О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Диагностика речевого развития ребенка 6 лет


Материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему: Логопедическое обследование детей 5-6 лет

Пояснительная записка

Цель: логопедического обследования – выявление у детей нарушений речи.

Задачи:

·       определение уровня речевого развития ребенка;

·       разработка плана коррекции речевых нарушений;

 

Каждый ребенок, посещающий логопедическую группу, обследуется 2 раза в год по следующим параметрам:
          • звукопроизношение;
          • фонематические процессы;
          • словарный запас;
          • грамматический строй речи;
          • связная речь.

При составлении логопедического обследования за основу взята методика С. В. Большаковой «Логопедическое обследование ребёнка», М.: А. П. О., 1995.

При проведении логопедического обследования детей для обеспечения объективной последующей оценки состояния ребенка соблюдаются следующие условия:

·       создание в   ходе всего обследования комфортности, установление эмоционального контакта с ребенком;

·       чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;

·       предъявление заданий в  игровой форме;

·       учет уровня развития познавательной деятельности ребенка;

·       учет работоспособности ребенка;

·       четкое и доступное предъявление инструкции к заданиям.

Критерии оценки речевого развития:

Параметры

Уровни развития

Характеристика

Звукопроизношение

Низкий 

Нарушено несколько групп звуков. 

Средний 

Нарушено произношение 1-2 звуков или звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков. 

Высокий

Звукопроизношение в норме.


Фонематические процессы

Низкий 

Не слышит данный звук в любой позиции. 

Средний 

С заданием справляется, но допускает несколько ошибок. 

Высокий

Фонематические процессы в норме.


Словарный запас

Низкий 

Активный словарь ограничен бытовым уровнем. 

Средний 

Использует все части речи; использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами; при подборе синонимов испытывает затруднения. 

Высокий

Активный словарь близок к возрастной норме.


Грамматический строй речи

Низкий

Речь резко аграмматична.

Средний


Допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении.

Высокий

Грамматический строй близок к возрастной норме.


Связная речь 

Низкий 

Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа по картинке, по серии картинок, пользуется вопросно-ответной формой при пересказе. 

Средний 

При составлении рассказа и пересказе использует не более 2-3 предложений.

Высокий    

Умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции.

План логопедического обследования

  1. Звукопроизношение.

Назови картинки:

С: сад, коляска, глобус

СЬ: беседка, василёк

З: замок, зонт, Незнайка

ЗЬ: земляника, обезьяна

Ц: цапля, кольцо, индеец

Ш: шашки, ошейник, вишни

Ж: живот, жук, лыжи

Щ: щит, щенок, площадь

Ч: печенье, свеча, мяч

Л: лось, колбаса, стол

ЛЬ: плита, поле

Р: рак, фартук, мухомор

РЬ: рябина, бревно

Й: Егор, лейка, друзья

К: куртка, скрипка, шкаф

Г: грелка, грядка, виноград

Х: хлеб, ткачиха, подсолнух

Повтори:

У сома усы. У Зины зонт. Кузнец куёт цепь.

Шапка и шубка – вот он наш мишутка. У ежа ежата.

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока. Девочки и мальчики скачут, как мячики. Дятел долбил ель. К нам во двор забрался крот. Майя и Юля поют.

  1. Фонематическая сторона речи.

а) Фонематический слух.

Повтори:

С-Ц: сабля – цапля

С-Ч: сайка – чайка

СЬ-Щ: посёлок – щётка

Ч-Ц: чайка – цапля

Ч-ТЬ: чёлка – тёлка

Ч-Щ: чурка – щука

С-Ш: миска – мишка

З-Ж: зал – жало

Р-Л: рак – лак

б )Фонематическое восприятие.

1.Анализ звукового состава слова.

Назови первый звук в слове: Алик, утка, волк, банка.

Назови последний звук в слове: мука, шары, пух, нос.

2.Слоговая структура слова:

Назови картинки: портфель, крокодил, черепаха, балалайка, милиционер.

  1. Грамматический строй речи.

а)Образование множественного числа существительных.

Я буду говорить про один предмет, а ты про много предметов. Например: лампа – лампы.

Лист – листья                        Ведро - вёдра

Глаз – глаза                            Мост - мосты

Ухо – уши        Утёнок - утята

Стул – стулья        Дом - дома

Окно – окна        Помидор – помидоры

б) Образование родительного падежа существительных множественного числа.

Скажи, чего не стало?

Листья – листьев                   Вёдра – вёдер

Глаза – глаз             Мосты – мостов

Уши – ушей         Утята – утят

Стулья – стульев         Дома – домов

Окна – окон         Помидоры – помидоров

в) Предложно-падежное управление. (по картинкам)

В: Куда идут девочки? (в школу)  Где лежит лекарство? (в шкафу)

НА: Где висит одежда? (на вешалке) Где лежит торт? (на тарелке)

С: Откуда снимем пальто? (с вешалки) Откуда возьмём торт? (с тарелки)

ПОД: Где сидит ёжик? (под кустом) Где находится крючок? (под водой)

ЗА: Куда прячутся дети? (за дерево) Где сидит ученик? (за партой)

ИЗ-ЗА: Откуда выбегут ребята? (из-за дерева) Откуда встанет ученик? (из-за парты)

в) Согласование прилагательных с существительными

Назови картинки:

Синий чайник             Красный трактор        Жёлтый песок

Синяя рубашка        Красная звезда        Жёлтая корзина

Синее небо        Красное платье        Жёлтое крыльцо

Синие васильки        Красные лыжи        Жёлтые фонари

г) Согласование числительных с существительными

Посчитай:

Одна машина, две машины, три машины

Одна кукла, две куклы,…пять кукол

Одно дерево, два дерева,…восемь деревьев

д) Уменьшительно-ласкательная форма существительных

Скажи ласково:

Юбка – юбочка           Женя – Женечка

Ёлка – ёлочка            Саша – Сашенька

Заяц – зайчик             Володя – Володенька

Шкаф – шкафчик            Стул – стульчик

Лена – Леночка                          Дом – домик

е) Образование прилагательных от существительных

Шкаф сделан из дерева. Значит он какой? (деревянный)

Чемодан сделан из кожи…

Солдатик сделан из пластмассы…

Рюмка сделана из стекла…

Клещи сделаны из железа…

Книга сделана из бумаги…

Варежки сделаны из шерсти…

Сок сделан из моркови (капусты, огурцов)…

  1. Словарный запас.

а) Части предметов

Назови части предметов.

Чайник (крышка, носик, ручка, донышко)

Стул (спинка, сиденье, ножки)

Машина (руль, кабина, колёса, кузов)

б) Детёныши животных

Назови детёнышей животных.

Кошка, собака, лошадь, корова, свинья, лев, ёж, овца, заяц, белка, лиса, курица.

в) Слова-антонимы

Скажи наоборот (по картинкам):

Этот мальчик весёлый, а этот какой?...

День светлый, а ночь…

Это бельё сухое, а это бельё…

Эта девочка больная, а эта…

Этот день холодный, а этот…

Этот мяч большой, а этот…

Эта книга толстая, а эта…

Эта линия прямая, а эта…

г) Знание профессий

Назови профессии.

Кто водит машину?

Кто разносит письма?

Кто продаёт продукты, вещи?

Кто стрижёт волосы?

Кто шьёт одежду?

Кто летает на самолёте?

Кто готовит пищу?

Кто рисует картины?

Кто учит детей в школе?

Кто воспитывает детей в детском саду?

  1. Связная речь.

а) Составление рассказа по картинке.

б)Составление рассказа по серии картинок.

в) Пересказ.

Кот (для детей 5 лет).

В бидоне было молоко. Кот толкнул бидон. Бидон упал, молоко потекло. Кот лакал молоко.

Соня и собака (для детей 6 лет).

У дома сад. В саду сосна. Под сосной стоит скамейка. На скамейке сидит Соня. У Сони собака. Соня даёт собаке кусок хлеба.

 

Методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Протоколы обследования речи детей 4-5 и 6-7 лет (экспресс диагностики)

Ф.И. _________________________________________________  дата рождения________________

Дата обследования:              1)   _________________     2)__________________

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ:

Проба 1. Проверка состояния фонематического восприятия:

(слушай внимательно, повторяй за мной)

1) ба-па па-ба                             2) са-ша   ша-са                  3) ша-жа-ша    жа-ша-жа

4) ца-са-ца        са-ца-са            5) ра-ла-ра  ла-ра-ла

Проба 2. Исследование артикуляторной моторики:

(посмотри внимательно, выполни задание)

1) «Улыбочка»                       2) «Лопатка»                 3) «Иголочка

     4) «Маятник»                                                    5)»Улыбка»-«Трубочка»

Проба 3. Исследование звукопроизношения:

1) собака-маска-нос  сено-василек-высь  замок-коза  зима-магазин  цапля-овца-палец

2) шуба-кошка-камыш           жук-ножи          щука-вещи-лещ           чайка-очки-ночь

3) рыба-корова-топор    река-варенье

4) лампа-молоко-пол    лето-колесо-соль

5) (Г, К, Х, Й, другие дефекты)

Проба 4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова:

(повтори за мной)

1) танкист           2) космонавт       3)  сковорода     4) аквалангист       5) термометр

Проба 5.ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:

1. Повторение предложений: повтори точнее

1)Птичка свила гнездо.                          2) В саду было много красных яблок

3) Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

4) Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

5) На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

2. Верификация предложений: найди ошибку и назови

1) Собака вышла в будку.                       2) По морю плывут корабль.

3) Дом нарисован мальчик.                    4) Хорошо спится медведь под снегом.

5) Над большим деревом была глубокая яма.

3. Составление предложений из слов в начальной форме: составь и назови

1) мальчик, открывать, дверь                     2) сидеть, синичка, на, ветка

3) груша, бабушка, внучка, давать             4) Витя, косить, кролики, трава, для

5) Петя, купить, шар, красный, мама

4. Добавление предлогов в предложение: вставь и назови

1) Лена наливает чай…чашки.                2) Почки распустились…деревьях.

3) Птенец выпал…гнезда.                        4) Пес сидит…конуры.

5) Щенок спрятался…крыльцом.

5. Образование существительных множественного числа в И.п. и Р.п.

(один – много, один – много чего: стол – столы, стол – столов)

1)один – стол, а много это -…                     6) один стол, а много чего - …

2) стул                                                            7) стул

3) окно                                                            8) окно

4) звезда                                                         9) звезда

5) ухо                                                            10) ухо

Диагностика речи у детей - основные методики для исследования

Развитие речи – это очень важный процесс в формировании человеческого организма. Дети начинают произносить первые слова в 11-12 месяцев, а в 3 года они уже могут составить предложения и небольшой рассказ.

В этот период очень важно следить за тем, что речь ребёнка развивается правильно без каких-либо задержек или нарушений. Для этого медицинские специалисты разработали методики для диагностики речи у детей.

Методика для изучения словарного запаса у детей

Целью её проведения является проверка достаточного знания слов для возраста ребенка. Его способность быстро подобрать точное слово, а также составить простейшие грамматические конструкции.

Для диагностики нужно взять группу любых картинок по 10-15 штук с животными, растениями, фруктов и овощей, игрушками и транспортом.

Всего карточек должно быть не более 30 шт. Взрослый называет ребёнку одно обобщающее слово, обозначающее группу картинок, которую собирается показывать. Ребёнок должен сказать, что входит в данную группу и отобрать картинки по схеме.

После выполнения задания человек должен посчитать сколько картинок было выбрано ребёнком правильно. За одну карточку он получит 1 балл.

Высокий уровень – 25-30 шт.

Средний уровень – 10-25 шт.

Низкий уровень – до 10 шт.

Важно подбирать такие карточки, соответствующие возрасту. Лучше всего подойдут картинки обыденных вещей. Например, в разделе животные могут быть кошки, собаки, птички, зайцы и мышки. То есть то, что ребёнок уже точно видел в своей жизни.

Методика проверки лексический, грамматических навыков у детей и словарного запаса

Цель диагностики выявить правильно ли ребёнок произносит звуки. Употребляет слова. Верные ли ассоциации возникают у него с представленным словом. Проверяет словарный запас ребёнка.

Для проверки взрослый должен задавать ребёнку вопросы на разные темы. Например, «Что значит слово мяч? (яблоко, машина, игрушка) У тебя дома есть этот предмет? Какой он? Откуда он у тебя? Что ты делаешь с ним?»

Высокий уровень – ребёнок четко отвечает на вопросы. Называет примеры и действия с предметом. У него получается небольшой рассказ о вещи.

Средний уровень – называет предмет и описывает его только поверхностно. Отдельными словами или фразами.

Низкий уровень – Называет 1-2 слова.

Далее взрослый называет предметы или его признаки, а ребёнок должен подобрать к ним правильное слово, противоположное по значению. Таким образом, человек поймет правильно ли ребёнок понимает сущность слова. Например, называется слово «длинный». Ответ должен быть «короткий». Светлый – темный. Быстрый – медленный и т. д.

Высокий – правильно называет противоположные слова.

Средний – подбирает слова с отрицательной частицей «не». Не светлый, не длинный.

Низкий – не всегда или неправильно называет слова.

Методика проверки фонетического развития речи

Целью является выявление правильности произношения звуков. Взрослому нужно понять, понимает ли ребёнок различия звуков и может ли он их отличить друг от друга.

Во-первых, взрослый проверяет может ли ребёнок правильно произнести каждую букву в алфавите. Для этого он может воспользоваться заранее приготовленной таблицей. Если ребёнок ещё не знает написания букв, то можно называть ему слова и просить повторить.

Высокий – все звуки произносятся правильно.

Средний – звуки произносятся правильно, кроме шипящих или сонорных.

Низкий – есть ошибки в произношении многих звуков.

Во-вторых, человек показывает ребёнку картинки с изображением предметов. Это могут быть простейшие группы слов. Главное, чтобы ребёнок их хорошо знал. Взрослый должен попросить выбрать и произнести карточки на которых есть звук, например, «л». Аналогично нужно сделать с другими звуками. Предпочтительнее выбирать сонорные и шипящие, т.к. при произношении их дети наиболее часто испытывают трудности.

Высокий у – правильно отбирает картинки на все названые звуки.

Средний – отбирает только 2-3 карточки.

Низкий – указывает только на одну картинку или не указывает совсем.

Заключительным этапом нужно проверить, различает ли ребёнок интонацию произношения и может ли он говорить с ней.

Человек просит ребёнка произнести любую фразу с разной интонацией. Например, я иду в зоопарк. Нужно произнести удивлённо, радостно и вопросительно.

Высокий – правильное произношения предложения

Средний – правильно передают только 2 интонации.

Низкий – может прочитать только в повествовате

льной или 1-й из предложенных интонаций.

Методика проверки связной речи

Целью является выявление способности логически выстраивать предложения. Строить небольшое повествование.

Человек предлагает описать предмет на картинке или выбрать из окружающего. Например, любимую игрушку, медведя или стол.

Высокий – составляет правильное описание предметов. Рассказ разбит на 3 логические части с началом, серединой и заключением.

Средний – описывает только некоторые внешние черты предмета.

Низкий – называет отдельные слова и небольшие фразы.

Методика общей проверки развития речи

В этой диагностике человек проверяет может ли ребёнок самостоятельно менять формы слова, правильно ли он понимает их значение, может ли построить различные предложения. Правильно ли у него работает ассоциация предметов с другими вещами.

Для этого взрослый человек загадывает простое слово. Например, волк, лиса, кукла, машина и т.д. Ребёнок должен задавать наводящие вопросы. Спрашивая про описание предмета. Как выглядит он. Какой у него размер. Есть ли он у него дома.

Высокий – правильно отгадывает все слова.

Средний – может отгадать только 1. Или все, но с большими подсказками.

Низкий – не может отгадать слово.

Многие родители не проводят диагностику развития речи у детей дома. Хотя разработанные методики позволяют это делать. Большое количество заболеваний и отклонений можно выявить с помощью диагностики на ранних стадиях и вовремя помочь ребёнку.

Учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему: Диагностика уровня речевого развития детей старшей группы

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ

ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи

СТАРШАЯ ГРУППА

1.Составление и называние  целого предмета из его частей.

   Назови по картинкам части тела: голова, ноги, руки, нос, грудь, живот, шея и др.

   Назови по картинкам части одежды: рукав, воротник, пуговица.

   Назови по картинкам части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье.

   Назови по картинкам части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина.

Цель: Развитие высших психических функции мышления – внимания, анализ и синтез частей и целого.

Материал:  предметные картинки

Критерии: ребенок правильно называет и показывает части целого – 3 балла

                  допускает 1 – 2 ошибки – 2 балла

                  допускает 3 и более ошибки – 1 балл

2.  Назови, какой формы предметы: круглый, овальный, треугольный, квадратный, прямоугольный и т.д.

Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.

Материал:  предметные картинки

Критерии: ребенок правильно формы предметов  – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

3. Много чего? Шар – шаров, стол - …, дом - …, береза - …, чашка - …, книга - …, дерево - …, лист - …, стул - …, мяч - …, ключ - …, карандаш…

Цель:  Выявить умение употреблять существительные в форме родительного падежа

         множественного  числа.

Материал: картинки с изображением  названных предметов

Критерии: ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла

                   допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

4. Как назвать маленький предмет? Стол, мяч, дом, кровать, береза, кукла, ложка, шкаф, миска.

      Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно – ласкательными

                 суффиксами.

Материал:  предметные картинки

Критерии: ребенок правильно назвал все предметы  – 3 балла

                 допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

5. Назови,  чьи это предметы. Хвост зайца –  …

                                                   Лапа медведя  - …

                                                   Шерсть волка - …

  Цель: Умение образовывать притяжательных прилагательных от существительных.

           /Чей? Чья? /

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет  – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

6.Закончи предложение:

                Мы поехали в зоопарк /на чем?/ (метро)

                Моя сестра учится играть /на чем?/ (на пианино)

Цель: Умение пользоваться несклоняемыми существительными.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно заканчивает предложение  – 3 балла

                допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

7.Найди, покажи и расскажи. Где мама – белка и ее бельчата.

Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами  – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

8.Посмотри внимательно на картинки. Назови профессии тех, кто на ней изображен.

Цель: выявить знания детей о труде взрослых.

Материал: картинки с изображением строителя, продавца, учителя.

Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами  – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

 9.Расскажи, где находится котенок.

Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов : В, НА, ЗА, ПОД – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

10. Закончи предложение: Один дом, два …

                                              Одна кукла, две …

                                              Один шар, два …

                                              Один жук, два …

Цель: умение детьми согласовывать существительные с числительными.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно  – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

Инструкция к проведению:

 Перед каждым заданием  на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу. 

1. Перед ребенком кладут карточки с изображением целого предмета и отдельных фрагментов, ребенку предлагается подобрать и назвать  части к целому.

2. Перед ребенком кладут поочередно карточки с  изображением различных предметов и предлагают  назвать части из которых состоит .

3. Перед ребенком кладут поочередно карточки с  изображением различных предметов и предлагают  ответить на вопрос.

4. Ребенку предлагается рассмотреть карточки и назвать изображенные на них предметы ласково.

5.Перед ребенком кладут карточки с изображением животных и частей тела , и предлагают назвать чьи это части .

6.Предложить ребенку закончить предложение.

7.Перед ребенком кладут карточки с изображением белки и бельчат, просят ребенка сказать, куда спрятались бельчата от мамы белки.

8.Попросить ребенка перечислить профессии на карточках и ответить на вопрос «Кто чем, занимается?»

9.Перед ребенком кладут карточки, просят ребенка рассказать, где находится котенок.

10.Предложить ребенку закончить предложение по картинке.

Итоговая оценка:

                             24 – 30 баллов – высокий уровень

                             14 – 23 баллов  - средний уровень

                             13 и менее баллов – низкий уровень

Методическая разработка по развитию речи по теме: Комплексы диагностических заданий для обследования речи дошкольников.

Комплекс диагностических заданий

для обследования

 грамматического строя речи

дошкольников

Подготовила

учитель-логопед

МДОУ №32 г. Подольска

Корнилова С.В.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Образование однокоренных слов (медведь, медвежонок, медвежий…).
  2. Образование глаголов с приставками (выбежал, перепрыгнул…).
  3. Подбор синонимов к существительному.
  4. Наличие в речи обобщающих понятий ( «Назови одним словом»)
  5. Образование сложных предложений ребенком самостоятельно (построение сложноподчиненных предложений на основе д/и «Четвертый лишний»)
  6. Выделение главных членов предложения, определение количества слов в предложении.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Согласование существительных с прилагательным и с числительным (одно желтое яблоко, одного желтого яблока…)
  2. Образование существительные с чередованием согласных в корне и выпадением гласных (пень – пни, день – дни, ухо – уши…)
  3. Употребление слов антонимов («Скажи наоборот»).
  4. Образование уменьшительно ласкательных форм слов.
  5. Наличие в речи обобщающих понятий ( «Назови одним словом»)
  6. Образование сложных предложений (вопросно – ответная форма, ребенок договаривает 2 часть предложения и повторяет все полностью)

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже (синий шарф, синяя машина, синее платье, синие платья, нет синих машин…)
  2. Согласование существительных с числительными
  3. Употребление существительных в именительном и винительном падежах (вижу кого? что?)
  4. Употребление несклоняемых существительных в единственном и множественном числе, в именительном и родительном падежах.
  5. Образование уменьшительно ласкательных форм слов.
  6. Употребление в речи сложных предложений, составленных из 2 грамматических основ (вопросно – ответная форма).

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Согласование существительных с прилагательным в роде, числе, падеже (синий шарф, синяя машина, синее платье, синие платья, нет синих машин…)
  2. Употребление существительных с предлогом (в, на, за, под, около)
  3. Употребление в речи существительных в единственном и множественном числе.
  4. Употребление в речи существительных в единственном и множественном числе в родительном падеже.
  5. Составление простого предложения с ориентировкой на вопросы «кто?», «что?», «что делает?», с введением одного второстепенного члена предложения.

ЗАДАНИЕ № 1

ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАДАНИЕ № 1

Цель:

Употребление слов - антонимов

Материал:

предметные картинки: толстая и тонкая палки, высокое и низкое дерево, широкий и узкий шарф, большая и маленькая шапка

Инструкции:

Показать ребенку картинку: «Что изображено на картинке?»  

                                                                                                                                                                                                       

ЗАДАНИЕ № 2

Цель:

согласование существительных с прилагательными и с числительными.

Материал:

Картинки с изображением 1 желтого лимона, 2 желтых лимонов, 3 желтых лимонов, 4 желтых лимонов, 5 желтых лимонов.

Картинки с изображением 1зеленой груши, 2 зеленых груш, 3 зеленых груш, 4 зеленых груш, 5 зеленых груш.

Картинки с изображением 1красного яблока, 2 красных яблок, 3 красных яблок, 4 красных яблок, 5 красных яблок.

Инструкции:

Показать ребенку картинку: «Давай с тобой посчитаем»

                                         

ЗАДАНИЕ № 3

Цель:

Образование существительных с чередованием согласных и выпадением гласных в корне слова

Материал:

Картинки с изображением уха, ушей, пня, пней, цыпленка, цыплят.

Инструкции:

Показать ребенку картинку: «Что это?»

                                                                     

ЗАДАНИЕ № 4

Цель:

Наличие в речи обобщающих понятий

Материал:

Дидактическая игра «Назови одним словом» или картинки по лексическим темам: «Посуда», «Транспорт», «Птицы», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Мебель», «Игрушки», «Обувь» и т.д.

Инструкции:

Выкладываем перед ребенком картинки по одной лексической теме: «Назови все эти предметы, одним словом» (предлагает каждому ребенку по 4 набора)

ЗАДАНИЕ № 5

Цель:

Образование уменьшительно- ласкательных форм слова

Материал:

картинки с изображением большого и маленького яблока, большой и маленькой матрешки, большой и маленькой чашки.

Инструкции:

Показать ребенку картинку с изображением яблок, указывая на большое яблоко спросить: «Что это?», «Как ласково можно назвать маленькое яблоко?»

ЗАДАНИЕ № 6

Цель:

Образование сложных предложений, составленных из 2 грамматических основ

Инструкции:

(вопросно – ответная форма) Ребенок договаривает вторую часть предложе-ния, а затем повторяет его полностью.  «Я начну, а ты продолжи».

« Таня обрадовалась…» (потому что…)

«Пошел дождь…» (и…)

ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАДАНИЕ № 1

Цель: 

согласование существительных с прилагательными в роде и падеже.

Материал: 

предметные картинки: красный барабан, красная редиска, красное кресло

Инструкции: 

Показать ребенку картинку: «Назови предмет, что это?»  «Барабан по цвету какой?»                                                    

Перевернуть картинку, спрятать изображение: «Чего нет?», «Какого?»

                                                                                                                                                                                                       

ЗАДАНИЕ № 2

Цель: 

согласование существительных с числительными.

Материал: 

объемные морковки – 5 шт., объемные утята – 5шт., картинки с изображение яблока – 5шт.

Инструкции: 

Показать ребенку картинку: «Давай с тобой посчитаем. Одна…», «Две…»,                                                                                                                                              «Три…» и т.д.  

                                         

ЗАДАНИЕ № 3

Цель: 

употребление существительных в именительном и винительном падежах.

Материал: 

картинки с изображением лодки, ведра, петушка.

Инструкции: 

Показать ребенку картинку: «Назови предмет, что это?», «Я вижу что? (кого?)»

                                                                     

ЗАДАНИЕ № 4

Цель:

употребление несклоняемых существительных в единственном и множественном числе, в именительном и родительном падежах.

Материал: 

картинки с изображением одного пальто, нескольких пальто,

Инструкции: 

1. Показать ребенку картинку с изображением одного пальто: «Что это?»

   Перевернуть картинку, спрятать изображение: «Нет чего?»

   Показать ребенку картинку с изображением нескольких пальто: «Много  

   чего?»

2. Показать ребенку чашку с кофе: «Что это?»  «В чашке много чего?».

ЗАДАНИЕ № 5

Цель:

Образование уменьшительно ласкательных форм слова

Материал: 

картинки с изображением большого и маленького яблока, большой и маленькой матрешки, большой и маленькой чашки.

Инструкции: 

Показать ребенку картинку с изображением яблок, указывая на большое яблоко спросить: «Что это?», «Как ласково можно назвать маленькое яблоко?»

ЗАДАНИЕ № 6

Цель:

Образование сложных предложений, составленных из 2 грамматических основ

Инструкции: 

(вопросно – ответная форма)

«Я начну, а ты продолжи.» Или «Придумай, что было дальше»

« Таня обрадовалась…» (потому что…)

«Пошел дождь…» (и…)

   

   

ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАДАНИЕ № 1

Цель: 

согласование существительных с прилагательными в роде и падеже.

Материал: 

предметные картинки: красный карандаш, красная звездочка, красное солнце, красные карандаши

Инструкции: 

Показать ребенку картинку: «Назови предмет, что это?»  «Барабан по цвету какой?»                                                    

Перевернуть картинку, спрятать изображение: «Чего нет?», «Какого?»

                                                                                                                                                                                                       

ЗАДАНИЕ № 2

Цель: 

Употребление существительных с предлогами «в», «на», «за», «под»

Материал: 

Кукольная мебель: стол, стул, шкаф; матрешка

Инструкции: 

«Сейчас матрешка будет играть с тобой в прятки, а ты будешь ее искать и говорить мне, куда спряталась матрешка.  Закрой глаза (поставить матрешку под стол). Куда спряталась матрешка?»                                    

ЗАДАНИЕ № 3

Цель: 

употребление существительных в единственном и множественном числе

Материал: 

картинки с изображением одного карандаша, нескольких карандашей, одного яблока, нескольких яблок, одной книг, нескольких книг

Инструкции: 

«Что это?»                                                                      

ЗАДАНИЕ № 4

Цель:

употребление существительных в единственном и множественном числе, в именительном и родительном падежах.

Материал: 

картинки с изображением одного карандаша, нескольких карандашей, одного яблока, нескольких яблок, одной книг, нескольких книг

Инструкции: 

Показать картинку сначала с одним предметом : «Что это?», перевернуть ее вниз изображением: «Чего нет?»

Затем показать картинку с несколькими предметами: «Что это?», перевернуть ее вниз изображением: «Чего нет?»

                                                             

ЗАДАНИЕ № 5

Цель:

Составление простого предложения с ориентировкой на вопросы «Кто это?», «Что делает», с введением одного второстепенного члена предложения.

Материал:

Картинка – иллюстрация к сказке «Три медведя»

Инструкции: 

Выложить перед ребенком картинку: «Кто это?»

                                                                 «Что делает девочка?»

                                                                 «Что изображено на картинке?»

   

   

Диагностическая карта речевого развития детей | Материал по развитию речи на тему:

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Имеет предпочтение в литературных произведениях, называет некоторых писателей. Может выразительно, связано и последовательно рассказать небольшую сказку, может выучить небольшое стихотворение

Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворение. Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по серии картин, относительно точно пересказывает литературные произведения

Определяет место звука в слове. Сравнивает слова по длительности. Находит слова с заданным звуком.

Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

Развитие речи у детей 6-7 лет

Развитие речи у детей 6-7 лет: в этом возрасте языковые способности вашего ребенка становятся намного сложнее. Они должны уметь понимать и использовать более сложные языковые формы.

Языковые навыки детей становятся такими, потому что они используют более правильную грамматику и большее разнообразие словарного запаса.

Дети в этом возрасте также думают и понимают более сложные концепции, что, естественно, заставляет их выражать более сложные идеи.

Ребенок в этом возрасте также лучше взаимодействует со своими сверстниками и взрослыми.

Их желание участвовать в разговорах взрослых и вести себя как взрослые также растет.

* ПРИМЕЧАНИЕ: Возраст и соответствующие им оценки основаны на рекомендациях, применяемых в США.


СМОТРИ ТАКЖЕ: Лучшие книги для практики домашней логопедии


1 класс (6-7 лет)


Экспрессивный язык / Что говорит ребенок

  • Использует предлог «сверху» (6 лет, 6 месяцев)
  • Использует большую часть речи, грамматика в основном усваивается
  • Начинает осваивать исключения из грамматических правил (5-7 лет)

Воспринимающий язык / Что понимает ребенок

  • Следует трехэтапным инструкциям и многоступенчатым несвязанным командам
  • Отвечает на более сложные вопросы «кто», «что», «где», «когда», «как» и «почему»
  • Слушает и понимает истории уровня своего класса которые им читают вслух
  • Демонстрирует понимание на слух, вспоминая информацию и отвечая на инструкции


Лучшее бесплатное приложение для логопедии


Развитие повествования

  • Сложные эпизоды / несколько эпизодов (7 лет)
  • Полные эпизоды / правдивые повествования (6 лет)
  • Повествования имеют тему, характер, сюжет, логически упорядочены, упорядочены во времени, даже инициируют действие, последствия, эмоции и развязку
  • Содержит не менее 5 элементов грамматики рассказа (пример: обстановка, символы)

Наверх Развитие речи у детей 6-7 лет стр.

Фонологическая осведомленность (5-7 лет)

  • Может сопоставлять все звуки с написанной буквой и именем (соответствие графема / фонема)
  • Аллитерация закрепляется.Они могут определять слова, начинающиеся с одной буквы.
  • Рифмы затвердевают. Они знают начало (начальный звук, который меняется) и иней (последняя часть слова, которое рифмуется)

    Примеры :

    рифма «парк» и «лай» («p» и «b» - это начала , «ark» - это рифма)

    «witty» и «kitty» рифма («w» и «k» - начало, «itty» - изморозь)

  • Сегментация, смешивание и манипулирование словами и слогами затвердевает

    Примеры:

    сложите слова «масло» и «летать» вместе, и вы получите

    ... "бабочка"

    возьмите "комнату" из "спальни" и вы получите ... "кровать"

    замените "кот" на новое слово, поставив "p" впереди, и оно станет ... " pat "

    снимите букву" t "на конце слова" кошка ", и у вас будет ..." ca "

    поставьте букву" s "в конце слова" кошка ", и у вас будет ..." кошки "

Чтение

  • Объединяет отдельные звуки в слова
  • Определяет все звуки короткими словами
  • Сопоставляет произнесенные слова с печатным текстом
  • Читает слова на глаз (около 100)
  • Применяет знания о том, как организована печать
  • Читает 60 слов в минуту (слов в минуту)


Письмо

  • Выражает идеи в письменной форме
  • Четко печатает
  • Заключает часто используемые слова
  • Начинает предложения с заглавных букв и использует знаки препинания в конце (.? !)
  • Пишет различные короткие композиции

Социальные сети / Играть

  • Начинает и по очереди разговаривает
  • Остается в теме
  • Использует множество способов выражения, чтобы выразить потребности, желания, задать вопросы или дать информацию

Наверх Развитие речи у детей 6-7 лет стр.





Домашняя страница > Развитие речи у детей 6-7 лет


.

Когнитивное развитие у детей 6-7 лет | Scholastic

Время от 6 до 8 лет - это время огромных когнитивных изменений для детей. Они переходят из дошкольного возраста в среднее детство, от жизни, где преобладают фантазии, к жизни, которой начинают управлять логика и разум. Они начинают видеть себя более автономными людьми, способными самостоятельно решать основные проблемы. Когда они начинают обращать внимание на «правильный» способ делать что-либо, они вкладывают больше времени и энергии в выполнение задач ожидаемым образом.Однако, как и дошкольники, они по-прежнему предпочитают структурированные занятия открытым предприятиям и по-прежнему нуждаются в постоянном руководстве со стороны взрослых.

Ищете книги и идеи для чтения? Подпишитесь на на нашу рассылку Scholastic Parents.

Дети в возрасте 6 лет находятся на последних этапах предоперационного периода Пиаже, времени, в течение которого дети учатся использовать язык. Конец предоперационного периода отмечен интуитивным пониманием ребенком логических понятий на ограниченных, осязаемых аренах, в то время как восприятие продолжает доминировать в других сферах.Например, до того, как ребенку исполнится 7 лет, он обычно может сохранять числа - понимая, что два ряда (одинакового количества) пенсов останутся равными, даже если один будет визуально длиннее другого. Однако этот же ребенок не сможет сохранить массу и, следовательно, будет ошибаться в своем восприятии, что у более толстого мяча больше, чем у раскатанного «хот-дога», даже если с самого начала будет показано, что оба они равны.

Еще одним отличительным признаком завершения предоперационной стадии (около 7 лет) является способность манипулировать символическими элементами, такими как контроль над письменным языком и символической игрой.Завершение этого этапа означает, что дети теперь могут мысленно манипулировать информацией, а - начало , чтобы принять точку зрения другого человека или сделать вывод о том, что думает другой человек, спонтанно и независимо. На полное развитие этих способностей уйдет еще несколько лет. Конец предоперационного периода знаменует упадок (хотя и не уничтожение) детского эгоцентризма (его уверенности в том, что то, что он думает и чувствует, также ощущают все остальные). Способность (начать) принимать точку зрения другого человека означает, что дети по-новому понимают, что другие люди думают иначе, чем они, что другие люди могут буквально и образно «видеть» вещи по-другому.В результате они могут начать ролевую игру и взять на себя множество образов (например, разыграть роль мамочек в реалистичной, но причудливой манере). Поддержите способность вашего ребенка воспринимать перспективу с помощью этих забавных игр: приложения «Монстр съел мою домашнюю работу» для iPad или онлайн-пазлов с оптическими иллюзиями.

Несмотря на эти достижения, дети этого возраста по-прежнему остаются волшебными в своем мышлении. Их давний эгоцентризм часто проявляется в их запутанных историях и двусмысленных отсылках (например, «Он тот, кого она преследует», без включения достаточно конкретных упоминаний, чтобы слушатель мог четко идентифицировать персонажей / события).Шестилетние и семилетние дети по-прежнему проявляют то, что Пиаже называл анимизмом, - убеждением, что неодушевленные предметы или животные думают и чувствуют себя как люди. Хотя некоторые из этих идей на самом деле подпитывают творчество, поддержка развития схемы вашего ребенка (ее фундаментальных знаний) о животных и местах обитания - прекрасный способ продвинуть его мышление и понимание мира. Один из способов сделать и то, и другое - позволить вашему ребенку применить фактическое мышление к своему воображению, где ваш ребенок использует логику и схему, чтобы определить, что нужно животному, отдельно и независимо от того, что может понадобиться людям.

Примерно в возрасте 7 лет дети входят в период, который Пиаже назвал конкретным операционным периодом, который длится примерно до 12 лет. Именно в это время дети лучше понимают и легче справляются с умственными операциями (например, могут думать о том, как подойти к проблеме и рассмотреть различные результаты). На самых ранних стадиях этой фазы семилетние дети демонстрируют начало логических рассуждений (например, оправдания своего мышления) и только учатся связно организовывать мысли.Их логические мысли ограничены реальными физическими объектами, и им не хватает способности управлять абстрактными рассуждениями или гипотетическими соображениями.

Когнитивное развитие, как и все аспекты развития, не происходит в вакууме; каждый «домен» влияет на другие. Одно место, где это блестяще видно, - это работы Льва Выготского, российского исследователя начала ХХ века. Теории Выготского подчеркивают императивную роль социального взаимодействия и культурного контекста в когнитивном развитии.Согласно его работе, взаимодействие детей со знающими людьми может способствовать развитию мышления и обучения, что было бы невозможно в те же сроки без этого. Таким образом, 6–7-летние дети из-за увеличения числа структурированных социальных взаимодействий в формальном школьном образовании являются главными кандидатами на получение преимуществ от контекстуализированного обучения Выготского.

Дополнительные когнитивные навыки, развивающиеся в этом возрасте, - это способность отличать фантазию от реальности, описывать сходство между двумя объектами и применять творческое мышление для решения проблем.Улучшенная память, концентрация внимания и больший контроль над импульсами также вступают в силу. Хотите испытать навыки своего ребенка? Попробуйте эту игру на память. Эти новые навыки в сочетании с началом более сложного мышления позволяют детям проявлять настойчивость и стойкость при работе над проектом. Они могут использовать свои знания о процедурах, чтобы планировать наперед, и начинают задавать вопросы более высокого уровня (например, «Если все твердое, жидкое или газообразное, что такое зыбучие пески?»). Прекрасный способ поддержать эти навыки - игра в шахматы.Чтобы помочь вашему ребенку освоить эту универсальную игру, он может играть против компьютера или других детей по всему миру в безопасной среде онлайн.

В этом возрасте у детей также начинает развиваться метапознание - их способность знать, что им нужно делать, чтобы лучше учиться или понимать (например, перечитать отрывок, задать вопрос). Они также начинают понимать постоянный характер предметов. Например, в 6 лет многие дети считают, что кошку можно превратить в скунса, нарисовав белую полосу на ее спине.К 8 они понимают, что существует неизменная сущность предметов, на которую не влияют физические изменения. В 6 лет ребенок может решать математическую задачу, не осознавая, что ответ неизменен каждый раз, когда вы с ним сталкиваетесь. Таким образом, 5 + 6 всегда будет равно 11, и, следовательно, это факт, который можно выучить и сохранить, в отличие от необходимости повторного решения каждый раз, когда возникает проблема. Эта способность удерживать и манипулировать пониманием объекта или сути проблемы является одним из навыков, который определяет этот период в отличие от дошкольного возраста.

.

Развитие речи у детей: от 0 до 6 лет

Последнее обновление

Развитие речи вашего ребенка - одна из важнейших вех в развитии, которая готовит его к эффективному общению по мере взросления. Понимание того, как вы можете помочь своему ребенку достичь этого, может иметь важное значение для создания прочного фундамента, который поможет ему в этом процессе.

Умение общаться с другими с помощью слов и предложений - это навык, который ваш ребенок усваивает посредством активного слушания в раннем детстве.Этот навык может помочь ему выразить себя на более поздних этапах и стать прочной основой для грамотности и общения.

Этапы развития речи в раннем детстве

Развитие речи у детей происходит постепенно и поэтапно с детства. Ниже перечислены различные стадии развития речи с раннего детства.

От трех до двенадцати месяцев

Ваш ребенок имеет базовое представление об эмоциях, таких как любовь, гнев и привязанность, и отвечает на них своим уникальным воркованием и лепетом.На этом этапе, если вы заметили, что лепет напоминает какое-то слово, вы можете поощрить его говорить. Бормотание может быть важным аспектом языкового развития, поскольку это первый способ общения вашего ребенка. На этом этапе ваш ребенок будет реагировать на то, как его зовут по имени, и, возможно, даже сможет произносить простые слова, такие как «ба», «ма», «да» и т. Д., Поскольку их легче произносить.

От двенадцати до восемнадцати месяцев

К этому моменту ваш ребенок должен уметь произносить отдельные слова и будет пытаться имитировать то, что вы говорите.Он также будет стараться чаще общаться, и важно, чтобы вы ободряли его, отвечая ему. Вам также нужно будет поговорить с ним, чтобы помочь ему усвоить новые слова и предложения.

От восемнадцати месяцев до двух лет

К этому возрасту ваш ребенок будет включать в свой словарный запас больше слов. Он понимает и произносит около 300 слов, а также пытается составить короткие предложения. Хотя развитие речи у каждого ребенка разное, если ваш ребенок не умел говорить простые слова на этом этапе, важно проконсультироваться со специалистом для получения дополнительных рекомендаций.

От двух до трех лет

Словарный запас вашего ребенка еще больше увеличится, и он сможет говорить более длинные предложения. Он также сможет лучше понять то, что вы говорите. Его коммуникативные способности улучшатся, и другие смогут понять, что он говорит. Он также может выполнять несколько задач одновременно, играя и говоря.

От трех до пяти лет

По мере того, как его любопытство растет, вы можете ожидать, что ваш ребенок будет задавать вам много вопросов и говорить более сложные предложения.Он сможет понимать более сложную грамматику и использовать ее в разговоре. Это может быть прекрасное время, чтобы побудить его читать книги и расширить свой словарный запас, а также улучшить грамматику.

От пяти до шести лет

К настоящему времени ваш ребенок может понять, что говорит его учитель, и связно отвечает на него. Он также должен уметь распознавать больше слов и использовать их в предложениях. Чтение ему книги и интеллектуальное общение с ним может помочь ему улучшить свой словарный запас и грамматику.

Эффективные способы поощрения развития речи у детей

На этих этапах вы можете вовлекать ребенка в различные простые и веселые занятия, чтобы развивать его язык. Вот несколько занятий для развития речи в раннем детстве.

1. Читай ему книги

Чтение сказок на ночь - один из лучших способов познакомить ребенка с новыми словами. Вы можете практиковать это с самого раннего возраста и превратить это в привычку.

2. Разговаривайте разумно

Даже если ваш ребенок не может эффективно отвечать, вы все равно можете говорить с ним так, как будто он вас понимает.Он будет вас слушать и может даже попытаться дать правильный ответ.

3. Слушать музыку

Слушание и пение стихов может помочь ему уловить определенные слова и понять их ритм.

4. Повторить

Возьмите за привычку повторять то, что ваш ребенок говорит, с правильным произношением и грамматикой, а не критиковать его за это.

5. Ограничить использование компьютеров и телевидения

Согласно некоторым исследованиям, избыток экранного времени связан с задержкой языкового развития.Поэтому разрешайте ребенку смотреть только те занятия, которые позволят ему улучшить свой язык.

6. Возьмите ребенка с собой

Посещение нового окружения может удовлетворить любопытство вашего ребенка, и он захочет узнать, как называются новые вещи вокруг него. Это может быть отличным способом улучшить свой словарный запас.

7. Рассказывайте о том, что интересует вашего ребенка

Это может побудить его принять активное участие в разговоре и больше говорить.

8.Вводите новые слова постепенно

Не пытайтесь залить его словами. Шаг за шагом добавляйте новые слова к разговору, чтобы он понял и сохранил их значение.

В чем разница между языком и речью?

Слова, которые ваш ребенок понимает и использует во время общения, образуют язык. Это включает в себя умение писать так же, как и говорить. С другой стороны, речь - это способность вашего ребенка создавать звуки, образующие слова.

Признаки задержки развития детей

У вашего ребенка может быть задержка в развитии в изучении своего языка, если наблюдаются следующие признаки:

  • Он не бормочет и не пытается говорить
  • Он не сказал «мама», «дада» или других простых фраз.
  • Он не указывает на вещи и не пытается назвать их имена
  • Он не научился говорить ни одного слова
  • Он не использовал жесты, не указывал и не размахивал руками.
  • Он не отвечает на простые инструкции
  • Он не подражает словам или действиям
  • Он не умел соединять слова в простые фразы
  • Часто заикается
  • Он не может эффективно взаимодействовать с другими
  • Он не использует такие местоимения, как «я», «меня», «ты» должным образом.

Изучение языка в раннем детстве важно для того, чтобы ваш ребенок понимал, что ему говорят, и был в состоянии ответить.Это также является ключевым аспектом общения, обучения и даже его будущих отношений. Как только ваш ребенок научится использовать слова в соответствии с их значением и назначением, он сможет лучше выражать свои мысли. Это повысит его уверенность в себе и поможет выразить свое мнение более четко. Если вы заметили, что ваш ребенок не может хорошо общаться или говорить простые слова, вам нужно будет проконсультироваться со специалистом, чтобы понять причину и назначить ему необходимую терапию.

Также читайте: Советы по развитию личности для детей

.

Развитие речи у детей | healthdirect

начало содержания

2-минутное чтение

Развитие речи у детей значительно различается, даже в пределах одной семьи. Однако дети, как правило, следуют естественному прогрессу в овладении языковыми навыками, и есть определенные этапы, которые можно определить как приблизительный ориентир для нормального развития.

Как со временем развивается речь?

Младенцы должны узнать, как звучит язык, прежде чем они смогут научиться говорить.

Хотя отдельные дети развиваются по-своему, есть несколько общих закономерностей:

  • Дети от 1 до 3 месяцев плачут и ворчат.
  • В возрасте от 4 до 6 месяцев младенцы вздыхают, крякают, булькают, визжат, смеются и издают разные плачущие звуки.
  • В возрасте от 6 до 9 месяцев младенцы лепечут по слогам и начинают имитировать тоны и звуки речи.
  • К 12 месяцам у ребенка обычно появляются первые слова, а от 18 месяцев до 2 лет дети используют около 50 слов и начинают складывать два слова в короткие предложения.
  • С 2-3 лет приговоры расширяются до 4 и 5 слов. Дети могут узнавать и идентифицировать почти все обычные предметы и изображения, а также использовать местоимения (я, я, он, она) и некоторые множественные числа. Незнакомцы понимают большинство слов.
  • С 3-5 лет разговоры становятся длиннее, абстрактнее и сложнее.
  • К пяти годам ребенок обычно имеет словарный запас на 2500 слов и говорит полными, грамматически правильными предложениями. Они задают много вопросов «почему?», «Что?» И «кто?».

Как родители могут помочь в развитии речи?

Вы можете побудить ребенка начать говорить по телефону:

  • Корчить рожи, кричать и рассказывать о своих делах со дня их рождения.
  • Интерактивные игры, такие как прятки и пение детских песен.
  • С раннего возраста смотрите на книги - вам не нужно читать слова, просто говорите о том, что вы видите.
  • Говорите медленно и четко и используйте короткие простые предложения - если ваш ребенок уже говорит, попробуйте использовать предложения, которые на слово или около того длиннее, чем предложения, которые он сам использует.
  • Избегать тестов, например вопросов «Что это?», Поскольку дети лучше учатся без давления.
  • Не критикуйте неправильные слова и вместо этого говорите слово правильно - например, если ваш ребенок указывает на кошку и говорит «Ка!», Скажите: «Да, это кошка».
  • Позвольте ребенку вести беседу и помогать ему расширять свои мысли.
  • Предоставьте вашему ребенку множество возможностей поговорить и у него будет достаточно времени, чтобы ответить на ваши вопросы.
  • Снижение фонового шума, например, телевизора, и ограничение просмотра телепередач под присмотром детей старшего возраста.

Проконсультируйтесь с врачом или детской медсестрой, если:

  • К 12 месяцам ваш ребенок не пытается общаться с вами (используя звуки, жесты и / или слова), особенно когда ему нужна помощь или что-то желает
  • К 2 годам ваш ребенок не произносит около 50 слов или не начинает сочетать слова.

Узнайте больше о разработке и обеспечении качества контента healthdirect.

Последний раз отзыв: февраль 2019 г.

.

Задержка речи и языка у детей

Нарушение Клинические данные и комментарии Лечение и прогноз

Первичное (не связано с другим заболеванием)

Задержка развития речи и языка

Речь задерживается.

Речевые вмешательства эффективны. Терапия, проводимая родителями под руководством врача, так же эффективна, как и терапия, проводимая врачом.Вмешательства продолжительностью более восьми недель могут быть более эффективными, чем вмешательства продолжительностью менее восьми недель18.

Прогноз отличный. У детей обычно нормальная речь к возрасту поступления в школу.12

У детей нормальное понимание, интеллект, слух, эмоциональные отношения и артикуляционные навыки.

Речь задерживается.

Активное вмешательство необходимо, потому что это заболевание не самокорректируется.

Речевые вмешательства эффективны. Терапия, проводимая родителями под руководством врача, так же эффективна, как и терапия, проводимая врачом. Вмешательства продолжительностью более восьми недель могут быть более эффективными, чем вмешательства продолжительностью менее восьми недель.18

У детей нормальное понимание, интеллект, слух, эмоциональные отношения и артикуляционные навыки.

Расстройство экспрессивной речи трудно отличить в раннем возрасте от более распространенной речевой и языковой задержки развития.

Расстройство рецептивной речи

Речь замедленная, а также скудная, аграмматическая и нечеткая в артикуляции.

Эффект от логопедии намного меньше, чем для других групп. Терапия, проводимая родителями под руководством врача, так же эффективна, как и терапия, проводимая врачом.Вмешательства продолжительностью более восьми недель могут быть более эффективными, чем вмешательства продолжительностью менее восьми недель.18

У этих детей редко развивается нормальная устная речь.19

Дети могут не смотреть на или указать на предметы или лиц, названных родителями (демонстрируя дефицит понимания).

Дети нормально реагируют на невербальные слуховые стимулы.

Вторичное (связано с другим заболеванием)

Расстройство аутистического спектра

У детей есть различные речевые аномалии, включая задержку речи (особенно с одновременной умственной отсталостью), эхолалию (повторяющиеся фразы) без создания собственных новых фраз, трудности с началом и поддержанием разговора, смена местоимения и регрессия речи и языка.

Детей следует направлять на оценку развития.

Дети получают пользу от интенсивного раннего вмешательства, направленного на улучшение коммуникации.21

Было показано, что программы языковой подготовки помогают детям общаться 22

У детей проблемы с общением, нарушение социального взаимодействия и повторяющееся поведение / ограниченные интересы.20

Детский церебральный паралич

Задержка речи у детей с церебральным параличом может быть связана с трудностями с координацией или спастичностью мышц языка, потерей слуха, сопутствующей умственной отсталостью или дефект коры головного мозга.

Услуги речевой терапии могут включать в себя введение дополнительных и альтернативных систем связи, таких как символьные таблицы или синтезаторы речи, улучшение естественных форм общения и обучение партнеров по общению. Кокрановский обзор не обнаружил убедительных доказательств положительного эффекта речевой терапии, но обнаружил положительные тенденции в сторону улучшения коммуникативных навыков. 23

Детская апраксия речи

Апраксия речи - это проблема физическая проблема, при которой детям трудно произносить звуки в правильном порядке, что затрудняет понимание их речи другими людьми.

Было использовано много различных методов логопедии. В Кокрановском обзоре был сделан вывод о том, что в литературе не было исследований высокого уровня доказательств, и нельзя было окончательно отстаивать конкретный подход к клинической практике. 24

Дети общаются с помощью жестов, но испытывают трудности с речью (демонстрируя мотивацию общаться, но не умеет говорить).

Дизартрия

Дизартрия - это физическое заболевание, при котором у детей могут быть проблемы с речью, от легких, со слегка невнятной артикуляцией и низким голосом, до глубоких, с неспособностью произносить какие-либо узнаваемые слова.

Небольшие обсервационные исследования показали, что для некоторых детей логопедия может быть связана с положительными изменениями разборчивости и ясности речи. В Кокрановском обзоре не было обнаружено убедительных доказательств эффективности речевой терапии для улучшения речи детей с дизартрией, приобретенной до трех лет.25

Дети общаются с помощью жестов, но испытывают трудности с речью ( демонстрирует мотивацию к общению, но не умеет говорить).

Потеря слуха после установления разговорной речи

Речь и язык часто ухудшаются постепенно, со снижением точности артикуляции речи и отсутствием прогресса в освоении словарного запаса.

Детей с потерей слуха следует направить к аудиологу. Аудиолог в составе междисциплинарной группы профессионалов проведет оценку и предложит наиболее подходящую программу вмешательства.

Раннее вмешательство, ориентированное на семью, способствует развитию речи (устной и / или жестовой) и когнитивному развитию.

Дети с потерей слуха, рано обращающиеся за услугами, могут иметь возможность развивать язык (разговорный и / или подписанный) наравне со своими слышащими сверстниками. кажется, что он слушает, или лучше описать ребенка, который говорит, чем слушает.

Потеря слуха до начала речи

Речь задерживается.

Детей с потерей слуха следует направить к аудиологу. Аудиолог в составе междисциплинарной группы профессионалов проведет оценку и предложит наиболее подходящую программу вмешательства.

Раннее вмешательство, ориентированное на семью, способствует развитию речи (устной и / или жестовой) и когнитивному развитию.

Дети с потерей слуха, рано обращающиеся за услугами, могут развить речь (устную и / или жестовую) наравне со своими слышащими сверстниками.26

У детей могут наблюдаться искажения звуков речи и просодических паттернов (интонации, скорости, ритма и громкости речи).

Дети не могут смотреть на предметы или людей, названных родителями, или указывать на них (демонстрируя недостаточное понимание).

У детей нормальные навыки визуального общения.

Умственная отсталость

Выступление задерживается.

Детей следует направлять на оценку развития.

Это может включать направление в центр развития ребенка высшего уровня, который может предоставить междисциплинарные оценки (включая речевую терапию и аудиологию). Направление должно включать консультацию медицинского генетика, чтобы помочь в диагностике причины умственной отсталости. 27

Использование жестов задерживается, и наблюдается общая задержка во всех аспектах этапов развития.

Дети не могут смотреть на предметы или людей, названных родителями, или указывать на них (демонстрируя недостаточное понимание).

Избирательный мутизм

Дети с избирательным мутизмом демонстрируют постоянную неспособность говорить в определенных социальных ситуациях (в которых ожидается говорение [например, в школе]), несмотря на разговоры в других ситуациях.20

Детей следует направлять к логопеду для оценки и к терапевту для поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии, которая кажется эффективной.Родителей и учителей можно направить в Информационно-исследовательскую ассоциацию избирательного мутизма за консультацией.28

Комбинированное вмешательство, включая модификацию поведения, участие в семье, участие в школе, а в тяжелых случаях многообещающее лечение флуоксетином (прозак). 29

.

Нарушения речи и речи у детей

Дети рождаются готовыми к изучению языка, но им необходимо выучить язык или языки, которые используются в их семье и окружении. Изучение языка требует времени, и дети различаются по тому, насколько быстро они осваивают основные этапы языкового и речевого развития. Обычно развивающиеся дети могут испытывать проблемы с некоторыми звуками, словами и предложениями во время обучения. Однако большинство детей в возрасте 5 лет легко могут использовать язык.

Помощь детям в изучении языка

Родители и опекуны - самые важные учителя в раннем детстве. Дети изучают язык, слушая, как говорят другие, и практикуясь. Даже маленькие дети замечают, когда другие повторяют, и реагируют на их шумы и звуки. Языковые и интеллектуальные навыки детей становятся сильнее, если они слышат много разных слов. Родители могут помочь своему ребенку учиться разными способами, например,

  • Реагирует на первые звуки, бульканье и жесты ребенка.
  • Повторение сказанного ребенком и добавление к нему.
  • Говорить о том, что видит ребенок.
  • Задавать вопросы и слушать ответы.
  • Просмотр или чтение книг.
  • Рассказы.
  • Пение песен и стишки.

Это может происходить как во время игры, так и в повседневной жизни.

Родители также могут наблюдать следующее:

Узнайте больше о языковых вехах. Смотрите вехи в действии.

Начало страницы

Некоторые языки скорее визуальные, чем разговорные. Американский язык жестов использует для общения визуальные сигналы, включая жесты, мимику и движения тела.

Что делать, если есть сомнения

Некоторым детям трудно понимать и говорить, и им нужна помощь. Они могут не осваивать языковые вехи одновременно с другими детьми, и это может быть признаком языковой или речевой задержки или расстройства.

Развитие речи состоит из разных частей, и у детей могут быть проблемы с одним или несколькими из следующих:

  • Понимание того, что говорят другие (восприимчивый язык).Это могло быть связано с
    • Не слышу слов (потеря слуха).
    • Не понимаю значения слов.
  • Передача мыслей с помощью языка (выразительный язык). Это могло быть связано с
    • Не знаю слов, которые нужно использовать.
    • Не умею складывать слова.
    • Знание слов, которые нужно использовать, но неспособность их выразить.

Языковые и речевые расстройства могут существовать вместе или сами по себе.Примеры проблем с языком и развитием речи включают следующее:

  • Расстройства речи
    • Трудности с правильным формированием определенных слов или звуков.
    • Проблемы с плавным переходом слов или предложений, например заикание или заикание.
  • Задержка речи - способность понимать и говорить развивается медленнее, чем обычно
  • Языковые расстройства
    • Афазия (трудности с пониманием или говорением на разных языках из-за травмы головного мозга или его работы).
    • Расстройство обработки слуха (трудности с пониманием значения звуков, посылаемых ухом в мозг)

Узнать больше о языковом расстройстве внешний значок.

Языковые или речевые расстройства могут возникать вместе с другими нарушениями обучения, влияющими на чтение и письмо. Дети с языковыми расстройствами могут чувствовать разочарование из-за того, что они не могут понять других или заявить о себе, и они могут действовать, действовать беспомощно или замкнуться. Языковые или речевые расстройства также могут сопровождаться эмоциональными или поведенческими расстройствами, такими как синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ) или тревожность.Дети с нарушениями развития, включая расстройство аутистического спектра, также могут иметь трудности с речью и языком. Сочетание проблем может затруднить успешную учебу ребенка в школе. Правильная диагностика детского расстройства имеет решающее значение, чтобы каждый ребенок мог получить правильную помощь.

Начало страницы

Обнаружение проблем с языком или речью

Если у ребенка проблемы с языковым или речевым развитием, поговорите с врачом об обследовании.Первый важный шаг - выяснить, не страдает ли ребенок потерей слуха. Потеря слуха может быть трудно заметить, особенно если у ребенка потеря слуха только на одно ухо или у ребенка частичная потеря слуха, что означает, что он может слышать одни звуки, но не другие. Узнайте больше о потере слуха, обследовании, оценке и лечении.

Специалист по языковому развитию, такой как внешний значок речевого патолога, проведет тщательную оценку, чтобы определить, какой тип проблемы с языком или речью может быть у ребенка.

В целом, изучение более чем одного языка не вызывает языковых расстройств, но дети могут не следовать точно таким же этапам развития, как те, кто изучает только один язык. Развитие способности понимать и говорить на двух языках зависит от того, сколько у ребенка практики в использовании обоих языков, а также от вида практики. Если у ребенка, изучающего более одного языка, возникают трудности с языковым развитием, может потребоваться тщательная оценка со стороны специалиста, который понимает развитие навыков более чем одного языка.

Начало страницы

Лечение языковых или речевых расстройств и задержек

Детям с языковыми проблемами часто требуется дополнительная помощь и специальные инструкции. Патологоанатомы могут работать напрямую с детьми и их родителями, опекунами и учителями.

Наличие языковой или речевой задержки или расстройства может дать ребенку право на раннее вмешательство, внешний значок (для детей до 3 лет) и услуги специального образования (для детей от 3 лет и старше).Школы могут провести собственное тестирование на языковые или речевые расстройства, чтобы определить, нужно ли ребенку вмешательство. Если есть другие опасения по поводу слуха, поведения или эмоций ребенка, необходимо пройти обследование у медицинского работника. Родители, медицинские работники и школа могут работать вместе, чтобы найти правильные направления и лечение.

Что должен знать каждый родитель

Дети с определенными нарушениями обучаемости, включая языковые или речевые расстройства, имеют право на получение услуг специального образования или приспособления в школе в соответствии с внешним значком Закона об инвалидах в образовании (IDEA) и разделом 504 внешнего значка, антидискриминационным законом.

Получите помощь в Центре обучения и информации для родителей в вашем штате внешний значок

Роль поставщиков медицинских услуг

Поставщики медицинских услуг могут сыграть важную роль в сотрудничестве со школами, чтобы помочь ребенку с речевыми или языковыми расстройствами, задержкой или другими ограниченными возможностями получить необходимые им специальные услуги. Американская академия педиатрии создала отчет, в котором описываются роли, которые медицинские работники могут играть в оказании помощи детям с ограниченными физическими возможностями, включая языковые или речевые расстройства.

Начало страницы

Дополнительная информация

Информация CDC о потере слуха

Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств внешний значок

От рождения до 5: смотри, как я процветаю внешний значок

Американская ассоциация речи, языка и слуха внешний значок

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.