О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Психолого педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка


Психологическое консультирование для педагогов по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся | Консультация по психологии:

ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ РЕБЕНКА

КАК ОСНОВА ИНДИВИДУАЛЬНОГО МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

        Актуальность вопросов межведомственной интеграции в охране здоровья обучающихся закреплена сегодня на законодательном уровне.

        Решение этих вопросов возможно только при условии наличия  системы медико-психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Важная роль в этом процессе отводится психологу образовательного учреждения. Именно он дает личностную характеристику каждому обучающемуся, распределяет детей на определенные психологические группы, помогая тем самым максимально индивидуализировать процесс обучения и воспитания и сформировать хорошую мотивацию к занятиям.

Мы предлагаем оценивать индивидуальность ребенка с позиций психосоматической конституции. При этом подходе системообразующим фактором является тип направленности психической активности: либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на явления собственного внутреннего мира (интроверсия). Направленность психики ребенка «вовне», «вовнутрь» или уравновешенность этих процессов (центроверсия) можно первоначально оценить количественно с помощью анкетных тестов, таких как ШОНПА (шкала оценки направленности психической активности) для младших школьников и тест Айзенка для детей среднего и старшего школьного возраста.

Данные научных исследований убедительно доказали, что дети разных конституциональных типов принципиально отличаются друг от друга по целому ряду показателей, а именно:

- морфологическим;

- вегетативным;

- биохимическим;

- моторным;

- психофизическим.

С этих позиций системный портрет ребенка интроверта выглядит следующим образом:

  • внешние признаки:  крупный лоб; небольшие, глубоко посаженные глаза; мягкие волосы;
  • Речь замедленная, мало модулированная.
  • Движения угловатые, неуклюжие.
  • Интроверты обычно астенического телосложения со сниженным развитием мышечного и жирового компонента. Все костные полости – удлинены.
  • Эмоциональные реакции приглушенные; высокая тревожность, связанная с неуверенностью в себе.
  • Ведущая потребность – познание окружающего мира. Это - маленькие «знайки», стремящиеся найти ответы на все поставленные вопросы.
  • Вегетативная организация интровертов характеризуется склонностью к ваготонии, поэтому при организации физической и психической деятельности  желательно учитывать суточные ритмы вагусной активности.

Ребенок экстраверт находится на другом полюсе, его системный портрет выглядит следующим образом:

  • Атлетического телосложения, с хорошо развитым мышечным компонентом и тенденцией  к широкому строению костных полостей. У него крупные глаза, жесткие волосы, громкий голос.
  • Движения энергичные. Эмоциональные реакции бурные, часто демонстративные.
  • Чувства и  эмоции  преобладает над  логикой.
  • Ведущая потребность – выделиться любой ценой, и если не удается сделать это в роли положительного героя, то легко выбирается роль антигероя, вплоть до «славы Герострата»).
  • Вегетативная организация характеризуется склонностью к симпатикотонии, что дает им преимущества в деятельности спринтерского характера (быстрой, но кратковременной) и затрудняет выполнение длительных и монотонных заданий.

Дети центроверты   составляют  определенный  баланс между экстравертами и интровертами. Они имеют:

  • Макросоматическое телосложение с хорошо развитым жировым компонентом. Костные полости круглые.
  • Движения плавные, хорошо развита и крупная и мелкая моторика.
  • Эмоциональные реакции стабильные,  адекватные.
  • Центроверты разносторонне одарены при средних показателях всех видов  активности. Они, несомненно, уступают интровертам в развитии интеллектуальной сферы, а экстравертам – в настойчивости, смелости, развитии волевых качеств.

Заканчивая краткое описание системных портретов, обращаем  особое внимание на то, что ни один из конституциональных типов не имеет абсолютных преимуществ перед другими. Он всего лишь прогнозирует успешность ребенка в той или иной деятельности, что в равной мере важно знать как школьному врачу, так и психологу и учителю физической культуры. При этом данным специалистам необходимо учитывать сильные и слабые стороны каждого типа психосоматической конституции (таблица 1).

Таблица 1

Психологическая характеристика детей

различных типов психосоматической конституции

Тип

конституции

Позитивные качества

Негативные качества

интроверт

Ровность в отношениях, исполнительность (в привычной обстановке), дисциплинированность, нестандартность решений, упорство, самокритичность, умение проводить всесторонний анализ, объективность, оригинальность, сердечность.

Активность только при условии интересного занятия, инертность, малоподвижность, ранимость и застенчивость, мнительность и замкнутость, неуверенность, высокая внутренняя тревожность.

центроверт

Высокая подвижность, высокая адаптивность, общительность, доброжелательность, жизнерадостность.

Недостаточная усидчивость и настойчивость, медлительность в принятии решений, неприятие однообразия, монотонности.

экстраверт

Высокая активность и работоспособность, инициативность, настойчивость, решительность, способность к большому напряжению в работе.

Замедленное сосредоточение внимания, резкость в действиях, переживаниях, настроениях; вспыльчивость, агрессивность.

Исходя из этих особенностей,  выбирается определенный тип психолого-педагогического сопровождения ребенка в процессе его обучения и воспитания.

Так  для детей-интровертов учитель  должен выбрать поддерживающий тип педагогического воздействия. Он характеризуется поощрением проявлений любой активности и отсутствием жестких, авторитарных оценок. Необходимо формировать уверенность в себе и своих силах. Интроверт силен в логике и принятии нестандартных решений. Опираясь на эти качества можно стимулировать развитие активности, смелости, уверенности в себе. Интроверты  предпочитают работать индивидуально или в малых группах. При работе в команде комфортнее чувствуют себя на вторых ролях.  Желательно не ограничивать их жестким  временным  регламентом. Учитель должен учитывать, что интроверты по своей психомоторной организации являются «стайерами». Поэтому на занятиях физической культурой предпочтительнее выбрать низкий и средний темп выполнения всех упражнений. Разучивание двигательных композиций должно быть медленное и поэтапное. Все новые движения вводятся постепенно и осторожно. Упражнения для крупных мышечных групп должны сочетаться с элементами анализа и осмысления двигательных актов. При организации занятий и активного отдыха интровертам можно рекомендовать настольный теннис, плавание, бильярд, дротики, жонглирование, занятия йогой, танцами.

Психолог школы в индивидуальной или малогрупповой работе должен развивать у интровертов эмоциональную раскрепощенность, спонтанность, открытость, тренировать уверенность, решительность, лидерство.

В группе детей-экстравертов  учитель  выбирает сдерживающий тип педагогического воздействия. Предлагает  роль сильного, но доброго героя. Выбирает командные формы взаимодействия. У этих детей необходимо поощрять проявления  доброжелательности, жизнерадостности. Сдерживать проявления резкости в поступках,  вспыльчивости, неустойчивости в поведении. Дети-экстраверты по своей психомоторной организации являются «спринтерами», поэтому учитель на уроках физкультуры задает высокий темп выполнения упражнений, с быстрым разучиванием разнообразных движений. С целью развития саморегуляции через телесные ощущения вводит в занятия асинхронные,  сложные в координационном плане упражнения. Предпочитает групповые формы занятий. При организации активного отдыха экстравертам можно рекомендовать акробатику, фигурное катание, бокс, игры с мячом и шайбой.

Психолог проводит тренинг следующих качеств:  нестандартности мышления, деликатности, скромности, логичности, коллективизма, доброты.

        Баланс этих подходов составляет основу сопровождения детей центровертов.

Таким образом, тип психосоматической конституции прогнозирует успешность ребенка в той или иной деятельности, что в равной мере важно для педагогики, психологии и медицины.

Список литературы

  1. Межведомственная интеграция в охране здоровья детей школьного возраста /Л.А. Жданова, А.В. Шишова. И.Е. Бобошко, Н.Н. Нежкина и др.: ГОУ ВПО ИвГМА Минздрава России. – Иваново, 2004. – 360 с.
  2. Организация и медицинский контроль физического воспитания детей в образовательных учреждениях: метод. разработки / Л.А. Жданова, Т.В. Русова, Е.В. Селезнева и др. – Иваново: ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава, 2006. –   96 с.
  3. Жданова Л.А. Индивидуальный подход в  медико-социальном сопровождении детей в образовательном учреждении /Л. А. Жданова, И.Е. Бобошко, Н.Н. Нежкина, и др.: Методическое пособие. – Иваново: АУ «Институт развития образования Ивановской области», 2011. - 61 с.

Психолого-педагогическое сопровождение детей - что это? Формы и методы психолого-педагогического сопровождения обучающихся?

Школа, колледж, внешкольные группы — сложная среда, с которой дети должны взаимодействовать постоянно. Для адаптации в ней ребенку требуются благоприятные социально-психологические условия. В них его личность правильно развивается, успешно проходит интеграция в образовательный процесс.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание и сохранение таких условий. Это профессиональная деятельность педагогов, психологов и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде. Специалист помогает ребенку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития.

Педагог, психолог адаптирует индивидуальные особенности и склонности учащегося к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, школьное окружение, уровень и особенности развития общества.

Чтобы психолого-педагогическая работа дала результат, специалист должен работать системно. Главные направления деятельности:

  • Первичная экспертиза. Специалист собирает информацию о факторах, влияющих на выбор инструментов психолого-педагогического сопровождения. Это, в частности, личностное и профессиональное развитие отдельного ребенка, уровни взаимодействия между участниками, условия, влияющие на качество результата. На основании информации педагог, психолог составляет комплексный план действий и определяет этапы работы с постановкой целей и задач по каждому из них.
  • Диагностика, подбор инструментов. Специалист определяет адаптационные технологии и методы, подходящие для решения задач, достижения целей — на конкретном этапе, для определенного ребенка или группы детей. Поиск решений заключается в изучении литературы, результатов научно-практических исследований, консультациях со смежными специалистами, родителями и т.д.
  • Непосредственная работа. Педагог, психолог реализует ранее выбранные методики и анализирует результаты. При необходимости проводится корректировка стадий психолого-педагогического сопровождения.


При правильной реализации психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает условия, необходимые для развития когнитивных способностей и эмоционального интеллекта учащихся. Дети успешно усваивают знания, укрепляют социальные связи с окружающими, родителями и подготавливаются к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности. Для достижения нужных результатов необходимо понимать принципы, осваивать методики и формы сопровождения.


Формы и методы психолого-педагогического сопровождения

Психолого-педагогическое сопровождение базируется на принципах:

  • поддержки и развития индивидуальности;
  • учета и соблюдения интересов ребенка;
  • гибкости и вариативности в работе;
  • непрерывности и системности сопровождения;
  • взаимодействия всех сторон процесса.

В работе педагог, психолог использует тот или иной метод, подбирая его на основании диагностики и анализа. Это может быть групповая дискуссия, формирование малых групп в рамках основного и/или дополнительного образования, имитационные игры, интерактивная, аналитическая работа и т.д. Конкретный метод подбирается в зависимости от особенностей детей. Также важно, в какой форме реализуется сопровождение. Это:

Профилактика

Цель данного психолого-педагогического сопровождения — сохранить и укрепить психологическое здоровье учащихся при их обучении, воспитании. Для этого:

  • планируются превентивные меры для избежания дезадаптации детей в социуме — культурные, досуговые мероприятия,  игры;
  • разрабатываются предложения, рекомендации по обеспечению здорового образа жизни детей — для профилактики зависимостей, заболеваний, формирования полезных привычек;
  • ведется работа по созданию психологически здоровой образовательной среды — чтобы депрессии, межличностные конфликты были минимизированы.


Диагностика

Диагностическое психолого-педагогическое сопровождение включает:

  • определение интересов, склонностей, способностей ребенка, его потенциала в обучении и профессиональном становлении;
  • выявление «групп риска» в обучении, причин нарушений в социальной адаптации;
  • составление социально-психологического портрета личности учащегося — чтобы сориентировать педагогов, родителей (опекунов) в направлении работы с  ребенком.


Консультирование

Специалист по психолого-педагогическому сопровождению предоставляет педагогам, родителям (опекунам) и учащимся консультации по вопросам:

  • обучения и адаптации;
  • развития мотивации детей к обучению;
  • решения психологических проблем;
  • взаимоотношений в коллективе;
  • построения индивидуальных программ обучения.


Развивающая и коррекционная работа

Развивающее психолого-педагогическое сопровождение направлено на раскрытие потенциала учащихся, а коррекционное — на своевременное исправление «отклонений». Для достижения результатов специалист должен:

  • помогать другим участникам образовательного процесса повышать социально-психологическую компетентность;
  • предоставлять детям индивидуальную помощь в личностном развитии;
  • систематически работать с детьми из «группы риска» — с отклонениями в социальном, психологическом, личностном развитии.


Психологическое просвещение и экспертиза

Деятельность направлена на преподавателей и родителей, заключается в повышении их психологической компетентности, а также:

  • знакомстве с особенностями развития учащихся;
  • информировании о факторах, мешающих личности ребенка развиваться;
  • популяризации психологических компетенций;
  • помощи в выборе методик взаимодействия с детьми разных возрастов, категорий.

В рамках экспертизы специалист оценивает образовательную среду, программы и методические материалы, проводит психологический мониторинг.

Навыки в области психолого-педагогического сопровождения необходимы для создания комфортных условий для обучения детей. Поэтому специалисты в этой области нужны в любом образовательном учреждении, стремящемся к росту и повышению качества работы. Такие педагоги, психологи требуются в школах и учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.


Где можно обучиться психолого-педагогическому сопровождению

Для работы специалистом по психолого-педагогическому сопровождению требуется среднее профессиональное или высшее образование в области педагогики или соответствующая переподготовка. После получения диплома возможно трудоустройство в школах. Такие педагоги, психологи требуются и в учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.

Получить образование в области психолого-педагогического сопровождения можно в АНПОО «НСПК». Обучение ведется дистанционно*, по официальной лицензии. Выпускники получают сразу два диплома — о среднем профессиональном образовании и переподготовке. Это расширяет сферу, в которой можно трудоустроиться, повышает конкурентоспособность специалиста.

Узнать о поступлении и акциях можно у сотрудников приемной комиссии.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка

(www.tikhvin.org)

Администрация муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области Комитет по образованию ПРИКАЗ от 20 августа 2015 года 11 Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической

Подробнее

г. Санкт - Петербург

Негосударственное образовательное учреждение «Частная Школа «Дипломат» ПРИНЯТО: решением педагогического совета Протокол / от «; /» o J 2«-в года Негосударственное образовательное учреждение «Частная школа

Подробнее

2. Цели и задачи Службы

2 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность психологопедагогической службы (далее Служба) в ГБОУ Школа 1541(далее Учреждение). 1.2. Служба является одной из форм взаимодействия

Подробнее

2. Цель создания ССПСО.

Положение о службе социально-психологического сопровождения обучающихся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа 887» 1. Общие положения. Служба социально-психологического

Подробнее

о психологической службе в колледже

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Ростовский колледж металлообработки и автосервиса»

Подробнее

III. Организация деятельности СППС

объектом сопровождения является образовательный процесс, предмет сопровождения - ситуация развитая ребенка. 1.7. Основными принципами работы СППС являются: - приоритет интересов ребёнка; - непрерывность

Подробнее

План работы ОЦДиК на учебный год

Министерство образования Калининградской области Государственное автономное учреждение Калининградской области для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «ЦЕНТР

Подробнее

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог-психолог (психолог в сфере образования) Содержание 509 Регистрационный номер I. Общие

Подробнее

ОТЧЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО- СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ, ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ «ШАНС» ОТЧЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ЗА 2015-2016

Подробнее

на учебный год

ПЛАН РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Подробнее

Директор ГБУ ДО ЦППМСП Шкапова Л.В.

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Московского района Санкт-Петербурга Отчет о деятельности Государственного

Подробнее

Логопедическая реабилитация

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА С. А. Игнатьева Ю.А. Блинков Логопедическая реабилитация ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной

Подробнее

ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА Л.М. Шипицына И.И. Мамайчук ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия

Подробнее

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «24» июля 2015г. 514н ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог-психолог (психолог в сфере образования) Содержание 509 Регистрационный

Подробнее

Паспорт инновационного проекта

1. Наименование инновационного проекта: Паспорт инновационного проекта «Реализация модели комплексной многоуровневой коррекции нарушений психического развития у обучающихся с умственной отсталостью». 2.

Подробнее

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «24» июля 2015 г. 514н ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог-психолог (психолог в сфере образования) I. Общие сведения 30 Регистрационный

Подробнее

психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса | Консультация по теме:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленка»

Областной круглый стол

«Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся в образовательных организациях – проблемы, пути их решения»

Педагог-психолог

Макарова Юлия Анатольевна

п. Тюльган, 2017 год

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад «Аленка» (из опыта работы).

В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.

В своей работе я определяю психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Цель сопровождения в нашем ДОО - создать психолого – педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Задачи психолого – педагогического сопровождения:

- охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В нашем детском саду обучается  282 ребенка, из них 113 человек, нуждаются в коррекционно-развивающей работе.  На сегоднешний день детский сад посещают  4 ребенка-инвалида.

Основными субъектами психологического воздействия в детском саду являются:

• дети;        

• воспитатели, педагоги;

• родители (законные представители).

Работа построена по 5 направлениям:

  1. Психологическая диагностика
  2. Коррекционно-развивающая работа
  3. Консультативная работа
  4. Просвещение и профилактика
  5. Организационно-методическая работа

Процесс сопровождения начинается с бережного и конфиденциального сбора информации о различных сторонах жизни и развития ребенка. Для получения и анализа используются различные методы и методики: наблюдение, интервью и беседы с родителями.

Диагностический этап – это и адаптационный этап. Адаптация – вхождение ребенка в новую среду и приспособление к ней.

В адаптационный период мы знакомим родителей с организацией жизни малыша в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, с показателями адаптации. На детей заполняются адаптационные листы.

По запросу воспитателей и с согласия родителей(законных представителей) проводится диагностика познавательного и эмоционально – волевого развития дошкольников.

Получаемые данные психологических исследований являются основанием для осуществления как групповой, так и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.  

Технологии, используемые в коррекционно-развивающей работе:

  • Психогимнастика
  • Релаксационные упражнения
  • Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов
  • Коммуникативные тренинги
  • Телесно-ориентированные упражнения
  • Игровые тренинги
  • Сказкотерапия
  • Арт-терапия

На базе нашего детского сада работает консультативный пункт для родителей (законных предстпавителей), периодически сменяется стендовая информация, работает сайт педагога-психолога, организованы личные встречи. Например, консультации и семинары по вопросам агрессивности дошкольников, тревожности, развитию познавательных процессов, развитию волевых усилий, гиперактивности и т.д.

Для теоретико-практической подготовки коллектива к восприятию, принятию, и освоению способов использования психологической информации об индивидуальных особенностях воспитанников в практике педагогической деятельности, организованы:

  • Всеобучи для родителей
  • Методические объединения
  • Совещания
  • Тренинги
  • Выступления на педагогических советах по проблемам интеллектуального и личностного развития детей
  • Ведение для педагогов семинаров, практикумов и тренингов по взаимодействию с детьми
  • Оказание помощи педагогам в подготовке и проведении родительских собраний.

Организационно-методические мероприятия включают в себя :

  • Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам психологического сопровождения воспитанников ДОО
  • Подбор методик для психодиагностических исследований, подготовка стимульного и расходного материала
  • Проведение организационных совещаний педагогов по вопросам диагностических исследований
  • Участие в конкурсах профессионального мастерства
  • Участие в общественной жизни детского сада.

Для решения поставленных задач на данном этапе я использую следующие коррекционно – развивающие программы:

А.С. Роньжиной «Адаптация» – занятия с детьми 2-4 лет 

Л.М.Шипициной «Азбука общения» -занятия с детьми 4-6 лет

М.Н.Ильиной, Л.Г.Парамоновой, Н.Я. Головневой, Т.Г.Сырицо «Подготовка к школе» - занятия с детьми 6-7 лет

С.В.Крючкова, Н.П.Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» - тренинговая программа эмоционального развития дошкольников.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»


Для  работы с детьми-инвалидами разработаны адаптированные образовательные программы дошкольного образования с учетом рекомендаций ПМПК и индивидуальных потребностей и возможностей воспитанников. Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Сейчас я хотела-бы представить вашему вниманию не большой отрывок коррекционно-развивающего занятия по программе : «Азбука общения».

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.

Спасибо за внимание!

Методическая разработка на тему: Психологическое сопровождение воспитанников по ФГОС ДОО

1.Диагностическая деятельность

Наблюдение -

2. Развивающая деятельность

Адаптационные игры,

Игры с предметами,

Потешки,

Пальчиковая гимнастика

-определение степени адаптации

-ведение адаптационного листа

-содействовать развитию потребности в физической активности

-развивать точные движения «тонкую моторику»

- создание условий для эмоционально-комфортного пребывания в группах детского сада

-предупреждение нарушений психофизического здоровья в период адаптации к д/с.  

-развивать у детей способность реагировать на дискомфорт, заявлять о своих нуждах

с 1 до 3 лет

Изучение степени адаптации

Наблюдение - систематическое и несистематическое

Посещение групп.

Формы и методы: игры направленные на снятие психоэмоционального напряжения и создание благоприятного эмоционального состояния.

-игры на развитие умения действовать по речевой инструкции

-стимулирование к подражанию взрослого,

-игры на установление доверительного контакта.

Приёмы:

-отвлечение, утешение

- переключение

-контакт через игрушку,

 -визуальный контакт,

-показ, эмоциональное заражение

 -тактильный  контакт

-создание коммуникативных пауз

-забавы, би-ба-бо.

-похвала, поддержка.

Семинар -практикум «Условия успешной адаптации».

 Консультации: «Игры в адаптационный период»

«Особенности адаптационного периода к условиям ДОУ»

«Тяжелая степень адаптации» «Эффективное общение с родителями как залог успешной адаптации ребенка к ДОУ».

«Анализ адаптации за год»

Выступление на родительском собрании «Условия успешной адаптации»

Анкетирование родителей

Консультации: «Режим дома», «Особенности адаптационного периода к условиям ДОУ», «Тактильный контакт, массаж – как средство расслабления в период адаптации» «Игры с водой дома» 

Презентации:

«Адаптация»

«Ясли-это серьёзно»

Просмотр фильма «Экскурсии по саду».

Программное обеспечение

1.Лапина И.В. «Адаптация детей поступлении в детский сад: программа психолого-педагогического сопровождения».2009

2.Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг общения с ребенком период раннего детства»2008.

3.Афонькина Ю.А. «Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал».2010 .

4.Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. «Развитие речи детей в процессе их адаптации».

5.Севостьянова Е.О. «Дружная семейка. Программа адаптации детей к ДОУ»

6.Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов»2008.

 7.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009.

8.Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012.

9.Макарычева Н.В.«Проблемы раннего возраста: диагностика, поддержка, профилактика»2005.

10.Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№2 Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»2007.

1.Диагностическая деятельность

Диагностируемые параметры:

Двигательные навыки

2. Развивающая деятельность

Развивающие игры,

Массаж рук,

Пальчиковая гимнастика,

Телесно-ориентированные игры.

-определить параметры  психомоторного развития

-развитие навыка двигательного подражания

-развивать умение дифференцировать движения правой и левой рукой

-развитие психомоторной координации

-способствование совершенствованию

Высшей нервной деятельности (силы уравновешенности, подвижности процессов возбуждения и торможения),

способностей своего тела к разнообразным движениям и ощущениям

с 1 до 3     лет

Посещение групп

Индивидуальная диагностика Диагностируемые параметры:

Двигательные навыки

Формы и методы:

-игры на развитие речи мелкой, крупной моторики, общих движений

-Игры на поиски форм, похожей на предмет, игры опознания

-игры с мелкими предметами, шнуровка.

-пальчиковая гимнастика

-игры на дорисовывание узоров (хвостики мышкам, ручки зонтикам и т.д.)

Приёмы:

-контакт через игрушку, -визуальный контакт,

-показ, эмоциональное заражение

 -тактильное контакт

-забавы, би-ба-бо.

-похвала, поддержка.

Семинар-практикум:

«Динамика нервно-психического развития» «Особенности нервно-психического развития у детей 1-3 лет».

Консультации: «Профилактика детских нервозов»,

«Влияние игр на психическое развитие детей».

Выступление на родительском собрании «Особенности нервно-психического развития детей 1-3 лет».

Консультации: «Правильная игрушка», «Профилактика детских нервозов».

Программное обеспечение

1.Афонькина Ю.А. «Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современного технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал»2010 .

2.Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста 1-3 года»2007.

Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников»2003.

3. Методика: возрастная шкала нервно-психического развития с года до трех лет/сост. Печера К.Л., Пантюхиной Г.В и т.д.

4. Кулганов В.А., Сорокина Н.В. «Психологические особенности развития детей и профилактика нервозов»2012.

5. Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов» 2008.

6.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009.

7.Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012.

8.Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№2

9.Грошенина В.В.Самошкина И.В.Черкасова Н.П.«Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»2009

10. Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»

2007

III.Эмоциональное благополучие –речевое , физическое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие.

1.Диагностическая деятельность

Диагностируемые параметры:

-особенности эмоциональной сферы

-особенности волевой сферы.

2. Развивающая деятельность

Формы:

Психогимнастика

 -игровые упражнения

-психогимнастика

-контактные и подвижные игры

-игровые этюды

-элементы арттерапии

Релаксация

- определить количественное и качественное проявление тревоги

-особенности эмоциональной сферы

-особенности волевой сферы

агрессивного поведения

- раскрепощение и объединение детей

- развитие адекватных форм проявление эмоций «здоровье»

-разрядка агрессивных импульсов «физическое развитие»

-развитие творческой деятельности

-разрядка агрессии, страха, упрямства «физическое развитие»

-формирование навыков общения

3-7 лет

Индивидуальная и групповая диагностика

Диагностируемые параметры:

-особенности эмоциональной сферы

-особенности волевой сферы

Формы и методы:

 -игры на снятие тревожности, неуверенности, скованности, зажатости, СДВГ.

Приёмы:

-визуальный контакт, улыбка,

-показ приемлемых форм поведения, эмоциональное заражение

-имитация (сказочных ролей, повадки животных),

-ролевое проигрывание,

 -тактильное контакт

-похвала, поддержка.

Семинар –практикум  «Особенности эмоций» «Особенности мотивов поведения ребенка» «СДВГ-норма и выше нормы»

Консультации: «Оздоровительные игры»

 «Как надо вести себя с гиперактивным ребенком «Замкнутый, тревожный, медлительный ребенок. Особенности общения с такими детьми» «Взаимодействие с ребенком ОВЗ»  

Выступление на родительском собрании: «Что такое психогимнастика», «Эмоциональный мир ребенка. Темперамент»,

Консультации: «Как надо вести себя с гиперактивным ребенком»

«Замкнутый, тревожный, медлительный ребенок. Особенности общения с такими детьми»

«Активное слушание ребенка»

Программное обеспечение:

1. Панфилова М.А.«Игротерапия общения».2005.

2. Погудкина И.С. «Работа с проблемными дошкольниками»2007.

3.Щипицына Л.М., Защиринская О.В. и т.д. «Азбука общения» 2007.

4.Алябьев Е.А «Психогимнастика в детском саду»2003.

5.Арцишевская И.Л. «Работа с гиперактивными детьми в детском саду» 2013.

6.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. «Тропинка к своему я»2011.

7. Кулганов В.А., Сорокина Н.В. «Психологические особенности развития детей и профилактика нервозов»2012

8.Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов» 2008.

9.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009.

10. Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012.

11. Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»2007

12. Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№

13.Грошенина В.В.Самошкина И.В.Черкасова Н.П.«Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»2009.

V. Психологическая готовность – физическое, речевое, позновательное, социально-личностное развитие

1.Диагностическая деятельность

Диагностируемые параметры:

-особенности развития психических процессов

-особенности развития мелкой моторики  -особенности саморегуляции деятельности -особенности развития навыков общения

2. Развивающая деятельность

Развивающие игры,

Игровые упражнения,

Игровые ситуации,

Беседы,

Психогимнастика,

Пальчиковая гимнастика,

Физкультминука, Релаксация.

-изучение психических процессов, включая внимание ориентация в окружающем мире, мелкая моторика, мотивация к школе, изучение коммуникативных способностей.

Развивать психические процессы, совершенствовать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества, развитие способности к согласованному взаимодействию,

Развитие слухового и зрительного восприятия, целенаправленного внимания и наблюдательности.

5-7 лет

Индивидуальная и групповая диагностика

Диагностируемые параметры:

-особенности развития психических процессов

-особенности развития мелкой моторики  

-особенности саморегуляции деятельности

-особенности развития навыков общения

Формы и методы:

- игровые упражнения на развитие психических познавательных процессов (классификация, анализ, синтез, сравнение и т.д.)

 -игры на развитие коммуникативных способностей

-игровые упражнения на психологическую готовность к школьному обучению.

-игровые ситуации на эмоционально-личностное развитие, релаксация

игровые упражнения на саморегуляцию деятельности

Приёмы:

-визуальный контакт, улыбка,

-показ приемлемых форм поведения и общения, эмоциональное заражение

-ролевое проигрывание,

-индивидуальный подход,

-похвала, поддержка.

Семинар –практикум  «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Консультации:

«Что такое психологическая готовность»

 «Саморегуляции деятельности» «Умение общаться и выражать свои мысли»

«Игры на развитие внимание, памяти , мышления, речи, восприятия»

Выступление на родительском собрании «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Консультации:

«Что такое психологическая готовность»

«Рекомендации будущим первоклассникам», «Рекомендации по развитию психических  процессов» «Особенности кризиса  7 лет» «Игры на развитие внимание, памяти , мышления, речи, восприятия»

Программное обеспечение:

1. Шарохина В.Л., Катаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы»2010г. 2012 нов.изд.

2. Ананьева Т.В. «Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению»2011.

3. Севостьянова Е.О. «Хочу всё знать»2005.

4. Веракса А.Н., Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. 2012.

5.Панфилова М.А.«Игротерапия общения».2005.

6. Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов». 2008.

7.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009.

8. Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012.

9. Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№2

10.Грошенина В.В.Самошкина И.В.Черкасова Н.П.«Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»2009

11.Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»2007.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в детском саду | Статья:

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в детском саду

В системе дошкольного образования произошли большие изменения.

Разработчики ФГОС ДО  заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека.

Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру.

В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения.

По результатам опроса фокус – групп «Что вы ожидаете от дошкольного образования?» были получены следующие результаты:

Наиболее важными и ценными для родителей являются не овладение ребенкомопределенными знаниями, умениями и навыками, а наличие у него качеств, определяющих его успешную социализацию.

Воспитатели также ориентированы на развитие у ребенка определенных качеств, а не узкопредметных знаний, умений и навыков. Главными условиями успешности воспитательно – образовательного процесса воспитатели считают создание безопасной развивающей среды и профессиональную компетентность педагогов.

В отличии от родителей и воспитателей дошкольных учреждений, учителя начальных классов отдают предпочтения наличию определенных предметных знаний и способностям ребенка подчиняться установленным правилам.

Кого слушать?

Разработчики ФГОС ДО пошли своим путем.

Учить для жизни, а не для школы!

Таким образом, в каждом дошкольном учреждении необходимо выстроить правильную траекторию психолого – педагогического сопровождения, направленную на развитие дошкольников.

Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:

• Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.

• Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.

• Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенкусамостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

В своей работе я определяю психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Цель сопровождения в нашем ДОУ - создать психолого – педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Задачи психолого – педагогического сопровождения:

- охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основными субъектами психологического воздействия в детском саду являются:

• дети;

• воспитатели, педагоги;

• родители.

Основные этапы психолого – педагогического сопровождения:

1. диагностический;

2. уточнение выявленных затруднений или одаренности ребенка;

3. коррекционно – развивающий;

4. анализ промежуточных результатов сопровождения развития ребенка.

Диагностический этап предполагает открытие, констатацию затруднений в развитии ребенка или его интересов, которые могут поступить от родителей, воспитателей.

На этом этапе я и воспитатели знакомим родителей с возрастными особенностями детей. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка, где учитываются 5 направлений дошкольного образования:

• социально – коммуникативное

• познавательное

• речевое

• художественно – эстетическое

• физическое

Диагностический этап – это и адаптационный этап. Адаптация – вхождение ребенка в новую среду и приспособление к ней.

В адаптационный период мы знакомим родителей с организацией жизни малыша в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, с показателями адаптации.

Мы предлагаем родителям адаптационный лист, который заполняется в течение месяца, а некоторые и дольше, пока у ребенка не закончится адаптационный период.

На этапе уточнения выявленных затруднений или одаренности ребенкавоспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленных затруднений или способностей ребенка.

По запросу воспитателей и с согласия родителей проводится диагностика познавательного и эмоционально – волевого развития дошкольников с целью создания программ развития на каждого ребенка.

На каждого ребенка по приходу в детский сад заводится «Дневник сопровождения развития ребенка», где воспитатели и педагог- психолог собирают информацию о семье ребенка, адаптационные листы, выводы и рекомендации по сопровождению ребенка на каждом возрастном этапе развития.

Коррекционно – развивающий этап – это этап работы с ребенком, консультативной и другой работы с родителями, воспитателями.

На этом этапе воспитатели и педагог – психолог проводит коррекционно – развивающую работу с детьми, имеющими затруднения в развитии. Проводится консультативная работа с педагогами детского сада, воспитателями и родителями. Например, консультации и семинары по вопросам агрессивности дошкольников, тревожности, развитию познавательных процессов, развитию волевых усилий и т. д.

Планируя практические коррекционно – развивающие занятия с детьми, я опираюсь на опыт детей, учитываю их возможности, интересы, потребности; состояние здоровья. Особенно эффективной формой занятия, где используются указанные игры и упражнения, я считаю “Минуты общения”. Здесь дети на практике применяют накопленный опыт по взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Из своих наблюдений я заметила, что дети успешнее “учат друг друга”, чем слушают объяснение взрослого. Поэтому так важно, чтобы сопровождающий   взрослый сумел “на равных” войти в деятельность детей. Лишь тогда мы, взрослые, можем пытаться направить эту деятельность (как бы изнутри) на те задачи, которые стоят перед нами.

В проводимых мною тренинговых занятиях родители, воспитатели, администрация являются активными участниками. Им дается возможность поставить себя на место ребенка и проанализировать собственную реакцию – чувства, мысли, возможное поведение. Взрослые становятся ближе к детям, лучше их понимают, проживают вместе с ними.

Систематические встречи детей со взрослыми, сопровождающими его развитие, позволяют дошкольникам открыто высказываться, выговариваться, выплескивать эмоции, делиться мыслями, впечатлениями, чувствами. При этом исчезает страх быть неправильно понятым взрослым, появляется очень важное чувство доверия

На этапе анализа промежуточных результатов сопровождения развития ребенка воспитатели, педагог – психолог, педагоги ДОУ проводят корректировку индивидуальной программы или рекомендаций по сопровождению развития каждого ребенка.

Педагоги организуют разнообразные формы презентации развития одаренных детей: выставки авторских работ, концерты, моно – спектакли и т. д.

Родителям, чьи дети посещают подготовительную группу, мы объясняем, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение считать и писать, ребенку нужна психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои собственные силы. Эти приоритеты заложены в ФГОС ДО.

Помимо указанной работы я систематически провожу тренинговые занятия, индивидуальные консультации, собеседование, анкетирование, совместные практические занятия со всем педагогическим коллективом.

Особое внимание должно уделяться развитию мотивационной сферы (это потребность в любознательности, познании мира, рост вопросов зачем, почему, желанием и потребностью в творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои достижения и т. п.)

Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми.

Все это возможно, если будет правильно построено психолого – педагогическое сопровождение не только дошкольников, но и всех участников воспитательно – образовательного процесса.

Результаты работы психолого-педагогического сопровождения свидетельствует о том, что значительно изменился уровень личностного, интеллектуального развития детей, возросло количество родителей, заинтересованных быть активными партнёрами в реализации задач ДОУ, повысился профессиональный уровень педагогического коллектива. Но самое главное, на наш взгляд, благодаря системе профессиональной деятельности коллектива, направленной на создание социально-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и развития детей в ситуациях педагогического взаимодействия, изменился сам подход к ребёнку, не как к объекту воздействия, а как к субъекту взаимодействия.

Психолого-педагогическое сопровождение ... Индивидуальное сопровождение: определение и особенности

Что такое психологическая и педагогическая поддержка? В чем его особенности? Этот вопрос актуален и потому заслуживает подробного изучения.

Сущность и специфика

Под влиянием различных неблагоприятных условий в настоящее время у детей возникают проблемы с развитием, наблюдаются различные отклонения в физическом и умственном развитии, наблюдаются серьезные нарушения в поведении.

Отрицательное влияние на образовательные учреждения оказывает социальная ситуация. Перед школами ставится новая задача - гуманистический подход к учебно-воспитательному процессу, построение инновационных форм обучения.

В процессе реализации таких принципов на практике возникает серьезная диспропорция эмоционального и когнитивного развития ребенка. Противоречия вызвали серьезные проблемы с обучением детей, произошла школьная дезадаптация.

Решение

Для его устранения требуется совместная деятельность многих специалистов, применение комплекса социальных, медицинских и психологических методов.Полноценное психолого-педагогическое сопровождение позволяет устранить выявленные проблемы, своевременно оказывая детям необходимую поддержку.

История создания отечественной комплексной методики

В нашей стране социальная поддержка ребенка появилась только в конце прошлого века. Термин «эскорт» впервые был введен в 1993 г. Т. Чередниковой. Психологическое обеспечение в комплексном аспекте рассматривалось многими российскими учеными и педагогами, в том числе Л.М.Шипицын, И. Якиманская.

Симптомы тревоги и способы их устранения изучается AI. Захаров, З. Фрейд. На протяжении длительного периода времени психологи выявляли истинные причины этого явления и пытались найти эффективные способы устранения проблемы. Комплексная поддержка - это комплекс диагностики разработок и коррекционно-развивающих программ, направленных на устранение выявленных проблем.

Ранняя поддержка

Чтобы полностью реализовать гуманистическое образование на практике, в российской педагогике стали уделять особое внимание такому вопросу, как раннее индивидуальное сопровождение детей.Он направлен на своевременное выявление детей группы риска, одаренных детей, выбор каждой траектории развития для каждого школьника.

В конце прошлого века прошла первая в России конференция школьных психологов, в рамках которой были проанализированы эффективные методы помощи особенным детям. Эта комплексная психологическая поддержка была неразрывно связана с модернизацией образовательной системы, переходом на принципы саморазвития детей.

Благодаря психолого-медико-педагогическим центрам, службам специальной поддержки детям и родителям была оказана всесторонняя помощь. Проблемный ребенок стал объектом работы врачей, учителей, психологов.

Современные реалии

В настоящее время комплексная поддержка - это систематическая работа нескольких специалистов, направленная на устранение проблем в поведении отдельного студента. Во многих регионах страны сформированы отличные комплексные системы психолого-педагогической поддержки, созданы базы данных, благодаря которым отслеживаются специальные дети при переезде с одного места жительства в другой регион Российской Федерации.

Результативность

Учитывая, что социальная поддержка является системой, результаты работы анализируются как в системе образования, так и в медицинских учреждениях, и в органах МВД. Результаты статистических исследований показывают, что после создания системы мер по профилактике правонарушений количество повторных случаев значительно уменьшилось, количество правонарушений уменьшилось, и гораздо меньше детей стали проявлять девиантное поведение.

Цель сопровождения

Педагогическая поддержка детей направлена ​​на создание таких социально-педагогических условий, в которых любой школьник имел бы возможность стать активным участником всех мероприятий, происходящих в школе.Ребенок получает возможность иметь свой внутренний мир, развивать его, строить отношения с другими детьми.

Если социальная поддержка согласована с возрастными особенностями ребенка, формируется образовательная и образовательная среда, которая будет способствовать успешной учебе, гармоничному развитию «трудного» школьника.

Принципы поддержки

Основное значение придается личному выбору ребенка, возможности его самоопределения в различных жизненных ситуациях.

Благодаря использованию инновационных педагогических технологий, деятельность школьников сопровождается непосредственной связью с родителем, учителем и медицинскими работниками.

Суть работы - передать ребенку сам ключ к своему общению, активности, психологическим секретам. У ребенка развиваются навыки постановки перед собой определенной цели, планирования пути ее достижения, система ценностей, умение проводить анализ своей работы.

Взрослый человек помогает ребенку выбрать субъективную, ответственную позицию по отношению к тем событиям, которые его окружают.

Виды деятельности

Учитывая, что сопровождение - важный и ответственный процесс, он невозможен без выбора определенных сфер деятельности. В первую очередь требуется переориентация, психологическое перевоспитание ребенка, изменение имеющихся навыков в положительную сторону.

Например, для этого проводятся обучающие программы, специальные развивающие игры, в ходе которых ребенок имеет возможность отработать теоретические знания.

Подобные приемы необходимы учащимся для понимания своего «Я», своих индивидуальных особенностей, а также для приобретения навыков самоанализа, самосовершенствования.

Игровые технологии, в которых дети переживают сложные ситуации, учатся выходить из них, помогают окунуться в реальную жизнь. Студенты начинают видеть все последствия своих действий, осознавать неправильное поведение, переосмысливать систему ценностей. Понимание того, насколько серьезными могут быть результаты неправильных действий, осознание реальности потери близких помогает переосмыслить поведенческие аспекты.

Заключение

Комплексная поддержка школьников - важный аспект современной образовательной системы.Учитывая современные реалии, у детей с серьезными отклонениями в поведении становится больше умственного развития, им необходим индивидуальный подход, профессиональная помощь специалистов.

В настоящее время появляются новые подходы к построению системы комплексной методической работы психологов и педагогов. Суть таких мероприятий заключается в передаче студентам

методик.

[PDF] Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних воспитанников детской деревни.

 @article {Muhanbetzhanova2016PsychologicalAP, title = {Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних воспитанников детской деревни.}, автор = {Алия М. Муханбетжанова и Светлана М. Бахышева и Асылбек С. Иргалиев и Русканим С. Кингекова и Шынар Т. Габдрахманова и Людмила Г. Колесова}, journal = {Международный журнал экологического и научного образования}, год = {2016}, объем = {11}, pages = {4595-4609} } 
Актуальность изложенного в статье вопроса обусловлена ​​необходимостью решения проблем воспитания и быта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, острота которых возрастает не только из-за непрерывного роста количества детей-сирот. детей, попадающих на попечение государства, но и неэффективное функционирование существующей системы воспитания детей государственных детских домов.Целью исследования является научная и теоретическая разработка педагогических условий… ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ

Сохранить в библиотеку

Создать оповещение

Cite

Launch Research Feed

.

Консультирование, психология развития и педагогическая психология - Линч Школа образования и человеческого развития

Прикладная психология развития и образования, доктор философии.

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ & nbsp;

  • Посредством семинаров студенты приобретают научные знания в области современной и классической теории и свидетельств психологии, получая новейшие знания в области различных исследовательских методологий.
  • Благодаря тесному наставничеству преподавателей студенты проводят исследования, которые способствуют накоплению наших научных знаний и помогают формировать национальную и международную практику и политику.& nbsp;
  • Учащиеся развивают педагогические навыки и опыт преподавания в качестве помощников преподавателей, а также проводят собственные курсы бакалавриата. & nbsp;
  • Выпускники готовы работать в ведущих колледжах и университетах, политических центрах, государственных учреждениях и неправительственных организациях по всему миру.

Формирование следующего поколения интеллектуальных лидеров в области психологии развития и образования, которые проводят исследования, обучают и руководят организациями для улучшения жизни детей, семей и сообществ.

Профессора Исследователи Советники по политике Эксперты и руководители государственных органов Эксперты и лидеры неправительственных организаций Администрация университета

Прикладная психология и человеческое развитие, бакалавр.

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

  • Комплексная практика на местах, которая помогает студентам определить свою цель, включая будущую карьеру и жизненные устремления.
  • Четыре основных направления: социальные услуги и науки о здоровье; Организационные исследования и человеческий капитал; Политика, пропаганда и изменение сообщества; Наука обучения.

Узнайте, как & nbsp; человеческое развитие и психология связаны со здоровьем и рабочим местом, чтобы улучшить жизнь сообществ, школ и семей.

Научный сотрудник Международный координатор Деловой партнер Координатор отдела кадров Педагог

до н.э .: школы / LSOE / академики / программы / прикладная психология развития

Справка о здоровье ребенка и семьи

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ & nbsp;

  • Гибкие требования, чтобы учащиеся могли настроить свой сертификат.
  • Близость к агентствам психического здоровья и другим академическим учреждениям в Бостоне предлагает значительные возможности для повышения вашей карьеры.

Повышайте свою способность поддерживать психическое здоровье детей и семей в качестве консультанта или педагога. & Nbsp;

Консультативная психология, магистратура и теология и служение, магистратура

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ & nbsp;

  • В рамках этой программы выберите степень магистра психического здоровья или школьное консультирование.
  • Выпускники имеют право на получение лицензии консультанта по психическому здоровью или школьного консультанта в Массачусетсе.

& nbsp;

Сочетание сильных навыков консультирования и духовного руководства в этой двойной степени, которая исследует пастырские аспекты ухода.

Пастор Глава министерства кампуса Школьный советник Консультант по психическому здоровью

до н.э .: школы / LSOE / академики / программы / психологическое консультирование, двойная степень

Консультативная психология, к.Д.

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ & nbsp;

  • Доступ к широкому спектру возможностей первоклассной практики в различных психиатрических учреждениях, включая университеты, школы, больницы и амбулаторные общественные психиатрические учреждения.
  • У всех учащихся есть возможность отстаивать социальную справедливость посредством своих исследований, клинической работы, преподавания и информационно-пропагандистской деятельности.
  • Обучение начинается сразу с уникальной программы «Первый год обучения» и продолжается в рамках Advanced Practicum.

& nbsp;

& nbsp;

& nbsp;

Станьте частью следующего поколения психологов-консультантов, которые готовы сделать критический прогресс, выходящий за рамки традиционных дисциплинарных границ и клинических условий.

Психолог Профессор Исследователь

до н.э .: школы / LSOE / академики / программы / консультирование-психиатрия

Свидетельство о правах человека и международном правосудии

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ & nbsp;

  • Размещается в Центре по правам человека и международному правосудию.
  • Междисциплинарный семинар Центра по правам человека и международному правосудию составляет основу программы сертификации. & nbsp;

& nbsp;

& nbsp;

Научитесь критически мыслить в рамках дисциплин и между ними, чтобы лучше понимать современные проблемы в области прав человека и предлагать продуманные и эффективные ответы.

& nbsp;

Консультации по психическому здоровью, М.А.

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ & nbsp;

  • Студенты развивают сильные навыки консультирования, участвуют в рефлексивных исследованиях и осваивают передовые научно обоснованные практики.
  • Годовая практика в общественных центрах здоровья, школах, больницах или программах лечения.
  • Варианты программы "Лицензирование штата Массачусетс" (60 баллов) или Безлицензирование (48 баллов).

Готовы удовлетворить потребности людей, групп, сообществ и систем в области психического здоровья в разных контекстах и ​​культурах, а также содействовать социальным изменениям и отстаивать их.

Лицензированный консультант по психическому здоровью Специалист по исследованиям в области здравоохранения Семейный терапевт на дому Врач-нарколог Психологи

Свидетельство о позитивном развитии молодежи

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ & nbsp;

  • Предназначен для руководителей, занимающихся вопросами развития молодежи раннего и среднего возраста.& nbsp;
  • Студенты могут воспользоваться практическим курсом, чтобы получить практический опыт.

& nbsp;

& nbsp; Узнайте о модели позитивного развития молодежи и используйте ее для поддержки молодежи в различных сообществах.

Школьное консультирование, MA

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

  • Программа продвигает подход к консультированию «весь ребенок», когда выпускники учитывают как школьные, так и внешкольные факторы, которые влияют на учащихся.
  • Наш 48-кредитный трек соответствует текущим требованиям Массачусетса для первоначального лицензирования.

Станьте адвокатом, который использует научно обоснованные методы для содействия позитивному развитию всех детей и подростков.

Консультант начальной школы Консультант средней школы Консультант средней школы Прием в колледж Консультации в колледже

до н.э .: школы / LSOE / академики / программы / School-Counseling-MA

.

4 Развитие детей и раннее обучение | Преобразование рабочей силы для детей от рождения до 8 лет: объединяющий фонд

или опыт, в то же время расширяя предыдущие знания детей и языковые навыки. Языковые навыки и навыки грамотности рассматриваются далее в следующем разделе этой главы, а также в главе 6.

Еще одним следствием этих когнитивных изменений является то, что педагоги могут вовлекать дошкольников в преднамеренную деятельность детей дошкольного возраста, используя новые возможности обучения.Интерес детей к обучению через действие естественным образом подходит для экспериментального исследования, связанного с наукой, или других видов обучения, основанного на запросе, включая гипотезы и проверки, особенно в свете неявных теорий живых существ и физической причинности, которые дети привносят в такое исследование (Samarapungavan et al. др., 2011). Подобным образом настольные игры могут стать основой для изучения и расширения числовых концепций. В нескольких экспериментальных демонстрациях, когда дошкольники играли в настольные игры с числами, специально разработанные для развития их мысленных представлений о числовых величинах, они продемонстрировали улучшения в оценках числовых линий, навыках расчета, числовой идентификации и других важных количественных концепциях (Laski and Siegler, 2014 ).

Другое исследование показало, что учебные стратегии, которые способствуют высокоуровневому мышлению, творчеству и даже абстрактному пониманию, например, обсуждение идей или будущих событий, связаны с более высокими когнитивными достижениями детей дошкольного возраста (например, Diamond et al. , 2013; Mashburn et al., 2008). Например, когда педагоги указывают на то, как количественные числа могут использоваться для описания различных наборов элементов (четыре блока, четыре ребенка, 4 часа), это помогает им обобщить абстрактное понятие («четверность»), которое описывает набор, а не характеристики каждого элемента в отдельности.Эти действия также можно интегрировать в другие учебные практики в течение обычного дня.

Еще одно следствие изменений мышления маленьких детей в дошкольном возрасте касается мотивационных характеристик раннего обучения. Дети дошкольного возраста развивают ощущение себя и своих способностей, включая академические навыки (Marsh et al., 1998, 2002). Их убеждения в отношении своих способностей к чтению, счету, лексике, числовым играм и другим академическим навыкам основаны на нескольких источниках, включая спонтанное социальное сравнение с другими детьми и отзывы учителей (и родителей) относительно их достижений и причин, по которым они хорошо учились или плохо.Эти убеждения, в свою очередь, влияют на уверенность детей в себе, настойчивость, внутреннюю мотивацию к успеху и другие характеристики, которые можно описать как навыки обучения (и более подробно обсуждаются далее в этой главе). Следовательно, то, как учителя обеспечивают обратную связь с детьми раннего возраста и поддерживают их уверенность в себе в учебных ситуациях, также является важным предиктором академической успеваемости детей (Hamre, 2014).

В первые годы начальной школы познавательные процессы у детей развиваются дальше, что соответственно влияет на стратегии педагогов в начале

.

MA Интегративное консультирование и психотерапия для детей, подростков и семей

  • Коронавирус
  • 中文
  • Выпускники
  • Выпускной
  • Сотрудничать
  • Поддержите нас
  • Портал для персонала
  • Студенческий портал
  • Студенческий союз
  • Подробнее...
R Университет Рохэмптона, Лондон,
  • Курсы
    • Бакалавриат
    • Аспирантура
    • Январь 2021 Курсы
    • Апрель 2021 Курсы
    • Подготовка учителей
    • Докторантура
    • Краткие курсы и CPD
    • Узнать больше
      • Как подать заявку
      • Информация для родителей
      • Иностранные студенты
      • Дни открытых дверей
      • Учеба за границей
      • Запросить проспект эмиссии
      • Почему Рохэмптон?
    • Академические кафедры
      • Искусство
      • Бизнес-школа
      • Образование
      • Высшая школа
      • Гуманитарные науки
      • Науки о жизни
      • Психология
      • Общественные науки

    Почему нужно учиться в
    Рохэмптоне?

    Наш
    Кампус

.

Детская психология | дисциплина | Britannica

Детская психология , также называемая детское развитие , изучение психологических процессов детей и, в частности, того, чем эти процессы отличаются от процессов взрослых, как они развиваются от рождения до конца подросткового возраста и как и почему они отличаются от одного ребенка к другому. Эту тему иногда объединяют с младенчеством, взрослой жизнью и старением в категорию психологии развития.

Как научная дисциплина, имеющая прочную эмпирическую основу, детское исследование возникло сравнительно недавно.Он был начат в 1840 году, когда Чарльз Дарвин начал вести учет роста и развития одного из своих собственных детей, собирая данные так, как если бы он изучал неизвестный вид. В аналогичном, более подробном исследовании, опубликованном немецким психофизиологом Вильямом Прейером, были предложены методы для ряда других. В 1891 году американский педагог-психолог Дж. Стэнли Холл основал Педагогическую семинарию , периодическое издание, посвященное детской психологии и педагогике. В начале 20 века разработка тестов интеллекта и создание клиник по ориентации детей еще больше определили область детской психологии.

Г. Стэнли Холл.

Предоставлено Университетом Кларка, Вустер, Массачусетс

Ряд известных психологов 20-го века, в том числе Зигмунд Фрейд, Мелани Кляйн и дочь Фрейда, Анна Фрейд, занимались развитием ребенка в основном с психоаналитической точки зрения. Возможно, наибольшее непосредственное влияние на современную детскую психологию оказал Жан Пиаже из Швейцарии. Посредством непосредственного наблюдения и взаимодействия Пиаже разработал теорию приобретения понимания у детей.Он описал различные этапы обучения в детстве и охарактеризовал восприятие детьми себя и мира на каждом этапе обучения.

Данные по детской психологии собраны из различных источников. Наблюдения родственников, учителей и других взрослых, а также непосредственное наблюдение и беседы психолога с ребенком (или детьми) дают много материала. В некоторых случаях используется одностороннее окно или зеркало, чтобы дети могли свободно взаимодействовать со своим окружением или другими людьми, не зная, что за ними наблюдают.Тесты личности, тесты интеллекта и экспериментальные методы также оказались полезными для понимания развития ребенка.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Несмотря на попытки объединить различные теории развития ребенка, эта область остается динамичной, изменяясь по мере развития областей физиологии и психологии.

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.