|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Норма и патология развития ребенка
Психическое развитие детей в норме и патологииАннотация: В учебном пособии на современном уровне раскрываются основные психологические понятия, ведущие закономерности психического развития детей и методы изучения психики ребенка. Излагаются базисные представления об отклонениях в психическом развитии ребенка. Представлены основные способы психологической профилактики и психологической коррекции психических и поведенческих расстройств у детей. Книга окажется незаменимой в качестве учебного пособия для студентов педагогических и медицинских учебных заведений, изучающих психологические дисциплины, слушателей учебных заведений системы последипломного образования. Представляет несомненный интерес для практических психологов, социальных педагогов, педагогов детских дошкольных учреждений и школ, врачей - детских психиатров, психотерапевтов, педиатров и всех, кого волнуют вопросы психологического благополучия и гармоничного личностного развития детей. Загружено: 16.09.2020 Доступно бесплатно Всего листов: 483 Вся информация взята из открытых источников.Посмотреть источник: https://vk.com/docs-100760657 Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право. Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию. Норма и патология развития ребенкаОдно из основных направлений работы нашей клиники – детская неврология, психология и психиатрия, детская эпилептология. Мы работаем в постоянном контакте с родителями наших маленьких пациентов: Вы сможете поддерживать связь с лечащим врачом по телефону и электронной почте. Будем рады помочь вам и Вашим детям! Проблемы с речью у ребенка: ребенок не говорит, речевое развитие идет с задержкой, ребенок говорит непонятноДва основных варианта проблем с речью у ребенка, с которыми вы можете к нам обратиться:
При своевременном установлении причины возникшей проблемы и проведении речевой и нейропсихологической коррекции, либо лечения, если оно требуется, речь ребенка начинает формироваться быстрее и правильнее, и в большинстве случаев полностью восстанавливается. Первое слово, сказанное ребенком – самое запоминающееся событие в семье. Но развитие речи начинается задолго до этого момента, с младенчества. Это и гуление, и эмоциональная реакция на голос родителей и близких, проба повторения за ними звуков и интонаций. К началу использования активной речи, примерно к годовалому возрасту, ребенок очень активно развивает понимание языка жестов и мимики и накапливает пассивный запас слов. Речь ребенка наиболее активно развивается в период до 2-х лет. Если ребенок не достигает должного уровня речевого развития в этом возрасте, то ему будет сложнее освоить этот навык впоследствии и наверстать упущенное. Нормы развития речи ребенка: От 6 до 7 месяцев – время для освоения отдельных слогов и попытка повторения слов за взрослыми. Идет освоение самых первых слов, такие как «мама», «папа», «баба» и другие. От 7 до 10 месяцев – период тренировки повторения односложных слов и слогов за родителями. Знакомство с внешним миром и интенсивное пополнение пассивного словаря речи. От 10 до 12 месяцев – четкое и осознанное произнесение первых слов. Эти слова состоят в основном из легких для ребенка звуков. 1 год – использует осмысленные простые слова или их фрагменты. 1,5 года – имеет активный словарный запас порядка 5-20 слов, состоящий в основном из существительных. Начинает практиковать частое повторение слов для наилучшего запоминания. Пробует слова «на вкус», появляется буферная «самобытная» речь, ребенок может называть вещи по-своему и вовсе придумывает «свой язык». 2 года– словарь из активно употребляющихся слов около 150-300 слов. 3 года – словарный запас состоит примерно из 900-1000 слов. Если ребенок до 3-х лет все еще плохо говорит на уровне своего развития, остановился в пополнении словарного запаса или не говорит совсем, есть повод задуматься о том, что явилось причиной и постараться скорректировать это как можно раньше. Как правило, рассматривается два варианта проблем с речью у ребенка.
Рассмотрим подробнее оба варианта. Если речь не формируется изначально, то, в первую очередь можно говорить о каких-либо мозговых нарушениях. То есть ребенок, например, перенес внутриутробную инфекцию, родовую гипоксию или травму, у него может быть повышенное внутричерепное давление, какие-то особенности формирования мозга, эпилепсия или другие заболевания, сопровождающиеся нарушением развития. То есть наличествует что-то, не дающее мозгу сформировать те корковые центры, которые отвечают за речь. Или кора головного мозга у ребенка формируется нормально, но присутствуют какие-то проблемы с теми отделами мозга, которые обеспечивает речевую артикуляцию. Если в первом случае, когда кора мозга нарушена, ребенок, не обязательно, но, как правило, имеет не только проблемы с речью, но и с ее пониманием, то в случае проблемы с артикуляционным аппаратом ребенок все понимает, лопочет, пытается что-то сказать, но у него не получается. И если в первом случае мы говорим про дислалию (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе), то во втором уже – это уже дизартрия (нарушение, возникающее вследствие органического поражения ЦНС). Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Ребенок может не говорить и при нормально сформированном головном мозге из-за того, что у него есть какие-то психические нарушения, например аутизм, при котором одним из основных симптомов является отставание речевого развития или полное отсутствие речи. При этом имеет место и эхолалия, когда ребенок автоматически и неконтролируемо повторяет слова и целые фразы. Чтобы отличить аутизм от другого нарушения речи, в первую очередь, необходимо проанализировать, используется ли речь или жесты именно для коммуникации и взаимодействия с людьми. Главная задача при этом – определить, является ли это аутизмом. Либо данное нарушение может оказаться элективным мутизмом, при котором ребенок – в отличие от аустичного нарушения – играет с другими детьми, взаимодействует с членами семьи, понимает речь, обращенную к нему, но говорит лишь с узким кругом людей и в особых обстоятельствах. Также, нарушения развития речи могут возникнуть из-за наличия проблем, связанных с неправильным воспитанием, отношением, общением в семье. На фоне тревоги ребенок может замкнуться, на фоне же тяжелой психической обстановки ребенок может медленнее развиваться. Если с ребенком не говорить и молчать в его присутствии, то он тоже говорить не будет. Если ребенок говорил, но замолчал – это уже очень серьезный симптом, говорящий о дебюте аутистического расстройства, или каком-то сильном психическом стрессе. Стрессе, который ребенок перенес, и который мог остаться незамеченным родителями. У ребенка могла развиться какая-то неврологическая проблема, связанная с заболеванием мозга, с патологической реакцией на вакцину, инфекция нервной системы или какое-то другое заболевание центральной нервной системы. Видов нарушения речи довольно много, так как речь обеспечиваются сразу многими отделами мозга. Речевые нарушения могут быть разными, в зависимости от того, какой отдел мозга пострадал, или неправильно развился. Здесь нужно с максимальной точностью понять, что именно работает неправильно, для того чтобы эффективно и быстро помочь ребенку. Поэтому в том случае, когда причины возникновения проблемы не очевидны, мы рекомендуем пройти консилиум из трех специалистов: невролога, детского психиатра и психолога, которые определят в какой из областей лежит проблема: в области медицинских проблем, либо в области психологических особенностей. После проведения консилиума может оказаться, что будет достаточно провести нейропсихологическую диагностику и коррекционную работу с детским психологом. Также, если это необходимо, будет рекомендовано лечение и/или работа с логопедом. Заикание у ребенка: психологическая проблема или логоневроз?Чаще всего заикание у ребенка появляется на фоне наличия двух-трех составляющих:
Если разобраться в этих составляющих и дать ребенку медицинскую и психологическую помощь, во многих случаях заикание достаточно быстро проходит. Наилучшие результаты мы видим в первые дни – месяцы после начала заикания, когда оно еще не закрепилось. Бывают случаи, когда достаточно одного-двух сеансов игровой психотерапии: стрессорное напряжение в нервной системе ребенка разрешается и заикание прекращается. Но и в случае влияния медицинского фактора этозаболевание тоже довольно успешно лечится. Симптомы и причины. Заикание у детей может возникнуть в любом возрасте, но чаще всего оно проявляется с 2 до 6 лет, в то время, когда идет активное формирование навыков речи. Заикание бывает двух разновидностей. Тоническая форма заикания, когда звук растягивается и появляются долгие паузы в гласных, например: «м… аааама». Либо клоническая форма заикания, при которой идет повторение звуков, слогов, например: «за-за-за-за-крой». Иногда встречается и смешанная форма. При заикании у ребенка почти всегда есть ощущение напряжения и тревоги, страх перед речью. Ребенок может говорить практически без запинок в спокойной и доброжелательной обстановке, но в случае стресса или сильного волнения возникают речевые спазмы, в результате чего ребенок заикается. Причины возникновения заикания могут быть разнообразными, и для решения проблемы нужно точно определить, к какой области они относятся:
Кратковременное и постоянное заикание.
Как действовать при заикании у ребенка? Если ребенок начал заикаться, и это продолжается более недели, или ребенок начал заикаться резко, внезапно и очень сильно, то в этом случае советуем Вам сразу обратиться к врачу, детскому неврологу, детскому психиатру, психологу или консилиуму из всех трех специалистов, пока заикание не закрепилось. При своевременной помощи специалистов как можно быстрее после дебюта, во многих случаях заикание проходит раз и навсегда. Если же заикание все же закрепилось, мы советуем провести диагностику, чтобы выяснить, насколько велик медицинский аспект (повышенное внутричерепное давление, перенесенные инфекционные заболевания, прививочные осложнения, последствия родовой гипоксии и т.д.) и насколько велик психологический аспект (испытывает ли ребенок постоянно какой-то дискомфорт или нет). После этого на основании полученных выводов строится лечение. У ребенка появился воображаемый друг. Поведенческая особенность или болезнь?Дети часто получают колоссальное удовольствие от игры в мире фантазий, общения с воображаемыми друзьями, это является особенностью дошкольного возраста и неотъемлемой частью детства. Но если побег в вымышленный мир затянулся или приносит беспокойство родителям, стирая грань между вымышленным миром и реальным, то своевременная помощь детского психолога в этом случае будет очень эффективна. Специалист выявит причины этого состояния, и при помощи игровой терапии, либо коррекционной работы совместно с родителями вернет границы игры и реальности. В случае же возникновения более серьезных проблем, т.е. заболевания нервной системы или психического расстройства, вовремя проведенное лечение также принесет положительный результат. Иногда у ребенка, в возрасте с 2 до 6 лет, появляется воображаемый друг. В дошкольном возрасте это считается абсолютной нормой. Например, это может быть любимая игрушка, с которой ребенок разговаривает и всюду носит с собой, независимо от ее внешнего вида, скучает без нее и сильно расстраивается, когда теряет, либо когда-то кто-то ее забирает или, не дай бог, выкидывает. Это может быть и придуманный, невидимый для других людей друг или герой из мультфильмов, игр и книг. Не стоит этого пугаться, это может означать лишь то, что у ребенка хорошо развито воображение. Ведь через проигрывание диалогов со своим воображаемым другом дети могут получать навыки коммуникации на любые волнующие темы, а также, в естественном ритме развивать лобные доли головного мозга, которые отвечают за управление поведением, принятие решений и нахождение необычного решения проблем, за рассуждения и принятие выбора. Однако, желательно определить причину возникновения вымышленных друзей и попытаться постепенно заполнять эту нишу реальными людьми и реальными друзьями. Что же может послужить причиной ухода в подобные «нереальные отношения»?
В норме, воображаемые друзья, появившиеся у ребенка в дошкольном возрасте, заменяются реальными людьми в его активно наполняющейся событиями жизни, и полностью исчезают по окончанию младшего школьного возраста – в период до 10-11 лет. Но бывает, что период фантазийного мира затянулся или в историях ребенка о его выдуманном друге появляются ссоры, жестокость или грубость. Если ребенок уходит в игру, забыв про еду или сон, начал путать игру с реальностью или неохотно идет на контакт с окружающими, значит, есть повод для тревоги. Ребенок убегает от родителей, либо сбегает из домаВ большинстве случаев при ситуации, когда ребенок убегает от родителей, либо из дома, проблемы решаются достаточно быстро. Самое важное – определить, где лежат причины, и подобрать наиболее подходящие и эффективные методы их решения. Ребенок вырывается из рук и убегает. Причины, что делать?При весьма актуальных проблемах сегодняшних дней – гиперактивности и неусидчивости детей, родители часто сталкиваются с ситуацией, когда ребенок вырывает свою руку и бежит туда, где ему интересно, не оглядываясь и не слушаясь взрослых. Почему он это делает? В момент «кризиса 3-х лет» возникает всем знакомая фраза « Я сам!», и когда они не находят понимания и терпения у взрослых, начинается бунт. Ребенок может внезапно вырваться из рук взрослого и убежать, и при этом он чувствует себя «героем», ему весело, когда он играет в эту игру. Но в раннем дошкольном возрасте он еще не осознает, что это опасно. Поэтому, стоит с самого раннего возраста объяснять ребенку, что существуют опасные зоны, где понятия «нельзя» и «опасно» не будут иметь аналогов и возражений. Особенно, это касается транспортных зон в случае перехода через дорогу. Можно сделать это в игровой форме, например, просить ребенка помочь перевести Вас через дорогу, самому посмотреть за светофором, выучить значения цветов и озвучить их Вам. В этом случае, также весьма полезна игра «слепой и поводырь», когда родитель закрывает глаза и просит ребенка поводить его за руку, сначала по дому, потом во дворе или в парке, попросите его довести Вас до знакомого магазина или другого места. Таким образом, ребенок переживет те же чувства и сам возьмет на себя ответственность за Вас, но это будет легко и весело, потому что проходит в игре. Вторая причина – ребенку может быть попросту скучно идти знакомыми маршрутами. В таком случае, старайтесь изменить Ваш путь, и каждый раз выбирать какие-то новые дорожки. Во время ходьбы можно сочинять песни, истории и сказки, вспоминать то, что Вы недавно учили, находить глазами на улице загаданные цвета. И тогда ему будет интересно идти рядом с родителем, а не бежать вперед. Когда же, во время обычной прогулки в безопасном месте, Вы все время стремитесь держать ребенка за руку, он не ощущает реальности, происходящей вокруг него, в полной мере, не может оценить своих возможностей, не может понять, что для него опасно, а что нет, что интересно, а что нет. Это создает ненужную зависимость от родителя в плане узнавания внешнего мира ребенком, препятствует его независимой игре, отвлекает от работы над развитием познавательных процессов собственным путем. Дети же, которые свободно передвигаются (конечно же, под присмотром родителей), получают возможность развиваться по своему собственному пути, познают мир и себя, и это знание помогает им в дальнейшем избежать опасности. Доверяя ребенку, родители повышают уверенность ребенка в себе, которая ему очень пригодится во взрослой жизни. Уход ребенка из домаК сожалению, порой уход из дома, как проявление психологических или социальных проблем, присущ как подросткам, так и детям, еще не достигшим подросткового возраста. На детскую психику и поведение влияет множество психологических и социальных факторов, и число детей, уже ушедших из дома либо психологически готовых на это, весьма велико. Первостепенной причиной ухода ребенка из дома может являться внутренний либо внешний дискомфорт, который может быть, как реакцией на восприятие окружающего мира или события в семье, так и следствием каких-либо действий и переживаний самого ребенка. Например, ребенок, совершивший проступок и знающий о предстоящей негативной реакции родителей, уходит из дома в попытке избежать ответственности или в страхе перед родительским гневом. Либо ребенок, не умеющий или не способный справиться с каким-либо сильным чувством – которыми могут быть: гнев, обида, унижение, боль – и не видящий в родителях людей, способных помочь ему, убегает из дома под воздействием внутреннего психологического давления и ощущения собственного бессилия в борьбе с эмоцией. Побег ребенка из дома может быть связан с его внутренним протестом против установленных в семье правил и традиций, которые он – вследствие особенностей своего характера – не приемлет. Но, будучи не в силах объяснить причины своего неприятия, ребенок выбирает уход из дома, как самое наглядное выражение такого протеста. Понятно, что из обстановки, выглядящей в глазах ребенка безопасной и комфортной, сбежать захочет далеко не каждый. Ребенок, находясь рядом с любящими и понимающими родителями, подсознательно воспринимает свой дом и семью именно как безопасную и комфортную обстановку. Однако, даже окруженный вниманием и заботой, ребенок – особенно маленький – не может полностью контролировать окружающую обстановку и не имеет возможности менять ее «под себя». Его потребности в изменениях не всегда видны взрослым и очень часто входят в противоречие с мнением родителей, которые «лучше знают, что и как», и, будучи взрослыми, в гораздо большей степени обладают возможностью подобных изменений. Весьма распространенной причиной уходов ребенка из дома является недостаток внимания и эмпатии со стороны родителей. Испытывающий недостаток внимания ребенок ищет пути для его привлечения. Например, ребенок, совершивший нечто – по его мнению – достойное внимания (нарисовавший родителям рисунок, сделавший доброе дело и пр.) ожидает похвалы, проявление родительского мнения о своей исключительности, подтверждения любви. Столкнувшись с равнодушием, либо с родительским мнением о незначительности своего поступка, ребенок интуитивно ощущает собственную никчемность и малозначимость в глазах родителей. У него появляется потребность в доказательстве своей важности для них. «А если бы вы меня потеряли, вы бы сильно огорчились?» – спрашивает Малыш маму в мультфильме «Малыш и Карлсон». Эта фраза является подходящим вариантом решения проблемы ребенка, обделенного родительским вниманием. Руководить ребенком в данной ситуации может, как желание проверить свою «ценность» и значимость для родителей («Что вот они будут делать?»), так и подсознательное проявление чувства мести (пусть родители переживают, ищут «Будут знать!»). Одной из разновидностей ухода из дома, как реакции на недостаточное внимание, может быть попытка ребенка доказать свою «взрослость». Как ребенок ни пытается объяснить или дать понять маме, что он «уже большой», у матери почти всегда будет противоположное мнение на этот счет. Материнский инстинкт, требующей от матери максимально оберегать свое дитя, зачастую вынуждает ее идти против мнения ребенка о его самостоятельности. Столкнувшись с оценкой самостоятельности, не совпадающей со своей собственной, ребенок приобретает сильное влечение доказать, на что он способен. Заслужить уважение и восприятие себя, как «большого». Попытка ребенка уйти из дома – это тревожный звонок для родителей. Это знак сильного внутреннего дискомфорта ребенка, который может быть связан с серьезными психологическими проблемами. Родители, уверенные, что дают своему чаду все, что необходимо для комфортной жизни, могут теряться в догадках о причинах такого поведения ребенка. Здесь нужен взгляд со стороны и может помочь психолог, который соберет максимально объективную информацию о проблеме ребенка и подберет необходимые методы для коррекции и помощи. Детский психолог работает и с ребенком и с родителями, потому что решение психологических проблем, результатом которых может стать уход ребенка из дома, может быть осуществлено только в рамках совместных действий членов семьи. В случае присутствия медицинских проблем, в т.ч. серьезного психического расстройства, психолог посоветует обратиться к детскому неврологу, либо детскому психиатру, которые назначат корректное лечение, подходящее именно Вашему ребенку. При возникновении спорной ситуации, советуем пройти консилиум из трех врачей, которые найдут истинную причину проблемы и дадут рекомендации сразу от нескольких специалистов за одно посещение. Ребенок не слушается: Поведенческая особенность или болезнь?Чаще всего детское непослушание имеет психологические и поведенческие корни и легко корректируется после проведения семейной консультации, на которой будут присутствовать значимые члены семьи. Мы широко используем игровую терапию. Возможны и медицинские причины непослушания, например, избыточная нервная возбудимость при повышенном внутричерепном давлении. В этом случае мы предложим Вам помощь детского невролога или психиатра. Детское упрямство имеет несколько физиологических кульминационных моментов, которые совпадают с возрастными кризисами.
Распространенные психологические причины детского упрямства и непослушания:
Не всегда в ситуации, когда ребенок не слушается, фигурируют лишь поведенческие и психологические причины. Этому также могут способствовать заболевания нервной системы или неблагоприятная атмосфера в семье. Стереотипии у ребенка: психологическая проблема или заболевание?При появлении признаков постоянной стереотипии у ребенка старше 4-х лет, советуем Вам обратиться к детскому неврологу или к психоневрологу. Медицинская и психологическая помощь эффективна и результативна, первые результаты мы видим обычно уже спустя две-три недели от начала работы. Виды стереотипий. Симптомы и причиныФизиологические стереотипии – абсолютно нормальное явление на первом году жизни ребенка. Они могут выражаться в сосании пальцев, раскачивании туловища, кручении головы. Все эти движения служат ребенку для самоуспокоения или расслабления, снятия напряженности и тревожности. Их главное отличие от патологических – постоянная вариативность движений. Примерно к 5—7 годам эти явления у многих детей бесследно проходят, и лишь у малой части здоровых детей навязчивые и ставшие привычными для ребенка движения остаются. У детей старшего возраста это могут быть некие ритуальные действия, такие как: подергивание ногой или рукой, облизывание или обкусывание губ или ногтей, постукивание пальцами, скрещивание ног, почесывание за ухом и т.д. Такие действия могут возникнуть во время эмоционального стресса или сильного волнения. Их монотонная повторяемость и привычность отвлекают от раздражающих внешних факторов и снимают напряжение и тревогу. Некоторые движения ребенок берет с собой во взрослую жизнь, и они периодически напоминают о себе во время сильных стрессов. Патологические стереотипии – имеют четкое, ритмичное, однообразное повторение одного и того же движения (либо речевое) в течение довольно продолжительного времени. Такие стимы часто возникают при нарушениях в работе головного мозга, а также при психических и неврологических расстройствах. Причинами могут быть различные заболевания:
Независимо от заболевания, стереотипии у каждого ребенка, обычно, включают в себя одно, максимум несколько повторяющихся движений. Они могут усиливаться при стрессах, либо регрессировать при спокойной обстановке с течением времени. Но не имеют тенденции меняться с возрастом. Также, имеет место быть речевое повторение – эхолалия. Один из видов однообразного речевого поведения, когда ребенок повторяет как эхо звуки или целые слова, взятые из других источников (например, из песни или предыдущего разговора). Чаще всего это явление свойственно аутичным детям. Стереотипии следует отличать от нервных тиков и компульсивного поведения. Различия между нервными тиками, навязчивыми состояниями и патологической стереотипиейНавязчивые движения ребенка могут быть как нервными тиками, так и обсессивно-компульсивным (навязчивым) поведением или самостимуляцией. Все нервные тики имеют неврологическое происхождение. Они совершаются непроизвольно, могут быть совершенно разными, резкими, без четкого ритмического рисунка. Чаще всего тики бывают лицевыми и выглядят, как частое моргание глазами, подергивания носа, шеи, чуть реже распространяются на туловище, плечевой пояс, верхние и нижние конечности. Иногда бывают голосовыми. Совершаются неконтролируемо и не доставляют удовольствия и успокоения ребенку. Навязчивое поведение (обсессивно-компульсивное расстройство) вызывается тревожностью, часто в результате навязчивых мыслей. Сначала ребенок испытывает дискомфорт или стресс, на фоне этого возникают навязчивые мысли, которые продуцируют навязчивые движения. Например, навязчивые стереотипы поведения, такие как повышенная брезгливость и частое мытье рук, открывание и закрывание дверей и т.д. Самостимуляция – более контролируемое и произвольное проявление каких-либо движений, направленных на успокоение и приведение в порядок нервную систему, например, ребенок качается из стороны в сторону. Эти стереотипии, как и в первом, физиологическом случае, носят расслабляющий характер и защищают от перевозбуждения нервную систему ребенка. Отличие в том, что ребенок делает их преднамеренно, может регулировать и управлять ими. Самостимуляции очень часто используют аутисты для самоуспокоения и отвлечения от внешнего мира, переизбытка от него. Помимо расслабляющего эффекта, они доставляют удовольствие, и родители таких детей разрешают им использовать самостимуляцию в качестве поощрения, как положительное подкрепление в обучении или в корректном поведении ребенка. Еще одно отличие неврологических тиков от патологических стереотипий – вычурность поз и движений, они могут быть необычными и выглядеть странно для окружающих. Если Вы заметили у своего ребенка постоянные навязчивые движения, то в первую очередь рекомендуем Вам обратиться за консультацией к детскому неврологу, либо детскому психоневрологу. Только врачи смогут поставить точный диагноз и назначить лечение или коррекцию, которая подойдет ребенку и будет максимально эффективной. Чем раньше она начнется, тем быстрее будет виден положительный результат.
Развитие психики в норме и патологииПроблема детского развития — одна из самых сложных в психологии, в то же время в этой области очень много сделано, накоплено большое количество фактов, выдвинуты многочисленные, иногда противоречащие одна другой, теории. Развитие человеческой психики во всём её многообразии определяет взаимодействие двух основных факторов. Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака. В рассматриваемом нами контексте необходимо определить виды воздействий, влияющих на возникновение различных отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека. Можно выделить основные 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные Г. М. Дульневым и А. Р. Лурия. Первое важнейшее условие — «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека. Второе условие — нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов. Третье условие — «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром». Четвертое условие — систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе. Выдающийся вклад в изучение аномалий детского развития сделал Л. С. Выготский, который сформулировал ряд общетеоретических положений, оказавших фундаментальное влияние на все дальнейшее изучение аномалий развития. К ним, прежде всего, относится положение, что развитие аномального ребенка подчиняется тем же основным закономерностям, которые характеризуют развитие здорового ребенка. Исходный пункт культурно-исторической теории развития составляет идея о соотношении реальной и идеальной форм. В онтогенетическом развитии человека изначально существует идеальная форма, взаимодействующая с реальной: с первых шагов детского развития высшая идеальная форма влияет на становление начальных форм психики ребенка. Идеальная форма, по Л. С. Выготскому, как форма культурного поведения есть продукт исторического развития человечества; во всяком исторически возникшем приобретении человеческой культуры отложились сформировавшиеся в ходе этого процесса человеческие способности. В культуре содержатся, в готовом виде, формы поведения, способности, качества личности, которые должны возникнуть у ребенка в ходе его развития. Вне взаимодействия с культурными (идеальными) формами индивид никогда не разовьет в себе специфически человеческих качеств. Реальные формы — это натуральные, природные свойства человека, представляющие органическую основу развития психических свойств. Начальные («натуральные») психические функции преобразуются в ходе развития в высшие («культурные») психические функции. Высшие психические функции (ВПФ) — мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание, воля, чувства и т.п. — являются новообразованиями онтогенетического развития, но они уже содержатся в культуре в форме образцов мысли, ценностей и норм социальных отношений, способов деятельности и т.п. Принципиальная новизна идеи Л. С. Выготского об идеальной форме заключается в том, что в его понимании социальная среда, культура — это не условие или один из факторов развития, а источник психического развития. Превращение натуральных форм поведения в культурные формы не происходит естественным, эволюционным путем органического созревания: становление собственно человеческих форм поведения возможно только лишь в условиях взаимодействия индивида с идеальными формами в конкретных общественно исторических условиях его жизни. Но ребенок не может непосредственно встретиться с идеальными формами культуры, не может самостоятельно открыть назначение и способ использования культурных предметов. Чтобы идеальные формы культуры раскрылись в своем человеческом содержании, чтобы оказалось возможным приобщение к ним, всегда необходим посредник, проводник, медиатор. Для Л. С. Выготского таким посредником выступает знак — естественный язык, искусственные знаковые системы (математические, коммуникативные и символ, миф и т.п.). Именно через знак происходит кардинальное преобразование натуральных (реальных, наличных) психических форм в высшие (идеальные, культурные) формы.Психическое развитие в культурно-исторической традиции — это многообразие форм знаково-символического опосредствования, «окультуривания натуры». В знаковом опосредствовании натуральные формы поведения становятся предметом изменения и уже в силу этого преодолеваются в качестве естественных — становятся осознанными и произвольными, т.е. человек овладевает собственным поведением. Знак является психологическим орудием и, в отличие от материального орудия, нацелен на самую структуру поведения или сам психический процесс. Знак есть средство психологического воздействия на поведение, внутреннее средство овладения своим поведением. Направленность знака извне внутрь и связанную с этим реконструкцию и объективацию внутреннего, его вынесение вовне Л. С. Выготский считал главным в функции знака. Именно этот способ построения культурных форм поведения, высших психических функций является их центральной, порождающей характеристикой, принципиально отличающей их от натуральных форм. Решающее условие психического развития ребенка заключается в овладении им созданными человечеством средствами — орудиями и знаками, — с помощью которых он выполняет ту или иную деятельность, регулирует собственное поведение. Овладевая ими, ребенок начинает применять к себе те формы поведения, которые взрослые применяют к нему.Подражание и сотрудничество, общение со взрослыми выступают как основные пути возникновения и развития у ребенка культурных форм поведения. Механизмом преобразования культуры в мир личности, становления у ребенка культурных форм поведения для Л. С. Выготского выступил открытый во французской социологической школе механизм интериоризации — превращения внешнего во внутреннее. Он полагал, что каждая культурная форма поведения возникает первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, как подражание другому или обращение к взрослому; только на следующем шаге эта форма становится индивидуальной функцией самого ребенка. По самой своей сути культурная форма поведения оказывается результатом «вращивания» первоначально внешней, социальной, интерпсихической формы поведения. Изначально поведение ребенка является социальной формой сотрудничества со взрослым. Это сотрудничество, опосредованное культурными орудиями и знаками, первоначально выступает во внешней форме. Постепенно оно вращивается (интериоризируется) и превращается во внутренние формы поведения. Ребенок становится способным использовать средства (орудия и знаки), освоенные в практике совместной деятельности, для управления собственным поведением; он овладевает своим поведением, его поведение становится произвольным, осознанным, субъектным. Высказанные Л.С.Выготским идеи о природе развития психики человека были восприняты и развиты в отечественной психологии. В соответствии с пониманием исходного пункта развития ребенка в психологии были разведены понятия «условия» (предпосылки) и «источники» психического развития. Врожденные свойства организма, его созревание были определены в качестве условий психического развития: органические свойства создают анатомо-физиологические предпосылки для формирования культурных форм поведения, но не определяют ни их содержания, ни их структуры. Социальная среда, культурный опыт человечества в развитии ребенка выступают в качестве источника психического развития. Вместе с тем в разработанной теории развития психики некоторые положения Л.С.Выготского получили уточнение. Д.Б.Эльконин отметил, что в развитии ребенка нельзя выделять отдельно натуральные формы — ребенок изначально является социальным существом; даже наиболее элементарные, возникающие на самых ранних стадиях развития ребенка акты поведения и психические процессы, управляющие ими, уже носят специфически человеческий характер, имеют сложную опосредствованную структуру — все поведение человека становится приобретенным. Но условия и источники развития сами по себе не определяют развития — они еще должны быть приведены в движение, преобразованы в процессе развития в индивидуальные способности человека. Необходим ответ на вопрос о движущих силах психического развития, о закономерностях этого процесса. Закономерности психического развития в онтогенезе Согласно Л.С.Выготскому, движущую силу психического развития составляет обучение как специально организованный процесс воздействия на ребенка. Он писал, что «правильно организованное обучение ребенка ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека». Вместе с тем обучение и развитие — не тождественные процессы: процесс развития имеет внутреннюю логику и представляет собой процесс возникновения новых качеств, которые отсутствовали на более ранних этапах развития ребенка. Для объяснения внутренней связи обучения и развития Л. С. Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития. «У ребенка, — писал он, — развитие из сотрудничества путем подражания... развитие из обучения — основной факт... На этом основано все значение обучения для развития, а это, собственно, и составляет содержание понятия зоны ближайшего развития»2. Зона ближайшего развития определяется посредством задач, решаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослого. На определенном этапе своего развития ребенок может решать некоторые задачи только с помощью другого; эти задачи и составляют зону его ближайшего развития, поскольку впоследствии они могут выполняться им самостоятельно. Понятие зоны ближайшего развития одновременно выступает у Л.С.Выготского конкретизацией механизма интериоризации: социальная (внешняя) форма психических процессов создает зону ближайшего развития, внутренняя — составляет актуальный уровень развития ребенка. Интериоризация, преобразование интерпсихического в интрапсихическое, превращение зоны ближайшего развития в уровень актуального развития и составляют суть и ход психических изменений развития ребенка. Исходные положения Л.С.Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии были восприняты и развиты представителями его школы. «Психическое развитие происходит в обучении — организованном регулировании процессов взаимодействия ребенка с той идеальной формой, которой он должен достичь. Обучение — это процесс взаимодействия ребенка с идеальной формой, опосредствованного взрослым». Вместе с тем наряду с понятием обучения использовалось и более широкое понятие присвоения: развитие — это присвоение индивидом достижений предшествующих поколений. Понятие присвоения в соотношении с понятием обучения существенно сместило акценты в понимании субъектов активности: если обучение указывало на внешний источник развития — взрослого, то присвоение подчеркивало внутреннюю активность самого ребенка. Новым шагом в развитии учения о закономерностях психического развития выступило введение А.Н.Леонтьевым в детскую психологию категории деятельности. В работах Л.С. Выготского обучение выступало преимущественно в форме общения, прежде всего речевого, взрослого и ребенка. А.Н Леонтьев показал, что за развитием сознания, поведения, личности ребенка лежит не общение языкового типа, а предметная деятельность. Он писал: «В изучении развития психики ребенка следует исходить из анализа развития его деятельности так, как она складывается в данных конкретных условиях его жизни... Только при таком подходе, исходящем из анализа содержания самой развивающейся деятельности ребенка, может быть правильно понята и ведущая роль воспитания, воздействующего именно на деятельность ребенка, на его отношения к действительности и поэтому определяющего его психику, его сознание»14. В соответствии с этим движущей силой психического развития выступила собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослых присваивает исторически сложившиеся человеческие способности. В онтогенезе формы деятельности ребенка изменяются: на определенном отрезке жизни ведущую роль в психическом развитии играют одни формы активности, на следующем этапе — другие. Понятие деятельности как формы усвоения социального опыта было конкретизировано А.Н.Леонтьевым относительно определенного этапа психического развития в понятии «ведущий вид деятельности». Это понятие имеет важное значение при анализе проблем динамики развития — ведущая деятельность стала рассматриваться как критерий периодизации психического развития, как психологический показатель возраста ребенка. Известно, что в норме психическое развитие имеет очень сложную организацию. Развивающийся ребенок все время находится в процессе не только количественных, но и качественных изменений. При этом в самом развитии наблюдаются периоды убыстрения и периоды замедления, а в случае затруднений — возвращение к прежним формам активности. Эти отступления, как правило, нормальное явление в развитии детей. Ребенок не всегда способен справиться с новой, более сложной, чем ранее, задачей, а если способен решить ее, то с большими психическими перегрузками. Поэтому временные отступления носят защитный характер. Рассмотрение механизмов системогенеза психических функций в раннем возрасте необходимо с выделения трех базовых понятий: критический, или сензитивный, период, гетерохрония и асинхрония развития. Критический, или сензитивный (чувствительный), период, подготовленный структурно-функциональным созреванием отдельных мозговых систем, характеризуется избирательной чувствительностью к определенным средовым воздействиям (паттерну лица, звукам речи и т. п.). Это период наибольшей восприимчивости к обучению. Скоттом было предложено несколько вариантов развития: — вариант А, предполагающий, что развитие на всех этапах совершалось с одинаковой скоростью, представляется маловероятным. Скорее, можно говорить о постепенном накоплении новых признаков; — при варианте В становление функции происходит очень быстро. Примером может служить формирование сосательной реакции; — часто встречается вариант С, при котором на начальном этапе происходят быстрые изменения, а затем скорость их замедляется; — вариант В характеризуется скачкообразным течением, критические периоды повторяются через определенные временные отрезки. К этому варианту относится формирование большинства сложных психических функций. Значение критических периодов заключается не только в том, что они являются периодами ускоренного развития функций, но также и в том, что смена одних критических периодов другими задает определенную последовательность, ритм всему процессу психофизиологического развития в раннем возрасте. Второе базовое понятие —гетерохрония развития. Внешне психическое развитие выглядит как плавный переход от простого к сложному. Однако если обратиться к рассмотрению внутренних закономерностей, то оказывается, что каждый новый этап явлется результатом сложных межфункциональных перестроек. Как уже говорилось, формирование отдельных психофизиологических функций происходит с различной скоростью, при этом одни функции на определенном возрастном этапе опережают в своем развитии другие и становятся ведущими, а затем скорость их формирования уменьшается. Наоборот, функции, прежде отстававшие, на новом этапе обнаруживают тенденцию к быстрому развитию. Таким образом, в результате гетерохронии между отдельными функциями возникают различные по своему характеру связи. В одних случаях они носят временный, факультативный, характер, другие становятся постоянны ми. В результате межфункциональных перестроек психический процесс приобретает новые качества и свойства. Лучшим примером таких перестроек является опережающее развитие речи, которая перестраивает на речевой основе все остальные функции. Исходя из этих общих соображений, рассмотрим конкретные факты психического развития ребенка в первые годы жизни. Но прежде чем перейти к их рассмотрению, необходимо уточнить роль интеллекта в этом процессе. В норме становление каждой психической функции в большей или меньшей степени проходит через этап интеллектуализации. Возможны обобщения на вербальном, но также и на сенсомоторном уровне. Способность к анализу и синтезу — общее свойство мозга, достигшего определенного уровня развития. Поэтому интеллектуальное развитие нельзя рассматривать как результат созревания отдельной психофизической функции. С рождения ведущую роль в психофизиологическом развитии ребенка играют сенсорные системы, в первую очередь контактные (вкусовые, обонятельные, тактильные ощущения). При этом тактильный контакт доминирует во взаимодействии с матерью. Сочетание прикосновения, тепла и давления дает сильный успокаивающий эффект. Значение тактильного контакта на первом месяце жизни ребенка заключается также в том, что в это время на основе тактильного контакта происходит консолидация и дифференциация сосательного и хватательного рефлексов (Пиаже Ж., 1969). В возрасте 2—3 месяцев происходит перестройка внутри самой сенсорной системы в пользу дистантных рецепторов, в первую очередь зрения. Сам процесс перестройки, однако, растягивается на несколько месяцев. Это связано с тем, что зрительная система вначале способна переработать лишь ограниченное количество информации. К 2 месяцам у младенца появляется интерес к лицу человека. При этом он фиксирует взгляд на верхней части лица, преимущественно в области глаз. Таким образом, глаза становятся одним из ключевых стимулов во взаимодействии мать—ребенок. Одновременно формируются взаимосвязи между сенсорными и моторными системами. На руках матери ребенок получает сопоставимую информацию от своих и ее движений во время кормления, выбора позы, разглядывания и ощупывания лица, рук и т.д. Сенсомоторное развитие ребенка происходит не изолированно, на всех этапах оно находится под контролем аффективной сферы. Любые изменения интенсивности или качества среды получают немедленную аффективную оценку, положительную или отрицательную. Очень рано ребенок с помощью аффективных реакций начинает регулировать свои отношения с матерью. К 6 месяцам он уже способен имитировать довольно сложные выражения ее лица. К 9 месяцам ребенок не только способен «считывать» эмоциональные состояния матери, но и подстраиваться под них. Возникает способность к сопереживанию — сначала с матерью, а затем и с другими людьми. К середине второго года жизни процесс формирования базальных эмоций завершается. Середина первого года является переломным моментом в психическом развитии ребенка. В его активе целый ряд достижений: он не только способен воспринять гештальт человеческого лица, но и среди других людей выделяет устойчивый, аффективно насыщенный образ матери2. На этой основе у ребенка формируется первое сложное психологическое новообразование — «поведение привязанности» (термин, предложенный Боулби). Поведение привязанности выполняет несколько функций: — обеспечивает ребенку состояние безопасности; — снижает уровень тревоги и страхов; — регулирует агрессивное поведение (агрессия часто возникает в состоянии тревоги и страхов). В условиях безопасности повышается общая активность ребенка, его исследовательское поведение. В норме на базе поведения привязанности складываются различные психические новообразования, которые в дальнейшем становятся самостоятельными линиями развития. К ним прежде всего относится развитие коммуникативного поведения. Зрительное взаимодействие в диаде мать—ребенок используется для передачи информации, санкционирует активность ребенка. В конце первого года коммуникативные возможности ребенка расширяются за счет координации глазного общения с вокализацией. К началу второго года ребенок начинает активно использовать в общении мимику и жест. Таким образом, складываются предпосылки для развития символической функции и речи. Значение всех видов коммуникации особенно возрастает, когда ребенок из ползающего существа превращается в прямоходящее и начинает систематически осваивать ближнее и дальнее пространство. Сам же критический период в развитии локомоторики приходится на первую половину второго года жизни. Однако процесс совершенствования ходьбы растягивается на несколько лет. Из-за несовершенства координации на втором году жизни отсутствует дифференциация между ходьбой и бегом. По Бернштейну (1990), это не ходьба и не бег, а нечто еще неопределенное. Однако к 3—4 годам ребенок уже уверенно ходит и бегает. Это означает, что у него уже сложились нужные синергии. Но детскость окончательно уходит из локомоторики ребенка к 8 годам (Бернштейн Н.А., 1990). Двигательная активность ребенка в начале второго года жизни полностью подчинена зрительно-афферентной структуре поля. Отдельные его признаки являются релизаторами, запускающими отдельные виды поведения. Так, ребенок бежит за движущимися предметами (реакция следования), исследует различные углубления в стене, проверяет твердость— мягкость объектов, карабкается на любые препятствия. Поведение ребенка в этот период в значительной мере носит импульсивный характер. С конца второго года жизни наступает новый критический период в жизни ребенка — быстрое развитие «взрослой» речи. На переходном этапе возникает факультативное образование, так называемая автономная речь. Она состоит из звуковых комплексов, обозначающих целые группы различных предметов («о, о, о» — большие предметы), или из осколков взрослой речи («ти-ти» — часы), или из звукоизобразительных слов, обозначающих отдельные свойства объектов («ав-ав», «хрю-хрю», «му-му»). Характерными для автономной речи являются ритмическая структура, образно-аффективная насыщенность слов. С помощью таких слов ребенок общается с окружающими, что дает основание говорить о переходе от доречевой стадии к речевой'. Овладение взрослой речью также подчиняется закону гетерохронии: быстрее развивается понимание, медленнее — говорение. Для того чтобы ребенок смог заговорить, он должен сформировать сложные речедвигательные схемы. Для того чтобы обеспечить устойчивое звучание слов, артикуляторные схемы должны обладать способностью дифференцировать близкие по произношению звуки (например, нёбно-язычные «д», «л», «н»)'. Эту сложную задачу — создание обобщенных сенсомоторных схем — ребенок решает в течение нескольких лет. При этом, как показывают наблюдения, девочки тоньше, чем мальчики, различают эмоциональную окраску голоса, более чувствительны к речевым стимулам. У них наблюдается более быстрое созревание речевых зон мозга, более ранняя специализация полушарий по речи. Раннее развитие «взрослой» речи, также как и других базальных психических функций, проходит через этап, когда в психике ребенка доминируют аффективно-образные представления. Л. С. Выготский писал, что вначале речь ребенка выполняет гностическую функцию, стремясь «все замеченные ощущения сформулировать словесно». Как показал в своей книге «От двух до пяти» К. Чуковский, одна из линий детского словотворчества связана с попыткой ребенка привести «взрослые» слова в соответствие с наглядными представлениями об окружающем (почему «милиционер», а не «улиционер»; почему корова «бодается», а не «рогается»; почему «синяк», а не «красняк»; и т.п.). Доминирование наглядных представлений в психике ребенка находит свое отражение в опытах Ж.Пиаже на сохранение вещества, массы и объема объектов при изменении их формы. Из всех психофизиологических функций медленнее всего развивается ручная моторика. Здесь нет видимых критических периодов. Ребенок проходит длительный путь от «руки-лопаты» до руки, осуществляющей сложные предметные действия. Как показывают экспериментальные данные, только к 6—8 годам у детей резко сокращается количество синкинезий при выполнении тонких ручных движений. К этому же возрасту относится начало формирования устойчивой рабочей позы руки. Несколько раньше ребенок овладевает действиями с бытовыми предметами — ложкой, вилкой и т.д.([Запорожец А. В., 1960). Среди действий с предметами имеется целый класс, где наблюдается конфликт между наглядным представлением о предмете и способах действия с ним. Такие действия Н.А Бернштейн назвал «действиями не туда»: например, открывание матрешки не путем разъема, а путем развинчивания, извлечение болта не вытаскиванием, а его вращением. Сюда же можно отнести все клинические тесты, направленные на возможность преодоления зеркальной реакции. Таким образом, наглядно-образные связи постепенно теряют свое ведущее значение. Возникают более сложные межфункциональные перестройки, в которых речь, опираясь на предметную практику, перестраивает всю систему межфункциональных связей. Главный «архитектор» всех этих перестроек обобщений — интеллект: вначале в своем развитии он формирует сенсомоторные схемы, а затем, с появлением речи, получает инструмент, с помощью которого на вербально-логической основе в большей или меньшей степени перестраивает все другие функции. Психическая деятельность ребенка приобретает сложное многоуровневое строение. Третье базовое понятие —асинхрония развития. В норме межфункциональные связи складываются в процессе гетерохронии. В патологии же возникают различные диспропорции в развитии. Рассмотрим некоторые из этих вариантов. Явления временной независимости — явления изоляции. Л. С. Выготский (1983) писал, что в норме для двухлетнего ребенка линии развития мышления и речи идут раздельно. Как известно, мышление ребенка второго года жизни находится, по Пиаже, еще на уровне сенсомоторного развития, т.е. на достаточно ранней стадии. Если бы развитие речи в этот период зависело от состояния мышления, то она (речь) фиксировалась бы на более раннем уровне. Между тем мы наблюдаем в 2—3 года быстрое развитие экспрессивной речи при отставании смысловой. Наполнение новыми смыслами — это следующий этап в развитии мышления и речи. В норме состояние независимости функции имеет относительный характер. Оно может наблюдаться на определенном этапе развития по отношению к одним психическим процессам, с которыми в будущем эта функция может оказаться наиболее тесно связанной (например, речь с мышлением). В то же самое время та же функция временно вступает в разносторонние связи с другими психическими функциями, которые в дальнейшем будут играть для них нередко лишь фоновую роль. Например, роль образных, аффективных компонентов на ранних этапах развития речи ребенка больше, чем в речи взрослого человека. В норме состояние независимости имеет временный характер. Таким образом, нормальный ход психического развития имеет чётко определённые параметры: - наличие полноценной работы центральной нервной системы; - благоприятные социальные условия в виде соответствующего возрасту обучения и воспитания; - учитываются закономерности онтогенеза. Изменение, какого либо из условий приводит к отклонениям нормального хода развития. Так неправильно организованные обучение и воспитание могут стать причиной социально-отклоняющихся вариантов развития. Полное выпадение социальных связей в детском возрасте вызывает такое явления как «маугли» – биологического существа человеческого вида, но с несформированной специфической человеческой способностью психического реагирования. Это единственный вариант социальных отклонений, которое не поддаётся педагогической коррекции, так как социально-личностные качества не формируются совсем. Во всех остальных случаях своевременное вмешательство в социально-неблагоприятные условия позволяет исправить отклоняющийся ход развития. Нарушение строения и функционирования мозга приводит к более стойкому дефекту развития – дизонтогенезу (см. рис. 1). Для адаптации лиц, имеющих дизонтогении развития необходимо длительное специально организованное вмешательство специалистов–дефектологов.
Рис. 1. Развитие психики человека в норме и патологии.
Читайте также: Возрастные закономерности психомоторного развития в норме и патологии. | Консультация по логопедии (младшая группа) по теме:Возрастные закономерности психомоторного развития в норме и патологии. Много лет назад И.М. Сеченов опубликовал работу «Рефлексы головного мозга», в которой он привел убедительные доказательства рефлекторной природы психической деятельности мозга. Он подчеркивал, что ни одно впечатление, ни одна мысль не возникает сама по себе, а всегда в результате конкретной причины. Саамы разнообразные переживания, чувства, мысли в конечном итоге к тем или иным ответным действиям. В процессе наблюдения было установлено, что простые врожденные рефлексы с возрастом постепенно усложняются. Огромное влияние на этот процесс усложнения рефлексов оказывают обучение и воспитание. В результате человек овладевает сложными формами поведения. Процессы обучения и воспитания, имеющие огромное значение для становления личности ребенка, как в норме, так и патологии , неразрывно связаны с процессом развития. Процесс развития носит неравномерный характер. Неравномерность созревания различных функциональных качеств обусловлено их неодинаковой значимостью на различных этапах индивидуального развития. Во внутриутробном периоде созревают главным образом те функциональные качества мозга, которые обеспечивают жизненно важные функции: дыхание, кровообращение, питание, и т.д. Созревание функциональных качеств в после родовом периоде самая большая во всем эволюционном ряду. Новорожденный от рождения не способен ни к чему, кроме способности всему учиться. Обучение и воспитание, имеют определяющее значение для психического развития ребенка. Существует и обратная связь. Продвижение в развитии оказывает положительное влияние на обучение и воспитание. Есть два уровня развития: актуальный уровень развития и зона ближайшего развития. В процессе обучения ребенок может выполнить задание, опираясь на уже имеющиеся знания, опыт, навыки. Это актуальный уровень развития. Если ребенок самостоятельно не справляется с каким – то заданием, он может выполнить его с помощью педагога, который использует для этого дополнительные объяснения, показ, наводящие вопросы. Это второй уровень возможности ребенка – зона ближайшего развития. Смысл обучения состоит в переходе зоны ближайшего развития в актуальное развитие. В развитии ребенка выделяют несколько возрастных кризов. Наиболее ответственным является 1-ый возрастной криз. Этот охватывает первые 2 – 3 года жизни ребенка. На первом году закладываются основные фазы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеет для грудного ребенка огромное значение. Происходит первичное обучение. Если ребенок не получает на этом этапе достаточного количества информации, заметно затрудняется дальнейшее усвоение навыков. К концу первого года или несколько позже, когда ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги, наступает очень важный этап познания окружающей среды. В процессе передвижения ребенок знакомится со многими предметами. В результате обогащаются его зрительные, осязательные и др. ощущения и восприятия. Во время передвижения он овладевает и чувством трехмерности пространства. На этом этапе моторное развитие связано с речевыми; чем увереннее передвигается ребенок, тем он лучше овладевает речью, хотя возможны и отклонения. Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует и формированию чувства «Я», т.е. выделению себя из окружающего мира. До 2 – 2,6 лет ребенок общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. От 2 – 4 лет поведение ребенка мало заметно изменяется. Более выражено чувство «Я». У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя бы небольшой собственный опыт, отмечается тяга к самостоятельности. Одним из последствий является упрямство, не всегда понятное родителям. Упрямство ребенка часто бывает реакцией на неверное поведение взрослых (когда взрослые пытаются препятствовать проявлению допустимой самостоятельности). В возрасте 5 – 7 лет ребенок вступает в новый период. Это второй критический период. В этом возрасте у ребенка хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. Но нет еще достаточной самокритики и достаточного самоконтроля. У ребенка еще не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые моменты. Психомоторная нестабильность - это энурез, тики, заикание. Они могут сочетаться друг с другом. Это относится к заиканию и тикам. Подобное сочетание чаще встречается при холерическом темпераменте. При флегматическом темпераменте заикание будет дополняться энурезом. Патогенным будет избыточная стимуляция их активности типа подстегиваний и понуканий, что приводит к неестественному для них перевозбуждению днем и компенсаторному торможению ночью. При холерическом темпераменте у детей с тиками более патогенным оказывается повсеместное ограничение активности: замечания, запреты, осуждения, предостережения. При заикании один из родителей стимулирует активность детей, а другой его подавляет, что создает резкий контраст в их отношениях с детьми. Сочетание противоположных типов темперамента родителей (холерик - флегматик) способствует возникновению у детей психомоторных расстройств.
Закономерности психического развития в норме и патологии. — Студопедия.НетВ норме психическое развитие имеет очень сложную организацию. Развивающийся ребёнок всё время находится в процессе не только количественных изменений, но и качественных. При этом в самом развитии наблюдаются периоды убыстрения и периоды замедления, а в случае затруднений – возвращение к прежним формам активности. Эти отступления, как правило нормальное явление в развитии детей. Критический или сензитивный механизм характеризуется изберательной чувствительностью к определённым средовым воздействием. Это период к наибольшей восприимчивости к обучению. Смена одних критических периодов другими задаёт определённую последовательность. Гетерохрония развития- внешне психическое развитие выглядит как переход от простого к сложному. Однако если обратиться к рассмотрению внутренних закономерностей, то оказывается, что каждый новый этап является результатом межфункциональных перестроек. В результате гетерохронии между отдельными функциями возникают различные по своему характеру связи. В одних случаях они носят временный характер, другие становятся постоянными. В результате межфункциональных перестроек психический процесс приобретает новые качества и свойства. Асинхрония развития. В норме межфункциональные связи складываются в процессе гетерохронии. В патологии возникают различные диспропорции в развитии: Явление изоляции – изолированная функция лишенная воздействия со стороны других функций, останавливается в своём развитии, теряет адаптивный характер. Жесткие связи и их нарушения. Свидетельствует о возникновении устойчивых связей между отдельными звеньями психического процесса. Жесткая система не способна адекватно реагировать на многообразие окружающих условий, не обладает достаточной пластичностью. В патологии нарушение отдельных звеньев ведёт к нарушению всей цепочки в целом. Иерархические связи и их нарушения. Как показал Бернштейн, многоуровневый тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью. В результате такой организации ведущий уровень, разгружаясь от контроля за технической стороной процесса, имеет широкие возможности для дальнейшего усложнения в развитии. Первым, кто пытался целенаправленно рассмотреть вопрос о наличии закономерностей психического развития, проявляющихся при разных типах нарушений, и выделить некоторые из них, был Л.С.Выготский. Рассматривая такие недостатки, как глухота, слепота, умственная отсталость, он отметил, что причины, их вызывающие (в основном это различные заболевания, травмы, иногда — наследственность), ведут к возникновению основного нарушения в сфере психической деятельности, которое определяется как первичное нарушение. Так, первичным нарушением при слепоте является выключение или резко выраженная недостаточность зрительного восприятия, при глухоте — грубые нарушения или полное выключение слухового восприятия, при умственной отсталости — нарушения аналитико-синтетической деятельности мозга. Первым, кто пытался целенаправленно рассмотреть вопрос о наличии закономерностей психического развития, проявляющихся при разных типах нарушений, и выделить некоторые из них, был Л.С.Выготский. Рассматривая такие недостатки, как глухота, слепота, умственная отсталость, он отметил, что причины, их вызывающие (в основном это различные заболевания, травмы, иногда — наследственность), ведут к возникновению основного нарушения в сфере психической деятельности, которое определяется как первичное нарушение. Так, первичным нарушением при слепоте является выключение или резко выраженная недостаточность зрительного восприятия, при глухоте — грубые нарушения или полное выключение слухового восприятия, при умственной отсталости — нарушения аналитико-синтетической деятельности мозга. Первичное нарушение, если оно возникает в раннем детстве, приводит к своеобразным изменениям всего психического развития ребенка, что проявляется в формировании вторичных и последующего порядка нарушений в сфере психической деятельности. Все они обусловлены первичным нарушением и зависят от его характера, степени его выраженности и времени возникновения. Возникновение вторичных дефектов в процессе психического развития ребенка с недостаточностью того или иного типа было выделено Л.С.Выготским в начале 1930-х гг. как общая закономерность аномального развития. Тогда же он указал еще на одну закономерность, проявляющуюся в затруднениях взаимодействия с социальной средой и в нарушениях связей с окружающим миром всех детей, имеющих недостатки развития. Рассматривая проблему общности и своеобразия в нарушениях развития, Ж. И. Шиф формулирует эту закономерность следующим образом: «Общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность порождаемых дефектом следствий проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом». Там же отмечается, что у детей с недостатками развития всех категорий наблюдаются нарушения речевого общения, хотя проявляются они в разной мере и форме. Установление закономерностей, действующих в группе изучаемых явлений, и специфических особенностей, отражающих своеобразие каждого из них, является одной из важнейших задач любой области науки. Модуль 2: Нормальное развитие ребенка | Детский проект психического здоровьяНа этой странице:
ОписаниеЦели обученияКлючевые терминыФон:
Этот модуль был разработан клиницистами Wood's Homes, Калгари, Альберта, как вклад в учебные / обучающие модули по психическому здоровью детей для специалистов, работающих с детьми, подростками и их семьями.Цель этого модуля - выделить нормальное развитие ребенка, чтобы лучше понять, когда возникают проблемы с психическим здоровьем у детей и подростков. Определение
Развитие ребенка и подростка - это область исследования, посвященная пониманию человеческого постоянства и изменений от зачатия до взрослой жизни (0–25 лет) (Berk & Levin, 2003). Некоторые идеи о развитии ребенка:
Зачем изучать «нормальное» развитие ребенка?Определение нормального:Термин «нормальный» означает соответствие установленной норме или стандарту для своего вида; то есть: соответствие или составляющее принятый стандарт, модель или образец; особенно соответствует среднему или среднему значению большой группы по типу, внешнему виду, достижениям, функциям, развитию и т. д. (Webster's New World Dictionary, 1966). Изучение нормального развития дает нам понимание и объяснение физических, когнитивных, эмоциональных / социальных изменений, которые происходят с детьми по мере их взросления.Изучение нормального развития важно для изучающего психическое здоровье детей, поскольку оно дает способ понять, соответствует ли физический, социальный, эмоциональный и когнитивный статус ребенка другим детям того же возраста и справляется ли жизнь с трудностями. . Знание о «нормальном развитии» также помогает взрослым, родителям и специалистам определить, когда ребенок не прогрессирует обычным образом и нуждается в поддержке другого рода. Понимание теории развития полезно, поскольку она дает указания, с помощью которых можно понять изменения в людях от рождения до смерти. Подходы к развитию ребенка:
Информация о развитии детей школьного возраста | Гора СинайФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Дети школьного возраста чаще всего обладают плавной и сильной моторикой. Однако их координация (особенно зрение и рука), выносливость, равновесие и физические способности различаются. Мелкая моторика также может сильно различаться. Эти навыки могут повлиять на способность ребенка аккуратно писать, правильно одеваться и выполнять определенные обязанности, например заправлять кровати или мыть посуду. У детей этого возраста будут большие различия в росте, весе и телосложении. Важно помнить, что генетический фон, а также питание и физические упражнения могут повлиять на рост ребенка. Чувство образа тела начинает развиваться примерно в 6 лет. Малоподвижный образ жизни у детей школьного возраста связан с риском ожирения и сердечных заболеваний у взрослых. Детям этой возрастной группы следует уделять 1 час физической активности в день. Также может быть большая разница в возрасте, в котором у детей начинают развиваться вторичные половые признаки.Для девочек вторичные половые характеристики включают:
Для мальчиков они включают:
ШКОЛА К пяти годам большинство детей готовы начать обучение в школе. Первые несколько лет сосредоточены на изучении основ. В третьем классе фокус становится более сложным.Чтение больше связано с содержанием, чем с определением букв и слов. Умение обращать внимание важно для успеха как в школе, так и дома. Шестилетний ребенок должен быть в состоянии сосредоточиться на задаче не менее 15 минут. К 9 годам ребенок должен уметь концентрировать внимание примерно на час. Ребенку важно научиться справляться с неудачами или разочарованием, не теряя самооценки. Существует множество причин неуспеваемости, в том числе:
Если вы подозреваете что-либо из этого у вашего ребенка поговорите с учителем вашего ребенка или врачом. РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА Дети младшего школьного возраста должны уметь использовать простые, но полные предложения, содержащие в среднем от 5 до 7 слов. Когда ребенок идет в начальную школу, грамматика и произношение становятся нормальными. По мере роста дети используют более сложные предложения. Задержка речи может быть связана с проблемами слуха или интеллекта. Кроме того, дети, которые не могут хорошо выражать свои мысли, могут с большей вероятностью иметь агрессивное поведение или приступы гнева. Шестилетний ребенок обычно может выполнять 3 команды подряд. К 10 годам большинство детей могут выполнять 5 команд подряд. Дети, у которых есть проблема в этой области, могут попытаться скрыть ее с помощью споров или клоунады. Они редко будут просить о помощи, потому что боятся, что их дразнят. ПОВЕДЕНИЕ Частые жалобы на физическое состояние (например, боль в горле, боли в животе, боль в руках или ногах) могут быть просто следствием повышенной осознанности тела ребенка. Хотя такие жалобы часто не имеют вещественных доказательств, их следует расследовать, чтобы исключить возможные состояния здоровья.Это также убедит ребенка в том, что родители заботятся об их благополучии. Принятие сверстников становится более важным в школьном возрасте. Дети могут участвовать в определенных формах поведения, чтобы стать частью «группы». Обсуждение такого поведения с вашим ребенком позволит ему почувствовать себя принятым в группе, не выходя за рамки стандартов поведения семьи. Дружба в этом возрасте обычно бывает с представителями того же пола. Фактически, дети младшего школьного возраста часто говорят о представителях противоположного пола как о «странных» или «ужасных»."Дети становятся менее негативными по отношению к противоположному полу по мере приближения к подростковому возрасту. Ложь, обман и воровство - все это примеры поведения, которое дети школьного возраста могут" попробовать ", когда они учатся согласовывать ожидания и установленные правила. на них со стороны семьи, друзей, школы и общества. Родители должны справляться с этим поведением наедине со своим ребенком (чтобы друзья ребенка не дразнили их). Родители должны проявлять прощение и наказывать таким образом, который связан с поведение. Ребенку важно научиться справляться с неудачами или разочарованием, не теряя самооценки. БЕЗОПАСНОСТЬ Безопасность важна для детей школьного возраста.
СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Развитие ребенка и вехи - знания для студентов-медиков и врачейДиаграммы роста и этапы развития являются одними из самых важных инструментов педиатрического скрининга и мониторинга. Графики роста используются для оценки роста и веса в зависимости от возраста, в то время как этапы развития определяют физические, интеллектуальные и поведенческие навыки, которые ребенок с нормальным развитием должен приобрести к определенному возрасту. Рост и развитие ребенка оцениваются во время обычных осмотров ребенка через регулярные промежутки времени.Детей, чей рост и вес намного ниже или выше среднего, а также те, кто не достигает основных этапов развития для своей возрастной группы, должны быть обследованы на предмет основных заболеваний и получать соответствующее лечение. Неспособность к развитию (FTT) у младенцев - это состояние, при котором рост и прибавка в весе младенца намного ниже среднего, наиболее частой причиной которого является неправильная практика кормления. Глобальная задержка развития определяется как значительная задержка развития в двух или более сферах у детей в возрасте до 5 лет.Регресс ранее достигнутых вех также может быть признаком глобальной задержки в развитии. Сохранение примитивных рефлексов свидетельствует о нарушении развития мозга. .% PDF-1.4 % 5548 0 объект > endobj xref 5548 34 0000000016 00000 н. 0000004504 00000 н. 0000004674 00000 н. 0000005138 00000 п. 0000005614 00000 н. 0000005989 00000 п. 0000006074 00000 н. 0000006189 00000 п. 0000006377 00000 н. 0000006813 00000 н. 0000007000 00000 н. 0000007825 00000 н. 0000007921 00000 п. 0000008344 00000 п. 0000008619 00000 п. 0000008938 00000 п. 0000009120 00000 н. 0000009609 00000 н. 0000009703 00000 н. 0000010170 00000 п. 0000010749 00000 п. 0000010862 00000 п. 0000011068 00000 п. 0000014902 00000 п. 0000017311 00000 п. 0000017623 00000 п. 0000017913 00000 п. 0000018210 00000 п. 0000018733 00000 п. 0000019022 00000 п. 0000019339 00000 п. 0000019848 00000 п. 0000004231 00000 п. 0000000976 00000 н. трейлер ] / Назад 4040748 / XRefStm 4231 >> startxref 0 %% EOF 5581 0 объект > поток hXiTSgC .Физическое развитие детей - признаки и разные стадииПоследнее обновление Дети растут быстрыми темпами от рождения до двух лет, но по достижении двухлетнего возраста у малышей, как правило, наблюдается более медленный рост. Это когда родители обеспокоены изменением пищевых привычек своего ребенка и задаются вопросом, нормально ли он растет. Физическое развитие в младенчестве происходит в виде серии скачков роста.Важно помнить, что после скачков роста ребенок растет стандартными и стабильными темпами до подросткового возраста. Лучший способ определить, правильно ли растет ваш ребенок - это внимательно следить за его ростом. Что такое физическое развитие?Медленно, но неуклонно ваш ребенок готовится принять структурное строение, почти такое же, как у взрослого. Это считается физическим развитием ребенка. Признаки физического развития ребенкаВот некоторые из ярко выраженных признаков физического развития ребенка:
Руки и ноги ребенка станут длиннее и будут пропорциональны туловищу и голове.Вы также заметите, что ваш ребенок выглядит намного стройнее и заметно тоньше, чем был в младенчестве. 2. Рост мышц Мышцы будут расти быстрее, чтобы помочь ребенку двигаться. Мышцы рук и ног, которые, как известно, больше, будут расти быстрее, чем мышцы пальцев ног или пальцев, которые меньше. На этом этапе важно обеспечить ребенка необходимыми питательными веществами, чтобы помочь процессу роста. 3. Развитие мозга По мере развития мозга ваш ребенок сможет выполнять более сложные умственные и физические задачи.В раннем детстве наблюдается значительный рост нервных волокон в головном мозге, особенно в лобных долях. Также отмечается, что к возрасту 2 лет человеческий мозг уже составляет 70% от взрослого размера. К шести или семи годам размер мозга составляет почти 90% от размера взрослого человека. Этому росту может способствовать увеличение моторики. Также обычной практикой является измерение окружности головы, чтобы определить скорость роста мозга.
4. Навыки моторики Двигательные навыки связаны со способностью ребенка выполнять повседневные задачи. Это может быть что угодно, от бега до строительных блоков. Двигательные навыки можно разделить на:
Также известные как большая моторика, это навыки, необходимые для выполнения общих задач, таких как бег, ходьба, прыжки или даже балансировка тела во время этих действий. Обладая крупной моторикой, ваш ребенок должен уметь выполнять некоторые из нижеперечисленных действий:
Также известные как мелкая моторика, они включают в себя более тонкие движения, которые необходимы для выполнения задач, которые могут быть немного сложными.Они также связаны с развитием мозга ребенка. Мелкая моторика позволяет ребенку:
5. Высота Известно, что к 12 месяцам длина ребенка составляет около 50% от длины при рождении.Когда дети достигают пятилетнего возраста, в идеале они должны быть вдвое больше своего роста. Кроме того, мальчики достигают половины своего взрослого роста примерно к 24 месяцам, а девочки - наполовину своего взрослого роста, когда им около 19 месяцев. 6. Масса В возрасте одного года вес младенца будет в три раза больше веса при рождении. Темпы роста имеют тенденцию замедляться после первого года, и в период от одного до шести лет он будет набирать около 2 кг каждый год. 7. Зубья Обычно в возрасте от пяти до девяти месяцев у вашего ребенка будут нижние передние зубы. Зубы в верхней части передней части появляются в возрасте от восьми до двенадцати месяцев. Дети, как правило, получают все 20 молочных или молочных зубов к двум с половиной годам. Постоянные зубы заменяют молочные зубы в возрасте от 5 до 13 лет.
Этапы физического развитияЭтапы физического развития детей имеют общую схему:
Способы ускорения физического развития детей ясельного и дошкольного возрастаВы можете заниматься некоторыми физическими упражнениями для дошкольников, чтобы улучшить ловкость вашего ребенка и общее развитие:
Физическое развитие детей должно сопровождаться правильным питанием и здоровым сбалансированным питанием, так как это обеспечивает правильный рост и развитие мускулов и костей. Ресурсы и ссылки: Livestrong, Very Well Family Читайте также: Нравственное развитие детей - этапы и концепции .Физическое развитие детей и подростковВозрасты и этапы: Руководство для родителей по нормальному детскому развитию Подробное руководство для родителей по психологическому развитию вашего ребенка от рождения до 10 лет. Написано в увлекательном и практичном стиле. вы ознакомитесь с преимуществами последних исследований в области развития ребенка, содержащими полезные советы и методы, способствующие взрослению вашего ребенка. Чарльз Шефер и Тереза Фой ДиГеронимо рассказывают вам, какого поведения вы можете ожидать по мере роста вашего ребенка и как вы можете помочь ему или ей перейти на следующий уровень развития.Они включают множество примеров, рассказов и заданий, которые вы можете сразу использовать, чтобы положительно повлиять на развитие вашего ребенка.
Веселая книга для семейного фитнеса: Здоровый образ жизни для всей семьи Ваши детские воспоминания полны приключений и мероприятий с друзьями, семьей и соседями, но в этом мире, управляемом технологиями, ваши дети проводят больше времени внутри, чем снаружи. Если вы пытаетесь придумать, как снова развлечься на свежем воздухе и познакомить своих детей с классическими играми, которые вы помните, The Family Fitness Fun Book для вас! Пришло время провести это драгоценное время с семьей - весело и весело. Книга для семейного фитнеса содержит занятия для всех возрастов и групп в любую погоду, чтобы ваши субботы (и каждый день) всегда были активными и захватывающими! Верните эти веселые дни, будь то лето или зима, дождь или солнце! Книга для семейного фитнеса разработана так, чтобы быть простой и удобной в использовании, включает: · Таблица с возможностью поиска, которая поможет вам выбрать идеальную игру для школьной вечеринки или семейного пикника Руководство гордых родителей по воспитанию спортивных, уравновешенных и скоординированных детей: пожизненная выгода всего за 10 минут в день Обладатель 34 различных наград за публикации, эта комплексная программа продолжительностью 10 минут в день помогает детям в возрасте от 0 до 6 лет развивать координацию. Профессиональный теннисист и главный тренер Карен Ронни предлагает пошаговое руководство с более чем 200 играми для родителей, которые хотят развить фундаментальные навыки, уверенность в себе и спортивный потенциал своего ребенка, создавая при этом образ жизни семейного фитнеса. Она предлагает подробное объяснение развития детей, их стилей обучения с учетом физической анатомии и анатомии мозга и фактов роста, а также того, как простые и увлекательные занятия могут быть ключом к раскрытию их способностей во всех областях жизни. Включает в себя последние научные и академические исследования, графики успеваемости, инструкции по целенаправленной игре и даже помощь семьям с детьми с особыми потребностями. Серия Gymboree, посвященная занятиям для детей Мы настоятельно рекомендуем эту серию родителям, потому что в книгах содержится множество игровых заданий «как это сделать», которые помогают развивать ребенка (служить опорой). От младенцев до маленьких детей они охватывают когнитивное, языковое, физическое и социальное развитие. Эти занятия не только будут стимулировать развитие, но и построят прочные отношения между родителями и детьми. К тому же они интересны и родителям, и детям. . |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |