|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Воспитание детей по системе монтессориМетодика Марии Монтессори: достоинства и недостаткиПросмотров 61.1k. В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок. Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори. Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности? Немного истории…Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде. В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим. В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий. По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы. Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов. Суть педагогики МонтессориПожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!». Основные пункты:
Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила:
Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым. В чем особенность занятий по Монтессори?В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:
ИНТЕРЕСНО: Бизиборд — развивающая доска с замочками и кнопочками для малышей своими руками Фото:
Спорные моменты в методике МонтессориГлавное преимущество методики Монтессори – ребенок развивается самостоятельно, в своем собственном темпе, без особого вмешательства со стороны взрослых. Что же касается существенных минусов методики, то к ним специалисты относят следующее:
В настоящее время развивающие центры и многие образовательные учреждения не практикуют методику Монтессори в ее первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее, добавляя собственные наработки. Беседа со специалистом по системе Монтессори в раннем развитии малышей: Что нужно знать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок развивался с ранних лет Наше мнениеМетодика раннего воспитания итальянского доктора и ученого Марии Монтессори достаточно интересна и своеобразна. Дети, воспитанные в монтессори-классах, самостоятельны и уверены в себе, умеют решать бытовые проблемы. Они не только отстаивают свое мнение, но и способны нести ответственность за собственные поступки. Если у вас есть желание видеть эти качества в своем ребенке, попробуйте прочитать несколько книг и пособий автора: “Дом ребенка”, “Мой метод”, “Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет”, «Помоги мне это сделать самому», “Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается”, “Самовоспитание и самообучение в начальной школе (сборник)”, “Дети – другие”, “Домашняя школа Монтессори (комплект из 8 книг)”, “Впитывающий разум ребенка”, “После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития” – и возьмите на заметку некоторые советы по детскому развитию и воспитанию.
Юля на своем опыте делится положительными и отрицательными сторонами методики Монтессори: Фильм о Марии МонтессориМетод Монтессори . Развитие детей от 8 месяцев до 3 летКаждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослого – просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научиться самостоятельно постигать мир. А постичь его он может только через опыт – опыт мысли, чувства, действия. Играя с матералом Монтессори, дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, совершенствуют координацию и точность движений, развивают свои сенсорные способности. Эти, казалось бы, простые упражнения – переливание воды, просеивание смеси из крупы через дуршлаг, вытирание воды губкой, складывание салфеток, пересыпание крупы ложкой, вылавливание шариков, и столь нелюбимые большинством взрослых стирка и подметание пола и т.п. – действуют на кроху просто завораживающе. Вот ведь теперь он – совсем как взрослый, все умеет и все делает самостоятельно! Это очень повышает их самооценку, и как следствие – появляется уверенность в себе. Надо ли говорить, как это важно! Мамина школа: Развитие ребёнка по системе Монтессориосновные принципы и суть методики раннего развития МонтессориИстория появленияМария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей 19 века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем! Поэтому Мария вместе с мужем начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержками развития. Но убедившись в успехе выдвинутой ей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. Так появилась методика развития Монтессори, названная в честь автора. Мария МонтессориВ чём суть педагогики МонтессориАвтор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей. Основные принципы методики
Воспитание ребенка по методике МонтессориНа чтение 8 мин. Полноценное развитие детей требует систематизированной и последовательной работы, которую необходимо начинать с самого раннего детства. Есть множество авторских воспитательных методик, среди которых наиболее востребованной считается программа развития, разработанная Марией Монтессори.
Сущность методики: воспитание самостоятельности
Основной принцип работы метода Монтессори заключается в идее самовоспитания ребенка. Родители и воспитатели должны лишь угадать интересы малыша, создать необходимые условия для развивающих игр и занятий и помочь ему проявить самостоятельность. Воспитание детей по методу Монтессори осуществляется с соблюдения следующих условий:
Самостоятельная игра детей регулируется некоторыми общими правилами:
Периоды развития детей по методу Монтессори
В процессе жизни ребенок проходит несколько периодов развития, когда у него повышается восприимчивость к новым знаниям. Эти периоды позволяют ребенку легко овладевать определенными знаниями, обучение осуществляется без дискомфорта, связанного с серьезностью и сложностью образовательного процесса.
Принуждение детей к занятиям, наказание за невыполнение тех или иных заданий недопустимо. Возможно у конкретного ребенка еще не наступил сензитивный период для овладения данным видом деятельности или этот этап уже прошел. Обучение в таком случае будет непродуктивным. Периодизация развития ребенка по Монтессори Развитие речи. Овладевание основами родного языка длится с рождения до шестилетнего возраста. Важным этапом активного речевого развития является возраст от года до 2,5 лет, когда ребенок повторяет слова, которые слышит вокруг. Для пополнения лексического багажа детей важно читать книжки и рассказывать об окружающей действительности. Методика Монтессори требует основывать общение на использовании взрослой речи, поскольку малыш должен воспринимать ее в правильном грамотном виде. Овладев речью, после 3,5 лет малыш ее применяет осознанно и с радостью осознает, что взрослые его понимают. Поэтому в возрасте около четырех лет методика Монтессори предлагает ввести в процесс развития ребенка разрезные буквы и алфавиты. К 4,5 годам дети учатся писать не только буквы, но и отдельные предложения и даже небольшие тексты. По мнению Монтессори, такой прогресс в речевом развитии ребенка возможен, если все этапы развития речи были использованы. В 5 лет дети учатся читать самостоятельно. По Монтессори-технологии малыш должен сначала научиться писать, и только затем читать: выражать собственные мысли посредством письма легче, чем при чтении книг понимать мысли других людей. Восприятие порядка. На данном этапе малыш начинает понимать то, что мир вокруг него структурирован. Происходит это, как правило, до 3-летнего возраста, особенно активно в 2-2,5 года. Малыш понимает, что ему комфортно в упорядоченном пространстве, в котором он чувствует легко и спокойно. По Монтессори-педагогике внешний и внутренний порядок тесно взаимосвязаны: мысли и действия человека не могут быть упорядоченными, если до 3-летнего возраста ребенка не приучили к порядку. Важно воспитание любви к порядку осуществлять в первые три года жизни детей, чтобы они привыкли к размеренности и структурированности окружающей обстановки. Монтессори доказала, что дети нуждаются в соблюдении порядка, к которому приучить ребенка нетрудно. Необходимо объяснить, что каждая вещь после того, как она будет использована, должна возвращаться на свое место. Методика учит родителей организовывать детское пространство таким образом, чтобы каждая игрушка, тетрадка, книжка и т.д. находились в доступном для ребенка месте, откуда он мог бы их взять без помощи взрослых. Относительно распорядка дня следует отметить, что режим дня очень важен для малыша. Всякого рода сюрпризы, связанные с настроением родителей, которые могут быстро заменить запреты на дозволенность, нелогичность и непоследовательность их требований и действий оказывают на психику малыша негативное воздействие, приводящее к состоянию дискомфорта и неуверенности.
Сенсорное развитие. Период формирования чувств длится достаточно долго, до 5-5,5 лет. Именно на этом возрастном этапе закладываются основы развития мышления, предпосылки творческого развития. Для эффективного развития сенсорики Монтессори разработала уникальную методику, позволяющую ребенку узнавать предмет по его признакам, технологию, которая помогает быстро развивать органы чувств. Восприятие маленьких предметов. Малыш с большим увлечением играет с различными пуговицами, горошинами. С полутора лет ребенок, играя с мелкими предметами, начинает воспринимать огромный окружающий мир, как состоящий из маленьких элементов, т.е. понятный и безопасный. Так ребенок становится уверенным в собственных силах. Игры с маленькими предметами развивают мелкую моторику, которая играет огромную роль в формировании речи и психических процессов. Развитие действий и движений. До 4 лет ребенок, двигаясь, оттачивает свои действия. От постепенного роста выразительности движений зависит, насколько гибким и ловким будет малыш. Детьми в этот период осваивается широкий спектр физических упражнений, которым методика Монтессори придает огромное значение. Свободные движения способствуют обогащению крови кислородом и развитию клеток головного мозга. Не следует ограничивать детей в движениях, активные малыши лучше развиваются и демонстрируют высокие результаты в учебе. Педагогика Монтессори пропагандирует постоянное движение и активность детей. Развивающая среда организуется таким образом, чтобы ребенок мог свободно двигаться в помещении. Правильно организованная среда должна содержать специальную «шумную комнату» с тренажерами, детскими спортивными снарядами и т.д. Методика не предусматривает столов и парт, за которыми дети вынуждены подолгу сидеть без движения. Развитие социальных навыков и самостоятельности. Эти качества у ребенка следует развивать с рождения до пятилетнего возраста. Когда ребенок снимает с головы шапочку, берет кусочки хлеба или яблока с тарелки, пьет из чашки — он стремится к самостоятельности. Методика Монтессори приветствует такие проявления и советует родителям ни в коем случае не мешать и не запрещать детям проявлять инициативу. Если взрослые попытаются ограничить самостоятельность и для «безопасности» или из-за спешки станут брать на себя процесс кормления, одевания и т.д., они воспитают инфантильную личность, не способную к проявлению творчества. Ребенку нужна лишь небольшая помощь взрослого, чтобы проявить самостоятельность. «Помоги мне это сделать самому» — таким девизом необходимо руководствоваться при воспитании детской самостоятельности. Самостоятельность необходима ребенку и в социальном окружении. Начиная с двухлетнего возраста малыш понимает, что ему нужно общаться в другими детьми, взрослыми, строить взаимоотношения. Роль родителей заключается в том, чтобы воспитать в ребенке правила хорошего тона, вежливого обращения. Для воспитания социальных навыков Монтессори-педагогика предусматривает использование одиночных материалов. Суть заключается в том, что в работе с группой детей применяются одиночные комплекты пособий. Таким образом, дети учатся сотрудничеству, сдерживанию негативных эмоций, у них формируется умение просить и отказывать, договариваться и благодарить. Домашнее воспитание по методу Монтессори
Методика Монтессори актуальна и широко применяется во многих детских образовательных учреждениях, помогает эффективно развивать психические процессы малышей, учить и воспитывать. Образованию родителей, желающих применять эту методику дома, способствуют методические пособия и информационные материалы по данной технологии. Многочисленные рекомендации родителям по методу Монтессори содержат советы о том, как правильно развивать уникальные природные способности детей, каким образом организовывать воспитание культуры общения, как дополнять знания и формировать новые умения и навыки. 10 правил Монтессори-среды дома помогут родителям в организации развивающего пространства для детей в домашних условиях:
Роль воспитателя в системе Монтессори Технология определила новую роль для воспитателя в качестве помощника образовательного процесса. Не навязывая плановые занятия, воспитатель лишь направляет процесс развития детей и наблюдает, делая заметки о том, в какой игровой зоне наиболее комфортно ребенку и работа с какими материалами приносит эффективные результаты. Система поощрения детской деятельности в Монтессори-педагогике предоставляет воспитателю возможность выбора таких приемов оценки детской деятельности, при которых ребенок понимает, что его деятельность нацелена не на похвалу, а на результат: вместо «умница» или «молодец» применяется, например, формулировка «Ты быстро собрал башню». Сохранение и развитие детской индивидуальности, свобода как жизненное условие воспитания, без навязывания и принуждения, поощрение и развитие врожденной любознательности и познавательной активности — вот основная педагогическая ценность методики Марии Монтессори. суть обучения и воспитания, раннее развитиеМария Монтессори – это первая женщина-врач в Италии, достигшая степени доктора медицинских наук. Она является создателем педагогической методики раннего развития для детей, которая по сей день является одной из самых востребованных среди родителей всего мира. Суть методики раннего развития Монтессори
Методика Монтессори для детей направлена на то, чтобы дети учились самостоятельно, а взрослые только создавали благоприятную для этого обстановку. Большое значение придается развитию мелкой моторики, а также чувств – слуха, зрения, обоняния, осязания и пр. Методика Монтессори для детей получила свое название от имени ее создательницы
Методика не ставит малыша в жесткие рамки. Нет конкретных рекомендаций или упражнений, которые нужно неукоснительно соблюдать. Малыши работают в комфортном для себя темпе, без какого-либо стресса. Каждый ребенок может выбрать только интересные для себя занятия, развивая врожденные таланты. Как следствие, у него еще в раннем возрасте формируется здоровая уверенность в себе и своих способностях. Система не практикуется в отношении детей до года. Приступать к занятиям по этой программе можно с 3-летнего возраста и до начала учебы в школе. Основные положения методики Монтессори для детей
Суть методики состоит в том, что в среде, где воспитывается ребенок, абсолютно все должно быть учебным пособием. Материалы системы разработаны таким образом, чтобы малыш мог самостоятельно отыскать ошибку и убрать ее – в этом и заключается основной принцип самостоятельности.
Задача педагога – определить, что интересно конкретному ребенку в данный момент, и создать комфортную обстановку для его развития. Взрослые подталкивают детей к действиям, но ничего не делают за них. Ребенок обучается, взаимодействуя с предметами. В это время он один. Если он участвует в коллективных играх, задача совершенно другая – научить детей взаимодействовать друг с другом, общаться и взаимовыгодно сотрудничать. Обучение детей по методу Монтессори: 10 принципов
В дальнейшем малыши, которых воспитывали в соответствии с этой методикой, становятся самостоятельными и независимыми людьми. Они способны преодолевать трудности и находить свое место в социуме. Но для этого нельзя «глушить» врожденную детскую потребность познавать мир и осваивать новые навыки. Малыши постоянно стремятся все вокруг пощупать, потрогать, попробовать на вкус, понюхать. На этом этапе основное обучение происходит с помощью органов чувств. Существует 10 главных положений системы:
Соблюдение этих принципов способствует раскрытию врожденного детского потенциала с самого раннего возраста. Обучение детей происходит в интересной форме
Важно понимать, что у каждого малыша есть потребность узнавать окружающий мир, поэтому с тем, чтобы его заинтересовать, никаких проблем не возникнет. Гораздо важнее – обустроить благоприятную среду для обучения. Воспитание ребенка и роль взрослого в нем
Взрослые подталкивают ребенка к изучению окружающего мира, но для этого необходимо создать комфортную обстановку, в которой может располагаться несколько зон:
Работая с каждой из этих зон, ребенок развивается комплексно. Он не нуждается в помощи взрослого, но нуждается в качественно организованной среде обучения. Игрушки и дидактический материал
Система подразумевает, что ребенок обучается, контактируя с предметами. Существуют специальные игровые наборы Монтессори, которые можно приобрести в специализированных магазинах, но нельзя обойтись и без предметов повседневности, например, тазиков, чашек, ложек, стаканов, салфеток, круп и т.д. Весь учебный материал должен располагаться не выше уровня глаз малыша. Так происходит побуждение к действию. Взрослые должны следить за тем, чтобы дети аккуратно обращались с предметами и использовали их только после полного понимания предназначения. Предметы, которые выбрал малыш для игры, должны располагаться на специально предназначенном коврике для игр. Среди методик раннего развития Монтессори занимает одно из первых мест
Если ребенок не знает, как пользоваться конкретным предметом, взрослый может показать ему. Но это не значит, что малыш не может применять и собственный опыт. Когда он закончит играть с определенными предметами, он должен вернуть их на место, и только после этого взять новые. Если игрушки, которые хочет взять малыш, в данный момент заняты другим ребенком, он должен подождать, пока тот закончит свою игру, наблюдая за него действиями. Наблюдение является одним из способов развития ребенка. Недостатки методики
Методика достаточно эффективна, но она не может использоваться, как единственное средство детского развития из-за следующих недостатков и ограничений:
Сейчас многие детские сады специализируются на методике Монтессори, но при этом имеют игровую комнату для подвижных занятий и уделяют внимание классным урокам, на которых дети должны вести себя дисциплинированно и слушаться взрослых. Такой комплексный подход способствует всестороннему развитию и компенсирует недостатки системы. Методика Монтессори для детей – это система раннего развития малышей-дошкольников, при которой особое внимание уделяется самостоятельности. В ней нет строгих программ и ограничений – ребенок сам выбирает, с помощью чего он развивается. Но полное погружение в систему может провоцировать отсутствие дисциплинированности, поэтому включение других занятий в методику обязательно. Также рекомендуем почитать: список вещей с ребенком на море Система Монтессори: как это работает, кому подходит и в чём минусыМария Монтессори, итальянский врач и педагог, ещё сто лет назад придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Сначала — для детей с особенностями развития, а потом и для всех остальных. Некоторые родители до сих пор мечтают отдать своего ребёнка в Монтессори-сады, а кто-то даже пытается сам учить ребёнка по такой системе. Разбираемся со всеми особенностями системы. Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию 1. Кто такая Монтессори и что это за система?Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Суть её метода можно описать в пяти словах: «Помоги мне это сделать самому». Монтессори считала, что каждый ребёнок от рождения стремится к знаниям. Всё, что нужно сделать родителям и педагогам, — создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами и позволить им самим выбирать, с чем, как и сколько играть. Мария Монтессори / Фото: Wikimedia CommonsПосле института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети — они были одиноки, у них не было игрушек и с ними никто не занимался. Она стала носить им коробки, лоскутки, бусины — и дети ожили. Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ. Через какое-то время Монтессори начала работать с «обычными» детьми. Ей предложили заняться организацией детских садов для детей трёх-семи лет для жильцов некоторых домов. Так появился первый «Дом ребёнка». В нём Монтессори продолжила разрабатывать свои методики развития и открыла сенситивные периоды. 2. Что такое сенситивные периоды? Их много?Если коротко, сенситивные периоды — это возраст, в котором ребёнок легко, естественно учится тем или иным вещам. Если время ещё не пришло или, наоборот, упущено, ребёнку будет неинтересно и трудно. Среди основных сенситивных периодов Монтессори выделяла шесть: 1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). То есть четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Кстати, соблюдение чистоты — один из принципов метода. Детей учат не только класть игрушки на место, но и, например, вытирать за собой пролитую воду, подметать рассыпанную крупу, мыть посуду и участвовать в общей уборке. 2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Время детских площадок, лестниц, горок и качалок. Когда ребёнок должен активно развивать коррдинацию и укреплять разные группы мышц, которые помогут ему в будущем. 3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Длительный период, когда ребёнок познаёт мир через звуки, запахи и ощущения. В это время формируются его представления о цвете, форме, размере и так далее. 4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Та самая мелкая моторика ребёнка. Монтессори предлагала использовать простейшие материалы: перекладывать бусины, фасоль, горох и другую крупу, нанизывать бусины на шнурки, собирать пазлы. 5. Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Если ребёнок не говорит в год — ничего страшного. Детская речь развивается вплоть до шести лет. Помогают в этом плане карточки, наглядные предметы, книжки. И, конечно, присутствие рядом взрослого — родителей или воспитателя. 6. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Но при этом насильно заставлять ребёнка здороваться или быть вежливым — нет смысла. Занятия в школе по методу Монтессори, 1913 год / Фото: Flickr (NSW State Archives)3. Как сделать развивающую среду для ребёнка?По большому счёту, сделать дом «развивающей средой» может каждый родитель — достаточно разрешить ребёнку полноценно участвовать в жизни семьи: готовить, убирать, ремонтировать, рукодельничать, ухаживать за растениями и животными. Лучше, если предметы, которые он при этом использует, будут не игрушечными, а настоящими, просто удобными для детской руки. Если говорить о классической игровой комнате, то она разделяется на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки и пособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам их взять и убрать на место. Все они в одном экземпляре: во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, то есть приспособленность для самостоятельной игры — никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет. Монтессори уделяла много внимания развитию мелкой моторики и осязания. Она считала, что точные, аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание, память и творческие способности. Поэтому в её системе много игр, связанных с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре. Много манипуляций с природными материалами — камушками, шишками, деревяшками, ракушками. Игрушки должны обладать простыми, понятными свойствами, считала Монтессори. Пестрота и многофункциональность сбивает детей с толку, несёт лишнюю эмоциональную нагрузку. 4. Что такое обучение даёт детям?Пожалуй, одно из главных преимуществ системы — то, что дети учатся всему легко и с удовольствием, в своём темпе, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Поэтому на занятиях им не страшно и не скучно, они любознательны, инициативны. Кроме того, дети, которые обучались по системе Монтессори, всегда могут сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время и уважают потребности других. Монтессори-материалы / Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)В 2006 году в журнале Science опубликовали результаты исследования об эффективности системы Монтессори. В исследовании участвовали 53 ученика Монтессори-школы в штате Висконсин, США — детей разбили на две группы — от 3 до 5 лет и от 6 до 12 лет. Учёные оценивали учеников по нескольким критериям. Оказалось, что по некоторым показателям дети, которые ходили в Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. Например, они лучше справлялись с тестами по чтению и математике. 5. Где этому учат?Методика Монтессори популярна в России, и частные Монтессори-сады есть практически в каждом городе. Кроме того, иногда по инициативе родителей и педагогов Монтессори-группы открываются и в государственных детских садах. Группы всегда разновозрастные: младшие учатся, глядя на старших, а старшие заботятся о малышах. Сама Монтессори предлагала начинать заниматься с детьми трёх лет, но её последователи опустили планку до двух. Сейчас группы обычно делятся по возрастам 0-3 года и 3-6 лет Логическим продолжением такого обучения может стать начальная школа, но из-за жёстких стандартов российского образования с этим всё сложно: работают либо экспериментальные площадки на базе обычных школ (но это редкость), либо частные школы, которые занимаются по Монтессори, хотя «на бумаге» являются обычными, либо семейные школы. Обучение по системе Монтессори заканчивается в 10-12 лет. В системе Монтессори оценка выставляется только качественная: прошёл — не прошёл, освоил — не освоил. То есть как стандартные оценки в Монтессори-школах не ставят. При этом ученики всё равно должны проходить государственные аттестации. Для этого педагоги составляют программу и набор знаний и навыков, которые должны обязательно проработать с детьми. Подготовленная среда Монтессори-класса / Фото: Wikimedia Commons (Ilya WWW)Для взрослых, которые хотят стать Монтессори-педагогами или профессионально заниматься дома с детьми, есть много курсов. Например, Международная Ассоциация Монтессори (AMI) организует их в Москве и Питере. 6. Зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс?Во-первых, наставник показывает, как пользоваться тем или иным материалом. И от его презентации зависит, поймёт ли ребёнок суть упражнения, захочет ли его выполнять. Во-вторых, он внимательно наблюдает за ребёнком и помогает ему осваивать новые навыки. Например, когда педагог видит, что в ребёнке просыпается интерес к букварю или кубикам с буквами, то он создаёт вокруг ребёнка языковую зону, показывает ему и другие игры — карточки со слогами, подвижный алфавит, рамки для обвода и штриховки, учит всем этим пользоваться. Монтессори-педагоги общаются с детьми, но не «продавливают» собственное мнение, не подводят детей к желаемым ответам на вопросы Помогают детям организовать работу, но не выполнять её. И в то же время заботятся о том, чтобы ребёнок заканчивал работать с чувством удовлетворения. В редких случаях педагоги всё-таки вмешиваются, и это отдельное умение — понять, когда это действительно нужно, а когда без этого можно обойтись 7. В чём минусы такой системы?Ребёнку, который привык заниматься в Монтессори-группе, бывает непросто в обычном классе, где дети сидят за партами и все вместе делают одно и то же. К тому же у него совсем другое отношение к педагогу — не как к авторитету, а как к помощнику. Так что, помимо всего прочего, шансов повстречать своего Учителя у него меньше. С точки зрения отношений со сверстниками тоже не всё так просто: в классической Монтессори-системе дети не играют в ролевые игры, они только занимаются — причём индивидуально. Поэтому договариваться и помогать они умеют, а вот играть вместе и дружить им только предстоит учиться. Монтессори-среда / Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)8. Кому это не подходит?Метод не подходит родителям, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка «в свободное плавание». В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. И ещё если у ребёнка проблемы с социализацией, то они могут усугубиться, потому что дети мало общаются между собой. Насчёт развития мелкой моторики с крупой, бусинами и прочим — всё просто. Достаточно первые разы сидеть рядом с ребёнком и объяснять, что в рот тащить нельзя, а играть — можно. Потом ребёнок и сам понимает, что перебирать её интереснее, чем есть. Если всё равно опасаетесь, подождите, пока будете уверены, что ребёнок точно не будет есть лишнее. 9. Где узнать про систему Монтессори больше?Можно почитать книги самой Монтессори, а можно — её последователей: Эдуарда Стэндинга, Фаусек или современных экспертов Монтессори-движения: Сумнительного, Хилтунен. Коротко и по делу метод Монтессори описывает Рапопорт в «Энциклопедии методов раннего развития». Ещё можно почитать сайт «Монтессори.дети», их же YouTube-канал. Кроме того, родители с удовольствием сами экспериментируют с материалами и упражнениями и делятся результатами в социальных сетях: прогулки по тэгу Montessori вполне хватит для вдохновения. Принципы Монтессори для родителей, которые только начинают свой путьМонтессори принципы воспитания не могут применяться исключительно в пространстве детского сада или школы - это стиль жизни всей семьи. В прошлых статьях мы кратко описали основные идеи подхода, сегодня же речь пойдёт о том, как использовать основные принципы Монтессори в повседневной жизни семьи. Сперва мы рекомендуем ознакомиться с самими принципами: Что необходимо малышу по мнению сторонников идеи Монтессори воспитания?В каком-то смысле самой простой частью является удовлетворение физиологических потребностей ребенка: здоровый сон, разнообразие полезных и вкусных продуктов и ограничение фастфуда и сладостей, адекватное обеспечение безопасности и комфорта. Без здорового сна ребенок лишен здорового детстваРодители и педагоги, разделяющие основные идеи Монтессори, рекомендуют серьёзно отнестись к режиму сна детей всех возрастов. Новорожденные ещё не имеют налаженного режима, но это время можно использовать для введения простейших ритуалов засыпания: колыбельная, укачивания. Когда малыш становится взрослее, очень важно в мягкой и ненавязчивой форме установить чёткий режим дня и выполнять подходящие ритуалы перед сном: чистка зубов, сказка на ночь и т.д.
Правильное питание - залог здорового развития ребенкаНе стоит пренебрегать и меню малыша. Основным принципом Марии Монтессори является свобода ребенка в обстановке четких, но не чрезмерных правил. Этот же принцип прекрасно применяется и за столом: не стоит кормить ребенка нездоровой пищей, даже если он её очень любит и просит, но и ставить на стол полную тарелку вареных овощей и заставлять малыша есть тоже нельзя. Родители, использующие идеи Монтессори воспитания, рекомендуют установить простые правила: "В обед и ужин мы обязательно едим овощи", "Сладости мы едим один раз в неделю" и т.д. А также предлагать ребенку ограниченный выбор: "На ужин хочешь помидоры или огурцы? Гречку или рис? Котлеты из рыбы или из курицы?". Готовка же еды вместе с детьми является одной из основных активностей системы Монтессори. Маленький человек имеет право на маленький стулМария Монтессори была, чуть ли не первым педагогом, которого посетила идея, что дети не могут делать многих простых действий только из-за неподходящего размера мебели и инструментов. Позвольте малышу стать более независимым: маленькая мебель в детской поможет ему доставать и убирать вещи и игрушки, маленький совок и метелка позволит самостоятельно поддерживать чистоту, небольшая вилка и ложка быстрее начать есть без помощи и так далее. Понаблюдайте за ребенком, определите, какие предметы неудобны для ребенка и измените ситуацию.
Безопасность и открытость к мируСторонники Монтессори принципов уделяют много внимания безопасности детей, однако они не поощряют заклеивание всего дома детскими ограничителями и мягкими уголками и использование пластиковой посуды, чашек непроливаек и прочих, казалось бы, необходимых атрибутов безопасности. Дело в том, что в соответствии с ещё одним принципом Марии Монтессори, ребенок должен иметь право на ошибку, встречаться с её последствиями и иметь возможность исправить ситуацию. Разбитая тарелка и выметание осколком учит ребенка не крутиться за столом, разлитая на рубашку вода и переодевание учит пить аккуратно. Ограждайте ребенка только от серьезных опасностей, но помните, что рано или поздно малыш попадёт в среду без привычных ограничений, поэтому важно проговаривать с ребенком, какие вещи могут быть опасны. Монтессори принципы взаимодействия с ребенкомДетско-родительские отношения - это слишком сложная и индивидуальная система, чтобы уместить их в одно статью, тем не менее, мы хотим кратко сформулировать основные Монтессори принципы общения с малышом. Принцип уважения - золотое наследие Марии МонтессориОсновополагающей идей школы Монтессори стало понимание ребенка как отдельной личности с первых дней жизни. Из этого принципа следует, что даже с учетом ограниченного опыта и навыков, дети несомненно заслуживают уважения и учета их потребностей и интересов. Любое насилие недопустимо, а наказания должны быть тщательно продуманы родителями и не иметь цели унизить ребенка.
Позвольте малышу помочь вамГотовите ужин, собираете бельё в стирку, идёте в магазин? Позвольте малышу вам помочь! Ещё одна основная идея Марии Монтессори подчеркивает то, что ребенок учится на практике, поэтому гораздо полезнее для его развития помочь вам со стиркой, а не смотреть мультики, пока мама занята. Задания даются в соответствии с возрастом и интересом ребенка, здесь может помочь знание принципа сензитивности в методике Монтессори, который гласит, что существуют, периоды развития ребенка, в которые он имеет особую склонность к определенному типу активностей. Предоставьте ребенку насыщенную средуРазвитие когнитивных способностей, речи, сенсорное и физическое развитие неотрывно связано с разнообразием мест и тем для разговоров. Возьмите малыша в магазин и называйте продукты, которые кладёте в корзину, попросите малыша положить в пакет ровно 3 яблока и 2 груши. Ходите в музеи и парки, читайте книги и постоянно обсуждайте увиденное и прочитанное. Все эти активности уже в духе принципов школы Монтессори, а их осознанное использование только улучшит качество времени, проведенного с ребенком.
Монтессори принципы обученияКогда мы кратко описали общую обстановку в семье, использующей принципы Монтессори воспитания, пришло время перейти к теме, которая беспокоит многих родителей, а именно принципы обучения по методу Монтессори. Обучение ребенка начинается уже с первых дней жизни, но уже буквально через полтора года многообразие задач этого обучения поражает: как научить малыша понятиям большой и маленький, помочь ему выучить цвета и формы, начать различать буквы, понять, что такое числа, и многое другое. С одной стороны, многим кажется, что простейшие вещи ребенку можно просто объяснить, но родители с опытом сразу сталкиваются с множеством проблем: ребенок быстро отвлекается, не справляется с аналогичными заданиями, протестует против занятий. Проблема в том, что зачастую самостоятельные занятия не имеют четких правил, задач и плана занятий. Система Монтессори имеет достаточно чётко сформулированные принципы обучения, на основе которых базируются конкретные учебные планы, которые позволяют избежать описанных проблем:
ВыводыПринципы Монтессори воспитания - это принципы здорового образа жизни и общения с ребенком, без которых даже самых хороших детский сад по системе Монтессори не сможет дать желаемых результатов. Верно и обратное, образование по Монтессори - это не просто философские рассуждения о правильном воспитании детей, а тщательно разработанная система обучения детей, которая требует от педагога обширных знаний и практических навыков работы с детьми. Именно поэтому родители, придерживающиеся принципов Монтессори предпочитают посещать сады и школы Монтессори и непрерывно улучшать свои знания по теме. ЗаключениеСеть детских Монтессори центров "Созвездие" предлагает широкий спектр занятий и услуг. За 15 лет работы мы сформировали высококвалифицированный коллектив, состоящий из педагогов, психологов и логопедов, а также разработали авторские программы для детей самого разного возраста. В наших клубах существуют творческие и развивающие групповые и индивидуальные занятия, детский сад первой или второй половины дня, группы полного дня, занятия с логопедом и психологом. К тому же мы регулярно проводим встречи родительского клуба и индивидуальные консультации для родителей. Для знакомства с нами запишитесь на бесплатное пробное занятие в любом центре нашей сети, позвонив по телефону +7 (499) 686-10-35 или заполнив форму на сайте на нашем сайте. Статью подготовила Монтессори-педагог Эволюция моей системы ведения записей МонтессориЯ работаю и наблюдаю в классах Монтессори уже добрых пятнадцать лет и видел десятки различных способов отслеживать огромное количество информации, генерируемой ежедневно. Я также немного помешан на информации и собираю идеи, как будто они скоро закончатся (вы видели моих досок Pinterest ?!) Сегодня я поделюсь с вами различными идеями, над которыми я экспериментировал в течение всего дня. лет и результаты, которые я получил от них.
Фаза I: амбициозный новый учительЯ работал под руководством очень организованного учителя-супервизора два года в качестве ассистента и стажера. Ее методы произвели на меня огромное впечатление. Каждую неделю она составляла новый список уроков , набираемый по для каждого ребенка. В течение недели мы записывали работы, которые выбрал каждый ребенок, и какие уроки давал каждому ребенку. Вся эта информация была перенесена в мастер-переплет в конце недели.Если вы спросите ее, сколько именно раз ребенок делал розовую башню за три года, она могла бы сказать вам ! Я был очарован самой концепцией организации всех этих данных. На самом деле, сначала меня больше всего увлекло , собрав всех этих данных. Я посетил как можно больше семинаров по ведению документации и прочитал все книги, которые попадались мне в руки. К сожалению, специально для учителей Монтессори не так много. Я был восхищен и поражен доктором.Марлен Бэррон Запись и отчетность: комплексная система учета детей младшего возраста. Вот мое любимое издание 2000 года, окрашенное водой.
Примечательно, что вы можете найти полную версию 1985 года бесплатно на Eric.ed.gov Когда я перешел в новую школу и должен был создать свою собственную систему, я выложился изо всех сил. У меня были напечатанные планы уроков и ежедневные заметки. Я углубился в детали и попытался выяснить, сколько данных я могу собрать о каждом ребенке каждый день или неделю. Взгляните на это безумие:
Верно, я пытался вести график уровня концентрации каждого ребенка в течение дня. Кто так делает ?! Возможно, я переборщил, но все же осознавал важность ведения документации. Это отличное видео, на котором Анна Перри говорит о важности ведения документации в школах Монтессори.
Фаза II: Новый учитель ошеломленНу, эта графическая система дала мне возможность примерно в середине сентября.Затем я вскинул руки, вырвал волосы, заплакал в подушку и сдался. У меня было слишком много дел. Собрать такой объем данных было невозможно. Поэтому я вернулся к простой сетке и написал все, что мог, когда у меня была возможность. Передача информации в подшивки не производилась. Индивидуальные занятия заранее не печатались. Каждый день на моем единственном листе бумаги выделялся квадрат размером в один дюйм, посвященный каждому ребенку. Я также использовал вариант стандартной зачетной книжки из магазина товаров для учителей.Имена студентов были написаны сбоку, а названия презентаций - вверху. Я использовал разные страницы для каждой области учебной программы (аналогичные тем, что были здесь).
Фаза III: Момент лампочкиОбстоятельства вынудили меня сократить до минимума объем моих записей. Когда после первого года самостоятельной работы с классом я поднялся на воздух, я понял, что это не имело большого значения. Я только возвращался и ссылался на свои записи несколько раз.Они мне действительно не были нужны. Вся необходимая информация была у меня в голове. Именно тогда я понял, как красивая последовательность материалов Монтессори и акцент Монтессори на следовании за ребенком поддержали меня. Одним быстрым взглядом на комнату я мог точно сказать, к какому материалу каждый ребенок готов к следующему и нужно ли мне оказывать дополнительную поддержку. Я мог вспомнить, давал ли я материал ребенку раньше и как он с ним справлялся. Мне не нужно было смотреть в свои записи для получения этой информации.Это чрезвычайно освободило меня, и я смог сосредоточиться на совершенствовании своих реальных педагогических навыков в течение следующих нескольких лет. Вот несколько фантастических советов от Соуззанна Зинка из Монтессори для всех по ведению записей Монтессори.
Этап IV: ОрганизацияПосле нескольких лет без формализованной системы ведения учета я решил, что хочу снова попробовать свои силы. Моей части ОКР понравилась идея иметь много данных и организовывать их.Много лет спустя я написал здесь подробный пост о своей системе и даже продал ее как часть большого пакета инструментов для учителей. Пару лет назад я снял видео с описанием моей системы для талантливых Аниты и Роба Амос, создателей Montessori Compass, когда они все еще находились на ранних стадиях разработки своего программного обеспечения. Вот краткое изложение: 1. Подготовьтесь заранее
2. Сетка ежедневных наблюденийРаспечатайте сетку с достаточным количеством мест для каждого ребенка в классе. Печать на адресных этикетках , чтобы вы могли отклеивать и наклеивать листы календаря вместо того, чтобы копировать информацию вручную в конце дня / недели. Вам нужно будет настроить размер сетки, чтобы ярлыки аккуратно помещались на распечатанных календарных листах. В течение дня записывайте все относящиеся к делу заметки о наблюдениях. В конце дня очистите и приклейте ярлыки на лист календаря каждого ребенка. (Я использую Avery 5162, и мне нужно сделать два длинных разреза на листе, чтобы получить нужный размер для моего календаря.)
3. Еженедельный индивидуальный план уроковРаспечатайте сетку с достаточным количеством мест для каждого ребенка в классе. Опять же, распечатайте адресные этикетки. Во время планирования уроков запишите уроки, которые вы планируете преподнести каждому ребенку в течение следующей недели. В течение недели делайте пометки в своей сетке после того, как вы дадите урок. Запишите все представленные спонтанные уроки. На этапе планирования я использовала карандаш и писала на нем ручкой, как только подарила ребенку.В конце недели отклейте ярлыки уроков и приклейте их на лист календаря ребенка. Перейдите к разделу «Объем и последовательность» для каждого ребенка и сделайте пометку рядом с представленным уроком. Я использую простой треугольник для обозначения стадии мастерства. Одна сторона треугольника представляет «представлен», две стороны представляют «практику», а полный треугольник представляет «опытный / освоенный». ** Посмотрите видео, если вы хотите увидеть, как мы использовали интеллектуальную ручку Livescribe для ведения учета ** , этап V: упрощениеНезависимо от того, насколько мне нравятся данные, меня всегда беспокоит вопрос: «Что такое за ?» Как я писал ранее: Самый первый шаг в настройке вашей системы учета - это выяснить вашу цель.Почему вы будете вести записи? Для кого они? Какую информацию вы хотите записать? Для чего вы будете использовать эту информацию? Есть ли требования закона? На эти вопросы будет ряд ответов. Некоторые школы требуют, чтобы определенная информация передавалась родителям каждый год. Другим учителям просто нужен способ следить за успеваемостью своих учеников, чтобы они могли держать их в курсе и мотивировать. У меня нет внешних требований к ведению личных записей студентов.Это все я и учителя, с которыми я живу в классе. Нет смысла собирать данные, если я / мы не вернемся к ним. Мне снова нужна простая, минимальная система ведения документации. Но есть один глюк. Когда я стал (немного) старше и утратил свои привычки в отношении здорового питания и физических упражнений, я обнаружил, что не могу полагаться на свою память, как раньше. На самом деле, я не могу вспомнить ни одной чертовой вещи, пока не запишу это! Проклятия. Теперь мне ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужна система учета, но она должна быть очень простой и не полагаться на мою память.
За последние несколько лет я поэкспериментировал с несколькими решениями для ведения документации в Интернете и пока остановился на рабочем месте Монтессори. Уже год пользуюсь им всерьез и очень им доволен. (Отказ от ответственности: кроме того, что я являюсь их клиентом, я не связан с ними каким-либо иным образом, и меня не просили написать этот обзор). Я начал год, ежедневно вкладывая в него тонны информации, но все, что это занимало, отнимало время и не приносило мне никакой пользы. Теперь я просто делаю запись, если я лично работал с ребенком. Время от времени я буду добавлять анекдотические заметки, если они кажутся достаточно важными. Если я замечаю, что ребенок готов к новому уроку, но не могу представить его сразу, я могу добавить это в план урока ребенка парой щелчков мыши. Также очень легко увидеть, где именно находится ребенок в последовательности материалов. Примечание об электронных системах хранения записей: если вы собираетесь их использовать, я думаю, вы должны иметь возможность напрямую вводить информацию в систему.Если вы записываете что-то на бумаге, а затем переносите это в свою электронную систему после школы, вы упускаете. Дополнительные ресурсы для ведения записей Монтессори
Монтессори Рекордс Экспресс (MRX)MRX - это веб-система учета Монтессори. Он существует дольше всех и очень популярен в крупных школах Монтессори. Это очень всеобъемлющий. Несколько лет назад я работал с ним недолго, но в нем было гораздо больше возможностей, чем мне нужно.В то время я также чувствовал, что его пользовательский интерфейс не был таким интуитивным. С тех пор, наверное, все изменилось! Компас МонтессориMontessori Compass - еще одно комплексное решение для ведения учета онлайн для школ Монтессори. Он имеет множество функций и приятный пользовательский интерфейс. Он обладает фантастической способностью автоматически отправлять индивидуализированную информацию родителям. Сотрудники Montessori Compass также тесно сотрудничают с Фондом Монтессори.Они согласовали объем и последовательность действий Фонда со стандартами Common Core и интегрировали их в свое программное обеспечение. Wowzers! МонтескорингУ меня нет опыта работы с этой компанией, но Montescoring, похоже, создала продукт, о котором я мечтал уже 15 лет. Полка, которая автоматически сканирует и записывает, какой ребенок какое занятие на какое время брал ?! Вы должны посмотреть видео на их странице «Как это работает», чтобы поверить в это. (Но я пришел к выводу, что такие данные для меня не так полезны.)
Обычная старая бумага и карандаш Вот еще несколько идей по ведению записей с использованием старой доброй бумаги и карандаша
Сопутствующие товарыЩелкните изображения для получения подробной информации. (В этот пост могут быть включены партнерские ссылки. Полное раскрытие информации см. Здесь.) .Важность руководства и вмешательства - Руководство Монтессори«Вмешательство» (также называемое здесь «руководством» и «помощью») является центральным элементом нашей повседневной педагогики в рабочей среде ребенка. Он напоминает о конкретных ориентировочных критериях нашей подготовки в качестве учителей: материальное содержание подхода Монтессори, материалы Монтессори и наше личное обучение - наше обучение в духе. У него есть цели и ориентиры, но практика - это искусство. Чтобы овладеть этим искусством, нужна практика, а ее дух - терпение.Практика Монтессори часто требует личного и трансформирующего отхода от прежнего понимания образования. Это требует постоянного наблюдения и обучения. Вмешательство требует, в принципе, творческого применения, которое смело применяют взрослые, которые ценят положительный ответ, который дети будут давать уверенным взрослым, способным понимать и поддерживать компоненты лидерства в качестве учителя / наставника Монтессори. Возможно, наиболее важным является постоянное ежедневное отношение учителя.Взрослый является лидером не только в обучении или руководстве, но также в своем внутреннем компасе и мировоззрении, а также в своей индивидуальности. Взрослый может делать ребенку презентации, которые по своему содержанию очень полны. Если, однако, взрослый не нашел в себе личного смысла своего существования, связанного с ее ролью с детьми, ее презентации могут не содержать поддерживающего источника и энтузиазма, света, раскрывающего красоту ее характера, и дети могут не найти вдохновения для их собственный интерес к тому, что они хотят делать. «Вмешательство» (также именуемое здесь «руководством» и «помощью») занимает центральное место в нашей повседневной педагогике в рабочей среде ребенка ».Вкратце, доктор Монтессори сослался на «отношение» взрослого, отношение любви к ребенку, которое когда-то воспитывалось в потенциалах, которыми обладают все дети, поворачивает, вдохновляет и следует более необычным путем. Абс Йостен, который, по словам Ренильде Монтессори, был одним из самых уважаемых тренеров AMI, открывая один из своих курсов в Индии, сказал, что мы приходим на тренировки по многим причинам, но однажды мы сталкиваемся с открытиями доктораМонтессори окружает ребенка, и мы обнаруживаем, что теперь у нас есть одно направление - помочь ребенку. Практическое содержание вмешательства с детьми включает:
Понимание «вмешательства» в педагогике Монтессори в сравнении с «преподаванием и обучением» в общем образовании. Цель и практика обучения Монтессори - помочь ребенку не учить его. Это включает в себя обучение, в большом количестве. Но содержание нашего обучения направлено на продвижение и поддержку того, что уже происходит естественным образом: обучение через изучение его окружения и воздействие на него. Полезно отличать цель и практику Монтессори от традиционного образования.В общем образовании практика обучения преследует одну цель: обучение проводится таким образом, чтобы его содержание было усвоено . Это философия и смысл традиционного образования. Для учителей Монтессори существует практическое правило, позволяющее достоверно понимать нашу работу: это помощь - предоставляется ребенку в процессе его фундаментального развития. «Масштабы и практика Монтессори выходят за рамки простой передачи информации и могут быть лучше всего поняты в контексте развивающейся целостности личности: где каждый аспект работы ребенка включает в себя часть целого ребенка, физически и в его психике по отношению к тому, что он уже изучил, чему он учится сейчас, и к тому, что ему нужно быть готовым к изучению в будущем.
ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Важный импульс в воспитании детей приобретается, когда осознаются повседневные усилия ребенка и родители начинают применять эти принципы. В домашних условиях поддерживается и ребенок, и школа; и все мы легко замечаем преимущества в росте ребенка. Наше вмешательство, как родителей, так и учителей, основано на принципах, которые внутренне мотивируют ребенка, способствуют более сильной эмоциональной связи и динамическим отношениям с ним. Связь развивается и укрепляется по мере того, как ребенок растет в ответственной независимости.И прекрасная часть нашего собственного обучения на протяжении этих первых лет - это не то, что мы лучше подготовлены предложить ребенку, как мы, конечно, и являемся, а то, что мы постоянно изучаем у ребенка . Помогать своим детям развивать врожденные способности к самостоятельному обучению может быть сначала пугающим для родителей и сложным для нового учителя. Предвзятое мнение относительно способности детей к быстрому обучению является частью этой трудности, с которой столкнутся взрослые: например, мысль о двух- или трехлетнем ребенке, успешно переносящем поднос со стеклянными предметами через комнату, или о семилетнем ребенке, который благополучно переносит работа с зажженной спичкой для научного эксперимента.Подобные события происходят в среде Монтессори как «повседневные события». Они вовсе не воспринимаются как должное; они являются поводом для особого упоминания в наблюдениях учителя, в то же время они укрепляют наше представление о нормальном развитии , а также удивительную проницательность наблюдений доктора Монтессори. «Ребенок, впервые приходящий в школу, возможно, привык к отношениям взрослых, которые не предполагают способности к самодисциплине и ответственной независимости.”Идея« обучения в среде, где есть свобода выбора и передвижения »может показаться взрослым противоречащей интуиции, потому что наш опыт с ней ограничен. Или, наоборот, «свобода» может быть ошибочно предложена ребенку как «лицензия» (по сути, делать то, что ребенок хочет), вседозволенность и слишком мало границ, возможно, из-за страха сделать что-то неправильно или «подавить творческие способности ребенка». . Ребенок, впервые приходящий в школу, возможно, привык к отношениям взрослых, которые не предполагают способности к самодисциплине и ответственной независимости.Например: ребенок с таким переживанием дома часто сначала неохотно проявляет интерес к работе с любым из множества доступных ему материалов. Эти дети ждут, пока кто-нибудь поработает с ним, особенно взрослый, или что-то сделает для него, вместо того, чтобы с нетерпением пробовать работу по своему выбору. В общем, этим детям трудно сформировать продуктивную привязанность к материальной среде, сформировать привязанность к своей потребности для удовлетворения своих собственных интересов или вступления в социальную жизнь окружающей среды. Опытные учителя знают, что дети могут поначалу проявлять эмоциональное расстройство из-за изменения его распорядка и этой разницы во взглядах взрослых. В этих обстоятельствах важно относиться к родителям так же внимательно, как и к детям. Отставание от ребенка - сложный и эмоциональный процесс для многих родителей. От учителя требуется чуткость и постоянное общение, чтобы сформировать с ним прочную и позитивную связь. Часто требуется шесть недель или больше, чтобы помочь ребенку переориентировать себя на свою способность к самостоятельной деятельности.Монтессори назвал «нормализацией». Таким образом, можно видеть, что «вмешивающиеся» и «направляющие» дети имеют много точек пересечения, временами неразличимых. В любом случае наша цель лучше всего сформулирована ребенком много лет назад: «Помогите мне сделать это самому». Это точка прибытия и отправная точка: это ориентир для всех детей. Зная о способности ребенка к независимости, мы продолжаем наши усилия по поддержке и поддержке. Мы проводим презентацию непосредственно сопротивляющемуся ребенку или убеждаемся, что представляем ее другому ребенку, находящемуся в зоне его слышимости, как косвенную презентацию.Продолжая так, мы попеременно наблюдаем издалека и вмешиваемся, когда видим окончательный знак, который говорит: «Я готов попробовать это, пожалуйста, помогите мне начать». Рано или поздно это обязательно произойдет. .Метод МонтессориМетод Монтессори характеризуется созданием подготовленной среды: аккуратной, приятной на вид, простой и реальной, где каждый элемент существует по определенной причине, чтобы помочь в развитии ребенка. Класс Монтессори объединяет детей разного возраста, которые сгруппированы по периодам 3 года. Это естественным образом способствует социализации, уважению и солидарности между ними. Подготовленная среда предлагает ребенку возможность заниматься интересной и свободно выбранной работой, которая вызывает длительные периоды концентрации, которые нельзя прерывать.Свобода развивается в четких пределах, и это позволяет детям жить в гармонии с другими в маленьком обществе, к которому они принадлежат, в классе. Дети работают с конкретными научно разработанными материалами, которые дают им ключи к исследованию нашего мира и развитию базовых когнитивных способностей. Материалы предназначены для того, чтобы ребенок мог самостоятельно распознать ошибку и взять на себя ответственность за свое обучение. Взрослый - наблюдатель и проводник: всем своим усилием он помогает и стимулирует ребенка.Это позволяет детям действовать, хотеть и думать самостоятельно, а также помогает им развивать уверенность и внутреннюю дисциплину. Образование Монтессори охватывает все периоды обучения, от рождения до 18 лет, обеспечивая интегрированную учебную программу.
Среда МонтессориСреда Монтессори - это просторное, открытое, аккуратное, приятное на вид, простое и реальное место, где каждый элемент существует по определенной причине, чтобы помочь в развитии ребенка.Окружение пропорционально росту и размеру детей, в нем есть низкие полки, столы и стулья разных размеров, где дети могут сидеть индивидуально или группами. Класс разделен на тематические зоны, где соответствующие материалы и библиография выставлены на полках, что дает большую свободу передвижения. Дети могут работать в группах или индивидуально, уважая свой стиль и ритм. Каждый ребенок использует выбранный материал, беря его с полки и кладя обратно на место, чтобы другие могли его использовать. Окружающая среда способствует независимости ребенка в процессе изучения и обучения. Свобода и самодисциплина позволяют каждому ребенку находить занятия, отвечающие его эволюционным потребностям. Классы Монтессори собирают детей трех разных возрастов: младше 3 лет, от 3 до 6 лет, от 6 до 9 лет и от 9 до 13 лет. Эти «смешанные классы» способствуют спонтанному сотрудничеству, желанию учиться, взаимному уважению и приобретению глубоких знаний в процессе обучения других.
РебенокДоктор Монтессори считал, что каждый педагог должен «следовать за ребенком», признавая эволюционные потребности и характеристики каждого возраста и создавая благоприятную среду, как физическую, так и духовную, для удовлетворения этих потребностей. Развитие детей возникает как потребность адаптироваться к своему окружению: ребенку необходимо придать смысл миру, который его / ее окружает, и он / она конструирует себя по отношению к этому миру. Мария Монтессори заметила, что ребенок проходит от младенчества до взрослой жизни через 4 периода эволюции, называемых «Планами развития».Каждый период имеет характеристики, радикально отличающиеся от других периодов, но каждый из них составляет основу следующего периода. В своей книге «Поглощающий разум» Монтессори объяснила, что: «Точно так же гусеница и бабочка - два существа, очень разные по виду и по своему поведению, но красота бабочки проистекает из ее жизни в мире. личиночная форма, а не путем каких-либо попыток подражать другой бабочке. Мы служим будущему, защищая настоящее.Чем полнее удовлетворяются потребности одного периода, тем более успешным будет следующий ». Первый уровень развития, который начинается с рождения и продолжается до тех пор, пока ребенку не исполнится 6 лет, характеризуется детским "поглощающим разумом", который берет и поглощает все аспекты, хорошие и плохие, из окружающей его / ее среды, ее языка. и его культура. Во втором плане, от 6 до 12 лет, ребенок обладает «рациональным умом», позволяющим познавать мир с помощью воображения и абстрактного мышления.На третьем уровне, от 12 до 18 лет, подросток обладает «гуманистическим умом», который желает понять человечество и внести свой вклад в жизнь общества. В последнем плане развития, от 18 до 24 лет, взрослый исследует мир «умом специалиста», находя в нем свое место.
Материальные материалыМатериалыМонтессори были разработаны с научной точки зрения в экспериментальном контексте в классе, с уделением особого внимания интересам детей, основанным на стадии эволюции, которую они проходили, и с верой в то, что манипулирование конкретными объектами помогает развитию знаний и абстрактного мышления. Эти материалы позволяют детям исследовать и исследовать индивидуально и независимо. Они делают возможным повторение, и это способствует концентрации. Они обладают свойством «изолировать трудности», что означает, что каждый из этих материалов вводит уникальную переменную, только одну новую концепцию, изолируя ее и оставляя другие концепции без изменений. У этих материалов есть «контроль ошибок»: сам материал покажет ребенку, правильно ли он его использовал. Таким образом, дети знают, что ошибки являются частью процесса обучения; они учат детей формировать к ним позитивное отношение, возлагая на детей ответственность за собственное обучение и помогая им развить уверенность в себе.
ВзрослыйУчитель Монтессори, называемый «директрисой», наблюдает за каждым ребенком, его / ее потребностями, способностями и интересами и предлагает ему / ей возможности работать разумно и с конкретной целью, заботиться о себе и о маленьких сообщество в классе. Конечная цель директора - минимально возможное вмешательство по мере того, как ребенок прогрессирует в его / ее развитии. Директорша позволяет ребенку действовать, хотеть и думать за себя, помогая ему / ей развить уверенность и внутреннюю дисциплину.Директор Монтессори не награждает и не наказывает. Каждый ребенок находит внутреннее удовлетворение от его / ее личной работы. Когда ребенок, исходя из его / ее эволюционного развития, готов к уроку, директриса знакомит с использованием новых материалов и представляет задания индивидуально или для сокращенной группы. С детьми постарше директриса помогает каждому ребенку составить список целей в начале недели, а затем ребенок распределяет свое время в течение недели для их достижения.Не директор, а сам ребенок отвечает за свое обучение и развитие.
Учебная программа МонтессориОт рождения до 3 летОсновы будущего развития ребенка закладываются в течение первых трех лет его жизни. Монтессори называет этот период периодом «духовного эмбриона», когда ребенок делает в психологической сфере то, что эмбрион делал в физической сфере. Этот процесс достигается благодаря «поглощающему разуму» ребенка, который включает в себя переживания, отношения, эмоции, образы, язык и культуру через его / ее чувства и простой факт жизни.Этот жизненный опыт формирует его / ее мозг, формируя сети или нейроны, которые могут оставаться с человеком на всю его / ее жизнь. В этот период от рождения до 3 лет обучение Монтессори концентрируется на развитии речи, скоординированных движений и независимости, что дает ребенку уверенность и позволяет ему / ей раскрыть свой собственный потенциал и свое место в обществе. сообщество. От 3 до 6 летУчебная программа для детей от 3 до 6 лет разделена на четыре рабочих направления:
От 6 до 12 летУчебная программа для детей от 6 до 12 лет представляет собой историческое, эволюционное и комплексное видение знаний и человеческого развития.Он включает в себя пять великих уроков или фундаментальных уроков, на основе которых будут развиваться конкретные исследования в различных областях. Эти уроки призваны пробудить воображение, любопытство и восхищение творческими и новаторскими способностями человеческого духа.
. Отличий Монтессори от традиционного образованияПерейти к основному содержаниюПустой Итого: 0,00 $
О Монтессори | Монтессори, Австралия,Перейти к основному содержаниюПустой Итого: 0,00 $
|
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |