О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Подготовка детей к школе занятия по обучению грамоте


Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной к школе группе (учебно-методический комплекс) | Методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему:

Цикл занятий по обучению грамоте для  детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

«Путешествие по стране «Пиши-Читай»

 Занятие №6

Тема: «Гласные и согласные звуки»

Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Дать представление о слиянии звуков в слоги.

Задачи:

Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий. Формировать понятие «слог».

Развивающая задача: Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание и воображение детей.

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай», разрезная азбука для демонстрации и для индивидуальной работы детей, презентация, карточки красного, синего и зеленого цвета, колокольчики, волшебный мешочек, предметные картинки, макет трехэтажного дома, зашифрованные слова, картинки-схемы, наклейки с изображением животных.

Ход занятия:

Воспитатель раздаёт детям буквы (по 3 штуки: 1гласн., 1 звонкий  согл., 1 глухой согласный.

Воспитатель:

  1. Что это? (Это буквы) 
  2. А это что? Послушайте:  [а],[о], [м], [с], [и], [г]»? (Это звуки) 
  3. Прочитайте свои буквы – назовите звуки. (Дети называют свои буквы)
  4. Найдите к каждой букве нужную звуковую карточку. (Дети кладут под гласной буквой красную карточку, под звонкой  согласной — синюю с колокольчиком, под глухую – синий символ без колокольчика)

Воспитатель:  Сегодня нас ждет новое путешествие по волшебной стране «Пиши-Читай» и наш путь лежит через лес. Но этот лес необычный, так же как и все в этой стране. (воспитатель обращает внимание детей на карту страны). Он называется «Фонетический». «Фонема» – в переводе на русский язык обозначает «звук». В этом «Фонетическом лесу» живут существа, которые напоминают гномиков, но это не совсем гномики, их зовут Звуковички.  

Мы с вами уже многое знаем и про буквы и звуки, поэтому вы сегодня мои главные помощники в путешествии по лесу.

В группу входят воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо».

Воспитатель: Большое спасибо. (зачитывает письмо вслух…) 

Письмо Пиши-Читая.

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам, Пиши-Читай. Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в стране Пиши-Читай недавно побывала вредная злодейка Опечатка. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху! Она пробралась в «Фонетический лес» и заколдовала его жителей, они совершенно забыли свои имена. Опечатка рассмеялась и весело сказала, что теперь Звуковички никогда не смогут помочь детям научиться читать.

Дорогие ребята! Мне известно, что вы готовитесь стать школьниками и, уже знакомы с буквами и звуками. Помогите нам, пожалуйста! Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Ваш друг Пиши-Читай.

Воспитатель: Бедные Звуковички, нужно им помочь! Вы, согласны, ребята? (Да). Не испугаетесь? (Нет). Тогда отправляемся в «Фонетический лес».

Воспитатель: Вот мы и в лесу, посмотрите ребята, как здесь красиво! (Слайд2) Смотрите, красный домик. (Слайд 3) В домике кто-то поет. Какие чудесные звуки! Как поют!  Давайте постучим и войдем. (Слайд 4) Посмотрите это же Звуковички!   Ребята, они хотят нам, что-то сказать, но не могут, потому, что забыли свои имена. Давайте поможем им вспомнить, как их зовут. Внимательно посмотрите на их губы и попробуйте догадаться, какой звук пытаются произнести Звуковички.

(По артикуляции гласных, изображённых символически на слайде, дети определяют звуки; ребёнок называет звук, показывает букву, после этого на слайде появляется данная  буква.)

Воспитатель: Какие это звуки? (это гласные звуки). Спасибо вам, гласные, за песенку! Вы так хорошо поёте!

Воспитатель: А нам пора отправляться дальше.

Физкультминутка.

 Дети встали, закрыли глаза.

Открываем мы глаза,

 Вдох - и долго тянем: "а - а- а - а.." (голос звучит тихо на одном уровне)

 Утром солнышко взошло,

 Снизу вверх мы тянем: " о- о - О – О…"(звук голоса звучит с повышением)

 Днем по горкам ездим мы: " Ы - Ы - Ы – Ы…".(звук голоса звучит громко на одном уровне)

 Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - У - у - у".(звук голоса звучит с понижением)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, синий домик. (Слайд 5) Песенку не слышно. Зато, слышные другие звуки, послушайте,  в домике кто-то рычит (как? – р-р-р…дети определяют 1-й звук в слове «рычит») шипит (как?…), жужжит (как?), фыркает (как?..). . Как вы думаете, какие звуки мы там встретим? (мы встретим согласные звуки.)

Воспитатель: Давайте войдем и проверим. (Слайд 6) Действительно Звуковички одеты в синие костюмчики, значит это согласные звуки. Молодцы, ребята.

Но посмотрите, согласные звуки расстроены, Опечатка и здесь навредничала. Посмотрите, ребята, у некоторых Звуковичков на груди висят колокольчики, а других колокольчиков нет. Я поняла! Они забыли, кто из них звонкие согласные звуки, а кто глухие согласные звуки, и никак они не могут найти свои места. Надо им помочь. Как вы думаете, у каких звуков есть колокольчики? (у звонких согласных звуков, а у глухих согласных звуков колокольчиков нет)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что получится, если подружить гласные и согласные звуки? (дети высказывают свои предположения). Звуки объединяются и образуют слоги. А слоги образуют слова. (Слайд 7). Посмотрите, наши звуки подружились, потому что только вместе можно справиться со всеми трудностями. И никакая Опечатка не справится с дружными и неразлучными Звуковичками.

Давайте попробуем прочитать получившиеся слоги. Выложите у себя на столе слог «до». Какая буква будет первая? «д». Какой звук она обозначает? [д]. Какая буква будет второй? «а». Какой звук она обозначает? [а]. Давайте попробуем прочитать получившийся слог. (такая работа проводится и с другими слогами).

А теперь давайте превратим слоги в слова. («до» - м, получается дом, «ма» - к, получается мак и т.д.) К слогам добавляются буквы. (работа ведется и на доске и на местах)

Воспитатель: Мы с вами помогли Звуковичкам вспомнить, кто они такие. Даже подружили их. А это значит, они смогут и дальше помогать людям. В благодарность за нашу помощь Звуковички хотят с нами поиграть в интересные игры.

Игра «Хитрый гласный звук»

Воспитатель предлагает детям  прослушать внимательно звуки русского языка, которые он будет произносить, и хлопнуть в ладоши, услышав гласный звук. Звуки произносятся отчетливо и громко: [а], [о], [с], [у], [т], [к], [и], [ы], [п].

Игра «Ушки на макушке» 

Воспитатель отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании:

ау, уа, аи, уиа, оыа, аои.

 Игра “Волшебный мешочек” 

Воспитатель  предлагает достать картинку из «Волшебного мешочка» и четко назвать, изображенный предмет. Ребенок громко называет предмет, изображенный на картинке. Педагог уточняет количество слогов в каждом из слов, предлагает выделить и определить позицию гласных звуков в названном слове. В зависимости от количества слогов в слове, дети распределяют картинки по домикам в 1,2 и 3 этажа, которые помогают наглядно дифференцировать слова с разным количеством слогов.

 Физкультминутка

 Игра: «Гласные звуки»

Дети повторяют движения и текст вслед за воспитателем:

Гласных звуков только шесть,

Их легко пропеть,  прочесть:

[А] – на Астре расцветает,

[И] – на Иволге летает,

[О] – на Ослике сидит,

           [У] – на Улицу глядит,

           [Э] – на Эхо отозвался,

           [ы] -  во внутрь слов забрался,

          СЫром тЫкву закусил

          И добавки попросил!

Игра " Подскажи звук "

Воспитатель сообщает детям, что сейчас он будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально   недоговаривать   последний   звук.   Его   должны   подсказать   дети.  

Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили всё слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все дети хором, потом по указанию. Дети должны быстро подсказывать последний звук, чтоб прозвучало всё слово целиком.

На солнышке грелся черноухий котёно... На него смотрел белоухий щено ... Охотники развели в лесу костё... Ученик держал в руке каранда... Малыш попросил маму завязать красный шар... На лесную полянку выскочил зая... В зоопарке жили ено..., бегемо..., крокоди... По стволу стучал пёстрый дяте... Белочка спрятала орешки в дупл... По двору бродили петух..., куриц..., утк...

Воспитатель: А теперь, ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Прочти слово». 

 Перед нами — «заштрихованное слово», и чтобы его прочесть, нужно знать правило: в каждой картинке-схеме нужно выделить первый звук и записать букву. Давайте попробуем: колобок, облако, тигр - получается слово «кот».

Дети читают слова по картинкам-схемам.

 Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие по «Фонетическому лесу»? (Да). А что больше всего вам понравилось? (ответы детей) Чем мы занимались в нашем путешествии? (ответы детей)

Вы молодцы, победили вредную Опечатку и помогли Звуковичкам. Они приготовили вам подарки. (наклейки с изображением животных)

Спасибо вам за вашу помощь, активность, за ваши знания. Наше путешествие закончилось.

Консультация по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Обучение грамоте при подготовке детей к школе

 «Обучение грамоте при подготовке детей к школе»

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Он осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте. Обучение построено на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому и звуко-буквенному анализу, чтению, подготовке руки ребенка к письму. Одна из основных целей подготовки к обучению грамоте в дошкольном учреждении - ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом. И необходимо знакомить детей со звуковой стороной слова, самыми простыми формами его анализа уже со средней группы детского сада, то есть с 4 лет, когда резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка и проявляют особый интерес к словам и звукам. В средней группе комплексно решаются следующие задачи:

1. Ознакомление со словом (слова звучат по-разному и похоже; их можно разделить на слоги, моделирование). Чтение художественных произведений, словарные упражнения, помогающие употреблять термин «слова»: «Образуй новые слова от слова образца «зайчишка», «зайчик», «зайчонок». «Назвать сюжетную картинку или группы предметов одним словом (игрушки, овощи, фрукты)». «Назвать слова, обозначающие качество предметов, например яблоко (круглое, красное, кислое)». «Задания на различение слов сходных по звучанию: мишка-шишка, баран-банан и т. д.». «Задания на ознакомление детей со слоговой структурой слова», это очень важно для последующего чтения. Нужно научить ребенка слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность. Дошкольники знакомятся с моделированием (графическое изображение слова с помощью прямоугольника), учатся делить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в данном слове - это один из принципов обучения чтению.

2. Ознакомление со звуками (в словах «живут» звуки окружающего мира, звуки бывают твердые и мягкие). Ознакомление с изучаемым звуком проходит 4 этапа, которые сменяют друг друга:

  • в словах живут звуки окружающего мира («Песенка Жука»);
  • интонационное выделение звука (интонационное произношение заданного звука в слове, изолированное произношение звука, изолированное произношение первого звука в слове);
  • формирование умения различать твердые, мягкие согласные;
  • названия слов с заданным звуком;

Ознакомление со звуковой стороной слова способствует формированию представления о слове, является основой для последующего обучения анализу его слоговой и звуковой структуре. Словесные игры («Подскажи словечко», «Закончи предложение») приучают внимательно слушать стихотворения, способствуют развитию фонематического слуха, правильному произношению заданного звука в словах.

3. Развитие моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму. Развитие мелкой моторики (гимнастика для пальцев рук) тесно связанно с речью детей. С этой целью проводятся специальные упражнения для пальцев рук, состоящие из последовательных действий, которые сопровождаются стихотворениями, считалками, потешками. Выполнение упражнений способствует тренировке пальцев, которые становятся подвижными, гибкими. Исчезает скованность движений.

Возраст 5-7 лет - этап развития звуко-буквенного анализа и формирования первоначальных навыков чтения. В этом возрасте дети научатся проводить фонетический разбор слов:

  1. Количество слогов;
  2. Гласные звуки (ударные и безударные);
  3. Согласные звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие);
  4. Количество звуков и букв.

Подготовка детей 5-7 лет к обучению грамоте включает два основных направления:

  1. Освоение фонетической стороны речи с целью развития у детей способности ориентироваться звуковой действительности языка.
  2. Подготовка руки ребенка к письму - овладение некоторыми графическими умениями.

Решаются основные задачи:

- учить детей проводить звуковой анализ слов (согласные и гласные, ударные и безударные, согласные твердые и мягкие);

- учить сравнивать слова по звучанию, подбирать слова на заданный звук;

- знакомить детей с графическим изображением буквы;

- обучать чтению слогов;

- развивать и укреплять мелкие мышцы рук.

На первых занятиях педагог уточняет понятия детей о гласных и согласных звуках, длинных и коротких словах. Знакомство с буквами алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, Э, что на следующем этапе ознакомления с согласными позволит детям читать слоги и слова из этих букв. При введении первых согласных дети начинают читать слоги, слова, знакомятся с условными обозначениями гласных, согласных, учатся работать со схемами слов. Читая слова, они знакомятся с ударным слогом, ударной гласной. На занятиях дети учатся выделять изучаемый звук и слово, определяют какой звук: гласный или согласный. Учатся находить слова с этим звуком в тексте и запоминать их, что способствует обогащению словарного запаса дошкольников. Далее дети тренируются в определении места звука в слове, затем идет знакомство с буквой, которая обозначает этот звук. Важно научить различать понятия «звук» и «буква» (звук - то, что мы слышим и произносим, а буква - то, что мы видим и пишем. Буква - это «одежда» для звука). Затем идет штриховка буквы: гласные штрихуются красным цветом, согласные - синим (твердые) и зеленым - мягкие. Дети учатся писать печатную букву в рамках клетки одинаковой высоты и ширины. Это работа способствует развитию графических навыков, готовит руку ребенка к письму. Развитие навыка звуко-буквенного анализа слов проводится поэтапно:

- определение количества слогов в слове;

- последовательное произношение каждого звука в слове;

- определение количества звуков в слове;

- построение звуковых «домиков», где каждому звуку отводится своя клетка-«комнатка» (количество клеток соответствует количеству звуков);

- обозначение звуков их определенным цветом (гласные - красным, твердые согласные - синим, мягкие согласные - зеленым).

По мере изучения букв дети учатся читать слоги, слова из 2-3 слогов.

На занятиях по ознакомлению со звуками и буквами решаются следующие задачи:

- познакомить с понятием «звук»;

- учить выделять звук в слове;

- учить определять место звука в слове;

- познакомить с понятием «буква»;

- учить наблюдать за работой артикуляционного аппарата при произнесении звуков;

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

Но группа гласных Я, Ю, Е, Ё, И вызывает трудности у детей, так как они обозначают два звука «ЙА» и т. д. Поэтому детям дается такое понятие: согласные звучат твердо, если после них пишутся А, О, У, Ы, Э и мягко, если после согласных стоят Я, Е, Ё, Ю, И. С этими понятиями дети справляются довольно легко, потом дети узнают о звонких и глухих согласных. Детям говорим так: согласные, которые произносятся с выключением голосом и состоят только из шума, называются глухими. Звуки, которые произносятся с участием голоса, намного звонче глухих, за это они и получили свое название «звонкие». Далее происходит знакомство со смягчающей функцией мягкого знака и разделительные функции твердого знака.

Основной метод обучения в работе с дошкольниками - это наглядность. Дошкольники не только видят буквы и слышат звуки, но и могут на практике в тетради применить полученные знания и умения, осуществить самоконтроль, самооценку своей работы. Древняя пословица гласит: «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я понимаю».

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте (подготовительная к школе группа) Тема: «Грамотейка». | План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа):

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте

(подготовительная к школе группа)

Тема: «Грамотейка».

Цель: закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

• Продолжать учить детей давать характеристику звуков, дифференцировать звуки Р-Л, проводить звуковой анализ слова;

• Закреплять умение определять наличие заданного звука в слове;

• Формировать умение читать слова, делить слова на слоги;

• Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью опорных картинок.

Коррекционно-развивающие задачи:

• Развивать фонематическое восприятие;

• Развивать память и внимание;

• Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

Коррекционно-воспитательные задачи:

• Воспитывать уважение, взаимопонимание друг к другу;

• Развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Оборудование:

Телеграмма; картинки на выделение звука из слова; опорные картинки для работы над предложением; магнитная доска; карточки со словами пословицы.

Раздаточный материал: кружки красного, синего и зеленого цвета; карточки на определение места звука в слове; набор предметных картинок на определения количества слогов в слове; карточки с элементами букв, простые карандаши; картинки-смайлики.

Ход НОД:

- В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь.

(Дети встают в круг).

Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Мы играем и поем, дружно в группе мы живем.

- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

- Ребята, нам пришла телеграмма от жителей страны «Грамотейка».

(Дети садятся за столы).

"Здравствуйте дорогие ребята! Хотим поздравить вас, ведь вы скоро пойдёте в школу, и знаете все буквы и звуки. Мы, жители страны «Грамотейка», получили задание от Мудрой Совы составить из слов пословицу о дружбе. Чтобы составить пословицу, надо пройти испытания. Но мы затрудняемся и просим у вас помощи».

- Ну что ребята, поможем жителям страны «Грамотейка». Попробуем пройти испытания?

- Посмотрите, на доске спрятаны слова. Вам интересно узнать, какая пословица здесь прячется? Открыть мы их сможем, если выполним определенные задания. Согласны?

1 задание «Загадки».

- Для начала отгадаем загадки:

1. Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт… (звук).

- Какие звуки вы знаете?

(Дети называют несколько звуков, дают им характеристику).

2. Черные птички на белой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

- А чем буква отличается от звука?

(Буквы мы видим, пишем, а звуки слышим и произносим).

3. Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый… (слог).

4. Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту (слово).

5. Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

То получу я (предложение).

-Мы загадки отгадали, слово первое открываем - ДЕРЕВО.

2 задание. Игра «Кто внимательный».

- Я буду называть звуки. Если это гласный звук, кружок какого цвета мы поднимаем? А если твердый (мягкий согласный?

А, В,Д, Ж,Ш,К, Л, У, Н,Э. (Ответы детей).

Игра «Найди звук».

На доске картинки: робот, рыба, барабан, помидор.

- Ребята, скажите, что изображено на экране? Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова? (Звук «Р).

- А теперь нам нужно определить место звука Р в слове (дети ставят фишку в нужную позицию – начало, середину или конец слова).

На доске картинки: лампа, слон, кресло, пенал.

- Посмотрите, и скажите, что изображено на картинках? Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова? (Звук «Л»).

- А теперь нам нужно определить его место в слове.

- Теперь предлагаю выделить эти звуки в других словах, если слышим звук «Л» - хлопаем, если звук «Р» - топаем. Поиграем?

Слова:

РАМА. -ЛАМА, РОЗА-ЛОЗА, ВАЛ-ВАР, БОЛОТО-РАБОТА, УКРОП-КЛОП.

(Дети выполняют задание).

- Умницы, и это задание вы выполнили правильно. Открываем и читаем второе слово – ДЕРЖИТСЯ.

3 задание. Звуковой анализ слова.

- Ребята, отгадайте загадку:

•Стоит весёлый, светлый дом. Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают, рисуют и читают.

(На доске ребенком проводится звуковой анализ слова «ШКОЛА»).

- Молодец! Предлагаю открыть и прочитать второе слово – КОРНЯМИ.

4 задание «Раздели слово на слоги».

-Ребята, из чего состоят слова? (Из слогов).

-Как узнать, сколько слогов в слове?

(При помощи хлопков, сколько в слове гласных, столько и слогов).

- Сейчас каждому из вас я раздам по картинке, а вы с помощью хлопков определите, сколько слогов в вашем слове (картинки по количеству детей).

(Дети называют слово и прохлопывают количество слогов в нем).

- Молодцы! Открываем четвертое маленькое слово – А.

- Сейчас всех в круг я приглашаю, вместе с вами поиграю.

Физкультминутка (под музыкальное сопровождение)

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз, два, три, четыре, пять!

(Руки к плечам, вращение плечами вперед и назад).

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде.

(Руки перед грудью, рывки руками в стороны).

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука, другая вниз, плавными движениями одна рука опускается, а другая одновременно поднимается).

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте).

- Для выполнения следующего задания предлагаю вам сесть за столы.

5 задание «Закончи предложение».

- Ребята скажите, а что такое предложение?

(Ответы детей: «Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой и связаны по смыслу»).

- Посмотрите, у вас на столе разложены карточки с картинками (самолет, цветок, стол, воздушный шарик, рыба, носок, грибы).

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Придумай предложение». Сейчас вы будете работать в парах. Я раздам каждой паре по картинке. Один из вас должен придумать предложение по этой картинке. А другой – воспоизвести его с разной интонацией. (картинки: рыба, цветы,стол, воздушный шарик, носок, гриб).

- Хорошо, и с этим заданием вы справились.

- Вы ребята, очень умные. Поэтому мы можем открыть еще одно слово. (Открывают и читают пятое слово – ЧЕЛОВЕК).

6 задание «Восстанови буквы»

- Ребята, в стране «Грамотейка» произошло землетрясение. Все буквы упали и рассыпались. Давайте поможем жителям страны восстановить буквы? У вас на столе еще карточки и карандаши. Восстановите пожалуйста все буквы. Будьте внимательны, не ошибитесь. Раз, два, три, четыре пять, начинаем рисовать!

(Дети дорисовывают элементы, чтобы получилась буква).

- Ребята, покажите, что у вас получилось.

(Дети показывают и называют получившиеся буквы)

Сколько букв вы восстановили, какие красивые буквы у вас получились. Ну а теперь мы можем открыть последнее слово и прочитать всю пословицу - ДРУЗЬЯМИ.

«Дерево держится корнями, а человек друзьями».

Рефлексия.

- Молодцы ребята, справились со всеми испытаниями. Вам понравилось проходить испытания? Чем мы сегодня занимались? Какое у вас настроение? Жители страны «Грамотейка» рады и благодарны, что вы им помогли. И они приготовили вам сюрприз. Посмотрите – это смайлики. Они разные: радостные, задумчивое, грустные. Если вам сегодня было интересно на занятии, вы справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем было трудно - грустного.

(Дети выбирают смайликов).

 

Сборник конспектов по обучению грамоты для подготовительной группы.

Была в сети 28.04.2020 11:13

Гарат Екатерина Алексеевна

Учитель-логопед

32 года

24 529

План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия  по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Цель:

  • Закрепить у детей знания полученные ранее.

Задачи:

  • Совершенствовать умения детей при делении слов на слоги, в составлении предложений по схеме, нахождение места звуков в слове.
  • Развивать мышление и речь детей.
  • Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Методические приёмы: словесный, игровой, практический.

Словарная работа: предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук, слог.

 Ход занятия.

- Ребята, сегодня утром около двери я нашла вот это , посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.

- Давайте откроем конверт и посмотрим что там. (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).

- В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберём, и тогда  узнаем от кого оно. (Дети собирают картинки, на картинке изображена фея).

-Всё ясно, значит, письмо нам прислала фея. Теперь мы можем с вами его прочесть. (Воспитатель читает письмо).

"Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы скоро идёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовила для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи. Даю подсказку:

Мячики лежат в лукошке,

лукошко у окошка".

 Ребята, давайте найдем корзину (дети находят корзину с мячами). Смотрите, на каждом мячике цифра, такие же цифры расположены по всей группе, за каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить.

- Ну что ребята начнем путешествие? (один из ребят достаёт мяч.)
По ходу всего путешествия ребята достают мячи и выполняют задания.
 

Задание  1 «Исправьте ошибку».

– Заяц спит над снегом.

– Цветы стоят на вазе.

– Мальчик вышел за дома.

– Дождик идет под лесом.

– Рыбы плавают к реке.

– В магазине продают много хлеб.

- Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения).

Задание  2 Игра называется «Кто внимательный».

- Я буду называть звуки. Если это гласный звук, вам надо поднять красную карточку, если согласный,   то синюю. (Выполнение задания). Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.

- Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Утром феечка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз- росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

 На четыре – песню спела.

Песней солнышко взошло,

Стало радостно темпло,

Птицы весело запели

Бабочки вдруг прилетели.

А у феи все заботы

Много ждет ее работы.

Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.

Задание 3 Оно сложнее, надо постараться, чтобы выполнить задание. Задание называется «Раздели слова на слоги». Я вам буду показывать картинки, а вы будете называть слово, сколько слогов в этом слове и вкладывать в нужное окошко. (Выполнение задания). Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Задание  4 Игра « Придумай слово с заданным звуком».

Послушайте внимательно: мама, мяч, ком, сумка. Какой одинаковый звук слышится во всех словах? А теперь вы придумайте слово с этим звуком и скажите где находиться этот звук: в начале, середине или конце. (Выполнение задания). Молодцы ребята, вы хорошо справились и с этим заданием.

 

Физкультминутка

Мы сначала будем топать,

А потом мы будем хлопать,

А потом мы повернёмся

И все вместе улыбнёмся.

Задание  5. Оно называется «Выложи схему».

- Ребята нам нужно выяснить, сколько слов в предложении. Я буду говорить вам предложения, а вы выкладывать его схему.

1. Наступила весна.

2. На окне расцвел красивый цветок.

3. Посадил дед репку.

А теперь вы придумайте предложение вот по этой схеме (предложить детям схему предложения). Сколько слов в этом предложении?.

Задание  6. Я буду произносить вам слова, в которых необходимо заменить первый на звук [ч] . Слушайте внимательно и заменяйте. (Спрашивать детей не хором, а по одному)

К А Ш А - Ч А Ш А
Г А Й К А - Ч А Й К А
Х У Д О - Ч У Д О

- Ребята, вот и прошли мы все испытания, кончились и все наши мячики, да только не понятно где клад? Давайте, заглянем в корзину. (Дети находят на дне корзины план). Ребята, да это же план нашей группы. И здесь показано, где находится клад. (Поиск клада).

- Ребята, здесь шкатулка и записка « Ребята, вы нашли клад, значит, справились со всеми заданиями. Молодцы, я вас поздравляю. В шкатулке вам от меня подарок. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями. Фея»

- Ребята, прежде чем мы откроем шкатулку, вспомните, что мы делали сегодня на занятии. (Ответы детей).

Конспект занятия по обучению грамоте «Скоро в школу» | План-конспект занятия (обучение грамоте, подготовительная группа) по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

«Скоро в школу»

Задачи:

  1. Развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.
  2. Упражнять в образовании новых слов путём замены одной буквы.
  3. Упражнять в отгадывании ребусов (закрепить понятие о предлоге, как отдельно взятом слове).
  4. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
  5. Прививать интерес к обучению в школе.

Ход занятия:

Игра «Доброе слово». Дети сидят в кругу на стульчиках. Каждый по очереди говорит добрые слова соседу сидящему справа (слева). Условие: говорящий смотрит в глаза тому, кому говорит добрые слова.

Звучит песня "Чему учат в школе"

- Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить на нашем занятии? (о школе). Правильно, наше занятие будет посвящено школе.

Отгадайте загадку.

Зимою в школу он бежит, А летом в комнате лежит. Как только осень настаёт, Меня он за руку берёт. (Портфель)

Дети рассматривают новый портфель.

– Сейчас мы будем собирать портфель в школу, играть со звуками и буквами, словами и предложениями. Будем готовиться к школе. Но в портфеле уже что-то лежит.

Воспитатель достаёт из портфеля предметы (куклу, мишку, машинку, робота, кубики, карандаш), раздаёт детям и предлагает выложить звуковые схемы этих слов. Во время выполнения задания дети объясняют, как они выкладывают схемы. Примерные вопросы к детям:

– Сколько звуков в слове КУКЛА? Сколько гласных звуков в слове МАШИНКА? Назови их. Сколько согласных звуков в слове РОБОТ? Назови их. Назови мягкие согласные звуки в слове КУБИКИ?

Сколько твёрдых согласных звуков в слове МИШКА? Назови их.

– Молодцы! Вы всё сделали правильно.

Возьмём эти предметы в школу? Почему? (Дети: “Нет. Это игрушки, мы оставим их в детском саду. Возьмём только карандаш, потому что это школьная принадлежность.) Кладём карандаш в портфель.

Упражнение «Что лежит в портфеле…»

Дети садятся на пол, образуя круг.

Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч и называет какой-либо предмет, например: тетрадь, кирпич, фломастеры, ручка, бутерброд, учебник, цветок, пирамидка, карандаш, дневник.

Если по мнению ребенка этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет – ловить мяч не нужно.

Отгадывание ребусов.

Дети подходят к фланелеграфу, на котором выставлены буквы разной величины (Ь, Д, Р, А,Т, Т, Е).

– Расставьте буквы по высоте – от большой к маленькой и прочитайте слово, которое получилось. (Дети: “Получилось слово ТЕТРАДЬ”).

Чтобы было где писать, в школе нам нужна … (тетрадь) В тетради – ребусы. (волк, булка, корова, машина, стул, бабочка) Попробуем их отгадать?

Какой предлог помог тебе отгадать этот ребус? (Дети: “В этом ребусе спряталось слово ВОЛК, отгадать помог предлог В”. И т.д.)

Упражнение «Тихо – громко»

Воспитатель произносит незаконченные предложения, например: «когда на уроке ты разговариваешь…» Задача детей крикнуть: «Громко!» - или прошептать: «Тихо».

- На перемене ты разговариваешь…

- На уроке ты отвечаешь…

- Ты здороваешься с учителем…

- На уроке ты попросишь ручку у соседа…

Дети садятся на пол, образуя круг. Воспитатель просит детей сказать, хочется ли им пойти в школу и почему? Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.

Игра “Потерялась буква” (Замена в слове одной буквы). Логопед показывает детям карточки со словами, в которых отсутствует одна буква (КО_ Ы, _ОСТИ, _ОЧКА, _АТА, У_И).

– Отгадайте, какая буква потерялась, назовите слово. (Дети: “Если написать букву С, то получится слово косы, а если – З, то – козы.” И т.п.) Кладём буквы в портфель.

Составление слова из данных слогов игра “Собери слово”. Детям предлагаются карточки для индивидуальной работы. На карточке в три столбика написаны слоги. (1столбик – ПЕ, РЕ, ЛИ, РУЧ; 2 столбик – НАЛ, ЗИН, НЕЙ; 3 столбик – КА.)

Игра «Собери портфель». На столе лежат школьные принадлежности, игрушки. Двое ребят (по желанию) должны собрать в портфель необходимые школьные принадлежности.

Побеждает тот, кто быстрее и без ошибок соберет портфель.

Подготовка к дошкольному чтению | Scholastic

Учителя дошкольных учреждений развивают грамотность, постоянно обучая детей устной и письменной речи, а также опираясь на предыдущие знания и языковой опыт. Картинки, игра и печатное слово в сочетании с устной речью помогают ребенку понять символическое представление, лежащее в основе чтения и письма дошкольников. Ее учитель будет использовать в классе различные увлекательные стратегии для развития навыков чтения в дошкольном возрасте, например:

  • Чтение вслух: Небольшая группа детей собирается вокруг своей учительницы в читальном уголке, внимательно слушает, как она читает Кот в шляпе .Она держит книгу, чтобы они могли увидеть иллюстрации и поговорить о них. Учитель задает вопросы об истории, и дети делают прогнозы о том, что будет дальше. Активно участвуя в рассказе, дети приобретают навыки, которые будут способствовать успеху в чтении дошкольников.
  • Поэзия: Детские стишки, песни и стихи - ключевые части дошкольного чтения. Слушание и повторение стихов - прекрасный способ для детей научиться фонематическому восприятию.Это способность замечать и выделять отдельные звуки или фонемы в словах, например букву «с» в слове «кошка» или «б» в слове летучая мышь, - ключевой навык для успеха в чтении дошкольников. Дошкольники сначала узнают, что речь состоит из звуков, слогов и слов, косвенно путем прослушивания рассказов, детских стишков, стихов и разговоров.
  • Рассказывание историй: Аудирование учит структурированию рассказа и помогает детям научиться предсказывать результаты. Одно из преимуществ рассказывания историй (по сравнению с чтением вслух из книги) заключается в том, что вы можете изменить историю в зависимости от реакции детей.
  • Печатное слово: Чтобы понять, как работает печать, дошкольники должны быть окружены ею - в книгах и журналах, в вывесках в классе, на досках объявлений, в этикетках на их одежде и вещах. Им необходимо узнать, что письменные слова соответствуют произнесенным словам, что слова состоят из букв, а предложения состоят из слов с пробелами между словами.
  • Алфавит: Алфавитные книги и головоломки помогают детям изучить взаимосвязь между звуками и буквами и дают им возможность попрактиковаться в распознавании и различении букв.
  • Письмо и орфография: Письмо - ключевая часть дошкольного чтения. В дошкольном учреждении вашего ребенка будут поощрять писать подписи к своим фотографиям, писать истории о том, что он нарисовал, и рассказывать истории, основанные на его опыте и воображении.
  • Драматическая игра: Дети развивают свое воображение, тренируют свои коммуникативные навыки и изучают тонкости разговорной речи в драматических играх и играх-переодеваниях.
  • Компьютеры: Компьютер может быть важным инструментом для детей в обучении письму.Поскольку их мелкая моторика все еще развивается, дошкольникам часто легче находить буквы, которые они ищут, на клавиатуре, чем использовать карандаш для их образования. Учитель поможет им вначале искать буквы и побудит их прочитать написанные слова, а затем распечатать их.
.

навыков грамотности по возрасту | Scholastic

Большинство родителей читающих детей согласятся, что в тот день, когда наши дети начали читать самостоятельно, это было потрясающе - как будто только что щелкнул выключатель! Если вы являетесь родителем дошкольника или рано читаете, вы можете многое сделать, чтобы включить этот переключатель для своего собственного ребенка.

Конечно, чтение - это навык, который у каждого ребенка развивается в разное время. И хотя может показаться, что это происходит в одночасье, способность читать обычно приходит к детям после многих лет «предварительного чтения».«Такие вещи, как инструкции, которые дети получают в школе, то, как родители помогают читать дома, и даже собственная страсть ребенка к обучению - все это может сыграть роль в том, как и когда ребенок учится читать.

Чтобы помочь вам убедиться, что ваш ребенок находится на правильном пути, вот общая карта навыков грамотности по возрасту и того, чего ожидать на пути к чтению. Каждый ребенок и школа уникальны, но, прочитав это, вы поймете общие ориентиры, которые нужно искать, и получите несколько полезных советов о том, как помочь привить своему ребенку любовь к грамотности на всю жизнь.

Хотите больше книг и идей для чтения? Подпишитесь на на нашу рассылку Scholastic Parents.

На этом этапе дети обычно работают над распознаванием каждой буквы алфавита и соответствующих им звуков. У детей этого возраста с развивающейся моторикой часто возникают проблемы с формированием словесных звуков, таких как «ф», «р», «с» и «й». (Вот все, что вам нужно знать о развитии языка и грамотности у дошкольников.)

«Главный навык, который необходимо развивать в этом возрасте, - это фонематическая осведомленность», - говорит Эндрю ДиНаполи, директор учебной программы школьного округа Болдуин в Лонг-Айленде, штат Нью-Йорк.«Обладая фонематическим пониманием, вы не используете никакой печати», - говорит он. «Вы просите студентов установить связь между звуками и буквами». Это может включать в себя вопрос студентов, какие звуки они слышат в слове «большой», но не видят слова, или хлопанье по слогам в более длинном слове.

Каждый класс индивидуален, но дошкольные учителя обычно работают над этим и другими навыками предварительного чтения, такими как повторение рифмующихся слов, использование карточек для распознавания слов и, конечно же, много чтения вслух детям.

Существует множество забавных и простых способов помочь вашему ребенку продолжать развивать эти навыки:

  • Развивайте навыки рифмования, указывая на повседневные предметы и прося ребенка назвать слово, которое рифмуется с ними. Для вдохновения и практики ознакомьтесь с BOB Books: Rhyming Words.

  • Продолжайте практиковать важные навыки перед чтением, разговаривая с ребенком в течение дня. «Это может включать в себя выбор коробки хлопьев в магазине и вопрос:« Мне нужна эта коробка или эта другая? », - говорит ДиНаполи.«Может показаться глупым изложение очевидных вещей, но объем словарного запаса, которому ребенок подвергается со слуховой точки зрения, действительно влияет на словарный запас, который он формирует».

  • Помогите им найти легкого чтения с помощью книжных персонажей, которые им нравятся и которые им нравятся, чтобы сделать повседневную практику чтения более увлекательной. Попробуйте читателей Scholastic Level 1, таких как Моби Шиноби, услужливый (хотя иногда и неуклюжий!) Мальчик-ниндзя, или I Love School с пушистой и очаровательной собачьей лапшой.Вы даже можете попробовать восхитительную историю из рифм о Silly Milly !

.

Лучшие советы по подготовке ребенка к поступлению в школу

Как воспитатель приемной / детского сада с почти 10-летним опытом оказания помощи детям и их родителям впервые устроиться в школу, я всегда считал эту область тем, в которой мне действительно комфортно давать советы и поддерживать. Тем не менее, я, наконец, нахожу туфли на другой ноге с моим первенцем, идущим в школу впервые в сентябре этого года, и я подумал, что напишу пост в стиле Top Tips о начале школы, очень помня, что теперь это все в новинку для я тоже с другой стороны, наконец, будучи родителем, а не учителем.Итак, если ваш малыш этой осенью впервые пойдет в школу или детский сад, давайте сделаем это вместе! Вот то, что я узнал на данный момент, но я знаю, что в этом году мне еще предстоит научиться!

Многие из следующих идей, очевидно, будут зависеть от характера вас и вашего ребенка, а также от гибкости и коммуникативного характера школы, которую они будут посещать. Просто выберите полезные части, а остальное оставьте!

Эмоциональная подготовка:

Многие дети (и, конечно же, их родители!) Очень обеспокоены этим большим изменением в начальной школе.Это может быть причиной огромного мешка смешанных эмоций, как волнения по поводу взросления и перехода к следующему этапу, так и печали от того, что они становятся более независимыми в том смысле, что они не так сильно в нас нуждаются. В конце концов, это замечательно, что они будут расти, учиться, развиваться и укреплять характер, но это определенно совершенно новый мир. [Примечание перед тем, как продолжить, это не пост о домашнем обучении и государственной школе, и я очень восхищаюсь и люблю всю концепцию домашнего обучения, на случай, если у кого-то возникнут опасения по этому поводу!]

    • Посетите школу вместе и попросите показать места, которые действительно важны для вашего ребенка и его обустройства, например, туалеты, где можно купить закуски, зона саморегистрации, вешалки и т. Д.Вы можете быть взволнованы, увидев набор ИКТ и художественную студию, но вашему ребенку нужны заверения в более непосредственных и принципиально важных областях на этом этапе! Поверьте, знание того, где находятся туалеты и раковины, было проблемой номер 1 для каждого ребенка, которого я когда-либо учил, без исключения, и это правильно!
    • Если возможно, встретитесь с учителем вместе и посоветуйте вашему ребенку поздороваться и поделиться некоторыми вещами о себе, которые учитель хотел бы узнать. Не то, насколько она умна и не станет ли она следующим музыкальным гением (скоро они сами обнаружат это.) Пусть ваш ребенок поделится особенной игрушкой или любовником, расскажет о том, как он любит плавать или поддерживает футбольную команду Челси. Задайте простые вопросы о школьном дне и о том, чем ваш ребенок будет заниматься в период адаптации.
    • Многие школы теперь предлагают посещение на дому , чтобы учитель мог увидеть ребенка в его собственной домашней обстановке, и это фантастика. Обязательно возьмитесь за это предлагается. Они приходят не проверять ваш дом, они хотят познакомиться с вашим ребенком в более спокойной обстановке! Если разрешено, попросите сфотографировать учителя в новом классе, а затем возьмите его домой и прикрепите в небольшую самодельную книгу или на стену возле стола, чтобы вы могли регулярно обсуждать это вместе в естественной форме.
    • Возьмите в библиотеке партию из Книг для начальной школы и читайте их каждый день во время летних каникул, выбирая веселые и увлекательные занятия, которые происходят в каждой из них, и используя их в качестве отправной точки для разговоров. Если ваш ребенок беспокоится о том, чтобы пойти в школу, используйте книги, чтобы развеять эти страхи и успокоить их. Большинство страхов связано с незнанием того, что произойдет и где что-то происходит, и о них можно подробно поговорить, насколько вам известно.
    • Отправьтесь в особенное и увлекательное путешествие вместе, чтобы купить униформу и предметы первой необходимости для поступления в школу, такие как ланч-бокс, новую обувь, пальто и канцелярские принадлежности. Превратите это в приключение, а не в рутинную работу, и постарайтесь сделать это один на один, не отвлекая внимание других малышей.

Я бы порекомендовал вам несколько прекрасных книжек с рассказами и стикерами о поступлении в школу:

Практическая подготовка:

  • Отправляясь в поход по магазинам униформы (см. Выше), не заходите слишком рано, иначе к сентябрю ваш ребенок вполне может вырасти! Но, очевидно, не стоит опаздывать и на случай, если все раскупится в магазинах.Несколько недель до этого должны быть идеальным временем, возможно, оставив обувь на неделю или две раньше. Если возможно, рекомендуется приобрести запасную форму на распродаже подержанных вещей в школе, поскольку они будут пачкаться каждый день (будем надеяться!)
  • Купите наклеиваемые этикетки с фамилией вашего ребенка и наклейками ВСЕ. Да, даже их нижнее белье и носки (вы не хотите знать, сколько из них оказывалось потерянным после физкультуры каждый год!) Шляпы и шарфы также должны быть помечены, а перчатки натянуты на резинку и продеты через рукава пальто, как и Бабушка делала.Это намного проще.
  • Напишите их имя перманентной ручкой на внутренней стороне обуви. В магазинах доступно ограниченное количество пар школьной обуви, и часто в каждом классе есть несколько одинаковых пар. Пока вы там, нарисуйте половину смайлика в левой обуви, а другую половину в правой (или бабочку, футбол и т. Д.), Чтобы, когда они были собраны вместе, они совпадали, как головоломка. Это быстрый и простой способ помочь вашему ребенку узнать, на какой ноге стоит каждая обувь. Вы будете удивлены, сколько детей каждый день ходят домой не на ту ногу!
  • По возможности, независимо от того, идет ли ваш ребенок в школу в форме или нет, покупайте одежду, которую легко надеть .Звучит немного просто, но удивительно, сколько детей отправляют в школу с неудобными пуговицами, пряжками, молниями и застежками, которые на самом деле становятся причиной слез разочарования каждый раз, когда им нужен туалет или переодеваться для уроков физкультуры. В наши дни в большинстве школ предлагаются спортивные штаны, и даже если вы не думаете, что они такие «милые», вашему ребенку действительно проще всего справиться с ними в одиночку. У некоторых юбок также есть эластичная талия, и они тоже великолепны. Точно так же покупайте им обувь на липучке, а не на шнурках.Для них это действительно тяжелая работа, и они надевают и снимают обувь чаще, чем вы думаете. То же самое касается сумок и коробок, которые просты в использовании и открываются независимо.

Академическая подготовка и жизненные навыки:

Я использую слово «академически» очень легко и ясно, что не имею в виду, что вы должны учить своего ребенка всему, чему они собираются учиться в школе, до того, как они пойдут в школу, если они, конечно, не захотят! (Моя Cakie уже выучила многие цели обучения Reception, но только потому, что она хотела и очень хотела научиться.Они все разные, и здесь нет спешки, это не гонка.) Подготовка к школе гораздо больше зависит от их характера и эмоций, чем от их достижений и способностей. Послать в школу уверенного, независимого и счастливого ребенка - это истинная цель и самый важный акцент.

Это более краткий список областей, которые им действительно было бы полезно надежно спрятать, прежде чем они начнутся, и место, с которого можно начать, если ваш ребенок готов и увлечен.

  • Как уже упоминалось в разделе «Эмоциональная подготовка», лучший способ подготовить ребенка к жизни - это прочитать ему .Эйнштейн сказал: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки». Я всегда говорил родителям, что если у вас есть время только на
.

Цифровая грамотность в классе. Насколько это важно?

Цифровой мир предлагает всем нам огромные преимущества. Он предоставляет платформы, которые позволяют нам общаться и сотрудничать. Это открывает возможности узнавать о новых и важных проблемах и способствует инновациям способами, которые невозможно было представить всего несколько лет назад.

Сегодня развитие технологий пронизывает все аспекты нашей жизни. Работодатели ожидают, что их сотрудники будут обладать навыками, необходимыми для жизни, работы и процветания в цифровом обществе.Таким образом, при подготовке учеников к работе необходима цифровая грамотность. Но что именно?

Что такое цифровая грамотность?

Обеспечение трудоустройства учеников - очевидный стимул для школ. Итак, развитие технических навыков имеет решающее значение. Но цифровая грамотность - это не просто знание ИТ (хотя знание того, как использовать технологии, теперь является важным жизненным навыком).

«Более 11 миллионов человек в Великобритании не имеют базовых цифровых навыков. Один из 11 полностью избегает Интернета.Индекс потребительских цифровых данных Lloyds Bank UK, 2017 г.

Фактически, цифровая грамотность отличается от компьютерной грамотности. Это требует навыков критического мышления, осведомленности о необходимых стандартах поведения, ожидаемых в онлайн-среде, и понимания общих социальных проблем, созданных цифровыми технологиями. Или, как вариант: цифровая грамотность = знание цифровых инструментов + критическое мышление + социальная активность.

Потребность в цифровой грамотности в классе

Цифровая грамотность необходима, чтобы стать цифровыми гражданами: люди, отвечающие за то, как они используют технологии для взаимодействия с окружающим миром.

Однако, несмотря на четвертую промышленную революцию, которая должна затронуть все отрасли и экономики, образовательная политика Великобритании в настоящее время не в состоянии подготовить учеников к новому поколению рабочих мест. И новый мир.

Более того, наряду с тенденцией к росту использования Интернета в детстве наблюдается тревожный рост числа несчастных и тревожных детей. Итак, согласно недавнему отчету Палаты лордов, обучение студентов тому, как преуспевать и выживать в нашем мире, где доминирует Интернет, теперь так же важно, как чтение и письмо.

«Цифровая грамотность должна быть четвертым столпом образования ребенка наряду с чтением, письмом и математикой, и должна обеспечиваться ресурсами и обучаться соответствующим образом». Отчет Палаты лордов, 2017

Глубокое обучение и цифровая грамотность

Одним из важнейших компонентов цифровой грамотности, когда дело касается педагогики, является глубокое обучение, в котором есть шесть основных навыков:

  • Сотрудничество. Способность работать совместно с другими людьми с сильными навыками межличностного и командного взаимодействия.
  • Творчество. Умение взвешивать возможности по-предпринимательски и задавать правильные вопросы для генерации новых идей.
  • Критическое мышление. Способность оценивать информацию и аргументы, выявлять закономерности и связи, создавать значимые знания и применять их в реальном мире.
  • Гражданство. Способность рассматривать вопросы и решать сложные проблемы на основе глубокого понимания различных ценностей и мировоззрения.
  • Персонаж. Такие качества, как упорство, упорство, настойчивость и стойкость; наряду с желанием сделать обучение неотъемлемой частью жизни.
  • Связь. Возможность эффективно общаться с помощью различных методов и инструментов с различными аудиториями.

Однако концепция глубокого обучения не нова. На протяжении многих лет постоянное политическое вмешательство и изменения политики препятствовали глубокому обучению в наших школах, в котором основное внимание уделяется помощи ученикам в сдаче экзаменов за счет всего остального.Настолько, что британские школы сейчас являются одними из худших в мире, когда речь идет о воспитании глубокого и прочного понимания.

Но, если мы собираемся сделать больше, чем просто на словах признать важность цифровой грамотности, переориентация на более глубокие навыки обучения сейчас является обязательной. Вот почему системе образования Великобритании необходимо вернуться к глубокому обучению:

Цифровая грамотность и электронная безопасность

Хотя он может принести огромную пользу, наш онлайн-мир также сопряжен с неотъемлемыми рисками, особенно для детей.Правда в том, что, хотя молодые поколения называют цифровыми аборигенами, когда дело касается безопасности, они часто не более грамотны, чем их родители.

Цифровые платформы делают детей уязвимыми для преступников и хулиганов, особенно во время изоляции и социальной изоляции. Они могут побудить студентов сравнивать свое существование с часто сфабрикованной жизнью других людей в сети, вызывая чувство неполноценности, отстраненности, изоляции и даже развитие проблем с психическим здоровьем.Они также могут оставить учеников открытыми для дезинформации, манипуляций и фейковых новостей.

Итак, что могут сделать учителя против таких угроз, чтобы убедиться, что их ученики не причинят вреда?

«Две трети учителей осведомлены о том, что ученики делятся неприемлемым сексуальным контентом, причем каждый шестой из этих детей младшего школьного возраста». Педагогическое объединение НАСУВТ

Палата лордов думает, что у нее есть ответ. И в своем отчете за 2017 год утверждалось, что уроки об обязанностях, рисках и приемлемом поведении в Интернете теперь должны быть обязательными во всех школах Великобритании.Это означает, что вместо того, чтобы школы преподают отдельные уроки цифрового гражданства, не за горами новая программа обучения цифровой грамотности.

«Технологии никуда не денутся, но нам нужно понять, как лучше всего их использовать для улучшения преподавания и обучения». Сетевой менеджер школы, Северный Йоркшир, Отчет о состоянии технологий в образовании за 2016-17 гг., ClassFlow

Вот несколько практических примеров, которые помогут вам внедрить цифровую грамотность в свои уроки:

Обучайте студентов правилам онлайн-безопасности

Чтобы научить учеников тому, как оставаться в безопасности в Интернете, а также об угрозах интернет-груминга, секстинга, киберзапугивания и кражи личных данных, NSPCC собрал ряд планов уроков и онлайн-руководств.Сюда входят советы о важности защиты личной информации, включая пароли и распространение фотографий. Студентов также следует научить никогда не разглашать личные данные в рамках обучения электронной безопасности.

Познакомить студентов с «фейковыми новостями»

Фейковые новости предназначены не только для политиков; теперь он прокрался в класс. Поэтому учителя должны учить своих учеников, что не все, что мы видим и читаем в Интернете, является правдой. Вот несколько основных советов, которые помогут вам бороться с фальшивыми новостями в вашем классе.

«Более трети учителей сейчас видят ложную информацию, найденную в Интернете, которая цитируется в работе их учеников или в обсуждениях в классе». Педагогическое объединение НАСУВТ

Вызов скрытой рекламы

Есть явные доказательства того, что реклама и продвижение по службе влияют на детей. Например, телевизионная реклама нездоровой пищи вызывает у детей чувство голода и соблазн. Поэтому неудивительно, что в кодексе не-вещательного маркетинга Комитета рекламной практики Великобритании говорится, что сообщения, адресованные детям (детям до 16 лет), направленные непосредственно на них или с их участием, не должны содержать ничего, что могло бы нанести им физический, умственный или моральный вред. .Но защитить детей от онлайн-рекламы сложнее, особенно когда не всегда очевидно, что представляет собой реклама.

Чтобы научить детей замечать онлайн-рекламу, учителя могут попросить учащихся исследовать вездесущность онлайн-рекламы в их собственной жизни. После того как они изучили нацеленные на них рекламные ролики и определили, что они пытаются продать и как, они могут создавать новые рекламные объявления с положительными сообщениями, соответствующими возрасту.

Критически относитесь к образу тела

Учителя могут использовать цифровую фотографию и фильтры Snapchat, чтобы побудить детей критически относиться к изображениям, которые они видят.Также можно пригласить учащихся, чтобы они положительно отзывались о себе и других. ClassFlow Marketplace содержит ряд различных ресурсов по изображениям тела, доступных учителям.

«Девочки в возрасте пяти лет обычно беспокоятся о своем весе и внешнем виде, в то время как половина девочек и треть мальчиков в возрасте 14 лет сидели на диете, чтобы изменить форму тела». Хранитель

Поделиться эмоциями

Для маленьких детей можно использовать смайлики, чтобы побудить их поделиться своими чувствами.Эти символы, старейшая форма грамотности, обеспечивают доступ к живому языку, который позволяет им выражать себя так, как не всегда могут сделать слова.

Побуждать учеников к этическому мышлению

Обучение цифровой грамотности требует этического измерения. Студенты должны понимать, что значит хорошо вести себя в Интернете и как действовать в среде, где общественный и личный мир размыты. Один из способов, которым учителя могут подойти к этому, - это побудить своих учеников подумать о том, какая информация о них доступна в Интернете, и как другие, включая будущих работодателей, могут рассмотреть и отреагировать на это.

Как повысить цифровую грамотность в вашей школе

В условиях ограниченного времени и все более сжатых бюджетов может быть непросто заставить SMT вашей школы взять на себя обязательства по развитию цифровой грамотности. Итак, какой совет и поддержку вы можете дать своему SMT, чтобы помочь им встать на борт, продвигая при этом вашу репутацию цифрового лидера?

Сотрудничать с коллегами

Рассмотрите возможность аудита, чтобы выяснить, кто в вашей школе уже обучает цифровой грамотности в рамках своих уроков.Было показано, что такое совместное планирование улучшает межучебное обучение и максимизирует ресурсы между отделами, а также способствует сотрудничеству и доверию между учителями. Узнайте, как создавать дополнительные уроки для совместной работы с ClassFlow.

Акцент на учебную программу

Понятно, что учителя могут быть разочарованы «еще одним делом», которое они могут добавить к и без того загруженному графику обучения. Но цифровая грамотность не существует изолированно. Контекст - это ключ, и лучший способ научить цифровой грамотности - это понять, что это значит для конкретной дисциплины.Например, учителя английского языка могут использовать блоги для повышения цифровой грамотности, а учителя по вопросам гражданственности могут рассказывать своему классу о реальных проблемах и побуждать учеников использовать свои вычислительные навыки для поиска решений.

Создать «современные» классы

Новые педагогические методы, такие как совместное обучение, обучение под руководством студентов и перевернутые классы, набирают популярность благодаря развитию образовательных технологий. И, помогая учителям внедрять глубокое обучение, такая основанная на фактах педагогика поддерживает цифровую грамотность.Узнайте больше о том, что делает класс современной, и закажите демонстрацию ActivPanel, чтобы убедиться в преимуществах.

Сделайте свои уроки цифровыми

Трудно научить учеников тому, что нужно в онлайн-мире, без использования цифровых инструментов. Таким образом, учителя сами должны овладеть цифровой грамотностью. Рассмотрите возможность использования ActivPanels и бесплатного образовательного программного обеспечения, такого как ClassFlow, чтобы помочь ученикам овладеть искусством обучения в Интернете.

Изучите свою Политику допустимого использования (AUP)

Важно, чтобы все в вашей школе знали, что приемлемо, а что недопустимо, когда речь идет об использовании технологий в школах.Таким образом, ваша Политика допустимого использования (AUP), вероятно, уже охватывает такие вещи, как недопустимое общение в Facebook и запрет на обмен изображениями учеников в Интернете без разрешения родителей. Кроме того, ваша политика и процедуры должны также учитывать последние рекомендации Совета Великобритании по безопасности детей в Интернете (UKCCIS). Это включает в себя такие вещи, как регулярное обучение, чтобы все были осведомлены о правилах и ожиданиях сетевой безопасности, а также создание процессов мониторинга и оценки для обеспечения понимания и соблюдения политик сетевой безопасности.

«Киберзапугивание и электронная безопасность имеют первостепенное значение, поскольку технологии развиваются быстрее, чем социальные и эмоциональные способности детей использовать их должным образом».
Учитель, Эссекс, Отчет о состоянии технологий в образовании за 2016-17 гг., ClassFlow

Здесь вы найдете самое последнее и полное руководство UKCCIS.

Создание цифровых послов

В любой школе есть новаторы в области цифровых технологий. Используйте их энтузиазм и знания, создав фокус-группу по цифровой грамотности, чтобы помочь стимулировать и вдохновлять изменения, одновременно повышая осведомленность о цифровой грамотности в вашей школе.

Привлекайте учителей

У учителей мало времени, поэтому многие школы уклоняются от выполнения своих обязанностей по обучению учащихся цифровой грамотности из-за опасений по поводу технических способностей своих сотрудников. Взаимодействуйте с учителями на раннем этапе процесса, чтобы узнать, что им нужно для обучения цифровой грамотности. Это могут быть небольшие руководства, тематические исследования, видеоролики, тренинги или регулярные сеансы связи. Обеспечение заинтересованности жизненно важно для общего успеха вашей школы.

Привлекайте учеников

Создавайте прочные и продуктивные партнерские отношения между учащимися и преподавателями, чтобы способствовать развитию цифровой среды в вашей школе таким образом, чтобы она придала им реальный смысл.Поощряйте старших школьников выражать свое мнение о том, что для них значит цифровая грамотность и какие навыки, по их мнению, необходимы им для жизни, работы и обучения в онлайн-мире. Чтобы ваши ученики начали работать, предложите им проверить свои способности в этой быстрой викторине: какой вы тип цифрового ученика?

Заключение

Когда дело доходит до внедрения цифрового обучения в учебную программу, преподаватели не могут прятать голову в песок. Вместо этого правительство, онлайн-провайдеры, родители и учителя должны работать вместе, чтобы поддерживать и защищать учеников онлайн.Узнайте больше о том, как создать современный класс для развития цифровой грамотности, с помощью бесплатной демоверсии ActivPanel.

Цифровой мир никуда не денется. Нашим ученикам придется столкнуться с вызовами и угрозами, связанными с жизнью с технологиями, вне зависимости от того, обнажим мы их и подготовим к этому или нет. Так что, конечно, лучше научить их навыкам, необходимым для обеспечения безопасности и процветания?

.

Как Монтессори готовит детей к школе?

Как Монтессори готовит детей к школе?

Факты показывают нам, что жизненный успех, здоровье и эмоциональное благополучие человека глубоко связаны с его опытом и окружающей средой в раннем детстве. Мы знаем, что если мы получим правильное образование в первые годы жизни, мы можем ожидать, что наши дети будут преуспевать в школе и во взрослой жизни.

Качество самой ранней среды, в которой находится ребенок, и наличие опыта, соответствующего развитию, являются решающими факторами, определяющими, как развивается мозг ребенка.Благоприятная и благоприятная среда способствует оптимальному развитию детей в раннем возрасте и значительно улучшает показатели образования, здоровья и занятости детей.

Итак, как раннее образование Монтессори готовит детей к школе и дальнейшей жизни?

Оптимальная среда обучения

Монтессори-образование научно основано на ключевых этапах развития, через которые проходят все дети на пути к взрослой жизни. В Монтессори эти ключевые этапы развития называются «чувствительными периодами», то есть периодами времени, когда интересы детей сосредоточены на развитии определенного навыка или области знаний.

Обучение

Монтессори способствует этим особым периодам чувствительности, предоставляя детям подготовленную среду, которая предназначена для оптимизации их обучения. К характеристикам подготовленной среды относятся: порядок, практическое самостоятельное обучение, совместное социальное взаимодействие, дети разного возраста, движение, руководство, свобода выбора и полный набор самокорректирующихся материалов Монтессори, имеющихся на низких открытых полках.

Подготовленная среда призвана стимулировать умы детей, поощрять сотрудничество и независимость и предоставлять им время и пространство для достижения результатов их «работы».Таким образом, Монтессори вдохновляет детей становиться независимыми, целеустремленными учениками с сильной академической базой.

Подготовка к школе

В Монтессори подготовка к школе начинается в двухлетнем возрасте, так как именно тогда дети переходят в подготовленную дошкольную среду. В этой среде дети участвуют в полном трехчасовом рабочем цикле и в повседневной жизни Монтессори. Эта последовательность повседневных действий дает детям понимание порядка, управления временем и того, как вести себя в своей среде в разное время.Он также дает детям важные навыки подготовки к школьным навыкам, таким как концентрация, тихое сидение, построение линии, сотрудничество с другими и способность следовать инструкциям.

Прочная академическая база

Пять областей учебного плана Программы Монтессори для дошкольников предоставляют детям прочную академическую основу, которая соответствует ключевым областям знаний, преподаваемых в начальной школе.

Направление «Практическая жизнь» учит детей заботе о себе и заботе об окружающей среде.Такие занятия, как наливание, обливание ложкой и нитью, учат детей адаптироваться к окружающей среде и развивать свою независимость.

Сенсорное образование учит детей выражать и классифицировать свой сенсорный опыт. Предоставляя детям систему обработки окружающей среды, они учатся внимательно наблюдать за окружающим миром.

Учебная программа по языку Монтессори предназначена для обучения детей устной и письменной речи и чтению. Благодаря языковой деятельности дети учатся развивать свой словарный запас, составлять собственные письменные произведения и читать работы других.

Математика сначала знакомится с детьми с помощью сенсорных материалов, которые подготавливают их к основным математическим понятиям, таким как счет и идентификация фигур. Материалы по математике предлагают детям формальное введение в абстрактные математические функции, такие как умножение, деление и алгебра.

Культурные материалы помогают ребенку познавать географию, науку, историю, искусство и музыку через конкретные материалы и опыт. Посредством культурных мероприятий Монтессори побуждает детей развивать понимание и понимание разнообразия в их мире.

Комплексный метод обучения

Подход Монтессори к дошкольному образованию ориентирован на ребенка и ориентирован на учителя. Роль учителя состоит в том, чтобы подготовить среду обучения, а также наблюдать за учениками и направлять их в процессе обучения. Основное внимание уделяется обучению детей, а не преподаванию учителей. В методе Монтессори большое внимание уделяется уважению к человеку, другим людям и окружающей среде. Связь обучения с домом и внешним миром выходит за рамки классной комнаты.

Предоставляя детям образовательный опыт, который выходит за рамки классной комнаты, Монтессори позволяет детям развиваться социально, эмоционально, духовно, интеллектуально и физически.
Таким образом Монтессори готовит детей не только к школе, но и к жизни.

.

8 советов по подготовке к первым дням в школе | Scholastic

Переход в дошкольное учреждение или детский сад - важная веха как для вас, так и для вашего ребенка. Это может быть ее первый шаг вдали от дома или переход в новую обстановку и друзей. Даже в возвращении к знакомой программе есть свои волнения, удовольствия и тревоги. На 3-, 4- и 5-летних стадиях развития «изменение» может вызвать множество чувств и мыслей (вот основные вехи в области языка и грамотности, которых следует ожидать в этом возрасте).Некоторые дети принимают перемены и получают от них больше удовольствия, чем другие. Но даже самому «опытному» ребенку нередко требуется дополнительное внимание в первые дни и недели учебы в школе.

Вот несколько простых шагов, которые вы можете предпринять на пути к отличному новому году!

  1. Посетите школу или класс до первого дня. Некоторые учителя заранее приглашают семьи в гости. Если нет, съездите в школу, чтобы увидеть здание и детскую площадку. Вы также можете пригласить учителя к себе домой.
  2. Читайте хорошие книги о поступлении в школу. Литература - отличный способ спровоцировать дискуссию о том, чтобы пойти в школу - ознакомьтесь с этими 11 книгами, чтобы облегчить нервное дрожание, возвращающееся в школу.
  3. Поговорите со своим ребенком о его чувствах к школе, друзьям, учителям и новым занятиям. (Psst: Эта книга поможет облегчить тревогу разлуки!)
  4. Практика, практика, практика! Чтобы научиться готовиться каждое утро к поездке в школу, нужно время и практика.Полезно практиковать это до самого первого дня. Представьте, что сейчас школьный день, и пройдите все этапы: встать, одеться, покормить и выйти за дверь. Попробуйте эту распечатанную таблицу, чтобы помочь вашему ребенку запомнить все, что ему нужно делать.
  5. Репетируйте навыки самопомощи , такие как одевание, раздевание и мытье рук. Ваш ребенок будет чувствовать себя более уверенно, когда его попросят сделать это в школе.
  6. Сделайте портативный семейный альбом. Вы не можете оставаться с ребенком круглый год, но ваши фотографии могут! Процесс создания фотоальбома - это объединяющий и утешительный проект.Используйте небольшой мягкий пластиковый альбом (продается в большинстве долларовых магазинов), который можно легко постирать, носить с собой и целовать!
  7. Спросите вашего ребенка, какую закуску он хочет принести. Купите вместе ингредиенты и предложите ей приготовить и упаковать закуски.
  8. Отправляйтесь за покупками в школу. Одежда и предметы для школы пользуются популярностью как у маленьких, так и у взрослых. Еще не рано начинать ритуал покупки специальной школьной экипировки или рюкзака.Это не обязательно должно быть что-то дорогое. Даже «новый для вас» предмет будет иметь значение, если он предназначен специально для возвращения в школу.

Чтобы узнать больше о школьных ресурсах, ознакомьтесь с нашими руководствами по успехам в школе для каждого класса. Вы также можете покупать книги для дошкольников и книги для детских садов в магазине Scholastic Store, которые помогут вашему ребенку подготовиться к новому учебному году.

Хотите больше занятий и идей для чтения? Подпишитесь на нашу рассылку Scholastic Parents.

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.