О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Физическое воспитание детей на руси


Физическое воспитание на Руси

Физическое воспитание на Руси

Условия жизни славян оказали огромное влияние на развитие самобытных форм физического воспитания. Широкое распространение у них получили игры, в основе которых лежали элементы трудовой деятельности. У восточных славян отмечаются зачатки целенаправленного обучения. Так, например, родители обучали своих детей верховой езде, стрельбе из лука, метанию копья, плаванию, борьбе и другим видам физических упражнений. Значительное место в воспитании молодежи занимали охота и игрища.
   Охота являлась важной отраслью хозяйства восточных славян. В процессе охоты приобретались жизненно необходимые качества - сила, выносливость, ловкость, смелость, решительность. Молодежи и взрослому населению, из числа которых формировались военные отряды, нужны были также навыки военного дела.
   Основной формой физического воспитания являлись игрища, связанные с различными культовыми обрядами. Составными элементами игрищ были песни, пляски, состязания в беге, прыжках, борьбе, метании копья, дротика, стрельбе из лука, кулачном бою и др..
   Воспитательное значение этих упражнений и игр было огромно. Они вырабатывали у молодежи сноровку, привычку к трудностям, воспитывали коллективизм,  самостоятельность, смелость.  Современники отмечали, что славяне - народ храбрый и выносливый, смелый и сильный. Так, император Византии Маврикий (582 - 602) писал: «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лессом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются внезапными атаками (прим. - засадами), хитростями и днем и ночью, изобретая много разнообразных способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом всех людей».
   Готский писатель Прокопий Кесарийский характеризовал славян как смелых людей, обладающих незаурядной физической силой. «Вступая в битву, большинство из них идёт на врагов со щитами и дротиками (прим. - топорами) в руках. Они очень высокого роста и огромной силы».
   По свидетельству современников, славяне владели оружием лучше, чем римляне (прим. - византийцы). Славянским набегам неоднократно подвергалась столица Византии, а их флот плавал по Черному морю и доходил даже до острова Крит в Средиземном море.
   На рубеже VIII и IX вв. складывается одно из первых государств восточных славян — Киевская Русь, сразу обратившая на себя внимание современников. Она воспевалась в былинах, скандинавских сагах, половецких песнях, описывалась арабскими и персидскими географами, византийскими и русскими летописцами. Во главе Киевской Руси стоял великий князь, который управлял государством при помощи либо подручных князей, либо «мужей», посаженных в качестве «посадников» в отдельных городах. У каждого князя и его «мужей» имелась своя дружина. В период военных действий войско набиралось из  населения со всех частей Киевского государства. Дружинники, как правило, были конные, войско - пешее. Такое комплектование войска предопределило некоторую заинтересованность князей в военно-физической подготовке ополчения, основное место в которой занимали народные формы и методы физического воспитания.
   У русских князей и княжеской знати физическое воспитание носило в определенной мере организованный характер. Князь и каждый дружинник не мыслили себе жизни без военных походов. Поэтому если у простого народа наиболее распространенными были кулачные бои, борьба, различные игры и развлечения, то у господствующего класса главное место занимали состязания в верховой езде, стрельбе из лука и охота. Даже знаменитые пиры феодальной знати перемежались торжественными смотрами войск, состязаниями в стрельбе из лука по мишеням, длительными скачками и «потехами» - своеобразными рыцарскими турнирами (играми).
   На основании былинного эпоса и летописей можно судить о том, что «потехи» русских богатырей носили характер тренировок и являлись элементами самобытной военно-физической подготовки. Так, например, Ипатьевская летопись сообщает, что в 972 Г. киевлянин сумел выйти из осажденного печенегами города, переплыть Днепр и сообщить князю Святославу об осаде Киева. «Повесть временных лет» упоминает о том, что в 992 г. печенежский князь предложил князю Владимиру решить исход войны поединком двух борцов. Ремесленник Никита Кожемяка (кожевенник) победил печенежского воина-великана. Перед схваткой с печенегом князь Владимир решил проверить физические качества русского богатыря в единоборстве с разъяренным быком. Поединками борцов или кулачных бойцов часто решался не только исход войны, но и личные споры.
   Феодальная знать заимствовала для своей военной подготовки народные формы физического воспитания, дополняя. их новыми элементами, зародившимися при княжеском дворе и получившими широкое распространение в среде приближенных князя. Среди княжеской, знати и дружинников проводились различные состязания. Так, князь Изяслав Мстиславович устроил в Киеве (1150) соревнования в верховой езде — конские ристания (состязания, развлечения).
   В «Ипатьевской летописи» упоминаются военные игры (турниры) княжеской знати. Киевский князь Владимир Мономах в своем «Поучении» (XI в.), говоря о важных занятиях на каждый день, рекомендует заниматься верховой ездой, охотой, которые являются хорошей школой мужества и своеобразной подготовкой для профессиональных воинов.
   Борьба против половцев, печенегов и татаро-монголов, которую вела Русь в период XI—XIV вв., требовала от народа высоких морально-волевых качеств, хорошей военной подготовки. Воспитанию этих качеств способствовали многие физические упражнения и игры, имеющие прямую связь с трудовой деятельностью и военным делом. Такие игры-хороводы, как «Лен», «Просо сеяли», «Заплетися, плетень», были широко известны на Руси. Праздник Купалы, Перуна (бога грозы, войны и оружия), Ярилы (бога животворящих сил природы) и другие неизменно сопровождались играми и состязаниями в борьбе, кулачном бою, беге, прыжках через костер.
   К XI в. на Руси усилились классовые противоречия. Дальнейшее развитие феодальных отношений, выразившееся в росте крупного землевладения, в усилении экономического и политического могущества городов по мере развития производительных сил, привело Русь в конечном счете к политической раздробленности и бесконечным междоусобным войнам. После смерти князя Ярослава Мудрого (1054) практически перестала существовать единая держава Русь, она распалась на ряд княжеств. Однако феодальная раздробленность не оказала особо губительного влияния на последующую экономическую жизнь Руси.
   Даже в условиях феодальной раздробленности на Руси сохранялась определенная территориальная общность, развивалась самобытная единая основа русской культуры. В наиболее трудный период жизни русского народа - период татаро-монгольского ига -  продолжали развиваться самобытные формы физического воспитания.
   В конце XIV в. Москва, возглавив выступление русских войск против Мамая, подтвердила свое главенствующее положение в объединении русских княжеств. В стране происходил процесс образования русского централизованного государства. Это сказывалось на развитии всей русской культуры, в том числе и физической культуры.
   Народ был истинным ценителем и хранителем самобытных игр. В состязаниях развивались сила (борьба, кулачный бой), меткость (метание мяча), ловкость  („веревочка", „ладошки"), скорость (бег вперегонки, бег в мешках) и другие качества, столь необходимые в повседневной жизни и прочно вошедшие в жизненный уклад народа. Среди самобытных форм физических упражнений, получивших повсеместное распространение, был кулачный бой. Различались два вида кулачных боев: одиночный (сам на сам) и групповой (стенка на стенку). Уже в то время существовали неписанные правила кулачного боя, сущность которых очень метко отразилась в поговорках: «лежачего не бьют», «биться лицом к лицу» и др. Ареной кулачных боев очень часто становились покрытые льдом реки или озера.
   Подлинно классическим примером изображения кулачного боя в русской художественной литературе является поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», созданная М. Ю. Лермонтовым в стиле старинных народных песен.
   В физическом воспитании юных феодалов значительное место занимали всевозможные игры и развлечения, способствующие физическому развитию и закаливанию. Наиболее распространенными были игры с мячом, а также качели, катание на санях и коньках.
   Физические упражнения и игры, требовавшие большой тренированности, в те далекие времена проводились как на специальных площадках, так и в открытом поле.
   В быту и военном деле широкое применение получили лыжи, которые были распространены в северных и средних районах страны, на Урале и в Сибири. При археологических раскопках древнего Новгорода были обнаружены лыжи, напоминающие по форме современные. Использовались лыжи и в военном деле. В русском войске существовали лыжные отряды, известные под названием «лыжная рать». Так, в Никоновской летописи за 1444 г. рассказывается об успешном походе Московской лыжной рати против татар, напавших на Рязань. О подобных походах лыжной рати сообщается в Архангелогородской (1499 г.), Псковской (1535 г.) и других летописях. Русский полководец М. В. Скопин - Шуйский, который ввел военное обучение крестьянского ополчения,  сформировал в 1608 - 1610 гг. отряд лыжников, успешно сражавшийся против поляков.
   Развитию и совершенствованию народных видов физических упражнений  препятствовала религия. В Русском государстве реакционной силой по отношению к народным играм и развлечениям выступала русская православная церковь,  рассматривающая физические упражнения и развлечения народных масс как проявление язычества и объявляющая их греховными. «Стоглав» (1551) — свод церковных законов, написанный в виде ответов на вопросы царя о церковном «строении», - запрещал, например, народные гуляния, увеселения и игры, а относительно кулачного боя предписывал, что бы «то эллинское бесование... попрано было до конца».
   В кодексе моральных и житейских правил - „Домострое'' (1580), предназначенном для зажиточных кругов городского населения, - перечислялись религиозно-нравственные обязанности каждого человека, давались наставления по вопросам семейной жизни, много места уделялось воспитанию детей. «Домострой» требовал воспитания людей в «страхе божии», выполнения религиозных обрядов, запрещал всевозможные увеселения, игры (даже шахматы), поощрял телесные наказания. Особый запрет налагался на кулачные бои. Так, в 1648 г. царь Алексей Михайлович специальным указом запретил их. Указы светской власти продолжили выступления против кулачных боев., начатые церковью, которая видела в них «богомерзкую забаву», а светские власти — еще и «вредную забаву», нарушающую тишину и спокойствие.
   Но ни церковные, ни правительственные меры, направленные против народных форм физических упражнений и игр, не могли повлиять на здоровое стремление народа к физическому совершенствованию. В народе по-прежнему продолжали заниматься  любимыми упражнениями. Но, к сожалению, противодействие церковной и светской власти не позволили самобытным формам физического воспитания оформиться в стройную систему.

Физическое воспитание на Руси

   На широких просторах Приднепровья жили мужественные племена восточных славян,   которые занимались земледелием, ремеслами, скотоводством и охотой. На протяжении многих столетий славянам приходилось вести войны против многочисленных кочевых народов (гуннов, аланов, аваров, болгар и др.).
Условия жизни славян оказали огромное влияние на развитие самобытных форм физического воспитания. Широкое распространение у них получили игры, в основе которых лежали элементы трудовой деятельности. У восточных славян отмечаются зачатки целенаправленного обучения. Так, например, родители обучали своих детей верховой езде, стрельбе из лука, метанию копья, плаванию, борьбе и другим видам физических упражнений. Значительное место в воспитании молодежи занимали охота и игрища.
   Охота являлась важной отраслью хозяйства восточных славян. В процессе охоты приобретались жизненно необходимые качества - сила, выносливость, ловкость, смелость, решительность. Молодежи и взрослому населению, из числа которых формировались военные отряды, нужны были также навыки военного дела.
   Основной формой физического воспитания являлись игрища, связанные с различными культовыми обрядами. Составными элементами игрищ были песни, пляски, состязания в беге, прыжках, борьбе, метании копья, дротика, стрельбе из лука, кулачном бою и др..
   Воспитательное значение этих упражнений и игр было огромно. Они вырабатывали у молодежи сноровку, привычку к трудностям, воспитывали коллективизм,  самостоятельность, смелость.  Современники отмечали, что славяне - народ храбрый и выносливый, смелый и сильный. Так, император Византии Маврикий (582 - 602) писал: «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лессом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются внезапными атаками (прим. - засадами), хитростями и днем и ночью, изобретая много разнообразных способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом всех людей».
   Готский писатель Прокопий Кесарийский характеризовал славян как смелых людей, обладающих незаурядной физической силой. «Вступая в битву, большинство из них идёт на врагов со щитами и дротиками (прим. - топорами) в руках. Они очень высокого роста и огромной силы».
   По свидетельству современников, славяне владели оружием лучше, чем римляне (прим. - византийцы). Славянским набегам неоднократно подвергалась столица Византии, а их флот плавал по Черному морю и доходил даже до острова Крит в Средиземном море.
   На рубеже VIII и IX вв. складывается одно из первых государств восточных славян — Киевская Русь, сразу обратившая на себя внимание современников. Она воспевалась в былинах, скандинавских сагах, половецких песнях, описывалась арабскими и персидскими географами, византийскими и русскими летописцами. Во главе Киевской Руси стоял великий князь, который управлял государством при помощи либо подручных князей, либо «мужей», посаженных в качестве «посадников» в отдельных городах. У каждого князя и его «мужей» имелась своя дружина. В период военных действий войско набиралось из  населения со всех частей Киевского государства. Дружинники, как правило, были конные, войско - пешее. Такое комплектование войска предопределило некоторую заинтересованность князей в военно-физической подготовке ополчения, основное место в которой занимали народные формы и методы физического воспитания.
   У русских князей и княжеской знати физическое воспитание носило в определенной мере организованный характер. Князь и каждый дружинник не мыслили себе жизни без военных походов. Поэтому если у простого народа наиболее распространенными были кулачные бои, борьба, различные игры и развлечения, то у господствующего класса главное место занимали состязания в верховой езде, стрельбе из лука и охота. Даже знаменитые пиры феодальной знати перемежались торжественными смотрами войск, состязаниями в стрельбе из лука по мишеням, длительными скачками и «потехами» - своеобразными рыцарскими турнирами (играми).
   На основании былинного эпоса и летописей можно судить о том, что «потехи» русских богатырей носили характер тренировок и являлись элементами самобытной военно-физической подготовки. Так, например, Ипатьевская летопись сообщает, что в 972 Г. киевлянин сумел выйти из осажденного печенегами города, переплыть Днепр и сообщить князю Святославу об осаде Киева. «Повесть временных лет» упоминает о том, что в 992 г. печенежский князь предложил князю Владимиру решить исход войны поединком двух борцов. Ремесленник Никита Кожемяка (кожевенник) победил печенежского воина-великана. Перед схваткой с печенегом князь Владимир решил проверить физические качества русского богатыря в единоборстве с разъяренным быком. Поединками борцов или кулачных бойцов часто решался не только исход войны, но и личные споры.
   Феодальная знать заимствовала для своей военной подготовки народные формы физического воспитания, дополняя. их новыми элементами, зародившимися при княжеском дворе и получившими широкое распространение в среде приближенных князя. Среди княжеской, знати и дружинников проводились различные состязания. Так, князь Изяслав Мстиславович устроил в Киеве (1150) соревнования в верховой езде — конские ристания (состязания, развлечения).
   В «Ипатьевской летописи» упоминаются военные игры (турниры) княжеской знати. Киевский князь Владимир Мономах в своем «Поучении» (XI в.), говоря о важных занятиях на каждый день, рекомендует заниматься верховой ездой, охотой, которые являются хорошей школой мужества и своеобразной подготовкой для профессиональных воинов.
   Борьба против половцев, печенегов и татаро-монголов, которую вела Русь в период XI—XIV вв., требовала от народа высоких морально-волевых качеств, хорошей военной подготовки. Воспитанию этих качеств способствовали многие физические упражнения и игры, имеющие прямую связь с трудовой деятельностью и военным делом. Такие игры-хороводы, как «Лен», «Просо сеяли», «Заплетися, плетень», были широко известны на Руси. Праздник Купалы, Перуна (бога грозы, войны и оружия), Ярилы (бога животворящих сил природы) и другие неизменно сопровождались играми и состязаниями в борьбе, кулачном бою, беге, прыжках через костер.
   К XI в. на Руси усилились классовые противоречия. Дальнейшее развитие феодальных отношений, выразившееся в росте крупного землевладения, в усилении экономического и политического могущества городов по мере развития производительных сил, привело Русь в конечном счете к политической раздробленности и бесконечным междоусобным войнам. После смерти князя Ярослава Мудрого (1054) практически перестала существовать единая держава Русь, она распалась на ряд княжеств. Однако феодальная раздробленность не оказала особо губительного влияния на последующую экономическую жизнь Руси.
   Даже в условиях феодальной раздробленности на Руси сохранялась определенная территориальная общность, развивалась самобытная единая основа русской культуры. В наиболее трудный период жизни русского народа - период татаро-монгольского ига -  продолжали развиваться самобытные формы физического воспитания.
   В конце XIV в. Москва, возглавив выступление русских войск против Мамая, подтвердила свое главенствующее положение в объединении русских княжеств. В стране происходил процесс образования русского централизованного государства. Это сказывалось на развитии всей русской культуры, в том числе и физической культуры.
   Народ был истинным ценителем и хранителем самобытных игр. В состязаниях развивались сила (борьба, кулачный бой), меткость (метание мяча), ловкость  („веревочка", „ладошки"), скорость (бег вперегонки, бег в мешках) и другие качества, столь необходимые в повседневной жизни и прочно вошедшие в жизненный уклад народа. Среди самобытных форм физических упражнений, получивших повсеместное распространение, был кулачный бой. Различались два вида кулачных боев: одиночный (сам на сам) и групповой (стенка на стенку). Уже в то время существовали неписанные правила кулачного боя, сущность которых очень метко отразилась в поговорках: «лежачего не бьют», «биться лицом к лицу» и др. Ареной кулачных боев очень часто становились покрытые льдом реки или озера.
   Подлинно классическим примером изображения кулачного боя в русской художественной литературе является поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», созданная М. Ю. Лермонтовым в стиле старинных народных песен.
   В физическом воспитании юных феодалов значительное место занимали всевозможные игры и развлечения, способствующие физическому развитию и закаливанию. Наиболее распространенными были игры с мячом, а также качели, катание на санях и коньках.
   Физические упражнения и игры, требовавшие большой тренированности, в те далекие времена проводились как на специальных площадках, так и в открытом поле.
   В быту и военном деле широкое применение получили лыжи, которые были распространены в северных и средних районах страны, на Урале и в Сибири. При археологических раскопках древнего Новгорода были обнаружены лыжи, напоминающие по форме современные. Использовались лыжи и в военном деле. В русском войске существовали лыжные отряды, известные под названием «лыжная рать». Так, в Никоновской летописи за 1444 г. рассказывается об успешном походе Московской лыжной рати против татар, напавших на Рязань. О подобных походах лыжной рати сообщается в Архангелогородской (1499 г.), Псковской (1535 г.) и других летописях. Русский полководец М. В. Скопин - Шуйский, который ввел военное обучение крестьянского ополчения,  сформировал в 1608 - 1610 гг. отряд лыжников, успешно сражавшийся против поляков.
   Развитию и совершенствованию народных видов физических упражнений  препятствовала религия. В Русском государстве реакционной силой по отношению к народным играм и развлечениям выступала русская православная церковь,  рассматривающая физические упражнения и развлечения народных масс как проявление язычества и объявляющая их греховными. «Стоглав» (1551) — свод церковных законов, написанный в виде ответов на вопросы царя о церковном «строении», - запрещал, например, народные гуляния, увеселения и игры, а относительно кулачного боя предписывал, что бы «то эллинское бесование... попрано было до конца».
   В кодексе моральных и житейских правил - „Домострое'' (1580), предназначенном для зажиточных кругов городского населения, - перечислялись религиозно-нравственные обязанности каждого человека, давались наставления по вопросам семейной жизни, много места уделялось воспитанию детей. «Домострой» требовал воспитания людей в «страхе божии», выполнения религиозных обрядов, запрещал всевозможные увеселения, игры (даже шахматы), поощрял телесные наказания. Особый запрет налагался на кулачные бои. Так, в 1648 г. царь Алексей Михайлович специальным указом запретил их. Указы светской власти продолжили выступления против кулачных боев., начатые церковью, которая видела в них «богомерзкую забаву», а светские власти —еще и «вредную забаву», нарушающую тишину и спокойствие.
   Но ни церковные, ни правительственные меры, направленные против народных форм физических упражнений и игр, не могли повлиять на здоровое стремление народа к физическому совершенствованию. В народе по-прежнему продолжали заниматься  любимыми упражнениями. Но, к сожалению, противодействие церковной и светской власти не позволили самобытным формам физического воспитания оформиться в стройную систему.

Тридцатая школа

Другие статьи о развитии физического воспитания в России.

  Физическое воспитание в России в 18 и первой половине 19 веков.

  Физическое воспитание в учебных заведениях дореволющионной России.

  Спортивно-гимнастическое движение и начало развития спорта в России.

Материалы по теме

  • < Физическое воспитание во второй период новой истории

Беседа "Развитие физической культуры у народов Древней Руси "

Развитие физической культуры у народов Древней Руси

Возникновение физических упражнений у народов Древней Руси относится к первобытному обществу (можно сказать, с самого появления Древней Руси как самостоятельного государства). Исторические исследования дают основание говорить о применении различных видов физических упражнений и игр в трудовом и военном воспитании древних людей нашей Родины. У многих народов сохранились игры и физические упражнения, уходящие своими корнями в далекое прошлое. Эти упражнения отражали охотничью, рыболовецкую, скотоводческую, земледельческую, военную и бытовую деятельность племен и родов первобытного общества.

У древних народов бытовала верховая езда, метания разных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры. А народы нашего Севера применяли как в охоте, так и в быту, лыжи. Проводилось много состязаний, в которых молодые люди показывали «удаль молодецкую», в которых выявлялись самые сильные, ловкие и умелые мальчики и девочки, а также парни и девушки.

Физические упражнения и игры у восточных славян

Великий русский просветитель, историк и писатель Николай Михайлович Карамзин связывает происхождение наименования СЛАВЯН, людей мужественных и воинственных, со СЛАВОЙ, которую стяжали храбрые славянские воины, защищая свою землю, народ, семьи.

Основной хозяйственной деятельностью было пашенное земледелие, заметную роль играло скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Тяжелые условия существования, постоянное преодоление опасностей, связанных с внезапными нападениями кочевых племен скифов, сарматов, печенегов, половцев и других, требовало от славян хорошей военной выучки, развития физических и морально-волевых качеств: владения оружием, обладания силой, ловкостью, выносливостью, необходимыми в рукопашной схватке, стойкостью, мужеством, а также навыками в быстром беге, различного рода прыжках, метаниях, переноске тяжестей, лазании по деревьям, плавании, умении преодолевать водные преграды.

По сведениям очевидцев, византийских писателей Прокопия и Маврикия (VI в. н. э.), анты отличались свободолюбием, гостеприимством, были высокорослыми, сильными и храбрыми воинами. Так, Маврикий отмечал, что «анты не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, особенно в своей земле, выносливы, легко переносят холод и жару, недостаток в одежде и в пище… Они особенно умеют переправляться через реки, потому что они больше и лучше, чем остальные люди, умеют держаться на воде…».

Военное дело и физическая подготовка во времена до изобретения пороха, как известно, были связаны теснейшим образом, представляя собой, по сути, единое целое. На вооружении славян были лук и стрелы, дротики, а также тяжелые, прочные щиты. Исследователи отмечают хорошее владение ими оружием. Древнерусские стрелки-лучники имели хорошую выучку, занимаясь обучением стрельбе с детских лет одновременно с обучением верховой езде. «В результате постоянной тренировки в стрельбе из лука с коня восточные конные стрелки добивались удивительной меткости. Они поражали цель на полном скаку…».

 Удовольствие, производимое музыкой, заставляет людей сопровождать ее различными телодвижениями. Так рождается пляска, которая «состоит в том, чтобы в сильном напряжении мышц взмахивать руками, вертеться на одном месте, приседать, топать ногами, и соответствует характеру людей крепких, деятельных, неутомимых». Недаром танцы сродни физическим упражнениям. Первыми представителями в этом виде искусства в России былискоморохи – народные музыканты, танцоры, акробаты, без которых не обходился ни один праздник на Руси. А вот еще одно свидетельство, может быть самое яркое, широкого распространения в Древней Руси многообразных национальных средств физического воспитания: «Народные игры и потехи, – отмечает историк, – доныне единообразны в землях славянских: борьба, кулачный бой, беганье взапуски – остались также памятниками их древних забав, представляющих нам образ войны и силы».

Многие игры славян носили магический, культовый характер, связанный с языческими представлениями. Например, прыжки через костер были очищением. Масленица, берущая начало в весенних празднествах древних славян, своей обрядовой символикой связана с древнеславянскими традициями проводов зимы (сжигание чучела или куклы зимы – Масленицы) и встречи весны, а также и культом предков.

До наших времен сохранились следы древних игр в виде восклицаний «чур, не я!», когда первобытные люди искали защиту у пращура – родоначальника. Такие народные игры, как «просо», «лен», «гуси-лебеди» и многие другие, своими корнями уходят в первобытное общество.

Крупные состязания древних именовались игрищами и проводились в честь языческих богов – Перуна, Сварога, Волоса.

Разрозненные источники дают возможность составить представление о видах физических упражнений, демонстрировавшихся на этих состязаниях. Это бег наперегонки, прыжки через костер, метание различных предметов, вбегание на гору, прыжки с обрыва в воду, стрельба из лука, конные ристания, кулачный бой, палочные бои, лазание по оголенному стволу дерева, а также игры, пляски, акробатические упражнения скоморохов. Имелось и место проведения состязаний – «чистое поле». Игрища заложили основы народных традиций физического воспитания.

Сведения об играх-зрелищах у славян позволяют глубже осмыслить особенности физической культуры русского народа в последующие эпохи, а также понять истоки, корни, откуда берет начало любовь современного человека к спортивным зрелищам, самым популярным в мире.

Физическое воспитание в Киевской Руси

Живя на границе со степью (полем), постоянно защищаясь от набегов кочевников, поляне раньше других восточнославянских племен создали у себя систему централизованного управления и постоянную, фактически профессиональную армию в виде большой боярской и малой княжеской дружин.

Киевское государство обладало богатой по тем временам материальной и духовной культурой. Успешно развивались кузнечное, гончарное, ювелирное и косторезное ремесла, которые выделяются в самостоятельные отрасли производства; появляются эмаль, стекло.

В одном из женских монастырей Киева в конце XI века было создано женское училище, где преподавалось чтение, письмо, пение и швейное дело. Позднее подобное училище было учреждено в Суздале.

О чем говорят эти фрески? Прежде всего о широком распространении на Руси различных видов физических упражнений. Иначе подобные фрески не могли бы появиться в главном храме страны.

Во-вторых, благодаря им мы можем судить о том, что церковь не была противницей народных игр и физических упражнений. Правда, некоторые представители церкви выступали против народных форм физического воспитания как пережитка язычества. Но критика была направлена главным образом против грубых, опасных не только для здоровья, но и для жизни людей занятий.

Церковь, следуя православному вероучению, стремилась облагородить, гуманизировать народную физическую культуру. Кроме того, многие монастыри стояли на страже российских городов, а их воспитанники нередко выступали в поединках с вражескими воинами, стремясь принести таким образом победу русскому воинству.

Для этого надо было обладать достаточно высокой физической подготовкой. В более позднее время церковь принимала меры по улучшению постановки физического воспитания в духовных семинариях и других духовно-учебных заведениях.

Повсеместно была распространена борьба, привлекавшая детей и взрослых из всех слоев населения. Об этом свидетельствуют многие русские летописи и былины.

Высоким физическим развитием, недюжинной силой и смелостью отличались многие русские князья. Так, князь Мстислав, брат Ярослава Мудрого, княживший в отдаленной Тмутаракани, плотный телом, отважный в битве, прославился своей богатырской удалью.

Среди зимних забав, особенно в северных городах Руси, были популярны катание на санках, лыжах, кулачные бои, игры типа «взятие снежной крепости». Летом играли в кости (бабки), в подвижные игры с чурками, шарами и другими предметами.

С детских лет мальчики учились стрельбе из лука, верховой езде, плаванию, гребле. Юноши состязались в метании в цель дротиков. Устраивали скачки на лошадях. Важным средством закалки служили бани, имевшиеся на каждом подворье.

Занимавшиеся военным делом должны были хорошо владеть всеми видами оружия и обладать прикладными навыками. К ним относились верховая езда, гребля, плавание и др. Поэтому в дружинах «старшими воями» проводилось обучение молодых воинов – «гридней», а при дворах великого князя, удельных князей и посадников время от времени устраивались конные «ристания» – состязания в скачке, вольтижировке, рубке на скаку, стрельбе из лука по мишени, метании в цель копий, фехтованию, борьбе.

Обилие рек и озер, в том числе и пригодных для судоходства, способствовало созданию такой крупной, особенно по тем временам, водной артерии, как известный «путь из варяг в греки». Водные пути сообщения намного превосходили в ту пору в количественном отношении сухопутные, ибо прокладывание последних в те времена было делом очень сложным. Такая ситуация требовала внимания к подготовке гребцов, умеющих плавать. Русские воины были хорошими гребцами, умело управлялись с парусом.

Несколько слов о физической подготовке знати – князей, бояр и других представителей господствовавшего класса. Средства физического воспитания ими заимствовались из народной физической культуры, но обставлялись они более пышно. Примером может служить княжеская охота, которая была и забавой, и отчасти господским промыслом, а также средством военно-физической подготовки. В княжеском хозяйстве имелись службы егерей и сокольничих, охотничьи заказники, псарни и т. п.

Изложенное дает возможность сделать вывод о том, что еще в сложных условиях родоплеменных отношений в Древней Руси закладывались основы народной системы физического воспитания, включавшей в себя разнообразные, преимущественно военно-прикладные, физические упражнения, игры, средства закаливания. При этом, как свидетельствует летопись, довольно широкое распространение имели состязания, проводимые в качестве многолюдных зрелищ, игравших заметную роль в общественной жизни в то время.

Презентация по физической культуре на тему "Физическое воспитание в Древней Руси" (7 класс)

Описание слайда:

Создавая игры, русский народ вкладывал в них глубокий смысл – это и учеба, и труд, и воспитание. Подвижные игры развивают ловкость, гибкость, силу, воспитывают богатырский дух, к тому же заставляют думать. Народные игры вызывают чувство единения, товарищества. “Горелки” Сначала выбирают водящего. Он называется Огарыш или Горелка. Позади него на расстоянии 80-160 см парами выстраиваются играющие. Они распевают: “Гори, гори ясно! Чтобы не погасло! Глянь на небо! Птички летят, Колокольчики звенят!” В это время последняя, задняя пара, отделяется от всех и идёт шагом вперёд, разъединившись, один — направо, другой — налево. Поравнявшись с Горелкой, они бегут со всех ног, стараясь схватиться за руки. Горелка старается поймать кого-то из них или коснуться ладонью. Пойманный становится с водящим в одну пару, а тот, кто остался, становится Горелкой.

Физическое воспитание в Древней Руси

Читайте также

Что в Древней Руси называли «пороками»?

Что в Древней Руси называли «пороками»? Пороком наши предки называли метательную машину, особенно широко применявшуюся в X–XV веках для метания камней, крупных стрел, бревен и других снарядов при осаде и обороне крепостей. На вооружении русского войска находились малые и

Как измеряли постройки в Древней Руси?

Как измеряли постройки в Древней Руси? Иностранные путешественники, побывавшие в средневековой России, писали об удобстве и функциональности деревянных построек, возводимых русскими мастерами. В частности, А. Олеарий восхищался пропорциональностью храмов и говорил,

Как награждали воинов в древней Руси?

Как награждали воинов в древней Руси? Обычай награждать воинов за мужество и героизм возник еще в рабовладельческих государствах. Так, в древнем Риме отличившихся воинов награждали перстнями с изображением императоров.Древнерусские князья награждали своих дружинников

Крепости древней Руси.

Крепости древней Руси. Укрепленные пункты, послужившие родоначальниками крепостей и служившие для охраны древней Руси от внешних врагов, известны в летописях под названием городов, городков, острогов и острожков. Слово "крепость" появилось в официальных актах с ХVII ст. и

Международные связи Древней Руси

Международные связи Древней Руси Направления внешней политики Древней Руси:– Византия: торговля, дипломатические союзы (Ольга, Владимир), совместная борьба с кочевниками, вооружённые конфликты, военные противостояния (Игорь, Святослав, Олег). Это один из главных

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси Письменность: распространение стало возможным с принятием христианства (Новгородский кодекс, Остромирово Евангелие).Литература:– летописание (появление в XI в. «Повести временных лет», автор – монах Нестор, окончательная редакция – ок. 1118 г.,

Освоение железных руд в Древней Руси

Освоение железных руд в Древней Руси Геологи, занимающиеся историей своей науки, доподлинно знают: добыча железа на территории Руси осуществлялась с доисторических времен. Установлено, что у полян это ремесло существовало уже в IX веке. О выработке железа есть упоминания

Физическое воспитание недоношенного ребенка

Физическое воспитание недоношенного ребенка Причины преждевременных родов Процент рождаемости недоношенных детей во многом зависит от социально-экономических факторов. Более высокий показатель недоношенности наблюдается в крупных городах. Различные патологические

4. Государственный строй Древнерусского государства. Система государственных органов власти Древней Руси. Правовое положение населения Киевской Руси

4. Государственный строй Древнерусского государства. Система государственных органов власти Древней Руси. Правовое положение населения Киевской Руси Древнерусское государство было монархией, во главе которой стоял великий князь. Ему принадлежала верховная

Физическое воспитание в Киевской Руси

Физическое воспитание в Киевской Руси Одно из первых славянских государств – Киевская Русь, колыбель русского, украинского и белорусского народов – сложилось в IX веке. Его основой было племя полян. Живя на границе со степью (полем), постоянно защищаясь от набегов

Физическое воспитание в период феодальной раздробленности (ХП-XIV вв.) и в Русском централизованном государстве (XV—XVII вв.)

Физическое воспитание в период феодальной раздробленности (ХП-XIV вв.) и в Русском централизованном государстве (XV—XVII вв.) В XII веке усиливается междоусобная борьба князей, Русь распадается на отдельные княжества. Это ослабило русское государство, что явилось одной из

Физическое воспитание учащейся молодежи

Физическое воспитание учащейся молодежи Среди реформ, предпринятых после отмены крепостного права, были и такие, что затрагивали начальную, среднюю и высшую школы. Новые уставы начальных школ, гимназий, реальных училищ, университетов способствовали распространению

Читать книгу Физическая культура и спорт России с древнейших времен до начала XX века Елены Дивинской : онлайн чтение

I.2. Физическая культура в Киевской Руси

В IX веке на территории Восточной Европы складывается одно из первых государств восточных славян – Киевская Русь, колыбель русского, украинского и белорусского народов. Его основой было племя полян. Живя на границе со степью (полем), постоянно защищаясь от набегов кочевников, поляне раньше других восточнославянских племен создали систему централизованного управления и постоянную армию.


Рис. 2

В период с IX до середины XII века Киевская Русь являлась одним из наиболее мощных в Европе государств того времени и обращала на себя внимание современников. Она воспевала в былинах, скандинавских сагах, половецких песнях, описывалась арабскими и персидскими географами, византийскими и русскими летописцами.

Период образования Киевского государства для славян был переходным от военной демократии к феодальному строю. С установлением феодальных отношений развивается крупное землевладение, в городах расцветает торговля и ремесло. Киевская Русь становится одним из сильнейших государств Европы в экономическом, военном и культурном отношении.

Борьба против половцев, печенегов и монголо – татаров, которую вела Русь, требовала от народа высоких морально-волевых качеств, хорошей военной и физической подготовки войск.

Во главе Киевской Руси стоял великий князь, которому подчинялись князья («мужи-посадники»), правившие отдельными городами (областями). У каждого из князей имелась своя дружина.

Она состояла из трех групп:

– в первую («старейшую») дружину входили наиболее знатные «лучшие мужья», княжеские советники, «бояре – думающие», которым поручались наиболее важные функции княжеского управления.

– вторая группа дружинников составляла «младшую» дружину «детских», «отроков», «уных» (юных). Они постоянно находились при князе, жили при его дворе, являлись его телохранителями и слугами, получая за это оружие, часть военной добычи и собираемой князем дани.

– третью группу составляли собственно «вои» – «мужи храборствующие». В период расцвета Киевского государства вплоть до половины XI века они являлись основной силой княжеских дружин. Вышедшие из народа воины сохраняли тесную связь с народом, пользовались его уважением и любовью.

Народные формы физического воспитания играли важную роль в подготовке княжеских дружин. Эти упражнения часто сопровождались состязаниями в силе, ловкости, в воинском умении. В былине «Об Илье Муромце и Добрыне Никитиче» рассказывается, что любимыми упражнениями были: бои палицами, рубка саблями, бой копьями, вольтижировка, борьба, плавание, гребля, кулачный бой.

В древнерусской литературе, в летописях и былинах отражены и подвиги воинов-богатырей.

Ипатьевская летопись упоминает, что в 962 году из осажденного печенегами Киева вышел русский воин, переплыл Днепр и призвал на помощь дружины князя Святослава, стоявшие на другом берегу. Летопись «Повесть временных лет» сообщает, что в 992 году русский богатырь победил в борьбе печенежского, чем и решил исход сражения в пользу дружины князя Владимира.

Физическую выносливость и хорошую военную подготовленность русского народа отмечает автор «Слова о полку Игореве», описывая поход Игоря на половцев. Говоря о воинах Ярослава, автор пишет: «Те ведь без щитов с одними засапожными ножами побеждают, звеня прадедовской славой».

В Никоновской летописи, упоминая события 1216 года, повествуется о стойкости воинов в бою: «А новгородцы, псковичи и смоляне в бою… суть мужи храбры зело и велицы (велики) богатыри, яко львы и яко медведи, не слышат бо на себе ран».

Кроме дружинников на Руси были и другие воины, назывались они берсеками. Берсеки – это древнеславянский аналог нынешних супер– бойцов из отряда типа «альфа». Берсеки носили на плечах волчьи шкуры, головы накрывали оскаленными мордами волков, умело имитировали агрессивный волчий рык, от которого конница врагов становилась небоеспособной. Лошади метались, не подчиняясь седоку. Даже один берсек мог ввергнуть в панику многотысячное войско. Впервые их изображение встречается на ритуальном кубке – ритоне из кургана X века.


Никоновская летопись называет имя одного из древнерусских берсеков – Рогдая, ходившего в одиночку против многих воинов.

В.И.Ключевский упоминает Демьяна Куденевича, отгонявшего половецкое войско от Переславля.

Зимой 1238 года Евпатий Коловрат со своим полком в 1700 человек разбил отряды Бату-хана, и целый год удерживал Владимиро-Суздальские земли. Последний его бой интересен в плане исследования русского ратного искусства.

Монголам так и не удалось в рукопашном бою взять горстку берсеков, все их атаки отбивались. Тогда обступившие кольцом монголы расстреляли берсеков со всех сторон из камнеметов. Бату – хан был удовлетворен победой, свое восхищение он выразил тем, что отпустил раненых берсеков, наказав им с почестями похоронить убитого воеводу.

Берсек – значит «бешенный». Он никогда не обороняется, он всегда нападает. Берсеки умели вводить себя в невменяемое состояние, приводя в действия сложный физиологический механизм, изменяющий протекание нервных реакций организма. В таком состоянии у них значительно увеличивалась скорость двигательных рефлексов, затормаживалась деятельность перефирийных рецепторов, от чего берсек не испытывал боли, если он был, например, ранен и дрался при этом со стрелой в спине.

Таким образом, по своей социальной сущности и идейному содержанию, военно-физическая подготовка в древней Руси представляла собой явление более прогрессивное, чем любая рыцарская система физического воспитания на Западе. Если на Западе народное ополчение к X-XII вв. утратило свое былое значение, и основным родом войск стала немногочисленная тяжелая рыцарская конница в феодальной Руси, помимо дружинников, большую роль в обороне страны играло народное ополчение. Свидетельство тому разгром шведских и немецких рыцарей войсками Александра Невского и освобождение от монголо-татарского ига.

По мере классового расслоения славянского общества физическое воспитание приобретало классовый характер. Физическое воспитание народа проходило стихийным, неорганизованным путем. Кроме таких старейших игр, как городки, бабки, прятки, свайка (метание металлического стержня длиной 15-20 см в кольцо, лежащие на земле), были широко известны игры, отражавшие трудовую деятельность: «просо сеяли», «заплетися плетень», «лен».

Воспитание детей в период раннего феодализма осуществлялось в семье. К трем – четырем годам ребенок начинал выполнять посильную для него работу, помогая старшим, главным образом матери. Члены семьи поощряли игры, развивающие у детей ловкость, силу, смекалку, формирующие умения и навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

С семи лет начинался новый период в жизни ребенка, новый этап в его воспитании. Мальчики переходили в возрастную группу отроков (от 7 до 14 лет). В этот период мальчики переходили из женской – в мужскую половину семьи. Они помогали отцам в выполнении «мужских» видов работ, прежде всего в сельскохозяйственных: земледелии, животноводстве. Девочки осваивали «женские» виды работ: вести домашнее хозяйство, прясть, ткать, лепить горшки и т.д.

По достижении 14 лет подростки становились полноправными членами семьи. Они получали военную подготовку, необходимую для каждого мужчины.

Физическое воспитание господствующих классов Киевской Руси, по свидетельству Новгородской (1135), Киевской (1150) и Волынской (1245) летописей, имело организованные формы. Цели и содержание его не отличались от воспитания феодалов других стран, но вместе с тем основные черты физического воспитания русских феодалов тесно переплетались с народными.

Начиная с Х века, в княжеских и боярских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения детей. Это были главным образом выходцы из народа, владевшие воспитательным мастерством. Воспитывая детей, они использовали народные формы физического воспитания: игры с мячом, катание на санях, коньках и другие развлечения, способствующие физическому развитию и закаливанию.

Полезные советы о том, как воспитывать княжеских детей, даны в педагогическом сочинении Киевского князя Владимира Мономаха (1053 -1125) «Поучение чадам своим» (XI в). Великий князь чутко улавливал потребность времени в новых энергичных людях, способных возвеличить Родину, и, опираясь на свой жизненный опыт, изложил в «Поучении» родным детям и потомкам княжеско-боярского круга советы по воспитанию. Владимир Мономах утверждает, что успех жизни зависит от настойчивости, работоспособности, и в качестве примера приводит свои военные походы и «ловы» (охоту), показывает себя с разных сторон – как человека и государственного деятеля, как отца и воспитателя, идеолога феодального класса.

Князь считал, что воспитание детей во многом зависит от соблюдения определенного режима и деятельности, особо предупреждая такой нравственный порок, как лень.

Князь, подробно описывая свои приключения на охоте, которая в то время считалась важным делом, «… ибо нужно было истреблять зверей во множестве водившихся в лесах и приносивших человеку много вреда: «имал своими руками кони дикие…», два тура мотали его на рогах, бодал и ногами топтал лось, вепрь сорвал с его бедра меч, медведь его кусал, лютый зверь вскочил ему на бедра и свалил его вместе с конем – преследовал определенную цель – путем тренировок обеспечить развитие у подрастающего поколения феодалов волевых, нравственных и двигательных качеств: выносливости, силы, смелости, храбрости. Его примеры приводят к выводу о необходимости создания таких условий для детей, при которых у них будут проявляться отвага, смелость, мужество, патриотизм.

Этим трудом Владимир Мономах пытался официально закрепить систему физического воспитания феодалов.

Руководитель греческой школой Чудовского монастыря Епифаний Славинецкий (умер в 1676 г.) выступал за физкультурно – организованное воспитание детей, обучавшихся в монастырских школах. В его педагогическом сочинении «Гражданство обычаев детских» дается классификация народных игр на пригодные и непригодные. К пригодным он относил игры с мячом, прыжки, бег и т.п. К непригодным – игры в карты кости, развивающие лукавство и тщеславие, а также плавание, борьбу и кулачный бой, считая их опасными для жизни детей.

В разделе «О игрании» автор пишет, что в процессе игры должны вырабатываться положительные качества – смелость, аккуратность, жизнерадостность, правдивость и т.д. Игры детей Е. Славинецкий рассматривал не как забавы, а как средство физического и нравственного развития.

Историческое значение для развитие культуры России имели два великих новшества: введение христианства как государственной религии (988 г.) и появление письменности – славянского и русского алфавита.

Значение христианизации Древней Руси состоит в том, что благодаря этому Русское государство перешло в качественно новое состояние в сфере духовности, нравственности, эстетики, культуры. Произошел переход от родоплеменного общества с его языческими представлениями к цивилизации. Это отразилось на всех сферах общественной жизни, в том числе и на физической культуре. (1)

По мнению доктора педагогических наук, профессора Г.С. Де– метера важными источниками освещения вопросов развития физической культуры в нашей стране в данный период времени являются светские фрески Софийского собора (XI в.), различные церковные документы (1).

Софийский собор являлся главным христианским храмом, общегосударственным центром новой феодальной культуры, а также местом проведения торжественным собраний, приема послов и т.п. (рис.3)

Все это нашло отражение в архитектуре храма, его мозаиках и фресках. Наряду с шедеврами мирового мозаичного искусства в украшении храма большое место занимает фресковая живопись.

В тематику фресок входят и евангельские сцены, и… игры на константинопольском гипподроме. на них мы видим византийского императора, колесницы, музыкантов, скоморохов в колпаках, ряженых, травлю медведей, волков, кабанов (рис.4, 5).


Рис. 3 Софийский собор (макет) в Киеве (XI в.)


Рис.4 Поединок ряженых. Фреска северной башни Софийского собора


Pис. 5 Охота на медведя. Фреска северной башни Софийского собора в Киеве XI век.

Ее значительная часть посвящена отображению отдельных моментов, которые можно рассматривать как элементы физической культуры. На них изображены сцены охоты, борьбы, игр скоморохов.

Анализ фресок в известной мере углубляет, обогащает наши представления о масштабности средств физического воспитания на ранних исторических ступенях развития нашей страны, на многие десятилетия передвигают хронологические рамки широкого распространения народных игр в Древней Руси.

В условиях постоянного отражения военных нападений на русское государство, одним из стражей страны были монастыри, в которых занимались не только богослужением, но и физической подготовкой, военным делом.

Например, не раз приходилось с оружием в руках защищать подступы к Москве монахам Троице-Сергиевской лавры, а в 1380 году героем Куликовской битвы стал воспитанник этого монастыря Пересвет.

Обратимся к важнейшему литературному памятнику «Повесть временных лет» (XI в.), где нашла отражение церковная идеология в отношении народной физической культуры. Из него мы узнаем о широком распространении в докиевской и Киевской Руси народных игр и физических упражнений, их огромной популярности.

В летописи упоминается, что проводились «… игрища между селами: сходились на игрища, на плясание и тут умыкали себе жен по взаимному согласию, имели же по две или три жены».

Негодуя по поводу пережитков язычества в быту христиан, автор сурово обличает грешников: «Таких людей дьявол обольщает и другими способами, отвлекая нас от бога всевозможными соблазнами: трубами и скоморохами, гуслями и русальями. Ведь мы видим места для игрищ утоптанными, и здесь толпится множество людей, так что происходит давка, когда начинается внушенное дьяволом зрелище».

Важную роль в общественной жизни Русского государства сыграл Стоглавый собор (1551г.), который содержит важные сведения о быте народа, об отношении церкви с народными играми и обрядами.

Так, в главе 41 сообщается о том, что во время свадебных обрядов «… и смехотворцы, и гусельники бесовские песни поют … со всеми теми играми бесовскими рыщут…». На поминках после плача об умершем его родные и близкие, услышав пение скоморохов, вместе с ними «начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сатанинские пети». В главе 92, целиком посвященной борьбе с «игрищами эллинского бесования», с возмущением говориться о том, что «простая чадь» (простолюдины, сельчане и горожане) в божественные праздники иногда целый день и ночь «творят эллинское бесование, различные игры и плясание», участвуют в забавах, потехах надевал маски-личины, потешные одежды и украшения, услаждаются «песньми сатанинскими».

Таким образом, церковные и светские документы доносят до нас неоценимые, уникальные сведения о народной физической культуре отдаленных эпох.

I.3. Физическая культура народов России в период образования и укрепления централизованного государства

Объединение русских княжеств в единое государство с центром в Москве, начавшееся еще в XIV в., завершилось в конце XV – начале XVI вв. (рис.6).

Создание централизованного государства способствовало сближению народов нашей страны, укрепляло их силы в борьбе с монголо – татарским игом, в боях с немецкими рыцарями, польскими и шведскими интервентами. Главным родом войск до XVII века оставалась конница, так как приходилось быстро двигаться навстречу неприятелю, а также из-за несовершенства огнестрельного оружия пехоты. Всадники были вооружены копьями, луками, кинжалами, саблями и топорами.


Рис. 6

Из пехотных отрядов выделялись полки стрельцов, учрежденные Иваном IV (Грозным), а также «городовые полки», состоявшие из городских жителей. Важным родом войск была артиллерия.

До XVII века регулярного обучения войск не проводилось. В стрелецких и «городовых» полках обучение приемам действия оружием («огненный бой») и элементам строевой подготовки проводилось не систематически. Необходимую военно-физическую подготовку бойцы получали, как правило, до вступления в ряды войск. Самобытная народная система физического воспитания обеспечивала и физическую подготовку русских воинов.

В самобытной народной системе физического воспитания были распространены физические упражнения военного и полувоенного характера, так как в течение XIII, XIV и первой половины XV веков, т.е. около 250 лет, русские провели более 160 войн с захватчиками. Такие упражнения как борьба, палочные и кулачные бои, верховая езда, стрельба из лука, плавание были необходимы в эти годы в борьбе против татар, и долгое время оставались важным средством физического воспитания молодежи, постепенно создавая народную систему физического воспитания молодежи.

С древних времен в быту, охоте и в военном деле применялись лыжи как средство быстрого передвижения по снегу. Особенно популярны лыжи были среди жителей Урала, Сибири, северной и средней полосы страны. О применении лыж в военном деле повествуется в Никоновской летописи за 1444 г. В ней рассказывается об успешном походе московской лыжной рати против татар, напавших на Рязань. В 1499 г. Иван III организовал лыжную рать, чтобы вернуть Югорскую землю, захваченную татарами. Югорской землей называлась в то время часть Северо – Западной Сибири, расположенной между Полярным Уралом и рекой Обью. Успешно использовались лыжи в походах сибирских казаков против хана Кучума (вторая половина XVI в.). Отряды, возглавляемые казачьим атаманом Ермаком Тимофеевичем, в зимнее время одержали ряд побед над татарской конницей.

В войне с западными соседями русское войско также применяли лыжи. В 1535 г. из Москвы были посланы в поход на Литву воины – лыжники. В 1608 – 1610 гг. русский полководец Скопин-Шуйский сражался с воинами – лыжниками против польской конницы.

Иностранный путешественник Герберштейн в 1556 г. так описывают ходьбу на лыжах в Пермском крае: «Зимой они ходят на артах, что делается в весьма многих местах Руси, а арты суть деревянные, продолговатые подошвы почти в шесть ладоней длиною; они держатся на них, подвязывая их к ногам, и ходят очень быстро».

О том, что скоростные лыжи – русское изобретение, свидетельствуют и другие иностранцы, посещавшие в свое время нашу страну. Шведский дипломат Монс Пальм, приезжавший в Москву в начале XVII в., подробно описывая лыжи, называл их русским изобретением. Он писал, что русские лыжи «приблизительно семи фунтов длины и одну пядь шириной, снизу же плоские и гладкие. Их подвязывают себе под ноги и бегают с ними по снегу, ни разу не погружаясь в него, и с такой быстротой, что ей можно удивляться» (11).

Широко распространены были такие развлечения, как катание с гор на санках и деревянных коньках, взятие снежной крепости, подкидные доски и качели.

Народ был подлинным ценителем и хранителем различных игр. Наиболее популярными были: городки (рюхи, чушки, клетки), лапта, игры с мячом и шарами, свайка, бабки, бег взапуски (горелки, чехарда, ловитки, догонялки). Некоторые игры были связаны с народными праздниками и развлечениями (ледяные и снежные горы, качели, подкидные доски, ходули).

Немалое место в самобытной системе физического воспитания занимала охота, которая была и дополнительным источником существования и хорошим средством физического воспитания.

Русские люди с детства приучались стойко переносить резкие перепады температуры. Детей не кутали в теплые одежды, приучали обливаться холодной водой после горячей бани, обтираться снегом, подолгу быть на морозе, Суровое закаливание превратилось в обычай и стало действенным средством укрепления здоровья.

С образованием многонационального государства элементы физической культуры русского народа стали распространяться среди населения присоединенных территорий. В свою очередь, некоторые упражнения и игры других народов стали культивироваться у русских.

Русская самобытная народная система физического воспитания была направлена на укрепление физических сил молодежи, ее воли и характера, на воспитание способности переносить всевозможные трудности и лишения и на приобретение прикладных навыков, необходимых в труде и в военном деле. Эта система физического воспитания складывалась в процессе трудовой и боевой деятельности народа. Все то, что не оправдывало себя на практике, изживалось, а то, что оказывалось ценным и полезным, развивалось и распространялось. Народная система физического воспитания, связанная с подготовкой к защите родины, была одним из средств воспитания патриотизма, любви к отечеству и умения постоять за него. Иностранцы, бывшие в России, поражались высокой боеспособности русских. В начале XVII века русский полководец Скопин-Шуйский впервые ввел специальное обучение крестьянского ополчения. Стали появляться первые уставы и руководства по подготовке войск. В 1647 году в Москве было издано печатное руководство по военному делу – «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». В книге были даны рекомендации по строевой и физической подготовке войск. В частности в ней говорилось о необходимости повседневных упражнений, пеших переходов, преодоления препятствий, обучения солдат бегу, плаванию, стрельбе, приемам действия копьем, верховой езде и закаливания.

В «Учении» впервые был поставлен вопрос о физической подготовке бойцов во внеучебное время. Этим «Учение» отличалось от всех ранних руководств, в которых излагались лишь приемы действий в бою.

По своему характеру обучение русских войск, по сравнению с обучением войск в Западной Европе, до середины XVII века было прогрессивным. Каждый воин знал, для чего выполняются те или иные упражнения, их практическая польза. При преодолении препятствий не применялись шаблонные приемы, которые требовали бы механического заучивания. Это создавало условия для развития инициативы и смекалки.

Объединение русских земель вызвало подъем хозяйства и развитие культуры народов России. Практические потребности государства обусловили в XVII в. расцвет просвещения. Среди дворянства и посадского населения начала распространяться грамотность. Крепостное же крестьянство оставалось неграмотным.

Народные формы физического воспитания стали заметно обособляться от форм физического воспитания господствующего класса.

Физическая культура господствующих классов носила чисто военную направленность, либо представляла собой вид развлечений (потех). В числе военных упражнений видное место занимали стрельба из лука и охота на диких зверей. В царствование Алексея Михайловича, второго из Романовых, увлеклись еще и соколиной охотой, выезжали целыми обозами в село Коломенское, Тверь или Владимир. Нередко затевали бои и между самими хищными птицами. Страсть царя Алексея Михайловича к соколиной охоте была так велика, что нередко затмевала государственные дела. Профессор-историк С. Платонов дал ему такую оценку: «…во главе Московского государства стоял более приятный и благородный, нежели практически полезный правитель» (13).

К военным упражнениям относились также фехтование и верховая езда. В этих видах физических упражнений русское дворянство уже в первой половине XVII века начало подражать иностранцам и приглашать их в Россию для царской потехи. По свидетельству современников, известно, что два фехтовальщика тешили «государя на дворце долгою пикою да прапором и шпагами поединком». Позднее на русский язык было переведено французское руководство по верховой езде – «Учение как объезжать лошадей».

«Конские ристания» со сложными приемами вольтижировки в России были распространены больше, чем в западноевропейских странах. Приемы владения различным холодным оружием также были широко известны.

Дворянская молодежь многое заимствовала у народа, в том числе всевозможные подвижные игры, катания на санях, коньках, качелях и др. Широкое распространение имели также развлечения, в которых она участвовала лишь в качестве зрителей. Таковыми были «медвежьи» бои, парные кулачные бои, акробатические упражнения. Кулачные бойцы, борцы с медведем, фехтовальщики, потешавшие царя и дворян, были своего рода профессионалами.

программ физического воспитания в России


Спектр дисциплин: от анатомии к менеджменту

Программа профессионального физического воспитания, предлагаемая Балтийским федеральным университетом, направлена ​​на подготовку высококвалифицированных педагогических кадров по физической культуре. У выпускников будут такие навыки, как внедрение инновационных технологий, создание методических пособий, оценка эффективности учебной деятельности и их корректировка и др. Такие специалисты будут востребованы не только как педагоги, но и как менеджеры или ученые.Учебный курс длится 4 года, обучение ведется на русском языке.

Студенты, выбравшие программу High Performance Sport в Уральском федеральном университете, будут изучать следующие дисциплины, необходимые в их работе:

  • Анатомия и физиология в спорте;
  • Спортивная фармакология;
  • Управление спортивными достижениями.

Выпускники, получившие степень магистра, будут иметь достаточную квалификацию, чтобы тренировать лучших спортсменов, а также занимать руководящие должности.Английский - это язык обучения. Пожалуйста, укажите, нужен ли языковой сертификат для поступления в выбранный вуз.

Полный список программ можно найти с помощью поисковой системы на сайте. Приведена информация о содержании и продолжительности программ, стоимости обучения и условиях обучения.

.

Система образования в России

  • Изучайте русский язык в Европейском Союзе
Вход для студентов

Учетная запись для студентов

Вход в систему Забыли пароль? Вход для сотрудников

Учетная запись для сотрудников

Вход?
Меню
  • Исследование
    • Учебный год / семестр Программы обучения за рубежом
    • Русский язык как иностранный
    • Индивидуальная программа изучения русского языка
    • Проект на русском языке
    • Курсы повышения квалификации учителей
    • Возможности стажировки
  • Онлайн-курсы русского языка
    • Индивидуальный онлайн-курс: русский язык как иностранный
    • Индивидуальная онлайн-программа по русскому языку
    • Часто задаваемые вопросы по онлайн-курсам русского
    • Стоимость онлайн-курсов русского
  • Виртуальное обучение за рубежом
    • Русский язык и культурное общение
    • Русское общение и активная грамматика
    • Избранные академические курсы русского языка и культуры
    • Компоненты для виртуального обучения за рубежом по запросу
    • Репетиторы русского языка онлайн
    • Русские равноправные репетиторы онлайн
    • Интерактивные виртуальные экскурсии
  • Студентам
    • Очные программы и пандемия
    • Русские принимающие семьи
    • Учеба в Латвии безвизовый
    • Экскурсионные и социальные программы
    • Партнеры по обмену данными
    • Прибытие в Даугавпилс
    • Положения и условия
    • Зачетный Каталог курсов
    • Уровни владения языком
    • Отзывы студентов
    • Стипендия Добычина
  • Стоимость
  • Даугавпилс
    • О Даугавпилсе
    • Погружение в русский язык в Европейском Союзе
    • Идеальное место для изучения русского
    • Еврейский Даугавпилс
.

Российская система образования сегодня

Система образования в России включает 2 уровня - базовое и профессиональное образование. Первый включает дошкольное, начальное, базовое и среднее образование, которые вместе составляют школьный блок. Профессиональный уровень включает в себя среднюю и высшую ступени - бакалавриат, специалиста, магистратуру и подготовку высококвалифицированных кадров.

Общее образование

Школьное образование в России платное, его продолжительность составляет 11 лет и имеет следующую градацию: начальная, средняя и старшая школа (1-4, 5-9 и 10-11 классы), первые 2 ступени являются обязательными.Возраст поступления в школу составляет 6-7 лет, а выпускники обычно заканчивают в 17-18 лет. Выпускники школы получают аттестат, необходимый для поступления в университет.

Среднее профессиональное образование

Учащиеся в России теперь могут бросить школу после 9 класса и поступить в колледж, техникум или специализированную школу для получения среднего профессионального образования. В таких учреждениях проходят обучение квалифицированные рабочие, служащие и специалисты среднего звена. Такое образование также может служить подготовительным этапом перед поступлением в вуз.Учеба обычно длится от 2 до 4 лет.

.

Среднее образование в России

Направление

ВсеАэронавигация и эксплуатация авиационных и ракетно-космических технологийСельское, лесное и рыбное хозяйствоПрикладная геология, горнодобывающая промышленность, нефтегазовая промышленность и геодезияАрхитектураИскусство ИсследованияАвиационные и ракетно-космические технологииБиологические наукиХимические наукиХимические технологииХимияКлиническая медицинаКомпьютерные и информационные наукиКонструкторские исследования и менеджментОбразование и педагогикаЭлектроэнергетика и теплоэнергетикаЭлектроника, радиотехника и системы связиИнжиниринг и технологии Наземный транспортИнжиниринг и технологии судостроения и водного транспортаФундаментальная медицинаГрафическое и прикладное искусствоЗдоровье и профилактическая медицинаИстория и археологияИндустриальная экология и биотехнологииИнформационная промышленностьИнформационные технологии и информационные технологии В технических системах СМИ и информатика-библиотековедениеМатематика и механикаМеханическая инженерияНанотехнологии и наноматериалыЯдерная инженерия и технологииМедицинские услугиФармацияФилософия, этика и религиоведение Материалы Техносферная безопасность и экологическая инженерия Теология Ветеринария и зоотехника

Субъект

AllAgricultural EngineeringAgricultureAircraft EnginesAllergology и ImmunologyAnestesiology и ReanimatologyAnimal Orogin FoodAnimal ScienceAnthropology и EthnologyApplied GeodesyApplied GeologyApplied InformaticsApplied MathematicsApplied Математика и InformaticsApplied Математика и PhysicsApplied MechanicsArchitectureArchutecture Environmental DesignArt и HumanitiesArt HistoryArt Погрузочно-разгрузочное TechnologyArtsAstronomyAutomation технологических процессов и ProductionsAviation и ракетно-космической TechnologyAviation и исследованию космического пространства MedicineBacteriologyBallistics и HydroaerodynamicsBioengineering и BioinformaticsBiologyBiology ScienceBiotechnical Systems и технологииБиотехнологииБизнес-информатикаКардиологияКардиологияСердечно-сосудистая хирургияКартография и геоинформатикаХимические наукиХимические технологииХимическая технология материалов современной энергетикиХимияХимия, физика и механика материаловГражданское строительствоКлиническая лабораторная диагностикаКлиническая медицина eClinical PharmocologyClinical PsychologyColoproctologyCommerceComputer и информация SciencesComputer SecurityConflictologyCosmetologyCulturologyCustomsDental SurgeryDermatovenereologyDesignDesign и технологии поддержки инженерного IndustriesDesign авиации и ракетной EnginesDesigning и технологии электронных ToolsDietologyDiving MedicineDocument науки и архива ScienceEarth SciencesEcology и природы UseEconomic SecurityEconomicsEducation и Pedagogyc SciencesElectricity и тепло-и-Power EngineeringElectronic и оптико-электронные приборы и системы специального назначенияЭлектроника и наноэлектроникаЭлектроника, радиотехника и системы связи Экстренная медицинаЭндокринологияЭндоскопияИнжиниринг и технологии Наземный транспортЭкологическая инженерия и водопользованиеЭпидемиологияЭпидемиологияЭксплуатация транспортных технологических машин и комплексовЧеловеческая безопасностьФинансы, медицина и кредиты, иностранное искусство, иностранное искусство культуры Электронная судебная медицинаЛесоводствоФункциональная диагностикаФундаментальная и прикладная химияФундаментальная математика и механикаФундаментальная медицинаФундаментальные науки и информационные технологииГастроэнтерологияОбщая стоматологияГенеральная практика (семейная медицина) ГенетикаГеодезия и дистанционное зондированиеГеография-геология, геология, геологоразведка и энергетика, развитие энергетики и энергетики Функциональные и специальные пищевые продуктыИсторические науки и археологияИстория искусстваГидрометеорологияПромышленная экология и биотехнологииИнфекционные болезниИнфекционные заболеванияИнформатика и компьютерные технологииИнформационная безопасностьИнформационная безопасность компьютерных системИнформационная безопасность телекоммуникационных системИнформационные системы и технологииИнновационные исследования в области инженерии и управления интеллектуальной собственностью manitites SphereМеждународные отношенияЖурналистикаОрганизация и управление наукоемкими производствамиЛабораторная генетикаУправление землями и кадастрыЗемельные транспортно-технологические комплексыЛандшафтная архитектураЛазерное оборудование и лазерные технологииЗаконодательная поддержка национальной безопасностиЛингвистикаЛингвистика и литературная критикаМенеджментУправление техническими системамиМеханика и математикаМеханика и компьютерная наукаМатериаловедениеМатериаловедение и математическое моделированиеМехатроника и робототехникаМедиакоммуникацииМедицинская и социальная экспертизаМедицинская биохимияМедицинская биофизикаМедицинская промышленностьМедицинская стоматологияМедико-профилактическое делоМедицинская медицина и наркологияМеталлургияГорное дело icrosystem Technicsologies и микросистемная technicsNanotechnologies и микросистемная TechnicsNanotechnologies и NanomaterialsNeonatologyNephrologyNeurologyNeurosurgeryNeurosurgeryNuclear Энергетик и Термальный PhysicsNuclear Физика и TechnologiesNuclear растения: Проектирование, эксплуатация и EngineeringNuclear Реакторы и MaterialsNuclear Реакторы и MaterialsNuclear, тепло и возобновляемые источники энергия и связанный с ними TechnologiesNursingNutrition HygieneObstetrics и GynecologyOil и газа BusinessOncologyOphtalmologyOphtalmologyOptical TechnicsOrganization работы с YouthOriental и Африканские исследованияОртодонтияОртопедическая стоматологияОториноларингологияПатологическая анатомияПедагогическое образование (с двумя профилями образования) Педагогика и психология девиантного поведенияПедагогическое образованиеДетская стоматологияДетская эндокринологияДетская хирургияПедиатрическая урология и андрологияПедиатрические исследования Приборостроение, оптические и биотехнологические системы и технологииФизиологияФизиологияФизические и технические науки и технологииФизическая культураФизическая культура и спортФизическое образование для людей с ограниченными возможностями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Физическая терапия и спортивная медицинаФизикаФизика и астрономияФизика горнодобывающего происхождения или нефтегазовая хирургияПластическая хирургия и региональные исследованияПолитологияПроцессы энергосбережения и ресурсосбережения в химической технологии, нефтехимии и биотехнологииЭнергетическая инженерияПрофессиональные патологииПсихиатрияПсихиатрияПсихологические науки и спортивный туризмРефлексотерапияОхлаждение, криогенные технологии и системы жизнеобеспеченияРелигиоведениеИсследование технологий и систем связиРевматологияРентген-эндоваскулярная диагностика и лечение и муниципальное управление fetyТелевидениеТехнология печати и производства упаковки Театральная наука ТеологияТерапияТоракальная хирургияТуризмГородское планированиеДорожные системы и навигацияТрансфузиологияПеревод и теория переводаТравматология и ортопедияУльтразвуковая диагностикаУникальные здания и строительная техникаУрологияВетеринарияВетеринария и зоотехника 9000 по отраслям .

Российская система образования, Система образования в России

Россия или Российская Федерация - это федеративная полупрезидентская республика, в которую входят 83 субъекта, как это установлено в соответствии с Договором о Федерации. Россия, расположенная в северной части Евразии, является самой большой страной в мире по площади, а также занимает девятое место по численности населения. Учитывая ее огромные размеры, страна имеет девять разных часовых поясов. Российская Федерация возникла в 1991 году после распада Советского Союза.

Данные о грамотности и расходах на образование

В России одна из самых высоких в мире рабочей силы с высшим образованием: 54% российской рабочей силы имеют высшее (высшее) образование. Из остальных 47,7% имеют законченное среднее образование, 26,5% - среднюю школу и 8,1% - начальное образование. Согласно переписи населения 2002 года, уровень грамотности в России составляет 99,4%. По состоянию на 2009 год государственные расходы на образование составляли 5,5% от ВВП, что значительно превышает показатель 2004 года, равный 3.6% ВВП.

Россия имеет давние традиции качественного образования для всех граждан. Базовое образование предоставляется преимущественно государством и длится девять лет. Регулируется Министерством образования и науки. Большое количество государственных школ обеспечивает доступность базового образования для всех. Обязательное образование в России начинается в год, когда ребенку исполняется пять, а иногда и шесть лет. Дошкольное образование предоставляется детям от 1 до 6 лет. Институциональное дошкольное образование не является обязательным и предоставляется по запросу родителей.начинается с 5-6 лет. Родители могут отдавать детей в дошкольные учреждения и детские сады, но это не обязательно.

Иерархия общего образования в России выглядит следующим образом:

  • Дошкольное образование
  • Общая школа
    • Начальная общеобразовательная школа
    • Основная общеобразовательная школа
    • Средняя общеобразовательная школа / гимназия
  • Профессиональное / неуниверситетское образование
  • Высшее образование
Образование обычно начинается с дошкольного образования до достижения шестилетнего возраста, хотя оно не является обязательным.Следующим шагом будет начальная школа, которая является частью общеобразовательной программы. Ребенок записывается в начальную школу в возрасте шести лет, и обучение обычно длится четыре года. Базовая общеобразовательная школа начинается с десяти лет и длится пять лет. Затем идет второе среднее образование, которое длится два года. Выпускники этого уровня могут поступать в профессиональное училище или высшие учебные заведения неуниверситетского уровня. Высшее образование получают как государственные, так и частные высшие учебные заведения.

Количество школ и ВУЗов

В России около 721 государственных и 369 негосударственных высших учебных заведений. Федеральное агентство по образованию обслуживает 338 государственных высших учебных заведений. Остальные поддерживаются другими министерствами или местными властями. По данным на 2008 год в России насчитывалось 59 260 общеобразовательных школ.

Государственный образовательный стандарт: Государственный образовательный стандарт устанавливает требования к минимальному содержанию и учебной нагрузке для студентов.Он также предусматривает обязательные области обучения. Местные власти и школы имеют право устанавливать для своих учеников достаточную часть учебной программы. Обычно каждая школа составляет свою программу в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Россия уделяет большое внимание образованию в стране. Чтобы гарантировать качество образования, также задействован общенациональный механизм контроля и оценки качества.

.

Российская система образования против Великобритании

Система образования России и Великобритании имеет много общего и существенных различий. Кто они такие?

ступеней обучения

В России 1 улица Уровень дошкольного образования, затем есть начальные и средние школы. Завершающий этап - высшее образование. Дети приходят в школу в возрасте 6-7 лет, предварительная подготовка входит в программу дошкольного образования. Окончив 9 год обучения, можно подать заявление в колледж или техникум для получения профессии, либо не бросить школу до конца 11 года и, сдав ЕГЭ, поступить в вуз по его результатам.

В Великобритании существуют следующие ступени образования: неполные и средние школы и высшее образование. Учеба начинается, когда детям исполняется пять лет, с обязательным предварительным посещением подготовительных курсов. Общее образование длится до 16 лет, после чего он может работать, но при желании может остаться в школе еще на два года для подачи заявления в высшее учебное заведение.

Выбор предметов

В России определенное количество часов отводится в начальной и средней школе по предметам, которые посещают все без исключения.В школах, специализирующихся на гуманитарных науках или математике, количество часов, отводимых на основные предметы, может быть больше. В старшей школе можно выбрать несколько дополнительных дисциплин.

В Великобритании список обязательных предметов невелик и включает математику, английский язык, музыку и т. Д. Все остальные предметы могут быть выбраны учеником как факультативные в соответствии с его интересами и планами еще в средней школе.

Что касается выбора предметов для изучения, то с учетом сравнения российского и британского образования, последнее уже в школе предоставляет более гибкие условия для получения знаний, которые потребуются в будущем.

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.