О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Бедность и развитие ребенка


Бедность и стрессы ухудшают развитие мозга у детей — Российская газета

Бедность может негативно сказываться на развитии мозга ребенка, что, в свою очередь, грозит проблемами с обучаемостью, развитием депрессии и неспособностью справляться со стрессами.

Такими данными поделились исследователи из Медицинской школы Вашингтонского Университета в Сент-Луисе, сообщает Medical News Today. Они изучили влияние бедности на развитие мозга у 145 детей в возрасте 6-12 лет. Ребята были также ранее участниками исследования, посвященного депрессии. Одни из них были здоровы, а у остальных наблюдались депрессия и различные психические расстройства.

Сканирование выявило, что у детей, живущих в нищенских условиях и чьи родители плохо справлялись с ролью воспитателя, было меньше серого и белого вещества в мозге. Белое вещество связано со способностью мозга передавать сигналы между клетками и его структурами, а серое вещество связано непосредственно с интеллектом.

Также оказалось, что у детей из бедных семей по сравнению с их богатыми сверстниками были меньше по объему две ключевые структуры мозга - мозжечковая миндалина и гиппокамп. Миндалина связана с эмоциональным здоровьем, в то время как гиппокамп отвечает за память и обучаемость.

Кроме того, было установлено, что дети из бедных семей чаще испытывали стрессовые жизненные ситуации, например, смену школы или переезд в другой дом, что могло оказывать влияние на структурные изменения в мозге.

Ученые отмечают, что умственное и психическое здоровье ребенка во многом зависит от его родителей и их умения воспитывать, их внимательности, отзывчивости и терпеливости. В этом плане показателен эксперимент, проведенный психологами, в котором участвовали как дети, так и их родители. Исследователи предлагали родителям заполнить бумаги и вручали в этот момент детям подарки в упаковке, которую им не разрешалось открыть до тех пор, пока взрослые не закончат свою работу с бумагами. Естественно, что детям не терпелось распаковать сверток, поэтому они торопили родителей. Результаты наблюдений показали, что именно родители с небольшими доходами больше испытывали стресс и проявляли меньшую способность к воспитанию ребенка.

По мнению исследователей, родители, получающие небольшие доходы и живущие в бедности, сами часто сталкиваются с жизненными стрессами. Кроме того, им зачастую приходится трудиться сразу на двух работах, чтобы обеспечить своей семье кусок хлеба. В таких условиях у них мало возможностей заниматься должным воспитанием собственных детей.

Коллективная монография 'Бедность и развитие ребенка'

Коллективная монография Александрова Д. А., Ахутиной Т. В., Бугрименко Е. А. посвящена всестороннему анализу влияния социального неблагополучия на разные аспекты развития ребенка: когнитивные показатели, языковую компетенцию, школьную успеваемость, а также на социальный статус и успешность во взрослом возрасте. Данное издание призвано познакомить читателя с подтвержденными результатами и нерешенными проблемами исследований в этой области. Отличительной особенностью книги является интегральное рассмотрение проблемы детского развития с точки зрения ряда смежных дисциплин: классической психологии, нейропсихологии, социологии, социальной экономики. В книге подробно охарактеризованы методы анализа и измерительные инструменты (тесты, опросники и другие методики количественной оценки), применяемые в подобных исследованиях, а также детально описаны программы раннего вмешательства и их последствия.
Книга адресована как ученым, специалистам в разных областях знания, начиная от общественных наук и заканчивая нейробиологией, так и практикам, занимающимся проблемами детского когнитивного и языкового развития, дошкольного и школьного образования, а также читателям- неспециалистам, заинтересованным в разностороннем и современном взгляде на проблематику бедности.

Оглавление:
1 О проблеме и книге в целом 8
Д. А. Александров, В. А. Иванюшина
1.1 Взгляд экономиста на детское развитие  10
1.2 Доказательная образовательная политика раннего вмешательства  14
1.3 Когнитивные и некогнитивные функции  16
1.4 Биологические ловушки бедности  19
1.5 Структура книги  22
1.6 После книги  26
2 Социально-экономический статус семьи и ребенок 29
В. А. Иванюшина
2.1 Как измеряется социально-экономический статус . . 30
2.2 Социально-экономический статус и доступ к ресурсам 33
2.3 Родительские практики  34
2.4 Эффекты соседства  36
2.5 Социальный статус семьи и развитие: направление и механизм связи  39
2.6 Гены, когнитивное развитие и социальный статус ... 41
3 Об измерении развития и семейной среды ребенка 46
3. А. Меликян, К. А. Маслинский
3.1 Измерительные характеристики стандартизованных тестов   47
3.2 Тесты интеллекта (10)   50
3.2.1 Тест Стэнфорд-Бине  50
3.2.2 Тесты Векслера  51
3.2.3 Тесты 10 и модели интеллекта  52
3.2.4 Связь 10 по Векслеру и демографических
показателей  56
3.3 Тесты способностей и достижений  58
3.4 Нейропсихологические тесты  64
3.4.1 Подходы к нейропсихологическому
тестированию  70
3.5 НОМЕ: наблюдения для измерения домашней среды . 74
3.5.1 История и содержание методики НОМЕ  75
3.5.2 Сферы применения НОМЕ  79
3.5.3 Применение НОМЕ в России  82
3.5.4 Кросс-культурное применение НОМЕ  84
4 Бедность и ребенок до появления на свет 88
В. А. Иванюшина, Т. Я. Котова
4.1 Как низкий вес при рождении
влияет на развитие ребенка  89
4.1.1 Нейросенсорные нарушения
и другие заболевания   90
4.1.2 Низкий вес при рождении
и развитие интеллекта  92
4.2 Социальные навыки и адаптация ко взрослой жизни . 95
4.3 Долговременные последствия нарушений,
связанных с низким весом при рождении  98
4.4 Социальные предпосылки низкого веса при рождении 100
4.5 Исследования в России и ближайшем зарубежье .... 106
4.6 Нерешенные вопросы и сложности интерпретации . . 109
4.7 Связь между поколениями и «ловушки бедности» ... 110
5 Бедность и развитие мозга 115
Т. В. Ахутина, 3. А. Меликян
5.1 Развитие высших психических функций у ребенка . . 116
5.1.1 Прицип социального генеза ВПФ 117
5.1.2 Принцип системного строения ВПФ 120
5.1.3 Принцип динамической организации
и локализации ВПФ  123
5.1.4 Специфика развития ВПФ в детском возрасте . 124
5.1.5 Нейропсихологическая диагностика  129
5.2 Социальная среда и когнитивный профиль ребенка . 131
5.2.1 Биологические и социальные факторы риска . 131
5.2.2 Нейропсихологический профиль бедности — работы М. Фара и коллег  134
5.2.3 Нейропсихологический профиль городских
и сельских детей — работы В. М. Полякова ... 137
5.3 Влияние среды на отдельные когнитивные функции . 142
5.3.1 Управляющие функции  142
5.3.2 Память  151
5.3.3 Зрительные и зрительно-пространственные функции  155
5.3.4 Вербальные функции  162
5.3.5 Энергетический блок  169
5.4 Заключение  174
6 Язык и бедность 177
К. А. Маслинский
6.1 Введение  177
6.2 Социально-экономический статус и языковая среда . 182
6.2.1 Стратегии языковой социализации
в низкодоходных сообществах  182
6.2.2 Бедность и усвоение языка:
объяснительные модели  186
6.2.3 Механизмы влияния: в семье 195
6.2.4 Механизмы влияния: вне семьи 209
6.3 Речевое развитие: дефицит или отличие? 216
6.3.1 Дефицит vs. различие: к истории дискуссии . . 216
6.3.2 Инструменты измерения языковой компетенции 220
6.4 Языковой опыт и школьная социализация 235
6.4.1 Ценности и установки 235
6.4.2 Коммуникативная компетенция
и академические успехи 237
6.4.3 Программы вмешательства 240
6.5 Заключение 244
7 Ясли и детский сад 246
Е. А. Угланова
7.1 Роль детских учреждений в развитии ребенка: стадиальная и средовая модели 247
7.2 Индикаторы качества ухода за ребенком в детских учреждениях и методики их измерения 251
7.3 Вклад семьи и детских учреждений в когнитивное развитие ребенка 257
7.4 Исследования и социальная политика 262
8 Как помочь ребенку в раннем возрасте 264
Т. В. Ахутина, Е. А. Бугрименко
8.1 Head Start 267
8.1.1 Содержание и формы реализации программы . 267
8.1.2 Оценка эффективности программы 269
8.2 Программа Перри (Perry preschool study) 271
8.2.1 Содержание и формы реализации программы . 271
8.2.2 Организация программы 273
8.2.3 Участники программы 273
8.2.4 Методы оценки программы 274
8.2.5 Общие результаты оценки 274
8.2.6 Обсуждение психолого-педагогических
аспектов программы 278
8.3 Чикагские центры ребенка и родителей 284
8.3.1 Организационная сторона программы 285
8.3.2 Участники программы   286
8.3.3 Методы оценки 286
8.3.4 Основные результаты оценки 288
8.3.5 Обсуждение данных 290
8.4 Проект начального образования штата Каролина . . . 291
8.4.1 Дошкольная программа 291
8.4.2 Организация программы 292
8.4.3 Программа для начальных классов школы . . . 292
8.4.4 Кадры 293
8.4.5 Участники программы 293
8.4.6 Организация и методы оценки 294
8.4.7 Основные выводы исследования
по оценке программы 296
8.4.8 Обсуждение данных 300
8.4.9 Профилактика противоправных действий ... 302
8.5 Программа «Орудия ума» 306
8.5.1 Содержание программы 306
8.5.2 Организация исследования эффективности .. 311
8.5.3 Обучение преподавателей и точность преподавателей в следовании программе ... 312
8.5.4 Участники программы 314
8.5.5 Методы оценки 314
8.6 Отечественные программы развивающего обучения . 320
8.6.1 Программа «Развитие» 322
8.6.2 Программа «Истоки» 323
8.6.3 Программа «Золотой ключик» 324
8.7 Нейропсихологические методики в россииских программах коррекции  
Список литературы 338
Сведения об авторах

Почему трудное детство вредно для развития мозга

В «Альпине паблишер» выходит книга Насти Травкиной «Homo Mutabilis. Как наука о мозге помогла мне преодолеть стереотипы, поверить в себя и круто изменить жизнь». «Афиша Daily» публикует фрагмент книги о том, как развитие мозга связано с трудным детством и домашним насилием.

Почему трудное детство опасно для мозга

Детский мозг более уязвим к воздействию неблагоприятной среды. Дети, как мы помним, рождаются с несформировавшимся мозгом, поэтому окружающая среда, эмоциональное состояние, разговоры людей вокруг, особенности питания, разнообразие игрушек — все это влияет на строение и работу мозга.

Как мы уже знаем, развитие мозга и его особенности связаны со средой. Эксперименты Марион Даймонд показали, что в обогащенной среде мозг развивается лучше, а в бедной — хуже. Доступность благ — это показатель насыщенности или бедности среды, которую нам следует взять за норму, если мы хотим не просто считать доллары у людей в кармане, а понять, как они благодаря этим долларам организуют свою жизнь.

Чем беднее семья, тем меньше у нее возможностей создать детям насыщенную среду для развития. Если для крысят это вопрос целых 6% толщины коры, то как же реагирует на бедность человек?

В развитых экономиках относительная бедность может быть выражена не столь сильно: например, как недоступность путешествий или престижного образования при доступности хорошего питания и стандартного образования и даже при некотором избытке одежды. В развивающихся странах дефицитом и роскошью для бедных слоев населения могут стать такие жизненно важные ресурсы, как чистые питьевая вода и воздух, полезная еда: диетическое мясо, рыба и морепродукты или фрукты — в зависимости от особенностей климата и экономики страны.

А ведь для полноценной работы мозга нужно уделять серьезное внимание питанию. Если в пище недостаточно калорий, белков и полезных жиров, витаминов и других питательных веществ, то детский мозг не сможет полноценно развиваться, а взрослый — хорошо функционировать. Дети, пережившие голод, могут иметь особенности развития, мешающие продуктивно работать, учиться и полноценно жить.

Для реализации мозгового потенциала ребенка очень важна не только насыщенная среда, как в экспериментах Мариан Даймонд, но и коммуникация со взрослыми. Ведь речь и язык — важнейшие факторы формирования высших психических функций. Но бедному человеку в связи с психологической перегрузкой может быть трудно не только планировать финансовые расходы, получать образование и мыслить стратегически, но и воспитывать своих детей, формируя их мозг вопреки паттернам мышления бедности. А вот обеспеченным родителям, наоборот, несложно задавать ребенку наводящие вопросы, вовлекать его в принятие решений, прислушиваться к его желаниям, обучать сдерживанию импульсов в обмен на долгосрочные вознаграждения и позволять ему исследовать окружающее и заваливать маму и папу бесконечными «как?», «зачем?», «почему?».

Исследования показали, что к четырем годам ребенок из более образованной семьи слышит в среднем 45 млн слов, из рабочей — 26 млн, а из семьи, живущей на пособие, — только 13 млн.

Это может быть связано как с низким уровнем образования родителей, которые всю жизнь вынуждены работать, а не учиться, так и с физической нехваткой времени у них, поскольку они заняты на нескольких работах и сильно устают.

По данным, полученным американскими учеными, объем мозга у членов семьи с доходом в 1,5 минимальной нормы меньше на 3–4%, а у детей, живущих за чертой бедности, это отставание достигает 10%. Тяжелое материальное положение влияет на развитие лобной доли, связанной с процессами внимания, на управление эмоциями и процессы обучения, а также на височную зону, участвующую в развитии речи, и гиппокамп, вовлекающийся в обработку и запоминание информации.

Исследователи возлагают примерно 20% ответственности за низкую успеваемость детей из бедных и нищих семей на среду, замедляющую созревание мозга!

Подробности по теме

«Таскала за волосы и кричала матом»: монолог девушки, пережившей домашнее насилие от мамы

«Таскала за волосы и кричала матом»: монолог девушки, пережившей домашнее насилие от мамы

Остановим домашнее насилие

Серьезный источник стресса во многих семьях — домашнее насилие. Особенно сильно физическое, сексуальное или эмоциональное насилие влияет на детей и подростков, поскольку на ранних этапах жизни мозг активно формируется.

Насилие взрослых над детьми и подростками — это стресс, наносящий травму. Пережившие в детстве насилие люди могут страдать от посттравматического стрессового расстройства всю жизнь.

За страх и агрессию отвечает миндалина — именно эта часть мозга влияет на формирование негативных переживаний и реагирует на травмы. Иногда интенсивность стрессового опыта может быть такой высокой, что миндалина после перенесенного тяжелого опыта постоянно находится в состоянии активности. В результате человек все время возвращается к переживанию страха и живет в состоянии стресса.

Активность миндалины может регулироваться лобной корой, связанной с когнитивным контролем. Но, как мы уже выяснили, длительный стресс снижает эффективность работы лобных долей и ослабляет их связи с другими частями мозга.

Получается замкнутый круг: травматичные переживания активируют миндалину, миндалина снижает функцию коры и в результате бесконтрольно сигнализирует мозгу об опасности.

Если вам нравится идея кармы, у нейробиологии для вас есть отличный пример круговорота насилия, передающегося из поколения в поколение, как родовое проклятие. Это пример гена, кодирующего фермент моноаминоксидазу (МОА). Существует два типа этого белка: высокоактивный (МОА-А) и низкоактивный (МОА-В). Они сходны по строению, но в них отличается часть последовательностей аминокислот. Исследования показали, что низкоактивная форма МОА у мальчиков делает их более подверженными негативным последствиям жестокого обращения в детстве.

Человек с низкоактивным вариантом белка (фермента), растущий в здоровых условиях, просто будет проявлять боязливость и пониженный эмоциональный контроль и долго помнить о плохих событиях — но все это в пределах нормы. Но когда такой человек подвергается в детстве насилию, впоследствии у него ярко проявляются такие качества, как постоянная неуверенность, чувство опасности, негибкость социальных моделей, низкий эмоциональный контроль и отсутствие чувства вознаграждения за просоциальные (альтруистические) поступки.

Когда такие дети становятся взрослыми, они проявляют агрессию и склонность к спонтанному насилию. Весьма вероятно, что и дети этих детей будут подвергаться насилию со стороны вспыльчивых родителей. А если это будет сын, которому передался ген низкоактивного варианта моноаминоксидазы, то он передаст склонность к насилию следующим поколениям, потому что стресс и глюкокортикоиды управляют процессом транскрибирования этого гена.

То же самое нам известно о генетическом варианте низкоактивного белка — транспортера серотонина: людей, у которых было тяжелое детство, он делает склонными к депрессии и вспышкам агрессии.

Это только два примера, иллюстрирующие то, как неблагоприятная среда, в которой проходило детство человека, драматически влияет на транскрипцию генов, структуру психики и поведение во взрослом возрасте. Да, такое происходит не со всеми: у людей, не имеющих уязвимой для стресса вариации генов, перенесенное ими насилие не приводит к столь тяжелым последствиям. Но на данный момент мы не можем проводить генетический анализ всех детей, чтобы узнать, находится ли ребенок в группе риска, является ли он более уязвимым для насилия, чем другие дети. Поэтому нам нужно иметь в виду, что каждый ребенок может оказаться обладателем уязвимого к стрессу гена, а это при столкновении с насилием приводит к сломанным судьбам и создает проблемы не только носителям такого гена, но и окружающим.

В любом случае чем больше детей мы оградим от насилия, тем меньше насилия мы передадим в будущее.

Начать можно с защиты детей от насилия и от запугивания в своей собственной семье, с просвещения знакомых родителей и педагогов: расскажите им, что насилие и стресс снижают когнитивные способности детей, или дайте почитать этот раздел.

Подробности по теме

Как женщины из Украины и России становятся жертвами домашнего насилия за границей

Как женщины из Украины и России становятся жертвами домашнего насилия за границей

И еще о плохом

Те, кто выдохнул с облегчением, подумав, что их детство прошло без бедности и насилия, — вдохните обратно. Если ваша мама нервничала во время беременности, это тоже могло негативно сказаться на формировании вашего мозга!

Стрессовое состояние матери сказывается на работе мозга младенца еще в утробе. В этом случае в организме детей изменяются химические процессы, участвующие в реализации самоконтроля. Вырастая, пережившие материнский стресс люди могут быть более импульсивными и в большей мере подверженными дурным привычкам и нервным расстройствам, чем их сверстники. Длительные наблюдения показали, что у взрослых, чье детство прошло в бедности и нищете, также повышена активность миндалины, а префронтальная кора, наоборот, «недорабатывает», даже если теперь их материальное положение лучше. Это значит, что они по-прежнему чересчур импульсивны, чаще испытывают тревогу, остро реагируют на стресс, а в обучении проявляют недостаточную гибкость.

Последствия неблагоприятного детства

Неблагоприятное детство, отражающееся на развитии мозга, независимо от того, сопутствовали ли ему бедность, насилие, взросление в зоне военных действий или просто сильный материнский стресс, приводит к трем типам последствий.

Организм становится более подверженным алкогольной или наркотической зависимости из‑за влияния стресса на систему поощрения, увеличенного количества глюкокортикоидов в организме у взрослого и из‑за сниженной под воздействием стресса активности лобной коры.

Трудное детство увеличивает риск развития клинической депрессии у взрослого.

Хроническая депрессия — это проблемы с получением удовольствия и мотивацией, вызванные недостатком дофамина и нарушением формирования системы поощрения из‑за повышенного уровня глюкокортикоидов.

Снижается порог возбудимости: даже легкие стрессовые ситуации человек с тяжелым детством переживает сильнее. Часто людям из бедных семей труднее контролировать свои эмоции — это ставит их в один ряд с теми, кто страдает депрессией, тревожными и посттравматическими расстройствами.

Подробности по теме

«Отец меня не любил»: почему взрослые люди все еще обижаются на своих родителей

«Отец меня не любил»: почему взрослые люди все еще обижаются на своих родителей

Александров Д.: Бедность и развитие ребенка

Александров Д.: Бедность и развитие ребенка - купить книгу

Смотрите также:

Активное развитие речи спасет ребенка от бедности – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Низкий уровень образования и доходов родителей может влиять на языковой багаж детей. Отсутствие у родителей времени или желания разговаривать с детьми о сложных вещах сказывается на развитии речи, мешает хорошо учиться в школе, а в перспективе — и преуспеть в жизни. Преодолеть воздействие неблагополучного семейного «бэкграунда» можно. Чтобы обеспечить детям социальный лифт, родителям нужно активнее заниматься с ними, рассказал научный сотрудник лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Кирилл Маслинский.

 Оценивать речь детей исключительно по шкале «лучше — хуже», «богаче — беднее» было бы неправильно, в этом скрывается потенциальный источник дискриминации. Разница лежит не в количественной, а в качественной плоскости, подчеркивает исследователь. Дети бедных и малообразованных родителей и дети образованных и состоятельных пар одинаково полноценно осваивают язык, но по-разному к нему относятся и по-разному его используют. Однако суровая реальность такова, что зачастую педагоги и психологи оценивают речь детей, в чем-то непохожую на их собственную, именно в количественном измерении, как «менее развитую».  Причем обычно безотносительно к тому, в каких обстоятельствах проводилось тестирование (то есть стресс, к примеру, и состояние психологического ступора, нередко заставляющего детей отвечать односложно и косноязычно, никак не учитываются).Между тем, оценка речи по единственному критерию может напрямую негативно сказаться на социальных шансах детей.

Однако рецепт того, как дать детям те же преимущества в использовании языка, которые с рождения доступны детям образованных и богатых родителей, вполне прост.

 

Язык и интеллект ребенка быстрее развиваются, когда родители много и часто разговаривают с ним, эмоционально откликаются на его запросы и уделяют время совместным занятиям: чтению книг, играм, походам в театры и музеи и пр. Но нередко свойственная низкоресурсным группам «немота» общения в семье — редкий обмен репликами, невнимание к вопросам ребенка, а также авторитарный стиль общения, мешают детям накапливать и активно пользоваться лексическим, синтаксическим и стилистическим богатством родного языка.

В результате плохое владение речью создает риски воспроизводства неблагополучия, когда дети повторяют судьбу малообразованных и бедных родителей. Об этом Кирилл Маслинский рассказал в главе «Язык и бедность», недавно вышедшей книги «Бедность и развитие ребенка» (Москва, 2015 год) под общей редакцией Даниила АлександроваВалерии Иванюшиной и Кирилла Маслинского. В главе также рассматривается вопрос о том, как развить речь ребенка и тем самым обеспечить ему лучшее будущее. Работа представляет собой обзор по материалам западных исследований.

Статус родителей — не «приговор», но значимый фактор

Прямую зависимость уровня владения языком у ребенка от социально-экономического статуса (СЭС) его родителей едва ли можно считать аксиомой — ситуации бывают разными. В конце концов, способности самого ребенка могут победить любой социально-экономический «фатум». Тем не менее, сложно отрицать, что ряд составляющих СЭС влияют на речевое развитие ребенка довольно сильно. Это уровень образования родителей, их доход, характер занятости и культурный капитал. От этих факторов зависит организация домашней среды, которая или помогает успешному обучению, или нет.

Кирилл Маслинский напоминает результаты исследования американских ученых Бетти Харт и Тодда Рисли, опубликовавших двадцать лет назад статью «Значимые различия в повседневном опыте американских детей раннего возраста» (Hart B., Risley T. R. Meaningful differences in the everyday experience of young American children. — Baltimore, MD: Paul H. Brookes Publishing, 1995). Они наблюдали разрыв в скорости роста активного словаря маленьких детей из бедных малообразованных семей и детей высокоресурсных родителей. Для проекта были отобраны 42 семьи их трех социальных слоев: те, которые живут на пособия, средний — рабочий класс и высокостатусные профессионалы. В семьях проводились включенные наблюдения.

Ученые выделили пять переменных, характеризующих категории значимого семейного опыта (significant family experience), которые получают дети в процессе общения с родителями. Среди них — богатство лексики (разнообразие слов, которые слышал ребенок), тон и стиль общения (процент «приказов»), «символический опыт» (процент называния имен, отношений, отсылок к прошлому) и отзывчивость родителей (процент реакций на реплики ребенка). Регрессионный анализ показал, что эти пять производных вместе объясняли 60% различий в результатах тестов для детей в трехлетнем возрасте. Между семьями, живущими на пособие, и семьями профессионалов проявился контраст: ребенок родителей с низким статусом получал в несколько раз меньше опыта в рамках каждой из пяти выделенных категорий, чем ребенок из обеспеченной семьи. Таким образом, это не просто переменные, различающие социальные классы, но аспекты стиля воспитания, существенно влияющие на развитие детей, заключили исследователи.

Важны количество слов и тон общения

Объем коммуникации с ребенком оказался ключевой переменной в работе Харт и Рисли. В семьях профессионалов время общения с ребенком было в среднем в 1,5 раза выше, а объем речи, обращенной к ребенку, в среднем вдвое больше, чем в семьях, живущих на пособие (рис. 1). По оценке авторов статьи, к трехлетнему возрасту дети из семей профессионалов услышали более 30 млн слов, дети рабочих — 20 млн слов, дети из семей, живущих на пособие, – 10 млн слов.

Рисунок 1. Среднее число слов, обращенных к ребенку родителями разных социальных групп

 

 

Источник: глава К. Маслинского «Язык и бедность» из книги  «Бедность и развитие ребенка».

Важен и такой момент, как степень авторитарности в общении с ребенком. Речь родителей всегда в той или иной степени насыщена императивами, однако у низкоресурсных матерей и отцов она более авторитарна: за счет уменьшения общего количества реплик возрастает доля директив среди них. Родители же, больше беседующие со своим ребенком, увеличивают объем коммуникации за счет недирективного общения.

Кирилл Маслинский обратил внимание на факторы, которые могут способствовать активному развитию речи ребенка. Один из них – игра. В ряде исследований показано, что матери из групп со средним статусом по сравнению с низкоресурсными матерями чаще использовали ситуацию игры в целях обучения языку: они называли или комментировали объекты, находящиеся в поле зрения ребенка.

Еще более эффективно стимулирует развитие речи чтение книг. Читая ребенку, мать говорит больше, ее речь лексически богаче и синтаксически сложнее. «Ситуация чтения ослабляет влияние социального статуса: показатели речи матерей с низким статусом приближаются к показателям матерей с более высоким статусом», – указывает Маслинский.

Также вклад в языковой багаж ребенка может вносить телевизионная речь. Это происходит благодаря познавательным передачам, в которых акцентируются новые слова и понятия, объясняется их смысл. В то же время, если просмотр телевизора вытесняет собой другие коммуникативные ситуации, он оказывается вредным для развития речи ребенка.

Нужно следить за фокусом внимания ребенка

Пути развития речи зависят от поведения матери с самого раннего возраста, когда ребенок только-только начинает осваивать первые слова. Для западной культуры более характерно, что мать следит за фокусом внимания ребенка. В ряде неевропейских культур преобладают ситуации, где внимание матери и ребенка сфокусировано на общем предмете. Так или иначе, частота, с которой дети вовлекаются в ситуации совместного внимания, может влиять на развитие речи. «Если мать следит за фокусом внимания ребенка, а не перенаправляет его внимание, быстрее растет его активный словарь», – пишет Маслинский.

Таким образом, стиль воспитания ребенка, методы общения с ним существенно влияют на его речевое развитие и успех в будущем. Характер общения в семье либо нивелирует негативные эффекты социально-экономического статуса родителей, либо «резонирует» с ним. В первом случае для ребенка возрастают возможности социального лифта, во втором - предопределяют воспроизводство бедности.

См. также:

Уровень развития территории влияет на успехи школьников
Родители нацеливают детей на успех в профессии
Антишкольные настроения зависят от ближайшего окружения
Интернет добавил языку экспрессии

 


Подпишись на IQ.HSE

Быть ребенку финансово богатым или бедным? – Развитие ребенка

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.