|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Динамика речевого развития ребенкаОтслеживания динамики речевого развития ребенкаДиагностика коммуникативных навыков
1.1. Вокализации Какие звуки, звукокомплексы он/она произносит? В каких ситуациях, в присутствии кого он/она произносит звуки? Можно ли связать эти звуковые выражения с каким-либо значением? С каким: реакция на обращение; привлечение к себе внимания; требование (принятие/отклонение) предмета, выполнения действия; протест; комментарии и др.? 1.2. Взгляд Наблюдает ли он/она за окружающей обстановкой, людьми? Следит ли он/она за другими людьми, находящимися в поле зрения? Замечает ли он/она визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения?Проявляет ли различия в визуальном поведении по отношению к знакомым и незнакомым людям, людям и предметам? Выдерживает ли он/она зрительный контакт собеседника? Выражает ли он/она взглядом желание о привлечениивнимания; предпочтение/отклонение объекта, действия, ситуации; возражение? 1.3. Мимика Может ли он/она мимикой понятно выражать чувства (радость, удивление, грусть, злость, страх)? Соответствует ли выражение лица ситуации? Есть ли неясности в интерпретации выражений его/ее лица? Может ли он/она сознательно контролировать свою мимику? Отвечает ли он/она мимикой на вопросы или ситуацию высказывания? Появляется ли у него/нее выражение лица спонтанно? Общается ли он/она мимикой с другими людьми в соответствующей ситуации? 1.4. Жесты Демонстрирует ли он/она целенаправленные движения по отношению к объектам, людям в какой-либо ситуации? Использует ли он/она движения тела с целью достижения объекта? Усиливаются (ослабляются) ли непроизвольные движения в отношении определенных действий, среды, людей? Использует ли он/она жесты, чтобы обратить на себявнимание? Использует ли он/она жесты с целью выражения основных потребностей? Связаны ли жесты с другими формами коммуникации? 1.5. Интерактивное поведение Реагирует ли он/она на обращение? Реагирует ли он/она на разумные требования? Проявляет ли он/она различия в реагировании на собеседников, ситуацию? ли он/она инициатором коммуникативноговзаимодействия? Проявляет ли он/она соразмерное поведение в ситуации смены собеседника? Каким образом он/она реагирует на недоразумения? Отвечает ли он/она на дополнительные вопросы при повторениях / уточнениях с целью снятия недоразумения? Прибегает ли он/она в не совсем понятной ситуации к альтернативным формам коммуникации? Может ли он/она эффективно общаться с помощью своей коммуникативной системы с окружающими?
2.1. Восприятие и понимание Реагирует ли он/она на собственное имя? Узнает ли он/она имена людей, названия знакомых объектов, событий? Знает ли он/она общеупотребительные существительные, глаголы? Может ли он/она отвечать на закрытые вопросы, показывая «Да»/»Нет»? Понимает ли он/она простые требования? Узнает ли он/она названные объекты? Узнает ли он/она объекты по их функциональному описанию? Понимает ли он/она родовые понятия? Понимает ли он/она фразы с конкретным значением? Понимает ли он/она фразы с переносным значением? Понимает ли он/она фразы, выражающие причинно-следственные, временные отношения, условие (предложения «Если…, то затем…»)? Понимает ли он/она местоимения, прилагательные? Понимает ли он/она репродуктивные вопросы: «Кто?»«Что?» Понимает ли он/она поисковые вопросы: «Где?»«Куда?» Понимает ли он/она вопросы, касающиеся его/ее, других людей? Понимает ли он/она бытовые вопросы? 2.2. Способность речевого выражения 2.2.1. Артикуляционная моторика Испытывает ли он/она проблемы с приемом пищи (еда сложки, жевание, глотание)? Выполняет ли он/она произвольные (непроизвольные)движения органами артикуляционного аппарата? Скоординированы ли у него/нее дыхательная, голосовая и артикуляционная системы? 2.2.2. Речь Продуцирует ли он/она устные высказывания? Понятны ли его/ее высказывания? Может ли он/она однозначно ответить «Да» и «Нет»? Может ли он/она разборчиво произносить другие слова? 2.2.3. Помощь при коммуникации Может ли он/она устно выразить свои повседневныепотребности? Может ли он/она устно сообщить о своем самочувствии,эмоциональном состоянии? Может ли он/она называть знакомых людей, объекты,ситуации, места? Может ли он/она устно выразить отношения «человек-действие» и «действие-объект»? Может ли он/она задавать вопросы? Может ли он/она отвечать на простые вопросы? 2.2.4. Чтение и письмо Может ли он/она распознавать буквы и цифры? Может ли он/она узнавать (распознавать) часто употребляемые слова? Может ли он/она распознавать знакомые существительные и глаголы? Может ли он/она осмысленно читать предложения? Может ли он/она писать буквы (применяя вспомогательные средства)? Может ли он/она писать знакомые слова? Может ли он/она писать простые предложения?
Каково его/ее общее моторное развитие? Может ли он/она самостоятельно передвигаться (вставать, садиться)? Как он/она располагается в кресле-коляске? Какая часть его/ее тела в большей степени способна к выполнению произвольных движений? Каков объем выполняемых движений? Каков минимум движений, выполняемых уверенно иточно? Сколько времени необходимо ему/ей, чтобы показатьна что-то? Как часто он/она может отвечать в течение определенного интервала времени? Как долго он/она может выполнять определенный виддеятельности и не уставать? Может ли он/она пользоваться «коммуникативной кнопкой»? Насколько богат его/ее опыт пользования «коммуникативной кнопкой»? 4.Когнитивные способности 4.1. Внимание Концентрирует ли он/она внимание? Отвлекается ли? Каково его/ее общее психическое состояние (заинтересованный, внимательный, бодрый, пассивный, вялый)? 4.2. Восприятие 4.2.1. Зрительное восприятие Какое у него/нее зрение? Есть ли указания на сужениеполей зрения? Может ли он/она фиксировать взглядом объекты илилюдей? Может ли он/она следить за объектами, людьми, находящимися в движении Может ли он/она осуществлять сканирование взглядом? Имеются ли особенности зрительного восприятия? 4.2.2. Слуховое восприятие Какой у него/нее слух?Может ли он/она локализовать окружающие шумы(речь)? Может ли он/она распознать и соотнести звуки окружающей среды? Дифференцирует ли он/она звуки, проявляет ли к нимизбирательное отношение? Каково состояние фонематического восприятия? Может ли он/она сравнивать звуки? 4.2.3. Тактильное восприятие Каково состояние тактильного восприятия? Может ли он/она воспринимать (тактильные) прикосновения? Насколько у него/нее выражена тактильная чувствительность? Может ли он/она соотносить полученные тактильныеощущения? 4.3. Знаково-символическая деятельность Имеет ли он/она представление о постоянстве объекта? Понимает ли он/она символы? Имеет ли он/она представление о связи «средство-цель»? Умеет ли он/она воспринимать причинные связи? Имеет ли он/она план действий при обращении с объектами? Демонстрирует ли он/она символическое (игровое) поведение, нравится ли ему/ей наблюдать за игрой? Использует ли он/она игрушки? 4.4. Мышление и память Может ли он/она классифицировать объекты по функциональному признаку? Узнает ли он/она знакомые лица? Может ли он/она обобщать изученное и применять егов новых ситуациях? Распознает ли он/она структуры? Может ли он/она решить задачу?
Проявляет ли он/она разочарование, если видит, что неспособен/на выразить свои желания и потребности? Знает ли он/она о своих коммуникативных ограничениях? Имеет ли он/она выдержку для целенаправленных, намеренных взаимодействий с другими людьми? Применяет ли он/она все имеющиеся в распоряжении возможности для включения в окружающую среду? Мотивирован(а) ли он/она общаться с другими людьми? К каким объектам, действиям, видам деятельности он/ она проявляет особый интерес? Проявляет ли он/она интерес к фотографиям или картинкам? С какими другими людьми он/она преимущественно контактирует? В каких местах происходит коммуникация? Проявляет ли он/она длительный интерес к какому-либо занятию, деятельности? Имеется ли в его/ее поведении что-то необычное? Отслеживания динамики речевого развития ребенкаДиагностика коммуникативных навыков
1.1. Вокализации Какие звуки, звукокомплексы он/она произносит? В каких ситуациях, в присутствии кого он/она произносит звуки? Можно ли связать эти звуковые выражения с каким-либо значением? С каким: реакция на обращение; привлечение к себе внимания; требование (принятие/отклонение) предмета, выполнения действия; протест; комментарии и др.? 1.2. Взгляд Наблюдает ли он/она за окружающей обстановкой, людьми? Следит ли он/она за другими людьми, находящимися в поле зрения? Замечает ли он/она визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения?Проявляет ли различия в визуальном поведении по отношению к знакомым и незнакомым людям, людям и предметам? Выдерживает ли он/она зрительный контакт собеседника? Выражает ли он/она взглядом желание о привлечениивнимания; предпочтение/отклонение объекта, действия, ситуации; возражение? 1.3. Мимика Может ли он/она мимикой понятно выражать чувства (радость, удивление, грусть, злость, страх)? Соответствует ли выражение лица ситуации? Есть ли неясности в интерпретации выражений его/ее лица? Может ли он/она сознательно контролировать свою мимику? Отвечает ли он/она мимикой на вопросы или ситуацию высказывания? Появляется ли у него/нее выражение лица спонтанно? Общается ли он/она мимикой с другими людьми в соответствующей ситуации? 1.4. Жесты Демонстрирует ли он/она целенаправленные движения по отношению к объектам, людям в какой-либо ситуации? Использует ли он/она движения тела с целью достижения объекта? Усиливаются (ослабляются) ли непроизвольные движения в отношении определенных действий, среды, людей? Использует ли он/она жесты, чтобы обратить на себявнимание? Использует ли он/она жесты с целью выражения основных потребностей? Связаны ли жесты с другими формами коммуникации? 1.5. Интерактивное поведение Реагирует ли он/она на обращение? Реагирует ли он/она на разумные требования? Проявляет ли он/она различия в реагировании на собеседников, ситуацию? ли он/она инициатором коммуникативноговзаимодействия? Проявляет ли он/она соразмерное поведение в ситуации смены собеседника? Каким образом он/она реагирует на недоразумения? Отвечает ли он/она на дополнительные вопросы при повторениях / уточнениях с целью снятия недоразумения? Прибегает ли он/она в не совсем понятной ситуации к альтернативным формам коммуникации? Может ли он/она эффективно общаться с помощью своей коммуникативной системы с окружающими?
2.1. Восприятие и понимание Реагирует ли он/она на собственное имя? Узнает ли он/она имена людей, названия знакомых объектов, событий? Знает ли он/она общеупотребительные существительные, глаголы? Может ли он/она отвечать на закрытые вопросы, показывая «Да»/»Нет»? Понимает ли он/она простые требования? Узнает ли он/она названные объекты? Узнает ли он/она объекты по их функциональному описанию? Понимает ли он/она родовые понятия? Понимает ли он/она фразы с конкретным значением? Понимает ли он/она фразы с переносным значением? Понимает ли он/она фразы, выражающие причинно-следственные, временные отношения, условие (предложения «Если…, то затем…»)? Понимает ли он/она местоимения, прилагательные? Понимает ли он/она репродуктивные вопросы: «Кто?»«Что?» Понимает ли он/она поисковые вопросы: «Где?»«Куда?» Понимает ли он/она вопросы, касающиеся его/ее, других людей? Понимает ли он/она бытовые вопросы? 2.2. Способность речевого выражения 2.2.1. Артикуляционная моторика Испытывает ли он/она проблемы с приемом пищи (еда сложки, жевание, глотание)? Выполняет ли он/она произвольные (непроизвольные)движения органами артикуляционного аппарата? Скоординированы ли у него/нее дыхательная, голосовая и артикуляционная системы? 2.2.2. Речь Продуцирует ли он/она устные высказывания? Понятны ли его/ее высказывания? Может ли он/она однозначно ответить «Да» и «Нет»? Может ли он/она разборчиво произносить другие слова? 2.2.3. Помощь при коммуникации Может ли он/она устно выразить свои повседневныепотребности? Может ли он/она устно сообщить о своем самочувствии,эмоциональном состоянии? Может ли он/она называть знакомых людей, объекты,ситуации, места? Может ли он/она устно выразить отношения «человек-действие» и «действие-объект»? Может ли он/она задавать вопросы? Может ли он/она отвечать на простые вопросы? 2.2.4. Чтение и письмо Может ли он/она распознавать буквы и цифры? Может ли он/она узнавать (распознавать) часто употребляемые слова? Может ли он/она распознавать знакомые существительные и глаголы? Может ли он/она осмысленно читать предложения? Может ли он/она писать буквы (применяя вспомогательные средства)? Может ли он/она писать знакомые слова? Может ли он/она писать простые предложения?
Каково его/ее общее моторное развитие? Может ли он/она самостоятельно передвигаться (вставать, садиться)? Как он/она располагается в кресле-коляске? Какая часть его/ее тела в большей степени способна к выполнению произвольных движений? Каков объем выполняемых движений? Каков минимум движений, выполняемых уверенно иточно? Сколько времени необходимо ему/ей, чтобы показатьна что-то? Как часто он/она может отвечать в течение определенного интервала времени? Как долго он/она может выполнять определенный виддеятельности и не уставать? Может ли он/она пользоваться «коммуникативной кнопкой»? Насколько богат его/ее опыт пользования «коммуникативной кнопкой»? 4.Когнитивные способности 4.1. Внимание Концентрирует ли он/она внимание? Отвлекается ли? Каково его/ее общее психическое состояние (заинтересованный, внимательный, бодрый, пассивный, вялый)? 4.2. Восприятие 4.2.1. Зрительное восприятие Какое у него/нее зрение? Есть ли указания на сужениеполей зрения? Может ли он/она фиксировать взглядом объекты илилюдей? Может ли он/она следить за объектами, людьми, находящимися в движении Может ли он/она осуществлять сканирование взглядом? Имеются ли особенности зрительного восприятия? 4.2.2. Слуховое восприятие Какой у него/нее слух?Может ли он/она локализовать окружающие шумы(речь)? Может ли он/она распознать и соотнести звуки окружающей среды? Дифференцирует ли он/она звуки, проявляет ли к нимизбирательное отношение? Каково состояние фонематического восприятия? Может ли он/она сравнивать звуки? 4.2.3. Тактильное восприятие Каково состояние тактильного восприятия? Может ли он/она воспринимать (тактильные) прикосновения? Насколько у него/нее выражена тактильная чувствительность? Может ли он/она соотносить полученные тактильныеощущения? 4.3. Знаково-символическая деятельность Имеет ли он/она представление о постоянстве объекта? Понимает ли он/она символы? Имеет ли он/она представление о связи «средство-цель»? Умеет ли он/она воспринимать причинные связи? Имеет ли он/она план действий при обращении с объектами? Демонстрирует ли он/она символическое (игровое) поведение, нравится ли ему/ей наблюдать за игрой? Использует ли он/она игрушки? 4.4. Мышление и память Может ли он/она классифицировать объекты по функциональному признаку? Узнает ли он/она знакомые лица? Может ли он/она обобщать изученное и применять егов новых ситуациях? Распознает ли он/она структуры? Может ли он/она решить задачу?
Проявляет ли он/она разочарование, если видит, что неспособен/на выразить свои желания и потребности? Знает ли он/она о своих коммуникативных ограничениях? Имеет ли он/она выдержку для целенаправленных, намеренных взаимодействий с другими людьми? Применяет ли он/она все имеющиеся в распоряжении возможности для включения в окружающую среду? Мотивирован(а) ли он/она общаться с другими людьми? К каким объектам, действиям, видам деятельности он/ она проявляет особый интерес? Проявляет ли он/она интерес к фотографиям или картинкам? С какими другими людьми он/она преимущественно контактирует? В каких местах происходит коммуникация? Проявляет ли он/она длительный интерес к какому-либо занятию, деятельности? Имеется ли в его/ее поведении что-то необычное? Динамика речевого развития воспитанников логопедического пунктаДинамика речевого развития воспитанников МДОУ «Детский сад №3» на сентябрь 2015 – 2016 учебный год Фамилия,имя Произношение Фонематический слух и навыки звукового анализа Лексико-грамматический строй речи Результат Андрей Сохраняется смешение мягких и твёрдых согласных, смягчение звука [л]. Звук [р] произносит в сочетании со звуками [т], [д]. Не автоматизирован звук [ш], [ж]. Грубо нарушена слоговая структура слова. Наблюдаются неадекватные замены звуков и слогов. Повторяет обратные и прямые открытые слоги без стечения согласных и слова с подобными слогами. Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов, на фоне слова. Не определяет место звука в слове. Неправильно повторяет слоговые цепочки, нарушая порядок слогов. Знает наиболее употребляемые в быту слова. Называет животных, предметы мебели, одежды, названия продуктов. Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Андрей Звук [р] не произносит. Только мягкий Гласные звуки не ставятся. Речевой выдох слабый и укороченный. Произносит звуки, обрывисто, гласные не тянет. Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов. Неправильно повторяет слоговые цепочки, нарушая порядок слогов. Не определяет место звука в слове. Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Дима Не автоматизированы звуки [с], [з], [ш], [ж], [щ] в словах. Звук [р] произносит, работа над автоматизацией. Узнаёт звук и указывает на его. Навыки звуко-буквенного анализа не сформированы. Не определяет место звука в слове. Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Алексей Грубые нарушения мелкой, артикуляционной моторики. В покое тонус мышц низкий, а при попытках речи происходит быстрое и значительное его нарастание. При этом наблюдается непостоянный характер искажений звуков. Изолированные звуки способен произносить более чисто. В спонтанной речи гипертонус нарастает и наблюдаются многочисленные искажения звукопроизношения. Звук [р] произносит в сочетании со звуками [т], [д]. Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов. Неправильно повторяет слоговые цепочки, нарушая порядок слогов. Определяет первый гласный звук в начале слова. Не определяет место звука в слове. Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Настя Нарушения динамической координации движений артикуляционного аппарата. Не автоматизирован звук [р]. Дикция нечёткая. Нарушает слоговую структуру многосложных слов. Начал узнавать звук на фоне ряда звуков. Навыки звуко-буквенного анализа не сформированы. Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». + Надя Движения языка нечёткие, неточные. Не автоматизированы звуки [ц], [щ] в связной речи. Смешение звуков [р]-[л'], [с]-[ш], [з]-[ж]. Нарушает слоговую структуру многосложных слов со стечением согласных, в основном уподобляет слоги. Правильно повторяет слоговые цепочки. Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов, на фоне слова. Не определяет место звука в слове. Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Множественные аграмматизмы. Вадим Движения языка нечёткие, неточные. Нарушение дифференциации движений губ и языка. Сохраняется смягчение звука [л]. В спонтанной речи межзубное произношение звуков. Слоговая структура в спонтанной речи грубо нарушена. С трудом отражённо проговаривает слова по слогам. Смешения свистящих и шипящих, [р]-[л] звуков. Узнаёт звук на фоне ряда звуков и слогов. Потеряла за лето умение узнавать звук на фоне слова. Навыки звуко-буквенного анализа слова не сформированы. Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Множественные аграмматизмы. По картинкам составляет простые предложения их 2-3-х слов. Затрудняется при пересказе. При составлении рассказа искажает смысл и выпускает важные смысловые звенья. Юра Нарушения дифференцированных движений губ и языка. Сохраняется смешение звуков [р]-[л]. Нарушена слоговая структура многосложных, особенно малознакомых слов. В спонтанной речи слоговая структура слова грубо нарушена. Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов, на фоне слова. Неправильно повторяет слоговые цепочки, нарушая порядок слогов. Не определяет место звука в слове. Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Словарь ограничен словами из обихода. Максим Не автоматизированы звуки [л'], [р] в связной речи. Звук [л] смягчает. Смягчает звук [л]. Звук [ц] произносит, как [с], а [ч], как [т']. Звук [р] не ставится Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый и последний звук в слове. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов. Не определяет место звука в слове. Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Множественные аграмматизмы. Михаил Не автоматизированы звуки [л], [ц], [ч], [щ] в связной речи. Нечёткая дикция. Движения языка неточные и нечёткие. Назальный оттенок в голосе. Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый и последний звук в слове. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов. Не определяет место звука в слове. Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Множественные аграмматизмы. Смысл картинки при составлении рассказа передаёт правильно. В речи, в основном, пользуется односложными и двусложными предложениями. Егор Под контролем, отражённо произносит слова чётко. Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый гласный звук в слове. Не определяет место звука в слове. Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». + Дима Звук [р] не произносит. Приблизительно поставлены звуки [л], [л']. Гласные звуки не ставятся. Речевой выдох слабый и укороченный. Произносит звуки, слоги и слова кратко, обрывисто, гласные не тянет. Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый и последний звук в слове. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов. Не определяет место звука в слове. Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Чуприна Кирилл Движения органов артикуляции вялые, замедленные, выражен длительный поиск позы. Не автоматизированы в связной речи звуки [р], [л']. Звук [л] за лето начала смягчать. Речь несколько замедленная. В спонтанной речи единичные нарушения слоговой структуры многосложных слов. Фонематический слух развит. Навык простых форм звукобуквенного анализа сформирован. Не может придумать слово на заданный звук. Словарь пополнился словами по темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Дикие птицы», «Домашние птицы», «Деревья», «Времена года». В речи различные аграммтизмы, чаще нарушено согласование слов. Составляет простые распространённые предложения из 3-х слов и рассказ по серии сюжетных картинок. Дима Кончик языка не выражен, язык толстый, движется всей массой. Наблюдается спастичность в мышцах языка. Смешения свистящих и шипящих звуков. Звук [р] произносит в сочетании со звуками [т], [д]. Не различает на слух твёрдые и мягкие согласные. Не слышит нарушения собственного звукопроизношения. Некритичен к собственной речи. Не стремится исправить недостатки речи. Определяет первый и последний звук в слове. Не определяет место звука в слове. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов. Не знает некоторые обобщающие слова. Словарь пополнился словами по темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Дикие птицы», «Домашние птицы», «Деревья», «Времена года». В речи множественные аграмматизмы, в основном нарушено управление и согласование слов. Егор Движения органов артикуляции вялые, замедленные, неточные, выражен длительный поиск позы. Звук [р] произносит в сочетании со звуками [т], [д]. Не автоматизированы звуки [ц], [л] в словах и предложениях. Правильно повторяет слоговые цепочки. Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый звук в слове. Сложные формы звуко-буквенного анализа не сформированы. В речи аграмматизмы, нарушения согласования слов, образование существительных мн. ч. Пользуется простой неразвёрнутой фразой. Лера Смягчает звук [л]. Не автоматизирован звук [ц]. Звук [р] не ставится. Многочисленные смешения свистящих и шипящих звуков. Не различает на слух твёрдые и мягкие согласные. Не слышит нарушения собственного звукопроизношения. Не стремится исправить недостатки речи. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов. Владеет простыми формами звуко-буквенного анализа. В речи аграмматизмы, в основном нарушения согласования При составлении рассказа по картинкам правильно передаёт смысл. Документ "графики динамики развития речи детей"Адрес редакции и издательства: 214000, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407. Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности в освоении программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной | Материал по логопедии (старшая группа) по теме:Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности в освоении программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, корректировка коррекционных мероприятий. Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности освоении программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет логопед. Он проводится по итогам полугодия, учебного года. Этапы работы Первый этап. Диагностико-организационный (сентябрь)
Организация проведения диагностического обследования детей и механизм обработки полученных данных. Проведение диагностического обследования проходит в несколько этапов. 1-й этап. Подготовительный. Включает в себя работу по подготовке диагностических карт, стимульного материала, определение механизма проведения обследования: Определение места, времени, точного списочного состава диагностируемых детей, определение временных интервалов проведения. 2-этап. Проведение непосредственно диагностики: Индивидуальные занятия, игры и т.д. 3-этап. Обработка полученных данных. Просчитывается количество баллов, полученных каждым ребенком. Количество баллов полученных группой детей по каждому конкретному заданию. Рассчитывается количественный уровень усвоения программного материала по каждому конкретному заданию, разделу: Количество детей, получивших 3 балла + количество детей, получивших 2 балла * 100%-общее количество детей группы. Рассчитывается качественный уровень усвоения программного материала по каждому конкретному заданию, разделу: Количество детей, получивших 3 балла* 100%- общее количество детей группы. Рассчитывается общий результат усвоения программы по группе, средний балл в процентах. 4-й этап. Выводы и рекомендации. Делаются выводы по организации образовательного процесса в группе, по организации и эффективности индивидуальной коррекционной работы, вырабатывают рекомендации и определяют направления дальнейшей работы с группой в целом и с каждым ребёнком в отдельности. Результаты обследования фиксируются в речевой карте, оформляются в виде диагностических таблиц (приложение). Данные диагностического обследования позволяют определить задачи и содержание коррекционно-образовательной работы. На диагностической основе строится весь процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания, в котором реализуются индивидуально-дифференцированный и личностно-ориентированный подходы.
Второй этап. Основной: оперативно-прогностический (январь) Содержание:
В январе - делается контрольный срез по усвоению детьми основных компонентов программы. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить адекватность выбранных путей, методов и содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. На основании анализа уточняется мера и характер коррекционного воздействия, определяются цели и задачи коррекционно-развивающей работы на второе полугодие.
Третий этап. Заключительный: контрольно-диагностический (май) Содержание:
Итоговая диагностика – сравнение достижений в речевом развитии с данными первичного обследования ( т.е. опора на критерий относительной успешности результатов коррекционно-образовательного процесса ) позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении речевой компетентности детей. В то же время необходимо использование критерия абсолютной успешности, предполагающего сравнение уровня речевого развития ребенка с условным возрастным эталоном, который является определяющим. Заключительный этап диагностики означает не только оценку результативности логопедической работы с ребенком, но и выработку определенного суждения о мере и характере участия каждого из участников в коррекционно-образовательном процессе. Оценка качества работы, обобщение результатов работы позволяют наметить дальнейшие образовательные перспективы и пути оптимизации логопедической работы на следующий учебный год. Грамотное решение задач диагностического блока и очерчивание проблемных полей, в которых предстоит работать, во многом предопределяет успешность дальнейшей деятельности учителя-логопеда, помогает определить формы, методы и содержание коррекционного воздействия. С другой стороны - закладывается основа для установления обратной связи в ходе коррекционно-речевой работы и отслеживания ее результатов. Результат 3-го, заключительного этапа - решение о прекращении логопедической работы (выпуск) или о продолжении коррекционно-речевой работы (продление сроков пребывания ребенка в логопедической группе). Представленная диагностика познавательно-речевого развития детей:
Мониторинг речевого развития
Основными критериями оценки являются:
При проведении исследования учитель-логопед заносит результаты в протоколы, которые составлены в соответствии с учетом этапа обучения детей с общим недоразвитием речи. Обследование речи детей проводится по четырем параметрам (звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматические средства речи, связная речь) с использованием трехбалльной системы оценивания. Аналитическая справка о положительной динамике в коррекции речевого развития дошкольников логопедической группы для детей с ТНР | Материал по логопедии (подготовительная группа) на тему:Аналитическая справка о положительной динамике в коррекции речевого развития дошкольников логопедической группы для детей с ТНР за 2017-2018 учебный год Целью работы являлось воспитание у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов. Коррекционное воздействие осуществлялось на основе четко спланированной работы учителя-логопеда. 1. Организационная работа
2. Коррекционная работа
3. Работа с родителями
5. Научно-методическая работа
Методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребенка с тяжелым нарушением речи, количественный анализ оцениваемых показателей развития. Цель мониторинга: определить уровень сформированности у детей с ТНР, ОНР всех компонентов речи. Диагностический инструментарий: методики Г.А. Волковой, В.А. Киселевой , Р.И. Лалаевой, Г.В.Чиркиной легли в основу диагностики фонематических функций; используя методики Р.И. Лалаевой , Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой проводилась диагностика лексико-грамматического строя речи; тестовая нейропсихологическая диагностика, разработанная Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной. Обследуемые: воспитанники 4 логопедической группы (2017-18 учебный год — подготовительный возраст.). Задачи мониторинга:
Разделы (см. показатели), по которым проводился мониторинг, описаны ниже. На 1 сентября 2017 года группу посещало 14 детей. Все дети имели диагноз: ТНР, ОНР, протекающее на фоне стертой формы дизартрии. В группу с 15.01.18 поступил Кузнецов Иван с диагнозом ТНР, ОНР (3 уровня), стёртая дизартрия. Анализ результатов мониторинга позволяет сделать выводы: у детей наблюдается положительная динамика по каждому из исследованных параметров (звукопроизношение, лексика, грамматический строй речи, фонематические процессы, пространственная ориентировка и временные представления, мелкая и общая моторика, связная речь). Эффективность коррекционного обучения обеспечивается дифференцированным подходом, который проектируется на основе структуры речевого и клинического дефекта. 2017— 2018 учебный год (Подготовительная группа) Достигли стабильных положительных результатов:
Добиться стойкого положительного результата и преодолеть трудности в освоении программного материала мне помогло тесное взаимодействие специалистов, воспитателей группы. Анализируя данные мониторинга родителям были даны соответствующие рекомендации. Рассматривая динамику развития детей группы виден положительный результат проделанной работы, у детей сформирована готовность к обучению в школе.
25 мая 2018 г. Тенденция и динамика коммуникативно-речевого развития дошкольникаКлючевые слова: коммуникативно-речевое развитие, умственные, когнитивные, лингвистические и личностные качества речи, языковая компетенция АннотацияВ статье представлена характеристика коммуникативно-речевого развития ребенка в единстве поведенческих, познавательных и творческих качеств речи.Реализован комплексный подход к оценке состояния активности личности и самореализации ребенка через генезис речи. В работе представлены критериальные оценки, диагностическое обследование уровня речевого развития ребенка с позиции коммуникативной направленности, авторская методика исследования в единстве эмоционально-волевых, познавательных и творческих качеств речи. Проанализированы основные основы коммуникативно-речевого развития ребенка во взаимосвязи компонентов характеристик конативного, когнитивно-лингвистического, личностного уровней, возрастные особенности развития компетенции ребенка в сфере речи. общение обобщено.Творческие достижения младшего дошкольника обеспечивают формирование таких личностных качеств, как коммуникативная направленность к окружающему миру, открытость опыту взрослых и сверстников, что приводит к повышению познавательной сложности речевого поведения детей среднего дошкольного возраста. . Когнитивно-лингвистический уровень достижений ребенка связан с усвоением отношений «человек-ситуация» и отношения «языковая форма-значимость».Язык становится объектом манипуляции и осознания. Формирование различных форм речевых выражений, адекватных ситуации и партнерской среде, обеспечивает ребенку осознание потребностей общения, дальнейшее развитие и усложнение познавательных форм взаимодействия, развитие способов и процессов мышления и творчества. в речевом общении. ЗагрузкиДанные для скачивания пока недоступны. Ссылки Хомский, Н. (2002). О природе и языке (стр. 45–60). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. doi.org/10.1017/CBO9780511613876 Просмотры аннотации: 307 Загрузок в PDF: 213 Как цитировать Пироженко Т., & Сорока, I. (2018). Тенденция и динамика коммуникативно-речевого развития ребенка дошкольного возраста. ПСИХОЛИНГВИСТИКА , 24 (1), 289-303. https://doi.org/10.31470/2309-1797-2018-24-1-289-303 .Упражнения, упражнения и советы для родителейНекоторые дети могут говорить, но слова не будут плавными. Они не могут выразить свои мысли полным предложением, так как слова или слоги обрываются. В их речи может быть нечеткость или возможно заикание. Такие проблемы являются препятствием для общения ребенка и в некоторых случаях могут сделать ребенка менее уверенным в себе. Эти проблемы можно решить с помощью логопеда. В этом посте MomJunction расскажет вам о логопеде для детей и поделится некоторыми играми и занятиями, которыми вы можете заниматься дома. Что такое логопедия?Логопедия - это метод языкового вмешательства, направленный на улучшение речи ребенка, его способности различать речь и преодоления таких проблем, как плохая артикуляция, нарушение речи (повторение звука, слова или фразы), а также фонологические и голосовые нарушения. Это помогает ребенку лучше выражать себя с помощью вербального и невербального языка. Он фокусируется на:
Как правило, дети не хотят разговаривать или разговаривают с перерывами. Трудно понять, что они хотят сказать. Но это не значит, что ребенку нужна терапия. Вернуться к началу [Читать: Развитие речи у детей ] Как узнать, нужна ли вашему ребенку логопедия?Вам необходимо понимать уровни проблемы, когда возникает необходимость в логопедии.Вот несколько критериев (1): 1. Вашему ребенку нужна логопедия, если:
2. Ваш ребенок может иметь прекрасное произношение и рано читать. Но им все равно может потребоваться логопедия, чтобы отточить свои практические языковые навыки, или процесс правильного использования языка в социальных сценариях , чтобы поговорить, завести новых друзей или просто попросить кого-то. 3. Ребенку также может потребоваться логопедия из-за инвалидности или таких заболеваний, как аутизм или нарушение слуха, поскольку они влияют на способность общаться. В вышеуказанных случаях проконсультируйтесь с логопедом (SLP).SLP часто начинают оказывать помощь этим детям в раннем возрасте и продолжают в школьные годы. Даже если ваш ребенок записан в логопедическую службу, вы все равно можете выполнять упражнения дома для поддержки лечения. Если речь задерживается, то в первую очередь следует учитывать, в порядке ли ребенок со слухом. Это можно оценить дома, чтобы увидеть, реагирует ли ребенок на громкие звуки, поворачивается ли он к музыке или звуку телевизора. В начало Советы родителям по логопедии домаОдна из самых важных вещей, которую нужно сделать, - это избегать любых негативных комментариев по поводу речи вашего ребенка.Если ваш ребенок заикается, не давите на него. Вместо этого следуйте приведенным ниже советам:
Если вы хотите научить ребенка правильно использовать звук f , сначала покажите ему, как произносить звук ( fff ), затем учите слоги ( fuh / oof ), а затем переходите к словам ( f f или рыба ) и, наконец, используйте эти слова в предложениях и разговоре. Вы можете попробовать несколько занятий, чтобы улучшить речь вашего ребенка. Но помните, что вашему ребенку они должны нравиться. Они могут не сотрудничать, если им скучно. Вернуться к началу [Прочитать: Расстройства общения у детей ] Логопедические упражнения и упражненияКаждое из приведенных ниже упражнений привлекает ребенка и стимулирует выработку речи. 1. Карточки и карточки с вопросамиРазместите перед ребенком несколько карточек с картинками и попросите их сказать, что они видят на карточке.Начните с нескольких карточек и увеличивайте картинки по мере продвижения. Если вашему ребенку сложно произносить определенные слова, вы поймете, на что нужно потратить больше времени. Карты вопросов содержат простые вопросы для детей. Выбирайте по одной карточке и не спешите, чтобы поговорить. Это может быть отличной стратегией, чтобы вовлечь ребенка в разговор. 2.Зеркало для упражненийЗеркала обеспечивают визуальную обратную связь. Большинство детей с проблемами артикуляции не знают, как правильно двигать ртом, чтобы воспроизводить звуки. Разговор перед зеркалом помогает ребенку наблюдать, как он двигает своим ртом, издавая определенный звук. Встаньте перед зеркалом и производите каждый звук для вашего ребенка. Затем помогите им различать различия через зеркало. 3. Прыгай и говориВ этой игре ребенок повторяет слово девять раз.Начните со слов, которые вы хотите, чтобы ваш ребенок практиковал. Нарисуйте классики с цифрами от 1 до 9 и попросите ребенка произносить слово каждый раз, когда он набирает номер. Когда они завершат прыжок до 9, измените слово и позвольте им снова прыгнуть, на этот раз с новым словом. Вы можете начать с меньшего количества слов и постепенно увеличивать их. Как только они закончат игру, правильно произнеся слова, наградите их подарком. Это повышает уверенность ребенка. [Читать: Дислексия у детей ] 4.Play catchВозьмите мяч и бросьте его вперед и назад. Поиграйте с ребенком в мяч, пока он тренирует свои слова. Таким образом, они делают два упражнения одновременно. 5. ПрогуляйтесьЕсли вы куда-то гуляете с ребенком, попросите его делать шаг вперед при каждом правильном повторении. Вы можете попробовать это, когда находитесь в парке или заходите в дом. Кроме того, чтобы играть с ребенком в такие игры, вы должны заставить его тренировать мышцы ротовой полости. Упражнения оральной моторикиОральная моторика - это задействование мышц внутри рта, включая губы, щеки, челюсть и язык.Все эти части связаны с мышцами, которые могут быть сильными или слабыми, скоординированными или нескоординированными. Нам необходимы сильные оральные моторные навыки, чтобы мы могли говорить, есть, глотать или пить. Вот различные оральные двигательные упражнения, которые вы можете использовать для своих детей, не выходя из дома. 1. Движения губЭти движения губ являются отличным упражнением для полости рта для детей.
2. Движения языкаПопробуйте эти «скороговорки».
[Читать: Советы по улучшению концентрации у детей ] 3. Движения щекиС помощью этих движений вы можете укрепить мышцы щеки ребенка:
Еще несколько упражнений для развития оральной моторики:4. Надуйте пузыриПусть ваш ребенок надувает пузыри для контроля дыхания, а также для губ. Это заставляет детей поджимать губы, что является оральным двигательным упражнением. 5. Настройте гармошкуДуть на губную гармошку помогает контролировать дыхание и поджимать губы. Если у вашего ребенка слабый контроль дыхания, попросите его издавать громкие звуки на губной гармошке, а если у него слабая сила губ, сосредоточьтесь на игре по одной ноте за раз. 6. Арахисовое маслоКто не любит арахисовое масло? Вотрите немного в губы ребенка и попросите его лизнуть. Нанесите масло из одного угла в другой, чтобы язык доходил от одной стороны до другой. Помимо этих заданий, вы можете побудить вашего ребенка говорить и развивать его речь с помощью простых заданий с самого младенчества. Вернуться к началу [Читать: ADD In Children ] Возрастные задания для развития речиВот несколько занятий, которые вы можете попробовать дома. Помните, что дети учатся говорить естественно, и поэтому вы не должны оказывать на них давление. Этими занятиями можно заниматься только в том случае, если они нравятся ребенку. Не заставляйте ребенка выполнять эти действия. От рождения до 2 лет В этом возрасте ребенок не может говорить, но издает некоторые звуки. Следовательно, вы не можете знать, нужны ли им какие-либо логопеды. Вы можете выполнить следующие упражнения, если хотите научить ребенка произносить звуки / произносить слоги.
От 2 до 4 лет
Вернуться к началу Вы также можете использовать игрушки для развития речи и логопедические книги. Не спешите начинать логопед для вашего ребенка. Дайте им время улучшить свои разговорные навыки.Вам нужно проявить терпение и позитив, помогая ребенку научиться говорить. Наибольшую пользу детям приносит, когда им сопереживают родители. Вы пробовали использовать логопед для своих детей? Дайте нам знать в разделе комментариев ниже. Рекомендуемые статьи: .Развитие речи у детей | healthdirectначало содержания2-минутное чтение Развитие речи у детей значительно различается, даже в пределах одной семьи. Однако дети, как правило, следуют естественному прогрессу в овладении языковыми навыками, и есть определенные этапы, которые можно определить как приблизительный ориентир для нормального развития. Как со временем развивается речь?Младенцы должны узнать, как звучит язык, прежде чем они смогут научиться говорить. Хотя отдельные дети развиваются по-своему, есть некоторые общие закономерности:
Как родители могут помочь в развитии речи?Вы можете побудить ребенка заговорить по телефону:
Проконсультируйтесь с врачом или детской медсестрой, если:
Узнайте больше о разработке и обеспечении качества контента healthdirect. Последний раз отзыв: февраль 2019 г. .Развитие речи у малышей | Родителиперейти к содержаниюВерхняя навигацияИсследоватьМеню профиляВаш счет Вниз треугольник .Связная речь - это ... Связная речь дошкольников: развитие и становлениеУверенность в своих силах, целеустремленность, поиск своего места в обществе - все это напрямую связано с развитием речи, умением правильно и четко выражать свои мысли. Связанная речь - это сочетание фрагментов, обозначающих одну конкретную тему и несущих единое смысловое значение. При рождении ребенок имеет задатки речи. Основная задача взрослых и учителей - правильно их развить.Ведь связная речь ребенка - залог будущего успешного развития личности. Что означает это понятие? Одиночная речь - это способность формулировать и выражать свои мысли. Типы речиЕсть два основных типа связной речи: Первый требует хороших коммуникативных навыков. От того, насколько хорошо выраженная мысль зависит, насколько ее поймут другие. От рассказчика требуется хорошая память, правильное использование скорости речи, развитое логическое мышление, чтобы повествование звучало последовательно и четко. В диалогах обычно не используются сложные словесные повороты. Речь не имеет четкой логической последовательности. Направление разговора может меняться произвольно и в любую сторону. Закладка речевых навыковФормирование связной речи происходит в несколько этапов. 1-й этап - подготовительный, от 0 до 1 года. На этом этапе малыш узнает звуки. В первые недели он просто слушает взрослую речь, пока у него развивается пассивный набор звуков, он слышит первые крики.Позже появляется лепет, состоящий из произвольно произносимых звуков. В этот же период ребенку показывают предметы и называют звуки, которые их характеризуют. Например: часы - галочка, вода - колпачок. Позже малыш реагирует на название предмета и ищет его взглядом. К концу первого года кроха произносит отдельные слоги. Второй этап - дошкольное, от одного года до трех лет. Сначала ребенок произносит простые слова, обозначающие как предмет, так и действие.Например, слово «отдать» малышу означает и предмет, и его желания, и просьбу, поэтому его понимают только близкие люди. По прошествии определенного периода появляются простые предложения, ребенок начинает точнее выражать свои мысли. К трем годам в речи используются предлоги. Начинается гармонизация падежей и пола. Третий этап - дошкольное, от 3 до 7 лет. Это период более осознанного становления личности. Ближе к 7 годам речевой аппарат сформирован, звуки четкие, правильные.Ребенок начинает грамотно строить предложения, у него уже есть и постоянно пополняется словарный запас. 4 ступень - школа, с 7 до 17 лет. Главной особенностью развития речи на этом этапе по сравнению с предыдущим является ее осознанное усвоение. Дети осваивают звуковой анализ, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль в этом случае принадлежит письменной речи. Эти этапы не имеют строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в следующий. Развитие связной речи дошкольниковПосле начала посещения детского сада ребенок меняет окружение, а вместе с ним и форму речи. Поскольку до 3 лет малыш постоянно находится рядом с близкими ему людьми, все общение строится на его просьбах к взрослым. Есть диалогическая форма речи: взрослые задают вопросы, а ребенок отвечает. Позже у ребенка возникает желание о чем-то рассказать, передать свои переживания после прогулки, при этом слушателями могут быть уже не только близкие люди.Так начинает закладываться монологическая форма речи. Связана вся речь. Однако формы связи с развитием меняются. Связная речь, представленная ребенком, - это способность говорить так, что то, что вы слышите, становится ясным на основе вашего собственного содержания. Компоненты речиРечь можно разделить на две части: ситуативную и контекстную. Выражая свои мысли или описывая ситуацию, человек должен построить монолог так, чтобы слушатель понимал, о чем идет речь.Дети сначала не могут описать ситуацию, не указав конкретных действий. Взрослому человеку, слушая рассказ, сложно понять, о чем идет разговор, не зная обстановки. Таким образом, в первую очередь формируется ситуативная связная речь дошкольников. В этом случае нельзя полностью исключить наличие контекстной составляющей, поскольку такие моменты речи всегда взаимосвязаны. Контекстная речьОсвоив ситуационную составляющую, ребенок начинает осваивать контекстную.Во-первых, детская речь наполнена местоимениями «он», «она», «они». При этом непонятно, к кому конкретно они относятся. Для характеристики предметов используется понятие «такие» и активно дополняется жестами: руки показывают какие, например, большие, маленькие. Особенность этой речи в том, что она больше выражает, чем выражает. Постепенно ребенок начинает выстраивать речевой контекст. Это становится заметно, когда из разговора пропадает большое количество местоимений и заменяется существительными.Связная речь определяется логическим характером мыслей человека. Невозможно добиться согласованности без логики. Ведь речь напрямую зависит от мыслей. Одиночная речь - это последовательность и последовательность мыслей, выраженных вслух и объединенных в грамматически правильные предложения. По разговору ребенка видно, насколько развита его логика и какой словарный запас. При недостатке слов даже логически правильно построенная идея вызовет затруднения при произнесении вслух.Поэтому речь следует развивать комплексно: логика, память, богатый словарный запас. Все должно быть гармонично. Основные виды формирования связной речиРазвитие связной речи у детей происходит с помощью различных приемов. Основные из них:
Первый вид разговора, который усваивает ребенок, - это диалог.Детей учат:
Детей 4-7 лет обучают простым формам построения монолога. Пересказ требует от ребенка внимательности и усидчивости. Для начала идет подготовка к пересказу, затем педагог читает текст, а после дети отвечают на вопросы, связанные с прочитанным материалом.Составлен план пересказа .этапов развития речи и языкаКак развиваются речь и язык?Первые 3 года жизни, когда мозг развивается и созревает, являются наиболее интенсивным периодом для приобретения речевых и языковых навыков. Эти навыки лучше всего развиваются в мире, который богат звуками, видами и постоянным знакомством с речью и языком других. Похоже, что у младенцев и маленьких детей бывают критические периоды для речи и языкового развития, когда мозг лучше всего способен воспринимать речь.Если позволить этим критическим периодам пройти без контакта с языком, выучить будет труднее. Каковы вехи развития речи и языка?Первые признаки общения возникают, когда младенец узнает, что крик принесет еду, утешение и дружеские отношения. Новорожденные также начинают распознавать важные звуки в окружающей их среде, например, голос матери или опекуна. По мере взросления младенцы начинают разбирать звуки речи, из которых состоят слова их языка.К 6 месяцам большинство младенцев узнают основные звуки родного языка. Дети различаются по развитию речи и языковых навыков. Тем не менее, они следуют естественному прогрессу или графику овладения языковыми навыками. Ниже приведен контрольный перечень этапов нормального развития речи и языковых навыков у детей от рождения до 5 лет. Эти вехи помогают врачам и другим медицинским работникам определить, находится ли ребенок на правильном пути или ему или ей может потребоваться дополнительная помощь.Иногда задержка может быть вызвана потерей слуха, а в других случаях - речевым или языковым расстройством. В чем разница между расстройством речи и языковым расстройством?Дети, которые не понимают, что говорят другие (восприимчивый язык) или затрудняются делиться своими мыслями (выразительный язык), могут иметь языковое расстройство. Специфические языковые нарушения (SLI) - это языковое расстройство, которое задерживает овладение языковыми навыками. Некоторые дети с SLI могут не говорить до третьего или четвертого года жизни. Дети, у которых возникают проблемы с правильным воспроизведением речевых звуков или которые колеблются или заикаются при разговоре, могут иметь нарушение речи. Апраксия речи - это расстройство речи, при котором сложно соединить звуки и слоги в правильном порядке для образования слов. Что мне делать, если у моего ребенка задерживается речь или язык?Если у вас есть какие-либо проблемы, обратитесь к врачу вашего ребенка. Ваш врач может направить вас к речевому патологу, который является профессиональным медиком, обученным оценивать и лечить людей с речевыми или языковыми расстройствами.Патологоанатом расскажет вам об общении и общем развитии вашего ребенка. Он или она также будет использовать специальные устные тесты для оценки вашего ребенка. Проверка слуха часто включается в оценку, поскольку проблема со слухом может повлиять на речь и языковое развитие. В зависимости от результата обследования патолог может предложить занятия, которые вы можете выполнять дома, чтобы стимулировать развитие ребенка. Они также могут порекомендовать групповую или индивидуальную терапию или предложить дальнейшее обследование сурдологом (профессионалом здравоохранения, обученным выявлять и измерять потерю слуха) или психологом по развитию (специалистом в области здравоохранения со специальными знаниями в области психологического развития младенцев и детей). . Какие исследования проводятся по проблемам развития речи и языка?Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD) спонсирует широкий спектр исследований для лучшего понимания развития речевых и языковых расстройств, улучшения диагностических возможностей и точной настройки более эффективных методов лечения. Постоянной областью исследований является поиск лучших способов диагностики и дифференциации различных типов задержки речи. Большое исследование с участием примерно 4000 детей собирает данные по мере роста детей, чтобы установить надежные признаки и симптомы конкретных речевых расстройств, которые затем можно использовать для разработки точных диагностических тестов.Дополнительные генетические исследования ищут совпадения между различными генетическими вариациями и конкретными дефектами речи. Исследователи, спонсируемые NIDCD, обнаружили один генетический вариант, в частности, связанный с определенным языковым нарушением (SLI), расстройством, которое задерживает использование детьми слов и замедляет их овладение языковыми навыками в течение школьных лет. Это первое открытие, которое связывает наличие отчетливой генетической мутации с любым видом унаследованных языковых нарушений.Дальнейшие исследования изучают роль, которую этот генетический вариант также может играть при дислексии, аутизме и расстройствах речи. Долгосрочное исследование того, как глухота влияет на мозг, изучает, как мозг «перестраивается», чтобы приспособиться к глухоте. На данный момент исследование показало, что глухие взрослые реагируют быстрее и точнее, чем слышащие взрослые, когда они наблюдают за движущимися объектами. Это продолжающееся исследование продолжает изучение концепции «пластичности мозга» - способов, которыми на мозг влияют состояния здоровья или жизненный опыт, - и то, как ее можно использовать для разработки стратегий обучения, которые способствуют развитию здорового языка и речи в раннем детстве. На недавнем семинаре, организованном NIDCD, собралась группа экспертов для изучения вопросов, связанных с подгруппой детей с расстройствами аутистического спектра, которые не имеют функционального вербального языка к пятилетнему возрасту. Поскольку эти дети настолько отличаются друг от друга, без набора определяющих характеристик или моделей когнитивных сильных и слабых сторон разработка стандартных оценочных тестов или эффективных методов лечения была затруднена. На семинаре была представлена серия презентаций, чтобы познакомить участников с проблемами, с которыми сталкиваются эти дети, и помочь им определить ряд пробелов в исследованиях и возможностей, которые можно было бы устранить в будущих исследованиях. Что такое голос, речь и язык?Голос, речь и язык - это инструменты, которые мы используем для общения друг с другом. Голос - это звук, который мы издаем, когда воздух из наших легких проталкивается между голосовыми складками в нашей гортани, заставляя их вибрировать. Речь говорит, что является одним из способов выражения языка. Он включает в себя точно скоординированные действия мышц языка, губ, челюсти и речевого тракта для воспроизведения узнаваемых звуков, из которых состоит язык. Язык - это набор общих правил, которые позволяют людям выражать свои идеи осмысленным образом. Язык может быть выражен устно или письменно, жестами или другими жестами, такими как моргание глаз или движения рта. Контрольный список для проверки слуха и коммуникативного развития вашего ребенкаОт рождения до 3 месяцевот 4 до 6 месяцевот 7 месяцев до 1 года1-2 года2–3 годаот 3 до 4 летот 4 до 5 летЭтот контрольный список основан на материале Как ваш ребенок слышит и разговаривает ?, Любезно предоставленном Американской ассоциацией речи, языка и слуха. Где я могу найти дополнительную информацию об основных этапах развития речи и языка?NIDCD ведет каталог организаций, которые предоставляют информацию о нормальных и нарушенных процессах слуха, баланса, вкуса, обоняния, голоса, речи и языка. Используйте следующие ключевые слова, чтобы помочь вам найти организации, которые могут ответить на вопросы и предоставить информацию о развитии речи и языка: Информационный центр NIDCD Публикация NIH № 13-4781 |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |