|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Обучение детей по системе монтессориСистема Монтессори: как это работает, кому подходит и в чём минусыМария Монтессори, итальянский врач и педагог, ещё сто лет назад придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Сначала — для детей с особенностями развития, а потом и для всех остальных. Некоторые родители до сих пор мечтают отдать своего ребёнка в Монтессори-сады, а кто-то даже пытается сам учить ребёнка по такой системе. Разбираемся со всеми особенностями системы. Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию 1. Кто такая Монтессори и что это за система?Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Суть её метода можно описать в пяти словах: «Помоги мне это сделать самому». Монтессори считала, что каждый ребёнок от рождения стремится к знаниям. Всё, что нужно сделать родителям и педагогам, — создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами и позволить им самим выбирать, с чем, как и сколько играть. Мария Монтессори / Фото: Wikimedia CommonsПосле института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети — они были одиноки, у них не было игрушек и с ними никто не занимался. Она стала носить им коробки, лоскутки, бусины — и дети ожили. Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ. Через какое-то время Монтессори начала работать с «обычными» детьми. Ей предложили заняться организацией детских садов для детей трёх-семи лет для жильцов некоторых домов. Так появился первый «Дом ребёнка». В нём Монтессори продолжила разрабатывать свои методики развития и открыла сенситивные периоды. 2. Что такое сенситивные периоды? Их много?Если коротко, сенситивные периоды — это возраст, в котором ребёнок легко, естественно учится тем или иным вещам. Если время ещё не пришло или, наоборот, упущено, ребёнку будет неинтересно и трудно. Среди основных сенситивных периодов Монтессори выделяла шесть: 1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). То есть четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Кстати, соблюдение чистоты — один из принципов метода. Детей учат не только класть игрушки на место, но и, например, вытирать за собой пролитую воду, подметать рассыпанную крупу, мыть посуду и участвовать в общей уборке. 2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Время детских площадок, лестниц, горок и качалок. Когда ребёнок должен активно развивать коррдинацию и укреплять разные группы мышц, которые помогут ему в будущем. 3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Длительный период, когда ребёнок познаёт мир через звуки, запахи и ощущения. В это время формируются его представления о цвете, форме, размере и так далее. 4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Та самая мелкая моторика ребёнка. Монтессори предлагала использовать простейшие материалы: перекладывать бусины, фасоль, горох и другую крупу, нанизывать бусины на шнурки, собирать пазлы. 5. Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Если ребёнок не говорит в год — ничего страшного. Детская речь развивается вплоть до шести лет. Помогают в этом плане карточки, наглядные предметы, книжки. И, конечно, присутствие рядом взрослого — родителей или воспитателя. 6. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Но при этом насильно заставлять ребёнка здороваться или быть вежливым — нет смысла. Занятия в школе по методу Монтессори, 1913 год / Фото: Flickr (NSW State Archives)3. Как сделать развивающую среду для ребёнка?По большому счёту, сделать дом «развивающей средой» может каждый родитель — достаточно разрешить ребёнку полноценно участвовать в жизни семьи: готовить, убирать, ремонтировать, рукодельничать, ухаживать за растениями и животными. Лучше, если предметы, которые он при этом использует, будут не игрушечными, а настоящими, просто удобными для детской руки. Если говорить о классической игровой комнате, то она разделяется на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки и пособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам их взять и убрать на место. Все они в одном экземпляре: во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, то есть приспособленность для самостоятельной игры — никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет. Монтессори уделяла много внимания развитию мелкой моторики и осязания. Она считала, что точные, аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание, память и творческие способности. Поэтому в её системе много игр, связанных с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре. Много манипуляций с природными материалами — камушками, шишками, деревяшками, ракушками. Игрушки должны обладать простыми, понятными свойствами, считала Монтессори. Пестрота и многофункциональность сбивает детей с толку, несёт лишнюю эмоциональную нагрузку. 4. Что такое обучение даёт детям?Пожалуй, одно из главных преимуществ системы — то, что дети учатся всему легко и с удовольствием, в своём темпе, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Поэтому на занятиях им не страшно и не скучно, они любознательны, инициативны. Кроме того, дети, которые обучались по системе Монтессори, всегда могут сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время и уважают потребности других. Монтессори-материалы / Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)В 2006 году в журнале Science опубликовали результаты исследования об эффективности системы Монтессори. В исследовании участвовали 53 ученика Монтессори-школы в штате Висконсин, США — детей разбили на две группы — от 3 до 5 лет и от 6 до 12 лет. Учёные оценивали учеников по нескольким критериям. Оказалось, что по некоторым показателям дети, которые ходили в Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. Например, они лучше справлялись с тестами по чтению и математике. 5. Где этому учат?Методика Монтессори популярна в России, и частные Монтессори-сады есть практически в каждом городе. Кроме того, иногда по инициативе родителей и педагогов Монтессори-группы открываются и в государственных детских садах. Группы всегда разновозрастные: младшие учатся, глядя на старших, а старшие заботятся о малышах. Сама Монтессори предлагала начинать заниматься с детьми трёх лет, но её последователи опустили планку до двух. Сейчас группы обычно делятся по возрастам 0-3 года и 3-6 лет Логическим продолжением такого обучения может стать начальная школа, но из-за жёстких стандартов российского образования с этим всё сложно: работают либо экспериментальные площадки на базе обычных школ (но это редкость), либо частные школы, которые занимаются по Монтессори, хотя «на бумаге» являются обычными, либо семейные школы. Обучение по системе Монтессори заканчивается в 10-12 лет. В системе Монтессори оценка выставляется только качественная: прошёл — не прошёл, освоил — не освоил. То есть как стандартные оценки в Монтессори-школах не ставят. При этом ученики всё равно должны проходить государственные аттестации. Для этого педагоги составляют программу и набор знаний и навыков, которые должны обязательно проработать с детьми. Подготовленная среда Монтессори-класса / Фото: Wikimedia Commons (Ilya WWW)Для взрослых, которые хотят стать Монтессори-педагогами или профессионально заниматься дома с детьми, есть много курсов. Например, Международная Ассоциация Монтессори (AMI) организует их в Москве и Питере. 6. Зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс?Во-первых, наставник показывает, как пользоваться тем или иным материалом. И от его презентации зависит, поймёт ли ребёнок суть упражнения, захочет ли его выполнять. Во-вторых, он внимательно наблюдает за ребёнком и помогает ему осваивать новые навыки. Например, когда педагог видит, что в ребёнке просыпается интерес к букварю или кубикам с буквами, то он создаёт вокруг ребёнка языковую зону, показывает ему и другие игры — карточки со слогами, подвижный алфавит, рамки для обвода и штриховки, учит всем этим пользоваться. Монтессори-педагоги общаются с детьми, но не «продавливают» собственное мнение, не подводят детей к желаемым ответам на вопросы Помогают детям организовать работу, но не выполнять её. И в то же время заботятся о том, чтобы ребёнок заканчивал работать с чувством удовлетворения. В редких случаях педагоги всё-таки вмешиваются, и это отдельное умение — понять, когда это действительно нужно, а когда без этого можно обойтись 7. В чём минусы такой системы?Ребёнку, который привык заниматься в Монтессори-группе, бывает непросто в обычном классе, где дети сидят за партами и все вместе делают одно и то же. К тому же у него совсем другое отношение к педагогу — не как к авторитету, а как к помощнику. Так что, помимо всего прочего, шансов повстречать своего Учителя у него меньше. С точки зрения отношений со сверстниками тоже не всё так просто: в классической Монтессори-системе дети не играют в ролевые игры, они только занимаются — причём индивидуально. Поэтому договариваться и помогать они умеют, а вот играть вместе и дружить им только предстоит учиться. Монтессори-среда / Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)8. Кому это не подходит?Метод не подходит родителям, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка «в свободное плавание». В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. И ещё если у ребёнка проблемы с социализацией, то они могут усугубиться, потому что дети мало общаются между собой. Насчёт развития мелкой моторики с крупой, бусинами и прочим — всё просто. Достаточно первые разы сидеть рядом с ребёнком и объяснять, что в рот тащить нельзя, а играть — можно. Потом ребёнок и сам понимает, что перебирать её интереснее, чем есть. Если всё равно опасаетесь, подождите, пока будете уверены, что ребёнок точно не будет есть лишнее. 9. Где узнать про систему Монтессори больше?Можно почитать книги самой Монтессори, а можно — её последователей: Эдуарда Стэндинга, Фаусек или современных экспертов Монтессори-движения: Сумнительного, Хилтунен. Коротко и по делу метод Монтессори описывает Рапопорт в «Энциклопедии методов раннего развития». Ещё можно почитать сайт «Монтессори.дети», их же YouTube-канал. Кроме того, родители с удовольствием сами экспериментируют с материалами и упражнениями и делятся результатами в социальных сетях: прогулки по тэгу Montessori вполне хватит для вдохновения. основные принципы и суть методики раннего развития МонтессориИстория появленияМария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей 19 века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем! Поэтому Мария вместе с мужем начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержками развития. Но убедившись в успехе выдвинутой ей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. Так появилась методика развития Монтессори, названная в честь автора. Мария МонтессориВ чём суть педагогики МонтессориАвтор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей. Основные принципы методики
суть обучения и воспитания, раннее развитиеМария Монтессори – это первая женщина-врач в Италии, достигшая степени доктора медицинских наук. Она является создателем педагогической методики раннего развития для детей, которая по сей день является одной из самых востребованных среди родителей всего мира. Суть методики раннего развития Монтессори
Методика Монтессори для детей направлена на то, чтобы дети учились самостоятельно, а взрослые только создавали благоприятную для этого обстановку. Большое значение придается развитию мелкой моторики, а также чувств – слуха, зрения, обоняния, осязания и пр. Методика Монтессори для детей получила свое название от имени ее создательницы
Методика не ставит малыша в жесткие рамки. Нет конкретных рекомендаций или упражнений, которые нужно неукоснительно соблюдать. Малыши работают в комфортном для себя темпе, без какого-либо стресса. Каждый ребенок может выбрать только интересные для себя занятия, развивая врожденные таланты. Как следствие, у него еще в раннем возрасте формируется здоровая уверенность в себе и своих способностях. Система не практикуется в отношении детей до года. Приступать к занятиям по этой программе можно с 3-летнего возраста и до начала учебы в школе. Основные положения методики Монтессори для детей
Суть методики состоит в том, что в среде, где воспитывается ребенок, абсолютно все должно быть учебным пособием. Материалы системы разработаны таким образом, чтобы малыш мог самостоятельно отыскать ошибку и убрать ее – в этом и заключается основной принцип самостоятельности.
Задача педагога – определить, что интересно конкретному ребенку в данный момент, и создать комфортную обстановку для его развития. Взрослые подталкивают детей к действиям, но ничего не делают за них. Ребенок обучается, взаимодействуя с предметами. В это время он один. Если он участвует в коллективных играх, задача совершенно другая – научить детей взаимодействовать друг с другом, общаться и взаимовыгодно сотрудничать. Обучение детей по методу Монтессори: 10 принципов
В дальнейшем малыши, которых воспитывали в соответствии с этой методикой, становятся самостоятельными и независимыми людьми. Они способны преодолевать трудности и находить свое место в социуме. Но для этого нельзя «глушить» врожденную детскую потребность познавать мир и осваивать новые навыки. Малыши постоянно стремятся все вокруг пощупать, потрогать, попробовать на вкус, понюхать. На этом этапе основное обучение происходит с помощью органов чувств. Существует 10 главных положений системы:
Соблюдение этих принципов способствует раскрытию врожденного детского потенциала с самого раннего возраста. Обучение детей происходит в интересной форме
Важно понимать, что у каждого малыша есть потребность узнавать окружающий мир, поэтому с тем, чтобы его заинтересовать, никаких проблем не возникнет. Гораздо важнее – обустроить благоприятную среду для обучения. Воспитание ребенка и роль взрослого в нем
Взрослые подталкивают ребенка к изучению окружающего мира, но для этого необходимо создать комфортную обстановку, в которой может располагаться несколько зон:
Работая с каждой из этих зон, ребенок развивается комплексно. Он не нуждается в помощи взрослого, но нуждается в качественно организованной среде обучения. Игрушки и дидактический материал
Система подразумевает, что ребенок обучается, контактируя с предметами. Существуют специальные игровые наборы Монтессори, которые можно приобрести в специализированных магазинах, но нельзя обойтись и без предметов повседневности, например, тазиков, чашек, ложек, стаканов, салфеток, круп и т.д. Весь учебный материал должен располагаться не выше уровня глаз малыша. Так происходит побуждение к действию. Взрослые должны следить за тем, чтобы дети аккуратно обращались с предметами и использовали их только после полного понимания предназначения. Предметы, которые выбрал малыш для игры, должны располагаться на специально предназначенном коврике для игр. Среди методик раннего развития Монтессори занимает одно из первых мест
Если ребенок не знает, как пользоваться конкретным предметом, взрослый может показать ему. Но это не значит, что малыш не может применять и собственный опыт. Когда он закончит играть с определенными предметами, он должен вернуть их на место, и только после этого взять новые. Если игрушки, которые хочет взять малыш, в данный момент заняты другим ребенком, он должен подождать, пока тот закончит свою игру, наблюдая за него действиями. Наблюдение является одним из способов развития ребенка. Недостатки методики
Методика достаточно эффективна, но она не может использоваться, как единственное средство детского развития из-за следующих недостатков и ограничений:
Сейчас многие детские сады специализируются на методике Монтессори, но при этом имеют игровую комнату для подвижных занятий и уделяют внимание классным урокам, на которых дети должны вести себя дисциплинированно и слушаться взрослых. Такой комплексный подход способствует всестороннему развитию и компенсирует недостатки системы. Методика Монтессори для детей – это система раннего развития малышей-дошкольников, при которой особое внимание уделяется самостоятельности. В ней нет строгих программ и ограничений – ребенок сам выбирает, с помощью чего он развивается. Но полное погружение в систему может провоцировать отсутствие дисциплинированности, поэтому включение других занятий в методику обязательно. Также рекомендуем почитать: список вещей с ребенком на море Методика Монтессори - суть и принципы одного из самых успешных подходов к воспитанию детейНачало двадцатого века буквально разделило историю человечества на до и после, ведь жизнь претерпела невероятные изменения и требовала новых моральных ориентиров, подходов к образованию и воспитанию и организации труда и отдыха. Это был период смелых экспериментов и удивительных открытий. Несмотря на все социальные потрясения люди двадцатого века стали свободнее и прогрессивнее, а значит и воспитание и образование должно было сильно измениться, ведь малышам предстояло расти в совершенно новом мире. Наблюдения и нововведения итальянского врача Марии Монтессори стали настоящим прорывом в педагогике, так как её подход одновременно имел как хорошую теоретическую основу, так и блестящие результаты на практике. В этой статье мы постараемся осветить все основные особенности Монтессори образования и обсудим для каких детей занятия по методике М. Монтессори подходят лучше всего. Основные методы МонтессориЧтобы кратко изложить основные идеи метода Марии Монтессори важно сперва объяснить, на каких убеждениях основывается подход: 1. Ребенок развивается, следуя своим естественным интересам и благодаря опыту, самостоятельно полученному на их основе, 2. Только грамотно организованная среда позволяет малышу полностью раскрыть свой потенциал развития, 3. Взрослый может быть проводником и помощником, но не может стать единственным полноценным источником знаний и навыков для развития ребенка, Именно эти убеждения и определяют стиль взаимодействия детей и взрослых, выбравших для своих малышей метод М. Монтессори.
Давайте же кратко сформулируем основные принципы метода Марии Монтессори: 1. Отсутствие классно-урочной системы и свободное перемещение ребенка в пространстве класса, 2. Отсутствие единой программы и обязательного учебного плана для всех воспитанников, индивидуальный подход к каждому ребенку, 3. Занятия по методу М. Монтессори проходят в разновозрастной группе, 4. Любая Монтессори сессия требует подготовленную среду, упорядоченные и разнообразные материалы для обучения, 5. Взрослый следует за интересом ребенка, наблюдает за работой детей и очень ограниченно включается в их самостоятельные занятия. Теперь же давайте более детально изучим особенности методики Монтессори и начнём с того, какие цели стоят перед Монтессори педагогом в зависимости от возраста воспитанников. Цели занятий по методу Монтессори по возрастамПодход обеспечивает обучение детей от рождения до средней школы, при этом фокус внимания, а значит и приёмы, используемые в Монтессори среде, зависят от возраста ребенка. Ниже мы предлагаем таблицу, в которой сформулированы основные цели Монтессори обучения детей на разных возрастных этапах.
Даже из данной таблицы видно, что развитие гармоничной личности непременно должно начинаться в самом раннем возрасте, именно поэтому методики обучения Монтессори применяются в первую очередь в дошкольных учреждениях, ведь в дальнейшем Монтессори выпускники гораздо более адаптивны и достигают лучших результатов в школах самых разных подходов.
Метод Монтессори - для каких детей подойдет такой подход?Удивительно, но мы зачастую встречаемся с родителями, которые убеждены, что методики обучения Монтессори подходят только одарённым и "от природы" мотивированным детям. Родителям кажется, что если их сына или дочку не заставлять заниматься, они просто целыми днями будут лежать на диване. На самом же деле стоит всегда помнить, что детская любознательность и желание познавать мир - это врожденное качество абсолютно любого ребенка. Описанная же пассивность чаще всего вызвана внешними факторами: неподходящей средой и неверно организованным распорядком дня, неправильным поведением взрослых, плохим самочувствием ребенка.
Тем не менее, если вам кажется, что малышу сперва будет сложно на групповых занятиях по методике Монтессори или вы переживаете из-за каких-то особенностей здоровья ребенка, все филиалы нашего клуба предлагают индивидуальные занятия, чтобы у малыша было дополнительное внимание взрослого для более легкой адаптации в новой обстановке. Детский сад Монтессори - чего следует ожидать от занятий по известной методикеМетод Монтессори востребован как в школе, так и в дошкольных учреждениях. Однако, в Москве чаще всего занятия по методике Марии Монтессори рассчитаны на детей до 6-7 лет, после которых они успешно переходят как в специализированные Монтессори школы, так и общеобразовательные заведения. Учитывая такую особенность московского образования, мы разработали как программу исключительно по методике Монтессори, так и группы, где методы обучения Монтессори и её базовые принципы органично сочетаются и с более традиционными форматами занятий для малышей, а также посещением логопеда и других специалистов. Окружающая обстановка детских садов по Монтессори стимулирует познавательную активность детей. Все Монтессори-классы разделены на зоны: практическая жизнь, сенсорика, язык, математика, космос (окружающий мир), творчество. Каждая зона наполнена множеством развивающих предметов и дидактических игр, взаимодействуя с которыми, ребенок самостоятельно изучает свойства и функции вещей и узнаёт новое.
Приятным бонусом для родителей, которые сделали выбор в пользу детского сада, использующего Монтессори методику, будет также и наличие регулярных консультаций для родителей, на которых педагоги и детские психологи подробно раскрывают задачи метода, делятся успехами воспитанников, а также дают рекомендации по воспитанию по методу Монтессори дома. ВыводыВоспитание по методу Марии Монтессори качественно отличается от традиционных подходов: взрослый не проводит уроки и не требует положить руки на парту и внимательно слушать, у детей есть возможность и время познавать то, что им интересно, а специально организованная среда заботится о том, чтобы "интересно" было всегда и "полезно". Благодаря этим условиям метод получил международное признание, выпускники Монтессори садов стабильно демонстрируют интерес к учёбе, развитые навыки самоконтроля и успешно осваивают школьную программу, а родители гордятся своими талантливыми, самостоятельными и по-настоящему счастливыми детьми. ЗаключениеСеть детских Монтессори клубов "Созвездие" является одним из лидеров дошкольного образования по методике Монтессори в Москве. Все наши специалисты имеют базовое и дополнительное образование в сфере детской психологии и организации обучения дошкольников, регулярно проходят повышение квалификации, участвуют в научных дискуссиях и исследованиях, обмениваются опытом с иностранными коллегами, а, главное, любят детей, имеют большой опыт работы с ними и умеют становиться настоящими друзьями для малышей. Успех "Созвездия" - это пятнадцать лет работы, более 36000 довольных выпускников, регулярное обновление методических материалов и игрушек, а также постоянный контроль за безопасностью каждого ребенка. Мы всегда открыты новым знакомствам и рады показать жизнь нашего клуба изнутри. Для знакомства с нами достаточно записаться на бесплатное пробное занятие через форму на сайте или позвонив нам по телефону +7 (499) 686-10-35. До встречи в наших детских Монтессори клубах "Созвездие"! Статью подготовила Монтессори-педагог Что такое методика Монтессори и стоит ли её пробоватьПервая в Италии женщина‑врач и педагог Мария Монтессори создала методику обучения имени себя ещё в начале XX века. В основу легли наблюдения за детьми с задержками развития. Они же были главной целевой аудиторией Монтессори. Чуть позже систему адаптировали для обычных детей, и в таком виде она популярна до сих пор. В чём суть методики МонтессориОбучение по Монтессори проходит под девизом: «Помоги мне сделать это самому!» Считается, что, если поместить ребёнка в развивающую среду и предоставить ему свободу действий, он будет с удовольствием познавать мир самостоятельно. Ребёнок может раскрыться нам только сам, свободно претворяя свой естественный план построения. Мария Монтессори, педагог Дети сами выбирают, чем и когда им заниматься. Задача взрослого — не мешать, не критиковать, не хвалить и не сравнивать ребёнка с другими. А только показывать, как пользоваться материалами, наблюдать и помогать в случае необходимости. Что такое сензитивные периодыМария Монтессори считала возраст от 0 до 6 лет наиболее важным в жизни человека. Она выделяла шесть сензитивных периодов, благоприятных для формирования определённых навыков. Если начать обучение раньше или позже, то ребёнку будет скучно или тяжело. От 0 до 3 лет: период восприятия порядкаОбучить ребёнка соблюдать чистоту и убирать за собой проще всего до 3 лет. В системе Монтессори порядок имеет ключевое значение. Детей с раннего возраста привлекают к уборке, показывают им, как раскладывать вещи, вытирать пыль, мыть посуду. Для работы детям предоставляют специальный инвентарь: удобные щёточки и совочки, маленькую швабру и веник. От 0 до 5,5 лет: период сенсорного развитияРебёнок изучает окружающий мир через ощущения, звуки и запахи. У него формируется представления о форме, цвете, размере. От 0 до 6 лет: период речевого развитияРечь каждого ребёнка развивается индивидуально, и если кроха не умеет разговаривать в 2 года — ничего страшного. У него ещё есть запас времени. А помочь могут специальные карточки, книжки и наглядные материалы. От 1 года до 4 лет: период развития движений и действийРебёнок изучает возможности своего тела, развивает координацию и укрепляет мышцы. Для этого ему нужна хорошо оборудованная детская площадка с горками, качелями и шведскими стенками. От 1,5 до 5,5 года: период восприятия мелких предметовДля развития мелкой моторики в системе Монтессори предлагается выполнять самые простые действия: нанизывать бусины на шнурки, перекладывать фасоль или горох, собирать пазлы. От 2,5 до 6 лет: период развития социальных навыковРебёнок постепенно учится жить в обществе: здороваться, быть вежливым, внимательно относиться к потребностям других людей, помогать. Как организована развивающая среда по методике МонтессориВ системе Монтессори дети условно делятся на возрастные категории: от 0 до 3, от 3 до 6, от 6 до 9 и от 9 до 12 лет. Как правило, к занятиям привлекают детей от 2 лет. А в группе одновременно обучаются разновозрастные дети из одной категории — например, трёхлетки постигают мир бок о бок с пятилетками и шестилетками. Самые младшие тянутся за старшими, а «взрослые», помогая другим, развивают лидерские навыки и учатся заботиться о слабых. Комнаты в детсадах и школах Монтессори поделены на несколько зон, заполненных обучающими игрушками, материалами и пособиями. Зона сенсорного воспитанияТут собраны материалы для развития зрения, обоняния, слуха, вкуса и тактильных ощущений. Дети играют с шумовыми инструментами, складывают фигурки, пробуют на ощупь всевозможные поверхности, знакомятся с запахами, угадывают, какой фрукт они только что съели. Зона практической жизниДети обучаются основным бытовым и социальным навыкам: уходу за собой и окружающей средой, этикету, правилам общения. Они чистят одежду и обувь, готовят еду, поливают цветы и убирают, пользуясь настоящими инструментами. Математическая зонаЗнакомство с цифрами и математическими операциями происходит с помощью игрушек, развивающих логику, навыки счёта, умение сравнивать, измерять и упорядочивать. Постепенно ребёнок проходит путь от элементарных действий к решению довольно сложных задач. Зона речевого развитияРебёнок расширяет словарный запас, развивает фонематических слух, постепенно учится читать, осваивает письмо. Зона космоса (естествознания)Здесь ребёнок получает представление об окружающем мире: географии, истории, ботанике, зоологии, естественных науках. Зачем пробовать методику МонтессориГлавный плюс системы Монтессори в том, что дети обучаются всему в своём темпе, без принуждения и давления оценочных суждений. Они не скучают, поскольку сами выбирают себе занятие по вкусу, и не боятся совершить ошибку. Кроме того, дети, обучающиеся по этой методике, уважают потребности других людей, рано становятся самостоятельными и легко справляются с бытовыми задачами: одеваются, убирают за собой, готовят несложные блюда. В чём недостатки системы МонтессориКритика методики Монтессори сводится к следующим пунктам.
Читайте также 👶🏻👪👨👩👧👦Методика Марии Монтессори: достоинства и недостаткиПросмотров 61.1k. В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок. Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори. Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности? Немного истории…Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде. В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим. В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий. По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы. Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов. Суть педагогики МонтессориПожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!». Основные пункты:
Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила:
Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым. В чем особенность занятий по Монтессори?В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:
ИНТЕРЕСНО: Бизиборд — развивающая доска с замочками и кнопочками для малышей своими руками Фото:
Спорные моменты в методике МонтессориГлавное преимущество методики Монтессори – ребенок развивается самостоятельно, в своем собственном темпе, без особого вмешательства со стороны взрослых. Что же касается существенных минусов методики, то к ним специалисты относят следующее:
В настоящее время развивающие центры и многие образовательные учреждения не практикуют методику Монтессори в ее первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее, добавляя собственные наработки. Беседа со специалистом по системе Монтессори в раннем развитии малышей: Что нужно знать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок развивался с ранних лет Наше мнениеМетодика раннего воспитания итальянского доктора и ученого Марии Монтессори достаточно интересна и своеобразна. Дети, воспитанные в монтессори-классах, самостоятельны и уверены в себе, умеют решать бытовые проблемы. Они не только отстаивают свое мнение, но и способны нести ответственность за собственные поступки. Если у вас есть желание видеть эти качества в своем ребенке, попробуйте прочитать несколько книг и пособий автора: “Дом ребенка”, “Мой метод”, “Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет”, «Помоги мне это сделать самому», “Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается”, “Самовоспитание и самообучение в начальной школе (сборник)”, “Дети – другие”, “Домашняя школа Монтессори (комплект из 8 книг)”, “Впитывающий разум ребенка”, “После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития” – и возьмите на заметку некоторые советы по детскому развитию и воспитанию.
Юля на своем опыте делится положительными и отрицательными сторонами методики Монтессори: Фильм о Марии МонтессориМетод Монтессори . Развитие детей от 8 месяцев до 3 летКаждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослого – просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научиться самостоятельно постигать мир. А постичь его он может только через опыт – опыт мысли, чувства, действия. Играя с матералом Монтессори, дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, совершенствуют координацию и точность движений, развивают свои сенсорные способности. Эти, казалось бы, простые упражнения – переливание воды, просеивание смеси из крупы через дуршлаг, вытирание воды губкой, складывание салфеток, пересыпание крупы ложкой, вылавливание шариков, и столь нелюбимые большинством взрослых стирка и подметание пола и т.п. – действуют на кроху просто завораживающе. Вот ведь теперь он – совсем как взрослый, все умеет и все делает самостоятельно! Это очень повышает их самооценку, и как следствие – появляется уверенность в себе. Надо ли говорить, как это важно! Мамина школа: Развитие ребёнка по системе МонтессориМетод обучения МонтессориМетод обучения МонтессориМетод обучения Монтессори - это современное образовательное движение, которое побуждает учителей по-разному смотреть на детей и обучение в классе чем общие отношения учитель-ученик. Вместо того, чтобы сосредоточиться на академических образования, метод Монтессори фокусируется на уважении и поощрении каждого индивидуальные особенности ребенка, обеспечивая благоприятную среду для обучения социальное взаимодействие и эмоциональные навыки.Метод Монтессори чаще всего применяется на уровне дошкольного образования, поскольку он ориентирован на раннее развитие детей. Метод Монтессори был создан в начале 20 века Марией Монтессори, итальянский педагог и врач. Философский принцип Монтессори метод заключается в том, что у каждого ребенка есть собственное внутреннее руководство для самостоятельного развитие. Учитель действует как проводник, наблюдая за классом, чтобы устранять препятствия для обучения, но не участвовать в качестве прямого инструктора.Уроки, которые дает учитель, часто включают в себя то, как использовать или играть с различными обучающие игрушки в классе. По словам доктора Монтессори, каждый ребенок развивается через несколько этапов, каждый уникален и требует немного другой стратегии обучения. Первое происходит в возрасте от рождения до шести лет. Этот этап представляет время, когда младенцы, малыши, и дети овладевают языком и начинают познавать мир в первый раз. Он включает в себя развитие эго, когда ребенок сначала начинает различать себя и других.Происходит второй этап в возрасте от шести до двенадцати лет, когда дети начинают развиваться способность к независимому мышлению и абстрактным рассуждениям. Этот этап отмечен стремлением к социальному и эмоциональному взаимодействию с другими. Последний этап развития - отрочество. Вместо инструктажей с помощью зубных лекций, раздаточных материалов, рабочих листов и уроков планы, учитель Монтессори предложит руководство, но в конечном итоге ребенок отвечает за собственное индивидуальное обучение.В классе часто содержат несколько станций, каждая из которых содержит игрушки, которые позволяют детям исследовать и учись. Например, обычная станция в классе Монтессори будет есть ведро с кубиками Lego и несколько изображений простых предметов, таких как яблоко или домик, который дети могут построить, если захотят. Другие станции могут быть книги, цветные карандаши, ксилофон или другие интересные занятия. В вся идея класса Монтессори - позволить детям учиться через игру. Еще одна интересная особенность кабинетов Монтессори - возрастные группы.Обычно в западных школах детей разделяют по возрасту и классу. уровни, взаимодействуя в первую очередь с детьми своего возраста. Монтессори класс часто будет смешанным классом, например, содержащий всех детей в возрасте от трех до шести лет. Это важно, потому что дети всегда на разных этапах своего развития, и дети младшего возраста могут учиться, наблюдая за игрой старших детей. Этот процесс известен как строительные леса. и был сформулирован Львом Выготским как метод социального обучения. Класс Монтессори отличается от обычного класса рядом важных способов. Эти изменения побуждают детей развиваться самостоятельно. на разносторонних людей. Позволяя детям играть вместо сидеть и слушать лекции, занятия позволяют детям развивать мотивацию учиться и исследовать. Хотя это не традиционный способ вести класс, метод Монтессори предлагает детям преимущества, подтвержденные эмпирическим путем сверх нормального развития и обучения. Дополнительная информация о методе МонтессориМонтессори Профессиональное развитие
.
Важность руководства и вмешательства - Руководство Монтессори«Вмешательство» (также называемое здесь «руководством» и «помощью») является центральным элементом нашей повседневной педагогики в рабочей среде ребенка. Он напоминает о конкретных ориентировочных критериях нашей подготовки в качестве учителей: материальное содержание подхода Монтессори, материалы Монтессори и наше личное обучение - наше обучение в духе. У него есть цели и ориентиры, но практика - это искусство. Чтобы овладеть этим искусством, нужна практика, а ее дух - терпение.Практика Монтессори часто требует личного и трансформирующего отхода от прежнего понимания образования. Это требует постоянного наблюдения и обучения. Вмешательство требует, в принципе, творческого применения, которое смело применяют взрослые, которые ценят положительный ответ, который дети будут давать уверенным взрослым, способным понимать и поддерживать компоненты лидерства в качестве учителя / наставника Монтессори. Возможно, наиболее важным является постоянное ежедневное отношение учителя.Взрослый является лидером не только в обучении или руководстве, но также в своем внутреннем компасе и мировоззрении, а также в своей индивидуальности. Взрослый может делать ребенку презентации, которые по своему содержанию очень полны. Если, однако, взрослый не нашел в себе личного смысла своего существования, связанного с ее ролью с детьми, ее презентации могут не содержать поддерживающего источника и энтузиазма, света, раскрывающего красоту ее характера, и дети могут не найти вдохновения для их собственный интерес к тому, что они хотят делать. «Вмешательство» (также именуемое здесь «руководством» и «помощью») занимает центральное место в нашей повседневной педагогике в рабочей среде ребенка ».Вкратце, доктор Монтессори сослался на «отношение» взрослого, отношение любви к ребенку, которое когда-то воспитывалось в потенциалах, которыми обладают все дети, поворачивает, вдохновляет и следует более необычным путем. Абс Йостен, который, по словам Ренильде Монтессори, был одним из самых уважаемых тренеров AMI, открывая один из своих курсов в Индии, сказал, что мы приходим на тренировки по многим причинам, но однажды мы сталкиваемся с открытиями доктораМонтессори окружает ребенка, и мы обнаруживаем, что теперь у нас есть одно направление - помочь ребенку. Практическое содержание вмешательства с детьми включает:
Понимание «вмешательства» в педагогике Монтессори в сравнении с «преподаванием и обучением» в общем образовании. Цель и практика обучения Монтессори - помочь ребенку не учить его. Это включает в себя обучение, в большом количестве. Но содержание нашего обучения направлено на продвижение и поддержку того, что уже происходит естественным образом: обучение через изучение его окружения и воздействие на него. Полезно отличать цель и практику Монтессори от традиционного образования.В общем образовании практика обучения преследует одну цель: обучение проводится таким образом, чтобы его содержание было усвоено . Это философия и смысл традиционного образования. Для учителей Монтессори существует практическое правило, позволяющее достоверно понимать нашу работу: это помощь - предоставляется ребенку в процессе его фундаментального развития. «Масштабы и практика Монтессори выходят за рамки простой передачи информации и могут быть лучше всего поняты в контексте развивающейся целостности личности: где каждый аспект работы ребенка включает в себя часть целого ребенка, физически и в его психике по отношению к тому, что он уже изучил, чему он учится сейчас, и к тому, что ему нужно быть готовым к изучению в будущем.
ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Важный импульс в воспитании детей приобретается, когда осознаются повседневные усилия ребенка и родители начинают применять эти принципы. В домашних условиях поддерживается и ребенок, и школа; и все мы легко замечаем преимущества в росте ребенка. Наше вмешательство, как родителей, так и учителей, основано на принципах, которые внутренне мотивируют ребенка, способствуют более сильной эмоциональной связи и динамическим отношениям с ним. Связь развивается и укрепляется по мере того, как ребенок растет в ответственной независимости.И прекрасная часть нашего собственного обучения на протяжении этих первых лет - это не то, что мы лучше подготовлены предложить ребенку, как мы, конечно, и являемся, а то, что мы постоянно изучаем у ребенка . Помогать своим детям развивать врожденные способности к самостоятельному обучению может быть сначала пугающим для родителей и сложным для нового учителя. Предвзятое мнение относительно способности детей к быстрому обучению является частью этой трудности, с которой столкнутся взрослые: например, мысль о двух- или трехлетнем ребенке, успешно переносящем поднос со стеклянными предметами через комнату, или о семилетнем ребенке, который благополучно переносит работа с зажженной спичкой для научного эксперимента.Подобные события происходят в среде Монтессори как «повседневные события». Они вовсе не воспринимаются как должное; они являются поводом для особого упоминания в наблюдениях учителя, в то же время они укрепляют наше представление о нормальном развитии , а также удивительную проницательность наблюдений доктора Монтессори. «Ребенок, впервые приходящий в школу, возможно, привык к отношениям взрослых, которые не предполагают способности к самодисциплине и ответственной независимости.”Идея« обучения в среде, где есть свобода выбора и передвижения »может показаться взрослым противоречащей интуиции, потому что наш опыт с ней ограничен. Или, наоборот, «свобода» может быть ошибочно предложена ребенку как «лицензия» (по сути, делать то, что ребенок хочет), вседозволенность и слишком мало границ, возможно, из-за страха сделать что-то неправильно или «подавить творческие способности ребенка». . Ребенок, впервые приходящий в школу, возможно, привык к отношениям взрослых, которые не предполагают способности к самодисциплине и ответственной независимости.Например: ребенок с таким переживанием дома часто сначала неохотно проявляет интерес к работе с любым из множества доступных ему материалов. Эти дети ждут, пока кто-нибудь поработает с ним, особенно взрослый, или что-то сделает для него, вместо того, чтобы с нетерпением пробовать работу по своему выбору. В общем, этим детям трудно сформировать продуктивную привязанность к материальной среде, сформировать привязанность к своей потребности для удовлетворения своих собственных интересов или вступления в социальную жизнь окружающей среды. Опытные учителя знают, что дети могут поначалу проявлять эмоциональное расстройство из-за изменения его распорядка и этой разницы во взглядах взрослых. В этих обстоятельствах важно относиться к родителям так же внимательно, как и к детям. Отставание от ребенка - сложный и эмоциональный процесс для многих родителей. От учителя требуется чуткость и постоянное общение, чтобы сформировать с ним прочную и позитивную связь. Часто требуется шесть недель или больше, чтобы помочь ребенку переориентировать себя на свою способность к самостоятельной деятельности.Монтессори назвал «нормализацией». Таким образом, можно видеть, что «вмешивающиеся» и «направляющие» дети имеют много точек пересечения, временами неразличимых. В любом случае наша цель лучше всего сформулирована ребенком много лет назад: «Помогите мне сделать это самому». Это точка прибытия и отправная точка: это ориентир для всех детей. Зная о способности ребенка к независимости, мы продолжаем наши усилия по поддержке и поддержке. Мы проводим презентацию непосредственно сопротивляющемуся ребенку или убеждаемся, что представляем ее другому ребенку, находящемуся в зоне его слышимости, как косвенную презентацию.Продолжая так, мы попеременно наблюдаем издалека и вмешиваемся, когда видим окончательный знак, который говорит: «Я готов попробовать это, пожалуйста, помогите мне начать». Рано или поздно это обязательно произойдет. .Монтессори в раннем детстве | Опыт работы в классе детского сада МонтессориТщательно подготовленные учителя внимательно наблюдают за своими детьми в раннем детстве, выявляя их интересы и способности и разрабатывая индивидуальные планы обучения с учетом потребностей каждого ребенка. Они направляют обучение, вводя новые уроки и уровни сложности по мере необходимости. Учитель предлагает поддержку, время и инструменты, необходимые для того, чтобы естественное любопытство детей стимулировало обучение, и предлагает варианты, которые помогут им учиться, расти и добиваться успеха. После участия в демонстрации материала учителем ваш ребенок может выбирать занятия и работать самостоятельно или с партнером столько, сколько он пожелает. Поскольку обычно имеется только один материал каждого вида, ваш ребенок разовьет терпение и самообладание, ожидая, пока материал станет доступным. Учебная программа для детей младшего возраста Монтессори рассчитана на 3 года. Поскольку учитель направляет вашего ребенка в обучении в его собственном темпе, его индивидуальный план обучения может выходить за рамки тех концепций, которым он был бы обучен в классе, в котором все дети изучают одну и ту же концепцию одновременно. По мере продвижения дети развивают способность концентрироваться и принимать решения, а также развивают самоконтроль, вежливость и чувство ответственности перед обществом. В школах Монтессори академический рост рассматривается как часть здорового развития детей. Этот метод способствует их социальному, эмоциональному и физическому росту, гарантируя, что они, как сказала д-р Мария Монтессори, « всегда идут по пути радости и любви». Учебная программаКласс для детей младшего возраста предлагает вашему ребенку 5 направлений обучения: практическая жизнь, сенсорика, математика, язык и культурология.Какие уроки можно извлечь в этих областях? Практическая жизньДети изучают повседневные навыки, например, как одеваться, готовить закуски, накрывать стол и ухаживать за растениями и животными. Они также учатся уместному социальному взаимодействию, например, говорить «пожалуйста» и «спасибо», быть добрыми и полезными, слушать, не отвлекаясь, и разрешать конфликты мирным путем. Помимо обучения конкретным навыкам, практическая жизнь способствует развитию независимости и координации мелкой и крупной моторики. СенсорДети оттачивают навыки восприятия мира различными органами чувств и учатся описывать и давать названия своим переживаниям, например, грубым и гладким, воспринимаемым через прикосновение. Сенсорное обучение помогает детям классифицировать свое окружение и создавать порядок. Он закладывает основу для обучения, развивая способность классифицировать, сортировать и различать - навыки, необходимые в математике, геометрии и языке. МатематикаС помощью практических заданий дети учатся определять числа и сопоставлять их по количеству, понимать числовые значения и десятичную систему, а также практиковать сложение, вычитание, умножение и деление.Они также исследуют закономерности в системе нумерации. При исследовательском подходе дети не просто запоминают математические факты; они обретают твердое понимание смысла, стоящего за ними. ЯзыкМероприятия в классе для детей младшего возраста учат языку, помогают детям овладеть словарным запасом и развивать навыки, необходимые для письма и чтения. Сначала обучают умению писать, предшествующему чтению. Используя практические материалы, дети изучают звуки букв, как комбинируют звуки в слова, как строить предложения и как пользоваться карандашом.Как только эти навыки приобретены, дети спонтанно учатся читать. КультурологияШирокий спектр предметов, включая историю, географию, естественные науки, искусство и музыку, интегрирован в уроки культурной области учебной программы. Дети узнают о своем сообществе и окружающем мире. Обнаружение сходств и различий между людьми и местами помогает им развить понимание и понимание разнообразия нашего мира, а также уважение ко всему живому. .Эволюция моей системы ведения записей МонтессориЯ работаю и наблюдаю в классах Монтессори уже добрых пятнадцать лет и видел десятки различных способов отслеживать огромное количество информации, генерируемой ежедневно. Я также немного помешан на информации и собираю идеи, как будто они скоро закончатся (вы видели моих досок Pinterest ?!) Сегодня я поделюсь с вами различными идеями, над которыми я экспериментировал в течение всего дня. лет и результаты, которые я получил от них.
Фаза I: амбициозный новый учительЯ работал под руководством очень организованного учителя-супервизора два года в качестве ассистента и стажера. Ее методы произвели на меня огромное впечатление. Каждую неделю она составляла новый список уроков , набираемый по для каждого ребенка. В течение недели мы записывали работы, которые выбрал каждый ребенок, и какие уроки давал каждому ребенку. Вся эта информация была перенесена в мастер-переплет в конце недели.Если вы спросите ее, сколько именно раз ребенок делал розовую башню за три года, она могла бы сказать вам ! Я был очарован самой концепцией организации всех этих данных. На самом деле, сначала меня больше всего увлекло , собрав всех этих данных. Я посетил как можно больше семинаров по ведению документации и прочитал все книги, которые попадались мне в руки. К сожалению, специально для учителей Монтессори не так много. Я был восхищен и поражен доктором.Марлен Бэррон Запись и отчетность: комплексная система учета детей младшего возраста. Вот мое любимое издание 2000 года, окрашенное водой.
Примечательно, что вы можете найти полную версию 1985 года бесплатно на Eric.ed.gov Когда я перешел в новую школу и должен был создать свою собственную систему, я выложился изо всех сил. У меня были напечатанные планы уроков и ежедневные заметки. Я углубился в детали и попытался выяснить, сколько данных я могу собрать о каждом ребенке каждый день или неделю. Взгляните на это безумие:
Верно, я пытался вести график уровня концентрации каждого ребенка в течение дня. Кто так делает ?! Возможно, я переборщил, но все же осознавал важность ведения документации. Это отличное видео, на котором Анна Перри говорит о важности ведения документации в школах Монтессори.
Фаза II: Новый учитель ошеломленНу, эта графическая система дала мне возможность примерно в середине сентября.Затем я вскинул руки, вырвал волосы, заплакал в подушку и сдался. У меня было слишком много дел. Собрать такой объем данных было невозможно. Поэтому я вернулся к простой сетке и написал все, что мог, когда у меня была возможность. Передача информации в подшивки не производилась. Индивидуальные занятия заранее не печатались. Каждый день на моем единственном листе бумаги выделялся квадрат размером в один дюйм, посвященный каждому ребенку. Я также использовал вариант стандартной зачетной книжки из магазина товаров для учителей.Имена студентов были написаны сбоку, а названия презентаций - вверху. Я использовал разные страницы для каждой области учебной программы (аналогичные тем, что были здесь).
Фаза III: Момент лампочкиОбстоятельства вынудили меня сократить до минимума объем моих записей. Когда после первого года самостоятельной работы с классом я поднялся на воздух, я понял, что это не имело большого значения. Я только возвращался и ссылался на свои записи несколько раз.Они мне действительно не были нужны. Вся необходимая информация была у меня в голове. Именно тогда я понял, как красивая последовательность материалов Монтессори и акцент Монтессори на следовании за ребенком поддержали меня. Одним быстрым взглядом на комнату я мог точно сказать, к какому материалу каждый ребенок готов к следующему и нужно ли мне оказывать дополнительную поддержку. Я мог вспомнить, давал ли я материал ребенку раньше и как он с ним справлялся. Мне не нужно было смотреть в свои записи для получения этой информации.Это чрезвычайно освободило меня, и я смог сосредоточиться на совершенствовании своих реальных педагогических навыков в течение следующих нескольких лет. Вот несколько фантастических советов от Соуззанна Зинка из Монтессори для всех по ведению записей Монтессори.
Этап IV: ОрганизацияПосле нескольких лет без формализованной системы ведения учета я решил, что хочу снова попробовать свои силы. Моей части ОКР понравилась идея иметь много данных и организовывать их.Много лет спустя я написал здесь подробный пост о своей системе и даже продал ее как часть большого пакета инструментов для учителей. Пару лет назад я снял видео с описанием моей системы для талантливых Аниты и Роба Амос, создателей Montessori Compass, когда они все еще находились на ранних стадиях разработки своего программного обеспечения. Вот краткое изложение: 1. Подготовьтесь заранее
2. Сетка ежедневных наблюденийРаспечатайте сетку с достаточным количеством мест для каждого ребенка в классе. Печать на адресных этикетках , чтобы вы могли отклеивать и наклеивать листы календаря вместо того, чтобы копировать информацию вручную в конце дня / недели. Вам нужно будет настроить размер сетки, чтобы ярлыки аккуратно помещались на распечатанных календарных листах. В течение дня записывайте все относящиеся к делу заметки о наблюдениях. В конце дня очистите и приклейте ярлыки на лист календаря каждого ребенка. (Я использую Avery 5162, и мне нужно сделать два длинных разреза на листе, чтобы получить нужный размер для моего календаря.)
3. Еженедельный индивидуальный план уроковРаспечатайте сетку с достаточным количеством мест для каждого ребенка в классе. Опять же, распечатайте адресные этикетки. Во время планирования уроков запишите уроки, которые вы планируете преподнести каждому ребенку в течение следующей недели. В течение недели делайте пометки в своей сетке после того, как вы дадите урок. Запишите все представленные спонтанные уроки. На этапе планирования я использовала карандаш и писала на нем ручкой, как только подарила ребенку.В конце недели отклейте ярлыки уроков и приклейте их на лист календаря ребенка. Перейдите к разделу «Объем и последовательность» для каждого ребенка и сделайте пометку рядом с представленным уроком. Я использую простой треугольник для обозначения стадии мастерства. Одна сторона треугольника представляет «представлен», две стороны представляют «практику», а полный треугольник представляет «опытный / освоенный». ** Посмотрите видео, если вы хотите увидеть, как мы использовали интеллектуальную ручку Livescribe для ведения учета ** , этап V: упрощениеНезависимо от того, насколько мне нравятся данные, меня всегда беспокоит вопрос: «Что такое за ?» Как я писал ранее: Самый первый шаг в настройке вашей системы учета - это выяснить вашу цель.Почему вы будете вести записи? Для кого они? Какую информацию вы хотите записать? Для чего вы будете использовать эту информацию? Есть ли требования закона? На эти вопросы будет ряд ответов. Некоторые школы требуют, чтобы определенная информация передавалась родителям каждый год. Другим учителям просто нужен способ следить за успеваемостью своих учеников, чтобы они могли держать их в курсе и мотивировать. У меня нет внешних требований к ведению личных записей студентов.Это все я и учителя, с которыми я живу в классе. Нет смысла собирать данные, если я / мы не вернемся к ним. Мне снова нужна простая, минимальная система ведения документации. Но есть один глюк. Когда я стал (немного) старше и утратил свои привычки в отношении здорового питания и физических упражнений, я обнаружил, что не могу полагаться на свою память, как раньше. На самом деле, я не могу вспомнить ни одной чертовой вещи, пока не запишу это! Проклятия. Теперь мне ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужна система учета, но она должна быть очень простой и не полагаться на мою память.
За последние несколько лет я поэкспериментировал с несколькими решениями для ведения документации в Интернете и пока остановился на рабочем месте Монтессори. Уже год пользуюсь им всерьез и очень им доволен. (Отказ от ответственности: кроме того, что я являюсь их клиентом, я не связан с ними каким-либо иным образом, и меня не просили написать этот обзор). Я начал год, ежедневно вкладывая в него тонны информации, но все, что это занимало, отнимало время и не приносило мне никакой пользы. Теперь я просто делаю запись, если я лично работал с ребенком. Время от времени я буду добавлять анекдотические заметки, если они кажутся достаточно важными. Если я замечаю, что ребенок готов к новому уроку, но не могу представить его сразу, я могу добавить это в план урока ребенка парой щелчков мыши. Также очень легко увидеть, где именно находится ребенок в последовательности материалов. Примечание об электронных системах хранения записей: если вы собираетесь их использовать, я думаю, вы должны иметь возможность напрямую вводить информацию в систему.Если вы записываете что-то на бумаге, а затем переносите это в свою электронную систему после школы, вы упускаете. Дополнительные ресурсы для ведения записей Монтессори
Монтессори Рекордс Экспресс (MRX)MRX - это веб-система учета Монтессори. Он существует дольше всех и очень популярен в крупных школах Монтессори. Это очень всеобъемлющий. Несколько лет назад я работал с ним недолго, но в нем было гораздо больше возможностей, чем мне нужно.В то время я также чувствовал, что его пользовательский интерфейс не был таким интуитивным. С тех пор, наверное, все изменилось! Компас МонтессориMontessori Compass - еще одно комплексное решение для ведения учета онлайн для школ Монтессори. Он имеет множество функций и приятный пользовательский интерфейс. Он обладает фантастической способностью автоматически отправлять индивидуализированную информацию родителям. Сотрудники Montessori Compass также тесно сотрудничают с Фондом Монтессори.Они согласовали объем и последовательность действий Фонда со стандартами Common Core и интегрировали их в свое программное обеспечение. Wowzers! МонтескорингУ меня нет опыта работы с этой компанией, но Montescoring, похоже, создала продукт, о котором я мечтал уже 15 лет. Полка, которая автоматически сканирует и записывает, какой ребенок какое занятие на какое время брал ?! Вы должны посмотреть видео на их странице «Как это работает», чтобы поверить в это. (Но я пришел к выводу, что такие данные для меня не так полезны.)
Обычная старая бумага и карандаш Вот еще несколько идей по ведению записей с использованием старой доброй бумаги и карандаша
Сопутствующие товарыЩелкните изображения для получения подробной информации. (В этот пост могут быть включены партнерские ссылки. Полное раскрытие информации см. Здесь.) .История образования МонтессориВ США быстро прижилось движение Монтессори. Первая школа Монтессори открылась в 1911 году в доме известного банкира в Скарборо, штат Нью-Йорк. Остальные последовали за ними быстро. В отличие от первого дома Марии Монтессори Casa dei Bambini, который был предназначен для детей из бедных, неблагополучных семей, они обслуживали детей из богатых, культурных семей, стремящихся дать своим детям лучшее образование.Выдающиеся личности, в том числе Томас Эдисон и Александр Грэм Белл, поддержали его. В 1913 году Мария Монтессори отправилась в США с трехнедельным лекционным туром, где ее встретили толпы любопытных и заинтересованных сторонников. Для нее был устроен прием в Вашингтоне, округ Колумбия. На мероприятии присутствовало 400 человек, в том числе Маргарет Уилсон, дочь президента Вудро Вильсона, а также многие министры иностранных дел и высокопоставленные лица. Она читала лекцию толпе из 1000 человек в Карнеги-холле в Нью-Йорке, где показывала «движущиеся картинки», сделанные в ее школе в Риме; по запросу была организована вторая лекция. Монтессори сообщила, что она обнаружила, что школы в Америке верны ее методам, и считает поездку ошеломляющей удачей. Доктор Монтессори вернулась в США в 1915 году, чтобы продемонстрировать свой метод на Панамско-Тихоокеанской международной выставке в Сан-Франциско и провести международный учебный курс для будущих учителей Монтессори. На территории экспозиции был построен Монтессори «Стеклянный класс» - класс с панорамными стеклянными окнами на 3-х стенах.Этот уникальный дизайн позволял зрителям с изумлением наблюдать за классом молодых студентов, которые работали очень сосредоточенно и сосредоточенно, по-видимому, не обращая внимания на окружавшую их толпу. В том же 1915 году доктор Монтессори был приглашенным докладчиком на престижной ежегодной конференции Национальной ассоциации образования в Окленде, Калифорния. В нем приняли участие более 15 000 руководителей сферы образования. Успех Стеклянного класса и длительный визит доктора Монтессори в Калифорнию подогрели интерес американцев к образованию Монтессори и его дальновидному основателю, помогая продвигать образование Монтессори по всей стране.Американские газеты и образовательные лидеры приветствовали ее основателя как за ее педагогику, так и за ее личность. К 1916 году в США действовало более 100 школ Монтессори .Движение сошло с рельсовДвижение Монтессори в США исчезло так же быстро, как и распространилось. Языковые барьеры, ограничения на поездки во время Первой мировой войны, антииммигрантские настроения и пренебрежение несколькими влиятельными педагогами - все это способствовало упадку. Уильям Килпатрик, уважаемая фигура в прогрессивном образовательном движении и бывший ученик Джона Дьюи, был одним из таких хулителей.Он раскритиковал метод Монтессори в своей книге Система Монтессори, изученная . Килпатрик, популярный ученый начала 20 века, раскритиковал авторитет, взгляды и философию доктора Монтессори. Он отверг ее убеждения в отношении роли учителя, идеального размера класса и учебных материалов. И он отверг ее интерпретацию доктрины развития, а также количество свободы, которую имеют дети в школе Монтессори. Отрицательная оценка Монтессори Килпатриком быстро стала широко известна и принята во всем США.С. К 1920-м годам образование Монтессори в США почти полностью исчезло, за исключением случайных школ или практикующих. . |
||||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |