самостоятельности и является, причиной неудовлетворенности подростков общением с родителями. С этим прежде всего и связано стремление подростков к общению с ровесниками, в большей степени отвечающими запросам и потребностям молодых людей. Неудовлетворенность же в общении может стать причиной формирования целого ряда негативных тенденций в поведении подростков, вплоть до развития у них делинквентного (отклоняющегося, противоправного) поведения. Существенные преобразования происходят в характере мотивации учебно-познавательной деятельности подростков. В средних классах ведущими мотивами являются стремление завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников. В старших классах учеба начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений. Помимо интереса к определенной профессии, потребности в самоактуализации и самовыражении, выбор той или иной профессии молодым человеком зачастую определяется социальной престижностью данной профессии, образовательным уровнем и профессией родителей, материальным благосостоянием семьи. Большое значение имеет также предполагаемый уровень зарплаты, хотя с возрастом наблюдается тенденция к снижению данной зависимости. Потребность в автономии — потребность в обретении самостоятельности, независимости, свободы; желание принять на себя права и обязанности взрослого человека. Поведенческая автономия — обретение независимости и свободы, достаточной, чтобы без внешнего руководства принимать самостоятельные решения. Эмоциональная автономия — избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей. Одной из важнейших особенностей этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. На ранних этапах развития этот интерес в большей степени направлен на изучение подростками собственного тела, наблюдение за его изменениями и степенью соответствия общепринятым стандартам мужественности и женственности. Постепенно подростки начинают интересоваться и развитием других, особенно представителей противоположного пола. Они начинают осознавать свои развивающиеся сексуальные чувства и влечения, у них возрастает интерес к сексу как к эротическим ощущениям. Обнаруживаются четко выраженные гендерные особенности мотивов сексуальной активности подростков. У парней ведущий мотив-любопытство, у девушек- нежные чувства. Другой особенностью мотивационной сферы подростков является возникновение потребностей и мотивов, обусловливающих различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение. Развитие Я-концепции.Подростковый период очень важен в развитии Я-концепции ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения. Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное. В самооценке подростка происходят следующие преобразования.
Таким образом, в подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Поведенческие особенности.Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: пубертатным периодом - половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным периодом - социальным положением пребывание подростка на границе между двумя социальными мирами — миром детей и миром взрослых, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями. Наблюдается повышенная эмоциональная реактивность, непосредственность реакций, недостаточный рациональный контроль над внешним проявлением эмоций и возникающих импульсов, а также более высокая, чем у взрослых, физическая активность. Стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового и юношеского возраста, что получило название подростковой реакции группирования. Наряду с очевидным полоролевым разделением наблюдается образование смешанных подростковых и юношеских групп. В связи с особенностями переходного возраста меняются отношения подростков с родителями, со сверстниками, с учителями, с противоположным полом. Это изменение значения людей в жизненном мире подростка, как и всякий процесс обретения нового видения мира, проходит достаточно болезненно. Актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых - реакция эмансипации. Реакция эмансипации представляет собой «стремление подростков освободиться от опеки, контроля, покровительства старших — родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще», что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки. Наиболее частыми причинами семейных конфликтов являются: выбор друзей и партнеров, частота посещений школьных вечеров и свиданий, занятия подростка, время отхода ко сну, укоренившиеся убеждения, выбор одежды и прически, необходимость работы по дому. Родители по-прежнему остаются для молодых людей наиболее важной референтной группой и теми людьми, к которым подростки предпочли бы обратиться в трудные минуты жизни. Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. Общение в кругу сверстников выполняет ряд специфических функций:
Конфликты с ровесниками в основном являются проявлением борьбы: у мальчиков — за лидерство, за успехи в физической или интеллектуальной областях или за чью-то дружбу, у девочек — за представителя противоположного пола. В связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек проявляется качественно по-разному. Девушки больше стремятся к любви, нежности, уважению и безопасности. Они склонны к более длительным отношениям, и сексуальность для них является составляющей общих доверительных отношений с партнером. Юноши более склонны к получению непосредственного сексуального опыта и стремятся к более частым половым сношениям. Стремление молодых людей к познанию мира, своих возможностей, их желание самореализоваться в подростковом возрасте проявляются также в так называемой реакции увлечения, или хобби-реакции. Выделяют следующие типы увлечений подростков:
Тип увлечения напрямую связан с типом личности подростка и является одним из его диагностических признаков. Ведущими факторами развития в этом возрасте становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности. Социальная ситуация развития – переход от зависимого детства к самостоятельной ответственной взрослости. Промежуточное положение между детством и взрослостью. Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Центральное новообразование – «чувство взрослости».
ВОПРОС ╣ 20 Особенности психического развития подростка
4 Вопрос № 20 Особенности психического развития подростка. Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Как и любой другой, подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверствниками. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом. В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация. Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:
Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - на 13-15 лет. Существенные изменения происходят в развитии познавательных процессов. Внимание. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом. Память. Подросток способен управлять своим произвольным запоминанием, использовать различные мнемические средства. Память в этом возрасте перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Подростковый возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис 13 лет относится к числу острых. Симптомы кризиса
Происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.
У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет. Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.
На этом основании можно предположить, что негативизм - следствие недостатков педагогического подхода. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности. Кризис идентичности. В этот период происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах. Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию. Становление нового уровня самосознания выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость. Познание себя через отличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!», - вот достаточно характерные для подросткового возраста фразы. Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе. Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников. Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности. Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты. Но это необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно. Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности: - половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения; - изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости; - смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками; - открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений; - познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире; - появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей. Психологические особенности подросткового возраста: 12-15 летПодростковый возраст (10–15 лет) — это переходный период, характеризующийся физическим и психологическим взрослением. Считается трудным с точки зрения воспитания. Чтобы взрослым и детям было проще пережить это сложное время, важно знать психологические особенности подросткового возраста. Психологическое развитие подростковБольшинство проблем подростков являются следствием полового созревания, которое может провоцировать различные отклонения психофизиологического и психического характера. Из-за этого подростки страдают от следующих проблем:
Вероятно обострение патологических проявлений, связанных с возникновением психических недугов. Ученые считают, что вероятность развития шизофрении у подростков увеличивается в несколько раз. Но переходный возраст имеет и положительные стороны. Ребенок становится более самостоятельным и независимым. Его сфера деятельности постепенно увеличивается. Он начинает сознательно к себе относиться и отстаивает свои права перед другими людьми. Возникновение чувства взрослости и реакция эмансипацииИзучая особенности развития этого чувства, Эльконин Д. Б. выделил два типа «взрослости»:
Разновидности объективной взрослости:
Признаки субъективной взрослости:
Испытывая взрослость, дети:
Чтобы этот период прошел как можно легче, специалисты в психологии подросткового возраста советуют родителям более лояльно относиться к чувству взрослости ребенка. Реакция группирования с одногодкамиПодростки на инстинктивном уровне группируются с ровесниками. Подростковые группы бывают:
В закрытых подростковых заведениях (интернатах, спортлагерях) группирование проявляется очень сильно. Это может спровоцировать «подрыв» установленного режима. Возникновение интереса к противоположному полу10–17 лет — пубертатный период развития ребенка. В это же время начинается половое созревание. Из-за физиологических изменений подросток начинает испытывать новые эмоции и чувства. Он начинает думать о своей половой принадлежности. Ребенок пытается выразить свою мужскую или женскую индивидуальность — это естественный процесс. Родителям в это время нужно дать сыну или дочке немного свободы в самовыражении — это существенно снизит вероятность конфликтов. Интерес к противоположному полу наблюдается уже в 10–14 лет. Проявляется это повышенным вниманием к своему внешнему виду и желании выделиться. Родители уже могут рассказать ребенку о важности личной гигиены и физических упражнениях. В таком возрасте подростки испытывают первую любовь. Девушки и юноши от дружеских отношений переходят к романтическим. Многие начинают жить половой жизнью. Родителям крайне важно объяснить, что ранняя половая жизнь может быть опасной. Развитие самопознанияПодросток начинает интересоваться собой, своими способностями, оценивает и сравнивает себя с другими, пытается понять свои чувства. Учитывая развитие самосознания, и пытаясь занять более выгодное положение среди ровесников, подросток стремится к самовоспитанию. Он хочет иметь больше положительных качеств, чем негативных. Но небольшой жизненный опыт и несформированное мировоззрение провоцируют развитие у подростка противоречий между желанием самовоспитания и неумением его реализовать. Ребенок осознает себя как личность за 2 этапа. Вначале он понимает, что отличается от своих сверстников и принадлежит к взрослому миру. Он может:
На новом этапе подросток:
Последний пункт крайне важен. Если сверстники заставят подростка что-то сделать против его желания, он сможет им отказать. Важное место в развитии подросткового самосознания занимает представление о своем телесном образе, а также сравнение себя с общепринятыми стандартами женственности или мужества. На фоне этого мальчики могут заниматься силовыми тренировками, а девочки— гимнастикой, танцами. В мотивационном аспекте и поведении подростка проявляются противоположные стремления:
Самосознание и формирование Я-образа тесно связаны с созданием образа Другого. В большинстве случаев этим «Другим» становится сверстник, общение с которым крайне важно для взрослеющего ребенка. Данная особенность может специфически проявляться:
Отождествление себя с ровесниками является нормальным явлением и помогает формировать «Я-образ» каждого подростка. В возрасте 13–14 лет этот образ теряет устойчивость и целостность. Ребенок это крайне остро чувствует. Чтобы прекратить копировать поведение окружающих людей, взрослый человек использует самопознание и самоанализ, а у подростка эти качества еще развиваются. Из-за этого ребенок испытывает сильный стресс, который приводит к следующим проблемам:
Взрослые обязаны помочь подростку пережить этот сложный момент, создать ему оптимальные условия для правильного самопознания. Как подросток относится к своей внешностиВ момент полового созревания и усиленной гормональной активности подростки крайне агрессивно реагируют на любые критические замечания по поводу своей внешности. Обидные для них слова могут стать причиной временных подростковых комплексов, которые часто проявляются и во взрослой жизни. Родительский долг — защитить ребенка от таких проблем самостоятельно или с помощью квалифицированного психолога. Игнорирование проблемы влияния внешнего вида подростка на его психическое здоровье может быть крайне плачевным. Такие дети пристращаются к спиртосодержащим напиткам и наркотическим веществам, вступают в интимный контакт с различными партнерами и используют многие другие аморальные приемы для самоутверждения среди других. «Обиженные» дети становятся проблемными. Они могут закрыться от всего мира и вести асоциальную жизнь или наоборот, закатывают истерики и скандалят с взрослыми. Главная задача этих действий — самоутвердиться и получить признание от взрослых. Ребенок, который испытывает комплексы из-за своей внешности, будет:
Первые помощники в избавлении от недовольства собственной внешностью— родители. Они обязаны поддерживать своих детей в момент возрастных изменений, прислушиваться к их мнению при решении семейных проблем. Девочки больше переживают по поводу своей внешности, чем мальчики, поэтому мамам нужно помочь дочкам подобрать новые стиль, красивую прическу, косметику. Если это не помогает, можно воспользоваться помощью психолога— он поможет поднять самооценку. Характерные комплексы подросткового возрастаПсихологи выделяют несколько разновидностей комплексов, которые мучают подростков:
Эти комплексы являются типичными для подросткового возраста, но каждый ребенок переживает их индивидуально. Главная задача родителей — поддерживать со своим чадом доверительные отношения и пытаться в каждой ситуации находить положительные моменты. Чтобы правильно воспитать подростка и не испортить с ним отношения, родителям и педагогам следует понимать, что перед ними не просто ребенок, а личность. Взрослым важно учитывать темперамент ребенка, его половую принадлежность, интеллектуальные способности, физические возможности и характер. Родители и педагоги обязаны помочь подростку найти социально-приемлемые пути самовыражения и средства самоутверждения. Психологические особенности подросткового возрастаПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ВВЕДЕНИЕ Возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст, по мнению Л.С. Выготского - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется, прежде всего, появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. Психологический возраст, может не совпадать с хронологическим возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей. Подростковый период - период завершения детства, вырастание из него, переходный от детства к взрослости. Сформированная в учебной деятельности способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность. Чувство взрослости - это психологический симптом начала подросткового возраста. Это период полового созревания. Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным.
Подростковый период - период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10--11 до 14--15 лет. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии направляется школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка -- стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, эмансипации от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Чувство взрослости -- это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием гормональная буря. Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Период развития охватывает возраст с 10-11 до 14-15 лет. Чаще всего трудности связывают с половым созреванием. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков могут возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия, многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела. Возраст, в котором появляются первые признаки полового созревания, равно как и последовательность появления этих признаков, колеблется в значительных пределах. Следствием переживаний по этому поводу может быть заниженная самооценка. Подростку нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего «Я», или чувство идентичности, что в свою очередь порождает множество личных проблем. Одна из них, в частности, связана с появлением в подростковом возрасте полового влечения, часто изменяющего всю систему мотивов и переживаний. Даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций. Этот возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что некоторые исследователи склонны рассматривать его как один сплошной затянувшийся конфликт, как «нормальную патологию». Все это требует от взрослых пристального внимания к каждому подростку, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при работе с ним.
Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе место лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-либо деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах. Как показывают исследования, именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений. Поэтому в первую очередь взрослым полезно максимально конкретно проанализировать и «отработать» именно версию «общение со сверстниками»: какие отношения со сверстниками были у ребенка раньше, что изменилось, удовлетворяют ли его эти отношения, на какую роль он претендует в коллективе сверстников и т.д. Субъективная значимость для подростка сферы его общения со сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости взрослыми, особенно учителями. В то время как для подростка переживания по поводу общения со сверстниками наиболее значимы, учителя полагают, что в центре переживаний подростков оказываются переживания по поводу общения с учителями, а родители считают, что подростки более переживают по поводу общения с родителями. Взрослые, как правило, не имеют никакого представления о динамике мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста. Динамику мотивов общения можно представить схематично следующим образом. Если в 5 классе доминирующим мотивом общения со сверстниками является простое желание быть в их среде, то уже в 6-7 классах на первое место выходит мотив занять определенное место в коллективе сверстников. В 8-9 классах центральным становится стремление подростка к автономии в коллективе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Анализ показывает, что у многих подростков оказывается фрустрированной потребность «быть значимым в глазах сверстников», что приводит к тяжелым переживаниям. Родители подростков все проблемы их общения со сверстниками списывают за счет недостатка тех детей, с которыми общается их сын или дочь. То же время исследования показывают, что, уже начиная с 7 класса, у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате чего они начинают видеть причины своих конфликтов, затруднений или, напротив, успешности в общении со сверстниками в особенностях собственной личности. Содержание общения младших подростков сосредотачивается главным образом вокруг вопросов учения и поведения, а старших – вокруг вопросов личностного общения, развития индивидуальности. На этом фоне у 8-9-классников возрастает критичность по отношению к собственным недостаткам, которые могут сказываться в общении с другими людьми. Подросток в этом возрасте нуждается в помощи взрослого, но взрослые чаще всего не воспринимают его проблем. Учителю и родителю необходимо развить способность к «децентрации», способности увидеть проблемы общения подростка со сверстниками не только «со своей колокольни», но и глазами самого подростка.
Родители перестают видеть своих детей, а учителя своих учеников; место этих конкретных и разных подростков начинает замещать некоторая абстрактная и искаженная его версия, почерпнутая из газет, из разговоров взрослых между собой, но только не из реального и живого видения ребенка. И родители, и учителя подростков в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более учесть в практике воспитания того быстрого, интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подросткового возраста, всеми силами пытаются сохранить «детские» формы контроля, общения с детьми. Особенно остро это проявляется в старших подростковых классах, учащиеся которых испытывают огромную потребность в общении с взрослыми «на равных», редко имея возможность ее удовлетворить. Результатом становится противопоставление себя, своего «Я» взрослым, потребность в автономии. Остановим я еще на одном моменте. Взрослые, видя взросление подростка, чаще всего замечают в этом процессе только его негативные стороны: подросток стал «непослушным», «скрытным» и т.п. – и совершенно не замечают ростки позитивного, нового. Одним из таких ростков является развитие в подростке способности к эмпатии по отношению к взрослым, стремление помочь им, поддержать, разделить их горе или радость. Взрослые в лучшем случае сами готовы оказать сочувствие и сопереживание по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны. Понятно, почему это происходит, - для того чтобы принять это отношение подростка, как раз и необходимо быть с ним «на равных». Получается, что взрослые стараются только что-то давать подростку, не желая, да и не умея, ничего взять. Общение подростка с учителями оказывается еще более напряженной, «запущенной», малопродуктивной с точки зрения личностного развития ребенка. Исследования показывают, что переживания, связанные у подростков с их общением с учителями, занимает одно из последних мест (сами же учителя весьма неадекватно отводят этим переживаниям подростков первое по значимости место). Кроме того, с учителями у подростков связаны в основном отрицательные переживания. Характер общения с учителями и субъективного отношения к нему изменяется на протяжении подросткового возраста. Если ведущим мотивом общения младших подростков является стремление получить поддержку, поощрение учителя за учение, поведение и школьный труд, то в старшем подростковом возрасте – стремление к личностному общению с ним. Начиная с 7 класса, подростков все больше волнуют профессиональные и личностные качества педагогов. Причем если профессиональные качества педагогов подростков в целом устраивают, то личностные – нет. Эта неудовлетворенность личностными качествами педагогов воспринимается подростками чаще всего как проблема «справедливости» учителя. Однако, несмотря на неудовлетворенность подростков личностными качествами учителя, они все равно стремятся к общению с учителем. Учителя, как правило, этого не понимают. Таким образом, с возрастом складывается ситуация нарастания у подростков потребности в личностном общении с педагогами и – невозможности ее удовлетворения. Так расширяется зона конфликтов.
Снижение успеваемости, часто наблюдаемое в средних классах школы, может быть порождено самыми разными причинами Если у детей младшего школьного возраста неуспеваемость может быть в большинстве случаев преодолена в ходе углубленных занятий с педагогом, причем повышение успеваемости ведет, как правило, к улучшению общения ребенка с товарищами, то в подростковом возрасте все как бы меняется местами. Нельзя, «вытаскивая» успеваемость, решить все другие личностные проблемы подростка. Можно сделать лишь наоборот: решая личностные проблемы подростка, помочь повысить успеваемость. Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний в средних классах является отсутствие адекватной мотивации учения, т.е. нежелание учиться. Однако создание адекватной мотивации учения у подростков, и в особенности тогда, когда подросток уже потерял интерес к учебе, - очень сложное дело, требующее тонкой психологической инструментовки, индивидуального подхода каждому подростку. Нередко в современной школе потеря подростками смысла учения является результатом педагогической работы. Начиная уже с 6-7 класса, учителя начинают смотреть на того или иного ученика как на совершенно неперспективного. Учителями откровенно используются угрозы перевести в другой класс, школу или избавиться после 9 класса. В результате многие подростки из числа «неперспективных» сами предпочитают «отойти от школы», находя интересы где-то на стороне. Без глубокой уверенности педагога в перспективности каждого подростка, в принципиальной возможности развития его личности работа с ним не может быть успешной! Исследования показывают, что в любом возрасте подростки видят причины трудностей обучения в первую очередь в самих себе (младшие: «плохая память», «слабое внимание», «не умею думать»; старшие: «лень», «безволие»). Второй по частоте причиной подростки называют сложность учебной программы, отдельных предметов. Старшие указывают на эту причину реже, чем младшие. Третьей причиной подростки считают непрофессионализм педагогов. Учителя же считают, что во всем виноваты сами подростки. В качестве второй причины называют плохую помощь родителей. Третьей причиной учителя считают сложности программы. Наконец, родители считают главной причиной «недоступность программы», «высокие требования школы». Выявляемая на основании сопоставления трех позиций картина весьма неблагополучна с точки зрения, как развития личности подростка, так и развития личности педагога. Тормозом для развития выступает сочетание «обвиняющей» позиции учителей и «самообвиняющей» позиции детей, когда все трудности процесса усвоения знаний списываются за счет «лени», «безответственности» и «нерадивости» школьников. Еще одна важная проблема, связанная со сферой обучения современных подростков, состоит в полном игнорировании познавательной мотивации. Для современной ситуации характерно смещение акцентов с собственно познавательной деятельности на отдельные, наиболее формальные элементы учебной деятельности (успеваемость, оценки и т.п.). Следствием этого становится неразвитость интереса к самому процессу познания, чрезвычайно важного для продуктивного развития личности подростка.
Однако есть область переживаний, связанной с собственной личностью, которые носят только положительный характер, - это область переживаний, связанных с самореализацией, с активной работой самого подростка по развитию собственной личности: «Я всегда радуюсь, если могу побороть свою лень». В подобных переживаниям отражается чрезвычайно конструктивная линия в развитии личности человека – процесс самореализации. К сожалению, взрослые не только не помогают обычно развитию этого процесса, но и вообще не думают, что у подростков есть подобные переживания, подобные стремления. Мощным фактором саморазвития в старшем подростковом возрасте становится возникновение у школьников интереса к тому, какой станет их личность в будущем. Старший подростковый и младший юношеский возраст являются сензитивными периодами для становления временной перспективы, системы жизненных целей человека. Если по каким-либо причинам временная перспектива будущего не будет сформирована в этот период или будет сформирована неправильно, то это будет иметь самые серьезные последствия для развития личности человека. В свое время Л.Выготский обратил внимание на то, что и подростки, и окружающие их взрослые часто бывают озабочены отсутствием воли у учащихся. Однако, по мнению Л.С. Выготского, в таких случаях мы часто сталкиваемся не со слабостью воли, а со слабостью целей, когда подростку оказывается незачем преодолевать разного рода препятствия. Появление же значимой цели решает и проблему воли. Практика показывает, что если у подростка появляется какая-либо важная жизненная цель, то многие проблемы воспитания снимаются.
Проблемами, связанными с тем, что в психологии называется «психологический пол», «психосексуальная идентичность» в современной школе никто не занимается. Стало общим местом утверждение о том, что наша педагогика беспола, что современный воспитательный и учебный процессы абсолютно одинаковы для девочек и мальчиков, что чревато различными негативными последствиями. Все это ведет тому, что проблемы формирования психосексуальной идентичности обостряются в старшем подростковом возрасте, когда у подростков возникает отчетливая ориентация на будущее, и мотивы временной перспективы начинают играть заметную роль.
Однако суть кризиса, по Л.С. Выготскому, не столько в ярко выраженных его проявлениях, сколько в глубоком, качественном изменении процесса психического развития. Исследования показывают, что в возрасте 12,5-13 лет происходит резкая смена всей системы переживаний подростков – как их структуры, так и содержания. Но интересно, что субъективно сложности воспитания родители и учителя связывают отнюдь не с кризисом как таковым, когда начинается распад, ломка прежний психологических образований, а с посткризисным периодом, приходящимся на возраст 14-15 лет (8-9 класс). То есть трудным для окружающих подростка взрослых оказывается период созидания, формирования новых психологических образований. Перенос на этот возраст прежних воспитательных мер оказывается крайне неэффективным, а новыми учителя и родители не владеют. Прежде всего, родители и учителя не умеют опираться на то положительное, конструктивное, что есть в каждом подростке, а пытаются лишь «бороться с недостатками». Это то и особенно ощутимо в старшем подростковом возрасте, следующем непосредственно за знаменитым, но, как видим, не таким опасным кризисом. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог этой роботы, можно сказать следующее: хронологически подростковый возраст определяется от 10-11 до 14-15 лет. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет). Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. 1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом; 2) Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.; 3) Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. Психологи считают, что общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является КОНФОРМНОСТЬ - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план. Центральное новообразование подростничества - «чувство взрослости» - отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. Развитие самосознания (формирование «Я-концепции» система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу. - гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны; - эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество; - депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным; - суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности. Таким образом, о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится АКЦЕНТУИРОВАННЫ - крайний вариант нормы. У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особенности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин). С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, что весьма существенно для устойчивой социальной адаптации. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для психопрофилактики. Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВОЗ | Подростки и психическое здоровье
Социальное и эмоциональное развитие детей и подростков Возрасты и этапы: Руководство для родителей по нормальному развитию детства Чарльз Э. Шефер, Тереза Фой ДиДжеронимо Написанный в увлекательном и практичном стиле, «Возраст и этапы» предлагает вам преимущества самые последние исследования по развитию ребенка, содержащие полезные советы и методы, способствующие взрослению вашего ребенка.
Как говорить, чтобы дети слушали и слушали, чтобы дети говорили Адель Фабер, Элейн Мазлиш Это одна из моих любимых книг, которые я рекомендую родителям.Общение очень важно для установления и развития отношений сотрудничества и любви. Этот совет поможет вам развить крепкую связь с ребенком, а также взаимное уважение. Это определенно является воспитанием 101.
Воспитание эмоционально умного ребенка Сердце воспитания Доктор философии. Джон Готтман, Джоан Дейллайр Ребенку нужно развить множество навыков. Умению управлять эмоциями можно научиться. Такой подход помогает ребенку научиться понимать и принимать свои чувства, а также правильно их выражать.Это меняет родительскую игру с того, как контролировать своего ребенка, на обучение его самоконтролю.
Ребенок с полным мозгом: 12 революционных стратегий для воспитания развивающегося ума вашего ребенка Автор: Дэниел Дж. Сигель, Тина Пейн Брайсон Эта книга основана на последних исследованиях мозга и предлагает простые в использовании стратегии, способствующие здоровому развитию мозга , что приводит к более спокойным и счастливым детям. Авторы объясняют и делают доступными новую науку о том, как устроен детский мозг и как он созревает.
Справочник для родителей: систематическое обучение для эффективного воспитания Дон Динкмайер-старший, Гэри Д. Маккей, Дон Динкмайер-младший. Одно из самых популярных в стране справочников по воспитанию детей. Помогает родителям решать задачи по воспитанию семьи сегодня. Справочник для родителей показывает родителям, как они могут стать более осведомленными, уверенными и успешными в отношениях со своими детьми. Обсуждает плохое поведение, общение, поощрение, естественные и логические последствия, семейные встречи, профилактику злоупотребления наркотиками и алкоголем.
Воспитание подростков: систематическое обучение для эффективного воспитания подростков Дон Динкмейер старший доктор философии, Гэри Маккей доктор философии, Джойс Л. Маккей, Дон Динкмейер младший Родители знают, как воспитывать подростков. Это популярное руководство STEP (Систематическое обучение для эффективного воспитания детей) наполнено простыми для понимания и применения навыками, которые помогают родителям общаться с подростками и решать их «проблемы». Из программы STEP / teen, с практическими рекомендациями по социальному давлению, свиданиям, оценкам, карьерным планам и профилактике злоупотребления алкоголем, табаком и наркотиками.Это руководство - отличный выбор для родителей, которые хотят улучшить свои отношения с подростками. .Тревога и депрессия в подростковом возрастеТот факт, что мы можем вспомнить подростковый возраст лучше, чем другие периоды, и что это время перемен во многих областях мозга, является двумя свидетельствами того, что мозг, вероятно, будет особенно пластичным в это время. Еще одним показателем является статистика среднего возраста начала серьезных психологических расстройств. Мозг подростка чрезвычайно чувствителен к стрессу. - Лоуренс Стейнберг Исследователи считают, что изменения в мозге в подростковом возрасте повышают уязвимость подростков к депрессии и тревоге и играют определенную роль в серьезном гендерном неравенстве при этих расстройствах.
Когнитивное развитие в подростковом возрасте: почему важно знать, как работает мозг вашего ребенкаАвтор: Сара Кокчимиглио Обновлено 19 мая 2020 г. Медицинский осмотр: Рашонда Дутит, LCSW Заглянуть в сознание подростка - это больше, чем просто вспомнить собственное детство. Вы также должны быть готовы выйти за рамки своего опыта и учиться у других, которые изучали таких детей, как ваш.Возможно, вы никогда не узнаете точно, что ваш ребенок думает или ведет себя так, как он. Однако, обладая некоторыми базовыми знаниями о когнитивном развитии в подростковом возрасте, вы можете лучше понять их мышление, увидеть вещи с их точки зрения и найти способы еще больше поддержать их по мере их роста. Когнитивное развитие в подростковом возрастеМозг ребенка резко развивается в подростковом возрасте. Некоторые области мозга становятся больше, а другие - меньше. Префронтальная кора также быстро созревает в подростковом возрасте, и эти изменения мозга сопровождаются изменениями когнитивных функций, что является другим словом для обозначения мышления.
Ваш ребенок уникален - включая его образ мышления Поддержите своего ребенка еще больше, узнав, как работает его разумИсточник: clbb.mgh.harvard.edu Когнитивное развитие означает изменение мыслительных процессов, происходящих по мере нашего взросления. Он начинается, как только мы рождаемся (если не раньше), и продолжается во взрослой жизни. Когнитивное развитие в подростковом возрасте влечет за собой важные изменения, которые позволяют нам успешно перейти из детства во взрослую жизнь.В этом разделе мы поговорим о многих различных аспектах этого развития. Стадия формальных операций Работа Жана Пиаже по когнитивному развитию стала важным прорывом в психологии. Пиаже использовал термин «стадия формальных операций» для описания стадии когнитивного развития подростка. На этом этапе дети приобретают способность мыслить абстракциями и гипотезами. Они начинают использовать свое воображение более практично. В то время как маленькие дети могут использовать свое воображение в игре, подростки используют свое воображение, чтобы лучше понимать людей и предметы. Абстрактная мысль В отличие от детей младшего возраста, подростки могут научиться мыслить абстрактно. Вот пример разницы: Пятилетний ребенок может научиться вычитать, манипулируя конкретными предметами. Они могут найти два карандаша с одной стороны своего стола и шесть карандашей с другой стороны стола. Затем они могут сложить их все в одну стопку и пересчитать их, чтобы определить, что всего карандашей восемь. С другой стороны, подростку не нужно думать о карандашах или другом визуальном представлении, чтобы знать, что 2 + 6 = 8.Фактически, они могут решать гораздо более сложные математические задачи, не обращаясь к физическим объектам любого рода. Источник: freepik.com Гипотетика Подростки также развивают способность воображать гипотетические ситуации. Это может быть социальная ситуация, предмет, который они изучают, или проблема, которую они рассматривают. Они могут представить, как все пойдет, и принимать решения о том, подходить ли или как подходить к ситуации, основываясь на своих абстрактных и гипотетических рассуждениях. Как подростки обрабатывают информациюТо, как мы обрабатываем информацию, влияет на типы знаний, которые мы можем получить, и на то, насколько хорошо мы можем работать с ними, когда они у нас есть. В подростковом возрасте молодые люди начинают обрабатывать информацию следующими способами:
Изменение знаний в подростковом возрастеУровень знаний ребенка увеличивается по мере того, как он вступает в подростковый возраст и проходит через него. Однако это происходит не только потому, что им пришлось дольше собирать больше фактов. Также увеличивается их способность к получению новых знаний. Некоторые из важных изменений, которые вы можете ожидать в своем ребенке, включают:
Видеть несколько частей одной проблемы В подростковом возрасте дети приобретают способность видеть одну проблему с разных точек зрения. Они даже могут видеть различные части проблемы, которые могут иметь или не иметь отношения к принятому решению. Пока они не привыкнут к пониманию сложности жизненных проблем, они могут казаться несфокусированными, но по мере того, как они приобретают опыт такого видения вещей, они лучше решают проблемы. Ваш ребенок уникален - включая то, как он думает Поддержите своего ребенка еще больше, узнав, как работает его разумИсточник: unsplash.com Самоотражение Подростки много думают о себе. Это может показаться им эгоистичным, если вы думаете, как взрослый человек, но для них важно иметь возможность учитывать то, что они думают о себе и своем мире, без резких суждений со стороны родителей или учителей.Если делать это в подходящее время, это помогает им лучше понять, кто они и чего они хотят от жизни. Мысли о своем будущем Когнитивное развитие в подростковом возрасте служит и другой цели. Это готовит их к будущей карьере и отношениям. В подростковом возрасте дети начинают думать о том, чем они хотят заниматься, когда выходят на улицу самостоятельно. Они сравнивают себя с идеалами и исследуют разные карьеры. Они также начинают делать жизненный выбор, отличный от того, что делают их родители.В настоящее время для них полезно ставить важные цели на конец подросткового возраста и начало взрослой жизни. Понимание психологических характеристик других людей Подростки не только приобретают способность мыслить абстрактно, но и хотят понимать психологические характеристики своих сверстников и других людей. Они делают предположения о том, как думают другие. Затем они используют полученные предположения, чтобы решить, как взаимодействовать с этим человеком или взаимодействовать с ним вообще. Подростки обычно основывают свои дружеские отношения на сходстве между своими психологическими характеристиками и характеристиками других людей. Например, подросток, считающий себя экстравертом, может выбрать в друзья другого экстраверта. Точно так же подросток, который считает себя честным, может также выбирать друзей, которые кажутся открытыми и искренними. Почему это важноПодросткам необходимо развивать познавательные способности и двигаться по жизни своим собственным путем, если они хотят стать психически здоровыми взрослыми.Понимание этого процесса поможет вам стать лучшим родителем, а также поможет справиться с трудностями. Уважение к их способностямНикто не хочет, чтобы другие недооценивали его способности, и это особенно верно в отношении подростков. Чтобы иметь здоровые отношения с вашим ребенком, важно осознавать его уровень когнитивного развития. Отдайте им должное за понимание концепций и абстракций лучше, чем в детстве. Все остальное оскорбляет их интеллект и может вбить клин между вами. Источник: freepik.com Понимание их разочарованийВ подростковом возрасте дети находятся на стадии конфликта между желанием быть наедине с собой и желанием, чтобы о них заботился кто-то более способный. Если вы не понимаете уровень их когнитивного развития, вряд ли вы сможете оказать им положительную эмоциональную поддержку в эти трудные годы. Вместо этого вы обнаружите, что промахиваетесь, пытаясь помочь, не понимая по-настоящему. Ведущие их через трудные проблемыПодростки заняты обретением самостоятельности, поэтому, когда возникают трудные проблемы, они могут почувствовать склонность попытаться справиться с ними самостоятельно. Определенные проблемы могут потребовать когнитивных навыков, которые они только что развивают. Если вы знаете, как далеко они продвинулись в когнитивном развитии, вы сможете лучше обеспечить соответствующий уровень поддержки, пока они пытаются справиться с трудностями подростковой жизни. Помогая им добиться успеха в школеКонечно, школа - одна из самых важных частей жизни вашего подростка.Это отнимает у них много времени и готовит их к тому, что ждет впереди. Учитель вашего ребенка почти наверняка будет иметь мнение об уровне его когнитивного развития, и он может поделиться этой информацией с вами, особенно если у вашего ребенка проблемы с обучением или поведением. Однако важно, чтобы вы не воспринимали точку зрения педагога как абсолютную истину, не оценив ситуацию со своей точки зрения как родителя. У вас есть доступ к информации о вашем ребенке, которой может не быть их учитель, и вы знаете своего ребенка так, как его учитель не знает. По мере того, как вы проявляете интерес к когнитивному развитию своего ребенка, вы можете узнать, где ему нужна дополнительная помощь, и проявить инициативу, чтобы получить ее для них. Вы также можете увидеть, где они могут стесняться своего потенциала. Если да, вы можете побудить их попробовать что-то новое или усерднее работать. Вы также можете предоставить им возможности для обучения, соответствующие их стадии развития. Ваш ребенок уникален, включая то, как он думает Поддержите своего ребенка еще больше, узнав, как работает его разумИсточник: rawpixel.com Как BetterHelp может поддержать подростковЕсли ваш ребенок испытывает трудности или вам нужна поддержка как родителя, вы можете поговорить с терапевтом, чтобы лучше понять своего ребенка и свои отношения с ним. Если вы думаете, что разговорная терапия поможет вам или вашему ребенку (или обоим), BetterHelp предлагает удобную и доступную онлайн-терапию с более чем 4000 лицензированных терапевтов, многие из которых специализируются на подростках, семьях и отношениях. Ниже приведены некоторые отзывы о консультантах BetterHelp от родителей подростков. Отзывы консультанта«Тамми так сильно изменила мою жизнь. Если бы я не получил ее помощи, я почти уверен, что потерял бы всякую связь с моей 19-летней дочерью, которая решила жить со своим отцом. Она понимает подростков и мам подростки! Такая добрая, мудрая, опытная, сострадательная и уравновешенная, я не могу сказать о ней достаточно хорошего !! "
"Я работаю с Кэролайн уже 6 месяцев, и мне очень помогли ее советы, поскольку я поддерживаю свою дочь от анорексии.Анорексия - очень сложное заболевание души и тела, и члены семьи могут сыграть очень важную роль в выздоровлении, обучаясь и понимая ее поведение. Это позволяет мне использовать с ней правильные слова и следить за своим поведением с ней, поэтому я поддерживаю ее здоровым образом и не способствую ее болезни в дальнейшем. Кроме того, мне было очень тяжело пережить стресс, когда я наблюдала, как страдает моя милая дочь, поэтому мне нужно было найти для себя навыки совладания. Опыт Кэролайн, ее очень милосердные, но ясные рекомендации и отзывы сделали меня более уверенным и способным справиться с этой тяжелой болезнью.Я нахожу много сил от ее терапии, и, что наиболее важно, я лучше обращаюсь с дочерью и вижу разницу в моем взаимодействии с ней. Я благодарен Кэролайн за то, что она вошла в мою жизнь, когда мне понадобился кто-то, кто помог бы мне пройти через это. В дополнение к нашим еженедельным видеочатам я могу отправлять ей быстрые текстовые сообщения в приложении BetterHelp, если возникает проблема и мне нужны ее мысли, и Кэролайн очень быстро отвечает, предлагая дополнительные советы, которые могут мне помочь. Я порекомендовал BetterHelp друзьям, так как без этой платформы для меня был бы невозможен доступ к великому терапевту, подобному Кэролайн... в то время как я также делаю это для удобства моего времени и дома. Спасибо, Кэролайн, и спасибо BetterHelp за то, что были здесь для меня! »
ЗаключениеКак родитель, вы можете многое узнать о когнитивном развитии вашего ребенка. Тем не менее, бывают случаи, когда вы просто не можете понять, почему ваш ребенок думает или действует так, как он. Часто это происходит просто потому, что в подростковом возрасте изменения могут происходить быстро. Даже у эксперта может не быть ответов на все вопросы, но он, безусловно, поможет вам понять, как сделать отрочество вашего ребенка более гладким.Все, что вам нужно, - это правильные инструменты и правильная поддержка. Сделайте первый шаг сегодня. .Подростковый возраст (15-17 лет) | CDC Информация для родителей CDC (дети от 4 до 11 лет) Информация о здоровом весе CDC. Основы физической активности молодежи CDC KidsQuest БАМ! Body and Mind Выберите мою тарелку - значок Kidsexternal. HealthyChildren.orgexternal icon Just in Time Parentingexternal icon (JITP) Let's Move-Kidsexternal icon Национальная администрация безопасности дорожного движения внешний значок (NHTSA) StopBullying.govexternal icon Приложение «KnowBullying» SAMHSA: внешний значок Teens Healthexternal icon NIMH »Психическое здоровье детей и подростковТрудно сказать, является ли тревожное поведение ребенка частью взросления или проблемой, которую следует обсудить со специалистом в области здравоохранения. Но если есть поведенческие признаки и симптомы, которые длятся недели или месяцы, и если эти проблемы мешают повседневной жизни ребенка дома, в школе или с друзьями, вам следует обратиться к врачу. Маленькие дети могут пройти обследование и лечение, если они:
Дети старшего возраста и подростки могут получить пользу от оценки, если они:
Психические заболевания поддаются лечению. Если вы ребенок или подросток, поговорите со своими родителями, школьным психологом или врачом. Если вы являетесь родителем и вам нужна помощь в разговоре с ребенком или подростком о психическом здоровье, посетите страницу MentalHealth.gov для родителей и опекунов. Если вы не знаете, куда обратиться за помощью, спросите своего педиатра или семейного врача или посетите веб-страницу NIMH Help for Mental Illities. Детям и подросткам может быть полезно сохранить несколько номеров экстренных служб в своих мобильных телефонах. Возможность получить немедленную помощь для себя или друга может иметь значение.
Если вам или кому-то из ваших знакомых требуется немедленная помощь, позвоните по номеру 911 или на горячую линию National Suicide Prevention LifeLine по телефону 1-800-273-TALK (8255) . . |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |