О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Развитие личности ребенка


понятие, фазы развития, факторы влияния на развитие, значение и ошибки родителей в формировании личности.

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Формирование личности ребенка

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Индивидуализация

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Факторы

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Нотации

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Смотреть видео

Развитие личности ребенка и формирование в дошкольном возрасте

Развитие личности ребенка представляет собой формирование личностных качеств, свойств человека, его ценностей, убеждений, мировоззрения, отношений с внутренним и внешним миром. Это сложный, многогранный процесс, требующий внимания и участия родителей и других окружающих взрослых, при этом подчиняющийся определенным универсальным законам. Он тесно связан с развитием физических, когнитивных, коммуникативных и других навыков и способностей. Психологи и философы на протяжении веков искали ответ на вопрос о том, что такое личность и когда она начинает зарождаться. Высказывались разные позиции на этот счет, в том числе и о том, что личность – это то, что есть только у взрослых. В этой статье мы поделимся некоторыми идеями о том, что представляет собой система развития личности ребенка.

На самом деле формирование и развитие личности ребенка начинается уже с первых дней жизни. С точки зрения Э. Эриксона, в течение первого года в психике младенца закладывается основа для развития различных сторон личности: базовое доверие к миру. Это отношение к жизни, становление которого зависит от того, насколько в младенчестве внешний мир был безопасен и комфортен для ребенка. Если малыш был окружен заботой родителей, его потребности в пище, физической активности, прикосновениях и позитивном эмоциональном внимании удовлетворялись, то и доверие к миру будет высоким. Напротив, у детей, лишенных постоянной заботы со стороны близких взрослых, возможности иметь одного или двух значимых надежных людей рядом, закладывается базовая установка на то, что мир не дружелюбен, ему доверять нельзя.

Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте происходит в нескольких направлениях, каждое из которых становится более или менее приоритетным в зависимости от этапа. Малыш активно исследует окружающий мир, что проявляется в постоянных поисках интересных предметов во всех доступных маленькому человечку местах, а также в попытках эти предметы разобрать, сломать, попробовать на вкус и тому подобное. Несмотря на то, сколько хлопот приносит такой научный интерес, родителям следует проявить терпение, с одной стороны, поощряя ребенка в стремлении к познанию мира, с другой – обеспечивая безопасность ему, себе и своему дому, приучая его к наличию правил и границ. Важно не оказать слишком сильное давление на ребенка, поскольку именно этот зарождающийся интерес к новым знаниям и впечатлениям Вы будете пытаться возродить, когда придет пора учиться.

Также развитие личности ребенка дошкольника направлено на понимание, кто он такой, где границы между ним и окружающим миром, ним и мамой. Первым ярким проявлением этой стороны развития становится появление местоимения «Я» в речи ребенка. В дальнейшем малыш начинает искать подтверждение в том, что он существует. Это проявляется в желании рисовать на стенах, разбрасывать свои вещи даже в комнате старшего брата, а также, в восприятии всех игрушек вокруг как своих. Вопрос границ между «я – внешний мир» и «мое – чужое» решается на протяжении ряда лет. В этот период можно рассказывать ребенку о том, что такое личное пространство, что в него входит: место, личные вещи, время, которое хочется провести одному. Важно научить его спрашивать разрешения войти в это личное пространство, узнавать, хочет ли человек сейчас общаться. Также необходимо показать малышу, как он сам может защитить себя и свое пространство: как можно ответить, если он не хочет общаться, как вести себя, если граница грубо нарушается, когда и в каких обстоятельствах допустима физическая защита.

Еще одно направление в развитии личности ребенка, которое необходимо держать в фокусе внимания – социальное развитие. Одни родители смело ведут малыша с первых лет в детский сад, другие предпочитают домашнее обучение и развитие. Но и в том, и в том варианте важно наблюдать, как ребенок учится общаться, формировать у него первые, невероятно важные навыки: знакомиться, делиться, договариваться о том, во что поиграть и так далее. Развитие личности ребенка в общении подразумевает не только получение навыков, но и последовательную смену интересов и потребности во взаимодействии с другими. Если в раннем детстве ребенок нуждается в основном в общении с взрослыми, то уже к трем четырем годам появляется игровая мотивация, а к пяти она перерастает в интерес к ролевым играм, где, примеряя на себя роль принцесс, супергероев, волшебников и преступников, дети познают и себя, и мир. Если ребенок к этому возрасту все еще общается только с родителями и не стремится к самостоятельному времяпрепровождению со сверстниками, важно обратить на это внимание и разобраться в причинах такой особенности. Она может заключаться в недостатке навыков, страхе перед другими детьми и/или в слишком крепкой привязанности к родительским фигурам, что говорит о некотором отставании в развитии.

Чем ближе к школьному возрасту, тем большее значение играет обучение в развитии личности ребенка. В детском саду или дома дошкольник начинает пробовать учиться: читать, писать, считать, выполнять творческие задания. Этот опыт закладывает представление о том, насколько я могу быть успешен, компетентен, а также что такое ошибка и как на нее реагировать. Важно в этом возрасте донести мысль о том, что ошибаться – не страшно. Что только благодаря неудаче можно понять, как сделать лучше, научиться чему-либо. Для ребенка будет важна поддержка и принятие со стороны самых близких взрослых, ощущение, что они в него верят, потому что именно из этого ощущения формируется собственная самооценка.

Написано сотни книг о том, что и в каком возрасте ребенок должен уметь, к чему стремиться и чего избегать. Но надо помнить, что индивидуальное развитие личности ребенка может отличаться от стандартов и статистических норм. Поэтому, ориентируясь на информацию о том, как должно быть, наблюдайте, как есть, отмечайте малейшие изменения, сообщающие о том, что малыш развивается и взрослеет. Если Вы замечаете, что в некоторых областях происходит задержка или, напротив, слишком быстрый и несбалансированный скачок, важно обратиться к детскому психологу, который сможет провести диагностические мероприятия, найти причины данного явления. А окончательным результатом обращения станет уникальная программа развития личности ребенка, учитывающая все особенности его индивидуальности и окружающей среды. Она может включать и конкретные мероприятия, такие как занятия с ребенком дома, походы на групповые занятия, целью которых является получение опыта общения и развитие коммуникативных навыков. Также психолог даст рекомендации относительно изменений в системе воспитания и отношений в семье, которые необходимы в обеспечении благоприятных условий для развития малыша.

Мария Борисова, психолог центра тренинга и консультирования «12 Коллегий».


Как формируется развитие личности ребенка

Развитие личности ребенка — объемный и трудоемкий процесс не только со стороны внешнего воздействия, но и со стороны самого ребенка. Решением проблемы занимается психология. Современные представления отталкиваются от того факта, что отправной точкой личностного становления всегда служит семья, родители. Именно близкое окружение во многом определяет те предпосылки, которые лягут в основу развития в период детства.

Процесс личностного развития представлен на нескольких этапах. Каждому из них характерна своя специфика. При этом все они между собой тесно связаны, как и факторы развития личности. Невозможно перескочить какой-либо из них. Для того, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности ребенка, необходимо понимать особенности процесса воспитания для разных возрастов.

Что такое личность?

Категория «личность» является составным элементом понятийного аппарата большого числа научных направлений. В обычной жизни люди пользуются данным понятием довольно часто. Существует огромное число теорий (например, системно ролевая теория формирования личности ребенка), посвященных проблеме личностного становления.

Что же понимается под личностью и ее развитием? Что влияет на этот процесс? Личность представляет собой качество, приобретаемое человеком в процессе социокультурной жизни. Каждый человек рождается индивидом, то есть имеет набор определенных уникальных характеристик. При взаимодействии с социумом происходит развитие личности.

Данный процесс делится на следующие периоды, которые определяются возрастными границами. Этапы развития личности ребенка включают:

  • раннее детское развитие, затрагивающее возраст с рождения до трех лет;
  • дошкольное и школьное детство, которое длится с 4 до 11 лет;
  • отрочество, продолжительность которого от 12 до 15 лет;
  • юношеское развитие — от 16 до 18 лет.

Основания для развития личности формируются в организме ребенка до самого процесса появления на свет. Автором теории базовых перинатальных матриц стал Станислав Гроф. По мнению ученого, именно те переживания ребенка, которые связаны с беременностью, родовой деятельностью и послеродовым периодом, ложатся в основу формирования четырех основных матриц. Последние являются основными условиями дальнейшего развития личности.

При естественном рождении желанного дитя, который не испытал родовую травму, его жизненный потенциал и адаптационные возможности гораздо выше по сравнению с детьми, прошедшими через трудности в период вынашивания и рождения. Взаимодействие с окружающим миром происходит сразу после рождения. Именно это взаимодействие и дает основу для развития личности.

Фазы личностного развития

Современные личностные теории развития свидетельствуют о том, что, независимо от линии личностного развития, данный процесс определяется психологическими закономерностями. Их наличие не зависит от возрастного периода или специфики группы, в которой в конкретный момент находится индивид. Данные психологические закономерности получили название фаз развития личности. Среди них выделяют следующие:

  • Первая фаза развития — адаптация. В ходе нее человек должен освоить те приемы и средства деятельности, которыми пользуются другие члены социальной группы. Происходит освоение простых навыков и языка, формируется речь, которая становится предпосылкой дальнейшего развития. Необходимо обязательное взаимодействие с социальной средой, в ходе которого развивается речь. Процесс освоения элементов деятельности основан на переживании потери своих индивидуальных особенностей. В реальности происходит продолжение человеческих деяний в других людях и их деятельности. Индивид делится личностным потенциалом.
  • Вторая фаза личностного развития — индивидуализация. Ее основа — это возникновение конфликта между необходимостью человека быть схожим с окружающими людьми и стремлением максимальной персонализации. Человек противопоставляет себя с другими, выделяет свою личность. В процессе прохождения данной фазы индивид находится в поиске средств и способов разрешения данного противоречия.
  • Третья фаза — интеграция. В процессе ее прохождения человек учится контролировать свое поведение на основе подчинения старшим и взаимодействия с окружающими. В том случае, когда противоречие затянулось, способы его разрешения не найдены человеком, происходит дезинтеграция, то есть проблема в развитии. Формирование и развитие личности осуществляется через вытеснение из социальной группы. При фактической изоляции происходит закрепление в характере отрицательных качеств.

В некоторых случаях общность в ходе прохождения личности последней стадии подстраивается под потребности конкретного человека. Он становится лидером, способным влиять, определяя направление развития и функции социальной группы.

Процесс прохождения через фазы строго последователен. Невозможно перескочить одну из них в процессе нормального личностного развития. При нарушении психологических закономерностей происходит формирование отрицательных характеристик. Обратимость процесса зависит от степени нарушений, в том числе в развитии речи, все это индивидуаль но.

Значение родителей для личностного развития

Личность и ее формирование в детском возрасте во многом определяется ближайшим взрослым окружением. В большинстве случаев им являются родители. Они определяют успешность прохождения через этапы развития — воспитание и формирование личности ребенка, активизируя речь. Отношения с отцом и матерью вносят разный вклад в этот процесс. Семейное единение является условием становления разных структур на психологическом и возрастном уровне.

Влияние матери на формирование личности ребенка отражается во многих теориях. Особенно оно важно на протяжении первого года жизни. В этот период наличие близкого человека, проявляющего заботу, внимание, дающего массу хороших эмоций, играет основное значение для закладки положительных качеств. Развитие личности в раннем детстве во многом определяются эмоциональной составляющей. Отсутствие матерей у детей из детских домов негативно отражается на всем процессе. Чем раньше появится приемная семья, тем проще корректировать отрицательный опыт семейного воспитания.

Овладение речью только происходит. По мере взросления приоритетное место отводится общению. Его отсутствие отрицательно сказывается на факторах реализации фаз личностного развития. Поэтому роль родителей в формировании личности ребенка бесценна. Их задача — позаботиться о том, чтобы были созданы предпосылки формирования личности в раннем детстве. Для этого необходимо наличие положительных эмоций, адекватного общения (чтобы развивалась речь) и помощи в процессе личностного становления.

Значение дошкольного возраста

Если развитие личности в раннем возрасте было направлено на эмоциональное восприятие окружающего, то в дошкольном возрасте ситуация меняется. Данный период характеризуется более активным восприятием информации. Происходит расширение социальных контактов, появление в жизни ребенка первого коллектива — группы в дошкольном учреждении. Определяющее значение по-прежнему играют родители. Они формируют полярность отношения к окружающему миру (положительное-отрицательное).

В дошкольном возрасте особую ценность приобретает трудовая деятельность. Несмотря на то, что ребенок многое выполняет с ошибками, его необходимо обучать простым трудовым навыкам. При этом следует объяснять простые жизненные правила: хорошо-плохо, правильно-неправильно. Общение позволяет ребенку не только расширить словарный запас, но и усвоить общечеловеческие ценности. Дети должны понимать необходимость уважения старших, правила вежливости. Наличие обоих родителей в семье способствует формированию ролевой идентичности.

Процесс воспитания как основа личностного развития детей разных возрастов

Процесс всестороннего воспитания личности является трудоемким. Определение сущности состоит из того, что входит в понимание воспитательного воздействия на ребенка. Для кого-то это послушание, для кого-то — наказание. Однако основой процесса воспитания должно стать многостороннее развитие способностей ребенка и формирование на основе существующей базы природных задатков гармоничной полноценной системы под названием личность.

В любой ситуации основой процесса воспитания является семья. О ее влиянии говориться в работах психологов и педагогов. При отсутствии матери и отца данная роль отводится ближайшему окружению ребенка. Однако именно в полноценной гармоничной семье начинают формироваться предпосылки адекватной личности, передаются традиции и обычаи, которые в дальнейшем составят систему мировоззрения. Та манера поведения, которая была для него образцом в детстве, будет личностной нормой на протяжении всей дальнейшей жизни. Огромна роль семейных традиций в формировании личности. Они позволяют передавать в последующие поколения семейные ценности, особенности культуры, помогая сохранять преемственность.

Для ребенка раннего возраста здоровые семейные отношения имеют приоритетное значение. Редко человек во взрослом состоянии способен переломить сложившийся отрицательный эталон. В таком случае личность должна пройти сложный путь переоценки ценностей.

Воспитание не должно стать самоцелью родителей. Однако их задача — обеспечить развитие таким образом, чтобы создавать оптимальные условия для целенаправленного формирования гармоничной личности и подготовить ее к дальнейшей жизни в социуме. Некоторые родители пытаются быть идеальными. Не следует бояться сделать ошибки. Они являются основой работы над собой и самосовершенствования. Причем речь идет не только о ребенке, но и о взрослом человека. Родители должны научить свое чадо отвечать за свои поступки, нести ответственность за свою жизнь.

Организуя процесс воспитания следует учитывать некоторые особенности возрастного развития. До трех лет для ребенка большое значение имеет внимание к нему и его проблемам. В этом возрасте мать и дитя — это одно целое. Поэтому игнорирование просьб и обращений опасно для психического развития. В этом возрасте велика познавательная активность ребенка. Следует исключить из видимости опасные предметы, чтобы процесс познания сопровождался только положительными эмоциями.

После трех лет согласно представлениям в психологии ребенок учится манипулировать взрослым. Поэтому необходимо четко определить понятия «можно» и «нельзя». Определяющей системой отношений между взрослым и ребенком должна стать разъяснительно-договорной. В возрасте от 5 до 7 лет у ребенка появляются страхи. Главное в этот период не способствовать развитию фобий, а мягко разрушать отрицательные эмоции.

Коллектив — движущая сила

Периодом активного взаимодействия индивида с окружающим социумом становится дошкольный возраст. На данном этапе ребенок знакомится с первым коллективом — группой в детском саду. В факторы, влияющие на развитие личности ребенка, входит не только общение со сверстниками, но и со взрослыми. В роли последних теперь выступают родители и педагоги дошкольного учреждения.

При поступлении в детский сад на детях можно отчетливо проследить прохождение фаз личностного развития. Вначале ребенок адаптируется к условиям группы. Затем наблюдается индивидуализация, когда происходит выделение из коллектива. Это может осуществляться в нескольких направлениях: ребенок выделяется в различных видах деятельности, проказничает или послушен. Успешность прохождения закономерностей зависит от многих факторов: семьи, самой социальной группы, личностных предпосылок.

Развитие личности ребенка — это длительный, объемный и очень ответственный процесс. Большое значение играет роль семьи. Формирование личности в раннем возрасте во многом определяется степенью влияния родителей, их отношением к социуму, к жизни, к общечеловеческим ценностям. В личностное развитие на других возрастных периодах вносит вклад тот коллектив, в котором находится ребенок. Задача современных взрослых при этом — это забота о всестороннем понимании воспитания, построение системного подхода.

Основные этапы и особенности развития личности ребенка

Развитие личности – часть общего развития человека, наряду с физическим и психическим. Вопрос, как происходит личностное развитие ребенка, волнует, пожалуй, всех родителей. Переход от младенца, который еще пока не может быть личностью, к взрослому, который имеет сформированную личность, происходит не одномоментно – это постепенный процесс – путь, на котором ребенок делает шаг за шагом, продвигаясь к тому, чтобы стать личностью.

Основные этапы развития личности ребенка

Любой детский психолог скажет, что ребенок – это личность. Чтобы разобраться, как происходит личностное развитие ребенка, необходимо выяснить, что подразумевается под этим понятием. В психологии и социологии имеются разные определения личности, чаще всего под этим термином подразумевается человеческий индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности. При этом процесс становления индивида, как личности, происходит не вдруг, а постепенно, и под влиянием очень многих факторов.

Детские психологи выделяют следующие этапы развития и формирования личности ребенка, в соответствии с его возрастом:

  • ранний детский, от рождения до 3 лет;
  • дошкольное и школьное детство, от 4 до 11 лет;
  • отрочество – 12-15 лет;
  • юность – 16-18 лет.

Новорожденный малыш, уже с первого дня вступая в контакт с внешним миром: мамой, врачами и медсестрами, начинает познавать окружающую действительность, а значит, его личность начинает развиваться. Именно первые три года, когда ребенок воспитывается в семье, и его мир ограничен этой социальной группой, являются самыми важными для дальнейшего развития его личности. Если в семье царит сотрудничество, доброжелательность и взаимопонимание, ребенок становится человеком заботливым, нежным, он умеет признавать свои промахи и отвечать за них.

В каждом из возрастных периодов малыш проходит 3 фазы развития личности:

  • Адаптация – он осваивает простейшие навыки, овладевает языком.
  • Индивидуализация – при этом происходит противопоставление себя окружающим, выделение собственного «Я».
  • Интеграция – ребенок учится управлять своим поведением, подчиняться взрослым и взаимодействовать с окружающими.

При этом если к следующему возрастному периоду у ребенка не завершится фаза интеграции предыдущего, формируются предпосылки для кризиса развития личности (кризис 3 лет, 7 лет и т.п.). Эту особенность развития личности ребенка необходимо учитывать при поиске путей преодоления возрастных кризисов.

Влияние коллектива на личностное развитие ребенка

В дошкольном возрасте ребенок сталкивается с еще одной значимой с точки зрения развития личности социальной группой – коллективом, чаще всего это происходит в детском саду. На развитие и формирование личности ребенка оказывают воздействие взаимоотношения со сверстниками и воспитателями, здесь он учится дисциплине, общению, приобретает трудовые навыки.

Находясь в фазе индивидуализации для данного возрастного периода, ребенок будет стараться выделиться в коллективе. Это будет происходить либо за счет позитивной подачи себя в различных видах деятельности, либо за счет проказ и непослушания. При этом оценка воспитателя для него будет так же важна, как и оценка родителей. Все эти же 3 фазы развития личности ребенка проходят и в младшем школьном возрасте, когда он входит в новую социальную группу – школу. Теперь для него будет значима оценка учителя.

Подростковый возраст и становление личности

В подростковом возрасте условия развития личности ребенка меняются, он не переходит в новую группу, изменяется сама группа. В этом возрасте для него все большее значение приобретает общение в компании сверстников. Теперь их мнение и оценка становятся равнозначными или даже более авторитетными, чем мнение родителей и учителей. В подростковом возрасте есть и другая особенность развития личности ребенка – слишком быстрые изменения социально-психологической структуры группы, в которой он находится, приводят к кризису личности, для которого характерен дух противоречия, стремление приобрести свой собственный опыт.

Как правило, к 18 годам процесс формирования и развития личности ребенка завершается, кардинально поменять ее уже нельзя, можно лишь направлять молодого человека, корректировать его поведение. Поэтому прививать ребенку морально-этические ценности и обучать его нормам поведения нужно с раннего возраста. Следует понимать, что характер ребенка – это следствие того жизненного опыта, который он имеет. Он зависит от условий развития личности ребенка. На начальных этапах развития убеждения и нормы поведения малыша формируются на основе того, что он видит в семье. По мере взросления ребенка появляется все больше факторов, влияющих на социальное развитие личности, его окружают больше хороших и плохих примеров для подражания, он видит разные ситуации, которые и формируют его мнение обо всем, с чем он сталкивается в жизни. На этом этапе только лишь положительного примера родителей может оказаться недостаточно, нужно как можно больше разговаривать с ребенком, объясняя ему в доступной форме основные человеческие ценности. Главная задача родителей на этапе взросления маленького человека – сохранить его доверие, тогда они обязательно смогут воспитать его хорошим и добрым.

Оцените статью:

Развитие личности ребенка. Ребенок второго года жизни. Пособие для родителей и педагогов

Развитие личности ребенка

Как развивается личность ребенка в раннем возрасте? Для того чтобы ответить на этот вопрос, выясним, какие изменения происходят в отношении ребенка к окружающим людям, к самому себе и к предметному миру

Развитие отношения ребенка к предметному миру

Уже на первом году жизни ребенка формируются простые манипуляции с предметами. Малыш одинаково обращается с любым предметом, попавшим в его руки (сосет его, стучит, размахивает им и т. п.). Постепенно манипуляции усложняются. Ребенок знакомится со свойствами предметов и учится действовать с учетом этих свойств, например: вкладывает деревянное яичко в пластмассовую чашечку, открывает и закрывает коробочку и т. п.

К концу первого года жизни малыш с помощью взрослого начинает обращаться с предметами в соответствии с их назначением: собирает пирамидку, складывает кубики, катает мяч. На этом уровне развития действий предметы выступают для ребенка не изолированно, а в определенных отношениях с другими предметами. Малыш все чаще экспериментирует, по-разному действуя с одним и тем же предметом. Так, мячик он катает, с размаху бросает на пол, забрасывает в коробку с игрушками, стучит по нему лопаткой и т. д. И наконец, постепенно ребенок переходит к предметным действиям нового качества – действиям, совершаемыми в «логике предмета». Ребенок овладевает культурно-фиксированными действиями с предметами: он начинает правильно пользоваться ложкой, чашкой, карандашом, лопаткой и т. п. Подобного рода действия требуют особого обращения с предметами, диктуемого определенными правилами. На втором году жизни усвоение общественно выработанных способов обращения с предметами занимает все больше места в жизни ребенка и составляет содержание ведущей в этом возрасте предметной деятельности.

На втором году жизни ребенок начинает воспроизводить в игре действия взрослых, которые он наблюдает в повседневной жизни. Например, девочка в возрасте 1 года 10 месяцев, подражая маме, кормит из ложечки куклу, гладит игрушечным утюжком кукольную одежду, расставляет на столе чашки и блюдца. Подобная процессуальная игра, состоящая из отдельных действий, подготавливает сюжетно-ролевую игру дошкольников.

Очевидно, что культурно-специфические действия с предметами, предметная игра не могут возникнуть сами по себе, а усваиваются ребенком при помощи взрослых.

Развитие отношения ребенка к окружающим людям

В раннем возрасте общение ребенка со взрослыми протекает на фоне их практического взаимодействия.

Становление предметной деятельности связано с изменением формы общения ребенка со взрослым. Эмоциональные контакты с близкими людьми, составлявшие основное содержание общения младенца, перестают удовлетворять ребенка. На отношения ребенка со взрослым существенное влияние оказывает все возрастающий интерес к предметному миру. Теперь, помимо потребности во внимании и доброжелательности, ребенок испытывает потребность еще и в сотрудничестве со взрослым.

Следует иметь в виду, что сотрудничество со взрослым не сводится к прямой помощи ребенку в действиях с предметами. Малышу требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом, выполнение общего дела. Такое сотрудничество обеспечивает малышу не только внимание и доброжелательное отношение со стороны взрослого, но и позволяет достичь практического результата при тех ограниченных возможностях, которыми он располагает.

Теперь взрослый является для малыша не только источником тепла и заботы, но и образцом для построения действий с предметами. Именно взрослый открывает ребенку культурную функцию предмета, общественный способ его использования. Он ставит перед ребенком задачу овладения определенным действием, с помощью слова или показа определяет значение каждого предмета и способы действия с ним. Сначала ребенок выполняет действия в сотрудничестве со взрослым. Постепенно, по мере усвоения назначения предметов и формирования умений в обращении с ними действия малыша становятся все более самостоятельными. При этом взрослый, с одной стороны, является образцом для подражания, а с другой – главным ценителем успехов ребенка. Освоив отдельные действия, ребенок, как правило, начинает противиться помощи взрослого в практических делах. Следует уважительно относиться к проявлениям самостоятельности и инициативы ребенка.

Поощряйте стремление ребенка подражать действиям взрослых. Если он выражает желание вымыть посуду, дайте ему небьющуюся тарелку, чашку, поставьте стульчик перед раковиной. Покажите, как моют посуду.

Поощряйте стремление ребенка к самообслуживанию: предоставляйте ему возможность самостоятельно одеваться, умываться.

Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите. Однако не следует хвалить малыша за неуспешные действия. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату. Заслуженная похвала может быть очень эмоциональной, а отрицательная оценка всегда должна быть короткой и сопровождаться утверждением, что неуспех вызван объективными трудностями и может быть преодолен.

Оценивая малыша, не пользуйтесь безличными оценками типа «хорошо», «плохо». Оценка должна быть развернутой, задавать малышу критерии успеха или неуспеха в каждом конкретном деле. Это способствует становлению его самостоятельности и независимости, контроля за собственными действиями.

Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности и потому лишь беспомощно взирают на то, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. В другом случае родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как маленький взрослый. Они контролируют и ограничивают его поведение, практически не предоставляют ему самостоятельности. Недостатки подобных крайностей очевидны. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла. Важно учитывать потребности детей в независимости и творческой активности.

Ваша реакция помогает ребенку понять, как его поступки влияют на окружающих. Малышу нужна обратная связь, чтобы научиться учитывать потребности других людей. Обратная связь может выражаться в похвале за хорошее поведение («Какой молодец, сам убрал игрушки!), или же мягком порицании («Осторожно, так можно сделать больно сестричке»). Основным объектом критики должно быть поведение ребенка, а не он сам.

Развитие отношения ребенка к себе

Самосознание человека не является врожденным. Существует два главных источника его развития: индивидуальный опыт ребенка (его собственная практическая деятельность) и опыт общения с окружающими людьми.

На первом году жизни знания малыша о себе очень примитивны, они лишены практической основы, базирующейся на индивидуальном опыте, ведь младенец мало в чем может попробовать свои силы. Он полностью доверяет взрослым, заимствуя у них их отношение к себе, и смотрит на себя глазами родных и близких.

Что же именно узнает о себе ребенок, вступая в общение со взрослым? Прежде всего, нечто самое общее и важное: нужен он другим или нет, любят его или нет. Для психического развития ребенка очень важно понимание своей значимости для других. Отношение младенца к себе отражает отношение к нему родных и близких людей. Родные, прежде всего мать, называя ребенка по имени, ласково, нежно разговаривая с ним, выражают свою любовь. В общении с малышом близкие люди как бы авансом наделяют его личность уникальной значимостью, особой ценностью. Именно такие проявления взрослых, адресованные малышу, способствуют формированию его положительного самоощущения, помогают осознать свою значимость для других. Положительное эмоциональное самоощущение ребенка составляет основу его образа себя, становится фундаментом открытого, доверчивого отношения к миру, другим людям, себе самому.

Во втором полугодии жизни под влиянием расширяющегося опыта практических действий постепенно накапливаются представления ребенка о своих способностях к действиям с предметами.

На протяжении второго года жизни происходит дальнейшее формирование образа себя, расширяются представления о своих возможностях, способностях и действиях.

Наблюдение за детьми в этот возрастной период позволило выделить целый ряд фактов, свидетельствующих о формировании самосознания.

Представления о внешности и физических возможностях. К концу второго года жизни дети безошибочно показывают свой носик, глазки, ушки, ротик. По просьбе взрослого двухлетний малыш может встать, сесть, попрыгать, принести что-либо и т. п.

С целью развития представлений ребенка о своих физических способностях следует создавать условия для овладения сложными движениями, называя их, совершая вместе с малышом, затем давая ему возможность выполнить их самостоятельно (по вашей просьбе). Так, организуйте подвижные игры, включающие разные виды движений: ходьбу, подпрыгивание, приседания, прыжки, бег. Полезны музыкальные занятия с простыми танцевальными движениями.

Время от времени подводите ребенка к зеркалу, улыбайтесь его отражению, называйте по имени. Предлагайте ребенку рассматривать одежду, соотносить отражение в зеркале с реальностью. Не нужно бояться того, что ребенок, который с удовольствием рассматривает себя в зеркале, вырастет самовлюбленным и избалованным. Психологически никакой связи между эгоцентричностью и рассматриванием себя в зеркале нет. А вот взрослые, которые не любят смотреть на себя в зеркало, часто оказываются неуверенными в себе, имеющими заниженное неадекватное представление о себе, низкую самооценку.

Учите ребенка узнавать себя и других на фотографиях (маму, папу, бабушку, знакомых взрослых, других детей). Особенно интересны ребенку фотографии, на которых он запечатлен в младшем возрасте. Это дает ему возможность наблюдать за изменениями в своем внешнем облике.

Влияние на поведение других людей. Со второй половины второго года жизни ребенок начинает подчинять поведение других людей своим требованиям. Малыш просит взрослого почитать книжку, починить сломанную машинку, достать с полки карандаши, завернуть куклу и т. п. Подобные требования и просьбы ребенка указывают на стремление оказать влияние на взрослых. Ребенок не стал бы ничего требовать от родителей и близких, если бы не был уверен в том, что те могут его послушаться. Таким образом, можно полагать, что дети «знают» о своей способности влиять на поведение других людей.

Описание своего поведения. В конце второго года жизни, когда в речи ребенка появляются местоимения «я», «мне», «мое», он начинает комментировать свое поведение. Теперь, выполняя какое-нибудь действие, малыш часто называет его вслух, например, взбираясь на стул, приговаривает: «Я сяду»; строя из кубиков домик, говорит: «Я строю»; направляясь на кухню, повторяет: «Хочу пить».

Чувство собственности. К концу второго года в речи ребенка появляется все больше упоминаний о собственной персоне. Он знает свое имя и произносит его, часто описывая свои потребности и чувства в третьем лице: «Вова хочет пить». В слова «мне» и «мое» ребенок теперь вкладывает новый важный смысл: он подчеркивает свое право на обладание тем или иным предметом. Даже в семьях, где принято всем делиться, начавшие ходить дети могут проявлять откровенно собственнические замашки. Малыш отнимает куклу у старшей сестренки и говорит: «Моя кукла», сердится, когда другой ребенок хочет поиграть в его игрушки или покататься в его коляске. В этот период развивающееся Я ребенка как бы проецируется на то, чем он обладает. Понимание ребенком того, что у него есть свое место за столом, свой уголок для игры, свои кроватка, чашка, одежда и т. п., свидетельствуют о развитии самосознания, представления о себе как обладателе определенных вещей. Это не проявление жадности и себялюбия, как иногда интерпретируют такое поведение малыша взрослые. Это рост его знаний о себе. Поэтому следует уважать право ребенка на собственность и одновременно учить его считаться с аналогичными правами других людей. Учить малыша делиться и сотрудничать с другими легче, если ребенок твердо знает, какие игрушки и предметы ему принадлежат.

Сопереживание. Еще одним проявлением самосознания ребенка является способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

У детей старше полутора лет можно наблюдать стремление утешить расстроенного человека, обнять и поцеловать его, дать ему игрушку или сладости. Приведем пример.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Развитие личности ребенка в раннем и дошкольном возрасте: факторы и условия, особенности по этапам (годам) и возможные отклонения

Развитие личности ребенка – это сложный процесс, зависящий от физического развития и социальной среды вокруг. Этот процесс происходит не равномерно, отличаясь то высоким темпом, то постепенным и медленным развитием. В каждом возрасте свои особенности и потребности, в том числе в социуме и родительском внимании.

информацияОчень активные изменения в личности и психике ребенка происходят в дошкольном возрасте (до семи лет). Дети начинают познавать социальные отношения, свое место в них и роли взрослых людей в обществе.

Появляется возможность сравнения себя с другими детьми, а в старшем дошкольном возрасте начинает появляться объективная самооценка.

Этапы развития личности детей от младенчества до 7 лет

Ниже описаны особенности личностного развития ребенка в разном возрасте.

От рождения до года

В возрасте от 1 до 12 месяцев приобретаются осознанные эмоции. Поначалу они имеют безусловно рефлекторную природу, то есть ребенок реагирует плачем и криком на любые раздражители, будь то холод, голод и т.п. Затем, после 6 месяцев, ребенок реагирует на лица близких людей и на знакомые вещи, радостно воспринимает знакомые игрушки. После 10 месяцев возможны появления ревности по отношению к другим детям и родителям.

дополнительноВ этом возрасте формируется также и влияющий на последующую коммуникацию уровень доверия к людям в зависимости от количества положительных эмоций, полученных от общения с ними.

Дети, которых любят, кормят, держат в тепле и уюте, понимают, что миру можно доверять. Однако в более старшем возрасте это впечатление легко разрушить негативной обстановкой в семье и ближайшем обществе.

От 1 до 2 лет

В возрасте 1-2 лет у ребенка развивается самостоятельность на основе возросших физических способностей. Дети активно ползают, ходят, играют и изучают окружающий материальный мир путем собственных проб и ошибок. В основном ребята с радостью и гордостью за свои достижения делают все сами: пользуются столовыми приборами, разворачивают конфеты, убирают вещи. Очень важно на этом этапе мягко подталкивать карапуза к новым действиям, но при этом не торопить его, а дать почувствовать собственные силы.

От 3 до 5 лет

В возрасте от 3 до 5 лет проявляется воображение, ребенок отходит от простого подражания действиям взрослых. Он научился многим навыкам и использует их в новом качестве. Фантазия открывается и в речи, и в шалостях, в выдумках малыша. Он рад делиться всеми своими достижениями со взрослыми и ждет безусловного одобрения своих действий.

Возраст 3 лет считается кризисным, переломным в развитии личности, в это время реакция родителей на проделки может вызвать сильные изменения в мировоззрении.

советНеобходимо объяснить основы того, что хорошо и плохо, установить непреклонный родительский авторитет, но и не «забить» активность ребенка. Нужно дать ему почувствовать себя взрослым, возложить на него небольшую ответственность и дать свободу действий.

От 5 до 7 лет

С 5 до 7 лет дети приобретают логическое мышление, способны играть в игры с ограниченными правилами, заниматься делами поочередно и делить все поровну. Особенности развития личности ребенка на данном этапе: они учатся всему новому, подхватывают всю новую информацию и очень быстро ее запоминают. Стремятся к пониманию устройства вещей и способов их использования.

У многих детей появляются свои увлечения, особенно в старшем дошкольном возрасте. Они рисуют, танцуют, поют, готовят и мастерят разные безделицы. Родители должны понимать и принимать любую их деятельность. Даже несмотря на возможные проблемы типа неряшливости выполнения и бессмысленности. Критика может вызвать чувство неполноценности и потерю интереса к какой-либо деятельности и дальнейшему развитию.

Отклонения в развитии личности

Отклонения в развитии личности детей, выросших в полноценной и гармоничной семье, встречаются нечасто, но если это произошло – в любом возрасте есть те «тревожные звоночки», которые дадут знать внимательному родителю, что что-то идет не так.

До 1 года

В младенчестве стоит обращать внимание на эмоции. Малыш должен оживляться в присутствии матери и знакомых ему людей, реагировать на их действия положительными эмоциями либо плачем, апатия не является нормой.

информацияОбычно в возрасте трех месяцев у детей появляется улыбка и четкая мимика, которую они также демонстрируют в ответ на различные внешние раздражители.

От 1 года до 5 лет

В возрасте одного года и далее ребенок должен демонстрировать быструю смену эмоций, «заражаясь» ими от других людей. Эти состояния не должны длиться долго, быстро сменяя друг друга.

Также дети в этом возрасте начинают по-разному реагировать на разных людей, родители вызывают у него более яркие чувства. Ребенок хорошо реагирует на новые вещи и игрушки, не зацикливается на одной и не проявляет излишней осторожности к явно безопасным предметам.

Апатия и затяжные «депрессии», не соответствующие уровню испытанного стресса, являются отклонением от нормы формирования личности ребенка. Например, если простое наказание, вроде «шлепка» ввергает малыша в долгий плач и расстройство, то возможно, у него нарушена эмоциональная саморегуляция. Этот психологический механизм в будущем позволяет избавляться от плохих эмоций.

От 5 до 7 лет

В старшем дошкольном возрасте ребенок должен уметь сопереживать, понимать эмоции других людей или даже книжных персонажей и переживать их. При прочтении сказки дети часто вживаются в главного героя книги и испытывают все эмоции вместе с ним. Иначе это называется эмоциональной децентрацией и является чрезвычайно важным показателем в развитии личности ребенка, так как в будущем оказывает сильное влияние на социальное и межличностное развитие человека.

дополнительноТакже ребенок должен уметь понимать и откликаться на чувства близких людей. Он видит, что мама в хорошем или плохом настроении, устала или активна и реагирует на это соответственно.

Вообще дети с заторможенным проявлением эмоций и малой активностью, по крайней мере, в дошкольном возрасте, должны вызвать настороженность у родителей. Не стоит сразу впадать в панику и отчаяние, ведь это всегда поправимо.

Стоит помнить, что в тяжелых случаях никто не поможет лучше, чем профессиональный психолог. Не стоит бояться посещений врача и считать их излишними, ведь психологические отклонения не менее опасны, чем физические.

Социальное развитие и развитие личности в детстве

«Как я стал тем человеком, которым являюсь сегодня?» Над этим вопросом время от времени задумывается каждый взрослый. Ответы, которые легко приходят на ум, включают влияние родителей, сверстников, темперамента, морального компаса, сильного самосознания, а иногда и критический жизненный опыт, такой как развод родителей. Социальное и личностное развитие включает эти и многие другие факторы, влияющие на рост человека. Кроме того, в нем рассматриваются вопросы, которые лежат в основе понимания того, как мы развиваемся как уникальные люди.Насколько мы продукты природы или воспитания? Насколько стойко влияние раннего опыта? Изучение социального и личностного развития предлагает перспективу по этим и другим вопросам, часто показывая, насколько сложным и многогранным является влияние на развитие детей и, таким образом, сложные процессы, которые сделали вас тем, кем вы являетесь сегодня (Thompson, 2006a).

Люди по своей природе социальные существа. В основном мы работаем, играем и живем вместе в группах. [Изображение: Смелый библиотекарь, https: // goo.gl / LmA2pS, CC BY-NC-SA 2.0, https://goo.gl/Toc0ZF]

Чтобы понять социальное и личностное развитие, необходимо смотреть на детей с трех точек зрения, которые взаимодействуют друг с другом и формируют развитие. Первый - это социальный контекст, в котором живет каждый ребенок, особенно отношения, обеспечивающие безопасность, руководство и знания. Второй - биологическое созревание, которое поддерживает развитие социальных и эмоциональных способностей и лежит в основе темпераментной индивидуальности. Третий - развивающиеся представления детей о себе и социальном мире.Социальное и личностное развитие лучше всего понимать как непрерывное взаимодействие между этими социальными, биологическими и репрезентативными аспектами психологического развития.

Это взаимодействие можно наблюдать в развитии самых ранних отношений между младенцами и их родителями в первый год жизни. Практически все младенцы, живущие в нормальных условиях, развивают сильную эмоциональную привязанность к тем, кто о них заботится. Психологи считают, что развитие этих привязанностей является таким же биологическим естественным, как обучение ходьбе, а не просто побочным продуктом питания или тепла родителями.Скорее, привязанности развились у людей, потому что они способствуют мотивации детей оставаться рядом с теми, кто о них заботится, и, как следствие, извлекать пользу из обучения, безопасности, руководства, тепла и подтверждения, которые обеспечивают близкие отношения (Cassidy, 2008). .

Одно из первых и самых важных взаимоотношений между матерью и младенцем. Качество этих отношений влияет на дальнейшее психологическое и социальное развитие. [Изображение: Премнатх Тирумалайсами, https: // goo.gl / 66BROf, CC BY-NC 2.0, https://goo.gl/FIlc2e]

Хотя почти все младенцы развивают эмоциональную привязанность к своим опекунам - родителям, родственникам, няням - их чувство защищенности в этих привязанностях различается. Младенцы становятся надежно и привязанными, когда их родители чутко реагируют на них, укрепляя уверенность младенцев в том, что их родители окажут поддержку в случае необходимости. младенцы становятся ненадежно прикрепленными к , когда уход является непоследовательным или небрежным; эти дети имеют тенденцию реагировать avoidantly, водоотталкивающий, или в неорганизованно (Бельский и Паско Ферон, 2008).Такие ненадежные привязанности не обязательно являются результатом заведомо плохого воспитания, но часто являются побочным продуктом обстоятельств. Например, переутомленная мать-одиночка в конце дня может оказаться в состоянии чрезмерного стресса и усталости, что затрудняет полноценный уход за детьми. В других случаях некоторые родители просто эмоционально плохо подготовлены, чтобы взять на себя ответственность по уходу за ребенком.

Различное поведение младенцев с надежной и ненадежной привязанностью можно наблюдать, особенно когда младенец нуждается в поддержке опекуна.Чтобы оценить природу привязанности, исследователи используют стандартную лабораторную процедуру, называемую «странной ситуацией», которая включает кратковременное разлучение с лицом, осуществляющим уход (например, с матерью) (Solomon & George, 2008)

.

10 лучших советов по развитию личности для детей

Воспитание вашего ребенка сильным, уверенным в себе человеком может оказаться непростой задачей. Как родитель, вы должны убедиться, что ваш ребенок получает позитивную среду, которая может помочь в изучении и понимании окружающего мира.

Возможно, будет правильным сказать, что большая часть физического и умственного развития происходит на ранних этапах детства, поэтому важно, чтобы вы начали заниматься развитием личности вашего ребенка в раннем возрасте.

10 лучших советов по развитию личности для детей:

Вот 10 лучших советов по развитию личности для детей. Эти советы для родителей помогут вам сформировать личность вашего ребенка и сделать его более уверенным и позитивным, когда он вступит в фазу обучения в своей жизни.

1. Сделайте это своим приоритетом:

Воспитание, несомненно, должно быть вашим главным приоритетом.

  • Возможно, вам было трудно управлять работой и домом.Пришло время расставить приоритеты и посвятить время больше времени ребенку.
  • На этом начальном этапе развития ваше поведение с ребенком будет играть роль в развитии его личности.

2. Проверьте свои родительские навыки:

Также важно следить за своими собственными родительскими навыками в течение этого периода.

  • Обдумайте, как вы ведете себя в определенных ситуациях.
  • Посмотрите, влияет ли это и на поведение вашего ребенка.
  • Проверьте, есть ли у вас разумные ожидания от своего ребенка.

3. Избегайте ярлыков:

Наверное, самое худшее, что вы можете сделать, - это навесить на ребенка ярлык.

  • Это неправильно, даже если вы сравниваете его с хорошим человеком.
  • Позвольте вашему ребенку выразить свою индивидуальность.
  • Не ограничивайте его в поведении определенным образом.

4. Принимайте и двигайтесь дальше:

У каждого человека есть определенные недостатки, как и у вашего ребенка.

  • Сохраняйте реалистичные ожидания от вашего ребенка.
  • Поощряйте его преуспевать в том, в чем он лучше всего.
  • Подпитывайте его страсть.
  • Не унывайте ему, постоянно придираясь к чему-то, в чем он не силен.

[Прочтите: Как мотивировать детей ]

5. Будьте внимательны:

Различные формы СМИ играют огромную роль в влиянии на поведение вашего ребенка. Это особенно сложно, поскольку в наши дни Интернет доминирует практически во всем, что мы делаем.

  • Уделяйте пристальное внимание занятиям и интересам вашего ребенка.
  • Следите за тем, что он узнает.

6. Подайте хороший пример:

На этом этапе развития ваш ребенок с большей вероятностью будет подражать вам и вашему партнеру.

  • Помните, что вам нужно всегда вести себя как можно лучше.
  • Подавать хороший пример своему ребенку дает много преимуществ, и большинство из них полезны и для вас.

7. Установите правила:

Важное правило, которому нужно следовать, когда дело доходит до формирования личности вашего ребенка, - это составить список правил.

  • Установите здоровую систему общения со своим ребенком.
  • Это поможет укрепить связь между родителями и детьми, которую вы разделяете.

[Читать: Как развивать детский мозг ]

8. Наказывать с любовью:

Наказание не должно быть оскорбительным или жестоким.

  • Уловка обращения с ребенком - это его любовно наказать.
  • Сделайте акцент на различии между правильным и неправильным.
  • Объясните, почему вы не одобряете определенные действия, и скажите, что вам будет грустно или разочаровано, если он это сделает.

9. Слушайте:

Уделение ребенку пристального внимания, вероятно, является одним из золотых правил воспитания детей - это всегда творит чудеса.

  • Прислушивайтесь к проблемам вашего ребенка.
  • Это придаст ему чувство значимости и повысит его уверенность и силу.

10. Помогите ему:

Вашему растущему ребенку предстоит многое сделать.

  • Лучший способ помочь ему пройти через все это - быть рядом с ним, когда вы ему понадобитесь.
  • Как родитель, вы должны быть его высшей системой поддержки.
  • Будьте его проводником, чтобы помочь ему в его взлетах и ​​падениях.

Помните, что каждый ребенок индивидуален, и вы должны понимать, какой подход лучше всего работает с вашим ребенком.Ваша постоянная любовь и вера - это то, что поможет вашему ребенку развить уверенную и любящую личность.

[Читать: Как вести себя с сильным волевым ребенком ]

Мы надеемся, что эти советы по развитию личности для детей помогут вам установить прекрасные отношения со своим ребенком и сформировать личность вашего ребенка в лучшую сторону. Поделитесь с нами своими мыслями в разделе комментариев ниже.

Рекомендуемые статьи:

.

Развитие личности - Влияние на развитие личности - Уровень значимости, дети и ребенок

Развитие убеждений, настроений и поведения, которые различаются между людьми.

Концепция личности относится к профилю устойчивых убеждений, настроений и поведения, которые различаются между детьми (и взрослыми), живущими в определенном обществе. Профили, которые различают детей из культур разных исторических времен, не будут одинаковыми, потому что наиболее адаптивные профили меняются в зависимости от ценностей общества и исторической эпохи.В эссе о развитии личности, написанном 300 лет назад пуританином из Новой Англии, благочестие было бы указано в качестве одной из основных психологических черт, но это не будет считаться важной чертой личности в современной Америке.

Современные теоретики подчеркивают черт личности , связанных с индивидуализмом, усвоенной совестью , общительностью с незнакомцами, способностью контролировать сильные эмоции и импульс, а также личными достижениями.

Важной причиной незрелости нашего понимания развития личности является сильное доверие к анкетам, которые заполняют родители детей, или ответам детей старшего возраста на анкеты. Поскольку наблюдения за поведением детей используются реже, наши теории развития личности неубедительны.

Существует пять различных гипотез относительно раннего происхождения личности (см. Прилагаемую таблицу). Один предполагает, что наследственная биология ребенка, обычно называемая предубеждением темперамента, является важной основой для дальнейшей личности ребенка.Александр Томас и Стелла Чесс предположили, что существует девять параметров темперамента наряду с тремя синтетическими типами, которые они назвали трудным ребенком, легким ребенком и ребенком, который медленно разогревается до непривычного. Лонгитюдные исследования детей показывают, что застенчивый и боязливый стиль реакции на вызов и новизну в некоторой степени предсказывает взрослую личность, которая пассивна к вызовам и интровертирована в настроении .

Вторая гипотеза относительно развития личности исходит из предположения Зигмунда Фрейда о том, что изменение сексуальных и агрессивных целей id , которое является биологическим по своей природе, в сочетании с опытом семьи , приводит к развитию эго и . Суперэго .Фрейд предположил, что различия в социализации родителей вызывают различия в тревожности, которые, в свою очередь, приводят к разным личностям.

Третья группа гипотез подчеркивает непосредственный социальный опыт с родителями. После Второй мировой войны американцы и европейцы придерживались более благожелательного идеалистического представления о ребенке, которое описывало рост как мотивированный нежными связями с другими, а не нарциссизм и враждебность , подразумеваемый трудами Фрейда. Джон Боулби внес свой вклад в этот новый акцент на взаимоотношениях младенца с родителями в его книгах по вложения . Боулби утверждал, что характер взаимоотношений младенца с опекунами и особенно с матерью создает профиль эмоциональных реакций по отношению к взрослым, которые могут длиться бесконечно.

Четвертый источник идей для личности сосредоточен на том, нужно ли постулировать самость, которая контролирует, интегрирует и инициирует реакцию. Эта идея восходит к иудео-христианскому предположению, что необходимо давать детям завещание, чтобы они могли нести ответственность за свои действия.Второе основание - открытие того, что у детей с одинаковым объективным опытом развиваются разные личностные профили, потому что они строят разные представления о себе и других на основе одного и того же опыта. Представление о том, что каждый ребенок навязывает личную интерпретацию своему опыту, делает концепцию самокритичной по отношению к личности ребенка.

Преимущество признания важности концепции самосознания и развития личности состоит в том, что процесс идентификации с родителями и другими людьми приобретает все большее значение.Все дети хотят обладать качествами, которые их культура считает хорошими. Некоторые из этих качеств являются результатом отождествления с каждым родителем.

Последний источник гипотез о происхождении личности - это умозаключения, основанные на непосредственных наблюдениях за поведением ребенка. Эта стратегия, основанная на индукции, фокусируется на разных характеристиках в разном возрасте. Младенцы отличаются раздражительностью, трехлетние - застенчивостью , шестилетние - серьезностью настроения.Основная проблема этого подхода состоит в том, что у каждого класса поведения могут быть разные исторические предшественники. Дети, которые предпочитают играть в одни, а не с другими, делают это по разным причинам. Некоторые из них могут быть застенчивыми по темпераменту и испытывать беспокойство с другими детьми, в то время как другие предпочитают уединение.

Текущие категории детской психопатологии повлияли на поведение, которое ученые выбрали для изучения. Боязливость и расстройство поведения преобладают при обращении к психиатрам и психологам.Кластер поведения, который включает в себя избегание незнакомых событий и мест, страха опасных животных, застенчивость с незнакомцами, чувствительность к наказанию и крайнюю вину , называется профилем интернализации. Кластер, который включает в себя неповиновение родителям и учителям, агрессию по отношению к сверстникам, чрезмерное доминирование над другими детьми и импульсивные решения, называется экстернализирующим профилем. Эти дети, скорее всего, будут подвергаться риску более поздней преступности среди несовершеннолетних .Связь между неспособностью трехлетнего ребенка сдерживать социально неприемлемое поведение и более поздним антисоциальным поведением является наиболее надежной прогностической связью между характерной сценой в маленьком ребенке и более поздней личностной чертой.

Влияние на развитие личности

Влияние исходит от разнообразия темперамента , но особенно от легкости возбуждения, раздражительности, пугливости, общительности и уровня активности. Эмпирический вклад в личность включает ранние отношения привязанности, родительскую социализацию, идентификацию с родителями, классом и этническими группами, опыт с другими детьми, порядковое положение в семье, физическую привлекательность, успехи или неудачи в школе, а также ряд непредсказуемых переживаний. например, развод, , ранняя смерть родителей, психическое заболевание, в семье и поддерживающие отношения с родственниками или учителями.

Наиболее важные личностные характеристики в конкретной культуре проистекают из проблем, с которыми дети этой культуры должны приспосабливаться. Большинству детей приходится сталкиваться с тремя классами внешних проблем: (1) незнакомость, особенно незнакомые люди, задачи и ситуации; (2) требование законного органа власти или о соответствии и принятии их стандартов, и (3) доминирование или нападение со стороны других детей. Кроме того, все дети должны научиться управлять двумя важными семействами эмоций: тревогой, страхом и виной, с одной стороны, и гневом, , , и негодованием, с другой.

Из четырех важных факторов, влияющих на личность - идентификация, порядковое положение, социальный класс и социализация родителей - идентификация является наиболее важной. К шести годам дети предполагают, что некоторые из характеристик их родителей принадлежат им, и они косвенно переживают эмоции, соответствующие опыту родителей. Шестилетняя девочка, отождествляемая со своей матерью, испытает гордость, если мать выиграет приз или получит похвалу от друга. Однако она испытает стыд или тревогу, если ее мать критикует или отвергает друзья.Процесс идентификации имеет большое значение для развития личности.

Порядковое положение ребенка в семье имеет самое важное влияние на восприимчивость к принятию или отклонению запросов и идей законной власти. Первенцы в большинстве семей охотнее, чем дети, родившиеся позже, подчиняться требованиям властей. Они более мотивированы на успехи в школе, более сознательны и менее агрессивны.

Социальный класс ребенка влияет на подготовку и мотивацию к академической успеваемости.Дети из семей среднего класса обычно получают более высокие оценки в школе, чем дети из рабочих семей или семей из низшего класса, потому что семьи из разного социального класса продвигают различные системы и практики.

Образцы социализации, используемые родителями, также влияют на личность ребенка. Баумринд предполагает, что родителей можно классифицировать как авторитарных, авторитарных или снисходительных. У более компетентных и зрелых дошкольников обычно есть авторитетные родители, которые заботились о них, но требовали зрелости.У умеренно самостоятельных детей, которые были немного замкнутыми, есть авторитарные родители, которые чаще полагались на принудительную дисциплину. У наименее зрелых детей родители слишком снисходительны, они заботливы, но не имеют дисциплины.

Дополнительная литература

Эйнсворт, М. Б. С., М. К. Блехар, Э. Уотерс и С. Уолл. Образцы привязанности. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Л. Эрлбаум, 1978.

Bowlby, J. Приложение. New York: Basic Books, 1969.

——. Утрата: печаль и депрессия. New York: Basic Books, 1980.

——. Разделение: тревога и гнев. Нью-Йорк: Basic Books, 1973.

Эриксон, Э. Х. Детство и общество. Нью-Йорк: W. W. Norton, 1963.

Каган Дж. От рождения до зрелости. Нью-Йорк: Уайли, 1962.

——. Пророчество Галена. New York: Basic Books, 1994.

——. Природа ребенка. изм. изд. Нью-Йорк: Basic Books, 1994.

Ротбарт, М.К. «Темперамент в детстве». n G. A. Kohnstamm, J. E. Bates, M.K. Rothbart, eds. Темперамент в детстве. Нью-Йорк: Wiley, 1989, стр. 59-73.

Томас, А. и С. Чесс. Темперамент и развитие. Нью-Йорк: Бруннер Мазель, 1977 г.

.

Понимание личности вашего ребенка | Родители

перейти к содержанию

Верхняя навигация

Исследовать

Меню профиля

Ваш счет Вниз треугольник .

Темперамент и личность вашего ребенка

Вы когда-нибудь разочаровывались в своем энергичном ребенке? Что вы можете сделать с ребенком, который глупо кричит, когда не добивается своего? Юноша, который перевозбуждается, когда к нему подходит товарищ по играм? Эксперты говорят нам, что, вероятно, мало что можно сделать, чтобы изменить способ достижения ребенка, если эта склонность является врожденной, но есть способы помочь ему лучше управлять своими импульсами - и избавить себя от множества горя на этом пути.

Поймите, что незрелый стиль поведения вашего ребенка - это не ваша «вина», потому что темперамент является биологическим, а не тем, чему он научился у вас. Тем не менее, в ваших силах помочь своему ребенку справиться со своим темпераментом и, в конечном итоге, лучше понять себя, вместо того, чтобы жалеть себя за то, что у него есть шумный, отвлекаемый или застенчивый ребенок. Научитесь принимать это как свою природу, а затем разработайте стратегию, которая поможет ему или ей адаптироваться социально приемлемым способом. Замените репрессивный образ мышления на решение взрослого помочь ребенку преодолеть его трудности.Прежде всего, помните, что все качества характера можно сформировать так, чтобы они работали на пользу ребенку, если ими разумно управлять.

Чтобы «управлять темпераментом своего ребенка», убедитесь, что вы на минуту отошли от его нежелательного поведения и напомните себе, что его пронзительный взвизг от возбуждения или нерегулярный сон не являются преднамеренными реакциями, но он еще может контролировать их. Ключ в том, чтобы включить объективную часть своего разума, а не впадать в эмоциональные затруднения его темперамента.Благодаря этой эмоционально «нейтральной» позиции вы сможете лучше помочь ему изменить его реакцию, потому что вы будете мыслить рационально.

Заранее разработайте конкретные планы, чтобы справиться с дурным поведением, а затем доброжелательно, но неизменно твердо добиваться их выполнения. Если ваш ребенок склонен сходить с ума по семейным обстоятельствам или когда он или она с друзьями, отнеситесь к этой склонности чутко и примите меры, чтобы успокоить ее, прежде чем она обострится. (Решите заранее, сможет ли он с этим справиться.Для детей младшего возраста лучшим решением может быть избегание потенциальных проблемных ситуаций). С младенцем вы можете сказать своему хозяину, что хотите уйти с вечеринки пораньше. Вы также можете отвести ребенка в тихую комнату и посидеть с ним, пока он не заснет. Выполните аналогичную процедуру со старшим ребенком, либо отстранив его или ее от занятия, отвлекая его чем-то более спокойным, например, часом рассказа или закуской, либо назначив период «тайм-аута». См. В разделе «Успешное воспитание» практические советы по решению широкого спектра поведенческих проблем.

Младенцу с нерегулярными биологическими ритмами потребуется от вас особая структура, чтобы он или она со временем научились спать всю ночь, есть в обычное время приема пищи и контролировать свою функцию мочевого пузыря и кишечника. В этом случае врач или эксперт по детскому поведению может помочь составить график для вашего ребенка. См. Раздел «Проблемы со сном у детей и подростков» или «Ночное недержание мочи» для получения дополнительной помощи.

Для старшего ребенка, который сопротивляется засыпанию, вам, возможно, придется делать особые различия между временем отхода ко сну и «временем сна».«Чтобы помочь ему успокоиться, вы можете настоять на том, чтобы мальчик ложился в постель в определенное время, но разрешите ему спокойно читать или играть, пока он не почувствует себя сонным. Таким образом, вы регулируете его график, но при этом позволяете ему расслабляться в своем собственном темпе.

Научитесь различать поведение, вызванное темпераментом, и поведение, которому вы научились. Если ребенок по ошибке опрокинул вашу лучшую вазу, потому что он энергичный ребенок и весело бегал по гостиной, ваш ответ должен отличаться от того, если бы он сознательно разбил вашу вазу.

В некоторых случаях вы, вероятно, расстроитесь и можете выразить свое неудовольствие. Но действие, которое вы преследуете, должно быть другим. В первом случае вам, возможно, придется подумать о том, как не дать ребенку бегать по гостиной, и вспомнить другие способы, которыми он может отрабатывать свою энергию, находясь в доме. Во втором сценарии вы, вероятно, захотите наказать ребенка за умышленное уничтожение вашей личной собственности, чтобы убедить его / ее в том, что такое поведение социально неприемлемо.С темпераментом цель всегда - управлять, а не систематически наказывать.

Точно так же научитесь различать истерику, обусловленную темпераментом, и истерику, которая является намеренно манипулятивной. Оба могут выглядеть одинаково, потому что в обоих случаях ребенок громко плачет или кричит, но причины для них разные. Сильный и энергичный ребенок может отреагировать на разочарование истерикой, но родитель должен понимать, что в определенном смысле ребенок действительно ничего не может с этим поделать - что это его врожденная поведенческая реакция.Это резко контрастирует с менее активным ребенком, который кричит и плачет таким же образом, когда вы говорите «нет», потому что он понял, что такое поведение ослабит вашу решимость и заставит вас уступить ему. Если вы станете экспертом по темпераменту вашего ребенка, это поможет вам различать эти два типа истерики, а затем вы сможете адекватно реагировать на истерику.

Наконец, помните, что одна из самых важных задач, которую может выполнять родитель, - это помогать своему ребенку развить чувство собственного достоинства. Это не означает чрезмерного раздувания его эго, а скорее помогает ему развить позитивное самосознание с четким пониманием своих сильных и слабых сторон.Понимание темперамента ребенка - это первый шаг к повышению его самооценки, потому что вы сможете чутко хвалить его в соответствии с его врожденными склонностями и помогать ему развивать эти качества в позитивном ключе. Пожалуйста, прочтите статью «Как помочь вашему ребенку развить самооценку», где есть несколько полезных советов.

Стратегии воспитания для очень активных детей:

  • Предлагайте успокаивающие занятия, такие как теплая ванна, массаж, игры в воде, рассказы.
  • Распознавайте реплики, которые сигнализируют о повышении интенсивности.
  • Помогите ребенку научиться распознавать сигналы, сигнализирующие о повышении интенсивности.
  • Используйте юмор, чтобы снизить интенсивность.
  • Научите ребенка использовать тайм-аут как время, чтобы успокоиться.
  • Избегайте нарастания интенсивности реакции ребенка на его / ее поведение. Дайте спокойный, четкий и краткий ответ.

Стратегии воспитания детей с медленной адаптацией:

  • Установите четкий распорядок дня.
  • Подготовьте ребенка, обсудив планы на день, когда распорядок изменится.
  • Подготовьте ребенка к переходам.
  • Подавать предупреждения за несколько минут до перехода от одного действия к другому.
  • Дайте время закрыть одно действие, прежде чем переходить к следующему.
  • Следите за количеством требуемых переходов и, если возможно, сводите число переходов к минимуму.
.

Развитие личности у детей, 1960

В течение последнего десятилетия рост интереса ко всем аспектам развития ребенка был обнадеживающим. Ряд высокопродуктивных и интересных исследовательских проектов по всей стране свидетельствует об активности и энтузиазме, продвигающих в настоящее время работу в этой области. Многие дисциплины в рамках наук о поведении вносят важный вклад в наше общее понимание детей и влияние ранних лет на более поздние стадии развития и адаптации.Одним из проявлений впечатляющего прогресса, достигнутого в настоящее время, является более глубокое понимание развития личности у детей. Достижения в методологии исследования и концептуализации общих проблем, связанных с развитием личности, привели к нескольким весьма успешным программам исследований в этой области.

Признавая важность этой темы как для рассматриваемых дисциплин, так и для широкой общественности, Техасский университет в рамках мероприятий, проводимых в рамках празднования своего семидесяти пятого года, выделил средства на серию лекций о личности Развитие у детей.Межведомственная комиссия стремилась вывести в университетский городок

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.