|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Технологии обучения детей с дцпСовременные педагогические технологии обучения и воспитания детей с церебральным параличомСОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕКСТОВЫЕ МОДУЛЬНО-БЛОЧНЫЕ ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ГДЕ МОЖЕТ РЕАЛИЗОВЫВАТЬСЯ ЛЮБАЯ СИСТЕМА СРЕДСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ АКТИВНОСТЬ КАЖДОГО УЧЕНИКА НА ОСНОВЕ РАЗНОУРОВНЕВОГО ПОДХОДА К СОДЕРЖАНИЮ, МЕТОДАМ, ФОРМАМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, К УРОВНЮ ПОЗНАВТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ПЕРЕВОДУ ОТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА НА ПАРИТЕТНОЕ. ВКЛЮЧАЮТ ДОСТАТОЧНО ОБШИРНУЮ ГРУППУ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ФОРМЕ РАЗЛИЧНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР. ИГРОВАЯ ФОРМА ЗАНЯТИЙ СОЗДАЁТСЯ НА УРОКАХ ПРИ ПОМОЩИ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ, ВЫСТУПАЮЩИХ КАК СРЕДСТВО ПОБУДЖЕНИЯ, СТИМУЛИРОВАНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСВОЕНИЕ ТЕКСТОВОГО РЕДАКТОРА НА УРОКАХ ИКТ ЗНАКОМИТ С НОВЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ИДЁТ ОТ КОНКРЕТНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ В ОБМЕНЕ ИНФОРМАЦИЕЙ, Т.Е. ПЕРЕДАЧА ЗНАНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК,УЧЕНИК-УЧЕНИК, УЧЕНИК –УЧИТЕЛЬ, ТАКИМ ОБРАЗОМ «ВСЕ ОБУЧАЮТ ВСЕХ». УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ НАПРАВЛЕН НА РЕШЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ. ОБУЧЕНИЕ ДЕЛАЕТ АКЦЕНТ НА ОВЛАДЕНИЕ КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ: ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ, УЧЕБНОПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ, ИНФОРМАЦИОННАЯ, КОММУНИКАТИВНАЯ. УЧЕНИК ОВЛАДЕВАЕТ НАВЫКАМ: ОБЩЕНИЯ, ГРАМОТНОСТИ, СПОСОБНОСТЬЮ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ, СПОСОБНОСТЬ РАБОТАТЬ В ГРУППЕ, КОМАНДЕ. ОБУЧЕНИЕ ПОЗВОЛЯЕТ КАЖДОМУ УЧАЩЕМУСЯ ДОСТИГАТЬ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. ОСОБЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ: -УКРУПНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ НА ОСНОВЕ БЛОКА УРОКОВ; -ПЛАНИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ. ОБЛАДАЕТ ЦЕЛОСТНОСТЬЮ И ЗАВЕРШЁННОСТЬЮ СТРУКТУРЫ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ(ВОСПРИЯТИЕ, ПОНИМАНИЕ, ОСМЫСЛЕНИЕ). УРОКИ СОСТОЯТ ИЗ МОДУЛЕЙ РАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ: ВВОДНОГО ПОВТОРЕНИЯ, ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО, ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ, ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ. Воспитательные технологии: Технология здоровьесберегающая. Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Технология педагогического общения - основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: оградить достоинство педагога, сохранить достоинство ребенка, корректировать поведение ребенка. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким, каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель. Технология педагогического разрешения конфликта - технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта. Способы разрешения конфликта; юмор, «психологическое поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи. Технология предъявления педагогического требования – технология воспитания, ведущим принципом которой является культуросообразность форм предъявления требования, защищающих ребенка от прямого давления. Педагогическое требование – предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы. Основные правила предъявления педагогического требования: скрытая педагогическая позиция, этикет в оформлении требования, детализация выдвигаемых требований, акцентирование на положительной программе действий, положительное подкрепление требования, терпеливое ожидание результатов. Технология педагогической оценки поведения и поступков детей – технология воспитания, в основе которой оценка качества личности ребенка, ориентированная на нормы современной культуры. Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения. Педагогическая оценка поведения и поступков детей является средством ориентации ребенка среди множества ценностей и антиценностей. Основные принципы педагогического оценивания: недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности и т.д. Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания - рефлексивное воспитание позволяет человеку выстраивать траекторию своей дальнейшей жизнедеятельности, реализовывать саморазвитие личности и побуждает нести ответственность за результаты своего труда. Индивидуализированное воспитание – такая организация воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными. Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству. Технологии воспитания на основе системного подхода Ведущей идеей является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. Целевые ориентации: Формирование личности – главная цель школы. Развитие социальной активности. Формирование ответственности, гражданского самосознания. Развитие творческих способностей детей. Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания
Технологии воспитания на основе системного подхода
Как помочь ребенку с церебральным параличом с помощью почерка | Live HealthyВыучить почерк может быть непросто, особенно для детей с церебральным параличом. Снижение координации и слабость рук могут вызвать расстройство у ребенка с церебральным параличом, пытающегося освоить этот навык. Родители, учителя и опекуны могут сделать процесс менее напряженным для ребенка с помощью забавных укрепляющих упражнений и письменных заданий. ОбзорДетский церебральный паралич - это непрогрессирующее состояние, что означает, что повреждение головного мозга, вызывающее заболевание, не ухудшается со временем.Однако это состояние сохраняется на протяжении всей жизни, влияя на способность двигаться и затрудняя выполнение повседневных задач. Почерк - сложный навык, требующий силы рук, контроля тонких движений пальцев, визуального понимания и контролируемых движений глаз. Детский церебральный паралич может негативно повлиять на все эти области. Сила и управление мелкой моторикойСлабая сила рук и отсутствие контроля над мелкой моторикой могут влиять на почерк при церебральном параличе. Эти проблемы можно решить с помощью укрепляющих упражнений, тренировки мелкой моторики и различных поверхностей для письма.Упражнения с резистивной шпатлевкой можно выполнять, чтобы усилить хват, сжимая шпатлевку и придавая ей форму шара. Зажимание замазки между большим, указательным и средним пальцами укрепляет мышцы, в которых держится карандаш. Правильная осанка снижает нагрузку на мышцы рук, улучшая контроль при письме. Наклонная поверхность для письма побуждает ребенка сидеть прямо, улучшая осанку. Письменные принадлежности с большими ручками легче контролировать, чем обычные ручки и карандаши. Эти предметы можно купить или изготовить дома, обернув карандаш пеной толщиной четверть дюйма и закрепив на месте изолентой. Планирование моторикиПланирование моторики - это способность мозга указывать другим частям тела, как выполнять задачу. Проблемы с планированием моторики влияют на навыки письма при церебральном параличе. Чтобы решить эти проблемы, написание задач следует разбить на несколько этапов. Ребенок может проследить пунктирные линии и очертания отдельных букв, произнося вслух, что он делает. Это обеспечивает мозг слуховой информацией, усиливая двигательное обучение. Написание рукописи - когда рука взрослого лежит поверх руки ребенка - помогает рисовать буквы.По мере того, как ребенок поправляется, руку взрослого можно переместить обратно к запястью, а затем локоть для мягкого руководства, пока ребенок не сможет писать сам. Визуальное восприятиеВизуальное восприятие - это способность мозга понимать то, что видят глаза. Детский церебральный паралич может вызывать проблемы со зрительным восприятием, влияя на почерк. Это решается путем предоставления небольшого количества информации с большим количеством тренировочного времени. Чтобы наглядно научить ребенка составлять письмо, взрослый демонстрирует письмо, одновременно объясняя процесс.Это дает мозгу ребенка визуальную и слуховую информацию, которая способствует обучению. Этим навыкам лучше всего овладеть в тихой обстановке с минимальными отвлекающими факторами. Навыки зрительной моторикиНавыки зрительной моторики - копирование узоров или форм - необходимы для почерка. Детский церебральный паралич обычно влияет на зрительную моторику. Из глины, средства для чистки труб и других предметов домашнего обихода можно делать буквы, чтобы закрепить узоры для почерка. Вычисление букв и слов с точками также улучшает эти навыки. .Трудотерапия при церебральном параличеКак помогает трудотерапия?Трудотерапия помогает людям развить или восстановить навыки, необходимые для ведения независимой и полноценной жизни. «Профессия» в трудотерапии не относится к профессии. Скорее, это относится к повседневным занятиям, которые придают жизни смысл. Для ребенка эти значимые занятия включают игры и обучение. Педиатрическая трудотерапия направлена на улучшение способности ребенка играть и учиться, что важно для развития и обретения независимости. Для детей с церебральным параличом трудотерапия может помочь с проблемами координации мышц и суставов - проблемами, которые могут затруднить повседневные задачи. Некоторые из этих задач включают прием пищи, чистку зубов и купание. Трудотерапия может помочь улучшить физические, когнитивные и социальные способности, а также мелкую моторику и осанку. Эта терапия также может помочь решить проблемы с обработкой сенсорной информации. Преимущества трудовой терапииТрудотерапия полезна для детей с церебральным параличом во многих отношениях. Оптимизируя функции верхней части тела и улучшая координацию мелких мышц, трудотерапия может помочь детям с ДЦП освоить основные повседневные занятия. Трудотерапия может помочь детям по телефону:
Родители и опекуны тратят много времени, помогая детям с церебральным параличом выполнять основные повседневные дела.Когда ребенок начинает понимать преимущества трудотерапии, родители и опекуны тоже. Родителям и опекунам трудотерапия помогает:
Каждый тип церебрального паралича имеет разные симптомы, которые могут препятствовать способности ребенка жить самостоятельно и выполнять повседневные дела. Трудотерапия может помочь со следующими проблемами, связанными с каждым типом КП:
Чего ожидать в профессиональной терапииКак и физиотерапия и логопедия, трудотерапия для каждого ребенка с церебральным параличом индивидуальна.План трудотерапии каждого ребенка очень индивидуален и адаптирован к его индивидуальным физическим, интеллектуальным и социально-эмоциональным способностям. Во время первого сеанса терапии вашего ребенка эрготерапевт проведет полную оценку. Это включает проверку мелкой моторики, восприятия и орально-моторного развития ребенка, а также наблюдение за тем, как ребенок реагирует на прикосновения и движения. Эрготерапевт также проведет собеседование с родителем, чтобы узнать о сильных и слабых сторонах ребенка при выполнении повседневных дел, а также определит конкретные цели, над достижением которых ребенок должен работать. Большинство детей с церебральным параличом нуждаются в повторном осмотре каждые шесть-девять месяцев. После этих оценок эрготерапевт скорректирует план лечения в соответствии с прогрессом и изменениями. Упражнения, используемые в трудовой терапииТрудотерапия включает использование функциональных упражнений для постепенного улучшения функциональных характеристик. Упражнения по трудотерапии ориентированы на следующие области навыков:
Трудотерапевты используют определенные методы, чтобы помочь детям достичь своих целей, в том числе:
Оборудование для трудотерапииВ трудотерапии используется множество различных инструментов и вспомогательных устройств. Оборудование может варьироваться от обычных предметов домашнего обихода до высокотехнологичных вспомогательных технологий. Инструменты
Вспомогательные устройства
Трудотерапия по возрастуТрудотерапия помогает людям всех возрастов.Лечение детей с церебральным параличом будет основываться на физических, интеллектуальных, социальных и языковых способностях ребенка, а также на их возрасте.
Поиск терапевтаЭрготерапевты являются лицензированными специалистами в области здравоохранения. Очень важно найти эрготерапевта, имеющего опыт работы с пациентами с церебральным параличом, чтобы обеспечить вашему ребенку наилучшее лечение. Если вам нужна помощь в поиске эрготерапевтов, спросите педиатра вашего ребенка, есть ли у него какие-либо рекомендации.Эрготерапевты, физиотерапевты и логопеды часто работают вместе, чтобы разработать комплексные планы лечения. Если ваш ребенок посещает физиотерапевта или логопеда, он может соединить вас с эрготерапевтом. Чтобы узнать больше о том, как найти эрготерапевта, попробуйте загрузить наше бесплатное руководство по церебральному параличу, которое включает более 60 страниц с подробной информацией для детей и родителей ребенка с ДЦП. .Специальное образование для детей с церебральным параличом (ДЦП)Варианты обучения ребенка с церебральным параличомРодители играют жизненно важную роль в образовании своих детей. Крайне важно, чтобы образовательные услуги и поддержка начинались еще в раннем детстве, чтобы обеспечить надлежащее развитие важных жизненных навыков.
FAPE гарантирует, что дети с ограниченными возможностями получают соответствующее обучение с учетом их индивидуальных потребностей. Это дает детям доступ к основному образованию, а также возможность развивать самостоятельность и социальные навыки. Четыре основных типа образования, доступных для детей с ограниченными возможностями:
При определении того, какая программа лучше всего подходит для ребенка с ДЦП, необходимо учитывать такие факторы, как неспособность к обучению, ограниченная мобильность и финансовое положение семьи. Варианты для государственной школыГосударственные школы являются крупнейшими поставщиками услуг как общего, так и специального образования, и они предоставляют множество льгот для детей со всеми видами церебрального паралича. Государственная школа может быть лучшим вариантом для родителей, которые хотят получить бесплатное образование, так как здесь нет наличных платежей. В государственной школе учащиеся с ограниченными возможностями могут общаться со своими сверстниками, чтобы подготовить их к личной независимости и помочь в развитии социальных навыков. Заметным недостатком выбора государственной школы для ребенка с церебральным параличом является ненадежность услуг, доступных в школьных округах. Если ребенок меняет местоположение или переходит из школы, он или она может отстать, если учебная программа или предлагаемые услуги для инвалидов не совпадают. Кроме того, обычно не хватает информации, доступной для родителей, об услугах и поддержке, предоставляемых учащимся с ограниченными возможностями. Это может привести к неидеальной образовательной среде для ребенка с церебральным параличом. В рамках государственного образования у родителей есть 2 варианта выбора того, насколько вовлечение в учебу лучше всего для их детей:
Полное обучение в государственной школеСтуденты должны быть включены в систему образования как можно чаще. Это позволяет им находиться в среде, где другие учащиеся демонстрируют соответствующее возрасту поведение и учатся друг у друга. Полная вовлеченность дает всем детям возможность участвовать в обычной классной обстановке. Ребенка с церебральным параличом будет сопровождать помощник учителя или консультант, вместо того, чтобы его выводили из класса и исключали из группы. Дети по-прежнему будут иметь доступ к автономным классам и индивидуальной помощи, когда это необходимо для конкретных уроков или тестирования. Однако одним из основных недостатков полного включения в государственную школу является то, что учащийся с ДЦП может не получать необходимой помощи или внимания в классе из-за того, что учителя недостаточно подготовлены или слишком озабочены другими учащимися.Кроме того, это может быть не лучшим вариантом, если ребенок сталкивается с серьезными физическими ограничениями или умственными способностями, поскольку в типичной классной обстановке они могут быть подавлены или нарушены. Специальное образование или отдельные классыЕсли полное вовлечение не может быть лучшим вариантом, ребенок может быть зачислен в программу специального образования или автономную учебную программу. Этот тип обучения доступен для тех, кто соответствует критериям Закона об образовании для лиц с ограниченными возможностями (IDEA). Тринадцать различных категорий инвалидности, по которым дети в возрасте от 3 до 21 года могут иметь право на получение этих услуг:
Хотя церебральный паралич конкретно не указан в этих квалификациях, ребенок с ДЦП может соответствовать различным другим категориям, которые позволят ему поступить в специальные учебные заведения или автономные классы. Варианты для частной школыЧастная школа для ребенка с ограниченными возможностями может быть отличным вариантом для тех, у кого есть особые потребности или ограничения, которые могут напрямую повлиять на их образование. Существуют два основных типа частных школ:
Оба типа школьного обучения представляют для ребенка с ДЦП ряд преимуществ и недостатков, которые следует учитывать. Обычная частная школаОдной из важных причин для зачисления ребенка с церебральным параличом в частную школу является то, что учащиеся могут получать религиозное образование наряду с базовыми занятиями. Это отличный вариант для тех, кто ценит включение веры в образование. Еще один аспект, который следует учитывать при работе с обычной частной школой, заключается в том, что классы, вероятно, будут включать небольшие группы учащихся, что может быть выгодно для ребенка, нуждающегося в дополнительном внимании и поддержке.Это также устранило бы необходимость в автономных классных комнатах (доступных в государственных школах) и позволило бы учащимся чувствовать, что они ничем не отличаются от своих сверстников. Центры специального образованияВыбор центра специального образования для ребенка с ДЦП может быть лучшим вариантом, если родители ищут школу, ориентированную именно на детей с ограниченными возможностями. Существуют различные образовательные центры, посвященные детям с ограниченными возможностями, например, школы для глухих, слепых и лиц с ограниченными физическими возможностями. Эти учебные центры обычно имеют доступ к высокотехнологичному, специализированному оборудованию, курсовым работам и инструкторам, которые обучены надлежащим методам обучения студентов с особыми потребностями. Одним из недостатков этой формы частного образования является то, что оно может быть дорогостоящим и может быть не лучшим вариантом для людей с ограниченными личными средствами. Тем не менее, существуют стипендии для нуждающихся в них семей с низким доходом или из группы риска. Варианты обучения на домуРодители, решившие обучать своих детей-инвалидов дома, должны быть готовы проявить безмерную преданность, терпение и заботу.Если уделить должное внимание, это может быть очень полезным способом обучения детей с церебральным параличом. Одним из основных преимуществ домашнего обучения является то, что ребенок борется с такими проблемами, как непродолжительное внимание, непредсказуемый режим сна или ограниченная подвижность. Все эти аспекты могут негативно повлиять на успеваемость ребенка в типичном классе, поэтому обучение в комфорте собственного дома может облегчить это давление. Поскольку родители берут на себя обязанность обучать своего ребенка, необходимы соответствующие ресурсы и учебные материалы, чтобы гарантировать, что ребенок получает качественное образование.Их можно получить из различных источников, от публичной библиотеки до государственных и национальных организаций по обучению на дому. Эти группы также предлагают экскурсии, встречи, уроки музыки, искусства и другие мероприятия, чтобы обеспечить социализацию ребенка в сочетании с его образованием. Варианты частного репетиторстваЧастные уроки для ребенка с ДЦП - отличный способ дополнить образовательную программу, в которую они уже записаны. Это может быть отличным вариантом, если дети с ДЦП изо всех сил пытаются понять конкретный предмет или тему и могут извлечь выгоду из индивидуальных -один внимание с инструктором. Репетиторство может помочь в улучшении учебы и обеспечении того, чтобы дети с ограниченными возможностями шли по правильному пути. Индивидуальные занятия отлично подходят для родителей, которые ищут рентабельный способ улучшить образование своего ребенка без необходимости финансировать частное обучение. Выбор программы специального образованияРешение о том, какая образовательная программа лучше всего подходит для ребенка с церебральным параличом, требует внимания к различным аспектам его личности и инвалидности.Процесс исследования и выбора образовательной программы должен начинаться рано и быть сосредоточен на том, что предоставит детям с ограниченными возможностями наибольшие шансы на успех на протяжении всей остальной жизни. Чтобы узнать больше о программах специального обучения, попробуйте загрузить наше бесплатное руководство по церебральному параличу, которое включает более 60 страниц подробной информации для детей и родителей ребенка с ДЦП. .Как помочь ребенку с церебральным параличомКвалифицированный клинический психолог, танцор и близкий профессиональный сотрудник доктора Моше Фельденкрайза более десяти лет, Анат Баниэль, пожалуй, наиболее известен сегодня как основатель метода Аната Баниеля ® NeuroMovement ® . Она является автором двух высоко оцененных книг об этой методологии трансформации: Move Into Life: NeuroMovement for Lifeelong Vitality и Kids Beyond Limits . Анат Баниэль испытал более 30 лет замечательных результатов с тысячами детей с особыми потребностями и взрослых с инсультами, травмами и другими ограничивающими состояниями. Именно благодаря этому опыту она разработала свой новаторский, научно обоснованный подход с конкретными и простыми в использовании инструментами - Nine Essentials - которые позволяют детям и взрослым выйти за пределы своих ограничений, делая невозможное возможным. Работа Аната Баниэля находится на переднем крае развивающейся области пластичности мозга, помогая пробудить мозг к его большей способности к обучению и изменениям на протяжении всей жизни. Анат обучил этому методу сотни практикующих. Она сотрудничает с ведущими нейробиологами, врачами и педагогами, включая доктора Майкла Мерзенича, доктора Марту Герберт, доктора Джилл Болт Тейлор, доктора Элизабет Торрес и других. Она и ее команда работают в Центре Anat Baniel Method ® в Сан-Рафаэле, Калифорния. . |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |