|
![]() |
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Развитие ребенка в процессе общениякак развить общительность у ребенкаА вот планшеты и яркие игрушки со множеством кнопочек и эффектами могут замедлить речевое развитие, - предупреждают психологи. Во-первых, они мешают полноценному общению между родителем и ребенком, а во-вторых, результаты исследований показали, что дети, играющие в такие игрушки, в дальнейшем не могут регулировать свои эмоции и ладить со сверстниками. Еще выяснилось, что все обучающие функции умных игрушек не откладываются в памяти у детей. Родители радуются, что они знакомят свое чадо с буквами и цифрами, а, на самом деле, малыш лишь учится нажимать на кнопки.Порой папы и мамы стараются пораньше отдать ребенка в детский сад, чтобы он научился общаться с другими детьми. Но это не всегда работает, считает клинический психолог Елена Трушина. - Социальные навыки - умение выражать свои желания, реагировать на отказ, защищать свои границы у совсем маленьких детей развиваются исключительно через общение с близким взрослым. Он показывает пример, как реагировать. В группе детсада, когда детей много, а взрослых 1-2, такой возможности научиться кооперации, разрешению конфликтов у ребенка нет. Скорее, можно сказать, что дошкольник применяет в детском коллективе те способы общение, которым он научился дома. Малыши еще не могут играть со сверстниками, игрушки для них интереснее. Поэтому задача родителей - просто привлекать внимание к другим детям («Посмотри, какая девочка! Какое у нее красивое платье!»). Достаточно, если вы ходите в гости, где есть дети или играете на детской площадке. К 4 годам малыш понимает, что играть с другим интереснее, чем одному. И это время сюжетно-ролевых игр: в больницу, в полицию, дочки-матери. Это лучший коммуникативный тренинг. Здесь ребенок и командует, и выполняет инструкции, и обманывает, и играет множество ролей. Именно в игре дети учатся договариваться. Например, кто будет доктором, а кто больным или во что будем играть. К 5-6 годам дети уже могут общаться со сверстниками и родителями вне игры. С ними можно говорить на различные темы и обсуждать то, чего нет перед глазами: где я был вчера, какой мультик я люблю, куда я поеду завтра. Значение общения в развитии ребёнка | Статья по коррекционной педагогике:Значение общения в развитии ребёнка Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка. Главный источник социального развития – общение. В процессе общения ребёнок учится жить по правилам, учитывать свои интересы и других, усваивает определенные нормы поведения. Окружающая среда ребёнка непосредственно влияет на его развитие. Взрослый показывает свои навыки и умения, с него ребенок берет пример, как бы копирует его поведение. Разработка взглядов Л. С. Выготского привела к созданию советскими психологами оригинальной концепции детского развития, в рамках которой развитие ребенка понимается как процесс присвоения детьми общественно–исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества . Отсутствие или дефицит общения со взрослым ставит в тупик социальное развитие ребёнка. Интересно, что речь не передаётся по наследству. Лишённые общения дети не будут говорить. В качестве примера - дети-Маугли. Их изредка находят среди животных (главным образом волков). Результаты психологического исследования детей, выросших в изоляции от общества, обнаруживают у них глубокое и необратимое недоразвитие. Приспособление к жизни среди животных вызывает у маленького ребенка, попавшего в их среду, отклонение от пути, по которому обычно идут человеческие дети. Без поддержки взрослых он не использует свою природную способность стать «человеком разумным». Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности - человеческое лицо. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности - комплекс оживления. Комплекс оживления - это первый акт общения, это не просто реакция, это - попытка воздействовать на взрослого. Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности - непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Подробно специфику развития общения в дошкольном возрасте рассматривала в своих работах М. И. Лисина. Общение у детей, переживающих дефицит общения, развивается иначе, чем у их сверстников, живущих с родителями. Потребность в общении у таких детей появляется позже, чем у детей, живущих в семье. Само общение протекает более вяло, комплекс оживления выражен слабо, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого. М. И. Лисина утверждает, что у детей с дефицитом общения отсутствует полноценное эмоционально-личностное общение в первом полугодии жизни, а во втором полугодии задерживается своевременное становление потребности в сотрудничестве со взрослым и, как следствие, предметно-манипулятивной деятельности. Присутствует однообразное, неэмоциональное манипулирование с предметами. Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет вне ситуативно-личностная беседа. Вне ситуативное общение даже старших дошкольников интересует мало, ему они предпочитают тесные эмоциональные контакты со взрослым, оставаясь, таким образом, на самой первой стадии развития общения со взрослым. Однако очень быстро их даже такой интерес проходит, и при расставании с их стороны не проявляется никаких эмоций, что свидетельствует об отсутствии стойкой привязанности. Деловые контакты с взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Ребенок не умеет себя проявить в общении. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения. В силу неправильного и недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Исследования показывают, что дети, находящиеся в ситуации депривации (лишения общения), неуспешны в разрешении конфликтов и со взрослыми, и со сверстниками, они агрессивны, стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта, не способны к конструктивному выходу из конфликтной ситуации. Их эмоциональные реакции отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами. Для них характерна слабая выраженность значимости дружеских связей, носящих в основном ситуативный характер. Отношение к взрослым определяется практической полезностью последнего в жизни ребенка. Внешними признаками социальных проявлений дефицита общения выступают «плохое» поведение, режимные нарушения, слабое усвоение новых социальных норм. Эти признаки могут встречаться как в совокупности, так и по отдельности. Часто наличие одного из этих признаков влечет за собой наличие других. Например, нарушения поведения, в основе которых могут лежать различные причины, порождают психологический дискомфорт у ребенка, нарушая привычные взаимоотношения с взрослым. Травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Анализ показывает: чем старше дети, тем в более мягких формах проявляется социальная депривация и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае специальной педагогической или психологической работы. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур. Люди, перенесшие в детстве социальную изоляцию, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время как бы ждут подвоха со стороны других людей. Итак, только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Список литературы 1. Влияние общения с взрослыми на развитие ребенка первого полугодия жизни // Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. – М., 1974. 2. Общение ребенка с взрослым как деятельность // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. – М., 1974. 3. Выготский Л.С. — «Собрание сочинений в 6 томах. Том 3. Проблемы развития психики» электронная версия книги Процесс развития ребенка – обучение и общениеВ современном мире развитию ребенка дошкольного возраста уделяется гораздо больше внимания, чем раньше. Все заботливые родители стараются как можно лучше подготовить своего малыша к школьной жизни, а для этого им необходимо знать, как проходит процесс развития ребенка во время общения, обучения, развивающей и игровой деятельности и какие особенности ему присущи. Эти знания помогают родителям следить за тем, как у ребенка развивается память, мышление, коммуникативные навыки и способности к обучению. Развитие ребенка в процессе общенияРоль общения в развитии ребенка сложно переоценить. В первый год жизни именно оно является ведущим типом деятельности ребенка, благодаря которому он получает необходимую для нормального развития информацию. Доказано, что если в этот период малыш не получает достаточного тепла и внимания, его психическое развитие значительно замедляется. Какие условия должны соблюдаться для нормального развития ребенка в процессе общения? В первую очередь стоит отметить, что чем ребенок младше, тем выше его потребность в общении со взрослыми. В первые годы жизни родители являются центром внимания малыша, поэтому его гармоничное развитие находится в прямой зависимости от их поведения. В этот период важно поддерживать теплый эмоциональный контакт с ребенком: ему необходимы разговоры, положительные эмоции, одобрение и похвала. Также следует помнить, что наиболее продуктивно происходит развитие ребенка в процессе деятельности игрового характера. Во время игр со взрослыми и ровесниками малыш примеряет на себя различные роли и учится следовать правилам. В результате активно развивается его мышление. Если родители правильно общаются с ребенком и направляют его игровую деятельность, у него развиваются такие качества, как инициативность, доброжелательность, общительность, адекватная самооценка, хорошие способности к обучению. В процессе общения малыш усваивает социальные нормы поведения. Также от общения зависит речевое развитие ребенка: чем больше взрослые разговаривают с малышом, тем быстрее и лучше он учится говорить сам. Развитие ребенка в процессе обученияКак показывают исследования, систематизированное обучение с первых лет жизни оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Процесс обучения должен быть продуманным, то есть направленным на получение и закрепление определенных знаний и умений, а также учитывать возраст ребенка. Дети раннего возраста обладают довольно высокой обучаемостью: они отлично воспринимают задания взрослого и способны действовать по приведенному образцу или инструкции, а также переносить полученные знания и умения в новую ситуацию. Методы обучения, необходимые для полноценного развития ребенка, напрямую зависят от его возраста:
Чтобы понять, как происходит развитие ребенка в процессе обучения, следует по отдельности рассмотреть особенности развития детской памяти, мышления и внимания. Развитие памяти. У ребенка младшего и среднего дошкольного возраста процесс запоминания имеет случайный характер: малыш запечатлевает в памяти только что-то интересное, то, что вызывает яркие эмоции. Примерно в 4 года ребенок начинает понемногу контролировать свою память: он учится понимать и выполнять указания взрослых о том, что ему необходимо что-либо запомнить. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже умеет пользоваться памятью сознательно, однако процесс запоминания все еще является механическим: ребенок запоминает что-либо при многократном повторении, а его память по большей части основывается на образах. Поэтому лучшим учебным материалом для запоминания для ребенка в этот период являются картинки. Развитие мышления. Интенсивное развитие детского мышления происходит в начале второго года жизни ребенка, когда он начинает использовать в своих действиях первые обобщения. В процессе обучения ребенок усваивает не только отдельные понятия, но и правила мышления, логические формы, а также учится правильно строить суждения и делать обоснованные выводы. Ему приходится решать все более сложные и разнообразные задачи, которые требуют распознавания связей и отношений между действиями, предметами и явлениями. При выполнении различных развивающих заданий, в процессе игры, конструирования или рисования ребенок не просто использует заученные действия, но постоянно изменяет их, получая новые результаты. Постепенно он учится планировать свои действия и предугадывать их итог. Так, ребенок младшего дошкольного возраста (3–4 года) при выполнении различных тестов и заданий сначала совершает ряд пробных действий, которые не всегда ведут к правильному результату. А 6–7 летний ребенок уже может выполнять задания, не прибегая к действиям, а просто описав их правильную последовательность словесно. Постепенно от понимания самых простых связей и отношений между предметами и явлениями ребенок переходит к установлению причинно-следственных связей. Как показывают исследования, в 3 года дети способны обнаруживать только такие причины, которые заключаются в каком-либо внешнем воздействии на предмет (если куклу толкнуть, она упадет). Однако в 4 года ребенок уже начинает понимать, что причины каких-либо явлений могут определяться свойствами самих предметов (если снег положить на ладонь, он растает). Дети старшего дошкольного возраста (6–7 лет) могут выявлять более незаметные особенности предметов и явлений, достаточно хорошо устанавливая причинно-следственные связи. Развитие внимания. Внимание ребенка младшего дошкольного возраста очень неустойчиво: малыш способен сосредоточиться на каком-то предмете или занятии только до тех пор, пока не угаснет интерес к нему. Именно поэтому развитие ребенка в процессе деятельности игрового характера является наиболее эффективным. Но даже самой интересной игрой малыш младшего дошкольного возраста может заниматься не больше 10–15 минут. Дети 4–5 лет могут сосредотачиваться на одном занятии в течение 15–20 минут, а интересные игры способны увлечь их на 30 минут. Также в процессе игры ребенок среднего дошкольного возраста может одновременно действовать с 2–3 предметами. Дети старшего дошкольного возраста способны непрерывно заниматься до 30 минут, а играть более часа. Оцените статью:Роль общения в развитии ребенкаРоль общения в развитии ребенка Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития. Жизнь иногда устраивает жестокие эксперименты, лишая маленьких детей необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы. Последствия подобных случаев бывают трагическими: в 3–5 лет дети не владеют простейшими навыками самообслуживания, не говорят, не ходят, проявляют поразительную пассивность. Даже если дети не лишаются человеческого общения совсем, но не имеют должной его полноты и качества, последствия бывают весьма печальными – дети существенно отстают в своем психическом развитии и имеют серьезные проблемы в развитии личности. Отсутствие необходимого общения возможно и в благополучных условиях, когда дети обделены вниманием родителей, отделены от них эмоционально. В результате такого отделения, особенно если оно имеет место в первые годы жизни ребенка, часто возникают более или менее тяжелые проблемы в психическом развитии детей. Давно было замечено, что дети, растущие в дефиците общения с взрослым (например, в домах ребенка), как правило, отстают в своем психическом и личностном развитии. Почему же так получается? Ведь, казалось бы, медицинское обслуживание, питание и физический уход при этом ничуть не хуже, чем в обычных детских садах. Порою нам, взрослым, кажется, что психическое развитие ребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создавать необходимые условия для их защиты и безопасности: охранять от вредных воздействий, кормить, одевать, согревать их, обеспечивать одеждой и игрушками и пр. Но это не так. Общение с близкими взрослыми – это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними. Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее. Но главное даже не в этом. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить прежде всего в семье. Но, к сожалению, дефицит необходимого общения дети нередко испытывают и в семье, и в детском саду. Достаточно часто ребенок не имеет содержательных связей с родителями, или ему недостает положительных эмоциональных контактов со сверстниками, или его недолюбливает воспитатель. Такое неполноценное, деформированное общение, конечно же, отрицательно сказывается на формировании личности ребенка и на его психическом развитии. Чтобы взрослым, несущим ответственность за судьбу и развитие детей, вовремя предупредить пагубные последствия дефицита общения, надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на Litres.ruОбщение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста | Статья по теме:Общение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста . Изучение общения показывает сложность , разнообразие , проявление этого явления. Сложность общения требует выделение его составляющих , описание структуры. Одним из часто употребляемых является подход , при котором выделяются три взаимосвязанных стороны общения: - информативную ( или коммуникативную ), которая заключается в обмене информации между общающимися людьми;
Как показали исследования Л.С.Выготского , общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, в приобретении ребенком новых знаний и умений; оно также определяет опосредственное строение высших, человеческих психических процессов. Роль общения в психическом развитии изучали также А.В.Запорожец, М.И.Лисина, З.М.Богуславская.
Значение общения для воспитания. Общение – социально-психологическое явление, иногда рассматриваемое как психологическая категория. Общение – такой процесс взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли, состояния и чувства друг друга. Значение общения – это содержательная сторона знака как элемента, опосредствующего познание окружающей действительности. Вступая в общение, т.е. обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека, добиться понимания. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Цель общения – это то ради чего у человека возникает данный вид активности. Главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослым. Недостаточное по количеству и обедненное по содержанию общение детей раннего возраста со взрослыми приводит к тяжелым последствиям, получившим название госпитализма. Несмотря на хорошее питание, гигиенический уход и медицинское обслуживание, дети, растущие в условиях «дефицита общения», резко отстают в своем психическом, а также в физическом развитии. Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное положительное значение для развития ребенка, может приводить и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками. При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради общения), уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый не только удовлетворяет растущие потребности ребенка и учит его действовать с предметами. Он определенным образом оценивает поведение ребенка, поощряет его улыбкой, хмурит брови и грозит пальцем, если ребенок поступает не так как следует. Благодаря этому ребенок постепенно усваивает положительные привычки, учится правильно себя вести. Нарастающая потребность в общении со взрослым вступает в противоречие с возможностями общения. Это противоречие находит свое разрешение в понимании человеческой речи, а затем и в овладении ею. Таким образом, общение ребенка со взрослыми, сверстниками играет важную роль в психическом, умственном развитии, что влияет на воспитание. Роль общения в психическом развитии ребёнка | Консультация на тему:Роль общения в психическом развитии ребёнка Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Л. С. Выготский* считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Общение- основа доверительных отношений между ребенком и взрослым, которые ведут, в последствии к гармоничному развитию ребенка. Такими как: -Эмоциональное развитие -психологическое развитие -физическое развитие -Развитие личности -Когнитивное развитие. С одной стороны полноценное общение, будь то с взрослым или со сверстниками, ведет к правильному всестороннему развитию. С другой стороны само развитие, или взросление ведет к потребности в общении, на новые более сложные уровни. Мать - это первая земная вселенная ребенка. Эмоции матери, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. В течение первого года жизни: потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержке трудно переоценить.. Эти потребности в дальнейшем становятся важнейшими для нравственного формирования ребенка. Вывод очевиден: чем больше взрослые общаются с ребенком, тем интенсивнее идет его физическое и психическое развитие. Развитие потребности в общении Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослым: -Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни. -Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием (с 6 месяцев). -Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество. -Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках. В раннем возрасте у детей выделяются четыре формы общения со взрослым: - ситуативно-личностное, - ситуативно-деловое, - внеситуативно - познавательное - внеситуативно - личностное. Развитие форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет ^ Значение ситуативно–личностного общения состоит в том, что оно стимулирует формирование у младенцев перцептивных действий в разных анализаторных системах. Вначале эти действия обслуживают общение, но, усвоенные в социальной сфере, начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к общему значительному прогрессу когнитивных процессов у детей. Важнейшее достижение первого полугодия жизни – овладение хватанием – тоже связано с деятельностью общения, так как вскидывание ручек составляет один из элементов комплекса оживления, а происходящие при этом столкновения с предметами кладут начало формированию целенаправленного действия хватания. Возникновение хватания – первого собственно приспособительного поведенческого акта младенца – приводит к тому, что дети начинают манипулировать с предметами, и со второго полугодия жизни предметные действия–манипуляции занимают положение ведущей деятельности. Умеющий действовать с предметами ребенок становится в новую позицию по отношению ко взрослому. Место ситуативно–личностного общения, ничем не опосредствованного, занимает новая, более сложная форма, которую мы назвали ситуативно–деловым общением. ^ Значение ситуативно–делового общения мы видим главным образом в том, что оно приводит к дальнейшему развитию и качественному преобразованию предметной деятельности детей (к переходу от отдельных действий к процессуальным играм) и возникновению и развитию речи. Но овладение речью позволяет детям преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослым к сотрудничеству, так сказать, «теоретическому». Рамки прежней формы общения через некоторое время становятся тесными, разламываются, и дети переходят к более высокой форме коммуникативной деятельности, которую мы называем внеситуативно–познавательным общением. ^ Значение внеситуативно–познавательного общения детей со взрослыми состоит, на наш взгляд, в том, что оно помогает детям неизмеримо расширить рамки мира, доступного для их познания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений, узнать о существовании причинно–следственных и иных отношений между предметами и явлениями. Поддержка взрослого, его постоянная помощь становятся важным условием развития мышления детей. Вместе с тем познание мира предметов и физических явлений вскоре перестает исчерпывать интересы детей. Их все больше привлекают события, происходящие в социальной сфере, тем более что большинство предметов, окружающих детей, также являются продуктами деятельности ума и рук человека. Развитие мышления и познавательных интересов дошкольников выходит за рамки третьей генетической формы общения, где оно получало опору и стимул, и преобразует общую жизнедеятельность детей, в соответствии с которой преобразуется и деятельность их общения со взрослым. ^ Значение внеситуативно–личностного общения в общем психическом развитии ребенка мы видим в том, что оно вводит ребенка в сложный по своей структуре мир людей и позволяет ему занять в этом мире адекватное место. Ребенок научается ориентироваться в социальной сфере и устанавливает многообразные сложные отношения с окружающими людьми. Он усваивает правила общежития, понятие о своих правах и обязанностях. Наконец, ребенок приобщается к моральным и нравственным ценностям общества, в котором живет. Усвоенный опыт и знания дошкольники моделируют в сюжетно–ролевых играх и применяют в своей реальной жизненной практике под контролем и руководством взрослого. Благодаря достижениям детей во внеситуативно–личностном общении они приходят в состояние готовности к школьному обучению, важной частью которого является умение ребенка воспринять взрослого в роли учителя и занять по отношению к нему позицию ученика со всеми вытекающими отсюда последствиями. От малышей до подростков; Хорошее общение с детьми возможно
Хорошее общение - важный родительский навык. Воспитание может быть более приятным, когда установлены позитивные отношения между родителями и детьми. Независимо от того, воспитываете ли вы малыша или подростка, хорошее общение является ключом к повышению самооценки, а также к взаимному уважению. Основные принципы правильного общения родителей и детей
Слова ободрения и похвалыДетям больше нравится позитивное внимание. Детям нужно чувствовать, что их любят и ценят. Большинство родителей считают, что легче дать отрицательный отзыв, чем положительный.Выбирая и используя некоторые из приведенных ниже фраз на ежедневной основе с вашим ребенком, вы обнаружите, что он начнет уделять вам больше внимания и будет изо всех сил стараться доставить вам удовольствие. Да Хорошо Прекрасно Очень хорошо Очень хорошо Отлично Прекрасно Прекрасно У мальчика Правильно Верно Правильно Замечательно Мне нравится, как вы это делаете, Я доволен (горжусь) вами Это хорошо Ух ты, мальчик Очень мило Хорошо работа Отлично идет Хорошо для тебя Так и есть Намного лучше O.K. У тебя дела лучше Это прекрасно Хорошая идея Какая отличная идея Вот и все Хорошая работа Отличная работа по контролю над собой Мне нравится, как ты ______ Я заметил, что ты ____ Продолжай в том же духе Мне было весело ______ с тобой Ты улучшаются в ______ все больше и больше Вы проявили большую ответственность, когда вы ______ Путь к успеху Я ценю то, как вы ______ Вы хороши в этом Вы лучший Хорошо запоминаете Это прекрасно Мне нравится ваш ______ Мне нравится как вы ______ без того, чтобы вас спрашивали (напоминания) Я уверен, что вы мой сын / дочь Теперь у вас есть это Я люблю вас Вы можете ПОКАЗАТЬ им, что вы чувствуете, а также рассказать им : Улыбка Кивок Часть на плече, голове, колене Подмигивание Сигнал или жест в знак одобрения Дай пять Прикоснись к щеке Пощекочу Смех (с, а не с) Похлопайте по спине Обнять . Развитие речи и грамотность: влияние на эмоциональное развитиеЯнварь 2010, 2 -е изд. Введение Языковая и коммуникативная компетенция предоставляют важные инструменты для обучения, участия в социальных отношениях, а также регулирования поведения и эмоций с младенчества. В этом отчете описывается эволюция языкового развития в первые пять лет жизни и его взаимосвязь с психосоциальным и эмоциональным развитием и расстройствами на протяжении всей жизни.Также будут обсуждаться последствия для профилактики, вмешательства, образования и государственной политики. Тема релевантности Под рубрикой языка рассматриваются две области: структурный язык и прагматическая коммуникация. Структурный язык Навыки охватывают звуки языка (фонология), лексику (семантика), грамматику (синтаксис и морфосинтаксис), повествовательный дискурс и обработку слуховой вербальной информации. Прагматический язык Навыки включают в себя такое поведение, как разговорная или другая коммуникативная очередность, правильное использование жестов и поддержание зрительного контакта.Помимо этих специфических аспектов языка и общения, дети должны уметь как выражать свои мысли (выразительный язык), так и понимать мысли других (восприимчивый язык) как в социальных, так и в учебных ситуациях. Когда дети испытывают трудности с пониманием других и самовыражением, неудивительно, что возникают психосоциальные и эмоциональные проблемы адаптации. И наоборот, относительно большая часть детей школьного возраста, страдающих психосоциальными и эмоциональными расстройствами, часто имеет проблемы с языком и общением. 1 Проблемы Иногда бывает трудно отделить психосоциальные и эмоциональные проблемы от проблем с языком и общением. Нарушения речи могут быть незаметными и остаться незамеченными, если не будет проведена формальная оценка. 2 Например, Калер и Копп 3 показали, что соответствие малышей командам взрослых зависит от того, насколько хорошо они понимают язык. В другом исследовании Evans 4 обнаружил, что многие дошкольники, описанные как застенчивые, замкнутые или заторможенные, имели языковые нарушения, которые мешали формированию и поддержанию дружеских отношений.Детям с языковыми нарушениями было трудно вступать в групповые беседы со сверстниками, и затем их исключали, что давало им меньше возможностей для изучения и применения социальных навыков, необходимых для взаимодействия со сверстниками. Неспособность идентифицировать и лечить такие проблемы может иметь серьезные последствия. Контекст исследования Развитие и нарушения речи и их связь с психосоциальным и эмоциональным развитием и расстройством были изучены в поперечных и продольных исследованиях на выборках сообществ и клиник (как речевых клиник, так и клиник психического здоровья), начиная с младенчества до подросткового возраста.В этих исследованиях изучались аспекты языка и навыков, с которыми связаны язык и общение. Ключевые вопросы исследования Ключевые вопросы исследования включают: (1) Какова модель развития общения и языка в первые пять лет жизни? (2) Какова распространенность языковых и коммуникативных нарушений среди населения в возрасте от рождения до пяти лет? (3) С какими психосоциальными и эмоциональными расстройствами связаны языковые нарушения? (4) Связаны ли с языковыми нарушениями другие функции развития, помимо психосоциальных и эмоциональных расстройств? (5) Каковы исходы для детей с коммуникативными и языковыми нарушениями? (6) Какие причинные факторы способствуют ассоциации языковых нарушений с психосоциальным и эмоциональным развитием? (7) Есть ли что-то особенное в языке как предмете изучения? (8) Как лучше всего лечить языковые нарушения? Последние результаты исследований В первые пять лет жизни развитие коммуникации можно разделить на три периода. 5 Первая менструация начинается при рождении, когда младенцы общаются с помощью криков, взглядов, вокализации и ранних жестов. Такое раннее коммуникативное поведение не является преднамеренным, но создает основу для более позднего намеренного общения. Во втором периоде, от шести до 18 месяцев, коммуникативное взаимодействие младенцев со взрослыми становится намеренным. Важным поворотным моментом является появление совместного внимания , 6 , в котором младенцы координируют визуальное внимание с вниманием другого человека в отношении объектов и событий. 7 В третий период, начиная с 18 месяцев, язык берет верх в качестве основного средства обучения и общения детей. Например, дошкольники могут участвовать в разговорах об эмоциях с учетом аффективного состояния другого человека, 8 могут использовать язык для самоконтроля 9 и могут вести переговоры устно. 10 По оценкам, от 8 до 12% дошкольников имеют ту или иную форму языковых нарушений. 11 Большинство детей не могут быть идентифицированы до двух-трех лет, когда они не могут говорить.Кроме того, примерно половина детей дошкольного и школьного возраста, обращенных в службы психиатрической помощи или помещенных в специальные классы, страдают языковыми нарушениями или неспособностью к обучению, связанной с языком. 2 Нет данных о распространенности проблем с довербальной коммуникацией у младенцев, хотя наличие новых инструментов скрининга теперь делает это возможным. 12 С языковыми нарушениями связан ряд психосоциальных и эмоциональных расстройств. У младенцев проблемы с регуляцией эмоций и поведения (например,г. трудности с успокаиванием, едой и сном). 13 Физический и выразительный словарный запас ассоциируется с разговорной лексикой уже в 19-месячном возрасте. 14 Начиная с дошкольного возраста, наиболее распространенным диагнозом среди детей с языковыми нарушениями в обществе, которых направляют в клиники речевого языка и психического здоровья, является синдром дефицита внимания (гиперактивность). 15,16,17 Языковые нарушения не существуют изолированно, и с раннего детства языковое развитие также связано с познанием, социальным познанием и моторикой. 2,17 Лонгитюдные исследования дают отрезвляющие выводы для детей с языковыми нарушениями. 18 Языковые и коммуникативные нарушения неизменно связаны с обучением и психосоциальными и эмоциональными расстройствами от младенчества до подросткового возраста. 16,19,20,21 Наихудший прогноз для детей, испытывающих трудности в понимании языка или в нескольких областях языка, которые сохраняются после пяти лет. 19,22 Как генетические, так и средовые факторы способствуют языковому, психосоциальному и эмоциональному развитию. 23 Дети с плохими коммуникативными навыками не передают четких сообщений, поэтому их трудно читать и на них правильно реагировать. Количество и вид языковой стимуляции дома 24 и семейные стрессы, такие как жестокое обращение с детьми 25 , также способствуют языковому развитию детей. Остается вопрос, есть ли что-то конкретное в языке как предмете изучения. С одной стороны, язык может быть лишь одной из функций развития, вызванных общим основным фактором. 26 С другой стороны, язык может играть центральную роль в развитии психосоциальных и эмоциональных расстройств в этом внутреннем языке, а вербально опосредованные правила играют важную роль как в самоконтроле, так и в достижении различных сфер. 27 Выводы С младенчества язык и психосоциальное и эмоциональное развитие взаимосвязаны. Общение начинается с самых первых дней жизни. Потенциальные проблемы, которые возникают в отношениях с родителями, могут в конечном итоге обостриться, когда дети пойдут в школу и будут испытывать трудности с обучением и общением с учителями и сверстниками.Даже легкие языковые нарушения могут повлиять на ход развития. Результаты ухудшаются из-за сопутствующих стрессов окружающей среды. Поскольку языковая компетентность имеет решающее значение как для готовности к школе, так и для психосоциальной и эмоциональной адаптации, проблемы с языком и общением могут поставить ребенка на неадаптивную траекторию на протяжении всей жизни. 28 Языковые проблемы могут быть незаметными, и их можно упустить из виду в учебных и терапевтических ситуациях. 1 Таким образом, выявление и оценка языковых расстройств, а также вмешательство имеют важное значение в первые годы жизни, закладывая основу для более поздней компетентности в широком диапазоне областей. Последствия для политики и услуг Начиная с младенчества, регулярная оценка языковых и коммуникативных навыков, а также проведение мероприятий являются важными профилактическими мероприятиями. Это важно, потому что вмешательства в младенчестве или дошкольном возрасте могут оказать значительное влияние на результаты ребенка. 29 После идентификации создание всеобъемлющего профиля коммуникативных, языковых, когнитивных, психосоциальных и эмоциональных способностей имеет решающее значение для планирования таких профилактических вмешательств.Произошел переход от индивидуальной клинической терапии к сосредоточению внимания на функциональном языке в естественной среде. 30 Межведомственная и мультидисциплинарная интеграция необходима из-за последствий, которые невыявленные языковые нарушения имеют для здоровья, психического здоровья, ухода за детьми, образования и системы правосудия по делам несовершеннолетних. Информация о природе языковых нарушений и их влиянии на академическое, психосоциальное и эмоциональное функционирование должна быть доступна родителям и быть частью учебной программы для специалистов, работающих с детьми.Сюда входят педиатры, семейные врачи, речевые / языковые патологи, педагоги, воспитатели детей младшего возраста и практикующие психиатры. Ссылки
Интеллектуальное и когнитивное развитие детей и подростковВозраст и этапы: Руководство для родителей по нормальному развитию детства Подробное руководство для родителей по психологическому развитию вашего ребенка от рождения до 10 лет Написано увлекательным и практичным стилем, Возраст и Stages предлагает вам преимущества самых последних исследований в области развития ребенка, а также полезные советы и методы, способствующие взрослению вашего ребенка. Чарльз Шефер и Тереза Фой ДиГеронимо расскажут вам, какого поведения вы можете ожидать по мере роста вашего ребенка и как вы можете помочь ему или ей перейти на следующий уровень развития.Они включают множество примеров, рассказов и заданий, которые вы можете сразу использовать, чтобы положительно повлиять на развитие вашего ребенка.
Растущий разум вашего ребенка: развитие мозга и обучение от рождения до подросткового возраста Провозглашенный родителями и педагогами, Your Child’s Growing Mind - это окно в увлекательный процесс развития мозга и обучения. Он исследует корни эмоций, интеллекта и творческих способностей, переводя самые последние научные исследования в практические предложения для родителей и учителей. Доктор Хили также обращается к академическому обучению, предлагая бесчисленные советы о том, как родители могут помочь без давления. Она объясняет составные части чтения, письма, орфографии и математики и показывает, как помочь детям всех возрастов развить мотивацию, внимание, критическое мышление и навыки решения проблем. Мозг «Да»: как развить в ребенке смелость, любопытство и сопротивляемость При столкновении с проблемами, неприятными задачами и спорными проблемами, такими как домашнее задание, экранное время, выбор еды и время сна, дети часто отыгрывают или отключиться, отвечая реактивностью вместо восприимчивости.Это то, что авторы бестселлеров New York Times Дэниэл Дж. Сигел и Тина Пейн Брайсон называют ответом «Нет мозгов». Но наших детей можно научить подходить к жизни с открытостью и любопытством. Родители могут научить своих детей говорить «да» миру и приветствовать все, что может предложить жизнь, даже в трудные времена. Вот что значит развивать Да-Мозг. Когда дети работают с Yes Brain, они с большей готовностью рискуют и исследуют. Они более любознательны и изобретательны, меньше беспокоятся об ошибках.У них лучше складываются отношения, они более гибкие и стойкие, когда дело касается невзгод и больших переживаний. Они работают по четкому внутреннему компасу, который определяет их решения, а также то, как они относятся к другим. Руководствуясь своим «Да-мозгом», они становятся более открытыми, креативными и стойкими. В книге «Да, мозг» авторы дают родителям навыки, сценарии, идеи и задания, чтобы привести детей всех возрастов в чрезвычайно благоприятное состояние «да». Вы узнаете. Mind Benders: Навыки дедуктивного мышления Mind Bendersreg - это самые продаваемые головоломки на дедуктивное мышление, развивающие логику, понимание прочитанного и умственные организационные навыки, которые жизненно важны для получения высоких оценок и высоких результатов тестов по всем предметам.Они также отлично подходят для развития реальных навыков решения проблем. Методы. Ваши ученики научатся тщательно анализировать каждый Mind Bendersreg; головоломка и ее подсказки, выявляющие логические ассоциации между людьми, местами и вещами. Ключ в том, чтобы начать с наиболее очевидных ассоциаций, а затем вывести менее очевидные ассоциации, пока все, наконец, не сложится вместе. Поддержка преподавателей Включает пошаговые инструкции и подробные ответы. Уровни книги растут по спирали в пределах класса. (от детского сада до 12 класса) Правила мозга для ребенка (обновленные и расширенные): как вырастить умного и счастливого ребенка с нуля до пяти В своем бестселлере New York Times Правилах мозга , доктор Джон Медина показал нам, как на самом деле работает наш мозг, и почему нам следует изменить дизайн наших рабочих мест и школ. Теперь, в Правилах мозга для ребенка , он делится последними научными данными о том, как вырастить умных и счастливых детей от нуля до пяти.Эта книга призвана произвести революцию в воспитании детей. Только один из сюрпризов: лучший способ устроить ваших детей в колледж по их выбору? Научите их контролировать свои импульсы. Правила для мозга ребенка устраняет разрыв между тем, что знают ученые, и тем, что практикуют родители. Посредством увлекательных и забавных историй Медина, молекулярный биолог и отец развития, рассказывает, как развивается мозг ребенка и что вы можете сделать, чтобы его оптимизировать. Серия Gymboree, посвященная занятиям для детей Мы настоятельно рекомендуем эту серию родителям, потому что в книгах есть множество игровых заданий «как это сделать», которые помогают (обеспечивают основу) развитие ребенка.От младенцев до маленьких детей они охватывают когнитивное, языковое, физическое и социальное развитие. Эти занятия не только будут стимулировать развитие, но и построят прочные отношения между родителями и детьми. К тому же они интересны и родителям, и детям. .Социальное развитие детей | SCANСпросите любого родителя о развитии своего ребенка, и он часто будет говорить о развитии речи и языка, крупной моторике или даже физическом росте. Но социальное развитие ребенка - его способность взаимодействовать с другими детьми и взрослыми - является важной частью головоломки развития. Что такое социальное развитие? Почему социальное развитие так важно? Развивать языковые навыки. Способность общаться с другими детьми открывает больше возможностей для тренировки и изучения речи и языковых навыков. Это положительный цикл, потому что по мере развития коммуникативных навыков ребенок лучше реагирует на окружающих людей. Повышайте самооценку. Другие дети подарили ребенку одни из самых захватывающих и забавных событий. Когда маленький ребенок не может найти друзей, это может расстраивать или даже болезненно.Здоровый круг друзей усиливает комфорт ребенка за счет его индивидуальности. Повысьте навыки обучения. Помимо влияния социального развития на общие коммуникативные навыки, многие исследователи считают, что наличие здоровых отношений со сверстниками (начиная с дошкольного возраста) позволяет адаптироваться к различным школьным условиям и задачам. Исследования показывают, что дети, которым трудно ладить с одноклассниками еще в дошкольном возрасте, с большей вероятностью испытают позднее академические трудности. Разрешение конфликтов. Более высокая самооценка и лучшие языковые навыки могут в конечном итоге привести к лучшей способности разрешать разногласия со сверстниками. Установите позитивный настрой. Позитивный настрой в конечном итоге ведет к лучшим отношениям с другими и более высокому уровню уверенности в себе. Как родители могут повлиять на социальное развитие? Поскольку о социальном развитии не говорят так много, как о некоторых других показателях развития, родителям может быть трудно понять процесс И оценить, как их ребенок развивается в этой области. Есть несколько основных этапов развития в каждом возрасте, а также несколько полезных советов, которые родители могут использовать, чтобы поддержать своего ребенка. Младенцы и дети ясельного возраста: В течение первых двух лет жизни происходит быстрое развитие. Вы можете ожидать, что ваш ребенок: Как родитель вы можете: Дошкольники: К этому возрасту в самые ранние годы (в основном благодаря взаимодействию родителей и других семей) заложена почва для разветвления ребенка.В начале дошкольного образования ваш ребенок может: Как родитель вы можете: Школьники: К пяти годам и старше социальное развитие ребенка выходит на новый уровень.Это момент, когда большинство детей будут проводить больше часов в день с другими детьми, чем со своими родителями. Для них нормально: Как родитель вы можете: Социальное развитие вашего ребенка - сложная проблема, которая постоянно меняется.Но хорошая новость в том, что родители могут иметь большое влияние на его прогресс. Моделируя здоровые отношения и оставаясь на связи со своим ребенком, вы можете помочь ему относиться к окружающим людям положительно и положительно. Поощряя их взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, вы настраиваете их на то, чтобы пользоваться преимуществами социального здоровья - от хорошей самооценки до сильных коммуникативных навыков и способности доверять окружающим и общаться с ними. .
Смотрите, кто говорит! Все о развитии речи у ребенка Языковые и коммуникативные навыки имеют решающее значение для развития ребенка. Хорошее общение позволяет им лучше участвовать в социализации, а также учиться на официальных уроках в классе и в окружающей среде. Коммуникация включает в себя речи и язык . Речь - это вербальное средство общения, а язык использует общие правила для объединения слов для выражения мыслей и чувств.Поскольку родители являются первыми учителями ребенка, знание языкового развития у детей улучшает способность родителей взаимодействовать со своим ребенком, чтобы стимулировать и направлять их к пониманию своего окружения и общению с ним. Язык состоит из четырех основных компонентов:
С самого рождения дети запрограммированы на развитие речи и языка.Первые пять лет являются наиболее важными, но развитие речи продолжается в раннем детстве и в подростковом возрасте. В течение первых пяти лет стимуляция языкового развития имеет важное значение, поскольку мозг развивает новые нервные клетки, а также многочисленные связи между этими клетками, которые выполняют функцию выразительной и восприимчивой речи. Отсутствие стимуляции в это время может привести к замедлению прогресса ребенка или ухудшению коммуникативных навыков. Позже мы дадим родителям несколько советов о том, как помочь в развитии речи, но есть несколько простых советов: проводить много времени с ребенком в разговорах, пении и чтении. На ранних стадиях развития речи мозг запрограммирован на то, чтобы обращать внимание на звуки речи и начинать имитировать их. Вначале младенцы любят издавать звуки самостоятельно. Позже они пытаются повторять звуки и слова, которым они подвергаются из окружающей среды. Первые слова дети обычно произносят в возрасте от 9 до 18 месяцев. Самые распространенные первые слова - «мама» или «дада». Что интересно, независимо от того, на каком языке учат детей, первые слова обычно относятся либо к матери, либо к отцу. Примерно к 18 месяцам словарный запас ребенка обычно составляет от 50 до 150 слов. Дети в этом возрасте начинают складывать пару слов вместе, чтобы сформировать предложение, которое иногда называют «телеграфной речью», например, «мама мяч» или «мама бросает мяч». К двум годам они обычно могут использовать более 300 слов и понимать около 1000 слов. Примерно в три года дети начинают использовать язык для самых разных целей. Они не только пытаются получить то, что хотят, спрашивая, но также рассказывают о прошлом опыте и даже начинают использовать это, чтобы притвориться.К дошкольному возрасту (4 ½) они начинают понимать и использовать правила языка, чтобы выразить владение чем-либо, связать мысли и дать количественную оценку. Их язык становится больше похожим на язык взрослых. В начальной школе дети продолжают расширять использование устной речи, а также учатся читать и писать. По мере того, как дети учатся в средней и старшей школе, они продолжают расширять свой словарный запас, совершенствовать свои грамматические навыки и писать более сложно, а также продолжают развивать навыки понимания прочитанного. В таблицах ниже описывается развитие конкретных навыков для каждой стадии развития до 8 лет. Под графиком развития вы найдете информацию о том, как вы можете стимулировать и поощрять языковое развитие, а также информацию о том, как распознать отставание в развитии и что делать. делать с этим. Что родители могут сделать, чтобы стимулировать развитие речиРанние годы
Старший малыш и дошкольник
Школьный возраст и старше
Распознавание проблемОзнакомьтесь со сроками и ищите задержки. Помните, что для достижения каждой вехи существует довольно много времени. Если вы чувствуете задержку, обсудите это с лечащим врачом вашего ребенка.
Рекомендуемые книги для родителей Помимо детской речи: от разговорной речи к правописанию: руководство по развитию языка и грамотности для родителей и опекунов Язык - это гораздо больше, чем просто слова, и здоровое общение является основой развития вашего ребенка способность к эмоциональному, социальному и академическому успеху.Первые восемь лет жизни являются критическим периодом для развития языка и грамотности, и как родитель вы являетесь основным образцом для подражания вашего ребенка, поскольку он или она начинает приобретать навыки разговорной речи, чтения и письма. И все же вы можете быть не уверены в том, что представляет собой типичный языковой прогресс и какие действия и практики больше всего улучшат учебный опыт вашего ребенка. Полностью переработанный и обновленный для наших дней, Beyond Baby Talk поможет вам найти самые простые и увлекательные способы привить вашему ребенку навыки общения и доставить удовольствие вам обоим на этом пути.
Ваше исчерпывающее руководство для помощи вашему ребенку с дефектами речи, написанное в соавторстве двумя опытными специалистами. Когда у ребенка проблемы с общением - поставленные или нет - родители в первую очередь ищут, куда обратиться за помощью. Справочник по проблемам речи и языка для родителей - это универсальный ресурс, предлагающий не только самую последнюю медицинскую информацию, но также советы и поддержку от мамы, которая там была. Автор Дебби Фейт имеет двоих детей с проблемами речи и знает, что нужно, чтобы выжить и процветать изо дня в день в семье.Никакая другая книга на рынке не может сравниться с этой по сочетанию клинических исследований и реальных практических решений для родителей. Видео по развитию языка
Другие статьи по развитию языка Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с этими статьями Американской ассоциации речи и слуха :
Время развития языка:Младенец (рождение до 18 месяцев) Малыш (18–3 лет) Дошкольник (3–5 лет) Школьный возраст (6–8 лет) От рождения до 6 месяцев
От шести до 12 месяцев
12–18 месяцев
От 18 до 24 месяцев
Два-три года
От трех до четырех лет
От четырех до пяти лет
От пяти до шести лет
От шести до семи лет
Семь до Восемь лет
|
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |