О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Творческие задания для развития одаренного ребенка


Подборка игр и упражнений для развития творческой одаренности детей

9. Подбор игр и упражнений

для организации работы с одаренными детьми.

Упражнения для развития творческого мышления

В современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным мышлением.

Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий.

Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.

В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности.

Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).

Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.

Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.

Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.

Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет - яркий, ласковый, живой;

солнце - ...

утро - ...

лампа - ...

костер - ...

свеча - ...

Темнота - закрытый, ночной;

ночь - ...

вечер - ...

пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;

бревно - коробка;

облако - дверь;

кукла - снег.

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного.

2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.

3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если ...

"... дождь будет идти, не переставая."

"... люди научатся летать, как птицы."

"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."

"... оживут все сказочные герои."

"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:

Светофор, мальчик, санки.

Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.

Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.

Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.

Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.

Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).

Рис. 4. Примеры необычного использования деталей строительного конструктора

Задача на логическую связку “не”.

(Для 6 лет.) Нарисуйте три домика. Задание: в каждом из этих домиков живет только одна цифра – 1, 2 или 3. Спросите: “Где какая цифра живет, если в первом домике нет цифр 1 и 2, а во втором не живет цифра 1?” Можно заменить цифры на фигуры. Возле каждого домика нарисуйте светофор. Пусть ребенок раскрасит цифры или фигуры, которые не живут в этом домике, в красный цвет, а те, которые живут, – в зеленый. Начнем с первого домика, где не живут цифры 1 и 2. Значит, в нем живет цифра 3. В других двух домиках живут цифры 1 и 2, так как эти цифры остались. Во втором домике не живет цифра 1, значит, в нем живет 2. Остался третий домик, где живет цифра 1.

Игра «Маленький спектакль». (Для детей от 5 лет.) Дети впитывают все новое, как губки. Для этого достаточно разыграть перед ними мини – спектакль и вовлечь в игру.

Вот малышам предлагается пройти изображенный на карточке лабиринт и провести гномика по тропинке к волшебному кладу. Педагог рассказывает сказку о маленьком человечке и спрятанных сокровищах. И вот уже гномик отправился в путешествие, а малыши увлеченно помогают своему герою.

Игра «Маленький спектакль». (Для детей от 5 лет.)

Зайчик и Мишка решили встретится около озера, Как им помочь? Для наглядности ребенок ставит на карточку фигурку и вот уже дети отправились к озеру и т. д.

 

Игра “Прими правильное решение”.

(Для детей 6 лет.)

“А реши, по какой дорожке лучше идти домой: по короткой, но опасной (без светофора), или по соседней, где идет стройка, а может по той, которая самая длинная ”.

Дети рассуждают, а педагог подсказывает свое решение проблемы.

План-конспект занятия на тему: Творческое задание как форма работы с одаренными детьми. Концепция инновационной деятельности

В копилку воспитателя

Творческое задание как форма работы с одаренными детьми. Концепция инновационной деятельности

Введение

В своей педагогической практике большое внимание уделяю, одной из актуальных проблем в современной педагогике и психологии, творческим заданиям в художественной деятельности детей с признаками художественной одаренности.

Известно, что признаки одаренности, по которым мы судим о ребенке, могут быть кратковременными, то есть относящимися преимущественно к данной поре жизни и не свидетельствующими об устойчивых индивидуальных свойствах. А могут иметь долговременное значение, то есть выражать подлинное становление индивидуальности и быть предвестником более зрелых достижений.

Хочу отметить, что в своей педагогической деятельности опираюсь на труды Н.С.Лейтеса. Он говорит, что слово “Одаренность” должно было бы применяться лишь в тех случаях, когда выдающиеся свойства ребенка – действительные предпосылки, ведущие к будущей зрелой одаренности. Но судить об этом в годы, когда индивидуальные признаки еще не достаточно отделены от возрастных, чрезвычайно трудно. “Я согласен с тем, кто избегает словосочетание “одаренный ребенок” в плане жесткой констатации статуса данного ребенка. В практической работе с детьми вместо понятия “одаренный ребенок” лучше использовать понятие “ребенок с признаками одаренности”, - считает Н.С.Лейтес.

Б.М. Теплов отмечал, что следует размечать предвидение масштаба свершений и оценку своеобразия одаренности. Он писал, что высота одаренности обнаруживается лишь по результатам жизненного дела человека, а ее направленность и своеобразие проявляется гораздо раньше: в устойчивых интересах и склонностях, в большей или меньшей успешности выполнения разных видов деятельности, в сравнительной легкости усвоения разных предметов.

Интерес к проблеме обусловлен тем, что современная культура, в которой мы выросли и существуем, носит односторонний характер (ее называют “рационалистической”, “левополушарной”). В этих условиях художественно-творческий потенциал человека остается чем-то невостребованным, необязательным. Он пробивается вопреки всему только в случаях особой одаренности, а потому кажется редким и “экзотическим” по самой своей природе. А способности интеллектуального плана необходимы, и потому, в той или иной степени развиваются у всех людей.

Вопрос этот далеко не отвлеченный, он имеет прямое отношение к образовательной практике. В своей работе я проследила путь, что же необходимо для того, чтобы, как можно больше детей получили художественное развитие. И тогда одни дети выделятся в тех, кто “рожден для искусства”, а все остальные получат максимум, соприкоснуться с тем изначальным и главным в искусстве, в художественном творчестве, что поможет им в дальнейшей жизни ценить настоящее искусство, самостоятельно разбираться в нем, искать общения с ним.

Считаю, что такое понимание художественной одаренности, которое присуще всем детям и получает особое развитие у некоторых, имеет главное значение в повседневной практике педагогики искусства.

Ключевым вопросом моей концепции является то, что творческое задание – это задание на выразительность. Придерживаюсь мнения, что на уроках изобразительного искусства, творческая деятельность учащихся есть сердцевина содержания художественного образования. Действительно, приобретенные на уроках искусства знания, умения и навыки представляют собой ценность постольку, поскольку они могут быть применены учащимися в художественной, творческой, по своей сути, деятельности. И только на основе данной деятельности в рамках занятий искусством происходит формирование эстетических, нравственных, мировоззренческих отношений учащихся, формирование их духовной культуры. Соответственно, творческое задание, направленное на создание учащимися нового художественного образа или его фрагмента, будучи средством педагогического управления художественной деятельностью учащихся, является центральным элементом урока искусства.

Цель моей педагогической деятельности - создание максимально благоприятных условий художественного развития для всех детей вне зависимости от одаренности.

Для ее достижения решаю следующие задачи:

  • целенаправленно развивать эстетическое отношение к миру, создавая выразительную художественную форму: словесную, изобразительную, пластическую;
  • направлять детей на авторское преобразование впечатлений;
  • развивать воображение как способность создавать выразительные образы.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОДАРЕННОСТЬ

В своей педагогической практике опираюсь на мнение А.Мелик-Пашаева. Он считает, что недостаточно работать так: выявить специально одаренных детей, а потом создавать для них особые оптимальные условия развития. Остальным довольно того, что входит, да и то больше по привычке, в так называемый образовательный минимум.

Считаю, что нужно другое: создавать максимально благоприятные условия художественного развития для всех. А в этих условиях тот, кто, образно говоря, “рождён для искусства”, непременно выделится сам, быстрее найдёт себя, само определится как возможно будущий живописец или поэт, актёр или музыкант. И начнёт искать источники развития уже за рамками общеобразовательных программ. Но и все остальные получат не “минимум”, а скорее “максимум”: соприкоснуться с тем изначальным и главным в искусстве, в художественном творчестве, что поможет им в дальнейшей жизни ценить настоящее искусство, самостоятельно разбираться в нём, искать общее с ним, чувствовать себя полноправными наследниками художественной культуры человечества.

Такое понимание художественной одарённости как двуединого качества, которое присуще всем детям и получает особое развитие у некоторых, имеет определяющее значение для стратегии и повседневной практике педагогики искусства.

Только в искусстве плоды творчества детей 5, 7, 9 лет получают признаки профессионалов. Удачные произведения отдельных детей уже представляют собой художественную ценность. Недаром выдающиеся мастера разных видов искусства последнего столетия считали нужным многому учиться у детей, имея в виду не только какие то черты детского мироощущения, но даже и способы создания выразительного образа.

Известно, что художественное детское творчество несет ярко выраженные черты возрастного своеобразия. В течение 4-5 лет большинство детей оказываются на высоте художественной возрастной одаренности и очень важно не упустить этот сензитивный период, создать именно в младшем возрасте самые благоприятные условия для художественного творчества.

Считаю, что для большинства детей художественное творчество сменится другими интересами, но то, что они успевают приобрести в этот период интенсивного общения с искусством, останется ценным личностным достижением. А с другой стороны, в таких условиях “проявляются” те немногие дети, отмеченные индивидуальной художественной одаренностью.

Создавая свои произведения, ребенок в пору возрастной одаренности испытывает такое отношение к миру, которое характерно для людей искусства, и приводит к зарождению художественных замыслов и попыткам создать художественное произведение. Как утверждает А.Мелик-Пашаев,что одних “приводят”, а других – “не приводят”., тут может быть и пролегает граница между “возрастным и индивидуальным” в художественной одаренности. Человек начинает все более остро чувствовать и сознавать особую ценность впечатлений, встреч, неповторяющихся мгновений бытия, которую они приобретают в свете эстетического отношения к миру; и ищет возможности их удержать, сохранить – и для самого себя и для других. А сделать это можно, создавая выразительную художественную форму: словесную или изобразительную, музыкальную или пластическую. Так человек, взрослый или маленький, начинает действовать как художник, творец, автор.

В своем педагогическом опыте вижу подтверждение мнения А. Мелик-Пашаева о проявлениях индивидуального в художественной одаренности:

  • устойчивая, свободно направляемая склонность к занятиям искусством;
  • самостоятельная постановка специфической для любого искусства задачи на создание выразительного образа;
  • направленность на преобразование впечатлений жизни, отбор акцентирование, позволяющее в наиболее выразительной форме воплотить замысел.

Иными словами, огромное значение имеет художественное творчество ребенка. Специфические изобразительные способности вторичны, хотя столь же необходимы. Они более очевидны. Их выявление и развитие требуют, конечно, педагогического опыта, когда мы можем оснащать ребенка средствами, которые нужны ему для достижения его целей. Такое отношение целей и средств – неотъемлемый признак развивающей педагогики искусства.

Цель – это решение конкретной творческой задачи. А все остальное – способы и приемы художественной деятельности, технологии, материалы и т.д. ребенок должен осваивать как средства для решения этой реальной творческой задачи. Цель должна опережать и привлекать средства ее достижения. Творческие задания помогут детям воплотить, осмыслить, овладеть необычным опытом, когда благодаря художественному творчеству и раскроется их художественная одаренность.

ВОЗМОЖНО ЛИ ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Известно, что в преподавании изобразительного искусства существуют два основных подхода, которые издавна соперничают друг с другом. Как говорит Н.С. Лейтес: “академическое обучение и свободное воспитание. В первом, детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями профессионального реалистического искусства. При такой системе дети могут приобрести некоторые изобразительные навыки (в массовой школе это удается редко), полезные во многих специальностях и житейских ситуациях. Но они не получат опыта решения художественных задач, не приобщаясь к искусству. Это - обучение без творчества”. Существует другой “подход, при котором детям создают благоприятную среду и условия для творчества, но не оказывают целенаправленного педагогического воздействия. В этом случае имеет место творчество без обучения. Оно поднимается на волне "возрастной талантливости" и вместе с ней сходит на нет”. Соглашаюсь с мнением Н.С. Лейтеса, что необходим третий путь целенаправленного руководства творческим развитием детей. Художественное творчество не может быть "повторением чего-то преподанного другим человеком, поэтому традиционная педагогика теряет контроль над процессом художественного развития ученика. Мое дело как учителя - вести занятия так, чтобы перед ребенком всегда стояла творческая задача и видеть в каждом ученике потенциального художника.

Творческое задание трудно вычленить "в чистом виде", отделить от других аспектов педагогической работы, например от обсуждения, и оценки результатов. Сама эта тема настолько многогранна, что на сегодняшний день и речи быть не может о том, чтобы описать какой-то бесспорный инвариант предъявление творческого задания. Считаю, что многообразие решений дает пищу для размышлений и собственного творчества.

Известно, что творчество - то, что рождается свободно, по внутреннему побуждению, из глубины индивидуальности художника (взрослого или ребенка). Создавая художественный образ, человек, по выражению М. Пришвина, переводит жизнь свою в слово (в изображение, музыку, танец…). А поскольку жизнь эта - его, и только его, никто другой, в том числе и самый гениальный педагог, не может заранее знать, каким именно должен родиться образ, чтобы "правильно" выразить суть творческого замысла ребенка.

Считаю, что необходимо целенаправленно, сознательно помогать тому, чтобы творчество не гасло, а развивалось. Именно для этого применяю в своей работе “творческое задание”.

В чем может заключаться задание, если не известно, как следует его выполнить? По мнению А.А. Мелик-Пашаева, педагог не знает, каким родится образ под рукой ученика. Зато знает, что всякий художественный образ представляет собой выразительную форму, то есть, попросту говоря, выражает чувства и мысли автора с помощью подходящих, адекватных замыслу художественных средств. Поэтому, творческое задание с одной стороны, обращено к чувствам и мыслям ребенка, его внутреннему миру, с другой – направлено на поиски выразительной и понятной другим формы воплощения чувств, мысли, оценки изображаемого, как именно этот ребенок в этот - период своей жизни "должен" выполнить задание.

Таким образом, творческое задание - это задание на выразительность.

В своей педагогической работе, припоминаю таких детей, которые могли успешно выполнить любое задание, в том числе и творческое, именно в том понимании, о котором сказано выше. Но, тем не менее, искусство не обладало для них ценностной значимостью, и они сами не порождали творческие замыслы. Считаю главное в том, что благодаря творческим заданиям ученик бывал в авторской позиции, понял, что значит быть автором художественного произведения.

СПЕЦИФИКА ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

Деятельность учащегося, выполняющего художественно-творческое задание, всегда основывается на природным материалах. Любой природный материал бесконечен в своих проявлениях - звуке, цвете, фактуре, объеме, движении, и среди этих проявлений ученик должен выделить то, что может послужить элементом создаваемого им художественного произведения. В своих учениках взращиваю такое качество, как достижение оригинальности художественного образа, которое определяется зоркостью видения и остротой восприятия жизни, эстетическим вкусом и воображением художника. Иными словами, это индивидуальность ученика, которая безгранично расширяет сферу целеполагания его художественной деятельности. Индивидуальность ученика прослеживается и в методах художественно-творческой деятельности, которые отличаются огромным многообразием. Неотъемлемой стороной индивидуальности ученика является мастерство художника, его умение точно и красиво выразить свою мысль.

Творческие задания на уроках изобразительного искусства, подразделяю:

  • целостные, связанные с созданием художественного продукта в его полном виде;
  • фрагментарные, направленные на решение, каких либо частных художественных проблем в процессе работы над этим продуктом.

Считаю, что творческое задание невозможно без учебного упражнения, когда поиск решения осуществляется совместно с учителем и учеником. Решая даже учебную задачу, дети совершают действия, которые нельзя считать исполнительскими или “техническими”. Свою задачу вижу в том, чтобы направлять ход решения в соответствии с тем общим способом, который ученики осваивают в процессе решения задачи. Таким образом, по моему мнению, кроме действия, которым надо научить детей, учебные задачи включают и создание ситуаций, пробуждающих творческую активность детей. При решении творческой задачи – это обязательное условие успешного развития учеников.

Творческое задание, связанное с созданием целостного продукта, способно вызвать к себе интерес школьника своей содержательной осмысленностью, но одновременно предъявляет высокие требования к его творческим возможностям. Считаю, что развить их можно, выделяя ту или иную проблему художественно-творческого процесса и заостряя на ней внимание ученика с помощью фрагментарных творческих заданий. В своей работе обратила внимание, что целостные творческие задания могут оказаться для ученика слишком сложными, а фрагментарные - превратиться в скучные упражнения. Равномерно распределяю задания и учебные упражнения, чтобы и увлеченность ученика сохранить и плавно подвести его к полноценным видам творчества.

Творческие задания подразделяю по видам художественной деятельности: живопись, графика. Помимо основных, творческие задания связываю с вспомогательными видами художественной деятельности: гризайль; гратаж; монотипия и др. Работаю с учащимися над различными техниками: гуашь, акварель, гелевая ручка и т.д.

ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

  • -чудо-зверь (фантастическое животное, составленное из элементов различных зверей и птиц)
  • -стилизация природных форм (переработка в декоративные формы)
  • -сказочные птицы, птицы-фантазии, животные
  • - заколдованные деревья
  • -город будущего (город-фантазия)
  • -геометрические тела и фигуры в создании различных образов (человек, животное, город и т.д.)
  • -волшебные очки (создание рисунков из заданных геометрических фигур)
  • -портрет-эмблема (создание портрета человека через символы)
  • -портрет, составленный из изображений овощей, фруктов, цветов
  • -необычная игрушка из необычного материала
  • -иллюстрация пословицы или поговорки
  • -создание буквицы к определенному тексту, к сказке
  • -стилизация букв и слов под исторические, национальные особенности
  • -слово - образ (изображение внутреннего содержания  через внешний образ)
  • -сочинение мини стихов к изображению
  • -создание в технике монотипии случайного образа и дофантазирование
  • -переработка реальных изображений в декоративные и  наоборот
  • -сочинение орнаментов на определенную тему (например «Башкирское гостеприимство»)
  • -создание образа природного явления в образе человека
  • -досочинение картины
  • -составление кроссвордов по изобразительному искусству
  • -составление ребусов и шарад с применением изображений -и т.д.

В выполнении заданий учащиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, тычком, кистью, пером;  использование монотипии, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами и т.д.

Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа.

Для развития творческих способностей детей на занятиях изобразительного искусства я использую следующие методы обучения:

  • 1.Метод «открытий» .Творческая деятельность порождает новую идею – открытие. 
  • 2.Метод привлечения жизненного опыта детей .В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.
  • 3.Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из возможных.
  • 4.Метод свободы в системе ограничений. Постоянно тренирую творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, с другой – приучаю четко выполнять ограничения.
  • 5..Метод диалогичности.Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова  активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.
  • 6.Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках я демонстрирую многовариантные возможности решения той же задачи. 
  • 7.Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные творческие результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Считаю, что можно и нужно давать творческие задания, благодаря которым ученик понимает, что значит быть автором художественного произведения. Задавая тему и средства работы, я создаю благоприятную среду, в которой развернется собственное творчество ребенка. Таким образом, творческое задание:

  • ставит ребенка в позицию творца, вплотную подводит к той черте, за которой может начаться порождение собственных замыслов;
  • способствует резкому расширению сферы внимания и объема сознания у детей; освоению методов планирования своей деятельности;
  • формирует возможности воображения на основе комбинации света, цвета, формы и пространства в технике ребенка;
  • повышает уровень концентрации внимания и психологической работоспособности.

К тому же у учителя появляется дополнительная возможность для выявления одаренных детей.

Большое значение для решения творческих задач имеют знания учащихся по цветоведению. С этой целью, после курсов кемеровской художницы Галины Николаевны Писаревской, мною разработаны наглядные пособия, которые показаны в каждом приложении 1. Там же приведены примеры детских творческих работ.

В приложении 2 показаны, наглядные материалы, разработанные для темы “Мазок в живописи”.

Как я говорила выше, многообразие решений творческих заданий дает пищу для размышлений и собственного творчества учителя. Поэтому в следующем приложении 3 предлагаю наглядный материал для уроков в 7-ом классе на тему “Фигура человека”, который поможет в совместном поиске, учителя и ученика, решения поставленной задачи. Научившись изображать фигуру человека (в статической и динамической позе), учащиеся работают над следующей творческой задачей: “Образ времени года через изображение фигуры человека”. По моему мнению, работа над творческим заданием будет состоять из трех этапов:

  • На первом уроке – работа над учебным упражнением. Моя задача состоит в том, чтобы направлять ход выполнения задания: пропорции фигуры человека, динамика движения, композиция.
  • На втором уроке учащиеся выполняют фрагментарное творческое задание – создание фона для композиции будущей творческой работы. Художники обращают внимание на цветовое предпочтение, применяют символику цвета для выбранного времени года.
  • На третьем уроке выполняется творческое задание, направленное на решение художественного образа “Времени года” через изображение фигуры человека. Задание включает в себя этапы работы предыдущих уроков: учебное упражнение и фрагментарное творческое задание. В качестве примера выполнения задания предлагаю детские творческие работы.

Считаю нужным сделать следующий вывод, что творческая деятельность учащихся составляет ядро содержания художественного образования, творческое задание является центральным элементом урока искусства. Насыщение этого урока творчества позволяет решить важнейшую задачу художественного образования – формирование художественной культуры учащихся как части их духовной культуры, а также является ничем не заменимым средством воспитания мыслящей, творчески активной личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабаева Ю.Д., Летис Н.С., Матюшина Т.М. Психология одаренности детей и подростков. М.: 1996. – 416 с.
  2. Богоявленская Д.Б., Бабаева Ю,Д., Брушлинский А.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: 1997.- 416 с.
  3. Красильников И.Н. Творческое задание на уроках искусства. // Искусство в школе 2003.- №3.- с.10-12.
  4. Лейтес Н.С. Что значит “одаренный ребенок”.// Искусство в школе 2002.- №3.- с.3-7.
  5. Мелик-Пашаев А.А. Возможно ли “творческое задание?” //Искусство в школе 2003.- №3.- с.3-4.
  6. Мелик-Пашаев А.А. О художественной одаренности возрастной и индивидуальной.// Искусство в школе 2002.-№3.- с.7-12.
  7. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.// Знание.: Педагогика и психология 1981.- №1.

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством творческой игры

Библиографическое описание:

Ходеева, С. Ф. Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством творческой игры / С. Ф. Ходеева, Е. Ю. Белоусова, М. Н. Клевцова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 232-234. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10423/ (дата обращения: 10.11.2020).



Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в дошкольном учреждении должны закладываться первые основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытий, стремление узнавать много нового рождается в детстве. Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

В дошкольном периоде закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие способности — это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. Развитие творческих способностей у детей составляет важную задачу процесса их обучения и воспитания, так как способствует проявлению инициативы и познавательной активности, стимулирует интерес к творческому поиску, открывает возможности активного познания мира и себя.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Педагоги дошкольного учреждения уделяют особое внимание развитию творческой одаренности по средствам воображения. Воображение — это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее. В жизни детей большую роль играет воображение, чем в жизни взрослого человека. Ребенок может создавать в своем воображении разнообразнейшие ситуации. Неустанная работа воображения является важнейшим способом познания окружающего мира, психологической предпосылкой развития способности к творчеству. При помощи воображения ребенок стремится выйти за пределы личного практического опыта и освоить нормативы социального пространства. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового.

Именно в игре, ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее, вводить в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет.

Через игровые действия дети пытаются удовлетворить активный интерес к окружающей жизни и формируют при этом свои комбинации различных жизненных ситуаций, где как бы перевоплощаются во взрослых, в героев художественных произведений, в животных. Создавая таким образом игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают. Игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Творческие игры, какого бы вида они ни были, должны выполнять свою основную функцию — развивать ребенка во всех направлениях, в том числе и в творческом. А чтобы результативность их была эффективной, необходимы материалы и атрибуты, тогда игры будут проходить весело и интересно. Творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. С помощью игр познается окружающий мир, воспитывается творческая инициатива, пробуждается любознательность, активизируется мышление. Игра влияет на интеллектуальное, эстетическое, духовное, нравственное развитие ребенка, учит соотносить свою позицию с позицией другого человека.

Чтобы развить творчески одаренную личность с детьми можно поиграть в творческие игры, такие как:

1. Игра «Волшебные кляксы» на развитие творческого воображения; умения находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

2. Игра — «Неоконченный рисунок», в которой развивается творческое воображение.

Детям раздать листы с изображением недорисованных предметов. Предложить дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

3. Игра «Поможем художнику», в которой развивается умение детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека, цветные карандаши или краски.

Рассказать, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Совместно с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

Затем предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

4. Игра «Волшебные картинки» на развитие умения воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздать карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение размещено на карточке так, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки. Дети рисуют цветными карандашами.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети превращают в любую картинку. Для этого надо дорисовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

5. Игра «Разные сказки» на развитие воображения различных ситуаций, используя в качестве плана наглядную модель.

На демонстрационной доске выстраивается любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предложить придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

6. Игра «Придумай и свой конец сказки» на развитие творческого воображения.

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…»

7. Игра «Сказочное животное (растение)» на развитие творческого воображения.

Дети придумывают и рисуют фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, даёт название нарисованному. Другие дети находят в его рисунке черты настоящих животных (растений).

Творческие игры детей заключают в себя потенциал, который оказывает большое влияние на развитие одаренности у детей.

Складываясь в игре, воображение передаётся в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении сказок, стихов. Так же, как и в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге. Сочиняя сказки, стихи, дети отображают знакомые образы и нередко воспроизводят запомнившиеся фразы. При этом младшие дошкольники обычно не осознают, что это они не придумали, а просто запомнили. Они искренне верят, что сочинили это сами. Детские сочинения целиком строятся на памяти, не включая работу воображения.

Подобных игры можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

Развитию же одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей. В общении с ребенком такие родители выходят за круг бытовых проблем, в общении используют общие игры, совместную работу на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. На основе общих познавательных интересов возникают устойчивые дружеские отношения между детьми и родителями. Здесь для становления личности одаренного ребенка важно, прежде всего, повышенное внимание родителей. В семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.

Талант — присущие от рождения определённые способности, и нужно раскрыть этот дар природы, чтобы каждый ребёнок знал, на что он способен, нашёл своё место в жизни, был успешен и счастлив в дальнейшем, а это является залогом процветания России!

Литература:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.
  2. Корзун А. В. Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.
  3. «Психология одаренности: от теории к практике»/под ред. Д. В. Ушакова — М; 2000 г.
  4. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. — М.: Педагогическое общество России, 2006 г.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, творческое воображение, окружающий мир, предмет, развитие, способность, дошкольное детство, дошкольное учреждение, окружающая действительность.

Картотека (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Подбор упражнений для развития интеллектуальной одаренности детей

Соколова Алена Анатольевна

Используются для развития мышления, логики, памяти, внимания, наблюдательности, восприятия, вербального и невербального интеллекта ребенка:

  1. Буриме, лимерики, загадки   Буриме, лимерики, загадки как средство интеллектуального развития.
  2. Интеллектуальное упражнение "Найди шпиона"   Упражнение по развитию наблюдательности, умения быстро оценивать личные качества других людей.
  3. Интеллектуальное упражнение "Новые понятия"   Упражнение предназначено для развития понятийного мышления и в целом интеллекта.
  4. Интеллектуальное упражнение "Правила игры в шахматы"   Небольшое упражнение поможет весьма эффективно развить гибкость мышления.
  5. Интеллектуальное упражнение "Причинно-следственные связи"   Упражнение поможет развить интеллектуальные способности через раскрытие аналитических способностей.
  6. Интеллектуальное упражнение "Прогноз"   Упражнение развивает наблюдательность, интеллектуальные способности.
  7. Интеллектуальное упражнение "Самый умный"   Упражнение поможет развить наблюдательность, умение разбираться в людях, понимать их проблемы.
  8. Интеллектуальное упражнение "Секретные предписания"   Процедура группового психологического тренинга. Каждый участник получает секретную инструкцию о том, как себя вести; другие должны догадаться. Упражнение направлено на развитие наблюдательности.
  9. Интеллектуальное упражнение "Слова-перевертыши"   Известное упражнение, направленное на развитие интеллектуальной гибкости.
  10. Интеллектуальное упражнение "Странные ассоциации"   Процедура группового психологического тренинга. Упражнение направлено на раскрытие интеллектуальных способностей, развитие умения разбираться в людях.
  11. Интеллектуальное упражнение "Суждения"   Процедура группового психологического тренинга, направленного на развитие интеллектуальных способностей. Развивает способность мыслить логично, рассудительно.
  12. Интеллектуальное упражнение "Такая же буква"   Упражнение направлено на развитие беглости мышления.
  13. Интеллектуальное упражнение "Я, робот"   Процедура группового психологического тренинга, направленная на развитие интеллектуальных способностей. Хорошо подходит для раскрепощения группы, знакомства участников между собой (для начала тренинга).
  14. Исключение лишнего слова   Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить.
  15. Метод фокальных объектов   Интеллектуальное раскрепощение.
  16. Мнемонические упражнения   Упражнения, направленные на развитие памяти через расширение объёма памяти, освоение специальных приёмов запоминания и припоминания.
  17. Набор упражнений для развития памяти у подростков   Несколько упражнение на развитие памяти у подростков.
  18. Процедура "Групповая картина"   Развитие воображения, фантазии.
  19. Развивающее упражнение "Быки-Коровы"   Развитие аналитико-комбинаторных способностей.
  20. Развитие воображения с помощью поэзии   Никому не будет лишним развить своё воображение. Хорошее воображение позволяет нашей памяти работать более качественно и эффективно, а также является надёжной опорой нашего мышления, позволяя оперировать сложными образами. Один из способов развития воображения - с помощью поэзии.
  21. Развитие гибкости мышления   Изменение привычных временных связей. Изменение привычных пространственных связей. Изменение привычных связей общности.
  22. Развитие зрительной памяти   Несколько игр на развитие зрительной памяти.
  23. Развитие скорочтения   Данное упражнение, а точнее цикл упражнений, предназначен для развития навыков скорочтения.
  24. Развитие тактильной памяти   Несколько игр на развитие тактильной памяти.
  25. Словесные игры   Несколько словесных игр.
  26. Сочинение историй   Развитие вербального интеллекта.
  27. Сочинение фантастических рассказов   Развитие вербального интеллекта.
  28. Техника "Цепочка ассоциаций"   Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы.
  29. Тренинг восприятия   Упражнения, направленные на развитие качественного восприятия.
  30. Упражнение "Антивремя"   Развитие вербального интеллекта.
  31. Упражнение "Ассоциация"   Освоение мнемотехнического приема.
  32. Упражнение "Бег ассоциаций"   Развитие внимания и памяти в процессе группового тренинга.
  33. Упражнение "Волшебный карандаш"   Развитие интеллекта в групповом тренинге.
  34. Упражнение "Вставить слово"   Развитие вербальной беглости.
  35. Упражнение "Выражение мысли другими словами"   Формирование умения оперировать словами, точно выражать мысли.
  36. Упражнение "Глагольные ассоциации"   Вербальная беглость.
  37. Упражнение "Домино"   Развитие вербального интеллекта.
  38. Упражнение "Заблудившийся рассказчик"   Развитие вербального интеллекта.
  39. Упражнение "Какие могут быть отношения между понятиями?"   Развитие понятийного мышления.
  40. Упражнение "Калейдоскоп"   Развитие ассоциативного мышления.
  41. Упражнение "Камень, ножницы, бумага"   Развитие интуитивного восприятия вероятности событий, тактических способностей.
  42. Упражнение "Конструирование пословиц"   Развитие вербального интеллекта.
  43. Упражнение "Концентрация"   Развитие концентрации внимания.
  44. Упражнение "Корректура"   Развитие концентрации внимания.
  45. Упражнение "Лестница понятий"   Развитие понятийного мышления.
  46. Упражнение "Логичность"   Развитие логического мышления.
  47. Упражнение "Муха"   Развитие концентрации внимания, воображения.
  48. Упражнение "Не может быть!"   Развитие вербального интеллекта, воображения.
  49. Упражнение "Неограниченные ассоциации"   Развитие вербальной беглости.
  50. Упражнение "Обобщение и ограничение"   Нужно произвести обобщение и ограничение понятий.
  51. Упражнение "Обобщения и ограничения"   Развитие понятийного мышления.
  52. Упражнение "Ограниченные ассоциации"   Развитие вербальной беглости.
  53. Упражнение "Опечатка"   Развитие критичности мышления, внимания, чувства языка.
  54. Упражнение "Определение понятия"   Развитие понятийного мышления.
  55. Упражнение "Ошибающийся учитель"   Развитие внимания, чувства языка.
  56. Упражнение "Пальцы"   Развитие внимания.
  57. Упражнение "Перевоплощения"   Развитие воображения.
  58. Упражнение "Перечень возможных причин"   Задание направлено на широту мышления, всесторонний анализ.
  59. Упражнение "Перечень заглавий к рассказу"   Развитие вербального интеллекта.
  60. Упражнение "Подбор антонимов"   Развитие вербальной беглости.
  61. Упражнение "Подбор омонимов"   Развитие вербального интеллекта.
  62. Упражнение "Подбор синонимов"   Развитие вербальной беглости.
  63. Упражнение "Поиск аналогий"   Развитие вербального интеллекта.

Упражнения для развития креативности одарённых детей

Упражнения для развития креативного мышления у одарённых детей

Земля круглая

Описание

«Все знают, что Земля круглая. Но какой конкретно смысл можно вложить в эти слова? Как показывают психологические исследования, многие дети понимают эти слова совсем не так, как ожидают от них взрослые. Например, они считают, что Земля — это плоский круг, который плавает в море или свободно парит в космосе. При этом на вопрос, какую форму имеет Земля, они вполне обоснованно отвечают: "Круглая! " — и этот ответ не противоречит их представлениям об устройстве мира. Придумайте как можно больше других вариантов, как можно ошибочно, но с точки зрения логики непротиворечиво представить себе "круглость" Земли».

Упражнение выполняется в подгруппах по 3-5 человек, время работы 6-8 минут.

Смысл упражнения

Помимо отработки умения генерировать идеи, упражнение позволяет продемонстрировать возможность неоднозначных трактовок и, как следствие, возникновения ошибок даже при понимании «прописных истин», кажущихся очевидными.

Обсуждение

Участникам предлагается сначала поделиться своими примерами того, как можно представить себе «круглую Землю», после чего предложить варианты других расхожих фраз и убеждений, которые можно истолковать логически непротиворечиво, но при этом неверно. Потом предлагается порассуждать о том, насколько уместно проявление креативности при трактовке подобных истин — ведь оригинальные варианты их понимания чаще всего оказываются ошибочными. Когда шаблонное мышление оправдывает себя, приводит к верным решениям, а когда, наоборот, ограничивает наши познавательные возможности?

Противоположности

Описание

Участникам предлагаются краткие описания нескольких ситуаций и предлагается придумать ситуации, которые можно было бы рассматривать как противоположные предложенным. Упражнение выполняется в подгруппах по 3-4 человека, время работы определяется исходя из расчета 2- 3 минуты на ситуацию. Потом представители каждой из подгрупп поочередно озвучивают придуманные варианты и аргументируют, почему их можно рассматривать как противоположные предложенным ситуациям.

Для работы можно предложить, например, такие ситуации:

•Боксер выходит на ринг.

•Девушка едет с горки на роликах.

•Фотокорреспондент передает в редакцию снимки с соревнований.

Конечно, можно предлагать и другие ситуации, однако следует избегать слишком простых вариантов, в которых противоположные ситуации очевидны, а выбирать такие, где противоположности не столь очевидны или, по крайней мере, их можно выделить на основе разных признаков.

Смысл упражнения

Тренировка мышления «от противного» — способа поиска решений проблем, при котором для более полного понимания их сути представляется их противоположность. Развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций. Поиск неочевидных вариантов решения.

Обсуждение

Какой смысл вкладывался в понятие «противоположность» при выполнении этого упражнения? В каких ситуациях придумать противоположные варианты было легче, а в каких сложнее, с чем это связано? Приведите примеры жизненных ситуаций, где может пригодиться подход к решению проблем «от противного».

Упражнение «Применение предметов»

Цель: развитие творческого интеллекта.

Материалы: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

Время: 10–15 минут

Процедура: За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.

Вопросы для обсуждения:

  1. Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?

  2. Как можно применять ваш предмет?

  3. О чем заставило задуматься это упражнение?

Упражнение "Сравнение пословиц по смыслу"

Многие народы имеют схожие по смыслу пословицы и поговорки. К примеру, русской пословице "Как волка не корми, он все в лес смотрит" соответствует немецкая "Посади лягушку хоть на золотой стул, все равно она опять в лужу прыгнет".

С нашей пословицей "Яблоко от яблони недалеко падает" схожа немецкая "Какое дерево, такая и груша".

В таблице даны слева немецкие пословицы, справа - русские. Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу.

 

Немецкие

 

Русские

 

1. Не ленись, ясли сами ко рту не подойдут.

 

1. Язык до Киева доведет.

 

2. Кто немало начинает, очень мало осуществляет.

 

2. Один в поле не воин.

 

3. Ошибка других - хорошие учителя.

 

3. Овес к лошади не ходит.

 

4. Совершенные поступки в советах не нуждаются.

 

4. Семь раз отмерь, один -отрежь.

 

5. С красноречивым языком не пропадешь.

 

5. Дело мастера боится.

 

6. Лицо выдает негодяя.

 

6. Кончил дело гуляй смело.

 

7. Один все равно, что никто.

 

7. С миру по нитке - голому рубаха.

 

8. Тухлое яйцо портит всю кашу.

 

8. Дуракам закон не писан.

 

9. Сначала подумай, потом начинай.

 

9. После драки кулаками не машут.

 

10. Сначала ноша, потом отдых.

 

10. Молчание - знак согласия.

 

11. В беде сотня друзей весит очень мало.

11. На голове густо, да в голове пусто.

 

12. Свежая рыба - хорошая рыба.

 

12. Истинные друзья познаются в беде.

 

 

13. Дожди образуют реки.

 

13. Насильно мил не будешь.

 

 

14. Чем наряднее девушка, тем меньше от нее пользы.

 

14. На воре и шапка горит..

 

 

15. Отсутствие ответа тоже ответ.

 

15. Куй железо пока горячо.

 

 

16. Любить и петь заставить нельзя.

 

16. Ложка дегтя в бочке меда.

 

 

17. Любовь к делу делает труд легким.

 

17. На ошибках учатся.

 

 

18. Глупые руки марают стол и стены.

18. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

 

 

 

 

  Ответы: 1-3, 2-18, 3-17, 4-9, 5-1, 6-14, 7-2, 8-16, 9-4, 10-6, 11-12, 12-15, 13-7, 14-11, 15-10, 16-13, 17-5, 18-8.

В паре первая цифра (число) означает номер немецкой пословицы, а вторая - русскую.

9 упражнение. Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
Инструкция: "Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, при этом, когда бросаем – называем какой-либо цвет, а когда ловим объект такого цвета. Будем внимательны: не будем повторять те цвета и объекты, которые уже названы, и дадим возможность каждому из нас участвовать в работе"
10 упражнение. Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
Инструкция: "Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: "воздух", "земля" или "вода", а тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово "воздух" – название птицы, во втором случае ("земля") – животного, и если было сказано "вода" – название рыбы. Реагировать нудно как можно быстрее".
По ходу работы тренер побуждает участников группы увеличивать темп.

Упражнение. По команде все берут листы и рисуют 15 секунд, затем передают лист соседу справа и т.д. (влияние стереотипов на развитие сюжета, обнаружение критериев нестандартности: совмещение несовместимого, изменение ракурсов, масштаба и т.д.) (10 минут).

Театр-экспромт. Распределяются роли. "…Ночь. Завывает Ветер. Раскачиваются Деревья. Между ними пробирается Цыган, он ищет конюшню, где спит Конь… Вот и конюшня. Спит Конь, ему что-то снится, он слегка перебирает копытами и тоненько ржёт. Недалеко от него пристроился на жёрдочке Воробей, он дремлет, иногда открывает то один, то другой глаз. На улице на привязи спит Пёс. Деревья шумят, из-за шума не слышно, как Цыган пробирается в конюшню. Вот он хватает Коня за уздечку… Воробей тревожно зачирикал…. Пёс отчаянно залаял… Цыган уводит Коня. Пёс заливается лаем. Выбежала из дома Хозяйка, заохала, закричала. Она зовёт мужа. Выскочил с ружьём из дома Хозяин. Цыган убегает. Хозяин ведёт коня в стойло. Пёс прыгает от радости. Воробей летает вокруг. Деревья шумят, и Ветер продолжает завывать. Хозяин гладит Коня и бросает ему сена. Хозяин зовёт Хозяйку в дом. Всё успокаивается. Спит Пёс. Дремлет воробей на своём прежнем месте. Стоя засыпает Конь, он изредка вздрагивает и тихо ржёт… Занавес!" (10 минут).

Ошибка: 404 Категория не найдена

В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Вы не можете посетить текущую страницу по одной из причин:

  • просроченная закладка/избранное
  • неправильный адрес
  • кэш поисковой системы ссылается на несуществующий документ
  • у вас нет права доступа на эту страницу

Вы можете воспользоваться поиском по сайту или перейти на главную страницу сайта.

Поиск по сайту

Вернуться на Домашнюю страницу

Домашняя страница


Если проблема повторится, пожалуйста, обратитесь к системному администратору сайта и сообщите об ошибке, описание которой приведено ниже.

404 Категория не найдена

ответов для одаренных детей и обучения

Одаренные дети и обучение

A На международном уровне «одаренность» чаще всего определяется по результатам общего теста интеллекта, известного как тест IQ, который превышает выбранный порог, обычно около 2–5% лучших. Образовательная среда детей влияет на оценку IQ и способ использования интеллекта. Например, очень тесная положительная взаимосвязь была обнаружена при сравнении показателей IQ детей с результатами их домашнего обучения ( Freeman , 2010).Чем выше показатели IQ детей, особенно IQ 130, тем лучше качество их образовательной поддержки, измеряемой с точки зрения сообщаемых словесных взаимодействий с родителями, количества книг и занятий в их доме и т. Д., Поскольку тесты на IQ явно зависят от того, что ребенок научился, они в некоторой степени являются мерой текущих достижений, основанных на возрастных нормах; то есть, насколько хорошо дети научились манипулировать своими знаниями и ноу-хау в рамках теста. Словарный аспект, например, зависит от того, что вы слышали эти слова.Но тесты IQ не могут ни идентифицировать процессы обучения и мышления, ни предсказывать творческие способности.

B Совершенство не появится без соответствующей помощи. Чтобы достичь исключительно высоких стандартов в любой области, очень способным детям нужны средства для обучения, которые включают в себя материал для работы и целенаправленное сложное обучение, а также поощрение следовать своей мечте. Похоже, есть качественное различие в способе мышления интеллектуально высокоразвитых учеников по сравнению с учениками более среднего или старшего возраста, для которых внешнее регулирование со стороны учителя часто компенсирует недостаток внутреннего регулирования.Чтобы добиться максимальной эффективности в саморегуляции, всем детям можно помочь определить их собственные способы обучения - метапознание, - которые будут включать стратегии планирования, мониторинга, оценки и выбора того, чему учиться. Эмоциональное осознание также является частью метапознания, поэтому детям следует помочь осознать свои чувства в области изучения, например, чувство любопытства или уверенности.

C Было обнаружено, что отличники чаще и эффективнее используют саморегулирующиеся стратегии обучения, чем менее успевающие, и могут лучше использовать эти стратегии для решения незнакомых задач.У некоторых детей это происходит в такой высокой степени, что кажется, что они проявляют талант в определенных областях. В обзоре исследований мыслительного процесса одаренных детей (Шор, , Каневский, , 1993) проблема преподавателя была кратко сформулирована: «Если они [одаренные] просто думают быстрее, то нам нужно только учить быстрее. Если они просто будут делать меньше ошибок, тогда мы сможем сократить практику ». Но, конечно, это не совсем так; необходимо внести коррективы в методы обучения и преподавания, чтобы учесть множество способов мышления людей.

D Тем не менее, чтобы учиться самостоятельно, одаренные нуждаются в поддержке учителей. И наоборот, учителя, которые имеют тенденцию «чрезмерно направлять», могут уменьшить учебную автономию своих одаренных учеников. Хотя «кормление с ложечки» может дать чрезвычайно высокие результаты обследования, не всегда за ними следует столь же впечатляющий жизненный успех. Слишком большая зависимость от учителей чревата потерей автономии и мотивации к открытиям. Однако, когда учителя или ученики размышляют о своей собственной учебной и мыслительной деятельности, они повышают саморегуляцию своих учеников.Для маленького ребенка это может быть простой вопрос «Что вы узнали сегодня?», Который помогает ему понять, что он делает. Учитывая, что основная цель образования заключается в передаче контроля над обучением от учителей к ученикам, улучшение обучения учеников методам обучения должно быть важным результатом школьной практики, особенно для высококвалифицированных. Есть целый ряд новых методов, которые могут помочь, например, обучение по инициативе ребенка, обучение сверстников и т. Д. Такие практики оказались особенно полезными для способных детей из неблагополучных районов.

E Но научный прогресс - это не только теория, знания так важны для выдающейся работы: люди, которые хорошо разбираются в конкретной области, достигнут более высокого уровня, чем те, кто этого не делает ( Elshout , 1995). Исследования с участием творческих ученых, проведенные Simonton (1988), привели его к выводу, что выше определенного высокого уровня такие характеристики, как независимость, по-видимому, больше способствуют достижению высочайшего уровня знаний, чем интеллектуальные навыки, из-за больших требований к усилиям и время, необходимое для обучения и практики.Творчество во всех формах можно рассматривать как опыт, смешанный с высоким уровнем мотивации ( Weisberg , 1993).

F Подводя итог, на обучение влияют эмоции как отдельного человека, так и значимых других. Положительные эмоции способствуют творческим аспектам заработка, а отрицательные - сдерживают его. Страх, например, может ограничить развитие любопытства, которое является сильной стороной научного прогресса, потому что он мотивирует поведение, направленное на решение проблем. В обзоре Boekaerts ’(1991) об обучении эмоций детям с очень высоким IQ и очень успешными детьми она обнаружила, что эмоциональные силы сдерживаются.Они были не только любопытными, но и часто имели сильное желание контролировать свое окружение, повышать эффективность обучения и увеличивать свои собственные учебные ресурсы.

Вопросы 1-4

Отрывок для чтения состоит из шести абзацев, A-F .

В каком абзаце содержится следующая информация?

Напишите правильное письмо, A-F , в графах 1-4 на листе ответов

NB Вы можете использовать любую букву более одного раза .

1 ABCDEF ссылка на влияние домашнего происхождения на одаренного ребенка.
Ответ: A

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.