О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Факторы влияющие на нервно психическое развитие ребенка


ПРЕДИСЛОВИЕ. Учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов — Студопедия

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ФАКТОРЫ,

ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ. СЕМИОТИКА НАРУШЕНИЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов

Новосибирск – 2013

Нервно-психическое развитие детей и факторы, его определяющие. Методы оценки. Семиотика нарушений нервно-психического развития детей.

Авторы и составители учебного пособия для студентов медицинских ВУЗов:

Карцева Татьяна Валерьевна – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней НГМУ

Тимофеева Елена Петровна – к.м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней НГМУ

Рецензенты:

Рябиченко Татьяна Ивановна – Главный научный сотрудник, руководитель группы патологии детей и репродуктивного здоровья при лаборатории иммунологии и репродукции ФГБУ «НЦ КЭМ» СО РАМН, д.м.н.

Ёлкина Татьяна Николаевна – д.м.н., профессор, заведующая кафедрой поликлинической педиатрии ГБОУ ВПО НГМУ.

Рекомендовано ЦМС по педиатрии ГБОУ ВПО НГМУ в качестве учебного пособия для студентов медицинских ВУЗов (протокол № 3 от 04.02.2013 г.)

Рекомендовано ЦКМС НГМУ в качестве учебного пособия для студентов медицинских ВУЗов (протокол № от 2013 г.)

Учебное пособие предназначено для студентов медицинских ВУЗов, изучающих курс пропедевтики детских болезней.

Оглавление

Предисловие……………………………………………….………………………………4

Методические указания…………………………………………………………..………7


Введение…………………………………………………………………………….……..7

Общие рекомендации по проведению объективного исследования ребенка…………8

Часть 1. Морфологические и функциональные особенности центральной нервной системы детей…………………………………………….………………..…………….10

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………..13

Тестовые задания………………………………………………………………………..14

Часть 2. Этапы психомоторного развития детей………………………….…………..16

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………..26

Тестовые задания………………………………………………………………………...27

Часть 3. Характеристика показателей нервно-психического развития детей в различные возрастные периоды……………………………………..………….……..28

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………..47

Тестовые задания………………………………………………………………………..48


Пример ситуационных задач……………………………………………….…………..51

Часть 4. Выявление патологических симптомов и синдромов при обследовании ребёнка…………………………………………………………………………………..52

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………..61

Тестовые задания………………………………………………………………………..62

Заключение………………………………………………………………………………64

Список литературы….…………………………………………………………….….…65

ПРЕДИСЛОВИЕ

Кафедра пропедевтики детских болезней на педиатрическом факультете медицинских ВУЗов – одна из первых начинает профессиональную подготовку педиатра. В результате изучения пропедевтики детских болезней у студентов формируются важные профессиональные навыки обследования здорового и больного ребенка, основы клинического мышления, а также медицинской этики и деонтологии. Нервно-психическое развитие ребенка является одним из показателей его здоровья, зависит от факторов окружающей среды, воспитания, педагогического воздействия, режимных моментов. Педиатру необходимо владеть навыками оценки нервно-психического развития детей различного возраста для своевременного выявления отклонений и проведения дифференцированных мероприятий по их коррекции.

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 1122 по специальности 060103 «Педиатрия», с учетом требований к методическим пособиям педагогических кафедр высших учебных заведений.

Целью учебного пособия является оказание помощи студентам медицинских ВУЗов в освоении навыков оценки нервно-психического развития у детей в связи с учётом их возрастных анатомо-физиологических особенностей, выявления ведущих синдромов нарушения нервно-психического развития и их своевременной коррекции. Пособие составлено сотрудниками кафедры пропедевтики детских болезней НГМУ и предназначено для проведения практических занятий, для подготовки студентов III - IV курсов по пропедевтике детских болезней в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Пропедевтика детских болезней», индекс цикла 3.Б.28, направление подготовки 060106 – педиатрия, утвержденной ЦМК по педиатрии НГМУ 01.06.2012 г.

Представленное пособие является необходимым дополнением к учебнику Мазурина А.В. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов вузов /А. В. Мазурин, И. М. Воронцов. - 3-е изд., доп. и переработанное – СПб.: Фолиант, 2009. - 1008 с.: ил. В процессе подготовки к занятию студенту нужно изучить соответствующие разделы учебника и настоящего учебного пособия.

Практическое занятие проводится по плану:

1) Проверка подготовки студента к занятию;

2) Демонстрация преподавателем методики исследования;

3) Самостоятельная курация студентами детей под наблюдением преподавателя;

4) Проверка преподавателем овладения студентами навыков исследования с оценкой знаний и умений студента;

5) Подведение итогов занятия;

6) Обозначение задания на следующее занятие.

Материальное оснащение занятия: электронные весы, ростомер, сантиметровая лента, набор игрушек, таблицы по режиму дня для детей различных возрастов.

Цель занятия: Овладеть методикой оценки индивидуального нервно-психического развития детей различного возраста.

В процессе изучения темы будут формироваться компетенции: ПК - 1, ПК - 5, ПК - 16.

Студенты будут знать:

· Анатомические особенности строения головного и спинного мозга у детей.

· Морфологические и функциональные особенности нервной системы у детей.

· Основные этапы моторного, сенсорного и эмоционального развития.

· Развитие речи у детей. Роль окружающей среды в её формировании.

· Рефлексы новорожденного и сроки их исчезновения.

· Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности ребенка.

· Факторы, оказывающие влияние на нервно-психическое развитие детей.

· Принципы организации режима дня у детей в различные возрастные периоды.

· Роль воспитания в нервно-психическом развитии ребенка, основные элементы воспитания детей раннего возраста, значение игры, набор игрушек для детей различного возраста.

· Методика сбора анамнеза, отражающего нервно-психическое развитие, особенности поведения и характера ребенка.

· Критерии оценки нервно-психического развития детей различного возраста.

· Генетические, внутриутробные и постнатальные факторы, неблагоприятно влияющие на развитие нервной системы ребенка.

· Клинические симптомы поражения центральной нервной системы у детей.

· Методы исследования нервной системы.

Уметь:

· Собрать анамнез жизни ребенка с учетом отображения этапов нервно-психического развития; акцентирования внимание на факторах, оказывающих неблагоприятное влияние на развитие нервной системы ребенка.

· Оценить психо-моторное развитие ребенка первого года жизни и после года.

· Оценить развитие моторной и сенсорной речи.

· Оценить особенности игровой деятельности, поведение в коллективе детей, адекватность его поведения.

· Подобрать игрушки для детей различного возраста.

· Уметь разъяснить матери как воспитать навыки у ребёнка (гигиенические навыки, навыки при приеме пищи, навыки одевания и раздевания).

Перечень практических навыков:

· Воспроизведение и оценка рефлексов орального автоматизма (сосательный, поисковый, хоботковый, ладонно-ротовой рефлекс Бабкина).

· Воспроизведение и оценка рефлексов спинального автоматизма (Робинсона, Галанта, ползания Бауэра, Кернига, Бабинского, Моро, автоматической походки, опоры).

· Оценка двигательных умений ребенка.

· Оценка развития речи ребенка.

· Оценка комплекса оживления у ребенка 2-4 месяцев.

· Воспроизведение симптомов при менингиальном синдроме.

· Воспроизведение симптомов при спазмофилическом синдроме.

Базисные знания: Изученные ранее необходимые сведения по эмбриогенезу центральной нервной системы, анатомии головного и спинного мозга.

Факторы влияющие на психологическое развитие ребенка. Советы для мамы

С первых дней жизни развитие ребенка определяется не только общением с мамой, но и множеством других внешних факторов. На психологическом состоянии вашего крохи могут сказаться неправильная организация пространства в детской, шум, несбалансированное питание и нехватка общения со взрослыми и сверстниками. Мы расскажем о ключевых факторах, влияющих на психологическое здоровье вашего малыша.

Как физиологические факторы влияют на детскую психику?

Пища является одной из базовых потребностей плода в материнской утробе, потому врачи так строго контролируют питание беременных женщин. Неправильное питание во время беременности, невозможность грудного вскармливания и отсутствие сбалансированного питания могут привести к негативным последствиям для психики вашего чада. Нехватка питательных веществ, в особенности белка, нарушает правильный ход формирования мозга, что, в свою очередь, замедляет интеллектуальное и психологическое созревание крохи.

Здоровый микроклимат в детской также играет огромную роль в становлении детского интеллекта и психики. Комната должна быть светлой и чистой со свежим, прохладным и влажным воздухом. Если в собственной детской крохе будет тяжело дышать, все ресурсы организма будут расходоваться не на развитие, а на поддержание жизнедеятельности и сохранение здоровья.

Негативно сказывается на детской психике и избыток шума. Постоянный шумовой фон большого города и оживленных дорог вызывает перевозбуждение головного мозга, препятствуя его нормальному созреванию. Поэтому важно оборудовать детскую комнату звукоизолирующими окнами и дверьми, чтобы свести уровень шума к минимуму. С другой стороны, постоянная гробовая тишина также нежелательна, иногда можно баловать малютку мелодичной музыкой или записями звуков природы.

Роль семьи в развитии ребенка

Каждый малыш рождается на свет с огромным потенциалом и заложенными предыдущими поколениями способностями. Однако далеко не каждый ребенок становится гениальным художником или выдающимся инженером, поскольку для выявления и развития врожденных способностей требуется благоприятная внешняя среда, которая включает не только физиологические, но и социальные факторы.

В младенчестве и младшем возрасте ключевое значение в жизни малютки имеет семья: мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. Теплая семейная атмосфера помогает крохе быстро и гармонично развиваться не только физически, но и эмоционально, интеллектуально и психологически.

Малышу важно получать достаточно внимания и заботы от мамы и других взрослых. Ведь именно благодаря общению у ребенка формируется желание познавать окружающий мир, набираться знаний и опыта. Детишки, испытывающие нехватку общения со взрослыми, безразличны к своему окружению, апатичны и малоподвижны. Из-за нехватки внимания их психологическое развитие замедляется, а способности остаются на зачаточном уровне, не получая стимулов для укрепления.

Сегодня многим малюткам общение с папой и мамой заменяет телевизор, из-за чего в детском характере усиливается раздражительность, нервозность и агрессивность. Помните, что живое общение с близкими гораздо благоприятнее влияет на психику ребятни, чем просмотр мультфильмов. Даже если вы разрешаете своему крошке смотреть телевизор, ограничивайте время перед экраном и тщательно отбирайте материал для просмотра, чтобы исключить зрелища жестокости и агрессии.

Именно в семье ребенок примеряет на себя первые социальные роли. Он чувствует себя сыном, братом или внуком, осваивает допустимое поведение для каждой из этих ролей, благодаря чему повышается его способность к адаптации. Важно, чтобы у малыша было как можно больше положительных примеров социальных ролей, и как можно меньше — отрицательных. В попытке имитировать поведение взрослых кроха может невольно перенять дурные привычки, от которых вам будет тяжело его избавить.

Родители могут влиять на психологическое развитие ребенка и его социальную адаптацию при помощи всевозможных воспитательных приемов. Важно помнить, что с возрастом ваш отпрыск становится все более самостоятельным, потому возможности родительского воспитания снижаются. На его место приходит внутреннее стремление маленького человечка к развитию и совершенствованию собственной личности — самовоспитание.

Социальная адаптация в коллективе

Становясь старше, кроха расширяет круг своих знакомств, особенно заметными перемены становятся после поступления в детский сад. На этом этапе у него появляется новый авторитет среди взрослых — воспитатель. От манеры обращения воспитателя с детьми во многом зависит психологическое развитие вашего дошкольника, потому подходите к выбору группы детского сада особенно аккуратно.

Одновременно, ваше чадо становится частью своего первого коллектива и осваивает новые социальные роли: друга, партнера по игре, лидера. С возрастом навыки, приобретенные дошкольником будут эволюционировать, помогая ему адаптироваться к школьному классу, университетской группе и рабочему коллективу.

Если малыш легко влился в группу, он будет расти счастливым и уверенным в своих силах. Если же коллектив плохо воспринял ваше чадо, появляется риск заниженной самооценки, неуверенности и безынициативности. Негативизм, агрессивность и повышенное самомнение могут развиваться у малыша, который сильно отличается от других членов коллектива и испытывает отторжение со стороны сверстников.

В комплексе внешние факторы среды, отношения в семье, воспитание, самовоспитание и социальная адаптация формируют личность ребенка. Задача родителей заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для роста своего малыша, выявления его способностей и их развития.

Факторы влияющие на развитие детской психики

Человек является биологическим существом, которое живет в определенной среде. С самого рождения на него действуют некие факторы. Факторы влияющие на развитие детской психики- это биологический фактор, природный и социальный. Каждый из этих факторов по-своему влияет на формирование психического развития ребенка.

Биологический фактор и его влияние

Биологический фактор в свою очередь подразделяют на врожденный и наследственный. По наследству от своих родителей ребенок получает строение мозга, строение органов чувств, нервной системы, предрасположенность к заболеваниям, свойства нервной системы, которые в дальнейшем являются основой для формирования его темперамента. Как известно, темперамент это врожденное качество. Все это можно назвать задатками, которые формируются и меняются на протяжении всего роста ребенка. Большое значение имеет то, что ребенок наследует от родителей прямохождение, строение артикуляционного аппарата и строение кисти руки. Еще ребенок наследует потребность в тепле и пище.

Влияние социального фактора на психическое развитие ребенка

Социальный фактор очень обширный. Он включает в себя семью, воспитание в дошкольном учреждении, роль воспитателя и друзей, обучающий процесс в школе. Все начинается с семьи, когда ребенок еще совсем маленький и воспринимает окружающий мир, основываясь только на чувства. Он нуждается в защите и ласке, в тепле и понимании. В семьях, где есть взаимопонимание и отсутствуют конфликты, ребенок развивается правильно и его психики ничего не угрожает. Большую ошибку допускают те родители, которые втягивают малышей в семейные разборки. Ребенок в силу своего возраста не может понять ситуации и часто делает себя виноватым во всем происходящем, что приносит огромный вред его психическому здоровью.

По мере взросления ребенок идет в дошкольное учреждение, а далее в школу, где в его жизни появляются новые люди. Это воспитатели, педагоги и друзья. На определенном этапе дети идеализируют взрослых. Поэтому важно чтобы педагоги имели правильное представление о жизни и прививали ребенку истинные ценности и нормы правильного поведения.

Из социального фактора вытекает социально-национальный. Страна, язык, народные традиции откладывают отпечаток на психическом развитии ребенка.

Социальный фактор является доминирующим. Ребенок не может правильно развиваться без социальной среды. У детей, которые лишены полноценной социальной среды, происходит торможение психического развития, и они значительно отстают от своих сверстников. Как пример можно привести детей, которые длительное время находятся в больницах, воспитываются в приютах или интернатах. У этого явления даже есть название феномен госпитализма, то есть ограниченная человеческая среда, нехватка общения и тактильных ощущений.

Влияние природного фактора

Природный фактор сам по себе не оказывает прямого влияния на психическое развитие ребенка. Косвенно природа воздействует на ребенка через социальную среду. Здесь роль играет вода, воздух и особенности климата.

Основные условия для гармоничного развития ребенка

Для правильного развития психического состояния ребенка важно сочетание некоторых условий. Необходимо, чтобы головной мозг работал правильно, иначе в развитии будут наблюдаться отклонения. Вторым и важным условием являет физическое развитие. Нормальное физическое развитие и развитие нервных процессов. Обязательным условием является правильная работа органов чувств, через которые ребенок познает мир. И последнее, но не по значимости, это правильное воспитание и последовательное образование. Воспитание и образование это основные факторы правильного формирования психики ребенка.

Психически здоровым ребенок может стать только тогда, когда для него будут созданы все необходимые условия, а это уже задача взрослых. Заботится о будущем поколении следует еще до начала зачатия, создавая вокруг себя оптимальные условия, в которых потом будет воспитываться и ребенок.

показатели в разные возрастные периоды

Содержание статьи

Темпы созревания личности малышей различны, но по нескольким параметрам они не должны отклоняться от нормы. Педиатры определяют нервно-психическое развитие у детей, руководствуясь различными критериями.

Родители могут проследить за ребенком, ориентируясь по представленной ниже таблице нормальных показателей в разные возрастные периоды жизни.

Развитие нервной системы в раннем возрасте

Личность человека начинает формироваться с самого раннего возраста. Функциональная незрелость головного мозга новорожденного обусловлена незаконченным развитием его тканей. Деятельность нервной системы у грудничка базируется на подкорковых центрах. По мере созревания коры головного мозга расширяются его функции. Совершенствование мышления происходит в процессе знакомства с окружающей средой.

При рождении вес мозга составляет в среднем 350 грамм. Уже к первому году жизни он увеличивается в 2,5 раза, а к 3-летнему возрасту достигает трехкратного размера.

Нейроны у грудных детей имеют мало отростков, что обусловливает их недостаточную функциональную активность. Дифференцировка клеток активизируется к 6 месяцам, а заканчивается в 8-летнем возрасте. Большие полушария формируются позже – к 10 годам. Спинной мозг достигает созревания к 2 годам жизни.

Нервно-психическое развитие детей (НПР) – это показатель зрелости мозговой деятельности. Проявляется условными рефлексами, двигательной активностью, приобретением навыков речи.

Мышечное развитие начинается сверху.

  1. Сначала ребенок учится удерживать взор на предметах.
  2. Затем появляется способность держать голову.
  3. Постепенно малыш приобретает навыки координации конечностей.
  4. Позже формируется движения тела.

Формирование детской психики

Взаимодействие ребенка с внешней средой происходит путем приобретения мыслительных, двигательных навыков, отличающихся в рамках каждого периода жизни.

Развитие психики претерпевает 4 этапа.

  1. Моторный период продолжается в грудном возрасте.
  2. Сенсорный этап – основа формирования психических реакций – сознания, мышления, внимания. Тянется от 1 до 3 лет. Привычки, приобретенные на протяжении первого года, сохраняются всю жизнь.
  3. Так называемый эффективный отрезок времени сохраняется от 3 до 12 лет, когда созревает индивидуальная личность. Совершенствуются моторные навыки. Усложняется речь. Дети приобретают знания из книг и фильмов, осваивают навыки труда – конструирование, лепку.
  4. Идеаторный этап длится с 12 до 14 лет и характеризуется формированием личных умозаключений, суждений. Преобладает абстрактное мышление.

Переход от одной стадии к другой сопровождается повышением чувствительности психики, ранимости личности. Кризисы отмечаются в 2–4 года, 7–8 лет и в пубертатном периоде. Эти фазы характеризуются возрастанием риска психических отклонений. Особое внимание необходимо уделить подросткам: выработка половых гормонов сопровождается эмоциональными всплесками, некоторые отличаются агрессивным поведением.

Показатели НПР ребенка до года

Показатели нормального развития детей от 10 дней до 3-летнего возраста оцениваются по основным линиям:

  • сенсорное;
  • двигательное;
  • эмоциональное;
  • речевое;
  • навыки, умения.

Критерии нормального развития ребенка – в таблице:

Возраст по месяцам.Сенсорные реакцииЭмоциональная сфераФизическая активностьРечь
ЗрительныеСлуховые
1Следит глазами за движущимися игрушкамиСлушает голосаУлыбается
2Долго рассматривает лица людей или игрушкиПоворачивает голову в сторону говорящего человекаУлыбается при общенииВ положении лежа на животике держит головуИздает звуки
3Сосредоточивает взор на лице мамы или предметахОживляется при общении с нимНаталкивается руками на висящие над ним игрушки
4Узнает маму и радуется ейПоворачивается головой к говорящему человеку, находящемуся вне поля его зрения, и находит егоСмеется во время разговора с нимБерет и держит игрушку рукойИздает отдельные звуки
5Различает знакомых и чужих людейОборачивается на звуки. Различает голоса и интонации близких людейРадуется в обществе детей, берет протянутую ему игрушкуЛежа на животике, поднимает голову, опираясь на ручки

При поддержке мамы упирается ножками о пол.

Может переворачиваться. Ест с ложки кашу любой консистенции

 

Подолгу воркует, гулит
6Узнает свое имяСидит без поддержки.

Перекладывает игрушки

Лепечет, имитирует речь
7Стучит и размахивает игрушками. Пытается брать мелкие предметыНа вопрос «где?» находит взглядом вещь
8Подражает движениям взрослых с игрушкамиАктивно ползает.

Придерживаясь за край кроватки, встает и опускается

Понимает слово «нет». Жестикулирует.

 

9.

 

Выполняет плясовые движения под веселую музыкуПолзает навстречу другому ребенку. Передвигается по кроватке. Звенит погремушкой, стучит игрушками. Пьет из чашки, ест с ложки. Грызет корочку, которую удерживает рукойРеагирует на свое имя. Подолгу лепечет.

Произносит неосознанно слоги «ма-ма», «па-па».

10С удовольствием общается с другими детьмиМанипулирует игрушками, вынимает их из коробки и складывает в нее. Передвигается при помощи взрослыхНазывает родителей «мама» и «папа».

Ищет и дает игрушки

11Активно реагирует на других детей, радуетсяСтоит без поддержки.

Держась за перила, поднимается на небольшую горку. Пытается делать первые шаги.

Складывает кубики

Произносит отдельные новые слова
12Подолгу играет с куклами, машинками. Находит спрятанную игрушкуСамостоятельно ходит. Умышленно бросает игрушки.Повторяет за взрослыми слоги. Может произнести 5–10 слов

В возрасте до 1 года с малышом происходят большие изменения. Уже через 2 недели после рождения он учится улыбаться. Через месяц умеет держать голову, а к полугодию сидит. В конце первого года ребенок начинает ходить.

Во время ухода с грудничками надо разговаривать соответственно возрасту. Нервная система быстрее развивается у детей, с которым общается мать и другие члены семьи.

Наблюдение за ребенком до года

Оценка нервно-психического развития детей проводится с учетом функций:

  • безусловные рефлексы – глотание, сосание;
  • слуховые, зрительные, пищевые рефлексы;
  • эмоциональные факторы – улыбка, узнавание мамы, лепет.

Матери малыша на протяжении первого года следует обращать внимание на способность слышать и видеть, а также моторику пальцев. Если ребенок в своем возрасте отстает по 2–3 и более показателям из таблицы, не теряйте время.

Чем раньше обратиться к педиатру, тем эффективнее будет лечение. Комплексная терапия позволяют восстановить состояние детей любого возраста.

Критерии развития деток 1–2 лет

На втором году жизни специалисты ориентируются по 6 линиям, определяющих здоровье детей. Самым важным критерием является активная речь.

Показатели развития малышей представлены в таблице ниже.

Возраст1 год и 3 мес.1 год и 4–6 мес.1 год и 7–9 мес.1 год и 10 месяцев – 2 года
Сенсорное развитиеРазличает кубики по размеруРазличает формы – шар, кубик, кирпичОриентируется в размерах предметовПо просьбе находит 3 цвета
Понимание речиЗапоминает больше словОбъединяет карандаши по цвету, размеруПонимает сказку по картинкамПонимает рассказ на словах
Активная речьЛепечет и говорит короткими слогами: «би-би»Произносит простые словаОбъясняет действия словамиРазговаривает фразами из 2–3 слов
ДвижениеЕст густую едуЕст жидкие блюда ложкойСнимает обувь, шапкуОдевается при помощи взрослых
НавыкиДолго ходит без отдыха. Наклоняется, пятитсяПерешагивает через невысокие препятствияХодит по бордюруПреодолевает подряд несколько возвышенностей
ИгрыПовторяет знакомые действия – кормит куклу, надевает кольца на осьПовторяет движения, которые увидел раньшеСтроит скамейки, домикиПовторяет действия последовательно

Малыш от года до 2 лет уже накопил некоторые знания об окружающем мире, узнает знакомые места и людей. Приобретенные навыки он использует для познания жизни. Стремиться понюхать, попробовать на вкус, прощупать ручкой. Так он узнает качество предметов. Позвольте ребенку свободно действовать, не забывая об опасности в любой момент, особенно на улице.

Детям необходима помощь родителей для правильного нервно-психического здоровья. Ребенок развивается гораздо быстрее, если с ним общаются родители, родственники.

Новые слова дети запоминают в процессе познания. Показывая предмет, назовите его несколько раз и поясните, зачем он нужен. Одевая малыша, разговаривайте с ним. Например, скажите, что шапка нужна, чтобы согреть голову на улице. У папы есть такая же, но она большая, потому что он тоже большой.

Мама и папа должны разговаривать с ребенком несложными фразами с правильным произношением. Употреблять детские «синонимы» слов не стоит, ведь если малышу часто говорить «ням-ням», то он нескоро выучит слово «есть».

Как определить здоровье ребенка от 2 до 3 лет?

Критерии здоровья помогут разобраться, как развивается ваш малыш. Здоровье детей оценивается по 6 главным линиям. Таблица определяет степень активности ребенка 2–3 лет по нескольким параметрам.

Сфера развития2 года и 6 мес.2 года и 6 мес. – 3 г.
Сенсорное развитиеСобирает предметы четырех главных цветов. Различает фигуры по формеЗнает и называет 4 цвета по картинкам
Активная речьСоставляет фразы из 5–6 слов. Часто пользуется вопросом «где?». Повторяет и учит короткие стишки. Использует в разговоре больше 300 слов.Задает много вопросов «почему?», «где?». Называет себя «я». Запоминает стихи и песни. Словарный запас приближается к 1000 слов
Двигательная активностьБегает, идет по лестнице, меняя ноги. Перешагивает через палку, поднятую на высоте 30 смСтоит на одной ноге.

Уровень палки или натянутой веревки, через которую может перешагнуть малыш, поднят до 35 см

НавыкиОдевается, но не может застегивать пуговицы. Ест, не размазывая пищу по столуОдевается сам, завязывает шнурки, частично застегивает пуговицы. Моет руки, ходит в туалет
ИгрыСамостоятельно строит домики из кубиков. Активно играет с детьми. Лепит из пластилина и рисует карандашом предметы.Рисует окружность, крест. Закрашивает картинки. Строит из 9 кубиков. Убирает игрушки. Ездит на 3-колесном велосипеде.

Как помогают родители?

Учитывая развитие психики, ребенку нужна помощь родителей для усвоения новых слов. С малышом следует чаще общаться. Называя предмет, расскажите о нем. Например: «Вот едет трамвай. Он везет много людей». Во время занятий по рисованию объясните, что это за животное, какие звуки издает. У детей слова ассоциируются с предметом. Когда мама говорит: «Давай порисуем», – он приносит карандаши и альбом.

Обучающие песенки в игровой форме сильно облегчают запоминание многих слов и выражений. Несколько раз повторяя, малыши позже могут сами допеть, услышав знакомую мелодию.

Незаменимым помощником развития малышей были раньше и остаются по сей день книги. Читайте не только перед сном, но и днем. Обсуждайте прочитанный текст. Задавайте вопросы, правильно ли поступил герой сказки. Таким путем вы совершенствуете речь, воображение, умение логически мыслить.

В раннем возрасте малыши отличаются подвижностью, проявляют активный интерес к окружающему миру. Уже в 2 года и 5 месяцев дети стремятся общаться со сверстниками. Игры, с научной точки зрения, сильно влияют на психическое развитие малышей. Физические движения не только развивают тело, но и напрямую влияют на умственные способности. Играйте с малышом в догонялки, прятки – вы увидите поразительный результат.

К 3-летнему возрасту мозг маленького человечка сформирован. Для расширения познавательных способностей ребенку нужно помочь не только готовыми развивающими наборами типа «Конструктор». Познавательные развлечения можно организовать дома из подручных предметов. Детям нравятся игры «Наперсток», «Веселый мешок» или «Одно к другому».

Самостоятельные действия малыша с игрушками, даже очень интересными, мало чему научат. Присоединившись к игре, создадите благоприятную почву для совершенствования детских способностей.

Развивает внимание игра «Карлики и великаны». Мама говорит ребенку, что сейчас будет рассказывать сказку. В тот момент, когда она произнесет слово «карлики», малыш присядет, а на слове «великаны» – подпрыгнет.

Детям важно тренировать мелкую моторику пальцев. Для этого подходит лепка из пластилина, рисование. Ребенку интересны творческие виды деятельности – вырезание, склеивания бумаги. Эти действия развивают воображение. Пальчиковые игры совершенствуют мелкую моторику, улучшают движения кисти. Кроме того, такие упражнения связаны с центром речи в мозге – совершенствуется способность разговаривать.

Наблюдение за развитием детей старше 2 лет

В этом возрасте важен контроль психического развития. Маме рекомендуется обращать внимание на поведение и настроение ребенка. Если, ориентируясь по таблице, вы заметили отклонения по нескольким параметрам, обязательно сообщите участковому педиатру.

Наблюдение за формированием психики ребенка 2–3 лет осуществляет также медсестра кабинета здоровья в поликлинике. При этом уровень развития оценивается по 4 группам:

  1. дети без отклонений или с опережающими навыками по 1–2 критериям;
  2. отстающие на 1 эпикризный срок или по 2–3 параметрам;
  3. с задержкой на 2 периода;
  4. отстающие от сверстников на 3 эпикризных периода.

Первые три группы означают развитие без отклонений от нормы, а четвертая считается пограничной. После результатов оценки педиатры дают родителям рекомендации по соответствующей линии. Это может быть обучение определенным навыкам, движениям, работа на эмоциональном уровне.

Некоторые дети нуждаются в усилении моторики рук – умения захватывать предметы. При отставании слуха рекомендуются игрушки со звуком. Если малыш плохо ползает, ему следует больше находиться в манеже или просто на полу.

При определении нервно-психического статуса у детей школьного возраста врачи ориентируются по специальным шкалам и таблицам. Подростку предлагается ответить на ряд вопросов соответственно возрасту. Результаты опроса сопоставляются с мнением родителей и патронажных медсестер.

Развитие ребенка в каждом возрасте имеет свои особенности. Дети отличаются между собой по степени активности, однако если малыш отстает по нескольким показателям соответственно таблице, посетите педиатра. После выполнения рекомендаций специалистов нервно-психический статус, как правило, восстанавливается.

Презентация: Условия и факторы психического развития ребенка

Слайд 1

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ОБУЧЕНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ВЫПОЛНИЛА: КАРПОВА Е.А.

Слайд 2

Психическое развитие ребёнка. Понятие нормального психического развития. Нормальное развитие - значит "соответствующее неким нормам". И тут сразу возникает проблема - что считать нормой психического развития в дошкольном возрасте. И, что такое норма в развитии психики? Если придерживаться точки зрения разработчиков "тестов развития", - то это такие проявления психической деятельности, которые обнаруживаются у большинства детей данного возраста. То есть, это статистическая норма. Возможен и другой взгляд на норму психического развития: с точки зрения гуманистической психологии. Это те достижения, которые демонстрируют дети без явно выраженных выдающихся способностей, воспитывающиеся в благоприятных условиях. В этих условиях возможна самоактуализация , реализуется полностью потенциал развития, т.е. максимально проявляются все способности, возможные на данном возрастном этапе.

Слайд 3

Таким образом, в данном случае возрастная норма - это максимальные достижения без особых задатков (особые задатки - абсолютный слух, исключительная память, неутолимая потребность в усвоении всё новой информации и т.д.). В патопсихологии в определении нормы психического здоровья обычно придерживаются определения ВОЗ, где оно сформулировано так: >. В теоретическом отношении понятие психической нормы достаточно расплывчато и относительно. В целом категория > психики человека исследована недостаточно и не имеет строгих критериев. Это связано как с большими индивидуальными различиями в психике человека, так и различными социокультурными представлениями о психической норме и патологии.

Слайд 4

Факторы, влияющие на психическое развитие ребёнка. Предпосылки нормального психического развития детей. Предпосылки развития - природные свойства человека как представителя вида Homo Sapiens и его врожденные генотипические характеристики, которые в пределах нормы не всегда явственны. То же можно сказать и о предпосылках психического развития детей. Каковы должны быть эти предпосылки для нормального психического развития? Предпосылки развития определяются генетическими и парагенетическими факторами. Под генетическими факторами подразумеваем те свойства, которые передаются ребенку уже в момент зачатия. Однако надо помнить, что определенная система генов, полученных ребенком, возникает как результат воздействия окружения и представляет собой как бы сумму опыта предыдущих поколений. Следовательно, генетические факторы в какой-то мере выражают влияние окружения. От генетических факторов зависят размеры и форма тела, темпы роста и созревания, состояние здоровья и многие другие факторы.

Слайд 5

Каждый человек уже в момент своего зачатия имеет определенную генетическую программу и определенные возможности. Как уже было сказано, генетический код, который ребенок получил от своих родителей, обусловливает интенсивность процессов его роста и созревания, размеры тела (рост) и многие другие черты соматического происхождения. Бывает, что у ребенка в равной мере присутствуют материнские и отцовские гены. Нередко проявляется влияние генной структуры дедов или прадедов. Существует также значительное число дефектов развития, которые могут быть унаследованы. К ним относятся некоторые врожденные пороки. Цивилизация предлагает их нам все больше и больше. Здоровье матери - один из важнейших факторов развития ребенка во внутриутробные период. Например, сифилис вызывает выкидыши, замирание плода, врожденное умственное отставание, глухоту и слепоту ребенка. Серьезные последствия вызывают заболевания щитовидной железы, туберкулез, диабет, отравления свинцом, фосфором. Полная реализация генетической программы зависит от уравновешеннности психики матери, от особенностей ее центральной нервной системы и гормональной системы.

Слайд 6

Условия нормального психического развития. Условием развития человека как личности помимо реальности самой природы является созданная человечеством в процессе культурного развития культурная реальность. Условием психического развития ребенка можно считать окружающую его реальность (семья, социально - бытовые условия и др.). Условия определяются социальными и биологическими факторами. То, что понимают под термином социальные факторы, связано с непосредственными влияниями, которые подвергается организм во время развития (от рождения до полной зрелости) и от которых зависит реализация наследственности. Социальные условия у ребенка до трех лет чаще всего ограничиваются родительским домом. Среди социальных факторов главная роль отводится семье. Как показывают исследования, связанное с развитием ребенка негативное влияние семьи приводит не только к нарушения психического развития малыша, но и к серьезным трудностям в приспособлении к среде, что проявляется обычно лишь во второй декаде жизни.

Слайд 7

Психологическое развитие ребенка не может быть нормальным, если не обеспечиваются основные потребности в чувстве безопасности, любви, уважении, взаимопонимании, в ощущении связи с родителями. Малыш должен чувствовать, что он - одаренное и любимое дитя. Эти необходимо для нормального развития ребенка также, как соответствующее питание, свежий воздух или прививки и соблюдение гигиены. Воспитательное воздействие родителей тесно связано с реализацией основных запросов ребенка. Плохо влияет на психосоматическое развитие малыша как чрезмерная снисходительность, так и чрезмерная строгость или непоследовательность в действиях и поступках родителей. По мнению большинства современных психологов, для нормального развития ребенка чрезвычайно негативны следующие сочетания: агрессивная и деспотичная мать и уступчивый, не интересующийся ребенком отец; боязливая мать и суровый, строгий отец; слишком заботливая мать и холодный или агрессивный отец. На развитии ребенка негативно сказывается педагогическая некомпетентность родителей, нежелание заниматься ребенком, психологическое и физическое пренебрежение ребенком. Если нет соответствующего побуждения со стороны взрослых, если ребенком, образно выражаясь, не взят за руку и не ведется вперед в нужном направлении, развития не происходит. Допустим, если ребенка не заставлять говорить и он да семи лет не заговорит, то речь у него уже не разовьется никогда. Безнадзорность приводит к задержке развития. Ребенок усваивает лишь какие-то элементарные, примитивные навыки. Формируется личность, которая скорее всего, будет впоследствии мстить близким, которые пренебрегали его развитием, а заодно и всему обществу

Слайд 8

Задержку психического развития также вызывает чрезмерное давление, гиперопека. Она сдерживает естественное развитие ребенка, приводит к задержке психического развития, к умственному недоразвитию, к пограничности, к эмоциональной дефицитарности. Как правило, ребенок рано или поздно становится агрессивен к тому, кто сдерживал его развитие. Доказано также, что для нормального развития психики, двигательного аппарата, гармонического развития отдельных систем, в том числе и центральной нервной системы, огромное значение имеет двигательная активность, рекреативные упражнения на свежем воздухе и закалка. Развития двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности, является важнейшим условием психического развития ребенка. Тонка моторика - основа развития, своего рода локомотив, всех психических процессов, включая внимание, память, восприятие, мышление и речь. Неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье могут препятствовать реализации его генетических задатков. Чтобы младенец смог проявить все лучшие свойства своей натуры, как физические, так и психические. Родители должны жить его жизнью, должны оказывать ему максимум внимания, проявлять любовь к малышу, заинтересованность его делами, наблюдать за ним, разговаривать с ним, обеспечить ребенку приобретение необходимого опыта и одновременно учить самообладанию, выдержке, вере в собственные силы. Влияние этих факторов на психосоматическое развитие ребенка научно доказано.

Слайд 9

Родителям нужно защищать малыша от отрицательного влияния факторов, связанных с современной цивилизацией, большой химией, отравлением и загрязнением окружающей среды и целым рядом других, имеющих место в современной жизни (телевидение, ограничение двигательной активности и т.п.). Таким образом, к основным факторам, влияющим на психическое развитие, относятся наследственность, семейная среда и воспитание, а также внешняя среда с многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление, так и нивелирование влияния каждого из факторов. В целом воздействие среды и биологических факторов тем интенсивнее, чем моложе организм. Это касается как положительного, так и отрицательного влияния.

Слайд 10

Роль обучения в развитии личности. Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения. Напомним, что под обучением следует понимать не процесс передачи готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления: собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур, психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.

Слайд 11

В психолого-педагогической науке сложились, по меньшей мере, три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая и наиболее распространенная заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития. В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения. Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк ). Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положение: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование. Эту существенно новую идею выдвинул Л.С. Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности. В связи с этим Л.С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый - уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно.

Слайд 12

Второй, более высокий уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л.С. Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически. Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идет о ребенку, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций. Интеллект человека во многом определяет его положение в обществе и жизнь в целом. Это именно то свойство личности, которое можно развивать независимо от возраста. Но для начала стоит понять, на каком уровне оно находиться. Для этого определяется коэффициент интеллекта - IQ. Существует немало методик тестирования умственных способностей, особую популярность среди.

Слайд 13

Для полноценного восприятия и анализа информации человеку необходимо обладать хорошо развитой и натренированной памятью. Это качество особенно важно для детей, которым по мере взросления приходится усваивать большие объемы новых знаний. Существует много методик, призванных улучшить и облегчить процесс запоминания, но прежде нужно определить, на каком уровне развития соответствующий навык находится. Память - главный > в деле успешного обучения ребенка. Существует большое количество психологических тестов, определяющих уровень ее развития, но особое место занимают те, которые проводятся в несколько этапов для более точного определения особенностей восприятия.

Особенности нервно-психического развития | Консультация:

Особенности нервно-психического развития

Дошкольник - существо биосоциальное, поэтому для его роста и развития необходимо развитие высшей нервной деятельности. Следовательно, уровень здоровья ребенка тесно связан с уровнем его нервно-психического развития (НПР).

Нервно-психическое развитие (НПР) — это совершенствование, качественное изменение интеллектуальных и двигательных умений ребенка, отражающее взаимодействие со внешней средой.

НПР – это показатель зрелости нервной системы и нормального развития ребенка.

Важной целью определения НПР является выявление фактического уровня развития каждого ребенка и возрастной группы в целом.  Раскрыть особенности каждого ребенка можно через систематический контроль за развитием НПР.

Основными задачами контроля за НПР ребенка являются:

  • Определение уровня НПР;
  • Наблюдение в динамике за изменением НПР;
  • Своевременная корректировка НПР.

В систематическом контроле и определении уровня НПР принимают участие следующие специалисты:

  • Педагог-психолог;
  • Медицинская сестра;
  • Воспитатель группы.

Таким образом, оценивать нервно-психическое развитие ребенка рекомендуется по следующей схеме:

  • Выявление умений данного ребенка с учетом ведущих показателей развития, характерных для данного возраста;
  • Определение показателей нервно-психического развития для ребенка данного возраста;
  • Сопоставление уровня нервно-психического развития данного ребенка с показателями развития детей данного возраста;
  • Выявление отклонений в НПР данного ребенка на основании показателей НПР развития других детей данного возраста.

Определение соответствия нервно-психического развития возрасту ребенка проводится по 4 показаниям, отражающим особенности социальных контрактов и развитие определенных психических функций. Показатели являются итогом взаимодействия биологических и длительно действующих социальных факторов.

Мышление и речь - характеризуют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.

Моторное развитие - характеризует развитие движений ребенка: общих (т.е. всего тела) и ручных. Косвенно моторное развитие отражает состояние центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии.

Внимание и память - характеризуют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и воспроизведению информации (кратковременная и долговременная память).

Социальные контакты - характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей; способность к совместной деятельности с другими детьми.

Большинство показателей нервно-психического развития определяется по "Анкете для выявления особенностей поведения детей 4-6 лет", кроме определения развития мышления к речи и общей моторики.

Оценка нервно-психического развития детей 4 лет

Показатели

Соответствует норме

С отклонениями

Мышление и речь

Умеет группировать предметы по классам: мебель. Посуда, одежда, животные, птицы и т.д.

Группирует по несущественному признаку, например по цвету

Моторика

Общая: умет подпрыгивать одновременно на двух ногах: на месте и продвигаясь вперед.

Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы. Всегда или иногда завязывает шнурки

Не умеет подпрыгивать на месте и продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно.

Внимание и память

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту. Запоминает быстро прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.

Рассеян. Невнимателен. Часто «отключается», с трудом и непрочно запоминает стихи

Социальные контакты

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

Психическое здоровье

Без отклонений

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера

Оценка нервно-психического развития детей 5 лет

Показатели

Соответствует норме

С отклонениями

Мышление и речь

Умеет составить по картине рассказ в несколько предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию

Составляя рассказ. Не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляет действия героя вместо пересказа сюжета

Моторика

Умет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед.

Одевается и раздевается самостоятельно всегда или почти всегда.

Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко.

Внимание и память

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту. Запоминает быстро прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.

Рассеян. Невнимателен. Часто «отключается», с трудом и непрочно запоминает стихи

Социальные контакты

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

Психическое здоровье

Без отклонений

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера

Оценка нервно-психического развития детей 6 лет

Показатели

Соответствует норме

С отклонениями

Мышление и речь

Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Допустимы наводящие вопросы.

Составляя рассказ. Не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится

Моторика

Общая: умет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см.

Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более, чем за 70 с.

Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см.

Ручная: неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это 70 с.

Внимание и память

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.

Рассеян. Невнимателен. Часто «отключается», с трудом и непрочно запоминает стихи

Социальные контакты

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

Психическое здоровье

Без отклонений

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера

10 важных факторов, влияющих на рост и развитие ребенка

Последнее обновление

То, как дети растут и развиваются, зависит как от внутренних, так и от внешних факторов окружающей среды, некоторые из которых мы не можем контролировать. Хорошее понимание того, что нужно детям на каждом этапе их роста и развития, помогает нам лучше их воспитывать.

Видео: Факторы, влияющие на рост и развитие ребенка

Как определяются рост и развитие?

Хотя термины «рост» и «развитие» используются как синонимы, биологически они имеют разные значения.Рост относится к постепенным изменениям физических характеристик, таких как рост, вес, размер и т. Д., Тогда как развитие относится к качественным изменениям в росте упорядоченным и значимым образом, которые приводят к зрелости. Рост и развитие взаимно дополняют друг друга, неразделимы и происходят одновременно. Например, большинство младенцев к тому времени, когда они вырастут до 8 месяцев, могут весить от 8 до 10 килограммов и могут сидеть.

10 факторов, влияющих на рост и развитие ребенка

Природа и воспитание способствуют росту и развитию детей.Хотя то, что даровано природой, постоянно, воспитание тоже имеет большое значение. Вот несколько факторов, влияющих на рост и развитие детей.

1. Наследственность

Наследственность - это передача физических характеристик от родителей детям через их гены. Он влияет на все аспекты внешнего вида, такие как рост, вес, строение тела, цвет глаз, структуру волос и даже интеллект и способности. Заболевания и состояния, такие как сердечные заболевания, диабет, ожирение и т. Д., также могут передаваться через гены, тем самым отрицательно влияя на рост и развитие ребенка. Однако факторы окружающей среды и воспитание могут дать лучшее из уже имеющихся качеств генов.

2. Окружающая среда

Окружающая среда играет решающую роль в развитии детей и представляет собой совокупность физических и психологических стимулов, которые получает ребенок. Некоторые из факторов окружающей среды, влияющих на развитие детей в раннем возрасте, включают физическое окружение и географические условия места, в котором живет ребенок, а также его социальное окружение и отношения с семьей и сверстниками.Легко понять, что хорошо воспитанный ребенок добивается большего успеха, чем обездоленный; Этому способствует среда, в которую дети постоянно погружаются. Хорошая школа и любящая семья развивают у детей сильные социальные и межличностные навыки, которые позволят им преуспеть в других областях, таких как учеба и внеклассные занятия. Это, конечно, будет по-другому для детей, выросших в стрессовой среде.

3. Пол

Пол ребенка - еще один важный фактор, влияющий на физический рост и развитие ребенка.Мальчики и девочки растут по-разному, особенно в период полового созревания. Мальчики обычно выше и физически сильнее девочек. Однако девочки, как правило, быстрее взрослеют в подростковом возрасте, тогда как мальчики созревают дольше. Физическая структура их тел также имеет различия, которые делают мальчиков более спортивными и подходящими для занятий, требующих физической активности. Их темпераменты тоже различаются, что заставляет проявлять интерес к разным вещам.

4. Физические упражнения и здоровье

Слово «упражнения» здесь не означает физические упражнения как дисциплину или детей, сознательно занимающихся физическими упражнениями, зная, что это поможет им расти.Упражнения в данном случае относятся к обычным играм и занятиям спортом, которые помогают телу увеличить мышечную силу и нарастить костную массу. Правильные упражнения помогают детям хорошо расти и достигать поставленных целей вовремя или раньше. Упражнения также поддерживают их здоровье и борются с болезнями, укрепляя иммунную систему, особенно если они играют на улице. Это потому, что игры на открытом воздухе подвергают их воздействию микробов, которые помогают им повысить сопротивляемость и предотвратить аллергию.

5. Гормоны

Гормоны относятся к эндокринной системе и влияют на различные функции нашего организма.Они вырабатываются различными железами, расположенными в определенных частях тела, для выработки гормонов, контролирующих функции организма. Их своевременное функционирование имеет решающее значение для нормального физического роста и развития детей. Дисбаланс в функционировании гормональных желез может привести к дефектам роста, ожирению, поведенческим проблемам и другим заболеваниям. Во время полового созревания гонады вырабатывают половые гормоны, которые контролируют развитие половых органов и появление вторичных половых признаков у мальчиков и девочек.

6. Питание

Питание является критическим фактором роста, поскольку все, что нужно организму для создания и восстановления, поступает из пищи, которую мы едим. Недоедание может вызвать дефицитные заболевания, отрицательно влияющие на рост и развитие детей. С другой стороны, переедание в долгосрочной перспективе может привести к ожирению и проблемам со здоровьем, таким как диабет и болезни сердца. Сбалансированная диета, богатая витаминами, минералами, белками, углеводами и жирами, необходима для развития мозга и тела.

7. Семейное влияние

Семьи оказывают самое глубокое влияние на воспитание ребенка и определение путей его психологического и социального развития. Независимо от того, воспитываются ли они своими родителями, бабушками и дедушками или опекунами, они нуждаются в элементарной любви, заботе и вежливости, чтобы стать здоровыми функциональными людьми. Наиболее положительный рост наблюдается, когда семьи вкладывают время, энергию и любовь в развитие ребенка посредством таких занятий, как чтение им, игры с ними и глубокие содержательные беседы.Семьи, которые жестоко обращаются с детьми или пренебрегают ими, могут повлиять на их позитивное развитие. Эти дети могут оказаться людьми с плохими социальными навыками и трудностями в установлении отношений с другими людьми во взрослом возрасте. Воспитание с помощью вертолета также имеет негативные последствия, поскольку делает детей зависимыми от родителей даже в молодом возрасте и неспособными самостоятельно справляться с жизненными трудностями.

8. Географические влияния

Место вашего проживания также оказывает большое влияние на то, как будут выглядеть ваши дети.Школы, которые они посещают, район, в котором они живут, возможности, предлагаемые сообществом и кругом сверстников, - вот некоторые из социальных факторов, влияющих на развитие ребенка. Жизнь в развивающемся сообществе, где есть парки, библиотеки и общественные центры для групповых занятий и занятий спортом, - все это играет роль в развитии навыков, талантов и поведения ребенка. Неинтересные сообщества могут подтолкнуть некоторых детей не выходить часто на улицу, а вместо этого играть в видеоигры дома. Даже погода в каком-либо месте влияет на детей в виде телесных ритмов, аллергии и других заболеваний.

9. Социально-экономическое положение

Социально-экономический статус семьи определяет качество возможностей, которые получает ребенок. Обучение в более дорогих школах определенно имеет преимущества в долгосрочной перспективе. Состоятельные семьи также могут предложить своим детям более качественные учебные ресурсы и предоставить им особую помощь, если в ней нуждаются дети. Дети из более бедных семей могут не иметь доступа к образовательным ресурсам и полноценному питанию, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. У них также могут быть работающие родители, которые работают слишком много часов и не могут уделять достаточно времени своему развитию.

10. Обучение и подкрепление

Обучение - это гораздо больше, чем просто обучение. Это также связано с психологическим, интеллектуальным, эмоциональным и социальным развитием ребенка, чтобы он работал в обществе как здоровые функциональные личности. Здесь происходит развитие ума, и ребенок может достичь некоторой зрелости. Подкрепление - это компонент обучения, при котором действие или упражнение повторяются и уточняются, чтобы закрепить извлеченные уроки.Пример - игра на музыкальном инструменте; они научатся играть на нем по мере практики игры на инструменте. Следовательно, любой преподанный урок необходимо повторять, пока не будут получены правильные результаты.

Хотя природа во многом способствует росту и развитию детей, воспитание вносит гораздо больший вклад. Как упоминалось ранее, некоторые из этих факторов невозможно контролировать, и вам придется довольствоваться тем, что у вас есть. Но есть определенные вещи, которые вы определенно можете обеспечить своему ребенку.Это включает в себя обеспечение того, чтобы ваш ребенок достаточно отдыхал каждый день, потому что его развитие во многом зависит от количества выспавшегося сна. Обратите особое внимание на уровень питания и физических упражнений вашего ребенка, поскольку они также играют важную роль в обеспечении своевременного и здорового роста и развития вашего ребенка.

Также читают:

Этапы роста и развития ребенка
Советы по развитию личности для детей

.

Какие факторы влияют на психологическое развитие в детстве?

Психологическое развитие означает достижение психологических, эмоциональных, социальных и когнитивных вех как часть личностного роста человека. Хотя взрослые сталкиваются с собственными психологическими проблемами по мере прохождения жизненных этапов, психологическое развитие в детстве представляет собой серию особенно интенсивных и быстро встречающихся вех. Эти процессы также тесно связаны с физическим ростом и появлением физических навыков, которые необходимы детям для достижения более высоких уровней развития.Например, младенец, обучающийся манипулировать игрушками и другими предметами, помогает ему развить ощущение себя в отличие от других . Помимо физического роста, дополнительные факторы, влияющие на психологическое развитие ребенка, включают дородовой уход и питание, питание детей, материнскую привязанность, а также навыки и стиль воспитания.

Привязанность матери к ребенку способствует здоровому психологическому развитию.

Пренатальный уход и его последующее влияние на пренатальное развитие могут иметь огромное влияние на психологическое развитие ребенка. Адекватное питание матери, обеспечиваемое пищей и дополнительными витаминами для матери, обеспечивает необходимые строительные блоки для роста и прогресса плода. В дополнение к минимальному количеству пищи, есть также продукты и вещества, которые мать должна избегать или ограничивать по мере продолжения роста плода. Следует полностью избегать определенных рецептурных и безрецептурных лекарств и алкоголя, а употребление других продуктов, которые могут способствовать накоплению токсинов в организме, включая тунец и другие виды рыбы, следует ограничить.Медицинское наблюдение за беременностью также может помочь предотвратить такие осложнения, как гестационный диабет, которые могут нанести вред здоровью матери и ребенка.

Родители и опекуны могут помочь маленьким детям научиться распознавать часто бурные эмоции и справляться с ними.

Позитивное психологическое развитие в детстве по-прежнему во многом зависит от оптимального питания после рождения ребенка. Мозг и нервная система младенца экспоненциально растут в первые несколько лет жизни, и для поддержания этого быстрого развития необходимо адекватное питание. Считается, что грудное вскармливание в младенчестве способствует укреплению иммунной системы младенца, обеспечивает отличное питание, способствует укреплению связи между матерью и ребенком и укрепляет чувство безопасности у младенца.Первые отношения младенца должны быть основаны на доверии и безопасности, поскольку считается, что они способствуют последующему позитивному взаимодействию с людьми и закладывают самое начало социальных навыков. Продолжение позитивных отношений с родителями и опекунами способствует продолжению социализации.

Тип дисциплины, который получает маленький ребенок, может иметь большое влияние на его эмоциональное развитие.

Воспитательные навыки и стиль - еще один фактор, влияющий на психологическое развитие ребенка. Последовательное воспитание в том, что ребенок воспринимает как безопасную среду, поощряет доверие и исследование. Непоследовательный надзор или семейная атмосфера постоянных беспорядков и потрясений может привести к тревожным расстройствам и поведению, связанному с недоверием и избеганием. Родительские ограничения, последовательно применяемые к поведению ребенка, помогают поощрять эксперименты с новизной в известных пределах.

Положительное психологическое развитие в детстве во многом зависит от оптимального питания после рождения ребенка. В среднем развитие личности ребенка начинается примерно в 2 года.Участие в молодежной лиге может помочь ребенку развить социальные навыки. Степень дородового ухода может повлиять на психологическое развитие ребенка. .

Развитие в младенчестве и детстве

Кольберг обнаружил, что первые две стадии достигаются большинством детей, что стадии 3 и 4 достигаются детьми старшего возраста и большинством взрослых, но что стадия 6 достигается только 20% населения.

Кэрол Гиллиган исследовала некоторые различия между нравственным развитием мужчин и женщин. Она обнаружила, что в отношении детей младшего возраста девочек больше волнует мораль, основанная на заботе, а мальчиков - мораль, основанная на справедливости.Гиллиган предположил, что это гендерное различие частично связано с отношениями детей с их матерью.

Социальное развитие. Социальное развитие начинается с рождения, когда у ребенка формируется привязанность (сильная эмоциональная связь) с основным опекуном (ами), обычно с матерью. Гарри Харлоу изучил случаев лишения привязанности на детенышах обезьян, выращенных в изоляции. Хотя их физические потребности были удовлетворены и им дали суррогатных матерей из ткани, эти обезьяны страдали серьезными патологиями поведения.Они выздоравливали, если изоляция была ограничена тремя месяцами, но более длительные периоды приводили к появлению аномальных взрослых. С этической точки зрения исследования такого типа нельзя было проводить на людях, но были обнаружены параллели с детьми, выросшими в холодной, изолированной и эмоционально лишенной среде. Считается, что эмоциональная привязанность к опекунам имеет важное значение для социального развития.

Конрад Лоренц изучал импринтинг , быстрый и относительно постоянный тип обучения, который происходит в течение ограниченного времени (так называемый критический период ) в раннем возрасте, особенно у птиц.Детские утки учатся следовать за своей матерью, если видят, как она двигается в течение первых 30 часов после их рождения. Однако, если они не видят свою мать, они могут вместо этого запечатлеть человека или даже движущийся объект и следовать за ним. Импринтинг демонстрирует, что привязанность молодого человека к родителю может произойти рано и иметь последствия на всю жизнь.

Термин гендерные стереотипы обозначает модели поведения, ожидаемые от людей в соответствии с их полом. Развитие гендерных различий является сложным.Гендерные стереотипы возникают не только из-за различий между родителями в воспитании детей каждого пола, но и из-за опыта социализации. Элеонора Маккоби заметила, что дети с совершенно разными характерами играют вместе просто потому, что они одного пола.

Развитие личности. Психологи-развивающие также изучают развитие личности у детей.

.

% PDF-1.4 % 709 0 obj> endobj xref 709 256 0000000016 00000 н. 0000006407 00000 н. 0000006491 00000 н. 0000006681 00000 п. 0000009749 00000 н. 0000010311 00000 п. 0000010347 00000 п. 0000010394 00000 п. 0000010441 00000 п. 0000010488 00000 п. 0000010535 00000 п. 0000010581 00000 п. 0000011099 00000 п. 0000011176 00000 п. 0000011251 00000 п. 0000012709 00000 п. 0000013882 00000 п. 0000015026 00000 п. 0000015291 00000 п. 0000016485 00000 п. 0000017821 00000 п. 0000019070 00000 п. 0000019449 00000 п. 0000019813 00000 п. 0000020305 00000 п. 0000020736 00000 п. 0000021271 00000 п. 0000021675 00000 п. 0000021725 00000 п. 0000021956 00000 п. 0000022282 00000 п. 0000022774 00000 п. 0000023071 00000 п. 0000024316 00000 п. 0000026294 00000 п. 0000028964 00000 п. 0000036650 00000 п. 0000038672 00000 п. 0000043885 00000 п. 0000051396 00000 п. 0000055253 00000 п. 0000055741 00000 п. 0000055911 00000 п. 0000056090 00000 п. 0000056274 00000 п. 0000056453 00000 п. 0000056655 00000 п. 0000057244 00000 п. 0000057532 00000 п. 0000057750 00000 п. 0000057939 00000 п. 0000058336 00000 п. 0000058552 00000 п. 0000058728 00000 п. 0000059047 00000 п. 0000059589 00000 п. 0000059801 00000 п. 0000060192 00000 п. 0000060720 00000 п. 0000060932 00000 п. 0000061156 00000 п. 0000061616 00000 п. 0000062135 00000 п. 0000062353 00000 п. 0000062600 00000 п. 0000062913 00000 п. 0000063160 00000 п. 0000063426 00000 п. 0000063611 00000 п. 0000063997 00000 п. 0000064202 00000 п. 0000064454 00000 п. 0000064639 00000 п. 0000065005 00000 п. 0000065350 00000 п. 0000065599 00000 п. 0000065845 00000 п. 0000066091 00000 п. 0000066347 00000 п. 0000066591 00000 п. 0000066849 00000 п. 0000067020 00000 п. 0000067235 00000 п. 0000067425 00000 п. 0000067631 00000 п. 0000067807 00000 п. 0000067975 00000 п. 0000068242 00000 п. 0000068477 00000 п. 0000068717 00000 п. 0000068929 00000 п. 0000069180 00000 п. 0000069424 00000 п. 0000069662 00000 п. 0000069856 00000 п. 0000070004 00000 п. 0000070206 00000 п. 0000070401 00000 п. 0000070614 00000 п. 0000070837 00000 п. 0000071022 00000 п. 0000071201 00000 п. 0000071383 00000 п. 0000071595 00000 п. 0000071819 00000 п. 0000072037 00000 п. 0000072219 00000 п. 0000072395 00000 п. 0000072675 00000 п. 0000072913 00000 п. 0000073143 00000 п. 0000073391 00000 п. 0000073649 00000 п. 0000073986 00000 п. 0000074755 00000 п. 0000075030 00000 п. 0000075331 00000 п. 0000075653 00000 п. 0000075983 00000 п. 0000076319 00000 п. 0000076543 00000 п. 0000076725 00000 п. 0000076892 00000 п. 0000077071 00000 п. 0000077256 00000 п. 0000077440 00000 п. 0000077622 00000 п. 0000077807 00000 п. 0000077986 00000 п. 0000078418 00000 п. 0000078774 00000 п. 0000078956 00000 п. 0000079499 00000 п. 0000079926 00000 н. 0000080474 00000 п. 0000080905 00000 п. 0000081384 00000 п. 0000081728 00000 п. 0000082059 00000 п. 0000082338 00000 п. 0000082698 00000 п. 0000083066 00000 п. 0000083341 00000 п. 0000083697 00000 п. 0000083885 00000 п. 0000084058 00000 п. 0000084240 00000 п. 0000084428 00000 п. 0000084610 00000 п. 0000084801 00000 п. 0000084986 00000 п. 0000085180 00000 п. 0000085564 00000 п. 0000085752 00000 п. 0000086131 00000 п. 0000086328 00000 п. 0000086694 00000 п. 0000087079 00000 п. 0000087487 00000 п. 0000087889 00000 н. 0000088345 00000 п. 0000088850 00000 п. 0000089381 00000 п. 0000089934 00000 н. 0000090495 00000 п. 0000091059 00000 п. 0000091628 00000 п. 0000092213 00000 п. 0000092779 00000 п. 0000093138 00000 п. 0000093491 00000 п. 0000093626 00000 п. 0000093974 00000 п. 0000094112 00000 п. 0000094597 00000 п. 0000095089 00000 п. 0000095565 00000 п. 0000096055 00000 п. 0000096535 00000 п. 0000097021 00000 п. 0000097504 00000 п. 0000097951 00000 п. 0000098422 00000 п. 0000098894 00000 п. 0000099357 00000 н. 0000099819 00000 н. 0000100274 00000 н. 0000100731 00000 н. 0000101179 00000 п. 0000101626 00000 н. 0000102061 00000 н. 0000102500 00000 н. 0000102926 00000 н. 0000103352 00000 п. 0000103672 00000 п. 0000103925 00000 н. 0000104230 00000 н. 0000104452 00000 п. 0000104664 00000 н. 0000104847 00000 н. 0000105076 00000 н. 0000105463 00000 п. 0000105845 00000 н. 0000106256 00000 н. 0000106671 00000 н. 0000107077 00000 п. 0000107489 00000 н. 0000107898 00000 н. 0000108303 00000 н. 0000108715 00000 н. 0000109123 00000 п. 0000109532 00000 н. 0000109917 00000 н. 0000110551 00000 п. 0000110937 00000 н. 0000111363 00000 н. 0000111748 00000 н. 0000112134 00000 н. 0000112522 00000 н. 0000112907 00000 н. 0000113331 00000 н. 0000113995 00000 н. 0000114671 00000 н. 0000115109 00000 н. 0000115496 00000 н. 0000115927 00000 н. 0000116312 00000 н. 0000116758 00000 н. 0000117111 00000 н. 0000117302 00000 н. 0000117703 00000 н. 0000118111 00000 п. 0000118500 00000 н. 0000118685 00000 н. 0000119069 00000 н. 0000119477 00000 н. 0000119847 00000 н. 0000120207 00000 н. 0000120560 00000 н. 0000120900 00000 н. 0000121085 00000 н. 0000121497 00000 н. 0000121679 00000 н. 0000122096 00000 н. 0000122278 00000 н. 0000122690 00000 н. 0000122872 00000 н. 0000123276 00000 н. 0000123455 00000 н. 0000123870 00000 н. 0000124748 00000 н. 0000124977 00000 н. 0000131162 00000 н. 0000131410 00000 н. 0000132389 00000 п. 0000005416 00000 н. трейлер ] >> startxref 0 %% EOF 964 0 obj> поток x ڔ R hu%! wmӓr6҄! 8Y \ ulU-2X7G) wI [* Zʘ? #I ZV @ $ AI'c6fk {} {

.

Детская психология | дисциплина | Britannica

Детская психология , также называемая детское развитие , изучение психологических процессов детей и, в частности, того, чем эти процессы отличаются от процессов взрослых, как они развиваются от рождения до конца подросткового возраста и как и почему они отличаются от одного ребенка к другому. Эту тему иногда относят к младенчеству, взрослой жизни и старению в категорию психологии развития.

Как научная дисциплина, имеющая прочную эмпирическую основу, изучение детей возникло сравнительно недавно.Он был начат в 1840 году, когда Чарльз Дарвин начал вести учет роста и развития одного из своих собственных детей, собирая данные так, как если бы он изучал неизвестный вид. В аналогичном, более подробном исследовании, опубликованном немецким психофизиологом Вильямом Прейером, были предложены методы для ряда других. В 1891 году американский педагог-психолог Дж. Стэнли Холл основал Педагогическую семинарию , периодическое издание, посвященное детской психологии и педагогике. В начале 20 века разработка тестов интеллекта и создание клиник по ориентации детей еще больше определили область детской психологии.

Г. Стэнли Холл.

Предоставлено Университетом Кларка, Вустер, Массачусетс

Ряд известных психологов 20-го века, в том числе Зигмунд Фрейд, Мелани Кляйн и дочь Фрейда, Анна Фрейд, занимались развитием ребенка в основном с психоаналитической точки зрения. Возможно, наибольшее непосредственное влияние на современную детскую психологию оказал Жан Пиаже из Швейцарии. Посредством непосредственного наблюдения и взаимодействия Пиаже разработал теорию приобретения понимания у детей.Он описал различные этапы обучения в детстве и охарактеризовал восприятие детьми себя и мира на каждом этапе обучения.

Данные по детской психологии собраны из различных источников. Наблюдения родственников, учителей и других взрослых, а также непосредственное наблюдение и беседы психолога с ребенком (или детьми) дают много материала. В некоторых случаях используется одностороннее окно или зеркало, чтобы дети могли свободно взаимодействовать со своим окружением или другими людьми, не зная, что за ними наблюдают.Тесты личности, тесты интеллекта и экспериментальные методы также оказались полезными для понимания развития ребенка.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодня

Несмотря на попытки объединить различные теории развития ребенка, эта область остается динамичной, изменяясь по мере развития областей физиологии и психологии.

.

Обновление для специалистов в области психического здоровья

Произведено: Президентская рабочая группа по посттравматическим стрессовым расстройствам и травмам у детей и подростков 2008 г.

Большая часть наших знаний о посттравматическом стрессовом расстройстве основана на исследованиях взрослых. Как свидетельствует рождение новых научных дисциплин (например, трансляционная нейробиология развития), очевидно, что то, что мы узнаем из исследований с участием взрослых, не обязательно применимо к детям и подросткам. Действительно, область детского и подросткового посттравматического стрессового расстройства и травм относительно молода, хотя база знаний значительно расширилась за последние два десятилетия.Более того, члены целевой группы признают, что у специалистов в области психического здоровья может быть много разных точек зрения на детские и подростковые травмы, особенно в отношении специфического характера их последствий и того, какие вмешательства могут быть наиболее эффективными для снижения негативных результатов и улучшения адаптивного функционирования. Хотя мы пытаемся обобщить здесь то, что в настоящее время известно о посттравматическом стрессовом расстройстве и травмах у детей и подростков, мы приветствуем продолжающееся обсуждение и новые взгляды, которые помогают продвинуться в этой области.

Целевая группа понимает, что Соединенные Штаты - очень разнообразное общество, состоящее из множества различных расовых и этнических групп. Нет сомнений в том, что из-за бедности и дискриминации молодежь и семьи из числа расовых и этнических меньшинств более подвержены травматическим событиям, а молодежь и семьи иммигрантов могут подвергаться особому риску. Культурный контекст и происхождение, а также принадлежность к группе меньшинств будут влиять на то, как люди воспринимают травмирующее событие и его влияние, а также на то, как сообщество может помочь в выздоровлении.Специалисты в области психического здоровья должны быть сенситивом

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.