|
![]() |
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Роль наследственности и среды в развитии ребенкаСтатья на тему "Роль наследственности и среды в психическом развитии в онтогенезе"Роль наследственности и среды в психическом развитии в онтогенезе Социальная среда понимается как источник развития, в ней содержатся все материальные и духовные ценности, воплощающие в себе человеческие родовые способности, которыми субъект должен овладеть. Наследственность выступает как необходимое, но недостаточное условие психического развития. Необходимоеусловие в силу того, что наследственность обеспечивает необходимые предпосылки развития. Необходимость органической наследственности для психического развития человека доказывается: 1) опытами по воспитанию высших приматов с целью формирования у них человеческих способностей; 2) случаями нарушения психического развития при повреждении наследственности. Наследственность—недостаточноеусловие, поскольку даже при сохранной наследственности в условиях социальной депривации при ограниченииобщения ребенка со взрослым мы наблюдаем нарушения в психическом развитии ребенка (Авейронский дикарь, дети-Маугли, воспитанники домов ребенка). Это положение хорошо отражено в крылатой фразе Рене Заззо: «Волчонок всегда волк, ребенок — только кандидат в человека». Что составляет органическую наследственность? Прежде всего, особое анатомофизиологическре строение; Генотип, определяющий последовательность и темп созревания органов и структур, включая ЦНС; темперамент как сложное системное образование (цикличность потребностей, уровень активности, реакция на новизну, скорость адаптации к раздражителям и т. д.), свойства нервной системы, общие законы развития ЦНС (дифференциация и интеграция) и др. Теория хорошего соответствия, получившая признание в современной психологии развития, устанавливает; что нет хорошей или плохой наследственности, а есть хорошее или плохое соответствие между врожденными особенностями ребенка и средой. Любые особенности ребенка должны быть уравновешены и компенсированы особенностями среды, соответствующим поведением взрослого и характером его сотрудничества с ребенком. Компенсация органического дефекта ребенка — проблема социальная (Л. С. Выготский). 1) В биогенетическом направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития - и его темп, быстрый или замедленный, и его предел - будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения. 3) Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его стороны. Эти стороны развития (одна - созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая - развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция. Роль наследственности и среды в развитии ребенкаСодержание Введение…………………………………………………………………………...3 1. Анализ современных теорий развития ребенка…...………………………….5 2. Проблема соотношения биологических и социальных факторов в развитии ребенка………………………………………………….…………………………9 3. Анализ теории конвергенции двух факторов В. Штерна…………………..13 4. Анализ теории конфронтации двух факторов З. Фрейда…………………..15 5. Развитие умственных способностей ребенка……………………………….18 Заключение……………………………………………………………………….20 Список использованной литературы…………………………………………...22 Введение Данная работа посвящена проблемам наследственности и среды в развитии и формировании ребенка. Данная тема в наше время очень популярна тем, что наследственность и среда, в которой находится ребенок, играют огромную роль, как в психологическом, так и в физиологическом развитии ребенка. Цель курсовой работы заключается в глубоком изучении проблем в развитии личности ребенка, которая зависит от наследственности и среды. Для осуществления цели курсовой работы решаются следующие задачи: 1. проанализировать понятия наследственности и среды; 2. изучить разницу в современных подходах к развитию ребенка; 3. провести исследование развития умственных способностей ребенка; 4. проанализировать проблему наследственности и среды в развитии ребенка. Объектом исследования является проблемы наследственности и среды в развитии ребенка, предметом исследования – ребенок. Среда — это вся совокупность окружающих человека условий. Эти условия складываются из факторов неорганической природы (свет, температура, содержание кислорода и т. д.), из факторов органической природы (разнообразные воздействия, оказываемые на человека другими живыми существами) и социальных факторов. Вся совокупность социальных факторов может быть объединена понятием «социальная среда»: влияние матери, семьи, яслей, детского сада, школы, высшего и среднего учебного заведения, предприятия, где человек трудится. Высший уровень социальной среды — общественная среда. Среда является необходимым условием существования любого живого существа. Вне среды нет и жизни. Из окружающей среды организм получает все вещества, необходимые для жизнедеятельности, а в окружающую среду выделяет ненужные для него продукты обмена. Поэтому все особенности жизнедеятельности любого организма следует рассматривать только в единстве со средой. Для человека факторы социальной среды — необходимое условие человеческого бытия и развития подлинно человеческих качеств: речи и сознания. Общественная жизнь человека подчиняется особым, высшим социальным закономерностям, их изложение не входит в нашу задачу. Наследственность представляет собой способность родительских организмов передавать потомству все свои признаки и свойства, формирование которых происходит в определенных условиях внешней среды. Наследственность является всеобщим свойством живой природы и у человека характеризуется тем, что между родителями и детьми наблюдается некоторое сходство по ряду признаков. 1. Анализ современных теорий развития ребенка. Вопрос об основных факторах физического и психического развития ребенка имеет многовековую историю. Его правильное решение имеет важное общественно-политическое значение и необходимо для построения научно обоснованной теории и практики обучения и воспитания. Так, например, один из американских психологов А. Иенсен пишет, что умственные способности человека на 80 % контролируются генами и только на 20 % — факторами среды. Большинство же генетиков не разделяют подобных убеждений, так как в этой области получены малочисленные данные, не позволяющие делать количественных заключений. К тому же они свидетельствуют о ведущей роли среды в развитии интеллектуальных способностей человека Роль наследственности и среды в психическом развитии в онтогенезеПлан: 1. Понятия социальной среды и наследственности 2. Составляющие органической наследственности 3. Биогенетический подход 4. Социогенетический подход 5. Двухфакторная теория Социальная среда понимается как источник развития, в ней содержатся все материальные и духовные ценности, воплощающие в себе человеческие родовые способности, которыми субъект должен овладеть. Наследственность выступает как необходимое, но недостаточное условие психического развития. Необходимое условие в силу того, что наследственность обеспечивает необходимые предпосылки развития. Необходимость органической наследственности для психического развития человека доказывается: 1) опытами по воспитанию высших приматов с целью формирования у них человеческих способностей; 2) случаями нарушения психического развития при повреждении наследственности. Наследственность—недостаточное условие, поскольку даже при сохранной наследственности в условиях социальной депривации при ограничении общения ребенка со взрослым мы наблюдаем нарушения в психическом развитии ребенка (Авейронский дикарь, дети-маугли, воспитанники домов ребенка). Это положение хорошо отражено в крылатой фразе Рене Заззо: «Волчонок всегда волк, ребенок — только кандидат в человека». Что составляет органическую наследственность? · особое анатомо-физиологическое строение; · генотип, определяющий последовательность и темп созревания органов и структур, включая ЦНС; · темперамент как сложное системное образование (цикличность потребностей, уровень активности, реакция на новизну, скорость адаптации к раздражителям и т. д.), · свойства нервной системы, общие законы развития ЦНС (дифференциация и интеграция) и др. Теория хорошего соответствия, получившая признание в современной психологии развития, устанавливает; что нет хорошей или плохой наследственности, а есть хорошее или плохое соответствие между врожденными особенностями ребенка и средой. Любые особенности ребенка должны быть уравновешены и компенсированы особенностями среды, соответствующим поведением взрослого и характером его сотрудничества с ребенком. Компенсация органического дефекта ребенка — проблема социальная (Л. С. Выготский). 1) В биогенетическомнаправлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития и его темп, быстрый или замедленный, и его предел - будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения. · Теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. Эта теория основана на законе Геккеля: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития). · Теория трех ступеней развития (Карл Бюллер):
3) Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его стороны. Эти стороны развития (одна - созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая - развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция. (+ конфронтация двух факторов по Фрейду. Среда – противодействующая сила). Но теория конвергенции не рассматривала: Читайте также: 2.1. Наследственность и ее роль в процессах роста и развития2.1. Наследственность и ее роль в процессах роста и развития Наследственностью называется передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.) не требуют для своей фиксации использования каких-либо приборов, другие, связанные с цитоплазмой и ядерной ДНК (обменом веществ, группой крови, полноценностью набора хромосом и др.), предполагают проведение достаточно сложных исследований. Рост и развитие ребенка зависят от полученных наследственных задатков, однако велика роль и окружающей среды. Принято различать благоприятную и неблагоприятную (или отягощенную) наследственность. Задатки, обеспечивающие гармоничное развитие способностей и личности ребенка, относятся к благоприятной наследственности. Если для развития этих задатков не будут созданы соответствующие условия, то они угасают, не достигая уровня развития одаренности родителей. Например, не развивается певческий голос, музыкальный слух, способности к рисованию и т. д. Отягощенная наследственность не всегда может обеспечить нормальное развитие ребенка даже в хорошей среде воспитания. Обычно она является причиной аномалий (отклонений от нормы) и даже уродств, а в ряде случаев и причиной длительной болезни и смерти. Помимо этого, причиной аномалий у детей может быть алкоголизм родителей и вредность их профессии (например, работа, связанная с радиоактивными веществами, ядохимикатами, вибрацией). Однако наследственность, особенно неблагоприятную, не следует считать чем-то неизбежным. В некоторых случаях она поддается коррекции и управлению. Например, разработаны способы лечения гемофилии – введение специфического белка крови. Рождения детей с неблагоприятной наследственностью можно избежать, проконсультировавшись у врачей-генетиков. В частности, такие консультации способствуют предупреждению близкородственных браков, являющихся причиной рождения аномальных детей. Своевременное выявление у детей унаследованных признаков позволяет направить одних детей в спецшколы для одаренных, других – во вспомогательные школы. Дети с умственными и физическими аномалиями (умственно отсталые, глухие, слепые) во вспомогательных школах приобщаются к общественно полезному труду, овладевают грамотой и повышают свое интеллектуальное развитие. Огромная заслуга в исправлении неблагоприятной наследственности у детей принадлежит олигофрено-, сурдо– и тифлопедагогике. Квалифицированные педагоги в спецшколах совершенствуют математические, музыкальные и другие задатки детей, что связано с огромным трудом по их развитию. Педагог должен знать, что родители часто видят у своего ребенка необыкновенные способности, хотя на самом деле он может иметь весьма скромные задатки. Поэтому очень важно вовремя подсказать родителям, как развивать в ребенке ту склонность, которая выявляется у него и которую он, может быть, унаследовал от дедов, а не от родителей. Такое проявление способностей связано с особенностью наследственности: ее длительной устойчивостью, когда признаки передаются на протяжении многих поколений и не всегда проявляются в первых поколениях (это так называемая рецессивная наследственность). Взаимоотношения организма со средой. Основоположник русской физиологии И.М. Сеченов писал, что «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». Следовательно, вне природы и социальной среды, по сути дела, нет и человека. И.П. Павлов, развивая это положение, пришел к выводу, что о человеке необходимо говорить как о целостном организме, который тесно взаимосвязан с внешней средой и существует только до тех пор, пока сохраняется уравновешенное состояние его и окружающей среды. В связи с этим все рефлексы рассматривались Павловым как реакции постоянного приспособления к внешнему миру (например, приспособление человека к разным климатическим условиям или разной среде обитания). Таким образом, развитие человека нельзя адекватно оценить без учета той среды, в которой он живет, воспитывается, работает, без учета тех, с кем он общается, а функции его организма – без учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учета взаимоотношений человека с растениями, животными и др. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРесРоль наследственности и среды в развитии психики — СтудопедияПроблема развития личности и психики ребенка в 20-х и начале 30-х гг. XX в. входила в компетенцию педологии — науки о детях. В силу различных причин (политических, идеологических и др.) в середине 30-х гг. произошел разгром педологии, начало которому положило постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1939 г. "О педологических извращениях в системе наркомпросов" (см. гл. 1). Педология была объявлена лженаукой, а педологи лжеучеными. Последствия уничтожения педологии, как было показано выше, надолго затормозили развитие психологической науки, ее теории и прикладных отраслей. Педологов обвиняли в признании фатальной роли наследственности и среды в развитии психики ребенка. Для этих обвинений не было оснований. Если в 20-е гг. в некоторых работах педологов можно найти отдельные высказывания, позволяющие говорить о подобных ошибочных заключениях, то уже с начала 30-х гг. нет каких-либо серьезных данных для утверждения такого рода. Более того, до 1939 г. ведущие педологи подвергли критике ошибочные оценки роли наследственности и среды и предложили формулировки, которые в основном достаточно точно характеризуют факторы психического развития и не могут вызвать принципиальных возражений и в настоящее время. Целесообразно в подтверждение факта фальсификации взглядов педологов на роль наследственности и среды прибегнуть к развернутому цитированию соответствующего раздела в одном из учебников по педологии, изданному буквально накануне разгромного постановления ЦК ВКП(б). Г. А. Фортунатов писал: «Перейдем к вопросу об основных закономерностях возрастного развития ребенка. Прежде всего необходимо уяснить себе, чем это развитие определяется, какую роль в развитии ребенка играют наследственные задатки, какое влияние на развитие оказывает социальная среда. На все эти вопросы представители различных научных направлений дают различные ответы; необходимо в них критически разобраться. Многие западные ученые считают, что развитие ребенка целиком определяется его наследственностью. Согласно этой теории, все наиболее существенные качества человеческой личности заложены уже в зародышевых клетках родителей (в генах). Характерные свойства, таким образом, биологически предопределены. Конечно, не предполагается, что сложнейшие психические функции заключены в генах как какие-то готовые качества; имеются в виду только их задатки; но развитие личности понимается как самораскрытие, саморазвертывание этих задатков. Среда может способствовать этому саморазвитию или задерживать его, но внести сколько-нибудь существенные качественные изменения она якобы не может. По этой теории, потребности, симпатии, интересы ребенка развиваются и формируются по таким же законам, как развивается яйцо. Развитие цыпленка в яйце есть органический процесс, подчиненный чисто биологическим законам. Развитие личности в этом понимании является также процессом чисто биологического созревания. Выше мы уже говорили о недопустимости такого отождествления. Ребенок является существом, живущим в созданной людьми среде; он неразрывно связан с этой средой семьей, детским садом, школой. Несомненно, что наследственностью нам даны некоторые задатки, но не может быть и речи об их самостоятельном, не зависимом от среды саморазвитии в заранее предопределенном направлении. В различных социальных условиях эти задатки могут не только развиваться в большей или меньшей степени; одни и те же наследственные задатки, например у двух однояйцовых близнецов, в разных условиях обучения и воспитания могут развиваться в разных направлениях и дать в конечном итоге разные качества. Иной подход к этому вопросу мы видим в другом научном лагере. К этому лагерю принадлежит целый ряд буржуазных ученых; особенным распространением эта точка зрения пользовалась в советской педологии на ранних этапах ее развития. Заключается эта точка зрения в следующем. Борясь против теорий об отрыве личности от социальной среды, против недооценки этой среды, многие советские педологи поставили вопрос диаметрально противоположно: среда в их понимании стала всесильной, ребенок же при рождении являлся как бы чистой доской. Что будет написано на этой доске — целиком ставилось в зависимость от среды. Все качества личности, за исключением того ничтожного багажа, с которым ребенок появляется на свет, целиком рассматривались как приобретенные, как прямой результат среды и воспитания; наследственные задатки совершенно не учитывались. Сам процесс развития рассматривался как процесс пассивного приспособления к окружающей среде. Ребенок как бы отражал в себе среду, рассматривался как простая копия, слепок со среды. Активность ребенка, его сознание, его меняющееся отношение к среде оставались в полном пренебрежении. Какова среда, таков и ребенок, при одинаковой среде и дети все должны быть одинаковыми — так короче всего можно сформулировать эту точку зрения. Эта точка зрения казалась авторам оптимистической, так как она открывала широкий простор влияниям среды и воспитания. Очень легко, казалось, "на заказ" создавать желаемый тип ребенка, не встречая препятствий ни со стороны наследственных задатков, ни со стороны возрастных возможностей. Стиралось качественное отличие ребенка от взрослого; казалось, что из ребенка сразу можно сделать хорошего производственника и сознательного коммуниста — стоит только соответствующим образом его воспитать. По существу же такая постановка вопроса приводит к глубоко пессимистическим положениям: ребенок в сущности является покорной жертвой внешних сил и при плохих условиях воспитания неминуемо должен погибнуть; каким образом угнетение могло порождать борцов и революционеров — с этой точки зрения — становится непонятным. В условиях советской действительности переоценка роли среды и недоучет возрастных возможностей ребенка толкали на то, чтобы ставить себе неосуществимые воспитательные задачи. Пытались включать ребенка-дошкольника в выполнение промфинплана, найти ему место на производстве; возлагали на школьника чрезмерную общественную нагрузку и при этом игнорировали организованный учебный процесс, школу и т. п. Все это являлось практическим отражением неверных теоретических установок, и там и здесь не учитывалась школа. Мы рассмотрели две противоположные теории, объясняющие значение среды и наследственности, социальных и биологических влияний в развитии ребенка. Обе оказались неприемлемыми. Нужно отметить и попытку создать из этих двух крайних точек зрения одну промежуточную. Попытка эта принадлежит немецкому ученому В. Штерну. "Если из двух противоположных точек зрения каждая может опереться на серьезные основания, то истина должна заключаться в соединении обеих", — говорил Штерн. Штерн рассматривал наследственное и приобретенное в развитии ребенка как две силы, два фактора, противостоящие друг другу, а душевное развитие — "как результат конвергенции, схождения, скрещивания", т. е. механического сцепления. Нас никак не может удовлетворить и эта "промежуточная" точка зрения. Среда и наследственность не должны рассматриваться как две силы, действующие на личность независимо друг от друга; как образно сказал американский педолог А. Гезелл, развитие не есть "марионетка, управляемая дерганием двух ниточек". Развитие есть процесс, в котором социальное и биологическое диалектически неразрывны. Нельзя представлять себе влияния среды как внешние наслоения, из-под которых можно вышелушить внутреннее, неизменное биологическое ядро. Наследственно обусловленные задатки человека непрерывно изменяются и преобразуются в процессе социального развития. Но и приобретенные качества строятся на известной биологической основе, без которой немыслимо было бы развитие. Каждая следующая ступень развития включает в себя все предыдущие и строится, таким образом, на непрерывно изменяющейся основе. Биологическое в его первоначальном чистом виде перестает существовать, оно подчинено социальному, изменено им, и выделить его "в чистом виде" не представляется возможным. Точно так же и влияния среды не являются простыми, механическими напластованиями. Среда направляет развитие, но одна и та же среда влияет по-разному, в зависимости от того, как ребенок ее воспринимает, осознает, как он научился действовать в этой среде на предшествующих стадиях своего развития и что он представляет собой в физическом отношении. Решающими во влияниях среды на развитие ребенка являются школа и школьный педагогический процесс» 1. Явно не требуется дополнительных пояснений для того, чтобы подчеркнуть тенденциозность и лживость обвинений педологии в фатализации наследственности и среды как факторов психического развития и отрицании значения обучения и воспитания. Труды Л. С. Выготского, П. П. Блонского, М. Я. Басова, М. М. Рубинштейна, Г. А. Фортунатова, проходившие в 20-е гг. "по разряду педологии", реализовали принцип развития психики и личности в последующие годы. Они образовали фундамент построения психогенетической теории. 7.2. Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенкаВажнейшим вопросом психологических концепций развития является вопрос о роли биологического и социального, наследственного и приобретенного в психическом развитии человека. Этот вопрос обсуждается в различных теоретических концепциях. При рассмотрении закономерностей развития ребенка, необходимо выяснить, чем это развитие определяется, какую роль в развитии ребенка играют наследственные задатки, какое влияние на развитие оказывает социальная среда. На эти вопросы представители различных научных направлений дают различные ответы. Многие ученые считали, что развитие ребенка целиком определяется его наследственностью. Этот подход получил название социогенетической концепции. В соответствии с ней, все наиболее существенные качества человеческой личности заложены уже в зародышевых клетках родителей (в генах). Таким образом, характерные свойства человека биологически предопределены. Конечно, не предполагается, что сложнейшие психические функции заключены в генах как готовые качества. Имеются в виду только их задатки; развитие личности понимается как самораскрытие, саморазвертывание этих задатков. Среда может способствовать этому саморазвитию или задерживать его, но внести сколько-нибудь существенные качественные изменения она не может. В соответствии с этой концепцией, интересы, характер, способности ребенка развиваются и формируются по таким же законам, как развивается яйцо. Развитие цыпленка в яйце есть органический процесс, подчиненный чисто биологическим законам. Развитие личности в этом понимании является также процессом чисто биологического созревания. Однозначное признание этой точки зрения вряд ли возможно. Ребенок является существом, живущим в социальной среде; он неразрывно связан с этой средой, в частности с семьей, детским садом, школой, другими социальными институтами. Несомненно, что наследственностью заложены некоторые задатки, но не может быть и речи об их самостоятельном, независимом от среды саморазвитии в заранее предопределенном направлении. В различных социальных условиях эти задатки могут развиваться в большей или меньшей степени. В то же время одни и те же наследственные задатки, например у двух однояйцевых близнецов, в разных условиях обучения и воспитания могут развиваться в разных направлениях и дать в конечном итоге разные качества. Другой подход к этому вопросу преувеличивает влияние социальной среды. Этот подход получил название социогенетический концепции. Заключается она в следующем. Социальная среда в этом понимании является доминирующим фактором психического развития. Ребенок при рождении является как бы чистой доской. Что будет написано на этой доске, целиком зависит от среды. Все психические качества, за исключением тех, с которыми ребенок появляется на свет, рассматриваются как приобретенные, как прямой результат среды и воспитания; наследственные задатки совершенно не учитываются. Сам процесс развития рассматривается как процесс пассивного приспособления к окружающей среде. Ребенок рассматривается как простая копия, слепок со среды. Активность ребенка, его сознание, его меняющееся отношение к среде не учитываются. Какова среда, таков и ребенок, при одинаковой среде и дети все должны быть одинаковыми — так кратко можно сформулировать эту точку зрения. Эта точка зрения кажется оптимистической, так как она открывает широкий простор влияниям среды и воспитания. Кажется, что “на заказ” можно создавать желаемый тип ребенка, не встречая препятствий ни со стороны наследственных задатков, ни со стороны возрастных возможностей. По существу же такая постановка вопроса приводит к пессимистическим положениям. Ребенок, в сущности, оказывается пассивным результатом действия внешних сил. Мы рассмотрели две противоположные концепции, объясняющие значение среды и наследственности, социальных и биологических влияний в развитии ребенка. Вместо этих двух крайних точек зрения немецкий ученый В.Штерн предложил промежуточную. Он рассматривал наследственное и приобретенное в развитии ребенка как две силы, два фактора, противостоящие друг другу. Душевное развитие Штерн рассматривает “как результат конвергенции, схождения, скрещивания”, т. е. механического сцепления. Однако, среда и наследственность не должны рассматриваться как две силы, действующие на личность независимо друг от друга. Развитие есть процесс, в котором социальное и биологическое неразрывно связаны. Нельзя представлять себе влияния среды как внешние наслоения, из-под которых можно вышелушить внутреннее, неизменное биологическое ядро. Наследственно обусловленные задатки человека непрерывно изменяются и преобразуются в процессе социального развития. Но и приобретенные качества строятся на определенной биологической основе, без которой невозможно было бы развитие. Биологическое в его первоначальном виде перестает существовать, оно подвержено социальному изменению, и выделить его “в чистом виде” не представляется возможным. Точно так же и влияния среды не являются простыми, механическими наслоениями. Среда направляет развитие, но одна и та же среда по-разному влияет, в зависимости от того, как ребенок ее воспринимает, осознает, как он научился действовать в этой среде на предшествующих стадиях своего развития и что он представляет собой в физическом отношении. Семейное воспитание и школьное обучение являются решающими факторами влияния среды на развитие ребенка. Труды Л.С.Выготского, П. П. Блонского, М.Я.Басова, М.М.Рубинштейна, Г. А. Фортунатова реализовали принцип развития психики и личности в последующие годы. Какова роль окружающей среды в развитии ребенка?![]() Последнее обновление На развитие ребенка влияет широкий спектр факторов, которые определяются как природой, так и воспитанием. Понимание некоторых из этих факторов может помочь родителям удовлетворить потребности своего ребенка. Окружающая среда, в которой растет ваш ребенок, внимание, привязанность со стороны родителей, принятие родителями в повседневной жизни, общая диета могут иметь большое влияние на его / ее жизнь.Приведенная ниже информация может помочь вам узнать больше о роли окружающей среды в развитии ребенка и о том, как вы можете создать нужную среду. Факторы, влияющие на развитие ребенкаНекоторые из факторов, влияющих на развитие ребенка: 1. Семья и связьОдним из наиболее важных факторов, влияющих на развитие вашего ребенка, является его / ее семья. Независимо от того, кто является основным опекуном вашего ребенка - вы и ваш супруг, старшие братья и сестры или родственники - связь, обеспечиваемая в семейном доме, помогает воспитывать и защищать вашего ребенка физически и эмоционально.Родители, которые проводят время со своими детьми, создают надежную связь со своими детьми, и, следовательно, ребенок растет с надежной привязанностью и уверенностью. Время, которое вы потратите на воспитание своего ребенка, покажет его / ее позитивное развитие и рост. Вы можете сделать несколько вещей, чтобы лучше привязаться к своему ребенку. Вы можете взять за правило регулярно читать ему, таким образом устанавливая распорядок и помогая вам обоим сблизиться друг с другом. Игра с ребенком также важна как для установления близких отношений, так и для того, чтобы помочь ему развить свои моторные навыки.Вы также можете просто поговорить со своим ребенком, будь то о вашем или их дне, показывая им, что его / ее вклад и мнение ценны для вас. Напротив, дети, которые подвергаются жестокому обращению или пренебрежению со стороны их семей, страдают с точки зрения их психического и эмоционального благополучия. Сюда входят телесные наказания и словесные оскорбления, а также безразличие. Если ребенок будет смотреть телевизор весь день без возможности по-настоящему общаться с людьми, это помешает ему получить необходимый опыт, необходимый для развития и предотвращения раннего развития речи у детей. Наконец, важно знать, что поддерживать хорошие отношения с ребенком важно, но этого недостаточно. Вся семья должна быть сплоченной и защищать друг друга. Например, дети, воспитанные родителями, которые постоянно ссорятся или ссорятся, вырастают, имея проблемы с установлением дружбы и отношений. Кроме того, равная забота обо всех своих детях и уделение им одинакового внимания заставят их развить чувство справедливости и духа товарищества. 2.Физическая средаНельзя недооценивать влияние окружающей среды на развитие ребенка, в том числе и физическое окружение, в котором они выросли. Если ваша жилая среда тесная, шумная и наполненная агрессией, это может повлиять на личность вашего ребенка. Если у вас слишком много людей, живущих дома, и если внимание к нему разделено, он может искать альтернативные формы внимания, которые могут привести к эмоциональной дистанции между ним и вами. Точно так же неприятное окружение часто заставляет детей блокировать или скрывать негатив, делая их более замкнутыми. Школа - важная часть жизни ребенка, учитывая, сколько времени он проводит в ней каждый день. Как родитель, вы обязаны определить, какая школа больше всего соответствует потребностям вашего ребенка. Кроме того, держать себя в курсе школьных занятий вашего ребенка, регулярно встречаться с его учителями и общаться с его сверстниками и их родителями - это признак хорошего, заинтересованного родителя. Вы также можете записать своего ребенка на дополнительные курсы, такие как программы боевых искусств, медитации, уроки музыки и т. Д., В зависимости от вашего бюджета.Многие общественные организации предлагают эти программы по доступным ценам. Это еще более важно в наше время из-за зависимости от технологий и Интернета. 3. Финансовое положениеНеудивительно, что деньги являются решающим фактором, когда речь идет о комфортной жизни. Хорошо известно, что привилегия богатства реальна и что она оказывает большее влияние на развитие детей, чем образование. Например, богатые родители могут позволить себе проводить больше времени со своими детьми, а более бедные родители слишком заняты тем, чтобы сводить концы с концами, чтобы иметь привилегию качественного времени.Богатство также способствует повышению безопасности Academi .Наследственность и окружающая среда | Предыдущие статьиSyllabus Наследственность и окружающая среда и учебные материалыСредство по наследственности: Как подарки, как дети. С этой точки зрения, если родители умны, дети тоже будут умными. Таким образом, собака рождает собаку, человек рождает человека. Это называется узкой концепцией наследственности, а концепция «как родители, как дети» является более широким термином. Согласно Вудворту, «Наследственность охватывает все факторы, которые присутствовали в человеке, когда он начал жизнь не при рождении, а во время зачатия, примерно за девять месяцев до рождения.
Законы наследственности Есть некоторые законы наследственности, изучение которых необходимо. Законы были предложены Мендалем после различных экспериментов. Эти законы действуют в соответствии с
Важность наследственности
Важность окружающей среды
Роль учителя
Роль окружающей среды в развитии ребенка - 4234 словаЗАДАЧА: 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИДЕАЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКАОкружающая среда буквально означает окружение, и все, что влияет на организм в течение его жизни, вместе известно как его среда. Это может быть физический элемент, который включает встроенную среду, природную среду - воздух, воду, землю, среду обитания человека, эмоциональную среду, домашнюю среду и школьную среду среди прочего. Среда раннего детства - это многое: это безопасное место, где дети защищены от непогоды и находятся в … показать больше…Дома с позитивным эмоциональным климатом рождают детей, которые доверяют другим. Позитивное семейное окружение способствует стабильному развитию детей. Ближайшее семейное окружение ребенка формирует чувство стабильности, собственного достоинства и мировоззрения. Такие рутины, как совместное питание всей семьей или поход в парк по воскресеньям, предоставляют членам семьи возможность развивать социальные отношения между собой.Семейные ритуалы также способствуют развитию чувства принадлежности. Поведение перед сном связано с улучшением режима сна у детей. Семейный распорядок также может помочь детям справиться со стрессом, таким как разлука с родителями или развод. Как я уже сказал .Наследственность против окружающей среды - 9 стадий человеческого развитияЭто классический аргумент между природой и воспитанием. Мы знаем, что и окружающая среда, и генетика по-разному влияют на развитие человека, но перевешивает ли одно в своем влиянии? Чтобы понять роль наследственности в развитии, исследователи используют оценку наследуемости , которая измеряет степень, в которой индивидуальные черты обусловлены генетикой. Оценки получены из исследований родства, исследований или исследований близнецов, в которых сравниваются характеристики членов семьи.Результаты этих исследований показали, что наследственность играет умеренную роль в развитии, но играет важную роль в характеристиках личности. Большинство исследователей считают, что наследственность и окружающая среда работают вместе. Диапазон реакции человека - это его генетически детерминированная уникальная реакция на окружающую среду, и ее можно применить к любой характеристике. Диапазон реакций доказывает, что, поскольку все мы генетически разные, мы можем по-разному реагировать на одну и ту же среду. Концепция генетической корреляции утверждает, что наши гены влияют на окружающую среду, в которой мы находимся.Когда дети младше, обычно наблюдается пассивная корреляция , что означает, что у ребенка нет контроля. Родители создают среду для своего ребенка, привязывая ее к наследственности. Другая распространенная корреляция - вызывающая воспоминания , что означает, что на реакцию детей влияет их наследственность. Активная корреляция происходит, когда дети становятся старше и приобретают опыт, выходящий за рамки семьи. Когда детям предоставляется свобода делать свой собственный выбор, они склонны выбирать среду, которая дополняет их наследственность, называемую выбор ниши .Влияние наследственности и окружающей среды меняется с возрастом, поскольку генетические факторы становятся более важными в определении окружающей среды по мере того, как люди становятся старше. Конечно, родители и другие взрослые могут дать детям опыт, который изменит выражение их наследственности. Связь между наследственностью и генами оказывается двунаправленной , что означает, что гены влияют на поведение и опыт людей, но их опыт и поведение также влияют на их гены. Это представление .Воспитание, социальная среда и ее влияние на развитие ребенка |
Для получения дополнительной информации о различных аспектах воспитания детей см. Воспитание. |
Многие аспекты человеческих характеристик (например, рост и цвет глаз) во многом определяются генетически. Однако исследователи психологии, как правило, интересуются измерениями, которые относительно менее детерминированы генетикой - чертами, которые больше подвержены влиянию окружающей среды, например, как человек чувствует, действует и думает.Учитывая, что степень генетической детерминации, по-видимому, варьируется от одного измерения к другому (например, пространственные навыки по сравнению с овладением языком), как можно определить относительное влияние наследственности и окружающей среды на различные человеческие характеристики и как понять сложную взаимосвязь между их?
Например, у Хавьера две биологические дочери от одной биологической матери. Оба высокие, хорошо воспитанные и музыкально настроенные. Несмотря на это сходство, старший ребенок выглядит социально замкнутым и тихим, а младший, родившийся в той же семейной среде, кажется более общительным.Кроме того, одному из его детей поставили диагноз «неспособность к обучению», в то время как другой кажется исключительно хорошо функционирующим в когнитивном отношении. Как можно объяснить эти сходства и различия между двумя детьми? Кто-то может подумать: «Ну, Хавьер высокий, и он сам также талантливый музыкант, так что эти девочки, должно быть, унаследовали эти« хорошие гены »от Хавьера. хорошие манеры. Но почему младшая такая коммуникабельная и как насчет ее неспособности к обучению? Может быть, ее не так читали, как старшую."По сути, наследственные влияния и различные факторы окружающей среды в жизни этих детей взвешиваются и анализируются для объяснения характеристик этих детей.
Область поведенческой генетики направлена на понимание наблюдаемых различий в широком спектре человеческих характеристик, обычно путем анализа вклада наследственности и окружающей среды в развитие рассматриваемых характеристик. Хотя исследования в области поведенческой генетики идеологически и методологически разнообразны, справедливо отметить, что они часто помогают теоретизировать, насколько наследственность и окружающая среда способствуют наблюдаемому результату и как различные факторы могут взаимодействовать друг с другом, чтобы создать конкретный результат.В основе таких исследований лежит так называемое противоречие между природой и воспитанием.
Природа относится к наследственности: генетический состав или «генотипы» (т. Е. Информация, закодированная в ДНК), которую человек несет с момента зачатия до момента смерти. Наследственность может варьироваться от генетических предрасположенностей, которые специфичны для каждого человека и поэтому потенциально объясняют различия в индивидуальных характеристиках (например, темпераменте), до тех, которые предположительно специфичны для определенных групп и, следовательно, объясняют групповые различия в связанных характеристиках (например,g., пол и рост), а также те, которые, как предполагается, являются общими для всех людей и, как обычно считается, отделяют людей от других видов (например, устройство для овладения языком у людей).
Таким образом, понятие природы относится к биологически установленным склонностям и способностям, которыми обладают люди, которые могут проявляться на протяжении всей жизни.
Воспитание, напротив, относится к различным внешним или средовым факторам, воздействию которых человек подвергается от зачатия до смерти.Эти факторы окружающей среды включают несколько аспектов. Например, они включают как физическую среду (например, пассивное курение и дородовое питание), так и социальную среду (например, средства массовой информации и давление со стороны сверстников). Кроме того, факторы окружающей среды различаются по степени непосредственности для человека; они включают в себя несколько уровней сил, начиная от самых непосредственных (например, семьи, друзья и окрестности) до более широких контекстов (например, школьные системы и местные органы власти) и кончая макрофакторами (например, международной политикой и глобальным потеплением).Еще больше усложняет ситуацию то, что факторы в каждом из этих слоев влияют на элементы внутри и за пределами этих слоев. Например, вид сверстников, с которыми сталкивается ребенок, может зависеть от представления его или ее родителей об идеальных товарищах по играм, жилищной политики местных властей и истории межрасовых отношений.
Несмотря на свою номенклатуру, противоречие между природой и воспитанием в его нынешнем состоянии менее дихотомично, чем принято считать.Другими словами, термин «противоречие между природой и воспитанием» предполагает поляризацию природы и воспитания; непрерывность и взаимодействие, однако, более точно описывают основные процессы, вовлеченные в это противоречие. Следовательно, дело не в том, являются ли только наследственность или среда единственной причиной наблюдаемых результатов. Скорее, речь идет о степени, в которой эти факторы влияют на человеческое развитие, и о том, как различные факторы влияют друг на друга.
Например, после массового убийства пятнадцати человек, совершенного двумя мальчиками в средней школе Колумбайн в Колорадо в апреле 1999 года, средства массовой информации были наводнены людьми, предлагающими свои интерпретации того, что побудило этих старшеклассников совершить этот ужасный и жестокий акт.Некоторые поспешили объяснить действия мальчиков такими факторами окружающей среды, как неадекватная практика воспитания детей в их семьях и насилие, которое широко распространено и даже прославляется в американских СМИ. Другие, напротив, были убеждены, что эти мальчики были психически больными, как это определено в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам Американской психиатрической ассоциации. и что их способность делать ответственные суждения была нарушена, возможно, из-за химического дисбаланса, к которому они были генетически предрасположены.Какой аргумент «правильный», по мнению большинства исследователей? Наверное, ни то, ни другое. Большинство теоретиков сходятся во мнении, что природа и воспитание взаимосвязаны. и тем или иным образом влияют на большинство аспектов человеческих эмоций, поведения и познания. Учитывая преобладающие взгляды в современной психологии, большинство исследователей согласятся, что насильственные действия, совершенные этими мальчиками, вероятно, были результатом неудачного взаимодействия между различными наследственными и средовыми факторами. Однако исследователи могут расходиться во мнениях относительно (1) степени, в которой наследственность и окружающая среда влияют друг на друга на конкретные результаты развития, и (2) того, каким образом смесь наследственных и экологических факторов соотносятся друг с другом.Другими словами, разногласия касаются степени вклада, а также характера взаимодействия между множеством генетических сил и факторов окружающей среды. Как исследователи решают эти проблемы?
В традиционных исследованиях близнецов монозиготные (однояйцевые) и дизиготные (разнояйцевые) близнецы сравниваются с точки зрения их эмоционального, поведенческого и когнитивного сходства. В процессе деления клеток при образовании зиготы иногда образующиеся клетки полностью размножаются и дают двух идентичных детенышей; их называют монозиготными близнецами, поскольку они происходят от одной зиготы и являются генетическими «точными копиями».Другими словами, любая генетическая информация, касающаяся физических и психологических предрасположенностей, должна быть абсолютно одинаковой для этих близнецов.
Напротив, дизиготные близнецы развиваются из двух отдельных зигот в результате независимого оплодотворения двух яйцеклеток двумя сперматозоидами. Следовательно, генетические профили рожденных в результате младенцев похожи только в той степени, в которой они имеют один и тот же набор биологических родителей. Сравнивая корреляции определенного параметра, такого как результаты тестов интеллекта, между однояйцевыми близнецами и между однояйцевыми близнецами, исследователи могут теоретически вычислить относительное влияние природы и воспитания на это измерение.Например, Сандра Скарр сообщила об интересном открытии в книге «Интеллект, наследственность и окружающая среда». Она обнаружила корреляцию для результатов теста IQ в 0,86 для однояйцевых близнецов и 0,55 для разнояйцевых близнецов, что указывает на Эти дети - обитатели трущоб в Лондоне 18-го века - не имели хороших перспектив по мере взросления. Ученые и философы долго боролись с дебатами о том, насколько условия окружающей среды, как положительные, так и отрицательные, влияют на индивидуальное развитие.(Архив / Библиотека изображений Халтона Гетти) что баллы однояйцевых близнецов больше похожи друг на друга, чем баллы разнояйцевых близнецов. Таким образом, очевидно влияние наследственности. Однако, если бы показатели IQ были на 100% генетически детерминированы, корреляция для однояйцевых близнецов была бы 1,00. Следовательно, в этом примере наследственность играет важную, но не определяющую роль в объяснении детерминант того, что измеряется с помощью тестов IQ.
В дополнение к этим оценкам наследуемости, исследователи также изучают коэффициенты конкордантности: темпы, с которыми у обоих близнецов развиваются одинаковые специфические характеристики.Хорошим примером может быть отсутствие или наличие определенного психического заболевания. Если бы у обоих близнецов была клиническая депрессия во всех парах, обследованных в исследовании, то для этой выборки уровень конкордантности был бы 100%. С другой стороны, если у всех близнецов в исследовании один человек был с клинической депрессией, а другой - без депрессии, то коэффициент соответствия составляет 0 процентов. Сообщается, что уровень конкордантности клинической депрессии составляет около 70 процентов для однояйцевых близнецов и около 25 процентов для разнояйцевых близнецов.Это, по-видимому, демонстрирует значительный генетический вклад в развитие депрессии.
Несмотря на консенсус ученых о том, что генетический вклад нельзя игнорировать, эти корреляционные данные часто считаются преувеличенными. Однояйцевые близнецы генетически предрасположены к большому сходству, и благодаря процессу, известному как реактивная корреляция, люди вокруг них, как правило, относятся к ним одинаково, что может помочь близнецам быть похожими сверх того, что может гарантировать их генетический профиль.Корреляция 0,86 между оценками IQ однояйцевых близнецов, например, может быть искажена этой реактивной корреляцией. Однояйцевые близнецы сталкиваются с окружающими переживаниями, которые чрезвычайно похожи друг на друга, поскольку окружающая среда имеет тенденцию реагировать так же, как и те, кто генетически похожи. В результате, например, взрослые и сверстники могут относиться к однояйцевым близнецам одинаково, и учителя могут также сформировать аналогичные ожидания в отношении этих близнецов с точки зрения их эмоциональных, поведенческих и когнитивных функций.Это сходство во влиянии окружающей среды и ожиданиях, таким образом, может привести к завышению оценок наследуемости и коэффициентов соответствия.
Кроме того, процесс активной корреляции (или выбора ниши) предполагает возможность того, что генетические предрасположенности детей заставляют их искать определенную среду обитания, вызывая усиление различий в наследственных предрасположенностях в результате последующего воздействия окружающей среды. Если у ребенка есть генетическая предрасположенность к познавательным проблемам, например, это может побудить ребенка искать ситуации, друзей и занятия, которые подходят этой конкретной предрасположенности - при условии, что ребенку предлагается такой выбор.Таким образом, этот ребенок может начать с небольшой генетически обусловленной склонности использовать свои «мозги», но впоследствии такая тенденция будет усиливаться за счет влияния окружающей среды.
Учитывая различную степень генетического сходства между однояйцевыми и разнояйцевыми близнецами, эти источники путаницы теоретически могут стать более значимыми, когда близнецы вырастут в одной семье. Это связано с тем, что близнецы, воспитываемые в одной семье, обычно подчиняются одним и тем же ресурсам, философии воспитания, условиям жизни и так далее.Следовательно, их генетическая предрасположенность, скорее всего, стимулируется или подавляется аналогичным образом. Например, если пара близнецов разделяет наследственную предрасположенность к музыкальности, а их родители, принадлежащие к верхнему среднему классу, владеют фортепиано и заинтересованы в развитии музыкальности у этих детей, их музыкальный потенциал, возможно, будет развиваться очень похожим образом. В частности, их родители, вероятно, получат для них одного и того же или похожего учителя по игре на фортепиано, и их, вероятно, будут поощрять практиковать одинаково.Следовательно, генетическое сходство между близнецами усиливается благодаря тому, что они выросли в одном доме. Как решить эти проблемы? Некоторые ответы дают исследования по усыновлению.
По сравнению с традиционными исследованиями близнецов, исследования усыновления предполагают лучшие альтернативы для отделения наследственных влияний от генетических. Обычно существуют два варианта исследований усыновления: одни сравнивают однояйцевых близнецов, воспитываемых отдельно, и другие, сравнивают степень сходства между усыновленными детьми и их биологическими и приемными родителями.Однояйцевые близнецы, воспитанные раздельно, имеют общие генетические паттерны друг с другом, но у них разный экологический опыт. Усыновленные дети, напротив, обычно разделяют с остальными членами приемной семьи аналогичный экологический опыт, но не имеют общих генов с ними. Преимущество исследований усыновления состоит в том, что исследователи могут разумно оценить наследуемость, сравнивая оценки наследуемости и коэффициенты конкордантности пар людей, различающихся по генетическому родству и расстоянию между ними.Типичное исследование усыновления может включать, например, сравнение уровней конкордантности для следующих двух пар: ребенок и его биологический родитель (общие гены, но не окружающая среда) с тем же ребенком и его приемными родителями (общая среда, но не гены). Хотя оценки наследственных влияний в исследованиях усыновления обычно ниже, чем в исследованиях близнецов, исследования усыновления дают результаты, которые в значительной степени согласуются с исследованиями близнецов. В исследовании 1983 года Сандра Скарр и Ричард Вайнберг обнаружили, что показатели IQ усыновленных детей показали более высокую корреляцию с показателями IQ их биологических родителей, чем с показателями их приемных родителей.Точно так же Джон Лоэлин, Ли Уиллерман и Джозеф Хорн продемонстрировали в исследовании 1988 года, что в области клинической депрессии приемные дети, как правило, имеют гораздо более высокие показатели соответствия со своими биологическими родственниками, чем со своими приемными родственниками.
Тем не менее, многие ученые утверждают, что в этих исследованиях можно переоценить наследственность. Во-первых, реактивные и активные корреляции, обсуждавшиеся ранее, в какой-то степени имели бы место, даже если бы близнецы воспитывались отдельно, поскольку близнецы имеют все наследственные предрасположенности.Во-вторых, необходимо также изучить возможность того, что родители могут систематически обращаться со своими приемными детьми иначе, чем со своими биологическими детьми, что может объяснить меньшее, чем ожидалось, сходство между детьми и их приемными родителями. Учитывая, что биологически родственные люди имеют тенденцию иметь большее наследственное сходство, справедливо заявить, что оценки наследственности могут быть опровергнуты воздействием окружающей среды, вызванным конкретными генетическими предрасположенностями.
.