|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диагностика психического развития ребенкаДиагностика психического развития детей дошкольного возрастаПедагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится "сочинять" самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове "тестирование" или "диагностика", неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования. Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия: проведение диагностики с группой детей; взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года; использование апробированных на практике диагностических материалов; легкость в получении результата; наличие протоколов обследования; наглядность; применение игрового метода выполнения заданий. Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д. Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат. Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями. Цель тестирования: получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития; создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста; обеспечить полноценное развитие каждого ребенка. Результаты диагностики предполагается использовать: при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми; при отборе общеобразовательных и коррекционных программ; при создании предметно-развивающей среды; для организации групповой и индивидуальной работы с детьми; при комплектовании проблемных групп. Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап. Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания. Полученные данные заносятся в бланк протокола. Диагностика психического развития детей средней группы Ф.И. ребенка __________________________________________________________________ Дата рождения____________________Возраст на момент обследования________________ Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа _____________
3. Заштопай коврики. 4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет. 5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме. 1 задание: высокий уровень - линии четкие, не прерывистые, допускается минимальный сдвиг в сторону; средний уровень - линии тонкие, прерываются не более 3-4 раз, допускается минимальный сдвиг в сторону; низкий уровень - линии волнистые, прерывистые, работа не закончена за данное время - 2 минуты. 2 задание: высокий уровень - найдены парные предметы: 2 цветка, 2 яблока, 2 шарика и соединены линией друг с другом; средний уровень - найдены не все парные предметы, допущена 1 ошибка: например, соединены в пару 2 яблока с хвостиками в разные стороны; низкий уровень - соединены предметы в хаотичном порядке, допущено много ошибок. 3 задание: высокий уровень - все выполнено правильно; средний уровень - допущено 2 ошибки; низкий уровень - задание выполнено неверно. 4 задание: высокий уровень - найдены правильные пары, закрашены одним цветом, как и сказано в инструкции; средний уровень - допущены незначительные отклонения от инструкции; низкий уровень - задание не выполнено. 5 задание: высокий уровень - точное следование инструкции; средний уровень - найдены мамы и детеныши не только домашних, но и диких животных; низкий уровень - задание выполнено неверно. Диагностика психического развития детей старшей группы Ф.И. ребенка __________________________________________________________________ Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования _________________ Дата обследования _____________Детский сад № ___________Группа________________ 1. Помоги рыбкам найти маму. 2. Домики. 4. Найди игрушки. 5. Какой предмет лишний. Результаты диагностики психоэмоционального развития Средняя группа______________________ Дата_____________________ Ф.И. ребёнка__________________________________________________________________ Дата рождения_________________________________________________________________ Диагностика уровня восприятия «Помоги рыбкам найти маму» Инструкция: «Помоги каждой маме рыбке найти её ребёнка и соедини их линией, помни, что мама и ребёнок похожи друг на друга» Итого:________________________________________________________________________ Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное восприятие «Домики» Инструкция: «Посмотри на домики: у первого домика нужно раскрасить крышу, у самого маленького домика нарисовать окошко (задание повторяется 3 раза, после этот дети приступают к выполнению» Итого:________________________________________________________________________ Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями «Накорми домашних животных» Инструкция: «Помоги каждому животному найти ту пищу, которую оно любит и соедини линией» Итого:________________________________________________________________________ Диагностика сформированности мышления «Найди игрушки» Инструкция: «Среди предметов найди только игрушки и обведи их в кружочек» Итого:________________________________________________________________________ Тест на определения уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Какой предмет лишний» Инструкция: «Посмотри на рисунок, эти предметы чем-то связанны, их что-то объединяет, но один здесь лишний, зачеркни его» Итого:________________________________________________________________________ Примечание:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Педагог-психолог_____________________________________________________________ 1 задание: высокий уровень - задание выполнено без ошибок; средний уровень - задание выполнено с 1 ошибкой; низкий уровень - задание выполнено неправильно. 2 задание: высокий уровень - задание выполнено без ошибок; средний уровень - задание выполнено с 1 ошибкой; низкий уровень - задание выполнено неправильно. 3 задание: высокий уровень - задание выполнено без ошибок; средний уровень - задание выполнено с 1 ошибкой; низкий уровень - задание выполнено неправильно. 4 задание: высокий уровень - задание выполнено без ошибок; средний уровень - задание выполнено с 1 ошибкой; низкий уровень - задание выполнено неправильно. 5 задание: высокий уровень - задание выполнено без ошибок. В процессе вербального общения ребенок дает верное объяснение выделения лишнего предмета; средний уровень - задание выполнено без ошибок, но ребенок не может объяснить самостоятельно, почему он выбрал эту фигуру; низкий уровень - задание выполнено неправильно. Диагностика психического развития детей средней группы Ф.И. ребенка _________________________________________________________________ Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования __________________ Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа________________ 1. Опусти фигурки в формочку. 2. Соедини половинки предметов. 3. Обведи те предметы, которые изображены на картинке. 4. Обведи похожие на образец фигуры. 5. Кто где живет. Образец на определение уровня развития зрительной памяти
Результаты диагностики психоэмоционального развития Средняя группа_______________ Дата_____________ Ф.И. ребёнка______________________________________________________ Дата рождения_______________________ Диагностика сформированности мышления «Разложи геометрические фигуры» Инструкция: «На картинке нарисован ящик, в котором сделаны прорези, дырочки. Посмотри внимательно на фигурки, которые изображены внизу, и соедини линией фигурку и дырочку одинаковой формы - вставь фигурки в ящик». Итого:________________________________________________________________________ Диагностика уровня развития сенсорного восприятия «Соедини половинки предметов» Инструкция: «Соедини одной линией половинки изображённых предметов» Итого:________________________________________________________________________ Диагностика уровня развития зрительной памяти «Зрительная память» Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, которую я тебе покажу. Запомни те предметы, которые на ней изображены. Теперь я убираю картинку. На своём листочке обведи только те предметы, которые ты увидел на моём рисунке» Итого: _______________________________________________________________________ Диагностика сформированности внимания и сенсорного восприятия «Найди фигуры похожие на образец» Инструкция: «Посмотри, слева у тебя нарисована фигурка, обведи только те предметы, которые похожи на фигурку» Итого:________________________________________________________________________ Тест на определение уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Кто где живёт» Инструкция: «Перед тобой домики и животные. Проведи чёрточками тропинки от животных туда, где они живут» Итого:________________________________________________________________________ Психолог _____________________ 1 задание: Высокий уровень – задание выполнено без ошибок; Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками; Низкий уровень – задание выполнено неправильно. 2 задание: Высокий уровень – задание выполнено без ошибок; Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками; Низкий уровень – задание выполнено неправильно. 3 задание: Высокий уровень – задание выполнено без ошибок; Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками; Низкий уровень – задание выполнено неправильно. 4 задание: Высокий уровень – задание выполнено без ошибок; Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками; Низкий уровень – задание выполнено неправильно. Диагностика психического развития детей: cущность и правилаПри проведении диагностики детей важно помнить о том, что психическое развитие - это сложный процесс, в котором невозможно выделить отдельные независимые друг от друга параметры. Поэтому при проведении диагностики необходимо использовать целую "батарею" методик, направленных на изучение всех сторон психики детей, сопоставляя полученные данные так, чтобы можно было получить целостное представление о конкретном ребенке. При этом важно не только правильно подобрать методики, но и расположить их в определенном порядке, чтобы ребенок не устал, не отказался от работы. Анализируя полученные данные, важно установить взаимосвязь между отдельными особенностями и сторонами психики обследуемого ребенка (познавательными способностями, личностными качествами, характером общения). На основании такого анализа составляется психологическая характеристика, в которой дается комплексное описание психологических черт данного ребенка, а также основные причины появления тех недостатков и отклонений, которые были выявлены в процессе обследования. Ведь в реальной жизни все стороны психики влияют друг на друга, и, например, неуспешность в учебной деятельности может быть связана как с отставанием познавательного развития, так и с высокой тревожностью или замедленным темпом ориентировки детей. В свою очередь особенности памяти и уровень мышления определяют и некоторые качества личности, например, уровень притязаний или агрессивность ребенка, особенности его общения. Правильная диагностика - первый шаг в организации коррекции психических отклонений, так как она показывает, что является первопричиной нарушений в психическом развитии, какие качества хуже всего сформированы. Таким образом на основании психологической характеристики составляется план коррекции - от помощи ребенку в исправлении простых недостатков до компенсации сложных дефектов. Составление такой характеристики является не простой задачей даже для практического психолога; для успешной работы нужна некоторая практика и, главное, соблюдение основных правил работы с тестами, потому что непрофессиональный подход к диагностике может принести больше вреда, чем пользы. Обследование, как правило, начинается с беседы со взрослыми, (другими воспитателями, учителями, родителями) в том случае, если они обратились к Вам с определенными жалобами на ребенка. В процессе беседы Вам необходимо четко определить характер претензий к ребенку и причин недовольства им. Собственно обследование ребенка начинается с анализа его внешнего вида и его реакции на ситуацию обследования. При этом надо обращать внимание на то, насколько ребенок открыт для контакта, проявляет ли он активность (например, изучает обстановку в комнате, рассматривает с интересом игрушки, предметы, стоящие в ней) или он расторможен, т.е. крутится на месте, порывается встать, вертит что-то в руках или просто болтает руками или ногами. Фиксируется и проявление заторможенности, напряженности, проявляемое ребенком, стремление сесть или встать в уголок, нежелание обращать на себя внимание, боязнь вступить в разговор. Все эти факты связаны как с психодинамическими (врожденными) особенностями ребенка (например, с импульсивностью или регидностью), так и с качествами его личности (например, с тревожностью или демонстративностью). Полученные при наблюдении данные в дальнейшем сопоставляются с данными тестов и помогают понять природу интеллектуальных или эмоциональных отклонений ребенка. При обследовании важно чередовать методики таким образом, чтобы методы, направленные на изучение памяти, следовали за методиками, направленными на анализ мышления, а изучение восприятия следовало за исследованием креативности. Начинать диагностику рекомендуется с рисования (как на свободную, так и на заданную тему), давая ребенку время войти в ситуацию обследования. Вначале даются и задания на исследования памяти, так как необходимо время (не меньше 20 минут) для исследования отсроченного воспроизведения. В то же время личностные методики предлагаются детям в конце работы, после того, как новизна ситуации для него сгладится и наладится контакт между взрослым, проводящим диагностику, и ребенком. Эта последовательность сохраняется и в том случае, если обследование проводится не единовременно, но в течение нескольких занятий. Правила психодиагностики детейПри проведении диагностики необходимо запомнить несколько основных правил, без которых Ваша работа не будет успешной. Книга: МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТАПантюхина Г.В., Печора К.Л.,Фрухт Э.Л. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Под редакцией проф. В.А. Доскина ВВЕДЕНИЕ Нервно-психическое развитие – один из важнейших показателей состояния здоровья детей раннего возраста. Диагностика нервно-психического развития детей первых лет жизни является неотъемлемой частью деятельности врача-педиатра, врача общей практики (семейного врача), средних медицинских работников, а также педагогов дошкольных учреждений. С основами этой диагностики должны быть знакомы и родители. Правильная и своевременная диагностика нервно-психического развития ребенка позволяет подойти к раннему выявлению отклонений в здоровье детей, а также в полной мере осуществить необходимый комплекс развивающих, оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Оценка уровня нервно-психического развития ребенка позволяет судить о качестве окружающей среды, о характере педагогической работы и о эффективности различных лечебно-оздоровительных приемов, а также о влиянии других факторов. Основные показатели нервно-психического развития детей раннего возраста и принципы контроля за развитием ребенка были разработаны Н.М. Щеловановым, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной, С.М. Кривиной, М.Ю. Кистяковской, Н.Ф. Ладыгиной. В этой работе принимали участие К.Д. Губерт, М.А. Минкевич, Р.Г. Сорочек, З.С. Уварова, Е.П. Бомбардирова и другие исследователи. В дальнейшем показатели нервно-психического развития детей раннего возраста были пересмотрены и дополнены сотрудниками кафедры физиологии развития и нетрадиционных методов оздоровления детей Российской медицинской академии последипломного образования: для детей первого года жизни – Э.Л. Фрухт, для детей второго года – К.Л. Печорой, для детей третьего года жизни – Г.В. Пантюхтной. Эти авторы впервые в нашей стране внедрили в широкую врачебную и педагогическую практику методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста опираются на объективное изучение закономерностей процесса развития детского организма в определенных условиях воспитания. Поэтому выделенные авторами показатели отражают оптимальный алгоритм развития, его последовательность и возрастные сроки формирования умений и уровень созревания, который должен быть достигнут ребенком на каждом возрастном этапе в результате влияния целого комплекса различных факторов. При диагностике нервно-психического развития перед ребенком ставятся определенные задачи, и это позволяет объективно оценить его способности, уровень развития, успехи и недостатки воспитательной работы и т.д. Тесты для определения уровня развития по каждому из выделенных показателей сгруппированы по следующей схеме: возраст, название линии развития, порядковый номер и наименование показателя; методы диагностики, т.е. описание ситуации и способа проверки; эталоны поведения ребенка при правильном решении каждой задачи. Для осуществления контроля за динамикой развития и поведением детей в дошкольных учреждениях авторы предлагают «карту нервно-психического развития и поведения ребенка», которая заполняется в опикризные сроки воспитателями групп, а затем передается врачу для комплексной оценки состояния здоровья детей и записи в «Историю развития» (учетная форма 112/у). В поликлинике результаты тестирования развития и поведения детей сразу заносятся в «Историю развития» и на основе этих материалов врач определяет дальнейший план наблюдения за ребенком, коррекцию поведения, развития или планирует оздоровительные мероприятия. В основу настоящего издания положено методическое пособие для курсантов Российской медицинской академии последипломного образования (центрального института усовершенствования врачей), опубликованное около 20 лет тому назад. Некоторые положения этого пособия коренным образом переработаны, целый ряд показателей пересмотрен и уточнен. Основанием для такой переработки послужил многолетний опыт авторов в области диагностики нервно-психического развития детей, а также наиболее важные результаты научных исследований по возрастной психологии, физиологии и педагогике. КОНТРОЛЬ ЗА ДИНАМИКОЙ НЕРВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ТРЕХ ЛЕТ ЖИЗНИ Особенностью детей раннего возраста является очень быстрый темп развития, неравномерность и скачкообразность процессов роста организма. Это обуславливает дифференциацию на возрастные периоды и выделение в каждом возрастном периоде линии развития, формирующихся здесь впервые, более быстро и существенно влияющих на последующее развитие ребенка. На 1-ом году жизни контроль осуществляется ежемесячно; на 2-м году – 1 раз в квартал; на 3-м году – 1 раз в полугодие; после 3-х лет 1 раз в год в дни, близкие к дню рождения ребенка. Каждого ребенка тестируют по показателям его возраста. Если развитие ребенка не соответствует возрасту, используют показатели предыдущего или более старшего возрастного периода. Уровень развития детей, воспитывающихся в семье и в дошкольном учреждении диагностируется одними и теми же методами (на 1-ом году жизни они могут быть дополнены методом опроса и наблюдения). При тестировании развития детей в поликлинике исключаются следующие показатели: социальные связи с другими детьми на 1-ом году жизни и развитие конструктивной и изобразительной деятельности на 3-м году жизни. В периоде новорожденности определяют степень зрелости и формирование первых зрительных и слуховых реакций. На 1-ом году жизни в возрасте с конца периода новорожденности и до 5 – 6 месяцев проверяют развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, положительных эмоций и общения детей друг с другом, движений руки, общих движений (головы, ног, тела), подготовительных этапов активной речи и умений в процессе кормления. В возрасте от 6 до 12 месяцев контролируют развитие общих движений, понимания и активной речи, действий с предметами, навыков в режимных процессах (кормление, туалет), общения детей друг с другом, сенсорное развитие (в 9 и 12 мес.). Наиболее значимым в 1-ом полугодии являются зрительные и слуховые ориентировочные реакции, положительные эмоции и движения руки (с 4 мес.). Значение движения руки особенно велико во 2-ом полугодии (с 7 мес.). В этом же возрасте важную роль для развития функций играет понимание речи. Наиболее информативными, отражающими не только развитие ребенка, но и его состояние, и уровень воспитательной работы с ним, зависимыми от многих умений являются показатели, которые могут быть отнесены к социальным (этапы развития активной речи, первые формы общения детей друг с другом, навыки в процессах). В случае задержки развития других они также формируются с отставанием. На каждом этапе развития между функционально близкими показателями устанавливается двусторонняя связь, т.е. два показателя определяют развитие друг друга и являются взаимосвязанными. В дошкольном учреждении для диагностики в каждой группе детей 1-го года жизни должен быть набор материала, аналогичный используемому в самостоятельной деятельности и методика тестирования по каждому показателю (тесты). Одновременно можно проверить развитие ребенка не более, чем по 2-3 показателям. В один отрезок бодрствования можно определить уровень развития 3-4 детей. На 2-ом году жизни диагностируется дальнейшее развитие понимания и активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, движений, навыков. Развитие активной речи – наиболее информативный показатель на 2 – 3 году жизни. Отставание в развитии активной речи обычно сигнализирует о каких-либо неблагоприятных условиях воспитания и требует особого внимания со стороны воспитателей. Наиболее значимыми на 2-м году жизни являются показатели развития движений, действий с предметами, понимания речи. В 1-ом полугодии 3-го года жизни проверяют развитие активной речи, дальнейшее развитие игры, движений, навыков, конструктивной деятельности, сенсорное развитие; во 2-м полугодии – развитие активной речи, игры, изобразительной и конструктивной деятельности, движений, навыков, сенсорное развитие. Все эти показатели на 3-м году жизни приобретают одинаковую значимость. За нормальное развитие на 1-ом году жизни принято формирование умений в пределах 15 дней от возраста, принятого за норму. На 2-м году жизни – в пределах квартала, на 3-м году жизни – одного полугодия. Формирование умений раньше установленной нормы на 1 эпикризный срок свидетельствует об укоренном или раннем развитии, опережение на 2 и более эпикризных сроков – об ускоренном (высоком) развитии. Овладение умений с задержкой на 1 эпикризный срок указывает на замедленный темп развития. Выяснив причину отставания, в данном случае достаточно применить дополнительные воспитательные и обучающие воздействия. Развитие с отставанием на 2 эпикризных срока требует консультации педиатра, врачей-специалистов и осуществления дополнительных воспитательных воздействий. Отставание на 3 и более эпикризных срока свидетельствует о наличии пограничного состояния или патологии. Причиной глубокого отставания в нервно-психическом развитии может быть длительное заболевание ребенка, неблагоприятные условия жизни, педагогическая запущенность или скрытая патология центральной нервной системы. Дети, отстающие в развитии на 3 и более эпикризных сроков, нуждаются в консультации и лечении врачей – специалистов. К.Л. Печорой разработан метод количественной оценки нервно-психологического развития детей, оценивающий глубину и диапазон отставания детей. С этой целью выделено 5 групп развития. В условиях яслей и яслей-садов преобладают дети с 1, 2 и 3-ей группой развития, дети с 4-ой группы составляют незначительной число, 5-я группа развития наблюдается у детей, воспитывающихся в семье и домах ребенка. I Группа.
II Группа.
III Группа.
IV Группа.
V Группа.
При отставании в развитии больше, чем на 5 эпикризных сроков, группу развития не определяют, а делают следующее заключение – «развитие ниже 5 группы». При оценке развития новорожденных группу развития не определяют. При оценке развития ребёнка 1 мес. с отставанием в развитии за эпикризный срок принимают 10 дней, поэтому отставание может быть на 1-2 эпикризных срока или у ребёнка отмечают отсутствие умения. Внутри каждой группы со 2-ой по 5-ю выделены 3 степени развития, отражающие число выполненных детьми заданий и гармоничность развития. В дошкольном учреждении данные развития, полученные в результате диагностики или наблюдения, вписывают в индивидуальную «Карту нервно-психического развития и поведения» каждого ребёнка. В карте отмечают, какому возрасту соответствует развитие ребёнка по каждому показателю. Поведение проверяют и оценивают по всем параметрам и также записывают в карте. В графе «Заключение» указывают группу развития, а также наличие отклонений или их отсутствие в поведении ребёнка. Поведение может быть с отклонениями или без отклонений. В графе «Назначения» указывают задачи воспитания на следующий возрастной период: режим дня, коррекция развития и поведения. Показатели нервно-психологического развития детей второго года жизни.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-ГО ГОДА ЖИЗНИ Возраст 1 год 3 месяца
А. Понимание ребенком названий окружающих предметов. 1. Материал – 3-4 игрушки, изображающие вид транспорта, животных, предметы обихода, детские игры (машины, часы, мячик, собака). Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого: «Где...?» - ребенок должен отыскать все предметы. После этого они убираются, ставятся в другом порядке и вновь предлагается их найти. Поведение ребенка – по просьбе взрослого находит (показывает или берет в руки) нужные предметы. Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее 3-х предметов. 2. Материал – предметы одежды, обуви. Методика тестирования – ситуация, естественная при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти 4 предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье. Поведение ребенка – по просьбе взрослого находит нужные предметы, указывая на них рукой. Задание считается выполненным, если ребенок находит не менее 3-х предметов. Б. Понимание ребенком действий. Материал – сюжетная игрушка, тарелка, кроватка. Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается выполнить действия: «Покорми куклу». «Положи куклу в кроватку». Поведение ребенка – выполняет действия по просьбе взрослого: подносит тарелку ко рту куклы, кладет ее в кроватку. В. Ребенок ориентируется в группе. Методика тестирования – ситуация естественная. При проведении режимных процессов или организации игры ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Покажи, где у нас рыбка?». «Найди где часы?». «Покажи, где твой горшочек?». «Иди мыть руки». Поведение ребенка – выполняет не менее 3-х поручений взрослого. 2. Активная речь. Лепечет и произносит отдельные слова во время ярких эмоциональных переживаний. Методика тестирования – ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности (в течении 30 мин.). Поведение ребенка – разнообразно лепечет, пользуется облегченными словами («дай», «мама», «никак», «бах», «ав-ав», и др.). 3. Сенсорное развитие. Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см. Материал – кубы-вкладыши. Размер большого куба – 10 см., малого – 7 см. Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Ребенок сидит за столом, перед ним выкладывается маленький куб из большого. Ребенку предлагается положить куб обратно (вложить маленький в большой). Поведение ребенка – вкладывать маленький куб в большой. При этом он может несколько раз пробовать, вкладывая один куб в другой (не более 3 раз). 4. Игра и действия с предметами. Воспроизводит в игре с предметами ранее разученные действия (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень). 1. Материал – кукла, чашка. Методика тестирования - ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладывают перечисленные выше предметы и предлагают покормить куклу. Если ребенок затрудняется, можно ему показать. Поведение ребенка – подносит чашку ко рту куклы либо самостоятельно, либо копируя действия взрослого. Примечание: данное задание может не проверяться, если ребенок выполнял его при проверке понимания речи. 2. Материал – 2 кирпичика, 2 кубика. Методика тестирования - ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается поиграть с кубиками: сделать машину: «би-би» или построить дом. Если ребенок затрудняется, ему можно показать. Поведение ребенка – самостоятельно или копируя действия взрослого делает из кирпичика и кубика «машину», двигает ее, воспроизводя движения машины, или кладет один кубик на другой – строит дом.
Методика тестирования – ребенку предлагается надеть кольца на стержень. Поведение ребенка – надевает кольца на стержень. Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи самостоятельно или после показа взрослого. 5. Движения. Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится). Материал – не нужен. Методика тестирования – 1) в дошкольном учреждении – наблюдение за ребенком во время самостоятельной деятельности; 2) в поликлинике матери задают вопросы: «Как передвигается ваш ребенок?», «Может ли он долго ходить?», «Может ли присесть, наклониться, пятиться, поворачиваться?». Поведение ребенка – 1) выполняет указанные действия во время игры; 2) мать рассказывает, что ребенок длительно ходит, не присаживаясь, и меняет положение. 6. Навыки. Самостоятельно ест густую пищу ложкой. Методика тестирования – ситуация естественная (процесс кормления). Поведение ребенка – самостоятельно ест второе блюдо (кашу, пюре и др.) из глубокой тарелки. При этом можно съесть не до конца, может быть не аккуратным. Возраст 1 год 6 месяцев 1. Понимание речи. Обобщает предметы (по существенным признакам) в понимаемой речи (в «конфликтной ситуации»). 1. Материал – 2 однородных предмета, отличающиеся друг от друга по какому-либо признаку (цвету), предмет, сходный с одним из них по этому признаку (например, кошка белая, кошка черная, собака черная) и контрольный предмет (кукла). Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности: собака черная, кошка черная, кошка белая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, потом собаку, куклу. После этого предметы меняются местами и ребенку, предлагается найти их еще раз. 2. Материал – ложка десертная, ложка игрушечная, совок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла. Методика тестирования – та же, что и в первой ситуации. Поведение ребенка – находит однородные предметы по слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную). 2. Активная речь. Облегченными («би-би») или полными словами правильно («машина») называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности. Материал – 4 предмета (например, кукла, зайчик, петушок, котенок), мешочек или коробочка, из которой они вынимаются. Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спрашивает: «Кто там?, «Кто это?, «Что это?». Поведение ребенка – правильно называет предметы (например, «ляля», «зайка») облегченными или полными словами. 3. Сенсорное развитие. Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма). Материал – 3 шарика, 3 кубика, 3 кирпичика, 3 призмы (одного цвета и близкие по размеру), скат. Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком вразнобой диагностический материал. Берет кубик, ставит его перед ребенком, называет, предлагает взять еще такие же кубики и построить дом. Если ребенок затрудняется это сделать по инструкции, можно показать ему еще один кубик и действия с ним. Затем взрослый берет шарик, предлагает ребенку найти еще шарики и показывает, как они скатываются по желобку. Поведение ребенка – по образцу и слову взрослого выполняет задание – подбирает предметы нужной формы (в первом случае кубики, во втором – шарики).
Воспроизводит в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.
Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: «У ляли грязный носик. Вот платок». Поведение ребенка – прикладывает носовой платок к носу куклы.
Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: «Кукла-ляля растрепанная, вот расческа». Поведение ребенка – прикладывает расческу к голове куклы и водит ею по волосам. Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.
Перешагивает приставным шагом через 2 палки, лежащие параллельно. между ними. Вместо Материал – 2 палки длиной 40 см. уложены на полу на расстоянии 18-20 см. палок на полу можно нарисовать 3 линии. Методика тестирования – лежащие на полу (или нарисованные) палки чем-либо ограничивают сбоку, чтобы ребенок не ушел в сторону. Ребенку предлагают перешагнуть через палки. Если он не понимает Методическое пособие для практических психологовОписание Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю.. — М.: МГППУ, 2002. — 128 с. — URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=14063.
Аннотация: Перейти на страницу Распечатать со страницы Психодиагностика детей 2-3 летДИАГНОСТИКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-З-ГО ГОДА ЖИЗНИ(по К. Л. Печоре и Г. В. Пантюхнной) Указания к методике выявления уровня нервно-психического развития детей 2-3го года жизни На 2-м году.жизни в развитии ребенка выделено четыре периода: 1) от 1 г. 1 мес до 1 г. 3 мес; 2) от I г. 4 мес до 1 г. 6 мес; 3) от 1 г. 7 мес до 1 г. 9 мес; 4) от 1 г.10 мес до 2 лет. Развитие детей 2-го года жизни проверяется по следующим линиям: 1) развитие понимания речи; 2) развитие активной речи; 3) сенсорное развитие; 4) развитие игры и действий с предметами; 5) развитие движений; 6) формирование навыков. Такое выделение является условным, так как, с одной стороны, намечается определенная связь между линиями развития, относящимися к формированию различных умений, с другой, каждая линия развивается в результате формирования определенных функций. Taк например, развитие активной речи связано с развитием артикуляционного аппарата peбeнкa, способности подражания речи взрослого, формированием функции обобщения в peчи, социальных связей, эмоциональной сферы ребенка. Тем нее менее каждая линия развития выражает собой определенные умения ребенка: говорить, играть и т.д. Четкое выделение линий облегчает диагностику нервно-психического развития ребенка, хотя и не охватывает всего развития. Каждая линия развития выражена в определенном показателе. В результате апробирования показателей развития оставлены лишь те из них, которые выполняются 50 - 80% детей, воспитывающихся в условиях коллектива, т.е. по одному показателю на каждую линию развития (всего 24 показателя). Наиболее информативный показатель - развитие активной речи, Анализ этого показателя в условиях коллектива четко выявляет неблагополучие ряда факторов (периода адаптации, анамнеза ребенка, педагогических воздействий). Поэтому развитие активной речи ребенка, с одной стороны, требует особого внимания со стороны взрослых как показатель наиболее сложный и вновь формирующийся, а с другой, информирует о каких-то неблагополучных условиях воспитания ребенка. На 3-м году жизни в развитии ребенка выделено 2-ого полугодия. В каждом из них намечаются следующие линии: в первом полугодии: 1) активная речь, 2) игра, 3) конструктивная деятельность, 4) сенсорное развитие. 5) развитие движений, 6) развитие навыков; во втором полугодии: 1) активная речь, 2) игра, 3) изобразительная деятельность, 4) конструктивная деятельность, 5) сенсорное развитие, 6) навыки, 7)движения. Всего 19 показателей. Кроме того, дается оценка и поведению ребенка. При оценке нервно-психического развития детей в карте развития фиксируется уровень развития, т.е. какому уровню (возрасту) оно соответствует по всем линиям. Поведение оценивается также по всем параметрам (параметры поведения прилагаются). В заключении отражается, в чем и насколько задерживается развитие ребенка и каковы отклонения в его поведении. МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО Возраст — 1 г.3 мес. Понимание речи. Запас понимаемых слов быстро расширяется. А. Понимание ребенком названий окружающих предметов. 1. Материал — 3 - 4 игрушки, изображающие вид транспорта, животных, предметы обихода, предметы детских игр (машина, часы, мячик, собака). Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого: “Где ...?”,— ребенок должен отыскать все предметы. После этого они убираются, ставятся в другом порядке и вновь предлагается их найти. Поведение ребенка — по просьбе взрослого находит (показывает рукой или берет в руки) нужные предметы. Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее 3 предметов. 2. Материал — предметы одежды, обуви. Методика выявления — ситуация естественная, при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти 4 предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье. Поведение ребенка — по слову взрослого находит нужные предметы, указывая на них рукой. Задание считается выполненным, если ребенок находит не менее 3 предметов. Б. Понимание ребенком действий. Материал — сюжетная игрушка, тарелка, кроватка. Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается выполнить действия: “Покорми куклу”, “Положи куклу в кроватку”. Поведение ребенка — выполняет действия по просьбе взрослого; подносит тарелку ко рту, кладет куклу в кроватку. В. Ребенок ориентируется в группе. Методика выявления — ситуация естественная. При проведении режимных процессов, организации игры ребенку предлагается задание — покормить куклу. Если ребенок затрудняется, можно ему показать. Поведение ребенка — подносит тарелочку ко рту куклы либо самостоятельно, либо по показу взрослого. Примечание. Данное задание может не проверяться, если ребенок выполнял его при проверке понимания речи. Сенсорное развитие2. Материал — 2 кирпичика, 2 кубика. Методика выявления - ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается поиграть с кубиками: сделать машину "би-би" или построить дом. Если ребенок затрудняется, ему можно показать. Поведение ребенка — самостоятельно или по показу взрослого делает из кирпичика и кубика “машину”, двигает ее, воспроизводя движение машины, или кладет один кубик на другой — строит дом. 3. Материал — стержень с 4—5 кольцами (одной величины). Методика выявления — ребенку предлагается надеть кольца на стержень. Поведение ребенка — надевает кольца на стержень. Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи самостоятельно или по показу взрослого 5. Движения Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится). Методика выявления — ситуации естественная (наблюдение за движениями ребенка во время самостоятельной деятельности). Поведение ребенка — выполняет указанные движения. 6. Навыки Самостоятельно ест густую пищу ложкой. Методика выявления — ситуация естественная (процесс кормления). Поведение ребенка — самостоятельно ест второе блюдо (кашу, пюре и др.) из глубокой тарелки. При этом может съесть не до конца, может быть неаккуратным. Возраст— 1 г. 6 мес1. Понимание речи. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в "конфликтной ситуации"). 1. Материл—два однородных предмета, отличных друг от друга по какому-либо признаку (цвету), предмет, сходный с одним из них по этому признаку (например, кошка белая, кошка черная, собака черная) и контрольный предмет — кукла. Методика выявления — ситуация, специально подготовленная, Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности; собака черная, кошка черная, кошка белая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, потом собаку, куклу. После этого предметы меняются местами и ребенку предлагается найти их еще раз. 2. Материал — ложка десертная, ложка игрушечная, савок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла. Методика выявления—та же, что и в первой ситуации. Поведение ребенка — находит однородные предметы пo слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную). 2. Активная речь Словами, облегченными (например, “би-би”) и произнесенными правильно (“машина”), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности Материал — 4 предмета (например кукла, зайчик, петушок, котенок), мешочек или коробочка, из которой они вынимаются. Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спрашивает: “Кто там?”, “Кто это?”, “Что это?". Поведение ребенка — называет предметы правильно (например, “ляля”, “заика”) облегчёнными словами. 3. Сенсорное развитие Ориентируется в 3—4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма). Материал—3 шарика, 3 кубика, 3 кирпичика, 3 призмы, скат (одного цвета и близкие по размеру). Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком материал вразнобой. Берет кубик, ставит его перед ребенком, называет, предлагает взять еще такие же кубики и построить дом. Если ребенок затрудняется это сделать по слову, можно ему показать (поставить один кубик на другой), затем снять кубики, вновь поставить перед ним один кубик и предложить выполнить задание. После этого взрослый берет шарик и скатывает его по желобку, затем предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их так же. Поведение ребенка— по образцу и слову взрослого выполняет задание, подбирая предметы нужной формы (в первом случае кубики, во втором — шарики). 4. Игра и действия с предметами Отображать в игре отдельные, часто наблюдаемые действия. 1. Материал — кукла, носовой платок. Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит “У ляли грязный носик. Вот платок”. Поведение ребенка- прикладывает носовой платок к носу куклы. 2. Материал — кукла с волосами, расческа. Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: “Кукла-ляля растрепанная, вот расческа”. Поведение ребенка — прикладывает расчёску к волосам куклы и водит ее по волосам. Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи. 5. Движения. Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом. Материал - 4 брусочка. Методика выявления — ситуация, специально подготовленная (может быть выявлено и на занятии по гимнастике). На пол на расстоянии друг от друга кладутся брусочки. Ребенку предлагается перешагнуть через них. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать, затем встать перед ребенком и подозвать его к себе. Поведение ребенка — перешагивает через брусочки приставным шагом самостоятельно или по показу взрослого. 6. Навыки Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. Материал — глубокая тарелка с жидкой пищей, десертная ложка. Методика выявления — ситуация естественная (во время обеда). Поведение ребенка — самостоятельно съедает 3\4 жидкой пищи ложкой, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке). Возраст— 1 г. 9 мес. 1. Понимание речи. Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого. Материал — изображение знакомых картинок, которые ранее рассматривались со взрослыми: 1) мальчик поит лошадку, 2) дети умываются, 3) дети поливают цветы, 4) дядя чинит машину. Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый кладет на стол картины, предлагает ребенку посмотреть на них и спрашивает: “Кто это на картинке?", “Что делают?” Если ребенок затрудняется ответить, можно задать дополнительные вопросы, относящиеся к отдельным персонажам картины: “Что мальчик делает?”, “Что лошадка делает?” и т.д. Поведение ребенка — отвечает на вопросы взрослого сразу, либо с помощью дополнительных вопросов. При этом пользуется словами и двухсловными предложениями. 2. Активная речь Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями. Методика выявления — ситуация естественная. Речевые проявления ребенка наблюдаются в игре, режимных моментах, занятиях. Поведение ребенка — во время игры или в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями. 3. Сенсорное развитие' Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см 1. Материал — 3 куба-вкладыша одного цвета. Длина ребра первого— 10 см, второго —7 см, третьего — 4 см. Методика выявления — взрослый на глазах у ребенка достает кубы один из другого и ставит их вразнобой, после чего предлагает ребенку их вновь собрать. Поведение ребенка — собирает кубы соответственно их величине. При этом может сделать несколько проб (не более трех). 2. Материал — трехместная матрешка (разница в величине 3—4 см). Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. На глазах у ребенка выкладывается одна матрешка из другой таким образом, чтобы каждая половина стояла против другой. После этого ребенку предлагается закрыть половинки матрешек. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать. Поведение ребенка — самостоятельно или после показа взрослого закрывает все три матрешки. При этом может пробовать несколько раз (не более трех). Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи. 4. Игра и действия с предметами. Воспроизводит несложные сюжетные постройки — перекрытия типа “ворот”, “скамейки”, “дома”. Материал — 3 кирпичика Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Воспитатель предлагает ребенку построить “ворота”. При этом может один раз показать. Ставит 2 кирпичика вертикально, один сверху горизонтально. Поведение ребенка— по слову взрослого либо по показу воспроизводит постройку. При этом может пробовать 2—3 раза. 5. Движения. Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15—20 см), приподнятой над полом (15—20см). Материал — скамейка высотой 15—20см с шириной доски 15-20 см. Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается пройти по доске без помощи взрослого (войти и сойти можно с помощью взрослого). Поведение ребенка — проходит по ограниченной поверхности (доске) без помощи взрослого. 6. Навыки Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает чулки, ботинки, шапку). Методика выявления —- ситуация естественная (при раздевании ребенка). Поведение ребенка — снимает ботинки (развязанные, расстегнутые), чулки, шапку). Возраст — 2 года1. Понимание речи Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка. Материал — специально подготовленный короткий рассказ о событии, хорошо знакомом ребенку. Методика выявления—ситуация, специально подготовленная. Ребенок может быть в группе с другими детьми (2—3), которые сидят полукругом. Взрослый сидит против них и рассказывает им сначала первую часть рассказа, после чего задает им первые 2 вопроса, затем продолжает рассказ и задает следующие 2 вопроса. Рассказ может быть следующего типа: “Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапочку, пальтишко, ботинки, спустилась по лесенке, тихонько открыла дверь и вышла на улицу (первая часть рассказа). На улице детки гуляют. Вдруг выскочила собачка и залаяла на Машу —ав-ав! Маша испугалась, плачет. А тетя сказала: “Не бойся, Машенька, собачка не кусается”,— и собачка убежала. Маша больше не плакала, пошла с детками играть (вторая часть рассказа)”. После небольшой паузы воспитатель задает вопросы: “Кто пошел на улицу гулять?”, “Что Машенька надела?”. “Кто испугал Машу на улице?", “А что тетя сказала Маше?” Поведение ребенка — отвечает на вопросы взрослого. 2. Активная речь При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. Методика выявления—ситуация естественная (во время игры, режимных процессов, при общении со взрослым). Поведение ребенка — общается со взрослым посредством речи (двух- и трехсловными предложениями). 3. Сенсорное развитие Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета. Материал — 3 пары варежек (красного, синего, зеленого цвета). Методика выявления — ситуации, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются варежки в следующем порядке- красная, синяя, зеленая, красная, синяя; зеленая. Воспитатель дает ребенку варежку одного цвета и предлагает найти такую же. Затем порядок меняется: синяя, красная, зеленая, синяя, красная, зеленая. Задание повторяется. Поведение ребенка — правильно подбирает по образцу 3 цвета: к красной варежке красную, к синей синюю, к зеленой зеленую. Ребенок должен решить одно задание. 4. Игра и действия с предметами. Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры). 1. Материал — кукла-голыш размером 30 см, губка, полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка. Методика выявления — ситуация, специально нодготовленная. Можно также использовать игру ребенка, если он купает куклу. Перед ребенком раскладывают игрушки и говорят: “Кукла грязная". Поведение ребенка - воспроизводит с куклой ряд последовательных действии: сажает куклу в ванну, использует кубик вместо мыла, трет губкой, моет рукой части тела, вытирает полотенцем. Все предметы используются по назначению. 2. Наблюдение за ребенком в свободной ситуации, когда он в игре воспроизводит ряд последовательных действии: кормит куклу и моет посуду под игрушечным краном или моет посуду и вытирает ее, лечит куклу — опускает пипетку в баночку, потом прикладывает к носу куклы. Поведение ребенка — если ребенок в любой ситуации воспроизводит ряд последовательных действий (2—3), используя предметы по назначению, можно считать задание выполненным. 5. Движения Перешагивает через препятствия чередующимся шагом. Материал — 3-4 брусочка. Методика выявления — на расстоянии 20 см кладутся брусочки, ребенку предлагается перешагнуть через них, если ребенок не понимает задания, взрослый может ему показать. Поведение ребенка — шагает через брусочки чередующимся шагом. 6.Навыки. Частично надевает одежду (ботинки, шапку). Методика выявления —ситуация естественная (во время одевания на прогулку или после сна). Ребенку предлагается самостоятельно надеть ботики, шапку, носки. Поведение ребенка — самостоятельно, без помощи взрослого может надеть вышеуказанные предметы. МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ З-ГО ГОДА ЖИЗНИ. Возраст — 2 г.6 мес1. Активная речь 1.Говорит многословными предложениями (более 3 слов). Методика выявления — ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему (во время деятельности или режимных процессов). Поведение ребенка — в своей речи употребляет хотя бы один раз многословное предложение (более 3. слов). 2.Появляются вопросы: “Где?, Куда?”. Методика выявления - ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка (во время режимных процессов или самостоятельной деятельности) в течение 20-30 мин. Поведение ребенка — хотя бы раз задает вопрос: “Где?” или “Куда?”. 2. Сенсорное развитие. 1.Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале. Материал —два комплекта основных геометрических фигур (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус). Методика выявления — ситуация, специально подготовленная, Взрослый показывает ребенку одну из геометрических фигур и просит дать такую же. Поведение ребенка — правильно дает взрослому соответствующую фигуру. 2. Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов. Материал — цветное лото, в котором имеются 4 фона основных цветов, и карточки с изображением разнообразных предметов 4 цветов (брать изображения знакомых предметов, но которые в занятии не использовались). Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый раздает ребенку фоны 4 цветов, затем показывает картинки с изображением предметов, окрашенных в 4 основныхцвета (цвет чередует), спрашивает ребенка, на какой фон эту картинку надо положить. Поведение ребенка — правильно подбирает по 2 картинки каждого цвета. 3. Игра. Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (2—3). Материал — пособие для игры в доктора, парикмахера, бытовые игры. Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Подобраны игрушки для нескольких сюжетных игр. Игрушки разложены в неподсказывающей ситуации. Поведение ребенка - развернутый сюжет какого-либо одного содержания, в котором есть взаимосвязь и последовательность в выполнении действий. 4. Конструктивная деятельность. Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их. Материал — строительный материал разнообразной геометрической формы (10—14 шт.). Методика выявления — ситуация провоцирующая. Специально организованное занятие со строительным материалом. Ребенку даются разнообразные геометрические фигуры и предлагается что-либо построить. Поведение ребенка — делает 1—2 простые сюжетные, постройки, обязательно называет их, Постройка должна быть похожа на называемый предмет 6. Навыки. 1. Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Методика выявления — ситуация естественная (во время одевания после сна или при сборе на прогулку). Поведение ребенка -—самостоятельно надевает рубашку, штаны, чулки, шапку, пальто. 2. Ест аккуратно. Методика выявления — ситуация естественная (во время кормления). Поведение ребенка— ест аккуратно, не пачкает одежду не оставляет грязь на столе. 7. Движения. Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 20—28 см. Материал — палка или веревка. Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку, приподнятую от пола на 20—28 см. Поведение ребенка — перешагивает свободно, не задевая палку или веревку. Возраст ~ 3 года. 1. Активная речь. 1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Методика выявления — ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка (во время режимных процессов, самостоятельной деятельности) и течение 20—30 мни. Поведение ребенка — хотя бы раз в своей речи употребляет придаточное предложение. 2. Появляются вопросы: “Почему?”, “Когда?”. Методика выявления — ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи во время процессов кормления, одевания, самостоятельной деятельности в течение 20—30 мин. Поведение ребенка — хотя бы раз употребляет вопрос: “Почему?” или “Когда?”. 2. Сенсорное развитие. 1. В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению. Материал — геометрическая мозаика, к ней карточки, на которых даны изображения несложных предметов (дом, пароход, дом с забором и др.), в основе которых лежат основные геометрические фигуры. Методика выявления — ситуация, специально подготовленной. Взрослый дает ребенку изометрическую мозаику, карточку-образец и предлагает сделать соответствующие решение путем накладывания на образец. Поведение ребенка — правильно подбирает мозаику к рисунку. 2. Называет 4 основных цвета. Материал — 8 однотонно окрашенных предметов по два одинакового цвета, но разной формы (например, красный кубик, красный конус и др.). Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: “Какого цвета шарик?” (цвет чередует). Поведение ребенка - правильно называет хотя бы по одному разу 4 основных цвета. 3. Игра. Появляются элементы ролевой игры. Материал — разнообразные сюжетные игрушки. 1.Методика выявления — ситуация провоцирующая, В игровой комнате подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Взрослый ведет запись игры ребенка в течение 20—30 мин. Поведение ребенка — отображает какой-либо сюжет, выполняет роль, которую определяет словом. 2. Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, спрашивает его: "Кто ты?". Поведение ребенка — на вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием. 4. Конструктивная деятельность. Появляются сложные сюжетные постройки. Материал— разнообразные геометрические фигуры (10— 14 шт.). Величина материала зависит от места организации занятия ребенка — за столом или на полу: если за столом, дается средний или мелкий материал, на полу — крупный строитель (можно дать дополнительный материал: машину, мелкие игрушки). Методика выявления — ситуация провоцирующая. Поведение ребенка — делает сюжетную постройку, например гараж, дорогу к нему. Играет с этой постройкой. 5. Изобразительная деятельность. 1. С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их. Материал — кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4—6 см, диаметром 1,5—2 см. Методика выявления —. ситуация провоцирующая. Ребенку дается кусок пластилина в виде цилиндра и предлагается слепить что-нибудь. Поведение ребенка - лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его. Предмет должен иметь сходство с предметом, названным ребенком. 2. С помощью карандаша или краски изображает простые предметы и называет их. Материал — лист бумаги (размером с тетрадный лист), карандаш или краски (гуашь, разведенная до густой сметаны). Методика выявления — ситуация специально подготовленная. Взрослый предлагает ребенку что-либо нарисовать. Поведение ребенка — изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Предмет должен иметь сходство с предметом, названным ребенком. 6. Навыки. 1. Самостоятельно одевается может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. Методика выявления — ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки. Поведение ребенка - самомтоятельно одевается. Иногда может быть небольшая помощь со стороны взрослого при застегивании пуговицы или завязывании шнурков. 2. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания. Методика выявления — ситуация естественная (во время кормления). Поведение ребенка — при загрязнении лица или рук сам пользуется салфеткой. 7. Движения Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 30—35 см. Материал —палка, веревка, поднятая на указанную высоту. Методика выявления - ситуация, провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку. Поведение ребенка — свободно перешагивает через палку или веревку, не задевая их.
Дата заполнения: Дополнительные сведения: Анамнез: Уровень нервно-психического развития (какому возрасту соответствует) Поведение Заключение Назначения Возраст Понимание речи Активная речь Сенсорное развитие Игра Констр. деятель-ность Изобразит. еятель-ность Движения Навыки Грамма-тика Воп-росы Восприятие формы Восприя тие цвета 1г.3мес. 1г.6мес. 1г.9мес. 2г. 2г.6мес. 3г.
Диагностический материал (диагностика детей раннего возраста) | Учебно-методический материал на тему:Бланк обследования ребенка (психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.) ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________ Дата ________________________
Психолог ___________ Бланк обследования ребенка (психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.) ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________ Дата ________________________
Психолог ___________ Бланк обследования ребенка (психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.) ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________ Дата ________________________
Психолог ___________ Бланк обследования ребенка (психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.) ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________ Дата ________________________
Психолог ___________ Бланк обследования ребенка (психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.) ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________ Дата ________________________
Психолог ___________ Бланк обследования ребенка (психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.) ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________ Дата ________________________
Психолог ___________ Бланк обследования ребенка (психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.) ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________ Дата ________________________
Психолог ___________ Бланк обследования ребенка (психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.) ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________ Дата ________________________
Психолог ___________ Бланк обследования ребенка (психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.) ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________ Дата ________________________
Психолог ___________ Бланк обследования ребенка (психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.) ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________ Дата ________________________
детских психических расстройств | CDCПсихические расстройства у детей описываются как серьезные изменения в том, как дети обычно учатся, ведут себя или справляются со своими эмоциями, что вызывает стресс и проблемы в повседневной жизни. Медицинские работники используют рекомендации, содержащиеся в Руководстве по диагностике и статистике Американской психиатрической ассоциации, пятое издание (DSM-5) 1 , для диагностики психических расстройств у детей. Щелкните по этим ссылкам, чтобы узнать больше об этих заболеваниях, включая симптомы, лечение и то, что можно сделать для их предотвращения: Другие состояния и проблемы, влияющие на обучение, поведение и эмоции детей, включают нарушения обучения и развития, аутизм и факторы риска, такие как употребление психоактивных веществ и членовредительство. Узнайте больше о связанных условиях. Артикул
Психические заболевания у детей: узнайте признакиПсихическое заболевание у детей: узнайте признакиУ детей могут развиваться те же психические расстройства, что и у взрослых, но их симптомы могут отличаться. Знайте, на что обращать внимание и чем вы можете помочь. Персонал клиники МэйоРодителям бывает сложно определить психическое заболевание у детей. В результате многие дети, которым могло бы помочь лечение, не получают необходимой помощи. Узнайте, как распознать у детей тревожные признаки психического заболевания и как вы можете помочь своему ребенку. Что такое психическое заболевание?Психическое здоровье - это общее благополучие того, как вы думаете, регулируете свои чувства и ведете себя. Психическое заболевание или расстройство психического здоровья определяется как модели или изменения в мышлении, чувствах или поведении, которые вызывают дистресс или нарушают способность человека функционировать. Психические расстройства у детей обычно определяются как задержка или сбои в развитии соответствующего возрасту мышления, поведения, социальных навыков или регуляции эмоций.Эти проблемы беспокоят детей и мешают им нормально функционировать дома, в школе или в других социальных ситуациях. Препятствия к лечению психических расстройств у детейМожет быть трудно понять расстройства психического здоровья у детей, потому что нормальное детское развитие - это процесс, который требует изменений. Кроме того, симптомы расстройства могут различаться в зависимости от возраста ребенка, и дети могут быть не в состоянии объяснить, что они чувствуют или почему они ведут себя определенным образом. Обеспокоенность по поводу стигмы, связанной с психическим заболеванием, использованием лекарств, а также стоимостью или материально-техническими проблемами лечения также может помешать родителям обратиться за помощью к ребенку, у которого есть подозрение на психическое заболевание. Распространенные расстройства у детейНарушения психического здоровья у детей - или нарушения развития, которыми занимаются специалисты в области психического здоровья - могут включать следующее:
Каковы признаки психического заболевания у детей?Предупреждающие признаки того, что у вашего ребенка может быть психическое расстройство, включают:
Что мне делать, если я подозреваю, что у моего ребенка психическое заболевание?Если вас беспокоит психическое здоровье вашего ребенка, проконсультируйтесь с его врачом.Опишите поведение, которое вас беспокоит. Поговорите с учителем вашего ребенка, близкими друзьями, родственниками или другими опекунами, чтобы узнать, заметили ли они изменения в поведении вашего ребенка. Поделитесь этой информацией с врачом вашего ребенка. Как медицинские работники диагностируют психические заболевания у детей?Психологические расстройства у детей диагностируются и лечатся на основе признаков и симптомов, а также того, как это состояние влияет на повседневную жизнь ребенка. Чтобы поставить диагноз, врач вашего ребенка может порекомендовать вашему ребенку пройти обследование у специалиста, такого как психиатр, психолог, клинический социальный работник, психиатрическая медсестра или другой специалист в области психического здоровья.Оценка может включать:
Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM), руководство, опубликованное Американской психиатрической ассоциацией, предоставляет критерии для постановки диагноза, основанные на природе, продолжительности и влиянии признаков и симптомов.Еще одним широко используемым диагностическим руководством является Международная классификация болезней (МКБ) Всемирной организации здравоохранения. Диагностика психического заболевания у детей может занять время, потому что маленькие дети могут иметь проблемы с пониманием или выражением своих чувств, а нормальное развитие различается. Со временем врач может изменить или уточнить диагноз. Как лечат психические заболевания у детей?Общие варианты лечения детей с психическими расстройствами включают:
Как я могу помочь своему ребенку справиться с психическим заболеванием?Вы будете играть важную роль в поддержке плана лечения вашего ребенка. Для ухода за собой и своим ребенком:
. .Что такое детские психические расстройства?Психическое здоровье в детстве означает достижение вех в развитии и эмоциональном состоянии, а также обучение здоровым социальным навыкам и умению справляться с проблемами. Психически здоровые дети имеют позитивное качество жизни и могут хорошо функционировать дома, в школе и в своих общинах. На этом веб-сайте представлена информация о психическом здоровье детей . Узнайте больше о конкретных психических состояниях детей, методах лечения, профилактике и исследованиях общественного здравоохранения по вопросам психического здоровья детей. Психические расстройства у детей описываются как серьезные изменения в том, как дети обычно учатся, ведут себя или справляются со своими эмоциями, что вызывает стресс и проблемы в повседневной жизни. У многих детей иногда возникают проблемы, такие как страхи и беспокойства, или деструктивное поведение. Если симптомы тяжелые и стойкие и мешают школьной, домашней или игровой деятельности, у ребенка может быть диагностировано психическое расстройство. К наиболее распространенным психическим расстройствам, которые можно диагностировать в детстве, относятся синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ), тревожность и расстройства поведения. Узнайте больше о детских психических расстройствах, симптомах и лечении. Другие детские расстройства и проблемы, влияющие на то, как дети учатся, ведут себя или справляются со своими эмоциями, могут включать в себя нарушения обучения и развития, аутизм и факторы риска, такие как употребление психоактивных веществ и членовредительство. Подробнее о связанных условиях. Каковы симптомы психических расстройств у детей?Симптомы психических расстройств со временем меняются по мере роста ребенка и могут включать трудности с тем, как ребенок играет, учится, говорит и действует, или как ребенок справляется со своими эмоциями.Симптомы часто начинаются в раннем детстве, хотя некоторые расстройства могут развиться в подростковом возрасте. Диагноз часто ставят в школьные годы, а иногда и раньше. Однако некоторые дети с психическим расстройством не могут быть распознаны или диагностированы как имеющие его. Можно ли вылечить детские психические расстройства?Детские психические расстройства поддаются лечению и контролю. Существует множество вариантов лечения, основанных на самых лучших и последних медицинских данных, поэтому родители и врачи должны тесно сотрудничать со всеми, кто занимается лечением ребенка - учителями, тренерами, терапевтами и другими членами семьи.Использование всех доступных ресурсов поможет родителям, специалистам в области здравоохранения и педагогам привести ребенка к успеху. Ранняя диагностика и соответствующие услуги для детей и их семей могут изменить жизнь детей с психическими расстройствами. Получить помощь в поиске леченияЕсли у вас есть опасения по поводу ребенка, вы можете использовать эти ресурсы, чтобы помочь вам найти поставщика медицинских услуг, знакомого с вариантами лечения. Кто пострадал?Детские психические расстройства затрагивают многих детей и семьи.Мальчики и девочки всех возрастов, этнического / расового происхождения и проживающие во всех регионах США страдают психическими расстройствами. На основании данных, полученных в ходе предыдущих исследований Национального исследовательского совета и Института медицины, было установлено, что 13-20 процентов детей, живущих в Соединенных Штатах (до 1 из 5 детей), страдают психическим расстройством. год, а экономические издержки для отдельных лиц, семей и общества в 2007 году оценивались в 247 миллиардов долларов в год. Каковы последствия психических расстройств у детей?Психическое здоровье важно для здоровья в целом. Психические расстройства - это хронические заболевания, которые продолжаются долгое время и часто не проходят полностью, и могут сохраняться на протяжении всей жизни. Без ранней диагностики и лечения у детей с психическими расстройствами могут быть проблемы дома, в школе и в установлении дружеских отношений. Это также может помешать их здоровому развитию, и эти проблемы могут сохраниться и во взрослой жизни. Общественное здравоохранение включает психическое здоровьеЧтобы помочь детям, CDC работает с партнерскими агентствами, чтобы лучше понять психическое здоровье, психические расстройства и их влияние на детей. Подробнее об исследованиях психического здоровья детей. Что вы можете сделатьРодители: Вы лучше всех знаете своего ребенка. Поговорите с лечащим врачом вашего ребенка, если вас беспокоит, как ваш ребенок ведет себя дома, в школе или с друзьями. Молодежь: Заботиться о своем психическом здоровье так же важно, как и о своем физическом здоровье. Если вы злитесь, беспокоитесь или грустите, не бойтесь говорить о своих чувствах и обратитесь к другу или взрослому, которому вы доверяете. Медицинские работники: Ранняя диагностика и соответствующее лечение на основе обновленных рекомендаций очень важны. Существуют ресурсы, которые помогут диагностировать и лечить психические расстройства у детей. Учителя / администраторы школы: Раннее выявление важно, чтобы дети могли получить необходимую им помощь.Работайте с семьями и медицинскими работниками, если вас беспокоит психическое здоровье ребенка в вашей школе. ресурсов.4 стадии интеллектуального развития детейЛегко отследить физический рост ребенка, но не так просто отследить его или ее умственный рост. Известный психолог Пиаже разделил интеллектуальное развитие раннего детства на фазы. Давайте посмотрим на определение и этапы в этой статье. Что такое интеллектуальное развитие детей?Интеллектуальное развитие детей происходит быстро благодаря тому опыту, который они получают.Со временем и опытом их память, навыки решения проблем, рассуждения и мыслительные способности оттачиваются и развиваются. 4 стадии интеллектуального развития детей: |
Хромосомные болезни | Генетические болезни обмена веществ | Генетические болезни нервной системы |
Синдром кошек Синдром Дауна Синдром ломкой Х-хромосомы Синдром Клайнфельтера Мозаицизм Трисомия по 13 хромосоме (синдром Патау) Трисомия по 18 хромосоме (синдром Эдвардса) Синдром Тернера (Шерешевского-Тернера) | Аутосомно-рецессивный: Аминоацидурия и ацидемия Пероксисомальные болезни: Галактоземия Болезнь кленового сиропа Фенилкетонурия Лизосомальные дефекты: Болезнь Гоше Синдром Гурлера (мукополисахаридоз) Болезнь Ниманна-Пика Болезнь Теа-Сакса Х-сцепленные рецессивные болезни: Синдром Леша-Нихана (гиперурикемия) Синдром Хантера (вариант мукополисахаридоза) Синдром окоуко-церебрального греха | Аутосомно-доминантный: Миотоническая дистрофия Нейрофиброматоз Туберозный склероз Аутосомно-рецессивный: Первичная микроцефалия |
Недостаточное питание и психоэмоциональная депривация (отсутствие физической, эмоциональной и когнитивной поддержки, необходимой для роста, развития и социальной адаптации) у детей первых лет жизни могут быть наиболее частыми причинами умственной отсталости во всем мире.Умственная отсталость может быть результатом вирусного и бактериального энцефалита (включая нейроэнцефалопатию, вызванную СПИДом) и менингита, отравления (например, свинцом, ртутью), тяжелой гипотрофии, а также несчастных случаев, в результате которых возникает травма головы или асфиксия.
Причины и патогенез умственной отсталости
.