|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Врожденные предпосылки нормального развития речи ребенкаПредпосылки нормального развития речи у ребенка | Статья по развитию речи на тему:Предпосылки нормального развития речи у ребенка Речь не является врожденной способностью, а развивается параллельно с его физическим и умственным развитием и служит общим показателем развития. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в большей степени зависит от речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания, которое начинаются с первых дней его жизни. Выделяют следующие предпосылки нормального речевого развития ребенка:
2. Социальные:
Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата, нормальное развитие систем мозга и психической деятельности, обеспечивающих формирование речи Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного). Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам. Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Важное значение в образовании речи имеют следующие отделы коры головного мозга: лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Речь у ребенка начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых. Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи. Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными. Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звуко-производящего). В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Артикуляционный отдел. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы,мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные — неподвижными Первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй — для образования голоса, третий является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата. Для того чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляторной программы. Артикуляторная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора — в дыхательной, фонаторной и резонаторной системах. Речевые движения осуществляются настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируется устная (или экспрессивная) речь. Патологическое развитие речи Важным в логопедии является различение понятий нормы и нарушений речи. Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы речи. Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: 1. Они не соответствуют возрасту говорящего; 2. Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка; 3. Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи; 4. Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка; 5. Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают; 6. Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера. Такая характеристика позволяет дифференцировать речевые нарушения от возрастных особенностей речи, от ее временных нарушений у детей и взрослых, от особенностей речи, обусловленных территориально-диалективными и социокультурными факторами. Для обозначения нарушений речи используются также термины «расстройства речи», «дефекты речи», «недостатки речи», «речевая патология», «речевые отклонения». Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. В настоящее время в логопедии существуют две классификации речевых нарушений — клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Между этими классификациями нет противоречий — они дополняют друг друга и отражают определенный подход к конкретному речевому нарушению и выбор соответствующих средств его коррекции. Эти классификации разработаны преимущественно по отношению к первичному нарушению речи у детей, т.е. по отношению к детям, у которых нет нарушений слуха и интеллекта. Положительным в клинико-педагогической классификации является то, что она строится на признаках, максимально дифференцирующих виды речевых нарушений, позволяющих логопеду на основании комплексного подхода квалифицировать дефект речи при разных формах аномального развития и осуществлять логопедическое воздействие смаксимальным учетом индивидуальных особенностей ребенка. В свою очередь, те принципы, которые положены в основу психолого-педагогической классификации, помогут в организации логопедической работы при разных формах аномалий, но при общности проявлений речевого дефекта. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи Рисунок 1. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи Психолого-педагогическая классификация нарушений речи (по Р.Е.Левиной) Рисунок 2. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия. В данной классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, в основе которого лежит соотношение нарушений речи как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развитие которых тесно связано с речью. Статья "Анатомо-физиологические предпосылки нормального речевого развития"Анатомо-физиологические предпосылки нормального речевого развития РЕФЕРАТ Выполнила: слушатель курсов Анфалова В.В. г. Пермь, 2015г. Содержание Введение . Роль речи в жизни ребёнка………………… ………стр. 3
Введение. Роль речи в жизни ребёнка Речь – высшая психическая функция. формирующаяся в процессе индивидуального развития человека под влиянием социальных факторов (жизни в обществе, общения, воспитания, обучения). Это сложно организованная функциональная система. Её главный определяющий признак - коммуникация – социальное общение, которое представляет собой главную функцию речи. Речь – это адаптация, с помощью которой человек обеспечивает себе выживание. Роль речи в развитии ребенка – тотальна РЕЧЬ: 1. Основа интеллектуального развития – обеспечивает познание окружающего мира, успешное обучение. 2. Способствует более благополучному развитию познавательных психических процессов, особенно словесно-логическому и абстрактному мышлению. 3. Обеспечивает успешное освоение чтения и письма, высокую успеваемость в школе, иначе у ребенка складывается ситуация неуспеха, снижается познавательный интерес, при окончании школы сужается возможность профессионального выбора, также, возможно, в процессе школьного обучения, в качестве реакции компенсации уход в асоциальное поведение (ребенок же должен быть хоть где-то успешен). 4. Основа эмоционального развития. При наличии речевых нарушений (узкого словаря, недоразвитого ГСР и связной речи нарушается страдает регулирующая и планирующая функция речи, что отражается эмоциональности ребенка, его волевых проявлениях, умении себя контролировать) 5. Помогает процессам коммуникации, в противном случае, ребенок страдает от насмешек сверстников, что приводит к деформациям характера и поведения (замкнутости, стеснительности, нерешительности, агрессивности, злопамятности, мстительности). Поэтому очень важно знать молодым родителям, педагогам и т.д. предпосылки нормального развития речи. 1.1 Предпосылки нормального развития речи 1. Благополучная наследственность – отсутствие речевых нарушений у родителей и родственников ребенка. 2. Запланированная беременность. 3. Благоприятное течение беременности – отсутствие во время беременности токсикозов, интоксикаций, болезней матери, вредных привычек и прочее 4. Благоприятное родовое разрешение, наличие первого крика ребенка (громкого, модулированного). 5. Отсутствие хронических, инфекционных и др. заболеваний в первые 3 года жизни. 6. Нормативное функционирование всех анализаторов (особенно слухового) – заключения специалистов. 7. Нормативное функционирование ЦНС, наличие всех безусловных рефлексов новорожденного (орального автоматизма) (заключение невропатолога). 8. Своевременное проявление комплекса оживления. 9. Нормированное психомоторное развитие – ребенок вовремя начал держать голову, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить и т.п. 10. Своевременное появление первых речевых реакций (гуканье, гуление, лепет и т.д.). 11. Правильное воспитание ребенка (комментирующие родители = проговаривающие все действия ребенка и свои). 12. Правильное шумовое окружение ребенка. 13. Целенаправленное, планомерное развитие речи ребенка. Ребёнок рождается с относительно незрелым мозгом, который растёт и развивается на протяжении многих лет. У новорожденного вес мозга равен 400 грамм, через год он удваивается, а к пяти годам утраивается. В дальнейшем рост мозга замедляется, но продолжается до 25 лет. Таким образом, медленность формирования речевой функции ребёнка (на протяжении многих лет) связана с медленным созреванием мозга. 1.2.Анатомия и физиология речи Некоторые полагают, что речь – это функция органов артикуляции: губ, языка, гортани и.т.д. Но это не так. Речь – продукт психической деятельности человека и результат сложного взаимодействия разных мозговых структур: Дыхательный отдел + Фонаторный отдел + Артикуляционный отдел + Нервная система. Артикулярные органы выполняют лишь приказы, поступающие из мозга. Для нормальной речевой деятельности необходима целостность и сохранность всех структур мозга. Особое значение для речи имеют слуховая, зрительная и моторная системы. Устная речь осуществляется посредством координированной работы мышц трех отделов периферического речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. Дыхательный отдел – обеспечивает речевое дыхание (короткий объемный вдох, продолжительный выдох). Состоит из носовой полости, носоглотки, глотки, трахеи, бронхов, легких, грудной клетки, межреберных мышц, диафрагмы. Фонаторный отдел – обеспечивает наличие фонации (голоса). Состоит из гортани с расположенными в ней голосовыми складками = связками. Связки располагаются в трахее, поперек неё, если связки раздвинуты (отдыхают) = просто дыхание, если связки сомкнуты (напряжены), то они перекрывают трахею и воздух из легких не может выйти, он (воздух) прорывается сквозь сомкнутые голосовые связки, вызывая их дрожние = голос. Речевой выдох вызывает колебания голосовых складок, что обеспечивает голос в процессе речи. Произнесение речевых звуков (артикуляция) происходит благодаря работе артикуляционного отдела. Артикуляторный отдел – обеспечивает такие условия (путем перегородок, смычек и др.) выхода воздуха во время речи, которые образуют различные речевые звуки. Состоит из губ, зубов, твердого неба, мягкого неба, глотки, языка, щек, челюстей. Вся работа периферического речевого аппарата, которая связана с точ-нейшими и тончайшими координациями в сокращении его мышц, регулируется центральной нервной системой (ЦНС). Качественные характеристики речи зависят от совместной синхронной работы многих зон коры правого и левого полушарий, что возможно только при условии нормального функционирования низлежащих структур мозга. Особую роль в речевой деятельности играют речеслуховая и речедвигательная зоны, которые расположены в доминантном (левом для правшей) полушарии мозга. Центральная нервная система – обеспечивает согласованную работу всех речевых систем. Центральная нервная система (мозг) отдает сигналы о речевых актах, периферическая нервная система (нервы) доставляют сигналы о речевых актах в дыхательный, фонационный и артикуляционный отдел, а так же сообщает ЦНС о выполнении её сигналов. 1. Лобная доля (левая, задняя часть) – центр Брокка – артикуляционные программы (движения языка, качество произношение звуков). 2. Лобная доля – планирование будущей речи. 3. Височная доля (левая, задняя часть) – центр Вернике – фонематическое восприятие (узнавание звуков речи, расстановка их в нужном порядке в собственной речи, понимание какие звуки произнес другой человек. 4. Височная доля – отвечает за лексико-грамматические конструкции (набор слов и их окончания и расположение в предложении. 5. Подкорковые мозжечковые отделы – эмоциональность (выразительность, темп речи). 6. Подкорковые ядра – тонус речевых мышц, плавность движений органов артикуляции, дыхания, голосовых связок. 7. Затылочные отделы – зрительные зоны (письменная речь = чтение и письмо). 8. Теменные доли (левые) – смысл речи (подбор наиболее точных слов и понимание смысла слов другого человека. 9. Продолговатый мозг (то чем заканчивается спинной мозг в черепной коробке) – дыхание. Особую роль в речевой деятельности играют речеслуховая и речедвигательная зоны, которые расположены в доминантном (левом для правшей) полушарии мозга. Нарушение в функционировании любого компонента представленной речевой системы ведет за собой нарушение других компонентов речи, что провоцирует вторичные нарушения в развитии ребенка. 1.3 Этапы нормального развития речи Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. В период от одного года до пяти лет у здорового ребенка постепенно формируются фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона речи, развивается нормативное звукопроизношение. На самом раннем этапе развития речи ребенок овладевает голосовыми реакциями в виде вокализации, гуления, лепета. В процессе развития лепета произносимые ребенком звуки постепенно приближаются к звукам родного языка. К одному году ребенок понимает значения многих слов и начинает произносить первые слова. После полутора лет у ребенка появляется простая фраза (из двух-трех слов), которая постепенно усложняется. Собственная речь ребенка становится все более правильной фонологически, морфологически и синтаксически. К трем годам обычно сформированы основные лексико-грамматические конструкции обиходной речи. В это время ребенок переходит к овладению развернутой фразовой речью. К пяти годам развиваются механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает достаточную плавность речевого высказывания. К пяти-шести годам у ребенка также начинает формироваться способность к звуковому анализу и синтезу. Нормальное развитие речи позволяет ребенку перейти к новому этапу — овладению письмом и письменной речью. Этапы нормального речевого онтогенеза (А.А. Леонтьев) 1. Подготовительный этап – с момента рождения до 1 г. 2. Преддошкольный – от 1 г. до 3-х лет. 3. Дошкольный – от 3 лет до 7. 4. Школьный – от 7-ми лет до 17. Заключение. К условиям формирования нормальной речи относятся сохранная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком. Литературные источники:
Электронный ресурс:
2 ОНТОГЕНЕЗ. Роль речи в развитии. анатомо-физ основы. Этапы2 ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ) ЛЕКЦИЯ 2 План. 2. Анатомия и физиология речи (кратко). 3. Роль речи в развитии ребенка. 4. Этапы нормального речевого онтогенеза (А.А. Леонтьев, кратко).
Предпосылки нормального развития речи 1. Благополучная наследственность – отсутствие речевых нарушений у родителей и родственников ребенка. 2. Запланированная беременность. 3. Благоприятное течение беременности – отсутствие во время беременности токсикозов, интоксикаций, болезней матери, вредных привычек и прочее. 4. Благоприятное родовое разрешение, наличие первого крика ребенка (громкого, модулированного). 5. Отсутствие хронических, инфекционных и др. заболеваний в первые 3 года жизни. 6. Нормативное функционирование всех анализаторов (особенно слухового) – заключения специалистов. 7. Нормативное функционирование ЦНС, наличие всех безусловных рефлексов новорожденного (орального автоматизма) (заключение невропатолога). 8. Своевременное проявление комплекса оживления. 9. Нормированное психомоторное развитие – ребенок вовремя начал держать голову, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить и т.п. 10. Своевременное появление первых речевых реакций (гуканье, гуление, лепет и т.д.). 11. Прави льное воспитание ребенка (комментирующие родители = проговаривающие все действия ребенка и свои). 12. Правильное шумовое окружение ребенка. 13. Целенаправленное, планомерное развитие речи ребенка.
Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата, нормальное развитие тех систем мозга и психической деятельности, которые обеспечивают формирование речи. Речь – продукт психической деятельности человека и результат сложного взаимодействия разных мозговых структур: Дыхательный отдел + Фонаторный отдел + Артикуляционный отдел + Нервная система.
Дыхательный отдел – обеспечивает речевое дыхание (короткий объемный вдох, продолжительный выдох). Состоит из носовой полости, носоглотки, глотки, трахеи, бронхов, легких, грудной клетки, межреберных мышц, диафрагмы.
Фонаторный отдел – обеспечивает наличие фонации (голоса). Состоит из гортани с расположенными в ней голосовыми складками = связками. Связки располагаются в трахее, поперек неё, если связки раздвинуты (отдыхают) = просто дыхание, если связки сомкнуты (напряжены), то они перекрывают трахею и воздух из легких не может выйти, он (воздух) прорывается сквозь сомкнутые голосовые связки, вызывая их дрожние = голос.
Артикуляторный отдел – обеспечивает такие условия (путем перегородок, смычек и др.) выхода воздуха во время речи, которые образуют различные речевые звуки. Состоит из губ, зубов, твердого неба, мягкого неба, глотки, языка, щек, челюстей.
Центральная нервная система – обеспечивает согласованную работу всех речевых систем. Центральная нервная система (мозг) отдает сигналы о речевых актах, периферическая нервная система (нервы) доставляют сигналы о речевых актах в дыхательный, фонационный и артикуляционный отдел, а так же сообщает ЦНС о выполнении её сигналов. 1. Лобная доля (левая, задняя часть) – центр Брокка – артикуляционные программы (движения языка, качество произношение звуков). 2. Лобная доля – планирование будущей речи. 3. Височная доля (левая, задняя часть) – центр Вернике – фонематическое восприятие (узнавание звуков речи, расстановка их в нужном порядке в собственной речи, понимание какие звуки произнес другой человек. 4. Височная доля – отвечает за лексико-грамматические конструкции (набор слов и их окончания и расположение в предложении. 5. Подкорковые мозжечковые отделы – эмоциональность (выразительность, темп речи). 6. Подкорковые ядра – тонус речевых мышц, плавность движений органов артикуляции, дыхания, голосовых связок. 7. Затылочные отделы – зрительные зоны (письменная речь = чтение и письмо). 8. Теменные доли (левые) – смысл речи (подбор наиболее точных слов и понимание смысла слов другого человека. 9. Продолговатый мозг (то чем заканчивается спинной мозг в черепной коробке) – дыхание.
Нарушение в функционировании любого компонента представленной речевой системы ведет за собой нарушение других компонентов речи, что провоцирует вторичные нарушения в развитии ребенка.
Утрированный пример взаимосвязей в работе речевой системы: ребенок не произносит звук Й (причина (СЕЙЧАС) не важна – или дефект артикуляционного аппарата, или недоразвитие фонематического слуха, или нарушение в нервной системе (недостаточная иннервация мышц языка)), 1. значит он недостаточно «расслышивает» этот звук (Й) = нарушения фонематического слуха = нарушения в освоении письма (много ошибок) = низкая успеваемость в школе, потеря познавательного интереса, уход в асоциальное поведение; 2. плохо усваивает слова со звуком Й = узкий словарь, отставание в развитии от других детей; 3. не усваивает окончания в слова со звуком Й = нарушение грамматического строя речи; 4. нарушения произношения, суженный словарь и недостатки в грамматическом строе речи = нарушения связной речи = насмешки сверстников = деформации характера.
Роль речи в развитии ребенка – тотальна РЕЧЬ: 1. Основа интеллектуального развития – обеспечивает познание окружающего мира, успешное обучение. 2. Способствует более благополучному развитию познавательных психических процессов, особенно словесно-логическому и абстрактному мышлению. 3. Обеспечивает успешное освоение чтения и письма, высокую успеваемость в школе, иначе у ребенка складывается ситуация неуспеха, снижается познавательный интерес, при окончании школы сужается возможность профессионального выбора, также, возможно, в процессе школьного обучения, в качестве реакции компенсации уход в асоциальное поведение (ребенок же должен быть хоть где-то успешен). 4. Основа эмоционального развития. При наличии речевых нарушений (узкого словаря, недоразвитого ГСР и связной речи нарушается страдает регулирующая и планирующая функция речи, что отражается эмоциональности ребенка, его волевых проявлениях, умении себя контролировать) 5. Помогает процессам коммуникации, в противном случае, ребенок страдает от насмешек сверстников, что приводит к деформациям характера и поведения (замкнутости, стеснительности, нерешительности, агрессивности, злопамятности, мстительности).
Этапы нормального речевого онтогенеза А.А. Леонтьев 1. Подготовительный этап – с момента рождения до 1 г. 2. Преддошкольный – от 1 г. до 3-х лет. 3. Дошкольный – от 3 лет до 7. 4. Школьный – от 7-ми лет до 17.
Подготовительный этап – подготавливает все речевые системы к освоению речи. Крик, с помощью которого ребенок «общается» до 1 г. – первая голосовая реакция, тренирует и голосовые связки и дыхание. Процесс питания (сосание) – активизирует органы артикуляции. Общительность родителей – развивает психические процессы зрительное и слуховое внимание, память. Подражательный рефлекс – закладывает первоосновы речи гуканье, гуление, лепет. Преддошкольный этап – звукопроизношение несовершенно, ошибки в слоговом строе речи, накоплен небольшой словарь, освоение простых предложений, появление простых грамматических форм (число, род). Дошкольный этап – на интуитивном уровне, не зная правил родного языка, дети владеют нормированной речью – правильное произношение, нормативная слоговая структура, богатый словарь, отсутствие ошибок в грамматическом строе речи, развернутая связная речь, готовы к освоению грамоты. Школьный период – совершенствуются все стороны речи, осваивается чтение и письмо, происходит осознанное усвоение речи, то есть на основе изучения правил родного языка.
Литература
Группа в «Одноклассниках» - «Логопеды, логопедия» Предпосылки нормального развития речи ребенкаметки: Развитие, Взрослый, Общение, Малыш, Возраст, Полугодие, Реагировать, УсловиеПлан: 1. Особенности предречевого общения. 2. Динамика формирования речи. 3. Признаки благополучного развития речи. 4. Первичная оценка коммуникативного развития детей раннего возраста. Литература:1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Ражников В.Г. Психология вашего младенца. – М., Издательство АСТ, 1996.– 384 с. 2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – 240. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001 г. 3. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит.–М.: Айрис-пресс, 2004г. 4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.– М.: Просвещение, 1989. Задание для самостоятельной работы.Перечислить условия правильного развития речи детей. Привести примеры неправильного речевого воспитания детей. 1. Особенности предречевого общения.Ни для кого уже не новость, что с самого рождения младенец способен выделять человеческую речь из всех окружающих звуков. Более того, он синхронизирует свою двигательную активность с ритмом осмысленной речи взрослого. Уже время беременности ребёнок способен слышать и запоминать речь матери. Если она регулярно читает вслух одно и то же стихотворение, то услышав его после рождения, малыш реагирует именно на это стихотворение, выделяет его из других (что проявляется в изменении ритма сосания соски). Иными словами, ребенок от природы наделен способностью к речевому развитию. Взрослые должны создавать условия, благоприятствующие этому развитию. Для каждого возраста они свои. На этапе новорождённости достаточно, чтобы малыш слышал речь взрослого. В развитии слухового сосредоточения она играет главную роль. Если сравнивать с другими воздействиями, то максимальное внимание и радость новорожденного вызывает обращенная к нему речь, так как это наиболее явный признак того, что взрослый вступает в общение. Причем особенную чувствительность младенец обнаруживает к специальной «детской речи», что тоже, по-видимому, не случайно ведь только любящая, преисполненная нежности мать, обращаясь к малышу, начинает говорить тонким «сюсюкающим» голосом. А ребёнку в этом возрасте ласка, нежность, любовь как раз нужнее всего. Конечно, за неимением лучшего, малыш станет реагировать и на обыкновенную, «взрослую» речь (природа позаботилась и о таких случаях). 6 стр., 2804 слов Ситуативно-личностное общение ребенка с матерью как условие развития речи ребенка... развития речи ребенка в период ситуативно-личностного общения 24 1.4. Методика развития речи детей раннего возраста в условии ситуативно – личностного общения 29 ГЛАВА ПРАКТИЧЕСКАЯ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДЕНЦА В УСЛОВИЯХ ... Ведь именно от родительской заботы зависит, реализуются ли потенциальные возможности развития малыша. ? ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ 1.1. Психолого-педагогические подходы к понятию ситуативно ... Но можем ли мы быть уверены, что при этом ребёнок получит всё необходимое, не останутся ли неисчерпанными его резервы? Не связано ли умение обращаться к ребёнку таким особенны образом с теми сокровенными чувствами, которое мать испытывает к малышу? Вы уже знаете, что в первом полугодии на основе взаимных выражений любви складываются первые привязанности, умение открыто и полностью выражать свои чувства. Вероятно они формируются и позже, но вряд ли следует упускать возможность своевременного появления того, что в более позднем возрасте потребует специальных дополнительных усилий. Хотя в первом полугодии жизни ребёнок сам ещё не овладевает элементами речи, но у него происходит интенсивное формирование. речевого слуха. Малышу необходимо слышать взрослого, но не просто диктора и не просто людей между собой, а речь, обращённую непосредственно к нему самому. Только в этом случае она будет иметь адекватное значение для речевого развития младенца. И напротив, если ребёнку постоянно включать радио взамен живого человеческого общения, то происходит угасание интереса к речи. Психологи установили, как дети в возрасте от 3 до 10 месяцев реагируют на звуки человеческого голоса и музыкальных инструментов. В первом полугодии дети особым образом реагируют на мелодические, интонационные звуки голоса именно потому, что человек всегда включает в своё общение с младенцами звуковые воздействия такого рода: В конце этого полугодия происходит усиление эмоциональных реакций на звуки музыкального инструмента, так как начинает меняться содержание общения ребёнка со взрослыми, в которое включаются различные, в том числе и озвученные предметы. Во втором полугодии дети уже чётко различают все голосовые воздействия и избирательно реагируют на звуки речи. В этом возрасте анализ речи становится условием поддержания и осуществления ситуативно-делового общения. В лаборатории психического развития детей дошкольного возраста НИИ общей и педагогической психологии был проведён цикл исследований, посвященных процессам речевого развития ребёнка. Учёные выяснили, что речь развивается прежде всего как средство общения. Для того, чтобы ребёнок вовремя заговорил, необходимо правильное и своевременное развитие самого общения. Вот почему столь важен первый год жизни ребёнка. В первом полугодии эмоциональные контакты со взрослым помогают детям выделить речь взрослого как отличительную черту его обращений к малышу. Привязанность ко взрослому рождает у детей желание подражать ему, доверчивое отношение ко взрослому побуждает детей обращаться к нему, чтобы поделиться переживаниями и затруднениями. 14 стр., 6719 слов Особенности развития речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возрастаКурсовая работа по дисциплине Логопедия Особенности развития речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста Аннотация В данной курсовой работе проблемы развития речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. Рассматривая данную тему, были раскрыты такие её аспекты как анализ проблемы развития речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста, причины первичных речевых ... Недаром дети, воспитывающиеся в семьях раньше начинают говорить, чем воспитанники дома ребёнка. Несмотря на усиленные занятия с логопедами, малыши редко пользуются речью, а сама она чрезвычайно бедна по составу и интонациям. Это и понятно, ведь в условиях дома ребёнка общение детей со взрослыми очень обеднено, в основном оно сводится к выполнению детьми команд взрослого, а постоянный переход из группы в группу лишает малышей возможности установить глубокие привязанности. Если в первом полугодии жизни ребёнок выделяет речь взрослого как отличительный признак его обращений, независимо от смысла высказываний, то во втором полугодии он овладевает пониманием речи, без которого не возможна реализация делового общения. Педагоги провели такой эксперимент. Они обращались к детям на протяжении первого года жизни с ласковыми и сердитыми словами (выражающими упрёк или неприятное удивление). В первом полугодии дети на все обращения отзывались радостными улыбками. Во втором полугодии уже чётко различали положительный и отрицательный смысл: спокойно или с улыбкой воспринимали ласковые обращения и выражали недовольство, обиду или агрессию при упрёках и порицаниях. Переход к этапу ситуативно-делового общения не только требует от ребёнка понимания речи взрослого, но и побуждает его самого называть предметы, обозначать действия, призывать взрослого с помощью слов. Ребенок начинает лепетать. Произнося звуки издаваемые ребёнком, взрослый побуждает его вновь и вновь повторять их, тем самым отрабатывается правильная артикуляция. Ребенок переводит взгляд на губы взрослого, трогает их, даже пытается залезть ему в рот. Это очень важно для изучения работы речевых органов. Как можно судить о том, что предречевое развитие ребёнка протекает правильно? В первом полугодии жизни, если малыш издаёт звуки (гукание, гуление), сопровождая ими радостное оживление — развитие общения протекает нормально. Однако есть данные, что и глухие дети, и умственно отсталые вокализируют в первом полугодии жизни. Если же ребёнок не издаёт звуков, то это свидетельствует о серьёзных дефектах либо речевого аппарата, либо центральной нервной системы. Во втором полугодии жизни наличие лепета – показательно для диагностики речевого развития, чем первые вокализации в предыдущем полугодии. Если малыш не лепечет, то это должно насторожить родителей и послужить поводом для визита к специалистам. С самого рождения происходит скрытый от поверхностного наблюдения процесс предречевого развития, который осуществляется при общении со взрослым. 2. Динамика формирования речиКак известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800— 1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию. Этот период наиболее подробно, по этапам, описан специалистами в области детской речи. Далее я приведу таблицу, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка. В таблице приводятся среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями развития ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас. Динамика формирования речи в онтогенезе
Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке». Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «дай!», а девочка тихо канючить: «Мячик!». Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая. 3. Признаки благополучного развития речи• Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. • У ребенка нет никаких неврологических заболеваний. • Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми. • Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит. • Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи. • Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам. Признаки неблагополучного развития речи у ребенка • Ребенок развивается с задержкой. • Ребенок перенес тяжелые заболевания. У ребенка есть неврологические заболевания. Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит. Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как-будто вас не слышал. Он предпочитает решать все свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью. Ребенок одинаково активно общается со взрослыми и незнакомыми ему людьми. Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует. Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников. 4. Первичная оценка коммуникативного развития детей раннего возраста.Нарушения речи и оценка коммуникативного поведения. При нормальном развитии становление речи и формирование коммуникативного поведения тесно взаимосвязаны. Так, уже у здорового ребенка в конце первого года жизни имеет место избирательное отношение к окружающим, общение со взрослым при помощи звукосочетаний и отдельных лепетных слов, подчинение некоторым словесным инструкциям, обращение внимания на лицо говорящего, радость при общении со знакомыми и близкими для него людьми. Коммуникативное поведение с самого начала своего формирования является интегративным процессом. Поэтому у детей с самыми различными отклонениями в развитии этот процесс может нарушаться. Мы уже отмечали роль эмоционально-положительного общения мать — ребенок для становления психики и, прежде всего, для формирования коммуникативного поведения. Ребенок с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речевыми расстройствами с первых лет жизни нуждается в специальной коррекционной работе по стимуляции развития коммуникативного поведения. Оценка коммуникативного поведения у детей с различными отклонениями в развитии имеет важное диагностическое значение. Известна специфика нарушений коммуникативного поведения при раннем детском аутизме. Ребенок с аутизмом, имея нормальный слух, не реагирует на речевые инструкции взрослого или проявляет к ним активный негативизм, и, чем больше взрослый пытается привлечь его к общению, наклоняясь к нему, заглядывая ему в глаза, поглаживая по голове, тем больший негативизм проявляет ребенок. Совершенно иные особенности коммуникативного поведения проявляет ребенок с нарушениями слуха: не выполняя речевые инструкции, он внимательно смотрит в лицо говорящего, включается в задание вместе со взрослым, выполняет простые инструкции, если они сопровождаются выразительными жестами, мимикой. Вместе с тем, такой ребенок играет молча, не сопровождая свои действия лепетными звукосочетаниями или словами. Умственно отсталые дети раннего возраста очень по-разному реагируют на общение со взрослым. Одни из них легко вступают в общение, не учитывают ситуацию, охотно залезают к врачу или педагогу на колени, прижимаются к нему; другие, напротив, проявляют упрямство, негативизм. Однако во всех случаях поведенческие реакции этих детей стереотипы, однообразны и часто не адекватны. Обращает на себя внимание значительное отставание в понимании обращенной речи, слабый познавательный интерес. Известно, что основной предпосылкой становления речи в первые 2—3 года жизни является высокий уровень мотивации речевого общения. Развитие речи — это, no-существу, овладение разными способами общения на основе усвоения грамматических закономерностей родного языка. Таким образом, развитие речи и формирование коммуникативного поведения тесно взаимосвязаны. Взаимосвязь эта очень сложная и взаимо неоднозначная. Ребенок с тяжелыми нарушениями речи может иметь достаточно сохранный уровень коммуникативного поведения и, наоборот, ребенок с нарушениями звукопроизношения, заиканием может практически не общаться с окружающими. Все это определяет необходимость специальной оценки коммуникативного поведения у различных категорий детей с отклонениями в развитии и, прежде всего, у детей с нарушениями речи, слуха и ранним детским аутизмом. Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько грамотно и правильно была проведена диагностика доречевого развития. Поэтому в последнее время появилось достаточно литературы по обследованию детей раннего возраста. Обследование рациональнее начинать со знакомства с медицинской документацией.. По ходу изучения медицинской документации логопед составляет представление о возможной этиологии речевой патологии и ее патогенезе. В процессе знакомства с медицинской документацией вопросы, До 6 мес. Появляются: – устойчивый интерес к человеческому лицу – попытки повторить артикуляцию мамы – попытки повторить мимику мамы, когда она с ним разговаривает. Узнает маму, ее голос. Внимание младенца и мамы в основном направлено друг на друга, а не на посторонний предмет Младенец оживляется, когда к нему обращаются: – реагирует движениями рук, ног – мимикой – голосовыми и иными реакциями на голос – громко смеется и плачет Игра младенца манипулятивная, младенец начинает хватать игрушки: – тянет их в рот – стучит и роняет 6—12 мес. Ребенок понимает простые просьбы: «Дай ручку», «Иди ко мне», «Нельзя» Машет ручкой, прощаясь: «пока-пока» Различает близких и незнакомых людей – не идет на руки к незнакомым людям Расширяются коммуникативные возможности ребенка. Ребенок и мама начинают координировать внимание на других предметах – вместе играть с игрушкой У ребенка появляется указательный жест 12—24 мес. Ребенок может использовать разнообразные средства общения, но индивидуальные различия в этом возрасте очень велики: – мимика – жесты –слова – короткие фразы. Ребенок может общаться не только с мамой, но и с другими взрослыми, с детьми Предметом беседы могут быть не только непосредственно наблюдаемые игрушки и вещи, но и отсутствующие. Ребенок понимает: – названия знакомых предметов и игрушек – несложные грамматические конструкции – некоторые слова, означающие качества, на правления и т.д. Уровень игры повышается — начинает формироваться игра «понарошку»: – кормит и укладывает спать куклу – сажает в машину зверей и кубики Подражает действиям взрослых — «читает» книги В игре и коммуникации устанавливается очередность Примечание. Понимание речи в раннем возрасте является более важным показателем уровня коммуникативного развития, чем экспрессивная речь. Особенности орально-моторного развития Орально-моторные модели в раннем возрасте — движения губ, языка, щек, нижней челюсти — приспособлены для сосания. Орально-моторное функционирование зависит от того, на каком вскармливании находится ребенок. Вид вскармливания: – естественное – смешанное – искусственное До 4 мес. Большого разнообразия движений языка и челюсти нет. Нижняя челюсть опускается и поднимается — рот открывается и закрывается Язык в форме чашечки что обеспечивает сосание К 6 мес. Появляются, но не в полном объеме, движения языка: – вверх-вниз – из стороны в сторону С изменением характера пищи (твердая пища) изменяется (увеличивается) чувствительность десен, появляется новое движение нижней челюсти по горизонтали — из стороны в сторону. Как ребенок жует твердую пищу: – охотно – капризничает – выталкивает изо рта Какую пищу предпочитает ребенок: – протертую – рубленую – молотую К 12 мес.Ребенок уже может: – пить жидкость из чашки, которую держит взрослый – брать пишу с ложки – держать в руке и сосать сухарик, печенье – сдавливать и прокусывать твердую пищу С 12 мес–15 мес.Ребенок активно использует щеки, губы, язык для удержания и контроля пищи во рту. У ребенка активно развивается жевание. От 15 до 24 мес. Идет совершенствование орально-моторных движений щек, губ, языка, нижней челюсти. движения становятся более координированными. Увеличиваются объем и сила движений. Периферический артикуляционный аппарат уже больше приспособлен к артикуляции. Вывод. Если у ребенка и мамы есть проблемы, то их следует направить к специалистам для проведения полного обследования. Развитие речи детей в норме | Статья по развитию речи на тему:Развитие речи детей в норме. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того, чтобы понять патологию речи, отличительные особенности речевого развития детей с различными аномалиями в развитии (умственной отсталости, ЗПР и т.д.) необходимо четко представлять весь путь последовательного развития речи ребенка в норме, знать закономерности этого процесса и условия его благоприятного протекания. Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по- разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Остановимся на наиболее точной, четко отражающей особенности каждого возрастного этапа и удобной в пользовании классификации, предложенной Леонтьевым. Им устанавливаются 4 этапа в становлении речи детей. Разумеется, указанные ниже этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый этап плавно переходит в последующий 1-ый этап - подготовительный - до одного года. Каждый месяц первого года жизни ребенка особенный в плане речевого развития. Несмотря на индивидуальный ход развития речи каждого ребенка, выделяют, если можно сказать, следующие подэтапы. 1,5-3 месяца - гуление (ааа,эээ, гу-гу-гу, эммм, меее, бууу и т.д.) 3 -5 месяцев - свирель (аль -лее, е-льыыы, агу-аы-агу и т.д.) 6 -7,5 месяцев - лепет (ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па и т.д.) 7,5 -9 месяцев - тот же лепет, но с большим распевом и мелодичностью, так называемый «модулированный лепет». С этого возраста ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков. 9 мес. - 1 год - реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего). До года у ребенка идет активный процесс накопления информации о речи, состоящий из наблюдений за деятельностью речевого аппарата общающихся с ним людей, за звучанием их речи и развитие собственного речевого аппарата. 2-ой этап - преддошкольный (от1 года до 3-х лет). 1 год - 1 год 6 мес. Первые слова и звукоподражания: мама, дядя, дай, ав-ав и т.д. В отличии от лепета, слова относятся ребенком четко к определенному предмету, который он этим словом обозначает и часто сопровождаются определенным действием, жестом, эмоциональным проявлением. 1 год 6мес.-1 год 8 мес. Первые предложения (предмет + действие): «мама, дай» и т.п. Такие предложения могут на первых порах представлять из себя последовательность слов (звукоподражаний), жестов, мимических проявлений. Причем, взрослые и старшие дети почта всегда точно понимают смысл «высказывания» 1 год 8 мес. - 2 года. Период быстрого развития речи. Расширение словарного запаса до 350-380 лексических единиц. Совершенствуются формы множественного числа. Активно используются существительные, прилагательные, глаголы, др. части речи. Начало первого периода «почемучек»: периода вопросов. От 2 до 3 лет. Важнейший период. В это время ребенок практически усваивает те основные правила языка, на основании которых он сам выстраивает и начинает употреблять в речи родную грамматику, словообразование Т.д. наращивается объем словаря. К 3 г. оказываются сформированными все основные грамматические категории. 3-й этап - дошкольный (от 3 до 7лет). От 3 до 5 лет. В это время дети овладевают умением связно рассказывать. Могут без дополнительных вопросов составить пересказ сказки (рассказа) из 45 - 50 предложений. В речи используются уже и сложные предложения. Второй этап «почемучек». Ребенок активно вторгается в окружающий мир, стараясь познать его. Речь служит могучим инструментом познания. Внимание! К 5-ти годам ребенок должен хорошо говорить! Если этого не наблюдается - то следует говорить об имеющихся нарушениях речи. 6-7 лет. Продолжается совершенствование всех сторон устной речи на основе собственных наблюдений. 4-й этап - школьный. Главная особенность периода - сознательное усвоение речи. Происходит целенаправленная перестройка речи ребенка - от восприятия различных звуков до осознанного использования всех языковых средств. Дети овладевают звуковым составом, усваивают грамматические правила, построение высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи - письменной речи. УСЛОВИЯ НОРМАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Для того, чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен: быть психически и соматически здоровым, иметь нормальные умственные способности, иметь нормальный слух и зрение, обладать достаточной психической активностью, обладать потребностью в речевом общении, иметь полноценное речевое окружение. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕЧИ Речевой акт осуществляется сложной системой органов. Ведущая роль принадлежит головному мозгу. Павловым было доказано, что локализация речевых функций коры г. м. не только сложна, но и изменчива^ отсюда и название м динамическая локализация». В настоящее время, благодаря исследованиям Лурия, Леонтьева, Анохина установлено, что основой всякой ВПФ являются сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях ЦНС, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия. Речь, как и другие проявления ВНД, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые из них являются главенствующими в образовании речи. Так, например, лобная доля с лобными извилинами является двигательной областью и участвует в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височная доля с височными извилинами является речеслуховой областью. В нее поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает зрительное восприятие артикуляции окружающих, позже - восприятие буквенных изображений при чтении и письме. Кора Г.М. связана с периферическими органами. Первая часть речевого механизма следующая: из коры Г.М. импульсы идут на периферию двумя видами нервных путей: центробежными (двигательными) и центростремительными (регулирующими деятельность речевых органов). Вторая часть заключается в обратной связи - от периферии к центру. Идет так называемая «контролирующая связь». Обратные импульсы поступают в соответствующие центры коры Г.М, в которых происходит анализ поступившей информации, сверка с необходимым эталоном. В случае несоответствия идет новый импульс на периферию и т.д. до тех пор, пока не наступит соответствие с необходимым эталоном. Можно сказать, что обратные связи функционируют как бы по кольцу. Обратная связь лежит в основе второй сигнальной системы. Важная роль при этом принадлежит системам временных связей - динамическим стереотипам, которые возникают благодаря многократному восприятию элементов языка (фонетических, лексический, грамматических) и произнесению. Система обратных связей обеспечивает автоматическое регулирование работы органов. В данном случае мы имеем дело с установлением прочных временных динамических стереотипов. Для умственно отсталых детей это слишком высокая планка. Они испытывают большие трудности в силу «слабости замыкательной функции коры головного мозга». Рассмотрим этот механизм на примере произнесения слова ребенком. Для того, чтобы осуществить произношение слова в соответствии с задуманной информацией, в коре Г.М. производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляторной программы. Артикуляторная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора (органы дыхания, резонатора, артикуляции). Обратная связь идет по двум направлениям: кинестетическому пути и слуховому. Кинестетический контроль сверяет кинестетические ощущения от произнесения звука, позволяет предупредить ошибку и внести поправку до того, как звук произнесен. Слуховой контроль действует лишь в момент произнесения звука. Обратные импульсы посылаются в центр до тех пор, пока не будут согласованы артикуляция и слуховой контроль. ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Постараюсь кратко охарактеризовать основные причины патологии детской речи: 1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствует токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др. 2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. 3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцифалиты, ранние желудочно-кишечные расстройства. 4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга. 5. Наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью. 6. Неблагоприятные социально-бытовые условия (семьи риска), приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи. Составила: Учитель-логопед Карчевцева Е.С. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение | Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю.Статья посвящена причинам, диагностике и лечению задержки развития речи у детей Для цитирования. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение // РМЖ. 2016. № 6. С. 362–366. Под задержками речевого развития обычно понимают отставание в формировании речи от возрастных нормативов у детей в возрасте до 3–4-х лет. Между тем данная формулировка подразумевает широкий круг расстройств развития речи, имеющих разные причины. Итак, на первом году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Гуление, «свирель», лепет, модулированный лепет являются для малыша своеобразной игрой и доставляют ребенку удовольствие, на протяжении многих минут он может повторять один и тот же звук, тренируясь подобным образом в артикуляции звуков речи. Одновременно происходит активное формирование понимания речи. Закономерным представляется то, что наиболее значительным было отставание в формировании речи и коммуникативных способностей, но при этом степень данного отставания увеличивалась – от 17,3±0,4 мес. в 1-й группе до 21,2±0,8 во 2-й и 27,3±0,5 мес. в 3-й группе. Наряду с увеличением выраженности отличий от здоровых сверстников в речевом развитии, отставание во всех остальных сферах не только сохранялось, но и увеличивалось с каждым полугодовым возрастным периодом. Это свидетельствует, с одной стороны, о значительном влиянии речи на другие сферы развития ребенка, а с другой – о тесной взаимосвязи и неразрывности различных аспектов индивидуального развития. . этапов развития речи и языкаКак развиваются речь и язык?Первые 3 года жизни, когда мозг развивается и созревает, являются наиболее интенсивным периодом для приобретения речевых и языковых навыков. Эти навыки лучше всего развиваются в мире, который богат звуками, видами и постоянным знакомством с речью и языком других. Похоже, что у младенцев и маленьких детей бывают критические периоды для речи и языкового развития, когда мозг лучше всего способен воспринимать речь.Если позволить этим критическим периодам пройти без контакта с языком, выучить будет труднее. Каковы основные этапы развития речи и языка?Первые признаки общения возникают, когда младенец узнает, что крик принесет еду, утешение и дружеские отношения. Новорожденные также начинают распознавать важные звуки в окружающей их среде, например, голос матери или опекуна. По мере взросления младенцы начинают разбирать звуки речи, из которых состоят слова их языка.К 6 месяцам большинство младенцев узнают основные звуки родного языка. Дети различаются по развитию речи и языковых навыков. Однако они следуют естественному прогрессу или расписанию для овладения языковыми навыками. Ниже приведен контрольный перечень этапов нормального развития речи и языковых навыков у детей от рождения до 5 лет. Эти вехи помогают врачам и другим медицинским работникам определить, находится ли ребенок на правильном пути или ему или ей может потребоваться дополнительная помощь.Иногда задержка может быть вызвана потерей слуха, а в других случаях - речевым или языковым расстройством. В чем разница между речевым расстройством и языковым расстройством?Дети, которые не понимают, что говорят другие (восприимчивый язык) или затрудняются делиться своими мыслями (выразительный язык), могут иметь языковое расстройство. Специфические языковые нарушения (SLI) - это языковое расстройство, которое задерживает овладение языковыми навыками. Некоторые дети с SLI могут не разговаривать до третьего или четвертого года жизни. Дети, у которых возникают проблемы с правильным воспроизведением речевых звуков, или которые колеблются или заикаются при разговоре, могут иметь нарушение речи. Апраксия речи - это расстройство речи, при котором сложно соединить звуки и слоги в правильном порядке для образования слов. Что мне делать, если у моего ребенка задерживается речь или язык?Если у вас есть какие-либо проблемы, обратитесь к врачу вашего ребенка. Ваш врач может направить вас к речевому патологу, который является профессиональным медиком, обученным оценивать и лечить людей с речевыми или языковыми расстройствами.Патологоанатом расскажет вам об общении и общем развитии вашего ребенка. Он или она также будет использовать специальные устные тесты для оценки вашего ребенка. Проверка слуха часто включается в оценку, поскольку проблема со слухом может повлиять на речь и языковое развитие. В зависимости от результата обследования патолог может предложить занятия, которые вы можете выполнять дома, чтобы стимулировать развитие ребенка. Они также могут порекомендовать групповую или индивидуальную терапию или предложить дальнейшее обследование у аудиолога (специалиста в области здравоохранения, обученного выявлять и измерять потерю слуха) или психолога по развитию (специалиста в области здравоохранения со специальными знаниями в области психологического развития младенцев и детей). . Какие исследования проводятся по проблемам развития речи и языка?Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD) спонсирует широкий спектр исследований для лучшего понимания развития речевых и языковых расстройств, улучшения диагностических возможностей и точной настройки более эффективных методов лечения. Постоянной областью исследований является поиск лучших способов диагностики и дифференциации различных типов задержки речи. Большое исследование с участием примерно 4000 детей собирает данные по мере роста детей, чтобы установить надежные признаки и симптомы конкретных речевых расстройств, которые затем можно использовать для разработки точных диагностических тестов.Дополнительные генетические исследования ищут совпадения между различными генетическими вариациями и конкретными дефектами речи. Исследователи, спонсируемые NIDCD, обнаружили один генетический вариант, в частности, связанный с определенным языковым нарушением (SLI), расстройством, которое задерживает использование детьми слов и замедляет их овладение языковыми навыками в течение школьных лет. Это первое открытие, которое связывает наличие определенной генетической мутации с любым видом унаследованных языковых нарушений.Дальнейшие исследования изучают роль, которую этот генетический вариант также может играть при дислексии, аутизме и нарушениях речи. Долгосрочное исследование того, как глухота влияет на мозг, изучает, как мозг «перестраивает» себя, чтобы приспособиться к глухоте. На данный момент исследование показало, что глухие взрослые реагируют быстрее и точнее, чем слышащие взрослые, когда они наблюдают за движущимися объектами. Это продолжающееся исследование продолжает изучение концепции «пластичности мозга» - способов, которыми на мозг влияют состояния здоровья или жизненный опыт, и то, как ее можно использовать для разработки стратегий обучения, способствующих здоровому языку и развитию речи в раннем детстве. На недавнем семинаре, организованном NIDCD, собралась группа экспертов для изучения вопросов, связанных с подгруппой детей с расстройствами аутистического спектра, которые не имеют функционального вербального языка к пятилетнему возрасту. Поскольку эти дети настолько отличаются друг от друга, без набора определяющих характеристик или моделей когнитивных сильных и слабых сторон разработка стандартных оценочных тестов или эффективных методов лечения была затруднена. На семинаре была представлена серия презентаций, чтобы познакомить участников с проблемами, с которыми сталкиваются эти дети, и помочь им определить ряд пробелов и возможностей, которые можно было бы устранить в будущих исследованиях. Что такое голос, речь и язык?Голос, речь и язык - это инструменты, которые мы используем для общения друг с другом. Голос - это звук, который мы издаем, когда воздух из наших легких проталкивается между голосовыми складками в нашей гортани, заставляя их вибрировать. Речь говорит, что является одним из способов выражения языка. Он включает в себя точно скоординированные действия мышц языка, губ, челюсти и голосового тракта, чтобы производить узнаваемые звуки, из которых состоит язык. Язык - это набор общих правил, которые позволяют людям выражать свои идеи осмысленным образом. Речь может быть выражена устно или письменно, жестами или другими жестами, такими как моргание глаз или движения рта. Контрольный список для проверки слуха и коммуникативного развития вашего ребенкаОт рождения до 3 месяцевот 4 до 6 месяцевот 7 месяцев до 1 года1-2 года2–3 года3-4 годаот 4 до 5 летЭтот контрольный список основан на Как ваш ребенок слышит и разговаривает ?, Любезно предоставленном Американской ассоциацией речи, языка и слуха. Где я могу найти дополнительную информацию об основных этапах развития речи и языка?NIDCD ведет каталог организаций, которые предоставляют информацию о нормальных и нарушенных процессах слуха, баланса, вкуса, обоняния, голоса, речи и языка. Используйте следующие ключевые слова, чтобы помочь вам найти организации, которые могут ответить на вопросы и предоставить информацию о развитии речи и языка: Информационный центр NIDCD Публикация NIH № 13-4781 Оценка и лечение ребенка с задержкой речиРечь - это моторный акт общения путем артикуляции словесного выражения, тогда как язык - это знание системы символов, используемой для межличностного общения.1 В целом считается, что у ребенка задержка речи если речевое развитие ребенка значительно ниже нормы для детей того же возраста. Ребенок с задержкой речи имеет речевое развитие, типичное для нормально развивающегося ребенка младшего хронологического возраста; навыки ребенка с задержкой речи приобретаются в нормальной последовательности, но медленнее, чем обычно.2 Задержка речи издавна была проблемой врачей, ухаживающих за детьми. Обеспокоенность вполне обоснована, поскольку задержку начала речи сопровождает ряд проблем развития. Кроме того, задержка речи может оказать значительное влияние на личную, социальную, академическую и, в дальнейшем, профессиональную жизнь. Раннее выявление и соответствующее вмешательство могут смягчить эмоциональный, социальный и когнитивный дефицит этой инвалидности и улучшить результат. Нормальное развитие речиЧтобы определить, есть ли у ребенка задержка речи, врач должен иметь базовые знания о вехах речи.Нормальная речь проходит через стадии воркования, лепета, эхолалии, жаргона, слов и словосочетаний, а также формирования предложений. Нормальный паттерн речевого развития показан в таблице 1.3 Просмотр / распечатка ТАБЛИЦА 1Нормальный паттерн речевого развития
Нормальный паттерн развития речи
ЭпидемиологияТочные цифры, которые документально подтверждают распространенность задержки речи у детей, получить трудно из-за запутанной терминологии, различий в диагностических критериях, недостоверности неподтвержденных наблюдений родителей, отсутствия надежных диагностических процедур и т. д. методологические проблемы выборки и поиска данных.Однако можно сказать, что задержка речи - распространенная проблема детства, которой страдают от 3 до 10 процентов детей.4–6 Расстройство в три-четыре раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.5,7 ЭтиологияЗадержка речи может быть проявлением множества нарушений. Причины проблемы перечислены в таблице 2. Просмотр / печать таблицы ТАБЛИЦА 2Причины задержки речи
Причины задержки речи
ПСИХИЧЕСКАЯ ЗАДЕРЖКАУмственная отсталость является наиболее частой причиной задержки речи, на которую приходится более 50 процентов случаев.8 У умственно отсталого ребенка наблюдается глобальная задержка речи, а также задержка восприятия слуха и задержка в использовании жестов. В целом, чем тяжелее умственная отсталость, тем медленнее усваивается коммуникативная речь. У умственно отсталых детей речевое развитие относительно более задержано, чем в других областях развития. Примерно у 30-40 процентов детей с умственной отсталостью причина умственной отсталости не может быть определена даже после тщательного исследования.9 Известные причины умственной отсталости включают генетические дефекты, внутриутробную инфекцию, плацентарную недостаточность, прием лекарств матери, травму центральной нервной системы, гипоксию, ядерную желтуху, гипотиреоз, отравление, менингит или энцефалит и нарушения обмена веществ. слух в первые несколько лет жизни жизненно важен для развития речи и языка. Потеря слуха на ранней стадии развития может привести к глубокой задержке речи. Потеря слуха может быть кондуктивной или нейросенсорной.Кондуктивная потеря обычно вызывается средним отитом с выпотом.10 Такая потеря слуха носит периодический характер и составляет в среднем от 15 до 20 дБ.11 Некоторые исследования показали, что дети с кондуктивной тугоухостью, связанной с выделением жидкости в среднем ухе в течение первых нескольких лет жизни, находятся в риск задержки речи.4,11 Однако не все исследования обнаруживают эту связь.12 Кондуктивная потеря слуха также может быть вызвана пороками развития структур среднего уха и атрезией наружного слухового прохода. Сенсорно-невральная потеря слуха может быть результатом внутриутробной инфекции, ядерной желтухи, ототоксических препаратов, бактериального менингита, гипоксии, внутричерепного кровоизлияния, некоторых синдромов (например,g., синдром Пендреда, синдром Ваарденбурга, синдром Ушера) и хромосомные аномалии (например, синдромы трисомии). Нейросенсорная тугоухость обычно наиболее серьезна на высоких частотах. ЗАДЕРЖКА ЗРЕЛЕНИЯЗадержка созревания (задержка развития языка) составляет значительный процент тех, кто поздно говорит. В этом состоянии происходит задержка созревания центрального неврологического процесса, необходимого для воспроизведения речи. Заболевание чаще встречается у мальчиков, и в семейном анамнезе часто присутствуют «поздно цветущие».13 Однако прогноз для этих детей отличный; они обычно имеют нормальное речевое развитие к возрасту поступления в школу14. НАРУШЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ ЯЗЫКАДети с расстройством экспрессивной речи (развивающая экспрессивная афазия) не могут развить использование речи в обычном возрасте. У этих детей нормальный интеллект, нормальный слух, хорошие эмоциональные отношения и нормальная артикуляция. Первичный дефицит - это дисфункция мозга, которая приводит к неспособности переводить идеи в речь.Понимание речи соответствует возрасту ребенка. Эти дети могут использовать жесты, чтобы дополнить свое ограниченное словесное выражение. В то время как у поздно распустившегося ребенка в конечном итоге разовьется нормальная речь, ребенок с расстройством экспрессивной речи не сможет этого сделать без вмешательства13. Иногда трудно, если не невозможно, отличить в раннем возрасте поздно расцветшего ребенка от ребенка с выразительной речью. беспорядок. Однако задержка созревания - гораздо более частая причина задержки речи, чем расстройство экспрессивной речи, на которое приходится лишь небольшой процент случаев.Ребенок с расстройством экспрессивной речи подвержен риску нарушения обучения языку (дислексии). Поскольку это нарушение самокорректируется, необходимо активное вмешательство. ДВУЯЗЫЧИЙДвуязычная домашняя среда может вызвать временную задержку в освоении обоих языков. Однако понимание двух языков двуязычным ребенком является нормальным для ребенка того же возраста, и ребенок обычно овладевает обоими языками в возрасте до пяти лет. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯФизическая депривация (например, бедность, плохие жилищные условия, недоедание) и социальная депривация (например, неадекватная лингвистическая стимуляция, прогулы родителей, эмоциональный стресс, пренебрежение детьми) отрицательно влияют на развитие речи. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, которые живут со своими семьями, похоже, не имеют задержки речи, если они также не подвергаются пренебрежению.15 Поскольку жестокие родители чаще, чем другие родители, игнорируют своих детей и реже используют вербальные средства для общения с ними, дети, подвергшиеся насилию имеют повышенную частоту задержки речи.16 АУТИЗМАутизм - это неврологическое нарушение развития; начало наступает до достижения ребенком 36-месячного возраста. Аутизм характеризуется задержкой и девиантным языковым развитием, неспособностью развивать способность общаться с другими, а также ритуальным и компульсивным поведением, включая стереотипную повторяющуюся двигательную активность. Описаны различные речевые аномалии, такие как эхолалия и смена местоимений. У некоторых аутичных детей речь бывает атонической, деревянной или песенной.Дети с аутизмом, как правило, не поддерживают зрительный контакт, не улыбаются, не реагируют на объятия и не используют жесты для общения. У мальчиков аутизм встречается в три-четыре раза чаще, чем у девочек. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ МУТИЗМИзбирательный мутизм - это состояние, при котором дети не говорят, потому что не хотят. Обычно дети с элективным мутизмом говорят, когда они одни, со своими друзьями, а иногда и со своими родителями, но они не разговаривают в школе, в общественных местах или с незнакомцами.Это состояние несколько чаще встречается у девочек, чем у мальчиков.17 Значительная часть детей с элективным мутизмом также имеет артикуляционный или языковой дефицит. В основе мутизма обычно лежит семейная психопатология. У детей с выборочно немыми обычно проявляются другие симптомы плохой адаптации, такие как плохие отношения со сверстниками или чрезмерная зависимость от родителей. Как правило, эти дети настроены негативистично, застенчиво, робко и замкнуто. Расстройство может сохраняться в течение месяцев или лет. РЕЦЕПТИВНАЯ АФАЗИЯНарушение понимания устной речи является основной проблемой рецептивной афазии; производственные трудности и задержка речи проистекают из этой инвалидности. Дети с рецептивной афазией нормально реагируют на невербальные слуховые раздражители. Их родители часто описывают таких детей как «не слушающих», а не «не слышащих». Речь этих детей не только замедленная, но и разреженная, аграмматическая и нечеткая в артикуляции18. Большинство детей с рецептивной афазией постепенно приобретают собственный язык, понятный только тем, кто с ними знаком. ДЦПЗадержка речи часто встречается у детей с церебральным параличом. Задержка речи чаще всего возникает у людей с атетоидным типом церебрального паралича. Следующие факторы, по отдельности или в комбинации, могут объяснять задержку речи: потеря слуха, нарушение координации или спастичность мышц языка, сопутствующая умственная отсталость или дефект коры головного мозга. .Развитие ребенка с детским церебральным параличомПоиск Поиск Поиск Переключить навигацию
целей в области речи и языка в дошкольном учреждении
Это дошкольные годы, когда языковые способности детей действительно развиваются. К пяти годам ваш дошкольник не сможет участвовать в политической дискуссии, но он сможет четко общаться и понимать общение других. Но на самом деле этот навык представляет собой совокупность многих весьма специфических навыков, полученных в дошкольном возрасте. Овладение этими навыками - основная языковая цель дошкольников. Осведомленность о звуках и слогах К 2 годам ребенок имеет четкое представление о звуках, принадлежащих его языку. Даже не зная письменности, дошкольники могут рифмовать основные звуки, создавая новые, иногда бессмысленные, звуки, которые по-прежнему являются частью языка, часто вызывая раздражение мамы, сидящей за рулем. Осведомленность о родном языке значительно усиливается в дошкольном возрасте, переходя от звуков к более сложным формам фонетического восприятия, таким как способность сказать вам, сколько слогов в определенном слове.Главный результат развития фонетической осведомленности в дошкольном возрасте - это вновь обретенная способность связывать звуки с письменным языком. Словарь на 10 000 слов Дошкольники изучают язык невероятно быстро. Среднестатистической маме может пройти несколько лет, прежде чем она запомнит 10 000 слов на иностранном языке, но средний дошкольник выучит 10 000 слов к тому времени, когда он будет готов пойти в школу. Это изучение слов не без новизны.Ваш дошкольник выучит словарный запас быстрее, чем грамматику. Языковое развитие дошкольника - естественный инстинктивный процесс; он будет использовать подсказки взрослых, чтобы понять, что означают слова, но не как их использовать. Таким образом, дошкольник может знать, что «няня» означает, что мама и папа уезжают на некоторое время, а дружелюбная девочка ненадолго остается в доме. Поэтому не удивляйтесь, услышав: «Нина присматривает за мной». Full Sentences Будьте готовы пропустить милые предложения детских лет.Дошкольники начинают заполнять эти пропущенные слова при построении предложений. Что касается языкового развития, это больше всего улучшает грамматику. Здесь предлоги и артикли чудесным образом начинают появляться в предложениях. Итак, если вы знакомы с просьбой вашего малыша «сесть на стул», сейчас самое время ценить ее, как только она станет грамматически правильной «сидеть на стуле». Последовательные предложения Дошкольник не только начинает составлять правильные и, следовательно, более длинные предложения, но также начинает последовательно соединять предложения.К 5 годам дети будут правильно использовать союзы, такие как «так» и «потому что», например, «Мой воздушный шарик улетел, поэтому я плакал». Это вызывает непрекращающийся поток слов у некоторых малышей-болтунов при немедленном восторге и последовательном раздражении родителей. Но такая форма беседы должна понравиться большинству родителей, поскольку показывает интеллект ребенка. Способность связывать связанные предложения свидетельствует не только об улучшении языковых навыков, но и о способности мыслить логически. Дополнительная информация : Поговори со мной, детка!: Как ты можешь поддержать языковое развитие маленьких детей Светский разговор: Как развить языковые навыки вашего ребенка от рождения до четырехлетнего возраста .4 Развитие детей и раннее обучение | Преобразование рабочей силы для детей от рождения до 8 лет: объединяющий фондили опыт, в то же время расширяя предыдущие знания детей и языковые навыки. Языковые навыки и навыки грамотности рассматриваются далее в следующем разделе этой главы, а также в главе 6. Еще одним следствием этих когнитивных изменений является то, что педагоги могут вовлекать дошкольников намеренную деятельность в новые возможности обучения.Интерес детей к обучению через действие естественным образом подходит для экспериментального исследования, связанного с наукой, или других видов обучения, основанного на запросах, включая гипотезы и проверки, особенно в свете неявных теорий живых существ и физической причинности, которые дети привносят в такое исследование (Samarapungavan et al. др., 2011). Подобным образом настольные игры могут стать основой для изучения и расширения числовых концепций. В нескольких экспериментальных демонстрациях, когда дошкольники играли в настольные игры с числами, специально разработанные для развития их мысленных представлений о числовых величинах, они демонстрировали улучшения в оценках числовой линии, навыках расчета, числовой идентификации и других важных количественных концепциях (Laski and Siegler, 2014 ). Другое исследование показало, что стратегии обучения, которые способствуют более высокоуровневому мышлению, творчеству и даже абстрактному пониманию, например, обсуждение идей или будущих событий, связаны с более высокими когнитивными достижениями детей дошкольного возраста (например, Diamond et al. , 2013; Mashburn et al., 2008). Например, когда педагоги указывают на то, как количественные числа могут использоваться для описания различных наборов элементов (четыре блока, четыре ребенка, 4 часа), это помогает им обобщить абстрактное понятие («четверность»), которое описывает набор, а не характеристики каждого элемента в отдельности.Эти действия также можно интегрировать в другие учебные практики в течение обычного дня. Еще одно следствие изменений мышления маленьких детей в дошкольном возрасте касается мотивационных характеристик раннего обучения. Дети дошкольного возраста развивают чувство себя и своих способностей, включая академические навыки (Marsh et al., 1998, 2002). Их убеждения в отношении своих способностей к чтению, счету, лексике, числовым играм и другим академическим навыкам основаны на нескольких источниках, включая спонтанное социальное сравнение с другими детьми и отзывы учителей (и родителей) относительно их достижений и причин, по которым они хорошо учились или плохо.Эти убеждения, в свою очередь, влияют на уверенность детей в себе, настойчивость, внутреннюю мотивацию к успеху и другие характеристики, которые можно описать как навыки обучения (и более подробно обсуждаются далее в этой главе). Следовательно, то, как учителя обеспечивают обратную связь с детьми младшего возраста и поддерживают их уверенность в себе в учебных ситуациях, также является важным предиктором академической успеваемости детей (Hamre, 2014). В первые годы начальной школы познавательные процессы у детей развиваются дальше, что, соответственно, влияет на стратегии педагогов в начале .Умственно отсталые дети: типы, особенности и лечениеПоследнее обновление Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) подсчитала, что от 10 до 20% всех детей и подростков имеют ту или иную форму психической инвалидности, причем половина из них наступает к 14 годам. Само по себе родительство - трудная работа, и те с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями могут оказаться в затруднительном положении.Однако из-за отрицательной стигмы большинство людей не осознают, что существуют разные степени умственной отсталости, которые мы обсудим в этой статье. Мы также прольем некоторый свет на проблемы, связанные с работой с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями, и на то, как вы можете помочь интеллектуально развитым детям вести лучшую жизнь. Что такое умственная отсталость?Эта классификация дается детям с низким IQ, обычно в диапазоне 70-75 или меньше.У них мало адаптивного поведения или повседневных жизненных навыков (шт. . |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |