О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Воспитание и обучение детей с синдромом дауна


Статья по коррекционной педагогике: Теоретические основы изучения проблемы обучения и воспитания детей с синдромом Дауна

1. Теоретические основы изучения проблемы обучения и воспитания детей с синдромом Дауна

Синдром Дауна - достаточно распространенное заболевание, которое происходит в результате генетических нарушений в организме ребенка. Воспитание детей с синдромом Дауна имеет ряд важных особенностей.

Синдром Дауна возникает как следствие существования в организме дополнительной хромосомы. Эта лишняя хромосома и есть источник нарушений в организме ребенка. Воспитание детей с синдромом Дауна должно обязательно проходить под наблюдением врачей-специалистов различного профиля.

Особенности детей с синдромом Дауна. Такие дети имеют ряд психологических особенностей. Наиболее выраженные из них следующие:

· значительное отставание в физическом и умственном развитии;

· задержка развития всех двигательных функций и психических процессов;

· отставание в развитии речи;

· отставание в развитии мелкой моторики (совокупности скоординированных действий костной, мышечной и нервной систем).

Дети с синдромом Дауна обучаемы. Это признаный факт во всем мире. Поэтому во многих странах рожденные с синдромом Дауна занимаются в обычных школах, а также имеют право работать. Но таким детям необходима индивидуальная программа развития и методика воспитания.

Помимо специальной программы, при обучении детям с синдромом Дауна нужна поддержка окружающих, доброжелательная и позитивная атмосфера вокруг.

В первую очередь, родители должны знать, что их малыш - необычный. Он все чувствует и понимает, но развивается медленнее остальных детей и реагирует иначе. В научном мире это генетическое заболевание объясняется наличием в клетках человека 47-й хромосомы (вместо обычного набора в 46 хромосом). Такое явление встречается не так часто: по статистике, примерно один случай на 600-800 новорожденных.

Обучение детей с синдромом Дауна: двигательные навыки и навыки самообслуживания

Жизнь - это движение, поэтому основным акцентом в разработке системы воспитания ребенка с синдромом Дауна является развитие у него двигательных функций. Когда-то этот метод предложил голландский физиотерапевт Петер Лаутеслагер. Он считал, что необычным детям социальная среда нужна в первую очередь.

Врач предложил применять свой метод на детях с синдромом Дауна с раннего возраста: с 3 месяцев жизни до 3-4 лет. Причем в процесс развития моторики и коммуникативных навыков у ребенка должны быть вовлечены взрослые (родители, бабушки, дедушки).

Кроме того, данный метод обучает навыкам самообслуживания, дети с синдромом Дауна знакомятся с бытом, учатся ухаживать за собой и за домом. Это развивает у ребенка самостоятельность и независимость, концентрирует внимание, развивает моторику. Малыши с синдромом Дауна с раннего возраста получают возможность развиваться как личность.

Иппотерапия для детей с синдромом Дауна. В развитии детей с синдромом Дауна очень помогает общение с животными, например верховая езда. В ее основу легла методика иппотерапии. Этот метод больше коррекционный, но не менее успешный.

Занятия по иппотерапии обычно проводят специально обученные педагоги. Методика включает все этапы обучения в школе верховой езды.

Дети с синдромом Дауна могут ухаживать и заботиться о лошадях, это развивает в них чувства. Благодаря общению с лошадьми такие дети становятся доверчивыми, терпеливыми, спокойными и раскованными. Иппотерапия развивает двигательные, сенсорные, эмоциональные и психологические способности детей.

1.1 Дети с синдромом Дауна

Синдром Дауна - это не заболевание, а генетическая аномалия, которая приводит к значительным изменениям в организме. Он не лечится. Именно поэтому правильнее говорить «синдром», а не «болезнь».

Синдром подразумевает набор определенных характеристик и особенностей. Свое название он получил благодаря британскому врачу, впервые его описавшему - Джону Л. Дауну. Синдром Дауна очень распространенная аномалия. С ним рождается примерно 1 ребенок из 700. Сейчас благодаря методам диагностики беременных эта цифра несколько меньше, 1:1000.

Единственный способ выяснить, есть ли у ребенка хромосомная аномалия - это сделать анализ жидкости из пуповины. Всем мамам, которые находятся в зоне риска, рекомендуется его сделать.

Новорожденный ребенок с синдромом Дауна

Опытные врачи детей могут определить таких с первых дней жизни. Их отличает ряд характерных признаков.

Признаки ребенка Дауна:

· плоское лицо и широкий плоский нос;

· косой разрез глаз. У внутреннего угла глаза имеется складка;

· коротка голова, плоский затылок, аномалии ушей;

· открытый маленький рот. Короткое небо, язык не вмещается, торчит изо рта;

· гипотонус - слабый мышечный тонус. Повышенная подвижность суставов;

· 45% детей с синдромом Дауна наблюдается одна поперечная складка на ладони.

Как правило, ребенок с синдромом Дауна имеет и внутренние аномалии. Наиболее частые среди них:

· врожденные пороки сердца. Они встречаются у 40% детей;

· проблемы со зрением. Врожденное косоглазие, катаракта, глаукома;

· нарушение слуха;

· патологии в пищеварительной системе;

· иногда у ребенка могут наблюдаться остановка дыхания во сне, это связано с аномалиями в ротоглотке;

· заболевания эндокринной системы;

· нарушения в опорно-двигательном аппарате (дисплазия тазобедренных суставов, отсутствие одного ребра, деформация грудной клетки, низкий рост).

Тем не менее, окончательный диагноз выставляется только после результатов анализа на количество хромосом. Его проводит генетик.

В большинстве своем дети с синдромом Дауна отстают в развитии от своих сверстников. Раньше считалось, что такие дети умственно отсталые. Но сейчас об этом говорят все меньше. >Действительно, развитие ребенка Дауна замедленно, но они такие же дети, как и все остальные. И их успешное вхождение в жизнь зависит от того, насколько близкие люди отнесутся к этому с пониманием. Почему рождаются дети Дауны?

Синдром Дауна появляется в результате генных нарушений, при которых в каждой клетке организма имеется лишняя хромосома. У здоровых детей в клетках имеются 23 пары хромосом (всего 46). Одна часть достается ребенку от мамы, другая от папы. У ребенка с синдромом Дауна в 21 паре хромосом имеется лишняя непарная хромосома, поэтому это явление называют трисомия.

Эта хромосома при оплодотворении может достаться как от сперматозоида, так и от яйцеклетки.

В результате при делении яйцеклетки с трисомией, каждая последующая клетка также содержит лишнюю хромосому. Всего в каждой клетке оказывается 47 хромосом. Ее присутствие сказывается на развитии всего организма и здоровье ребенка.

В целом от чего рождаются дети Дауны, до конца не известно. Специалисты отмечают ряд факторов, при которых этот синдром встречается намного чаще.

Причины рождения ребенка Дауна:

1. Возраст родителей. Чем старше родители, тем выше вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна. Возраст мамы от 35, отца - от 45.

2. Наследственные генетические особенности родителей. Например, в клетках родителей 45 хромосом, т.е. 21 прикрепляется к другой и ее не видно.

3. Близкородственные браки.

Недавние исследования украинских ученых показали, что солнечная активность может влиять на появление генной аномалии. Отмечено, что времени зачатия детей с синдромом Дауна предшествует высокая солнечная активность. Возможно, не случайно этих детей называют солнечными. Однако когда факт уже свершился, абсолютно не имеет значения, почему родился ребенок с синдромом Дауна. Нужно понять, что он такой же человек. И близкие люди должны ему помочь войти во взрослую жизнь.

1.2 Развитие ребенка с синдромом Дауна

Конечно, родителям, у которых родился ребенок с синдромом Дауна, придется нелегко. К счастью, сейчас все меньше родителей оставляют таких детей. А, напротив, принимают эту ситуацию, и делают все возможное и невозможное, чтобы вырастить счастливого человека.

Такому ребенку обязательно нужно медицинское наблюдение. Необходимо выявить, есть ли какие-то врожденные пороки, сопутствующие заболевания. Доктора могут назначить специальные препараты, которые позволяют уменьшить воздействие синдрома.

Родителей часто волнует, сколько живут дети Дауны. В среднем их продолжительность жизни составляет 50 лет.

Ребенок с синдромом Дауна развивается медленнее. Он позднее начинает держать головку (к трем месяцам), сидеть (к году), ходить (к двум годам). Но эти сроки можно сократить, если не тянуть и обратиться за помощью к специалистам.

Конечно, в нашей стране сейчас для таких детей созданы не лучшие условия. Помимо этого, предрассудки людей препятствуют тому, чтобы такие дети посещали сады и школы. Однако во многих городах есть реабилитационные центры, организованы специальные дошкольные учреждения.

Родители ребенка должны приложить максимум усилий, чтобы обеспечить полноценное общение с детьми, посещение коллективных занятий и праздников и т.д.

Как правило, для таких детей составляют индивидуальную программу занятий, которая включает:

1. Специальную гимнастику. Она необходима для формирования моторных способностей. Гимнастику нужно начинать в раннем возрасте и делать ежедневно. По мере взросления ребенка комплекс упражнений меняется.

2. Массаж - эффективное средство реабилитации ребенка. Способствует общему оздоровлению и развитию ребенка.

3. Игры с ребенком: пальчиковые, активные. Очень важны коллективные игры.

4. Изучение алфавита и счета.

5. Чтение и заучивание наизусть стихов, пение песен и т.д.

Основная задача - это максимально подготовить ребенка с синдромом Дауна к самостоятельной жизни. Не изолировать его от общества, не прятать в четырех стенах. Любовь и забота помогут ему пройти через все сложности и жить полноценной жизнью.

Больным с синдромом Дауна свойственна значительная умственная отсталость, причем интеллект варьирует от полной идиотии до нижнего предела умственного развития нормальных людей, хотя масса мозга обычно нормальна или лишь незначительно уменьшена. Дети с такой болезнью часто способны обучаться в специальной школе.

В настоящее время разработаны специальные программы воспитания и обучения для детей с синдромом Дауна. Обычно они сонливы, добродушны, даже ласковы, легко отвлекаются от любых занятий, заметив что-то более интересное.

Больные без труда вступают в контакт с окружающими и часто подражают им. Дети с синдромом Дауна очень внушаемы и доверчивы, они любят услуживать кому-либо.

Абстрактное мышление при синдроме Дауна резко подавлено, поэтому научиться арифметическому счету даже простых чисел могут не все больные.

Эстетическое чувство у них абсолютно не развито. С возрастом умственная отсталость становится все более заметной. Развитие зачастую останавливается на уровне трехлетнего ребенка.

Эмоциональная возбудимость пораженных монголоидным идиотизмом тесно связана с тем, насколько серьезно затронуты болезнью железы внутренней секреции - надпочечники и щитовидная железа. Как правило, врач-эндокринолог обнаруживает нарушение функций почти всех желез внутренней секреции.

Отмечается грубое недоразвитие функций восприятия. Реакция на окружающее слаба либо неадекватна.

Сознание собственной личности смутно. Мышление слабо развито.

В обращенной речи большое значение имеют интонации и сопровождающие речь мимика и жесты.

Особенности собственной речи зависят от глубины явлений недоразвития. Эмоции элементарны и большей частью связаны с физическим самочувствием, физиологическими потребностями.

Источником удовольствия и примитивных проявлений радости являются соматическое благополучие, ощущение сытости, тепла, удовлетворение патологических влечений (прожорливость, онанизм, сосание пальцев, жевание несъедобных предметов).

Чувство неудовольствия вызывается ощущением холода, голода, боли, соматическим дискомфортом.

Формы выражения аффекта примитивны: радость проявляется в двигательном возбуждении, выразительном крике и мимике; в состоянии злобы наблюдаются агрессия, склонность к самоповреждению.

ребенок воспитание даун моторика

2. Основные принципы воспитания детей с синдромом Дауна

Воспитание ребенка, страдающего синдромом Дауна, является очень серьезным испытанием для его родителей. Такие дети имеют частые перепады настроения, что выводит близких из равновесия. Воспитание детей с синдромом Дауна нужно рассматривать в каждый период их развития.

1. Дошкольный возраст. Ребенку с синдромом Дауна нужно гораздо больше времени, чем остальным детям, чтобы научиться сидеть, оборачиваться, стоять, ходить, разговаривать. Можно записать его в специальную группу обучения (с младенческого возраста до трех лет). Квалифицированный персонал поможет развитию такого ребенка. Поскольку ребенок с синдромом Дауна дольше учится самостоятельно одеваться и кушать, нужно уделять каждый день немного времени для тренировки.

2. лучше записать ребенка на курсы с детьми такого же возраста. В процессе воспитания детей с синдромом Дауна обязательно нужно учить их думать, не перегружая при этом. Нужно помнить, что такой ребенок будет испытывать трудности, терпеть неудачи. Но все это является вполне нормальным для таких детей.

3. Школьный возраст. Многие дети с синдромом Дауна могут учиться в обычных классах. Для таких ребят разрабатывают индивидуальные учебные планы или проводят индивидуальные занятия.

4. Подростковый возраст, юность. В этот период необходимо обучать детей с синдромом Дауна гигиене и самостоятельному уходу за собой. Воспитание детей, имеющих хромосомную патологию такого типа, в этот период предусматривает их социальную адаптацию. Нужно научить ребенка социальному поведению и основным социальным навыкам. Для этого очень важно его активное участие в школьной жизни. Необходимо дать ему возможность учиться строить отношения. Будет правильным развивать интерес ребенка к искусству, например, к рисованию. Обучение детей с синдромом Дауна школьного возраста может осуществляться в специальных коррекционных школах VII или VIII видов, занимающихся по программе для детей с нарушениями интеллекта. Методики преподавания всех предметов, включенных в состав учебных программ школы, разработаны с учетом закономерностей, принципов, методов и приемов обучения лиц с нарушениями интеллектуальной деятельности.

Школьники с синдромом Дауна, которым благодаря раннему применению обучающих и развивающих методик в дошкольном возрасте удалось достичь высокого уровня развития, могут успешно обучаться в интегрированных или инклюзивных классах при массовых школах. Учителя этих классов при содействии специалистов по коррекционному обучению разрабатывают на каждого такого ученика индивидуальные учебные планы с учетом возможностей и уровней развития ребенка. Ребенок с синдромом Дауна может посещать дошкольное учреждение компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Программа обучения в таких учреждениях содержит 6 разделов: «Социальное развитие», «Здоровье», «Физическое воспитание и физическое развитие», «Формирование деятельности», «Познавательное развитие» и «Эстетическое развитие». Все занятия по разделам программы проводятся педагогами по методикам обучения и развития детей с нарушениями интеллекта.

В последнее время становится все более популярным интегрированное или инклюзивное обучение в дошкольных и школьных учреждениях образования. Оно предусматривает обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями и здоровых детей, обеспечивая специальные условия и социальную адаптацию. В случае посещения ребенком с синдромом Дауна интегрированных или инклюзивных групп в массовых детских садах для них разрабатываются индивидуальные учебные планы в соответствии с возможностями.

2.1 Методика формирования основных двигательных навыков (ОДН)

Разработана Петером Лаутеслагером, голландским физиотерапевтом, занимающимся проблемой двигательного развития и специализированной помощи детям с синдромом Дауна. Применяется для детей от 3-х месяцев до 3-4 лет. Включает в себя тестирование уровней развития основных двигательных навыков ребенка и составление программы занятий с ним. Методика реализует функциональный подход к стимуляции развития детей, позволяет оценить динамику развития и оптимально спланировать занятия. Она направлена на абилитацию ребенка, предупреждает и корректирует отклонения в двигательном развитии малыша. Предусматривает не воздействие на ребенка, а взаимодействие с ним при активном участии родителей. Уровень двигательного развития напрямую связан с первичной исследовательской деятельностью ребенка и его включением в обычную жизнь - социализацией. Тестирование дает четкое представление о последовательных стадиях формирования каждого двигательного навыка, что позволяет специалистам грамотно составить программу двигательного развития ребенка и разработать рекомендации для родителей. Освоение двигательных навыков обеспечивает ребенку определенный уровень независимого существования, позволяющий последовательно научиться всему, что умеют обычные дети. Успешное развитие ребенка в моторной области продвигает его вперед и в сфере коммуникации.

«Маленькие ступеньки» Это программно-методическое сопровождение ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна, побуждающее их к более полному взаимодействию с окружающим миром. Разработанное в австралийском университете Маккуэри оно с успехом применяется во многих странах, рекомендовано к использованию Министерством образования РФ.

Методика представлена в 8 книгах, в которых рассматриваются основные принципы и приемы обучения. Учебные планы программы охватывают определенные области развития: общую моторику, речь, двигательную активность, навыки тонкой моторики, самообслуживания, социальные навыки ребенка. Методика обучения ребенка по каждому из разделов программы позволяет поэтапно сформировать какой-либо навык, умение, знание. Последняя книга содержит перечень умений, которые определяют развитие ребенка, и серию проверочных таблиц, позволяющих проводить тестирование малышей. На «Маленькие ступеньки» похожа методика проведения занятий по программе для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями «Каролина», которую родители детей с синдромом Дауна могут использовать под руководством специалистов по раннему вмешательству. Многие дети, обучавшиеся по этим методикам, смогли в дальнейшем посещать интегрированные и инклюзивные классы в обычных школах.

Социально-психологическая модель Портаж (Portage) Методика разработана в США в 70-х годах прошлого века, с успехом используется во многих странах мира. Целью Портажа является работа с семьями, имеющими ребенка-инвалида, помощь в снижении барьеров инвалидности, социализация детей. Семья посещается специалистом по домашнему визитированию. В процессе реабилитации ребенка участвует команда, состоящая из руководителей проекта, специалистов, владеющих методикой и специально подготовленных волонтеров из числа студентов, будущих медиков, психологов и педагогов. Во время посещений родителей обучают приемам структурного преподавания для применения в ежедневном общении с ребенком. Родителей учат наблюдать за ребенком, планировать достижимые цели и поощрять желательное поведение. Разделы Портажа включают стимуляцию младенца, социализацию, познавательную деятельность, развитие двигательной активности, речи, навыков самообслуживания. В методике Портаж последовательно расписаны все навыки, умения и знания, которыми в результате целенаправленного обучения должен овладеть ребенок. В ней четко определено: чему учить, когда учить и как учить. Методика развития речи и обучения чтению Ромены Августовой Это единственная в своем роде методика развития речи детей с синдромом Дауна. Автор, всю жизнь занимающийся педагогикой речи, простым и доступным языком разъясняет в своей книге «Говори! Ты это можешь», как научить разговаривать ребенка со сложными нарушениями развития, как общаться с такими детьми, помочь раскрыть им свои способности и творческие задатки. Дети, занимающиеся по методике Августовой, не только хорошо овладевают устной речью, но и с увлечением учатся читать.

Система «Нумикон» Ребенку с синдромом Дауна очень тяжело даются знания из области математики, даже ее начальные навыки, необходимые в повседневной жизни. «Нумикон» - это набор учебного материала и специально разработанная методика для работы с ним при обучении основам математики. Числа в наборе наглядного материала представлены формами-шаблонами, окрашенными в разные цвета, что делает их доступными для зрительного и тактильного восприятия. В набор входят цветные штырьки, панель и карточки с заданиями. Манипуляции ребенка с деталями приводят к тому, что действия с числами становятся наглядными и осязаемыми. Это позволяет успешно обучить детей с синдромом Дауна основам математических знаний.

Размещено на Allbest.ru

Воспитание и обучение детей с синдромом Дауна / Mama66.ru

Развитие ребенка с синдромом Дауна имеет несколько принципиальных отличий от особенностей обучения здоровых детей.

Среди «солнечных людей» немало талантливых художников и артистов. Раскрыть дарование «особого» ребенка можно, занимаясь по специальной программе.

Как воспитывать

Начинается воспитание «солнечного малыша» с реабилитации. Ее эффект зависит от того, насколько своевременно был поставлен диагноз.

Важнейшая роль в воспитании таких детей принадлежит семье.

Ребята с синдромом Дауна должны быть окружены любовью и заботой. Тогда и результат не заставит себя долго ждать.

Суть реабилитации заключается в том, что родители или специальные педагоги занимаются развитием мелкой моторики. Необходимо поощрять ребенка делать что-нибудь руками. Игрушки с самых ранних лет должны быть такими, чтобы малыш мог тщательно изучать их – крутить, щупать.

Дети обладают великолепной творческой интуицией. Они прекрасно рисуют, играют на музыкальных инструментах и поют.

Самые сильные стороны таких малышей – механическая память и подражательная деятельность. Когда родитель желает донести до ребенка ту или иную мысль, он должен наглядно демонстрировать определенную модель поведения.

Например, мама хочет сказать, что перед едой необходимо тщательно мыть руки. Ребенок должен видеть все детали процесса: включить свет в ванной комнате, открыть воду, намылить руки, вымыть их, закрыть кран.

Механическая память предполагает заучивание материала на основании многократных повторений. Здесь следует соблюдать осторожность: если родитель допустит ошибку, ребенок заучит и ее.

Материал, заученный механическим путем, не учитывает возможных нюансов. Попав в сложную ситуацию, ребенок может растеряться. Поэтому нужно тренировать полученные навыки в различных ситуациях.

Тема наказаний должна присутствовать в жизни ребенка. Родитель обязан соблюдать последовательность действий и временной промежуток.

Если ребенок совершил дурной поступок, наказание должно последовать тут же, а не спустя некоторое время. Это обусловлено тем, что малыш не способен долго удерживать в памяти информацию. Если наказание последует на следующий день, он не поймет, почему недоволен родитель.

Как обучать

До 88% детей с этим диагнозом имеют отставание в интеллектуальном развитии. Уровень варьируется от низкого до среднего пределов. Степень отставания когнитивного развития колеблется от легкой до средней.

Дети с синдромом Дауна, вопреки распространенному мнению, успешно обучаются. Главное, найти правильный подход, учитывающий нюансы их развития и восприятия.

Вербальная память выражена хуже, чем кратковременная зрительная. Это означает, что занятия с детьми должны включать в себя как можно больше ярких образов. Зрительную информацию они воспринимают легче, чем слуховую.

Познавательный процесс должен быть медленным, регулярным и поэтапным. Самое главное – увлечь ребенка, заинтересовать его. Он должен понимать, что учеба – это не нудная и скучная обязаловка, а увлекательный и интересный процесс.

В программу обучения должны входить следующие направления:

  • познавательная активность;
  • социальная адаптация;
  • эстетическое развитие;
  • здоровье;
  • физическое развитие и воспитание.

В основе занятий находятся специальные методики обучения, предназначающиеся для развития детей с нарушениями интеллекта.

Лучшего результата можно добиться при помощи интегрированного обучения.

Это касается как детских садов, так и школ. Суть заключается в том, что «солнечные дети» обучаются в одном коллективе вместе со здоровыми ребятами. При этом детям с синдромом Дауна обеспечиваются специальные условия, находясь в которых они благополучно проходят социальную адаптацию.

При подготовке к школе детей с синдромом Дауна обязательно учитываются индивидуальные возможности. На этом основании разрабатывается индивидуальный учебный план.

Фонд «Даунсайд Ап»

На территории РФ есть несколько организаций, занимающихся помощью «особым» детям. Одним из лучших коррекционных центров является «Даунсайд Ап».

Это благотворительная организация, в которой трудятся высококвалифицированные специалисты:

  • логопеды;
  • психологи;
  • педагоги;
  • детские неврологи.

Специалисты «ведут» человека начиная с рождения и до самого взросления. Обучение детей с синдромом Дауна осуществляется как на очной, так и на дистанционной основе.

Основные услуги предоставляются бесплатно.

Центр готов предложить следующие программы:

  • Предоставление родителям методический литературы, которая поможет им получить достоверные знания об особенностях развития особенных детей.  
  • Психологическая поддержка. Ее оказывают психологи фонда, специализирующиеся на работе с семьями, где растут особенные дети. Получить поддержку можно как очно, так и дистанционно.
  • Юридическая поддержка. Подборка актуальных материалов поможет решить распространенные проблемы с оформлением инвалидности, устройством в детские образовательные учреждения и др. Для родителей также работает консультативный форум, где можно обсудить конкретную ситуацию.
  • Online-консультации. На форуме фонда «Даунсайд Ап» родители могут оперативно получить поддержку по любым вопросам.
  • Очные консультации со специалистами. Семьи с детьми до трех лет консультирует специалист по раннему развитию – родители могут получить ответы на все вопросы, касающиеся воспитания, развития и ухода за ребенком. Семьи с детьми от 3 до 7 лет могут получить поддержку сразу нескольких специалистов: психолога, дефектолога и логопеда.
  • Театральная мастерская.
  • Групповые занятия (7–18 лет).
  • Группы подготовки к школе.
  • Группы социально-творческого развития.
  • Группы поддерживающего обучения.

Одна из задач фонда – дать родителям достоверную и актуальную информацию о развитии «солнечных детей». Осведомленность снимает страхи и помогает им по максимуму использовать возможности развития детей с синдромом Дауна.

Родители малышей от рождения до трех лет могут подписаться на рассылку с рекомендациями, актуальными для возраста ребенка. Всем семьям доступна большая электронная библиотека с тщательно отобранными материалам.

Пройти регистрацию для участия в программах можно в режиме online.

Автор: Екатерина Николаева, детский психолог,
специально для Mama66.ru

Автор

Особенности развития и обучения детей с синдромом Дауна. | Консультация по коррекционной педагогике на тему:

Особенности развития и обучения детей  с синдромом Дауна.

Одна из примет нашего времени – удивительный прогресс в разработке и практическом применении новых методов обучения детей с отставанием умственного развития. Родители и педагоги стали осознавать потребность таких детей в любви, внимании, поощрении; они убедились в том, что эти дети могут , так же как и другие, с пользой для себя учиться в школе, активно отдыхать и участвовать в жизни общества. Одно из следствий такого прогресса в цивилизованных странах то,  что все дети с синдромом Дауна воспитываются в семьях, а не в специальных учреждениях вне дома.  Многие из них посещают обычные детские сады и школы, где учатся читать и писать, находясь среди типично развитых сверстников, особый ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту поведения. В нашей стране тоже создаются центры,  ранней пед. помощи и начинаются попытки интегрированного образования таких детей. На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий  психологов и дефектологов они становились полноценными  людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, что работа с такими детьми – дело не безнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных и физических затрат.

 Во всем мире людей с синдромом Дауна называют « солнечными» - настолько они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. Они просто не способны кого -либо обидеть, поскольку напрочь лишены агрессии. Они не умеют обижаться и злиться. И , как все дети, они любят играть, танцевать, читать, шалить, узнавать что- то новое. Но жить, развиваться, учиться и проявлять свои таланты дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви.  Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания-  как со стороны семьи, так и всего общества. Достаточно большая практика в воспитании детей в специальных учреждениях и условиях семья показала, что многие из них способны к жизненно-практическому и элементарному трудовому обучению. Некоторые осваивают элементы грамоты и конкретного счета. Эти  дети при правильном обучении и воспитании могут приспособиться к жизни в семье и обществе.  Поведение детей с болезнью Дауна  в основном характеризуется послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, ласковостью.  В эмоциях преобладает положительный тонус – это хорошая основа для воспитательной работы. Ребенок, как правило, не сопротивляется указаниям взрослого и выполняет их в меру своих возможностей. Детям с болезнью Дауна доступны некоторые виды элементарной ручной деятельности. У них сохранено восприятие пространственных отношений и цветоразличие. Многие из них соотносят предметы по форме и величине. Все это может служить основой для обучения детей с синдромом Дауна простейшим видам игровой и учебной деятельности.  Существует достаточно большое количество методик, позволяющих эффективно обучать и развивать детей с синдромом Дауна. Но этот процесс более труден и занимает больше времени, чем усвоение аналогичных умений и знаний обычным ребенком.  Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух  и кинестетические ощущения. Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, более целесообразно разбивать одно задание на несколько частей. Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей. Постоянно соотнося их с возрастными нормативами.  Для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучении и социальной адаптации детей с болезнью Дауна родителям необходимо ежедневно  делать с ними различные упражнения по развитию слуха и зрения. Однако надо помнить, что главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия.  Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал ( картину,  текст и т.д.). Они часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы,  звуки, слова и т.д  Дети –Дауны не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать. Для детей с болезнью Дауна характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Часто дети 8-9 лет не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен годя. Трудности в освоении речи у детей с синдромом Дауна связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того , у детей с синдромом  Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Все это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их . Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения – одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и , следовательно, не имеют возможности  в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а так же семантики, то есть значений слов.  Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.

 В результате вышеизложенного, можно определить особенности речи больных с синдромом Дауна, подлежащим коррекции:

 дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга;

в возрасте 11-13лет у этих детей возникает заикание;

медленный темп усвоения речи окружающих, слабое развитие фонематического слуха;

замедленный темп артикулирования;

дизартрия.

Дети, которым присуща дизартрия со всеми движениями рта и лиц. Им сложно не только произносить звуки, но жевать, глотать, управлять голосом, обеспечивать нужные резонансные характеристики и плавность речи; словарный запас очень мал, пассивный словарь превышает активный.

Таким образом, глубокие ограничения возможностей, естественно, сопровождаются значительным снижением качества жизни. Тяжелые заболевания ребенка отражаются на общении со сверстниками, обучении, трудовой деятельности, способности к самообслуживанию. Все вышеперечисленное определяет значимость проблемы, социальной адаптации и коррекции соответствующих контингентов детей. Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и , учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став  взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать,  выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.  Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребенка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую  судьбу.   С такими детьми нужно постоянно, упорно заниматься, изо дня в день повторять, закреплять изученный материал. Но усилия не пропадут даром. Нужен только толчок, опытный педагог и родные люди со своей без граничной любовью и преданность! При таких условиях обязательно вырастет ребенок, который не будет отставать в развитии от сверстников. Специалисты убеждены, что Даунят можно научить практически всему, главное – заниматься ими, верить в них, искренне радоваться их успехам.  Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна – не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в « обычную « жизнь – общение с близкими и сверстниками,  учеба и занятия в кружках

                     учитель-дефектолог Бессонова О.М.

« Проблема воспитание и образования детей с синдромом Дауна в ДОУ» | Статья на тему:

   На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида.

  Согласно современному подходу к образованию и социокультурной политике в целом, право на образование принадлежит всем детям, включая детей — инвалидов независимо от причин инвалидности. Одним из процессов развития общего образования является инклюзивное образование, которое подразумевает доступность образования для всех, приспособление образования к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступность образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Л.С. Выготский большое внимание уделял вопросам своевременной коррекционной работы с умственно отсталыми детьми. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, на протяжении которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро и характеризуются высоким уровнем внутреннего структурирования и богатыми межфункциональными взаимосвязями. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно .

    Запрос общества и государства об улучшении «качества жизни», социализации детей с ограниченными возможностями здоровья отражается в целом ряде документов: стратегическом направлении «Равные и разные», во введении ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) дошкольного образования. Поскольку, Стандарт дошкольного образования исходит из принципа создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, то встает вопрос об определении понятия психолого-педагогической реабилитации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья как деятельности по формированию специфических компенсаторных умений, навыков и качеств, потребность в которых «возникает в связи с нарушениями в действии механизмов социального наследования», обусловленными ранним влиянием аномального фактора.

  Самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие.

 Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения:

– одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени

обработать сигналы более чем от одного раздражителя. У некоторых детей с

синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания

  При правильно организованной повседневной воспитательной работе дети Дауны все же продвигаются в своем развитии и приспосабливаются в дальнейшем к элементарным видам трудовой деятельности.

  Индивидуальная образовательная программа, адаптация и модификация развивающей среды как основные составляющие процесса включения ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение.

  Основными критериями результативности работы я считаю: позитивную динамику в развитии ребёнка, которая определяется путём качественной оценки контрольных параметров и показателей развития: общая моторика, сенсорное развитие, пространственные представления, формирование предметноигровых действий, развитие речи, коммуникативное развитие, эмоциональное развитие; позитивную динамику адаптации семьи к проблемам. Но нельзя и забывать о развитии предметно-пространственной среды в детском саду, которая  выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникационную, социализирующую и другие функции. Она направлена на развитие инициативности, самостоятельности, творческих проявлений ребёнка, имеет характер открытой незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.

    Главным является воспитание и образования детей с синдромом Дауна в детских садах это сенсорное воспитание, которое одно из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна. Сенсорное воспитание – начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность.

  В обычном детском саду дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Очень полезно таким детям бывать в коллективе сверстников. Ориентируясь на комфорт ребенка, это может быть как специализированное учреждение, так и обычный детский сад. Главным условием социализации должно быть отсутствие у ребенка стремления «закрыться» от общения.

  Конечно, большая часть работы с данным ребенком ложится на плечи воспитателей группы. Поддержку воспитателей должны обеспечивать педагог-психолог и старший воспитатель ДОУ. Основная проблема, на мой взгляд, заключалась в отсутствии опыта работы воспитателей  в условиях инклюзии.

   Организация инклюзии во многих детских садах находятся на этапе зарождения, специалисты учатся координировать работу по инклюзивному образованию, изучают специальную литературу, разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты, включают всю диагностику в рамках комплексной программы общеразвивающей группы, а также дополнительную диагностику в рамках коррекционной программы для детей с синдромом Дауна. Ребенок  занимается образовательной деятельностью вместе со сверстниками, но т. к. на фронтальных занятиях ребенок чаще всего не справляется с заданиями без помощи взрослого, специалисты дополнительно индивидуально прорабатывают программные задачи с данным ребенком.

 Психологическая готовность педагогов к взаимодействию с детьми, имеющими синдром Дауна, является, на мой взгляд, основным условием успешной интеграции таких детей в дошкольное образовательное учреждение.

   Необходимо помнить, что сильной стороной «солнечных деток» является отличное зрительное и тактильное восприятие (им важно смотреть на объект и трогать его), поэтому обучение должно строиться с обязательным учетом этих факторов. Педагогам стоит максимально направить усилия на развитие мелкой моторики рук с помощью обучения ребенка письму, рисованию, игре на музыкальных инструментах, что в свою очередь будет способствовать дополнительному развитию мозга.

   Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи (как в произношении звуков, так и в правильности грамматических конструкций). Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития.

  Дети с синдромом Дауна имеют не только слабые, но и сильные стороны, и, соответственно, им необходимо не только упрощенная система помощи в обучении и развитии, а скорее индивидуальная программа обучения, но только в обычных условиях интеграции с обычными детьми. «Солнечным детям» сложнее обобщать, доказывать, рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, зато они, могут обладать очень хорошими способностями к визуальному обучению.

  Ещё одной из важнейших задач в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна является привлечение к активному сотрудничеству семей, т. к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители. Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся ему помочь. Поэтому специалисты детского сада консультируют родителей по проблемам развития их детей, знакомят с методами и приемами оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи. В условиях любого специализированного детского сада осуществляется инклюзивное образование детей с синдромом Дауна в общеразвивающих группах.

Нужно отметить, что формирование речи детей с синдромом Дауна, а также их коммуникативных способностей — это весьма трудоемкий и длительный процесс, в котором задействованы все члены семьи и педагоги. Правильная и непрерывная работа по развитию коммуникативных навыков детей с синдромом Дауна в дальнейшем будет способствовать их социализации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

   Таким образом, глубокие ограничения возможностей, естественно, сопровождаются значительным снижением качества жизни, отражается также на общении со сверстниками, обучении, трудовой деятельности, способности к самообслуживанию. Всё вышеперечисленное определяет значимость проблемы воспитание и образования детей с синдромом Дауна в ДОУ.

 

         Список литературы:

1.     Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ

2.     Федеральный  государственный стандарт дошкольного образования.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155.

3.     Закрепина, А. В. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью: программа для детей, посещающих группы кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов / А. В. Закрепина, М. В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.  2012. № 4.

4.     Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А.Мишиной. Метод.пособие; рекомендовано Министерством образования Российской Федерации – 2-е изд. М.: Экзамен, 2004.

5.     Маллер А.Р. Родитеям о детях с глубокой умственной отсталостью //Дефектология. 1991. № 5. С. 69-74.

6.     Макушина О.П., Тенькова В.А. Методы психодиагностической и психотерапевтической  работы с семьей. Учебное пособие. Воронеж: ВГУ, 2008.

7.     Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.  104с.

8.     Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. СПб.: Речь, 2007.400 с.

9.     Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). СПб.: Речь, 2006. 320 с.

10.                        Сапожникова Т.В. Першина Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна и их семей в условиях реабилитационного центра. Учебно-методическое издание. Бийск.    2004.

11.                        Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. М.: Гном-Пресс, 1999. 64 с.

12.                        Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста нарушениями психофизического развития // Дефектология, 2011. №1.

13.                        Хайртдинова, Л. Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушениями интеллекта.// Дефектология. 2002. № 1.С. 81—89.

 

http://mamotvet.ru/deti-s-sindromom-dauna-razvitie...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети с синдромом Дауна: особенности воспитания

Нет ничего удивительного в том, что дети с синдромом Дауна в процессе воспитания требуют гораздо больше поддержки, внимания и понимания со стороны родителей, чем здоровые малыши. Специалисты по воспитанию также рекомендуют заниматься с особыми детьми различными видами активности, которые открывают и развивают способности малыша, а также способствуют его полноценному развитию.

Прежде всего, стоит заметить, что эти дети имеют такие же потребности, что и здоровые малыши, а потому и относиться к ним нужно как к другим обычным детям без каких-то особенностей.

Залогом успешного воспитания детей с синдромом Дауна является регулярное общение. Впрочем, эта рекомендация касается всех малышей, ведь и здоровым детям нужно получать достаточно внимания от родителей. Родителям, которые воспитывают детей с синдромом Дауна, также нужно постоянно следить за состоянием здоровья малышей и качеством их рациона. Не стоит забывать и о моральной поддержке особого ребенка.

Если ваш ребенок родился с синдромом Дауна, не забывайте регулярно выполнять с ним те упражнения и реализовывать виды активности, которые обеспечат надлежащее развитие способностей и навыков малыша.

Что это за болезнь?

В медицине этот синдром определяют как генетическое отклонение, которое возникает в результате частичного или полного копирования (трисомии) Хромосомы 21. Эта аномалия случается 1 раз на 1000 родов, а потому ее считают одним из самых распространенных отклонений во всем мире.

Причины развития до сих пор не установлены. В некоторых случаях аномалия возникает как результат генетической предрасположенности, тогда как иногда причиной трисомии становится возраст будущей матери. Кроме этих двух факторов науке до сих пор не известны другие причины развития синдрома Дауна.

В физическом плане все дети с таким синдромом имеют несколько общих черт, в частности, миндалевидную форму глаз, большой рот и губы, а также маленькие по размеру уши. В то же время личностные черты и характер в особых малышей обычно разные. Отличается также и уровень их склонности к обучению и чувство юмора.

Стоит заметить, что дети с синдромом Дауна очень эмоционально развиты, а потому они любят ярко демонстрировать свою приязнь к другим.

Как воспитывать ребенка с синдромом Дауна?

Безусловно, быть родителями такого особого ребенка – это большой вызов. Этот опыт может стать непосильным испытанием из-за недостатка необходимой информации по надлежащему уходу за ребенком с синдромом Дауна и его воспитанию.

Не спешите паниковать или отчаиваться, если ваш малыш родился с этим недугом. Если вы будете уделять достаточно внимания ребенку и всегда его поддерживать, то сможете воспитать полноценную личность.

Есть много рекомендаций, с помощью которых можно улучшить состояние особого ребенка. Прежде всего, необходимо понять, что дети с такой проблемой ничем не хуже других, а потому и относиться к ним нужно с тем же уважением и пониманием, что и к другим здоровым детям. Конечно, необходимо запастись терпением и регулярно прилагать все возможные усилия, чтобы лучше понять потребности малыша. Не забывайте о необходимости регулярно демонстрировать своему ребенку, как сильно вы его любите.

Для того чтобы сделать процесс воспитания детей с синдромом Дауна легче для родителей, специалисты предлагают несколько эффективных рекомендаций.

Регулярно общайтесь с малышом

Согласитесь, общение очень важно для понимания любого ребенка. А если ваш малыш болен такой болезнью, вам нужно внимательно следить за тем, как именно вы выражаете свои мысли и эмоции в разговорах с ним.

Обратите внимание, что обычно детям с синдромом Дауна нужно больше времени на высказывание мнения. У такого ребенка могут быть коммуникативные проблемы и нарушения речи. Впрочем, не стоит преждевременно отчаиваться, если вам не удается сразу наладить общение. Наберитесь терпения и найдите способ поговорить с ребенком о его потребностях и проблемы.

Поощряйте общение ребенка с другими малышами, братьями или сестрами

У детей с синдромом Дауна есть определенные стадии развития, которые могут происходить на разных этапах жизни. Но даже если вы заметили, что малыш развивается не по «графику», не паникуйте, ведь вы сможете наладить процесс общения, если приложите немного усилий. К примеру, взаимодействие с другими детьми и братьями/сестрами поможет ребенку успешно развиваться и расти полноценной личностью.

Также рекомендуется обеспечить общение ребенка с взрослыми людьми, особенно с теми, которые регулярно находятся рядом. В процессе воспитания поощряя мальчика или девочку с синдромом Дауна взаимодействовать с другими людьми, делиться с ними своими идеями и откровенно общаться, вы сможете улучшить его или ее эмоциональное состояние. К тому же таким образом вам удастся ознакомить близких с ситуацией, сложившейся в вашей семье после рождения особого ребенка.

Определитесь с тем, какую школу будет посещать ваш малыш – государственную и частную

Дети с таким заболеванием могут посещать обычную школу вместе со своими здоровыми сверстниками. Более того, врачи рекомендуют отдавать особых детей в такие учебные заведения, ведь это позволит им общаться с разными мальчиками и девочками, девушками и парнями — как со здоровыми, так и с определенными отклонениями. Регулярное общение с другими детьми не только повысит их уверенность в себе, но и поможет научиться налаживать отношения с окружением.

Когда речь идет об обучении, стоит заметить, что дети с синдромом Дауна учатся все-таки чуть медленнее здоровых ровесников. Впрочем, проблему можно решить с помощью учителя в школе и родительской помощи на дому. Не забывайте, что дети с синдромом Дауна по-другому развиваются и взрослеют, поэтому не стоит их подгонять.

Занимайтесь с ребенком различными видами активности для его развития

Безусловно, у каждого человека есть особые таланты и навыки. Дети с синдромом Дауна не является исключением, а потому при должной поддержке и помощи они тоже могут достичь невероятных успехов в определенных сферах жизни.

Люди с синдромом Дауна могут успешно выполнить любую задачу. Вопрос лишь в том, чтобы поощрять ребенка и позволять ему сполна использовать свои способности.

Вот несколько занятий, которые прекрасно подойдут для всестороннего развития ребенка с синдромом Дауна.

1. Искусство

Рисование, занятия музыкой или танцами и другие виды искусства могут помочь малышу с синдромом Дауна развить эмоциональный интеллект.

Если у вашего ребенка обнаружили это заболевание, непременно запишите его в танцевальный кружок, на актерское мастерство или вокал. Такие занятия помогают выйти из зоны комфорта и по-новому посмотреть на окружающий мир.

2. Спорт

Регулярные занятия спортом положительно влияют на развитие ребенка с синдромом Дауна. Если особый ребенок будет вести активный образ жизни, его физическое состояние улучшится, он научится быть командным игроком и сможет без проблем достигать поставленных целей.

Спортивные тренировки, особенно если они  кратковременны и разбиты на несколько этапов с небольшими перерывами, незаменимы для надлежащего развития таких больных .

Рекомендуется обратить внимание на такие активные виды спорта:

  • плавание
  • футбол
  • спортивная гимнастика
  • баскетбол
  • настольный теннис
  • боевые искусства.
3. Игры

Нечего и говорить, что каждому ребенку для полноценного развития необходимы развлечения и отдых. Именно поэтому нужно регулярно играть с ребенком с синдромом Дауна в интересные игры, ведь таким образом вы ускорите развитие его способностей и навыков.

К тому же гораздо проще донести до ребенка важную информацию в игровой форме. Не забывайте, что игры – это важный инструмент, который стимулирует малыша и мотивирует его к активным действиям.

Должны ли такие дети питаться по-особенному?

Безусловно, к питанию детей с синдромом Дауна необходимо подходить с большой осторожностью и внимательностью. Обратите внимание, что особенным детям нужно больше времени, чтобы научиться пить материнское грудное молоко или детскую смесь из специальной бутылочки. Именно поэтому стоит запастись терпением и подобрать для ребенка систему поощрения, чтобы малютке было проще приспособиться к новым продуктам.

В детском возрасте каждому ребенку нужно придерживаться принципов сбалансированного питания. Очень важно, чтобы малыш употреблял продукты из всех пищевых групп. Впрочем, стоит заметить, что дети с синдромом Дауна более подвержены полноте, ведь большинство из них отличается невысоким ростом, что визуально добавляет лишнего веса. К тому же особые дети обычно менее активны, чем здоровые малыши.

Воспитание детей с синдромом Дауна: что нужно знать об их здоровье?

К сожалению, значительный процент больных синдромом Дауна может во взрослой жизни страдать заболеваниями сердечной системы. Согласно статистике, около 45% детей с трисомией имеют проблемы в работе сердца. Также дети с синдромом Дауна страдают заболеваниями легких, часто подхватывают простуду.

Среди других распространенных заболеваний, которыми страдают дети с синдромом Дауна, следует выделить нарушения слуха и недостатки зрения (это, в частности, катаракта, миопия и косоглазие). Также больные трисомией страдают из-за регулярных расстройств пищеварения. Объяснить это очень просто: дело в том, что большинство малышей с синдромом Дауна рождаются с отклонениями в строении и работе пищеварительной системы.

Впрочем, даже если у вашего малыша есть одно или несколько из вышеупомянутых заболеваний, не стоит паниковать: все эти болезни излечимы. Самая главная задача родителей — это профилактика подобных расстройств. Если ваш ребенок родился с синдромом Дауна, вы должны внимательно следить за питанием и состоянием здоровья малыша, а также не забывать регулярно отводить ребенка к врачу для прохождения полного обследования организма.

Общество очень часто оценивает воспитание детей с синдромом Дауна как невероятно сложное испытание для родителей. На самом же деле рождение малыша – это всегда счастье, несмотря на все трудности. Поверьте, безграничная родительская любовь к детям поможет преодолеть любые невзгоды.

воспитание детей с синдромом дауна | Консультация по коррекционной педагогике на тему:

Воспитание ребёнка  с синдромом Дауна.

В  семье   родился ребёнок – это большая радость. Но не всегда малыш соответствует тому, как его представляли.  Каким бы ребёнок не был – здоровым, больным, не зависимо от его внешнего вида и  характера, нужно принять его и любить таким,  какой он есть.

Генетические особенности детей с синдромом Дауна болезнью считаются условно. Жизнь ребёнка с хромосомными отклонениями сильно зависит от приложенных к воспитанию и обучению усилий.

Эти дети отстают в психологическом развитии, у них несколько замедлена моторики, они позже начинают говорить. Могут быть проблемы в понимании, когда к ним обращаются.

Кроме недостатков, у детей с  синдромом Дауна, есть свои преимущества. Они хорошо подражают другим, усидчивы, старательны, добры, они хотят общаться, доверчивы, очень привязаны к родным и близким людям.

Дети проявляют меньшую активность, нежели их сверстники. Приучать их к самостоятельности нужно начинать с навыков самообслуживания. Так как у детей развита подражательность – они с радостью повторяют всё, что делают окружающие.

Постоянное внимание и ненавязчивые систематические занятия сделают своё дело – ребёнок шаг за шагом будет расти и развиваться.

Дети с синдромом Дауна очень любят музыку и пение. Можно организовать элементарную музыкальную терапию – в несложных игровых занятиях они могут петь, танцевать, хлопать в ладоши.

Для улучшения памяти, речи, слухового восприятия, полезно читать стихи, сказки, задавая вопрос, что понравилось и запомнилось. Возможно, ответа не последует, или он будет кратким, или не правильным. Даже, когда дети не говорят – они  думают, а мысленная работа в будущем может воплотиться в реальные вещи, ведь речевое развитие идёт на многих уровнях, самым начальным из которых является мышление.

Спортивные игры развивают ребёнка и физически, и психологически, так как учат коммуникабельности, взаимопомощи, а  игровой азарт придаёт много сил  и эмоций.

Настойчивый труд над воспитанием  ребёнка с синдромом Дауна приведёт к тому, что он сам начнёт работать над своим развитием, захочет учиться. Первые успехи приведут к желанию повторить ощущения успешности. Если вселить веру  и надежду на возможность полноценно жить, вселить любовь к людям и веру  в себя, то эти чувства станут  топливом, которое будет помогать ребёнку в самостоятельной взрослой жизни.

                                                      Ильченко Е.В., воспитатель ГБОУ «Новооскольская                специальная общеобразовательная школа-интернат»

Образование | Международный синдром Дауна

Пропустить основную навигацию
  • зарегистрироваться
  • Авторизоваться
  • Корзина: (0 шт.)
Международный синдром Дауна
  • Поиск
Пожертвовать
Глобальные контакты Поиск Поиск
    Меню
    • О нас
      • Кто мы есть
      • Наше влияние
      • Встретиться с командой
        • Штат сотрудников
        • Совет попечителей
        • Волонтеры
      • Наша сеть
        • Глобальные контакты
        • Наши участники
        • Членские организации
        • Комитеты
        • Национальные представители с синдромом Дауна
        • Советники
        • Покровители
      • Наша история
      • Ежегодные отчеты
    • Синдром Дауна объяснил
      • Что такое синдром Дауна?
      • Новые родители
      • Здоровье ребенка
      • Образование
      • Здоровье взрослых
      • Адвокация и права человека
    .

    Синдром Дауна и обучение - Better Health Channel

    Хотя наиболее важным фактором, влияющим на раннее развитие, является ежедневное взаимодействие и деятельность в семье, детям с синдромом Дауна также полезны возможности структурированного обучения. Семьям предлагается получить доступ к услугам раннего обучения и вмешательства, которые доступны с младенчества. Это будет способствовать развитию некоторых из наиболее важных навыков в раннем детстве.

    Социально приемлемое поведение следует поощрять и ожидать с самого начала.Детям с синдромом Дауна полезно устанавливать границы так же, как и другим детям. Воспитание ребенка с синдромом Дауна во многих отношениях не будет сильно отличаться от воспитания любого другого ребенка. Хорошие методы воспитания применимы ко всем детям. И для всех детей важна последовательность подхода.

    Программы раннего вмешательства и дошкольные учреждения

    Большинство младенцев и детей раннего возраста с синдромом Дауна могут посещать и посещают детские учреждения, игровые группы и дошкольные учреждения вместе с детьми того же возраста.Они многому научатся, общаясь с другими маленькими детьми.

    Специалисты по раннему обучению и вмешательству работают с семьями, чтобы способствовать обучению и развитию в повседневной жизни ребенка.

    Детей с синдромом Дауна можно привлекать ко всем занятиям, и они должны иметь те же ожидания в отношении хорошего поведения и ответственности, что и другие дети. У детей с синдромом Дауна нет особого поведения. Однако иногда неспособность выразить себя словами может привести к разочарованию.Вместо этого дети с синдромом Дауна будут пытаться выразить себя через поведение, иногда нежелательное.

    Часто бывает необходимо выйти за рамки поведения и найти реальное сообщение, которое ребенок пытается выразить. Это помогает понять поведение и справиться с ним. Часто именно из-за непонимания основной причины поведения людей с синдромом Дауна называют упрямыми.

    Школьные годы

    Дети с синдромом Дауна могут посещать школу по выбору родителей.В прошлом многие молодые люди с синдромом Дауна посещали отдельные школы для учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями. Однако исследования показывают, что большинство детей с синдромом Дауна добиваются наибольших успехов, когда они учатся в обычных школах вместе со своими сверстниками.

    Учащийся с синдромом Дауна с большей вероятностью добьется успеха в школе, где инклюзия воспринимается и поддерживается как часть школьной культуры, и где различные учебные потребности всех учащихся признаются и учитываются должным образом.

    Исследования также показывают, что вся школа выигрывает от включения учащихся с ограниченными возможностями в состав школьного сообщества. Ряд учеников в каждом классе извлекут пользу из стратегий, разработанных для удовлетворения учебных потребностей ученика с синдромом Дауна. Наилучшие результаты достигаются, когда учителям предоставляется соответствующая поддержка для полного включения ученика в класс.

    Детям с синдромом Дауна должна быть предоставлена ​​дополнительная поддержка для доступа к обычной учебной программе.Уровень поддержки и количество необходимых модификаций программы будет варьироваться от одного студента к другому.

    Учебный потенциал

    Людям с синдромом Дауна обычно требуется больше времени, чтобы узнать что-то новое. Новые навыки, возможно, потребуется разбить на более мелкие этапы, чем для других учащихся, и может потребоваться больше повторений для сохранения усвоенных навыков. Детям с синдромом Дауна может потребоваться более структурированная деятельность, чтобы они могли самостоятельно работать в классе.

    Разрыв в навыках и обучении между детьми с синдромом Дауна и другими детьми будет расти с возрастом.По средней школе разрыв может быть весьма значительным. Люди с синдромом Дауна не перестают осваивать новые навыки в подростковом или взрослом возрасте. Они будут продолжать стабильно прогрессировать и продолжать обучение на протяжении всей жизни, если им будет предоставлена ​​возможность.

    Многие ученики с синдромом Дауна достигают 12-го класса и продолжают послешкольное или высшее образование. Доступ к ряду возможностей получения опыта работы очень важен для того, чтобы помочь молодым людям с синдромом Дауна сделать осознанный выбор в отношении своей жизни после школы.Молодые люди с синдромом Дауна сталкиваются с более серьезными проблемами при окончании школы и переходе к взрослой жизни, чем их сверстники, и, вероятно, потребуется больше планирования, чем для других молодых людей.

    Хотя все хотят, чтобы их ребенок добился успехов в школе, важно также отметить, что успехи в учебе не являются ключом к возможности вести обычную жизнь. Многие молодые люди бросают школу с ограниченными академическими навыками, но при этом хорошо оснащены, чтобы вести счастливую, полноценную и независимую жизнь в качестве продуктивного члена общества.

    Куда обратиться за помощью

    • Синдром Дауна Виктория Тел. 1300 658 873
    • Лучшее начало для детей с ограниченными возможностями Тел. 1800 242 636

    Что нужно помнить

    • Программы раннего вмешательства помогают детям с синдромом Дауна раскрыть свой потенциал.
    • Большинство младенцев и маленьких детей с синдромом Дауна могут посещать и посещают детские сады, игровые группы и дошкольные учреждения.
    • Дети с синдромом Дауна могут посещать общеобразовательные школы.
    • Многие учащиеся с синдромом Дауна достигают 12-го класса и продолжают послешкольное или высшее образование.
    .

    Развитие и обучение людей с синдромом Дауна

    Люди с синдромом Дауна также испытывают трудности с обучением, что приводит к задержкам во многих областях развития. Однако, не все области развития затронуты одинаково - существуют определенные модели трудностей в обучении. Эти шаблоны могут способствовать более эффективному обучению и методам лечения.

    Развитие и обучение

    • Дети с синдромом Дауна обычно учатся и прогрессируют медленнее, чем большинство других детей
    • Однако не все области развития затронуты в равной степени
    • Понимая, чем отличается развитие и обучение детей с синдромом Дауна, мы можем придумать больше эффективные подходы к обучению и методы лечения

    Дети с синдромом Дауна обычно учатся и прогрессируют медленнее, чем большинство других детей.Однако не во всех областях развития одинаково затронуты. Наблюдаются определенные когнитивные и поведенческие особенности. среди детей с синдромом Дауна, который отличается от такового у типично развивающихся детей и детей с другие причины умственной отсталости. Мы называем этот образец характерных сильных и слабых сторон «профиль развития».

    Понимая, чем отличается развитие и обучение детей с синдромом Дауна, мы можем разработать более эффективное обучение подходы и методы лечения.

    Относительная сила

    Социальное развитие

    Социальное функционирование младенцев и детей с синдромом Дауна задерживается в меньшей степени, чем в других областях развития. Младенцы с синдромом Дауна смотрят на лица и улыбаются всего на неделю или две позже, чем другие дети, и обычно они общительные младенцы. Младенцы с синдромом Дауна любят общаться и хорошо используют невербальные навыки, в том числе лепет и жесты в социальных ситуациях.

    Большинство детей и взрослых с синдромом Дауна продолжают развивать хорошие социальные навыки и соответствующее социальное поведение. хотя у значительного меньшинства может развиться трудное поведение, особенно у людей с наибольшей задержкой речи и языковое развитие.

    Обучение с визуальной поддержкой

    Исследования показывают, что люди с синдромом Дауна учатся лучше, когда видят вещи на иллюстрациях. Это открытие были продемонстрированы в ряде областей развития, включая приобретение языка, моторики и грамотность.Это говорит о том, что обучение будет более эффективным, когда информация представлена ​​с помощью изображений, жесты или предметы.

    Чтение слов

    Многие дети с синдромом Дауна могут развить навыки чтения раньше, чем их когнитивные способности. и языковые уровни. Чтение вносит важный вклад в словарный запас и языковое развитие всех детей. и это может быть особенно полезно для детей с синдромом Дауна, учитывая их специфические задержки речи.

    Характерные трудности

    Развитие двигателя

    Двигательные навыки у детей с синдромом Дауна развиваются медленнее, чем у детей без него. Эти задержки в моторном развитии уменьшить возможности младенцев изучать и познавать окружающий мир и, следовательно, в дальнейшем влиять на когнитивное развитие. Плохой контроль устной моторики может повлиять на развитие языковых навыков.

    Выразительный язык, грамматика и четкость речи

    Дети с синдромом Дауна обнаруживают определенные задержки в обучении использованию устной речи по сравнению с их невербальным пониманием.Почти у каждого ребенка будет экспрессивный язык, который отстает от его понимания языка. Дети испытывают два типа выразительных трудностей - задержку в усвоении структуры предложений и грамматики и специфические трудности в развитии четкой речи.

    Разрыв между пониманием детей и их способностью к самовыражению является причиной большого разочарования и иногда может привести к проблемам с поведением. Это также может привести к недооценке когнитивных способностей детей.Задержка речевого развития также приводит к задержке когнитивных функций, поскольку человеческое обучение в значительной степени осуществляется через язык, а язык усваивается для мышления, запоминания и самоорганизации.

    Количество навыков

    Большинство детей с синдромом Дауна борются с базовыми числовыми навыками, а их навыки числа обычно составляют около 2 лет за их навыками чтения. Причины этого требуют дополнительных исследований. В настоящее время лучшие из доступных совет: опираться на то, что известно о способностях детей в обучении, и использовать системы обучения математике, которые в полной мере использовать наглядные пособия для обучения числовым понятиям

    Вербальная кратковременная память

    Краткосрочная память - это система немедленной памяти, которая хранит информацию «в памяти» на короткие периоды времени и поддерживает вся учебная и познавательная деятельность.Он имеет отдельные компоненты, предназначенные для обработки визуальной или вербальной информации.

    Способность детей с синдромом Дауна удерживать и обрабатывать вербальную информацию не так хороша, как их способность удерживать и обрабатывать визуальную информацию. Эти проблемы с вербальной кратковременной памятью затрудняют усвоение новых слова и предложения. Они также затрудняют обработку разговорной речи, и это может отрицательно сказаться на обучении. в классе.

    Исследования показывают, что обработка и запоминание устной информации улучшаются, когда она подкрепляется соответствующей картинкой. материал.Эта информация привела к тому, что преподаватели подчеркнули важность использования наглядных пособий, включая изображения, знаков и печати при обучении детей с синдромом Дауна, поскольку этот подход в полной мере использует их более сильные визуальные навыки памяти.

    Дополнительная информация

    .

    Увидеть и учиться - обучение детей с синдромом Дауна

    Обучающие программы «Узнай и узнай» предусматривают научно обоснованные мероприятия, руководство и поддержка, чтобы помочь детям с синдромом Дауна улучшить их речь, язык, чтение и счет навыки и умения.

    Специализированный

    Ресурсы

    See and Learn предназначены для удовлетворения особых потребностей в обучении детей с синдромом Дауна. синдром.Они также могут быть полезны для других детей, испытывающих аналогичные трудности в обучении.

    Доказательная

    Программы «Увидеть и узнать» основаны на последних доступных научных свидетельство детского развитие, трудности в обучении и эффективные вмешательства.

    Простота использования дома и в школе

    Детям с синдромом Дауна часто нужны более подробные инструкции, а также много практики и репетиция учиться и сохранять новые навыки.Ресурсы "Узнай и узнай" разработаны таким образом, чтобы их было легко использовать дома для регулярных обучение и практика.

    Они также подходят для использования в школах для дополнительного индивидуального целевого обучения и в индивидуальная и групповая терапия сеансы.

    Разработано специалистами

    Программы «Увидеть и узнать» разработаны всемирно признанными исследователями и практиками. кто работал с и поддерживал детей с синдромом Дауна и их семьи более 30 лет.

    Доступно по всему миру

    Программы See and Learn доступны в виде печатных наборов и приложений для разнообразие планшетных устройств и компьютеры. Мы отправляем комплекты напрямую клиентам по всему миру. Наши приложения доступны в большинстве страны из основных магазинов приложений.


    Выступление

    Разработка более четкой речи.

    See and Learn Speech разработан, чтобы научить детей с синдромом Дауна слышать и воспроизводить речь. звуки, чтобы услышать различия между звуками, для развития их звуковой системы речи и для получения четкой речи.

    Учить больше

    Язык и чтение

    Изучение словарного запаса и развитие языка навыки, научившись читать ранний возраст.

    "Видеть и учить язык" и "Читать" предназначена для раннего обучения детей с синдромом Дауна словарный запас, наглядные слова, простой фразы и предложения, а также правила грамматики. Обучение чтению предлагает детям конкретные и визуальные представления языка концепции для поддержки развития их разговорных языковых навыков.

    Учить больше

    Смотрите и выучите числа

    Изучение ранних концепций чисел.

    «Увидеть и выучить числа» разработан, чтобы научить маленьких детей считать, связывать числа с количеством, понимать важное понятия о системе счисления и вычислениях с числами до 10.

    Учить больше


    Поддержка будущих исследований и разработок

    Программы See and Learn разработаны компанией Down Syndrome Education Международный - a некоммерческая организация, мировой лидер в области образовательных исследований и поддержки детей с синдромом Дауна.Поступления от продажа учебных комплектов и приложения поддерживают текущие исследования, разработки и службы поддержки.

    .

    Эффективное обучение детей с синдромом Дауна в школе

    Этот онлайн-курс предоставляет подробную и основанную на фактах информацию и рекомендации по обучению детей с синдромом Дауна. Курс предлагает педагогам и родителям практические советы по эффективным стратегиям поддержки обучения в рамках учебной программы и облегчения успешное включение.

    Дети с синдромом Дауна испытывают определенные трудности в обучении и нуждаются в дополнительной целевой поддержке в классе.Над За последние 40 лет исследования помогли нам лучше понять эти трудности и понять, как лучше всего адаптировать обучение для молодых людей с Дауном синдром. Этот курс, представленный и проведенный профессором Сью Бакли OBE, подробно описывает то, что последние исследования говорят нам об обучении и развитии. для детей с синдромом Дауна и как это может способствовать более успешному обучению в школе.

    Этот онлайн-курс предлагает удобное обучение и поддержку педагогам, работающим с детьми с синдромом Дауна в возрасте от 4 до 16 лет, включая учителей и ассистентов, логопедов и лингвистов, учителей-консультантов, психологов-педагогов и консультантов. и волонтеры в организациях, поддерживающих молодых людей с синдромом Дауна.Курс также полезен для родителей, ищущих руководства о том, как поддержать ребенка в школе.

    .

    Меры по чтению и языку для детей с синдромом Дауна (RLI)

    Программа обучения детей с синдромом Дауна (RLI) по чтению и языку для улучшения чтения и языковых результатов у детей с синдромом Дауна. Он дополняет и поддерживает регулярные обучение с ежедневными индивидуальными занятиями. Сеансы вмешательства проходят в едином формате в рамках которого обучение тщательно нацелено на отдельного студента.

    Целенаправленный, основанный на фактах подход к удовлетворению конкретных потребностей

    RLI предлагает преподавателям целенаправленный, основанный на фактах подход для поддержки развития навыков чтения и языка у детей с синдромом Дауна в возрасте от 5 лет. Он предназначен для доставки в школу ребенком помощник учителя при поддержке своего классного руководителя и группы лиц с особыми образовательными потребностями.

    Основываясь на передовой практике и оценено с участием детей с синдромом Дауна

    RLI включает в себя передовой опыт в тщательно структурированной деятельности, проводимой в динамичных ежедневных учебных занятиях.RLI включает цепочку чтения и языковую цепочку, каждая из которых включает несколько компонентов. Вмешательство следует установленным рамкам, в рамках которых содержание и обучение адаптируются к индивидуальным потребностям. Это был оценен в рандомизированном контролируемом исследовании и показал улучшение показателей прогресса по сравнению с обычным обучение.

    Поддерживается подробным руководством и онлайн-курсами

    Мероприятие описано в подробном справочнике.К справочнику прилагаются два DVD с демонстрацией оценивания. техники и демонстрации учебных занятий, а также компакт-диск с материалами с формами оценки и планирования и примеры учебных материалов по языку.

    Доступен онлайн-курс обучения в качестве дополнения к справочнику дополнительной поддержкой для преподавателей, реализующих вмешательство.

    Наиболее широко используемое вмешательство в школе для детей с синдромом Дауна

    За последние несколько лет RLI помог педагогам в Великобритании, США, Ирландии, Австралии, Новой Зеландии, Канаде. и более 30 других стран предоставляют основанные на фактах инструкции для тысяч детей с синдромом Дауна.

    " Программа RLI оказалась для нас очень полезной программой, которой мы могли следовать вместе с одним из наших учеников в школе. Она перестала интересоваться чтением слов, глядя только на картинки, и стала читать короче. рассказы хорошо и с удовольствием. Я участвовал в программе обучения и понял, что легко следовать и обслуживать в загруженной рабочей школе ."(Координатор по вопросам специального образования, Великобритания)

    " Программа RLI идет отлично! Наши студенты хорошо читают! Это так весело видеть! " (Районный специалист по чтению, США)

    .

    Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.