О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом


Консультация по окружающему миру (средняя группа): Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом

Сенсорное развитие детей в процессе игр с природным материалом.

Дошкольный возраст — особый, уникальный период в жизни ребенка. Это время активного познания окружающего мира, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

Именно   этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.  Сенсорное  воспитание является  важнейшей частью планомерного развития и воспитания дошкольников.

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

        Познавая мир, ребенок использует все пять органов чувств. Ему мало подробных рассказов, чтобы составить представление о предмете или явлении, малыш должен не только слышать о нем, но и увидеть, потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус.

        Для детей раннего возраста предусмотрены специально организованные занятия по сенсорному воспитанию.

        Первоначально эта работа предполагает накопление сенсорных представлений и предусматривает создание окружающей ребенка среды

        В дальнейшем проводятся занятия, которые используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.). Дальнейшее сенсорное развитие осуществляется в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию, в  повседневной жизни, в играх с природным материалом (ракушки, орехи, семечки)

У детей раннего возраста  (первый год жизни) сенсорное развитие направлено на обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы   он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины. 

На втором - третьем году должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливая представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни, у детей  сенсорное развитие подразумевает формирование сенсорных эталонов:  устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. 

        Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе  игры, рисования, аппликации и конструирования.

        Для детей наиболее эффективной формой организации сенсорного воспитания является формирование сенсорных процессов ребенка в продуктивной деятельности, а именно в играх с природным материалом. 

Итак, поговорим  о  некоторых видах игр с природными материалами

 Цель: приобретение новых знаний путём самостоятельного поиска, исследовательской игровой деятельности.

Задачи игр:

 - развивать у детей фантазию, память, внимание, мышление;

-  развивать умение детей взаимодействовать друг с другом;

 - способствовать развитию чувственного опыта детей, развивать их сенсорные способности и анализаторы;

- формировать нравственные качества: самостоятельность, инициативу, уверенность в собственных силах.

  • Основным мотивом игры является не получение результата, а сам процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные игры с водой и песком: часами ребенок может переливать воду и пересыпать песок.

Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают - тонут).

  • Игры со снегом имеют свою специфику. Во время прогулок в холодное зимнее время можно предложить ребятам набрать в формочки снег или сделать снежную горку. Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием - лепка. Предложить малышам вылепить комочки - снежки, зайчика с ушками, морковку, чтобы его накормить, и т. п. В присутствии детей взрослый лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Так малыши усваивают представление о свойствах снега. 

Игры с разнообразными крупами развивают мелкую моторику, речь и сенсорный опыт детей. Также в этих играх дети учатся взаимодействовать друг с другом.

  • Из природных материалов также можно изготовить музыкальные инструменты: собирать косточки от вишни и черешни, арбуза, персика, а потом с помощью пластиковых бутылок или других емкостей делать шумелки, в зависимости от наполнения бутылки будет разное звучание.
  • Игры с «живыми камнями» способствуют развитию воображения и связной речи. Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных. Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению.
  • Игры с детьми по изготовлению сувениров и поделок из природных материалов, привезенных с моря интересны и детям и взрослым. Такое занятие позволит скрасить холодные зимние вечера и наполнить их воспоминаниями о прекрасном летнем отдыхе. Показать детям, как отличаются морские ракушки одна от другой. Из створок раковин могут получиться замечательные крылья бабочки или элементы туловища для поделки. Игры с детьми по созданию поделок из природных материалов, это не только увлекательное занятие, но и ненавязчивое обучение.

Игры с природным материалом - это первый шаг на пути познания ребенком окружающего его природного мира, на пути освоения им опыта взаимодействия с природой.

В заключении хотелось бы сказать, что…

Тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучие эмоциональной сферы. Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом.  К. Д. Ушинский писал: «дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которые они не могут изменить по своему желанию... лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом... для детей лучшая игрушка - куча песка».

Консультация (младшая группа) на тему: Консультация " Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом"

Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом.

Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом.

Работая с природным материалом, ребенок знакомится с его свойствами, у него развивается мелкая мускулатура рук, координация движений . Особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключается в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребенка является растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше малыш получает впечатлений, тем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идет образование связей и развитие мозга. В этот период особенно активны органы восприятия - слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения.

Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Ручной труд способствует сенсомоторике - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление. Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.

Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно. Игра помогает выражать свои чувства, так как в дошкольном возрасте, особенно в младшем, дети испытывают нехватку вербальных средств. С этой точки зрения игрушки для ребенка — это слова, а сама игра — это речь, рассказ. Основным мотивом игры является не получение результата, а сам процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные игры с водой и песком: часами ребенок может переливать воду и пересыпать песок, также игры со снегом. Эти игры явно приносят внутренний покой и радость, они полны свободой, независимостью, простором для бесконечного экспериментирования. Игры с песком и водой широко используют психологи в работе с дошкольниками. Но те же песок и воду можно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, счетных операций, развития мелкой моторики, развития речи. В процессе знакомства с различными природными материалами и их свойствами осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников, обогащается их жизненный опыт. Игры с природным материалом — снегом, водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, желудями, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, мхом и т. п. являются прекрасным сырьем для поделок и игр с ними.

Педагогическое руководство играми с природными материалами должно быть направлено на организацию условий, необходимых для развития ориентировочной деятельности детей и различных игровых действий. Так, для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет обычную формочку пирожков разнообразить сооружением двориков, замков, прокладыванием дорог. Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады. Действуя таким образом с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в тоже время увлекательно играет. При наличии соответствующих игрушек дети разнообразно действуют с ними. Игры с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают — тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут. В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Дети 4-5 лет усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная. Таким образом, богатый ассортимент игрушек создает условия для разнообразия действий детей и накопления у них чувственных впечатлений. Но это еще недостаточно для того, чтобы ребенок мог осознанно обобщить качества материалов и умел правильно действовать с игрушками. Необходимо, как и в младших группах, участие в играх детей воспитателя. В процессе игры он называет, уточняет, а иногда и изменяет состояние материалов, их свойства; доказывает последовательность игровых действий.

Игры со снегом имеют свою специфику. Во время прогулок в холодное зимнее время воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети не переохлаждались. Он может предложить ребятам набрать в формочки снег для цветных льдинок или сделать снежную горку. Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием — лепка. Педагог предлагает малышам вылепить комочки — снежки, зайчика с ушками, морковку, чтобы его накормить, и т. п. В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика, дети радуются, что снег липкий, славный получился снеговик! Так малыши усваивают представление о свойствах снега. А дети 4-6 лет осваивают новый прием строительства из снега — лепку из   накатанных комьев, так делают фигуры человека (Дед Мороз, Снегурочка), крепости. Катая комья дети подходят к пониманию еще одного свойства влажного снега — тяжести. Сооружениям из комьев снега можно придать большую прочность, если облить водой (это дети делают вместе с педагогом), заделывают отверстия между комьями снежным тестом (в ведре снег смешивается с водой).

С возведением какой — либо постройки из песка и снега продолжается обучение детей умению играть совместно. Например, воспитатель в присутствии детей в одном из собранных снежных валов строит домик. Они с интересом наблюдают за действиями педагога, пытаются помочь: лопатками утрамбовывают стены дома, формируют окна, двери. Воспитатель поддерживает инициативу детей и просит их сделать в этом же снежном валу домики для своих кукол и совместно поиграть. Для поддержания интереса к игре воспитатель может использовать разноцветные флажки, льдинки, шишки и т. д.Кроме игр с песком, водой и снегом, в средней группе проводят игры с   коры, шишек, желудей, травы, палочек, глины. Это могут быть лодочки, кораблики, птицы, животные, различная мебель.

Из плодов ягод рябины, с помощью иголки с ниткой можно изготовить украшения (бусы, браслет). Весной из одуванчиков, летом из полевых цветов, осенью из позолоченных листьев плетут венки на голову.

При игре с глиной, добавляя немного воды, и высушив на солнце, можно изготовить глиняную детскую посуду, небольшие кувшины, тазики.

Летом, собирая разные цветы и листья, высушенные на солнце, изготавливают гербарии и картины из засушенных цветов и травок.

Игры с «живыми камнями» способствуют развитию воображения и связной речи. Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных. Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению.

Таким образом, тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучие эмоциональной сферы. Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом. 

17

Список литературы

1. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей [Текст]: учеб. пособие / Т.В. Башаева.- М.: Просвещение, 2005. - С. 80 — 86.

2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]/ сост. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - С. 8 -14.

3. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: кн. для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер. - М., 2004. - С. 109 -111.

4. Гульянц, Э.К., Базик, И.Я. Что можно сделать из природного материала [Текст]: кн. для воспитателей детского сада / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. - М.: Просвешение, 2011. - С. 5 — 17.

5. Поделки из природных материалов [Текст] / О.П. Куликова. - М.: Издательский дом МСП, 2008. - С.7-17.

6. Фантазии из природных материалов [Текст] / Е.Немешева. - М.: Айрис — пресс. - 2011. - С. 4 - 7.

21

Приложение

«Игры  с песком»

Игры для детей 3-4 лет.

«Автогонщики». Проведите на влажном песке извилистую линию. Для маленькой машинки она станет настоящей автотрассой. Можно  на трассе поставить флажки (палочки), которые во время гонки постараться не сбить.

«Загадка». Взрослый загадывает загадку ребенку,   он отгадывает. В песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, ребенок проверяет правильность ответа.

«Заборчик». На столе вперемешку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить забор синего цвета, потом красные палочки- красный забор. А затем один большой забор, чередуя по цвету, закрепляя понятия ритма.

  «Сад- огород». Предлагаю игрушечные овощи  и фрукты и прошу посадить сад и огород: фрукты (отдельно), овощи (отдельно). После выполнения задания, дети рассказывают, что где растет. 

«Что изменилось». Ребенок строит в песочнице «лес» и заселяет его миниатюрными фигурками  диких животных. Потом он отворачивается, а взрослый меняет фигурки местами, может убрать какую-либо фигурку или доставить, ребенок рассматривает «лес» и рассказывает, что изменилось в лесу за время отсутствия. 

«Чьи следы». Дети с интересом оставляют отпечатки разных предметов на влажном песке. При этом они лучше запоминают названия геометрических фигур   и величину (большой, маленький, средний).

«Ловкие пальчики». Эта игра способствует развитию мелкой моторики рук. Пальцы ходят по песку, «прыгают», «играют на пианино», выполняют зигзагообразные движения.

«Пекарня». Предложить ребенку испечь «пирожки», «торты», «пироги» разного размера и формы. А потом посчитать их. Угостить кукол, разрезав пирог на 2, 4  части. Таким образом, ребенок знакомиться  в игре с математическими понятиями: половинка, четвертинка.

22

«Столовая».
Предложите ребенку-повару приготовить обед из трех блюд для своих кукол. Тут песок  будет выступать уже не только в роли муки и теста, но и в качестве  крупы, соли, сахар.

  «Зоопарк». Используя набор мелких игрушек «Дикие животные», предложить ребенку организовать в песочнице настоящий зоопарк, огородив его насыпным забором, сделанным с помощью ладоней.  Можно использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Получиться пруд для водоплавающих птиц.

 «Ферма». Использовать набор игрушек «Домашние животные», предложить ребенку построить ферму или птичий двор, посадить сад, сделать грядку для овощей, разбить клумбу. На лугу будут пастись корова, овца, около дома стоит лошадка, ожидая хозяина, а в будке сторожевой пес.

 «Художник». Предложить ребенку нарисовать на песке пальцем или палочкой простые предметы (солнце, дерево, флажок и т. д.) Преимущество такого способа рисования состоит в том, что попытки получить качественный рисунок можно повторить многократно.

Игры с песком для детей  5-7  лет.

 «Мой клад». Ребенок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Когда другие дети отгадывают, дает инструкцию, как найти спрятанную вещь словами «правее», «левее», прямо и т.д.

«Отгадай разгадку». «Засекречивать» можно предметы, названия которых начинаются с изучаемого звука, буквы, цифры, геометрические фигуры.

«Угадай по описанию». Взрослый описывает предмет, закопанный в песок, а ребенок должен угадать, что это. Откопав предмет, ребенок проверяет правильность  ответа. Можно наоборот: ребенок описывает, взрослый угадывает.

  «Продолжи узор». Нарисуйте на песке простой узор и попросите ребенка продолжить его.

«Узнавалка». В этой игре рисуется какой-либо контур. А затем предлагается посмотреть на него с разных сторон, пытаясь придумать, на что же похоже.

23

 «Секрет». Для игры понадобиться кусочек прозрачного пластика, примерно 10 см. В  песке делается углубление. В нем ребенок раскладывает камушки, элементы разнообразных мозаик, а затем накрывает их сверху «стеклышком» и засыпает эту композицию песком. Секрет готов. Осторожно расчистить пальцами песок, любой желающий может посмотреть.

«Повторялка». Проведите прямую линию и попросите ребенка нарисовать рядом еще одну. Скажите ему, что это дорожка для машины или ручеек для кораблика. Главное. Проводя параллельную линию, не отрывать руки, а проводить одним движением. В следующий раз нарисуйте для копирования извилистую или ломаную линию.

«Точка, точка, запятая». «Точка, точка, запятая- Вышла рожица кривая. Ручки, ножки, огуречик. Получился человечек». Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка. Наверное, ребенку самому захочется повторить эти строчки и изобразить человека.

«Художники». Взрослый начинает рисунок, ребенок говорит, что это может быть (проводить можно только одну линию) и  дорисовать одну линию. Взрослый должен  придумать что-то другое и дорисовать следующую линию в соответствии со своим замыслом. Так  до тех пор, пока кто- нибудь из играющих не сможет изменить рисунок. Выигрывает тот, кто внес последние  изменения.  

«Одновременно».  Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Сначала попросите посмотреть два клубка ниток- один правой, другой- левой рукой. Движения рук должны быть синхронными, левая рука- круги против часовой стрелки, а правая- по часовой. Затем нарисовать 2 круга, 2 квадрата, 2 треугольника и т. д.

«Вензеля из камушков». По заранее выдавленным в песке  бороздкам, камушками выкладывается крупная буква. Выкладывание можно превратить в захватывающее соревнование. От вензелей, состоящих из одной буквы, можно перейти к выкладыванию коротких слов.

«Песчаные замки». Нарисовать вместе с ребенком на картоне простейшее изображение замка. Затем попросите вырезать эту картинку. Покройте весь замок слоем клея. Положите клеевой стороной на песок, поднимите и дайте просохнуть. Песчаный замок готов.

Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом.

Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом.

Дошкольный возраст — особый, уникальный период в жизни ребенка. Это время активного познания окружающего мира, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

Именно   этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.  Сенсорное  воспитание является  важнейшей частью планомерного развития и воспитания дошкольников.

Работая с природным материалом, ребенок знакомится с его свойствами, у него развивается мелкая мускулатура рук, координация движений. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключается в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребенка является растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше малыш получает впечатлений, тем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идет образование связей и развитие мозга. В этот период особенно активны органы восприятия - слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения.

 Познавая мир, ребенок использует все пять органов чувств. Ему мало подробных рассказов, чтобы составить представление о предмете или явлении, малыш должен не только слышать о нем, но и увидеть, потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус.

        Для детей раннего возраста предусмотрены специально организованные занятия по сенсорному воспитанию.

        Первоначально эта работа предполагает накопление сенсорных представлений и предусматривает создание окружающей ребенка.   В дальнейшем проводятся занятия, которые используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.). Дальнейшее сенсорное развитие осуществляется в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию, в  повседневной жизни, в играх с природным материалом (ракушки, орехи, семечки)

У детей раннего возраста  (первый год жизни) сенсорное развитие направлено на обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы   он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины. 

На втором - третьем году должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливая представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни, у детей  сенсорное развитие подразумевает формирование сенсорных эталонов:  устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.        

Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе  игры, рисования, аппликации и конструирования.

        Для детей наиболее эффективной формой организации сенсорного воспитания является формирование сенсорных процессов ребенка в продуктивной деятельности, а именно в играх с природным материалом.

Итак, поговорим  о  некоторых видах игр с природными материалами

 Цель: приобретение новых знаний путём самостоятельного поиска, исследовательской игровой деятельности.

Задачи игр:

 - развивать у детей фантазию, память, внимание, мышление;

-  развивать умение детей взаимодействовать друг с другом;

 - способствовать развитию чувственного опыта детей, развивать их сенсорные способности и анализаторы;

- формировать нравственные качества: самостоятельность, инициативу, уверенность в собственных силах.

а сам процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные игры с водой и песком: часами ребенок может переливать воду и пересыпать песок.

Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают тонут).

зимнее время можно предложить ребятам набрать в формочки снег или сделать снежную горку. Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием лепка. Предложить малышам вылепить комочки - снежки, зайчика с ушками, морковку, чтобы его накормить, и т. п. В присутствии детей взрослый лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Так малыши усваивают представление о свойствах снега. 

сенсорный опыт детей. Также в этих играх дети учатся взаимодействовать друг с другом.

инструменты: собирать косточки от вишни и черешни, арбуза, персика, а потом с помощью пластиковых бутылок или других емкостей делать шумелки, в зависимости от наполнения бутылки будет разное звучание.

связной речи. Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных. Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению.

материалов, привезенных с моря интересны и детям и взрослым. Такое занятие позволит скрасить холодные зимние вечера и наполнить их воспоминаниями о прекрасном летнем отдыхе. Показать детям, как отличаются морские ракушки одна от другой. Из створок раковин могут получиться замечательные крылья бабочки или элементы туловища для поделки. Игры с детьми по созданию поделок из природных материалов, это не только увлекательное занятие, но и ненавязчивое обучение.

Игры с природным материалом - это первый шаг на пути познания ребенком окружающего его природного мира, на пути освоения им опыта взаимодействия с природой.

И в заключении хотелось бы сказать, что…

Тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучие эмоциональной сферы. Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом.  К. Д. Ушинский писал: «дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которые они не могут изменить по своему желанию... лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом... для детей лучшая игрушка куча песка».

сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом | Методическая разработка (младшая группа) на тему:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обогащение сенсорного опыта детей в процессе игр с природными материалами"

Многие из свойств природных материалов ребёнок познаёт чувственным путём. Способы чувственного познания, умение выделять те или иные свойства и качества предметов развиваются в процессе содержательной...

Тема: «Сенсорное развитие детей в процессе игр с природным материалом» (методическая разработка)

Дошкольный возраст - особый,уникальный по своей значимости период жизни человека....

Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом

Дошкольный возраст — особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного ...

Консультация " Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом"

Работая с природным материалом, ребенок знакомится с его свойствами, у него развивается мелкая мускулатура рук, координация движений . Особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключаетс...

Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом

Дошкольный возраст — особый, уникальный период в жизни ребенка. Это время активного познания окружающего мира, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития позна...

Презентация Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом

Для детей наиболее эффективной формой организации сенсорного воспитания является формирование сенсорных процессов ребенка в продуктивной деятельности, а именно в играх с природным материалом....

Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом.

Сенсорное развитие детей, дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов.Актуальность исследования заключается в том что ,познание человеком окружаещего мира начинаетсяс " ж...

Презентация к уроку по окружающему миру (младшая группа) на тему: Презентация Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом

Слайд 1

Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида №21 «Рощица» Выполнила: воспитатель 1 младшей группы Михалева Н.С. г . Мыски 2017

Слайд 2

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Слайд 4

Игры с природными и другими материалами Цель: приобретение новых знаний путём самостоятельного поиска, исследовательской игровой деятельности. Задачи игр - развивать у детей фантазию, память, внимание, мышление; развивать умение детей взаимодействовать друг с другом; - способствовать развитию чувственного опыта детей, развивать их сенсорные способности и анализаторы; - формировать нравственные качества: самостоятельность, инициативу, уверенность в собственных силах.

Слайд 5

Игры с песком

Слайд 6

Игры с водой

Слайд 7

Игры со снегом

Слайд 8

И гры с фасолью, горохом

Слайд 9

Изготовление музыкальных инструментов

Слайд 10

Игры с «живыми камнями»

Слайд 11

Игры с морскими ракушками

Слайд 12

Игры с природным материалом - это первый шаг на пути познания ребенком окружающего его природного мира, на пути освоения им опыта взаимодействия с природой.

Слайд 13

Спасибо за внимание!

ИГРЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИГРЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Значимость сенсорного развития заключается в том, что оно совместно с восприятием и формированием представлений о внешних свойствах окружающих вещей, играет важную роль в умственном развитии ребенка дошкольного возраста.

Сенсорное развитие представляет собой фундамент не только для успешного умственного развития ребенка, но и выступает в качестве самостоятельного фактора, необходимого для успешного обучения ребенка в детском саду, а затем и в школе. Кроме того, сенсорное развитие необходимо для эффективного выполнения разных видов детской деятельности.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Такие формы познания как мышление, запоминание и воображение строятся на основании образов восприятия и являются результатом их переработки. Именно поэтому умственное развитие ребенка дошкольного возраста невозможно без опоры на полноценное сенсорное развитие.

Сенсорное развитие ребенка начинается в первые годы его жизни и осуществляется посредством освоения всего многообразия окружающего мира через восприятия и ощущения. Постепенно на основании полученных знаний у ребенка формируются умения и навыки, интеллектуальные способности и способности к обучению.

Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребенка является растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше ребенок получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идет образование связей и развитие мозга. В этот период особенно активны органы восприятия - слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения.

Для сенсорного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Это разнообразные поделки, игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Природное окружение является эффективным средством сенсорного развития ребенка-дошкольника. Одним из эффективных средств сенсорного развития являются игры с природным материалом (с песком, водой, глиной, и др.).

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все виды детской деятельности ребенка. Игры с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формированию первых трудовых навыков.

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Однако, как показывает практика, в педагогическом процессе ДОУ воспитатель недостаточно использует игры с природным материалом для сенсорного развития малышей.

Исследование проводилось в младшей группе МБДОУ детский сад «Родничок» с. Аскиз. Участие в диагностике приняли 20 детей младшего дошкольного возраста. В качестве диагностической методики была использована комплектная методика Т.В. Николаевой, направленная на выявление сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.

Все полученные результаты были подвергнуты качественной и количественной обработке.

Результаты диагностики по первому заданию «Вложение геометрических форм в гнезда соответствующей плоскости» показали, у детей преобладает средний (45 %) и низкий уровень (40%) сенсорного развития. Высокий уровень был зафиксирован только 15 % детей. Дети с низким уровнем много ошибались в названии геометрических фигур.

По результатам второго задания «Сгруппировать предметы по цвету», у детей преобладает средний уровень (50%), также выявлено равное количество детей со средним (25%) и низким (25%) уровнем сенсорного развития. Дети с низким уровнем сенсорного развития ошибались при группировке предметов, в соответствии с цветом, им требовалась помощь воспитателя.

Результаты диагностики по третьему заданию «Сложить трехсоставную матрешку» показали, у детей преобладает средний (55 %) и низкий (35%) уровень сенсорного развития. Высокий уровень был зафиксирован только 10 % детей. Дети с низким уровнем затруднялись в сборе матрешки, им требовалась помощь воспитателя.

Результаты диагностики по четвертому заданию «Сложение трех пирамидок разного цвета» показали, у детей преобладает средний (50 %) и низкий (30%) уровень сенсорного развития. Высокий уровень был зафиксирован у 20 % детей. Дети с низким уровнем испытывали трудности в последовательности сбора колец, с заданием справлялись при помощи воспитателя, его наводящих подсказок.

Результаты диагностики по пятому заданию «Сложение разрезанной на три части предметной картинки» показали, у детей преобладает средний (55 %) и низкий (40%) уровень сенсорного развития. Высокий уровень был зафиксирован у одного ребенка. Дети с низким уровнем испытывали трудности в складывании картинки, они имели представления с чего начать выполнение, пробовали складывать края, которые были разной длины. Для выполнения задания им была необходима помощь воспитателя.

Таким образом, проведенная диагностика показала, что дети младшего дошкольного возраста не владеют сенсорными эталонами. Это говорит о необходимости проведения целенаправленной работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста с использованием игр с природным материалом.

Природный материал в ДОУ необходимо использовать регулярно как в рамках индивидуальных, так и подгрупповых развивающих сеансах. Для того, чтобы игры с природным материалом были действительно эффективны и оказывали необходимое воздействие на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста следует осуществлять педагогическое руководство данными играми.

Педагогическое руководство по организации и проведении игр с природным материалом в младшей дошкольной группе, должно быть направлено на организацию условий, необходимых для развития ориентировочной деятельности детей с различными игровыми действиями.

Организация игр с природным материалом во многом зависит от времени года. Так, летом основным природным материалом, с которым играют дети, является песок. Чтобы заинтересовать детей, воспитатель до начала прогулки может построить дом из песка, а затем предложить детям соорудить еще одну постройку.  

Игра с песком и водой вызывает неповторимые тактильные ощущения, доставляет необычайное удовольствие и является исцеляющим методом песочной терапии. Работа с песком и водой позволяет легко создавать новые образы и не требует каких-либо умений.

Строительно-сюжетные игры предполагают наличие у детей более совершенных и разнообразных умений. Даже при постройке простого домика из песка ребенок должен действовать лопаткой по-разному (сгребать, насыпать и т. д.). Необходимо, чтобы он умел ориентироваться в расположении своей постройки среди построек других детей, строить вместе с ними на ограниченном пространстве.

В зимнее время года, в качестве основного природного материала, выступает снег. С ним, так же как и с песком, дети, играя строят постройки, как самостоятельно, так и по образцу воспитателя.

Помимо песка и снега, в качестве природного материла, можно использовать камни. Играя с камнями различной формы, дети закрепляют тактильные ощущения: гладкий, шероховатый, острый, закругленные. Игры с камнями способствуют развитию воображения и связной речи. Например, играя на улице, дети могут камни разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных. Каждый раз можно использовать разные камни для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению.

Природа богата материалом, который дети могут использовать в игре. Знания о природном материале поможет ребенку в каждом конкретном случае определить, какой признак будет играть главную роль в успешном выполнении задания.

Таким образом, игры с природным материалом являются одним из наиболее эффективных средств сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста. Но для того, чтобы процесс сенсорного развития осуществлялся динамично, необходимо создать все необходимые условия и использовать все виды природного материала в играх с детьми.

Библиографический список

  1. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников, - Мн. : БрГУ, 2007. - 195с.

  2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

  3. Янушко, Е. Сенсорное развитие для детей от 2 до 3 лет (комплект: 10 двухсторонних многоразовых карточек, брошюра с заданиями) / Е. Янушко. - М.: Эксмо, 2016. - 256 c.

Изучение преимуществ сенсорной игры


С рождения до раннего детства дети используют свои пять чувств, чтобы исследовать и пытаться понять мир вокруг них.

Это важная часть раннего развития детей, и предоставление детям возможностей активно использовать свои чувства, когда они исследуют свой мир с помощью «сенсорной игры», имеет решающее значение для развития мозга.

Обучение через сенсорное исследование естественным образом дается младенцам и детям младшего возраста, что имеет смысл, если учесть, что навыки, на которые они будут полагаться для понимания объектов, пространств, людей и взаимодействий, еще не полностью развиты.

Когда мы взрослые, наши чувства предоставляют нам жизненно важную информацию, которую мы используем для принятия решений тысячи раз в день. Мы можем воспринимать эту способность как должное и почти не замечать ее, но именно по этой причине так важно помогать детям познавать свои чувства.


Итак, что такое сенсорная игра?
Поднимать предметы и ощущать их текстуру люди часто ассоциируют с сенсорной игрой, но это гораздо больше, чем прикосновение.

Сенсорная игра включает в себя любую деятельность, которая стимулирует осязание, обоняние, вкус, зрение и слух маленького ребенка, а также все, что задействует движение и равновесие.

Сенсорная игра на самом деле ограничена только вашим собственным воображением, и, конечно же, здравый смысл используется в отношении материалов и типов игры, соответствующих возрасту и способностям вашего ребенка.

Вот несколько примеров для начала:

  • Сенсорная игра для младенцев - наблюдение за всплыванием пузырьков и ощущение их приземления на кожу или сморщивание цветной бумаги, чтобы услышать шум, почувствовать контуры и увидеть, как изменяются формы
  • Сенсорная игра для детей ясельного возраста - наблюдение за светом и тенью, создаваемыми светом фонарика на объектах разной формы и размера, или наблюдение за смешением цветов и формированием узоров путем рисования пальцами или рисования губкой (с помощью краски, безопасной для детей)
  • Сенсорная игра для детей дошкольного возраста - создание фигур и игра с кинетическим песком, или игра с музыкальными инструментами и слушание тона и высоты звука, когда они мягко или сильно ударяют или дуют через инструменты
Вероятно, самый простой способ помочь детям задействовать свои чувства - это поиграть на улице с природой, полной красок, движений, текстур, звуков и запахов.

Преимущества сенсорной игры
В сенсорной игре всегда происходит гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Сенсорные занятия, помимо развлечения и интереса для младенцев и маленьких детей, побуждают детей исследовать и исследовать. Кроме того, эти занятия помогают детям использовать «научный метод» наблюдения, формирования гипотез, экспериментов и выводов.

Сенсорная деятельность также позволяет детям уточнять свои пороги для различной сенсорной информации, помогая их мозгу создавать более сильные связи с сенсорной информацией и узнавать, какие полезные, а какие можно отфильтровать.

Например, ребенку может быть трудно играть с другими детьми, когда в его окружении слишком много всего происходит с противоречивыми шумами или взглядами.

С помощью сенсорной игры ребенок может научиться блокировать шум, который не важен, и сосредоточиться на игре, которая происходит со своим сверстником.

Другой пример - ребенок, который особенно привередлив в еде влажной пищи, такой как спагетти.

Использование сенсорной игры может помочь ребенку прикасаться, нюхать и играть с текстурой в окружающей среде с небольшими ожиданиями.По мере того, как ребенок развивает доверие и понимание этой текстуры, она помогает выстраивать в мозгу позитивные пути, позволяющие говорить о том, что употребление этой пищи безопасно.

Другие причины, по которым сенсорная игра полезна для детей, включают:

  • Помогает наладить нервные связи в мозге
  • Способствует развитию моторики
  • Поддерживает языковую разработку
  • Он поощряет «научное мышление» и решение проблем.
  • Это может включать в себя осознанные занятия, полезные для всех детей
Желание участвовать в сенсорной игре естественно для детей, и его следует поощрять и поддерживать как дома, так и в условиях раннего обучения.

Сенсорная игра является важной частью всех программ раннего обучения в центрах Goodstart, и благодаря новой государственной субсидии по уходу за детьми (начиная со 2 июля) высококачественное раннее обучение теперь может быть более доступным для вашей семьи.


От рождения до пяти лет, Творчество, Раннее обучение, Консультации экспертов, Изучение, Веселые мероприятия, Воображение, Исследования, Подготовка к школе, Наука, Речь .

Сенсорная интеграция | 7 чувств в развитии ребенка

Что такое сенсорная интеграция?

Сенсорная интеграция - это процесс, с помощью которого мы получаем информацию через наши органы чувств, систематизируем эту информацию и используем ее для участия в повседневной деятельности.

Пример сенсорной интеграции:

  • Ребенок нюхает еду, когда подносит ее ко рту
  • Дегустация
  • Ощущение текстуры
  • Определяет, что это за еда и хотят ли они еще

Знаете ли вы, что существует 7 чувств?

Вы правильно прочитали! Большинство людей думают, что смыслов всего пять, но на самом деле их семь! Так что же такое 7 чувств?

  • Прицел (Обзор)
  • Слух (слуховой)
  • Запах (Обонятельный)
  • Вкус (Вкусный)
  • Сенсорный (Тактильный)
  • Вестибулярный (движение): чувство движения и равновесия, которое дает нам информацию о том, где находятся наша голова и тело в пространстве.Помогает нам оставаться в вертикальном положении, когда мы сидим, стоим и ходим.
  • Проприоцепция (Положение тела): ощущение телесного осознания, которое сообщает нам, где наши части тела находятся относительно друг друга. Это также дает нам информацию о том, сколько силы нужно использовать, что позволяет нам делать что-то вроде разбивания яйца, не раздавливая яйцо в наших руках.

Так как же все это вместе? Вот пример сенсорной интеграции во время игры в бейсбол:

Представьте, что вы играете в бейсбол и готовы к битой.Вы используете свое вестибулярное чутье, чтобы принять стойку для отбивания мяча, и проприоцепцию, чтобы почувствовать, где находятся ваши руки, где находятся ваши ноги и как вы должны качаться, чтобы войти в контакт с мячом. Затем вы видите, как мяч приближается к вам, и вы замахиваетесь. Вы слышите, как мяч ударяется о биту, и вы знаете, что попали в нее, поэтому начинаете бежать! Вы продолжаете слушать и смотреть, как видите, как другие игроки пытаются достать мяч и пометить вас. Вы видите, что приближаетесь к первой базе, но мяч тоже, поэтому вы решили скользить.Когда вы скользите, вы балансируете свое тело; вытяните руки, потому что вы знаете их положение и что они первыми достигнут базы; и почувствуйте, когда основание касается кончиков ваших пальцев. Может быть, немного неприятно ощущать вкус и запах грязи, когда вы скользите, но ваши чувства подтверждают, что вы это сделали!

Ищете сенсорные занятия для ребенка?

У нас есть отличные идеи для вашего малыша от рождения до 18 месяцев.

Узнать больше

Сенсорное развитие и вехи

Когда начинается сенсорное развитие?

Очень рано! Фактически, некоторое сенсорное развитие, например обоняние, начинается еще в утробе матери.

Какие вехи сенсорной интеграции должен достичь мой ребенок?

По мере того, как ваш ребенок растет и развивается, он должен достичь новых сенсорных вех.От визуального отслеживания до поиска новых игрушек и помещения предметов в рот (да, это типично!) Ребенок будет продолжать задействовать свои чувства, чтобы познавать окружающий мир.

Здесь вы можете увидеть некоторые из этих ранних сенсорных этапов и увидеть все сенсорные вехи за 18 месяцев.

Отслеживайте сенсорное развитие вашего ребенка

Изучите сенсорные вехи, чтобы отслеживать развитие вашего ребенка.

Узнать больше

Как узнать, есть ли у моего ребенка сенсорная проблема?

Некоторым детям трудно воспринимать и обрабатывать поступающие ощущения. Некоторые признаки сенсорной проблемы включают:

  • Чрезмерная чувствительность или недостаточная реакция на прикосновение, движение, взгляды или звуки
  • Необычно высокий или низкий уровень активности
  • Легко отвлекается; плохое внимание к задачам
  • Задержка речи, моторики или успеваемости
  • Проблемы с координацией; выглядит неуклюже или неуклюже
  • Плохое телесное восприятие
  • Сложности с изучением новых заданий или умением играть с незнакомыми игрушками
  • Сложность при выполнении задач, требующих одновременного использования обеих рук
  • Большую часть времени выглядит неорганизованным
  • Затруднения с переходами между видами деятельности или средами
  • Незрелые социальные навыки
  • Импульсивность или недостаток самоконтроля
  • Затруднение в самообладании после того, как "завелось"

Что делать, если вы подозреваете сенсорную проблему

Каждый ребенок по-разному реагирует на сенсорную информацию.Сенсорные проблемы очень сложны, потому что сенсорная система ребенка может быть смесью излишне реактивной, недостаточно реактивной или активно задействованной.

Если вы подозреваете наличие проблемы, обратитесь к поставщику медицинских услуг, чтобы поделиться своими опасениями. Повседневные задачи могут быть трудными для ребенка, который иначе обрабатывает сенсорную информацию, поэтому лучше всего обратиться к профессионалу, который поможет вам понять сенсорную интеграцию вашего ребенка.


.

60 идей для игр на природе для детей!

Вот 60 удивительных идей, как исследовать природу с вашим ребенком через игру, искусство и исследования!

Недавно я читал лекцию в детской игровой группе посреди леса о занятиях с вашим ребенком, связанных с природными ресурсами и способствующими взаимодействию с миром природы. Вот те идеи, которые я высказал в этом выступлении, и многие другие со ссылками на потрясающие статьи некоторых талантливых авторов в Интернете!

Грязь
Используйте ее, чтобы сделать птичье гнездо The Chocolate Muffin Tree

Приготовить на кухне грязный пирог

Раскрась им шоколадное маффиновое дерево

Устройте чаепитие принцессы из грязи The Golden Gleam

Просто поиграйтесь с этим Шляпы от солнца и резиновые сапоги

Палочки
Раскраски существ, рычащих на розу с драгоценными камнями

Изготовление инструментов, плетение материалов и игры с ними The Good Long Road

Создайте систрум из ветки Daria Music

Сделайте свои собственные кубики из коряги Пусть дети поиграют

Загнать их в тесто Mummy Musings and Mayhem

Скульптуры из дерева и переработанных материалов «Пусть дети играют»

Камни
Сделайте рок-сборник Вместо дошкольного

Собирайте камни и ведите дневник Creative Family Fun

Нарисуйте их, чтобы сделать монстров Красный Ted Art

Создайте рок-магазин «Пусть дети поиграют»

Просто отсортируйте и поиграйте с ними

Leaves
Прыгайте и бросайте листья JDaniel4’s Mom

Создание красочных принтов Putti’s World

Листы из ламината для игр и обучения Sunhats и Wellie Boots

Раскрасьте мир путти

Создайте лесных людей Red Ted Art

Приготовить пластилин с травами

Цветы
Выращивание подсолнухов Блог о детских мероприятиях

Используйте их для лепки цветочного теста для лепки NurtureStore

Сделайте лепестковые картинки Учимся с Play at Home

Откройте для себя их волшебные трюки Creative Family Fun

Распечатайте с ними Nurture Store

Сделайте домашнее тесто из лаванды

Вырастите в саду форт из подсолнухов Давайте лассо на луну

Сделать парфюм из лепестков роз

Измельчите их, чтобы создать прекрасное искусство Ритм дома

Сосновые шишки

Сделать скульптуру Дерево шоколадных маффинов

Подать их в игровом кафе

Создание людей из шишек Red Ted Art

Превратите их в забавных существ Mummy, Mummy, Mum


Вода
Прыгай и всплескивай Word Play House

Сделайте лодки из натурального льда Чтение конфетти

Раскрасьте дождь Солнечные шляпы и резиновые сапоги

Обыщите каменные бассейны Tinkerlab

Сделайте собственный каменный бассейн дома

20 способов исследовать дождь Шляпы от солнца и резиновые сапоги

Коллаж

.

4 Как учатся дети | Как люди учатся: мозг, разум, опыт и школа: расширенное издание

концептуальная разработка. Короче говоря, разум маленького ребенка ожил (Брунер, 1972, 1981a, b; Кэри и Гельман, 1991; Гарднер, 1991; Гельман и Браун, 1986; Веллман и Гельман, 1992).

Существенный отход от взгляда tabula rasa на разум младенца сделал швейцарский психолог Жан Пиаже. Начиная с 1920-х годов Пиаже утверждал, что молодой человеческий разум лучше всего можно описать в терминах сложных когнитивных структур.Из внимательных наблюдений за младенцами и тщательного опроса детей он пришел к выводу, что когнитивное развитие проходит через определенные стадии, каждая из которых включает в себя радикально разные когнитивные схемы.

В то время как Пиаже наблюдал, что младенцы на самом деле ищут стимуляции окружающей среды, которая способствует их интеллектуальному развитию, он полагал, что их первоначальные представления об объектах, пространстве, времени, причинно-следственных связях и самости строятся постепенно в течение первых двух лет. Он пришел к выводу, что мир младенцев представляет собой эгоцентрическое слияние внутреннего и внешнего миров и что развитие точного представления физической реальности зависит от постепенной координации схем взгляда, слушания и прикосновения.

После Пиаже другие исследовали, как новорожденные начинают интегрировать зрение и звук и исследовать свои миры восприятия. Для теоретиков перцептивного обучения обучение считалось быстрым из-за первоначальной доступности паттернов исследования, которые младенцы используют для получения информации об объектах и ​​событиях их перцептивных миров (Гибсон, 1969). По мере появления теорий обработки информации, метафора разума как компьютера, процессора информации и средства решения проблем стала широко использоваться (Newell et al., 1958) и быстро стал применяться для изучения когнитивного развития.

Хотя эти теории существенно различались, они разделяли акцент на рассмотрении детей как активных учеников, которые способны ставить цели, планировать и пересматривать. Дети рассматриваются как ученики, которые собирают и систематизируют материал. Таким образом, когнитивное развитие включает в себя приобретение организованных структур знаний, включая, например, биологические концепции, раннее чувство числа и раннее понимание основ физики.Кроме того, когнитивное развитие предполагает постепенное овладение стратегиями запоминания, понимания и решения проблем.

Активная роль учащихся была также подчеркнута Выготским (1978), указав на другие средства поддержки обучения. Выготский глубоко интересовался ролью социальной среды, включающей инструменты и культурные объекты, а также людей как агентов в развитии мышления. Возможно, самой сильной идеей Выготского, которая повлияла на психологию развития, была идея зоны ближайшего развития (Выготский, 1978), описанная во вставке 4.1. Это относится к диапазону компетенций (Браун и Рив, 1987), по которому учащиеся могут ориентироваться с помощью поддерживающего контекста, включая помощь других. (О современных трактовках этой концепции см. Newman et al., 1989;

.

4 Развитие детей и раннее обучение | Преобразование рабочей силы для детей от рождения до 8 лет: объединяющий фонд

или опыт, в то же время расширяя предыдущие знания детей и языковые навыки. Языковые навыки и навыки грамотности рассматриваются далее в следующем разделе этой главы, а также в главе 6.

Еще одним следствием этих когнитивных изменений является то, что педагоги могут вовлекать дошкольников в преднамеренную деятельность детей дошкольного возраста, используя новые возможности обучения.Интерес детей к обучению через действие естественным образом подходит для экспериментального исследования, связанного с наукой, или других видов обучения, основанного на запросах, включающих гипотезы и проверки, особенно в свете неявных теорий живых существ и физической причинности, которые дети привносят в такое исследование (Samarapungavan et al. др., 2011). Подобным образом настольные игры могут стать основой для изучения и расширения числовых концепций. В нескольких экспериментальных демонстрациях, когда дошкольники играли в настольные игры с числами, специально разработанные для развития их мысленных представлений о числовых величинах, они демонстрировали улучшения в оценках числовой линии, навыках расчета, числовой идентификации и других важных количественных концепциях (Laski and Siegler, 2014 ).

Другое исследование показало, что учебные стратегии, которые способствуют высокоуровневому мышлению, творчеству и даже абстрактному пониманию, например, обсуждение идей или будущих событий, связаны с более высокими когнитивными достижениями детей дошкольного возраста (например, Diamond et al. , 2013; Mashburn et al., 2008). Например, когда педагоги указывают на то, как количественные числа могут использоваться для описания различных наборов элементов (четыре блока, четыре ребенка, 4 часа), это помогает им обобщить абстрактное понятие («четверность»), которое описывает набор, а не характеристики каждого элемента в отдельности.Эти действия также можно интегрировать в другие учебные практики в течение обычного дня.

Еще одно следствие изменений мышления маленьких детей в дошкольном возрасте касается мотивационных характеристик раннего обучения. Дети дошкольного возраста развивают ощущение себя и своих способностей, включая академические навыки (Marsh et al., 1998, 2002). Их убеждения в отношении своих способностей к чтению, счету, лексике, числовым играм и другим академическим навыкам основаны на нескольких источниках, включая спонтанное социальное сравнение с другими детьми и отзывы учителей (и родителей) относительно их достижений и причин, по которым они хорошо учились или плохо.Эти убеждения, в свою очередь, влияют на уверенность детей в себе, настойчивость, внутреннюю мотивацию к успеху и другие характеристики, которые можно описать как навыки обучения (и более подробно они обсуждаются ниже в этой главе). Следовательно, то, как учителя обеспечивают обратную связь с детьми раннего возраста и поддерживают их уверенность в себе в учебных ситуациях, также является важным предиктором академической успеваемости детей (Hamre, 2014).

В первые годы начальной школы познавательные процессы у детей развиваются дальше, что, соответственно, влияет на стратегии педагогов в начале

.

Это больше, чем просто развлечение! Развитие ребенка и игра связаны между собой

Рождение - 18 месяцев

Почти все нейроны (нервные клетки) присутствуют при рождении, но большинство из них не связаны в сети. Связующий процесс (формирование синапсов) в течение этого года происходит быстро, и к 12 месяцам мозг становится ближе к взрослому, чем к новорожденному. Области наибольшего роста - сенсомоторная, зрительная кора, а затем лобные доли. Игра отражает развитие областей мозга. Это то, что Пиаже назвал «тренировочной игрой».”

Зрение, звук, осязание, вкус, запах: так младенцы познают мир. Вот почему лучшие детские игрушки - это обычно яркие шумы. Вскоре они переходят от мобилей (попробуйте музыкальный для большего интереса) и зеркал (которые им очень нравятся) к хватанию и удержанию. Игрушки, которыми они могут манипулировать, создавая приятные эффекты - одеяла с различной текстурой: насадки, которые скрипят или звенят; погремушки; полоски активности: мячи для игры в софтбол, которые нужно бросать и извлекать - научите их ловкости и понятию причинно-следственной связи.

По мере того, как младенцы объединяются, чтобы сидеть, ползать, стоять и затем ходить, возможности быстро расширяются. Они готовы экспериментировать с чашками-вкладышами, коробками для занятий, кольцами для укладки, большими блоками, а немного позже - с сортировщиками форм. Эти игрушки помогают развивать мелкую моторику и налаживать отношения между предметами. Тканевые или настольные книги, особенно интригующие изображениями лиц или знакомых предметов, позволят затем попрактиковаться в распознавании предметов и привить базовые идеи языка. Младенцы и малыши также любят игрушки для ванны, потому что им нравятся все виды игр с водой, такие как наполнение, опорожнение и брызги.И как только они встают на ноги, они готовы кататься с игрушками пуш-пул.

Предупреждение: убедитесь, что в любой игрушке для ребенка этой возрастной группы нет мелких деталей, которые можно удалить, отломать и проглотить, нет острых краев или заострений, и она сделана из материалов.

18 месяцев - 3 года

В этом возрасте синапсы продолжают расширяться и достигают примерно 1 000 триллионов, что вдвое превышает плотность мозга взрослого человека. (Обрезка проводится позже, чтобы уменьшить количество).Мозг малыша в два раза активнее мозга взрослого. Развиваются структуры мозга, чувствительные к языку и социально-эмоциональной реакции. Развитие моторики продолжается быстрыми темпами.

Экшен - это игра для малышей, которые любят бегать, прыгать, лазать и ездить верхом. Игрушка для катания на молниях станет отличным хитом, будь то низкий трехколесный велосипед или транспортное средство с причудливой конструкцией автобуса или автомобиля. Игрушки для лазанья, большие мячи и предметы на открытом воздухе, такие как песочница или детский бассейн, также являются хорошим выбором для развития крупной моторики.

Разбираемые игрушки, всплывающие игрушки и простые головоломки удовлетворяют любопытство малышей относительно того, как все устроено, укрепляя их координацию глаз и руки и понимание пространственной ориентации, а также причин и следствий. Одна из лучших игрушек - это проверенная временем классика, хороший набор блоков: это почти самая открытая, развивающая сознание игрушка, созданная для детей почти всех возрастов, и она будет использоваться годами. Еще один творческий, приятный на ощупь выбор - лепка из глины. Бубны, ксилофоны, барабаны и другие простые музыкальные инструменты приятно шумят.

Опять же, убедитесь, что игрушки сделаны из нетоксичных материалов, без острых краев, точек или мелких деталей, которые можно снять, отломить и проглотить.

3-6 лет

Это период наиболее быстрого роста для сетей лобных долей, и скорость обработки, памяти и решения проблем увеличивается. К 6 годам мозг достигает 90% веса взрослого человека.

Воображение и взаимодействие играют стартовую роль в дошкольном возрасте, а лучшие игрушки помогают подготовить почву для развития этих навыков.То, что связано с опытом детей, лучше всего подходит для драматических игр.

Выбирайте универсальный неструктурированный элемент, а не однофункциональную фирменную версию. Игровые телефоны, кухонная техника и посуда, наборы инструментов, аптечки. транспортных средств. Нарядная одежда и, конечно же, детские куклы, а также игрушечные люди и животные - все это вдохновляет детей на создание сценариев. Марионетки на пальцах или руках предлагают другой способ разыграть и освоить повседневный опыт.

Языковые и социальные навыки, которые развиваются в воображаемых играх, вступают в игру по мере того, как дошкольники все больше и больше общаются.Ранние настольные игры вводят концепцию смены и обмена с другими, в то время как игрушки и игры с распознаванием букв, слов и чисел укрепляют изучение математики и языка. Так что, конечно же, книги, особенно если они выбраны в соответствии с интересами ребенка.

Художественные материалы (глина, цветные карандаши, краски, материалы для коллажей) - еще один творческий фаворит большинства детей в этой возрастной группе. И не забудьте скакалки, трехколесные велосипеды большего размера и этот всегда запоминающийся первый велосипед с тренировочными колесами.

6-9 лет

Синаптические связи в моторных и сенсорных областях прочно установлены, и процесс устранения синапсов (отсечения) в этих областях начался. Из-за активности высших «контрольных» центров мозга у детей повышается уровень внимания и способность подавлять импульсы.

К тому времени, когда они идут в начальные классы, дети приобретают базовую ловкость, язык и социальные навыки; теперь они хотят практиковать и совершенствовать их.Им нравится бросать вызов себе интеллектуально с помощью головоломок и игр, проверяющих их растущие знания или включающих стратегию (шашки, карточные игры), и физически - с помощью палочек, валетов, роликовых коньков, пого-клюшек и игр с мячом.

Есть много других творческих возможностей, которые могут расширить горизонты этой группы, от ремесленных наборов для изготовления украшений и кукол до микроскопа, набора для изучения природы или набора для печати. Вы также можете превратить страсть к коллекционированию, которую многие дети развивают в этом возрасте, в особую связь между вами двумя: например, добавив особую куклу, фигурку или набор марок.

9-14 лет

Созревание лобной доли продолжается в подростковом возрасте. (Обрезка продолжается во время стадии). Повышается скорость и эффективность мышления, улучшается пространственная рабочая память, усиливается эмоциональная регуляция, улучшаются навыки планирования и решения проблем, а также развиваются научное мышление и способность понимать собственное мышление. Игра становится изощренной и все более символической.

Игра в подростковом возрасте часто является коллективным продуктом, и времяпрепровождение, которое дети предпочитают, отражает это.Многие сложные игры с головой для нескольких игроков, а также оборудование для организованных видов спорта или мероприятий (бейсбольная бита и перчатки, игры с ракеткой / веслом) часто становятся хитом. Электронные игры также популярны, в них играют массово или по ходу соревнований.

В то же время подростки тратят много времени и концентрируются на личных интересах, которые могут включать книги, музыку, сложные конструкции конструкторов моделей, зрелые инструменты, швейные наборы и краски. К этому возрасту их вкусы и навыки уже довольно хорошо определены, поэтому важно ориентировать покупки игрушек и развлечений на пристрастия и способности каждого ребенка.

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.