О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Эстетическое воспитание детей с нарушением зрения


Доклад на тему "Эстетическое воспитание детей с нарушением зрения"

ГБОУ Уфимская коррекционная общеобразовательная школа- интернат № 28 для слепых и слабовидящих обучающихся

Эстетическое воспитание детей с нарушением зрения.

Разработал воспитатель: Имангулова Дилбар Рамилевна

2017-2018 уч. год

Эстетическое воспитание детей с нарушением зрения.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности личности с нарушениями зрения, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности детей с нарушениями зрения. Исследователи отмечают, что, формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что, по мнению польского ученого И. Войнара, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.

Научить ребёнка с нарушениями зрения воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности — это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности с нарушениями зрения и следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности слабовидящих. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Существенное значение в эстетическом воспитании слабовидящего ребенка играет организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т. п. Уже с 2-3 – летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так самым, утверждая их в понимании того, что красота – дела рук человеческих. Формирование в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций.

Достижение должного уровня эстетическго воспитания реализуется в решении следующих задач:

- развитие сохранных анализаторов у слабовидящих детей (слуха, обоняния, осязания и др.) с целью эффективного и правильного восприятия окружающего мира;

- формирование навыков и способов восприятия предметов и явлений окружающего мира;

- раскрытие всех коррекционно-развивающих возможностей эстетического воспитания на внеклассных занятиях по мировой художественной культуре.

Итак, задачи эстетического воспитания детей с нарушением зрения

- формирование совокупности представлений и знаний по основам этики, мировой и отечественной культуре, способности понимать и отличать от суррогата подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе и человеке; в развитии потребностей, интересов и способностей к художественно-творческой деятельности, в выработке опыта организации среды обитания с учётом эстетических норм и ценностей.

Решение этих задач требует соблюдения ряда условий и педагогических требований:

- слабовидящие должны активно соприкасаться с окружающей средой, не быть изолированными от неё;

- слабовидящие должны быть приобщены к различным видам искусства;

- в школе должна действовать система, включающая различные формы эстетического воспитания: внеклассные занятия по мировой художественной культуре, культпоходы, экскурсии и т. д.

И в заключении хочу добавить, что только целенаправленный выбор эстетических приёмов и пособий, другими словами – специально организованный процесс обучения позволит детям с нарушением зрения наиболее полно приобщиться и проникнуться к эстетической культуре. Эстетически воспринимать – это не только видеть прекрасное, но и понимать его сущность, связь с другими явлениями жизни. Эстетическое восприятие предполагает наличие суждений, оценок, эмоционального отношения к окружающим. Под воздействием коррекционно-воспитательной работы можно достичь высокого уровня правильных суждений и выработать определенную эстетическую отзывчивость.

"Эстетическое воспитание учащихся с нарушениями зрения." | Методическая разработка на тему:

Тема:  

                 « Эстетическое воспитание

            учащихся с нарушениями зрения»

        Выступление подготовила:

           Учитель начальных классов

     « Ардатовской общеобразовательной        

 школы — интернат для детей с нарушениями зрения»

    Баева Т.И.

 

   

  Саранск 2017 г.

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»(Дэвид Бланкет). Инклюзивное образование является одним из основных направлений модернизации системы специального образования во многих странах мира. 

Инклюзивное образование– это специально организованный образовательный  ( воспитательный) процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников  в общеобразовательном учреждении по стандартам программы с учетом его особых образовательных потребностей признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и эффективное, но есть и  специализированные  школы и школы — интернаты, в которых педагоги работают, обучают и воспитывают детей с ОВЗ,  стараясь дать им необходимые знания и умения.

Главное, что должен понять каждый учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, что это особенные дети, очень нуждающиеся в пошаговом сопровождении, создании специальных условий.

Я работаю в « Ардатовской школе — интернат для детей с нарушениями зрения» уже несколько лет. За долгие годы наша школа сменила несколько названий, но специфика работы нашей школы всегда была и остается одна. Это работа с детьми у которых есть нарушения  зрения.  В нашей школе обучаются дети с различными  глазными заболеваниями есть и совсем слепые  дети и слабовидящие. Одна из главных задач педагогов, работающих с такими детьми, - создать условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического развития, мог бы развивать способности, данные ему от природы. Инвалидность не должна становиться причиной ограничения человека в обществе. Проблема эстетического воспитания детей с нарушениями зрения, является одной из актуальных. В связи с особенностями познавательной деятельности у детей с нарушениями зрения, встаёт вопрос о эстетическом восприятии ими окружающей действительности. Это имеет большое значение для организации эстетического воспитания детей с нарушениями зрения. Дети с нарушениями зрения располагают определенными потенциальными возможностями, которые при благоприятных условиях могут быть реализованы. К их числу можно отнести положительную эмоциональную обстановку, доступную и интересную для ребенка деятельность. Независимо от заболевания наша задача - коррекция и восстановление нарушенных функций при слепоте и слабовидении. Необходимо  научить ребенка , дать ему знания в различных направлениях , подготовить его к жизни в обществе. Для этого у нас  создаются все условия и проводятся необходимые занятия. Помимо учебных занятий, мы проводим и коррекционные занятия и внеклассные занятия, которые способствуют развитию детей в различных направлениях. За долгие годы работы в данной школе с детьми, у которых  наблюдаются различные виды глазных заболеваний   накопился большой опыт работы,  определенные знания.  Сегодня мне бы хотелось рассказать о том, как я веду работу  в направлении эстетического воспитания в  учебное время и во внеурочное и постараюсь затронуть вопрос здоровьесберегающих технологий. Свое выступление начну немного с теоретической части.

В философский и педагогический лексикон всё активнее входит понятие “эстетическая культура личности”, и именно сквозь его призму в соответствующих науках с наибольшей эффективностью анализируются проблемы эстетического воспитания и развития человека. Это связано с тем, что воспитание стало рассматриваться в философско-педагогической литературе как способ включения человека в культуру (М. С. Каган, 1984). Следовательно, эстетическое воспитание предстаёт с данных позиций как способ включения человека в эстетическую культуру общества, или, иными словами, как процесс целенаправленного формирования эстетической культуры личности.
Что касается тифлопедагогики, то именно в опоре на категорию “эстетическая культура личности” максимально чётко обнаруживается социально-интеграционная функция эстетического воспитания слепых и слабовидящих.       Эстетическое воспитание есть формирование эстетического отношения человека ко всему в мире, что обладает эстетической ценностью, – к природе, другим людям, самому себе, ко всем формам человеческой жизнедеятельности, к созидаемой людьми “второй природе” – миру вещей, наконец, к искусству как специфическому носителю эстетической ценности. Соответственно инструментами эстетического воспитания являются не только искусство, но все области практической деятельности, каждая из которых раскрывает перед человеком собственную эстетическую ценность и вместе с тем участвует в выработке у него общих психологических принципов.
Эстетическое воспитание нельзя рассматривать как некую особую, самостоятельную форму воспитания. Поскольку выработка эстетического отношения человека к жизни неотрывна от формирования его отношения к труду, от его нравственного, религиозного или атеистического, физического и, наконец, художественного воспитания, постольку эстетическое воспитание есть лишь определенная сторона  всех других форм воспитательной деятельности. Вместе с тем ни одна форма воспитательной деятельности не является полноценной, не достигает большого эффекта, если она не содержит элементов эстетического воспитания (М. С. Каган, 1984).
Эстетическое воспитание в практическом плане предполагает достижение определённой степени эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности человека, что включает в себя формирование таких свойств личности, как эмоционально-чувственная отзывчивость к прекрасному и безобразному, возвышенному и низменному, героическому и пошлому; комическому и трагическому в искусстве, в жизни, в природе, в быту, труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами.
В условиях зрительной депривации эстетическое воспитание, не меняя своей сущности, тем не менее приобретает определённое своеобразие.
Это проявляется прежде всего в том, что эстетическое воспитание слепых и слабовидящих призвано решать не только общие, но и специфические задачи. К ним относится:

- развитие сохранных анализаторов у слепых и слабовидящих (слуха, обоняния, осязания)
- формирование специфических навыков и способов восприятия предметов и явлений
- раскрытие всех коррекционно - компенсаторных возможностей незрячего человека (Э.М.Стернина 1989)
С другой стороны, решение задач эстетического воспитания применительно к слепым и слабовидящим тоже имеет свои особенности, и они с достаточной определённостью охарактеризованы в тифлопедагогике и тифлопсихологии.
Так, нарушенное или тем более отсутствующее зрение создаёт определённые затруднения в восприятии окружающей действительности, сужает диапазон воспринимаемых явлений, при этом, естественно, может уменьшаться круг явлений, способных потенциально стать объектами эстетического воспитания и эстетических переживаний.
Эстетические переживания чрезвычайно тесно связаны с образной сферой сознания человека, и потому ничто так не тормозит развитие чувства прекрасного, как отсутствие конкретного образа.
Между тем чувство прекрасного всегда глубоко личностно, а оптимальные возможности для личностного самовыражения предоставляет самостоятельное творчество. Именно поэтому творчество и эстетическое воспитание тесно взаимосвязаны. Более того, участвуя в эстетически-творческой деятельности ребенок с нарушениями зрения осваивает не только целый ряд практических умений и навыков, но и определённые эстетически-оценочные категории: “гармонично”, “оригинально”, “выразительно”, “реалистично” и пр. К тому же самостоятельное творчество даёт возможность более эффективно стимулировать мотивационные стороны эстетического развития ребенка. Одна из трудностей эстетического воспитания состоит как раз в том, что сформировать способность переживать прекрасное оказывается весьма сложно из-за отсутствия потребности в последнем. Такая потребность, однако, рождается только в деятельности и особенно – творческой    Вместе с тем базовым компонентом творчества является продуктивное воображение.  Важно, что не воображение порождает творчество, а, наоборот, творчество – воображение. Поэтому творчество является не только мощным средством эстетического воспитания слепых и слабовидящих, но и эффективным средством коррекции различного рода вторичных отклонений (В. М. Сорокин, 1989).

При нарушении зрения страдает целостное и одновременное восприятие действительности и её отображение в изобразительной, музыкально-ритмической, словесно-художественной, театральной и других видах деятельности. Это обусловлено нарушением остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных функций бинокулярного зрения, цветового восприятия и других функций зрительной системы. 
Недоразвитие и нарушение зрения затрудняют формирование быстроты, координации, точности движений, статического, динамического равновесия, развития чувства ритма, пространственно-ориентировочной деятельности в процессе игры, физкультурно-спортивных занятий и т. п. (М. И. Земцова, 1980).
В целях предупреждения и преодоления первичных и вторичных отклонений развития у детей возникает необходимост использования резервных потенциальных возможностей детского организма в процессе воспитания и обучения.
В условиях разных видов деятельности (изобразительной, музыкальной, ритмической, игровой и др.) у детей с недоразвитием и нарушениями зрения формируются сложные художественно-эстетические образы. При этом формирование таких образов носит системный характер и осуществляется при опоре на слуховые, тактильные, кинестезические и другие сенсорные функции, включая  остаточное  зрение.
Коррекционно - педагогическая потребность заключается в том, чтобы научить детей с нарушениями зрения видеть прекрасное в окружающем, в жизни, природе, в общественных отношениях людей, эмоционально обогатить личность ребёка, которому многое недоступно для непосредственно-чувственного восприятия действительности (М. И. Земцова, 1980).
Таким образом, эстетическое воспитание играет уникальную роль в развитии и совершенствовании личности слепых и слабовидящих.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности личности с нарушениями зрения, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности детей с нарушениями зрения.   Научить ребёнка с нарушениями зрения воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности — это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности с нарушениями зрения и следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания. Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности слабовидящих. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми  

Итак, задачи эстетического воспитания детей с нарушением зрения – формирование совокупности представлений и знаний по основам этики,  способности понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе и человеке; в развитии потребностей, интересов и способностей к художественно-творческой деятельности, в выработке опыта организации среды обитания с учётом эстетических норм и ценностей.

Решение этих задач требует соблюдения ряда условий и педагогических требований:

- слабовидящие должны активно соприкасаться с окружающей средой, не быть изолированными от неё;

- слабовидящие должны быть приобщены к различным видам искусства;

- в школе должна действовать система, включающая различные формы эстетического воспитания: внеклассные занятия по мировой художественной культуре, культпоходы, экскурсии и т. д.

И в заключении хочу добавить, что только целенаправленный выбор эстетических приёмов и пособий, другими словами – специально организованный процесс обучения позволит детям с нарушением зрения наиболее полно приобщиться и проникнуться к эстетической культуре. Эстетически воспринимать – это не только видеть прекрасное, но и понимать его сущность, связь с другими явлениями жизни. Под воздействием коррекционно-воспитательной работы можно достичь высокого уровня правильных суждений и выработать определенную эстетическую отзывчивость. Исходя из всего этого, наблюдая за детьми и видя их интерес к различным видам творчества , природе, искусству  и отсутствия полной возможности увидеть и оценить всю красоту в полном объеме я и решила постараться приблизить детей к этой красоте , к этим знаниям и умениям через внеклассную работу. Но хочется так же сказать, что и на учебных занятиях на данные вопросы отводилось немало времени, это и красота выразительного чтения, на уроках литературного чтения, которая способствует мысленному представлению и рисованию картин. Знакомство с природой, растениями, на уроках окружающего мира, когда только через тесное общение с природой , на ощупь ребенок чувствует, вдыхает аромат какого — то цветка или травинки. Мне захотелось продолжить эту работу и я составила программу работы по данному направлению, организовывая   и строя свою работу на 8 принципах инклюзивного образования :

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

Каждый человек способен чувствовать и думать;

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

Все люди нуждаются друг в друге;

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Эти принципы я и учитывала планируя  свою работу по данному направлению. При правильной организации инклюзивное образование развивает   толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение, направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. Все участники учебно -  воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

«Эстетическое воспитание учащихся с нарушением зрения.»

                     ( Методические рекомендации из опыта работы)  эпиграфом к своей работе я взяла замечательные слова Ф. Тютчева

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется

Посеять в людях благодать

Увы, не всякий раз дается.

Но мы обязаны мечтать,

О дивном времени, о веке,

    Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые.

Тема эстетического воспитания занимает одно из важных мест в системе воспитания. Ни один год я работала по этому направлению, составляла свою программу, ставились определенные цели и задачи учитывая специфику детей с которыми я работала.

Цели и задачи:

  1. Формирование эстетического восприятия окружающего мира, развитие эстетических представлений на основе знакомства с разнообразными видами творчества человека.
  2.  Развитие практических умений, элементов художественного исполнительства путем приобщения воспитанников к разнообразным жанрам искусства, к культурному наследию общества.

Эстетическое воспитание является не просто одной из составных частей системы воспитания, но и силой возвышающей и облагораживающей другие формы воспитания. Эстетическое воспитание есть развитие чувств и понимание прекрасного. Слово

« эстетическое» в данном понятии означает красоту, умение чувствовать ее в жизни, в искусстве. Дело эстетического воспитания состоит в том, чтобы пробудить и развить в человеке дремлющее чувство прекрасного; чтобы научить отличать истинно прекрасное от мнимо красивого. Чувство прекрасного глубоко человечно  и располагает к добру, поэтому воспитание тесно связано с нравственным развитием личности. Есть несколько сфер. Искусство, как особый мир прекрасного, предметы труда, в которых содержится художественное начало, прекрасный человек, общество и наконец прекрасная природа. Исходя из этого, я могу сказать, что моя программа имеет различные направления, это и

  1. Эстетика в природе.
  2. Эстетика в изобразительном искусстве
  3. Эстетика в труде.

Свою работу я поделила на такие разделы:

1. « Маленькие умельцы»

Занятия по этому разделу проходили два раза в месяц. Темы занятий составлялись исходя из времени года. Здесь охватывается тема знакомства с временами года, их особенностями, приметами и т. д., материал с каждым годом усложняется и информация для детей увеличивается. Работы с детьми также носили сезонный характер. Например. В осеннее время мы работаем с листьями, семенами, засушенными цветами. Дети с удовольствием работают с этим материалом, часто придумывая свою аппликацию или поделку.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой — это очень увлекательное и приятное занятие. Встречи с родной природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно изучать, знакомиться с различными природными формами ( листья, цветы и др.), развивать наблюдательность, помогает изучить и освоить новый вид деятельности.

Работа с бумагой и картоном воспитывает в них усидчивость, аккуратность, терпение, развивает образное и пространственное мышление. Во время такой работы. Дети учатся технологическим операциям: складыванию, склеиванию, вырезанию.

2. « В мире прекрасного»

Данный раздел включает в себя темы различных бесед, экскурсий, заочных путешествий. Эти занятия знакомят детей с творчеством известных художников, особо обращая внимание на творчество мордовских художников, тем самым знакомя детей с выдающимися  людьми Мордовского края. Занятия проходят два раза в месяц, чередуя с занятиями предыдущего раздела.

Вот некоторые темы занятий по данному разделу:

1. «Родная природа в творчестве русских художников»

2.  «Животные на картинках и рисунках В. Серова»

3.  «Русское -народное творчество в декоративно — прикладном искусстве.»

4.  «Искусство С.Д. Эрьзя.»

5. « Матрешка, что мы о ней знаем?» ( Знакомство с росписью матрешки и выполнение росписи детьми самостоятельно) и т. д.

Детям такие занятия очень нравятся, они с удовольствием слушают и с большим желанием выполняют творческую работу, а результатом выполненных работ довольны все.

3. « Путешествие в Книжкино государство»

Эпиграфом к этому разделу служат замечательные слова Ф.И. Пирогова:

                               « Учитесь, читайте, размышляйте и          извлекайте из всего самое полезное.»

Наиболее значимое для эстетического воспитания детей является воспитание интереса к чтению художественной литературы, выбору книг. Занятие по этому разделу я провожу еженедельно. При планирование данного раздела учитываются календарные даты, привлекаются работники библиотек, учащиеся старших классов.. Обязательным моментом служит то, что дети после знакомства с творчеством писателя и его произведением выполняют творческую работу, лепка, зарисовка понравившихся героев, проводятся викторины и игры- загадайки.

Примерные темы занятий:

  1. « Откуда пришла сказка?»
  2.  « Любимые сказки от дедушки Корнея» ( включая несколько занятий)
  3. « Герои, которых мы помним всегда!»  и др.

Интересно проходят занятия — викторины по прочитанным произведениям. Я провожу их в форме игр, соревнований, парадом сказочных героев.

Целью данных занятий является не только воспитание любви к чтению книг, но и расширение кругозора по многим направлениям, это и художественное, и познавательное, и научное направление.

  

  4. « Мир вокруг нас»

Здесь я знакомлю детей с жизнью животных и растений, т. е. все, что нас окружает, живет, дышит. Часто  такие занятия строятся на вопросах, которые задали сами дети, то что их интересует, получается вроде занятия Почемучек. Темы подбираются  по временам года. Например, весна. Стараюсь знакомить детей с  началом жизни растений, прилетом птиц и многие другие темы.

Природа в системе эстетического воспитания заслуживает огромное значение, поэтому без экскурсий и прогулок не обойтись, ведь это есть ключик к общению с природой, живой природой, встреча с настоящим и то что дети, которые плохо видят не могут увидеть, они с большим удовольствием слушают и даже потом легко могут определять, ну например, голоса птиц.

Совершая экскурсии и прогулки, наблюдая за изменениями в природе, мы собираем природный материал, который в дальнейшем идет на работу и творческие поделки  детей.

Планируя свою работу, подбирая материал для занятий с детьми я всегда помню слова В.А. Сухомлинского:

« Не обрушивайте на ребенка лавину знаний....

Могут быть погребены пытливость и любознательность.

Умейте открыть что-то одно, но... так,

Чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми

всеми цветами радуги.»

Четыре раздела, которые включают в себя огромную работу с детьми и главное, что она необходима и полезна детям. Уже через определенный промежуток времени виден результат твоих трудов, который приносит тебе удовлетворение от проделанной работы. Хочется также отметить что данное направление оно не только развивает в детях эстетические качества, оно и работает в направлении по здоровьюсбережению детей. Общение с природой во время экскурсий, прогулок оказывает положительное значение и действие на ребенка.  Планируя  и организовывая работу по эстетическому воспитанию ,  чтобы избежать утомления детей на  внеклассных занятиях или уроках, снять мышечное и глазное напряжение, чтобы повысить работоспособность  детей я провожу  специальные зрительные гимнастики, что в нашей школе является обязательной частью урока , самоподготовки , внеклассного , коррекционного занятия.   (  Например: Пальчиковая гимнастика « В огород мы пойдем, много овощей найдем, вот огурец зеленый молодей, вот лучок, золотой бочок», или гимнастика для глаз, гимнастика, для снятия мышечной усталости)  

Я рассказала о некоторых  направления работы для учащихся с нарушениями зрения по эстетическому воспитанию. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей с нарушениями зрения.  И свое выступление я хочу закончить словами Фридриха Шиллера « Чтобы воспитать человека думающим и чувственным, его следует,  прежде всего, воспитать эстетически», что я и стараюсь делать в своей работе будь то урок или внеурочная деятельность.

Список используемой литературы:

Божович Л. М. «Личность и её формирование в детском возрасте». – М.,1968;

С. Ю. Бородулина «Коррекционная педагогика» - Ростов-на-Дону, 2004;

Гачев Г. «Творчество, жизнь, искусство». – М., 1980;

А. П. Графов «Слепой и зрячий». – М, 1985;

В. П. Ермаков, Г. А. Якунин «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» - М, 1990;

Под ред. В. З. Кантора. «Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушениями зрения»: Сб. статей: Выпуск № 1 /– М.: ИПТК Логос ВОС, 2001;

А. С. Майданов «Искусство как средство духовного развития незрячих» - М, 2004;

Под ред. Л. И. Плаксиной «Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения»– М, 1995;

Под ред. А. А. Радугина. «Эстетика».– М., 1998;

Под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной «Воспитание и обучение слепого дошкольника»– М, 2005;

Солнцева Л. И., Хорош С. М. «Советы родителям по воспитанию слепых детей» / ВОС. – М., 1983;

Под ред. В. З. Кантора. «Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушениями зрения»: Сб. статей: Выпуск № 1 / – М.: ИПТК Логос ВОС, 2001.

Интернет ресурсы.

Эстетическое воспитание детей с нарушением зрения

 Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО«Ярославский государственный педагогический университет

им.К.Д. Ушинского»

Дефектологический факультет

Кафедра Специальная дошкольная педагогика и психология

 

Направление 031800 Специальное (дефектологическое) образование

 

Профиль «Дошкольная дефектология»

 

На тему: «Эстетическое воспитание детей  с нарушением зрения»

                                                                                        

Курсовая работа

 

 

                                                                            Работа выполнена студентом

III курса, очной формы обучения

Научный руководитель

Заключение научного руководителя о допуске к защите:

_________________________________________________________________________________________________

(подпись научного руководителя)

Оценка публичной защиты работы:

____________________________________________________________________________

(оценка, подпись научного  руководителя)

Ярославль

2014

 

 

Оглавление

Введение...................................................................................................................3

Глава 1 Теоретические основы изучение  эстетического воспитания детей с нарушениями зрения...............................................................................................5

1.1 Значение эстетического  воспитания в развитии личности...........................5

1.2 Специфика эстетического воспитания  детей с нарушениями зрения..........9

Глава 2 Анализ методов эстетического развития  младших дошкольников, имеющих нарушения зрения ...............................................................................14

2.1 Характеристика диагностических  методик, направленных на выявление  уровня эстетического развития  младших дошкольников, имеющих нарушения зрения..................................................................................................14

2.2 Содержание коррекционной  работы, направленной на эстетическое  развитие детей с нарушением  зрения..................................................................18

Заключение.............................................................................................................24

Библиографический список..................................................................................26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Определившиеся в начале XXI века новые подходы к дошкольному образованию поставили в центр внимания психолого-педагогической науки и практики не только результаты обучения, предусмотренные государственными стандартами и учебными планами, но и его воспитательные возможности. В связи с этим всё большее признание получило дошкольное воспитание, направленное не только на активизацию познавательной деятельности, но и на воспитание их нравственных и эстетических чувств.

В этой связи действительность диктует настоятельную необходимость поиска путей совершенствования, обновления и разработки нетрадиционных способов передачи знаний; воспитания нравственных и эстетических качеств личности детей, в том числе имеющих нарушения зрения.

Проблемы всестороннего воспитания и развития личности детей с нарушениями зрения освещались в работах ряда учёных Т.А.Власовой, В.П.Кащенко, В.В.Лебединского, В.И.Лубовского, И.И.Мамайчук, М.М.Мастюковой, Л.П.Назаровой, Л.П.Носковой, А.М.Прихожан, К.А.Семёновой, Е.А.Стребелевой, О.Шпека и др. Практически воплощается идея возможности интеграции детей-инвалидов в общество, создания здоровой среды обучения, позволяющей выработать у воспитанников способность к полноценной жизни в современных условиях.

Вопросы эстетического воспитания детей средствами музыкального искусства рассматриваются в исследованиях О.А. Апраксиной, М.А. Верба, Н.А. Ветлугиной, М.Б. Зацепиной, А.Н. Зиминой, Д.Б. Кабалевского, С.И. Мерзляковой, Б.М. Неменского, Е.В. Рыбак, Е.А. Флёрина и др.). Разработаны вопросы, связанные с лечебно-педагогической направленностью средств музыки и движениями лиц с нарушениями функции зрения(В.А. Гринер, Л.Н. Комиссарова, Е.Н. Кузнецова, Н.А. Рычкова, Н.С. Самойленко, Н.А. Тугова, Г.Р. Шашкина, Е.Ф. Шершнева, Е.З. Яхнина, и др.). Однако влиянию музыкально-ритмической деятельности на воспитание эстетических качеств личности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения недостаточно уделяется внимания.

В практике эстетического воспитания детей с ограниченными физическими возможностями имеется ряд противоречий: между необходимостью работы по обеспечению адаптации и социализации детей и представлениями о механизмах её реализации в процессе эстетического воспитания; между научным подходом к осуществлению работы по эстетическому воспитанию детей данной категории и отсутствием модели такой работы. Указанные противоречия и отсутствие научных исследований в данном направлении актуализируют разработку проблемы эстетического воспитания детей с нарушениями зрения средствами музыкально-ритмической деятельности.

Цель исследования: изучение эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения  средствами музыкального искусства.

Объект исследования: проблема формирования эстетических качеств детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Предмет исследования: специфические особенности  эстетических качеств детей с нарушениями зрения.

Задачи исследования:

1. Анализ значение эстетического воспитания в развитии личности

2. Изучение эстетического воспитания детей с нарушениями зрения.

3. Рассмотреть методы  развития эстетического воспитания.

 

 

Глава 1 Теоретические основы изучение  эстетического воспитания детей с нарушениями зрения

 

1.1 Значение эстетического  воспитания в развитии личности

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Не что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь.

Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.

  В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении[12,c.58].

В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.

Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетика-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что формируя эстетическое мышление, воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что по мнению польского ученого И. Войнара, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания. Вместе с тем, отдавая дань эстетическому воспитанию как специфическому способу развития интеллектуальной ориентации, нельзя абсолютизировать гносеологический подход, что на практике может выразиться в сугубо просветительском понимании сущности и задач эстетического воспитания, к сведению последнего к художественному образованию, обучению.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания – формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты[14,c.89]. Особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми.

Игра – первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые кирпичики в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. Уже с 2–3 – летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, тем самым, утверждая их в понимании того, что красота – дела рук человеческих[12,c.89].

Оценивая роль музыки в эстетическом воспитании, в целом, можно утверждать, что она способствует формированию творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.

Совершенно оправданным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относительности явилось результатом работы не только интеллекта ученого, но и его эстетического чувства. Без музыки характер и особенности практического взаимодействия человека с миром были бы принципиально иными, был бы иной результат этого взаимодействия. Не случайно, с древнейших времен человеческой истории формируется понимание особой значимости музыкального творчества по законам красоты, личности творца и эстетического идеала. С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.

Как отмечает П. Лафарг, до настоящего времени мы находим неопровержимые доказательства артистического вкуса у ремесленников в храмах, кафедрах, мебели, памятниках, изделиях золотых дел мастеров, во всех тех произведениях, которые будят удивление у современных художников и носят на себе печать самобытности и оригинальности, даже в самых мелких деталях. Значение музыки в эстетическом развитии личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил.

Доминантой эстетической культуры личности (если учитывать особую значимость искусства в жизни общества и человека), является музыкальная культура, уровень которой зависит от степени художественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных достоинств произведений. Все эти характеристики концентрированно представлены в понятии музыкального вкуса – эстетически значимого свойства личности, формируемого и развиваемого в процессе ее общения с музыкой.

Музыкальный вкус в своем развитом индивидуально неповторимом проявлении не сводим лишь к способности эстетического суждения и оценки произведений музыкального искусства. Наиболее полно и непосредственно он реализуется в эмоционально-чувственном переживании воспринимаемого художественного объекта, в возникающем состоянии эстетического обладания им.

Музыкальное воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения детей[5,c.78].

1.2 Специфика эстетического воспитания детей с нарушениями зрения

В воспитании слепых и слабовидящих превалирует познавательная и практическая сторона и мало представлена чувственно-эмоциональная, эстетическая. До последнего времени считалось, что слепым трудно передать с помощью осязания эстетическое содержание учебной, игровой и трудовой деятельности. Эстетическое восприятие слепыми и слабовидящими окружающей действительности и средств наглядности не изучено. Наблюдения и исследования показывают, что отношение ребенка к ритмической стройности формы, цвету различным способам предоставления информации оказывает большое влияние на смысловую сторону деятельности. Слепые и слабовидящие в связи с различными способами восприятия окружающей действительности в разной мере способны к эстетической оценке предметов и объектов учебной, игровой и трудовой деятельности. Поскольку объективные свойства эстетического (форма, ритм, гармония, симметрия, цветосочетание и др.) существуют в объективной реальности, то они отображаются в человеческом восприятие, представлениях, сознании людей в их повседневной жизни.

Эстетическое воспитание детей с нарушением зрения

Эстетическое воспитание детей с нарушением зрения.

Павлова Светлана Александровна

МБОУ СОШ № 29 г. Йошкар-Олы

РМЭ, г. Йошкар-Ола

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности личности с нарушениями зрения, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности детей с нарушениями зрения. Исследователи отмечают, что, формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что, по мнению польского ученого И. Войнара, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.

Научить ребёнка с нарушениями зрения воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности — это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности с нарушениями зрения и следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности слабовидящих. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Существенное значение в эстетическом воспитании слабовидящего ребенка играет организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так самым, утверждая их в понимании того, что красота – дела рук человеческих. Формирование в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций.

Достижение должного уровня эстетическго воспитания реализуется в решении следующих задач:

- развитие сохранных анализаторов у слабовидящих детей (слуха, обоняния, осязания и др.) с целью эффективного и правильного восприятия окружающего мира;

- формирование навыков и способов восприятия предметов и явлений окружающего мира;

- раскрытие всех коррекционно-развивающих возможностей эстетического воспитания на внеклассных занятиях по мировой художественной культуре.

Итак, задачи эстетического воспитания детей с нарушением зрения – формирование совокупности представлений и знаний по основам этики, мировой и отечественной культуре, способности понимать и отличать от суррогата подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе и человеке; в развитии потребностей, интересов и способностей к художественно-творческой деятельности, в выработке опыта организации среды обитания с учётом эстетических норм и ценностей.

Решение этих задач требует соблюдения ряда условий и педагогических требований:

- слабовидящие должны активно соприкасаться с окружающей средой, не быть изолированными от неё;

- слабовидящие должны быть приобщены к различным видам искусства;

- в школе должна действовать система, включающая различные формы эстетического воспитания: внеклассные занятия по мировой художественной культуре, культпоходы, экскурсии и т.д.

И в заключении хочу добавить, что только целенаправленный выбор эстетических приёмов и пособий, другими словами – специально организованный процесс обучения позволит детям с нарушением зрения наиболее полно приобщиться и проникнуться к эстетической культуре. Эстетически воспринимать – это не только видеть прекрасное, но и понимать его сущность, связь с другими явлениями жизни. Эстетическое восприятие предполагает наличие суждений, оценок, эмоционального отношения к окружающим. Под воздействием коррекционно-воспитательной работы можно достичь высокого уровня правильных суждений и выработать определенную эстетическую отзывчивость.

Список используемой литературы:

  1. Божович Л.М. «Личность и её формирование в детском возрасте». – М.,1968;

  2. С.Ю. Бородулина «Коррекционная педагогика» - Ростов-на-Дону, 2004;

  3. Гачев Г. «Творчество, жизнь, искусство». – М., 1980;

  4. А.П. Графов «Слепой и зрячий». – М, 1985;

  5. В.П. Ермаков, Г.А. Якунин «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» - М, 1990;

  6. Под ред. В.З. Кантора. «Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушениями зрения»: Сб. статей: Выпуск № 1 /– М.: ИПТК Логос ВОС, 2001;

  7. А.С. Майданов «Искусство как средство духовного развития незрячих» - М, 2004;

  8. Под ред. Л.И. Плаксиной «Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения»– М, 1995;

  9. Под ред. А.А. Радугина. «Эстетика».– М., 1998;

  10. Под ред. Л.И. Солнцевой, Е.Н. Подколзиной «Воспитание и обучение слепого дошкольника»– М, 2005;

  11. Солнцева Л.И., Хорош С.М. «Советы родителям по воспитанию слепых детей» / ВОС. – М., 1983;

  12. Под ред. В.З. Кантора. «Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушениями зрения»: Сб. статей: Выпуск № 1 / – М.: ИПТК Логос ВОС, 2001.

Формирование у старших дошкольников с нарушением зрения эстетического отношения к миру

Особенности эстетического воспитания детей с нарушениями зрения

Определение 1

Эстетическое воспитание детей с нарушениями зрения – это формирование у них представлений о мировом устройстве, а также передача детям системы знаний о мировой культуре, эстетических нормах, художественном вкусе, народном творчестве, развитие у них умений видеть красоту в каждом явлении и объекте окружающего мира, посредством специализированных форм и методов его восприятия.

Люди, имеющие нарушение зрения отличаются особенностями работы мыслительных процессов и познавательной деятельности. В этой связи для них характерны особое восприятие окружающего мира, и его эстетическое освоения.

Чтобы эффективно организовать процесс эстетического воспитания ребенка с нарушениями зрения, необходимо составить связь между процессами познания и эстетическим освоением мира ребенком. Эстетическое восприятие неразрывно связано с познавательной деятельностью. Это проявляется в том, что у ребенка нарушается чувственное восприятие, а при его отсутствии, невозможна нормальная игровая, учебная, трудовая и познавательная деятельность.

В любом виде человеческой деятельности происходит взаимодействие между понятийным и чувственным началом. Какое-то из них может преобладать, но полное отсутствие одного из них невозможно.

Поэтому, эстетическое воспитание детей с нарушениями зрения имеет свои особенности. Они проявляются в следующих моментах:

  1. Основным условием эстетического воспитания и его эффективности является развитие у детей восприятия формы окружающих объектов и предметов и понимания значения формообразующих элементов. Эти знания имеют важное значение, как для познания ребенком окружающего мира, так и для его эстетического восприятия. Знакомство с формами предполагает понимание ребенком симметрии и композиции, восприятия ритма, пластики и контраста. Симметрия особенно важна для понимания устройства и функционирования окружающего мира. Симметрия проявляется во всех процессах и явлениях окружающего мира: природе, технике, искусстве.
  2. Обучение ребенка использованию иных органов чувств и анализаторов для эстетического восприятия окружающего мира, восхищения его красотами, наслаждения и удовлетворения эстетических потребностей. Ознакомление ребенка с методами и приемами восприятия окружающего мира.
  3. Правильная организация быта ребенка. Необходимо поддерживать чистоту и порядок, гармонично расположить объекты в помещении, сопоставить их по цвету и форме, организовать удобное рабочее и игровое пространство.
  4. Создание условий, исключающих изолированность ребенка с нарушением зрения от окружающего мира. Ребенок должен полноценно взаимодействовать с ним, участвовать в его процессах.
  5. Приобщение детей со зрительными нарушениями к разнообразным видам искусства. Можно организовать музыкальные занятия, освоить технику пальчикового рисования, организовать театральную деятельность и т.д.
  6. В ДОУ должны быть организованы разнообразные формы эстетического воспитания. Это позволит развить эстетический вкус у большего количества детей, поскольку единая методика не дает одинакового воспитательного эффекта.
  7. Выработка у детей с нарушениями зрения эстетической отзывчивости, посредством применения коррекционных воспитательных методик.
  8. Постоянная смена деятельности на занятиях в силу быстрой утомляемости детей.

Коррекционные методики эстетического воспитания дошкольников с нарушениями зрения

Одним из важных направлений коррекционной работы по воспитанию эстетического вкуса ребенка, имеющего зрительные нарушения, является формирование у ребенка умения воспринимать окружающий мир различными приемами и способами, не требующими визуального восприятия.

Существует несколько основных направлений коррекционной воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста:

  1. Развитие у слабовидящих детей представлений о внешнем виде объекта. Для этого применяются разнообразные компенсаторные приемы, детям прививаются знания о цветах, формах, размерах и иных характеристиках объектов окружающего мира. Ребенок обучается улавливать и представлять силуэты объектов, замечать визуально или наощупь (в зависимости от степени зрительного нарушения) очертания предметов. Детям даются представления об устройстве различных объектов, их деталях, динамике в пространстве и восприятии движущегося объекта окружающего мира.
  2. Развитие мышления слабовидящего ребенка. Здесь предполагается работать над расширением словарного запаса ребенка, развивать образность речи. Также, дети учатся отличать объекты друг от друга по значимым характеристикам или методами сравнения.
  3. Развитие умений классифицировать объекты и предметы. Дети учатся разделять объекты на группы, классифицировать их по различным основаниям.
  4. Развитие у детей полисенсорных навыков восприятия. Предполагается обучить слабовидящего ребенка применению охранных анализаторов для узнавания различных объектов, их выделения в окружающем мире, определять их назначение и основные параметры.
  5. Формирование умений использовать свои знания, умения и понятия в практической жизнедеятельности.
  6. Обязательные физические занятия и гимнастика для глаз. С детьми, имеющими зрительные отклонения необходимо ежедневно проводить занятия по физической культуре и выполнять зрительную гимнастику по нескольку раз в день. Для этого, в ДОУ устраиваются разнообразные подвижные игры, дидактической направленности, необходимые для развития глазомера, пространственной ориентации, выработки точности движений, развития координации. Для работы со слабовидящими детьми, игры должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок имел возможность уловить зрительно объекты и воспринять. Необходимо использовать яркие, насыщенные цвета, объемные изображения и фигуры. Это помогает развить полисенсорное восприятие ребенка.

Замечание 1

Выбор методов и приемов коррекционной работы зависит от степени проявления конкретного зрительного нарушения и уровня развития зрительного восприятия.

Статья "ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ"

Данная статья посвящена проблеме эстетического воспитания детей с нарушением зрения. Ознакомление с методами развития и формирования восприятия красоты окружающей жизни через произведения искусства и развитие творческих способностей. Воспитание чувства прекрасного через общение с природой.

  Вам также может понравиться:

Конкурсы

Всероссийский конкурс технического творчества к Дню детских изобретений «ЭВРИКА! »

01 Января – 25 Февраля

Олимпиады 34 работы

Викторины 132 работы

Свидетельство участника экспертной комиссии Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО! Подробнее

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать
  • Разное по социальной педагогики, психологии для дошкольников «Проект по гражданской идентичности детей к условиям обучения в клубах дошкольного образования детей 6-7 лет «Я в мире - мир во мне!»» Социальная педагогика, психология
  • Планирование по социальной педагогики, психологии для «Рабочая программа по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»» Социальная педагогика, психология
  • Конспект занятия по социальной педагогики, психологии для дошкольников «Конспект открытого занятия по развитию навыков общения детей в средней группе посредством игры «Цветик-семицветик»» Социальная педагогика, психология
  • Разное по социальной педагогики, психологии для 2 класса «Развитие творческих способностей учащихся» Социальная педагогика, психология
  • Разное по социальной педагогики, психологии для дошкольников «Культурно-досуговая деятельность» Социальная педагогика, психология

Эстетическое воспитание детей с нарушением зрения на уроках изобразительного искусства

АРТ 75282

UDK 376,37

Автор: Татьяна Коршинова

Аннотация. В статье рассматривается проблема эстетического воспитания детей с зрительной депривацией. Анализируются особенности эстетического воспитания. Выявлена ​​и обоснована роль занятий по изобразительному искусству в общей системе эстетического воспитания школьников с нарушениями зрения. Составляющие эстетической культуры выступают критериями эстетической воспитанности учащихся и определяют задачу и содержание эстетического воспитания школьника, основными средствами которого могут быть социализация в обществе.

.xysq} ozf ׳ f} {fv ܎. ޽ xs} ۯ / oEniwwR5eCK5v r ‡ E2n, / 0ykƕ) M2'N6h3e 42lNW À rB "| ҭ [/ ws7i [x'dD U {L)% e (z]>% pmk 蟁? c ~ -N] j & r + A.O1} ȕ% \ Or. + 8ю] [нр۴С {y>? ~ [#Y [nL ׎ ժ | Uy [u # U7l * E

.

Обучение детей с нарушением зрения, ориентации и подвижности | Исследования слепоты и слабовидения

Программа по обучению детей с нарушениями зрения, ориентации и мобильности для детей - это совместная программа Департамента исследований слепоты и слабовидения Колледжа здравоохранения и социальных служб WMU и Департамента специального образования и Исследования грамотности в колледже образования и развития человека. Эта программа готовит студентов, заинтересованных в работе учителем детей с нарушениями зрения или специалистом по ориентации и мобильности с детьми, или двойной программе учителя детей с нарушениями зрения и ориентации и мобильности.Основное внимание в этих программах уделяется конкретным навыкам, необходимым для того, чтобы помочь детям с нарушениями зрения научиться вести полноценную и продуктивную жизнь.

Многие хотят получить двойной сертификат как учитель для детей с нарушениями зрения, так и специалист по ориентации и мобильности для детей. Эта комбинация помогает профессионалу понять и удовлетворить все потребности ребенка. Комбинация также пользуется большим спросом в основном в сельской местности, где количество детей с нарушениями зрения слишком мало, чтобы нанимать специалистов, получивших отдельное образование в каждой области.

Учителя детей с нарушениями зрения, специалисты по ориентации и мобильности для детей и специалисты двойного назначения работают в основном в государственных школах и школах-интернатах для детей с нарушением зрения. В большинстве штатов страны существует нехватка кадров для людей, получивших образование в этих областях.

О воспитателях детей с нарушением зрения

Учитель детей с нарушениями зрения обучает детей с нарушениями зрения навыкам, которые им понадобятся для успешной жизни.Эти навыки делятся на две основные области:

  1. Навыки, необходимые для полноценного участия в академической программе.
  2. Навыки из «расширенного ядра» или учебной программы, ориентированной на зрение, которые необходимо специально обучать учащимся с нарушениями зрения, чтобы удовлетворить их образовательные потребности.

Обязанности относительно поддержки академической учебной программы включают в себя работу различными способами с обычным классным учителем, чтобы гарантировать, что ученик с нарушениями зрения может получить доступ к обычной учебной программе.В обязанности входит расшифровка материалов шрифтом Брайля или крупным шрифтом, изменение материалов, чтобы их можно было тактично читать, и изменение тестовых материалов с учетом информации, недоступной через визуальный канал.

Помимо изменения типовой учебной программы, специалисты несут ответственность за обучение детей с нарушениями зрения в расширенных областях основных навыков, включая обучение азбуке Брайля, повседневным жизненным навыкам, социальным навыкам, адаптированным компьютерным технологиям, а также организации досуга и отдыха.Эти навыки обычно приобретаются случайно, наблюдая за другими, и не доступны детям с нарушениями зрения без специальных инструкций. Учителя возьмут на себя ведущую роль в обучении этим навыкам учащихся с нарушениями зрения и в оказании помощи родителям и другим людям в обучении детей этим навыкам.

О специалистах по ориентации и мобильности с детьми

Специалисты по ориентации и мобильности, работающие с детьми, также помогают детям с нарушениями зрения приобрести навыки, необходимые для успешной жизни.Обязанности специалиста по ориентации и мобильности в основном связаны с такими навыками, как самостоятельное путешествие и навыки повседневной жизни. В дополнение к типичной последовательности ориентации и мобильности специалисты по ориентации и мобильности, работающие с детьми, помогают детям овладеть фундаментальными навыками, поддерживающими независимость, такими как грубая и мелкая моторика, слуховые навыки, развитие концепций, исследование и любопытство, решение проблем и практическая деятельность в окружающей среде.

У большинства клиентов из числа инструкторов по ориентации и мобильности, как правило, остается некоторое зрение.Дети с нарушениями зрения также часто имеют дополнительные нарушения, такие как черепно-мозговые травмы, нарушения слуха, физические или когнитивные нарушения. Многие профессионалы в этой области являются членами Ассоциации по образованию и реабилитации слепых и слабовидящих и сертифицированы Академией сертификации специалистов по реабилитации зрения и образования, которые являются профессиональными организациями, которые руководят этой областью. Сертификация позволяет специалисту по ориентации и мобильности работать с людьми на протяжении всей жизни, от младенцев до пожилых людей.

Для получения информации об обучении детей с нарушениями зрения или программе ориентации и мобильности для детей, обращайтесь к доктору Доун Андерсон на [email protected] или (269) 387-5944, или доктору Роберту Wall Emerson , [email protected] или (269) 387-3072.

.

Эффект сенсорного нарушения

  • Окружающая среда
    • Помещения и оборудование
    • Технологии
    • Пастырское попечение
    • Здоровье и питание
    • Менеджмент
  • Мероприятия
    • Язык и грамотность
    • Нумерация
    • Наука
    • Искусство и ремесла
    • Музыка
    • Физический
    • на открытом воздухе
  • Развитие ребенка
    • Этапы развития ребенка
    • Типы развития ребенка
    • Важность игры
    • Исследования по уходу за детьми
    • Теории развития ребенка
    • Развитие детей и технологии
    • Интервью с экспертами
  • Положение SEN
    • SEN в ранние годы
    • Нарушения развития
    • Физические недуги
    • Трудности обучения
  • электронных книг
    • Вехи EYFS
    • Наука об уходе за детьми
    • Учебная среда на открытом воздухе
    • Особые образовательные потребности в раннем возрасте
    • Определение наружного класса
    • Электронный курс - Готовы ли ваши настройки SEN?
    • Электронный курс - Полное руководство по обучению и игре на открытом воздухе
    • Электронный курс - Занятия по уходу за детьми для вашего окружения
  • маг.
    • Запросить каталог
    • Что мы делаем
    • Интернет-магазин Wesco
    • Посетите наш выставочный зал
    • Открытый каталог
    • SEN Каталог
  • Подписаться
  • Окружающая среда
    • Помещения и оборудование
    • Технологии
    • Пастырское попечение
    • Здоровье и питание
    • Менеджмент
  • Мероприятия
    • Язык и грамотность
    • Нумерация
    • Наука
    • Искусство и ремесла
    • Музыка
    • Физический
    • на открытом воздухе
  • Развитие ребенка
    • Этапы развития ребенка
    • Типы развития ребенка
    • Важность игры
    • Исследования по уходу за детьми
    • Теории развития ребенка
    • Развитие детей и технологии
    • Интервью с экспертами
  • Положение SEN
    • SEN в ранние годы
    • Нарушения развития
    • Физические недуги
    • Трудности обучения
  • электронных книг
    • Вехи EYFS
.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.