|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Позитивное воспитание детей15 советов для позитивного воспитания детейЭксперт Дебби Годфри говорит, что позитивное воспитание предназначено «для родителей, жаждущих приучить детей к дисциплине, при этом не сломив их дух». Формулировка красивая, но что именно за ней кроется? Давайте подробнее рассмотрим основы позитивного воспитания и разберемся, зачем оно нужно. Что, собственно, значит термин «позитивное воспитание»? В первую очередь, данный подход базируется на взаимном уважении, которое многие родители упускают из виду. Наверняка каждый из вас хотя бы раз становился свидетелем ситуаций неуважительного общения с ребенком. Некоторые матери и отцы требуют от детей уважения, в то время как сами его выказывать не желают. Но ведь все мы знаем народную мудрость, которая гласит: «Как аукнется, так и откликнется». Если с малых лет ребенок видит пренебрежение к себе, к своим чаяниям, к своему мнению, то с годами и сам начнет с презрением относиться к родителям. В юном возрасте (в виду зависимости от родителей) дети могут скрывать свое презрение за маской покорности. Но стоит им стать старше, как с хорошим отношением к себе родитель может распроститься. И сам же будет в этом виноват. Дабы не быть голословными и лучше определить смысл описанного метода, нам стоит рассмотреть советы по позитивному воспитанию. 1. Право на чувства и выражение эмоцийКонечно, необходимо приучить ребенка контролировать свои эмоции и избегать бурного их проявления на публике. При этом надо объяснить, почему нельзя вопить в очереди или кричать, громко плакать и так далее. Но нельзя без конца затыкать ребенку рот, запрещая в принципе проявлять эмоции. Чудовищами выглядят матери и отцы, бьющие и без того расстроенных ребятишек просто за то, что они оступились и упали. Им больно и они имеют право выплакать эту боль. А такие горе-родители лишь множат страдания, вынуждая детей в дальнейшем скрывать свои истинные чувства. Научите чадо адекватно проявлять эмоции, а так же изучите способы успокоить ребенка.2. Нематериальные наградыПоощреть детей надо, однако поощрения бывают неправильными. Скажем, если малыш хорошо учится, не надо за каждую пятерку покупать ему дорогостоящие игрушки. В противном случае он перестанет быть паинькой, если по каким-либо причинам родители перестанут дарить подарки. Поощрение может выражаться словесной похвалой, улыбкой, объятиями.3. Общение науровне ребенкаВ прямом смысле слова – на одном с ним уровне. Когда мы вечно возвышаемся над детьми и свысока что-то говорим, они чувствуют себя по-рабски и эмоционально отдаляются. Если надо что-то обсудить и вы хотите, чтобы ребенок максимально проникся вашими словами, то лучше сесть радом с ним, чтобы вы оказались на одном уровне.4. Общение на языке ребенкаУчитывайте возраст своих детей, когда хотите донести какую-то мысль. Малыши могут не уловить смысла высокопарной фразы со «взрослой» терминологией. Общаясь с подростком, временами можно использовать его же сленг (только без грубостей). Говорите с детьми на одном языке.5. ФораВсегда давайте ребенку фору для выполнения задания и напоминайте о конечных сроках. Вы ведь не любите, когда начальство врывается к вам с воплями: «Срочно отчет мне на стол! Он нужен мне на вчера!». Вот и не надо ставить ребенка в такую же ситуацию. Скажем, он собирается на день рождения к другу вечером, а в комнате не прибрано. Напомните ему про уборку с утра, а не за 5 минут до выхода.6. Обоснованная мотивация ожиданийВажно доходчиво объяснить ребенку, почему мы хотим, чтобы он посещал те или иные курсы, изучал иностранные языки, занимался спортом и так далее. Приводите личные примеры из жизни для большей наглядности. Скажем, ребенок не хочет посещать курсы английского. Провидите примеры среди своих обеспеченных знакомых, успешные профессии которых требуют знания языка. Ребенок должен понять, что делает что-то не в угоду родительским капризам, а для своего обеспеченного будущего.7. Эмпатия и симпатияПокажите детям, что вы их слышите. Умейте поставить себя на их место и проявить понимание, а так же покажите свое одобрение, если вы согласны с их мнением. Скажем, ребенок рыдает и клянчит мороженое до обеда. Признайтесь, что вам тоже хочется съесть мороженое, скажите, что вы его понимаете. Но объясните последствия: мороженое натощак вызовет боль в животе, от одного мороженого можно располнеть и так далее.8. Чувство юмораВовсе необязательно постоянно корчить серьезную мину. Детям проще запомнить жизненные уроки в позитивном ключе, когда они сопровождаются шутками. Улыбка – один из самых эффективных инструментов воспитания.9. Обоснованные последствияРебенку с малых лет надо объяснить, что каждое действие ведет за собой последствия: плохие или хорошие. Помните о древнем методе «кнута и пряника»? Суть та же, вот только кнуты и пряники будут фигуральными (детей бить нельзя). Многие родители так увлечены навязыванием дисциплины в каждой мелочи, что активно используют «кнут», но напрочь забывают о поощрениях за хорошее поведение ребенка.10. Диалог вместо монологаПри обсуждении каких-либо проблем, старайтесь избегать пафосного чтения морали – ребенку она как с гуся вода. Вместо монолога лучше сосредоточиться на диалоге, вовлекая детей в беседу. Задавайте важные вопросы ребенку, чтобы получить ответную реакцию.11. Нет побоямКак мы уже говорили выше, детей бить нельзя. В принципе. Просто подумайте вот над чем: родитель – самый близкий человек для ребенка во всем мире. Родитель – защитник и пример для подражания. Что же происходит в душе ребенка, когда «защитник и пример для подражания» поднимает на него руку? Физическая боль превращается в боль душевную: копятся обиды, гнев, появляется презрение и чувство, будто тебя предали. Позднее уже взрослый ребенок может начать бить и своих детей. Мы ведь этого не хотим? Отдельно хочу сделать акцент на популярных у многих подзатыльниках. Уважаемые родители, как вы думаете, полезно ли бить людей по голове? Конечно, нет. Может казаться, будто удар был легким, но даже мизерная затрещина пользы мозгу не приносит, а способна аукнуться сотрясением. Вывод: никакого рукоприкладства!12. Выполнение обещанийНельзя обманывать ребенка, давая ложные надежды. Скажем, некоторые родители обещают купить собаку или велосипед, если ребенок окончит учебный год на «отлично», а на деле даже не собираются сдерживать обещаний. Вы ждете, чтобы ребенок выполнял данное слово? Тогда подайте ему пример. Если не можете чего-то сделать, то и не обещайте этого. Ребенку важно знать, что родительскому слово можно верить на все 100%. Если ложные обещания будут в норме вещей, то дети сами научатся обманывать окружающих и, в том числе, своих родителей.13. Нет токсичным фразамПрактически каждый родитель допускает ошибки, используя ядовитые фразы, отправляющие ребенку жизнь. Сюда относятся: сравнения, шантаж, оскорбления. Рассмотрим примеры.Фразы со сравнениями: «А вот дети других родителей себя так не ведут», «А вот сын моей подруги учит математику», «А вот я в твоем возрасте это уже умела!» и так далее. Призванные мотивировать ребенка к действиям, такие формулировки заставляют его чувствовать себя неполноценным в сравнении с другими. Фразы с шантажом: «Никакого телевизора, пока не сдашь все предметы на "отлично"», «Я тебя выносила, родила, кормила, ночей не спала, а ты этого не ценишь!» и тому подобное. В первом случае родитель отказывается принять очевидный факт: у ребенка может не быть способностей к изучению определенных предметов, поэтому такой шантаж сравним с требованием достать луну с неба. Во втором случае родитель переносит на ребенка ответственность за принятое не им решение. Ребенок не просил его вынашивать и рожать, правда же? Так почему он должен быть благодарным за то, что мама с папой решили стать родителями? Фразы с оскорблением: «Тебе слова не давали», «Пока ты живешь под моей крышей и ешь за мой счет – твоего мнения никто не спрашивает». Суть, думаю, ясна. И это я уже молчу о фразах с употреблением матных словечек, которые ранят ребенка больнее ножа. 14. Гарантия безусловной поддержкиРебенок должен знать, что родители выслушают его, помогут уладить проблему и поддержат в случае трудностей. Приведу печальный пример: есть у меня знакомая со всеми симптомами «яжматери». Когда ее ребенок был еще малышом, она (вечно недовольная своей жизнью) срывала на нем злость по любому пустяку. Даже за нечаянно разбитую чашку ребенку щедро всыпали по попе, приправляя наказание отборной бранью. А ведь наказание-то незаслуженно, правда? Каждый из нас хоть раз нечаянно что-нибудь разбивал. Все знакомые пытались объяснить ей нелепость и опасность такого чудовищного воспитания, но у нее всегда была лишь одна реакция: «Я мать, это мой ребенок. Я сама решу, как его воспитывать». Так вот, когда мальчик подрос, мать стала жаловаться на то, что он совсем от рук отбился и не делится новостями своей жизни. Случайно мать узнала о том, что ребенка отчислили за постоянные прогулы, что он курит, где-то работает и так далее. Еще в раннем возрасте ребенок утратил доверие к матери, осознав, что будет наказан и унижен даже в тех случаях, когда ни в чем не провинился. Объясните ребенку, что даже если вы расстроитесь из-за его проступка, это не значит, что вы лишите его своей поддержки.15. Абстрагирование от собственных проблемОпасно воспитывать ребенка в минуты, когда нас переполняют личные переживания. Если вы разругались с супругом или у вас проблемы на работе, не надо вываливать свой негатив на ребенка. Он-то ни в чем не виноват. Освойте способы выпустить пар без последствий, медитируйте, слушайте подборки с расслабляющей музыкой – выбирайте те методы релаксации, которые действуют лично для вас. К воспитанию вернетесь, как только совладаете со своими эмоциями.Дети, как известно, учатся на примере своих родителей. Бывают случаи, когда подросший ребенок сделал верные выводы и отверг все ошибки отца и матери, но нередки ситуации, когда взрослые дети полностью копируют манеру поведения своих родителей, проявляя ее в общении с окружающими, своими спутниками жизни и собственными детьми. А их дети будут учиться у них. И вот уже возникает бесконечный замкнутый круг: все новые и новые поколение родителей и детей становятся на те же грабли в вопросах взаимоотношений. Хотите понять, как стать лучшим в мире родителем? Выполняйте родительский долг с умом, научившись ставить себя на место своего ребенка. Только тогда вы найдете баланс в отношениях и услышите столь желанную фразу для любого родителя: «Мама и папа, вы – лучшие в мире»! Любви и счастья вашим семьям. Принципы позитивного воспитания детей – Развитие ребенка
Принцип № 1. Ребенок, который плохо себя ведет, – демотивированный ребенок, он имеет ошибочные представления о том, как достичь своей главной цели – установить позитивную связь с родителями. Если ребенок начинает плохо себя вести, если он бунтует или проявляет неуважение – знайте, что таким образом он преследует совсем иную цель, нежели та, что лежит на поверхности. Цель его плохого поведения заключается в попытке «перезагрузки» или восстановления потерянной позитивной связи с вами. Поэтому вы не сможете эффективно корректировать поведение своего ребенка до тех пор, пока будете сосредоточены исключительно на его плохом поведении вместо того, чтобы направить свое внимание на исправление ошибочных убеждений ребенка и восстановление позитивной связи с ним. Принцип № 2. Ободряйте правильную реакцию детей (не хвалите, а именно ободряйте – т. е. направляйте поощрение не на личность ребенка, а на его действия), чтобы помочь им чувствовать позитивную связь с вами, тогда у них не будет мотивации на плохое поведение. Вместо того чтобы сосредотачиваться на ошибках ребенка, поощряйте каждый его шаг, сделанный для улучшения своего поведения. Принцип № 3. Отличный способ ободрения детей – регулярно проводить с ними особое время. Многие родители отмечают резкие позитивные изменения в поведении «проблемного» ребенка, уделяя ежедневно пять-десять минут для того, чтобы порадоваться вместе с ним какому-либо совместному занятию. Благодаря регулярному проведению особого (индивидуального) времени с ребенком он испытывает чувство тесной связи с родителями. Он чувствует, что важен для них, а это снижает его потребность шалить, поскольку шалости являлись для него неконструктивным способом восстановить или «перезагрузить» положительную связь с родителями. Принцип № 4. Каждый день, укладывая детей в постель, попросите их делиться с вами самыми грустными и самыми радостными моментами дня. И вы тоже обязательно делитесь своими. Вы удивитесь тому, насколько это помогает. Пример из жизни: одна мама, перед тем как уложить своих детей спать, просит их поделиться самыми грустными и самыми радостными моментами дня. Поначалу ее дети использовали эту возможность, чтобы жаловаться на огорчившие их события и в конечном итоге начинали плакать. Мама терпеливо ждала, пока они успокоятся, а затем говорила: «Я очень рада, что вы можете поделиться своими чувствами со мной. Завтра, когда вы не будете так расстроены, мы еще немного поговорим об этом, чтобы выяснить, что мы можем предпринять по этому поводу. А теперь расскажите мне о том хорошем, что произошло с вами в течение дня». Если дети не могли думать о своих хороших моментах, мама делилась с ними своими радостными событиями. После того как дети привыкли к этой процедуре, они стали рассказывать о печальных событиях без эмоционального расстройства, по существу, а затем высказывать идеи о том, как избежать подобных проблем в будущем. Вскоре в рассказах детей стало больше хороших, чем печальных событий. Принцип № 5. Регулярно проводите семейные собрания, для того чтобы совместно выработать решение возникающих проблем. Это ключ к созданию атмосферы любви и уважения, которая поможет детям развить самодисциплину, сотрудничество и навыки решения проблем, а также ответственность за выполнение принятых решений и взятых на себя обязательств. Четыре шага для того, чтобы добиться от ребенка желаемого поведения
Принцип № 6. Не делайте за детей то, что они могут сделать сами, и не потакайте выученной беспомощности. Родители могут искренне не понимать, что, когда они делают для детей слишком много (как правило, во имя добра и любви), это сильно демотивирует их и расхолаживает. Ребенок может прийти к убеждению «Я не могу», когда взрослые усердно делают за него то, с чем он вполне мог бы справиться сам. Поэтому старайтесь давать своим детям возможность внести реальный вклад во благо семьи (убрать в комнате, помыть посуду, регулярно выносить мусор, ходить за покупками и т. д.), чтобы они могли чувствовать еще большую позитивную связь со своей семьей и свою способность быть ей полезными. Принцип № 7. Уделяйте время обучению детей. Убедитесь, что дети понимают, что вы подразумеваете под словами «убрать на кухне». Возможно, для них это может просто означать положить грязную посуду в раковину. После того как вы объясните ребенку суть того, что от него требуют, задайте ему вопрос: «Как ты понял свое задание?». Принцип № 8. Научите ребенка уважительно относиться к другим людям и, прежде всего, демонстрируйте пример уважительного отношения сами. Будьте добрыми и твердыми одновременно. Один из способов достичь этого – относиться с уважением к ребенку (быть добрым), а также относиться с уважением к себе и требованиям ситуации (быть твердым). Этим правилам трудно следовать во время конфликта, поэтому используйте следующий совет каждый раз, когда вы теряете терпение. Принцип № 9. Старайтесь научиться вовремя останавливаться и переводить дух. Правильный выбор времени для решения проблемы повысит вашу эффективность во много раз. Попытки решить проблему во время словесной перепалки всегда обречены на непродуктивность. Научите также и своих детей вовремя останавливаться, переводить дух и успокаиваться. Вместо того чтобы сосредоточиться на неуважении, сосредоточьте внимание на чувствах. Скажите что-то вроде: «Очевидно, ты сейчас очень расстроен. Меня огорчает, когда ты так говоришь. Давай переведем дух и успокоимся. Мы можем поговорить позже, когда почувствуем себя лучше. Я бы хотела услышать, чем ты расстроен». Вы (или дети) можете уйти в отдельную комнату и заняться чем-то, что поможет почувствовать себя лучше, а затем вернуться к решению проблемы с уважением и принятием во внимание интересов всех сторон. Принцип № 10. Избавьтесь от безумной идеи о том, что, для того, чтобы дети вели себя лучше, вы сначала должны заставить их почувствовать себя хуже. Разве вы показываете лучшие результаты, когда чувствуете себя униженными? Даже если вы хотите «поставить ребенка в угол», то должны сделать это в позитивном ключе. Создайте для ребенка уголок, где он сможет чувствовать себя хорошо и восстановиться после потери эмоционального равновесия (подушки, книги, музыка, мягкие игрушки). Помните, что дети ведут себя лучше, когда они чувствуют себя лучше. Тогда вы сможете спросить раздраженного ребенка: «Как ты думаешь, тебе поможет, если ты пойдешь в свой уголок и подумаешь о своем поведении?». Принцип № 11. Наказание действует, только если вы заинтересованы остановить проявления плохого поведения «здесь и сейчас». В долгосрочной перспективе оно вызывает обиду, бунт, месть или печаль. Принцип № 12. Объясните детям, что ошибки – это прекрасная возможность научиться. Когда родители и учителя негативно высказываются об ошибках детей (обычно они это делают, желая улучшить их поведение и результативность), они пытаются мотивировать детей на что-то большее для их же собственного блага. Но при этом они не учитывают долгосрочные результаты своих воспитательных приемов. Разве нельзя сказать ребенку: «Ты допустил ошибку. Ну и прекрасно! Давай подумаем, чему мы можем научиться благодаря ей?». Эффективная работа над ошибками состоит из трех последовательных этапов – признания ошибки, всестороннего примирения, которое включает как примирение родителей с ребенком, так и ребенка с самими собой, а также выработки совместного решения по поводу сложившейся ситуации. Очевидно, что работа над решением проблемы без предварительного примирения является совершенно непродуктивной. Принцип № 13. Сосредоточьтесь на решениях возникшей проблемы в поведении, а не на ее последствиях. Многие родители и учителя пытаются замаскировать наказание, называя его логическим следствием плохого поведения. Вовлеките детей в поиск решения возникшей проблемы так, чтобы это решение было релевантным проблеме, уважительным по отношению к детям, приемлемым и полезным. Принцип № 14. Самое главное – всякий раз, когда вы пытаетесь корректировать поведение ребенка, проверяйте себя, помогают ли ему ваши слова и действия почувствовать вашу любовь и уважение. Начните со слов: «Я люблю тебя. Я забочусь о тебе и обеспокоена этой ситуацией. Давай вместе поработаем над решением возникшей проблемы?». Используйте перечисленные советы и несите вашим детям любовь и уважение. Удачи! Оцените публикациюРейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 1 оценки. Ссылки по теме: Мир ОК Вконтакте Развитие ребенка Позитивное воспитание детей
Существует огромное количество методик воспитания и развития детей. Со всех сторон мам и пап атакуют советчики с разнообразными рекомендациями, которые порой противоречат друг другу. Как и в жизни, в воспитании ребенка нужно стремиться к золотой середине, уравновешенности и гармонии. Позитивное воспитание — разумный способ взаимодействия с ребенком, подсказанный любовью. Как позитивное оптимистичное мышление помогает взрослым легче преодолевать трудности, так и позитивное воспитание помогает ребенку расти и развивать положительные стороны своего характера. Дети не ангелы, но питая своим вниманием то хорошее, что в них есть, мы создаем благоприятные условия для развития у детей раннего возраста еще лучших черт и качеств. Дети стремятся к добру, позитиву, хотят быть хорошими, это заложено в них природой. Поэтому делая упор на позитив, мы действуем сообща с ребенком и природой. Естественно, это дает прекрасные результаты. С чего начатьНачинаем с себя. С размышления на тему позитивного мышления в целом. Трудно замечать хорошее в поведении ребенка, будучи пессимистом по жизни. Так что перенастраиваемся на новый лад. Нужно создать и удерживать в своей голове позитивный образ собственного ребенка и всем своим поведением и словами транслировать его окружающим, включая малыша. Смотрим на ребенка и проговариваем и вслух и про себя: ты нужен, ты любим, ты умеешь и можешь. Причем делаем это независимо от его поведения. Наоборот, в самые напряженные моменты, такая установка поможет вам действовать наиболее правильно. Что бы ни вытворяло чадо, облако родительской любви окутывает его. А когда придется проявить строгость, если делать это с безусловной любовью в сердце, воспитательные меры принесут пользу и не обидят ребенка.
Безусловная любовь — это фундамент, основа и краеугольный камень. Добиться ее не так просто, особенно с подросшим ребенком. Чтобы было легче поддерживать спокойствие и гармонию в душе, взрослым нужно работать над миром в своей душе. В этом поможет духовная жизнь, молитвы, медитация или хотя бы регулярная релаксация. Что у нас в арсеналеНа фундаменте безусловной любви и спокойствия взрослого можно строить всю систему воспитания. В рамках позитивного подхода к воспитанию существуют действенные методы, которые дают прекрасный результат. Многое вы, скорее всего, уже применяете в своей практике, т.к. рекомендации позитивного воспитания основаны на здравом смысле и родительском опыте. Еще лучше будет применять их осознанно и системно. Эти инструменты в сочетании с терпением, настойчивостью, твердостью и, обязательно, с любовью помогут создать добрые, позитивные отношения родителя и ребенка.
Установление границ Границы – это разделительная черта между тем, что еще можно и тем, что уже нельзя. На каждом возрастном этапе четкие, понятные и неизменные границы обеспечивают ребенку психологический комфорт для устойчивого развития. Установление границ — воспитательное мероприятие и инструмент развития детей раннего возраста. Начинать надо с пеленок. C первых дней жизни новорожденного нужно обучить захватывать мамину грудь правильно: так, чтобы вся ареола попадала в ротик. Раз за разом надо забирать грудь и давать снова, пока прикладывание не станет правильным. Это первая и жизненно важная граница. От нее зависит успешность и продолжительность грудного вскармливания. Маме нужно проявить твердость, терпение и настойчивость. Эти качества очень пригодятся ей еще много раз. Малыш будет устраивать проверки границ на прочность. И это очень хорошо, именно так дети развиваются. Задача родителя — подтверждать незыблемые границы и вовремя отодвигать те, которые должны меняться по мере роста ребенка. Когда малыш подрастает, он сталкивается с новыми границами, которые устанавливают все домашние. Тут взрослым важно договориться между собой, чтобы не возникало разногласий относительно того, что можно и нельзя в вашем доме. Отсутствие единства провоцирует у ребенка непослушание и манипуляции.
Если все домочадцы едины в своих требованиях, установлены четкие правила поведения, дети чувствуют себя комфортно. Они любят порядок и правила, легко соглашаются с границами, но проверки все равно неизбежны. Относитесь к ним спокойно, уделяя больше внимания позитивным моментам в поведении растущего чада. Тайм-аутТерпение, спокойствие, настойчивость – прекрасные и очень полезные родителю качества. Но все мы люди, и иногда даже самый уравновешенный человек может потерять самообладание. Чтобы этого не произошло, надо ввести в практику тайм-ауты. Когда вы чувствуете себя на грани срыва из-за поведения ребенка, просто выйдете из комнаты, сосчитайте до 10. Вы сможете успокоиться, воздержаться от слов и поступков, о которых впоследствии будете жалеть. Не воспитывайте ребенка в пылу страсти. Там, где начинаются эмоции, заканчивается воспитание. Несколько минут вне ситуации, которая вызвала у вас сильные эмоции, помогут вам «подняться» над ней, вернуть самоконтроль и трезвость мысли. Помните, что вы старше ребенка, что у вас гораздо больше жизненного опыта, что малыш нуждается в том, чтобы сильный и любящий человек взял его, запутавшегося, за руку и вывел из затруднения. Тайм-аут полезен и детям. Иногда дети устраивают истерики напоказ, в таком случае ребенка просто необходимо изолировать от зрителей как можно скорее. Другая ситуация, когда поможет тайм-аут, это конфликт, стычка, ссора. Тут как на ринге, надо развести участников по углам. Тайм-аут поможет прийти в себя и продолжить решение вопроса цивилизованными методами. Умение вовремя брать тайм-аут пригодится подрастающему ребенку в жизни. Ведь это отличный способ вернуть себе контроль над эмоциями, способность рассуждать здраво и находить выход из сложных ситуаций. Невозмутимое лицоДетские эмоции яркие, сильные, они захватывают малыша целиком. В момент шторма ребенку необходимо на что-то опереться, чтобы не унесло окончательно. Хорошо, если этим островом спокойствия и невозмутимости станет родитель. Научитесь «держать лицо» при любых действиях ребенка. Ваше спокойное невозмутимое дружелюбное лицо поможет малышу справиться с нахлынувшими эмоциями быстрее и с наименьшими потерями. Кроме того, если придется проводить какое-либо воспитательное воздействие, например, ограничивать ребенка физически, внутреннее спокойствие и невозмутимое лицо, сделают его эффективным. А если ваше лицо будет искажено гневом, малыш просто испугается. И если и прекратит нежелательные действия, то только от страха. Но лучше всего не доводить до воспитательных воздействий. Это не просто, но реально. Секрет в том, что надо предупредить конфликт или неприятную ситуацию. Для этого надо подкреплять вниманием хорошее поведение малыша. Младенца надо взять на руки до того, как он начнет кричать. Ребенку постарше нужно уделить внимание, когда он спокойно играет сам — подойти, присесть к нему, обнять, погрузиться в его мир хоть на несколько минут. Тогда, напитанный вашей любовью, он не будет устраивать истерик, чтобы получить порцию вашего внимания. Время, чтобы учитьсяУ детей есть главное занятие, которому они посвящают все свое время — это учеба. Они учатся, как дышат: легко, постоянно и без остановок. Наблюдают за вами и другими взрослыми, копирует ваше поведение, пробуют что-то свое, совершают ошибки, набивают шишки, приобретают опыт. Это потрясающий захватывающий процесс. И для него необходимо время. Дайте вашему ребенку достаточно времени и возможностей, чтобы научиться чему-либо. Нет лучше занятия для развития детей. Конечно, это сложно, часто неудобно родителям. Ведь у взрослого все получается гораздо быстрее и лучше. Приходится самому потом долго убирать и расхлебывать последствия такой учебы. Но возможность учиться и совершать ошибки – это лучший подарок ребенку. Если вы позволите ребенку учиться и ошибаться, он сможет развить лучшие свои качества: ответственность, целеустремленность, умение доводить дела до конца, самостоятельность. Что еще можно сделать, чтобы ребенок учился эффективно и радостно:
Будьте терпеливы и сосредоточьтесь на формировании личности, на самом этом процессе, а не на ожидаемом, заранее запланированном образе. Чаще говорите ребенку: «я люблю смотреть, как ты растешь и учишься». Действие при минимуме словМногословие – вещь губительная для родительского авторитета. Если повторять просьбы и замечания по нескольку раз, слова теряют смысл и становятся просто шумовым фоном, на который ребенок не обращает внимания. Хорошо для всех взрослых в семье установить правило: сказано — сделано. Скажите ребенку просьбу или замечание один раз, удостоверившись, что ничего не мешает ему вас услышать. Если ребенок не реагирует, нужно подойти к нему и взять его руки в свои и вместе начать выполнять то, о чем вы просили. Например, вы говорите ребенку, что надо помыть руки, а он не идет. Не повторяйте просьбу, если он вас слышал. Без раздражения, с улыбкой или шутливым ворчанием, просто возьмите его руки в свои и помойте их вместе. Конечно, это бывает неудобно, проще несколько раз прикрикнуть, добиваясь послушания, чем-нибудь пригрозить, чем самому оторваться от своих дел. Но, поверьте, ваши затраченные усилия окупятся замечательным результатом. Только представьте, ребенок выполняет ваши просьбы с первого раза! Всегда! Этого не так уж сложно добиться, если постоянно и терпеливо использовать этот метод с самого раннего детства. С детками до года и старше вообще все слова лучше сопровождать действием. Это помогает детям понимать смысл сказанного и развивает речь. При таком подходе родительское слово будет восприниматься ребенком как нечто важное, ценное, весомое. Особенно, если родитель не будет злоупотреблять многочисленными просьбами и невыполнимыми требованиями. А будет учитывать возраст и обстоятельства. Например, если трехлетнему ребенку пора спать, то не надо уговаривать его не ныть, а надо просто положить малыша спать. Не стоит требовать от ребенка смирно простоять 30 минут в очереди и так далее. Пустые слова — невыполнимые обещания или угрозы — самый страшный враг родительского авторитета. Поэтому сначала хорошенько подумайте, прежде чем говорить что-то, что вы не собираетесь выполнять. Выбор вариантовВсегда, когда есть такая возможность, с самого раннего возраста предлагайте ребенку выбор из нескольких вариантов и возможность принять решение самостоятельно. Используйте для этого разнообразные житейские ситуации и не стремитесь подстелить соломку. Дайте ребенку прочувствовать последствия своего выбора, и приятные и не очень. Ведь только так он научится думать, принимать решения, предусматривать последствия.
Обычно родителю проще и быстрее решить все за ребенка и настоять на своем варианте. Но если мы хотим вырастить человека, умеющего принимать решения и нести ответственность, все-таки придется немного потрудиться и потерпеть неудобства. Возможно, возить ребенка на специальные развивающие занятия для дошкольника проще, но учеба на собственном опыте гораздо ценнее и эффективнее. Время, предназначенное специально для ребенкаСейчас принято активно развивать детей с грудничкового возраста: посещать бассейн, развивающие группы и так далее. Это замечательно. Главное, чтобы в круговерти детских занятий и родительских важных дел оставалось время для душевного общения. Ребенку необходимо ваше внимание и время, которые вы подарите только ему, отключив телефон, телевизор и интернет. Даже в многодетной семье каждому ребенку надо уделить хотя бы полчаса в день. Можно не придумывать ничего особенного, просто сидеть рядом обнявшись и молчать вместе уже ценно. А если завяжется интересный разговор или вы посмеетесь вместе, или сделаете что-то вместе, воспоминания вашего ребенка о детстве пополнятся еще одним прекрасным моментом.
Такая «трата» времени на проникновенное общение, на самом деле прекрасная инвестиция в психологическое благополучие ребенка. Вы наполняете его своим вниманием и любовью, а он гораздо лучше себя чувствует, быстрее развивается и меньше капризничает и вредничает. Отличная практика! ПоощрениеПоощрение — важный метод позитивного воспитания, но пользоваться им надо с умом и деликатностью. Замечать, выделять и поощрять нужно правильные действия, слова и намерения ребенка, а не его самого. Хороший или плохой — это оценочные суждения, личность ребенка мы не оцениваем, а любим и принимаем, как есть. Побуждайте ребенка самому оценивать себя и обращать внимание на чувства других. Вот несколько примеров правильного подбора слов: «Ты хорошая девочка, потому что делаешь пи-пи в туалете» - неверно, потому что это оценка личности. Такое высказывание подразумевает, что малышка станет плохой, если нечаянно описается. Правильнее сконцентрироваться на поступке и ее самооценке: «Отлично!.. Штанишки сухие. Как ты себя чувствуешь?». Выделяйте те моменты, когда малыш прав, а не те, когда он ошибается. Замечайте добрые поступки ребенка и подлавливайте его на них: «Ваня, ты налил молока в стакан не только себе, но и сестре. Это здорово!» А если вы скажете, «Какой хороший у нас Ваня», это может поспособствовать развитию тщеславия. Сосредоточьте внимание и на процессе, и на конечном результате действия: «Я вижу, тебе так нравится раскрашивать картинки», «У тебя замечательно получилось». Сохраняйте позитивное отношение. Не забывайте сами и научите ребенка, что «стакан наполовину полный, а не наполовину пустой». Поддерживайте чадо в любой ситуации, транслируйте доброжелательность и уверенность, что ребенок справится и извлечет урок из происходящего. Семейный советСемейный совет — прекрасная традиция. Это возможность для ребенка научиться обсуждению проблем, совместному поиску решений, нахождению компромиссов. Особенно важным это становится к школьному возрасту, но и в раннем детстве участие в семейных советах развивает у ребенка чувство собственного достоинства. Возможность высказать свое мнение на семейном совете и быть услышанным повышает самооценку и развивает коммуникационные навыки. Да и взрослым такая традиция будет очень полезна, она сплачивает семью, позволяет решать острые вопросы к всеобщему удовлетворению. И довольно часто «устами ребенка глаголет истина», дети могут подсказать свежие оригинальные решения каких-то проблем. Совместное решение проблемКогда ребенок приходит к вам и просит о помощи, нужно ценить этот момент. Дети растут так быстро, вы и не заметите, как начнете мечтать о том, чтобы подросток поделился с вами своими переживаниями и проблемами. Никогда не отказывайте ребенку в помощи, но и не решайте все задачки за него. Самое мудрое —подарить свое внимание и поддержку, выразить уверенность, что все получится, не отворачиваться и просто быть рядом. Научитесь разговаривать с ребенком, задавать открытые вопросы, выслушивать его внимательно и без-оценочно. Пока малыш еще маленький, на его маленьких «бедках» можно наработать навыки общения, анализа проблемы и совместного поиска решения. Если вам хочется подкинуть ребенку «нужную» мысль, постарайтесь сделать это тактично и незаметно. А когда правильное решение найдено, поддержите ребенка, ведь это важная победа! Решения, значимые для всей семьи очень хорошо обсуждать на семейных советах. Регулярные «мозговые штурмы» - отличные занятия для развития детей, а кроме того замечательная практика, которая обязательно пригодится им во взрослой жизни. Итак, беседуйте с ребенком, считайтесь с его чувствами, ищите решения проблем вместе. Это принесет пользу и радость всей семье. Практикуйте приемы и методы позитивного воспитания каждый день. И очень скоро вы заметите, что ваш малыш становится смышленым и сообразительным, у вас меньше поводов для конфликтов, а обстановка в семье станет более спокойной и гармоничной. В добрый путь! Что такое позитивное воспитание ребенка. Основные принципыПроцесс привития ребёнку личностных качеств, иначе называемый воспитанием, должен сопровождаться позитивными эмоциями – такова позиция гуманистической психологии. В этом случае семена, брошенные в почву, дадут хороший урожай. Позитивное воспитание не вызывает в детях отторжения. Напротив, при такой воспитательной стратегии ребёнок не чувствует себя объектом воспитания, не ощущает оказываемого на него давления, не нарабатывает многих и многих ограничений . В этих условиях нужные родителям черты характера прививаются быстро и навсегда. А какое воспитание может считаться по-настоящему позитивным? Давайте разбираться по существу. Начать следует, видимо, с того, что позитивно воспитывать ребёнка способны только, не побоимся громких слов, любящие родители. Они должны понимать детей, предупреждать об ошибках. Ребёнок любого возраста – вплоть до взрослого, а некоторые и во взрослом, – должен быть уверен в том, что он (она) любим людьми, давшими ему жизнь. Дети, особенно, на начальном этапе воспитания нуждаются в том, чтобы воспитатели их слушали и слышали, уважали их мнение, были с ними терпеливыми и мягкими.
Принцип подобияСамым первым по эффективности и мощным по воздействию является воспитание примером. Дети, особенно в раннем возрасте, как губка, впитывают манеры воспитателя, подражают ему. В связи с этим следует оговорить важный момент. Дети устроены очень просто с эмоциональной точки зрения. Они следят за взрослыми и берут «на вооружение» те способы межличностного взаимодействия, которые кажутся им наиболее эффективными в достижении цели. Если ребёнок видит, что мама всего, чего захочет, добивается криком, будьте уверены – ваш сын или ваша дочь будут орать на всех вокруг даже в том случае, если для этого нет никакого повода. А вот у спокойных, но вместе с тем настойчивых родителей, как правило, вырастают дети, которые умеют решать задачи без излишнего напряжения голосовых связок. Если разбросанные по квартире вещи – обычная картина, если полотенца никогда не возвращается на свое место, а в мойке всегда высится гора грязной посуды, то никакие нравоучения и принуждения не заставят ребенка вести себя опрятно, убирать за собой одежду и игрушки. Царство хаоса будет сопровождать его по жизни. Делайте зарядку по утрам, не смотрите телевизор сутками, будьте аккуратны, доброжелательны и вежливы, ведите активный образ жизни, интересуйтесь помимо шопингов музыкой, литературой, живописью, танцами и прочими эмоциональными вещами, вовлекайте в свой жизненный водоворот ребенка. И в вашей семье вырастет интересная, уравновешенная, многогранная личность. Будьте внимательны и сострадательныКак часто мы отмахиваемся от детских слез – «Да, просто капризничает». Люди, запомните, нет такого понятия – «капризничает». Никогда ребенок не станет плакать просто так. Повод есть обязательно. И если речь не идет о плохом самочувствии, то маленький человек таким образом привлекает к себе внимание – он хочет быть услышанным и понятым. Только и всего! Разговаривайте с ребенком, обсуждайте его ситуации, настроения, желания и просьбы. Если вы видите, что ребёнок требует невозможного и вот-вот готов сорваться в плач, то не нужно раздувать своё взрослое самомнение до небес, впадать в категоричность, делать большие и гневные глаза, отрезая железным тоном «Нет!». Дайте понять малышу, что вы его услышали, что вы понимаете причину его раздражения или плача, уделите этому внимание и немного своего драгоценного времени. Вы не поверите, но этот прием действует безотказно. Собственно, это даже не прием. Это обыкновенное человеческое участие и уважение. Ведь, заметив слезы на глазах подруги, вы не остаетесь равнодушными, не говорите – Поревет-поревет и перестанет. Вы бросаетесь утешать, расспрашивать, советовать. Так почему маленький человек, полностью от вас зависящий, достоин только окрика – Не капризничай? Не существует, конечно, рецептов на каждый эпизод. От взрослых требуется терпение, сострадание, внимание, уважение, одним словом, любовь и, безусловно, время. Время на то, чтобы выслушать, на то, чтобы поговорить, на то, чтобы помочь принять решение. Но ведь родителями вы стали осознанно? И ещё – будьте, пожалуйста, милосердны к животным, к природе, ко всему живому. Ваш ребенок учится реагировать на все – через вас. Дети с рождения наделены способностью сопереживать, но взрослые, часто неосознанно, учат детей бессердечности и жестокости. Детская жестокость – это не шутки, а серьёзное психическое отклонение. Не допустите этого. Положительные переживанияПозитивное воспитание предполагает только положительный эмоциональный фон. Товарищи взрослые, мамы и папы, понимаем, что это требование является весьма жёстким и далеко не всегда выполнимым, но вы просто обязаны поддерживать в семьях обстановку умиротворённости и спокойствия. Сделайте так, чтобы дети росли в атмосфере радости. Чаще улыбайтесь. Улыбка – безотказное средство для поднятия настроения. И самое простое, практически не требующее усилий. Положительные эмоции во всех аспектах семейной жизни создают атмосферу доверия. Хвалите ребенка чаще, особенно детей тихих и скромных. Притом, для девочек и мальчиков похвала должна звучать по-разному. Сыном – изумляйтесь – Как ты смог сделать такую замечательную вещь? – акцентируя внимание на творческом моменте. А дочь хвалите просто за то, что она есть. Не бойтесь впадать периодически в детство – чаще играйте с ребенком, проводите семейные мероприятия, походы, праздники. Сотворчество – основной принцип гуманистического воспитания в семье. Сотворчество в игре, в рисовании, чтении, в работе – в жизни. В таких условиях жизненные ценности, закладываемые родителями, остаются с человеком на годы и десятилетия. Это, пожалуй, главный эффект позитивного воспитания. Совет напоследок от мэтров педагогики. Родители никогда не должны выяснять отношений между собой при детях. Им не надо знать о ваших взаимных противоречиях. Сначала поцелуйте их, уложите спать, и вот тогда можете начинать дуться друг на друга. А лучше не начинайте. Позитивное воспитаниесотрудничество с вами не из желания оградить вас от неприятного чувства страха, но просто потому, что мама или папа попросили его поступать определенным образом.Чтобы помочь ребенку отчетливее осознавать свои эмоции, родителям следует сочувственно выслушивать его, а не делиться своими чувствами. Иногда вы даете ребенку слишком много власти уже просто тем, что прямо спрашиваете о его чувствах и желаниях. Новое искусство слушать направлено на то, чтобы, ненавязчиво вызвав ребенка на откровенность, понять его желания и потребности. «Уступчивые» родители научатся уходить из-под власти желаний и потребностей ребенка. «Строгие» родители увидят, как они, сами того не замечая, стыдят детей за то, что те проявляют негативные чувства. После того как ребенок научится осознавать и выражать негативные эмоции, ему намного проще отделить себя от родителей, развить сильное самосознание и постепенно открыть свою внутреннюю сокровищницу творческих способностей, интуиции, любви, уверенности, радости, сострадания, совести и способности исправлять свои ошибки. Все эти замечательные качества, которые помогают человеку сиять в полную силу и добиваться успеха и самореализации, развиваются тогда, когда он осознает свои чувства и умеет отпускать негативные эмоции. Успешные люди осознают свои потери, но скоро наверстывают утраченное, поскольку умеют отпускать негативные эмоции. Большинство людей, которым не удается реализовать себя, либо глухи к своим чувствам и принимают решения, основываясь на негативных эмоциях, либо просто завязли в негативных эмоциях и отношениях. В любом случае их что-то удерживает от воплощения своих мечтаний. 4. Хотеть большего – нормально. Детям очень часто вбивают в голову, будто только нехороший, эгоистичный, испорченный ребенок хочет большего или огорчается, не получая желаемого. Родители изо всех сил стараются приучить детей к добродетелям благодарности, вместо того чтобы позволить им желать большего. «Скажи спасибо за то, что у тебя уже есть», – стандартный ответ на желание ребенка получить больше. Дети не знают, сколько им позволено просить, да им и неоткуда это знать. Даже взрослым бывает трудно определить, как много мы можем попросить, чтобы не обидеть человека и не показаться слишком требовательными и неблагодарными. Если даже у взрослых возникают сложности, как они могут не возникать у детей? Методы позитивного воспитания позволяют нам научить детей просить о том, что они хотят, уважая при этом других. В то же время родители учатся отказывать ребенку, не испытывая при этом дискомфорта. Дети могут легко просить о том, что они хотят, зная, что никто не станет их стыдить. К тому же ребенок ясно осознает, что сам факт просьбы отнюдь не гарантирует получение желаемого. Если не позволить детям свободно просить, они так и не узнают, что они могут получить, а что – нет. Кроме того, когда дети просят, они быстро развивают умение вести переговоры. Большинство взрослых – никудышные дипломаты. Они ни о чем не просят, если не ожидают положительного ответа. Когда же ответ отрицательный, они обычно молча принимают его и уходят – либо затаив обиду за маской смирения, либо с откровенным раздражением. Дайте ребенку свободу просить о том, чего он хочет, – и его врожденная способность добиваться желаемого расцветет в полную силу. Став взрослым, он не будет считать отрицательный ответ окончательным. Он с детства привыкнет вести переговоры, и нередко ему будет удаваться убедить вас дать то, о чем он просит. Позволить блестящему дипломату убедить себя – это отнюдь не то же самое, что идти на поводу у капризного ребенка. Родители, практикующие позитивное воспитание, уверенно контролируют ход таких переговоров и жестко устанавливают их рамки. Позволив ребенку просить большего, вы тем самым даете ему возможность ставить перед собой цели и чего-то добиваться в жизни. Многие женщины ощущают себя бессильными именно потому, что в свое время им не позволяли просить большего. Их учили заботиться о потребностях других людей и стыдиться своего огорчения по поводу того, что они не получают то, что хотят или в чем нуждаются. Умение просить большего – один из важнейших навыков, которые могут привить дочери отец и мать. Большинство женщин не научились этому в детстве. Вместо того чтобы просить о большем прямо, они просят косвенно, давая больше окружающим в надежде, что кто-то должным образом отплатит им за старания и просить не придется. Из-за неумения просить прямо они не получают того, что хотели бы от жизни и от взаимоотношений. Если девочкам нужно дозволение хотеть больше, то мальчикам – особая поддержка, когда они не получают большего. Довольно часто мальчишка ставит перед собой труднодостижимые цели, и, стараясь уберечь сына от разочарований, родители пытаются убедить его быть реалистичнее. Мама с папой не понимают, что для парня важно не столько достичь цели, сколько научиться справляться с разочарованием, – вставать и снова идти к своей цели. Девочек нужно поощрять к тому, чтобы они просили о том, чего хотят, а мальчикам нужно помогать идентифицировать свои чувства и переживать их. Для этого лучше всего расспросить у мальчика в подробностях, что произошло, будучи при этом исключительно осторожным, чтобы не предложить какой-нибудь совет или «помощь». Даже слишком много сочувствия может оттолкнуть его от дальнейшего разговора о случившемся. Ошибка матери нередко заключается в том, что она задает слишком много вопросов. Многие мальчики замолкают, как только чувствуют, что их навязчиво подталкивают к разговору. Особенно они замыкаются в себе, когда им дают советы, как справиться с проблемой. В тот момент, когда мальчишка чувствует, что потерпел поражение, советы по поводу того, как можно было решить проблему и обсуждение методов, при помощи которых пытался решить ее он, только усугубляют его расстройство. Например, мальчик огорчен тем, что плохо сдал экзамен, а мама заботливо говорит ему: «Думаю, если бы ты меньше смотрел телевизор и больше времени уделял занятиям, то сдал бы лучше. Ты ведь умный парень, просто занимаешься недостаточно». Очевидно, она полагает, что проявляет любовь, но в этом контексте совершенно понятно, почему в следующий раз сын предпочтет не делиться с ней своими тревогами. Она дала непрошеный совет, и мальчику кажется, будто его критикуют и не верят в его способность самостоятельно решать свои проблемы. 5. Выражать свое несогласие – нормально, но помни, что мама и папа – главные. Нужно позволять детям говорить «нет», но при этом важно, чтобы они знали: последнее слово остается за родителями. Наряду с возможностью хотеть большего и вести переговоры, позволение говорить «нет» дает им немало прав. Большинство родителей боятся дать детям слишком много прав, чтобы не разбаловать их. Одна из крупнейших проблем с современными детьми состоит в том, что им дают слишком много свободы. Родители почувствовали, что дети заслуживают того, чтобы иметь больше прав, но не научились при этом оставаться хозяевами положения. Если они при этом не используют такие техники позитивного воспитания, как тайм-ауты, дети становятся слишком требовательными, эгоистичными и раздражительными. Давая детям свободу, нужно следить за тем, чтобы все-таки уверенно держать ситуацию под контролем. Позволяя детям говорить «нет», вы тем самым даете им возможность свободно выражать свои чувства, определять собственные желания и затем вести переговоры. Это не значит, что вы всегда будете делать то, что хочет ребенок. Из того, что ребенок может сказать «нет», вовсе не следует, что все будет именно так, как он хочет. Однако его желания и чувства будут услышаны, а это само по себе часто склоняет детей к сотрудничеству. А особенно важно то, что дети могут сотрудничать, не подавляя при этом свое истинное существо. Корректировать свои желания – это отнюдь не то же самое, что отступаться от них. Откорректировать свои желания – значит привести их в согласие с желаниями старших. Отступаться – значит подавлять свои желания и чувства, подчиняясь воле родителей. Подчиняя ребенка, вы ломаете его волю. Умение корректировать свою волю и желания называется сотрудничеством, подчинение своей воли и желаний называется покорностью. Цель позитивного воспитания – развить в детях склонность к сотрудничеству, а не к покорности. Бездумно следовать за родителями – нездоровая тенденция. Признавая за детьми право чувствовать и высказывать свое несогласие с нами, мы способствуем развитию не только самосознания, но и духа сотрудничества. Покорные дети просто выполняют распоряжения; они не думают, не чувствуют, не участвуют в процессе активно. Дети, склонные к сотрудничеству, участвуют в любом взаимодействии всем своим существом, и это очень способствует их развитию. Итак, Цель позитивного воспитания – развить в детях дух сотрудничества, а не покорности. Дорогие друзья, узнать подробнее о принципах позитивного воспитания можно, прочитав книгу Джона Грея «Дети с небес». Позитивное воспитание позволяет ребенку сохранить своё Я, при этом уважая окружающихЛюди - дети природы,но только взрослые подзабыли об этом, спрятавшись в личину серьезности, неверия и недоверия. Как просто дети знакомятся, начинают игру, не задумываясь о своей внешности, делают, что хотят, договариваются и выглядят естественно и красиво. Как – то я наблюдала на игровой площадке за детьми, говорящими, как мы посчитали, на пяти разных языках. Они играли, передавали игрушки, менялись местами при выполнении определенных действий и не испытывали дискомфорта и стеснения от незнания языков. Значит, ими двигало желание играть, понимать действия других и сосуществовать на этой игровой площадке, получая удовольствие от игры. Куда же уходит коммуникабельность? Откуда появляются заносчивость, нетерпимость? Чтобы было понятно, о каких способностях, свойствах характера, качествах личности будем говорить, введем некоторые понятия и дадим общепринятые определения. Коммуника́бельность или отзы́вчивост — способность к общению, к установке связей, контактов, общительность; совместимость разнотипных систем передачи информации. Коммуника́бельность является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и личные отношения. Воспитание – это процесс формирования личности с целью подготовки человека к социально-культурной и трудовой жизни в обществе. Позитивное воспитание – это новый современный метод воспитания, построенный на взаимоуважении взрослых и детей, где родители являются авторитетом. Основной принцип такого воспитания: каждый человек имеет право быть самостоятельным, независимым, но и, обязательно, должен отвечать за свои поступки. Позитивное воспитание — разумный способ взаимодействия с ребенком, подсказанный любовью. Как позитивное оптимистичное мышление помогает взрослым легче преодолевать трудности, так и позитивное воспитание помогает ребенку расти и развивать положительные стороны своего характера. Ассертивность – поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость по отношению к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает, и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах. Саботажное поведение — скрытое, пассивное сопротивление авторитетным фигурам, например, учителю. Я хочу связать все эти понятия, а не рассматривать их в отдельности, ибо в жизни они неотделимы, переплетаются и можно назвать как СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. Знаете, какие характеристики чаще всего отмечаются в резюме? - ответственность; - коммуникабельность; - стрессоустойчивость. Эти качества не возникают сами по себе, их надо воспитать в своих детях. Существует огромное количество методик воспитания и развития детей с разнообразными рекомендациями, которые порой противоречат друг другу, да и на практике не совсем получается так, как рекомендуют. Как в жизни, в воспитании ребенка найти золотую середину, уравновешенность, сдержанность, гармонию. Задача родителей – увидеть врожденные склонности ребенка, причем и положительные, и отрицательные, а затем помочь расцвести положительным качествам, и попытаться заблокировать отрицательные. Как же помочь детям приобрести столь необходимые в жизни навыки: умение заводить дружбу, справляться с отказом, приобрести уверенность в себе, постоять за себя и помочь другим. Социальные, коммутативные навыки ребенка, являющиеся основой позитивного воспитания – это важная составляющая достижения успеха и счастья во взрослой жизни и родители способны в значительной мере повлиять на социальный интеллект своих детей. С чего начать позитивное воспитание?Начните с себя: ваши дети отвечают вам тем, что они чувствуют по отношению к себе. И если в ваших отношениях нет уважения, то будьте уверены, что обратная реакция детей будет неуважительной и полной своеволия. Принцип воспитания детей личным примером дети просто копируют то, что делают родители, даже не задумываясь над этим, а принимая это за норму. Как вы отмечаете праздники, как общаетесь между собой дома, как выражаете эмоции – это все примеры для подражания, которые, чаще всего, перейдут и в жизни ваших детей. О детях всегда думайте позитивно, какие бы поступки они не совершали. Затем – с телевидения, разрушителя ценностей. От него никуда не деться. Есть и познавательные, интересные, обучающие, есть и хорошие фильмы, программы, но программ и фильмов, разрушающих семейные устои, моральные понятия детей, почему- то, гораздо больше. Как вы думаете, что плохого произойдет, если вы сегодня не включите телевизор, не увидите программы «ДНК», «Секрет на миллион», «Пусть говорят», где героями становятся те, о ком раньше и говорить было стыдно, сериалы, которые несут массу негатива? Да, они пройдут, но только без вас, а вы посидите со своим ребенком, поговорите о его и ваших проблемах или планах. Как помочь ребенку развивать навыки социального общенияПока ВЫ - родители, как ни крути - верти, как не советуйтесь с детьми, ВЫ и только ВЫ делаете решающий выбор: в какую школу идти ребенку, разбираться или нет с ситуацией в классе, с учителем, сколько, с кем и где гулять. Родители пытаются переложить ответственность, за принятые ими решения, на ребенка: « Ему не нравится эта школа( или этот предмет)», «Он нас не слушает». А сейчас, во время карантина и самоизоляции, родителям приходится заниматься всем: и уроки делать, и дополнительное образование проводить, и свободное время организовывать – и научить надо, и проверить и, главное – «свалить» не на кого, ВЫ и только ВЫ остались наедине со своими чадами. Вот многие родители теряются и не знают, что делать. Дети учатся навыкам коммуникабельности в первую очередь у родителей, а затем, в значительной степени, у своих сверстников.
Методы позитивного воспитания в семьеМетод воспитания - это способ воздействия на сознание, чувства ребёнка с целью формирования убеждений, волевых качеств личности, опыта нравственного поведения. 1. Чтобы побудить ребенка к сотрудничеству, просите, убеждайте, а не командуйте. Если у ребёнка неприятности, не нужно его ругать, лучше действовать внушением, при этом важное значение имеет авторитет родителей: ребёнок доверяет родителям, в чьих честности, знаниях, опыте и порядочности он уверен. 2. Чтобы свести сопротивление ребенка к минимуму и улучшить качество общения, слушайте и проявляйте понимание . Тон разговора должен быть доверительным, а если ребёнок возбуждён, то лучше отложить обсуждение, дать ему возможность успокоиться, а затем высказаться до конца. Убеждение - главный, но не универсальный метод: следует разъяснять ребёнку нормы морали исходя из того, почему одно хорошо, а другое плохо. Важно верить ребёнку, а свои доводы надо уметь аргументировать. У детей могут ошибочные взгляды, суждения и убеждения и переубеждать их нужно тактично, оперируя убедительными фактами, жизненными примерами, а не просто навязывая своё мнение 3. Чтобы мотивировать ребенка к тому или иному поведению, поощряйте его, не наказывайте Угрозы, шлепки, наказания, крики — это, чаще всего, не работает, а появляется замкнутость, скрытность и обида. Это приёмы воздействия, а не метод воспитания. Приёмы воспитательного воздействия, которые определяется личностными качествами родителей, стилем отношений в семье, общей духовной культурой. Хвалите детей и, как можно чаще! Говорите о том, что вам нравится в их поступках, говорите, что они самые любимые, самые послушные, даже тогда, когда они что-то не доделали, потому что одобрение и похвала способствуют укреплению чувства собственного достоинства ребенка, положительно влияют на характер детей, но и делают их более счастливыми и послушными. Используя метод поощрения, важно не допускать серьёзных ошибок - захваливания, задаривания. 4. Чтобы утвердить свое главенствующее положение, не приказывайте, а требуйте и требование должно быть коротким, не должно вызывать сомнений в его правильности и неизбежности. Требование должно отдаваться доброжелательно; нельзя проявлять излишний педантизм, нужно считаться с просьбами и желаниями детей, уступать, но не отменять: «Хорошо, не можешь сейчас, сделаешь чуть позже». 5. Чтобы сохранить контроль над ситуацией, назначайте тайм-ауты, только не бейте ребенка . Терпение, спокойствие, настойчивость – прекрасные и очень полезные родителю качества, но все мы люди, и иногда даже самый уравновешенный человек может потерять самообладание, быть на грани срыва из-за поведения ребенка. Чтобы этого не произошло, надо ввести в практику «Тайм-аут»: просто выйдете из комнаты, сосчитайте до 10. 6. Чтобы повысить самооценку и коммуникационные навыки проводите Семейные советы . — прекрасная традиция, дающая возможность научиться обсуждению проблем, нахождению компромиссов и принятию совместных решений; для ребенка – это возможность высказать своё мнение, быть услышанным, что, несомненно, повышает самооценку и развивает коммуникационные навыки.
Принципы позитивного воспитанияПозитивно воспитывать детей, значит: - признавать их индивидуальность, понимать ее и давать пространство на ее проявление; - прочувствовать их таланты и дать им пространство для того, чтобы раскрыть их сполна. Для современных дошкольников характерна ранняя интеллектуализация: их можно охарактеризовать как умные, развитые, эрудированные В настоящее время увеличивается количество одаренных детей, у всех современных детей повышенная тяга к восприятию информации, связанная с приобщением детей к интернету, телефону и телеэкрану. Дети оказалось под воздействием агрессивного влияния СМИ, цифровых технологий, увлечение которыми привело к резкому ограничению времени, так необходимому для общения, взаимодействия со сверстниками. А в нынешней ситуации, хотим мы этого или нет, экран и интернет стали главным «воспитателем» и «учителем» детей. Дети стали чувствительнее, эмоциональнее прежних, обладают восприимчивостью, открытостью, способностью тонко чувствовать воспринимать и перерабатывать большое количество информации. 1. Ребенок может быть другим или отличаться от других. У каждого есть свои таланты, потребности и недостатки: все развиваются по-разному, по-разному воспринимают этот мир и обучаются. Возьмите за правило: ни когда и ни в коем случае не сравнивай своего ребенка с другими детьми. Надо научиться осознавать и понимать индивидуальные различия, научиться по разному проявлять свою любовь к ребенку-мальчику и ребенку-девочке: девочки требуют большей заботы, а мальчики хотят, чтобы им доверяли. 2. Ребенок может совершать ошибки Все совершают ошибки - это абсолютно нормально, и нужно быть к этому готовым: не ошибается тот, кто ничего не делает. Ребенок, сделав ошибку, не должен думает, будто с ним что-то не в порядке, а родители не должны реагировать так, словно он сделал что-то недопустимое: ошибки — естественное, нормальное и неизбежное явление. Дети постигают эту истину из жизненных примеров родителей, которые должны признавать собственные ошибки в отношениях с детьми и друг с другом. 3. Ребенок может выражать негативные эмоции Испытывать и выражать свои негативные эмоции – это нормально, а вот выбор места, время и способов выражения не всегда могут быть уместными, поэтому необходимо научить детей осознавать свои эмоции, сдерживать и не выпускать из-под контроля. Это трудно даже для взрослого человека. НО надо учиться и учить этому детей. Лучший способ научить ребенка осознавать свои чувства — выслушать его и помочь ему в них разобраться, но никогда не манипулируйте ребенком на негативных эмоциях, связанных со страхом или наказанием. 4. Ребенок может хотеть большего Методы позитивного воспитания позволяют нам научить детей просить о том, что они хотят, уважая при этом других и осознавать, что факт просьбы не гарантирует получение желаемого, а родители не должны испытывать при этом дискомфорта. 5. Ребенок может сказать «нет», но последнее слово остается за родителями Выражая свои желания и чувства, ребенок должен быть уверен, что они будут услышаны, а это склоняет детей к сотрудничеству - родители, всегда должны оставаться хозяевами положения. Используя принципы позитивного воспитания, поможете своему ребенку развить те способности и качества, с помощью которых он сможет реализовать заложенный в него потенциал и достичь успеха в жизни: умение прощать не только других, но и самого себя, умение делиться, терпение, отзывчивость, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим и к себе, дух сотрудничества, уверенность в своих силах и способность быть счастливым Есть базовые навыки, которыми желательно обладать всем детям и которые помогут им в различных жизненных ситуациях. Все родители хотят чтобы их сыновья и дочери выросли счастливыми и хорошо приспособленными к взрослой жизни людьми, но когда дело доходит до необходимости развития у детей навыков общения, то не знают что делать, с чего начать и пускают все на самотёк. Это важные уроки, и чем раньше дети начнут их осваивать, тем лучше. Навыки общения, которые необходимо знать всем детямЧтобы дети умели выстраивать полноценные отношения (социальные связи) с другими детьми, могли сопереживать окружающим и взаимодействовать с ними и обладали навыками адаптации к некомфортным ситуациям, понадобиться конкретные навыки коммуникабельности: - слушать других; - следовать инструкциям - следовать правилам; - не обращать внимания на отвлекающие факторы; - обращаться за помощью; - говорить по очереди; - ладить с окружающими; - сохранять спокойствие при взаимодействии с другими людьми; - быть ответственным за свое поведение; - делать приятное другим людям. Это действительно основы поведения, которые помогают детям добиваться успеха (а не только выживать) в мире, где принято соблюдать правила поведения в обществе, которые позволят им постоять за себя и позаботиться о других. Как перестать беспокоиться о том, что думают другиеНа своих занятиях у учеников есть лист «Мои достижения», где дети отмечают свои успехи и продвижение к своей цели, которая сформулирована каждым учеником. Но работа в паре или в мини группах поможет детям сопереживать, обмениваться знаниями и осуществлять взаимопроверку. Дети постепенно смогут развить свой эмоциональный интеллект, а главное - это умение пользоваться своим интеллектом, добытыми знаниями по пути осуществления желаемых целей, если научатся: - устанавливать собственные цели; - определять и изменять свое саботажное поведение; - ассертивно добиваться удовлетворения собственных потребностей; - сочувствовать другим людям; - осуществлять взаимовыручку; - конструктивно управлять гневом; - разрешать конфликты мирным путем, уметь договариваться. Легко сказать, что ребенок должен уметь быть ассертивным, и другое дело - знать, как лучше ему стать таким. Методик и стратегий очень много и советов много Эта тема очень многогранна и очень объемная. Рассмотрим только те единичные варианты развития позитивных навыков, которые можно применить в домашних условиях. Постараюсь сформулировать тезисно, не приводя множественных примеров. Моделируйте навыки общенияУчимся коммуникабельности в своей семье: что делают родители, намного важнее того, что они говорят. Не переживайте, что дети вас не слушают – это явно и можно воздействовать, а лучше беспокойтесь о том, что они постоянно за вами наблюдают, копирую, делают свои не озвученные выводы. Учителя чаще всего говорят императивными фразами, которые адресованы большому количеству детей и позволяют добиваться быстрого результата. Задача школьного воспитания заметно отличаются от задач семейного воспитания Задача семейного воспитания совсем другая: моделирование позитивных навыков общения включает демонстрацию уверенности в себе при взаимодействии с окружающими людьми, уважение семейных традиций и родителей, дружеское отношение к незнакомым людям, предложение помощи посторонним, а также уважительное отношение к собственным детям (независимо от того, насколько сильно они испытывают наше терпение). Прежде чем требовать чего-то от ребенка, сами определитесь, чего вы от него хотите! .Родители должны выбирать приоритеты, поэтому смиритесь с беспорядком в доме, который устраивает ребенок, и, если необходимо, и с тем, что он бьет баклуши, но научите его учитывать интересы других людей. Моделируйте социальную коммуникацию, используя соответствующее поведение: - ИСПОЛЬЗУЙТЕ С РЕБЕНКОМ ТЕ ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ, КОТОРЫЕ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ УСЛЫШАТЬ ОТ НЕГО: «пожалуйста», «спасибо», « благодарю», «извини»; и не забывайте говорить эти слова сами по отношению к вашему ребенку; - ОБРАЩАЙТЕСЬ С РЕБЕНКОМ, ВСТАНЬТЕ В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ БЛИЗОСТИ ОТ НЕГО: будьте на уровне его глаз (наклонитесь, присядьте, подсадите ребенка повыше), не дальше чем на расстоянии вытянутой руки, с максимальным уровнем контакта и не пытайтесь привлечь внимание ребенка из другого конца комнаты; - НЕ ВЫХОДИТЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ СОБСТВЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА: например, вашему ребенку может быть очень трудно отжиматься, делать «березку», но он с удовольствием прыгать на скакалке - опирайтесь на то, что он точно умеет делать, не переоценивая его способности, а постепенно добивайтесь исполнения и трудновыполнимых упражнений; - УВАЖАЙТЕ ОСОБЕННОСТИ КОНТАКТА ГЛАЗАМИ: развивается с течением времени, когда ребенок учится обращать внимание на лица других людей во время общения, исключая команду «Посмотри не меня» и не хвалите за «Хороший взгляд»; - СОПРОВОЖДАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ НЕВЕРБАЛЬНОЙ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИЕЙ: используйте, по необходимости, все свое тело, включая мимику, движения руками и ногами, но не гримасничайте; попробуйте «онеметь» на время и в качестве игры общайтесь с ребенком исключительно невербально и с помощью альтернативных средств и вы удивитесь реакции ребенка; научитесь «держать лицо» при любых действиях ребенка; - СДЕЛАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ ВАЖНОЙ: не надо постоянно повторять его имя, попробуйте привлечь внимание жестом или кашлянув, или похлопайте по плечу; не перегружайте ребенка слишком длинными фразами; Не пытайтесь вмешиваться слишком сильно, если нет серьезных признаков социального неблагополучия (если воспитатель/учитель не говорит о проблемах с дисциплиной), дети просто еще учатся и пока социально неумелы. НЕКОТОРЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО ВАШЕМУ РЕБЕНКУ, ВОЗМОЖНО, ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ (от вас или учителей): - у ребенка нет одного-двух близких друзей; - ребенок не умеет достойно побеждать и проигрывать; - не проявляет сочувствие, когда другим делают больно или их не принимают в компанию; - ведет себя властно или чрезмерно настаивает на своем; - не может инициировать или поддерживать разговор; - говорит громче, чем большинство детей; - ребенка постоянно игнорируют либо делают своей жертвой другие дети или он постоянно дразнит или раздражает других детей. Если проявляются такие признаки, то вам следует принять более активные меры, чтобы развивать у ребенка навыки межличностных отношений, если проявлений не замечаете, то продолжайте играть со своими детьми, будьте для них образцом умения вести себя в обществе и помогайте им строить взаимоотношения в семье, в школе, с друзьями. Каждому ребенку нужно пройти через испытания взаимоотношений: научиться понимать и принимать ограничения, которые на них накладывают родители и мир; развить такие жизненно важные качества, как умение прощать, умение дожидаться осуществления своих желаний, творческий потенциал, отзывчивость, отвага, упорство, умение исправлять свои ошибки, чувство собственного достоинства, целеустремленность, достижение поставленных целей. Невозможно воспитать позитивных, коммуникабельных детей, не будучи при этом позитивными родителями и необходимо понимать, что образ нашего мышления определяет образ наших действий, только мы сами выбираем свое отношение к жизни и должны учить этому своих детей с раннего возраста. И помните, что любовь – это самая могучая сила в мире, которая помогает воспитывать позитивных детей .Когда детские эмоции яркие, сильные, захватывающие малыша целиком, переполняют его, то ваше родительское спокойное, невозмутимое и дружелюбное лицо поможет малышу справиться с нахлынувшими эмоциями, а если ваше лицо будет искажено гневом, малыш просто испугается и прекратит нежелательные действия только от страха. Практикуйте приемы и методы позитивного воспитания каждый день. И очень скоро вы заметите, что ваш малыш становится смышленым и сообразительным, у вас меньше поводов для конфликтов, а обстановка в семье станет более спокойной и гармоничной. Не пожалейте времени на изучение особенностей своей семейной жизни и семейного воспитания. Правильный выбор и использование разнообразных методов семейного воспитания обязательно принесут результаты и улучшат взаимоотношения с детьми. Отношения между родителем и ребенком сложнее, чем между мужем и женой. С ребенком нельзя развестись. Вы вынуждены строить отношения с детьми всю жизнь! В отношениях детей и родителей ответственность лежит полностью на родителях. Здоровья и счастья вам и вашим детям! В добрый путь на долгие года!Спасибо за посещение моего блога. Выскажите, пожалуйста, своё мнение в комментариях.Я обучаюсь в социальном проекте «Одна семья». Очень заинтересована в любых ваших высказываниях, которые помогут мне в дальнейшей работе. Дом - Позитивное воспитаниеПривет, я Дебби! Я помогаю родителям восстановить контроль над своим домом и разорвать порочный круг, который весь день кричит на своих детей, благодаря моей позитивной философии воспитания. Такое ощущение, что только вчера, когда мои дети были маленькими, и у меня были нескончаемые битвы, прося детей сделать что-нибудь, только для того, чтобы они игнорировали меня. Я бы крикнул . Я бы умолял . Я бы кричал .Я бы дал таймауты . Я бы отшлепал Я бы спросил мягким добрым голосом . Что бы я ни пробовал ... НИЧЕГО не работало. Звучит знакомо? Мне потребовалось полное разрушение моего брака, недолгое пребывание в приюте для женщин, пострадавших от побоев, с моими тремя детьми и новые советы профессионалов по воспитанию детей, чтобы я осознала, что что-то нужно изменить. Я понял, что для того, чтобы моя жизнь изменилась ... Мне пришлось поменять. Именно тогда я познакомился с философией позитивного воспитания ... и с этого момента моя жизнь навсегда изменилась. И знаете что? Ваш тоже может! Благодаря сочетанию контента YouTube, групп в Facebook, самостоятельных семинаров и частного коучинга я могу помочь вам…
И это лишь некоторые из них! Если вы родитель, которому некуда повернуться, спросите меня, как снова обрести покой и баланс в вашем доме с помощью позитивных методов воспитания. .Что такое позитивное воспитание? Это работает? Вы заснули измученным и подавленным, сколько себя помните. Ваша борьба с каждым ребенком настолько разная, что вы даже не знаете, с чего начать. Перед тем, как закрыть глаза на ночь, вы отключаете самый отчаянный поиск в Google, который могут найти ваши пальцы: «Как стать родителем» Эти 3 слова одновременно являются криком о помощи и признанием того, что что-то должно измениться.Конечно, вы были родителем более 12 лет, но каждый день новые задачи заставляют вас чувствовать, что это ваш первый рабочий день. И знаете что, друг мой? Ты не одинок. Родители во всем мире оказываются глубоко в родительских окопах, ежедневно ища помощи. Хотя мы безмерно любим наших детей и так глубоко жаждем увидеть, как они вырастают в сострадательных и способных взрослых, правда в том, что мы от природы не подготовлены для того, чтобы справляться с соперничеством между братьями и сестрами или устраивать истерику.Фактически, наша инстинктивная реакция часто может ухудшить поведение. Итак, перейдем к Интернету. И, как и вы, тысячи измученных родителей одновременно ищут «Как воспитывать детей». По мере загрузки браузера появляются следующие результаты: «Авторитетное воспитание, Авторитарное воспитание, Свободное воспитание, Осознанное воспитание, Позитивное воспитание, Воспитание с вертолета, Воспитание тигра, Воспитание дракона…» «Воспитание драконов?!?» вы думаете: "Это правда?" Вы беспомощно пролистываете страницу за страницей, пытаясь найти ответы на свой общий запрос о воспитании детей, но не представляете, какой метод воспитания подойдет для вашей семьи. Прежде чем вы продолжите спускаться по этой вечной кроличьей норе, могу ли я предложить , что существует один тип метода воспитания, который может работать для ВСЕХ семей - независимо от семейной истории, уникальных потребностей семьи, размера семьи, культурных различий, личности родителей или возраста. детей: позитивное воспитание. Единственное требование для успешного использования методов позитивного воспитания - это преданный родитель! |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |