О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Особенности воспитания и обучения детей с нарушением слуха


Методическая разработка: "Обучение и воспитание дошкольников с нарушением слуха"

«Обучение и воспитание дошкольников с нарушением слуха».

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
  1. Факторы риска тугоухости и глухоты
  1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ВОСПИТАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
  2. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
  3. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ В СОДЕРЖАНИИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
  4. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДОШКОЛЬНИКАМ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
  1. Воспитание и обучение в условиях специальных учреждениях
  2. Воспитание и обучение в условиях семьи под руководством специалистов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

     Особенности психического развития ребёнка с нарушением слуха проявляются при формировании, как отдельных психических процессов, так и личности в целом. Нарушение слуха крайне неблагоприятно отражается на развитии ребёнка. У большинства детей нарушение слуха наступает в период формирования звуковой речи, являющейся одним из главных интеллектообразующих факторов. Поэтому нарушение слуха ограничивает возможности общения ребёнка с окружающими и обедняет диапазон его чувственных восприятий.

     В сложной структуре развития ребёнка с нарушенным слухом основным вторичным отклонением является неспособность самостоятельного обретения языкового опыта и овладения речью, что препятствует нормальному общению ребёнка с окружающими.

     Выраженное и стойкое снижение слуха затрудняет не только восприятие речи, но и неизбежно приводит к расстройству экспрессивной речи, которое зависит от степени снижения слуха (чем тяжелее степень, тем хуже речь), времени наступления снижения слуха, условий развития ребенка (принятие специальных мер по сохранению и развитию речи обеспечивает сравнительно лучшее ее состояние).

     Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью. Оно охватывает все ее стороны. Однако у слабослышащих детей могут наблюдаться и такие формы речевой патологии, которые не связаны непосредственно с состоянием слуха: заикание, нарушения темпа речи, ринолалия, оптическая дисграфия и дислексия, дизартрия, механическая дислалия, алалия и другие.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

     Нарушения слуха в той или иной степени встречаются достаточно часто и у взрослых, и у детей разного возраста. Часто эти нарушения носят временный характер, например, при воспалении среднего уха (отитах), простудах, образовании серных пробок, при аномальном строении наружного и среднего уха (отсутствие или недоразвитие ушных раковин, заращение слуховых проходов, дефекты барабанной перепонки, слуховых косточек и др.), при экссудативных отитах. Такого рода нарушения слуха называются кондуктивными. Современная медицина (в том числе и отечественная) имеет в своем распоряжении разнообразные средства их устранения, как методами консервативного лечения, так и с помощью оперативного вмешательства. Как правило, в результате лечения, иногда длительного, слух восстанавливается.

     Другую группу нарушений слуха составляют так называемые стойкие нарушения, связанные с поражением внутреннего уха — сенсоневральная тугоухость и глухота. При этих нарушениях современная медицина восстановить нормальный слух не в силах. Речь может идти лишь о поддерживающей терапии, определенных профилактических мероприятиях, слухопротезировании (подборе индивидуальных слуховых аппаратов) и длительной систематической педагогической коррекции. К сенсоневральной тугоухости и глухоте может присоединяться и кондуктивный компонент, например, нарушения в среднем ухе. Такое поражение слуха называется смешанным, т. е. отмечается как необратимое сенсоневральное поражение внутреннего уха, так и, как правило, обратимое нарушение в наружном или среднем ухе.

     К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое (т. е. необратимое, так как слух восстановить нельзя) двустороннее  нарушение слуховой функции, при котором обычное (на слух) речевое общение с окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Эта категория детей представляет собой разнородную группу.

     По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих.

     Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени — от небольшого нарушения восприятия шепотной Речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.

     Глухота — наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети — это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

     Внутри каждой из этих групп возможно различное понижение слуха. Наиболее выражены эти различия при тугоухости. Так один слабослышащий ребенок может слышать речь разговорной громкости на расстоянии 4—6 метров и более и испытывать затруднения при восприятии шепота, который он может слышать, например, только у ушной раковины. Другой слабослышащий ребенок с трудом воспринимает хорошо знакомые слова, произнесенные голосом разговорной громкости у самого уха.

     1.1 Факторы риска тугоухости и глухоты

     Стойкое необратимое снижение слуха может быть вызвано разными причинами. Так к факторам риска тугоухости и глухоты относятся:

- инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз), токсикозы беременности, асфиксия новорожденного,

- внутричерепная родовая травма, гипербилирубинемия (более 20 ммоль/л), резус-конфликт,

- гемолитическая болезнь новорожденного, масса тела при рождении менее 1500 г, недоношенность,

- переношенность (гестационный возраст более 40 недель), применение препаратов с токсическим действием (антибиотиков аминогликозидного ряда — стрептомицина, мономицина, гентамицина, и др., фуросемида, аспирина, хинина), назначаемых ребенку или матери во время беременности,

-наследственные заболевания у матери (в семье), сопровождающиеся поражением слухового анализатора,

- детские инфекции (паротит, скарлатина, корь и др.),

- эпидемический менингит,

- грипп,

- острые и хронические средние отиты, черепно-мозговая травма.

     Даже незначительное, казалось бы, снижение слуха, наступившее в раннем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребенка. При тяжелой тугоухости и глухоте без специального обучения ребенок вообще не овладевает речью. Это происходит потому, что он не слышит своего голоса, не слышит речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. Резкое недоразвитие речи или ее отсутствие затрудняют контакты не слышащего ребенка с окружающим миром, нарушают процесс формирования познавательной деятельности и в целом — его личности.

  1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ВОСПИТАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

     В дошкольном возрасте по отношению к детям с нарушениями слуха решаются задачи их развития, воспитания и обучения.

     Основной задачей дошкольного образования детей с нарушениями слуха является обеспечение всестороннего развития на основе коррекции имеющихся недостатков.

     Общеразвивающая и коррекционная работа с дошкольниками с нарушениями слуха направлена на преодоление социальной недостаточности, социализацию ребенка, которую Л. С. Выготский рассматривал как процесс его «врастания» в цивилизацию. Ребенку с нарушенным слухом, как и слышащему, поскольку основные закономерности их развития те же, следует обеспечить целостность психического развития, становление базиса личностной культуры, что означает возможность ориентировки ребенка в предметах, природе, общественной жизни, общечеловеческих ценностях, в явлениях собственной жизни и деятельности.

     Реализация этой задачи предполагает социальное развитие детей, обеспечение высокого уровня познавательной деятельности, формирование речи как средства общения и познания, личностное развитие дошкольников. Это требует длительной систематической работы, ориентированной на обогащение общего развития, приобщение ко всему, что доступно слышащим детям, коррекцию отклонений в развитии дошкольников с нарушенным слухом. Эта работа составляет основу воспитания и обучения в дошкольных учреждениях и представлена в различных разделах программы: физическое воспитание, игра, труд, изобразительная деятельность и конструирование, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных математических представлений, музыкальное воспитание. Каждый из этих разделов играет большую развивающую роль, а в совокупности они обеспечивают решете общеразвивающих задач.

     Содержание этих разделов не только обогащает развитие детей с нарушенным слухом, приближая его к развитию нормально слышащих дошкольников, но и представляет собой базу для коррекционной работы, так как каждый из разделов содержит коррекционные задачи.

     Направленность обучения на преодоление специфических недостатков, обусловленных снижением слуха, делает особо важной.

постановку коррекционной задачи. В соответствии с положением Л. С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка с дефектом рано возникшая глухота или тугоухость обуславливают отклонения вторичного порядка, которые, прежде всего, выражаются в нарушениях речи и общения. Отклонения в речевом развитии и связанные с ними нарушения общения обуславливают, в свою очередь, своеобразие развития восприятия, мышления и всей познавательной деятельности, а также личностного развития. Вся система работы дошкольного учреждения направлена в первую очередь на коррекцию вторичных отклонений — развитие речи и общения. Поэтому формирование речи как средства общения является одной из ведущих задач в системе коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях. Важными компонентами этой системы является развитие слухового восприятия и обучение произношению детей со сниженным слухом. Эта работа проводится на специальных занятиях, а также включается во все разделы программы. Помимо формирования речи, обучения произношению, развития слухового восприятия, в дошкольных учреждениях решаются и другие коррекционные задачи, например, связанные с наличием особенностей в развитии познавательной деятельности и т.д.

     Решение коррекционных задач наряду с общеразвивающими должно обеспечить полноценное развитие дошкольника со сниженным слухом и его готовность к школьному обучению. Таким образом, воспитание и обучение глухого или слабослышащего ребенка в дошкольном образовательном учреждении направлено и на подготовку его к обучению в школе.

  1. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

     Воспитание и обучение дошкольников с нарушенным слухом строится на следующей системе дидактических принципов: научность, систематичность воспитания и обучения, доступность, наглядность, активность и самостоятельность в усвоении знаний, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, связь обучения с жизнью. Ведущие дидактические принципы лежат в основе, организации процесса воспитания и обучения детей с нарушениями слуха и реализуются в практике с учетом коррекционной направленности этого процесса.

     Помимо обще дидактических принципов, выделяются специфические принципы, отражающие особенности развития дошкольников с недостатками слуха, содержание и методы работы с ними. Определение специфических принципов дошкольного воспитания также связано с разработкой теории и практики воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей школьного возраста. Можно выделить следующие основные принципы, положенные в основу воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха:

1.        Генетический принцип, основанный на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе. Реализация этого принципа позволяет учесть общие закономерности развития применительно к дошкольникам с нарушенным слухом, построить модель коррекционно-развивающего обучения, ориентированного на учет сензитивных периодов в развитии психических функций.

2.        Принцип развивающего обучения. Принцип развивающего воспитания и обучения связан с необходимостью не только  преодоления отставания и нормализацией развития, но и его обогащением (амплификацией). В дошкольном учреждении должны быть: созданы условия, направленные на максимальную реализацию возможностей ребенка. Выявление индивидуальных возможностей плохо  слышащего ребенка,  возможно только при активном участии педагогов, которые определяют, «ведут» развитие ребенка, выявляют его потенциальные возможности, «зону ближайшего развития».

3.        Принцип коррекционной направленности воспитания и обучения является одним из ведущих принципов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Данный принцип пронизывает все компоненты воспитательно-образовательного процесса. Коррекционная направленность воспитания и обучения предполагает индивидуально-дифференцированный подход, основанный на учете структуры и выраженности нарушений, выявлении потенциальных возможностей ребенка. Своеобразие развития детей с недостатками слуха, прежде всего нарушение речевого развития и связанного с ним общения, обуславливает необходимость проведения.

     Каждое занятие в детском саду, независимо от его тематики и целей, включает в себя коррекционные задачи, направленные как на развитие речи детей в связи с данным видом деятельности, так и на преодоление отклонений в познавательной деятельности. Важным условием реализации данного принципа является раннее начало коррекционной работы.

4.        Деятельностный принцип. Психическое развитие дошкольника осуществляется в деятельности. Через разные виды деятельности он познает окружающий мир, расширяя и углубляя способы ориентировки в нем, постигая социальную сферу жизни, определяя взаимоотношения с другими людьми. Развитие психики связано с ведущей деятельностью, т. е. той, в которой формируются психологические процессы, от которых зависит личностное развитие ребенка на данном этапе

     В игре и других видах детской деятельности создаются оптимальные условия для овладения речевыми средствами и их использования в реальных условиях коммуникации. В соответствии с деятельностным принципом речь также рассматривается как деятельность с присущей ей структурной организацией.

Использование детской деятельности в коррекционной работе формирует мотивацию овладения речевым материалом, способствует развитию личностных качеств: инициативности, самостоятельности, ответственности, способности к творчеству.

5.        Принцип дифференцированного подхода к воспитанию и обучению. Группа глухих и слабослышащих дошкольников характеризуется большой разнородностью по состоянию слуха, речи, уровню интеллектуального развития. Дифференцированный принцип предполагает учет структуры нарушений при организации воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха. Прежде всего, в соответствии с этим принципом проводится дифференцированное воспитание глухих и слабослышащих. В воспитании и обучении детей этих двух категорий используются разные программы, в которых определены дифференцированные требования по различным разделам, прежде всего по развитию речи, развитию слухового восприятия и обучению произношению.

     Дифференцированный подход реализуется и применительно к формам обучения: в составе группы для слабослышащих или глухих могут быть выделены две подгруппы детей с разным состоянием речи, что позволит в большей степени учитывать их возможности и темпы речевого развития.

6.        Принцип формирования речи как средства общения. В системе формирования речи глухих одним из важнейших является принцип обучения языку как средству речевого общения (С. А. Зыков, Б. Д. Корсунская, Л. П. Носкова и др.). Этот принцип связан с необходимостью формирования у детей потребности в речевом общении, в овладении необходимыми для этого речевыми средствами, создании слухоречевой среды, обеспечивающей возможности речевой практики в семье, в дошкольном учреждении. На принципе коммуникативной направленности развития речи построен, весь процесс коррекционно-воспитательной работы. С целью его реализации в обучении дошкольников с нарушенным слухом (особенно глухих и слабослышащих, имеющих дополнительные отклонения в развитии) используется дактильная речь, при которой каждой букве соответствует определенная конфигурация пальцев.

7.        Принцип развития слухового восприятия предполагает максимальное развитие остаточного слуха в процессе активного использования звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования. Развивающееся слуховое восприятие расширяет сенсорную базу для восприятия звуков окружающего мира и ориентировки в них, для слухо-зрительного восприятия речи окружающих. Развивающееся слуховое восприятие становится основой для овладения произносительной стороной устной речи, особенно ее ритмико-интонационной стороной.

  1. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ В СОДЕРЖАНИИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

     Программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников построены таким образом, чтобы обеспечить в процессе развития детских видов деятельности формирование психических новообразований, присущих каждому периоду дошкольного детства. В содержании коррекционно-педагогической работы выделяются 9 разделов, каждый из которых включает решение как воспитательных и образовательных задач, так и коррекционных, направленных на преодоление некоторых особенностей в формировании различных сторон психического развития дошкольников с нарушенным слухом.

     Важное значение в системе обучения придается физическому воспитанию детей, направленному на охрану и укрепление их здоровья, гармоничное физическое развитие, развитие потребности в двигательной активности, формирование основных движений и двигательных качеств, коррекцию и профилактику нарушений физического развития.

     Решение коррекционных задач связано с преодолением некоторых особенностей, обусловленных снижением слуха и нарушением деятельности вестибулярного аппарата, возникшим в результате тяжелых заболеваний, перенесенных детьми. Коррекция отклонений в моторном развитии предполагает тренировку функции равновесия, формирование правильной осанки, коррекцию и профилактику плоскостопия, развитие дыхания, координации движений. Одной из важных коррекционных задач физического воспитания глухих и слабослышащих дошкольников является развитие их ориентировки в пространстве. Правильно организованное физическое воспитание развивает активность детей, повышает работоспособность, что позволяет успешно проводить воспитательную и коррекционно-образовательную работу.

     Важное значение в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха придается обучению игре. Это связано с большой развивающей ролью игры, с открывающимися возможностями решать воспитательные задачи и задачи развития речи и общения. Формирование игровой деятельности предполагает развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умение использовать предметы-заместители и воображаемые предметы и действия, умение отражать в играх действия людей и их отношения, разворачивать и обогащать сюжеты игр.

     В процессе формирования игры реализуются важные для психического развития ребенка с недостатками слуха задачи. Задачи социального развития, нравственного воспитания связаны с коллективным характером игр, возможностью отразить в них взаимоотношения людей, нормы поведения, некоторые нравственные понятия. Умственное воспитание в игре происходит через расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира, через усвоение их свойств, назначения, способов использования. В этом плане велика роль дидактических игр. Особое значение для умственного развития дошкольников с нарушениями слуха имеет овладение игровым замещением.

     В ходе целенаправленного развития и обогащения изобразительной и конструктивной деятельности создаются условия для эстетического, познавательного развития дошкольников с нарушениями слуха. На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, в свободной деятельности, в семье проводится целенаправленное обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

     Важной задачей, связанной с развитием изобразительной и конструктивной деятельностей, является сенсорное воспитание детей. В процессе обучения проводится планомерное систематическое развитие различных видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, двигательного. Изобразительная деятельность является одним из важнейших и наиболее доступных средств эстетического воспитания глухих и слабослышащих детей.

     В процессе трудового воспитания дошкольников с нарушениями слуха происходит формирование мотивации трудовой деятельности детей, развитие интереса к разным формам труда, к оказанию помощи старшим, овладение некоторыми трудовыми умениями и элементарной культурой труда. Общественно-социальное значение труда связано с его воспитательным воздействием на личность ребенка. В труде формируется умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми, формируется привычка к трудовым усилиям, умение доводить дело до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать окружающим.

     В дошкольных учреждениях дети овладевают различными видами труда: самообслуживанием, хозяйственно-бытовым трудом, трудом в природе, ручным трудом.

     Познавательное и социальное развитие дошкольников происходит в процессе целенаправленной работы по ознакомлению с окружающим миром. Дети знакомятся с внешним видом, строением, способами использования необходимых человеку предметов, а также с условиями жизни человека и животных. В ходе работы по ознакомлению с окружающим расширяются представления детей о жизни людей, формируются навыки общественного поведения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В процессе ознакомления с окружающим преодолевается свойственная детям с нарушенным слухом бедность и фрагментарность представлений об окружающих их предметах и явлениях.

     В игре, изобразительной деятельности и конструировании, труде, в занятиях по ознакомлению с окружающим создаются условия для развития речи детей, так как в процессе практических действий они усваивают названия игрушек, предметов, материалов, инструментов, их свойств, действий с ними. Эмоциональный фон, присущий детской деятельности, делает процесс усвоения речевого материала более продуктивным. Так как в игре, труде, конструировании, рисовании дети взаимодействуют друг с другом, здесь мотивированно и естественно может быть организовано речевое общение.

     Раздел «Развитие речи» по своей значимости является одним из ведущих в системе коррекционной работы, так как его задачи связаны с преодолением специфического для глухих и слабослышащих детей нарушения речи и речевого общения. Работа по развитию речи направлена на формирование речи как средства общения и познания окружающего мира. Речевое развитие детей обеспечивается в различных условиях: в быту, во время проведения режимных моментов, в процессе разных видов детской деятельности (игры, рисования, конструирования, лепки, труда), в ходе ознакомления с окружающим, на занятиях по всем разделам программы, на специальных занятиях по развитию речи, в семье. На специальных занятиях по развитию речи работа проводится в следующих направлениях: развитие языковой способности; накопление словаря и работа над значением слова; формирование разных форм речи (устной, письменной, дактильной), отработка различных видов речевой деятельности; проведение элементарных языковых наблюдений.

     Важные коррекционные задачи решаются в процессе развития слухового восприятия и обучения произношению, целью этой работы является формирование и развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения устной речи.

     Работа по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников имеет задачей развитие остаточного слуха: дети обучаются восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний. На базе развивающегося слухового восприятия создается и совершенствуется слухо-зрительная основа восприятия устной речи, формируются навыки речевой коммуникации.

     В процессе обучения детей произношению у них создается потребность в устном общении, формируется внятная, максимально приближенная к естественному звучанию устная речь. Эта задача реализуется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы, в том числе и в ходе специальных индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Правильная организация работы по произношению предусматривает определенные условия, к важнейшим из которых относится создание слухоречевой среды, компонентами которой являются устное общение педагогов и родителей с детьми, поддержание желания детей общаться, используя устную речь и другие средства (таблички, дактилирование).

     В тесной связи с развитием детской деятельности и речи осуществляется интеллектуальное развитие дошкольников с нарушениями слуха, которому способствуют занятия по формированию элементарных математических представлений. В процессе целенаправленной работы дети овладевают систематизированными элементарными представлениями о количестве и числе, величине и форме, о пространственных свойствах и отношениях предметов, счетными и измерительными умениями. Усвоение этого материала готовит детей к овладению математикой в школе.

     Особую значимость в процессе коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими дошкольниками приобретает музыкальное воспитание. Здесь задачи коррекции и компенсации недостатков развития детей решаются с помощью таких средств, как формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма движений и речи. Специфическим направлением работы является развитие слухового восприятия музыки, развитие динамического, ритмического, тембрового слуха. Музыкальное воспитание способствует эмоционально-эстетическому развитию детей, развитию их эмоциональной отзывчивости и чуткости.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДОШКОЛЬНИКАМ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
  1. Воспитание и обучение в условиях специальных учреждений и групп.

     Для детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста существуют различные образовательные учреждения. Их деятельность регулируется «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995). Глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях:

- Детский сад компенсирующего вида для глухих и/или для слабослышащих детей. Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха открываются органами образования при условии наличия достаточного количества глухих и слабослышащих детей. Группы в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха комплектуются по решению психолого-медико - педагогической комиссии (ПМПК).

- Детские сады комбинированного вида, в состав которых, наряду с группами для слышащих детей, входят и компенсирующие группы для детей с нарушениями слуха. Как правило, в зависимости от состояния слуха и речи детей при дошкольных образовательных учреждениях создаются группы для глухих и/или для слабослышащих детей. Совместное воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей в одной группе не рекомендуется. Группы комплектуются ПМПК детьми одного или смежного возрастов.

     В дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида и компенсирующие группы детского сада комбинированного вида принимаются глухие и слабослышащие дети с 1,5—2 лет. Процесс воспитания и обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад (с 2 или 3 лет) рассчитан на 5 или на 4 года.

     Данные дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида работают в режиме круглосуточного пребывания (отдельные учреждения компенсирующего вида — круглогодичного). Однако родители могут забирать детей домой ежедневно.

     В детских садах компенсирующего или комбинированного вида могут открываться группы для детей со сложными дефектами (сочетание двух или более нарушений).

При определении содержания воспитательно-образовательного процесса педагогический коллектив может руководствоваться имеющимися программами воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста, а также выбирать из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ в соответствии с индивидуальными особенностями (возрастом, состоянием слуха, речи, интеллекта и т.п.) воспитанников.

- Дошкольные группы, отделения в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей. Дошкольные группы при школах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе детей дошкольного возраста. В дошкольные отделения (группы) могут приниматься дети с 2—3-х летнего возраста при наличии условий для их воспитания. В некоторых случаях организуются группы для детей старшего дошкольного возраста, специальное обучение которых по разным причинам (позднее выявление нарушений слуха, текущие заболевания ребенка и др.) начинается в более поздние сроки — в 5—6 лет. В течение двухлетнего периода проводится общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на подготовку детей к обучению в I классе школы для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей.

 - Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад» компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей. Образовательное учреждение для детей дошкольного и школьного возраста «Школа - детский сад» для глухих или для слабослышащих детей. В структуре данных образовательных учреждений могут быть группы детей пред дошкольного и дошкольного возраста, а также или только начальные классы, или все классы (с первого по 10 — 12 классы) школы для слабослышащих или для глухих детей. В данных образовательных учреждениях реализуются две образовательные программы: дошкольного образования и школьного образования для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей.

     Основными средствами обеспечения преемственности в коррекционной работе являются педагогические технологии непрерывного коррекционного воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, построенные с учетом особенностей психофизического развития детей дошкольного или школьного возраста, ведущих для каждого этапа видов деятельности, форм организации общеразвивающей и коррекционной работы: игры, занятия, свободная деятельность детей — в дошкольном учреждении.

  1. Воспитание и обучение в условиях семьи под руководством специалиста.

     Альтернативой обучению ребенка в специальном дошкольном учреждении является его воспитание дома, при котором коррекционная работа ведется главным образом родителями под руководством учителя-дефектолога. Дети, воспитывающиеся дома, могут получать коррекционную помощь:

- в сурдологических кабинетах системы здравоохранения по месту жительства;

- в стационарах при лоротделениях крупных больниц по месту жительства;

- в группах кратковременного пребывания при специальных дошкольных учреждениях (группах) и при научных медицинских и педагогических центрах, педагогических факультетах педвузов.

     В настоящее время с целью оказания систематической коррекционно-педагогической помощи, консультирования родителей по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, в дошкольных образовательных учреждениях разных видов могут быть в соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» организованы группы кратковременного пребывания. Они могут создаваться при детских садах компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха, при детских садах комбинированного вида, в состав которого входят компенсирующие группы, а также при дошкольных отделениях при школах для глухих или слабослышащих и позднооглохших. Группа является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения. Комплектование групп осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией.

     Система коррекционной помощи детям с нарушенным слухом постоянно совершенствуется. Закономерным этапом ее развития является поиск моделей интегрированного (совместного со слышащими) воспитания и обучения.

     Следует особо подчеркнуть, что именно период дошкольного детства наиболее благоприятен для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с нарушенным слухом в коллектив слышащих сверстников.

     Наибольшими возможностями для организации интегрированного обучения обладают дошкольные учреждения комбинированного вида, в составе которых есть как общеобразовательные, так и специальные группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Овладение речью в процессе общения — это естественный путь, характерный для слышащих детей. Речь ребенка формируется в ходе различных видов деятельности и определяется постоянной практикой речевого общения с окружающими людьми. Наиболее благоприятным, сензитивным периодом для овладения речью в норме является возраст до трех лет, в течение которого формируются механизмы речи, происходит созревание речевых отделов мозга. Отставание глухих и слабослышащих детей в общем развитии и задержка в формировании речи и мышления говорят о недостаточном использовании сензитивного периода в их обучении. Раннее начало обучения речи и интенсивное обогащение развития детей с нарушениями слуха в дошкольный период позволяют преодолеть нарастание различий между глухими и слышащими детьми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии - М.:АСТ; Астель, 2008г.
  2. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М., 1963г.
  3. Выгодская В. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М.: Просвещение, 1975.
  4. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха: Учеб. Пособие для вузов / Л. А. Головчиц.- М.: Владос, 2001г.
  5. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц. - М.: Книга по Требованию, 2010.
  6. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. - М.: Педагогика, 1986г.
  7. Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников.- М., 1974г.
  8. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. - М., 1991г.
  9. Пенин Г.Н. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях / - М.: Каро, 2006.
  10. Психология глухих детей. – М.: Педагогика, 1971г.
  11. Сурдопедагогика. / Ред. М. И. Никитина. – М.: Просвещение, 1989.
  12. Тигранова Л. И. Умственное развитие слабослышащих детей – М.: Просвещение, 1978.

Обучение детей с нарушением слуха - журнал TEACH

Первоначально опубликовано в журнале TEACH, ноябрь / декабрь 2008 г.

Рон Дорн

Слух - это то, что держит нас в контакте с нашим миром. Он играет важную роль в выражении и восприятии языка. Потеря слуха создает проблемы в том, как человек выражает и воспринимает язык, в свою очередь, вызывая социальные, коммуникативные и образовательные проблемы (Hall, Oyer, & Haas, 2001). Поэтому преподавателям необходимо серьезно рассмотреть краткосрочные и долгосрочные последствия того, как потеря слуха ухудшает способность человека понимать устную речь при разработке своих программ.

Образовательные адаптации и стратегии

Учителя должны уделять особое внимание обучению слабослышащих детей. Во многом это связано со здравым смыслом, который обостряется благодаря тесному сотрудничеству со студентом, его семьей и патологом языка речи (SLP). Учащийся и его семья, безусловно, могут ежедневно предлагать учителю поддержку, конструктивно критикуя то, что у ребенка работает, а что нет в классе.Ниже приведены предложения Холла, Ойера и Хааса (Hall, Oyer, & Haas, 2001) по обучению слабослышащих детей:

  • Обеспечьте ребенку оптимальную среду для слуха и слушания в классе;
  • Расстояние между учителем и ребенком должно быть минимальным для облегчения чтения по губам
  • Лицом к ребенку во время всего устного общения;
  • Обеспечьте хорошее освещение для улучшения видимости визуальных средств;
  • Не преувеличивайте произношение, это помешает пониманию;
  • Используйте как можно больше визуальной информации, чтобы усилить слуховую информацию;
  • Свести к минимуму окружающий шум, чтобы не мешать работе подслушивающих устройств; и
  • Учителя должны часто проверять правильность работы подслушивающих устройств.

Учителя должны быть внимательны к социальным, академическим и эмоциональным проблемам, с которыми ребенок с потерей слуха сталкивается в любой день. Дополнительная энергия требуется для интерпретации информации посредством чтения по губам, которую в противном случае дети могли бы просто услышать без потери слуха. Существуют дополнительные шаги в обработке аудиоинформации, которые слабослышащий студент должен предпринять, чтобы полностью понять. Учащийся со слуховым аппаратом будет тратить больше энергии на то, чтобы сконцентрироваться на звуке из прямого источника, например, на учителе, блокируя окружающий шум, такой как жужжание света или кондиционеров.Таким образом, ученик с потерей слуха будет тратить гораздо больше энергии, чем ученик без потери слуха.

Учителя должны быть чуткими к реальности, что обычно одновременно происходит несколько визуальных явлений, например, когда учитель говорит, ожидая, что ученики будут делать записи лекции. Ожидать, что слабослышащий ученик будет читать по губам и делать заметки одновременно, нереально. Основные примечания могут быть предоставлены этому студенту заранее, чтобы он мог сосредоточиться на чтении лекции по губам.Для поддержки слабослышащих учащихся старших классов или университетов, где ведение записей ведется ежедневно, могут быть назначены добровольные записные книжки. Многим слабослышащим студентам также придется брать больше работы домой, чтобы подготовиться к уроку, который будет рассмотрен на следующий день.

Холл, Ойер и Хаас (2001) предлагают учителям поддерживать слабослышащих учащихся, часто проверяя, понимает ли ребенок информацию, представленную в классе. Они предложили альтернативное предложение - назначить одного слышащего ребенка, который помогал бы слабослышащему ребенку активно участвовать в школьных мероприятиях, пока учитель занят другими учениками.Еще одно предложение было для учителя «научиться читать» выражения лица ребенка, чтобы иметь обратную связь о его / ее понимании представленного материала. Это конкретное предложение займет некоторое время, поскольку учитель лучше узнает ученика (с.147). В случаях, когда учащийся не понимает, что было сказано, перефразирование с дополнительными словами, относящимися к тому, что вы хотите сказать, может дать подсказки, которые помогут понять прочитанную речь. «Перефразируя, используйте слова, которые являются ключевыми для основной идеи коммуникации.Например, если вы говорите: «Теперь можете достать пальто из шкафчика», а ученик не понимает, вы можете сказать: «Все готовятся к автобусу; теперь можешь достать пальто из шкафчика »(Каверавек, 2002, с.16).

Школы не уделяли должного внимания шуму окружающей среды в классе, несмотря на исследования, выявившие проблему с акустикой в ​​классе. «Было обнаружено, что слишком много классных комнат чрезмерно шумны и не подходят для обучения слабослышащих детей с помощью усиления» (Росс, Брэкетт и Максон, 1991; Кранделл и Смалдино, 1996).Фоновый шум оказывает наибольшее влияние на слух у детей с легкой потерей слуха (Anderson, 1999). Следовательно, учителя должны четко осознавать свою учебную среду и при возможности адаптироваться к ней соответствующим образом. Адаптация может начаться с элементарных вещей, таких как обеспечение правильной работы систем отопления и кондиционирования, вентиляторов и освещения, чтобы уменьшить ненужные вибрации или гудение в классе (Кадеравек, 2002, стр. 16). Все, что учитель может использовать для поглощения шума в классе, становится преимуществом для слабослышащих детей.

Учителям необходимо поддерживать тесную связь с SLP, чтобы получать указания и консультации, которые могут помочь в повышении успеваемости ребенка в классе. «Учитель должен быть полностью информирован о стандартах успеваемости и потенциале ребенка с нарушением слуха», чтобы разработать программу с реалистичными целями для достижения ребенком (Hall, Oyer, & Haas, 2001, стр. 147).

Учащиеся с нарушениями слуха сталкиваются с множеством проблем в нашем насыщенном звуком мире. Педагоги должны осознавать и учитывать эти проблемы при разработке школьных программ.Незнание этих проблем приводит только к разочарованию учащегося с нарушением слуха, что может привести к проблемам с управлением классом для учителя. Шум окружающей среды - одна из тех проблем, к которым школам необходимо подходить более серьезно, поскольку он сильно мешает поддержке слабослышащих учеников. Осведомленность учителя достигается благодаря поддержанию тесного общения с учеником, родителями, SLP и общественными организациями. Это общение необходимо для разработки надлежащих служб поддержки для ребенка.

В целом, был достигнут значительный прогресс в области вспомогательных технологий и служб поддержки, которые предлагают людям и организациям с нарушениями слуха гораздо более широкий выбор вариантов при разработке терапевтических целей для облегчения их жизни.

Список литературы

Андерсон, К. (1999). Что подойдет для классной акустики? Голоса Вольты, 6, 16-17.

Холл, Б. Дж., Ойер, Х. Дж., Хаас, В. Х. (2001). Нарушения речи, языка и слуха: Руководство для учителя (3-е изд.). Нидхэм-Хайтс, Массачусетс: Аллин и Бэкон.

Кадеравек, Дж. Н., Пакульски, Л. А. (2002). Минимальная потеря слуха ненормальна. Обучение выдающихся детей , 34 (6), 14-18.

Росс, М., Брэкетт, Д., и Максон, А. (1991). Оценка и ведение основных детей с нарушениями слуха . Остин, Техас: Pro-Ed.

.

Нарушение слуха | Причины и лечение нарушений слуха

Врожденная потеря слуха

Врожденные нарушения слуха - такие нарушения функции слуховой системы, которые связаны с ухудшением слуха или потерей слуха, обнаруженные при рождении ребенка или вскоре после его рождения.

К причинам врожденных нарушений слуха относятся:

  1. Наследственные генетические факторы.
  2. Ненаследственные генетические особенности.
  3. Осложнения во время беременности, вызванные сифилисом, краснухой, паротитом и другими матери.
  4. Низкий вес новорожденного при рождении менее полутора килограммов.
  5. Получила удушье при родах, то есть сильную нехватку кислорода.
  6. Применение матерью во время беременности ототоксических средств, а именно аминогликозидов, диуретиков, противомалярийных препаратов, цитотоксических препаратов.
  7. Перенесенная младенцем в неонатальном периоде тяжелая желтуха, которая может вызвать повреждение слухового нерва у ребенка.

[13], [14], [15], [16], [17]

Генетическое нарушение слуха

Генетическое нарушение слуха можно разделить на две категории:

  • несиндромальный (изолированный),
  • синдромальный.

Несиндромальные расстройства включают потерю слуха, которая не имеет других сопутствующих симптомов, передающихся по наследству. Такие нарушения слуха встречаются в семидесяти процентах случаев глухоты из-за наследственности.

Синдромные нарушения слуха вызываются снижением слуха в сочетании с другими факторами, например, заболеваниями других органов и систем. Синдромные нарушения возникают в тридцати случаях глухоты по наследственности. В медицинской практике насчитывается более четырехсот различных синдромов, одним из проявлений которых является глухота.К таким синдромам относятся:

  • Синдром Ушера - одновременное нарушение слуховой и зрительной систем,
  • синдром Пендреда - при котором глухота сочетается с гиперплазией щитовидной железы,
  • Синдром Гервелла-Ланге-Нильссона - вызывает сочетание глухоты и сердечной аритмии с появлением большего интервала QT,
  • синдром Ваарденбурга - описывает нарушение слуховой системы в сочетании с появлением пигментации.

Если принять во внимание тип наследования нарушений слуха, то их можно разделить на следующие типы:

  1. Аутосомно-рецессивный, включающий семьдесят восемь процентов случаев.
  2. Аутосомно-доминантный, включающий двадцать процентов случаев.
  3. Х-сцеплено, что включает один процент случаев.
  4. Митохондриальная, что составляет один процент случаев.

В современной медицине идентифицировано более сотни генов, которые при мутации ответственны за нарушение слуха.Каждая популяция людей имеет свои специфические мутации, которые отличаются от других популяций. Но можно с уверенностью отметить, что примерно в трети случаев генетических нарушений слуха причиной таких негативных трансформаций является мутация гена коннексина 26 (GJB2). Европейская раса наиболее восприимчива к мутации гена 35delG.

Нарушение слуха у пожилых людей

Большинство людей с приобретенными нарушениями слуха - люди пожилого или старческого возраста. Нарушение слуха у пожилых людей связано с возрастными изменениями, в результате которых происходят дегенеративные изменения в органах слуха.Возрастные изменения слуха касаются всех отделов слуховой системы, начиная от ушной раковины и заканчивая зоной слухового анализатора в коре головного мозга.

Глухота у пожилых людей - сложный и сложный процесс, который тщательно изучается специалистами. У пожилых людей потеря слуха называется «пресбиакусис» и делится на два типа:

  • токопроводящий,
  • нейросенсорная.

Кондуктивное появление старческой тугоухости вызвано изменениями дегенеративного характера, происходящими в среднем ухе, а также снижением эластичности тканей черепа.

Сенсорно-нервная разновидность старческой тугоухости имеет четыре подвида, вызываемых разными причинами:

  • сенсорный - вызванный атрофией волосковых клеток кортиева органа,
  • нервный - связано с уменьшением количества нервных клеток, присутствующих в спиральном ганглии,
  • метаболический - из-за атрофических изменений сосудистой сети, ослабляющих обменные процессы в улитке,
  • Механический - связан с атрофическими преобразованиями основной оболочки улитки.

Некоторые специалисты придерживаются другой классификации старческой тугоухости. Описаны три типа нарушений слуха возрастного характера:

  • Пресбиакузис - глухота, вызванная внутренними факторами генетической и физиологической природы,
  • социокусия - глухота, которая возникает из-за внешних факторов, способствующих сильному износу органов слуховой системы,
  • профессиональный шум. Потеря слуха - нарушение слуха, возникающее под воздействием сильного производственного шума на рабочем месте.

Характеристики детей с нарушением слуха

У слабослышащих детей имеются существенные различия в психофизиологическом и коммуникативном развитии. Эти особенности детей с нарушением слуха не позволяют им развиваться с той же скоростью, что и сверстники, а также вызывают проблемы в усвоении знаний, жизненно важных навыков и навыков.

Нарушение слуха у детей значительно снижает качество речи и вербального мышления. В то же время когнитивные процессы и познавательная деятельность также испытывают дефицит в улучшении и развитии.

У детей с нарушением слуха могут быть и другие нарушения, а именно:

  1. Проблемы с функционированием вестибулярного аппарата.
  2. Различные дефекты зрения.
  3. Нарушение функции головного мозга минимальное, что приводит к торможению общего развития психики.
  4. Обширное повреждение головного мозга, вызывающее олигофрению.
  5. Дефекты систем головного мозга, приводящие к возникновению детского церебрального паралича и других двигательных нарушений.
  6. Нарушения работы слуховой и речевой зон головного мозга.
  7. Заболевания центральной нервной системы и организма в целом, вызывающие тяжелые психические заболевания - шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и т. Д.
  8. Заболевания внутренних органов тяжелой степени (сердца, почек, легких, пищеварительного тракта и др.), Обычно ослабляющие детский организм.
  9. Серьезная социально-педагогическая запущенность.

Есть два типа нарушений слуха и детей, которые зависят от степени потери способности воспринимать и обрабатывать звуки:

  • потеря слуха, поражающая слабослышащих детей,
  • глухота.

При потере слуха сохраняется восприятие речи, но только произнесенной громко, членораздельно и близко к уху. Хотя, конечно, возможности этого ребенка к полноценному речевому общению с окружающими ограничены. Глухота отличается тем, что воспринимает определенные тона речи без способности воспринимать и различать саму речь.

Различные нарушения слуха в детстве приводят к торможению и нарушению развития речевых функций.Но при этом исследователи отметили тот факт, что если тяжелая потеря слуха возникает в тот момент, когда ребенок уже в хорошей степени овладел навыками чтения и письма, то болезнь не приводит к дефектам развития. речи. Хотя в этом случае возникают различные нарушения, связанные с произношением.

Наиболее важными факторами, влияющими на развитие речи детей с нарушением слуха, являются:

  • Степень потери слуха - дети с нарушением слуха говорят хуже, чем слышат.
  • Возрастной период возникновения патологического нарушения слуха - чем раньше возникли дефекты слуха, тем тяжелее нарушить речь, вплоть до появления глухоты.
  • Условия развития ребенка и наличие правильных психокоррекционных мероприятий - чем раньше применяются специальные меры для развития и сохранения правильной речи, тем выше эффективность.
  • Физическое развитие общего характера и умственное развитие ребенка - более полная речь отмечается у детей с хорошим физическим развитием, крепким здоровьем и нормальным умственным развитием.У детей с ослабленным здоровьем (пассивные, вялые дети) и с психическими расстройствами будут существенные дефекты речи.

[18], [19], [20]

Классификация нарушений слуха

Нарушения слуха можно разделить на несколько типов:

  • Проводящий - возникает из-за закупорки любого качества, которое появляется во внешнем или среднем ухе. В этом случае звук не может нормально проникать во внутреннее ухо.
  • Нейронные - возникают из-за полной потери мозгом способности воспринимать и обрабатывать электрические импульсы.В некоторых случаях мозг не может правильно расшифровать полученные сигналы. Эти расстройства включают «слуховую рассинхронизацию» или «невропатию».
  • Сенсорные - появляются при нарушении функции волосковых клеток внутреннего уха. В результате улитка не может нормально улавливать звуки.
  • Сенсоневральные - комбинированные нарушения, при которых наблюдаются нарушения функций волосковых клеток, а также большие неточности в восприятии и обработке сигналов мозга звукового характера. Подобные виды нарушений носят стойкий характер, поскольку установить, как улитка и мозг участвуют в потере слуха, практически невозможно.Наибольшая трудность в постановке правильного диагноза отмечается при обследовании маленьких детей.
  • Смешанные - включают синтез нейросенсорных и проводящих нарушений. При такой потере слуха звуковые сигналы обычно не могут передаваться из наружного и среднего уха во внутреннее ухо, и возникают нарушения в функционировании внутреннего уха, зон мозга и нервных частей слуховой системы.

[21], [22], [23], [24], [25]

Классификация нарушений слуха Преображенского

В современной практике существует несколько классификаций слуховых расстройств.Одна из самых популярных - классификация нарушений слуха профессора Б.С. Преображенского. В его основе лежит уровень восприятия устной громкой речи и речи шепотом. Изучение восприятия громкой речи необходимо в связи с тем, что в ней присутствуют элементы шепотной речи, а именно глухие согласные и безударные части слова.

Согласно этой классификации, различают четыре степени нарушения слуха: легкое, среднее, значительное и тяжелое. Легкая степень характеризуется восприятием разговорной речи на расстоянии от шести до восьми метров, а шепотом - от трех до шести метров.Умеренная степень потери слуха диагностируется при восприятии разговорной речи на расстоянии от четырех до шести метров, шепот - от одного до трех метров. Значительная степень слуховых нарушений определяется пониманием разговорной речи на расстоянии от двух до четырех метров, а шепотной речи - от ушной раковины до одного метра. Выделяется тяжелая степень слуховых нарушений при понимании разговорной речи на расстоянии от ушной раковины до двух метров, а при шепоте - от полного непонимания до различения на расстоянии полуметра.

[26], [27], [28]

Кондуктивное и нейросенсорное нарушение слуха

Кондуктивные нарушения слуха характеризуются ухудшением проведения звуков из-за дефектов внешнего или среднего уха. Нормальная проводимость звуковых сигналов обеспечивается только правильно функционирующими слуховым проходом, барабанной перепонкой и ухом. При каких-либо нарушениях работы вышеперечисленных органов происходит частичное снижение слуха, называемое глухотой. При частичной тугоухости наблюдается определенное ухудшение способности воспринимать звуковые сигналы.Кондуктивная потеря слуха позволяет распознать речь, если человек ее слышит.

Кондуктивные нарушения слуха в результате:

  • непроходимость слухового прохода,
  • аномалий строения и функционирования среднего уха, а именно барабанной перепонки и / или ушных ямок.

Сенсорно-невральные нарушения слуха вызваны дефектами функционирования внутреннего уха (улитки), нарушением нормального функционирования слухового нерва или отсутствием способности определенных зон мозга воспринимать и обрабатывать звуки.В первом случае наблюдается патологическая деформация волосковых клеток, которые располагаются в кортиевом органе улитки. Во втором и третьем случаях нейросенсорные нарушения слуха вызваны патологией VIII черепно-мозгового нерва или отделов мозга, отвечающих за слуховую систему. В этом случае довольно редким явлением является нарушение функционирования исключительно слуховых зон головного мозга, которое называется центральным нарушением слуха. В этом случае пациент может нормально слышать, но при таком низком качестве звука, что он вообще не понимает слов других людей.

Расстройства чувствительности слуховой системы могут приводить к глухоте различной степени - от низкой до высокой, а также к потере слуха в целом. Специалисты считают, что нейросенсорная тугоухость чаще всего вызывается патологическими изменениями в работе волосковых клеток улитки. Такие дегенеративные изменения могут быть как врожденными, так и приобретенными. При приобретенных трансформациях они могут быть вызваны инфекционными заболеваниями ушей, или шумовыми травмами, или генетической предрасположенностью к появлению аномалий в слуховой системе.

[29], [30], [31], [32]

Нарушение фонематического слуха

Фонематический слух - это способность различать языковые фонемы, а именно, анализировать и синтезировать их, что выражается в понимании значения речи, произнесенной на определенном языке. Фонемы - это самые маленькие единицы, из которых состоит любой язык; из них - структурные компоненты речи - морфемы, слова, предложения.

При восприятии речевых и неречевых сигналов существуют различия в функционировании слуховой системы.Невербальный слух - это способность человека воспринимать и обрабатывать невербальные звуки, а именно музыкальные тоны и различные шумы. Речевой слух - это способность человека воспринимать и обрабатывать звуки человеческой речи на родном или других языках. В речевом слухе различают фонематический слух, с помощью которого выделяются фонемы и звуки, отвечающие за смысловую нагрузку языка, что человек может анализировать отдельные звуки речи, слоги и слова.

Нарушения фонематического слуха встречаются у детей и взрослых.Причины нарушения фонематического слуха у детей следующие:

  1. Отсутствие образования акустических образов отдельных звуков, в которых фонемы не могут различаться по звучанию, что вызывает при разговоре замену одних звуков другими. Артикуляция не полностью адекватна, потому что не все звуки может произнести ребенок.
  2. В некоторых случаях ребенок может артикулировать все звуки, но в то же время он не умеет различать, какие звуки ему нужно произносить.В этом случае одно и то же слово может произноситься ребенком по-разному, потому что фонемы смешиваются, что называется смешением фонем или обменом звуками.

При нарушении слуха у ребенка возникает сенсорная дислазия, из-за которой невозможно правильно произносить звуки. Различают три формы дислалии:

  • акустико-фонематический,
  • артикуляционно-фонематическая,
  • артикуляционно-фонетический.

Акустико-фонематическая дислазия характеризуется наличием дефектов построения речи с помощью звуков, что вызвано невозможностью полноценной обработки фонем языка из-за аномалий сенсорного звена системы восприятия речи. .При этом следует отметить, что у ребенка нет нарушений слуховой системы, то есть нет потери слуха или глухоты.

Нарушение фонематического слуха у взрослых связано с локальным поражением головного мозга, а именно:

  • сенсорная височная афазия,
  • сенсорная афазия ядерной зоны звукового анализатора.

Легкие случаи сенсорной височной афазии характеризуются пониманием отдельных слов или коротких фраз, особенно тех, которые используются ежедневно и относятся к постоянному распорядку дня пациента.В этом случае наблюдается нарушение фонематического слуха.

Тяжелые случаи сенсорной афазии характеризуются полным непониманием больным человеком речи, слова перестают иметь для него значение и превращаются в сочетание непонятных шумов.

Сенсорная афазия, выражающаяся в поражении ядерной зоны звукового анализатора, приводит не только к нарушению фонематического слуха, но и к серьезному расстройству речи. В результате становится невозможным различать звуки устной речи, то есть понимать речь на слух, а также другие речевые формы.У таких пациентов отсутствует активная спонтанная речь, сложно повторить услышанные слова, нарушается буква под диктовку и чтение. Можно сделать вывод, что из-за нарушения фонематического слуха вся система речи патологически трансформируется. У этих пациентов сохранен музыкальный слух и артикуляция.

Кондуктивное нарушение слуха

Кондуктивные нарушения слуха вызваны невозможностью его проведения в нормальном виде через слуховой проход из-за нарушений в наружном и среднем ухе.Особенности кондуктивной тугоухости были описаны в предыдущих разделах.

[33], [34], [35]

.

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Глухие дети являются инвалидами до такой степени, что они не могут слышать речь через ухо, даже с некоторой формой усиления звука. Они зависят от видения языка и общения. Слабослышащие дети могут слышать речь через ухо, но им нужно какое-то усиление, чтобы сделать ее более понятной. Слабослышащих детей намного больше, чем глухих. Большинство из них могут быть зачислены на программы инклюзивного образования с некоторыми изменениями в классе и их ушах.Хотя от 8 до 10 процентов школьников имеют некоторую потерю слуха, только около 1 процента имеют право на получение специальных образовательных услуг для их нарушений слуха.

Оценка нарушений слуха обычно осуществляется путем определения и измерения уровней децибел (громкости) звуков, которые ребенок может слышать. Эти единицы могут быть созданы на аудиометре. Ребенок поднимает палец и указывает на ухо, в котором слышит звук. Аудиограмма показывает результаты аудиометрического теста.Дети должны уметь различать высоту звука от 500 до 2000 герц, диапазон разговорной речи. Обычно они слышат от 0 до 25 децибел (дБ). Потеря слуха 26-40 дБ незначительна, потеря 41-55 дБ умеренная, потеря 56-70 дБ умеренная, потеря 71-90 дБ серьезная, а потеря более 90 дБ глухая в каждом ухо.

Если ребенок родился с нарушением слуха, он или она имеет врожденное нарушение слуха. Если потеря слуха приобретена в более позднем возрасте, это случайное нарушение слуха.Если потеря слуха присутствует на оба уха, она двусторонняя. Если он присутствует только в одном ухе, он односторонний. Если потеря слуха происходит до того, как ребенок выучит язык, это предъязыковая. Если это происходит после того, как ребенок выучит язык, это постлингвистический. Что касается специальных адаптаций, требуемых в образовательных программах, ребенку с первым из этих терминов (врожденным, двусторонним, долингвистическим) обычно требуется дополнительная помощь. Эти формы потерь могут возникать во многих комбинациях.

Два дополнительных термина очень важны при оценке нарушений слуха: нейросенсорная потеря слуха и кондуктивная потеря слуха.Нейросенсорная потеря обычно более серьезна и требует большей адаптации к обучению, чем кондуктивная потеря. Нейросенсорные нарушения слуха включают дефекты или нарушения слухового нерва или частей внутреннего уха. Их трудно или невозможно (в зависимости от проблемы) исправить хирургическим путем, лекарствами или звукоусилением. К кондуктивным нарушениям слуха относятся дефекты или расстройства наружного или среднего уха. В зависимости от проблемы их часто можно исправить с помощью хирургии, лекарств или звукоусиления.

Причины нарушения слуха не всегда легко определить. Примерно в 1/3 всех случаев причина неизвестна. Врожденные потери могут быть унаследованы или вызваны чем-то во время беременности и родов матери, например вирусными инфекциями, лекарствами, недоношенностью или низкой массой тела при рождении. Случайная потеря слуха может быть вызвана травмами или заболеваниями, такими как энцефалит, менингит или средний отит.



Очень важно оценить слух в младенчестве.PL 99-457 предусматривает комплексные междисциплинарные услуги для младенцев и детей ясельного возраста и их семей. Как только будет выявлено нарушение слуха, следует немедленно начать оказание услуг. Если потеря кондуктивного характера, младенцу или малышу следует снабдить его звукоусиливающим устройством (слуховым аппаратом). Если потеря сенсоневральная, младенец или малыш и родители должны начать изучать язык жестов. Также должны начаться специальные образовательные услуги. И восприимчивый язык (понимание сказанного), и выразительный язык (говорение) развиваются при самом раннем вмешательстве.Когнитивные процессы и процессы социализации также зависят от раннего понимания некоторой формы языка.

Глухие или слабослышащие дети часто записываются в обычные классы начальной, средней и / или старшей школы. Решение о том, где их разместить, зависит от многих факторов: возраста начала потери слуха, степени потери слуха, языковых способностей, когнитивных факторов, социальных факторов, родительских факторов, а также наличия или отсутствия других образовательных нарушений.Индивидуальные образовательные программы необходимо обновлять ежегодно. Иногда лучшая среда (наименее ограничивающая) для ребенка с нарушением слуха - это обычное занятие на определенное время и специальное занятие на другой отрезок времени. Характер проблемы ребенка определяет долгосрочные и краткосрочные цели и критерии оценки эффективности каждой специальной учебной модификации.

Учителя, у которых в классах есть слабослышащие дети, должны научиться читать свои аудиограммы, помогать им извлекать пользу из остаточного слуха и учиться использовать любой вид имеющейся системы усиления.Сюда могут входить устройства для тренировки слуха FM, микрофоны или слуховые аппараты. Если глухой ребенок учится в обычном учебном классе, учитель должен предусмотреть переводчика, записную книжку и / или фильмы и видео с субтитрами. Если ребенок читает по губам, учитель должен следить за тем, чтобы движения рта были видны. Чтение речи (также называемое чтением по губам) дается ребенку с трудом. Учитель должен помнить, что средний речевой человек улавливает только около 5 процентов того, что говорится. Если для слабослышащего ученика предоставляется компьютер, учитель должен знать о потребностях и целесообразности программного обеспечения.Многих глухих студентов обучают устной речи. Это может быть трудно понять. Учитель обычного образования должен стараться понять это как можно больше. Поскольку речь важна для интеграции глухих людей в слышащее общество, им не рекомендуется использовать жесты, указывания или письменные сообщения вместо речи.

Каждый ребенок с потерей слуха должен быть мотивирован делать все, что он или она могут делать, как в образовательной, так и в общественной деятельности школы.Учитель несет главную ответственность за то, чтобы помочь неслышащим сверстникам понять особые потребности ребенка с потерей слуха. Учителя, сверстники и весь вспомогательный школьный персонал должны поощрять ребенка к участию в максимально возможной степени. Ухудшение слуха не должно служить оправданием для неучастия. Детей с потерей слуха следует поощрять за их усилия, но не хвалить за бездействие. Недостаточная стимуляция и / или жалость вредны как для прогресса в учебе, так и для социализации и самооценки.

Первая статья, выбранная для этого модуля, содержит информацию об использовании устройства для тренировки слуха с частотной модуляцией (FM) в обычных классах. FM-устройства все чаще используются детьми с нарушением слуха в классах инклюзивного образования. Во второй статье приводится информация о присутствии в обычном классе переводчика-образователя для помощи глухим детям. Переводчик может переводить устную речь на язык жестов или может молча озвучивать сообщение в устной форме, которую легче читать.Третий выбор касается противоречий относительно предоставления специальных услуг глухим и слабослышащим детям, которые предпочитают частную школу общеобразовательной. Последняя статья, выбранная для этого раздела, подчеркивает неакадемические уроки, которые необходимо усвоить глухим и слабослышащим учащимся: независимость и ответственное переходное поведение для достижения успеха в жизни.

Взгляд в будущее: контрольные вопросы

Что такое устройство для тренировки слуха с ЧМ (частотной модуляцией)? Что должен знать классный руководитель о ношении микрофона и проверке приемника, который носит ученик?

Что должен делать учитель, когда переводчик сопровождает глухого ребенка в класс? Какую роль переводчик будет играть с другими учащимися, школьным персоналом или родителями?

Должны ли доллары платить за переводчика для глухого студента, который посещает частную школу? Почему или почему нет?

Каким навыкам следует обучать подростков с нарушением слуха, чтобы помочь им успешно перейти к взрослой жизни?


Дата: 11.12.2015; просмотр: 563


.

Что такое нарушение слуха? Руководство специального образования

найти школы

Степень CompletedHigh School Diploma / GEDSome CollegeAssociate DegreeBachelor в DegreeMaster в DegreeDoctorate Степень

Желаемая DegreeDiploma / CertificateAssociate DegreeBachelor в DegreeMaster в DegreeDoctorate

Программа InterestAll образования ProgramsAdministration и LeadershipBusiness EdEarly Детство EdElementary EdEnglishESL и иностранных LanguageFine Искусство EdGifted EdHistoryPhysical EdPost Secondary EdSchool консультирование Secondary EdSpecial EdSTEM Ed

Рекомендуемые программы:

Sponsored School

Определение

Нарушение слуха как категория инвалидности аналогично категории глухоты, но это не одно и то же.Официальное определение нарушения слуха в Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA) - это «нарушение слуха, постоянное или непостоянное, которое отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но не входит в определение« глухота »». Знание определения глухоты необходимо для понимания того, какие виды инвалидности считаются нарушениями слуха. Потеря слуха выше 90 децибел обычно считается глухотой, что означает, что потеря слуха ниже 90 децибел классифицируется как нарушение слуха.

Общие черты

Национальный центр распространения информации для детей с ограниченными возможностями (NICHCY) объясняет, что потеря слуха делится на четыре подкатегории: кондуктивная, нейросенсорная, смешанная и центральная. Они определяют место в теле, в котором происходит нарушение слуха. Слуховые аппараты и другие звукоусиливающие вспомогательные технологии (AT) часто работают для учащихся с кондуктивной тугоухостью, поскольку их нарушения происходят из наружного или среднего уха. Это не относится к сенсоневральным, смешанным и центральным потерям слуха, поскольку эти нарушения происходят от внутреннего уха, центральной нервной системы или их комбинации.Как правило, потеря слуха классифицируется как легкая, легкая, умеренная, тяжелая или глубокая, в зависимости от того, насколько хорошо человек может слышать частоты, которые обычно связаны с речью.

Образовательные проблемы

Образовательные препятствия, связанные с нарушениями слуха, связаны с общением. Учащийся с нарушением слуха может испытывать трудности в:

  • предметах грамматики, орфографии и лексике
  • делать заметки во время прослушивания лекций
  • участвовать в обсуждениях в классе
  • смотреть обучающие видео
  • представлять устные отчеты

подчеркивать трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся с нарушениями слуха при представлении устных отчетов, являются потенциальными проблемами языкового развития, связанными с нарушениями слуха.Информационная сеть для родителей Министерства образования штата Аризона отмечает: «Поскольку дети с нарушениями слуха не могут точно слышать некоторые звуки, они часто не могут четко произносить слова».

Советы для учителей и родителей

Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD) решительно поддерживает раннее вмешательство. Это может уменьшить препятствия для общения. Как правило, как устное (речь, чтение по губам и использование остаточного слуха), так и мануальное (язык жестов) общение используются с детьми с нарушениями слуха и обучаются им.Тренировка голоса и артикуляции часто рекомендуется, чтобы помочь студентам научиться формировать звуки, которые они не могут слышать.

Назначение делопроизводителя может позволить студенту с нарушением слуха полностью сконцентрироваться на прослушивании лекции. Сочетание традиционного общения, чтения по губам, языка жестов и вспомогательных технологий может компенсировать проблемы, которые затрудняют прослушивание лекций и участие в обсуждениях в классе. Детям, читающим по губам, часто нужно сидеть рядом с учителем, а те, кто пользуется языком жестов, могут пользоваться услугами переводчика.Включение субтитров во время видео может повторить то, что учащийся может уловить со своего усилительного устройства.

Наконец, важно, чтобы родители и учителя не недооценивали интеллект ребенка из-за нарушения слуха. Информационная сеть для родителей Министерства образования Аризоны предупреждает: «У большинства детей с нарушениями слуха усвоение и языковое развитие значительно задерживаются. В результате некоторые могут неправильно оценить интеллект ребенка как низкий.«Избегайте этой ошибки!

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.