|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обучение детей с учетом психофизиологиикласс "Обучение детей с учетом психофизиологии"МО город-курорт Анапа (территориальный, административный округ (город, район, посёлок) МАОУ СОШ №15 (полное наименование образовательного учреждения) Мастер-класс «Обучение детей с учетом психофизиологии» Автор: Аверясов П.В. учитель физики МАОУ СОШ № 15 ГОРОД-КУРОРТ АНАПА – 2018 год -2- План: 1. Ведение………………………………………………………………………………....3 2. Определение наличия выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий......................................................................................................................4-8 3. Учёт психофизиологических особенностей учащихся с асимметрией полушарий головного мозга в учебном процессе………………………………………………...9-10 4. Примеры дифференцированных заданий для детей с разной функциональной асимметрией полушарий…………………………………………………………….11-16 5. Рекомендации учителю……………………………………………………………17-18 -3- 1. Введение. Средний балл по успеваемости в гимназии, у А.Эйнштейна, колебался между «3» и «4» по 5 – бальной системе. В одном из писем, относящимся к 1940 году, Эйнштейн следующим образом описал сложившуюся в то время ситуацию с обучением в гимназии «Когда я был в 7 классе гимназии, меня вызвал классный наставник и выразил желание, чтобы я оставил гимназию. На моѐ возражение, что я не чем не провинился. Он ответил лишь «Одного вашего присутствия достаточно, чтобы подорвать уважение класса ко мне». Это был преподаватель греческого языка, который сказал, из Эйнштейна ничего путного не выйдет. Однако предсказаниям преподавателя греческого языка не суждено было сбыться и Эйнштейн стал выдающимся физиком, который решил проблему, которая не давала покоя ведущим физикам всего мира. Для создания специальной теории относительности Эйнштейну необходимо было охватить целостным нетрадиционным взглядом все сложные противоречивые факты, отрешиться от штампов и классификаций, которые расчленяют, искусственно дробят целостную картину мира. По той же причине, что и у Эйнштейна проблемы в обучении на начальном этапе были и у другого выдающегося физика И.Ньютона, который открыл закон всемирного тяготения и природу света. Что – же это за причина, которая мешала, им успешно учится? Они оба имели доминирующее правостороннее мышление. -4- 2. Определение наличия выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий. Существует насколько способов определения наличия выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий. Для того чтобы определить достаточно точно к какому типу мышления принадлежит человек желательно использовать несколько способов. Рассмотрим три наиболее простых способа определения асимметрии полушарий головного мозга. 1 способ. Для определения наличия выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий используется метод И.П. Павлова, при котором испытуемому предъявляется набор из 9 карточек со словами: окунь, орёл, овца, бегать, летать, плавать, чешуя, перья, шерсть. Правополушарные Окунь Бегать Чешуя Овца Орёл Окунь Овца Летать Шерсть Бегать Летать Плавать Орёл Плавать Перья Шерсть Перья Чешуя Если ребёнок делит слова в соответствии с их формальными признаками (в одну группу попадают все названия животных: окунь, овца, орёл, в другую - глаголы, в третью – названия внешних покровов этих животных), то этот ребёнок реализует левополушарный тип мышления. Ребёнок с доминированием правого полушария соберёт» из слов три образа (овца, бегать, шерсть; орёл, летать, перья; окунь, плавать, чешуя). Если ученик собирает одним способом, при этом говорит, что может собрать и по-другому и демонстрирует это, то этот ребёнок не обладает ярко выраженным доминированием какого либо полушария, и мы назовём такого ребёнка «равнополушарным». -5- 2 способ. Доминирующее полушарие можно определить по специальным рисункам. Взгляните на рисунок, что вы видите? Запомните именно тот вариант, который увидите первым на картинке. -6- -7- Если вы увидели в первую очередь пейзаж, то вы обладаете доминирующим левосторонним мышлением. Если вы увидели вначале лошадей – то вы обладаете доминирующим правосторонним мышлением. -8- 3 способ. Для того чтобы пройти тест, приготовьте листы бумаги и карандаш. Далее представлено 4 задания, проходя которые вы должны отметить на листе бумаги, какой тип реакции проявился у вас - правый или левый. Их можно отмечать, например, буквами «П» и «Л». Задание № 1. Поместите руки перед собой и переплетите пальцы, образуя тем самым «замочек» из рук. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху — правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции, так и отметьте в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый. Задание № 2. Возьмите листок бумаги и проделайте в нем отверстие диаметром примерно 3-4 см. Возьмите листок и разместите листок на расстоянии вытянутой руки. Теперь посмотрите двумя глазами на какую-н. точку в пространстве через отверстие в листке. А сейчас закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции — правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза — тип реакции левый. Задание № 3. Скрестите руки на груди и посмотрите, какая рука оказалась сверху — правая или левая. Это так называемая поза Наполеона. Результат зафиксируйте. Задание № 4. Для того чтобы проделать данное задание, вам необходимо поаплодировать или просто похлопать в ладоши. А сейчас обратите внимание, какая рука при этом у вас оказывается сверху — правая или левая. Фиксируем этот результат на своем листке. Итак, вы выполнили все четыре задания. Если в ходе эксперимента получилось больше букв «П» - правостороннее мышление Если в ходе эксперимента получилось больше букв «Л» - левостороннее мышление. Если количество букв «П» и «Л» одинаково – равностороннее мышление. -9- 3. Учёт психофизиологических особенностей учащихся с асимметрией полушарий головного мозга в учебном процессе. Различия между учащимися правополушарного типа и левополушарного типа должны приниматься во внимание, так как они по-разному воспринимают учебный материал. Сравнительный анализ детей с разной функциональной асимметрией полушарий.
Современное состояние обучения построено на правилах, теоремах, алгоритмах, законах, закономерностях. Оно направлено на развитие левополушарного типа мышления, что не согласуется с правополушарным мышлением, при этом правополушарные учащиеся находятся на уроке в состоянии постоянного стресса. Для того чтобы стрессовые ситуации на уроках свести к минимуму необходимо учитывать на уроках психофизиологические особенности учащихся. Как один из выходов в сложившейся ситуации – это дифференцированный подход в обучении с учётом разной функциональной асимметрии полушарий головного мозга. -11- 4. Примеры дифференцированных заданий для детей с разной функциональной асимметрией полушарий. Пример № 1 Левополушарные. За 1 час движения автомобиля показания одометра изменились с 35125 по 35225 км. С какой скоростью ехал автомобиль? Правополушарные. Найдите скорость автомобиля по дисплею одометра.
Пример № 2 Левополушарные. Определите скорость бегуна, если известно, что за 6 секунд он пробежал 30 м. Правополушарные. По графику пути равномерного движения тела определите его скорость. Пример № 3 Левополушарные. -12- 5. Рекомендации учителю. 1. Если ученик отвёл глаза в сторону – это сигнал для учителя, нет интереса к учителю и его информации, ребёнок в данный момент не воспринимает речь учителя, он перерабатывает информацию. Если учитель, пытаясь вернуть внимание ученика, начинает ускорять темп и громкость речи, делает замечание, ученик воспринимает это как агрессию по отношению к себе. -13-
"Обучение детей с учетом психофизиологии"Инфоурок › Другое ›Другие методич. материалы›Презентация на тему: "Обучение детей с учетом психофизиологии"Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Описание слайда:Обучение детей с учетом психофизиологии 2 слайд Описание слайда:Специализация полушарий человеческого мозга Функции правого полушария Функции левого полушария 3 слайд Описание слайда:Функции левого полушария Прием и переработка вербальной и символической информации Последовательный анализ информации Распределение объектов по классам и категориям Восприятие упорядоченности и связи между явлениями Способность организовывать информацию в виде стройной системы Кратковременная память 4 слайд Описание слайда:Функции правого полушария Непосредственно – чувственное восприятие Прием и переработка невербальных символов Целостное восприятие Быстрое схватывание всех аспектов ситуации Восприятие многомерных связей Пространственное мышление Образное мышление Долговременная память Эмоции 5 слайд Описание слайда:Правополушарные люди Способность к творческим, гуманитарным отраслям Творческое самовыражение Способность преодолевать стереотипы Способность к выдвижению альтернативных идей 6 слайд Описание слайда:Левополушарные люди Математические способности Анализ и выявление однозначных связей Способность к систематизации информации Логическое мышление Вербальные способности 7 слайд Описание слайда:Учебный процесс (нейропедагогика) установка на деятельность – МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП Слайд 8 обеспечение деятельности ученика с учетом его индивидуальных психологических и половых особенностей – ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭТАП Слайд 13 сравнение полученных результатов с предполагаемыми – РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЭТАП Слайд 27 8 слайд Описание слайда:Пространственная организация Цветовая организация Условия, необходимые для успешной учебной деятельности Формирование мотивации 9 слайд Описание слайда:Пространственная организация Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Рабочая полусфера - ЛЕВАЯ Рабочая полусфера - ПРАВАЯ 10 слайд Описание слайда:Цветовая организация Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Светлая доска – темный мел Темная доска – светлый мел 11 слайд Описание слайда:Условия, необходимые для успешной учебной деятельности Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Гештальт (образы) Контекст Связь информации с реальностью, практикой Творческие задания Эксперименты Музыкальный фон Речевой и музыкальный ритм Технология Детали Абстрактный линейный стиль изложения информации Неоднократное повторение учебного материала Тишина на уроке Неоднократное повторение материала 12 слайд Описание слайда:Формирование мотивации Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Завоевание авторитета Престижность положения в коллективе Установление новых контактов Социальная значимость деятельности Стремление к самостоятельности Глубина знаний Высокая потребность в умственной деятельности Потребность в образовании 13 слайд Описание слайда:Восприятие материала Переработка информации Интеллект Деятельность Эмоции Память Мышление 14 слайд Описание слайда:Восприятие материала Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Целостное Дискретное (по частям) Интонационная сторона речи Смысловая сторона речи Визуалы (зрительное) Аудиалы (слуховое) 15 слайд Описание слайда:Переработка информации Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Быстрая Медленная Мгновенная Последовательная 16 слайд Описание слайда:Интеллект Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Невербальный Вербальный Интуитивный Логический 17 слайд Описание слайда:Деятельность Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Приверженность к ПРАКТИКЕ Приверженность к ТЕОРИИ 18 слайд Описание слайда:Эмоции Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Экстравертированность Интровертированность Отрицательные (страх, печаль, гнев, ярость) Положительные (радость, чувство наслаждения, счастье) 19 слайд Описание слайда:Память Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Непроизвольная Произвольная Наглядно-образная Знаковая 20 слайд Описание слайда:Мышление Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Наглядно-образное Абстрактно – логическое Оперирование образами Оперирование цифрами, знаками Спонтанное Формальное Эмоциональное Рациональное Интуитивное Программируемое Трехмерное (в пространстве) Двумерное (на плоскости) 21 слайд Описание слайда:Методы дифференцированного подхода в обучении Математические науки Слайд 22 Естественные науки Слайд 23 Словесность Слайд 24 Иностранные языки Слайд 25 22 слайд Описание слайда:Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Синтез Задания на время Работа в группе Формулировка проблем Оперирование пространственными связями Задания в картинках Геометрия (пространственное мышление) Схемы, таблицы, карточки Анализ Вневременные задания Работа в одиночку Доказательство теорем Оперирование знаками на плоскости Задания в символах Алгебра (логическое последовательное мышление на плоскости) Многократное повторение 23 слайд Описание слайда:Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Мозговые штурмы Просмотр фильма Предсказание результатов Творческие задания Выявление сходств Сопоставление фактов Выделение сути Выделение важнейших моментов Использование речевых и музыкальных ритмов Эскурсии, походы, путешествия Аналитическая работа Линграфонная система Анализ результатов Логические задания Выявление различий Выделение деталей Создание категорий Обобщение Многократное повторение Алгоритмы 24 слайд Описание слайда:Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Сочинения Составление слов и предложений из частей Чтение-пересказ Чтение по ролям Задания на правописание Нахождение взаимосвязи Беглость устной и письменной речи Нахождение отрывков в тексте Экскурсии Анализ рассказа Разбор слов и предложений по составу Прослушивание текстов Обучение других Задания на поиск ошибок Применение правил Точность употребления слов Многократное повторение Сопоставление текстов Понятийное понимание слов 25 слайд Описание слайда:Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Интуитивный способ изучения Образные представления и конкретные ситуации Ролевые игры Работа с наглядностью, фильмами, карточками Групповые задания Деятельность, требующая быстрой реакции Задания на правописание Интервью Инсценировка Синтез текстов и слов из предложенных частей Рационально-логический способ Усвоение правил и грамматических конструкций Обучение других Лингафонная система, восприятие на слух Индивидуальная работа Деятельность, требующая отсроченной реакции Задания на поиск ошибок Многократное повторение Сопоставление текстов Дробление текстов и слов на части 26 слайд Описание слайда:Самоконтроль Методы проверки Характерные ошибки на письме 27 слайд Описание слайда:Самоконтроль Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Не контролируют себя Высокий самоконтроль 28 слайд Описание слайда:Методы проверки Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Устный опрос Решение задач Вопросы «ОТКРЫТОГО» типа (собственный развернутый ответ) Вопросы «ЗАКРЫТОГО» типа (выбрать готовый вариант ответа) Задания с ОГРАНИЧЕННЫМ сроком выполнения Письменные опросы с НЕОГРАНИЧЕННЫМ сроком выполнения 29 слайд Описание слайда:Характерные ошибки на письме Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Ударные согласные Ошибки в словарных словах Пропуски букв, описки Безударные гласные Пропуск мягкого знака Написание лишних букв Замена одних согласных другими Падежные окончания 30 слайд Описание слайда:Удачи! Курс профессиональной переподготовки Педагог-библиотекарь Курс повышения квалификации Курс профессиональной переподготовки Специалист в области охраны труда Найдите материал к любому уроку, Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс Выберите учебник: Все учебники Выберите тему: Все темы также Вы можете выбрать тип материала: Общая информация Номер материала: ДВ-137215 Похожие материалы Вам будут интересны эти курсы: Оставьте свой комментарийПрезентация к уроку на тему: Обучение детей с учетом психофизиологииСлайд 1 Обучение детей с учетом психофизиологииСлайд 2 Специализация полушарий человеческого мозга Функции правого полушария Функции левого полушария Слайд 3 Функции левого полушария Прием и переработка вербальной и символической информации Последовательный анализ информации Распределение объектов по классам и категориям Восприятие упорядоченности и связи между явлениями Способность организовывать информацию в виде стройной системы Кратковременная память Слайд 4 Функции правого полушария Непосредственно – чувственное восприятие Прием и переработка невербальных символов Целостное восприятие Быстрое схватывание всех аспектов ситуации Восприятие многомерных связей Пространственное мышление Образное мышление Долговременная память Эмоции Слайд 5 Правополушарные люди Способность к творческим, гуманитарным отраслям Творческое самовыражение Способность преодолевать стереотипы Способность к выдвижению альтернативных идей Слайд 6 Левополушарные люди Математические способности Анализ и выявление однозначных связей Способность к систематизации информации Логическое мышление Вербальные способности Слайд 7 Учебный процесс (нейропедагогика) установка на деятельность – МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП Слайд 8 обеспечение деятельности ученика с учетом его индивидуальных психологических и половых особенностей – ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭТАП Слайд 13 сравнение полученных результатов с предполагаемыми – РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЭТАП Слайд 27 Слайд 8 Пространственная организация Цветовая организация Условия, необходимые для успешной учебной деятельности Формирование мотивации Мотивационный этап Слайд 9 Пространственная организация Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Рабочая полусфера - ЛЕВАЯ Рабочая полусфера - ПРАВАЯ Слайд 10 Цветовая организация Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Светлая доска – темный мел Темная доска – светлый мел Слайд 11 Условия, необходимые для успешной учебной деятельности Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Гештальт (образы) Контекст Связь информации с реальностью, практикой Творческие задания Эксперименты Музыкальный фон Речевой и музыкальный ритм Технология Детали Абстрактный линейный стиль изложения информации Неоднократное повторение учебного материала Тишина на уроке Неоднократное повторение материала Слайд 12 Формирование мотивации Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Завоевание авторитета Престижность положения в коллективе Установление новых контактов Социальная значимость деятельности Стремление к самостоятельности Глубина знаний Высокая потребность в умственной деятельности Потребность в образовании Слайд 13 Операционный этап Восприятие материала Переработка информации Интеллект Деятельность Эмоции Память Мышление Слайд 14 Восприятие материала Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Целостное Дискретное (по частям) Интонационная сторона речи Смысловая сторона речи Визуалы (зрительное) Аудиалы (слуховое) Слайд 15 Переработка информации Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Быстрая Медленная Мгновенная Последовательная Слайд 16 Интеллект Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Невербальный Вербальный Интуитивный Логический Слайд 17 Деятельность Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Приверженность к ПРАКТИКЕ Приверженность к ТЕОРИИ Слайд 18 Эмоции Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Экстравертированность Интровертированность Отрицательные (страх, печаль, гнев, ярость) Положительные (радость, чувство наслаждения, счастье) Слайд 19 Память Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Непроизвольная Произвольная Наглядно-образная Знаковая Слайд 20 Мышление Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Наглядно-образное Абстрактно – логическое Оперирование образами Оперирование цифрами, знаками Спонтанное Формальное Эмоциональное Рациональное Интуитивное Программируемое Трехмерное (в пространстве) Двумерное (на плоскости) Слайд 21 Методы дифференцированного подхода в обучении Математические науки Слайд 22 Естественные науки Слайд 23 Словесность Слайд 24 Иностранные языки Слайд 25 Слайд 22 Математические науки Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Синтез Задания на время Работа в группе Формулировка проблем Оперирование пространственными связями Задания в картинках Геометрия (пространственное мышление) Схемы, таблицы, карточки Анализ Вневременные задания Работа в одиночку Доказательство теорем Оперирование знаками на плоскости Задания в символах Алгебра (логическое последовательное мышление на плоскости) Многократное повторение Слайд 23 Естественные науки Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Мозговые штурмы Просмотр фильма Предсказание результатов Творческие задания Выявление сходств Сопоставление фактов Выделение сути Выделение важнейших моментов Использование речевых и музыкальных ритмов Эскурсии, походы, путешествия Аналитическая работа Линграфонная система Анализ результатов Логические задания Выявление различий Выделение деталей Создание категорий Обобщение Многократное повторение Алгоритмы Слайд 24 Словесность Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Сочинения Составление слов и предложений из частей Чтение-пересказ Чтение по ролям Задания на правописание Нахождение взаимосвязи Беглость устной и письменной речи Нахождение отрывков в тексте Экскурсии Анализ рассказа Разбор слов и предложений по составу Прослушивание текстов Обучение других Задания на поиск ошибок Применение правил Точность употребления слов Многократное повторение Сопоставление текстов Понятийное понимание слов Слайд 25 Иностранные языки Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Интуитивный способ изучения Образные представления и конкретные ситуации Ролевые игры Работа с наглядностью, фильмами, карточками Групповые задания Деятельность, требующая быстрой реакции Задания на правописание Интервью Инсценировка Синтез текстов и слов из предложенных частей Рационально-логический способ Усвоение правил и грамматических конструкций Обучение других Лингафонная система, восприятие на слух Индивидуальная работа Деятельность, требующая отсроченной реакции Задания на поиск ошибок Многократное повторение Сопоставление текстов Дробление текстов и слов на части Слайд 26 Самоконтроль Методы проверки Характерные ошибки на письме Результативный этап Слайд 27 Самоконтроль Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Не контролируют себя Высокий самоконтроль Слайд 28 Методы проверки Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Устный опрос Решение задач Вопросы «ОТКРЫТОГО» типа ( собственный развернутый ответ ) Вопросы «ЗАКРЫТОГО» типа ( выбрать готовый вариант ответа ) Задания с ОГРАНИЧЕННЫМ сроком выполнения Письменные опросы с НЕОГРАНИЧЕННЫМ сроком выполнения Слайд 29 Характерные ошибки на письме Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Ударные согласные Ошибки в словарных словах Пропуски букв, описки Безударные гласные Пропуск мягкого знака Написание лишних букв Замена одних согласных другими Падежные окончания Слайд 30 Удачи ! Презентация "Обучение детей с учетом психофизиологии" | Методическая разработка по психологии на тему:Обучение детей с учётом психофизиологии. МО естественных наук МАОУ СОШ № 15 2018 - 2019 учебный год. Слайд 2 1. Введение. Средний балл по успеваемости в гимназии, у А.Эйнштейна, колебался между «3» и «4» по 5 – бальной системе. В одном из писем, относящимся к 1940 году, Эйнштейн следующим образом описал сложившуюся в то время ситуацию с обучением в гимназии «Когда я был в 7 классе гимназии, меня вызвал классный наставник и выразил желание, чтобы я оставил гимназию. На моё возражение, что я не чем не провинился. Он ответил лишь «Одного вашего присутствия достаточно, чтобы подорвать уважение класса ко мне». Это был преподаватель греческого языка, который сказал, из Эйнштейна ничего путного не выйдет. Однако предсказаниям преподавателя греческого языка не суждено было сбыться и Эйнштейн стал выдающимся физиком, который решил проблему, которая не давала покоя ведущим физикам всего мира. Для создания специальной теории относительности Эйнштейну необходимо было охватить целостным нетрадиционным взглядом все сложные противоречивые факты, отрешиться от штампов и классификаций, которые расчленяют, искусственно дробят целостную картину мира. По той же причине, что и у Эйнштейна проблемы в обучении на начальном этапе были и у другого выдающегося физика И.Ньютона, который открыл закон всемирного тяготения и природу света. Что – же это за причина, которая мешала, им успешно учится? Они оба имели доминирующее правостороннее мышление. Слайд 3 2. Определение наличия выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий. Существует несколько способов определения наличия выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий. Для того чтобы определить достаточно точно к какому типу мышления принадлежит человек желательно использовать несколько способов. Рассмотрим три наиболее простых способа определения асимметрии полушарий головного мозга. Слайд 4 1 способ. Для определения наличия выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий используется метод И.П. Павлова, при котором испытуемому предъявляется набор из 9 карточек со словами: окунь, орёл, овца, бегать, летать, плавать, чешуя, перья, шерсть. Эти 9 карточек в произвольном порядке лежат перед учеником, он должен разложить их в 3 группы по 3 карточки «по смыслу». Слайд 5 Левополушарные Правополушарные Окунь Бегать Чешуя Овца Орёл Окунь Овца Летать Шерсть Бегать Летать Плавать Орёл Плавать Перья Шерсть Перья Чешуя Слайд 6 2 способ Взгляните на рисунок, что вы видите? Запомните именно тот вариант, который увидите первым на картинке. Слайд 8 Если вы увидели в первую очередь пейзаж , то вы обладаете доминирующим левосторонним мышлением . Если вы увидели вначале лошадей – то вы обладаете доминирующим правосторонним мышлением . Слайд 9 3 способ. Для того чтобы пройти тест, приготовьте листы бумаги и карандаш. Далее представлено 4 задания, проходя которые вы должны отметить на листе бумаги, какой тип реакции проявился у вас - правый или левый. Их можно отмечать, например, буквами «П» и «Л». Задание № 1. Поместите руки перед собой и переплетите пальцы, образуя тем самым «замочек» из рук. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху — правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции, так и отметьте в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый. Задание № 2. Возьмите листок бумаги и проделайте в нем отверстие диаметром примерно 3-4 см. Возьмите листок и разместите листок на расстоянии вытянутой руки. Теперь посмотрите двумя глазами на какую-н. точку в пространстве через отверстие в листке. А сейчас закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции — правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза — тип реакции левый. Слайд 10 Задание № 3. Скрестите руки на груди и посмотрите, какая рука оказалась сверху — правая или левая. Это так называемая поза Наполеона. Результат зафиксируйте. Задание № 4. Для того, чтобы проделать данное задание, вам необходимо поапплодировать или просто похлопать в ладоши. А сейчас обратите внимание, какая рука при апплодировании у вас оказывается сверху — правая или левая. Фиксируем этот результат на своем листке. Слайд 11 3. Учёт психофизиологических особенностей учащихся с асимметрией полушарий головного мозга в учебном процесс «Левополушарные» дети «Правополушарные» дети Комфортность работы в кабинете 1. Расстановка столов традиционная. 2.Тишина на уроке. 3. Предпочитают работу в одиночку. 4. Темная классная доска, светлый мел. 1. Расстановка столов по кругу. 2. Работа в активном диалоге. Во время самостоятельной деятельности - музыкальный фон. 3. Предпочитают работу в группах. 4. Светлая доска, тёмный мел. Учебная мотивация 1. Привлекает процесс усвоения знаний. 2. Выражена потребность в самосовершенствование. 1. Престижность положения в коллективе. 2. Ориентация на высокую оценку и похвалу. Психофизиологические особенности 1. Хорошо развито логическое мышление. 1. Хорошо развита интуиция, природное любопытство. 2. Хорошо контролируют свою речь. 2. Более эмоциональны. 3. Хорошо запоминают факты, даты, имена, числа, формулы. 3. Хорошо запоминают материал объяснение, которого сопровождается опытами и демонстрациями. 4. Буквально понимают смысл слов. 4. Понимают не только буквальный смысл того, что слышат или читают. "Он висит у меня на хвосте". 5. Необходимо давать информацию в письменном виде. Умеют последовательно обрабатывать информацию. Складывают информацию из кусочков. Лучше воспринимают информацию на слух. 5. Хорошо могут обрабатывать информацию, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Умеют одновременно обрабатывать много информации. Воспринимают информацию целостно, а если концентрируются на деталях, перестают понимать смысл. Любят информацию в виде графиков, карт и демонстраций. Лучше воспринимают информацию визуально. Слайд 12 «Левополушарные» дети «Правополушарные» дети 6. Умеют анализировать. 6. Умеют рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. 7. Имеют хорошие математические способности. 7. Имеют хорошее пространственное мышление. 8. Могут доказывать. 8. Могут предсказывать результаты и сопоставлять факты. 9. Хорошо справляются с заданиями на поиск ошибок. Любят проверять. 9. Не любят проверять работу. 10. Необходимо многократное повторение и ясные инструкции. 10. Любят самостоятельный выбор. 11. Хорошо работают с применением алгоритма. 10. Любят творческие задания. Хорошие фантазёры и мечтатели. 11. Не видят за частями целого, не умеют выводить правила, предпочитают, чтобы правила им показали. 11. Не обращают внимание на детали, предпочитают видеть проблему в целом. 12. Могут долго удерживать внимание, слушать учителя. 12. Характерны - отвлекаемость, способность к саморазвлечению. 13. Хорошо работают по планам, схемам, шаблонам, выполняют типовые задания. 13. Хорошо развита поисковая деятельность, легче выполняют задания на сообразительность, на догадку. 14. Легко воспринимают абстрактный материал. 14. Легче учатся на материале конкретных жизненных примеров. 15. Хорошо могут выявлять различия. 15. Хорошо могут выявлять сходства. 16. Хорошо развито чувство времени. 16. Не умеют управлять своим временем, более дезорганизованы. Слайд 13 4. Пример заданий для детей с разной асимметрией головного мозга. Левополушарные. Тело массой 71 г опустили в мензурку с водой, при этом объём жидкости в ней увеличился с 43 мл до 53 мл. Определите плотность этого тела. Правополушарные. Тело А сначала взвесили, а затем опустили в мензурку с водой так, как показано на рисунке. Определите плотность этого тела. Слайд 14 6. Рекомендации учителю . 1. Если ученик отвёл глаза в сторону – это сигнал для учителя, нет интереса к учителю и его информации, ребёнок в данный момент не воспринимает речь учителя, он перерабатывает информацию . Если учитель, пытаясь вернуть внимание ученика, начинает ускорять темп и громкость речи, делает замечание, ученик воспринимает это как агрессию по отношению к себе. Учителю необходимо сделать паузу , дать возможность ученику усвоить полученную информацию . Те, кто отводит глаза вправо в процессе мышления, являются левополушарными . Те, кто отводит глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными . 2. Определите свой тип мышления. 3. Помните, что при объяснении нового материала, даже опытного учителя слышат и воспринимают учебный материал в полном объёме лишь малая часть учащихся. Это, как правило, «левополушарные» учащиеся, обладающие словестно – логическим характером познавательных процессов, склонные к абстрагированию и обобщению. Однако они составляют самую малочисленную группу школьников. Самую же неуспешную, но и самую многочисленную группу составляют «правополушарные» учащиеся с конкретно – образным мышлением, целостным восприятием, развитым воображением. Преобладание в обучении словестно – рассудочных схем усвоения знаний (75% учебных предметов направлено на развитие левого полушария) приводит к недостаточному развитию воображения, образного мышления школьников и в итоге к снижению интереса к учению. У большинства создаётся некомфортное психологическое состояние «дидактического рассогласования» с отрицательной эмоциональной окраской. О каком качестве обучения можно говорить в таком случае? Слайд 15 4. Учитывайте во время своей работы, что в классе есть дети с противоположным по отношению к вам типом мышления, в противном случае оценки учителей с разным типом функциональной асимметрии полушарий значительно расходятся для 74% мальчиков и для 50% девочек – закон нейропсихологического соответствия учителя и ученика. Левополушарный учитель в 82% случаев лучше оценивает детей своего типа, правополушарный и равнополушарный учитель в 73% случаев даёт положительную оценку детям своего типа. Для учителя главным является его способность научить ребёнка по своей методике: «Люблю того, кого умею научить». Если же у учителя возникает проблемы при обучении, то он подсознательно связывает их не с выбором методики, не со своей способностью научить, а с особенностями отстающего, возникает внутренний конфликт: способ изложения информации не совпадает с типом восприятия этой информации учеником. В результате этого ребёнок, постоянно страдающий от неуспеха, изменяет своё поведение: становится пассивным, капризным, раздражительным, нестарательным и т.д. 5. Посадить за одну парту, по мере возможности, учащихся с разным доминирующим мышлением, они будут дополнять друг друга. Ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием учителя, может показать своему товарищу такие стратегии обучения, как синтез, применение схем. Привлечение данных из контекста, выделение сути, поиск известной информации и сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своим партнёром способами выделения нужных деталях, выявления различий. Создания категорий. «Равнополушарных» детей можно посадить вместе. PPT - Обучение детей с учетом психофизиологии PowerPoint PresentationОбучение детей с учетом психофизиологии Подготовила: педагог-психолог МБДОУ № 14 п.Тельмана Тимашова Л.В. Результаты научных экспериментов Экспериментальные исследования, проведенные в Калифорнийском технологическом институте, у людей с разделенным головным мозгом (после операции на мозолистом теле) показали, что две стороны мозга по-разному обрабатывают информацию. Одна сторона специализируется на символах и логике, тогда как другая - эксперт в моделировании и пространственном восприятии.Мышление левого полушария аналитическое (разделяющее понятия на части), линейное (пошаговое) и вербальное (как письменно, так и устно). Оно строит предложения и решает уравнения. Мышление правого полушария синтетическое (складывающее понятия), целостное (объединяющее связи в единое целое) и связано с воображением (зрительное мышление с помощью "мысленного взгляда"). Оно слушает музыку и различает трехмерные предметы. Левая сторона головного мозга дала человеку науку и технологию; правая сторона отвечает за искусство и творческую фантазию.Таким образом, функционирование мозолистого тела теперь понятно, оно по большей части существует для того, чтобы объединять сознание и внимание и позволять двум полушариям разделять обучение и память. За свою работу Сперрибыл награжден Нобелевской премией в 1981 году. Правое полушарие Левое полушарие Особенности созревания полушарий головного мозга Созревание правого полушария мозга осуществляется белее быстрыми темпами. В дошкольном возрасте оно является доминирующим в развитии ребенка. Толчком к развитию левого полушария считается появление у ребенка осознания себя. (2-3 года кризис, появление упрямства, негативизма в поведении ребенка). У мальчиков процесс разделения функций мозга идет быстрее, чем у девочек. Поэтому они чаще проявляют негативизм в 2-3 года, но к 5-6 годам активность левого полушария у них превышает возможности девочек. Психофиологические особенности работы головного мозга Функциональная асимметрия полушарий является врожденным качеством. Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга: Доминирование левого полушария -левополушарные люди; Доминирование правого полушария –правополушарные люди; Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий – равнополушарные люди. Амбидекстры . У большинства людей доминирует смешанный тип, где правое и левое полушария тесно взаимодействуют. У людей с амбидикертностью (универсальный) преобладает комбинированный индуктивно-дедуктивный способ изложения материала, дифференцированное запоминание, умение одновременно оперировать знаками, символами и художественными образами. Для таких людей характерна пластичность мышления возможность реализовать себя в любом виде деятельности. Полученная информация последовательно обрабатывается то одним, то другим полушарием. Люди с такими задатками могут развивать свои способности как в области техники, так и в области гуманитарных наук. Имеют широкий диапазон возможностей и интересов. Левополушарные люди отличаются: Словесно-логическим характером познавательных процессов; Склонностью к абстрагированию и обобщению; Создают строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст материала, выбирая из всего материала многогранных связей между предметами и явлений только те, что не противоречат друг другу. Предпочитают действовать по заранее составленным схемам, не хватает гибкости, часто рациональны и рассудочны. Характерно обостренное чувство долга, ответственности, скрытность эмоций. Среди них много инженеров, математиков, философов, лингвистов. Левое полушарие отвечает за аналитическое мышление; люди с доминирующим левым полушарием, как правило, рациональны, расчетливы и, что называется, не поддаются власти эмоций. Левое полушарие – база абстрактного мышления – ищет и находит в этом мире гармонию причин и следствий. Правополушарные люди отличаются: Одномоментным схватыванием большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного образа предметов и явлений. Речь эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями и жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинка, сбивчивость, лишние слова и звуки. Чаще целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, общительны и контактны. Часто действуют по настроению. Среди них много литераторов, журналистов, деятелей искусств, организаторов. Правополушарные дети позже взрослеют и не сразу вписываются в общество, чего не понимают учителя, ставящие им двойки и тем самым понижающие их самооценку. Этим детям присуща повышенная ранимость, ведь эмоции являются основой их личности. Асоциальное поведение тоже часто встречается среди неадаптировавшихся к жизни правополушарных людей. Гендерные (половые) особенности работы полушарий головного мозга: Девочки рождаются более зрелыми, раньше начинают ходить, меньше среди них проблем в развитии. Пластичность мозга сохраняется до 13 лет. Более чувствительны к шуму. Опираются на ближнее зрение. У мальчиков раньше формируется асиммметрия головного мозга, разделение функций полушарий. Преобладает высокая поисковая активность и сообразительность в обучении.Опираются на дальнее зрение. Нуждаются в большем пространстве для игр и занятий. Определение типа мышления (ведущего полушария головного мозга) 1.Переплетите пальцы рук в «замок». Большой палец какой руки оказался сверху? 2. Сомкните в колечко большой и указательный пальцы правой (для левшей – левой) руки и посмотрите в этот«прицел» на небольшой неподвижный предмет перед собой. Закройте поочерёдно правый и левый глаз. У какого глаза цель «убегает»? 3. Примите «позу Наполеона». Локоть какой руки оказался сверху? 4. Поаплодируйте. Какая ладонь оказалась сверху? После выполнения каждого задания запишите соответствующую литеру (Л – левая рука / левый глаз или П – правая рука / правый глаз). Получится последовательность из 4х букв Интерпретация ПППП – «чистый аналитик», «консерватор» ПППЛ – меланхолик с аналитической доминантой ППЛП – сильный, жёсткий аналитик ППЛЛ – сильный, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПППП – «чистый аналитик», «консерватор» ПППЛ – меланхолик с аналитической доминантой ППЛП – сильный, жёсткий аналитик ППЛЛ – сильный, контактный с комбинированным типом мышления ПЛПП – мягкий, управляемый аналитик ПЛПЛ – внушаемый с комбинированным типом мышления ПЛЛП – независимый с комбинированным типом мышления ПЛЛЛ – образник с независимым, «мужским» типом поведения ЛППП – мягкий, внушаемый с аналитическим типом мышления ЛППЛ – мягкий, управляемый с комбинированным типом мышления ЛПЛП – сильный, настойчивый с комбинированным типом мышления ЛПЛЛ – сильный, ненавязчивый с образным типом мышления ЛЛПП – контактный, увлекающийся с комбинированным типом мышления ЛЛПЛ – мягкий, доверчивый с образным типом мышления ЛЛЛП – эмоциональный, решительный с образным типом мышления ЛЛЛЛ – «чистый образник», креативный, эмоциональный, непредсказуемый Ведущая репрезентативная система Зрительная – ВИЗУАЛЫ Слуховая – АУДИАЛЫ Тактильная - КИНЕСТЕТИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ РС (процедура) Индивидуальная беседа с ребенком на протяжении 7-10 мин., в ходе которой ребенку задаются вопросы следующего типа: - Вчера (сегодня) мы читали рассказ. (сказку). На кого из героев этого рассказа (сказки) ты больше всего похож? - На какого зверя (какое животное) ты больше всего похож? - На какую птицу ты больше всего похож? - На какое дерево ты больше всего похож? - На какое растение (какой цветок) ты больше всего похож? - На какого мультипликационного персонажа ты больше всего похож? - На какую игрушку ты больше всего похож? -На какой предмет (в этой комнате) ты больше всего похож? Спрашиваем не спеша, просим ребенка хорошо подумать, хвалим за ответы. Одинаковые окончания вопросов «ты больше всего похож» обязательны. Определение ведущей РС В процессе беседы не столько ориентируемся на содержание ответов ребенка, сколько следим за положением его глаз и головы. Стандартные окончания вопросов заставляют ребенка постоянно возвращаться мыслями к себе, как бы смотреть на себя. При подобных обстоятельствах наблюдаются следующие закономерности: У ВИЗУАЛОВ глаза широко открыты, направление взгляда от «прямо перед собой» (нижний предел) до «вверх», «в потолок», насколько позволяет гибкость шейных позвонков. Голова высоко поднята, может постепенно запрокидываться. У АУДИАЛОВ веки слегка опущены, направление взгляда от «прямо перед собой» (верхний предел) до «слегка вниз». Ребенок производит впечатление сосредоточенно думающего. У КИНЕСТЕТИКОВ взгляд и голова опущены, глаза кажутся почти закрытыми. Ребенок смотрит на свое тело. Особенности обучаемости обладателей различных типов мышления и ведущих РС Левополушарныйвизуал Хорошая зрительная память, в т.ч. на схемы, таблицы, графики, формулы, символы, логичен, силён в аргументировании, тщательно подбирает слова. Опора на письменный текст придаёт ему уверенности. Склонен больше доверять книгам, чем конспектам. Если плохо владеет материалом, помощь может оказать подсказка в любой форме, «натолкнуть на мысль». В случае дефицита времени старается рассчитать, распределить его, уделяя больше внимания своим пробелам в знаниях. Часто правильно представляет то, что ожидает от него педагог. Способен «объективно посмотреть на себя со стороны», поэтому относительно реже других типов критикует оценки педагогов. Правополушарный визуал. Стремится опереться на главное, существенное в материале. Часто упускает детали. Умеет мобилизоваться, особенно при высокой мотивации и положительном эмоциональном фоне. В критические моменты обращается к образам, ассоциациям, их комбинированию. При устном ответе может испытывать трудности с формулировкой. Условия дефицита времени, тестовая форма проверки знаний фрустрируют его. Чувствителен к отвлекающим факторам. Если плохо ориентируется в материале, пытается «увидеть, на что это похоже». Больше доверяет своим конспектам, чем учебникам. По мимике учителя может читать подсказки и формировать обратную связь. Левополушарныйаудиал. Опирается на слуховую память. Успешно справляется с диктантами и учебными тестами, но испытывает трудности на контрольных с творческими заданиями. Умеет выстроить устный ответ, грамотно использует формулировки, определения. Ориентируется на смыслы, значения, практические задания часто выполняет менее успешно. В критический момент должен максимально хорошо понимать суть того, чего от него ожидает педагог. Склонен задавать уточняющие вопросы «на понимание», «докапываться до сути». Если во время ответа его прервать, с трудом продолжает с того же места, легче начать с начала. Режим дефицита времени переносит сравнительно легко, умеет его рассчитывать и использовать. Правополушарный аудиал Опирается на слуховую память и интуицию. Для работы с текстовым материалом нужно больше времени, чем представителям предыдущих типов. Письменные задания – его слабое место. В устном ответе, собеседовании ориентируется на вербальные и невербальные реакции педагога. Устные замечания могут негативно повлиять на его эмоциональное состояние, эффективность работы. Часто неустойчивая работоспособность ведёт к непредсказуемости в критической ситуации. Если слабо владеет материалом, компенсирует это собственными представлениями в форме рассуждений и гипотез. На экзамене, контрольной может «запутаться» в информации. При дефиците времени принимает решения, которые громко «звучат в голове». Левополушарныйкинестетик Опирается на механическую память, факты, примеры из жизни, реальные случаи и события, имеющие отношение к теме, а также на здравый смысл и свой жизненный опыт. Темп выполнения учебных заданий самый медленный из всех типов, поэтому при дефиците времени часто не успевает выполнить работу. Глубина усвоения теоретических знаний ограничена. Испытывает трудности из-за недостаточной оригинальности и гибкости мышления. При устном ответе часто воспроизводит объём знаний меньше того, которым реально обладает (излишне лаконичен). Если не владеет учебным материалом, просто замолкает. Более успешен, если в ответе необходимо двигаться от конкретного к абстрактному, а не наоборот. Правополушарный кинестетик В экстремальной ситуации опирается на личный опыт, упрощённое понимание материала, ассоциации между знаниями и личными впечатлениями. В сравнении с другими типами испытывает наибольшие проблемы в экстремальных учебных ситуациях. Часто испытывает учебные трудности, поэтому такие ситуации для него всегда стрессогенны. Обычно имеет серьёзные проблемы со вниманием, самоконтролем, рефлексией, абстрактным мышлением. Традиционные формы проверки знаний обычно не активизируют его сильный канал – кинестетический. Если не владеет учебным материалом – эмоционально неуравновешен, диффузно активен в движениях, ищет помощи у одноклассников и педагога, использует шпаргалки. Дефицит времени серьёзно ухудшает качество его работы. Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физиологического здоровья через двигательные упражнения Старение организма начинается со старения мозга. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – до 10 лет, пока кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Развивающие кинезиологические упражнения направлены от движения к мышлению, позволяют совершенствовать работу полушарий головного мозга, усиливать межполушарное взаимодействие, выявить и развить скрытые возможности человека Профилактика дислексии и дисграфии. Сиротюк, Алла Леонидовна - Обучение детей с учетом психофизиологии : Практ. руководство для учителей и родителейПоиск по определенным полямЧтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например: author:иванов Можно искать по нескольким полям одновременно:author:иванов title:исследование Логически операторыПо умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе: исследование разработка author:иванов title:разработка оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:исследование OR разработка author:иванов OR title:разработка оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:исследование NOT разработка author:иванов NOT title:разработка Тип поискаПри написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар": $исследование $развития Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:исследование* Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:"исследование и разработка" Поиск по синонимамДля включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе. #исследование ГруппировкаДля того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка: author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка) Приблизительный поиск словаДля приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например: бром~ При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например: бром~1 По умолчанию допускается 2 правки.Критерий близостиДля поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос: "исследование разработка"~2 Релевантность выраженийДля изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка": исследование^4 разработка По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.Поиск в интервалеДля указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка. author:[Иванов TO Петров] Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.author:{Иванов TO Петров} Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки. Учим детей делать тяжелые делаМЕНЮ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |