|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материаломКонсультация по окружающему миру (средняя группа): Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материаломСенсорное развитие детей в процессе игр с природным материалом. Дошкольный возраст — особый, уникальный период в жизни ребенка. Это время активного познания окружающего мира, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное воспитание является важнейшей частью планомерного развития и воспитания дошкольников. Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Познавая мир, ребенок использует все пять органов чувств. Ему мало подробных рассказов, чтобы составить представление о предмете или явлении, малыш должен не только слышать о нем, но и увидеть, потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус. Для детей раннего возраста предусмотрены специально организованные занятия по сенсорному воспитанию. Первоначально эта работа предполагает накопление сенсорных представлений и предусматривает создание окружающей ребенка среды В дальнейшем проводятся занятия, которые используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.). Дальнейшее сенсорное развитие осуществляется в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию, в повседневной жизни, в играх с природным материалом (ракушки, орехи, семечки) У детей раннего возраста (первый год жизни) сенсорное развитие направлено на обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины. На втором - третьем году должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливая представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Начиная с четвертого года жизни, у детей сенсорное развитие подразумевает формирование сенсорных эталонов: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе игры, рисования, аппликации и конструирования. Для детей наиболее эффективной формой организации сенсорного воспитания является формирование сенсорных процессов ребенка в продуктивной деятельности, а именно в играх с природным материалом. Итак, поговорим о некоторых видах игр с природными материалами Цель: приобретение новых знаний путём самостоятельного поиска, исследовательской игровой деятельности. Задачи игр: - развивать у детей фантазию, память, внимание, мышление; - развивать умение детей взаимодействовать друг с другом; - способствовать развитию чувственного опыта детей, развивать их сенсорные способности и анализаторы; - формировать нравственные качества: самостоятельность, инициативу, уверенность в собственных силах.
Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают - тонут).
Игры с разнообразными крупами развивают мелкую моторику, речь и сенсорный опыт детей. Также в этих играх дети учатся взаимодействовать друг с другом.
Игры с природным материалом - это первый шаг на пути познания ребенком окружающего его природного мира, на пути освоения им опыта взаимодействия с природой. В заключении хотелось бы сказать, что… Тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучие эмоциональной сферы. Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом. К. Д. Ушинский писал: «дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которые они не могут изменить по своему желанию... лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом... для детей лучшая игрушка - куча песка». Консультация (младшая группа) на тему: Консультация " Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом"Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом. Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом. Работая с природным материалом, ребенок знакомится с его свойствами, у него развивается мелкая мускулатура рук, координация движений . Особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключается в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребенка является растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше малыш получает впечатлений, тем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идет образование связей и развитие мозга. В этот период особенно активны органы восприятия - слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения. Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Ручной труд способствует сенсомоторике - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление. Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша. Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно. Игра помогает выражать свои чувства, так как в дошкольном возрасте, особенно в младшем, дети испытывают нехватку вербальных средств. С этой точки зрения игрушки для ребенка — это слова, а сама игра — это речь, рассказ. Основным мотивом игры является не получение результата, а сам процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные игры с водой и песком: часами ребенок может переливать воду и пересыпать песок, также игры со снегом. Эти игры явно приносят внутренний покой и радость, они полны свободой, независимостью, простором для бесконечного экспериментирования. Игры с песком и водой широко используют психологи в работе с дошкольниками. Но те же песок и воду можно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, счетных операций, развития мелкой моторики, развития речи. В процессе знакомства с различными природными материалами и их свойствами осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников, обогащается их жизненный опыт. Игры с природным материалом — снегом, водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, желудями, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, мхом и т. п. являются прекрасным сырьем для поделок и игр с ними. Педагогическое руководство играми с природными материалами должно быть направлено на организацию условий, необходимых для развития ориентировочной деятельности детей и различных игровых действий. Так, для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет обычную формочку пирожков разнообразить сооружением двориков, замков, прокладыванием дорог. Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады. Действуя таким образом с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в тоже время увлекательно играет. При наличии соответствующих игрушек дети разнообразно действуют с ними. Игры с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают — тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут. В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Дети 4-5 лет усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная. Таким образом, богатый ассортимент игрушек создает условия для разнообразия действий детей и накопления у них чувственных впечатлений. Но это еще недостаточно для того, чтобы ребенок мог осознанно обобщить качества материалов и умел правильно действовать с игрушками. Необходимо, как и в младших группах, участие в играх детей воспитателя. В процессе игры он называет, уточняет, а иногда и изменяет состояние материалов, их свойства; доказывает последовательность игровых действий. Игры со снегом имеют свою специфику. Во время прогулок в холодное зимнее время воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети не переохлаждались. Он может предложить ребятам набрать в формочки снег для цветных льдинок или сделать снежную горку. Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием — лепка. Педагог предлагает малышам вылепить комочки — снежки, зайчика с ушками, морковку, чтобы его накормить, и т. п. В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика, дети радуются, что снег липкий, славный получился снеговик! Так малыши усваивают представление о свойствах снега. А дети 4-6 лет осваивают новый прием строительства из снега — лепку из накатанных комьев, так делают фигуры человека (Дед Мороз, Снегурочка), крепости. Катая комья дети подходят к пониманию еще одного свойства влажного снега — тяжести. Сооружениям из комьев снега можно придать большую прочность, если облить водой (это дети делают вместе с педагогом), заделывают отверстия между комьями снежным тестом (в ведре снег смешивается с водой). С возведением какой — либо постройки из песка и снега продолжается обучение детей умению играть совместно. Например, воспитатель в присутствии детей в одном из собранных снежных валов строит домик. Они с интересом наблюдают за действиями педагога, пытаются помочь: лопатками утрамбовывают стены дома, формируют окна, двери. Воспитатель поддерживает инициативу детей и просит их сделать в этом же снежном валу домики для своих кукол и совместно поиграть. Для поддержания интереса к игре воспитатель может использовать разноцветные флажки, льдинки, шишки и т. д.Кроме игр с песком, водой и снегом, в средней группе проводят игры с коры, шишек, желудей, травы, палочек, глины. Это могут быть лодочки, кораблики, птицы, животные, различная мебель. Из плодов ягод рябины, с помощью иголки с ниткой можно изготовить украшения (бусы, браслет). Весной из одуванчиков, летом из полевых цветов, осенью из позолоченных листьев плетут венки на голову. При игре с глиной, добавляя немного воды, и высушив на солнце, можно изготовить глиняную детскую посуду, небольшие кувшины, тазики. Летом, собирая разные цветы и листья, высушенные на солнце, изготавливают гербарии и картины из засушенных цветов и травок. Игры с «живыми камнями» способствуют развитию воображения и связной речи. Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных. Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению. Таким образом, тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучие эмоциональной сферы. Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом. 17 Список литературы 1. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей [Текст]: учеб. пособие / Т.В. Башаева.- М.: Просвещение, 2005. - С. 80 — 86. 2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]/ сост. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - С. 8 -14. 3. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: кн. для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер. - М., 2004. - С. 109 -111. 4. Гульянц, Э.К., Базик, И.Я. Что можно сделать из природного материала [Текст]: кн. для воспитателей детского сада / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. - М.: Просвешение, 2011. - С. 5 — 17. 5. Поделки из природных материалов [Текст] / О.П. Куликова. - М.: Издательский дом МСП, 2008. - С.7-17. 6. Фантазии из природных материалов [Текст] / Е.Немешева. - М.: Айрис — пресс. - 2011. - С. 4 - 7. 21 Приложение «Игры с песком» Игры для детей 3-4 лет. «Автогонщики». Проведите на влажном песке извилистую линию. Для маленькой машинки она станет настоящей автотрассой. Можно на трассе поставить флажки (палочки), которые во время гонки постараться не сбить. «Загадка». Взрослый загадывает загадку ребенку, он отгадывает. В песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, ребенок проверяет правильность ответа. «Заборчик». На столе вперемешку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить забор синего цвета, потом красные палочки- красный забор. А затем один большой забор, чередуя по цвету, закрепляя понятия ритма. «Сад- огород». Предлагаю игрушечные овощи и фрукты и прошу посадить сад и огород: фрукты (отдельно), овощи (отдельно). После выполнения задания, дети рассказывают, что где растет. «Что изменилось». Ребенок строит в песочнице «лес» и заселяет его миниатюрными фигурками диких животных. Потом он отворачивается, а взрослый меняет фигурки местами, может убрать какую-либо фигурку или доставить, ребенок рассматривает «лес» и рассказывает, что изменилось в лесу за время отсутствия. «Чьи следы». Дети с интересом оставляют отпечатки разных предметов на влажном песке. При этом они лучше запоминают названия геометрических фигур и величину (большой, маленький, средний). «Ловкие пальчики». Эта игра способствует развитию мелкой моторики рук. Пальцы ходят по песку, «прыгают», «играют на пианино», выполняют зигзагообразные движения. «Пекарня». Предложить ребенку испечь «пирожки», «торты», «пироги» разного размера и формы. А потом посчитать их. Угостить кукол, разрезав пирог на 2, 4 части. Таким образом, ребенок знакомиться в игре с математическими понятиями: половинка, четвертинка. 22 «Столовая». «Зоопарк». Используя набор мелких игрушек «Дикие животные», предложить ребенку организовать в песочнице настоящий зоопарк, огородив его насыпным забором, сделанным с помощью ладоней. Можно использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Получиться пруд для водоплавающих птиц. «Ферма». Использовать набор игрушек «Домашние животные», предложить ребенку построить ферму или птичий двор, посадить сад, сделать грядку для овощей, разбить клумбу. На лугу будут пастись корова, овца, около дома стоит лошадка, ожидая хозяина, а в будке сторожевой пес. «Художник». Предложить ребенку нарисовать на песке пальцем или палочкой простые предметы (солнце, дерево, флажок и т. д.) Преимущество такого способа рисования состоит в том, что попытки получить качественный рисунок можно повторить многократно. Игры с песком для детей 5-7 лет. «Мой клад». Ребенок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Когда другие дети отгадывают, дает инструкцию, как найти спрятанную вещь словами «правее», «левее», прямо и т.д. «Отгадай разгадку». «Засекречивать» можно предметы, названия которых начинаются с изучаемого звука, буквы, цифры, геометрические фигуры. «Угадай по описанию». Взрослый описывает предмет, закопанный в песок, а ребенок должен угадать, что это. Откопав предмет, ребенок проверяет правильность ответа. Можно наоборот: ребенок описывает, взрослый угадывает. «Продолжи узор». Нарисуйте на песке простой узор и попросите ребенка продолжить его. «Узнавалка». В этой игре рисуется какой-либо контур. А затем предлагается посмотреть на него с разных сторон, пытаясь придумать, на что же похоже. 23 «Секрет». Для игры понадобиться кусочек прозрачного пластика, примерно 10 см. В песке делается углубление. В нем ребенок раскладывает камушки, элементы разнообразных мозаик, а затем накрывает их сверху «стеклышком» и засыпает эту композицию песком. Секрет готов. Осторожно расчистить пальцами песок, любой желающий может посмотреть. «Повторялка». Проведите прямую линию и попросите ребенка нарисовать рядом еще одну. Скажите ему, что это дорожка для машины или ручеек для кораблика. Главное. Проводя параллельную линию, не отрывать руки, а проводить одним движением. В следующий раз нарисуйте для копирования извилистую или ломаную линию. «Точка, точка, запятая». «Точка, точка, запятая- Вышла рожица кривая. Ручки, ножки, огуречик. Получился человечек». Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка. Наверное, ребенку самому захочется повторить эти строчки и изобразить человека. «Художники». Взрослый начинает рисунок, ребенок говорит, что это может быть (проводить можно только одну линию) и дорисовать одну линию. Взрослый должен придумать что-то другое и дорисовать следующую линию в соответствии со своим замыслом. Так до тех пор, пока кто- нибудь из играющих не сможет изменить рисунок. Выигрывает тот, кто внес последние изменения. «Одновременно». Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Сначала попросите посмотреть два клубка ниток- один правой, другой- левой рукой. Движения рук должны быть синхронными, левая рука- круги против часовой стрелки, а правая- по часовой. Затем нарисовать 2 круга, 2 квадрата, 2 треугольника и т. д. «Вензеля из камушков». По заранее выдавленным в песке бороздкам, камушками выкладывается крупная буква. Выкладывание можно превратить в захватывающее соревнование. От вензелей, состоящих из одной буквы, можно перейти к выкладыванию коротких слов. «Песчаные замки». Нарисовать вместе с ребенком на картоне простейшее изображение замка. Затем попросите вырезать эту картинку. Покройте весь замок слоем клея. Положите клеевой стороной на песок, поднимите и дайте просохнуть. Песчаный замок готов. Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом.Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом. Дошкольный возраст — особый, уникальный период в жизни ребенка. Это время активного познания окружающего мира, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное воспитание является важнейшей частью планомерного развития и воспитания дошкольников. Работая с природным материалом, ребенок знакомится с его свойствами, у него развивается мелкая мускулатура рук, координация движений. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключается в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребенка является растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше малыш получает впечатлений, тем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идет образование связей и развитие мозга. В этот период особенно активны органы восприятия - слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения. Познавая мир, ребенок использует все пять органов чувств. Ему мало подробных рассказов, чтобы составить представление о предмете или явлении, малыш должен не только слышать о нем, но и увидеть, потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус. Для детей раннего возраста предусмотрены специально организованные занятия по сенсорному воспитанию. Первоначально эта работа предполагает накопление сенсорных представлений и предусматривает создание окружающей ребенка. В дальнейшем проводятся занятия, которые используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.). Дальнейшее сенсорное развитие осуществляется в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию, в повседневной жизни, в играх с природным материалом (ракушки, орехи, семечки) У детей раннего возраста (первый год жизни) сенсорное развитие направлено на обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины. На втором - третьем году должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливая представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Начиная с четвертого года жизни, у детей сенсорное развитие подразумевает формирование сенсорных эталонов: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе игры, рисования, аппликации и конструирования. Для детей наиболее эффективной формой организации сенсорного воспитания является формирование сенсорных процессов ребенка в продуктивной деятельности, а именно в играх с природным материалом. Итак, поговорим о некоторых видах игр с природными материалами Цель: приобретение новых знаний путём самостоятельного поиска, исследовательской игровой деятельности. Задачи игр: - развивать у детей фантазию, память, внимание, мышление; - развивать умение детей взаимодействовать друг с другом; - способствовать развитию чувственного опыта детей, развивать их сенсорные способности и анализаторы; - формировать нравственные качества: самостоятельность, инициативу, уверенность в собственных силах. а сам процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные игры с водой и песком: часами ребенок может переливать воду и пересыпать песок. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают - тонут). зимнее время можно предложить ребятам набрать в формочки снег или сделать снежную горку. Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием - лепка. Предложить малышам вылепить комочки - снежки, зайчика с ушками, морковку, чтобы его накормить, и т. п. В присутствии детей взрослый лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Так малыши усваивают представление о свойствах снега. сенсорный опыт детей. Также в этих играх дети учатся взаимодействовать друг с другом. инструменты: собирать косточки от вишни и черешни, арбуза, персика, а потом с помощью пластиковых бутылок или других емкостей делать шумелки, в зависимости от наполнения бутылки будет разное звучание. связной речи. Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных. Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению. материалов, привезенных с моря интересны и детям и взрослым. Такое занятие позволит скрасить холодные зимние вечера и наполнить их воспоминаниями о прекрасном летнем отдыхе. Показать детям, как отличаются морские ракушки одна от другой. Из створок раковин могут получиться замечательные крылья бабочки или элементы туловища для поделки. Игры с детьми по созданию поделок из природных материалов, это не только увлекательное занятие, но и ненавязчивое обучение. Игры с природным материалом - это первый шаг на пути познания ребенком окружающего его природного мира, на пути освоения им опыта взаимодействия с природой. И в заключении хотелось бы сказать, что… Тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучие эмоциональной сферы. Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом. К. Д. Ушинский писал: «дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которые они не могут изменить по своему желанию... лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом... для детей лучшая игрушка - куча песка». сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом | Методическая разработка (младшая группа) на тему:По теме: методические разработки, презентации и конспекты"Обогащение сенсорного опыта детей в процессе игр с природными материалами"Многие из свойств природных материалов ребёнок познаёт чувственным путём. Способы чувственного познания, умение выделять те или иные свойства и качества предметов развиваются в процессе содержательной... Тема: «Сенсорное развитие детей в процессе игр с природным материалом» (методическая разработка)Дошкольный возраст - особый,уникальный по своей значимости период жизни человека.... Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материаломДошкольный возраст — особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного ... Консультация " Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом"Работая с природным материалом, ребенок знакомится с его свойствами, у него развивается мелкая мускулатура рук, координация движений . Особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключаетс... Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материаломДошкольный возраст — особый, уникальный период в жизни ребенка. Это время активного познания окружающего мира, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития позна... Презентация Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материаломДля детей наиболее эффективной формой организации сенсорного воспитания является формирование сенсорных процессов ребенка в продуктивной деятельности, а именно в играх с природным материалом.... Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом.Сенсорное развитие детей, дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов.Актуальность исследования заключается в том что ,познание человеком окружаещего мира начинаетсяс " ж... Презентация к уроку по окружающему миру (младшая группа) на тему: Презентация Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материаломСлайд 1 Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида №21 «Рощица» Выполнила: воспитатель 1 младшей группы Михалева Н.С. г . Мыски 2017Слайд 2 Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Слайд 4 Игры с природными и другими материалами Цель: приобретение новых знаний путём самостоятельного поиска, исследовательской игровой деятельности. Задачи игр - развивать у детей фантазию, память, внимание, мышление; развивать умение детей взаимодействовать друг с другом; - способствовать развитию чувственного опыта детей, развивать их сенсорные способности и анализаторы; - формировать нравственные качества: самостоятельность, инициативу, уверенность в собственных силах. Слайд 5 Игры с песком Слайд 6 Игры с водой Слайд 7 Игры со снегом Слайд 8 И гры с фасолью, горохом Слайд 9 Изготовление музыкальных инструментов Слайд 10 Игры с «живыми камнями» Слайд 11 Игры с морскими ракушками Слайд 12 Игры с природным материалом - это первый шаг на пути познания ребенком окружающего его природного мира, на пути освоения им опыта взаимодействия с природой. Слайд 13 Спасибо за внимание! ИГРЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИГРЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Значимость сенсорного развития заключается в том, что оно совместно с восприятием и формированием представлений о внешних свойствах окружающих вещей, играет важную роль в умственном развитии ребенка дошкольного возраста. Сенсорное развитие представляет собой фундамент не только для успешного умственного развития ребенка, но и выступает в качестве самостоятельного фактора, необходимого для успешного обучения ребенка в детском саду, а затем и в школе. Кроме того, сенсорное развитие необходимо для эффективного выполнения разных видов детской деятельности. Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Такие формы познания как мышление, запоминание и воображение строятся на основании образов восприятия и являются результатом их переработки. Именно поэтому умственное развитие ребенка дошкольного возраста невозможно без опоры на полноценное сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка начинается в первые годы его жизни и осуществляется посредством освоения всего многообразия окружающего мира через восприятия и ощущения. Постепенно на основании полученных знаний у ребенка формируются умения и навыки, интеллектуальные способности и способности к обучению. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребенка является растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше ребенок получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идет образование связей и развитие мозга. В этот период особенно активны органы восприятия - слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения. Для сенсорного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Это разнообразные поделки, игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Природное окружение является эффективным средством сенсорного развития ребенка-дошкольника. Одним из эффективных средств сенсорного развития являются игры с природным материалом (с песком, водой, глиной, и др.). Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все виды детской деятельности ребенка. Игры с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формированию первых трудовых навыков. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Однако, как показывает практика, в педагогическом процессе ДОУ воспитатель недостаточно использует игры с природным материалом для сенсорного развития малышей. Исследование проводилось в младшей группе МБДОУ детский сад «Родничок» с. Аскиз. Участие в диагностике приняли 20 детей младшего дошкольного возраста. В качестве диагностической методики была использована комплектная методика Т.В. Николаевой, направленная на выявление сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета. Все полученные результаты были подвергнуты качественной и количественной обработке. Результаты диагностики по первому заданию «Вложение геометрических форм в гнезда соответствующей плоскости» показали, у детей преобладает средний (45 %) и низкий уровень (40%) сенсорного развития. Высокий уровень был зафиксирован только 15 % детей. Дети с низким уровнем много ошибались в названии геометрических фигур. По результатам второго задания «Сгруппировать предметы по цвету», у детей преобладает средний уровень (50%), также выявлено равное количество детей со средним (25%) и низким (25%) уровнем сенсорного развития. Дети с низким уровнем сенсорного развития ошибались при группировке предметов, в соответствии с цветом, им требовалась помощь воспитателя. Результаты диагностики по третьему заданию «Сложить трехсоставную матрешку» показали, у детей преобладает средний (55 %) и низкий (35%) уровень сенсорного развития. Высокий уровень был зафиксирован только 10 % детей. Дети с низким уровнем затруднялись в сборе матрешки, им требовалась помощь воспитателя. Результаты диагностики по четвертому заданию «Сложение трех пирамидок разного цвета» показали, у детей преобладает средний (50 %) и низкий (30%) уровень сенсорного развития. Высокий уровень был зафиксирован у 20 % детей. Дети с низким уровнем испытывали трудности в последовательности сбора колец, с заданием справлялись при помощи воспитателя, его наводящих подсказок. Результаты диагностики по пятому заданию «Сложение разрезанной на три части предметной картинки» показали, у детей преобладает средний (55 %) и низкий (40%) уровень сенсорного развития. Высокий уровень был зафиксирован у одного ребенка. Дети с низким уровнем испытывали трудности в складывании картинки, они имели представления с чего начать выполнение, пробовали складывать края, которые были разной длины. Для выполнения задания им была необходима помощь воспитателя. Таким образом, проведенная диагностика показала, что дети младшего дошкольного возраста не владеют сенсорными эталонами. Это говорит о необходимости проведения целенаправленной работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста с использованием игр с природным материалом. Природный материал в ДОУ необходимо использовать регулярно как в рамках индивидуальных, так и подгрупповых развивающих сеансах. Для того, чтобы игры с природным материалом были действительно эффективны и оказывали необходимое воздействие на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста следует осуществлять педагогическое руководство данными играми. Педагогическое руководство по организации и проведении игр с природным материалом в младшей дошкольной группе, должно быть направлено на организацию условий, необходимых для развития ориентировочной деятельности детей с различными игровыми действиями. Организация игр с природным материалом во многом зависит от времени года. Так, летом основным природным материалом, с которым играют дети, является песок. Чтобы заинтересовать детей, воспитатель до начала прогулки может построить дом из песка, а затем предложить детям соорудить еще одну постройку. Игра с песком и водой вызывает неповторимые тактильные ощущения, доставляет необычайное удовольствие и является исцеляющим методом песочной терапии. Работа с песком и водой позволяет легко создавать новые образы и не требует каких-либо умений. Строительно-сюжетные игры предполагают наличие у детей более совершенных и разнообразных умений. Даже при постройке простого домика из песка ребенок должен действовать лопаткой по-разному (сгребать, насыпать и т. д.). Необходимо, чтобы он умел ориентироваться в расположении своей постройки среди построек других детей, строить вместе с ними на ограниченном пространстве. В зимнее время года, в качестве основного природного материала, выступает снег. С ним, так же как и с песком, дети, играя строят постройки, как самостоятельно, так и по образцу воспитателя. Помимо песка и снега, в качестве природного материла, можно использовать камни. Играя с камнями различной формы, дети закрепляют тактильные ощущения: гладкий, шероховатый, острый, закругленные. Игры с камнями способствуют развитию воображения и связной речи. Например, играя на улице, дети могут камни разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных. Каждый раз можно использовать разные камни для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению. Природа богата материалом, который дети могут использовать в игре. Знания о природном материале поможет ребенку в каждом конкретном случае определить, какой признак будет играть главную роль в успешном выполнении задания. Таким образом, игры с природным материалом являются одним из наиболее эффективных средств сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста. Но для того, чтобы процесс сенсорного развития осуществлялся динамично, необходимо создать все необходимые условия и использовать все виды природного материала в играх с детьми. Библиографический список
Изучение преимуществ сенсорной игрыС рождения до раннего детства дети используют свои пять чувств, чтобы исследовать и пытаться понять мир вокруг них. Это важная часть раннего развития детей, и предоставление детям возможностей активно использовать свои чувства, когда они исследуют свой мир с помощью «сенсорной игры», имеет решающее значение для развития мозга. Обучение через сенсорное исследование естественным образом дается младенцам и детям младшего возраста, что имеет смысл, если учесть, что навыки, на которые они будут полагаться для понимания объектов, пространств, людей и взаимодействий, еще не полностью развиты. Когда мы взрослые, наши чувства предоставляют нам жизненно важную информацию, которую мы используем для принятия решений тысячи раз в день. Мы можем воспринимать эту способность как должное и почти не замечать ее, но именно по этой причине так важно помогать детям познавать свои чувства. Поднимать предметы и ощущать их текстуру люди часто ассоциируют с сенсорной игрой, но это гораздо больше, чем прикосновение. |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |