О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Опишите три примера влияния искусства на воспитание детей


Роль искусства в развитии детей

«Искусство создает хороших людей,
формирует человеческую душу»
— П.И. Чайковский

Наряду с развивающими методиками, такими как методика Глена Домана, Марии Монтессори, воспитание по методу Макото Шичиды, использование элементов ТРИЗ-педагогики,  стало модным приобщение детей к истории искусства, изучению живописи, раннее знакомство с музыкой.  Востребованность и популярность таких методов у родителей объясняется тем, что современное общество предъявляет все больше требований к человеку как к личности. Быть образованным уже недостаточно. Важно уметь мыслить творчески и решать нестандартные задачи легко и непринужденно. Быть разносторонней личностью, имеющей широкий кругозор и собственное мнение.

По мере взросления ребенок все больше проявляет активность в процессе познания. Его мысли, чувства становятся более осознанными. Они оказывают влияние на формирование отношения подрастающего человека к окружающей действительности, событиям жизни. Происходит активное развитие процессов восприятия, памяти, воображения, мышления. Происходит интеллектуальный рост. Важной составляющей роста и развития является эффективная работа мозга, которая обеспечивается тесным взаимодействием правого и левого полушария.

Американский нейропсихолог Р. Сперри в своих работах отмечал, что каждое полушарие отвечает за особый специфический способ познания мира и в большинстве случаев действует как самостоятельный мозг. Таким образом, для эффективного  функционирования головного мозга, необходимо активное взаимодействие полушарий. Левое и правое полушарие должны быть хорошо развиты в одинаковой мере и работать слаженно.

Положительное влияние искусства на развитие детей

В процессе развития ребенка, как правило, родителями, воспитателями и педагогами много внимания уделяется письму, счету, развитию логики, изучению языков, чтению. За все это отвечает левое полушарие.  Для развития правого полушария, следует заниматься музыкой, танцами, живописью и другими видами искусства.

Искусство как форма отражения и освоения действительности, форма чувственного познания,  как элемент культуры,  оказывает влияние на развитие личности, помогает проявляться и развиваться творческим способностям человека.

А именно:

  • Происходит формирование личности
  • Благоприятно влияет на интеллектуальный потенциал
  • Способствует формированию социально-приемлемых нравственных ориентиров
  • Помогает ребенку учиться мыслить творчески
  • Занятия творчеством способствуют формированию положительной самооценки и уверенности в себе
  • В процессе знакомства с искусством, ребенок учится наблюдать, анализировать, размышлять, интерпретировать
  • Учится переводить язык чувств и эмоций в словесную форму
  • Развивается нестандартное мышление, память, речь, внимание
  • Искусство, как элемент культуры помогает расширить кругозор и познакомиться с культурной средой всего мира
  • Искусство — хороший помощник при решении эмоциональных или психологических проблем

Как сделать искусство частью жизни ребенка?

  • Пусть искусство будет доступно для ребенка. Слушайте музыку, танцуйте, рисуйте, пойте.
  • Занимайтесь творчеством вместе. Если вы не обладаете глубокими знаниями и не знаете, как увлечь ребенка, начните с того, что интересно вам и ребенок потянется вслед за вами.
  • Организуйте зону, где будут храниться необходимые материалы для творческой деятельности: мелки, краски, карандаши, кисти, альбомы, цветная бумага, клей, пластилин, масса для лепки.
  • Выделите полку для книг, связанных с искусством и повествующих о нем.
  • Читайте книги о художниках, музыкантах, архитекторах, скульпторах и предметах искусства.
  • Рассматривайте репродукции. Обсуждайте, задавайте вопросы, побуждайте ребенка думать и размышлять.
  • Посещайте музеи, театры, выставки, концерты. Обращайте внимание ребенка на уличное творчество.
  • Устройте дома мини-выставку детских работ. В качестве места для таких мини-выставок подойдут пробковая доска, магнитная доска, дверь, стена и даже холодильник. С течением времени меняйте рисунки, поделки.
  • Заведите специальную папку (подойдет папка с файлами на кольцах) или коробку для хранения произведений искусства вашего ребенка. Пусть ребенок видит и чувствует, что он является создателем и близкие люди это ценят. Это способствуют формированию уверенности в себе и положительной самооценки.
  • Сделайте традиционными домашние спектакли, мюзиклы, музыкальнее концерты.
  • Если вы заметили, что ребенок интересуется определенным видом искусства, запишите его в тематический кружок, где он сможет узнать больше и приобрести необходимые навыки.

Заключение

Знакомясь с миром искусства, ребенок учится смотреть на мир, познавать его красоту, приобретает определенные нравственные ценности и ориентиры. Происходит гармоничное развитие личности. Поэтому задачей родителей является создание условий, в которых ребенок сможет не только познакомиться с шедеврами мирового искусства, но и сможет найти творческое самовыражение.

Гармоничного развития Вам и Вашим детям!

Интересно, а какие виды искусства и каким образом включены в жизнь вашего ребенка? Поделитесь в комментариях!

Автор: Алла Нагинайло, психолог

 

Искусство в развитии ребенка. Узнать его роль и советы!

Многие родители не знают, как включить искусство и творчество в развитие своих детей. Но это очень важная часть детства ребенка! Мы поможем тебе узнать, как использовать искусство в развитии ребенка и какую оно играет роль.

Почему важно привить любовь к искусству с раннего детства?

В прошлом искусство считалось свободным занятием, которое в обычно использовалось только для развлечений. Но, теперь мы знаем, что игры являются важной частью того, как дети учатся. И искусство — особенно полезная форма игры. Итак, какую роль играет искусство в развитии ребенка? И почему это так важно?

Кстати, читай подробнее про РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ИГРУ.

1. Творчество и любопытство в развитии детей.

Во-первых, дети приходят в этот мир с врожденным любопытством и готовы исследовать все вокруг. Это побуждает их учиться и преодолевать бесчисленные неудачи на пути к успешному взаимодействию с миром. Нужно предоставить ребенку пространство, в котором он утоляет любопытство и креативность. Такое место поможет правильному развитию ребенка. Таким образом, малыш сможет стать стать лучшим учеником, исследователем или создателем.

Творчество полезно не только при создании произведений искусства. Оно также невероятно важно для многих других элементов успешной жизни. Изобретатели и мыслители умеют решать проблемы при помощи великих изобретений и изучением мироздания. И в этом главную роль играют их творческие способности.

2. Роль искусства в развитии моторики ребенка.

Во-вторых, сложно представить, но искусство помогает в развитии двигательных навыков ребенка. Когда твой ребенок рисует или раскрашивает, он использует свои руки, чтобы манипулировать объектами. Поэтому у него успешно развивается моторика рук. При этом он получает больше контроля над своими движениями. Искусство дает ребенку возможность практиковать свои навыки. Оно же служит мотивацией для ребенка, чтобы по настоящему сосредоточиться на совершенствовании своих навыков.

Кстати, знай подробнее, что такое МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК.

3. Влияние искусства на развитие социальных навыков ребенка.

В-третьих, искусство оказывает влияние на развитие социальных навыков ребенка. Оно дает ребенку возможность выразить себя. Это проявляется в том, что ребенок может создавать то, чем можно гордиться. Когда ребенок что-то создает и делится своим творчеством, он развивает чувство собственного достоинства.

При этом ребенок получает возможность сделать что-то уникальное. Так он выражает свои чувства и воображение, а также получает похвалу и критику от окружающих. Занятие искусством в кругу семьи и друзей помогает ребенку усвоить важные уроки о совместной деятельности и сотрудничестве.

4. Творчество и развитие восприятия у ребенка.

Наконец, любая творческая деятельность дает ребенку множество возможностей изучать реальные навыки, языки и методики. Взаимодействие с визуальными средами, такими как краска и глина, учит ребенка важным навыкам образного и пространственного восприятия. Работа с объектами, цветами и звуками дает ребенку возможность изучать новые слова и связывать их с объектами и концепциями.

Подробнее про ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ У ДЕТЕЙ

Искусство в развитии ребенка — важно дать ему возможности!

Искусство иногда кажется недоступным для нас самих. Однако, ребенку нужно помочь включить искусство в свое обучение и развитие. И это даже, если ты сама далеко не художник. Потому что, в конечном счете сейчас самое главное для ребенка — это процесс развития.

Занятие творчеством в раннем детстве действительно больше касается возможностей играть и создавать. В меньшей степени это является структурированным обучением. Таким образом, для родителей важно поддерживать такие возможности, а не пытаться направить их. Ребенок сможет учиться и узнавать большему, если дозволить ему исследовать все самостоятельно. Может показаться, что он не получает большого удовольствия от игры с щетинками своей зубной щетки. Но именно этот процесс исследования придает ценность развитию ребенка.

 

Важно понимать ту  роль, которую при этом играет искусство в развитии ребенка. Один из способов помочь без указаний — это предоставить ребенку побольше разных вариантов для созидания. Если ты рисуешь, например, дай ему ручку, карандаши, маркеры или краски. Теперь у ребенка появилась возможность исследовать все эти различные инструменты.

Также полезно помнить, что творчество ребенка не ограничивается только изобразительным искусством (рисование, живопись и скульптура). Например, тебе нравится писать, готовить или слушать музыку. Тогда используй эти занятия, чтобы помочь ребенку обучаться и выражать себя!

Приобщение детей к искусству в раннем возрасте.

Иногда трудно понять, к чему готов твой ребенок. Или когда подходящий возраст для приобщения детей к искусству. Мы попробуем тебе помочь! Вот несколько идей, как включить искусство в жизнь твоего ребенка на разных этапах развития.

1. Польза искусства в младенчестве.

Это время историй и сказок в творческом развитии ребенка.

Можно довольно рано начать с драматического повествования. Пока твой ребенок еще совсем маленький, познакомь его с рассказами любимых детских писателей. Постарайся по-настоящему войти в повествование 😉 Изображай голоса персонажей, используй реквизит, актерское мастерство, и все, что тебе нравится. По мере роста младенца он захочет поучаствовать в этом. И сейчас это твой шанс действительно вовлечь ребенка творческое развитие!

Искусство в развитии ребенка, как музыкальное развлечение.

Позволь своему ребенку услышать множество разных музыкальных стилей. Можешь смело включать ему музыку почаще. Пой, танцуй и играй на музыкальных инструментах, если они у тебя есть. Пусть твой ребенок услышит все музыкальные жанры еще в раннем детстве. Для него это будет одновременно и развлечение и развитие.

2. Развитие творческих способностей детей средствами искусства.

Польза ролевых игр для развития малышей.

Трудно переоценить развитие творческих способностей детей средствами искусства! Неважно, купишь ли ты костюм или отдашь своему ребенку свои старые одежки. Важно позволить играть ребенку с одеждой. Для ребенка это весело и легко. Игра с костюмами позволяет ребенку исследовать и развивать свое творчество. Дай ему столько вариантов, сколько сможешь. Пусть воображение ребенка сделает все остальное. Дети часто идут еще дальше и играют роль своих любимых персонажей или сочиняют свои собственные истории.

Как влияет музыка на развитие творческих способностей малыша?

Пой и танцуй под любимые песни твоего малыша. Поощряй его и доводи его до восторга этим. Почаще петь своему малышу — это самый простой способ включить музыку в его жизнь.

3. Влияние творчества на развитие детей — подростков.

Когда ребенок подрастает и становится подростком, полезно не просто помочь ему осознать ценность его самовыражения. Нужно научить его ценить выражение других. Можно взять его в музей, на концерт или другое место, где искусство отображается и ценится. Это было бы отличным способом начать с ребенком диалог об искусстве.

Важно понять, что искусство в развитии ребенка может быть важно ему, как личности.

Одна из трудностей для родителей заключается в том, что ты никогда не будешь на 100% уверена, что достучалась до своего ребенка. Но всегда без исключений видно какие-нибудь знаки. Если ребенок начнет любить и заниматься искусством, ты увидишь это по нескольким признакам.

Твой ребенок, скорее всего, зациклится на какую-то деятельность в области искусства. Это произойдет, как только он найдет что-то, что действительно его заинтересовало. Поэтому, если он еще ни чем не занимается, просто продолжай пробовать разные подходы. Делай это до тех пор, пока ребенок не проявит видимый интерес к искусству.

Выводы о роли искусства в развитии ребенка.

Быть родителем — это замечательное и напряженное время. Мы все обычно задаемся вопросом, правильно ли мы делаем что-то в воспитании своих детей. К счастью, у нас есть поддержка других родителей и надежных интернет — источников.

Мы надеемся, что смогли помочь тебе понять, какую роль играет искусство в развитии ребенка. Пожалуйста, поделись этой статьей с друзьями, чтобы они могли воспользоваться этой информацией! Спасибо 😉

Ставь лайк нашему женскому журналу в Facebook ,  Вконтакте и Инстаграм  

Мы поможем тебе быть красивой, счастливой и здоровой.

С уважением, редакция женского сайта www.saitzhenskiy.ru

Статья по искусству на тему "Влияние искусства на обучающихся в общеобразовательной школе"

«Влияние искусства на развитие учащихся в общеобразовательном школе.»

Аннотация: 

Одной из главных задач Педагогики искусства является художественно-творческое развитие детей и молодежи, формирование их индивидуальных художественных способностей, воспитание художественного восприятия окружающей действительности, природы и искусства. Сама художественная деятельность в этом процессе рассматриваться одной из важнейших компонентов всеобщего развития каждого ребенка. Важным условием такого обучения и развития является познавательная функция искусства и культуры в целом, а также интегрированное обучение. Фундаментом такого обучения являются: эстетическая культура, мировоззрение, художественного наследие, интересы, предпочтения ребенка, его психические качества, такие как: восприятие, внимание, вдохновение, эмоции, интуиция, мышление, поведение, воля, память.

Современное образовательное учреждение – это особый социальный институт, который отвечает за самоопределение подрастающего человека в пространстве общечеловеческой культуры; это сообщество учителей, детей и родителей сотрудничающих на принципах коллективного сотворчества с учетом индивидуальности каждого. Главная задача образовательного учреждения создать условия для максимального развития у детей данные им природой способности равноценно.

Искусство играет огромную роль в развитии человека и жизни общества. Являясь художественным отображением действительности, оно оказывает сильное воздействие на развитие личности, формирует чувства, мысли, нравственность и жизненные принципы. Приобщение человека к искусству просто необходимо, особенно актуально это в наше время..  

В каждом изображении есть мысль, чувства автора, которые он вкладывает в него; соответственно эти мысли и чувства передаются зрителю, который созерцает это произведение. Если оно несет в себе любовь и доброту — человек наполняется этими эмоциями и излучает их, передавая окружающим людям. То же самое происходит и с негативными, агрессивными мыслями. Поэтому в нашей жизни так важно обладать хорошими, добрыми мыслями, испытывать любовь к окружающему нас миру. Нашей задачей сейчас, как никогда, является научить этому будущее поколение, дабы избежать войны и вымирание человечества.

Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играют предметы художественной направленности, так как они нацелены на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру [5]. Одной из важнейших задач образования является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в младшем возрасте, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре: обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир. В последнее время все процессы в обществе ускорились. Культура общения молодого поколения стала максимально прагматичной, и этому способствуют тенденции развития цифрового мира. В этом присутствуют как и положительные, так и отрицательные моменты. Современное поколение привыкло к динамическим образам (телевидение, интернет), при которых не развивается воображение и притупляется сознание.

Для того чтобы осуществлять эстетическое воспитание исходя из современных тенденций, необходимо вызвать интерес учащихся к предмету и удержать его. Через освоение изобразительного искусства происходит передача духовного опыта человечества, сохранение культурных традиций, уважение к историческому и культурному наследию народов мира.

Цель преподавания художественных предметов: донести до ребёнка и вложить в него истинные ценности нашей жизни, обратить его внимание на вечные духовные ценности, на то, что близко каждому человеку, что помогает любить и созидать, воспитать человека-творца с развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами и запросами, способного к творческому труду в любом виде деятельности

В  основе  современных   форм  обучения  в области   художественного образования, на которые опирается методика освоения искусства, лежат теоретические позиции Педагогики  искусства, истоки  которой  уходят к периоду 20-х годов ХХ  века и связаны они в первую очередь с именем известного ученого и педагога А.В. Бакушинского. «Можно сказать, что главные характерные черты каждой фазы художественно-творческого развития ребенка и их последовательность обусловлены биологически и неизбежны. … Детское развитие и общее и художественное обусловлено строгими закономерностями. Эти закономерности устанавливают неизбежный и замкнутый круг  последовательности развития в границах каждого периода. Каждый период детского развития представляет собой, прежде всего, нечто себе довлеющее. Каждый возраст имеет для себя свою собственную ценность. И все жизненно-творческие силы каждого возраста должны быть изжиты прежде всего для него.]

. Ученый впервые раскрывал проблему художественного воспитания, основанной на методе комплексного преподавания. Он указывал, что  художественное воспитание, как воспитание социально приспособленной, полезной, целостной, гармоничной личности, должно быть основано прежде всего на развитии в ребенке тех сторон жизнедеятельности, которые являются первичными и определяют собою всю творческую направленность ребенка. На этом массиве должно строиться образовательно-интеллектуальное совершенствование, понимание ребенком и собственных творческих процессов и произведений искусства, выполненных другими – детьми или взрослыми [3, 9-10] . Общее направление деятельности с детьми должно предполагать развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, его мировосприятия и мировоззрения.

Вся система художественного воспитания должна строиться на свободе детского творчества, добровольного индивидуального или коллективного процесса, направленного на решение художественного замысла, что и должно стать почвой и стимулом всякого художественного обучения. Метод комплексного преподавания А.В.Бакушинский связывал с понятием синтеза, указывая что художественное творчество отличается синтетическим характером. «Оно, как и всякое примитивное искусство является органическим соединением различных видов искусств. В основе такого синтетического творческого акта обычно лежит художественное воплощение действия-игры, сопровождаемого словом и зрительными символами. Это исходный пункт, первоначало, из которого, выделяясь, развиваются отдельные виды детского искусства.

Сказанное говорит о том, что процесс общего развития и обучения детей взаимосвязаны и стимулируют друг друга. Опираясь на это выстраивали теорию развивающего обучения Л.С.Выготский и современные ученые В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин – авторы теории развивающего обучения. [4, 27-28].

В основе теоретического сознания, по словам В.В. Давыдова, «лежит содержательное обобщение. Человек, анализируя некоторую развивающуюся систему предметов, может обнаружить ее генетически исходное, существенное или всеобщее основание (отношение). Выделение и фиксация этого основания – это содержательное обобщение данной системы». [Там же, 29-30]. К сожалению, в теории развивающего обучения предметы искусства не были отражены, но развиваемые интегрированные направления в области художественного образования, проводимые в конце ХХ, начале ХХ1 века под руководством профессора Б.П. Юсова в Федеральном государственном научном учреждении «Институт художественного образования и культурологии РАО», подтверждают исследовательские выводы ученых-психологов. Поэтому в последующей формулировке направлений интегрированного развивающего обучения в художественном образовании важно выделить показатели развивающего обучения, сформулированные В.В. Давыдовым. Среди которых такие, как:

•   «главные психологические новообразования, которые возникают и развиваются в конкретном возрасте;

•   ведущая деятельность каждого периода развития;

•   содержание и способы совместного осуществления этой деятельности;

•   взаимосвязи деятельности с другими видами деятельности;

•   система методик определения уровня развитости» [4, 38].

 Сама художественная деятельность должна рассматриваться одной из важнейших компонентов всеобщего развития каждого ребенка, поскольку: «Каждый из традиционных видов искусства как экзистенциальная система художественной деятельности опосредуется внутренней работой личности, ее духовным миром; индивидуальными и возрастными наклонностями, а также многообразными связями ребенка с природой и общественной средой, образуя систему экологических факторов глобального масштаба, участвующих в формировании художественной деятельности ребенка. Не все виды художественного проявления ребенка в реальной жизни укладываются в традиционную классификацию искусств, сложившуюся в искусствоведении, психологии искусства, социологии культуры и эстетике. Поэтому интегрированная с окружением система комплексного художественного развития детей может выходить за традиционные рамки классификации видов искусства и иметь прогностический характер для общей теории художественной деятельности и для перспективы развития системы художественного образования» [5, 115].

Важным условием такого обучения и гармоничного развития человека в образовательном учреждении является познавательная функция искусства и культуры в целом, а также интегрированное обучение и художественное воспитание. Фундаментом обозначенного комплексного развития ребенка является: культура региона, интересы, предпочтения ребенка,  его психические качества, такие как: восприятие, внимание, вдохновение, эмоции,  интуиция,  мышление,  поведение, воля,  память. Опираясь   в обучении на   региональную  природу  и  культура,  а также на социум, у ребенка формируются: потребности  эмоции, чувства,  интеллект,  «диалектика ума» и интересы. Все сказанное направлено на формирование самостоятельности мышления и индивидуальное творчество, базой которого является освоение, осознание, присвоение знаний.

Стимулом для развития творческого потенциала педагога и детей являются:

•   Эстетическая среда  школы, интеллектуальная среда  и  среда общения  и сотворчества.

•   Комплексные, интегрированные развивающие направления, формы и технологии обучения в условиях сотворчества детей, воспитателей, родителей.

•   Формирование ведущих компетенций в условиях интегрированного освоения искусства: коммуникативные, социальные, языковые, научные (исследовательские), информационные, полихудожественные;

•   Самостоятельное и совместное творчество  педагогов, воспитателей, детей и родителей и учащихся.

Составляющими интегрированного комплексного обучения является опора на следующие направления: экологическое, региональное, полихудожественное.

 Экологическое направление предполагает опору на возрастные особенности детей, их интересы и предпочтения (сохранение природы ребенка в условиях сохранения его индивидуальных качеств) – общение на понятном для ребенка языке, приподнимая его над обыденностью и одухотворенностью содержания.

 Региональный подход предполагает опору на искусство и особенности региональной культуры, которые рядом, которые можно увидеть своими глазами, встретиться лицом к лицу с художниками, писателями, композиторами, музеями, картинами, понаблюдать за тем как работает народный мастер и художник, режиссер, актер. И с позиций региональной культуры посмотреть на общечеловеческие культурные ценности.

 Полихудожественный подход - это взаимодействие искусств  в общем образовании и воспитании человека, которое возможно только при активном сотрудничестве педагогов гуманитарного и художественного цикла. Это обосновано тем, что все искусства опираются на одни и те же средства художественной выразительности: ритм, пространство, структура, мелодика. В каждом искусстве они выражены по-своему. Опираясь в процессе обучения на разные виды художественной деятельности, информация будет доступна для каждого ученика.

 Важнейшей задачей полихудожественного образования является развитие эмоционально-чувственной сферы обучающегося и совершенствование в комплексе заложенных в нем природой задатков. Именно полихудожественное воспитание позволяет вводить образование в широкое культурное пространство. Одним из условий полихудожественного воспитания и интегрированного обучения является гуманитаризация системы образования в целом. Импульсом  к созданию педагогической системы гуманитаризации является стремление преодолеть формальный, абстрактный характер обучения. Гуманитаризация в образовательном учреждении в первую очередь предполагает внедрение гуманитарных технологий в практику освоения предметов естественно-научного цикла. Именно такое преподавание и представляет собой интегрированное обучение. Это продуманный и выстроенный путь обучения, который предполагает включать учителей и учеников в активный совместный творческий процесс - это: переосмысление общей структуры организации процесса обучения; специальная подготовка учащихся к процессу восприятия информации, направленной на ее осмысление; формирование у детей представлений о взаимосвязи всех процессов в мире, как едином целом.

 Истоки идей гуманитаризации лежат в трудах выдающихся педагогов:  Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского,  В.А. Сухомлинского; С. Френе,  философов и культурологов – М.М. Бахтина, Ю.М. Лотман и др.

    Гуманитаризация образования предполагает:

•   Изменение технологий управления образованием.

•   Сотворчество педагогов и учащихся.

•   Событийность и системно-деятельностный  подход.

           Педагогическими условия такого обучения являются:

•   Выход за рамки «одного предмета».

•   Экологический подход к процессу обучения.

•   Обращение к региональному компоненту.

•   Перенос педагогического акцента  с изучения на творческое проявление самих обучающихся.

•   Системный продуманный характер обучения.

•   Сотворчество учителей, обучающихся и родителей.

•   Самореализация и саморазвитие личности педагога.  

          Внедрение в практику такого обучения предъявляет к педагогу и администрации образовательного учреждения много сил и внимания, так как предполагает более тщательную подготовку учителя к организации и проведению непосредственно занятий, требует постоянного личного профессионального роста, освоения разнообразных образовательных технологий обучения. Администрации учреждения приходится прилагать много стараний в создании школьного расписания, в котором должны быть предусмотрены возможности для учителей, работающих в одной параллели взаимопосещения друг друга на уроках, проведение совместных комплексных блочных занятий. Но положительный эффект оправдывает все усилия. Для учащихся такая форма обучения не только более привлекательна, но и наиболее продуктивна, требует от них максимального внимания и собранности, позволяет проявлять свои творческие амбиции.

 Основой содержания предметной области «Искусство» для развития школьников должно быть познание учащимися значения и роли искусства для формирования духовного мира человека, эстетики среды, труда и быта, а также целенаправленное формирование у школьников способности к посильной художественной деятельности с учетом потребностей общего воспитательного процесса школы, учебы, производительного труда и общественной жизни детского коллектива.

Сказанное можно выразить следующими положениями:

1. Художественное воспитание в его широком смысле является современной и важной по своему значению задачей общеобразовательной школы.

2. На современном этапе развития общества и школы необходимо решение задачи массового художественного воспитания школьников на базе общего образования, прежде всего, путем совершенствования содержания и методов работы на уроках по предметам эстетического цикла.

3. Своеобразие современного периода в развитии художественного образования заключается в переходе от освоения изобразительной грамоты, в задачу всеобщего художественного воспитания на уровне широких художественно-развивающих возможностей искусства. Искусство должно быть дано школьникам с учетом полноты его связи с жизнью.

4. Основой содержания всеобщего художественного воспитания школьников должны быть особенности и возможности искусства как общественного явления, как средства художественного обогащения труда и жизни человека.

5. Своеобразие художественного типа деятельности заключается в целостном отображении действительности в художественных образах. Художественно-образные представления выступают для учащихся стимулом активных действий и поступков, направленных на утверждение прекрасного в действительности.

 Разные виды художественной деятельности в силу свойственной им специфики художественного языка по-разному воздействуют на общий процесс становления личности школьников. Возрастная актуальность того или иного вида художественной деятельности определяется в большей степени факторами общего формирования личности школьников, чем их усиленной специальной подготовкой средствами данного искусства.

 С другой стороны художественная деятельность характеризуется яркой познавательной направленностью; она связана с визуальной коммуникацией, эстетической организацией среды (природной, производственной, бытовой), с решением вопросов технической и бытовой эстетики.

Перечисленные ориентиры и являются той базой, которая определяет содержание и практическую деятельность на уроках искусства. Ориентация образования школьников на решение широких художественно-развивающих задач, связано с формированием духовного и нравственного облика ученика.

Современные требования к содержанию и методам преподавания искусства в школе предполагают: единство обучения и творчества; практической деятельности и развития навыков восприятия эстетического в действительности и в искусстве; единство традиционного рисования на плоскости и объемно-пространственных видов художественной деятельности (лепки, декоративно-прикладного искусства, дизайна).

В целом, искусство и детское художественное творчество имеют единую качественную природу и пользуются тем же методом отображения действительности – художественным образом, но отличаются мерой совершенства выразительного языка искусства и творческой вооруженности.  Отсюда одной из задач современного образовательного учреждения является воспроизведение на уроке широкого творческого опыта, накопленного всей системой внеклассной и внешкольной работы с детьми по искусству. Необходимыми условиями учебно-воспитательного процесса на занятиях искусством являются: запас образов-впечатлений о действительности; непосредственные наблюдения предметов и явлений; усвоение специфической информации о видах и способах художественной деятельности, в том числе путем изучения памятников искусства. В каждом из них необходимо оптимальное сочетание внешних стимулов и собственной активной деятельности ребенка. Это предполагает разнообразие и единство работ на плоскости и в объемно-пространственных видах художественной деятельности (лепки, дизайна), где создание художественного объекта имеет непосредственный исполнительский смысл, имеет важное значение для общей и трудовой подготовки школьников. Ядро содержания и методов художественного воспитания составляет реальный механизм освоения школьниками методов активного художественного творчества с учетом психофизиологических параметров развития и логики профессионального искусства.

На занятиях искусством дети вступают в разнообразные формы общения, в том числе и коллективную деятельность, осваивают различные виды нравственных и межличностных обязательств, обогащают вкус и интересы, включаемые в содержание общения со сверстниками и взрослыми. Систематическое освоение искусства невозможно без определенных форм познания, понятий и теоретических представлений, знания истории, фактов жизни и произведений художников, поэтов, композиторов, писателей, режиссеров, актеров, музыкантов. Продуктивный характер художественной деятельности предполагает освоение операций, в том числе игровых форм художественных занятий, определенных практических действий с инструментами и материалами, которые вносят определенный вклад в общее и физическое развитие ребенка, например, упражнение мелкой мускулатуры и общей культуры движения, периоды напряжения и отдыха, эмоционального самовыражения в художественной деятельности, обеспечивающей развитие определенных органов и функций организма.

   Важными условиями развития ребенка на занятиях искусством являются: 1) массовость, всеобщность художественного воспитания; 2) искусство должно быть дано детям как эстетическое явление; 3) связь преподавания искусства с жизнью, региональной культурой, с реальной ролью искусства в жизни людей; 4) связь художественного воспитания с другими сторонами воспитания и развития школьников: идейно-нравственным, мировоззренческим, трудовым, умственным, физическим; 5) единство обучения и творчества; 6) сочетание развития восприятия произведений искусства с практическим освоением методов художественного отражения и преобразования действительности; 7) многообразие средств создания художественного образа с учетом особенностей всех видов искусства (музыка, поэзия, художественная литература, театр, кино, мультипликация, изобразительная деятельности). 8) относительная самостоятельность развития художественного восприятия школьников; 9) сочетание индивидуальных и коллективных форм работы на фоне преобладающей индивидуальной ответственности каждого школьника за собственную работу на уроке; 10) формирование навыков общения по поводу искусства; 11)  активность педагогических методов работы на уроке. 12) интеграция уроков искусства с другими предметами, изучаемыми в конкретный возрастной период учащимися; 13) связь с народными художественными традициями.

Обозначенные позиции отвечают современной концепции Федеральной целевой программы развития образования на период 2016-2020 гг., где указывается, что «Целью Программы является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала [7, 17] «будут распространены интегрированные модели общего и дополнительного образования - инновационные воспитательные модели, обеспечивающие формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества, современные образовательные и организационно-правовые модели, обеспечивающие успешную социализацию детей…» [7,  8].

Все, указанные условия должны выступать как комплекс, как единое, всепроникающее целое, обеспечивая столь же целостное воздействие художественных занятий на воспитание и развитие учащихся. Массовое художественное воспитание нужно строить по законам искусства, опираясь на возможности, свойственные этому важному методу отражения

 

Для того чтобы осуществлять эстетическое воспитание исходя из современных тенденций, необходимо вызвать интерес учащихся к предмету и удержать его. Через освоение изобразительного искусства происходит передача духовного опыта человечества, сохранение культурных традиций, уважение к историческому и культурному наследию народов мира.

Цель преподавания художественных предметов: донести до ребёнка и вложить в него истинные ценности нашей жизни, обратить его внимание на вечные духовные ценности, на то, что близко каждому человеку, что помогает любить и созидать, воспитать человека-творца с развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами и запросами, способного к творческому труду в любом виде деятельности

Умелая, неравнодушная подача материала учителем, индивидуальный подход позволяют уделить внимание каждому учащемуся, выяснить наклонности, обсудить тему проекта, композицию (через эскиз), цветовую гамму, направить работу в более успешное русло для получения интересного творческого продукта. При получении хорошего или высокого результата, при подробном совместном оценивании, создается ситуация успеха. Мотивация к занятию предметом растёт. Возрастает уровень знаний, умений, навыков юного художника, а с ними и качество детских творений.

Молодой ученый, 2014. — С. 171-173. — URL h ЛИТЕРАТУРА

Федеральная Целевая Программа развития образования на 2016 - 2020 годы, постоянная ссылка http://минобрнауки.рф/документы/5930
Фомина Н.Н. Из материалов исследования ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО». 
Бакушинский А.В. О задачах и методах художественного воспитания //Искусство в трудовой школе, под ред. А.В. Бакушинского. - М.: Новая Москва, 1926, с. 7.
Давыдов О понятии развивающего обучения. - Томск.: Пеленг, 1995, с. 27 -28.
Юсов Б.П.. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». – М.: Спутник+, 2004, с. 115.  (стр. 5).
Соловьев С.М. Философские начала цельного знания, 1897.
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на период 2016-2020 гг.

ttps://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5358/ (дата обращения: 08.06.2018).

Роль искусства в воспмтании ребенка.

Составитель Борисова Л. Н.

Статья : « Личностная культура дошкольников»

Нравственное воспитание дошкольников – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом, а также развитие патриотизма, уважения к предкам и их традициям.

Нравственное воспитание дошкольника осуществляется через ряд взаимодополняющих друг друга направлений в педагогической науке, таких как:

- социально-нравственное,

- психологическое,

- экологическое,

- патриотическое,

- музыкально-эстетическое воспитание.

Каждое из направлений в полной мере раскрывает нравственные задачи воспитания дошкольника. В соответствии с этими общими задачами должна совершенствоваться работа по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Формирующиеся в дошкольном возрасте нравственные чувства, привычки поведения и представления оказывают решающее влияние на всю деятельность и на весь комплекс взаимоотношений между детьми, между детьми и взрослыми.

Для воспитания всесторонне развитой, гармоничной личности требуется весь спектр имеющихся приёмов воспитания.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребёнка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Здесь большую роль играет семья, теплота и благополучие в отношениях с членами семьи: мама, папа, ребенок, дедушка, бабушка (обязательно!). Вот фундамент, дающий опору для роста в ребенке культурной личности.

Нельзя недооценивать силу воздействия на подрастающую личность явлений окружающего макромира – общество, в котором живет семья. Воспитание исторической заинтересованности, желания узнать, чем жили наши предки, какие моральные качества были на Руси, и что сохранилось от этого в современной России. Проектная деятельность. Совместное изготовление макета « Воронеж-крепость», «Воронеж- колыбель русского флота», «Воронеж- город Воинской Славы», « Воронеж- песенный».

Сейчас активно возрождается и внедряется в образовательную систему патриотическое воспитание, именно как результативный прием воспитания культурной личности.

Россия – родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять ее историю и культуру, как свои собственные. Фольклор, классическая литература, музыка классическая и народная.Развивать эстетическую культуру ребенка, посредством слушания музыки, чтения произведений написанных земляками.

Глубокий, духовный, творческий патриотизм прививаем с раннего детства. Он прямо связан с личной духовностью человека, с ее глубиной. Важно, чтобы педагог сам был патриотично и духовно развит, посещение семинаров, тематических вечеров, организованных общественными организациями Воронежа. Создание картотеки патриотической литературы для детей дошкольного возраста для совместного пользования с родителями воспитанников, побуждая к совместному воспитательному процессу. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к воспитанию детей. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о возрождении в обществе духовности, что непосредственно связанно с развитием и воспитанием ребенка до школы.

В своей статье мы раскрыли лишь часть огромного «айсберга» под названием – развитие нравственно культурной личности.

Предлагаемые занятия по теме: «Формирование личностной культуры дошкольников» лишь небольшая часть тем. Каждое занятие предполагает большую, кропотливую подготовку и предварительную работу, являясь как бы итогом уже проделанной работы.

Педагогу необходимо строить свою работу так, чтобы ежедневно давать воспитанникам какой-либо познавательный материал по теме предстоящего занятия, разучивать игры, проводить наблюдения и т.д.

Большую помощь в работе по данной проблеме должны оказать родители. Только с их помощью возможны хорошие результаты, например участие родителей в проектной деятельности, подготовке тематических викторин, КВН, вечеров по таким темам как «Пожарная безопасность», «Там на неведомых дорожках», «Конкурс народного костюма», «Юные космонавты» и многое другое.

Влияние искусства на развитие ребенка – Развитие ребенка

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.