|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Концепции психического развития ребенкаКонцепция психического развития ребенка Д.Б. Эльконина — СтудопедияСуществует множество подходов к периодизации психического развития ребенка, но наиболее приемлема периодизация развития, предложенная выдающимся специалистом в области детской и педагогической психологии Д.Б. Элькониным. Она представляет собой нечто среднее между эмпирической периодизацией, сложившейся на основе реального жизненного опыта, и периодизацией теоретической, потенциально возможной при идеальных условиях обучения и воспитания детей. Рассмотрим концепцию Д.Б. Эльконина более подробно. Период от рождения до окончания школы Эльконин разделил на семь этапов. 1. Младенчество: от рождения до 1 года жизни. 2. Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет. 3. Младший и средний дошкольный возраст: от 3 до 4–5 лет. 4. Старший дошкольный возраст: от 4–5 до 6–7 лет. 5. Младший школьный возраст: от 6–7 до 10–11 лет. 6. Подростковый возраст: от 10–11 до 14–15 лет. 7. Ранний юношеский возраст: от 14–15 до 16–17 лет. Весь процесс развития можно разделить на три этапа: дошкольное детство – от рождения до 6–7 лет; младший школьный возраст – от 6–7 до 10–11 лет; средний и старший школьный возраст – от 10–11 до 16–17 лет. Каждый период развития имеет свои особенности и границы, которые можно заметить, наблюдая за ребенком. В каждом психологическом возрасте необходимо применять особые приемы и методы обучения и воспитания, строить общение с ребенком, учитывая его возрастные особенности. Возрастные периоды сопровождаются развитием межличностного общения, направленного в основном на личностное и интеллектуальное развитие, характеризующееся формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционно-технических возможностей ребенка. Переход от одного этапа развития к другому происходит в ситуациях, напоминающих возрастной кризис, т. е. при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционно-техническими возможностями ребенка. Личностное развитие детей осуществляется через воспроизведение и моделирование межличностных отношений взрослых людей и проявляемых в них качеств личности, а также в процессе общения ребенка с другими детьми во время сюжетно-ролевых игр. Здесь он сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых трудно быть понятым сверстниками и выглядеть более взрослым. Процесс развития начинается в младенческом возрасте с того, что ребенок начинает узнавать родителей и оживляться при их появлении. Таким образом происходит общение ребенка с взрослым. В начале раннего возраста происходит манипулирование предметами и начинает формироваться практический, сенсомоторный интеллект. Одновременно идет интенсивное развитие вербального (речевого) общения. Ребенок пользуется речью для установления контакта и сотрудничества с окружающими, но не как инструментом мышления. Предметные действия служат способом налаживания межличностных контактов. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой ребенок моделирует отношения между людьми, как бы выполняя их социальные роли, копируя поведение взрослых. В процессе ролевой игры идет личностное развитие ребенка, он овладевает предметной деятельностью и начальными навыками общения. В младшем школьном возрасте основной деятельностью становится учение, в результате которого формируются интеллектуальные и познавательные способности. Через учение строится вся система отношений ребенка с взрослыми людьми. В подростковом возрасте возникают и развиваются трудовая деятельность и интимно-личностная форма общения. Трудовая деятельность заключается в появлении совместного увлечения каким-либо делом. Подростки начинают задумываться о будущей профессии. Общение в этом возрасте выходит на первый план и строится на основе так называемого «кодекса товарищества». «Кодекс товарищества» включает в себя деловые и личностные взаимоотношения, похожие на те, которые имеются у взрослых. В старшем школьном возрасте продолжают развиваться процессы подросткового возраста, но ведущим становится интимно-личностное общение. Старшеклассники начинают размышлять о смысле жизни, своем положении в обществе, профессиональном и личностном самоопределении. Таковы основные положения концепции развития Д.Б. Эльконина. Она получила дальнейшее развитие в работах Д.И. Фельдштейна. Теории психического развития ребенка. — СтудопедияРанее уже говорилось о существовании большого числа теорий, объясняющих ход психического развития ребенка. Говорилось и о том, что все это множество укладывается в три возможных подхода - биогенетический, социогенетический и персонологический. Наиболее яркими представителями биогенетического подхода являются теории рекапитуляции Э.Геккеля и Ст.Холла и теория психосексуального развития З.Фрейда. Исторически первыми получили признание в науке теории биогенетического направления, и первая среди них Глава 1. Психология развития ребенка 37 теория рекапитуляции Э.Геккеля. Постулировалось, что человеческий организм в своем внутриутробном развитии повторяет весь ряд форм, которые прошли его животные предки за сотни миллионов лет, от простейших одноклеточных существ до первобытного человека. Однако другие ученые расширили временные рамки биогенетического закона за пределы утробного развития. Так, С.Холл полагал, что если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры. Наиболее ярко эта мысль развита Гет-чинсоном. Он выделил 5 периодов человеческой культуры, соответственно которым сменяются интересы и потребности ребенка от рождения к взрослости'. Первый из них - это период дикости. У ребенка в этот период наблюдается стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, тащится в рот. Съедобность становится мерилом всего. Длится период дикости до 5 лет, а своего максимума в развитии достигает в 3 года. Следующий период - это период охоты и захвата добычи. Для него характерен страх ребенка перед чужими, действия тайком, жестокость, составление детских шаек, преобладают игры в пленных, засады, прятки. Длится он с 4 до 12 лет, но главные свои черты проявляет в возрасте 7 лет. Третий период назван периодом пастушества. Выражена нежность к животным, стремление иметь собственное домашнее животное, дети в этот период любят строить хижины, шалаши, подземелья. Длится от 9 до 14 лет, а пик приходится на 10 лет. Четвертый период - земледельческий. Преобладающей страстью ребенка является садоводство. Продолжается с 12 до 16 лет, а пик падает на 14 лет. Цит. по: Педология/Под ред. А.Залкинда. М.-Л., 1934. 38 Аверин В.А. Психология детей и подростков________ Последний период назван промышленно-торговым. На первый план выступают денежные интересы. Любимые занятия - обмен, продажа, торговля. Начинается с 14 лет и продолжается у взрослого. Максимального развития достигает в 18-20 лет. Завершая обзор теорий биогенетического направления, кратко остановимся на психоаналитическом подходе к развитию ребенка. З.Фрейд считал источником психического развития влечения и инстинкты. Ребенок рождается с определенным запасом энергии - «либидо», которая лежит в основе сексуальных влечений человека. Весь процесс развития в детстве он укладывал в 5 стадий: оральная (младенческий возраст), анальная (до 6 лет), генитальная, латентная и пубертатная. На каждой из стадий «либидо» сосредоточивается в той или иной области тела ребенка, раздражение которой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей. Так, например, в младенчестве либидо сосредоточено в области рта, языка и губ и связано с кормлением грудью. Поэтому недостаточное удовлетворение потребностей, связанных с оральной областью, может затормозить ребенка на последующих стадиях, вызвать у него состояние депрессии и т.п. Если же потребности удовлетворяются избыточно, у ребенка может развиться излишняя зависимость от окружения (конформизм). Таким образом, неудовлетворение потребностей приводит к фиксации влечений, создает предельное напряжение, вызывает либо неврозоподобные состояния, неуверенность, капризы и другие болезненные симптомы, либо явления регрессии - возврат к низшему уровню мотивации поведения. Чрезмерное удовлетворение потребностей также может вызвать нежелательные эффекты, которые мы отмечали на примере оральной стадии развития". Глава 1. Психология развития ребенка 39 Наиболее ярко основные взгляды социогенетическо-го подхода представлены в эпигенетической концепции Эрика Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена для дальнейшего беспрепятственного течения процесса развития. Так, основной задачей первой стадии является установление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать новыми видами деятельности. Если же ребенок испытывает положительные самоощущения, то мир выступает для него непротиворечивым и предсказуемым. Длится этот период от рождения до 1 года. Задача второй стадии -дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономией. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно, сомнения в собственных возможностях. Продолжительность этой стадии от 1 года до 3-х лет. Третья стадия начинается с разворачивания конфликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в ' Подробное изложение теории З.Фрейда см. В кн. Л.Хьелла и Д.Зиглера «Теории личности» гл. 3, Л.Ф.Обуховой «Детская психология:теории, факты, проблемы». 40 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______ начале этой стадии появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Он ставит перед собой в связи с этим определенные задачи и пытается их решить. Поэтому для него характерны энергичная и настойчивая познавательная деятельность. Он весьма любознателен. У него развивается чувство уверенности в себе и в своих возможностях еще и потому, что он уже умеет ходить, бегать, говорить, осмысливает происходящее. Поэтому так важна нормальная и адекватная реакция родителей и других взрослых на поддержку такого исследовательского поведения ребенка. Главная опасность - это появление у ребенка чувства вины за совершенные им действия. Возрастные границы периода от 3 до 6 лет. Четвертая стадия приходится на первые школьные годы (6-12 лет). На этой стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родители, но для того, чтобы он мог их выполнять биологически, он должен трудиться. Таким образом, на этом этапе ребенок осуществляет разнообразную продуктивную деятельность, в результате которой у него складывается чувство трудолюбия и способность к самовыражению. Если же он все время не успевает, у него постоянно что-то не получается, уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности. Основная трудность пятой стадии состоит в конфликте между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Главная задача подросткового периода, на который приходится эта стадия - поиск ответа на вопросы «Кто Я?» и «Каков мой дальнейший путь?». Главная опасность, которой должен избежать подросток - это размывание чувства «Я». При этом подросток может либо избегать слишком тесных межличностных контактов, оказаться неспособным строить планы на будущее, либо оказаться неспособным найти в себе силы и сосредоточиться на чем-либо или с головой уйти в работу, Глава 1. Психология развития ребенка 41 пренебрегая всем остальным. Сформировать идентичность - значит научиться верно идентифицировать себя со взрослыми. В обобщенном виде этапы развития, их содержание и приобретения личности ребенка представлены в табл.2'. Таблица 2
' Цит. по Немое Р. С. Психология. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994. 42 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______ Продолжение Таблицы 2
Глава 1. Психология развития ребенка 43 Какие же выводы можно сделать из приведенных выше теорий психического развития ребенка? Смысл теорий рекапитуляции (теория З.Фрейда тоже относится к ним) точно выразил Э.Геккель: «Онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза». Конечно, нельзя не признать действия наследственных факторов, о чем уже говорилось выше. Но при этом в рамках этих теорий полностью игнорируется внешняя стимуляция развития ребенка. А хорошо известно, что стимуляция и депривация влияют на процессы созревания и развития психических функций. Что касается теории Эриксона, то она как раз учитывает оба этих фактора, а, кроме того, выделяет основной конфликт в рамках каждого этапа. Кстати говоря, теория Э.Эриксона наиболее близка к той, о которой сейчас пойдет речь, именно потому, что он использует те же критерии периодизации, которые нам уже хорошо известны: кризис развития, ведущая деятельность, психические новообразования, социальная ситуация развития. Исследование на тему: «Основные теории психического развития»МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО" ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) В Г.ЯЛТЕ Кафедра педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений
Контрольная работа По дисциплине: «Возрастная и педагогическая психология». На тему: «Основные теории психического развития». Студент группы: 21зДО Специальность: Дошкольное образование ФИО: Буркова Н.Б. Проверил:_______________ Оценка _________________ Ялта 2016 ПЛАН Введение 1. Биогенетические концепции развития личности……………………4 2. Психоаналитические теории развития личности……………………6 3. Когнитивные теории развития………………………………………..9 4. Культурно-историческая теория развития личности Л. С. Выготского……………………………………………………………….10 Заключение Список использованной литературы Введение Споры среди ученых и педагогов часто происходят из-за различий в подходах к разрешению трёх проблематичных вопросов: о природе, факторах и характере объекта развития. Что является определяющим фактором в развитии - наследственность или внешняя среда - природа или воспитание? Каково происхождение самого процесса развития - скачкообразно или непрерывно. Остается ли человек механизмом или же является организатором по своей сути. Главные догматы психического развития образовались в психологии ХХ столетия, что имеет прямую связь с общеметодологическим кризом психологии в начале прошлого столетия. Логические доводы ученых выявили различие в понимании психического развития, а также условий и закономерностей его протекания. Возникновение разнообразных школ в психологии развития благоприятствовало последующему собиранию и систематизации эмпирических данных о развитии человека на протяжении всех периодов жизни. Парадигмы психического развития позволяли выявлять механизмы образования психических качеств личности, объяснить характерность ее поведения. Психическое развитие личности, в психологии обычно рассматривают в контексте образовавшихся школ гештальтпсихологии, бихевиоризма, психоанализа, гуманистической и генетической психологии.
Биогенетические теории: основную роль здесь играет фактор наследственности, процесс развития как созревание. Среди представителей данных концепций можно выделить следующие: Теория С. Холла – развитие человека в онтогенезе - теория рекапитуляции - развитие человеческого общества. Обусловлено биогенетическому закону, американский психолог С. Холл, считал, что при индивидуальном развитии каждого ребенка повторяются периоды истории человеческого рода. Потому необходимо способствовать ребенку свободно проживать первобытные инстинкты. Таким образом, развитие это инертное, не зависимое от человеческой воли вызревание - для каждого человека предел его развития предопределен. Психическое развитие воспринималось как развитие созревания, темп считался его определяющим показателем - скорость открытия заложенных возможностей, талантов. Ребенок, при нормальном темпе, на каждой возрастной стадии достигает определенного умственного уровня, определяющийся данными статистики и как норма, выводимый для каждого возраста. Теория конвергенции В. Штерна – теория двух факторов - фактор наследственности или внутренние условия, и фактор влияния окружающей среды или внешние условия. Закон самосохранения создает трудности ребенку в обучении чему-либо, что и противоречит внутреннему инстинкту. Теория К. Бюллера. В своих работах он предоставляет большой практический материал для развития восприятия детей, наблюдает проявления их фантазии при игре, проводит анализ особенностей детской речи и мышления, их своеобразность в отдельные возрастные периоды. Тем не менее, пытаясь сформировать единую парадигму развития детской психики, К. Бюллер основывается на закономерностях, взятых из биологии. Он акцентирует отчетливые ступени психического развития ребенка: инстинкт, дрессуру, интеллект - в процессе онтогенеза проходит каждый. Механическое надстраивание одной ступени над другой. Смешение социальных и биологических показателей развития психики вызывает у К. Бюллера переоценку одних и недооценку иных фаз. Ученый полагает, что психология развития ребенка - это психология младенчества, когда созревают биологические функции психики, которые выделяются им в психологии развития ребенка как центральные. Не учитывается влияние социума на ритм психического развития. Таким образом, эксперимент К. Бюлера, исчерпывающийся содержанием детской психики лишь биологическими функциями обнаруживает свою несостоятельность. Теория А. Гезелиса. Первый закон – созревание происходит сверху вниз - от головы до ног. Второй закон – закон паттерна - все, имеющее определенную форму. Третий закон – развитие паттернов обусловлено принципами взаимного переплетения и функциональной асимметрии. Четвертый закон – закон самосохранения. Пятый закон – закон индивидуальности созревания - неравномерный, медленный, быстрый темп. Эту мысль развил Гетчинсон, выделивший пять периодов культуры человека, согласно которым сменяются потребности и интересы ребенка от младенческого до взрослого периода жизни: 1. Период дикости. Проявляется желание копаться в земле, пробовать все орально. Критерием всего является съедобность. Протекание периода наблюдается до пяти лет, максимально в развитии достигается в три года. 2. Период охоты и захвата добычи. Характерное проявление ребенком страха перед незнакомыми, жестокость, действия тайком, прятки, преобладают игры в пленных, засады, составление детских шаек. Протекание периода - 4 - 12 лет, но проявление главных черт наблюдается в возрасте семи лет. 3. Период пастушества. Наблюдается выраженное проявление нежности к животным, желание иметь домашнее животное, интерес к постройке шалашей, хижин, подземелий. Протекание периода - 9 - 14 лет, максимально в развитии достигается в десять лет. 4. Период земледелия. Садоводство является важнейшей страстью ребенка. Протекание периода - 12 - 16 лет, максимально в развитии достигается в 14 лет. 5. Период промышленно-торговый. Денежные интересы становятся первостепенными. Одними из любимых занятий являются торговля, обмен, продажа. Протекание периода - 14 лет - продолжение во взрослые года. Максимально в развитии достигается в 18-20 лет.
В начале ХХ столетия З. Фрейд определил свое понимание личности человека, которая оказала значительное влияние как на психологическую науку, так и психотерапевтическую практику, а также в целом на мировую культуру. Несколько десятилетий длились споры, связанные с оценкой и анализом идей Фрейда. В соответствии с его взглядами, которые разделяемы большинством его последователей, человеческая активность обусловлена инстинктивными побуждениями, в первую очередь инстинкта полового и инстинкта самосохранения. Тем не менее, инстинкты не проявляют себя непринужденно в обществе, как в мире животном, на человека накладывается много ограничений обществом, которое подвергает его влечения, инстинкты, "цензуре", что приводит к их подавлению, торможению человеком. Следовательно, влечения, инстинкты вытесняются из сознания личности как непозволительные, компрометирующие, позорные и перемещаются в бессознательное, "уходят в подполье", но не исчезают навсегда. Сохраняя свою активность, энергичность, они незаметно, из бессознательного, управляют поведением личности, сублимируясь в разные формы культуры и продукты деятельности человека. Инстинктивные влечения в бессознательном, в зависимости от своего происхождения, объединяются в различные комплексы, являющиеся, по мнению Фрейда, подлинным происхождением активности личности человека. Согласно этому, одной из задач психологии признается обнаружение и содействие осознанию бессознательных комплексов, что приводит к преодолению внутренних конфликтов личности - метод психоанализа. Например, к одной из таких побуждающих причин причисляли эдипов комплекс (бессознательное или сознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и амбивалентные (двойственные) чувства к родителю того же пола). Согласно теории Фрейда, эротическое влечение четырехлетнего мальчика к матери и возжелание смерти отца наталкивается на иную силу - страх перед страшным наказанием за кровосмесительное сексуальное побуждение - катастрационный комплекс. Профетизм Фрейда показать всю активность личности только лишь из сексуальных побуждений встречал среди многих психологов возражения, что привело к зарождению неофрейдизма - классический фрейдизм с некоторыми отступлениями. Неофрейдисты, в понимании личности отказываются от первенства сексуального влечения и отклоняются от биологизации человека. Обусловленность личности средой выдвигается на передний план. При этом личность представляется в виде проекции социальной среды, которой личность будто автоматично обусловливается. Среда проектирует на личность свои главные качества, становящиеся конфигурацией активности данной личности - поиски одобрения, любви, бегство от общества, погоня за властью, обладанием и престижностью, стремление покориться и принять мнение группы авторитетных лиц. К. Хорни (американский психоаналитик и психолог, одна из ключевых фигур неофрейдизма) видит связь основной мотивации поведения личности с "чувством коренной тревоги" - впечатления раннего детства, беспокойство, беззащитность и беспомощность, которые ребенок переживает при встрече с внешней средой. "Коренная тревога" активизирует действия, которые обеспечат безопасность. Формируется, таким образом, главная мотивировка личности, на которой основывается поведение ребенка. Концепция о распознавании бессознательного, как причину, определяющую поведение, зачастую обратное осознаваемым интенциям, свойственна психоанализу. Пояснение влиянием своеобразности обращения с особо важными другими в значительно раннем возрасте на характерность переживаний взрослого. При данном взгляде, жизненный опыт раннего детства приводит к образованию стабильных внутренних миров, эмоционально заряжающих установки внешних миров, их эмоциональное переживание. Внутренние миры образовываются в значительно раннем детстве и являют собой установленные основы протекания жизни - психической реальности. Утверждение в качестве главного регулятора психической жизни человека психологической защиты, которая направлена на преодоление внутреннего беспокойства. Все школы психоанализа признают, что сознание, внутреннее видение мира человеком - сформированное в детском возрасте - систематически меняются, чтобы избежать беспокойства. Психологическая защита направлена на воссоздание внутреннего видения мира, снижающего беспокойство, который делает жизнь наиболее приемлемой. Поскольку психологическая защита зачастую проявляет себя бессознательно, собственно с действием ее установок и является связь многих наших иррациональных поступков и представлений. Психоанализ имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести: изучение области бессознательного, применение клинических методов, методы терапевтической практики, нетрадиционные методы, изучение реальных проблем и переживаний клиента. К недостаткам: низкую обоснованность, метафоричность, высокий субъективизм, установка на прошлое во вред настоящему и будущему в развитии человека.
Когнитивная теория личности имеет схожесть с гуманистической, хотя существует ряд различий. Основателем данной теории является американский психолог Дж. Келли. Он считал, что единственное человеческое желание в жизни - это прошлое и будущее. По его теории первопричина развития личности - окружающая среда, социум. Когнитивная теория личности акцентирует воздействие интеллектуальных процессов на человеческое поведение. В данной доктрине идет сравнение любого человека с ученым, который проверяет гипотезы о происхождении вещей и прогнозирует будущие события. Каждое событие открыто для неоднократного истолкования. В данной теории существует понятие "конструкт", которое имеет характерность всех познавательных процессов - мышления, речи, восприятия и памяти. При помощи конструктов человек познает мир и налаживает интерпсихические отношения. Основой этих отношений являются личностные конструкты. Конструкт - это определенный классификатор, шаблонная форма человеческого восприятия себя и иных людей. Дж. Келли считал, что личность располагает ограничением свободы воли. В системе конструктов, установившейся в течение человеческой жизни, заключаются явные ограничения. Тем не менее, по его мнению, человеческая жизнь полностью предопределена. При каждой ситуации человек может сконструировать многовариантные прогнозы. Внешний мир — и добрый и злой, такой, каким он конструирует его в своем сознании. В результате, по мнению когнитивистов, человеческая судьба находится в руках самого человека. Внутренний мир его персоналистичен и является его собственным продуктом. Любой человек интерпретирует, воспринимает внешнюю действительность посредством собственного внутреннего мира. Согласно данной теории, личность является системой сорганизованных индивидуальных конструктов, перерабатывающих (восприятие и интерпретация) субъективный опыт человека. В рамках данной концепции структуру личности рассматривают как индивидуально характерная иерархичность конструктов. Агрессивные люди, по мнению когнитивистов, по-иному воспринимают и интерпретируют мир, например, происходит особое запоминание событий, которые имеют связь с проявлением агрессии в поведении. Жан Пиаже (швейцарский психолог и философ) дискутировал становление интеллекта как важнейший аспект психического развития ребёнка, обуславливающий все иные психические процессы. Он акцентировал специфичность детского мышления: Реализм - видение предметов такими, как передает их непосредственное восприятие. Артификализм - всё существующее распознается как творение человека. Эгоцентризм - чужое мнение не учитывается, ребенок судит о мире имея только свою точку зрения. Анимизм - одушевление вещей. По его мнению, интеллект имеет непрестанное стремление к становлению равновесия между приспособлением и уподоблением, что создает основу интеллектуального приспособления к внешней среде, позволяющий человеку, как виду, выжить. Как считал Пиаже, ребёнок - это "активный учёный", взаимодействующий с внешней средой и развивающий наиболее сложную политику мышления. Когнитивное развитие детей есть "ученичество", в процессе которого наиболее знающие люди (дети, родители) нацеливают их на приобретение навыков и понимание мира (Дж. Брунер). 4. Культурно-историческая теория развития личности Л. С. Выготского Л.С. Выготский предположил, что развитие сознания в онтогенезе имеет строение смысловое и системное. По его мнению сознание человека - это не совокупность обособленных процессов, а система, структура. Развитие всякой функции обусловлена структурой, в которую она входит и занимаемым в ней местом. Таким образом, восприятие является центральным процессом сознания в раннем возрасте, память - в дошкольном, мышление - в школьном. Развитие остальных психических процессов в каждом возрасте протекает под воздействием преобладающей в сознании функции. Л.С. Выготский считал, что протекание психического развития заключается в преобразовании системной структуры сознания, обусловленной переменой его смысловой структуры, а именно уровнем развития обобщений. Путь в сознание протекает лишь посредством речи и перемещение от одной структуры сознания к другой выполняется с помощью обобщения. Изменением смысловой структуры сознания, и, вследствие этого, развитием обобщения, возможно управлять через обучение ребенка. Переводя на более высокий уровень обобщение, формируя его, обучение преобразовывает всю систему сознания. Основные законы психического развития по Выготскому: Развитие ребенка протекает в глубокой организации во времени: собственный ритм, не совпадающий с ритмом времени - год в младенчестве отличен от года жизни в отрочестве; Закон метаморфозы в развитии ребенка - ребенок не только маленький взрослый, а существо с основательно отличной психикой; Закон неравномерности развития - любая особенность детской психики обладает своим наилучшим периодом развития; Закон развития высших психических функций - "извне внутрь". Направляющая сила психического развития - обучение, создающее зону ближайшего детского развития - расстояние меж уровнем возможного и актуального развития. По мнению Л.С. Выготского, социальная среда - это накопленный опыт человечества, воплощенный в предметах культуры, как духовной, так и материальной. Он считал, что единым механизмом образования высших психических функций у ребенка - это подражание взрослому. Приверженцы гуманистического направления считают, что бессознательное и сознание имеют равное значение, так как они являются фундаментальными процессами жизни человеческой души. Заключение Можно видеть, что все рассмотренные теоретические концепции и методы исследования детского развития в психологии были созданы учеными одного поколения. Это указывает на то, что в этот общественно-исторический период существовала объективная необходимость в разработке общей теории развития. Однако единая концепция психического развития так и не была создана. Существует столько разнообразных концепций, сколько было крупных ученых. При большом разнообразии подходов к проблеме психического развития степень проникновения в сущность этого процесса определяется введением в психологию новых методов исследования. Нетрудно проследить переход от наблюдения к констатирующему эксперименту в его разнообразных проявлениях и далее к сравнительному изучению развития в норме и патологии, в условиях разных культур, в прошлом и настоящем. Эволюция учений шла по линии все более глубокого осмысления роли общества в развитии личности. Ранние теории рассматривали развитие в системе отношений "ребенок - предмет". 3. Фрейд впервые показал, что развитие личности определяется противоречием между врожденными потребностями и ограничениями, которые общество накладывает на него. Практически все современные теории рассматривают психическое развитие в системе отношений "ребенок - общество", что свидетельствует о постепенном преодолении биогенетического принципа. Теория 3. Фрейда, которая занимает центральное положение в этой схеме, связывает и определяет направление основных современных концепций развития личности за рубежом. Различные теоретики постфрейдистского направления, пересматривая психоаналитическую теорию, придавали особое значение эго и его функциям. Эрик Эриксон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на динамику развития личности на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал личность как объект влияния социальных и исторических сил. Согласно его эпигенетической концепции развития человека, каждая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное развертывание жизненных стадий есть результат взаимодействия биологического созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей. Жан Пиаже придерживался скорее генетического подхода к вопросу развития психики и рассматривал развитие личности вне культурно-исторического контекста. Он считал его скорее спонтанным процессом, практически не зависящим от обучения. Пиаже ввел понятие эгоцентризма и эгоцентрической речи, что позволило провести грань между понятиями инфантилизм и зрелость личности. По мнению Пиаже, по мере взросления процент эгоцентрической речи уменьшается до практически полного ее исчезновения. И таким образом, включенный в социум взрослый индивид имеет возможность продуктивно общаться — получать и реагировать на обратную связь. Список использованной литературы
Теории психического развития ребенкаТеории психического развития ребенка, представлены не малым число. Все это множество укладывается в три возможных подхода - биогенетический, социогенетический и персонологический. Наиболее яркими представителями биогенетического подхода являются теории рекапитуляции Э. Геккеля и Ст. Холла и теория психосексуального развития З. Фрейда. Исторически первыми получили признание в науке теории биогенетического направления, и первая среди них теория рекапитуляции Э. Геккеля. Постулировалось, что человеческий организм в своем внутриутробном развитии повторяет весь ряд форм, которые прошли его животные предки за сотни миллионов лет, от простейших одноклеточных существ до первобытного человека. Однако другие ученые расширили временные рамки биогенетического закона за пределы утробного развития. Так, С. Холл полагал, что если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры. Наиболее ярко эта мысль развита Гетчинсоном. Он выделил 5 периодов человеческой культуры, соответственно которым сменяются интересы и потребности ребенка от рождения к взрослости.
Завершая обзор теорий биогенетического направления, кратко остановимся на психоаналитическом подходе к развитию ребенка. З. Фрейд считал источником психического развития влечения и инстинкты. Ребенок рождается с определенным запасом энергии - «либидо», которая лежит в основе сексуальных влечений человека. Весь процесс развития в детстве он укладывал в 5 стадий: оральная (младенческий возраст), анальная (до 6 лет), генитальная, латентная и пубертатная. На каждой из стадий «либидо» сосредоточивается в той или иной области тела ребенка, раздражение которой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей. Так, например, в младенчестве либидо сосредоточено в области рта, языка и губ и связано с кормлением грудью. Поэтому недостаточное удовлетворение потребностей, связанных с оральной областью, может затормозить ребенка на последующих стадиях, вызвать у него состояние депрессии и т.п. Если же потребности удовлетворяются избыточно, у ребенка может развиться излишняя зависимость от окружения (конформизм). Таким образом, неудовлетворение потребностей приводит к фиксации влечений, создает предельное напряжение, вызывает либо неврозоподобные состояния, неуверенность, капризы и другие болезненные симптомы, либо явления регрессии - возврат к низшему уровню мотивации поведения. Чрезмерное удовлетворение потребностей также может вызвать нежелательные эффекты, которые мы отмечали на примере оральной стадии развития". Наиболее ярко основные взгляды социогенетического подхода представлены в эпигенетической теории психического развития ребенка Эрика Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена для дальнейшего беспрепятственного течения процесса развития. Так, основной задачей первой стадии является установление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать новыми видами деятельности. Если же ребенок испытывает положительные самоощущения, то мир выступает для него непротиворечивым и предсказуемым. Длится этот период от рождения до 1 года. Задача второй стадии - дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономией. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно, сомнения в собственных возможностях. Продолжительность этой стадии от 1 года до 3-х лет. Третья стадия начинается с разворачивания конфликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в начале этой стадии появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Он ставит перед собой в связи с этим определенные задачи и пытается их решить. Поэтому для него характерны энергичная и настойчивая познавательная деятельность. Он весьма любознателен. У него развивается чувство уверенности в себе и в своих возможностях еще и потому, что он уже умеет ходить, бегать, говорить, осмысливает происходящее. Поэтому так важна нормальная и адекватная реакция родителей и других взрослых на поддержку такого исследовательского поведения ребенка. Главная опасность - это появление у ребенка чувства вины за совершенные им действия. Возрастные границы периода от 3 до 6 лет. Четвертая стадия приходится на первые школьные годы (6-12 лет). На этой стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родители, но для того, чтобы он мог их выполнять биологически, он должен трудиться. Таким образом, на этом этапе ребенок осуществляет разнообразную продуктивную деятельность, в результате которой у него складывается чувство трудолюбия и способность к самовыражению. Если же он все время не успевает, у него постоянно что-то не получается, уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности. Основная трудность пятой стадии состоит в конфликте между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Главная задача подросткового периода, на который приходится эта стадия - поиск ответа на вопросы «Кто Я?» и «Каков мой дальнейший путь?». Главная опасность, которой должен избежать подросток - это размывание чувства «Я». При этом подросток может либо избегать слишком тесных межличностных контактов, оказаться неспособным строить планы на будущее, либо оказаться неспособным найти в себе силы и сосредоточиться на чем-либо или с головой уйти в работу, пренебрегая всем остальным. Сформировать идентичность - значит научиться верно идентифицировать себя со взрослыми. В обобщенном виде этапы развития, их содержание и приобретения личности ребенка представлены в табл.2. Какие же выводы можно сделать из приведенных выше теорий психического развития ребенка? Смысл теорий рекапитуляции (теория З. Фрейда тоже относится к ним) точно выразил Э. Геккель: «Онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза». Конечно, нельзя не признать действия наследственных факторов, о чем уже говорилось выше. Но при этом в рамках этих теорий полностью игнорируется внешняя стимуляция развития ребенка. А хорошо известно, что стимуляция и депривация влияют на процессы созревания и развития психических функций. Что касается теории Эриксона, то она как раз учитывает оба этих фактора, а, кроме того, выделяет основной конфликт в рамках каждого этапа. Кстати говоря, теория Э. Эриксона наиболее близка к той, о которой сейчас пойдет речь, именно потому, что он использует те же критерии периодизации, которые нам уже хорошо известны: кризис развития, ведущая деятельность, психические новообразования, социальная ситуация развития. Концепция Д. Б. ЭльконинаОсновы создания концепции психического развития по Д. Б. ЭльконинуД. Б. Эльконин выстраивал свою теорию психического развития с учетом фундамента психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева. Д. Б. Эльконин считал, что в различные исторические эпохи у детства было различное содержание и различные закономерности. Таким образом, выстраивая теорию исторического формирования детства, он ввел идею о том, что детство возникло в тот период развития животного мира, когда в некоторых его видах стали исчезать отдельные формы поведения, основанного на инстинктах. Так, необходимые формы поведения стали приобретаться прижизненно, для чего и возникло детство. Само своеобразие детства состоит в том, что человек рождается совершенно беспомощным. И как раз в ней заключена потенциальная сила, так как ребенок не связан жесткими инстинктивными формами поведения и способен усваивать те формы человеческой деятельности, которые актуальны на данном этапе исторического развития человеческого социума. Основные положения в концепции психического развития по Д. Б. ЭльконинуГотовые работы на аналогичную темуД. Б. Эльконин считал, что:
Периодизация возрастного развитияРаннее детство
Более подробно данные системы представлены на рисунке 1. Рисунок 1. «Системы отношений ребенка и закономерности его психического развития» Рисунок 2. «Возрастная периодизация психического развития по Д. Б. Эльконину» Любой период развития ребенка имеет свои определенные особенности и границы. В каждом психологическом возрасте необходимо применять особые приемы и методы обучения и воспитания, строить общение с ребенком, учитывая его возрастные особенности. Важно также учитывать ведущую деятельность ребенка на разных этапах развития. Например, в раннем возрасте – это предметно-манипулятивная деятельность; в дошкольном – игровая, в младшем школьном – учебная, в подростковом – общение и так далее. Возрастные периоды сопровождаются развитием межличностного общения, направленного в основном на личностное и интеллектуальное развитие, характеризующееся формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционно-технических возможностей ребенка. Основы развития ребенка | CDCЗдоровое развитиеПервые годы жизни ребенка очень важны для его здоровья и развития. Здоровое развитие означает, что дети всех способностей, включая детей с особыми потребностями в уходе, могут расти там, где их социальные, эмоциональные и образовательные потребности удовлетворяются. Очень важно иметь безопасный и любящий дом и проводить время с семьей ― играть, петь, читать и разговаривать. Правильное питание, упражнения и сон также могут иметь большое значение. Эффективные методы воспитания детейВоспитание принимает разные формы. Тем не менее, некоторые позитивные методы воспитания хорошо работают в разных семьях и в разных условиях, когда они обеспечивают заботу, необходимую детям, чтобы они были счастливыми и здоровыми, а также хорошо росли и развивались. В недавнем отчете были рассмотрены доказательства в научных публикациях в отношении того, что работает, и выявлены следующие ключевые способы, которыми родители могут поддержать здоровое развитие своего ребенка:
Родители, которые используют эти методы, могут помочь своему ребенку оставаться здоровым, быть в безопасности и добиться успеха во многих областях - эмоциональных, поведенческих, когнитивных и социальных.Подробнее об отчете здесь. Положительных советов для родителейПолучите советы по воспитанию, здоровью и безопасности детей от рождения до 17 лет Основные этапы развитияТакие навыки, как сделать первый шаг, впервые улыбнуться и помахать рукой «до свидания», называются этапами развития. Дети достигают вех в том, как они играют, учатся, говорят, ведут себя и двигаются (например, ползут и ходят). Дети развиваются в своем собственном темпе, поэтому невозможно точно сказать, когда ребенок выучит определенный навык.Тем не менее, этапы развития дают общее представление об изменениях, которых следует ожидать по мере взросления ребенка. Как родитель, вы лучше всех знаете своего ребенка. Если ваш ребенок не достигает вехи .4 стадии интеллектуального развития детейЛегко отследить физический рост ребенка, но не так просто отследить его или ее умственный рост. Известный психолог Пиаже разделил интеллектуальное развитие раннего детства на фазы. Давайте посмотрим на определение и этапы в этой статье. Что такое интеллектуальное развитие детей?Интеллектуальное развитие детей происходит быстро благодаря тому опыту, который они получают.Со временем и опытом их память, навыки решения проблем, рассуждения и мыслительные способности оттачиваются и развиваются. 4 стадии интеллектуального развития детей: |
2-3 | - время внимания на 3-4 минуты дольше, когда ему нравится - короткая память -Действия и объекты намного легче понять, чем слова -Путать реальное и воображаемое -Верить всему, что вы говорите -Возможность выбора между двумя возможностями Может следовать в двух разных направлениях | -Чрезвычайно любопытный -Ритуалистический: нужен порядок в повседневных делах Повторение -Не понимает дразнить - Встречает разочарование плачем, пинками, кусанием -Подходит для коррекции всплесков темперамента | -Полностью самоцентрирующийся - Готовность соответствовать -С руководством, признает права других и ненадолго ожидает своей очереди -Имитирует родителей в поклонении - В эти годы формируется отношение к другим, власти, родителям и Богу -Хочет помочь и пожалуйста - Нервная система, чувствительная к чрезмерной стимуляции шумом и спутанностью сознания |
4-5 | - Продолжительность концентрации внимания от 5 до 10 минут - Рассуждение основано на внешнем виде, сила наблюдения неточная -Отсутствие понимания причины и следствия -Невозможно учесть мотивацию действия -Фантазия на высоте Имеет большое воображение | -Учится развивать отношение к добру и злу - Пытается отделить реальное от притворного -Знает, что люди думают и говорят о нем. Боится, что над ним смеются. .-Наслаждайтесь послушанием и преуспевайте в похвале | -Имитирует взрослых -Лидерство начинает проявляться и имеет тенденцию быть властным -Может научиться делиться с одним или двумя другими - Научиться понимать справедливость |
6-8 | - Продолжительность концентрации внимания 15-20 минут -Бетонные и буквальные -Имеют небольшую реализацию хронологической последовательности | -Точно сообщает, как он себя чувствует: больной, счастливый или несчастный - любит похвалу и признание -Он упражняется в своих чувствах, а не в самообладании -Уверенность в своей способности знать, что и как делается | -Обеспокоен приемкой группы -Любит самоутвердиться.Хочет быть первым, лучшим, самым большим и выиграть -Может начать отдавать себя. Начинает проявлять щедрость и доброту -Защитное отношение к детям младшего возраста |
9-12 | - Продолжительность концентрации внимания 30-45 минут -Любит бросать вызов -Может изучать абстрактные понятия, такие как грех | -Растущее понимание принципов, лежащих в основе правил - Самоправедно и жестко применяет свой свод правил -Чувствителен к своим неудачам и недостаткам -Умение объективно видеть собственные действия и мотивы - Способен анализировать отказы и планирует действовать. Изменить | -Они хотят присоединиться к верованиям и ценностям важных для их жизни взрослых -Может начать жертвовать личными интересами ради других -Можно научиться не сравнивать себя с другими |
Согласно Пиаже, на этом этапе маленькие дети проходят две отдельные фазы или подэтапы в когнитивном развитии. Во-первых, они развивают символическую функцию в возрасте от 2 до 4 лет. На подэтапе «Символическая функция» дети осваивают способность изображать, запоминать, понимать и воспроизводить в своем сознании объекты, которые не находятся непосредственно перед ними. Другими словами, дети могут создавать мысленные образы объектов и сохранять их в уме для дальнейшего использования.
До этого периода, во время сенсомоторной стадии, младенцы и малыши понимали свой мир как содержащий только то, что они непосредственно переживали, и ничего больше. По словам Пиаже, если бы малыш играл с котенком, и он выходил за пределы его поля зрения, ребенок не смог бы создать мысленный образ этого котенка. Для малыша идея котенка (и, следовательно, самого котенка) больше не существует. Маленькие дети, у которых развита символическая функция, могут нарисовать или притвориться, что играют с котенком, которого больше нет.
Эти новые познавательные способности полезны в повседневной жизни маленьких детей. Например, дети могут говорить о людях, которые путешествуют или живут где-то еще, например, о бабушке во Флориде. Они также могут рассказывать или рисовать места, которые они посетили, а также создавать новые сцены и существ на основе своего воображения. Дети также могут использовать свои мысленные образы вещей, чтобы «поиграть в школу» или «поиграть в дом».
Даже несмотря на то, что дети на предоперационной стадии приобрели новые когнитивные навыки, Пиаже предполагает, что их мышление довольно жесткое, ограничено одним аспектом ситуации за раз и сильно зависит от внешнего вида предмета.Такой стиль мышления, по мнению Пиаже, приводит к характерным ошибкам. Например, дети до операции не развили умственные способности к сохранению и трансформации.
Сохранение - это способность человека понимать, что определенные физические характеристики объектов остаются неизменными, даже если их внешний вид изменился. Чтобы продемонстрировать концепцию консервации, Пиаже показал маленьким детям две одинаковые чашки, наполненные одинаковыми объемами воды (до одной и той же линии измерения).Дооперационная молодежь согласилась, что в чашках было столько же жидкости. Пиаже начал переливать жидкость из одной из оригинальных чашек в широкую короткую чашку. Затем он вылил жидкость из второй оригинальной чашки в высокую узкую чашку. Когда он спросил предоперационных детей, в какой чашке больше жидкости, они выбрали более высокую чашку. Этим детям показалось, что более высокая чашка имеет больший объем, хотя обе чашки наполняются одинаковым количеством жидкости.
Концепция сохранения может применяться и к числу.Например, согласно Пиаже, дооперационный ребенок не поймет, что перестановка шести клавиш для создания другого строя (например, их разведение или перемещение ближе друг к другу) не изменяет количество присутствующих элементов.
Трансформация - это способность человека понимать, как одни физические характеристики меняются, а другие остаются неизменными в логической, причинно-следственной последовательности. Согласно Пиаже, дооперационные дети не сразу понимают, как вещи могут переходить из одной формы в другую.Чтобы продемонстрировать эту концепцию, Пиаже сначала показал маленьким детям два круглых глиняных шара диаметром 1 дюйм. Затем он подарил детям круглый глиняный шар диаметром 2,5 см и сплющенный плоский глиняный шар толщиной 2,5 см. Молодой человек на предоперационной стадии не мог понять, что плоский шар раньше был круглым и сдавлен, чтобы принять новую форму.
Пиаже также считал, что дооперационные дети обладают стилем мышления, характеризующимся эгоцентризмом или неспособностью видеть мир чужой точкой зрения.Согласно Пиаже, дети с эгоцентризмом объясняют ситуации со своей точки зрения и понимания. Детям до операции также трудно понять, почему удары по кастрюлям и сковородкам или игра с музыкальной игрушкой могут усилить головную боль у их матери, когда им так весело.
Согласно Пиаже, дети на стадии подготовки к операции также верят, что вещи живы или обладают человеческими характеристиками, потому что они растут или движутся, - стиль мышления, называемый анимизмом.Например, дети могут говорить о машинах как о животных, как будто они рычат или голодны. Точно так же маленькие дети могут обвинять стулья или игрушки в том, что они упали или споткнулись. Наконец, Пиаже считает, что дети в возрасте до 4 лет не могут организовывать вещи в иерархические категории. Другими словами, маленькие дети не могут группировать предметы в большие подгруппы и меньшие подгруппы на основе сходства и различий.
Современные исследования показывают, что представления Пиаже о дооперационных детях не совсем верны; Дети на этой стадии развития сильно различаются в зависимости от их языковых навыков, способностей к восприятию, правил принятия решений и реальных знаний.Например, когда маленьких детей проверяют с использованием идей и предметов, знакомых их повседневной жизни, они лучше могут продемонстрировать свои способности. Для иллюстрации: если исследователь использует небольшое количество объектов (например, 3 вместо 6) для проверки сохранения числа, трехлетние дети часто замечают, что число остается неизменным независимо от того, как оно расположено. Точно так же, когда маленьких детей помещают в реальную среду (например, в их класс), они обычно могут объяснить, как другие дети (сверстники, которые сидят на разных местах) увидят комнату по-другому.Многие маленькие дети также могут сгруппировать свои игрушки в иерархии (например, сортировка животных по сравнению с транспортными средствами, а затем автомобили и грузовики).
Современные психологи развития теперь считают, что большинство детей в западных культурах достигают сохранения числа, длины, массы и жидкости в возрасте от 6 до 7 лет, хотя сохранение веса может произойти только в возрасте от 8 до 10 лет. Дети до операции часто проявляют эгоцентрическое мышление, но особенно к концу этой стадии, этот стиль мышления не универсален для всех времен и ситуаций.Психологи также думают, что анимизм - это способ, с помощью которого дети выражают свое воображение и обрабатывают, как на самом деле работают объекты, в легкой для понимания манере. Большинство детей знают, что неодушевленные предметы на самом деле не живые.
.