|
![]() |
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Проблемы обучения детей с дцпОбучение детей с ДЦП. Возможные проблемы и пути их преодоления | Презентация к уроку по теме:Слайд 1 Обучение детей с ДЦП. Возможные проблемы и пути их преодоленияСлайд 2 Детский церебральный паралич – это группа различных по клиническим проявлениям синдромов, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционирование мышц, характеризующихся неспособностью сохранить нормальную позу и выполнить непроизвольные движения Слайд 3 Структура нарушений познавательной сферы При ДЦП имеет ряд специфических особенностей: неравномерный , дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций; повышенная инертность и замедленность всех психических процессов; выраженность астенических проявлений; Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире Слайд 4 Внимание детей с ДЦП характеризуется рядом патологических особенностей. Дети струдом сосредотачиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными. Отмечается невозможность фиксации взора, недостаточный уровень развития прослеживающей функции глаза. Слайд 5 . Мышление Особенности мышления у детей с церебральным параличом обнаруживаются наиболее явно при выполнении заданий, требующих интеллектуальных процессов. Слайд 6 Память Механическая память по уровню развития может соответствовать возрастной норме или даже превышать ее, тогда механическая память на начальных этапах обучения помогает осваивать счет и чтение. Отмечаются трудности в формировании словесно – логической памяти. Слайд 7 Тревожность: Мешает ребенку развиваться и является стимулом к возникновению и развитию мотива избегания неудач именно в этом возрасте. Тревожность ведет к снижению самооценки и к снижению уровня притязаний. Слайд 8 У младших школьников с ДЦП независимо от формы нарушения наблюдается эгоцентризм, себялюбие, требовательность. Это связано с тем, что развитие таких детей происходит в узком кругу, и они оторваны от общественной жизни. Слайд 9 Думают иные Думают иные – те, кто звуки слышат, Те, кто видят солнце, звезды и луну: - Как она без зренья красоту опишет? Как поймет без слуха звуки и весну? Я услышу запах и росы прохладу, Легкий шелест листьев пальцами ловлю. Утопая в сумрак, я пройду по саду, И мечтать готова и сказать «Люблю…» Слайд 10 Я умом увижу, чувствами услышу, А мечтой привольный мир я облечу… Каждый ли из зрячих красоту опишет, Улыбнется ль ясно яркому лучу? Не имею слуха, не имею зренья, Но имею больше – чувств живых простор: Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем Я соткала жизни красочный узор. Слайд 11 Не имею слуха, не имею зренья, Но имею больше – чувств живых простор: Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем Я соткала жизни красочный узор. О.Скороходова Слайд 12 Желаю удачи! Обучение детей с дцп - как обучать детей с синдромом церебрального параличаДЦП – это один из серьезных диагнозов, как для детей, так и для их родителей. Но, несмотря на ограничение в движении и проблемы с умственным развитием, заниматься с такими детьми нужно регулярно. Ниже расскажем, каким образом происходит обучение чтению, письму людям с диагнозом ДЦП. Если выявлена легкая степень заболевания, то после получения среднего образования можно поступить в ВУЗ для продолжения обучения по выбранной дисциплине. Учеба в обычной школеВ некоторых населенных пунктах пациенты с диагнозом ДЦП могут обучаться в обычных общеобразовательных школах. Но для этого необходимо:
Этот вариант обучения часто недоступен, так как редко встречаются пациенты с ДЦП, которые обладают всеми вышеперечисленными требованиями, да и найти школу особенно в сельских населенных пунктах непростая задача. Главная проблема, которая пока не позволяет обучаться «особенным» детям в подобных заведениях в том, что им нужно уделять много внимания, а учитель не может бросить 20-25 школьников, ради одного воспитанника. Также не стоит исключать из внимания того факта, что детям порой не удается перемещаться самостоятельно, а значит должен быть сопроводитель, не каждая школа может это предоставить. Но и самая важная особенность, из-за которой недопустимо такое обучение, кроется в насмешках сверстников, которые могут устраивать травли, из-за того, что он не может полноценно двигаться и разговаривать. Домашнее обучениеЧаще всего именно этот вариант выбирают родители для обучения своего чада. Тут есть свои плюсы и минусы. Начнем с преимуществ:
Основными недостатками такого варианта обучения можно назвать отсутствие социального общения. Как показывает практика, такие ученики хуже развиваются и им даются сложно все предметы. Также нередко учителя и родителя дают им поблажки, что позволяет отказываться от выполнения тех или иных заданий. Самое главное при надомном обучении – это не перегружать ребенка и действовать только исходя из его навыков, можно получить рекомендации от психологов. Конечно, можно проводить и контрольные работы, но если ученик готов. Помимо этого вы должны понимать, что это тяжелый труд, а поэтому стоит проявить терпение. К таким деткам нужен особый подход, так как они очень ранимы и на любое замечание могут реагировать истерикой. Важно приготовиться к тому, что уже через 15-20 минут ребенок может устать и нужно придумать, как его вовлечь в процесс обучения. Нередко современные учителя используют ТСО, что облегчает процесс учения. Специализированные интернатыТакие интернаты обычно принимают воспитанников на 5-6 дней в неделю, а забирают родители их только на выходных и каникулах. Чаще всего их приемленниками являются пациенты с тяжелой формой ДЦП. Звучит это очень жестко и приравнивается к отказу от больного ребенка. Но не у каждого человека есть время, средства и силы заниматься со своим чадом, а поэтому лучше его устроить в интернат, где он будет общаться с такими же «особенными» детками и под постоянным присмотром учителей и медиков. Как правило, все делятся на группы в зависимости от своих возможностей и навыков. И после прохождения обучения, каждый выпускник получает аттестат, уроки проходят, как и в обычной школе. Помимо общеобразовательных предметов проводится физкультура и занятия, способствующие развитию многих навыков. Есть нянечка и врач, при необходимости можно записаться на массаж. Дополнительное обучениеПомимо того, что ребенок нуждается в обучении грамоте, письму, счету, необходимо развивать и его другие навыки, например моторные. Для пациентов с диагнозом ДЦП необходимо регулярно проводить массажи, что устраняет боли от мышечного напряжения. Также необходимо походить на обучение плаванию, что положительно скажется на развитии нервной системы. Диагноз ДЦП не означает, что ваш ребенок никогда не научится говорить, умываться, чистить зубы и понимать окружающих. Все зависит от того, как с ним занимаются, какие программы и методы используются для развития. Но технологии обучения не стоят на месте, для детей с таким диагнозом придумана масса программ, которые легко использовать на дому. «Особенности обучения детей с ДЦП»КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Статья на тему: «Особенности обучения детей с ДЦП» Подготовила: Федотова А.З. Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети, страдающие различными формами детского церебрального паралича - от 2 до 6 больных на 1000 детского населения. Примерно половина детей, страдающих ДЦП, умственно отсталые. Дети с нарушением функции опорно - двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. Дети, имеющие физические или психические заболевания, имеют право получать квалифицированную педагогическую помощь на дому. Хорошо построенная и тщательно разработанная программа надомного обучения должна помочь отстающему в развитии ребенку продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без посторонней помощи. Все свои занятия с больным ребенком я провожу с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия строю на основе принципа интегрирования чередованием упражнений по степени сложности. Структура занятий гибкая, но в своей основе она включает познавательный материал и элементы психотерапии. Усвоение учебного материала параллельно формирует коммуникативные качества, обогащает эмоциональный опыт, активизирует мышление, формирует личностную ориентацию. Психологическое состояние ребенка в конкретный момент является причиной варьирования методов, приемов и структуры занятия. Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: - игровые ситуации; - дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; - игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; - психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Я постоянно слежу за осанкой ребенка, правильным положением конечностей. При возникновении нежелательных патологических двигательных реакций способствую их преодолению путем пассивно-активных вмешательств. Каждую встречу я начинаю с пассивной гимнастики, которая способствует выработке кинестетических и зрительных ощущений схемы движения, тормозит содружественные реакции, предупреждает развитие контрактур и деформаций, стимулирует выработку изолированных движений. Пассивные движения повторяю многократно, фиксируя внимание ребенка на их выполнении. Как только ребенок научится выполнять хотя бы часть движений, я перехожу к пассивно-активной гимнастике. Пассивные упражнения кистей и пальцев рук:
Также, формирую функцию хватания, разжимания кисти, перекладывания предмета из одной руки в другую. Для стимуляции изолированных движений указательного пальца использую следующие упражнения: надавливание пальцем на пластилиновые шарики, рисование пальчиковыми красками. На всех уроках я использую стимулы различной модальности – зрительной, слуховой, тактильной и использую эту стимуляцию длительное время. Сочетаю стимулы различной модальности (музыки, цвета, запахов),что оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка – тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее, укрепляющее, расслабляющее, успокаивающее. Таким образом, решаются разные задачи: - формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительно-моторной координации. - формирование представлений о цвете, форме и величине (используются разноцветные стаканчики, подушечки, мячики, тарелочки, коробочки и т.д). - развитие тактильной чувствительности (вкладывание предметов в ладони ребенка). Уроки проводятся в игровой форме. Особенности развития мышления у детей с умственной отсталостью, делают необходимым применение разнообразного наглядного материала. На уроках обучения грамоте я применяю приемы, исключающие необходимость письма, - использую разрезную азбуку, предметные картинки, лото, магнитную доску, пазлы, опорно-мнемонические таблицы. Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. Внимательно наблюдаю за ребенком, стараюсь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки. Стараюсь быть последовательной. Двигаюсь от простого к сложному, от одного навыка к другому. Ежедневно вношу новые элементы в свой урок. Стараюсь чаще хвалить и поощрять ребенка. Больной ребенок живет в замкнутом пространстве любви, понимания и тишины, и любой стук, крик и даже просто кашель заставляют ребенка вздрагивать, внутренне сжиматься. И поэтому диалог между учеником и учителем должен осуществляться больше при помощи глаз, а если голоса, то очень тихого, доходящего до шепота. Расписание посещений учителем ребенка согласовывается с родителями, при этом учитываются все факторы и особенности режима дня. Чаще всего это вторая половина дня, так как утренние процедуры, лечебный массаж, подготовка к занятиям занимают всю первую половину дня. Только при создании благоприятных условий воспитания и обучения можно добиться положительной динамики развития ребенка с ДЦП. Список используемой литературы 1. Детский церебральный паралич Хрестоматия /составители Л.М. Шипицына и И.И. Мамайчук. - СПб., «Дидактика Плюс», 2003. 2. Журнал «Начальная школа» N 38, 2003 г. 3. Основы специальной психологии под ред. Л.В. Кузнецовой 3-е изд. М.: «Академия»,2006 4. Специальная психология под ред. В.И. Лубовского - 2-е изд. Испр. - М.: 4. 5. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. М.: Особенности работы педагога с ребенком с детским церебральным параличом | Статья на тему:Ребёнок с детским церебральным параличом Главным для ребенка является:
Особенности детей с детским церебральным параличом:
Условия работы с детьми с детским церебральным параличом:
Необходимо воспитывать в ребенке с детским церебральным параличом полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответствующе! Специфика организации учебного процесса учащихся с ДЦП | Учебно-методический материал по русскому языку по теме:Специфика организации образовательного процесса учащихся с ДЦП. Из опыта работы Заслуженного учителя РФ, Почетного работника профессионального образования, преподавателя русского языка и литературы КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум» Т. М. Косоуровой В последние десятилетия наблюдается повышенный интерес во всем мире к детям, имеющим проблемы в развитии. Наименее изученным представляется контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Количество таких детей имеет тенденцию к росту, что обусловливает необходимость более детального изучения всех аспектов их психического развития, выбора путей и способов коррекции и компенсации отклонений в развитии. Большинство исследований посвящено особенностям познавательной деятельности этих детей, однако недостаточно изучена личность ребенка. А это очень важно для социальной адаптации и интеграции детей в общество. Будущее благополучие ребенка зависит от его психофизического статуса, его активности и самостоятельности, умения прибегать к помощи окружающих в необходимых случаях. Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности подростка. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками. Учебная деятельность студентам с ДЦП дается очень трудно. Они не умеют надолго сконцентрировать внимание, медленно читают, не всегда понимая прочитанное, не могут воспроизвести то, что прочитали, пишут с трудом. Большой проблемой является выражение (как устное, так и письменное) своих мыслей. У 70% учащихся дислексия ( избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению) и дисграфия ( специфические расстройства обучения, из которых ребёнок не в состоянии писать слова правильно и понятно). Кроме того, 80% учащихся имеют диагноз дизартрия (нарушение работы артикуляционной мускулатуры), что значительно усложняет процесс коммуникации. Особенностью учащихся нашего ПОУ является общее речевое недоразвитие различной степени выраженности. В период полового созревания заболевание прогрессирует, поэтому все эти факторы усугубляются. Программа же русского языка и литературы на первом курсе включает в себя объём школьной программы за 10 и 11 класс, и все это за один год. Усложняясь с каждым занятием, она требует от студента абстрактного мышления и большого объёма памяти. Перечисленные особенности я учитываю при определении интеллектуальных и физических нагрузок, при оценке уровня достижений, при подборе специальных приемов обучения. Главными постулатами жизни больного подростка должны быть: - уверенность в себе и умение нравиться себе; Тщательно продуманная коррекционная работа должна помочь отстающему в развитии ребенку продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без посторонней помощи. Работа начинается со стартовой диагностики, которая позволяет выявить актуальный уровень развития обучающегося и спланировать корреционно-развивающий процесс с учетом личностно-ориентированного подхода. Диагностика носит личностно-ориентированный характер. Первичная диагностика является основной процедурой определения качества образования. Только при комплексном подходе возможна реализация диагностики, позволяющая эффективно выстроить коррекционно-образовательный процесс с обучающимися, имеющими сочетанные нарушения. В начале учебного года всеми специалистами, работающими в группе, составляется календарно-тематическое планирование, которое позволяет всем участникам кррекционно-воспитательно-образовательной деятельности двигаться в едином направлении. Оценив действующие программы по русскому языку, я адаптировала их к конкретной группе, обосновав целесообразность корректив, разработала различные варианты уроков на основе этих программ, осуществила поиск оптимального отбора содержания учебного материала, его структурирования, распределения учебных часов. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципа чередования упражнений по степени сложности. Занятия в нашем техникуме преимущественно проводятся в форме урока. Урок – это общение учителя с студентом. Обучающийся развивается в процессе этого общения. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и подростка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое является необходимым условием его развития. Сотрудничество их заключается в том, что свой опыт взрослый стремится передать, а обучающийся хочет и может его усвоить. Как учитель-филолог, считаю, что я должна дать не только определённую сумму знаний (расширить словарный запас обучающихся, научить правильно писать слова и расставлять знаки препинания), но и, что не менее важно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, приобретая профессию, студенты должны уметь грамотно говорить, обладать ораторскими навыками, уметь отстаивать свои убеждения, включаться в процесс межличностной коммуникации. Развитие всех сторон устной речи является основной предпосылкой к успешному усвоению учебной программы. Ограниченность словаря, непонимание грамматических форм и выражений приводит к непониманию текстов, условий арифметических задач и т. д. Поэтому развитие речи обучающихся является важным аспектом коррекционно-восстановительной работы, проводимой на уроках русского языка. Кроме того, дети с церебральным параличом, чрезмерно опекаемые родителями или педагогически запущенные, одинаково не приспособлены к необходимым формам установления контакта со сверстниками и взрослыми, не имеют нужных навыков коллективного взаимодействия. На уроках большое внимание уделяю устному опросу студентов. Виды его различные: ответ по плану, по опорным примерам, рассказ от лица героя произведения, развернутая оценка ответа одноклассника. Часты на уроках творческие разминки («Продолжи фразу»), рассуждения на грамматическую тему ( Яблоко – это существительное, потому что…; Слово «дорога» многозначное, потому что… и т. д.), веселые паузы (рассказывание детьми смешных историй или анекдотов) Очень важным этапом работы на уроках русского языка является словарная работа. Словарная работа в группе, где есть учащийся с ДЦП, представляет собой совокупность целенаправленных и систематически проводимых упражнений, способствующих усвоению обучающимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка. На уроках русского языка я придерживаюсь такой методики работы над словарным словом: 1. Прочитай выразительно слово, соблюдая ударения. 2. Подумай, что обозначает данное слово. Сформулируй определение сам. 3. Прочитай определение слова по словарю. Удалось ли тебе правильно дать определение слову? 4. Подумай, в каких значениях еще может употребляться данное слово. Приведи примеры словосочетаний; составь предложения, используя данное слово в разных значениях. 5. Прочитай пословицы (или поговорки). Как понимаете значение пословицы? Поговорки? Если знаете, назовите свои. 6. В каких произведениях литературы вы встречали данное слово? Вспомните. 7. При чтении произведений художественной литературы выпиши в тетрадь слово в контексте (предложение, фразу, четверостишие). 8. В записанных словах подчеркни непроверяемую гласную или согласную, запомни ее правописание. 9. Подбери обобщающее слово к данному. Продолжи ряд слов.
2. Модель “Морфологическая копилка”. Сбор частей слова для конструирования новых слов; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов; 3. Творческие задания в группах: у вас на столах лежат тексты, которые необходимо “украсить” прилагательными. Сделайте запись в тетрадях. Задание: опишите внешность человека, используя прилагательные. “По улице идет человек. Ему немало лет. В руке портфель, на голове шляпа, одет в плащ”. (По пустынной улице идет незнакомый человек. Ему немало лет. В правой руке он несет черный портфель, на голове старая шляпа. Одет он в темный плащ). – Сравните первый и второй варианты текста. Какой вывод из этого следует? 4. Следующее задание: создайте портрет одного из своих одногруппнмков. Первая группа использует прилагательные в описании портрета, а вторая группа создает портрет без прилагательных. - После обсуждения результатов работы – вывод: в художественном описании внешности человека, интерьера, природы почти каждое четвертое слово – прилагательное. 5.Образуйте как можно больше слов из букв слова "электростанция"("школьники", "приключения" и т.п.). Буквы не должны использоваться дважды. Уровень подготовки и развития способностей к учению у каждого учащегося разный. В группах собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Задача достижения максимально высокой успеваемости и заинтересованности предметом каждым студентом может быть решена на основе личностно – ориентированного подхода с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Речь идёт о помощи подростку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально. Стараюсь создать комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха. Это способствует качественным изменениям в структуре личности подростка: он более доверчив, открыт, избавляется от различных комплексов. Интерес к предмету успешно вырабатывается дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым студентом посильной и интересной работы. У учащихся с диагнозом ДЦП уроки русского языка не вызывают особых затруднений. Основная трудность здесь заключается в том, что скорость письма у таких подростков очень незначительна. Ручка в любой момент может выпасть из слабых пальцев . И здесь важно терпение учителя. Не стоит торопить, необходимо давать возможность отдохнуть руке, помогать, придерживая линейку при подчеркивании, перевернуть исписанный листок, поменять ручку, делать короткие передышки для массажа пальцев. К трудным заданиям по русскому языку относится творческая работа, так как зачастую такие обучающиеся проводят все время в четырех стенах своей квартиры и видят окружающий мир из окна машины, когда родители везут их на занятия. При таких условиях им, конечно, трудно описать описать весенний день, зимние забавы, походы в лес. Поэтому темы для творческих работ необходимо подбирать, учитывая специфику реальной ситуации:
В процессе работы над текстом на уроке литературы устанавливается контакт с подростком, идет установка рабочей атмосферы. Но при построении диалога необходимо помнить, что это "место встречи людей, думающих по-разному" (Г.А. Цукерман). Поэтому коррекция структурного построения ответа должна происходить ненавязчиво и очень тактично, не задевая самолюбия подростка. Следует помнить, что больной подросток очень раним, остро реагирует на критические замечания. На уроках литературы создаем копилки: копилку рифм, метафор; копилку личностных качеств для характеристик героев. Обязательно при изучении большого литературного произведения создаем паспорт литературного героя. Это универсальный прием может быть использован для создания характеристик литературных героев. Например, вот такой паспорт создали обучающиеся, изучая произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»»: Имя – Евгений Базаров Автор (создатель) – И. С. Тургенев Прописка – Где живет – в Санкт- Петербурге Кем служит – студент Медико-хирургической академии Особые приметы – смелый, умный, любопытный, настойчивый, трудолюбивый, целеустремленный, честный, упрямый, независимый, не любит «телячьи нежности» и «пустословие». Опорные слова для паспорта выбираются самими студентами. 2.Учимся придумывать рассказы или сказки. Первый этап - придумать окончание или начало рассказа ( фэнтэзи), придумать как можно больше заглавий к ним. Второй этап - сочинение рассказов (фэнтэзи по опорам). 3.Придумай сказку по вопросам: Кто это был? Как выглядел? Куда пошёл? Кого встретил? Что ему сказали? Что он ответил? Что ему сделали? Какова была его реакция? Чем вся история закончилась? Вывод или мораль. Соединяя занятия языком с активной речевой деятельностью (чтение, свободное письмо и говорение, внимательное слушание и толкование как прочитанного, так и услышанного), удаётся более успешно достигать положительных результатов в работе с надомниками. «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов», – писал Джордано Бруно. Одним из приёмов на уроках литературы использую арттерапию, основанную на представлениях о том, что создание и восприятие визуальных образов является важным аспектом познавательной деятельности человека; что изобразительное творчество в присутствии учителя позволяет ребенку актуализировать и выразить как ранние, так и актуальные в контексте «здесь и сейчас» осознаваемые и неосознаваемые чувства и потребности, в том числе те, выражение которых с помощью слов слишком сложно; и, наконец, что визуальный образ является средством коммуникации между учителем и учеником. Это очень помогает в совокупности с работой над техникой чтения, выразительностью речи, формированием умения рассуждать, формулировать свою точку зрения, решать основную задачу – способствовать социализации ребёнка, получению им обязательного базового стандарта по русскому языку и литературе. Опираясь на личный опыт взаимодействия с учащимися, имеющими подобного рода особенности здоровья, я составила небольшую, но достаточно эффективную памятку для педагогов, которым предстоит работа с такими учащимися. С самого начала необходимо узнать особенности психофизиологического развития учащихся с ДЦП, а также типичных трудностей, возникающих при овладении ими учебным материалом; До начала обучения целесообразно провести подробную беседу с родителями, собрав информацию об увлечениях подростка, его интересах, склонностях, любимых занятиях, играх. Необходимо выяснить, какие двигательные навыки у него развиты и в процессе какой деятельности он их активизирует; узнать положительные черты характера, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога; Т.Е. установление тесного контакта и сотрудничества учителя с родителями – фундаментальная основа эффективного взаимодействия с обучающимся. На первых порах в процессе наблюдения за учащимся с ДЦП важно понять, в какой позе подростку легче выполнять письменные работы, как удобнее отвечать: сидя или стоя. Одним из важных условий работы с такими студентами является создание условий их полноценного личностного развития. Контроль за выполнением заданий как за самим процессом выполнения, так и за обязательным доведением их до конечного результата. Если же подросток не успел выполнить задание полностью письменно, часть задания он может ответить устно. При оценке устного ответа обязательно нужно учитывать его речевые особенности. При оценке результатов письменных работ и при оценке знаний также следует учитывать графические, логические и речевые особенности учащегося. Необходимо отталкиваться от того, что обучающийся умеет (любит) делать больше всего. Очень важно быть терпеливым, чутким, деликатным и наблюдательным, потому что подростки не могут учиться беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. Внимательно наблюдая за учащимся, важно постараться понять, как он мыслит, что он знает, как использует сформированные навыки. Разговаривая с подростком, необходимо давать ему время ответить на ваши вопросы, очень важно говорить по очереди, помня о важности повторения. Последовательно осваивая новый материал, необходимо двигаться от простого к сложному, от одного навыка к другому. Для разнообразия занятий, ежедневно необходимо вносить новые элементы в свой урок. Очень важно быть выразительным, эмоциональным, с меняющимися интонациями голоса, при этом говоря внятно, чётко, не сюсюкая. Основа основ педагогического труда - похвала и поощрение. Нужно быть практичным, давая больше самостоятельности подростку в выборе методов решения и ответов, — это способствует развитию у него самостоятельности. Сохраняя уверенность в себе, необходимо помнить, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание. Так как подростки не умеют дружить, обязательно должна проводиться работа в группе. Нельзя показывать свою жалость к больному подростку, необходимо идти вперед на мотивационном компоненте. Необходимо воспитывать в подростке с детским церебральным параличом полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответствующе! Статья на тему "Трудности в обучении письму детей с ДЦП"Трудности в обучении письму детей с ДЦП. Обучение письму – этап ответственный и трудоемкий в становлении почерка ребенка. Современная школа предъявляет высокие требования к детям, поступающим в первый класс. Уже с первых дней ребенок начинает испытывать трудности, ведь письмо-это совершенный новый вид вид деятельности для детей. На этом умении строится практически все дальнейшее обучение в школе. Ключевым термином в методике обучения первоначальному письму является графика. В лингвистическом понятии «графика» понимается как начертание письменных или печатных знаков, букв. В исследованиях различных авторов навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «двигательный навык письма». Понятие «графический навык» включает в себя все содержание графики, как раздела лингвистики, содержащий в себе начертание письменных или печатных букв. Известно, что детский церебральный паралич представляет собой, в первую очередь, двигательное расстройство рук.Это оказывает неблагоприятное влияние на процесс обучения письму.Нарушения зрительного и слухового восприятия, также мешают в овладении навыками письма.Кроме того, у детей отмечается косоглазие, двоение в глазах, несогласованность в движениях и пр. Зачастую, учителя не берутся обучать письму таких детей, т.к. традиционная система не дает положительных результатов. Для таких детей неприемлемы данные виды работ: 1. Списывание с готового образца. 2. Обведение образца. 3. Письмо по точкам. 4. Письмо под счет. 5. Безотрывное соединение букв. У некоторых детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к раздражительности. При неудачах быстро теряют интерес. Поэтому обучение письму с такими детьми проводится в индивидуальной форме, в спокойной обстановке. Продолжительность каждого этапа занятия не должна превышать 15 мин. Общее время занятия – не более 50 минут. Между этапами занятий целесообразно проводить расслабляющие упражнения для рук(пересыпание песка, манки),упражнения с водой (погружение, переливание, выжимание воды из кусочков губки), массаж рук (разминание, растирание, точечный массаж кистей рук) и пр. Успешность формирования навыка письма и становление почерка зависит от соблюдения при письме гигиенических правил: 1. Правильный выбор мебели, позволяющую при письме иметь правильную фиксированную осанку. 2. Тетрадь следует зафиксировать, чтобы все усилия ребенка были направлены на выполнение двигательно-письменных упражнений. 3.Карандаши должны быть крупными, ребристыми, с прочным грифелем. Необходимым условием к высокорезультативной организации процесса обучения является, прежде всего, использование в работе педагога принципиально иных методических приемов обучения детей письму: упрощение конфигурации некоторых букв, переход к физиологическим, более легким способам их начертания и более целесообразным психофизиологическим механизмам формирования единого зрительно-двигательного образа буквы, а также необходимого двигательного действия. Как помочь ребенку с церебральным параличомКвалифицированный клинический психолог, танцор и профессиональный партнер доктора Моше Фельденкрайза более десяти лет, Анат Баниэль, пожалуй, сегодня наиболее известен как основатель метода Аната Баниеля ® NeuroMovement ® . Она является автором двух высоко оцененных книг об этой методологии трансформации: Move Into Life: NeuroMovement for Lifeelong Vitality и Kids Beyond Limits . Анат Баниэль испытал более 30 лет замечательных результатов с тысячами детей с особыми потребностями и взрослых с инсультами, травмами и другими ограничивающими состояниями. Именно благодаря этому опыту она разработала свой новаторский, научно обоснованный подход с конкретными и простыми в использовании инструментами - Nine Essentials - которые позволяют детям и взрослым выходить за рамки своих ограничений, делая невозможное возможным. Работа Аната Баниэля находится на переднем крае развивающейся области пластичности мозга, помогая пробудить мозг к его большей способности к обучению и изменениям на протяжении всей жизни. Анат обучил этому методу сотни практикующих. Она сотрудничает с ведущими нейробиологами, врачами и педагогами, включая доктора Майкла Мерзенича, доктора Марту Герберт, доктора Джилл Болт Тейлор, доктора Элизабет Торрес и других. Она и ее команда работают в Центре Anat Baniel Method ® в Сан-Рафаэле, Калифорния. .Жизнь с церебральным параличом | Руководство по церебральному параличуФакт проверен ИксЭта статья была проверена сертифицированным педиатрическим практикующим врачом. Источники информации для статьи указаны внизу. По любым вопросам, связанным с контентом, свяжитесь с нами. Информация о том, что у вашего ребенка церебральный паралич, может поначалу шокировать и даже расстроить. Как родитель, вы начнете обрабатывать эту информацию и, вероятно, у вас возникнет множество вопросов и проблем. Вы можете спросить, что ждет вашего ребенка в будущем; насколько способным будет ваш ребенок; и какой будет жизнь вашего ребенка. Несмотря на то, что необходимо будет внести изменения и новые приспособления, вы можете наслаждаться жизнью со своим ребенком, несмотря на любые ограничения, с которыми вы можете столкнуться.Узнавание и предвидение некоторых из этих жизненных изменений может помочь вам в этом процессе. МобильностьДетский церебральный паралич чаще всего поражает движение. Ограничения подвижности, хотя и сильно различаются у разных людей, обычно вызывают беспокойство на всю жизнь. На раннем этапе важно начать думать о проблемах мобильности и о том, как вы поможете своему ребенку передвигаться максимально легко, свободно и комфортно. У ребенка с церебральным параличом степень подвижности ребенка часто оценивается многочисленными поставщиками медицинских услуг.Ранняя оценка и вмешательство могут помочь вашему ребенку улучшить подвижность. [1] Ребенок должен пройти обследование у ортопеда и физиотерапевта. Эти службы будут оценивать мобильность и работать над улучшением подвижности суставов и общей силы. Ребенку также могут назначить лекарства и / или сделать операцию, чтобы улучшить его движения. По мере роста вашего ребенка проблемы с подвижностью будут становиться все более очевидными. Это позволит вам и медицинскому персоналу вашего ребенка спланировать стратегии по минимизации ограничений, связанных с ограниченной подвижностью.Это может означать приобретение инвалидной коляски или другого вспомогательного оборудования, такого как ходунки, трости и вспомогательные приспособления, чтобы помочь с транспортировкой, гигиеной и приемом пищи. Обратитесь к своей медицинской страховке, общественным организациям, благотворительным организациям и государственному финансированию, чтобы помочь вам оплатить устройства, необходимые вашему ребенку, чтобы он был максимально мобильным и независимым. Проблемы со связьюПовседневную жизнь можно прервать, если ребенок с церебральным параличом не может общаться.Проблемы с общением - одна из основных проблем, с которыми сталкиваются родители детей с церебральным параличом. Тем не менее, вы можете значительно упростить задачу, проявив терпение в сочетании с правильным планом лечения. Имейте в виду, что не у всех детей с церебральным параличом будут проблемы с общением. Однако логопед, проводимый лицензированным логопедом, рекомендуется всем детям с церебральным параличом. Эта практика помогает предоставить детям ресурсы для общения сейчас и в будущем. Некоторые дети с церебральным параличом вообще не могут говорить. В этих случаях использование вспомогательного оборудования, такого как информационные доски с изображениями, буквами и словами, может облегчить общение. Другие варианты могут включать в себя планшеты и / или вспомогательное и альтернативное общение (AAC). Еда и закускиНекоторым детям с церебральным параличом, особенно детям с ограниченными физическими возможностями, потребуется помощь, когда дело доходит до еды и перекусов.Наряду с приготовлением пищи вам или другому лицу, осуществляющему уход, может потребоваться помощь вашему ребенку в еде и питье. Логопед может научить вас лучшим методам оказания помощи ребенку во время еды. Кроме того, ребенку с церебральным параличом могут потребоваться специально приготовленные блюда для удовлетворения его уникальных диетических потребностей. Приготовление отдельных блюд для ребенка может быть проблемой, особенно если вы готовите для своей семьи. Поскольку детям с церебральными нарушениями требуется качественная диета с большим количеством фруктов, овощей и другой здоровой пищи, это может быть идеальным способом создания здорового питания для всей семьи. СпящийДля большинства людей сон - это просто то, что они делают, но для ребенка-инвалида, страдающего болью и проблемами с движением, сон может стать серьезной проблемой. Чтобы помочь вашему ребенку добиться успеха во всех сферах жизни, очень важен качественный сон в правильном количестве. Сон важен для каждого ребенка, но вашему ребенку может быть труднее добиться его. Ваша медицинская бригада может помочь вам и вашему ребенку, если ваш ребенок не может заснуть. Вот некоторые важные вещи, которые следует сделать: следить за тем, чтобы ваш ребенок занимался спортом в течение дня, следить за тем, чтобы ваш ребенок ел здоровую диету и создавал успокаивающий распорядок дня перед сном. Но самое главное - обеспечить ребенку комфорт в постели. Это серьезная проблема для многих детей с церебральным параличом, потому что они могут испытывать боль из-за ограниченной подвижности. Проконсультируйтесь с физиотерапевтом, чтобы выбрать положение для сна, которое лучше всего подходит для вашего ребенка. Ежедневные гигиенические мероприятияПовседневная жизнедеятельность включает пользование ванной, купание, одевание, чистку зубов, мытье рук и другие виды гигиены, которые имеют место ежедневно.Маленьким детям потребуется помощь во всех этих занятиях; однако детям с церебральным поражением может потребоваться более длительная помощь. Поощряйте своего ребенка научиться одеваться в одиночку, научив ребенка лежать на боку, сидеть у стены или держаться за что-то твердое, надевая одежду. То же самое касается купания и использования ванной. Как только ваш ребенок сможет сидеть в одиночестве, убедитесь, что у него всегда есть что-нибудь прочное, чтобы он мог держаться за него во время купания и использования туалета. Подумайте о том, чтобы приобрести нескользящие прокладки для детской ванны. Всегда поощряйте вашего ребенка участвовать в его или ее собственных гигиенических действиях, таких как купание и чистка зубов. Если ваш ребенок физически не может этого сделать, вам нужно будет помогать ему ежедневно. Сделайте занятия по гигиене увлекательными, превращая их в игры, пока ребенок не станет достаточно взрослым, чтобы понимать важность ежедневных гигиенических привычек. Ежедневное время воспроизведенияИгры очень важны для детей с церебральным параличом и всегда должны быть включены в их распорядок дня.Помните, что даже если у вашего ребенка есть ограничения, он все равно будет жаждать новых впечатлений и будет учиться в игре. Игра вашего ребенка может отличаться от игры другого ребенка, но она все равно будет важной частью развития вашего ребенка. Игровые занятия будут зависеть от возраста вашего ребенка и степени его или ее церебрального паралича. Например, некоторые дети с церебральным параличом могут научиться метать мяч взад и вперед, тогда как дети с ограниченной подвижностью могут получить пользу от других видов деятельности.Физиотерапевт вашего ребенка может работать с вами, чтобы составить игровой график, который принесет наибольшую пользу вашему ребенку в соответствии с его или ее индивидуальными физическими и умственными потребностями. Ежедневное обучениеОбучение дома полезно для всех детей. Если у вашего ребенка с церебральным параличом есть когнитивные нарушения, домашнее обучение вместе со специализированным образованием может помочь ему в этом деле. Чем раньше вы сможете внедрить обучающие мероприятия для своего ребенка, тем больший положительный эффект они окажут.Сразу начните думать о том, какие стратегии вы можете использовать дома, чтобы помочь своему ребенку учиться. Навыки общения и повседневной жизни - одни из самых важных вопросов, над которыми нужно работать во время повседневного обучения. Постоянная практика и уверенность помогут вашему ребенку стать более самодостаточным и независимым. Практика букв, слов и изображений на досках для общения (при необходимости), а также ежедневное чтение рассказов помогут вашему ребенку не только научиться лучше общаться, но и расширить свое воображение. Хождение в школу и инклюзияДети с ДЦП ар .Ожидаемая продолжительность жизни с церебральным параличом | Руководство по церебральному параличуФакт проверен ИксЭта статья была проверена сертифицированным педиатром. Источники информации для статьи указаны внизу. По любым вопросам, связанным с контентом, свяжитесь с нами. Большинство детей с церебральным параличом проживут долгую продуктивную жизнь при правильном лечении и уходе. Конечно, это означает, что вашему ребенку может потребоваться больше медицинских вмешательств, терапии и лекарств, чем ребенку без церебрального паралича. Однако продолжительность жизни детей с церебральным параличом также во многом будет зависеть от тяжести их состояния. Как прогрессирует церебральный параличВажно отметить, что церебральный паралич - это заболевание, которое не прогрессирует со временем.Однако именно проблемы со здоровьем, сопровождающие церебральный паралич, склонны к прогрессированию. Например, со временем могут прогрессировать следующие состояния, связанные с церебральным параличом, что может повлиять на качество жизни пациента:
Эти проблемы не обязательно указывают на сокращение продолжительности жизни вашего ребенка.Однако это означает, что для родителей решающее значение имеет усердие в получении медицинской помощи и продолжении лечения. Как оптимизировать продолжительность жизни вашего ребенкаПомните, что как родитель, опекун или любимый человек вы играете важную роль в качестве жизни и продолжительности жизни вашего ребенка. Хотя медицинские работники предложат соответствующий план лечения, вы, скорее всего, будете тем, кто будет проводить со своим ребенком больше всего времени, и лучше всех узнаете его личность, желания и потребности. Каждый ребенок с церебральным параличом имеет уникальные потребности, как физические, так и эмоциональные. Работа с медицинскими работниками вашего ребенка обеспечит наилучшие возможности для оптимизации продолжительности жизни вашего ребенка. Вы можете начать процесс, имея в виду следующие советы:
Помните, что ребенку с церебральным параличом обычно требуется больше помощи, чем ребенку без этого расстройства.Однако при правильном уходе нет причин, по которым ребенок с церебральным параличом не может вести качественную и продуктивную жизнь. Расчет ожидаемой продолжительности жизни детей с церебральным параличомРасчет ожидаемой продолжительности жизни - это один из способов оценить среднюю продолжительность жизни детей с церебральным параличом. Он основан на научных данных, количестве других людей с таким же заболеванием и исторических данных. [1] Основная цель этого расчета ожидаемой продолжительности жизни - не только дать близким ответ на их очень распространенные вопросы о продолжительности жизни, но и оценить будущие медицинские расходы.Это очень важно, если вы собираетесь подать в суд за халатность врача. Расчет ожидаемой продолжительности жизни обычно выполняется опытным актуарием, специализирующимся на случаях церебрального паралича. Эксперт будет основывать расчеты на многочисленных общих и индивидуальных факторах, включая статистику населения, предполагаемые затраты на уход, медицинские расходы и многое другое. Риск смерти также будет приниматься во внимание, исходя из средней продолжительности жизни человека с церебральным параличом и определенными видами инвалидности. Однако имейте в виду, что ожидаемая продолжительность жизни является лишь приблизительной. По мере того, как мы движемся в будущее, в медицинской науке и технологиях, вероятно, будет много достижений, которые могут изменить среднюю продолжительность жизни. Факторы, влияющие на ожидаемую продолжительность жизниВ целом можно ожидать, что у большинства детей с церебральным параличом будет довольно типичная продолжительность жизни. Однако с любыми тяжелыми сопутствующими заболеваниями необходимо успешно справляться. Хотя невозможно точно предсказать чью-либо продолжительность жизни, изучение основных факторов, которые могут повлиять на жизнь детей с церебральным параличом, поможет вам лучше понять заболевание, а также то, что необходимо сделать, чтобы помочь вашему ребенку прожить как можно дольше. . Проблемы с кормлением К сожалению, некоторые дети с церебральным параличом испытывают трудности с кормлением. Дети, которые могут самостоятельно питаться, обычно имеют большую продолжительность жизни, чем те, кто не может. Дети, которые не могут самостоятельно есть, вынуждены полагаться на других в еде и закусках, но они также могут быть предрасположены к удушению и одышке из-за их неспособности правильно жевать и глотать, а также эффективно общаться. Родители и опекуны должны проявлять максимальную активность при кормлении детей с церебральным параличом.Если у вашего ребенка проблемы с удушьем во время кормления, можно порекомендовать зонд для кормления. Тем не менее, зонды для кормления могут привести к серьезным инфекциям, если их не позаботить должным образом. Важно работать в тесном сотрудничестве с лечащим врачом вашего ребенка, который может регулярно проверять зонд для кормления. Кроме того, детям, которые испытывают трудности с глотанием или пользуются зондом для кормления, настоятельно рекомендуются диетологи и терапевты. Диетолог может помочь лицам, ухаживающим за пациентом, измерить количество питательных веществ, а терапевт по кормлению научит вас методам, снижающим вероятность удушья и аспирации. Изъятия Судороги могут быть связаны с церебральным параличом, но не у всех детей они разовьются. Однако для тех, кто это делает, они могут подвергаться риску сокращения продолжительности жизни, особенно если приступы тяжелые. Причина, по которой судороги могут сократить продолжительность жизни, заключается в том, что они иногда могут влиять на уровень сознания ребенка, контроль над мышцами и зрение. Длительные судороги повышают риск низкого уровня кислорода и аспирации, что может негативно сказаться на здоровье.[2] С помощью специалистов здравоохранения, например невролога со специализацией .Причины и факторы риска церебрального параличаДетский церебральный паралич (ДЦП) вызывается аномальным развитием головного мозга или повреждением развивающегося мозга, которое влияет на способность ребенка контролировать свои мышцы. Есть несколько возможных причин аномального развития или повреждения. Раньше считалось, что ДЦП в основном вызван недостатком кислорода во время родов. Теперь ученые считают, что это вызывает лишь небольшое количество случаев ХП. Повреждение мозга, которое приводит к ДЦП, может произойти до рождения, во время рождения, в течение месяца после рождения или в течение первых лет жизни ребенка, когда мозг еще развивается. Врожденная КПCP, связанный с повреждением головного мозга, произошедшим до или во время родов, называется врожденным CP. Большинство ХП (85–90%) врожденные. Во многих случаях конкретная причина неизвестна. Факторы риска врожденного CPНекоторые вещи увеличивают вероятность того, что у ребенка будет ХП. Это так называемые факторы риска. Важно помнить, что наличие фактора риска не означает, что у ребенка будет ХП. Некоторые из факторов риска врожденного ХП:
Приобретен CPНебольшой процент ХП вызван повреждением головного мозга, которое происходит более чем через 28 дней после рождения. Это называется приобретенным CP и обычно связано с инфекцией (например, менингитом) или травмой головы. ПричиныНекоторые причины приобретенных CP:
Факторы рискаНекоторые вещи увеличивают вероятность того, что у ребенка будет ХП. Это так называемые факторы риска. Важно помнить, что наличие фактора риска не означает, что у ребенка будет ХП.
Предотвращение CPВо многих случаях причина или причины врожденного ХП до конца не известны, что означает, что в настоящее время мало что можно сделать для его предотвращения. ХП, связанный с генетикой, предотвратить невозможно. Однако есть действия, которые люди могут предпринять до и во время беременности, а также после родов, которые могут помочь снизить риск проблем с развитием, в том числе ХП. Принятие мер по обеспечению здоровой беременности может помочь предотвратить проблемы развития, включая ХП.Приобретенный ХП часто связан с инфекцией или травмой, и некоторые из этих случаев можно предотвратить. До беременности
Во время беременности
Мальчик с церебральным параличом учится ходить после того, как специальная школа помогает «переобучить» свой мозгМальчик с церебральным параличом учится сидеть, ползать и ходить с рамкой после специальной школы, которая помогает «ОПРЕДЕЛИТЬ» свой мозг
Автор: Эмма Иннес Опубликовано: | Обновлено: Ребенок с тяжелым церебральным параличом научился сидеть без опоры, ходить с опорой и ползать без посторонней помощи после поступления в специальную школу, где его мозг «переобучается». Семилетний Сонни Пикетт имел проблемы с питанием и не мог контролировать свою голову, переворачиваться или сидеть, пока не стал студентом PACE в Бакингемшире. Благотворительная организация, которая предлагает специализированное образование для детей с двигательными нарушениями, помогает «переобучить» мозг таких детей, как Сонни, чтобы обходить поврежденные участки и обучать другие части, которые заменят их. ![]() Семилетний Сонни Пикетту был поставлен диагноз церебральный паралич, когда ему было всего несколько недель. Мать Сонни, Луиза Тейлор, 38 лет, из Астон Клинтон в Бакингемшире, сказала: «Это действительно работает, и Сонни пришел в себя, поэтому много. «Лично для меня это замечательно. Он намного активнее и получает удовольствие от общения, тогда как раньше он был почти напуган. «Теперь он намного счастливее, и ему нравится ходить в школу». Сонни родился на два месяца раньше, всего на 30 неделе беременности, и когда он родился, он не отвечал. Его пришлось доставить с помощью щипцов после того, как у мисс Тейлор неожиданно начались преждевременные роды. Когда он был доставлен, он плохо дышал - у него была респираторная недостаточность. ![]() До трех лет Сонни не мог сидеть без посторонней помощи, ползать, ходить или держать голову. В результате его срочно доставили в отделение для новорожденных в больницу, где ему надели респиратор. До сих пор не известно, почему он родился так рано, но ему пришлось провести семь с половиной недель в больнице, прежде чем он смог вернуться домой. Мисс Тейлор сказала: «Нам очень повезло с ним - он замечательный парень». Она добавила: «Мы знали с самого раннего возраста, что он станет инвалидом - нам сказали, когда ему было семь. недель от роду, что у него повреждение мозга и, вероятно, церебральный паралич.’ ЧТО ТАКОЕ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИТ? |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |