О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи


Обучение и воспитание детей с ОНР.

Обучение и воспитание детей с ОНР.

Общее недоразвитие речи (ОНР)- различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Впервые теоретическое обоснование ОНР было сформулировано Р.Е.Левиной.

Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

ОНР может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии-в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.

Несмотря на разичную природу дефектов у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания.При относительно сохранной памяти у детей страдает продуктивность запоминания.Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Наряду с общей соматической ослабленносью им присуще отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости.

Отмечается недостаточная координация пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики.

Дети ОНР 3 уровня составляют основной контингент специальных дошкольных учреждений. Основными задачами коррекционного обучения детей данной категории являются:

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

- формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия.)

- подготовка к грамоте, овладение элементами грамоты;

- дальнейшее развитие связной речи;

Одновременно дети подготавливаются к успешному усвоению учебных предметов.

Выполнение этих задач тесно связано с развитием познавательной деятельности детей, с выработкой у них умения наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.

Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи | Консультация (старшая группа) по теме:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи (презентация)

Презентация...

Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи (опыт работы)

Опыт работы был представлен в виде "Педагогической гостиной" на округ в 2010 году и содержал в себе выступление с презентацией, открытый показ фрагмента занятия в подготовительной группе для детей с О...

Музыкальное воспитание детей с общим недоразвитием речи

Данный материал направлен на то, чтобы  обратить внимание родителей на значимость музыкального воспитания детей, имеющих общее недоразвитие речи. Музыкальное воспитание детей в детском саду компе...

Специфика обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи в логопедической группе детского сада.

В презентации кратко изложена коррекционная  и педагогическая помощь детям с общим недоразвитием речи....

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте для детей с общим недоразвитием речи на тему: "Дифференциация звуков Т-Д с использованием интегрированных игр "Звуковые кубики""

конспект занятия по дифференциации переднеязычных звуков т-д....

Конспект по обучению грамоте для детей с общим недоразвитием речи. Тема: "Звуки Д и Дь"

Цель: Правильное произношение и различение звуков Д и Дь.Задачи:1. Обучать правильному произношению звуков, различать их артикуляцию.2. Различать звуки Д и Дь на слух в слогах, словах.3. Продолжать об...

Конспект итогового фронтального занятия по обучению грамоте для детей с общим недоразвитие речи.

Конспект итогового фронтального занятия по обучению грамоте для детей с общим недоразвитием речи в логопедической подготовительной к школе группе....

Статья на тему: Особенности обучения детей с речевым недоразвитием

Особенности обучения детей с речевым недоразвитием

Много лет перед специалистами, работающими в дошкольных образовательных учреждениях с детьми, имеющими нарушения речи, стоит непростая задача: совместить традиционную программу обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях (авторов Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.) с коррекционными программами обучения и развития, созданными Филичевой Т.Б., Чиркиной Г., Мироновой, Коноваленко – ведущими специалистами-дефектологами.

        Система коррекционно-развивающего обучения существует уже несколько десятилетий, однако до сих пор никто из специалистов – дошкольников и дефектологов не обращался к проблеме адаптации традиционных программ к условиям обучения и воспитания детей с тяжелыми речевыми нарушениями, такими как общее недоразвитие речи, заикание, задержка психического развития. Специалисты дошкольники двигались в своем направлении и параллельно им, в своем направлении шла разработка специальных логопедических программ. Точки пересечения двух параллельных прямых пока не найдено.  Нельзя сказать, что при написании программ для логопедических групп не учитывались возрастные нормативы развития детей дошкольного возраста. Однако, далее специалисты в области коррекционной педагогики  в своих программах основной упор делают на решение именно  коррекционных задач. В то время как общеобразовательные задачи требуют такого же решения, причем желательно, чтобы эта работа проводилась не как в известной басне Крылова  «Лебедь, рак и щука», а в едином комплексе коррекционно-образовательных и воспитательных мероприятий.

        Дети с тяжелыми нарушениями речи существенно отличаются от своих сверстников. Они имеют достаточно скудный словарный запас. Даже понятийный словарь у них крайне ограничен. Множественные нарушения звукопроизношения, аграмматизмы, сложности в овладении навыками словообразования, употреблении предлогов и, наконец, сопутствующие речевому дефекту психологические наслоения (гиперактивность, расторможенность или наоборот медлительность, неустойчивость внимания, плохая память и т.д.) мешают таким детям усваивать программу детского сада по всем разделам.

На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим им трудно понять суть объяснений педагога, уловить причинно-следственные связи в тексте, запомнить стихотворение, а самое трудное пересказать услышанное или составить самостоятельный рассказ. На занятиях по математике такие ребята из-за своего дефекта не могут проявить себя достаточно хорошо потому, что не всегда понимают смысл задачи,  следовательно, не могут решить ее. Занятия по рисованию, лепке и конструированию также сопряжены с огромными трудностями, так как почти у всех детей с недоразвитием речи наблюдается нарушение как мелкой, так и общей моторики. Физкультурные занятия и музыка для данной категории детей более привлекательны, но и там они не часто бывают успешными, так как у них есть проблемы с ритмом и пространственными ориентировками.

        Задача всех педагогов, работающих с детьми, у которых есть речевые проблемы, максимально облегчить процесс коррекционно-развивающей работы и  сделать его интересным и занимательным для ребенка.

        Все специалисты, участвующие в воспитательно-образовательном процессе, прежде всего, должны хорошо понимать и знать особенности данной группы детей и построить свою работу таким образом, чтобы в ней осуществлялась преемственность.

        Как же решить эту задачу? Прежде всего, принимая во внимание трудности, которые испытывают дети с речевыми нарушениями,  при усвоении всего нового, а так же понимая, что исправление речевого дефекта – это важнейшая задача для специалистов, работающих в логопедической группе, надо чтобы лексическая, грамматическая, фонетическая работа проходила через все виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок во время пребывания в детском саду.

        Например, если логопед на своих занятиях работает над темой: «Осень», то неплохо было бы на занятиях по математике считать, например, осенние листья, на занятиях по изобразительной деятельности – рисовать осенний лес, на занятиях по развитию речи – рассматривать и обсуждать картины, сюжетное содержание которых связано с темой «Осень», разучивать стихи об осени, на музыкальном занятии слушать музыку с соответствующим настроением и названием, петь песни об осени. Когда речевой материал, озвученный логопедом на занятии, «пройдет» через всю деятельность ребенка, включая и игровую (воспитатель организует игры на заданные темы), тогда он ляжет прочной базой в память ребенка. Более того, ребенок сможет спокойно пользоваться в активном словаре не только отработанной лексикой, но и грамматическими конструкциями, усвоенными в ежедневной практической деятельности.  Закрепление материала будет происходить не путем заучивания, зазубривания, а путем естественным, которым входят в нашу жизнь любые интересующие нас знания.

        Чтобы организовать подобную работу, необходимо чтобы все специалисты, принимающие участие в учебном процессе совместно составили общий план работы, позволяющий   избежать расхождений в планировании. В процессе работы необходимо проводить взаимопосещения и консультации с целью уточнения трудностей, возникающих у того или иного ребенка  и выработке совместных действий по их преодолению.

        Большая роль в этой работе отводится воспитателю, так как он более других специалистов находится с ребенком, может посещать все занятия и скорее увидит те проблемы, которые возникают в процессе обучения.

        Еще одной проблемой, требующей решения, является перегрузка занятиями детей,

посещающих логопедические группы. Так как к основным занятиям, которые проводятся в массовом детском саду, добавляются ежедневные логопедические занятия, занятия по развитию графических навыков, индивидуальная работа, проводимая воспитателем во второй половине дня, учебная нагрузка ребенка логопедической группы в иной день бывает очень велика. И без того психически ослабленный ребенок с проблемами в развитии  вынужден работать более чем его здоровые сверстники. Чтобы решить эту проблему целесообразно как можно больше занятий проводить в форме игры, организации различных досугов, конкурсов, соревнований, чтобы избежать статичных поз, несвойственных ребенку данного возраста, излишнего нервного напряжения. Особенно это важно в группах для заикающихся детей.

        

Следует также  рассмотреть возможности совмещения программы воспитания и обучения в детском саду под руководством Васильевой М.А, Гербовой В.В., Комаровой Т.С. и коррекционной программы под редакцией Филичевой Т. Б, Чиркиной Г.

        В программе обучения и воспитания под редакцией Васильевой М.А. в подготовительной группе рекомендуется проводить 14 занятий в неделю. Ежедневно групповые занятия проводит и логопед. Итого в неделю получается 19 занятий, т.е. в среднем в день получается 4 занятия. В то время как санитарно-эпидемиологическими нормами предусмотрено проведение не более 3 занятий в первой половине дня для старшей и подготовительной группы. Кроме того, во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия по заданию логопеда, занятия с психологом и другими специалистами дополнительного образования. У детей не остается времени ни на какую другую деятельность,  кроме учебной.

        Какие же есть возможности по решению проблемы совмещения традиционной программы воспитания и обучения с коррекционными программами обучения и развития?

        Наиболее оптимальным решением было бы создание новой «адаптированной» программы, основанной на кардинальной переработке двух программ, которая вместила бы все основные принципы, задачи и содержание обучения и воспитания. Вероятно, это задача будущего и такая программа возникнет, тем более,  что количество детей, имеющих проблемы речевого развития растет из года в год. Не все дети имеют возможность посещать логопедические группы. Они получают помощь в условиях общеобразовательных детских садов, в которых так же встает проблема организации учебной деятельности детей и совмещения двух программ.

        Для разработки такой программы требуется достаточно большой отрезок времени и работа большого коллектива научных работников, как дефектологов, так и педагогов-дошкольников.

        На практике сейчас логопеды и воспитатели, методисты детских садов испытывают большие трудности при составлении расписания занятий для детей, отмечают большую загруженность детей именно учебными занятиями, существенное сокращение времени, которое ребенок может уделить самостоятельной творческой и игровой деятельности. Такой крен в заорганизованность детей вряд ли даст возможность развиваться ребенку гармонично. Почти наверняка приведет к ослаблению физического здоровья.

После тщательного анализа программы стало понятно, что многие разделы программы по развитию речи дублируются и логопедом и воспитателем. Выявление повторов в обеих программах и корреляция программного  материала позволит снизить учебную нагрузку детей.

        Обычно прохождение материала в логопедических группах идет по лексическим темам. Такие темы как: «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Ягоды», «Деревья»…- их можно назвать мир растений и темы: «Животные», «Птицы», «Рыбы»…- мир животных изучаются воспитателем на занятиях по экологическому воспитанию. Темы: «Город», «Наша Родина», «Транспорт», «Одежда, «Обувь, «Профессии»… - рассматриваются на занятиях по ознакомлению с окружающим. Логопед проводит такие же занятия, но цели и задачи преследует иные, чем воспитатель.

        Сегодня воспитатель  проводит еженедельно 1 занятие по ознакомлению с явлениями общественной жизни, 1 занятие по экологическому воспитанию, 1 занятие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, 1 занятие по ознакомлению с художественной литературой. Мы считаем, что  не в ущерб программе можно чередовать занятия по экологическому воспитанию с занятиями по ознакомлению с явлениями общественной жизни. Так как логопед на своих занятиях не только проводит коррекцию речи детей, но и воспитывает у детей бережное отношение к животным, к природе, расширяет представления детей об окружающем их мире, воспитывает чувство патриотизма. Изучение двух тем одновременно (например «Дикие животные» - в разделе экологическое воспитание и «Транспорт» - в разделе ознакомление с явлениями общественной жизни) создает ненужную путаницу в головах детей, мешает им стройно и логично закреплять и усваивать полученный во время занятий материал.

        Освободившееся от занятий время может быть использовано ребенком для  творческих игр, произвольного общения как со сверстниками, так и со взрослыми, что помогает перевести полученную на учебных занятиях сумму знаний  из пассивного словаря в активный, закрепить навык самостоятельной речевой деятельности на более высоком лексическом уровне.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР). | Статья по логопедии по теме:

          Характеристика детей с общим

             недоразвитием речи (ОНР).

            При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

      Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.

         Общее недоразвитие речи - это сложное  речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

             В этиологии ОНР выделяются разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, патология натального периода, постнатальные заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка и др.

         Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией в сензитивные периоды развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения. Наиболее сложным и стойким вариантом является ОНР, обусловленное ранним органическим поражением мозга.

            Е. М. Мастюкова придает особое значение в этиологии ОНР перинатальной энцефалопатии, которая может быть гипоксической (вследствие внутриутробной гипоксии и асфиксии в родах), травматической (вследствие механической родовой травмы), билирубиновой (вследствие несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности).

Р.Е. Левина выделила 3 уровня недоразвития речи:

1-й уровень: у детей либо полностью отсутствует речь, либо имеются лишь элементы речи.

          Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазанно, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои "высказывания" ребенок  подкрепляет  мимикой  и  жестами.

2-й уровень: дети используют более развёрнутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено ещё очень резко.

        Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением  непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно. Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут  смыслоразличительной  функции. При воспроизведении слов грубо нарушается звуконаполняемость: отмечаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобления слогов, сокращения звуков при стечении согласных.

3-й уровень:  характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

          На данном этапе дети уже пользуются всеми частями речи,  употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Улучшаются произносительные возможности ребенка. Однако  тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

              Анализируя все три уровня общего недоразвития речи, можно говорить, что у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи.  Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи.    Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

        Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижения вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

      Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно – логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

      Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.

        Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

        Правильная оценка неречевых процессов необходима для выявления закономерностей атипичного развития детей с общим недоразвитием речи и в то же время для определения их компенсаторного фона.

         Детей с общим недоразвитием речи следует отличать от детей, имеющих сходные состояния — временную задержку речевого развития. При этом следует иметь в виду, что у детей с общим недоразвитием речи в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально избирательное отношение к окружающему миру.

         Одним из диагностических признаков может служить диссоциация между речевым и психическим развитием. Это проявляется в том, что психическое развитие этих детей, как правило, протекает более благополучно, чем развитие речи. Их отличает критичностъ к речевой недостаточности.

         Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако по мере формирования словесной речи и устранения собственно речевых трудностей их интеллектуальное развитие приближается к норме.

          Чтобы отграничить проявление общего недоразвития речи от замедленного речевого развития, необходимы тщательное изучение анамнеза и анализ речевых навыков ребенка.

         В большинстве случаев в анамнезе не содержится данных о грубых нарушениях центральной нервной системы. Отмечается лишь наличие негрубой родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем детстве. Неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения также могут быть отнесены к факторам, тормозящим нормальный ход речевого развития. В этих случаях обращает на себя внимание, прежде всего, обратимая динамика речевой недостаточности.

         Таким образом, дети с общим недоразвитием речи (ОНР), обладают пониженной способностью как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что в свою очередь, ограничивает их комбинаторные возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.

          Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи, в развитии мелкой моторики общей координации движений ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Обучение детей с ОНР в общеобразовательной школе

Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термином, в большей степени отражающим новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе. Инклюзия — центральная идея развития современного образования, затрагивающая глубокие социальные и ценностные изменения нашего общества. В основе инклюзии лежит идея включающего общества. Она означает что любой человек (другой расы, вероисповедания, культуры, человек с ограниченными возможностями здоровья) может быть включен в общественные отношения. К группе детей с ограниченными возможностями здоровья относятся и дети с ОНР.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это состояние, связанное с неправильным формированием речи ребенка. Чаще всего данное логопедическое заболевание выявляют в возрасте 3-х лет, когда ребенок начинает активно пользоваться речью. Общее недоразвитие речи не является симптомом какого-либо заболевания у ребенка и проявляется в большинстве случаев при недостаточном речевом внимании к ребенку со стороны родителей. В некоторых случаях ОНР может развиваться на фоне поздно проведенной коррекции патологии ротовой полости. Это может быть короткая подъязычная уздечка, расщелина мягкого или твёрдого нёба. Дети с ОНР к пяти годам, как правило, неправильно произносят от 10 до 20 звуков. Естественными проблемами таких детей в старшем дошкольном возрасте становятся: плохо развитый анализ и синтез фонем, ребёнок не может различать близкие по звучанию или произнесению звуки, часто производит некорректные замены мягких фонем на твёрдые, звонких на глухие, в словах ребёнок может пропускать слоги или звуки. Словарь детей с ОНР беден. Их рассказы схематичны, примитивны, ребёнок не использует разные части речи, а старается максимально сократить предложение. Часты неточности в согласовании слов, пропуски или замены предлогов. ОНР таким образом - нарушение всех составных частей языковой системы: фонетики, лексики, грамматики.

У ребёнка с ОНР как правило, замедленно развиваются память, внимание, артикуляционная и пальчиковая моторика, а также логическое мышление и другие процессы. Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок предметов или картинок после их перестановки, не замечают неточности в рисунках-шутках, не всегда выделяют предметы, геометрические фигуры или слова по заданному признаку. Например, не могут показать на листке только квадраты или только красные фигурки. Важно  заметить, что нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. А сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше.

Нарушение артикуляционной моторики проявляются в нечеткости и слабости движений органов артикуляции при произнесении звуков. Детям трудно держать смычку или наоборот щель, они не могут дотянуться языком  до альвеол и т.д.   Все нарушения артикуляции приводят к дефектному произношению звуков. Связь пальцевой моторики и речевой функции сравнительно недавно была подтверждена исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков. Если движения пальцев соответствуют возрасту, речь соответствует возрасту. У значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения неточные, плохо координированные. Многие держат ложку в кулаке либо с трудом берут правильно кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинки и т.п. Словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Дети не могут обобщать предметы по группам, строить логически связанные, последовательные описания сюжетных картинок.  Суждения детей обычно очень короткие, обрывистые, словесно бедные, порой логически не согласованные. Все выше перечисленные процессы тесно связаны с речью, и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием. Характерные особенности ребёнка с ОНР всегда сразу будут заметны любому педагогу или воспитателю. Это проявляется на занятиях, в игровой и бытовой деятельности. На занятиях ребенок быстро утомляется, начинает вертеться, разговаривать, т.е. перестает воспринимать учебный материал. Либо наоборот, сидит тихо, но на вопросы не отвечает или отвечает невпопад, задания не воспринимает, а иногда и не может повторить ответ товарища.

ОНР относится к группе ограниченных возможностей здоровья, но зачастую дети с таким речевым нарушением попадают в обычные общеобразовательные школы и детские сады, потому что в настоящее время действует государственный закон об инклюзивном образовании. В таких случаях перед педагогом встаёт целый ряд задач: диагностическая, профилактическая, коррекционно-педагогическая, организационно-методическая, консультативная, координирующая, контрольно-оценочная. Все их необходимо реализовать комплексно. Игнорирование хотя бы одной из них неизбежно приводит к ухудшению качества работы над последующими и снижению качества образовательно-коррекционной работы с ребёнком в целом. При этом педагогу не следует забывать и достаточно сильном потенциале других участников коррекционно-образовательного процесса: педагогического коллектива, родителей, самого ребёнка, которые самым существенным образом могут влиять на результативность образовательного процесса.

Обучение ребёнка с ОНР в обычном образовательном учреждении требует совместной и слаженно организованной работы педагога образовательного учреждения, дефектолога или логопеда и, возможно, психолога. Так как зачастую такие дети с началом обучения в коллективе обычной общеобразовательной школы испытывают и ряд психологических трудностей. Речь ребёнка с ОНР явно отличается от речи здорового. Программа общеобразовательной школы предполагает постоянную активность ребенка на уроке. Дети часто отвечают устно с места или у доски. а это большой стресс для детей с дефектами речи.  В общеобразовательных школах классы обычно включают большое количество детей, что создаёт массу трудностей для ребенка с нарушением речевой сферы. Во-первых, это большая аудитория, перед которой нужно отвечать. Во-вторых, это широкий круг общения. Часто такие дети замыкаются, стесняются, плохо идут на контакт, в связи с тем, что испытывают явный дискомфорт в процессе речевой деятельности. Это может спровоцировать появления логоневрозов на почве постоянных переживаний и беспокойства ребенка.

Но проблемы при обучении в массовой школе испытывает не только сам ребёнок с нарушением речи, но и дети, которые учатся с ним в одном классе. Передразнивание, например, может спровоцировать конфликты в классе, подражание может привести к копированию манеры речи заикающегося ребёнка, или его способу чтения. Педагог может столкнуться с  проявлениями негативизма, повышенной агрессивности или ранимости, обидчивости некоторых детей. В процессе общения дети обнаруживают повышенную возбудимость, излишнюю двигательную активность, а другие, наоборот, вялы, апатичны, не проявляют интерес к играм. Встречаются дети с навязчивым чувством страха, повышенной впечатлительностью. Педагог, начиная со знакомства с ребёнком и на протяжении всего обучения, должен уметь налаживать и поддерживать общение и контакт с таким ребёнком. Важна постоянная стимуляция положительными эмоциями и впечатлениями от обучения. Задачей педагога становится не только показать этому ребёнку основы общения и взаимодействия с коллективом и обществом в целом, но и создать положительный климат в классе, чтобы ребёнку-логопату было комфортнее обучаться.

Родители часто не могут решиться отдать ребёнка с ОНР в обычную школу, так как боятся в первую очередь за негативную социализацию ребёнка в коллективе. Им приходится находить дополнительных педагогов-логопедов и психологов, которые могли бы сопровождать ребёнка в процессе обучения и корректировать его нарушения, что тоже является определённой проблемой для родителей. В связи с особенностями в развитии мыслительных процессов, ребёнку будет необходима постоянная помощь в обучении, родительский  контроль. Важна постоянная дополнительная работа с ребёнком.

Педагогу требуется большой опыт, умения и навыки работы с разными детьми, объединёнными в единый коллектив. Нужно суметь уделить отдельное внимание ребёнку с ОНР, не выделяя его явно из всего коллектива, потому что все дети очень чуткие. Они очень точно ощущают отношение учителя к ним и к другим одноклассникам и, если они замечают, что их где-то обделили вниманием, не похвалили, не отметили его успех в задании как у другого, то начинают негативно относиться к учителю. Могут вообще отказаться от работы, или делать её без интереса и увлечения. И этим они будут показывать не только свои эмоции, но и всё же пытаться привлечь внимание учителя, но теперь к их негативному поведению.

Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы требуется соблюдать единый речевой режим в течение всего дня, что означает:

- контроль за речью каждого ребенка;

- исправление речевых ошибок ребенка;

- работа на основе единой лексико-грамматической тематике;

- отработка речевых клише в процессе всех режимных моментов;

- введение в речь детей большего объёма новых слов;

- системная работу над произношением и речью в целом (по указаниям  логопеда).

Всесторонняя коррекция ОНР и одновременное выполнение программы массовой школы невозможно в полном объеме по нескольким причинам: значительная часть учебного времени отводится логопедическим занятиям и занятиям психолога. Детям не хватает запаса знаний и сведений, они психологически зачастую не готовы к такой нагрузке, которая предусматривается в общеобразовательных школах.  Поэтому, необходимо постоянно проводить диагностику успеваемости с учётом всех факторов развития ребёнка. Если необходимо, то упрощать программу обучения, стараться адаптировать её на основе образовательных возможностей данного ребёнка. Дети с ОНР, как правило, ослаблены, расторможены, быстро утомляются, и увеличение допустимой по возрасту учебной нагрузки им противопоказано. Поэтому количество занятий по некоторым  дисциплинам может быть уменьшено, в пользу тех которые у него осваиваются хуже.

В процессе обучения педагог должен ставить перед собой задачи, которые реализуются в ходе образовательного процесса, а именно:

- развитие внимания и памяти – процессов тесно связанных с речью;

- совершенствование словесно-логического мышления;

- развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Только комплексный подход в преодолении ОНР у детей, при активном включении всех участников образовательного процесса является максимально эффективным, способствует оптимальной коррекции речи, повышению уровня речевого развития, формированию общепсихических навыков. Дети могут, в итоге, практически также как и обычные дети осваивать общеобразовательную программу, выполнять указания и инструкции учителя, контролировать себя, повышается их общий культурный уровень, формируется готовность к социальному взаимодействию.

Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими разный уровень речевого развития, проводится в специальных группах для детей с ОНР. В эти группы зачисляются дети с 1 уровнем речевого развития, начиная с 3 лет со сроком обучения 3 – 4 года; дети со 2 уровнем речевого развития, начиная с 4 лет со сроком обучения 3 года; дети с 3 уровнем речевого развития, начиная с 4 – 5 лет со сроком обучения 2 года. Занятия проводятся с подгруппами и индивидуально. Задачи и содержание логопедической работы вытекают из анализа структуры речевого нарушения, а также сохранных и компенсаторных возможностей детей.

В основе формирования устной речи детей лежит обучение составлению предложений разных типов. Последовательность усвоения конструкций предложений, грамматических форм определяется тем, как происходит  развитие речи в норме. Учебный материал, методические приемы каждого этапа работы предусматривает постепенное усложнение, но с обязательной опорой на то, что у ребенка уже сформировалось спонтанно или в результате предыдущей логопедической работы. Учитывая возрастные, характерологические особенности безречевых детей, выраженный речевой негативизм, сниженную эмоциональную активность, необходимо с первых же занятий создавать у ребенка хороший настрой, желание «играть» (заниматься) с логопедом, активно контактировать с ним. Успех первых шагов во многом определяется тем, насколько логопед сможет заинтересовать ребенка, организовать увлекательную для него ситуацию, создать стимул для подражания.

В работе с детьми с первым уровнем речевого развития главными задачами являются следующие: развитие понимания речи; развитие активной подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний; развитие внимания и памяти. С самых первых занятий используются варианты разных упражнений, направленных на развитие у ребенка активного внимания, умения вслушиваться в обращенную к нему речь, выполнять задания на основе словесных конструкций. При этом уточняются значения ряда слов – названий предметов, действий, признаков. Важно, чтобы предметный словарь носил конкретный характер, а действия были наглядными, легко поддающимися демонстрации. Обращения к детям следует обликать в форму побудительных и вопросительных предложений, в которых должны присутствовать одни и те же слова в разных грамматических формах. Такие упражнения проводятся в игровой форме с широким использованием наглядной ситуации, при  этом допускается ответ действием (например, к нам гости пришел Незнайка. Он ищет своих друзей. Кто поможет найти ему собаку Дружка, лису Алису, кота в сапогах? Покажите, у кого  Собака, где лиса Алиса. Кто нашел кота в сапогах?).  рекомендуется включать в занятия задания, состоящие из 2 – 3 инструкций, правильное выполнение которых определяется бытовой ситуацией. Например, «карандаши убери в коробку, кошелек в сумку, платок в карман». Дети должны не только понять содержание задания, но и запомнить его, а затем выполнить в соответствии со словесной инструкцией. После выполнения задания логопед обязательно задает вопрос всем детям, правильно ли выполнено задание. В первый период обучения появляются:

 - обращения типа дай, на, иди;

 - существительные – названия лиц (близких ребенку взрослых и детей) и имена собственные (мама, папа, баба, Ната и др.)

Рекомендуется, чтобы появившиеся звуковые комплексы и слова ребенок проговаривал громко и тихо, быстро и медленно, с разной интонацией. Одновременно подключаются дыхательно-голосовые и артикуляционные упражнения, которые также проводят в игровой форме. Логопед поэтапно формирует у детей первичные навыки разговорной речи в такой последовательности: 1 этап – построение однословных предложений и предложений из аморфных слов – корней. 2 этап -  построение двухсловных предложений с использованием простейших грамматических форм слова. 3 этап – расширение объема предложения. Построение первых сложных предложений. Как только в речи ребенка появляются простые звуковые сочетания, его надо научить постепенно соединять 2 – 3 аморфных слова в самостоятельное предложение типа:»Мати пи» - мальчик спит. Одновременно у детей развивается подражательная способность к воспроизведению двух, а затем и трехсложных слоговых структур.

Постепенное речевое общение усложняют: дети, достигшие 2 уровня речевого развития, должны не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно задавать их друг другу. В первую очередь это вопросы  по поводу окружающих ребенка предметов и хорошо знакомых ему действий.  Эффективно речевое общение на основе и по поводу ручной деятельности (склей полоски). Это помогает уточнению значения слов, преодолевает привычную ситуативность понимания. В процессе диалога закрепляются элементарные формы речи, доступные детям словосочетания. Логопед вопросами, выразительной интонацией направляет диалог в нужное русло. Ввиду того, что дети с ОНР испытывают большие трудности   в запоминании стихов, необходимо включать в логопедические задания заучивание стихотворных текстов. Вначале это должны быть простые двустишия типа: ам-ам кто там? Нужно чтобы дети пытались читать их с разной интонацией.

Коррекционное обучение детей с 3 уровнем речевого развития  предусматриваем: дальнейшее совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических в грамматических средств языка; формирование правильного произношения: воспитание артикуляционных навыков, фонетической стороны речи, слоговой структуры и фонематического восприятия; подготовку к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.  Появление в речи детей прилагательных дает возможность расширять объем предложений путем введения определений. Ребенка учат вслушиваться в речь и различать окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода (про какой предмет можно сказать: голубой? – карандаш). После упражнений по составлению простых предложений переходят к обучению практическому употреблению сложносочиненных предложений с союзами И и А. дети должны овладеть умением устанавливать последовательность событий, правильно выражать ее словами (начался дождь и дети надели плащи). При обучении детей построению сложных предложений рекомендуется использовать отработанные ранее ответно-вопросные формы речи. Сначала ребенок проговаривает лишь 2 часть сложного предложения, которая является ответом на поставленный вопрос, затем сложное предложение произносится полностью. Эффективности обучения способствует демонстрация действий, картинок. Лексический материал включает усвоенные детьми глаголы, существительные и прилагательные. Логопед следит за правильностью грамматического оформления.  Такая работа помогает обеспечить детям не только полноценное речевое общение, но и в конечном счете подготовить их к обучению в общеобразовательной или специальной школе.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Расстройство экспрессивной речи (общее недоразвитие речи) у детей

Расстройство экспрессивной речи (общая гипоплазия речи) - одна из форм специфического нарушения речевого развития, при которой способность ребенка к разговорной речи заметно ниже уровень, соответствующий его умственному развитию, при этом понимание речи обычно не страдает.

Классификация

По логопедической классификации расстройству выразительной речи соответствует общее недоразвитие речи на 1-3 уровне.

При общем недоразвитии речи первого уровня (алалия) ребенок почти молчит, при этом специфические нарушения понимания речи и интеллекта не обнаруживаются (в большинстве случаев интеллект ниже среднего уровня).

Причины и патогенез

В основе нарушений лежит задержка созревания нервных связей, вызванная органическим поражением корковых речевых зон (в постцентральной и премоторной зонах левого доминантного полушария у правшей).Есть данные о роли генетических факторов. Особое значение имеет неблагоприятная социальная среда, в которой ребенок контактирует с людьми, имеющими низкий уровень речевого развития.

Симптомы

Общее недоразвитие речи 1-3 уровня проявляется разной степенью выраженности нарушений выразительной речи. Отмечают бедность словарного запаса, низкий уровень словесного обобщения, сложность развернутого речевого высказывания, грамматические ошибки (ошибки в употреблении словесных окончаний, нарушения словообразования), трудности в употреблении предлогов, глаголов и союзов.Характерно адекватное использование невербальных сигналов, жестов, стремление к общению. Нарушение разговорной речи проявляется с младенчества без длительной фазы нормального использования речи. И хотя нормальное речевое развитие во многом индивидуализировано, отсутствие отдельных слов или близких к ним речевых образований к двум годам или простых словосочетаний по 2-3 слова к трем годам следует расценивать как признак задержки. Недоразвитие речи тормозит развитие познавательной активности ребенка, что часто проявляется задержкой умственного развития в целом.

Дифференциальная диагностика

Дифференциация от вторичных нарушений, вызванных глухотой, основана на аудиометрических данных и наличии качественных патологических признаков речевой патологии.

Дифференциация от приобретенной афазии или дисфазии, вызванной неврологической патологией, основана на наблюдении за периодом нормального речевого развития до травмы или других экзогенных органических воздействий, проявлений эндогенного органического процесса. В сомнительных случаях проводятся инструментальные методы (ЭЭГ, ЭхоЭГ, МРТ головного мозга, КТ головного мозга) для проведения дифференциальной диагностики и установления анатомического очага поражения.

Дифференциация с обычными нарушениями развития основана на таких симптомах, как отсутствие воображаемой игры у детей с общим нарушением развития внутреннего языка, неадекватное использование жестов, нарушения в невербальной сфере интеллекта,

Лечение

Курсы занятий логопедом, занятия с психологом, консультативное лечение у психиатра по показаниям.

Прогноз

Максимально возможное развитие речевой функции и компенсация психических и психоневрологических расстройств.

[1], [2]

.

Развитие речи у детей | healthdirect

начало содержания

2-минутное чтение

Развитие речи у детей значительно различается, даже в пределах одной семьи. Однако дети склонны следовать естественному прогрессу в овладении языковыми навыками, и есть определенные этапы, которые можно определить как приблизительный ориентир для нормального развития.

Как со временем развивается речь?

Младенцы должны узнать, как звучит язык, прежде чем они смогут научиться говорить.

Хотя отдельные дети развиваются по-своему, есть несколько общих закономерностей:

  • Дети от 1 до 3 месяцев плачут и ворчат.
  • В возрасте от 4 до 6 месяцев младенцы вздыхают, крякают, булькают, визжат, смеются и издают разные плачущие звуки.
  • В возрасте от 6 до 9 месяцев младенцы лепечут по слогам и начинают имитировать тоны и звуки речи.
  • К 12 месяцам у ребенка обычно появляются первые слова, а к 18 месяцам до 2 лет дети используют около 50 слов и начинают складывать два слова в короткие предложения.
  • С 2-3 лет приговоры расширяются до 4 и 5 слов. Дети могут узнавать и идентифицировать почти все обычные предметы и изображения, а также использовать местоимения (я, я, он, она) и некоторые множественные числа. Незнакомцы понимают большинство слов.
  • С 3-5 лет разговоры становятся длиннее, абстрактнее и сложнее.
  • К 5 годам ребенок обычно имеет словарный запас на 2500 слов и говорит полными грамматически правильными предложениями. Они задают много вопросов «почему?», «Что?» И «кто?».

Как родители могут помочь в развитии речи?

Вы можете побудить ребенка начать говорить по телефону:

  • Корчить рожи, кричать и рассказывать о своих делах со дня их рождения.
  • Интерактивные игры, такие как прятки и пение детских песен.
  • С раннего возраста смотришь на книги - тебе не нужно читать слова, просто говори о том, что ты видишь.
  • Говорите медленно и четко и используйте короткие простые предложения - если ваш ребенок уже говорит, попробуйте использовать предложения, которые на слово или около того длиннее, чем предложения, которые он сам использует.
  • Избегать тестов, например вопросов «Что это?», Поскольку дети лучше учатся без давления.
  • Не критикуйте неправильные слова и вместо этого говорите слово правильно - например, если ваш ребенок указывает на кошку и говорит «Ка!», Скажите: «Да, это кошка».
  • Позвольте ребенку вести беседу и помогать ему расширять свои мысли.
  • Предоставьте вашему ребенку множество возможностей поговорить и у него будет достаточно времени, чтобы ответить на ваши вопросы.
  • Снижение фонового шума, например, телевизора, и ограничение просмотра телепередач под присмотром детей старшего возраста.

Проконсультируйтесь с врачом или детской медсестрой, если:

  • К 12 месяцам ваш ребенок не пытается общаться с вами (используя звуки, жесты и / или слова), особенно когда ему нужна помощь или что-то желает
  • К 2 годам ваш ребенок не произносит около 50 слов или не начинает сочетать слова.

Узнайте больше о разработке и обеспечении качества контента healthdirect.

Последний раз отзыв: февраль 2019 г.

.

этапов развития речи и языка

Как развиваются речь и язык?

Первые 3 года жизни, когда мозг развивается и созревает, являются наиболее интенсивным периодом для приобретения речевых и языковых навыков. Эти навыки лучше всего развиваются в мире, который богат звуками, видами и постоянным знакомством с речью и языком других.

Похоже, что у младенцев и маленьких детей бывают критические периоды для речи и языкового развития, когда мозг лучше всего способен воспринимать речь.Если позволить этим критическим периодам пройти без контакта с языком, выучить будет труднее.

Каковы вехи развития речи и языка?

Первые признаки общения появляются, когда младенец узнает, что плач принесет еду, утешение и дружеские отношения. Новорожденные также начинают распознавать важные звуки в окружающей их среде, например, голос матери или опекуна. По мере роста младенцы начинают понимать звуки речи, из которых состоят слова их языка.К 6 месяцам большинство младенцев узнают основные звуки родного языка.

Дети различаются по развитию речи и языковых навыков. Однако они следуют естественному прогрессу или расписанию для овладения языковыми навыками. Ниже приведен контрольный перечень этапов нормального развития речи и языковых навыков у детей от рождения до 5 лет. Эти вехи помогают врачам и другим медицинским работникам определить, находится ли ребенок на правильном пути или ему или ей может потребоваться дополнительная помощь.Иногда задержка может быть вызвана потерей слуха, а в других случаях - речевым или языковым расстройством.

В чем разница между расстройством речи и языковым расстройством?

Дети, которые не понимают, что говорят другие (восприимчивый язык) или затрудняются делиться своими мыслями (выразительный язык), могут иметь языковое расстройство. Специфические языковые нарушения (SLI) - это языковое расстройство, которое задерживает овладение языковыми навыками. Некоторые дети с SLI могут не говорить до третьего или четвертого года жизни.

Дети, у которых возникают проблемы с правильным воспроизведением речевых звуков или которые колеблются или заикаются при разговоре, могут иметь нарушение речи. Апраксия речи - это расстройство речи, при котором сложно соединить звуки и слоги в правильном порядке для образования слов.

Что мне делать, если у моего ребенка задерживается речь или язык?

Если у вас есть какие-либо проблемы, обратитесь к врачу вашего ребенка. Ваш врач может направить вас к речевому патологу, который является профессиональным медиком, обученным оценивать и лечить людей с речевыми или языковыми расстройствами.Патологоанатом расскажет вам об общении и общем развитии вашего ребенка. Он или она также будет использовать специальные устные тесты для оценки вашего ребенка. Проверка слуха часто включается в оценку, поскольку проблема со слухом может повлиять на речь и языковое развитие. В зависимости от результата обследования патолог может предложить занятия, которые вы можете выполнять дома, чтобы стимулировать развитие ребенка. Они также могут порекомендовать групповую или индивидуальную терапию или предложить дальнейшее обследование сурдологом (профессионалом здравоохранения, обученным выявлять и измерять потерю слуха) или психологом по развитию (специалистом в области здравоохранения со специальными знаниями в области психологического развития младенцев и детей). .

Какие исследования проводятся по проблемам развития речи и языка?

Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD) спонсирует широкий спектр исследований, направленных на лучшее понимание развития речевых и языковых расстройств, улучшение диагностических возможностей и более точную настройку более эффективных методов лечения. Постоянной областью исследований является поиск лучших способов диагностики и дифференциации различных типов задержки речи. Большое исследование с участием примерно 4000 детей собирает данные по мере того, как дети растут, чтобы установить надежные признаки и симптомы конкретных расстройств речи, которые затем можно использовать для разработки точных диагностических тестов.Дополнительные генетические исследования ищут совпадения между различными генетическими вариациями и конкретными дефектами речи.

Исследователи, спонсируемые NIDCD, обнаружили один генетический вариант, в частности, связанный с определенным языковым нарушением (SLI), расстройством, которое задерживает использование детьми слов и замедляет их овладение языковыми навыками в течение школьных лет. Это первое открытие, которое связывает наличие отчетливой генетической мутации с любым видом унаследованных языковых нарушений.Дальнейшие исследования изучают роль, которую этот генетический вариант также может играть при дислексии, аутизме и расстройствах речи.

Долгосрочное исследование того, как глухота влияет на мозг, изучает, как мозг «перестраивается», чтобы приспособиться к глухоте. На данный момент исследование показало, что глухие взрослые реагируют быстрее и точнее, чем слышащие взрослые, когда они наблюдают за движущимися объектами. Это продолжающееся исследование продолжает изучение концепции «пластичности мозга» - способов, которыми на мозг влияют состояния здоровья или жизненный опыт, - и то, как ее можно использовать для разработки стратегий обучения, которые способствуют развитию здорового языка и речи в раннем детстве.

На недавнем семинаре, организованном NIDCD, собралась группа экспертов для изучения вопросов, связанных с подгруппой детей с расстройствами аутистического спектра, которые не имеют функционального вербального языка к пятилетнему возрасту. Поскольку эти дети настолько отличаются друг от друга, без набора определяющих характеристик или моделей когнитивных сильных и слабых сторон разработка стандартных оценочных тестов или эффективных методов лечения была затруднена. На семинаре была представлена ​​серия презентаций, чтобы познакомить участников с проблемами, с которыми сталкиваются эти дети, и помочь им определить ряд пробелов в исследованиях и возможностей, которые можно было бы устранить в будущих исследованиях.

Что такое голос, речь и язык?

Голос, речь и язык - это инструменты, которые мы используем для общения друг с другом.

Голос - это звук, который мы издаем, когда воздух из наших легких проталкивается между голосовыми складками в нашей гортани, заставляя их вибрировать.

Речь говорит, что является одним из способов выражения языка. Он включает в себя точно скоординированные действия мышц языка, губ, челюсти и речевого тракта для воспроизведения узнаваемых звуков, из которых состоит язык.

Язык - это набор общих правил, которые позволяют людям выражать свои идеи осмысленным образом. Язык может быть выражен устно или письменно, жестами или другими жестами, такими как моргание глаз или движения рта.

Контрольный список для проверки слуха и коммуникативного развития вашего ребенка

От рождения до 3 месяцев

от 4 до 6 месяцев

от 7 месяцев до 1 года

1-2 года

2–3 года

от 3 до 4 лет

от 4 до 5 лет

Этот контрольный список основан на Как ваш ребенок слышит и разговаривает ?, Любезно предоставленном Американской ассоциацией речи, языка и слуха.

Где я могу найти дополнительную информацию об основных этапах развития речи и языка?

NIDCD ведет каталог организаций, которые предоставляют информацию о нормальных и нарушенных процессах слуха, баланса, вкуса, обоняния, голоса, речи и языка.

Используйте следующие ключевые слова, чтобы помочь вам найти организации, которые могут ответить на вопросы и предоставить информацию о развитии речи и языка:

Информационный центр NIDCD
1 Communication Avenue
Bethesda, MD 20892-3456
Бесплатная голосовая связь: (800) 241-1044
Бесплатная линия TTY: (800) 241-1055
Электронная почта: nidcdinfo @ nidcd.nih.gov

Публикация NIH № 13-4781
Обновлено в сентябре 2010 г.

.

целей в области речи и языка в дошкольном учреждении

Это дошкольные годы, когда языковые способности детей действительно развиваются. К пяти годам ваш дошкольник не сможет участвовать в политической дискуссии, но он сможет четко общаться и понимать общение других. Но на самом деле этот навык представляет собой совокупность многих весьма специфических навыков, приобретенных в дошкольном возрасте. Овладение этими навыками - основная языковая цель дошкольников.

Осведомленность о звуках и слогах

К 2 годам ребенок хорошо осознает звуки, принадлежащие его языку. Даже не зная письменности, дошкольники могут рифмовать основные звуки, создавая новые, иногда бессмысленные, звуки, которые по-прежнему являются частью языка, часто вызывая раздражение мамы, сидящей за рулем. Осведомленность о родном языке значительно усиливается в дошкольном возрасте, расширяясь от звуков до более сложных форм фонетической осведомленности, таких как способность сказать вам, сколько слогов в определенном слове.Главный результат развития фонетической осведомленности в дошкольном возрасте - это вновь обретенная способность связывать звуки с письменным языком.

Словарь на 10 000 слов

Дошкольники изучают язык невероятно быстро. Среднестатистической маме может пройти несколько лет, прежде чем она запомнит 10 000 слов на иностранном языке, но средний дошкольник выучит 10 000 слов к тому времени, когда он будет готов пойти в школу. Это изучение слов не без новизны.Ваш дошкольник выучит словарный запас быстрее, чем грамматику. Языковое развитие дошкольника - естественный инстинктивный процесс; он будет использовать подсказки взрослых, чтобы понять, что означают слова, но не как их использовать. Таким образом, дошкольник может знать, что «няня» означает, что мама и папа уезжают на время, а дружелюбная девочка ненадолго остается в доме. Поэтому не удивляйтесь, услышав: «Нина присматривает за мной».

Full Sentences

Будьте готовы пропустить милые предложения детских лет.Дошкольники начинают заполнять эти пропущенные слова при построении предложений. Что касается языкового развития, это больше всего улучшает грамматику. Здесь предлоги и артикли чудесным образом начинают появляться в предложениях. Итак, если вы знакомы с просьбой вашего малыша «сесть на стул», сейчас самое время ценить ее, как только она станет грамматически правильной «сидеть на стуле».

Последовательные предложения

Дошкольник не только начинает составлять правильные и, следовательно, более длинные предложения, но также начинает последовательно соединять предложения.К 5 годам дети будут правильно использовать союзы, такие как «так» и «потому что», например, «Мой воздушный шарик улетел, поэтому я плакал». Это вызывает непрекращающийся поток слов у некоторых малышей-болтунов при немедленном восторге и последующем раздражении родителей. Но такая форма беседы должна понравиться большинству родителей, поскольку показывает интеллект ребенка. Способность связывать связанные предложения свидетельствует не только об улучшении языковых навыков, но и о способности мыслить логически.

Дополнительная информация :

Поговори со мной, детка!: Как ты можешь поддержать языковое развитие маленьких детей

Светский разговор: Как развить языковые навыки вашего ребенка от рождения до четырехлетнего возраста

.

Адаптация детей в школе ✔️: трудности для первоклассников и пятиклассников

Начало осени для многих детей и их родителей тесно связано не только с приятными и волнующими моментами подготовки к школьной жизни, но и с непростым переходом ребенка из статуса дошкольника в статус школьника; от ученика начальной школы до ученика средней школы. В обоих случаях большинство родителей сталкивается с психологическими и социальными проблемами, связанными с новым этапом в жизни их детей - адаптацией к школе и приспособлением к новым условиям привычной школы.Ответ на вопрос «Как пройти этот путь с минимальными затратами для здоровья детей и нервной системы родителей?» - найди в этой статье.

В комплекте:

Период адаптации

Что такое «адаптация ребенка к школе»? В широком смысле слова адаптация - это привыкание к условиям окружающей среды. Адаптация к школе - это пристрастие к систематическому обучению и новым условиям школы. По мнению психологов, адаптация может длиться от 6-8 недель до полугода, а иногда и больше.Почему продолжительность этого процесса так сильно различается? Продолжительность адаптации связана со многими факторами: это «атмосфера» в семье, личность ребенка, уровень его знаний и навыков, тип учебного заведения, уровень сложности программы, пр.

Этапы адаптации

Процесс адаптации обычно делится на три основных этапа, каждый из которых имеет свои особенности.

● Первый этап адаптации называется «Ориентировочный».

Ребенок сталкивается с новыми условиями, изучает ситуацию, границы, нормы и т. Д. Некоторым детям это действительно сложно. Поэтому ребенок часто находится в напряжении: и физически, и психологически. Реакции могут быть ярко окрашены и вырезаны.

Этап длится, как правило, около двух-трех недель.

● Второй этап - это этап «Нестабильное приспособление».

Название говорит само за себя: ребенок начинает адаптироваться. Он или она уже близки к поиску оптимального поведения в предложенных условиях.В детской голове закладываются модели поведения, это позволяет организму тратить меньше энергии, чем на первом этапе. Реакции уже менее эмоционально окрашены.

Продолжительность: около двух-трех недель.

● Третий этап адаптации - «Относительно устойчивая адаптация».

На этом этапе дети приобретают уверенность в выбранных формах поведения, становятся более устойчивыми. Это итоговая оценка концепции «Я школьник, и что это значит»…

Последний этап длится от пяти-шести недель до 1 года.

Особенности адаптации первоклассников

Адаптация ребенка к школьной жизни - сложный, многогранный процесс, благодаря которому ребенок адаптируется к новым условиям, к новому статусу. Гармоничное течение процесса адаптации невозможно без помощи взрослого человека, от которого ожидаются объяснения и уточнения, а также помощь, слова поддержки или просто объятия. Родитель должен понимать, что процесс адаптации носит временный характер, а продолжительность адаптации и дальнейший успех обучения ребенка зависят от того, сколько усилий приложит родитель.

Во многом адаптация ребенка к школе зависит от ситуации в классе. Если младший школьник чувствует себя комфортно, интересно и не боится - это облегчает процесс адаптации.

Дружественная атмосфера в классе - главная задача учителя в этот период. В это время у ребенка повышенная тревожность, внутреннее напряжение, низкая самооценка. Важно дать ребенку возможность работать в удобном для него режиме.Воспитатель должен быть спокойным и сдержанным, обращать внимание на успехи и достижения детей. Если педагог не учтет специфику этого периода, это может привести ребенка к нервному срыву. Поэтому так важно следить за состоянием физического и психического здоровья первоклассника.

Если родитель подозревает, что адаптация ребенка затруднена, он или она должны поговорить с учителем. Кроме того, важно не стесняться обращаться за помощью к специалистам образовательного учреждения (психологам, логопедам, медицинским работникам и т. Д.).)

Особенности адаптации пятиклассников

У любого ученика, переходящего из начальной в среднюю школу, будет другой период - адаптация к новым условиям уже знакомой школы. Этот момент можно назвать переломным в основном потому, что он совпадает с кризисными возрастными изменениями: ребенок перестает учиться в начальной школе, он становится подростком. В это время начинает формироваться личность - обретение чувства зрелости и становление себя как личности.Этот процесс протекает довольно болезненно и приводит к тому, что ребенок начинает отгородить себя от значимых родственников, которые до этого времени играли решающую роль в его жизни. Это проявляется в том, что подросток выступает против любого вмешательства в свою жизнь и часто идет против чувств и желаний взрослых.

Теперь подросток готов строить новые отношения со сверстниками. Именно через дружбу ребенок формирует модели социальных отношений, моральных ценностей и т. Д.

В этот период у ребенка происходят изменения в самооценке. Раньше это было напрямую связано с учебной деятельностью, уровнем знаний и оценкой этих знаний учителем. Сейчас главный критерий самооценки - это уровень общения со сверстниками. Ведущее направление деятельности - безвозвратно общение.

На этом фоне снижается учебная мотивация, падает успеваемость, случаются конфликты с учителями.

Родителям следует помнить, что умственная активность подростков в этот период достаточно высока. Но их развитие сейчас напрямую зависит от эмоций, которые ребенок испытывает во время обучения.

Успех или неудача оказывают значительное влияние на мотивацию обучения. Ведь высокий балл «подтверждает» возможности подростка. Идеальный момент - это когда «оценка» и самооценка совпадают. Если этого не происходит, увеличивается внутренний дискомфорт, который со временем может перерасти во внутренний конфликт.

То есть, когда ребенок переходит из начальной школы в средние классы, он претерпевает не только внешние изменения, но и глубокие, внутренние.

Типы адаптации

Существует два основных типа адаптации ребенка к школе:

Социально-психологическая адаптация

Когда ребенок идет в первый класс, он или она получает новый статус школьника. Вместе с изменением статуса происходит переоценка ценностей: становится важным все, что связано с учебной деятельностью.Ребенок попадает в новый коллектив, его окружают незнакомые лица. В этот момент важную роль играют учитель и родитель. Они помогают настроить ребенка на положительное эмоциональное отношение к школе.

Для гармоничного прохождения периода адаптации важно обратить особое внимание на наличие следующих навыков:

Когнитивные способности

Для большинства детей развитие познавательных способностей - естественный процесс.Но это не значит, что не стоит обращать внимание на более успешное развитие этого навыка. В старшем дошкольном возрасте этот навык развивается параллельно с памятью, вниманием, мышлением и познавательными интересами. Если все эти процессы развиваются гармонично, адаптация будет происходить быстрее и организм ученика будет тратить меньше энергии.

Творческое мышление

В наше время важно думать «не как все». Смысл понятия «белокурая овца» сейчас кардинально меняется.Меняется и отношение к людям с ярким творческим мышлением. Родителям не стоит пугаться, если ребенок умеет «проявлять творчество» и нестандартно мыслить. В будущем это может стать хорошим подспорьем в некоторых критических ситуациях.

Самоорганизация

С началом обучения ребенок попадает в систему с жесткими временными рамками: уроки, перерывы, дополнительные занятия - все в соответствии с определенным временем. Умение управлять и планировать время - очень важный навык для первоклассника.

Кроме того, важно развитие логики, воображения и общения.

Физиологическая адаптация

На плечи школьника ложится огромная физическая нагрузка: умственная в виде усвоения новых знаний и физическая - статическая позиция в процессе обучения. Чем сильнее давление, тем больше энергии тратит тело. Важно не упустить момент усталости.

Трудности и проблемы, с которыми могут столкнуться школьник и его родители

Родителям будущих первоклассников желательно знать основные трудности и проблемы, которые их могут ожидать в начальной школе:

1.Проблема вставания утром

В первые дни в школе, особенно если ребенку это понравилось, он просыпается без каких-либо трудностей. Со временем первый интерес к школе притупляется, начинается рутина, поэтому процесс пробуждения может оказаться не таким простым. Часто утром прямо перед школой ребенок испытывает истерику. Один из способов гармоничного выхода из этой проблемы - «постепенное пробуждение». Это означает, что ребенка следует будить не резко, а постепенно, временным запасом, который позволит ему «впитаться» в постели.

2. «У Алекса есть, так что я тоже хочу!»

Новоиспеченный школьник, помимо процесса обучения и подготовки домашних заданий, активно общается со сверстниками. Высока вероятность, что ребенок увидит другого мальчика / девочку с красивым рюкзаком, крутым айфоном и поймет, что он хочет того же. Здесь перед родителями стоит непростой выбор: найти возможность сделать для ребенка покупку, чтобы не быть хуже других, или не последовать его примеру, но в этом случае ребенок может чувствовать себя неуверенно.Как выйти из ситуации, когда ребенок, закончив школу, заявляет: «Хочу планшетного Алекса»? Лучший вариант: предложить студенту сэкономить. Тем самым вы воспитываете грамотное отношение к деньгам, даете ребенку «возможность» принять окончательное решение: «Так ли это нужно или лучше купить что-то другое?»

3. Опасное домашнее задание

Очень важно, чтобы дети делали домашнее задание самостоятельно! Родитель всегда может помочь, но только после того, как попросит об этом.Поддержка со стороны родителей в этот момент обязательна: вы можете просто находиться в комнате, помогать переформулировать сложное в простое, но не выполнять работу за ребенка. Первостепенная задача взрослого - помочь организовать учебное пространство: где будут размещены учебники и тетради, ручки и карандаши и т. Д.

Позволить ребенку быть независимым не означает отпустить его: вы можете контролировать ситуацию, не навязывая ее. Так вы даете понять своему ребенку: «Я вам доверяю!» и «Ты можешь все!»

Условия успешной адаптации

К наиболее удачным условиям адаптации относятся:

  1. наличие полной семьи;
  2. высокий уровень образования родителей;
  3. адекватных методов воспитания;
  4. уважение прав ребенка;
  5. Готовность ребенка к школе;
  6. Положительное отношение в семье к статусу школьника.

Признаки успешной адаптации:

1. Удовлетворенность процессом обучения.

Ребенок с удовольствием рассказывает о школе и с удовольствием ее посещает.

2. Освоение программы.

Ребенку не составляет особого труда справиться с поставленными задачами. Если ребенок работает по традиционной программе, но испытывает трудности, важно поддерживать его, не сравнивая с другими детьми, не упрекая и не указывая на недостатки.Если возникают трудности при обучении в рамках сложной программы (например, при углубленном изучении предмета), родителям стоит подумать о переходе на обычную программу.

3. Степень независимости.

Ребенок должен выполнять задания самостоятельно; только после безуспешных попыток он может обратиться за помощью к взрослому. Многие взрослые начинают помогать с самого начала - и это большая ошибка. К такому варианту подготовки домашнего задания ребенок быстро привыкает, и в будущем ему будет сложнее делать это самостоятельно.

4. Удовлетворенность учителем и одноклассниками.

Это одна из главных особенностей. Если у ребенка гармоничные отношения с учителем и одноклассниками, процесс адаптации пройдет с наименьшими затратами.

Общие рекомендации для родителей - советы психолога

Похвала

Каждая мама, помогая делать домашнее задание своему ребенку, замечает ошибки. Но она просто хочет, чтобы ребенок правильно написал и выполнил все задания! В этот момент внутренний критик матери, исключительно из любви к ребенку, начинает искать недостатки, указывая на ошибки ...

Родителю важно замечать, что у ребенка хорошо получается, чтобы сосредоточиться на этом.Это придаст уверенности и у студента появится желание стать лучше!

График подготовки домашнего задания

Чтобы понять, как лучше всего подойти к домашнему заданию, родителям необходимо понаблюдать за своим ребенком и ответить на несколько вопросов:

  • Легко ли ребенку «попасть на работу»?
  • сколько времени нужно на «разгон»?
  • как долго после включения он может работать, не уставая?
  • как быстро истощение?

Детям, которым трудно выполнять домашнее задание, лучше всего начать с литературного чтения.А тем, кто быстро истощается, нужно делать перерывы в математике.

Не требуйте слишком многого!

Родителям важно понимать и осознавать возможности ребенка. Для этого вы можете просто наблюдать: что у начинающего ученика получается хорошо, а что нет. Ставьте «цели» мягко, немного выше возможностей ребенка или в соответствии с ними.

Ставки на уверенность

Маме и папе очень важно знать «сильные стороны» своих начинающих учеников.Для этого ответьте на вопросы:

• «что меня радует в моем ребенке?»

• «что он или она умеет делать хорошо?»

Помогая своему ребенку стать уверенным в себе учеником, положитесь на то, в чем он хорош.

Всегда должна быть возможность успокоиться

Многие родители не знают, как успокоить ребенка в случае горя, разочарования и слез. В такие моменты очень важно разделить чувства ребенка и позволить ему или ей выразить их.В таких случаях нельзя произносить такие фразы: «Не обращай внимания!», «Это не важно…», «Это мелочи!» И т. Д.

Укажите, что понимаете чувства детей: «Я знаю, что вы расстроены» и внимательно попросите рассказать, что произошло. Пока ребенок будет рассказывать, будут выражаться эмоции, и ребенок может почувствовать себя лучше.

Кроме того, родителям рекомендуется соблюдать следующие рекомендации:

  • развивают «чувство» времени у начинающего студента;
  • научите держать все в порядке;
  • помните, что ребенок тоже имеет право на ошибку;
  • дайте вашим детям возможность позаботиться о себе.

Медицинские рекомендации

  1. Стабильный распорядок дня. Привести ребенка в этот режим важно не сразу, а постепенно.
  2. Хороший сон.
  3. Удобное рабочее место. Важно правильно подобрать мебель (подходящую для роста ребенка) и расположить свет слева от ребенка.
  4. Прогулки на свежем воздухе (не менее двух часов в день).
  5. Отдых после школы (желательно со сменой деятельности).
  6. Рационально здоровое питание.
  7. Положительное отношение к окружающим.
  8. Стремление к успеху.
  9. Исключите просмотр телевизора и компьютерные игры перед сном.

Подводя итог, можно сказать, что адаптация к школе - серьезный путь, пройдя который ребенок выходит на новую ступень развития. Если его будут сопровождать слаженные работающие родители, педагог, психолог и медицинский работник, этот путь не будет слишком длинным и тернистым.


.

% PDF-1.4 % 360 0 объект > endobj xref 360 50 0000000016 00000 н. 0000002155 00000 н. 0000002320 00000 н. 0000002799 00000 н. 0000003077 00000 н. 0000003555 00000 н. 0000004049 00000 н. 0000004622 00000 н. 0000004736 00000 н. 0000004848 00000 н. 0000005390 00000 н. 0000005665 00000 н. 0000006322 00000 н. 0000007038 00000 п. 0000007065 00000 н. 0000007735 00000 н. 0000007877 00000 н. 0000008608 00000 н. 0000009169 00000 н. 0000009792 00000 н. 0000010378 00000 п. 0000010492 00000 п. 0000011072 00000 п. 0000012620 00000 п. 0000013052 00000 п. 0000013122 00000 п. 0000013231 00000 п. 0000058439 00000 п. 0000058722 00000 п. 0000059300 00000 п. 0000103160 00000 н. 0000103429 00000 н. 0000135802 00000 н. 0000170199 00000 н. 0000170740 00000 н. 0000171312 00000 н. 0000171601 00000 н. 0000181331 00000 н. 0000181394 00000 н. 0000181625 00000 н. 0000181680 00000 н. 0000181763 00000 н. 0000181841 00000 н. 0000181880 00000 н. 0000189235 00000 н. 0000189770 00000 н. 0000190241 00000 н. 0000190365 00000 н. 0000001972 00000 н. 0000001322 00000 н. трейлер ] / Предыдущая 284471 / XRefStm 1972 >> startxref 0 %% EOF 409 0 объект > поток hb```b``kc`2 @ (sn7ry {B8Q NYB} k 0ZdjxhiNH, 'dT6Ln͆ = jy ^ m} yO: ye7> * q] {* yKOʇ # xriKF} Xf%! = Skz & | ^ so [üvU96 ra ݭ BAIAk

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.