|
![]() |
||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
Кто они дети с трудностями в обученииСтатья "Психолого-педагогическая характеристика учащихся имеющих трудности в обучении"Психолого-педагогическая характеристика учащихся имеющих трудности в обучении К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы. Дети указанной категории имеют негрубые (слабо выраженные) отклонения в функционировании центральной нервной системы (ЦНС), оказывающие негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка. У детей данной группы педагоги и психологи отмечают в первую очередь недостаточную готовность к школе (интеллектуальную, эмоциональную и социальную). Учащиеся, имеющие трудности в обучении, характеризуются, прежде всего, низкими показателями в развитии интеллектуальных процессов: мыслительных операций, внутреннего плана действия, речи, воображения, памяти. Но эти трудности сопровождаются личностными и поведенческими нарушениями. Природа отклонений в каждом конкретном случае индивидуальна, но проявления нарушений имеют много общего. [14,с. 49] Ученики в целом отличаются низкой познавательной активностью, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью создает серьезные трудности в обучении и развитии. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности. Они с трудом удерживают в памяти условие задачи, продиктованное предложение, забывают слова, допускают нелепые ошибки в письменных работах. Для таких учеников оказывается трудным контролировать и оценивать свои действия, ни не могут длительно сосредоточиваться на задании. Отвлекаемость внимания и неспособность к умственному сосредоточению - характерная их особенность. Недостаточный уровень развития мышления проявляется, прежде всего в слабости аналитико-синтетической деятельности, в низкой способности к отвлечению и обобщению, в затруднении понимания смысловой стороны любого явления. Темп мышления замедлен, туго подвержен, страдает переключаемостью с одного вида умственной деятельности на другой. Недоразвитие мышления находится в прямой связи с общим нарушением речи, поэтому словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, устанавливаются детьми с большим трудом. Даже при достаточном словарном запасе и сохраненном грамматическом строе во внешне правильной речи мало выражена функция общения. [13,c.15] В психолого-медицинской литературе используются также наименования для обозначения рассматриваемой категории детей: дети с пониженной обучаемостью, отстающие в учении (Н. А Менчинская, 3. И. Калмыкова, У. В. Ульенкова), нервные дети, нервно-ослабленные дети (А. И. Захаров). Вместе с тем критерии, на основании которых выделяются названные группы, не противоречат пониманию природы задержки психического развития у детей. В соответствии с другим (социально-педагогическим) подходом к классификации детей с трудностями в обучении таких школьников называют «дети группы риска». В отечественной педагогике эта группа не выделена как самостоятельная типологическая. «Рабочее понятие» «дети риска» в нормативно-методической документации, по определению Г. Ф. Кумариной, выглядит как «дети, которые не обнаруживают классических форм аномалии развития, имеют в силу различных причин биологического или социального свойства его парциальные недостатки, обусловливающие трудности обучения и воспитания в обычных условиях и провоцирующие повышенный риск школьной дезадаптации». [14,с.33] Основным критерием для отнесения ребенка к «группе риска» педагоги этого направления считают его недостаточную готовность к началу школьного обучения. Выделение учащихся в «группу риска» из обычного массового класса происходит на основании заключения учителя о неуспеваемости ребенка по основным предметам. Школьный психолого-педагогический консилиум может осуществить перевод неуспевающего ученика из класса, в который он был принят, в другой класс компенсирующего типа без юридических оснований. Заключение о задержке психического развития у ребенка могут дать психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК), медико-педагогическая комиссия (МПК), другие консультативно-диагностические службы. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум ведет динамическое наблюдение за развитием ребенка, то есть осуществляет диагностику развития и планирует комплекс необходимых мер, однако заключение о задержке психического развития не выносит. На основании установленных в возрастной медицине и психологии критериев, задержку психического развития у детей можно выявлять с 3—4-летнего возраста, используя клинические, физиологические, психологические и нейропсихологические методы изучения. Основным медицинским диагнозом в рамках клинико-психологической классификации детей данной категории школьного возраста является диагноз задержки психического развития (ЗПР) конституционального, соматогенного, психогенного или церебрально-органического происхождения. [10,с.20] Таким образом, анализ литературных источников показал, что в психическом статусе учащегося ,имеющего трудности в обучении, можно выделить ряд существенных особенностей: 1. в сенсорно-перцептивной сфере - незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной, вербально-пространственной ориентированности; 2. в психомоторной сфере - разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудности в овладении двигательными навыками, нарушение координации движения; 3. в мыслительной сфере — преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез), снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления; 4. в мнестической сфере — преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания - над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию; 5. в речевом развитии - ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью; 6. в эмоционально-волевой сфере - незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов; 7. в мотивационной сфере - преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов; 8. в характерологической сфере - усиление вероятности акценту ирования характерологических особенностей и повышение вероятности психопатоподобных проявлений.[9,c.15-21] Дети с трудностями в обученииДети с трудностями в обучении В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями при обучении в начальной школе. Речь идет о школьниках, которые учатся в обычной школе. Однако к таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причем помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Трудности освоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении. Среди них на первом месте по частоте стоят нарушения чтения и письма. Анализ проблемы нарушения чтения основывается на понимании их причин. В чем же они заключаются? В логопедии на этот счет существует такая точка зрения: данное нарушение возникает в результате недоразвитие всех компонентов языка – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Обследуя детей 1-х классов, мы отмечаем у большинства из них наиболее часто встречающиеся нарушения, а именно:
Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Активный словарь детей ограничен, в нем преобладают существительные и глаголы. Обиходная речь к школе становится более или менее развернутой, но в ней часто наблюдается неточное знание и употребление многих слов. В устной речи дети стараются избегать трудных для них слов и выражений. Обычно дети используют только самые простые фразы. При необходимости построить сложные предложения, например, при рассказе о взаимосвязанных событиях, дети испытывают большие затруднения. При составлении предложений дети, правильно называя действующее лицо и само действие, нередко не включают в предложение названий предметов, которыми пользуется действующее лицо. В самостоятельных высказываниях часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и другие отношения. Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей страдает формирование звукового анализа и синтеза слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладевать чтением и письмом. На письме появляются специфические ошибки: пропуски букв, слогов, вставки, смешения букв, ошибки на обозначение мягкости согласных, нарушение границ слов и предложений и другие. К третьему классу к специфическим речевым прибавляются еще орфографические ошибки. Нарушение процесса письма будет обусловлено не только общим недоразвитием речи, но и дизорфографией. Многие дети, пришедшие в 1 класс, уже знают буквы. Однако некоторые из них даже после второй четверти еще не могут научиться читать и писать. Дети пишут с ошибками: искажают буквы, с трудом запоминают рукописные буквы, пропускают гласные и согласные в словах, смешивают буквы, слитно пишут слова, не выделяют предложение заглавной буквой и точкой и т.п. Дисграфия и дислексия – это специфические затруднения в овладении навыками письменной речи, которые сопутствуют недоразвитию устной речи и могут возникнуть самостоятельно. Дисграфические расстройства у детей выражаются различно: от отдельных затруднений при чтении и письме до полной невозможности овладения этими навыками. В основе этого лежит функциональная слабость некоторых тонких функций коры головного мозга. Причиной ее могут стать перенесенное внутриутробное кислородное голодание, родовая травма, заболевания, протекающие остро, с высокой температурой. Такого ребенка необходимо показать неврологу или психиатру. Родители считают, что их дети просто ленивы, непослушны, невнимательны, неряшливы. Но это неверно! Ребенку не преодолеть самостоятельно этого дефекта. Нарастает отставание в учебе и дисграфия к 3 классу осложняется дизорфографией: к специфическим речевым ошибкам добавляется огромное количество орфографических ошибок. Непреодолимые трудности в учебе с самого начала лишают ученика уверенности в своих силах, его познавательная активность угасает. Школьнику с нарушением устной и письменной речи нужны систематические занятия с логопедом. Они помогут преодолеть отставание в речевом развитии и избавиться от специфических речевых ошибок на письме. Без такой помощи ученик будет неуспевающим не только по русскому языку, но и по математике. Вы не задумывались, почему ребята, которые слабо учатся, обычно плохо себя ведут? Это их защитная реакция на свою неуспеваемость. Такие дети обычно озлоблены, дерутся, грубят, так как в этом они чувствуют свое превосходство над другими. Так давайте поможем нашим детям быть уверенными в себе, поддержим их познавательный интерес к учебе. Литература.
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В ОБУЧЕНИИОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В ОБУЧЕНИИ Сегодня именно легкие нарушения становятся массовыми ММД - самая распространенная нервно-психическая патология детского возраста. С каждым годом у все большего числа детей диагностируются задержки развития устной и письменной речи, нарушения осанки (сколиозы, плоскостопие), вегетативно-сосудистые дистонии, аллегро-дерматозы, энурез. Все больше детей и подростков испытывают трудности в обучении. У них оказываются нарушенными такие важные функции головного мозга, как внимание, память, мышление. В результате дети оказываются неспособными овладеть обычными образовательными программами. У педагогов такое явление получило название «синдром дошкольно-школьной дезадаптации». Неврологи называют этот комплекс расстройств термином «минимальные мозговые дисфункции». По данным обследования школ и детских садов Санкт-Петербурга, более чем у 40% детей отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы [3; 4]. Катастрофическая ситуация складывается в школах, в связи с тем что система школьного обучения остается неизменной, в то время как психофизиологические особенности более чем 40% детей, поступающих в школу, значительно изменились. Поскольку основные изменения, произошедшие с детьми, относятся к области формально-динамических характеристик, необходимо преобразование аналогичных сторон системы обучения: изменение общего режима, форм и методов организации урока, изложения материала (положительный опыт подобных преобразований уже имеется в нескольких школах Санкт-Петербурга). Бэндлер, который также видит причину плохой обучаемости детей не в ММД, а в косности системы образования, называет это явление "педагогической дисфункцией". [1] Выводы о том, что дети с ММД не успевают в школе из-за большого объема и слишком высокого уровня сложности общеобразовательных программ, несостоятельны. Практическая работа с детьми показала, что ММД не накладывает каких-либо ограничений на интеллектуальное развитие. И дошкольное детство это прекрасно подтверждает. До школы ребенок с ММД живет и "обучается" в том ритме, который свойственен работе его мозга и нервной системы. Потому отставания в интеллектуальном развитии обычно не происходит. Если ребенок растет в благополучной семье, и его воспитанию уделяется много внимания, то уровень интеллектуального развития ребенка может быть и высоким. Однако в школе и у него начнутся проблемы. Незнание того, что у ребенка есть функциональные отклонения в работе мозга, и неумение создать ему соответствующий режим обучения и жизни в целом, порождает обвальное нарастание проблем в начальной школе и может привести к катастрофе. Немного о легких отклонениях: ММД, СДВ, СДВГ, ПШОП Легкие отклонения трудно диагностировать, они малозаметны в дошкольном возрасте, и поэтому ни родители, ни специалисты не уделяют детям, имеющим такие нарушения должного внимания. Однако ситуация резко меняется с момента поступления в школу. Когда эти нарушения легкие, чем бы они ни были вызваны, они имеют практически одинаковую "внешнюю" картину проявления. Возможно, именно в связи с этим их объединяют в общую группу легких мозговых дисфункций, хотя картина глубинных анатомо-физиологических нарушений может отличаться разнообразием. В этой "сборной" группе можно выделить следующие характеристики:
В невропатологии ММД, не выступает в качестве серьезного дефекта. Детей с легкими функциональными отклонениями уже в возрасте одного-двух лет снимают с диспансерного учета и, если родители не проявляют беспокойства, то врачи больше ими не занимаются. Ребенок взрослеет, а дефект остается, постепенно обрастая вторичными отклонениями в психическом развитии. С началом обучения в школе этот процесс может пойти лавинообразно. В итоге, ребенок попадает или к дефектологу, или к психиатру, или к тому и другому одновременно. Они и описывают целостно тот комплекс отклонений, с которым им приходится работать. А поскольку у нас к психиатрам и дефектологам попадают уже в самом крайнем случае, то и описания этих случаев выглядят впечатляюще, выводы также делаются самые неутешительные, но вполне объективные: коррекция таких запущенных отклонений оказывается очень сложной, а часто практически невозможной. [6] Школьные трудности С первого дня повышенные требования начинают предъявляться именно к тем свойствам, которые у детей с ММД нарушены. Недостатки внимания, памяти, повышенные отвлекаемость и умственная утомляемость, слабость самоуправления - все эти неустранимые характеристики первичного дефекта начинают играть роковую роль в их судьбе. Они оказываются не в состоянии обучаться наравне со здоровыми сверстниками. У школьников с ММД на первый план выступают проблемы в обучении и поведении, слабая психо-эмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. Ребенку сложно выдержать 40-минутный урок, во время которого от него ждут постоянного внимания, соблюдения дисциплины, следования указаниям учителя, усидчивости, работоспособности. Специфика же интеллектуальной деятельности этих детей состоит в цикличности. Максимальная продолжительность работоспособности ребенка – 15 минут. Затем он уже не в состоянии контролировать свою умственную активность. Его мозг нуждается в отдыхе (3-7 мин), во время которого накапливается энергия для следующего периода работоспособности. Отключаясь каждые 5-15 мин, ребенок не может произвольно управлять интеллектуальной активностью, упускает ту информацию, которая сообщалась в периоды «отдыха». Пропуски учебной информации, суммируясь за все периоды «отдыха» во время урока, приводят к тому, что ребенок усваивает материал не полностью или со значительными искажениями, иногда вовсе теряя суть изложенного, а в отдельных случаях усвоенная ребенком информация приобретает неузнаваемый вид. В дальнейшем ребенок пользуется ошибочными сведениями, что приводит к сложностям в усвоении последующего материала. У ребенка образуются существенные пробелы в знаниях. [5; 6] В последствии, формируется устойчивая школьная дезадаптация. [2] Если интеллектуальная работа ребенка хорошо организована, продумана и распределена так, что осуществляется только в эти активные периоды, то обучение проходит очень эффективно. Чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктивные периоды и длиннее время отдыха - пока не наступает полное истощение. Тогда для восстановления умственной работоспособности бывает, необходим сон. [6] К сожалению, если отсутствует медико-психолого-педагогическое сопровождение, а именно индивидуально-дифференцируемый подход в обучении и коррекционо-развивающая работа со стороны психолога, медикаментозная помощь при необходимости, то проблема ребенка приобретает сложный симптомокомплекс, включающий анатомо-физиологические, но и психологические отклонения, затрагивающие поведенческие проявления ребенка. В подростковом возрасте у этих детей нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и со сверстниками, ухудшается успеваемость. Таким подросткам свойственны «бунтарский дух», отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил, тяга к употреблению алкоголя и наркотиков, асоциальным поступкам. Эти подростки отличаются психическим инфантилизмом и склонностью к иррациональным жизненным стратегиям. Это несерьезность, импульсивность, несобранность, отсутствие интереса к учебе, невысокий уровень интеллекта. Склонность ко лжи, нежелание и неумение трудиться, поиск легких путей в жизни и неразборчивость в выборе средств, склонность к праздности, прогулеванию уроков. Неумение занять себя в свободное время, склонность к зависимым формам поведения и попадание под чужое влияние. Ребенок перекладывает ответственность за свои поступки на внешние факторы: других людей, обстоятельства, везения, неудачу. Инфантильный подросток часто не в состоянии оценить как негативные, так и позитивные последствия своих поступков. У него срабатывает мощная психологическая защита: ребенок настолько быстро и убедительно заменяет картинку негативных событий на привлекательную для него, что почти искренне или совершенно искренне верит в нее. При этом недоступной для него оказывается возможность сделать конструктивные выводы из своих неприятностей. Ведь в его прошлом их не было. Причем проблемы с учебой существуют, только для родителей. Сам ребенок считает, что у него все в порядке (или не позволяет себе эти проблемы осознать). Несмотря на внешнюю беззаботность, несерьезность и веселость, эти подростки очень закрыты, - причем настолько, что не позволяют знать правду даже самим себе. Желание уйти от правды – это привычка ретушировать реальность вместо того, чтобы конструктивно решать возникающие проблемы. Взрослые ждут от подростка соответствующих возрасту самостоятельности, ответственности, умения организовать свою деятельность. Ребенок же не проявляет таких умений в результате незрелости мозговых структур, которая не позволяет испытывать чувство ответственности в той степени, в какой ожидают от него взрослые. [5] Даже если по мере созревания ребенок и начинает понимать ценность знаний и профессиональных навыков, получить образование и профессию ему непросто. Учеба, а тем более с таким скудным запасом знаний, непомерно сложна. Сверстников нелегко догонять даже цельному, целеустремленному человеку, а тем более незрелому, неорганизованному подростку. Он оказывается в сложнейшей ситуации: и жизненных трудностей много, и его характер, не позволяющий их преодолеть. Так одни жизненные обстоятельства, накладываясь на другие, становятся практически неразрешимыми, делая человека неуспешным, не позволяя ему реализовать свои потенциальные возможности. [5] Рекомендации педагогам по взаимодействию с «особенным» подростком Общая цель в воспитании и обучении детей с ММД должна заключаться в предупреждении отклонений в развитии. Обращает на себя внимание проблема непросвещенности педагогов и родителей по данной тематике. Поэтому особенно хотелось бы выделить стратегию взаимодействия педагогов с «особым» подростком: Не путайте способности и организованность, активность ребенка. Оценивая знания, помогайте развивать недостающие качества. Предоставьте ребенку возможность равноправного участия в делах класса и школы. Выявите те виды деятельности, к которым у него есть способности: будь то артистические, спортивные и пр. Способствуйте тому, чтобы ребенок мог добиться успеха. Не обходите ребенка поручениями. На первых порах помогите ему получше справляться со своими обязанностями. Поручения развивают у ребенка чувство ответственности, причастности к делам класса. Многие из таких детей – умелые организаторы. Обязательно находите возможность похвалить и поощрить ребенка. При оценивании работ или ответов ребенка делайте ему поблажки, прощая до некоторой степени его возможную неаккуратность, нестабильность в учебе. Допускайте некоторую отсрочку при сдаче заданий, требующих значительного времени на выполнение (сочинений, рефератов, других творческих работ), однако твердо устанавливайте конечный срок сдачи работы. В противном случае, ребенок будет откладывать работу бесконечно и может не сделать ее вовсе. Помогайте ребенку в усвоении знаний путем оптимальной организации его рабочего времени и выполнения домашнего задания. Способствуйте разумной организации досуга ребенка. Поддерживайте постоянный контакт с родителями, наладьте сотрудничество с ними. [5] Список литературы:
ДЕТИ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ. — КиберПедияВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Каких школьников мы относим к категории детей с трудностями в обучении К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы. Дети указанной категории имеют негрубые (слабо выраженные) отклонения в функционировании центральной нервной системы (ЦНС), оказывающие негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка. У детей данной группы педагоги и психологи отмечают в первую очередь недостаточную готовность к школе (интеллектуальную, эмоциональную и социальную). В рамках психолого-педагогической классификации трудности, которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов — восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможен-ностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформиро- ванностыо операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности. Подчеркиваем, что в указанную категорию не входят дети, которые не усваивают массовые программы в силу выраженных отклонений в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма). В специальной психологии и коррекционной педагогике выделена как самостоятельная типологическая группа «дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития». Для определения этой типологической группы используются понятия «дети с задержкой психического развития», «временная задержка психического развития у детей», «ЗПР конституционального генеза», «ЗПР соматогенного происхождения», «ЗПР психогенного происхождения», «ЗПР церебрально-органического генеза», а также «дети с трудностями в обучении» с обязательным указанием кли-нико-психологических критериев данного состояния (астено-невротический синдром, синдром гармонического инфантилизма, церебрастенический синдром и др.). Данная классификация позволяет не только определять состояние (диагностика отбора), но и планировать комплекс коррекционно-развивающих, лечебно- и социально-профилактических мер. В психолого-медицинской литературе используются также другие наименования для обозначения рассматриваемой категории детей: дети с пониженной обучаемостью, отстающие в учении (Н. А Менчинская, 3. И. Калмыкова, У. В. Ульен-кова), нервные дети, нервно-ослабленные дети (А. И. Захаров). Вместе с тем критерии, на основании которых выделяются названные группы, не противоречат пониманию природы задержки психического развития у детей. В соответствии с другим (социально-педагогическим) подходом к классификации детей с трудностями в обучении таких школьников называют «дети группы риска». В отечественной педагогике эта группа не выделена как самостоятельная типологическая. «Рабочее понятие» «дети риска» в нормативно-методической документации, по определению Г. Ф. Кумариной, выглядит как «дети, которые не обнаруживают классических форм аномалии развития, имеют в силу различных причин биологического или социального свойства его парциальные нрттп^фяфц-и п^ГШ^ЛУУ^ЮттУ'а РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ'- «/и loo о биклиптрка! трудности обучения и воспитания в обычных условиях и провоцирующие повышенный риск школьной дезадаптации». Основным критерием для отнесения ребенка к «группе риска» педагоги этого направления считают его недостаточную готовность к началу школьного обучения. Выделение учащихся в «группу риска» из обычного массового класса происходит на основании заключения учителя о неуспеваемости ребенка по основным предметам. Школьный психолого-педагогический консилиум может осуществить перевод неуспевающего ученика из класса, в который он был принят, в другой класс компенсирующего типа без юридических оснований. Г. Ф. Кумарина дает педагогическую типологию детей риска (академический, социальный, риск по состоянию здоровья) и детей с комплексными проблемами (1997). Однако критерии, по которым дети распределяются по указанным группам, не соотносятся ни с психологическими нормативными возрастными показателями, ни с клиническими показателями дифференциальной диагностики, ни с педагогической характеристикой нарушения развития. Например, к группам академического риска по классификации Г. Ф. Кумариной отнесены «дети с речевыми проблемами». Сюда же попали «дети с низким уровнем развития фонематического слуха, дети с общим недоразвитием речи, дети с дефектами речи, дети, обучающиеся не на родном языке». Таким образом, мы видим, что автор не учитывает общепринятую классификацию речевых нарушений и дети с дефектами речи представляют собой какую-то другую группу, в которую не вошли дети с ФН, с ФФН и с ОНР. В тех случаях, когда дети не проходят комплексного обследования, они могут оказаться в неадекватных условиях обучения. Обычно это наблюдается в классах компенсирующего обучения (в них попадают умственно отсталые дети, школьники с тяжелыми нарушениями речи и др.). Разные подходы к распределению по разным группам детей с трудностями в обучении обусловливают различные процедуры и инструментарий диагностирования их состояния. Заключение о задержке психического развития у ребенка могут дать психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК), медико-педагогическая комиссия (МПК), другие консультативно-диагностические службы. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум ведет динамическое наблюдение за развитием ребенка, т. е. осуществляет диагностику развития и планирует комплекс необходимых мер, однако заключение о задержке психического развития не выносит. Дифференциальная диагностика, которую осуществляют специалисты ПМПК или МПК, не вызывает серьезных затруднений. Для установления задержки психического развития у детей имеется достаточно большое количество статистически достоверных диагностических методик, позволяющих отграничить эту категорию детей как от умственно отсталых (У/О), так и от детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Критерии отбора детей с ЗПР разработаны на основе комплексного подхода ведущими отечественными клиницистами, физиологами и психологами (М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, Т. В. Егорова, В. И. Лубовский, И. Ф. Марковская, У. В. Ульенкова, Е. М. Мастюкова, Е. А. Стребелева, М. Н. Фиш-ман и др.)- На основании установленных в возрастной медицине и психологии критериев, задержку психического развития у детей можно выявлять с 3—4-летнего возраста, используя клинические, физиологические, психологические и нейропсихоло-гические методы изучения. Заметим, что детские психоневрологи и психиатры возлагают большие надежды на компенсаторные возможности дошкольного возраста и стараются отодвинуть установление диагноза до начала обучения ребенка в школе. К тому же школьные проблемы дают больше оснований для выявления ЗПР. Основным медицинским диагнозом в рамках клинико-пси-хологической классификации детей данной категории школьного возраста является диагноз задержки психического развития (ЗПР) конституционального, соматогенного, психогенного или церебрально-органического происхождения. Он включает такие проявления, как легкие остаточные явления, связанные с поражением головного мозга (ММД), функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы, соматическая ослабленность, церебрасте-нические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий, в которых происходило предшествующее развитие ребенка. На основании данных, описанных в клинико-физиологичес-кой и психолого-педагогической литературе, а также собственного 25-летнего опыта обучения детей указанной категории мы предлагаем следующие обобщенные характеристики различных типов задержки психического развития у младших школьников.
Ь с 1U i Задержка психического развития конституционального происхождения(психический и психофизический инфантилизм по классификации М. С. Певзнер и Т. А. Власовой) характеризуется тем, что в психике и поведении младшего школьника или подростка сохраняются черты, присущие более ранней ступени развития. Трудности в обучении и школьной адаптации связаны прежде всего с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Выделяются два варианта инфантилизма: гармонический и дисгармонический. Клиницисты отмечают их наследственную обусловленность. Однако дисгармонический инфантилизм относят к патологическим вариантам из-за присущих ему психопатических форм аффективных и личностных расстройств. Наиболее часто встречается гармонический инфантилизм. Дети, которым свойствен гармонический инфантилизм, по своим психическим и физическим особенностям отстают от сверстников на полтора-два года. Для них характерны непосредственность, яркая живая мимика, выразительная жестикуляция, повышенная жизнерадостность («солнечный ребенок»), быстрые, порывистые движения. Любопытство, «сенсорная жажда» обеспечивают им неутомимость в игре. Однако при выполнении учебных заданий, требующих умственного напряжения и волевых усилий, у ребенка наступает быстрое утомление. Не приученные к планомерному систематическому труду, дети усваивают учебный материал поверхностно, а их навыки носят неустойчивый характер. Школьникам с инфантильными чертами поведения свойственны несамостоятельность и некритичность, легкая внушаемость, преобладание игровых интересов, быстрая пресыщаемость, стремление делать только то, что нравится. Дети любят фантазировать, заменяя и вытесняя своими вымыслами неприятные для них жизненные ситуации. Младшие школьники с чертами инфантилизма не только не проявляют тяготения к учебной деятельности, но всячески стремятся избежать мыслительной работы. При выполнении учебных заданий на уроке ребенок ищет обходных путей, старается списать у одноклассников самостоятельные и контрольные работы, запомнить текст наизусть при чтении его учителем или другими детьми или отгадать, что написано, но не читать самому. Будучи совершенно пассивным на уроках, он, как правило, чрезмерно активен на переменах, всем другим играм предпочитает подвижные. При дисгармоническом инфантилизме личностные качества и характер поведения имеют патологические свойства: неустойчивость, эмоциональную возбудимость, проявляющуюся в аффективных взрывах, лживость, склонность к демонстративному поведению. Расстройства поведения при дисгармоническом инфантилизме труднее поддаются психолого-педагогической коррекции и требуют дополнительной медикаментозной терапии. Отсутствие чувства ответственности и стойких привязанностей, пониженная критичность к себе и повышенная требовательность к другим негативно сказываются на взаимоотношениях ребенка с одноклассниками, учителями, родственниками. Для того чтобы предупредить развитие инфантильных черт характера, необходимо своевременно вырабатывать у детей навыки произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки. Прогноз коррекции задержки конституционального происхождения зависит от своевременности и регулярности педагогических воздействий, обеспечивающих ребенку успешное усвоение программного материала. Задержка психического развития соматогенного происхождения. Этот тип задержки развития психики обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития внутренних органов (сердце, почки, легкие и др.). Важную роль играют тяжелые соматические заболевания (многочисленные пневмонии, ангины и др.), имевшие место в первые годы жизни ребенка. В замедлении темпа психического развития таких детей значительная роль принадлежит стойкой астении, болезненному состоянию, которое характеризуется повышенной утомляемостью, истощаемостью, неспособностью к длительному умственному и физическому напряжению. И хотя подобные состояния временны и обратимы, если их своевременно не распознают врач, родители и педагоги, они могут привести не только к стойким трудностям в обучении, но и к тяжелым невротическим реакциям. Интеллектуальная недостаточность проявляется в неспособности к длительной концентрации внимания, в снижении памяти, в замедлении темпа мыслительной деятельности. Эмоциональные нарушения выражаются в повышенной чувствительности, которая сочетается с обидчивостью, ранимостью,
плаксивостью (у девочек) или повышенной раздражительностью, вспыльчивостью. Чаще наблюдается пониженное настроение. Кроме того, дети, страдающие церебрастенией (вследствие функциональных и органических нарушений ЦНС), плохо переносят жару, яркий свет, шум, жалуются на головные боли; у них нарушаются сон и аппетит, к концу учебных занятий резко падает работоспособность. Такие состояния очень устойчивы, подвержены рецидивам и серьезно отражаются на учебной деятельности ребенка. Школьники при этом жалуются на усталость, у некоторых наблюдаются повышенная сонливость в дневные часы, пассивность на уроках и даже во время игры, отказ от умственного напряжения, нестойкость интересов. Родители и педагоги принимают подобное состояние за проявление лености и повышают свои требования к ребенку, добиваясь большей старательности, заставляя переписывать небрежно выполненные домашние задания. Астенические состояния уже в конце XIX в. рассматривались русскими невропатологами как болезненные или предболезнен-ные. Иногда они бывают проявлением декомпенсации давних, ранее хорошо компенсированных травм и инфекций. В ответ на чрезмерную учебную нагрузку и как следствие ее — переутомление — возникают неврозы. Надо отчетливо понимать, что для здорового ребенка правильно организованное обучение не может стать причиной так называемого «школьного невроза». Строгая регламентация учебной нагрузки, профилактика переутомления являются существенными факторами охраны психического здоровья школьников, особенно тех, у кого имеется задержка психического развития соматогенного происхождения. Прогноз при этом типе задержки психического развития зависит, с одной стороны, от тяжести и специфики соматогенного фактора, с другой — от режима и эмоционального комфорта в семье, заботы родителей об охране и укреплении здоровья ребенка. Однако для положительной динамики психического развития детей важнейшее значение имеет определение оптимальных условий школьного обучения, предупреждающего чрезмерную учебную нагрузку и постепенно формирующего рациональные приемы умственного напряженного труда. Задержка психического развития психогенного происхожденияобусловлена неблагоприятными условиями воспитания, которые не могут обеспечить должную стимуляцию развития психики ребенка (познавательных интересов, мыслительной деятельности и эмоционально-волевой сферы). Неправильное воспитание (несогласованность и противоречивое влияние семьи и образовательных учреждений), плохо организованный режим, конфликтная обстановка в семье, безнадзорность приводят к трудностям в обучении и поведении школьников. Трудности в формировании учебно-познавательной деятельности и нарушения поведения у детей с ЗПР психогенного происхождения проявляются в отсутствии любознательности, усидчивости, трудолюбия, заинтересованности в успешном выполнении заданий, а также чувства долга и ответственности. Процесс формирования психики ребенка (по Л. С. Выготскому) определяется социальной ситуацией развития. В условиях гиперопеки и при психотравмирующих условиях воспитания проявления личностной незрелости сочетаются с агрессивно-защитными или пассивно-защитными реакциями. Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения школьной программы. Неспособность к систематическому труду, раздражительность, конфликтность уже на начальной ступени обучения препятствуют благополучной адаптации ребенка к школе. Когда ребенок живет в атмосфере грубости и жестокости, с постоянным страхом наказания, у него развиваются пассивно-защитные свойства личности. При этом виде психогенной задержки психического развития излишне суровое, строгое воспитание постепенно развивает у ребенка замкнутость, недоверчивость, робость, покорность, неуверенность в своей способности хорошо учиться и правильно вести себя со сверстниками и взрослыми. Помочь таким детям удается лучше всего путем удаления их из неблагополучных семей (особенно при алкоголизме родителей): устройства в школы-интернаты, в группы продленного дня (ГПД), обеспечивающие ребенку нормальные условия во вне-учебное время. В иных случаях в результате беспорядочного питания и недоедания у учащихся с ЗПР возникает астеническое состояние, снижается работоспособность, нарушаются внимание, память. Конфликтные сцены, скандалы, драки в семье часто плохо действуют на сон, приводят к страхам, к возникновению неврозов, к расстройствам поведения и к понижению успеваемости.
В условиях изнеживающего воспитания (гиперопека) па-тохарактерологическое развитие личности отличается наряду с формированием у ребенка эгоизма и эгоцентризма (по типу «кумир семьи») ослаблением психической активности, отсутствием самостоятельности, неумением бороться с трудностями, внутренней установкой на постоянную помощь и опеку. Трудности обучения и школьной адаптации у этих детей связаны с отсутствием трудолюбия при преувеличенной оценке своих способностей, капризности и своенравности. Прогноз психического развития зависит от времени начала коррекционно-воспитательной работы с ребенком и с семьей. Оздоровление психологического климата семьи, принятие родителями коррекционных задач воспитания ребенка, создание оптимальных условий для развития общей способности к учению и коррекции негативных особенностей личности в дошкольном возрасте способствуют хорошей подготовке к школе и успешному обучению. Большое значение имеет формирование у ребенка эмоциональной устойчивости, способности к торможению своей деятельности в игре, при общении со сверстниками. Задержка психического развития церебрально-органического происхожденияотличается большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Анамнез детей с данным типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы резидуального (остаточного) характера вследствие патологии беременности, родов, постнатальных нейроинфекций и др. В анамнезе отмечается замедленное формирование двигательных функций, речи, этапов игровой деятельности. Эмоционально-волевая незрелость предстает в форме органического инфантилизма, который проявляется в двух основных видах: неустойчивом — с психомоторной расторможен-ностью и импульсивностью и тормозимом — с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью и боязливостью. Учебно-познавательная деятельность, требующая целенаправленной интеллектуальной работы, превращается младшими школьниками с ЗПР церебрально-органического генеза зачастую в игру: ученик устанавливает карандаш на ластик и превращает его «в пушку», стреляющую кусочками жеваной бумаги, и т. п. Игра, как правило, монотонна и стереотипна, присутствие ее на уроках можно рассматривать как способ ухода от трудностей обучения. Для детей характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний. Нарушения познавательной деятельности проявляются в недостаточной сформированности восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и речи, в замедленности и пониженной переключаемости психических процессов. Выраженность нарушений познавательной деятельности при более высокой степени задержки церебрально-органического происхождения нередко требует ее отграничения от умственной отсталости. Дифференциальная диагностика детей указанной категории от умственно отсталых школьников находится в компетенции специалистов психолого-медико-педагогических консультаций или медико-педагогических комиссий. Основным критерием дифференциации умственной отсталости от задержки психического развития является выявление потенциальных возможностей, резервов развития ребенка. В отличие от умственно отсталых школьников у детей с ЗПР значительно выше обучаемость, они лучше используют помощь взрослого, способны усваивать принципы действий и осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание. Прогноз при этом типе задержки развития зависит от организации специального обучения в школах для детей с ЗПР. Повышение сроков обучения на начальной ступени, дифференцированный подход с учетом индивидуально-типологических особенностей детей, коррекционная логопедическая и психологическая помощь, начальная профессиональная подготовка помогают школьникам с выраженной задержкой психического развития закончить девять классов и получить аттестат массового образца. Многие дети поступают в вечерние школы, ПТУ, техникумы, приобретают среднее профессиональное образование. К старшему школьному возрасту многие недостатки эмоционально-личностной и познавательной деятельности сглаживаются и дети получают возможность нормальной социальной адаптации. Рассмотренные выше обобщенные характеристики четырех типов задержки психического развития у детей показывают, что различие патогенетических механизмов обусловливает характер трудностей в обучении и различия в прогнозах. Наблюдается определенная зависимость между типом задержки психического развития и условиями ее коррекции. Задержка психического развития в виде неосложненного психического инфантилизма расценивается как наиболее благоприятный прогностический вариант, требующий индивидуального подхода в рамках традиционного обучения в массовом классе. В специальных дифференцированных условиях обучения (школы, школы-интернаты или классы выравнивания при общеобразовательных школах) особенно нуждаются дети с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения (органический инфантилизм и ЗПР с преимущественной недостаточностью познавательной деятельности). У этих детей нарушения темпа психического созревания, как эмоционального, так и интеллектуального, наиболее стойки и нередко усугублены рядом энцефалопатических расстройств, еще больше снижающих возможности познавательной деятельности ребенка. Под термином «дифференциация обучения» в отечественной педагогике понимается комплекс взаимосвязанных организационно-педагогических мероприятий, направленных на создание оптимальных условий для обучения и развития школьников с учетом их психофизических возможностей и интересов. Попыткой реализации идеи дифференцированного обучения в условиях общеобразовательной школы явилась организация специальных классов с различными названиями (адаптации, здоровья, педагогической поддержки, индивидуализированного обучения и др.). В таких классах должны создаваться условия для оптимального развития и образования детей с учетом их соматического здоровья, готовности к школьному обучению, психофизических возможностей и интересов. Наибольшее развитие в системе образования получили классы выравнивания для учащихся с задержкой психического развития и классы компенсирующего обучения для детей «группы риска». Эти формы отражают два разных подхода к обучению детей, испытывающих трудности в традиционных условиях общеобразовательной школы. Эти подходы зафиксированы в различных нормативных актах: приказе № 103 Совмина СССР от 3 июля 1981 г. (Бюллетень нормативных актов Минпроса СССР. — 1982. — № 3) и приказе № 333 МО РФ от 8 сентября 1992 г. (Вестник образования. — 1992.— № 11). Дети с трудностями в обучении | Статья на тему:Дети с трудностями в обучении В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями при обучении в начальной школе. Речь идет о школьниках, которые учатся в обычной школе. Однако к таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причем помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Трудности освоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении. Среди них на первом месте по частоте стоят нарушения чтения и письма. Анализ проблемы нарушения чтения основывается на понимании их причин. В чем же они заключаются? В логопедии на этот счет существует такая точка зрения: данное нарушение возникает в результате недоразвитие всех компонентов языка – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Обследуя детей 1-х классов, мы отмечаем у большинства из них наиболее часто встречающиеся нарушения, а именно:
Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Активный словарь детей ограничен, в нем преобладают существительные и глаголы. Обиходная речь к школе становится более или менее развернутой, но в ней часто наблюдается неточное знание и употребление многих слов. В устной речи дети стараются избегать трудных для них слов и выражений. Обычно дети используют только самые простые фразы. При необходимости построить сложные предложения, например, при рассказе о взаимосвязанных событиях, дети испытывают большие затруднения. При составлении предложений дети, правильно называя действующее лицо и само действие, нередко не включают в предложение названий предметов, которыми пользуется действующее лицо. В самостоятельных высказываниях часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и другие отношения. Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей страдает формирование звукового анализа и синтеза слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладевать чтением и письмом. На письме появляются специфические ошибки: пропуски букв, слогов, вставки, смешения букв, ошибки на обозначение мягкости согласных, нарушение границ слов и предложений и другие. К третьему классу к специфическим речевым прибавляются еще орфографические ошибки. Нарушение процесса письма будет обусловлено не только общим недоразвитием речи, но и дизорфографией. Многие дети, пришедшие в 1 класс, уже знают буквы. Однако некоторые из них даже после второй четверти еще не могут научиться читать и писать. Дети пишут с ошибками: искажают буквы, с трудом запоминают рукописные буквы, пропускают гласные и согласные в словах, смешивают буквы, слитно пишут слова, не выделяют предложение заглавной буквой и точкой и т.п. Дисграфия и дислексия – это специфические затруднения в овладении навыками письменной речи, которые сопутствуют недоразвитию устной речи и могут возникнуть самостоятельно. Дисграфические расстройства у детей выражаются различно: от отдельных затруднений при чтении и письме до полной невозможности овладения этими навыками. В основе этого лежит функциональная слабость некоторых тонких функций коры головного мозга. Причиной ее могут стать перенесенное внутриутробное кислородное голодание, родовая травма, заболевания, протекающие остро, с высокой температурой. Такого ребенка необходимо показать неврологу или психиатру. Родители считают, что их дети просто ленивы, непослушны, невнимательны, неряшливы. Но это неверно! Ребенку не преодолеть самостоятельно этого дефекта. Нарастает отставание в учебе и дисграфия к 3 классу осложняется дизорфографией: к специфическим речевым ошибкам добавляется огромное количество орфографических ошибок. Непреодолимые трудности в учебе с самого начала лишают ученика уверенности в своих силах, его познавательная активность угасает. Школьнику с нарушением устной и письменной речи нужны систематические занятия с логопедом. Они помогут преодолеть отставание в речевом развитии и избавиться от специфических речевых ошибок на письме. Без такой помощи ученик будет неуспевающим не только по русскому языку, но и по математике. Вы не задумывались, почему ребята, которые слабо учатся, обычно плохо себя ведут? Это их защитная реакция на свою неуспеваемость. Такие дети обычно озлоблены, дерутся, грубят, так как в этом они чувствуют свое превосходство над другими. Так давайте поможем нашим детям быть уверенными в себе, поддержим их познавательный интерес к учебе. Литература.
Выступление на педсовете «Особенности детей с трудностями в обучении»на педагогическом совете школы на тему: «Особенности детей с трудностями в обучении»Психическое развитие ребенка – сложный процесс, в котором происходят не только количественные, но и качественные изменения. В этом процессе отжившие формы исчезают, уступая место более совершенным. Психическое развитие ребенка и причины, лежащие в основе развития, издавна занимали лучшее умы человечества. При решении этой сложнейшей проблемы было собрано немало фактов и постепенно немало всевозложенных теорий. Современная образовательная ситуация в России весьма своеобразна и не имеет аналогов. Кардинальные перемены в экономической, социально-политической, культурной, и духовной сферах общества, государства, в общем сознании – во всем образе жизни народа с необычайной остротой обнажили многие проблемы детства – образования, воспитания, сохранения здоровья. Мир, в котором живут дети, образ жизни семей, по сравнению с предыдущими годами существенно изменился и продолжает интенсивно меняться. Эти изменения затрагивают социально-экономические и экологические условия, ценностные ориентации учащихся, учителей и родителей, межличностные отношения детей и взрослых. Тенденция снижения жизненного уровня семей, ухудшение экологической ситуации в России продолжает условия, при которых на фоне повышения выживаемости уровень здоровья детей значительно снижается. Сегодня каждый пятый ребенок рождается больным. Практика показывает, что в настоящее время около 40% школьников можно отнести к «группе риска», как имеющих трудности в обучении и проблемы в разитии.. Основным приоритетом обучения и воспитания детей с трудностями в обучении сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Подчеркивая значимость эмоционального развития ребенка в ранние периоды жизни, А.В.Запорожец говорил, что истоки высших человеческих эмоций лежат в переживаниях раннего детства. Солидаризируясь с ним, Д.Б.Эльконин писал, что если эмоциональное общение своевременно не обеспечено, то все дальнейшее развитие ребенка идет медленно и ненормально. Нарушение нормального взаимодействия с окружающими на ранних стадиях развития ребенка негативно отражается на формировании всех сторон психики, замедляя его темпы, влияя на целостность развития. У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается выраженное своеобразие эмоционального и социально-личностного развития. На фоне общей эмоциональной обедненности имеет место снижение эмоциональной отзывчивости, способности к эмоциональному заражению, подражанию, слабая реакция на новое. Запаздывание и не выраженность кризисных состояний связаны в решающей степени с дефицитарностью эмоционального и делового общения со взрослым в младенчестве и раннем детстве. ЗПР – не клиническая форма заболевания. Это дизонтогенное (аномальное) развитие. Оно характеризуется нарушением познавательной деятельности и расстройством эмоционального развития (инфантилизмом). Более 50% неуспевающих в массовой общеобразовательной школе составляют дети с задержкой психического развития. ЗПР имеют разную клиническую форму, исходя из этиологии (причинности). ЗПР это временный диагноз. 30% детей с задержкой психического развития при специальной коррекционной помощи в состоянии продолжить обучение в массовой школе. Остальным требуется обучение в условиях специальной школы для детей с задержкой психического развития. Дети с задержкой психического развития характеризуются замедленностью восприятия, неустойчивой деятельностью, нестабильностью внимания. Изучение биоэлектрической активности мозга у детей с задержкой психического развития показало, что при умственной деятельности недостаточно активизируются ассоциативные отделы левого полушария, ответственные за решение сложных задач. Отмечается большая активность в проекционных отделах левого полушария. Выделяют конституциональную форму ЗПР. Она характеризуется физическим развитием ребенка, свойственным младшему возрасту. Первоклассник похож на дошкольника. Те же пропорции тела, и в психике преобладают игровые интересы и детская живость. Это позволяет говорить о гармоническом инфантилизме у учащихся. Они не доросли до школьных занятий, у них не сформирована волевая сфера, ответственная за произвольность поведения, необходимого для успехов в абстрактной деятельности. Коррекционная работа в массовой школе, в хороших семейных условиях делает прогноз для этой группы детей благоприятным. Через 2-3 года они могут продолжить обучение в массовой школе. ЗПР соматического происхождения обусловлены хроническими заболеваниями сердца, почек, легких. За счет быстрой утомляемости (астении) ребенок не набирает информации. Соматогенно ослабленный ребенок растет в условиях запретов, ограничений. У него формируется робость, застенчивость. ЗПР психогенной природы вызвана психотравмирующими факторами воспитания: гипоопекой, безнадзорностью. Ребенок растет эмоционально неустойчивым, вспыльчивым, взрывчатым. Может формироваться патологическое развитие личности. Если, в силу ряда причин, в воспитании преобладает гиперопека, то может возникнуть повышенная тормозимость в поведении ребенка. Эта форма ЗПР присуща и социально-педагогической запущенности. ЗПР может быть церебрально-органического генеза. Чаще встречается основной вариант эмоциональной незрелости. В отличие от конституционального инфантилизма, инфантильность здесь носит органический характер. Ребенок монотонен, приставуч. Он не весел, дурашлив, любопытен, но не любознателен. У него отмечается склонность к однообразной игре, не проявляется интеллектуально поисковая активность. Больше страдают предпосылки мышления, чем само мышление. Память, внимание, работоспособность снижены. Ребенок двигательно расторможен, могут быть и более грубые нарушения поведения. У детей с органическим инфантилизмом выявляются нарушения познавательной деятельности из-за недостаточности отдельных корковых функций, особенно при утомлении. Ребенок соображает на 1 уроке, потом умственная деятельность нарушается, появляются ошибки на фоне истощения нервной деятельности. Незрелость эмоционально-волевой сферы ведет к несформированности учебной мотивации. Ребенок с первых месяцев обучения в школе становится стойко неуспевающим. К этому приводит ряд причин. С одной стороны, в силу незрелости эмоционально-волевой сферы он склонен выполнять лишь то, что непосредственно связано с его интересами. С другой стороны, в силу незрелости предпосылок интеллектуального развития у таких детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас знаний и представлений об окружающей действительности. У детей с задержкой психического развития отмечается недостаточность восприятия, фрагментарное построение целого образа. В школе дети с задержкой психического развития не понимают школьной обстановки, не хотят учиться, играют, самостоятельно не садятся за уроки, из-за слабого самоконтроля не находят ошибок в собственных работах. Особенно труден счет и решение задач из-за невнимания, рассеянности, двигательного беспокойства. Это ядерная, основная группа ЗПР. Поэтому, на занятиях с ними не должно быть ничего лишнего в поле зрения, дополнительных раздражителей, шума. Снижена у детей с задержкой психического развития и память, особенно словесная. Слабость непроизвольного и произвольного запоминания, плохое опосредованное запоминание требует специальных приемов обучения, улучшающих память. Простое, даже многократное повторение неэффективно. Мышление детей с задержкой психического развития характеризуется слабостью ориентировочного этапа, несформированность процессов анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования. Мышление поверхностное, когда схватываются случайные, внешние связи и опускаются главные. Штамп, шаблон, затруднение в переходе от прямой операции к обратной отражают инертность нервных процессов. Невозможность словесного объяснения выполненных действий свидетельствуют о неосознанности мышления. В основе методик развивающего обучения лежит принцип проблемности, создание проблемных ситуаций, решаемых продуктивным мышлением, способствует развитию детей с ЗПР. Проводимые на природе, в лесу занятия развивают наглядно-образное мышление, практическое, способствуя, в дальнейшем, развитию словесно-логического мышления. Опыт педагогов-новаторов (Сухомлинский В.А., Шаталов В.Ф., Лысенкова С.Н. и др.) может быть применен в работе с детьми, имеющими ЗПР. В последние годы, в связи с внедрением в детскую клинику нейропсихологических методик исследования мозговых функций было показано, что некоторые формы ЗПР возникают вследствие поражения корковых мозговых структур. У ряда детей с ЗПР локальная мозговая недостаточность была семейного характера, что свидетельствует о наследственной причине дефекта. Выявлена зависимость структуры интеллекта (по Векслеру) от нейропсихологического синдрома. Одним из вариантов является парциальное недоразвитие этих корковых структур., особенно, в новых областях (лобной, нижне-теменной, теменно-височно-затылочной). Таким образом, первичная генетически обусловленная недостаточность различных отделов коры головного мозга возникает вследствие генетического полиморфизма человека, определяющего индивидуальную вариабельность коры головного мозга, ее архитектонические формации, формируя субнормальный, невысокий интеллект. Нейропсихологический синдром отражает локальные корковые дисфункции, как результат низкого уровня развития отдельных корковых полей в рамках индивидуальной изменчивости мозга. Это соответствует разным нейропсихологическим профилям в норме, не достигающим степени дефекта вследствие различных сочетаний независимо варьирующих компонентов нейропсихологической структуры. В нормальной популяции у 16% выявляются нарушения памяти, компенсирующиеся другими функциями. Всегда встречаются два полюса симптоматики (минус симптоматика, плюс симптоматика). Например, дисмелодии – музыкальные способности, речевые нарушения – лингвистические способности, дискалькулии – феноменальные числовые способности, дислексия – гиперлексия (чтение с 3 лет), немузыкальность – абсолютный слух. Все способности имеют сложную неоднородную структуру. Числовые способности бывают и у умственно отсталых лиц. Некоторые формы ЗПР являются наследственными формами локального недоразвития или поражения мозга. Психическая функция является деятельностью многих мозговых зон со своим специфическим психофизиологическим фактором. Знание этих закономерностей работы мозга педагогом, позволяет ему научно организовывать учебно-воспитательный процесс, особенно у детей с задержкой психического развития. Особенно важна регуляция эмоциональной сферы у детей с ЗПР. Они постоянно испытывают трудности средовой адаптации, которые лишают их эмоционального комфорта и психического равновесия. Они нуждаются более, чем обычные дети, в снятии напряжения, педагогической помощи в установлении «эмоционального гомеостаза». Создание положительного эмоционального состояния – одна из важных защитных и реабилитационных форм воспитательной работы с данными детьми. Нарушения обучаемости и различия: что нужно знать родителямАвтор: Дженнифер Зублер, доктор медицинских наук, FAAP В жизни дети учатся многим навыкам - например, как слушать и говорить, или как читать, писать и делать математику. Некоторые навыки усвоить сложнее, чем другие. Если у вашего ребенка был соответствующий опыт обучения и инструктаж, но он не может идти в ногу со сверстниками, важно выяснить, почему и как ему помочь. Дети, которые учатся и думают по-другому, могут добиться успеха в школе, на работе и в отношениях.Часто им может помочь помощь, которая использует их сильные стороны и направлена на любые области, в которых они нуждаются. Что такое нарушение обучаемости (LD)?Нарушение обучаемости - это термин, используемый для описания ряда различий в обучении и мышлении, которые могут повлиять на то, как мозг воспринимает, использует, хранит и отправляет информацию. У некоторых детей есть определенные проблемы с обучением (также известные как LD), такие как нарушения чтения или математики. У других могут быть состояния, влияющие на обучение, такие как синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ) или потеря слуха.Многие дети с различиями в обучении и трудностями могут иметь более одного нарушения обучаемости или состояния, которое влияет на обучение. Что вызывает трудности в обучении?Есть много причин, по которым ребенок может испытывать трудности с обучением. Причины не всегда известны, но во многих случаях у детей есть родитель или родственник с такими же или подобными различиями в обучении и мышлении и трудностями. К другим факторам риска относятся низкий вес при рождении и недоношенность, травма или болезнь в детстве (например, травма головы, отравление свинцом, детская болезнь, такая как менингит). Как мне узнать, есть ли у моего ребенка проблемы с обучением?Различия в обучении и мышлении не всегда очевидны, но есть некоторые признаки, которые могут означать, что вашему ребенку нужна помощь. Помните, что дети развиваются и учатся с разной скоростью. Поговорите с учителем вашего ребенка и сообщите врачу вашего ребенка, если у вашего ребенка есть какие-либо из следующих признаков: Дети дошкольного возраста могут иметь:
Детям школьного возраста и подросткам может быть трудно:
Есть ли лекарство от нарушения обучаемости? |
Нормальный конфликт | Издевательства |
---|---|
Иногда случается | Повторяется |
Случайно | Совершено намеренно |
Несерьезно | Серьезно - угроза физического или эмоционального или психологического ущерба |
Равная эмоциональная реакция | Сильная эмоциональная реакция со стороны жертвы |
Отсутствие стремления к власти или внимания | Поиск власти или контроля |
Отсутствие попыток получить что-то | Попытка получить материальные блага или власть |
Раскаяние - берет на себя ответственность | Нет угрызений совести - обвиняет жертву |
Попытки решить проблему | Никаких усилий для решения проблемы |
Принимая во внимание растущую обеспокоенность по поводу насильственных преступлений среди молодежи, родители, школы и сообщества обеспокоены сокращением «запугивающего» поведения, потому что:
Мальчики и девочки, которые хулиганят , не имеют низкой самооценки, как когда-то считалось. На самом деле хулиганами могут быть среднестатистические студенты или даже классные или спортивные лидеры. В школе хулиганы, как правило, дразнят своих жертв и дразнят их. Они запугивают, высмеивают и высмеивают других студентов.Они толкают, бьют, пинают и толкают своих жертв, часто повреждая их вещи. Некоторые хулиганы часто манипулируют другими детьми, чтобы они делали за них «грязную работу», в то время как они остаются в тени и смотрят. Молодежь, которая издевается над другими, называют «приспешниками». В таких случаях бывает сложно понять, кто на самом деле является хулиганом.
Хулиганы обычно выбирают своей мишенью более слабых и относительно беззащитных учеников. У них есть сильная потребность доминировать и подчинять других учеников, заявлять о себе с помощью силы и угрозы и добиваться своего.Они могут хвастаться своим реальным или воображаемым превосходством над другими учениками. Они могут быть вспыльчивыми, раздражительными, импульсивными и иметь низкую терпимость к разочарованию. Хулиганы считаются жесткими, ожесточенными и мало сочувствующими студентам, которые подвергаются преследованиям. Столкнувшись с вопросом о своем поведении, они, вероятно, попытаются отговорить себя от ситуации, отрицая, что сделали что-то не так. Хулиганы часто пытаются свалить вину на своих жертв , говоря что-то вроде: «Они это заслужили.”
Типичными жертвами являются дети, которых обидчик может одолеть (физически, умственно или эмоционально). Обычно они более тревожны и не уверены в себе, чем другие студенты. Эти дети часто отрицательно относятся к насилию и его применению в отношениях с другими людьми. Жертвы обычно страдают заниженной самооценкой и негативно относятся к себе. Часто считают себя неудачниками и чувствуют себя глупыми, стыдными и непривлекательными.Они могут прийти к выводу, что «заслуживают» издевательств. Они часто одиноки, без друзей и брошены в школе.
В своем новаторском исследовании агрессивного поведения д-р Дэн Олвеус описал два типа жертв:
** Приведенные выше профили были адаптированы из Издевательства в школе .
Если у вашего ребенка проблемы с обучением или вниманием, он может легко попасть в ситуацию запугивания. Давайте посмотрим на некоторые из причин этого:
Большинство научных исследований по издевательствам сосредоточено на мальчиках. Начинают появляться книги, посвященные издевательствам над девочками, но большинство из них написано на основе личного опыта авторов, а не в рамках научно-исследовательских проектов. Сейчас проводятся новые исследования, которые помогут нам лучше понять динамику гендерных различий в издевательствах. Вот что в настоящее время понимается в отношении гендерных различий в издевательствах:
Для большинства детей травля - это не что иное, как неприятное детское воспоминание. Но для тех, над кем издеваются более жестоко, боль глубока. Поскольку их дни и недели наполнены страхом, унижением и болью, причиняемой хулиганами, им трудно сосредоточиться и участвовать в уроках. Дети, над которыми издеваются, часто не ходят в школу. Они одиноки и могут впадать в депрессию или жестоко набрасываться на своих обидчиков.
Хулиганы, которых не остановить, с большей вероятностью будут иметь судимость в молодом возрасте, чем молодые люди, которые не запугивают. Таким образом, издевательства - серьезная проблема как для обидчика, так и для жертвы. И хулиганы, и жертвы нуждаются в позитивном вмешательстве взрослых, чтобы прекратить издевательства. Помните, что издевательства - это выученное поведение, которое можно - с вмешательством взрослых - предотвратить или остановить!
Независимо от того, является ли ваш ребенок хулиганом, жертвой или сторонним наблюдателем, вы можете предпринять шаги, чтобы научить его более позитивному поведению.
Поделиться в Pinterest
Обновлено: 4 марта 2016 г.
.
| COVID-19: рекомендации для детей и взрослых с ограниченными возможностями Мы рады поделиться инструкциями о том, что следует учитывать детям и взрослым с ограниченными возможностями при реагировании на COVID-19.В руководстве описывается, что нам нужно знать о ситуации с людьми с ограниченными возможностями при реагировании на COVID-19, и что нам нужно делать по пяти ключевым моментам ... Руководство будет пересматриваться по мере развития ситуации. английский - испанский - арабский - русский - Доступное слово - EPUB - Брайль - Легко читается - HTML (zip) |
Инфографика : Рекомендации для детей и взрослых с ограниченными возможностями | |
| Снижение стигмы и дискриминации в отношении детей с ограниченными возможностями - Информационный бюллетень по защите прав : PDF |
Дети с ограниченными возможностями - одна из наиболее маргинализированных и изолированных групп общества.Ежедневно сталкиваясь с дискриминацией в виде негативного отношения, отсутствия адекватной политики и законодательства, они фактически лишены возможности реализовать свои права на здравоохранение, образование и даже выживание.
По оценкам, в мире насчитывается не менее 93 миллионов детей с ограниченными возможностями, но их число может быть намного выше. Часто они принадлежат к беднейшим слоям населения. У них меньше шансов посещать школу, получать медицинские услуги или быть услышанными в обществе.Их инвалидность также подвергает их более высокому риску физического насилия и часто лишает их возможности получать надлежащее питание или гуманитарную помощь в чрезвычайных ситуациях.
Видение ЮНИСЕФ - построить мир, в котором каждый ребенок может расти здоровым, защищенным от вреда и образованным, чтобы он мог полностью раскрыть свой потенциал. Каждый день мы работаем над тем, чтобы воплотить это видение в жизнь. Независимо от того, кто они и где родились, мы обращаемся к наиболее уязвимым детям, где и когда они в нас нуждаются ».
Защита прав детей с ограниченными возможностями - не новая тема для ЮНИСЕФ. Это было неотъемлемой частью наших программ после принятия Конвенции о правах ребенка (КПР) - первого международного договора, прямо признавшего права детей с ограниченными возможностями. С принятием Конвенции о правах инвалидов (КПИ) наша работа с инвалидами набрала обороты.
В своей работе ЮНИСЕФ вновь и вновь уделяет повышенное внимание равенству, которое направлено на выявление и устранение коренных причин неравенства, чтобы все дети, особенно те, кто сталкивается с самыми тяжелыми лишениями в обществе, могли реализовать свои права.
Подход, основанный на равенстве , является одной из основ нашей повестки дня по вопросам инвалидности, основные цели которой заключаются в том, чтобы включить вопросы инвалидности во все наши стратегии и программы - как в области развития, так и в гуманитарной деятельности - и развить лидерство в области прав человека. дети с ограниченными возможностями, наращивание потенциала среди сотрудников и партнеров.
Университет Гранд-Каньон
B.S. в начальном образовании / специальном образовании и M.Ed. в области специального образования
Университет Уолдена
Сертификат онлайн-выпускника специального образования вместе с различными программами онлайн-образования
Университет Капеллы
MS Ed - Преподавание специального образования
Университет Пердью Глобальный
MAT и MSEd K-12 сертифицированные учителя / MAT для начинающих учителей 5-12 классов
Колледж Расмуссена
Дошкольное образование (ECE) Сертификат и диплом, степени бакалавра и младшего специалиста
Университет Джорджа Мейсона
Магистр и аспирант специального образования Сертификационная программа
St.Университет Джозефа
Магистр образования - Специальное образование - 5+ треков
Университет Святой Марии
Магистр искусств в области специального образования
Университет Уинтропа
Магистр образования в области специального образования в Интернете
Завершенная степень Школа Диплом / GEDSome CollegeAssociate DegreeBachelor в DegreeMaster в DegreeDoctorate Степень
Желаемая DegreeDiploma / CertificateAssociate DegreeBachelor в DegreeMaster в DegreeDoctorate
Программа InterestAll образования ProgramsAdministration и LeadershipBusiness EdEarly Детство EdElementary EdEnglishESL и иностранных LanguageFine Искусство EdGifted EdHistoryPhysical EdPost Secondary EdSchool CounselingSecondary EdSpecial EdSTEM Ed
Если у вас есть ребенок с особыми потребностями, вы хотите быть уверены, что ваш ребенок по-прежнему сможет извлечь максимальную пользу из своего образования.Существует множество государственных программ, призванных помочь детям всех возрастов в дальнейшем их развитии. Дети с особыми потребностями не смогут воспользоваться всеми программами, предлагаемыми школами и государством. Однако существует множество программ, созданных специально для детей с особыми потребностями. Знание этих программ поможет вам убедиться, что ваш ребенок включен во многие доступные полезные услуги.
Ваша школа будет первым ресурсом, который поможет вашему ребенку максимально раскрыть свои способности при получении доступа к образованию.Представители вашего специального образования должны сесть и составить индивидуальную образовательную программу, или IEP, для вашего ребенка. Они учтут потребности и проблемы вашего конкретного ребенка и разработают план по включению его в школу и помощи в достижении успеха. С IEP вы можете быть более уверены в том, что ваша школа будет хорошо заботиться о вашем ребенке.
Для получения дополнительной информации об этой программе посетите GreatSchools.Org, чтобы узнать больше!
Для тех, кто не знает, с чего начать, чтобы воспользоваться услугами, доступными их детям с особыми потребностями, набор инструментов для родителей с особыми потребностями Министерства обороны является отличным ресурсом.Хотя эта программа особенно ориентирована на семьи в армии, на их веб-сайте есть множество ресурсов и информационных документов, которые помогут вам визуализировать количество доступных вам ресурсов. На своем веб-сайте они перечисляют ссылки на еще больше ресурсов для вашего ребенка, включая финансовые ресурсы, поддержку сообщества и образовательные услуги.
Чтобы увидеть набор инструментов DoD для родителей с особыми потребностями и многое другое, перейдите сюда.
Существуют определенные программы, помогающие повысить осведомленность детей и взрослых с особыми ограниченными возможностями.Например, Американское общество аутизма (ASA) информирует общественность об особенностях аутизма и дает им знать, как они могут быть более осведомленными и более чувствительными к инвалидности. Иногда они проводят мероприятия для детей с особыми потребностями, где семьи могут встретиться друг с другом и создать сеть поддержки. Эти информационные мероприятия также объединяют семьи с общественными сторонниками инвалидности. Эти типы программ существуют для многих людей с ограниченными возможностями.
Посетите веб-сайт Общества аутизма, перейдя сюда.
Даже для людей с ограниченными возможностями, которые встречаются не так часто, правительство имеет сети поддержки, позволяющие семьям найти друг друга и получить доступ к необходимым им ресурсам. Национальная организация по редким заболеваниям собирает и распространяет информацию о более редких формах инвалидности. Их информация направлена на то, чтобы помочь людям с редкими формами инвалидности найти медицинские ресурсы, информацию и услуги, связанные с их инвалидностью.
Их можно найти по следующей ссылке.
Некоторые штаты разработали программы финансирования, чтобы облегчить бремя расходов на образование для семей с особыми потребностями. Программа стипендий для лиц с особыми потребностями Грузии - хороший тому пример. Подобные программы существуют и в других штатах; обратитесь в местный или региональный отдел образования, чтобы узнать, что существует в вашем штате.
Чтобы просмотреть программу Грузии, щелкните следующую ссылку.
Национальное правительство также имеет программы по распространению информации и предоставлению ресурсов детям с особыми ограниченными возможностями. Одним из примеров этого является программа «Открывающиеся двери», которая была разработана для детей с нарушениями слуха. Эта программа поддерживает актуальную информацию об услугах для людей с нарушением слуха, а также предоставляет технологические ресурсы, чтобы помочь этим детям справиться с трудностями в общении. Подобные национальные программы существуют для многих людей с ограниченными возможностями, и их можно найти с помощью простого поиска в Интернете.
Дополнительную информацию о программе «Открывающиеся двери» можно найти здесь.
Правительство США чувствительно относится к дополнительным расходам, связанным с уходом за ребенком с особыми потребностями. Тем семьям, которые в этом нуждаются, доступна особая финансовая помощь. Дополнительное медицинское пособие, дополнительный социальный доход (SSI) и пособие по социальному обеспечению могут быть доступны семьям, имеющим право на получение помощи с особыми потребностями.
Чтобы ознакомиться с требованиями и подать заявку на эту помощь, перейдите по этой ссылке на их веб-сайт.
Медицинские расходы могут стать серьезным бременем для людей с особыми потребностями. К счастью, существуют программы, помогающие семьям получить помощь в покрытии этих расходов. Программа консультирования и защиты здоровья при страховании здоровья помогает людям с ограниченными возможностями понять, как работает медицинское страхование, и позволяет им найти ресурсы, которые помогут им покрыть свои медицинские расходы. В центре хорошо осведомлены о медицинском страховании и системе здравоохранения, они предоставляют информационные буклеты и консультации.
Их веб-сайт доступен здесь.
Центр медицинского просвещения и защиты прав потребителей - это ресурс, который помогает семьям получить доступ к медицинским услугам и информации. У них есть информационные программы и информация для многих людей с ограниченными возможностями. Они могут направить вас к соответствующим местным ресурсам, которые помогут вам получить наилучшее медицинское обслуживание для вашего ребенка и помогут найти финансовую помощь для медицинского обслуживания.
Веб-сайт Центра медицинского просвещения и защиты прав потребителей находится по этой ссылке
.
На местном и региональном уровне существует множество программ, помогающих детям с особыми потребностями развить свой лидерский потенциал и повысить уровень функциональности. Центр новых лидеров - одна из таких программ. Эта программа помогает подросткам с ограниченными возможностями приобретать жизненные навыки и развивать свои лидерские качества. Родители могут научиться воспитывать эти качества в своих детях каждый день.
Для получения дополнительной информации об этой программе перейдите сюда.
Центр PACER - это пример региональной программы, которая помогает вашему ребенку максимально использовать возможности, доступные для людей с особыми потребностями. Они информируют свое сообщество о событиях и возможностях, доступных для детей с особыми потребностями, и призывают семьи помочь своим детям как можно активнее участвовать в местных мероприятиях. Хотя программа базируется в Блумингтоне, Миннесота, они могут направлять людей в других местах к аналогичным программам, которые могут существовать в вашем районе.
Их веб-сайт можно найти по этой ссылке.
Партнеры в разработке политики - это пример программы, которая направлена на то, чтобы помочь семьям с детьми с особыми потребностями принимать более активное участие в оказании помощи законодателям в выборе политики, которая поможет или, по крайней мере, не будет препятствовать будущему их детей. Центр предлагает обучение родителей тому, как стать более активными в местных и национальных органах власти, как создать сети поддержки сообщества для защиты своих проблем и как обратиться к региональным и национальным политикам, чтобы выразить свои опасения наиболее эффективно.
Дополнительную информацию об этой программе вы можете найти здесь.
3E Love - это программа, разработанная для того, чтобы помочь детям с ограниченными возможностями чувствовать себя включенными и иметь высокую самооценку, несмотря на их проблемы. Программа способствует развитию любви к себе и повышению осведомленности общества. Их усилия по построению сообщества помогают детям с ограниченными возможностями воспринять разнообразие, которое они привносят в мир, и найти себе подобных.
Чтобы узнать больше об их инициативе, нажмите здесь.
Группа защитников детей с особыми потребностями - еще одна программа, которая предоставляет общественные ссылки на программы, которые помогают детям с особыми потребностями. Эта программа, базирующаяся в Калифорнии, дает направления для получения медицинских, образовательных и финансовых ресурсов, а также иногда проводит мероприятия для повышения осведомленности и поддержки сообщества.
Вот ссылка на их сайт.
Это только верхушка айсберга, когда речь идет о программах, доступных для детей с особыми потребностями и их семей.Связавшись с одной из указанных выше программ, вы также можете получить дополнительную информацию о программах, доступных вам и вашей семье. Создание сообщества знающих людей важно для того, чтобы ваш ребенок мог расти и пользоваться множеством возможностей. Вышеуказанные программы - отличное начало для получения помощи и льгот, в которых нуждается ваш ребенок.
.