О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Особенности внутриутробного развития ребенка


Этапы развития ребенка в утробе матери: изменения и особенности

В этой статье:

Каждая беременность для женщины протекает одинаково, но ощущается ею по-разному. Это связано с состоянием её здоровья и эмоционально-психологическим состоянием, социальными условиями пребывания и особенностями развития плода. Для каждого этапа беременности характерны определённые изменения в развитии плода, находящегося в утробе матери. О каких изменениях идёт речь, как растёт и развивается ребенок на протяжении всей беременности – об этом мы поговорим в данной статье.

Беременность – интересный и сложный период в жизни женщины. В это время в ней происходит зарождение и развитие новой жизни, её организм испытывает большую нагрузку, которая постепенно увеличивается с каждым месяцем беременности. У беременной женщины отмечаются изменения физиологического и психоэмоционального порядка, могут также измениться её вкусы и предпочтения. Всё это тесно связано с этапами внутриутробного развития плода, который растёт, развивается и активно готовится к своему рождению.

Развитие плода: этапы и особенности

В утробе матери ребёнок развивается на протяжении 9 месяцев, или 280 дней. Процесс развития плода происходит не хаотично, а согласно алгоритму, написанному самой природой и предусмотренному особенностями анатомии человека. Развитие всех органов и систем плода происходит в строгом порядке и в определенный срок.

Медицина разделяет беременность на три важных этапа – триместра, для каждого из которых характерен рост и развитие тех или иных систем/органов в организме будущего ребенка. Все этапы подразделяются ещё и на недели, поскольку состояние плода меняется еженедельно. Мы рассмотрим особенности каждого триместра.

 

Триместр Период (недели) Особенности
I 1-12 Характеризуется формированием (закладкой) у плода всех жизненно важных систем/органов.
II 13-27 Период развития мочеполовой, нервной и кровеносной систем плода, формирования мозга и его функций.
III 28-40 Плод принимает вид новорожденного малыша: укрепляется его скелет, появляется подкожный жир, увеличивается мышечная ткань. Ребёнок набирает массу тела, растёт, готовится к своему рождению.

 

Из одной клетки за 38 недель образуются триллионы новых клеток. Их более 200 видов, и они являются биологическим строительным материалом, необходимым для роста и развития ребёнка в утробе матери, его рождения и полноценной жизни на земле.

I триместр

В первом триместре у женщины проявляются первые признаки беременности, когда происходит процесс оплодотворения яйцеклетки, её движение и фиксация в полость матки. В этот период происходит закладка жизненно важных систем будущего ребенка. Этот триместр считается очень важным для плода и матери, поэтому женщине необходимо беречь себя и заботиться о здоровье своего будущего малыша.

По акушерским срокам гестации развитие плода в триместрах у разных женщин может протекать по-разному. Это связано со многими факторами – наследственными, социальными, физиологическими, психологическими и прочими обстоятельствами, способными повлиять на здоровье матери, течение беременности и развитие плода.

Это период, когда женщина может страдать от раннего токсикоза, она может ощущать сонливость, общее недомогание, головокружения и т.д. Какие изменения в первом триместре в процессе своего развития претерпевает плод, можно увидеть в таблице 1, расположенной ниже.

Таблица 1

Неделя Развитие плода
1 Развитие яйцеклетки, овуляция, оплодотворение, рождение бластоцисты.
2 Движение бластоцисты в полость матки, где она закрепится и продолжит своё развитие.
3 Эмбрион принимает очертания, свойственные зародышу человека. Нервные клетки формируют нервную трубку – основу будущего спинного и головного мозга эмбриона. Формируется сердце, которое до этого момента напоминало сгусток мышечных клеток. Размер сердца у эмбриона не превышает размеры макового семени. Одна клетка внезапно сокращается, приводя в движение все клетки сердца посредством цепной реакции. Сердце эмбриона совершает 20-25 ударов в минуту и необходимо эмбриону, поскольку без него невозможно полноценное и правильное распределение кислорода и еды. Клетки крови ещё примитивны, но с каждым ударом сердца они циркулируют по тончайшим (тоньше волосинки) кровеносным сосудам, доставляя необходимый строительный материал и кислород к каждой клетке эмбриона.
4 Период, когда женщина может почувствовать беременность из-за изменений со стороны её гормональной системы.

Эмбрион размером не больше фасоли, но каждый день он увеличивается на 1 мм.

В области головы у него появляются две чёрные точечки – это будущие глаза.

Сердце у эмбриона ещё однокамерное и миниатюрное, но уже совершает 80 ударов в минуту, ускоряя темп с каждым новым днём.

На теле эмбриона появляются «почки» – в будущем из них сформируются руки и ноги.

Из нервной трубки эмбриона формируются области спинного и головного мозга – будущей центральной нервной системы.

Ткань, растущая с четырех сторон, образует лицо. Её верхняя часть прорастает вниз, образуя область для формирования носа и подбородка. Щёки формируются тканью с двух сторон, формируя верхнюю губу. Соединение её называется «губной желобок», и он сохраняется – его можно увидеть на лице взрослого человека. Неправильное сращение этой ткани способствует возникновению порока, известного как «заячья губа». После рождения малышу с таким пороком потребуется помощь хирурга.

Эмбрион человека мало чем отличается от эмбриона любого другого животного. Всего 1,5% генов свидетельствует о том, что это человеческий эмбрион.

5 Начинают прослушиваться первые сердцебиения эмбриона.

Размер его составляет всего 3 мм, но у него уже есть признаки формирования лёгких, сердца и щитовидной железы.

6 Происходит закладка позвоночника, верхних/нижних конечностей и двух полушарий головного мозга, формируется кишечник. Эмбрион вытягивается, длина его составляет 20 мм, а его тело приобретает вид человеческого зародыша.

Из чёрных точек сформированы глаза, они широко расставлены и ещё не снабжены ресницами.

Размер головы всё ещё доминирует относительно размеров тела. В момент рождения голова ребенка будет составлять почти ¼ часть его тела, поскольку остальные части не смогут успевать за ростом головы.

7 Развиваются органы зрения, формируются органы слуха (на УЗИ наблюдается появление слуховых возвышений, глазных впадин, носовой складки).

На УЗИ уже можно чётко определить наличие межпальцевых промежутков, происходит формирование будущих пальцев нижних/верхних конечностей.

Длина эмбриона – 6 мм.

8 Отмечается активный рост эмбриона, формирование черт лица, отчётливо различимы нос и уши, видна шея. Его уже можно назвать плодом, и внешне он все больше похож на человека.

Это важный этап в жизни плода. Ранее он получал питательные вещества посредством желточного мешочка – плавающего шара, соединённого с пуповиной. В отличие от куриного желтка, в человеческом желточном мешочке отсутствуют запасы еды – в первые дни беременности он вырабатывает клетки крови, необходимые для питания эмбриона. На этом этапе он неспособен обеспечивать плод необходимым количеством еды, поэтому источником питания для плода становится плацента. Она соединена с пуповиной и прикреплена к стенке матки. Плацента – это сложная система, поддерживающая внутриутробную жизнь плода, состоящая из разветвлённой сети тончайших кровеносных сосудов. Они прикреплены к стенке матки и с их помощью плод через пуповину вытягивает из материнского организма все необходимые ему полезные вещества: воду, кислород, белки и т.д. Через плаценту плод также выводит продукты своей жизнедеятельности.

9 В начале недели длина плода составляет от 15 до 20 мм, масса – 3-4 г, а в конце недели эти параметры увеличиваются почти в два раза. Плацента контролирует процесс беременности, вырабатывая необходимые гормоны в организме матери.

Плацента выполняет функцию фильтра, не допуская к плоду вредные вещества, но и она неспособна справиться с некоторыми их видами. Например, алкоголь, продукты курения и многие лекарственные препараты без труда проникают через плаценту к плоду. В большинстве случаев тело матери подсказывает ей, какие продукты нужны её будущему ребёнку, а какие для него опасны.

Наблюдается активное развитие нервной системы эмбриона, когда тело обездвиженного ранее плода начинает подёргиваться в результате возникновения нервных импульсов и рефлекторных конвульсий, которые ещё не контролируются мозгом. Движение плоду необходимо для стимуляции роста мышц и укрепления связок.

Мозг ещё не способен контролировать работу сердца, бьющегося автоматически.

Его максимальная скорость – 157 ударов в минуту.

10 Мозг начинает контролировать все жизненно важные системы организма плода, замедляя его сердцебиение. Также теперь он контролирует движение верхних/нижних конечностей. Отмечается развитие сосательного рефлекса.
11 В период с 6 до 11 недель эмбрион претерпевает важные метаморфозы, его тело увеличивается почти в 5 раз. В это же время происходит формирование более 200 видов различных клеток: нервных, мышечных, печени, почек, желудка и прочих клеток, из которых состоит организм человека.

Формируются все части тела, характерные для человека. Рост эмбриона – 7 см.

Продолжается развитие центральной нервной системы плода с формированием его реакции на прикосновение и дыхание.

12 Размер эмбриона не больше кулака матери, но он уже более приспособлен к среде, в которой находится, и менее чувствителен к различным раздражителям. Риск его преждевременного рождения снижен.

Укрепляется костная система, происходит дальнейшее развитие всех систем и органов плода.

 

Все характерные черты человеческого тела (мышцы, рёбра, органы, сердце и т.д.) появляются у плода за 9 недель первого триместра внутриутробного развития.

Для развития и здоровья будущего малыша первый триместр является наиболее сложным и опасным. Любой сбой в организме матери может отразиться на внутриутробном развитии плода. Самой критической считается 3 и 4 неделя беременности – в этот период происходит процесс имплантации плодного яйца в полости матки и закладка ЦНС будущего плода. Обычная простуда, инфекция, обострение хронического заболевания, нервный срыв, стресс, чрезмерные физические или психологические нагрузки – всё это может вызвать сбой гормональной системы женщины и спровоцировать выкидыш.

С последней недели первого триместра плод способен различать некоторые звуки. Отныне с каждой неделей он будет лучше слышать, активнее реагировать на прикосновение рук к животу, на голос матери. Во втором триместре гинекологи и психологи рекомендуют беременным женщинам разговаривать со своим будущим ребёнком, слушать спокойную и приятную музыку, звуки природы. Считается, что малыш в животике у мамы всё слышит и чувствует её настроение, чувствует отношение к себе как со стороны мамы, так и тех людей, кто её окружает.

II триместр

Второй триместр охватывает период с 13 до 27 неделю беременности. У большинства беременных токсикоз к этому времени проходит, размер животика ещё позволяет свободно двигаться и носить обычную одежду, которую вскоре придётся сменить на платья и сарафаны для женщин в положении. Самочувствие женщины во втором триместре обычно не вызывает тревоги у врача, если беременность не отягощена какой-либо патологией развития. С 20 или 22 недели беременности некоторым женщинам рекомендуется носить бандаж для беременных, чтобы поддерживать растущий животик, уменьшить боли в спине и тазобедренных суставах.

Малыш в материнской утробе к началу второго триместра весит в среднем не более 30 г, его рост составляет около 10 см. К началу третьего триместра (на 27 неделе) рост плода составит почти 35 см, а весить он будет около 1,2 кг. Скелет плода уже достаточно хорошо сформирован, поэтому во втором триместре будет активно развиваться его головной мозг и мышечная система. Отмечается высокая подвижность малыша в материнской утробе, а в период между 18 и 22 неделями женщина может чётко ощутить первые шевеления и толчки своего будущего ребёнка. По таблице 2 вы можете увидеть, какие изменения происходят в организме плода в период второго триместра.

Таблица 2

Неделя Развитие плода
13 Пол будущего ребенка ещё сложно определить, но грамотный УЗИ-диагност сможет его распознать. У мальчиков и девочек до 13 недели вместо половых органов образована выпуклость – открыть тайну половой принадлежности эмбриона врачу помогает угол наклона, под которым расположена эта выпуклость. Более чётко пол можно будет распознать на 15 неделе беременности, однако формирование половых органов у эмбриона уже началось.

Отмечается также формирование молочных зубов и развитие мышц, обеспечивающих сосательный рефлекс.

Малыш уже способен шевелить губами. У мальчиков на УЗИ отчётливо различим половой орган, их организм начинает вырабатывать тестостерон (мужской гормон), начинается закладка предстательной железы (для мальчиков) или формирование яйцеклетки (у девочек).

У плода на кожном покрове (чуть выше глаз и над губой) появляются первые волоски.

Происходит «прорисовка» уникального узора на коже пальцев рук будущего ребёночка.

14 Продолжается формирование половых признаков, кишечника (с наличием ворсинок на его слизистой). Мужские яички уже способны вырабатывать тестостерон, а женские яичники – яйцеклетки.

Поджелудочная железа начинает выработку гормона инсулина, а в печени и селезёнке протекают процессы, в которых образуются клетки крови будущего малыша.

15 Появляется первый волосяной покров на теле плода – пушок.

Малыш делает первые попытки самостоятельного «вдоха»: дышит эмбрион околоплодной жидкостью. Сейчас у него начинает функционировать желчный пузырь.

На этой неделе женщина, у которой уже были беременности ранее, может впервые ощутить движения плода.

Вес будущего малыша составляет уже 130-160 г, его рост  равен 12-14 см.

16 Наблюдается окостенение черепа и укрепление мышечной системы плода. Отмечается повышение его двигательной активности (женщина может ещё не ощущать движений и толчков плода).

Пол будущего ребенка уже легко определяется на УЗИ.

Происходят изменения в пропорции тела плода – уменьшается размер головы, его нижние/верхние конечности удлиняются, пальцы рук/ног отделяются друг от друга, начинается рост ногтей. Руки развиваются быстрее ног: возможно, потому, что они выступают в качестве важных органов чувств и развиваются одновременно с другими органами.

Расстояние между глазами уменьшилось, придавая личику малыша человеческий вид.

Центральная нервная система функционирует, она расширилась и контролирует все части тела плода, движения которого стали более разнообразными. Мышцы приобрели необходимую гибкость, движения ребёнка в утробе стали более мягкими и плавными. Мозг полностью контролирует тело малыша, сердечко которого уже не бьётся спонтанно и конвульсивно – его работа контролируется мозгом. Сердце совершает не более 140-150 ударов в минуту.

Вес плода составляет 180 г, а его рост – 14-16 см.

17 Формирование плаценты завершается.

Малыш в утробе начинает не только слышать, но и различать шумы/звуки, которые его окружают. Его нервная система совершенствуется, он становится чувствителен к прикосновениям, звукам, свету.

Плод слишком подвижен, совершает множество сложных движений и манёвров, пытаясь найти удобное для себя положение. Суставы плода легко сгибаются, по-новому раскрывая для него пространство внутри материнской утробы. Плавая и маневрируя, малыш учиться удерживать равновесие и координацию. В утробе матери у будущего человека развивается способность контролировать положение и поведение собственного тела в пространстве.

У плода идёт процесс формирования подкожного жира, участвующего в процессах теплообмена организма.

18 На этой неделе заканчивается процесс формирования иммунной системы ребенка.

Его пищеварительная система уже сформирована и развита настолько, что готова функционировать. Малыш делает глотательные движения, заглатывая амниотическую жидкость, в которой плавает. Почки и органы пищеварения уже работают – часть непереваренных частиц отложится в кишечнике, остальные продукты переработки будут выведены в виде мочи в амниотическую жидкость.

Некоторые детки на 18 неделе уже могут открывать глазки, другим же удастся это сделать только на 24 неделе. Так развивается моргательный рефлекс.

Малыш познаёт себя и окружающую среду, активно двигается. Он ощупывает себя пальчиками рук, касается стенок матки, отталкивается ножками, прыгает и переворачивается. Эти навыки необходимы ему, поскольку являются своеобразной тренировкой перед рождением и проходом по родовым путям. Хватательный рефлекс хорошо развивается, хотя значение его непонятно: для выживания новорожденного он едва ли пригодится.

19 Движения плода более осознанные, поскольку связь между мышечной и нервной системой у него почти полностью сформирована. Женщина может впервые ощутить движение плода в конце 18 или в начале 19 недели.

Малыш вырос до 18 см, его тело покрыто мягкими волосинками, которые исчезнут ко времени его рождения.

Сформированы коренные зубы. Они начнут расти у ребёнка во время замены его молочных зубов постоянными.

Сахар и воду плод получает из околоплодных вод матери, в его желудке уже присутствует небольшая порция соляной кислоты и некоторых пищеварительных ферментов.

Полезные вещества поступают в его организм посредством «дыхания» и через плаценту. Часть из них он получает, заглатывая амниотическую жидкость.

20 На этой неделе тело плода достигает пропорций, которые присущи младенцам, соотношение его головы с остальным телом выравнивается.

Поскольку его жировая прослойка ещё не полностью сформирована, тело плода кажется худым, но малыш активен и чувствует себя нормально. Он находится на полпути к своему рождению.

Его рост составляет уже 19 см, масса тела – 300 г.

21 Малыш растёт и прибавляет в весе, накапливает подкожный жир, а к его маме чаще приходит ощущение голода.

На теле ребенка формируется слой специальной смазки, предохраняющей его кожные покровы от воздействия околоплодной жидкости. Масса его тела на этой неделе достигает 350 г, а рост увеличивается на 5-6 см.

22 Отмечается высокая двигательная активность плода: малыш может поменять своё положение в материнской утробе несколько раз в течение одного дня.
Он кушает, спит, двигается – продолжает изучать себя и пространство вокруг, набирать массу тела и расти.Малыш сосёт свой пальчик и уже может повернуть головку в сторону.
23 Вес плода может достигать 500 г. Тоны его сердца хорошо выслушиваются акушерским стетоскопом. Подёргивания век у ребёночка, которые видны на УЗИ, свидетельствуют о том, что его мозг функционирует правильно.

Малыш может больше бодрствовать, если мама находится в движении, а когда нервничает – ведёт себя беспокойно.

Волосы малыша начинают темнеть, поскольку в его организме уже началась выработка специального пигмента.

Если малыш родится преждевременно, шансы на жизнь у него уже есть, как есть и опасность проблем с мозговыми функциями.

24 Ребёнок всё так же активен, но его рост немного замедляется на отметке 30 см, а масса тела начинает увеличиваться и достигает 600-700 г.

Малыш впервые открывает глаза и способен отличить дневной свет от ночного мрака. У него уже начинают появляться брови и реснички, а лицо приобретает черты новорожденного малыша.

Его лёгкие развиваются хорошо, он пытается «дышать». Рождённый на 24 неделе малыш имеет все шансы на выживание.

На этом этапе женщине необходимо больше отдыхать и получать только позитивные эмоции, чтобы не спровоцировать преждевременные роды. В случае преждевременного рождения у малыша есть шанс выжить благодаря современному оборудованию и опыту врачей-неонатологов.

25 Все органы и системы малыша уже функционируют и одновременно продолжают развиваться далее.

Биение его сердца можно услышать без стетоскопа, прислонившись ухом к животу беременной женщины.

Скелет ребёнка становится крепче, а толчки малыша в животе у мамы более ощутимы для неё.

26 Лёгкие малыша едва справляются с задачей поставки кислорода к его органам. При недостатке кислорода малыш замирает, стараясь меньше двигаться, поэтому маме необходимо больше гулять на свежем воздухе, не курить, чаще проветривать помещение. Почти половина детей, рождённых до 26 недели, имеют пороки развития мозга и проблемы в развитии, обучении.

Начиная с этой недели беременности у малыша активно развиваются все органы чувств: глаза, уши, вкусовые сосочки на языке. Ребёнок учиться распознавать сигналы, посылаемые импульсами его ЦНС.

27 С кожных покровов ребенка начинает исчезать волосяной покров. Пропорции его тела соответствуют пропорциям новорожденного ребёночка, но общей массы ещё недостаточно.

У него начинает функционировать эндокринная система, вырабатывающая гормон роста. Развивается дыхательная мускулатура малыша. Его рост составляет 32-35 см, масса тела достигает 1000 г.

Если у мамы случатся преждевременные роды, у ребёночка есть все шансы выжить и вырасти здоровым, полноценным человеком.

 

Второй триместр – это период, в котором происходит активное развитие всех систем/органов плода, сам малыш также растёт и прибавляет в весе. Он начинает активно двигаться в животе у мамы и заявлять о себе. У него есть собственный режим бодрствования и сна. Он слышит почти все звуки, происходящие вокруг него, различает темноту и свет.

Женщине, пребывающей на втором триместре беременности, необходимо чаще гулять на воздухе, проветривать свою комнату, употреблять в пищу больше овощей и фруктов. Она должна старательно соблюдать личную гигиену, не пренебрегать утренней гимнастикой для беременных, стараться не нервничать и не воспринимать близко к сердцу негативные события.

В этот период женщине рекомендуется записаться на курсы молодой матери, где она узнает об особенностях беременности в последнем триместре, о правильном поведении матери во время родов и уходе за ребёнком в первые дни после его рождения. Она также не должна забывать посещать своего гинеколога и сообщать ему обо всех изменениях, которые происходят в её организме.

III триместр

Последний триместр для будущей мамы будет не самым лёгким, поскольку животик её уже достаточно вырос. Двигаться, садиться, наклоняться или переворачиваться на бок в постели ей становится трудно. Спать или отдыхать на спине невозможно из-за затруднённого дыхания и ощущения сдавленности внутренних органов. Многие женщины боятся начала родов и в последнем триместре начинают нервничать – эти переживания могут привести их к стрессу. В это время для беременной важен совет и успокоение от тех женщин, которые уже благополучно разрешились родами.

Что касается малыша, то он отлично себя чувствует. Все органы у него уже сформированы, он дышит самостоятельно, отлично слышит, способен различать вкусы. Малыш активно сучит ножками, переворачивается, крутится в материнской утробе во все стороны. Головка его уже начинает покрываться волосиками, тело покрыто смазкой, которая облегчит ему прохождение по родовым путям. Плод готовится к выходу, ведь вскоре ему предстоит появиться на свет. Какие изменения происходят с малышом в третьем триместре беременности матери, можно увидеть в таблице 3.

Таблица 3

Неделя Развитие плода
28 Вес малыша составляет от 1000 до 1300 г, длина его тела – от 35 до 40 см.

Малыш не только слышит звуки, но и реагирует на них, показывая маме толчками, что ему нравится и не нравится.

29 Начинают функционировать почки малыша, выделяя до 500 мг мочи в сутки.

В надпочечниках идёт процесс производства андрогенноподобных веществ, а в кровеносной системе малыша происходит выработка красных кровяных телец.

Малыш активно двигается внутри матки, где ему становится тесно. Он понемногу переворачивается, принимая положение, в котором ему будет легче пройти родовые пути.

Жировой слой позволяет организму малыша самостоятельно решать проблему терморегуляции тела. Скелет его окреп, но кости черепа ещё не срослись до конца – эта особенность позволит его головке протиснуться через родовые пути в момент рождения.

30 Малыш начинает стремительно набирать массу, его рост достигает 35-37 см при массе тела от 1000 до 1400 г.

Мозг его достиг того этапа развития, когда малыш уже способен анализировать и запоминать некоторую информацию.

Зубки малыша на этом этапе покрываются слоем эмали.

Тело его очищается от специальной смазки, защищающей его кожу от воздействия околоплодной жидкости. Малыш заглатывает эту жидкость, и его пищеварительная система перерабатывает содержимое желудка. Из непереваренных частиц будет сформирован первый стул новорожденного — меконий.

В конце 8 месяца масса тела малыша достигает 1500 г, рост его составляет от 37 до 40 см.

31 Ребёночек продолжает упражняться в «дыхательной гимнастике», готовясь к своему первому вдоху вне материнской утробы.

Его глазки чаще открыты, он жмурится, реагируя на яркий свет. Глаза у всех новорожденных голубые, лишь через несколько недель после рождения цвет их начнёт меняться.
Продолжает развиваться поджелудочная железа, растёт печень, увеличивается мышечная масса и объём крови в организме ребёнка.

Малыш крепнет, кожа его становится толще, приобретает упругость и характерный ярко-розовый оттенок, поскольку под ней уже есть необходимая жировая прослойка. Подкожного жира ещё недостаточно, поэтому под кожей видна сеть капилляров и сосудов.

Рост плода достигает 40 см при массе тела около 1600 г.

32 Преждевременные роды уже не страшны малышу: он родится с массой тела от 1500 до 2000 г и будет вполне жизнеспособен. Правда, его лёгкие ещё недостаточно хорошо развиты, отсутствуют и многие рефлексы, необходимые ему для выживания. Лицо малыша очищается от морщин, разглаживается, а на головке прорастают волосики. Он быстро набирает массу тела за счёт выработки иммуноглобулинов.

В этот период некоторые малыши начинают постепенно переворачиваться вниз головкой – именно такое положение плод должен занять перед началом родов. Малыш больше двигается, беспокоя маму и причиняя ей некоторые неудобства. Чтобы его успокоить, беременной женщине необходимо полежать.

Выпирающий пупок не должен беспокоить маму: это результат давления и большой нагрузки на материнский организм. После родов пупок примет прежний вид.

Масса тела ребенка на 32 неделе составляет 2000 г, рост – от 40 до 42 см.

33 На 33 неделе женщине обычно назначают УЗИ для определения, насколько плод развит, соответствует ли его развитие сроку беременности, нет ли патологий в развитии.

Мозг малыша уже сформирован, число нейронов увеличивается, расширяя нервные связи.

На этой неделе сердце начинает прибавлять в массе, растёт подкожная жировая прослойка. Малышу необходимо больше питательных веществ, и он настойчиво требует их у мамы.

34 ·         Сосательный рефлекс развит – ребёнок сосёт свой большой палец, тренируясь сосать материнскую грудь.

·         Его скелет крепнет, и организму необходимо все большее количество кальция. Малыш много двигается: в матке ему уже тесно, он пытается занять удобное положение, переворачивается и толкается.

·         Лёгкие готовы к поступлению кислорода, но ещё не на 100% способны самостоятельно и полноценно функционировать.

·         Малыш весит до 2400 г, а масса его тела составляет 40-45 см.

35 ·         Кожа ребёночка приобретает необходимый цвет и фактуру, очищается от смазки, становится менее прозрачной за счёт накопления подкожного жира. Пушок на теле малыша уже незаметен и почти исчез.

·         Продолжается развитие надпочечников, наблюдается рост ногтевых пластинок.

·         Ушки ребенка уже полностью развёрнуты и правильно расположены.

·         В кишечнике плода уже присутствует немного первородного кала – мекония, он станет первым испражнением малыша после рождения.

·         Малютка весит от 2000 до 2600 г, длина его тела может варьироваться от 40 до 45 см.

36 Кожа у малыша гладкая, пушковый волос может сохраниться в небольшом количестве на его спине и плечах, но он исчезнет в первые дни после рождения ребёночка.

Наличие сосательного рефлекса свидетельствует о том, что малыш готов кормиться у материнской груди.

Полностью сформированное сердце малыша бьётся стабильно, но между предсердиями ещё присутствует небольшое отверстие. При первом вдохе ребёнка вне утробы матери оно закроется.

Обычно на этой неделе ребёнок уже расположен правильно – головкой вниз. Он крутится внутри живота своей мамы, сучит ножками и толкается, но к моменту родов должен принять правильное положение.

Тельце малыша округляется, его нервная, иммунная и эндокринная системы продолжают совершенствоваться. В общем, малыш уже почти готов к своему рождению.

Его вес на этом этапе развития составляет от 2500 до 3000 г, рост – от 43 до 47 см.

37 Половая система ребёнка установлена, яичники (у  девочек) и яички (у мальчиков) функционируют и производят необходимые гормоны.
Тело малыша покрыто первородной смазкой, накопление подкожного жира продолжается: в среднем его прибавка в день составляет около 30 г в день.Его скелет окреп, хрящики стали твёрже и плотнее, связки – крепче.
Малыш продолжает тренировки по самостоятельному дыханию: после рождения ему предстоит впервые вдохнуть воздух, а не амниотическую жидкость.
38 На 38 неделе малыш полностью жизнеспособен. Рождённый на этом сроке ребёнок может иметь некоторые сложности с дыханием, но в целом он абсолютно здоров. Если он родится на этой неделе, ему необходима будет медицинская помощь и препарат, который поможет ему полноценно дышать.

Масса его тела – от 2700 до 3200 кг, рост может достигать 45 см.

39 ·         Все органы у малыша развиты, все системы функционируют нормально. Если и есть какие-либо мелкие недостатки, то даже при преждевременных родах они легко устранимы.

На этой неделе организм ребёнка завершает построение собственного тела, а мозг полностью контролирует этот процесс и функциональность каждой системы.

Волосы малыша на головке могут  вырасти к этому времени от 1-3 до 7-9 см.
Он весит более 3000 г, а длина тела составляет почти 50 см.

40 ·         Эта последняя неделя беременности для малыша протекает без особых изменений. Он готов к родам, к своему первому вдоху и встрече с мамой. Он пытается принять правильное положение (головкой вниз) и ждёт начала родов.

·         Кости малыша на момент рождения ещё не окостеневшие и мягкие: эта особенность поможет ему легче пройти родовые пути. В его крови можно обнаружить большое количество норадреналина и адреналина. Эти вещества окажут поддержку его организму во время родов, если этот процесс затянется и малыш будет испытывать кислородное голодание.

·         Определяется некоторое увеличение уровня сахара в его крови и учащение сердцебиения. Всё это свидетельствует о близости родов.

·         Длина тела ребёнка на последней неделе беременности может составлять от 45 до 54 см, масса тела также варьируется в пределах 3200-4100 г.

·         К концу недели малыш развернётся головной вниз, прижмёт коленки к туловищу в готовности покинуть место, где все 9 месяцев ему тепло, уютно, сытно и спокойно.

·         Внутриутробное развитие плода на этом завершено.

 

Беременность – это сложный физиологический процесс, протекающий в организме женщины, при котором происходит развитие плода из яйцеклетки, заканчивающееся рождением нового человека.

Очень часто во время беременности женщины к ней приковано всё внимание близких людей. Каждый старается помочь ей в чём-то, выполнить желание, оградить от переживаний и болезней. Главное, чтобы близкие люди понимали, что от здоровья и самочувствия матери зависит здоровье и жизнь будущего малыша.

Природа сама справится с тем, что на неё возложено: ребёночек будет расти и развиваться в материнском чреве. Задача беременной женщины и её окружения – не навредить ребёнку ещё до того, как он родится. И тогда спустя 9 месяцев, на радость всем членам семьи, на свет появится крепкий и здоровый малыш.

периодов человеческого возраста

Периоды человеческого возраста

Пренатальный период (280 дней до рождения)

Внутриутробное развитие - это этап первых проявлений моторики человека.

Детство

1) Новорожденный (6 недель) период врожденных рефлекторных движений

2) Кормление грудью (от 6 недель до 1 года) период выпрямления тела, хватания и передвижения

3) Раннее детство (от 1 до 3 лет) Период развития ходьбы, бега и обращения с предметами

4) Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) период развития новых, в основном общих движений

5) Школьное детство (от 7 до 11 лет) Период углубленного моторного обучения

Подростковый возраст

1) Половое созревание (от 11 до 15 лет) Период дифференциации и восстановления моторики

2) Подростковый возраст (от 15 до 20 лет) период интеграции и завершения моторного развития

Взрослая

1) Ранняя зрелость (от 20 до 30 лет) Период апогея моторной эффективности

2) Средний возраст (от 30 до 45 лет) Период стабилизации двигательной эффективности

3) Поздний зрелый возраст (от 45 до 60 лет) Период снижения двигательной эффективности

Старость

1) Ранний возраст (от 60 до 75 лет) период начальной инволюции моторных навыков человека

2) Средний возраст (от 75 до 90 лет) Период инволюции моторики человека

3) Поздняя старость (старше 90 лет) Период снижения моторики человека

Внутриутробное развитие

Продолжительность: 10 лунных месяцев = 280 дней (установка срока беременности, первая дата в соответствии с размером эмбриона, вторая дата в соответствии с первыми внешними движениями плода)

Отдел:

Эмбриональный период = первые два лунных месяца

Период плода = оставшиеся восемь лунных месяцев

Фиг.9 Внутриутробное развитие (взято из http://www.obrazky.cz/)

Типы рефлекторных движений

Дыхательные движения (8 неделя)

Оральная активность и анальный рефлекс (9 неделя)

Флексионные движения конечностей (10-11 неделя)

Разгибательный рефлекс туловища, хватательный рефлекс и мимика (неделя 12)

Детство - новорожденный (28 дней - 2 месяца)

Соматические характеристики: средний вес при рождении 3.5 кг, рост при рождении около 50 см. Вначале прибавка в весе составляет 1-1,5 кг в неделю за счет жировых отложений.

Двигательные характеристики: преобладает голокинетическая динамика (греч. Holos = целое): параллельное несогласованное движение всех конечностей со значительным гипертонусом мышц. Чтобы судить о нормальности развития, используются рефлекторные движения. Мы различаем:

1) Постоянные рефлексы:

- защита: механические, термические стимулы
- кормление: глотание
- орган: подмигивание (видеоиллюстрация), дыхательные движения (видеоиллюстрация)

2) Рефлексы затухания:

- сосательный рефлекс (видеоиллюстрация)

3) Рефлексы выгорания:

(исчезают от 2 до 6 месяцев)
- тонический шейный рефлекс: вращение головы - разгибание верхних и нижних конечностей (видеоиллюстрация)
- объятия (More's): внезапный стимул - сбалансированное движение верхних конечностей (видеоиллюстрация)
- ходьба (лазание): при касании поверхности чередуется нижняя конечности (видеоиллюстрация)
- ползание: толчки вперед и назад в положении лежа на животе (видеоиллюстрация)
- захват: сильное сцепление, когда палец кладется на ладонь (видеоиллюстрация)
- плавание: рывки и толчки в положении лежа на спине (видео иллюстрация)

Рефлекс дыхания

Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.

Голокинетический механизм

Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.

Рефлекс ходьбы

Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.

Рефлекс подмигивания

Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.

Рефлекс ползания

Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.

Сосательный рефлекс

Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.

Шейный тоник

Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.

Захватывающий рефлекс

Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.

Психологические характеристики: ребенок спит до 20 часов в сутки, имеет положительные реакции на близких родственников и воду; при погружении в воду он обычно оставляет глаза и рот открытыми, но не дышит в воде.

Кормление (2-12 месяцев)

Соматические характеристики: постепенное завершение роста новорожденного и переход к росту ребенка с регулярным приростом 3-5 см в год и 2-3 кг в год.Уменьшение количества жира в организме. Значительное изменение пропорции головы к телу.

Рис. 10 Достижение вертикальной позы ребенка (адаптировано из Мекоты, Коваржа, Štěpnička, 1988, 41)

Двигательные характеристики: период выпрямления тела, постепенно начинает проявляться монокинетическая динамика (2-5 месяцев), мышечная гипотония, с 5-го по 12-й месяц наступает дромокинетическая стадия, которая проявляется созреванием нервной системы, началом зрительной и звуковой коммуникации и развитие связи глаза и руки.

Психические характеристики: выраженный эгоцентризм, призыв к вниманию, постепенное прекращение грудного вскармливания и переход на мягкую пищу с меньшим содержанием жира, интервалы между сном постепенно увеличиваются с 3 до 6-8 часов.

Раннее детство (малыши) 1-3 года

Соматические характеристики: в связи с прекращением кормления грудью значительно замедляется прирост веса, до 2-летнего возраста начинают прорезывать лиственные стебли, меняется силуэт ребенка (пропорции головы и тела, большая окружность груди).

Характеристики двигателя:

малышка начинается в возрасте 1 года (выпуклый живот, наклон туловища назад, широкая дорожка, согнутые нижние конечности, частота 170 шагов в минуту, неспособность сохранять прямое направление)

подъема по лестнице в 2 года (сначала поднимается одной ногой, а другой подтягивает, только потом чередует обе ноги), ребенок начинает бегать в 3 года, этап полета должен пройти в 37 месяцев (106 см, 16 кг) можно использовать простой проверочный тест - 10 м, если ребенок может пройти менее чем за 6 с, движение можно рассматривать как бег.

в возрасте 1 года ребенок начинает катать предметы, бросать ниже руки, в 2 года он начинает уметь ловить большие и легкие мячи (пляжные мячи наиболее подходят), к концу 3 -го года года мы можно начать практиковать бросок через руку

В этом возрасте дети естественно ищут другие двигательные навыки, такие как переворачивание, кувырки,

полых подвешивания, лазание и преодоление препятствий, катание на трехколесных велосипедах, детский бобслей и санки.

Психические характеристики: дети этого возраста требуют физического контакта с родителями в виде объятий и ласк, они постепенно выстраивают социальный контакт, сначала многие дети играют только бок о бок, а потом уже вместе.

Дошкольное детство (период детских игр) 4-7 лет

Соматические характеристики: значительное изменение силуэта, снижение частоты сердечных сокращений, увеличение доли мышц (точнее, уменьшение доли жировой ткани).

Моторные характеристики: повышение поперечной устойчивости с 4 -го года и в результате использования инструментов (столовые приборы, карандаш,…), увеличение длины шага при ходьбе или беге, дети начинают прыгать (сначала прыжки в воду, затем прыжки в длину) при броске и ловле руки движутся к мячу в этот период, не следует отговаривать ребенка быстрыми передачами, иначе ребенок может не отрываться от головы или закрывать глаза, другие популярные двигательные навыки включают удары ногами (4-5 лет), ведение мяча (5-6 лет), качающиеся, подвесные, горки, опоры, рулоны, опрокидывания.

Психические характеристики: поступление в школу приводит к принятию социальных ролей, улучшению мышления и речи (3500 слов), мелкой моторике, в основном верхних конечностей.

Школьники (младший школьный возраст) 7-11 лет

Соматические характеристики: постоянный рост (5-6 см в год, 2-3 кг в год), однако есть случаи первых примеров детского ожирения (6% у 6-летних и 16% у 8-летних). лет), в 11 лет девочки превосходят мальчиков по росту и весу за счет более раннего взросления.В этом возрасте важна манера удержания тела (школьная сумка переносится на обоих плечах, растягивается после долгого сидения в школе).

Двигательные характеристики: большая послушность - период, подходящий для развития навыков, избыточных движений (именуемых роскошью передвижений), спонтанная двигательная активность занимает до 5 с половиной часов в день, гипермоторные (гиперкинетические) дети по сравнению с гипомоторными (гипокинетическими) детьми.

Психические характеристики: заводить первых постоянных друзей, половое созревание ведет к неповиновению, созданию иерархии ценностей и представлению собственного мнения.

Опушение - период дифференциации и восстановления моторики (11-15 лет)

Соматические характеристики: период скачка роста (Peak High Velocity), который, кроме детского роста, проявляется еще и половым ростом. Большинство органов растут, вторая смена фигуры. Вторичные половые признаки, половая зрелость.

Двигательные характеристики: ухудшение координации движений (беглость, точность), увеличение длины бегового шага (40 см) после удлинения нижних конечностей на 15 см, уменьшение частоты шагов 4.1 Гц - 3,9 Гц. Искажение динамики и худшая экономия движения. Крайности в моторных навыках (чуткость-дряблость, способность справляться с трудными задачами - преодоление легких). Двигательная активность значительна у детей, занимающихся спортом - до 5 часов в день.

Психические характеристики: эмоциональное развитие эмоций, повышенная чувствительность, эмоциональная лабильность, начало формального абстрактного мышления. Хороший режим питания важен для роста (минимум 9 с половиной часов сна и здоровое питание поддерживают рост).

Подростковый возраст - период интеграции моторики (15-20 лет)

Соматические характеристики: завершение физического роста, половая зрелость, жировые отложения (мальчики - единым тонким слоем по всему телу, девочки - живот, ягодицы, бедра), туловище нарастает объемно, мускулы видны, женское тело округляется.

Характеристики двигателя:

интеграция моторных навыков и их гармонизация Þ второй кульминационный момент моторики

Индивидуализация:

- уровень развития (большой диапазон характеристик) широкое и глубокое развитие движения

характеристики движения

- размах и интенсивность движения

Стабилизация:

- коэффициент корреляции при повторном измерении (напр.грамм. прыжок с места 0,53 с основным

школьника и 0,7 со студентами вузов) формируют образ жизни

Моторная дифференциация по полу:

- ходьба (разная длина шага, девушки двигают бедрами) бег (разная длина и частота шагов) разница в силе ок. 30%, в скорости около 10% в пользу мужчин

- женщины более эффективны в навыках (в основном в балансе, ритмических способностях и подвижности суставов)

Психологические характеристики: завершение умственного созревания (место в типологии не меняется).Формальное логическое мышление на очень высоком уровне, философское мышление, высокий уровень умственного творчества в разных областях (музыка, поэзия, искусство и др.).

Взрослая жизнь (высшая точка)

Дифференциация:

- Ранняя зрелость (мецитма): период воспроизводства (рождаются 80% детей), формирование рабочих моторных навыков, приобретение опыта, кульминация спортивной деятельности, стадия кульминации двигательной активности у большинства спортсменов

- Средний возраст (взросление): стадия стабилизации работоспособности, вначале первые изменения клеток, в конце наступает период менопаузы, апогей научной и артистической деятельности, гимнастическая активность снижается, ее заменяют здоровые прогулки меньшей интенсивности

- Поздний зрелый возраст (интеревиум): стадия снижения двигательной активности, появляются симптомы хронических заболеваний (несбалансированный режим дня, последствия современного образа жизни), уменьшается репертуар двигательных навыков, период уравновешивания.

Рис. 11 Лучшее выступление Э. Затопека, Д. Затопкова и Я. Железны (Вобр, 2003)

Старость - сениум

Дифференциация:

Ранняя старость (60-75 лет)

Средний возраст (75-90 лет)

Поздняя старость (старше 90 лет)

Биологические признаки старения: заметны на всех тканях и клетках (в основном нервной и эндокринной системы), метаболизм замедляется, снижается адаптивность, понижается сопротивляемость инфекциям, ухудшается чувственное восприятие.

Двигательное состояние: двигательные способности регрессируют более резко (в основном за счет скоростных способностей), менее резкий регресс статико-силовых способностей, способности к выносливости снижаются прибл. 50%; на такое снижение, однако, могут положительно повлиять тренировки (70-летние марафонцы), изменения в удержании тела (кифоз в пожилом возрасте), сокращение длины шага (до 1/4), плохая координация рук, чрезмерный подъем ног, смещение оси.

Психические признаки старения: снижение некоторых компонентов интеллекта (память, гравировка), частичный эгоцентризм (решение только собственных проблем).

.

Последствия для младенцев с ограничением внутриутробного развития

Ограничение внутриутробного развития - это состояние, при котором плод не достигает своего потенциала роста, и оно связано с перинатальной подвижностью и смертностью. Ограничение внутриутробного развития плода вызывается плацентарной недостаточностью, которая определяет сердечно-сосудистые нарушения у плода. Более того, это состояние должно вызывать интенсивное дородовое наблюдение за плодом, а также последующее наблюдение за младенцами с задержкой внутриутробного развития, поскольку следует учитывать краткосрочные и долгосрочные последствия.

1. Введение

Плоды с нарушением внутриутробного развития в результате плацентарной недостаточности подвергаются повышенному риску неблагоприятных краткосрочных и долгосрочных исходов [1]. Фактически, ограничение внутриутробного развития (ЗВУР) является основной причиной перинатальной смертности и заболеваемости, и оно связано с рядом проблем со здоровьем на протяжении всей жизни. Текущее перинатальное ведение плода с ЗВУР направлено, прежде всего, на определение оптимального времени родов с последующим интенсивным неонатальным вмешательством для достижения оптимальных темпов роста и предотвращения неблагоприятных перинатальных осложнений [2].

ЗВУР можно рассматривать как неспособность плода, пережившего недостаточное питание, достичь своего генетического потенциала роста [3]. Это в основном сосудистое заболевание, которое состоит из нарушения роста плода и многососудистых проявлений сердечно-сосудистой системы плода [1]. Циркуляционная реакция плода на плацентарную недостаточность включает перераспределение артериального кровообращения с преимущественным распределением сердечного выброса в сторону левого желудочка, который в основном поддерживает адекватное снабжение кислородом головного мозга и очага.При дальнейшем ухудшении состояния плода сердечная дисфункция приводит к аномальным профилям скорости венозного кровотока, включая обратный поток в венозном протоке во время сокращения предсердий и пульсацию предсердий в пупочной вене.

Более того, сердечная функция плода отличается по ЗВУР по сравнению с АГА плодов, поскольку плацентарная недостаточность влияет на очаг плода. Фактически, у IUGR плодов наблюдается измененная сердечная функция как в систолической, так и в диастолической фазе, что определяет более раннее и более выраженное правое, чем левое, и диастолическое, чем систолическое ухудшение сердечной функции плода [4].

Плод классифицируется как ЗВУР, если расчетный вес плода (EFW) ниже 10-го процентиля и индекс пульсации пупочной артерии (PI)> 2 SD.

2. Краткосрочный результат

Ограничение внутриутробного развития имеет огромное значение в акушерской практике. Современная система классификации мертворожденных ReCoDe показала, что ЗВУР является наиболее частым фактором, выявляемым у мертворожденных младенцев. Кроме того, это имеет серьезные последствия для выживших младенцев. ЗВУР связано с повышенным риском преждевременных родов; повышенная заболеваемость недоношенных новорожденных, включая некротический энтероколит; низкий балл по шкале Апгар; гипоксическое повреждение головного мозга и его отдаленные последствия; необходимость респираторной поддержки и хронические заболевания легких; ретинопатия недоношенных; отделение длительной неонатальной интенсивной терапии (ОИТН) и смертность [3].Более того, ряд причин ЗВУР связан с повышенным риском ЗВУР и внутриутробной смерти (ВМС) при последующей беременности матери [5].

Перинатолог играет фундаментальную роль в диагностике наличия и причины ЗВУР во время беременности, чтобы избежать серьезных последствий, посредством ультразвуковой оценки предполагаемой массы плода и допплеровского исследования кровообращения плода. В частности, это, по-видимому, связь между продолжительностью внутриутробного дефицита и перинатальным исходом.

3. Гипотеза Баркера и фетальное программирование заболевания взрослых

Низкая масса тела при рождении, вызванная преждевременными родами и / или задержкой внутриутробного развития, недавно была связана с увеличением частоты сердечно-сосудистых заболеваний и инсулиннезависимого диабета у взрослых. жизнь [6–10].

Гипотеза «происхождения болезни у взрослых», часто называемая «гипотезой Баркера», предполагает, что эти заболевания возникают в результате адаптации плода, когда он недоедает.Эти адаптации могут быть сердечно-сосудистыми, метаболическими или эндокринными, и они могут навсегда изменить структуру и функции организма, увеличивая факторы риска ишемической болезни сердца, такие как гипертония, сахарный диабет 2 типа, инсулинорезистентность и гиперлипидемия [11–14]. . Эта гипотеза изначально основана на наблюдении Баркера и его коллег, что регионы Англии с самыми высокими показателями младенческой смертности в начале 20 века также имели самые высокие показатели смертности от ишемической болезни сердца десятилетия спустя.Поскольку наиболее часто регистрируемой причиной младенческой смерти в начале 20-го века была низкая масса тела при рождении, эти наблюдения привели к гипотезе о том, что дети с низкой массой тела, пережившие младенчество и детство, могут подвергаться повышенному риску ишемической болезни сердца в более позднем возрасте. [15].

Как сообщили Баркер и его коллеги в нескольких эпидемиологических и антропологических исследованиях, в жизни плода ткани и органы проходят так называемые «критические» периоды развития. Это может совпадать с периодами быстрого деления клеток.Хотя на рост плода влияют его гены, некоторые исследования показывают, что он обычно ограничивается внутриутробной средой, в частности питательными веществами и кислородом, получаемыми от матери. Влияние, связанное с ростом плода и плаценты, оказывает важное влияние на риск ишемической болезни сердца и инсульта. Таким образом, эта теория, посвященная внутриутробной жизни, предлагает новую отправную точку для исследований сердечно-сосудистых заболеваний. Согласно гипотезе бережливого фенотипа, недостаточное питание плода может сопровождаться программированием, которое включает в себя регулировку кровообращения и инсулинорезистентность в печени и мышечной ткани, чтобы щадить мозг [6–10, 16].

Кроме того, послеродовое избыточное питание после ограничения внутриутробного развития может быть патогенетическим для развития ожирения и диабета 2 типа, тогда как повышенная смертность от сердечно-сосудистых заболеваний может быть связана с быстрым догоняющим ростом в постнатальном периоде в раннем младенчестве [17]. Многие отчеты о взаимосвязи между размером тела при рождении и неблагоприятным метаболизмом глюкозы и инсулина были широко рассмотрены. В частности, задержка роста плода связана с повышенной инсулинорезистентностью, более высокими концентрациями инсулина натощак и увеличением частоты диабета 2 типа.Было показано, что окружность живота новорожденных позволяет прогнозировать уровни холестерина и фибриногена в плазме у взрослых в более зрелом возрасте, которые являются факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний.

Связь между IUGR и повышенным артериальным давлением в детстве и взрослой жизни широко демонстрировалась во всем мире. В 1996 году обзор, основанный на 34 исследованиях с участием более 66 000 человек всех возрастов, выявил отрицательную взаимосвязь между массой тела при рождении и систолическим артериальным давлением в детстве и во взрослом возрасте.Эта взаимосвязь не зависела от размера тела на момент измерения артериального давления, и ее величина имела тенденцию к увеличению с возрастом [18, 19].

Аналогичный обзор 2001 г., основанный на 27 независимых обсервационных исследованиях, также показал, что средняя разница систолического артериального давления составляет -1,7 мм рт.ст. на килограмм увеличения массы тела при рождении. Обзор также подтвердил неизменно отрицательную связь между массой тела при рождении и диастолическим артериальным давлением. Помимо низкой массы тела при рождении, у людей с ЗВУР были выявлены 3 других ранних фактора, которые считаются важными факторами риска развития высокого кровяного давления во взрослой жизни.Во-первых, предполагается, что ускоренный послеродовой рост веса и длины тела увеличивает риск развития гипертонии и диабета 2 типа в более позднем возрасте. Во-вторых, было постулировано, что измененная активность ангиотензина является важным фактором, лежащим в основе гипотезы «эмбриональное происхождение болезней взрослых». Также предполагается, что гипоксия увеличивает активность симпатических нервов и продукцию катехоламинов, а также пролиферацию юкстагломерулярных клеток (и, следовательно, клеток, продуцирующих ренин) в качестве факторов патогенеза [20, 21].В последующем исследовании, недавно опубликованном Cosmi et al. демонстрирует, что измерения систолического артериального давления у 2-летних детей, рожденных с внутриутробным ограничением, значительно выше по сравнению с соответствующими показателями для детей того же возраста гестационного возраста [22].

С исторической точки зрения очевидно, что гипотеза Баркера получила значительную поддержку из-за ее последствий для общественного здравоохранения. Однако следует учитывать, что многие факторы, влияющие на артериальное давление во взрослой жизни, помимо веса при рождении, могут влиять на него.Кроме того, результаты могут быть объяснены большей генетической неоднородностью включенных в исследование лиц. Однако, как заявили Глюкман и Хансон, «больше невозможно игнорировать фазу развития жизни» [23], и последующие исследования в раннем детстве помогут медицинскому сообществу и общественному здравоохранению в разработке вмешательств, чтобы обеспечить наилучшее качество развития плода. развитие [19].

4. Эндотелиальная дисфункция

Эндотелий контролирует сосудистый тонус, коагуляцию и воспалительные реакции.Эндотелиальная дисфункция - это раннее проявление атеросклероза, предшествующее структурным изменениям сосудистой стенки. Считается, что атеросклероз начинается в детстве и развивается незаметно до появления таких клинических событий, как инфаркт миокарда или инсульт [24].

Как и в случае основных факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, нарушение роста в утробе матери связано с функциональными (эндотелиальная дисфункция) и структурными (увеличение толщины стенки) изменениями артериальных сосудов, соответствующими раннему атеросклерозу.Нарушение роста плода у младенцев связано с повышенным симпатическим тонусом и концентрацией липидов, а также пониженной концентрацией инсулиноподобного фактора роста-1, что может способствовать утолщению артериальной стенки. Однако эти данные трудно интерпретировать из-за возможного смешения постнатальных влияний или взаимодействия с ними, поэтому эта гипотеза требует дальнейшего уточнения. Teeninga et al. продемонстрированы атероматозные изменения аорты у детей. Атероматозные изменения были зарегистрированы гистопатологически в раннем детстве, и было установлено, что первые атеросклеротические поражения фактически начинают развиваться в брюшной аорте [25].В настоящее время многие исследования продемонстрировали утолщение атеросклеротических стенок артерий у детей с факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний с помощью ультразвуковой визуализации для оценки неинвазивных ранних сосудистых изменений.

В 2005 году Скилтон и его коллеги добавили новую интересную информацию к гипотезе Баркера. Они сравнили толщину интима-медиа (AIMT) стенки аорты у новорожденных с низкой массой тела при рождении с нормальным контролем. У новорожденных с ЗВРП показатель АИМ был значительно больше, чем в контроле.На основании этих результатов ультразвуковое измерение толщины интима-медиа брюшной аорты у детей было описано как возможный, точный и чувствительный маркер риска атеросклероза, и, поскольку не было никаких противоречий с детства и взрослых воздействий, они предоставили четкие указания на вклад плода в более поздние сердечно-сосудистые заболевания [26]. Кроме того, Koklu et al. в 2007 г. оценили потенциальное использование aIMT в исследовании новорожденных из группы высокого риска, сделав вывод, что измерение aIMT у новорожденных с IUGR может помочь в раннем выявлении бессимптомной сосудистой дисфункции [27–29].Недавно Cosmi et al. впервые изучали aIMT у плодов, а затем у тех же младенцев после среднего периода наблюдения 18 месяцев. Это исследование показало, что измерения aIMT у IUGR плодов были обратно пропорциональны расчетной массе плода, показывая, что низкая масса тела при рождении и доплеровские аномалии могут быть связаны с измененной сосудистой структурой, вызывающей возможное повреждение эндотелия, что согласуется с выводом о том, что атеросклероз начинает развиваться сначала в интима аорты. Эти различия присутствовали также во время наблюдения [30].

Аналогичным образом, толщина интима-медиа сонной артерии была больше у детей с низкой массой тела при рождении. В недавнем исследовании Crispi et al. подтверждает наличие увеличенной толщины стенки сонной артерии у детей с ЗВУР и то, что эти изменения сохраняются в детстве. Увеличение толщины артериальной стенки может быть результатом ремоделирования сосудов, связанного с метаболическим программированием во внутриутробной ограниченной жизни [31]. Они также подчеркнули, что у детей с ЗВУР наблюдаются изменения морфологии сердца, субклиническая продольная дисфункция сердца и гипертензия, которые линейно увеличиваются с тяжестью ограничения роста и не зависят от гестационного возраста при родах, липидного профиля или индекса массы тела.

Важность раннего выявления и вмешательства в педиатрические факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний в настоящее время широко признана, и это может открыть новые возможности для мониторинга и вмешательства у новорожденных и детей, страдающих задержкой внутриутробного развития.

5. Плодовое программирование и почечные последствия

Согласно программированию плода, почки также чрезвычайно чувствительны к задержке внутриутробного развития и часто оказываются маленькими по сравнению с массой тела [32].Несколько исследований на животных и людях описали уменьшение количества нефронов после ЗВУР. Это приводит к врожденному уменьшению площади поверхности клубочковой фильтрации, в то время как почечный кровоток в клубочках увеличивается в попытке поддерживать нормальную общую скорость клубочковой фильтрации. Согласно гипотезе гиперфильтрации, объясненной Бреннером и соавторами [33–35], это приводит к гломерулярной гипертензии и гипертрофии, которые вызывают системную гипертензию и повышенную реабсорбцию натрия и повреждение клубочков, приводящее к альбуминурии и гломерулоклерозу.Кроме того, преждевременные роды подразумевают более короткий период активного нефрогенеза, как описано Rodríguez et al., Что приводит к нарушению развития почек [36]. Следовательно, ЗВУР может привести к нарушению функции почек. Почка с уменьшенным числом нефронов имеет меньший почечный резерв для адаптации к излишкам диеты или для компенсации повреждения почек. Путь, ведущий от маленькой почки к гипертензии, может включать систему ренин-ангиотензин, которая изменяется на ранней стадии первичной гипертензии. Повышенная активность ренин-ангиотензиновой системы может быть компенсаторным механизмом в уменьшенном количестве нефронов для поддержания нормальной фильтрации [37].Эти механизмы хорошо описаны в экспериментальных исследованиях с участием самцов крыс IUGR, у которых в возрасте 22 недель было более высокое кровяное давление и меньшее количество клубочков [38]. За последние пять лет появилось больше клинических данных о развитии функции почек у младенцев с ЗВУР. Кейзер-Вин и его коллеги в 2005 году определили положительную связь массы тела при рождении и скорости клубочковой фильтрации (СКФ). Исследователи также обнаружили отрицательную связь между массой тела при рождении и креатинином сыворотки, что позволяет предположить, что у лиц с ЗВУР повышен риск развития гипертонии и прогрессирующей почечной недостаточности [39].Эта работа внесла значительный вклад в понимание механизма, связанного с прогрессированием сердечно-сосудистых заболеваний и внутриутробной задержкой развития плода. В отличие от Rakow et al. обнаружили, что скорость клубочковой фильтрации и структура белка в моче были одинаковыми у детей 12-летнего возраста с ЗВУР и контрольной группы, но объем почек был меньше в первой группе [40]. Мета-анализ, опубликованный Teeninga et al. в 2008 г., обследованный 201 пациентом (25 SGA, 176 AGA), показал, что низкая масса тела при рождении оказывает сильное влияние на скорость клубочковой фильтрации и протеинурию, что связано с более высокой вероятностью развития ряда осложнений, включая гипертензию [41].Недавнее последующее исследование показало, что 5-летние дети, рожденные с ЗВУР, показали более высокое кровяное давление, повышенную альбуминурию, более низкий GRF и другую скорость экскреции натрия с мочой, чем контрольная группа. Эти наблюдения подтверждают утверждение о том, что внешнее повреждение почек не является предпосылкой для инициирования и сохранения почечного повреждения, и что определенных обстоятельств, обусловленных пренатальным характером, внутренних недостатков функционирующей почечной массы может быть достаточно, чтобы способствовать функциональному снижению почек, происходящему с возрастом.

6. Младенческое нейроразвитие

Ограничение внутриутробного развития играет важную роль в краткосрочном и долгосрочном исходе и отражается в высокой частоте дисфункции мозга и нарушений развития нервной системы, а также в соматической недостаточности роста. Эти клинические последствия не могли быть очевидны до более позднего периода детского развития и могли включать плохую успеваемость, память, зрительно-моторные и языковые трудности, а также проблемы с управляющими функциями. Несколько лонгитюдных исследований рассматривали вопрос о корреляции между когнитивным развитием и соматическим ростом при ЗВУР с использованием другого вопросника, посвященного аспектам чтения, письма, орфографии и математики.Повышенный риск когнитивных нарушений продемонстрирован у детей с небольшой окружностью головы [42]. Шенкин и др. обнаружили, что масса тела при рождении существенно связана с IQ в возрасте 11 лет [43]. В других исследованиях у детей с IUGR невербальный и вербальный IQ ниже, чем у детей контрольной группы [44]. Согласно данным Национального совместного перинатального проекта (1959–1976), показатели IQ 2719 детей с ЗВУР, протестированных в возрасте 7 лет, были на 6 баллов ниже, чем у детей с AGA. Зрительно-моторное развитие также было ниже в группе ЗВУР.Помимо нейросенсорных нарушений, серьезную озабоченность вызывают также поведенческие последствия. Поведенческие проблемы, которые могут проявиться только в школьном возрасте, могут иметь большое влияние на успеваемость в школе и социальную компетентность и отрицательно влиять на качество жизни [45]. О трудностях в обучении и поведенческих проблемах чаще сообщается у недоношенных новорожденных с ЗВУР по сравнению с АГА [46].

Управления этих младенцев является спорным. У них повышенная перинатальная смертность и заболеваемость, включая поведенческие проблемы, незначительную задержку развития, слабое нейросенсорное развитие и спастический церебральный паралич.Определение этих важных долгосрочных отношений требует исследования патологического механизма. Недавние расширенные исследования магнитно-резонансной томографии показали, что ЗВУР связана со структурными различиями, которые можно выявить в очень раннем возрасте, такими как уменьшение серого вещества коры головного мозга, объема гиппокампа и индекса сулькации. Эти макроструктурные изменения были связаны с микроструктурными и метаболическими изменениями [47]. Как пояснил Башат и др. [48], плод IUGR «позволяет» сохранить голову при росте в низкопитательной внутриматочной среде и имеет нейроадаптивную модификацию, направленную на сохранение снабжения мозга кислородом при хронической гипоксии.Клинически этот процесс идентифицируется по пониженному индексу допплеровской пульсации (ИП) в средней мозговой артерии (СМА) [49]. При рассмотрении нескольких параметров, таких как гестационный возраст и вес при рождении, обратная конечная диастолическая скорость в пупочной артерии (UA-REDV) определяется как важный фактор развития нервной системы. Подобный эффект не может быть продемонстрирован для аномальных результатов венозного допплера. Сохранение мозга и результаты допплерографии артерий головного мозга являются объектами изучения в качестве предикторов неблагоприятного неврологического исхода, но эти взаимосвязи не получили должной оценки [45, 50].Эти результаты имеют важное значение для прогноза и лечения плодов и детей с ограниченным внутриутробным развитием, за которыми следует внимательно наблюдать, чтобы выявить лиц, находящихся в группе риска [42].

7. Выводы

Важность ЗВУР в понимании неблагоприятного исхода беременности имеет значение не только для клиницистов, но и для службы общественного здравоохранения. В течение последнего десятилетия знания о краткосрочных и долгосрочных последствиях нарушения роста плода росли очень быстрыми темпами и включали множество клинических аспектов.В настоящее время очень важно не только разработать эффективные методы профилактики и диагностики ЗВУР, выявления плодов из группы риска и скрининга задержки роста плода среди беременностей с низким риском, но и разработать программы последующего наблюдения и адекватного лечения для контроля расстройства, которые могут следовать за этими условиями. Выбор правильного времени для родов - лучший способ избежать неблагоприятного перинатального исхода; действительно, правильное послеродовое вскармливание и рост ребенка могут иметь важное значение для долгосрочного результата.

.

% PDF-1.4 % 79 0 obj> endobj xref 79 98 0000000016 00000 н. 0000002797 00000 н. 0000002975 00000 н. 0000002256 00000 н. 0000003024 00000 н. 0000003323 00000 н. 0000003552 00000 н. 0000003935 00000 н. 0000007676 00000 н. 0000008051 00000 н. 0000008300 00000 н. 0000008373 00000 п. 0000008448 00000 н. 0000008522 00000 н. 0000008598 00000 н. 0000008922 00000 н. 0000012254 00000 п. 0000012654 00000 п. 0000012864 00000 п. 0000013670 00000 п. 0000020954 00000 п. 0000021852 00000 п. 0000023009 00000 п. 0000023763 00000 п. 0000024516 00000 п. 0000024552 00000 п. 0000025071 00000 п. 0000025772 00000 п. 0000026263 00000 п. 0000031065 00000 п. 0000031442 00000 п. 0000031785 00000 п. 0000032829 00000 п. 0000033427 00000 п. 0000034323 00000 п. 0000040078 00000 п. 0000040485 00000 п. 0000040956 00000 п. 0000042000 00000 п. 0000043043 00000 п. 0000044096 00000 п. 0000045044 00000 п. 0000045226 00000 п. 0000045600 00000 п. 0000047505 00000 п. 0000047816 00000 п. 0000048457 00000 п. 0000049496 00000 п. 0000050422 00000 п. 0000051357 00000 п. 0000054027 00000 п. 0000054343 00000 п. 0000054414 00000 п. 0000054580 00000 п. 0000054659 00000 п. 0000054736 00000 п. 0000054783 00000 п. 0000054878 00000 п. 0000054925 00000 п. 0000055016 00000 п. 0000055063 00000 п. 0000055164 00000 п. 0000055211 00000 п. 0000055317 00000 п. 0000055364 00000 п. 0000055504 00000 п. 0000055551 00000 п. 0000055657 00000 п. 0000055817 00000 п. 0000055864 00000 п. 0000055975 00000 п. 0000056065 00000 п. 0000056112 00000 п. 0000056211 00000 п. 0000056258 00000 п. 0000056305 00000 п. 0000056403 00000 п. 0000056503 00000 п. 0000056550 00000 п. 0000056645 00000 п. 0000056692 00000 п. 0000056789 00000 п. 0000056835 00000 п. 0000056939 00000 п. 0000056985 00000 п. 0000057031 00000 п. 0000057078 00000 п. 0000057198 00000 п. 0000057285 00000 п. 0000057332 00000 п. 0000057431 00000 п. 0000057478 00000 п. 0000057581 00000 п. 0000057628 00000 п. 0000057746 00000 п. 0000057793 00000 п. 0000057840 00000 п. 0000057887 00000 п. трейлер ] >> startxref 0 %% EOF 82 0 obj> поток xb''f` V

.

10 важных факторов, влияющих на рост и развитие ребенка

Последнее обновление

То, как дети растут и развиваются, зависит как от внутренних, так и от внешних факторов окружающей среды, некоторые из которых мы не можем контролировать. Хорошее понимание того, что нужно детям на каждом этапе их роста и развития, помогает нам лучше их воспитывать.

Видео: Факторы, влияющие на рост и развитие ребенка

Как определяются рост и развитие?

Хотя термины «рост» и «развитие» используются как синонимы, биологически они имеют разные значения.Рост относится к постепенным изменениям физических характеристик, таких как рост, вес, размер и т. Д., Тогда как развитие относится к качественным изменениям в росте упорядоченным и значимым образом, которые приводят к зрелости. Рост и развитие взаимно дополняют друг друга, неразделимы и происходят одновременно. Например, большинство младенцев к тому времени, когда они вырастут до 8 месяцев, могут весить от 8 до 10 килограммов и могут сидеть.

10 факторов, влияющих на рост и развитие ребенка

Природа и воспитание способствуют росту и развитию детей.Хотя то, что даровано природой, постоянно, воспитание тоже имеет большое значение. Вот несколько факторов, влияющих на рост и развитие детей.

1. Наследственность

Наследственность - это передача физических характеристик от родителей детям через их гены. Он влияет на все аспекты внешнего вида, такие как рост, вес, строение тела, цвет глаз, структуру волос и даже интеллект и способности. Заболевания и состояния, такие как сердечные заболевания, диабет, ожирение и т. Д., также могут передаваться через гены, что отрицательно сказывается на росте и развитии ребенка. Однако факторы окружающей среды и воспитание могут дать лучшее из уже имеющихся качеств генов.

2. Окружающая среда

Окружающая среда играет решающую роль в развитии детей и представляет собой совокупность физических и психологических стимулов, которые получает ребенок. Некоторые из факторов окружающей среды, влияющих на развитие детей в раннем возрасте, включают физическое окружение и географические условия места, в котором живет ребенок, а также его социальное окружение и отношения с семьей и сверстниками.Легко понять, что хорошо воспитанный ребенок добивается большего успеха, чем обездоленный; Этому способствует среда, в которую дети постоянно погружаются. Хорошая школа и любящая семья развивают у детей сильные социальные навыки и навыки межличностного общения, которые позволят им преуспеть в других областях, таких как учеба и внеклассные занятия. Это, конечно, будет по-другому для детей, выросших в стрессовой среде.

3. Пол

Пол ребенка - еще один важный фактор, влияющий на физический рост и развитие ребенка.Мальчики и девочки растут по-разному, особенно в период полового созревания. Мальчики обычно выше и физически сильнее девочек. Однако девочки, как правило, быстрее взрослеют в подростковом возрасте, тогда как мальчики созревают дольше. Физическая структура их тел также имеет различия, которые делают мальчиков более спортивными и подходящими для занятий, требующих физической активности. Их темпераменты тоже различаются, что заставляет проявлять интерес к разным вещам.

4. Физические упражнения и здоровье

Слово «упражнения» здесь не означает физические упражнения как дисциплину или детей, сознательно занимающихся физическими упражнениями, зная, что это поможет им расти.Упражнения в данном случае относятся к обычным играм и занятиям спортом, которые помогают телу увеличить мышечную силу и нарастить костную массу. Правильные упражнения помогают детям хорошо расти и достигать поставленных целей вовремя или раньше. Упражнения также помогают им оставаться здоровыми и борются с болезнями, укрепляя иммунную систему, особенно если они играют на улице. Это связано с тем, что игры на открытом воздухе подвергают их воздействию микробов, которые помогают им повысить сопротивляемость и предотвратить аллергию.

5. Гормоны

Гормоны относятся к эндокринной системе и влияют на различные функции нашего тела.Они вырабатываются различными железами, расположенными в определенных частях тела, для выработки гормонов, контролирующих функции организма. Их своевременное функционирование имеет решающее значение для нормального физического роста и развития детей. Дисбаланс в функционировании гормональных желез может привести к дефектам роста, ожирению, поведенческим проблемам и другим заболеваниям. Во время полового созревания гонады вырабатывают половые гормоны, которые контролируют развитие половых органов и появление вторичных половых признаков у мальчиков и девочек.

6. Питание

Питание является критическим фактором роста, поскольку все, что нужно организму для построения и восстановления, поступает из пищи, которую мы едим. Недоедание может вызвать дефицитные заболевания, отрицательно влияющие на рост и развитие детей. С другой стороны, переедание в долгосрочной перспективе может привести к ожирению и проблемам со здоровьем, таким как диабет и болезни сердца. Сбалансированная диета, богатая витаминами, минералами, белками, углеводами и жирами, необходима для развития мозга и тела.

7. Семейное влияние

Семьи оказывают самое глубокое влияние на воспитание ребенка и определение путей его психологического и социального развития. Независимо от того, воспитываются ли они своими родителями, бабушками и дедушками или опекунами, они нуждаются в элементарной любви, заботе и вежливости, чтобы развиваться как здоровые функциональные личности. Самый положительный рост наблюдается, когда семьи вкладывают время, энергию и любовь в развитие ребенка посредством таких занятий, как чтение им, игры с ними и глубокие содержательные беседы.Семьи, которые жестоко обращаются с детьми или пренебрегают ими, могут повлиять на их позитивное развитие. Эти дети могут оказаться людьми с плохими социальными навыками и трудностями в установлении отношений с другими людьми во взрослом возрасте. Воспитание с помощью вертолета также имеет отрицательные последствия, поскольку оно делает детей зависимыми от родителей даже в молодом возрасте и неспособными самостоятельно справляться с жизненными трудностями.

8. Географические влияния

Место, где вы живете, также оказывает большое влияние на то, как будут выглядеть ваши дети.Школы, которые они посещают, район, в котором они живут, возможности, предлагаемые сообществом и кругом сверстников, - вот некоторые из социальных факторов, влияющих на развитие ребенка. Жизнь в развивающемся сообществе, где есть парки, библиотеки и общественные центры для групповых занятий и занятий спортом, - все это играет роль в развитии навыков, талантов и поведения ребенка. Неинтересные сообщества могут подтолкнуть некоторых детей не выходить часто на улицу, а вместо этого играть в видеоигры дома. Даже погода в каком-либо месте влияет на детей в виде телесных ритмов, аллергии и других заболеваний.

9. Социально-экономическое положение

Социально-экономический статус семьи определяет качество возможностей, которые получает ребенок. Обучение в более дорогих школах определенно имеет преимущества в долгосрочной перспективе. Состоятельные семьи также могут предложить своим детям более качественные учебные ресурсы и предоставить им особую помощь, если в ней нуждаются дети. Дети из более бедных семей могут не иметь доступа к образовательным ресурсам и полноценному питанию, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. У них также могут быть работающие родители, которые работают слишком много часов и не могут уделять достаточно времени своему развитию.

10. Обучение и подкрепление

Обучение - это гораздо больше, чем просто обучение. Это также связано с психологическим, интеллектуальным, эмоциональным и социальным развитием ребенка, чтобы он функционировал как здоровые функциональные личности в обществе. Здесь происходит развитие ума, и ребенок может достичь некоторой зрелости. Подкрепление - это компонент обучения, при котором действие или упражнение повторяются и уточняются, чтобы закрепить извлеченные уроки.Пример - игра на музыкальном инструменте; они учатся играть на нем, когда тренируются в игре на инструменте. Следовательно, любой преподанный урок необходимо повторять, пока не будут получены правильные результаты.

Хотя природа во многом способствует росту и развитию детей, воспитание вносит гораздо больший вклад. Как упоминалось ранее, некоторые из этих факторов невозможно контролировать, и вам придется довольствоваться тем, что у вас есть. Но есть определенные вещи, которые вы определенно можете обеспечить своему ребенку.Это включает в себя обеспечение того, чтобы ваш ребенок достаточно отдыхал каждый день, потому что его развитие во многом зависит от количества сна. Обратите особое внимание на уровень питания и физических упражнений вашего ребенка, поскольку они также играют важную роль в обеспечении своевременного и здорового роста и развития вашего ребенка.

Также читают:

Этапы роста и развития ребенка
Советы по развитию личности для детей

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.