О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Толстой о воспитании детей


10 правил воспитания детей по Толстому

Лев Толстой вошел в историю не только как классик мировой литературы, но и как педагог. В 31 год он открыл свою школу в Ясной Поляне, в которой бесплатно обучал крестьянских детей по своей методике. Принципы его воспитания и образования были новаторскими для XIX века, а что мы скажем о них сегодня?

Писатель Лев Толстой с внуками. Фотография: znak.com

Крестьянские дети у крыльца сельской школы деревни Ясная Поляна. Фотография: tolstoyschool.com

Не портить воспитанием

Толстой говорил: детский возраст — это первообраз гармонии, которую портят и уничтожают. По мнению классика, любое воспитание — попытка загнать ребенка в рамки, подчинить правилам и законам взрослого мира. Лучше всего отказаться от целенаправленного воспитания. Это не значит, что с детьми не нужно заниматься, но следует развивать то, что в них уже есть, и ценить «первобытную красоту». «Человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание стирает ее», — писал Толстой.

Не наказывать

Толстой был ярым противником насилия: он категорично заявлял, что в школе не может быть розг, а ученика нельзя наказывать за невыученные уроки. Отмена любых наказаний в Яснополянской школе стала новаторством для XIX века. Современники сомневались, может ли такая методика быть эффективной, и спорили: «Все это очень справедливо, но согласитесь, что без розги иногда невозможно и что надо иногда заставлять учить наизусть».

Не скрывать свои недостатки

Классик был уверен: дети значительно проницательнее взрослых — и советовал родителям сперва обнаружить свои слабые стороны. В противном случае дети уличат в лицемерии и не будут прислушиваться к мнению старших.

Учить полезному

Толстой критически относился к тому, как был устроен учебный процесс в России XIX века. Он возмущался, что для получения аттестата ученикам приходится зубрить теорию, которую потом невозможно применить в профессии. Латынь, философия, церковные науки казались писателю архаикой. По его мнению, намного важнее знания, которые пригодятся в жизни, а ученики имеют право самостоятельно выбирать, что изучать.

Воспитывать самостоятельность

Толстой говорил, что люди из народа — те, кто не обучались в гимназиях и университетах — «свежее, сильнее, могучее, самостоятельнее, справедливее, человечнее и, главное — нужнее людей, как бы то ни было воспитанных». Именно поэтому один из основных заветов обучения в его Яснополянской школе был такой: не заставлять детей подчиняться жестким правилам, а воспитать в свободе и учить самостоятельности.

Разрешить недовольства

В Яснополянской школе, помимо уроков, часто проводили беседы. На этих встречах учителя и ученики обсуждали все, что считали важным: вопросы науки, новости, учебный процесс. Ученики могли высказывать свою точку зрения и даже критиковать учителей. Свободное воспитание, которое воспевал Толстой, подразумевало честный и открытый разговор.

Читайте также:

Развивать воображение

Воспитание и образование — это не только изучение учебников. Писатель отмечал, что на формирование личности ребенка воздействует все, что его окружает: «детские игры, страдания, наказания родителей, книги, работы, учение насильственное и свободное, искусства, науки, жизнь — все образовывает». Познавая мир, ребенок развивает воображение и творческие способности. Огромной ошибкой Толстой считал обучение по четкой методике, вместо того чтобы лишь направить ребенка в изучении мира во всем его многообразии.

Учить понятно

Свободное образование было неприемлемо для гимназий или университетов XIX века, где учеников насильно, иногда под страхом телесных наказаний, заставляли заучивать уроки. Толстой построил учебный процесс без принуждения к образованию и стремился учить так, чтобы ребенок получал от этого удовольствие. Основные советы учителям писатель собрал в брошюре «Общие замечания для учителя», где рекомендовал пристально наблюдать за душевным и физическим состоянием учеников, а вместо сухих терминов преподносить ребятам впечатления.

Быть человечнее

«И дети смотрят на воспитателя не как на разум, а как на человека», — писал Толстой. Знания, правила, науки — меньшее, чему может научить ребенка взрослый человек. Наблюдая за родителями и учителями, дети делают выводы о том, что значит быть хорошим человеком, как следует себя вести в обществе и по каким законам жить. Детскую проницательность нельзя обмануть ни знаниями, ни правами.

Самому жить хорошо

По Т

Мысли о воспитании. Л.Н. Толстой

ТОЛСТОЙ приступил к серьезным педагогическим исследованиям в 1859 г. Школа, педагогика: «...самый светлый период моей жизни, чудное время», — вспоминал в конце жизни великий писатель. И пояснял: «А дело это (школа!) не то, что первой важности, а самое важное в мире, потому что все, что мы желаем, может осуществиться только в следующих поколениях». Школа стала для Толстого и радостью «поэтически прелестным делом», и источником постоянных изысканий.
Во время поездок за границу Лев Николаевич изучал состояние образования в разных странах, типы учебных заведений, встречался с педагогами, посещал школы. Удовлетворения он не получил, особенно от немецкой педагогики и школы: «Был в школе. Ужасно. Молитва за короля, побои. Все наизусть. Напуганные, изуродованные дети», — записал Толстой в дневнике. Отрицательное отношение у него сложилось и к отечественной школе, которую он называл «учреждением для мучения детей».

Педагогика Толстого, — это прежде всего педагогика творческой личности. Он любил крестьянских детей, был уверен, что среди них много талантов. В одном из своих писем уподоблял детей тонущим людям, которых нужно непременно спасать: «И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях». Главным условием успеха образования, считал Толстой, является создание принципиально новой школы, образцом которой стала его Яснополянская. Он не мог принять авторитарной школы, так как она «учреждается не так, чтобы детям было легко учиться, а чтобы учителям было легко учить».

В толстовской школе режим дня был щадящим, форма занятий — удобная детям, домашние задания, отметки, наказания отсутствовали. Он отказался от твердого расписания занятий, и дети могли не посещать школу, хотя они охотно приходили в нее и настолько увлекались, что им напоминали: пора домой. И неудивительно, поскольку занятия чередовались с прогулками, гимнастикой, играми, в которых участвовал и сам Лев Николаевич. Первая половина дня в школе обычно отдавалась под интенсивную умственную работу, а после обеда занимались творчеством (пение, рисование, лепка), читали вслух.
Яснополянская школа просуществовала 18 месяцев и была закрыта властями в отсутствие Толстого. Писатель не оставляет педагогической деятельности, издает журнал «Ясная поляна», снова занимается с детьми, ведет методическую работу с учителями, организует новые школы, издает замечательные учебные книги. Из последних стоит особо отметить «Азбуку» и « Новую азбуку», несколько книг для чтения. Они в течение 40 лет, наряду с «Родным словом» Ушинского, оставались самыми популярными учебниками в начальных земских школах России.


...Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других, мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? Потому что не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включалось бы в воспитание себя. Как одевать, как кормить, как класть спать, как учить детей? Точно так же, как себя. Если отец, мать одеваются, едят, спят умеренно и работают и учатся, то дети будут то же делать...

...Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем. Потому все воспитание сводится к исправлению и совершенствованию своей жизни...

...Два правила я бы дал для воспитания: самому не только жить хорошо, но работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей. Лучше, чтобы дети знали про слабые стороны своих родителей, чем то, что чтобы они чувствовали, что есть у их родителей скрытая от них жизнь и есть показная. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители — не только не исправляясь от своих недостатков, но даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть этих недостатков в детях. В этом вся трудность и вся борьба с детьми. Дети нравственно гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не выказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков — лицемерие родителей и теряют к ним уважение и интерес ко всем их поучениям. А чтобы не страшно было детям видеть всю правду своей и родителей жизни, надо сделать свою жизнь хорошей или по крайней мере менее дурной. И потому воспитание других включается в воспитание себя, и другого ничего не нужно...


Из писем и дневников 1895—1902 гг.

Читать книгу Воспитание в свободе. Избранные педагогические статьи Льва Николаевича Толстого : онлайн чтение

Воспитание в семье

Но педагогика не отпускает. Уже в 1865 году в письме к своему другу и родственнице А.А. Толстой Лев Николаевич признается: «Я все много думаю о воспитании, жду с нетерпением времени, когда начну учить своих детей, собираюсь тогда открыть новую школу и собираюсь написать резюме всего того, что я знаю о воспитании, и чего никто не знает или с чем никто не согласен».

В 60-70-е гг. у Л.Н. Толстого окончательно складывается подход к семейному воспитанию. Родители прежде всего должны были понять, что только когда весь уклад семейной жизни будет покоиться на здоровых началах, возможно правильное воспитание детей. Пример жизни родителей оказывает на детей огромное влияние, силу которого трудно переоценить. «Если отец, мать, – отмечал Толстой, – одеваются, едят, спят умеренно и работают и учатся, то дети будут то же делать». Язык жизни и примера «…далеко слышен, и виден, и ясен и большим и малым».

Вся трудность семейного воспитания состоит главным образом в том, что отец и мать не только не ведут борьбы со своими недостатками, но не хотят видеть их, оправдывая в себе эти недостатки. В то же самое время они требуют от детей хорошего поведения. В результате получается, что дети, которые очень наблюдательны и проницательны, видят лицемерие родителей, теряют к ним уважение и интерес к их поучениям.

Совсем плохо бывает тогда, когда дети вполне убеждаются в том, что родители живут перед ними двойной жизнью – показной и скрытной. Это выбивает детей из колеи и толкает их также на путь лицемерия. Правдивость в отношениях родителей с детьми является, по мнению Толстого, главным условием, обеспечивающим духовное влияние старших на детей.

В обращении с детьми, советовал Толстой, родители должны избегать кокетства, ссор, недоброты и неровностей любви, т. е. всего того, что создает в семье нездоровую обстановку, излишне возбуждающую нервную систему детей. Отец и мать обязаны стремиться к тому, чтобы в семье была атмосфера ласкового, справедливого отношения к детям.

Толстой был убежденным сторонником физического развития детей. Сам он укреплял здоровье разнообразными средствами: пешеходными прогулками, охотой, ездой верхом, плаваньем, катанием на коньках, занимался гимнастикой и сельскохозяйственным трудом. В расцвете лет обладал большой физической силой, поднимая одной рукой до пяти пудов. Неудивительно поэтому, что Толстой всегда был против изнеженности детей, требуя, чтобы семья уделяла физическому развитию большое внимание. Игры на свежем воздухе, прогулки, гимнастика, ручной труд, простая, здоровая пища укрепляют силы детей, делают их выносливыми и неприхотливыми.

Семья должна содействовать обогащению детского ума полезными сведениями и знаниями. Поэтому необходимо, чтобы отец и мать следили за кругом чтения своих детей, знакомили их с явлениями природы, пробуждая любознательность к окружающему.

Исключительно большое значение придавал Толстой нравственному воспитанию детей в семье. Оно, по мнению писателя, достигается правильной организацией режима семейной жизни, примером старших, беседами родителей с детьми по вопросам морали, чтением доступных детскому пониманию книг, помогающих уяснить, что можно и чего нельзя.

Толстой был горячим сторонником трудового воспитания детей в семье. Дети как можно раньше должны понять, что все, чем они пользуются, не падает готовым с неба, а является плодом труда других людей.

Надо поощрять стремление детей к труду, развивать у них трудолюбие. Прежде всего, следует приучать детей к уходу за собой, чтобы они обходились без труда других там, где можно сделать самому.

В каждой семье могут найтись дети, которые не пожелают выполнять то, что предложено им родителями. Оставлять это без внимания нельзя. Однако было бы неправильно подвергать таких детей телесным наказаниям, применять воздействия, унижающие личность ребенка.

Толстой любил музыку, пение, наслаждался красотой природы, высоко ценил благородство и духовную красоту человеческих поступков и отношений. Он считал, что семья должна уделять внимание эстетическому воспитанию. Обучение детей музыке и пению, лепке и рисованию – важнейшая задача родителей и школы.

Толстой призывал родителей почаще бывать в обществе своих детей, изучать их интересы, следить за развитием, подмечать их индивидуальные особенности. В своей трилогии «Детство. Отрочество. Юность» он как тонкий психолог, замечательный знаток детской души нарисовал яркую картину духовного развития ребенка, подростка, юноши.

Писатель любил детей и их общество, умел расположить детей к себе и, часто общаясь с ними, поразительно угадывал детские мысли и секреты, чему его дети несказанно удивлялись: «Ах! Этот папа! Как он узнал?»

Толстой как отец внимательно наблюдал за поведением своих детей. Он тактично и деликатно добивался того, чтобы дети вели себя так, как этого хотели родители.

Вот как это выглядит в воспоминаниях одного из его сыновей: «Папа почти никогда не заставлял нас что-нибудь делать, а выходило всегда так, что мы как будто по своему собственному желанию и почину делали все так, как он этого хотел. Мама часто бранила нас и наказывала, а он, когда ему нужно было заставить нас что-нибудь сделать, только пристально взглядывал в глаза, и его взгляд был понятен и действовал сильнее всякого приказания.

Вот разница между воспитанием отца и матери: бывало понадобится на что-нибудь двугривенный. Если идти к маме, она начнет подробно расспрашивать, на что нужны деньги, наговорит кучу упреков, и иногда и откажет. Если пойти к папе, он ничего не спросит, – только посмотрит в глаза и скажет: «возьми на столе».

И, как бы ни был нужен этот двугривенный, я никогда не ходил за ним к отцу, а всегда предпочитал выпрашивать его у матери.

Громадная сила отца, как воспитателя, заключалась в том, что от него, как от своей совести, прятаться было нельзя. Он все знал, и обманывать его было то же самое, что обманывать себя. Это было и тяжело, и невыгодно».

Вечные сомнения

Последний период педагогической деятельности Толстого тесно связан с его мировоззренческим кризисом, произошедшем на рубеже 1870-80 гг. Пересмотру подвергаются и педагогические взгляды. Перемены столь радикальны, что некоторые исследователи даже говорят о двух Толстых.

Один – периода 1860-70 гг. (времени непосредственной работы в Яснополянской школе), когда он был убежден, что главная и единственная задача педагога – это обучение в соответствии с природой, интересами, склонностями конкретных учащихся. Ключевыми словами для него тогда являлись «опыт и свобода». В то время Толстой отрицал саму возможность воспитательного воздействия педагога на своих питомцев. Аргументировал он это тем, что не существует абсолютной истины и поэтому учитель не может навязывать своего относительного знания учащимся. Другой причиной такого подхода являлась убежденность Толстого в том, что дети нравственнее взрослых хотя бы потому, что они еще не испорчены жизнью. Из этого писатель делал вывод: воспитание кощунственно по своей сути, так как безнравственные воспитывают нравственных.

С конца 1880-х гг. главным для мыслителя становится разработка религиозно-нравственного учения и обличение всех недостатков окружающей жизни. В связи с этим Лев Николаевич резко осуждает свои прошлые взгляды и даже с присущей ему беспощадностью делает вывод, что в Яснополянской школе он занимался «духовным развратом и растлением детей». Его новое убеждение диаметрально противоположно прежним взглядам – педагог должен, прежде всего, заниматься воспитанием детей и только уже затем обучением. Такой вывод был сделан Львом Николаевичем на основе убежденности в существовании носителя Абсолютного Знания – Бога. Вот это знание и должен был воспитать учитель в ученике. Такая позиция Толстого была вызвана и его резкой критикой пороков современной цивилизации, приводящей к дегуманизации общества. Одной из причин такого явления мыслитель считал опасное доминирование в образовании рационализма и пренебрежение к духовно-нравственному аспекту развития личности.

В начале ХХ в. в жесткую полемику с Толстым вступают даже бывшие соратники по свободному воспитанию. Так, признанный лидер этого направления Константин Вентцель пишет: «Всякое воспитание, в основу которого положена религия и нравственность, уже по этому самому есть не свободное воспитание». С точки зрения свободного воспитания, где ребенок равен взрослому и чище его, потому что не испорчен человеческой культурой, Вентцель, несомненно, прав, но у Толстого даже в раннем периоде его педагогической деятельности степень свободы в классе определяет учитель, то есть дети так или иначе попадают в зависимость от мастерства учителя, от его умения руководить классом. Другое дело, что, в отличие от оппонентов, писатель предлагал поставить эти знания, умение использовать разные методики на службу ученику, настаивая на том, что образование «не может быть рассматриваемо иначе, как известное отношение двух лиц или двух совокупностей лиц». Следовательно, крайне важно, каким будет лицо учителя, каков его моральный авторитет.

В статье «Мысли о воспитании», где Толстой отказывается от прежнего разделения образования и воспитания, он пишет: «Воспитание представляется ложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было». Здесь важны две идеи. Первая – это признание наличия морального авторитета взрослого. Она не нова для Толстого. Вторая же в том, что этот авторитет не может и не должен быть незыблемым. Взрослый человек тоже несовершенен, подвержен страстям и не может претендовать на то, чтобы являться носителем истины в последней инстанции.

Не однозначен и не прост и вопрос о свободе. Так, обвинение Толстого в анархизме в связи с тем, что свобода для него – осно ва воспитания, типичная для России реакция. Свобода у нас часто становится синонимом вседозволенности, разрушения. Американский психолог Эрих Фромм, разбирая понятие «свобода», выделил две ее разновидности. Первая, «свобода от» – независимость от каких-либо обязательств и ограничений, связанная с анархией и разрушением. Вторая – «свобода для», связана с самореализацией, с наполнением своей жизни смыслом и творчеством. Для Толстого свобода – источник творчества.

Толстой пишет: «…Сознание свободы, без которого немыслимо никакое представление о человеке, и составляет другую сторону вопроса». Другая сторона вопроса – это духовная сущность человека. Именно от нее зависит выбор. Но, как замечает Толстой, «человек текуч, в нем есть все возможности». Писатель сравнивает жизнь человека с рекой, переплывая которую, каждый из нас может либо грести, преодолевая течение и опасность разбиться о камни, либо поддаться течению. Лев Николаевич пишет: «Представление наше о свободе и необходимости постепенно уменьшается и увеличивается, смотря по большей или меньшей связи с внешним миром, по большему или меньшему отдалению времени и большей или меньшей зависимости от причин, в которых рассматриваем явления жизни человека». Толстой осознает сложность нравственных проблем и связанной с ними свободы выбора. Очень важной здесь становится помощь человеку в поиске тех ориентиров, опираясь на которые он будет принимать решения. Это сугубо педагогическая задача, и Толстой на основе своего опыта хочет найти возможности ее решения. Он ищет основание для определения принципа отбора содержания образования и находит, что образование должно служить тому, чтобы возникало «понимание смысла и назначения человеческой жизни». Такое понимание, по мнению Толстого, дает только религия. Очевидно, для Толстого религия не связана ни с православной церковью, ни с официально преподаваемым Законом Божьим. Толстой пишет: «…Я думаю, что надо не ограничиваться религиозными писаниями одного верования, – у нас христианского, – а наравне с христианской литературой пользоваться буддистской, браминской, конфуцианской, еврейской».

Толстой понимает, что передать нравственные ориентиры не удается через географию, историю и Закон Божий. Эти предметы не интересны его маленьким ученикам, и Толстой делает вывод, что их не надо преподавать. Не меньше его беспокоит и неэффективность столь значимого для него религиозного воспитания: «Как бесполезно и вредно кормить ребенка, когда ему есть не хочется, или навязывать знания по предметам, которые его не интересуют и ему не нужны, так тем более вредно внушать детям какие-нибудь религиозные понятия, о которых он не спрашивает, и, большей частью грубо формулируя их, нарушать этим то религиозное отношение к жизни, которое в это время, может быть, бессознательно возникает и устанавливается в ребенке. Нужно, мне кажется, только отвечать, но отвечать с полной правдивостью на предлагаемые ребенком вопросы. Кажется, очень просто отвечать правдиво на религиозные вопросы ребенка. Но в действительности это может сделать только тот, кто сам себе уже ответил правдиво на религиозные вопросы о Боге, жизни, смерти, добре и зле». Толстой составляет «Беседы с детьми по нравственным вопросам». Приведенные в книге короткие рассказы оставляют слишком небольшое пространство для вопросов и значительно выиграли, если бы были написаны в виде притч. Тем не менее, почти незамеченным критиками осталось и сомнение самого Толстого, который только «пытался» донести до детей нравственные нормы. В методических указаниях для учителя Толстой разъясняет, что, «прочтя, просил их повторить своими словами прочитанное, разъясняя непонятное и отвечая на вопросы, вызванные чтением». То есть детям предлагалась дискуссия по нравственным и религиозным вопросам, а не заучивание мертвых для них истин. Впрочем, эта часть педагогического наследия Толстого оказалась наименее востребованной.

Практически до конца жизни, Л.Н. Толстой продолжал работать и общаться с детьми. В 1890 г. дочерьми Толстого в усадьбе была вновь организована школа для крестьянских ребятишек (но существовала недолго, так как по распоряжению властей была закрыта). Лев Николаевич принимал участие в занятиях, продолжал на протяжении 1906–1908 гг. обучение крестьянских детей христианской морали. В 1907 г. он записал в дневнике: «За это время был занят только детскими уроками. Что дальше иду, то вижу большую и большую трудность дела и вместе с тем большую надежду успеха… Вчера разделил на два класса… Детские уроки и приготовления к ним поглощают меня всего…»

В 1907 г. Ясную Поляну посетили 800 учащихся тульских школ вместе со своими учителями. Всех их радушно принимала семья Толстого, сам Лев Николаевич беседовал со всеми приехавшими. На следующий год в гостях у Толстого побывали 120 учеников Тульского железнодорожного училища. Каждому были подарены книги. За несколько месяцев до своей кончины Л.Н. Толстой встречался с учениками тульского реального училища, приветливо путь, – также старо, как мир». Ошибается Сухотина только в одном. Она предполагает, что принцип «свободы и уважения к личности, за который борется Монтессори, признается теперь всем передовым человечеством».

Этим же принципом руководствовался и Лев Николаевич, но его легко и быстро забывают в советской России. Нет, обсуждение и критика педагогических воззрений Толстого продолжается, но школа, основанная на предложенных им принципах, возрождается только в начале 90 гг. ХХ в. В Тульской области разворачивает свою работу научно-исследовательская лаборатория «Школа Л.Н. Толстого». Свою деятельность она начинает с возвращения в начальную школу толстовской «Азбуки», а в перспективе претендует на разработку нового содержания образования. Если для нее, как и для Толстого, в основе образования лежит поиск смысла жизни, то она, так же как Яснополянская школа, вряд ли станет массовой, но претендует на то, чтобы стать школой педагогического поиска, школой, где естественен живой диалог с ребенком, то есть тем, чем, по сути, и была школа Толстого.

В целом же полифония взглядов Льва Николаевича Толстого, сложная эволюция его педагогического мировоззрения и приводит к тому, что сейчас вокруг имени великого гуманиста объединяются выразители диаметрально противоположных педагогических концепций, в русле собственных идей интерпретирующих классическое наследие.

Михаил Богуславский

Константин Сумнительный

Часть 1
Образование личности
К публике

Выступая на новом для меня поприще, мне становится страшно и за себя, и за те мысли, которые годами вырабатывались во мне и которые я считаю за истинные. Я наперед убежден, что многие из этих мыслей окажутся ошибочными. Как бы я ни старался изучать предмет, я невольно смотрел на него с одной стороны. Надеюсь, что мои мысли вызовут противные мнения. Всем мнениям я с удовольствием дам место в своем журнале. Одного я боюсь, чтобы мнения эти не выражались желчно, чтобы обсуждение столь дорогого и важного для всех предмета, как народное образование, не перешло в насмешки, в личности, в журнальную полемику. Я не скажу, что насмешки и личности не могут меня затронуть, что я надеюсь стоять выше их. Напротив, я признаюсь, что боюсь за себя одинаково, как боюсь и за самое дело; боюсь увлечения полемикой личной вместо спокойной и упорной работы над своим делом.

Поэтому я прошу всех будущих противников моих мнений выражать свои мысли так, чтобы я мог объясняться и приводить доказательства там, где несогласие будет зависеть от недоразумений, и мог бы соглашаться там, где мне будет доказана несостоятельность моих мнений.

Гр. Л.Н. Толстой

О народном образовании
Статья 2-я

Вообще при народном образовании нельзя ставить вопрос так: как дать наилучшее образование? Все равно, как нельзя при вопросе о питании народа ставить вопрос: как испечь самый питательный и лучший хлеб? А надо ставить вопрос: как при данных людях, желающих учиться и желающих учить, устроить наилучшее отношение? Или: как из данной решетной муки сделать наилучший хлеб? Следовательно, вопрос как учить? какой наилучший метод? есть вопрос о том, какое отношение между учащим и учащимся будет наилучшее.

Никто, вероятно, не станет спорить, что наилучшее отношение между учителем и учениками есть отношение естественности; что противоположное естественному отношению есть отношение принудительности. Если это так, то мерило всех методов состоит в большей или меньшей естественности отношений и потому в меньшем или большем принуждении при учении. Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше; чем с большим, тем хуже. Я очень рад, что мне не приходится доказывать этой очевидной истины. Все согласны, что так же как при гигиене не может быть полезно употребление каких-нибудь кушаний, лекарств, упражнений, возбуждающих отвращение или боль, так и при учении не может быть необходимости принуждать детей заучивать что-нибудь им скучное и противное, и что если необходимость заставляет принуждать детей, то это доказывает только несовершенство метода. Всякий учивший детей, вероятно, замечал, что, чем хуже сам учитель знает предмет, которому учит, чем меньше он его любит, тем ему нужнее строгость и принуждение; напротив, чем больше учитель знает и любит предмет, тем естественнее и свободнее его преподавание. В той мысли, что для успешного обучения нужно не принуждение, а возбуждение интереса ученика, согласны все педагоги противной мне школы. Разница между нами только та, что это положение о том, что учение должно возбуждать интерес ребенка, у них затеряно в числе других, противоречащих этому положений о развитии, в котором они уверены и к которому принуждают; тогда как я возбуждение интереса в ученике, наивозможнейшее облегчение и потому непринужденность и естественность учения считаю основным и единственным мерилом хорошего и дурного учения.

Всякое движение вперед педагогики, если мы внимательно рассмотрим историю этого дела, состоит только в большем и большем приближении к естественности отношений между учителем и учениками, в меньшей принудительности и в большей облегченности учения.

Мне делали в старину и теперь, знаю, сделают возражение, состоящее в том, как найти эту границу свободы, которая должна быть допускаема в школе. На это отвечу, что граница этой свободы сама собой определяется учителем, его знанием, его способностью руководить школой; что свобода эта не может быть предписываема; мера этой свободы есть только результат большего или меньшего знания и таланта учителя. Свобода это не есть правило, но она служит поверкой при сравнении школ между собой и поверкой при сравнении новых приемов, вводимых в школьное обучение. Та школа, в которой меньше принуждения, лучше той, в которой больше принуждения. Тот прием, который при своем введении в школу не требует усиления дисциплины, хорош; тот же, который требует большей строгости, наверное дурен. Возьмите, например, более или менее свободную школу, такую, каковы мои школы, и попробуйте начать в ней беседы о столе и потолке или переставлять кубики, посмотрите, какая каша сделается в школе и как почувствуется необходимость строгостью привести учеников в порядок; попробуйте рассказывать им занимательно историю, или задавать задачи, или заставьте одного писать на доске, а других поправлять за ним ошибки, и спустите всех с лавок, увидите, что все будут заняты, шалостей не будет, и не нужно будет усиливать строгость, и смело можно сказать, что прием хорош.

В своих педагогических статьях я изложил теоретические причины, по которым я нахожу, что только свобода выбора со стороны учащихся того, чему и как учить, может быть основой всякого обучения; на практике же сначала в довольно больших, потом и довольно тесных размерах я постоянно прилагал эти правила к ведомым мною школам, и результаты всегда были очень хороши как для учителей, для учеников, так и для выработки новых приемов, что я смело говорю, так как сотни посетителей перебывали в Яснополянской школе и видели и знали ее [признаюсь, мне было смешно слышать, как г. Протопопов хотел заподозрить г. Морозова (и меня, вероятно) в том, что мы, чтобы спасти свой способ от поражения, подделали обученного мальчика].

Для учителей последствия такого отношения к ученикам были те, что учителя не считали наилучшим тот метод, который знали, а старались узнать другие методы, старались сближаться с другими учителями, чтобы узнавать их приемы, испытывали новые приемы и, главное, постоянно учились сами. Учитель никогда не позволял себе думать, что в неуспехе виноваты ученики – их леность, шаловливость, тупоумие, глухота, косноязычие, а твердо знал, что в неуспехе виноват только он, и на каждый недостаток ученика или учеников учитель старался отыскать средство. Для учеников последствия были те, что они охотно учились, всегда просили учителей о зимних вечерних классах и были совершенно свободны в классе, что, по моему убеждению и опыту, есть главное условие успешного хода учения. Между учителями и учениками всегда устанавливались дружеские, естественные отношения, при которых только и возможно учителю узнать вполне своих учеников. Если бы определять по внешнему, первому впечатлению школы различия между церковной, немецкой и моей, то главное различие будет такое: в церковной школе слышно особенное, неестественно-однообразное кричание всех учеников и изредка строгие крики учителя; в немецкой слышен один голос учителя и изредка робкие голоса учеников; в моей слышны громкие голоса учителей и учеников почти вместе.

ВосПитание детей. 10 правил Л.Н. Толстого и мой жизненный опыт.

«Человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание стирает ее», — писал Толстой. Это не значит, что с детьми не надо заниматься, надо искать и развивать их таланты. Когда дети были маленькие мы посетили множество разных кружков и секций, лепили и рисовали дома, шили кроили, строили, ломали. Маленький человек, так же, как и взрослый, с большей отдачей делает то, что ему интересно. И главное это все делать вместе, а не только поучать.

Задайте себе вопрос: «Сколько времени в день я уделяю своему ребенку?». Нет, не тогда, когда он сделал что-то не так, или, когда что-то произошло.

Очень часто видишь ситуации, что играет ребенок и зовет родителей «Мама, папа, смотрите какой я домик построил...!», а мы: «Подожди, мне некогда, сейчас суп доварю и приду …». Зато если ребенок начинает кричать или плакать, например, сломал домик, мы бросаем все и бежим, жалеем, или ругаем. В результате недостроенный домик, недорисованная картина, не помогли, не похвалили, не вырастет архитектор, художник. А у ребенка вырабатывается привычка, что надо что-то сделать плохое, или что-то должно случиться чтобы мы уделили ему вниманию. Чем старше ребенок, тем сломанные домики больше.

Из вышесказанного следует второй пункта правил: Не наказывать.

Прежде, чем наказать, подумайте на сколько страшно то, что случилось. Вспомните себя маленьким, поставьте себя на место своего ребенка. Делать вид, что ничего не произошло нельзя, надо обязательно поговорить, пообщаться. Одна моя знакомая наказывала свою дочь за потерянные вещи, и от этого она их меньше терять не стала. А у девочки закладывалось: «Мама меня не любит, ей вещи дороже, чем я». А если при этом обзывать ребенка вороной или растеряхой, то у ребенка может развиться еще и комплекс неудачника, или нелюбимого, а все комплексы мы несем из детства во взрослую жизнь. Что делать? Примите ситуацию, поговорите с ребенком, подумайте, где можно найти потерянную вещь, вместе поищите, без нервов, спокойно. Если эта вещь очень необходима, например, варежки зимой, расскажите ребенку, что вы очень переживаете и волнуетесь, что у него замерзнут руки. Если вы ограничены в средствах, расскажите ребенку, что вы не сможете ему купить в этом месяце обещанную куклу, так как надо покупать новые варежки. Но никогда не обвиняйте ребенка в потере!

Воспитание по Толстому | Very Life Victory

Произведения Толстого всё ещё актуальны — их изучают в школах, по их сюжетам ставят спектакли и пластические зарисовки. На шедеврах классика выросло ни одно поколение, но мало кому известен Л. Н. Толстой как педагог. А между тем, его принципы воспитания детей, новаторские для конца XIX века, находят живой отклик у родителей и педагогов современности.

В 1859 году в Ясной Поляне писатель занялся организацией школ для крестьян, однако эти учебные заведения отличал особенный подход к образованию. Л. Н. Толстой о воспитании детей рассуждал много и охотно, доказывая ненужность и даже вред его принудительного характера. Классик говорил, что принятые штампы «сделали школу деспотичной», и призывал опираться в обучении на индивидуальные способности и стремления каждого конкретного ученика.

Лев Толстой с внуками, фото WEB

Яснополянская школа была смелым экспериментом. В ней Толстой-педагог собрал команду единомышленников и весь процесс обучения строил вопреки существующей системе. Ученики на занятиях сидели как и сколько хотели, учителя не принуждали их зубрить материал. И уж тем более там не использовали розог, что в любой другой школе той эпохи было делом даже не обычным, а необходимым, по мнению большинства педагогов. Главная же задача преподавателей школы Ясной Поляны состояла в том, чтобы заинтересовать ребёнка и раскрыть таким образом его потенциал и индивидуальность.  

В основе педагогической практики Толстого лежали идеи и принципы свободного воспитания, которое не портит детей. Писатель был уверен, что детство — период чистой гармонии маленького человека с собой и окружающим миром, а традиционное воспитание уничтожает эту идиллию, заложенную природой. Стремление загнать непокорное чадо в удобные для взрослых рамки Лев Николаевич считал преступлением против личности. «Человек живёт, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание же стирает её», — говорил он.

Крестьянские дети у крыльца сельской школы в Ясной Поляне, фото © cultura.ru

Толстой настаивал также и на запрете наказаний. Писатель считал, что они ожесточают ребёнка и разрывают его связь с обществом. Такой подход был абсолютно новым для того времени, и большинство учителей не верило в его эффективность. Не меньший резонанс вызывал и принцип свободы выражения мыслей, который пропагандировал классик. Он утверждал, что диспут с учениками имеет важное значение в учебном процессе, и потому выражение недовольства в яснополянской школе не запрещалось. Дети в ней могли спорить с учителями и даже критиковать их.

Одной из основ теории свободного воспитания Толстого была искренность и открытость взрослых перед детьми, которых классик считал невероятно проницательными. Скрыть ложь от ребёнка трудно, а если ученик уличит наставника в лицемерии, то потеряет к нему уважение и не признает в нём авторитет. Особенную подлость писатель видел в том, как взрослые, не замечая собственных недостатков, стремятся искоренить их в детях.

Искренность и открытость взрослых перед детьми одна из основ теории свободного воспитания Толстого, фото WEB

Лев Толстой как педагог отрицал сами базовые основы образования в царской России. В его школе не было обязательных предметов, которые учил бы каждый, ученики выбирали то, что им по душе. Писатель считал, что важнее учить полезному, чем заставлять зубрить латынь, которая никогда не пригодится в жизни. Отсюда же вытекал ещё один принцип обучения в яснополянской школе — развитие самостоятельности.

Свободное воспитание Толстого предполагало, что учебный процесс должен вызывать только положительные эмоции. Основным инструментом в достижении этой цели становился профессионализм учителей, которым было вверено учить детей понятно, заменяя сухой язык терминов яркими образами, примерами и эмоциями. Заинтересованный ученик лучше воспринимает информацию и стремится узнать больше, а кроме того, подобная подача материала, по мнению классика, способствовала развитию воображения и творческих способностей, которые в реальной жизни нужнее, чем заученные формулы.

Учебный процесс должен вызывать только положительные эмоции, фото WEB

Писатель подвергал сомнению вообще необходимость классического обучения. Математика, физика — меньшее из того, что взрослый может объяснить ребёнку. Гораздо важнее постичь науку быть человеком, и именно её учитель должен на собственном примере объяснить ученику. По Толстому, дети от природы невинны, но взрослея, они впитывают и копируют то, что их окружает. Поэтому первый принцип педагогики писателя состоит не в воспитании ребёнка, а в совершенствовании самого себя.

Виктория Романова, Россия, Москва

Здесь может быть Ваша реклама!

Лев Николаевич Толстой о воспитании и педагогике | СветВМир.ру

«Я о воспитании никогда не писал, потому что полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их. И тем более на детей, с которыми связаны. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание.

Педагогика же есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей, вроде того есть наша медицина – как, живя противно законам природы, все-таки быть здоровым.
Науки хитрые и пустые, никогда не достигающие своей цели. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях».


Поделиться новостью в соцсетях

 

« Предыдущая запись Следующая запись »

«Детство, отрочество, юность» Льва Толстого

Потрясающе хорошо. Толстой настолько преуспел в том, чтобы представить это вымышленное детство реальным, что по сей день многие читатели все еще рассматривают его как произведение научной литературы. Это так ярко! Толстой отправляет вас туда - вы чувствуете запах свежей скошенной травы на обочине дороги и слышите, как первые жирные капли дождя падают на крышу кареты. Какими бы впечатляющими ни были описания физического мира Толстым, еще большее впечатление на меня произвели его точные описания душевного состояния, через которое мы все проходим по мере взросления; как мы все думаем, что мы бесполезны и важнее всех остальных; одновременно незначительный и центр вселенной.Все банальные философские размышления, все смущающие позы, примерки разных личностей, как если бы они были просто предметами одежды - все это звучит правдоподобно для любого и любого человека. Толстой это просто прибивает.

Я прочитал издание Penguin Classics, переведенное Джадсоном Розенгрантом. Я не знаком с другими переводами, но не могу себе представить, чтобы один из них превысил их. Часто книги, переведенные с русского, имеют неуклюжий, деревянный тон, но язык Розенгранта звучит прекрасно.

Я бы предостерегал от той же ошибки, что и я.Я предположил, что, поскольку три раздела были опубликованы отдельно и с некоторым промежутком времени между ними, я мог бы пройти несколько недель между окончанием Детство и началом Детство . Это была ошибка. Каждый раздел движется вперед без пауз по сравнению с предыдущим, и мне потребовалось время, чтобы все персонажи снова вернулись в мою голову.

.

20 замечательных статей о воспитании детей

Воспитание

Как не разговаривать со своими детьми По Бронсон
Обратная сила похвалы.
Имеют ли значение родители? Малькольм Гладуэлл
Имеют ли сверстники большее влияние на детей, чем их семьи?
В тени сказки Лесли Джеймисон
Став мачехой
По Бронсон учится лжи
Дети лгут рано, часто и по разным причинам - чтобы избежать наказания, сблизиться с друзьями, обрести чувство контроля: они просто копируют своих родителей.
По Бронсону отложить или проиграть
Чрезмерная стимуляция, чрезмерное расписание занятий дети спят как минимум на час меньше, чем им нужно, и этот недостаток, как показывают новые исследования, может отбросить их когнитивные способности на годы назад. Неврология детских увлечений.
Почему китайские матери лучше, Эми Чуа
Может ли режим без свиданий, телевизора, компьютерных игр и многочасовых занятий музыкой создать счастливых детей? А что происходит, когда они сопротивляются?
Поколение сенсорного экрана, Ханна Росин
Маленькие дети - даже малыши - все больше и больше времени проводят с цифровыми технологиями.Что это будет значить для их развития?
Сверхзащищенный ребенок, Ханна Розин
Озабоченность безопасностью лишила детство независимости, рискованности и открытий, не сделав его безопаснее. Новый вид детской площадки указывает на лучшее решение.
Вымирание среднего ребенка, Адам Стернберг
Они становятся американской редкостью, как раз тогда, когда Америка могла использовать их больше всего.
Сорок мыслей о четвертой дочери
Марк Оппенгеймер
Став отцом в четвертый раз.

Лев Толстой Биография - Жизнь русского писателя

Лев Толстой
Философ
Специальность Романист, реалистическая фантастика
Родился 9 сентября 1828 г.
г. Ясная Поляна, Российская Империя
Умер 20 ноября 1910 (82 года)
Астапово, Российская Империя
Национальность Русский

Граф Лев Николаевич Толстой, в народе известный как Лев Толстой, родился в Тульской губернии России в сентябре 1828 года.Толстой был великим русским писателем, писавшим романы и рассказы. Его работа была сосредоточена вокруг реалистической беллетристики, и он до сих пор считается одним из величайших романистов всех времен.

Рождение и ранние годы

Лев Толстой родился в знатной и известной русской семье. Он был четвертым младшим ребенком среди пяти детей в семье. Мать Лео умерла, когда он был очень молод, и через некоторое время скончался отец. Толстого и его братьев и сестер воспитывали родственники.Толстой начал изучать право в 1844 году вместе с восточными языками. Однако Толстой никогда не мог проявить большого интереса к своим занятиям и поэтому оставил их между занятиями.

Учителя описывали Толстого как ученика, который не интересовался и не мог учиться. После окончания университета большую часть времени он проводил в Санкт-Петербурге и Москве. Толстой влез в огромные долги из-за азартных игр, что заставило его переехать к своему старшему брату и пойти в армию. Примерно в это же время Толстой начал писать.Две поездки Льва в Европу в 1857 и 1860 годах существенно повлияли на его литературное и политическое развитие. Он был вдохновлен Виктором Гюго во время своих европейских визитов, и его сочинения также черпали вдохновение в творчестве и стиле письма Гюго.

Личная жизнь Толстого

В 1862 году Толстой женился на Софье Андреевне Берд, которая была моложе его на 16 лет. София была дочерью придворного врача. У них была большая семья, у обоих по тринадцать детей в период с 1863 по 1888 год.Брак с самого начала был обусловлен сексуальной страстью и отсутствием эмоциональной чувствительности.

Несмотря на то, что Толстой раскрыл свое обширное добрачное сексуальное прошлое с Софией, ранняя часть их брака считается очень счастливой, и София помогала Льву в написании романов и даже выступала в качестве корректора и финансового менеджера. Однако считается, что их отношения испортились позже из-за того, что вера Толстого стала чрезвычайно радикальной со временем.

Труды и достижения Толстого

Лев Толстой начал писать в 24 года.Он опубликовал свой первый рассказ « Детство », который, как и последующие « Отрочество » и Молодежь , был вдохновлен ранними годами самого Толстого.

Знаменитое произведение Льва Толстого включает в себя эпос « Война и мир ». Ему потребовалось семь лет (с 1862 по 1869), чтобы закончить четыре тома этого эпоса. Роман рассказывает историю нескольких семей на фоне вторжения Наполеона в Россию 1812 года.

Еще одно из величайших произведений Толстого - это «Анна Каренина» , известная как самая популярная из когда-либо написанных реалистических произведений.История об обреченной связи между светской женщиной, попавшей в бесстрастный брак, и лихим офицером. По этому произведению снято несколько фильмов.

Толстой также написал три пьесы и множество рассказов, в том числе Два гусара , Казаки , Мастер и человек , Отец Сергий и Хаджи-Мурад . Большинство его рассказов было основано на проблемах и влиянии материализма на простых людей.В последние годы жизни Толстого его образовательные идеи были приняты не только в России, но и в других странах.

Научно-популярные произведения Толстого

Толстой также написал несколько научно-популярных книг, в том числе Царство Божье внутри вас , Во что я верю , What is Art и Краткое Евангелие .

Все эти книги были основаны на социальных, религиозных, духовных и даже художественных вопросах. Его более поздние работы, такие как Смерть Ивана Ильича и Что делать , сосредоточены на христианских темах.Его произведения многократно публиковались огромными тиражами на всех языках. Его литературное творчество включено в школьную программу, а его учебные произведения изучаются в специальных педагогических учреждениях разного уровня.

Поздние годы Толстого

Несмотря на известность, богатство и счастливую семейную жизнь, Толстой был недоволен собой. В последние годы жизни он все больше склонялся к аскетической морали и твердо верил в Нагорную проповедь и ненасильственное сопротивление.Махатма Ганди был глубоко тронут своей книгой Царство Божье внутри тебя , и он написал Толстому о своем движении ненасильственного сопротивления, и их переписка привела к теплой дружбе.

Толстой умер в 1910 году в возрасте 82 лет. Он умер от пневмонии после того, как заболел, когда пытался бежать от жены, отношения с которой испортились.

.

Лев Толстой | Биография, книги и факты

Лев Николаевич Толстой был российским писателем, наиболее известным своими романами «Война и мир» и «Анна Каренина», которые считаются величайшими романами реалистической фантастики. Толстой также многими считается лучшим романистом мира. Помимо романов, Толстой писал рассказы, очерки и пьесы. Будучи нравственным мыслителем и социальным реформатором, Толстой придерживался строгих моралистических взглядов. Позже он стал ярым христианским анархистом и анархо-пацифистом.Его подход ненасильственного сопротивления к жизни был выражен в его работах, таких как «Царство Божье внутри вас», которое, как известно, оказывает глубокое влияние на важных деятелей 20-го века, в частности, на Мартина Лютера Кинга-младшего и Мохандаса Ганди.

Лев Толстой родился в Ясной Поляне 9 сентября 1828 года и принадлежал к известной дворянской семье. Он был четвертым среди пяти детей графа Николая Ильича Толстого и графини Марии Толстой, оба из которых умерли, оставив своих детей на воспитание родственникам.Желая поступить на факультет восточных языков Казанского университета, Толстой подготовился к вступительным экзаменам, изучив арабский, турецкий, латинский, немецкий, английский и французский языки, а также географию, историю и религию. В 1844 году Толстой был принят в Казанский университет. Не имея возможности получить высшее образование после второго курса, Толстой вернулся в Яснавскую Поляну, а затем провел время, путешествуя между Москвой и Санкт-Петербургом. Обладая некоторым практическим знанием нескольких языков, он стал полиглотом. Вновь обретенный юноша привлекал Толстого к выпивке, посещению публичных домов и, прежде всего, к азартным играм, что оставило его в тяжелом долгу и агонии, но Толстой вскоре понял, что живет жестокой жизнью, и снова попытался сдать университетские экзамены в надежде, что он получит место в правительство, но в итоге оказался на Кавказе, служа в армии по стопам своего старшего брата.Именно в это время Толстой начал писать.

В 1862 году Лев Толстой женился на Софье Андреевне Берс, которую чаще звали Соня, которая была на 16 лет моложе его. У пары было тринадцать детей, пятеро из которых умерли в раннем возрасте. Соня была секретарем, корректором и финансовым менеджером Толстого, когда он написал два своих величайших произведения. Их ранняя супружеская жизнь была наполнена удовлетворением. Однако отношения Толстого с женой ухудшились, поскольку его убеждения становились все более радикальными, вплоть до отказа от унаследованного и заработанного богатства.

Толстой начал писать свой шедевр «Война и мир» в 1862 году. Шесть томов этого труда были опубликованы между 1863 и 1869 годами. В этом великом романе, состоящем из 580 персонажей из истории и других персонажей, созданных Толстым, исследуются теория истории и незначительность таких известных фигур, как Александр и Наполеон. Следующая эпопея Толстого «Анна Каренина» была начата в 1873 году и полностью опубликована в 1878 году. Среди его первых публикаций - автобиографические произведения, такие как «Детство, отрочество и юность» (1852–1856).Хотя это произведения художественной литературы, романы раскрывают аспекты жизни и опыта Лео. Толстой был мастером написания о русском обществе, свидетельство чего представлено в книге «Казаки» (1863). Его более поздние произведения, такие как «Смерть Ивана Ильича» (1886) и «Что делать?» (1901) сосредоточены на христианских темах.

В последние годы жизни Толстой все больше склонялся к аскетической морали и твердо верил в Нагорную проповедь и ненасильственное сопротивление. 20 ноября 1910 года Лев Толстой скончался в возрасте 82 лет от пневмонии.

Купить Книги Льва Толстого

.

Правд для родителей о воспитании единственного ребенка

Я никогда не ожидала, что стану мамой единственного ребенка. Но, как и в большинстве случаев воспитания детей, все пошло не так, как планировалось. После долгих лет бесплодия, операций и посещений врачей мне, наконец, удалось каким-то чудом застать врасплох.

Когда дело дошло до рождения ребенка номер два, я подумала: если это произойдет, то это произойдет. Этого не произошло. Теперь, когда я воспитываю единственного ребенка, я понимаю, что у меня было неправильное представление о них.Они избалованы, они не делятся и думают, что мир вращается вокруг них. Естественно, сегодня у меня другая точка зрения. Вот моя правда о воспитании ребенка без братьев и сестер:

Иногда кажется, что у тебя есть сосед по комнате


Авторские права: langstrup / 123RF Stock Photo

Имея только одного ребенка, с которым нужно поссориться, такие вещи, как сказки на ночь, могут легко раствориться в «девчачьих разговорах», или формальное время ужина превратиться в обед перед телевизором.Без необходимости управлять домом, полным детей, правила иногда могут ослабевать.


Никогда не прекращайте детские драки


Авторские права: Highwaystarz / 123RF Stock Photo

Я рос с младшим братом, и у меня были свои ссоры между братьями и сестрами. Наличие одного ребенка не является гарантией домашнего спокойствия, но это, безусловно, помогает - никаких споров из-за пульта, кто съел последнее печенье или кто получил желтую чашку. К счастью, у моей дочери есть двоюродный брат, который помогает ей оттачивать свои навыки соскабливания и обмена.


У вас больше свободного времени

Вырастить одного ребенка непросто, но признаюсь, у них больше свободного времени, чем у родителей с несколькими детьми. Одно свидание или внешкольное мероприятие может легко принести пользу моему мужу и я на свидании.


Вы сближаетесь с другими семьями с одним ребенком


Авторские права: ababaka / 123RF Stock Photo

Я не думаю, что это совпадение, что у большинства подруг моей мамы только один ребенок.Мы тянемся друг к другу, чтобы наши дети могли проводить время с людьми своего возраста. Поскольку мы не гонимся за другими детьми, мы тоже можем тусоваться.


Вы задаетесь вопросом, как родители воспитывают более одного ребенка

Имея всего одну дочь, я постоянно езжу на занятия, помогаю с домашними заданиями и стираю. Я не могу не задаться вопросом - как родителям более чем одного ребенка удается находить свободное время?


Вы не меняете своего родительского подхода

Поскольку мой первенец - тоже мой ребенок, мне пришлось приложить сознательные усилия, чтобы изменить свой стиль воспитания.Без младшего брата или сестры, за которым нужно ухаживать, легко продолжать делать все за нее, вместо того, чтобы позволять ей делать все сама.


Вы беспокоитесь, что с ними что-то может случиться

Потерять ребенка, сколько бы у вас ни было - худшее, что можно вообразить. Но я думаю, что это повышенный страх родителей только детей. Все ваши надежды и мечты связаны в одном ребенке.


У вас есть больше личных встреч

Для меня это очень важно.Мне не нужно делить время с несколькими детьми, что позволяет мне проводить больше времени с дочерью.

Могу ли я обменять преимущества единственного ребенка на то, чтобы поставить еще два или три места за обеденным столом? Я смотрю на это так - берешь то, что получаешь, и не расстраиваешься.

Фотографии любезно предоставлены компанией Pexels.

.

Басни для детей, Рассказы для детей, Естествознания, Народное просвещение, Декабристы, Моральные сказки

I. БАБЛЫ ЭСОПА

МУРАВЕЙ И ГОЛУБЬ

К ручью спустился муравей: он хотел пить. Волна смыла его и чуть не утопила. Голубь нес ветку; она увидела, что Муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей встал на ветку и был спасен. Тогда охотник поставил силку для Голубя и уже собирался втянуть ее.Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник застонал и уронил силок. Голубь взлетел вверх и улетел.

ЧЕРЕПАХА И ОРЕЛ

Черепаха попросила Орла научить ее летать. Орел посоветовал ей не пытаться, так как она для этого не годится; но она настояла. Орел схватил ее когтями, поднял и уронил: она упала на камни и разлетелась на куски.

ПОЛЕКАТ

Хорек вошел в кузницу и начал лизать опилки.Изо рта хорька потекла кровь, но он обрадовался и продолжал лизать; он подумал, что кровь идет из утюга, и потерял весь язык.

ЛЕВ И МЫШЬ

Спал Лев. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь умоляла его; она сказала:

"Отпусти меня, и я сделаю тебе одолжение!"

Лев посмеялся над Мышью за то, что она обещала ему услугу, и отпустил ее.

Тогда охотники поймали Льва и привязали его веревкой к дереву.Мышь услышала рев Льва, подбежала, прогрызла веревку и сказала:

«Ты помнишь? Ты засмеялся, не думая, что я могу отплатить, но теперь ты видишь, что услуга может исходить и от Мыши».

ЛЖЕСТНИК

Мальчик смотрел на овцу и, притворившись, что увидел волка, заплакал:

«Помогите! Волк! Волк!»

Крестьяне подбежали и увидели, что это не так. Сделав это второй и третий раз, случилось так, что действительно пришел волк.Мальчик заплакал:

«Давай, давай, скорее, волк!»

Крестьяне думали, что он их по обыкновению обманывает, и не обращали на него внимания. Волк увидел, что бояться нечего: неторопливо перебил всю стаю.

Жопа И ЛОШАДЬ

У человека были осел и лошадь. Они шли по дороге; Осел сказал Коню:

«Мне это тяжело. - Я не смогу нести все; возьми хотя бы часть моей ноши».

Лошадь не обратила на него внимания.Осел упал от перенапряжения и умер. Когда хозяин переложил на Лошадь груз Осла и добавил шкуру Осла, Конь стал жаловаться:

«О, горе мне, бедняга, горе мне, несчастный Конь! Я не хотел ему даже помогать. немного, и теперь я должен нести все, и его шкуру тоже ".

Джекдоу и голуби

Галка увидела, что Голуби сыты, поэтому выкрасилась в белый цвет и залетела в голубятню. Голуби сначала подумали, что она такая же голубка, как они, и впустили ее.Но Галка забылась и галка прохрипела. Затем Голуби начали ее ковырять и прогнали. Галка улетела обратно к подругам, но галки испугались ее, увидев ее белой, и сами прогнали ее.

ЖЕНЩИНА И КУРА

Курица откладывала яйцо каждый день. Хозяйка думала, что если она даст ей больше еды, она заложит вдвое больше. Так она и сделала. Курица располнела и перестала лежать.

ЛЕВ, МЕДВЕДЬ И ЛИСА

Лев и Медведь раздобыли мяса и начали сражаться за него.Медведь не хотел сдаваться, и Лев не уступал. Они так долго дрались, что оба ослабели и легли. Лиса увидела мясо между ними; она схватила его и убежала с ним.

СОБАКА, ПЕТУХ И ЛИСА

Собака и петух отправились путешествовать вместе. Ночью Петух заснул на дереве, и Собака закрепила себе место между корнями этого дерева. Когда пришло время, Петух запел. Лиса услышала Петуха, подбежала к дереву и стала умолять Петуха спуститься, так как она хотела выразить ему свое почтение за такой прекрасный голос.

Петух сказал:

«Сначала разбуди дворника, он спит между корнями. Пусть он откроется, а я спущусь».

Лиса стала искать дворника и завизжала. Собака тут же выскочила и убила Лиса.

ЛОШАДЬ И КОНЬКА

Жених украл овес у Лошади и продал его, но он чистил Лошадь каждый день. Лошадь сказала:

«Если вы действительно хотите, чтобы я был в хорошем состоянии, не продавайте мой овес."

ЛЯГУШКА И ЛЕВ

Лев услышал кваканье лягушки и подумал, что это большой зверь, который так громко кричит. Он подошел и увидел лягушку, выходящую из болота. Лев раздавил ее лапой и сказал:

«Не на что смотреть, а я испугался».

МАШИНА И МУРАВЬИ

Осенью намокла муравьиная пшеница; они сушили это. Голодный Кузнечик попросил их что-нибудь поесть. Муравьи сказали:

«Почему вы летом не собирали еды?»

Она сказала:

«У меня не было времени: я пела песни.«

Смеялись и говорили:

« Если ты пел летом, танцуй зимой! »

КУРИЦА И ЗОЛОТЫЕ ЯЙЦА

У хозяина была курица, которая несла золотые яйца. Ему сразу захотелось больше золота, и он убил Курицу (он думал, что внутри нее был большой кусок золота), но она была такая же, как любая другая курица.

Жопа В Шкуре Льва

Осел надел львиную шкуру, и все подумали, что это лев. Люди и животные убегали от него. Поднялся ветер, и кожа разлетелась, и Осла стало видно.Люди подбежали и избили Жопа.

КУРА И Ласточка

Курица нашла змеиные яйца и стала на них сесть. Ласточка увидела это и сказала:

«Глупая! Ты вылупишь их, а когда они вырастут, ты будешь первым, кто от них пострадает».

Олень и олень

Олень однажды сказал оленю:

«Отец, ты крупнее и беглее, чем собаки, и, кроме того, у тебя огромные рога для защиты; почему же ты так боишься собак?»

Олень засмеялся и сказал:

«Ты говоришь правду, дитя мое.Проблема в том, что в тот момент, когда я слышу лай собак, я бегу прежде, чем успеваю подумать ».

ЛИСА И ВИНОГРАД

Лисица увидела высоко висящие спелые грозди винограда и попыталась добраться до них, чтобы съесть.

Она очень старалась, но не могла их получить. Чтобы заглушить раздражение, она сказала:

«Они еще кислые».

горничные и петух

Хозяйка будила девиц по ночам и, как только петухи запели, заставляла их работать.Служанкам это показалось трудным, и они решили убить Петуха, чтобы хозяйку не разбудили. Они убили его, но теперь они страдали больше, чем когда-либо: хозяйка боялась, что она проспит время, и поэтому начала будить служанок раньше.

РЫБАЛК И РЫБА

Рыбак поймал рыбу. Сказал Рыба:

«Рыбак, отпусти меня в воду; ты же видишь, я маленький: от меня мало пользы. Если ты отпустишь меня, я вырасту, и тогда ты поймаешь меня, когда он стоит того.

Но Рыбак сказал:

«Глупым будет тот, кто дождется большей прибыли и позволит меньшему ускользнуть из рук».

ЛИСА И КОЗЬ

Коза хотела напиться. Он спустился по склону к колодцу, напился и поправился. Он начал выходить, но не смог. Он начал блеять. Лиса увидела его и сказала:

«Вот и все, глупец! Если бы у тебя в голове было столько же разума, сколько волосков в твоей бороде, ты бы подумал, как выбраться, прежде чем спуститься вниз."

СОБАКА И ЕЕ ТЕНЬ

Собака переходила реку по доске, неся в зубах кусок мяса. Она увидела себя в воде и подумала, что другая собака несет кусок мяса. Она уронила свой кусок и бросилась вперед, чтобы забрать то, что было у другой собаки: другого мяса не было, а ее собственное унесло ручьем.

Итак, Собака осталась ни с чем.

КРАН И АИСТ

Крестьянин поставил сети, чтобы поймать журавлей, топчущих его поле.В сети были пойманы журавли, а с ними один аист.

Аист сказал мужику:

«Отпусти меня! Я не журавль, а аист; мы самые почитаемые птицы; я живу в доме твоего отца. По моим перьям видно, что я не журавль».

Крестьянин сказал:

«Я поймал тебя журавлями и убью тебя».

САДОВНИК И ЕГО СЫНЫ

Садовник хотел, чтобы его сыновья привыкли к садоводству. Когда он умирал, он подозвал их и сказал им:

«Дети, когда я умру, ищите то, что спрятано в винограднике.«

Сыновья подумали, что это сокровище, и когда их отец умер, они начали копать там и вырыли всю землю. Они не нашли сокровища, но они так хорошо вспахали виноградник, что он принес больше плодов, чем когда-либо.

ВОЛК И ЖАНУЛ

У Волка в горле застряла кость, и он не мог ее откашлять. Он позвал Журавля и сказал ему:

.

«Журавль, у тебя длинная шея. Суньте мне голову в горло и вытащите кость! Я награжу тебя.«

Журавль просунул голову, вытащил кость и сказал:

«Дайте мне мою награду!»

Волк скрежетал зубами и сказал:

«Разве мало тебе награды, что я не откусил тебе голову, когда она была между моими зубами?»

ЗАЙЦЫ И ЛЯГУШКИ

Однажды Зайцы собрались вместе и начали жаловаться на свою жизнь:

«Мы погибаем от людей, и от собак, и от орлов, и от всех прочих зверей. Лучше сразу умереть, чем жить в страхе и страданиях.Пойдем, утопимся! »

И поспешили Зайцы утопиться в озере. Лягушки услышали Зайцев и бросились в воду. Так сказал один из Зайцев:

«Подождите, мальчики! Давайте отложим утопление! Очевидно, Лягушкам тяжелее, чем нам: они боятся даже нас».

ОТЕЦ И ЕГО СЫНЫ

Отец велел своим Сыновьям жить в мире: они не обращали на него внимания. Он сказал им принести веник для ванны и сказал:

"Сломай!"

Как ни старались, сломать не удалось.Тогда Отец открыл метлу и сказал им ломать прутья по отдельности. Они его сломали.

Отец сказал:

«Так и с вами: если вы живете в мире, никто не победит вас; но если вы ссоритесь и разделитесь, любой легко погубит вас».

ЛИСА

Лисица попалась в ловушку. Она оторвала себе хвост и убежала. Она начала придумывать, как скрыть свой стыд. Она созвала лисиц и умоляла их отрезать им хвосты.

«Хвост, - сказала она, - вещь бесполезная.Напрасно мы тащим мертвый груз ».

Один из Лисей сказал:

"Ты бы так не говорил, если бы не был бесхвостым!"

Бесхвостая Лисица замолчала и ушла.

Дикая задница и ручная задница

Дикий осел увидел ручного осла. Дикий Осел подошел к нему и стал хвалить его жизнь, говоря, какое у него гладкое тело и какую сладкую пищу он получил. Позже, когда Tame Ass был загружен, и водитель стал дразнить его палкой, Wild Ass сказал:

«Нет, брат, я не завидую тебе: я вижу, что твоя жизнь с тобой тяжела.«

ОЛЕНЬ

Олень пошел к ручью утолить жажду. Он увидел себя в воде и начал любоваться своими рогами, видя, насколько они большие и разветвленные; и он посмотрел на свои ноги и сказал: «Но мои ноги неподходящие и тонкие».

Вдруг выскочил Лев и направился к Оленю. Олень побежал по открытой равнине. Он уходил, но шел лес, и его рога зацепились за ветви, и лев поймал его. Когда Олень умирал, он сказал:

«Как я глуп! То, что я считал неприличным и худым, спасало меня, а то, чем я славился, было моей гибелью.«

СОБАКА И ВОЛК

Собака заснула во дворе. Подбежал Волк и хотел его съесть.

Сказал пес:

«Волк, не ешь меня еще: теперь я тощий и костлявый. Подожди немного, - мой хозяин собирается праздновать свадьбу; тогда я буду много есть; я растолстею. Так будет лучше. съешь меня тогда. "

Волк поверил ей и ушел. Потом он пришел во второй раз и увидел собаку, лежащую на крыше. Волк сказал ей:

"Ну что, свадьба была?"

Пес ответил:

«Слушай, Волк! Если ты снова поймаешь меня спящим перед двором, не жди свадьбы.«

ГНАТ И ЛЕВ

Комар подошел к льву и сказал:

«Ты думаешь, что у тебя больше силы, чем у меня? Ты ошибаешься! В чем твоя сила? В том, что ты царапаешься когтями и грызешь зубами? Так женщины ссорятся со своими мужьями. Я сильнее тебя: если хочешь, давайте сражаться! "

И комар затрубил в рог, и начал кусать Льва за голые щеки и за нос. Лев ударил себя лапами по лицу и почесал когтями.Он рвал лицо до крови и сдался.

Комар вострубил от радости и улетел. Потом он запутался в паутине, и паук начал его всасывать. Комар сказал:

«Я победил сильного зверя, Льва, и теперь я погибаю от этого противного паука».

ЛОШАДЬ И ЕГО МАСТЕРА

У садовника была лошадь. У нее было много дел, но мало еды; поэтому она начала молиться Богу, чтобы он нашел другого мастера. Так и случилось. Садовник продал Лошадь гончару.Лошадь была рада, но у гончара для нее было еще больше работы. И снова Лошадь пожаловалась на свою судьбу и стала молиться, чтобы она могла найти лучшего хозяина. И эта молитва тоже исполнилась. Гончар продал Лошадь кожевеннику. Когда Лошадь увидела шкуры лошадей во дворе кожевника, она заплакала:

«Горе мне, несчастный! Было бы лучше, если бы я мог остаться со своими старыми хозяевами. Очевидно, они продали меня теперь не ради работы, а ради моей кожи».

СТАРИК И СМЕРТЬ

Старик рубил дрова, которые он унес.Он должен был унести это далеко. Он устал, поэтому отложил сверток и сказал:

«О, если бы только пришла Смерть!»

Смерть пришла и сказала:

"Вот я, что вам надо?"

Старик испугался и сказал:

"Поднимите мой узел!"

ЛЕВ И ЛИСА

Старый лев, неспособный ловить животных, решил жить хитростью. Он вошел в берлогу, лег там и сделал вид, что болен. Животные пришли посмотреть на него, и он съел тех, что вошли в его логово.Лисица угадала фокус. Она встала у входа в логово и сказала:

"Ну, Лев, как ты себя чувствуешь?"

Лев ответил:

"Плохо. Почему бы тебе не войти?"

The Fox ответил:

«Я не захожу, потому что вижу по путям, многие вошли, но ни один не вышел».

ОЛЕНЬ И ВИНОГРАДНИК

Олень спрятался от охотников в винограднике. Когда охотники пропустили его, Олень начал грызть виноградные листья.

Охотники заметили, что листья шевелятся, и поэтому они подумали: «Должно быть, под этими листьями есть какое-то животное», и выстрелили из ружей и ранили Оленя.

Олень сказал, умирая:

«Мне так и надо, что я хочу съесть листья, которые спасли меня».

КОШКА И МЫШИ

Дом наводнили мыши. Кот пробрался в дом и стал их ловить. Мыши увидели, что дела плохи, и сказали:

«Мыши, не будем спускаться с потолка! Кот не может туда забраться.«

Когда Мыши перестали спускаться, Кот решил, что должен поймать их трюком. Он ухватился за потолок одной ногой, свесился с него и сделал вид, что мертв.

Мышь посмотрела на него, но сказала:

«Нет, мой друг! Даже если ты превратишься в сумку, я бы не подошел к тебе».

ВОЛК И КОЗЬ

Волк увидел Козу, бродящую по скалистой горе, и не смог добраться до нее; так он сказал ей:

«Спуститесь ниже! Место ровнее, и трава намного слаще для еды.«

Но Коза ответила:

«Ты меня для этого не вызываешь, Волк: ты беспокоишься не о моей еде, а о своей».

ТРОСТИНЫ И ОЛИВКОВЫЕ ДЕРЕВО

Оливковое дерево и Камыши спорили о том, кто сильнее и крепче. Оливковое дерево смеялось над камышами, потому что они гнулись на каждом ветру. Ридс молчал. Пришла буря: камыши раскачивались, швырялись, наклонялись до земли - и остались невредимыми. Оливковое дерево натянуло свои ветви против ветра - и сломалось.

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.