О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Воспитание ситникова в романе отцы и дети


Ситников (Отцы и дети) – характеристика персонажа

Ситников («Отцы и дети») – важный образ, который в наибольшей степени раскрывает образ центрального персонажа романа И. С. Тургенева. С помощью образа Ситникова автор показывает и плюсы, и минусы Базарова-нигилиста.

Описание внешности

Виктор Ситников – небольшого роста человек. Он имел «прилизанное» лицо, черты которого были приятны, однако в этих чертах прослеживалось тревожное и тупое выражение лица.

Ситников особое внимание уделял своему внешнему виду, одеваясь по последней моде. Сначала он надевает славянофильскую венгерку, так как называет себя славянофилом. Позже Ситников приходит в новом щегольском наряде. Это и то, что герой имел модные в те времена визитки со своим именем, говорит о том, что Ситников придерживается моды, а значит, больше похож на дворянина, чем на нигилиста, коим себя называет. Внешность Ситникова такая же напускная, как и его псевдовзгляды на жизнь.

Поступки

Ситников ничем не занимается, нигде не служит и не работает, стесняясь своего купеческого происхождения. Ситников называет себя либералом и прогрессистом. Когда Ситников узнает о мировоззрении Базарова, он подобострастно и раболепно разговаривал с ним. Герой кричит «Долой авторитеты!» не потому, что действительно так думает, а потому что привык повторять за теми людьми, которые лучше него. Нигилизм, которого придерживался Базаров, для Ситникова стал способом демонстрации своей необычности и значимости в обществе, а также возможностью все на свете презирать. Особое удовольствие герою доставляло выражение презрения лицам женского пола. Иронично то, что спустя пару месяцев Ситников вступает в брак и «пресмыкается» перед своей женой. Герой сам по себе является очень слабохарактерным человеком. Отец помыкает Ситниковым, а жена называет героя дурачком, что подчеркивает и его глупость.

Герой думает не так, как говорит, он лишь повторяет за другими их высказывания, не имея при этом собственных убеждений. Это показывает, что высказывания Ситникова относительно его жизненной позиции не соответствуют действительности.

Значение образа

Характеристика Ситникова важна для раскрытия образа Базарова, центрального персонажа романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Сам Ситников уверяет всех вокруг, что является продолжателем «дела» Базарова-нигилиста и его учеником, хотя абсолютно ничего не понимает в этом явлении. Автор иронично называет Ситникова базаровским учеником, чтобы показать всю абсурдность. Все поступки Ситникова противоречат нигилизму. Сам Евгений Базаров презирает Ситникова, считая, что даже дворянство, против которого он выступал, умнее и образованнее Ситникова.

Данный образ способствует авторскому развенчиванию теории нигилизма. Как и Ситников, Базаров говорит одно, а чувствует совершенно другое. Ситников презирает женщин, а после «пресмыкается» перед ними, Базаров отрицает любовь, а позже влюбляется в Анну Одинцову. И. С. Тургенев показывает не только различия между образами, но и их сходства. Это делается для того, чтобы показать несостоятельность теории главного героя романа.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Ситников (Отцы и дети)», рассмотрит внешнюю характеристику псевдонигилиста, его поступки, а также значение данного образа в романе И. С. Тургенева.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

    
  • Ольга Шеромова

    13/15

  • Наталья Перцева

    15/15

  • Карина Анчак

    15/15

  • Алексей Филатов

    14/15

  • Константин Маджар

    15/15

  • Ольга Севрюгина

    14/15

  • Саша Шепурев

    14/15

  • Анна Кучина

    15/15

  • Ульяна Давыдова

    15/15

  • Елена Быкова

    15/15

Самые популярные материалы ноября для 10 класса:

портрет героя, его характеристика и взгляды, роль образа

Второстепенные герои помогают лучше раскрыть автору свой замысел и донести до читателя смысл произведения. Характеристика Ситникова в романе «Отцы и дети» выдает в нем недалекого человека, который живет чужим умом. Читателю будут интересны взаимосвязи героя с другими персонажами прозы. Создавая этот образ, писатель подробно описывает его, начиная с внешних черт, заканчивая особенностями характера.

Внешний портрет героя

Тургенев представляет Виктора как человека небольшого роста, хорошо одетого. Вот что еще сообщает писатель об этом человеке:

  • Черты лица героя вполне можно назвать приятными, если бы не его мимика и выражение глаз. Маленькие запавшие глазки смотрели на всех пристально и тревожно.
  • Смех также был беспокойным и каким-то неестественным. Взглянув на мужчину, можно было сразу определить, что этот человек туповат.
  • Отдельно автор уделяет внимание голосу персонажа — в нем постоянно звучат восторженные визгливые интонации.
  • Молодой дворянин старается во всем следовать моде, даже к завтраку он выходит в дорогом наряде, а знакомым раздает свои визитные карточки, только появившиеся в то время.

Видно, что у Ситникова есть деньги. Однако он стесняется своего богатого происхождения и даже скрывает его, опасаясь, что с ним будут общаться только из-за высокого статуса.

Очевидно, что героя баловали в детстве повышенным вниманием: он привык к комфорту и роскоши. Виктор легко заболевает, если в доме открыты окна или он съел неподходящую для желудка пищу. Молодой дворянин не отличается хорошими манерами, он запросто мог «развалиться в креслах и задрать ногу кверху».

Характер и взгляды псевдонигилиста

В романе «Отцы и Дети» характеристика Ситникова формируется на основе его поступков и взаимодействия с другими людьми. Цитаты из романа красноречиво говорят о глупости этого человека. Окружающие отзываются о нем пренебрежительно: «…На какого черта этот глупец Ситников пожаловал?..», «…пойми ты это, мне нужны подобные олухи…».

В круг общения персонажа входят молодые нигилисты Базаров и Кирсанов-младший. Еще Виктор водит дружбу с эксцентричной особой, госпожой Кукшиной, поддерживающей его в идеях и взглядах. При этом о женщинах герой отзывается как о глупых и несамостоятельных существах. Разумеется, это были не его собственные умозаключения, он позаимствовал «прогрессивные мысли» у нигилистически настроенных приятелей.

Позже Ситников своими поступками опровергает собственные идеи. Он женится на властной и энергичной женщине, которая занимает в их паре ведущую позицию, а сам становится типичным подкаблучником.

Виктор унижается перед женой, всячески старается ей угодить, часто ведет себя нелепо и неподобающе ситуации.

Базарова молодой человек ставит выше себя и всячески подчеркивает это в общении. Впрочем, его преданность никто не оценил. Базаров считал Ситникова простым человеком, который многого еще не постиг в окружающем мире. Виктор постоянно искажал суть сказанного «учителем». Нигилизм базаровский последователь понимает как отвержение любых человеческих ценностей и не упускает случая резко высказаться в присутствии Базарова, вторя ему.

Сравнительная характеристика Ситникова и Кукшиной

Для Тургенева Ситников и Кукшина были похожими персонажами, недаром автор объединил их дружбой и обоим дал сатирическое описание. Чтобы наглядно увидеть сходство второстепенных героев, следует заглянуть в сравнительную таблицу.

Кукшина и Ситников: характеристика

Кукушкина Ситников
Считает себя эмансипированной женщиной, псевдонигилистка. Псевдонигилист, ученик Базарова. Использует свои взгляды для преодоления комплексов.
Брошена мужем, не пользуется успехом у мужчин, имеет непривлекательную внешность. Втайне считает себя никчемным человеком, стыдится отца.
Дружна с Ситниковым на почве одинаковых взглядов, находит в нигилизме смысл своей жизни. Демонстрирует преданность Базарову, несмотря на его презрительное отношение.
Глупая женщина, к которой окружающие относятся с иронией. Человек, чья глупость очевидна окружающим.
Ведет себя развязно, неряшлива, курит и выпивает. Имеет отталкивающие манеры, не умеет вести себя в обществе.

Роль образа в произведении

Почему автору понадобился в романе персонаж Виктора Ситникова? Это был собирательный образ пустого человека, неспособного дать обществу ничего ценного:

  • дворянин не занимался государственной службой, не вел никаких дел и даже его мысли и взгляды были чужими, скопированными;
  • этот человек насквозь фальшив, он говорит не то, что думает на самом деле;
  • поступки героя противоречат пропагандируем им же идеям.

Являясь бледной копией Базарова, Ситников лишь подтверждает нежизнеспособность нигилизма, его оторванность от реальности.

Оба героя отрицают важную роль женщин в жизни мужчины. В результате Базаров оказался без памяти влюблен, а Ситников женился на той, которой во всем подчинялся.

Образ и характеристика Ситникова в романе «Отцы и дети» с цитатами

Галерея героев романа И.С. Тургенева обширна и разнообразна. Нельзя утверждать, что важны только главные действующие лица, второстепенные персонажи выполняют немаловажную функцию. На их фоне оттеняются, подчеркиваются определенные черты характеров главных героев.

Образ и характеристика Ситникова с цитатами помогут глубже понять личность Евгения Базарова.



Внешность и характер Ситникова

Виктор Ситников позиционирует себя как ученик Евгения Базарова. Он искренне считает себя нигилистом, яростным последователем своего учителя. При близком знакомстве с этим героем становится очевидно, что его нигилизм напускной, он становится кривым отображением Базарова. Пытаясь перенять его манеру поведения, он выглядит нелепо, так как ему для этого не хватает внутреннего стержня и мудрости.

Внешность Ситникова производит отталкивающее впечатление

«..Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким то коротким, деревянным смехом…».

Все в нем неестественное, напускное, визгливый смех Ситникова вызывает отвращение. При восторженном отношении к нигилизму он не чурается комфорта, следит за модой и является истинным сибаритом.

Ситников любит демонстрировать презрение к окружающему обществу:

«...Возможность презирать и выражать свое презрение было самым приятным ощущением для Ситникова; он в особенности нападал на женщин...».

Виктор очень стесняется своей семьи «...Он очень стыдился своего происхождения...».

В финале романа судьба Ситникова играет над ним шутку. Он, всю жизнь демонстрировавший презрение к женщинам, становится настоящим подкаблучником у своей жены. Виктору приходится угождать ей, так как она принадлежит к старинному влиятельному роду.



Заключение

Виктор Ситников вызывает неприятные впечатления, демонстрирует собой яркий пример человека бестолкового и глупого. Нигилизм привлекает его, в первую очередь, возможностью критиковать и отрицать. Ситников не способен увидеть более глубокого смысла этого направления

«…Когда при мне Евгений Васильевич в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг… словно прозрел!..».

Базаров относится к Ситникову с пренебрежением, считает глупцом и бездарем. Такие люди, по мнению главного героя, нужны для выполнения грязной работы.

Другие материалы по роману «Отцы и дети»:

Краткое содержание

Образ и характеристика Евгения Базарова

Образ и характеристика Аркадия Кирсанова

Образ и характеристика Анны Одинцовой

Образ и характеристика Фенечки

История создания романа

Виктор Ситников - характеристика героя в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Основное описание

Виктор Ситников представлен читателям как сын состоятельного купца, но парень старается скрыть свое происхождение, стесняясь его. Герой гордо называет себя либералом. Тургенев приписывает ему дружбу с главными персонажами — Базаровым и Кирсановым. Стоит отметить, что Ситников и Кукшина являются псевдонигилистами.

Автор описывает его, как молодого человека невысокого роста. У Виктора достаточно привлекательная внешность, но он отталкивает людей глуповатым выражением лица.

Несмотря на свои заявления о взглядах, персонаж скорее аристократ, чем либерал. Ведь он очень ценит комфорт, слепо следует веяниям моды, всегда стильно и элегантно одет. Об этом свидетельствует цитата: «Он только что сошел к завтраку в новом щегольском, на этот раз не славянофильском, наряде; накануне он удивил приставленного к нему человека множеством навезенного им белья…»

Можно сделать вывод, что его внешний вид и мнение общества являются наивысшими приоритетами для героя. Чтобы подчеркнуть свою состоятельность и значимость, при любом удобном случае Виктор старается сообщить о ненависти к женщинам. В романе «Отцы и дети» характеристика Ситникова скорее негативная, чем позитивная.

Тургенев отмечает, почему персонаж неприятен обществу. Отвращение вызывает его визгливый смех. Стараясь казаться умным, он только подтверждает общественное мнение, склоняющееся к его беспросветной глупости.

Еще один повод презирать Ситникова — стремление во всем подражать другу. Ему недостает уверенности в себе и внутреннего стержня, чтобы добиться того же уважения. Вся дерзость Виктора исключительно напускная, а свободы в рассуждениях нет. Даже Евгений глумится над товарищем, испытывая от общения негативные эмоции. Основные черты Владимира:

  • позерство;
  • глупость;
  • закомплексованность.

Тургенев насмехается над своим персонажем. После долгих громких заявлений о ненависти к прекрасному полу, Виктор женится и становится подкаблучником. Такое развитие сюжета указывает на неуверенность парня и множество комплексов, которые он пытался скрыть за громкими заявлениями. Автор показывает, что персонаж глуп, никчемен, незначителен и не представляет собой сформировавшуюся личность.

Значение образа

Характеристика Ситникова и Кукшиной показывают читателю двух сатирических персонажей, которые комично выглядят на протяжении всей сюжетной линии. Базарову несложно понять, что все высказывания Виктора напускные, и это вызывает у него отвращение. Ситников же сделал Евгения своим кумиром и во всем старается ему подражать, в том числе и манерой общения. Именно этот персонаж и свел двух главных героев с Евдокией.

Представив Кукушкину, как эмансипированную особу, он рассчитывал получить уважение от мужчин. Но они в итоге разочаровались, осознав, что эта женщина наглая и вульгарная, но ничего больше из себя не представляет, как и Ситников.

Она сама управляет имением, много курит и пьет, иногда пытается играть на фортепиано, барабаня по клавишам.

Тургенев описал ее, как очень непривлекательную, экстравагантную даму с наивным, детским характером. Ее интерес к нигилизму заключается в поиске смысла жизни. Кукшина уверена, что своими прогрессивными взглядами она защищает женщин по всему миру. Автор решил включить их в содержание, как идейных антиподов Евгения Базарова.

Роль персонажа

Анализ этих личностей крайне важен для понимания образа главного героя. Хоть Виктор и уверяет всех вокруг, что продолжает дело своего учителя, но он ничего не смыслит в нигилизме. Об этом говорит не только его поведение, но и манера одеваться, вести себя, отношение к миру.

Автор иронично называет персонаж базаровским учеником, последователем, подчеркивая абсурдность происходящего. Ведь каждый его поступок противоречит этим понятиям. А Базаров убежден, что даже дворянство, против которого он выступает, является умнее Виктора.

Используя этот образ, Тургенев раскрывает суть теории нигилизма. Ведь даже главный персонаж говорит совсем не то, что чувствует.

Каждый образ в романе играет свою роль и связан друг с другом не только противоречиями, но и сходством. В итоге автор дает понять читателям, что теория Базарова не состоятельна в условиях реального мира. Портрет Ситникова поможет лучше понять суть произведения и составить таблицу сравнения с другими персонажами.


Ситников и Кукшина в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)

Автор Алёна Базан На чтение 5 мин. Просмотров 1.5k. Обновлено

Ситников и Кукшина в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» являются второстепенными персонажами, они представляют собой мнимых последователей Базарова. Мнимые, потому что в отличие от главного героя им неизвестно, что такое самопожертвование ради своей идеи. Нигилистические идеи им не близки по духу, а просто маскируют скудность внутреннего мира и ограниченность знаний. Ситников пытается прикрыть модной философией позор своего происхождения, а Кукшина – свою нереализованность в качестве женщины, жены и матери.

Ситников говорит о том, что Евгений Базаров его давний товарищ и учитель, открывший перед ним дверь в новую жизнь. Он мечтает стать таким же бесцеремонным и свободным от рамок приличия, как и его наставник, но его подражательство выглядит очень смешно. Нигилизм для него всего лишь способ преодолеть собственные комплексы, это просто возможность стать более уверенным в себе и своих правах. Его отец зарабатывал себе на жизнь тем, что спаивал крестьян, а Ситников этого очень стыдился. Он осознавал никчёмность своего происхождения и знал, что общество не примет его таким, какой он есть. Нигилизм позволял этому персонажу почувствовать себя причастным к общему великому дело, ощутить свою значимость и превосходство над «незнающими».

Ничтожность натуры Ситникова проявляется в слепом обожании Базарова, который откровенно презирал своего ученика. Базаров считал, что такие личности нужны только для выполнения грязной работы и общался с ним только из корыстных побуждений.

Тургенев изображает этого персонажа, как суетливого человека с наигранным смехом и тупым выражением лица с бегающими глазами. Несмотря на приятную внешность, весь его внешний вид выражал некую тревогу и волнение, выступая полной противоположностью образу уверенного в себе истинного нигилиста Базарова. Во время первой встречи с давним приятелем, Ситников был одет в славянофильскую венгерку и несоответствующие по стилю перчатки, у него были визитки, на которых имя было написано с одной стороны французским языком, а с другой – русским.

Сущность Ситникова заключалась в том, что он не имел собственного мнения, не мог отстоять свою точку зрения, поэтому всегда соглашался с другими. Во всех его поступках прослеживается стремление услужить, быть полезным. Взаимоотношения Ситникова и Базарова напоминали собой безоговорочное подчинение крепостного своему барину, полное послушание и отсутствие противоречий.

Ситников не мог отвечать за свои слова, говоря о своём презрении к женскому полу, он даже не подозревает, что через несколько месяцев будет пресмыкаться перед своей новоиспечённой женой, только из-за её благородного происхождения.

Другим мнимым приверженцем нигилизма была хорошая приятельница Ситникова Кукшина. Она описывается как светловолосая дама, одетая в неопрятное, смятое платье. Её фамильярность и нахальное поведение, в дополнении с неряшливым внешним видом, производит негативное впечатление на большинство окружающих, в том числе и Аркадия. Выражение лица Кукшиной оказывало неприятное воздействие на тех, кто его видел. Даже Базаров, обычно не обращающий внимание на внешний вид других людей, поморщился при первой встрече с этой дамой. Всё в её образе было искусственным, наигранным и ненатуральным.

Она считает своим предназначением защищать права всех женщин и отстаивать их независимость. Главным увлечением в жизни Кукшиной были естественные науки, которыми она уже довольно давно интересуется и неплохо осведомлена в этой сфере. Но, несмотря на определённые познания, умной женщиной «последовательницу» Базарова называть нельзя. Даже выписанные журналы просто лежат на столике с неразрезанными страницами, они нужны для подтверждения статуса, а не для чтения.

Под маской приверженца нигилистской философии Кукшина скрывает свою грусть и тоску, вызванную уходом мужа и последующим долгим одиночеством. Она не отличается особой красотой и поэтому не имеет популярности у мужского пола. Не пользуется спросом также среди простых собеседников, потому как очень резко выражается и постоянно пытается вступить с кем-нибудь в спор, не ища для этого особого повода. Хотя на самом деле она ограничена в своих суждениях и доказать свою точку зрения не способна. Неуверенность Кукшиной в себе проявляется на губернаторском балу, когда Базаров и Ситников неожиданно уезжают, задев её самолюбие. Для независимой нигилистки было обидно, что на неё не обратили должного внимания.

Ситников и Кукшина сами себя называют нигилистами, но на самом деле ними вовсе не являются. Так они просто прикрывают чувство собственной неполноценности, для первого это способ скрыть своё происхождение, а для второй – несчастливую женскую судьбу. Они не чувствуют себя действительно нужными, просто пытаются доказать свою важность окружающим, в первую очередь им не хватает уверенности: в себе, своем мнении, своих поступках. Эти два образа можно назвать сатирическими, автор в их изображении использует комические приёмы. На их примере он показывает насколько большая разница между словами «быть» и «казаться». Таких, как Ситников и Кувшина очень много, они перенимают чужие мысли, говорят заученными фразами и называют себя новаторами, способствующими всемирному прогрессу. Намного меньше в обществе порядочных умных женщин и образованных, достойных мужчин.

Эти второстепенные персонажи нужны в романе, для того чтобы увеличить трагедию Базарова, подчеркнув его одиночество в этом мире. У него совершенно не было сторонников, единомышленников и последователей. Все друзья появлялись в его жизни ненадолго, оставив в ней лишь незначительный след. Он один представляет новую зреющую силу, которая способна изменить общество.

Роман «Отцы и дети» – это вершина творчества Ивана Сергеевича Тургенева. Ни одно его произведение не вызвало вокруг себя такое большое количество дискуссий. Литературные и политические критики увидели в образах Базарова, Ситникова и Кукшиной карикатуру на молодое поколение. В своём романе И.С. Тургенев показал общественно-политическую картину дореформенной России второй половины 19 века. Автор изобразил образ «нового человека» так, как сам его видел, понимая, что изменения в обществе неизбежны. 

Характеристика Ситникова в романе Отцы и дети 🤓 [Есть ответ]

Ситников в романе “Отцы и дети” – это герой, стремящийся в жизни играть роль более высокую и значительную, чем может ему позволить социальное происхождение и собственное умственное развитие. Герой стыдливо скрывает, что его отец- винный откупщик, так как стремится проникнуть в светское общество. При этом у него нет никакой практической цели, стремления к какой-нибудь деятельности.

Ситников напоминает гоголевского Хлестакова, когда неуклюже суётся представиться на балу губернатору. Ему хочется предстать в глазах Аркадия коротко знакомым с богатой красавицей Одинцовой. Точно так же ему нужно, чтобы его считали нигилистом. Для него это мода, возможность оказаться оригинальным, интересным в глазах окружающих.

В то время, как Базаров работает, занимается химией, физикой, лечит людей и ради своей идеи отрицания старого готов жертвовать временем, здоровьем, Ситников примеряет эту идею, как чужое платье. Его образ – это карикатура на нигилиста-революционера. Этот персонаж оттеняет трагизм фигуры Евгения Базарова, его одиночество в мире пошлости и человеческой глупости.

Оценка: 4.1 (13 голосов)

смысл работы Тургенева. Проблемы романа «Отцы и дети»

Классическое искусство называется так, что ценность каждого произведения, входящего в его фонд, проверена временем. Трагедии Шекспира, картины да Винчи, музыку Шнитке, скульптуры Родена можно перечислять долго, ведь список достижений человечества, созданных за время его существования и развития, действительно длинный и насыщенный. А представители русской культуры могут гордиться тем, что их великий соотечественник Иван Сергеевич Тургенев занимает одно из первых почетных мест среди признанных авторов мировой и русской классической литературы.

Создатель русского романа

Да, именно так. Конечно, и до Тургенева в русской литературе было много талантливых романистов. «Энциклопедия русской жизни» в стихах, написанная Пушкиным, психологический портрет целого поколения, созданный Лермонтовым в его «Герое ...», и многие другие замечательные произведения дали пищу уму и сердцу русского народа, образовал, развил, объяснил, способствовал формированию духовно зрелых личностей, патриотов своей Родины.Но именно Тургенев вывел русский роман на просторы мировой литературы, познакомил иностранных читателей с самобытностью нашей культуры, быта и истории. Краткость, необычайная выразительность языка, напряженность сюжета, отражение важнейших социальных и политических моментов жизни общества, типичная для российской действительности идеологическая борьба, глубокий психологизм и удивительное мастерство настоящего художника - вот отличительные черты. Тургенева-романиста и его лучших творений.Благодаря Ивану Сергеевичу зарубежная публика и критики узнали об этом удивительном явлении - «Русская литература», «Русский роман». Самым главным и любимым ребенком автора были отцы и дети. Смысл произведения отразил не только сложность семейных, общественных, гражданских и общечеловеческих отношений, но и точку зрения Тургенева на эти вопросы.

Почему отцы и дети

Авторская позиция в романе прямо не указана. Но это довольно легко определить, если внимательно посмотреть на композицию произведения, проанализировать язык персонажей, систему образов и выявить роль отдельных элементов, например пейзажа, в романе.Это, кстати, очень интересные «Отцы и дети». Смысл произведения заложен уже в названии, а главный художественный прием противопоставления, или антитез, прослеживается на протяжении всего романа.

Так почему отцы и почему дети? Потому что семья - это небольшая часть всего общества, и в ней, как в зеркале, отражаются те сложные, порой драматические столкновения, которые потрясают и лихорадят общественное сознание. К моменту зарождения идеи и написания самого романа жизнь, по мнению критика Белинского, в огромном количестве своих элементов «исчерпала себя».Такое разнообразие форм и позволяет увидеть и понять «Отцов и детей». Смысл произведения раскрывается в конфликте поколений, во взглядах на политику, религию, науку, искусство, общественный порядок и мировой порядок. Не менее яркий и классовый конфликт, усугубленный жестким противостоянием социальных сил и проблем. Внимательный читатель, переходя от главы к главе, метафорически понимает заглавие «Отцы и дети» более отчетливо. Смысл произведения не только в том, чтобы показать преемственность и разграничение поколений (универсальный аспект), но и в раскрытии противопоставления устоявшихся взглядов и мнений и новых, пришедших на смену старым.

Семейная мысль

Давайте сначала проанализируем «семейную идею» в новелле. Стоит отметить, что тема семьи в целом характерна для Тургенева. Всю свою самостоятельную жизнь писатель прожил «на краю чужого гнезда», а у его матери были довольно сложные отношения. Потому что, наверное, так ценилось Иваном Сергеевичем домашнее тепло, гармония взаимоотношений старшего и младшего поколений. Произведение «Отцы и дети» утверждает те вечные ценности, без которых, по сути, прогресс не может продвигаться вперед.Об этом свидетельствует пример семьи Кирсановых. Аркадий, представитель молодого и продвинутого поколения, хоть и находился под влиянием Базарова, но по-прежнему тесно связан со своими родственниками. Даже по приезду в отечество он восклицает, что здесь и воздух слаще и дороже и ближе, чем в столице. Совершая экскурс в прошлое своих героев, Тургенев говорит, что отец Кирсанова постоянно пытался сблизиться с сыном, разделить его интересы, жить тем, чем живет Аркадий, познакомился с друзьями, попытался понять новое поколение, пришедшее на смену его сверстники.Произведение «Отцы и дети», как уже говорилось, является романсом-антитезисом. Но, хотя Базаров - ярый противник всего прошлого, в том числе и «отцов», хотя внешне груб с отцом и матерью и открыто высмеивает и презирает «стариков Кирсановых», чувство родства ему не чуждо. Таким образом, семейные традиции и узы для Тургенева свято. Приветствуя новое время, писатель считает, что невозможно стереть полностью достижения прошлых эпох, в том числе преемственность поколений.

Новое и старое

Смысл романа «Отцы и дети» шире и глубже поднятого выше вопроса. Да, действительно, молодое поколение с присущим ему максимализмом часто считает себя умнее, прогрессивнее.

критиков романа «Отцы и дети». Роман И. Тургенева «Отцы и дети» в комментариях критиков

«Отцы и дети», история которого обычно связана с произведением «Рудин», опубликованным в 1855 году - романом, в котором Иван Сергеевич Тургенев вернулся к структуре этого первого своего творения.

Как и у него, в «Отцах и детях» все сюжетные нити сливаются в один центр, который образовал фигура разночинца-демократа Базарова.Она обеспокоила всех критиков и читателей. Многие критики писали о романе «Отцы и дети», потому что произведение вызвало неподдельный интерес и споры. Основные положения относительно этого романа мы представим вам в этой статье.

Значение образа Базарова в понимании произведения

Базаров стал не только центром рассказа, но и проблемным. От понимания его судьбы и личности во многом зависела оценка всех остальных аспектов романа Тургенева: авторская позиция, система персонажей, различные художественные приемы, использованные в произведении «Отцы и дети».«Судя по главам, критики рассмотрели этот роман и увидели в нем новый поворот в творчестве Ивана Сергеевича, хотя их понимание сценического смысла этого произведения было совершенно другим.

За что ругали Тургенева?

Двойственное отношение автора к своему герою вызывало упреки и упреки его современников. Тургенев подвергался жестоким оскорблениям со всех сторон. Критики романа «Отцы и дети» отзывались в основном отрицательно. Многие читатели не могли понять мысли автора.Из воспоминаний Анненкова, а также самого Ивана Сергеевича мы узнаем, что М.Н. Катков пришел в негодование, ознакомившись с рукописью «Отцы и дети» по главам. Его возмутил тот факт, что главный герой произведения безраздельно доминирует и не встречает никакого сопротивления. Читатели и критики противоположного лагеря также жестко критиковали Ивана Сергеевича за его внутренний спор с Базаровым в его романе «Отцы и дети». Содержание показалось им не совсем демократичным.

Среди множества других интерпретаций наиболее заметной является статья МА. Антоновича, опубликованных в «Современнике» («Асмодей нашего времени»), а также ряд статей появился в журнале «Русское слово» (Демократический), принадлежащем Перу Д.И. Писарев: «Думающий пролетариат», «Реалисты», «Базаров». Эти критики романа «Отцы и дети» высказали две противоположные точки зрения.

Мнение Писарева о главном герое

В отличие от Антоновича, который оценивал Базарова резко отрицательно, Писарев видел в нем настоящего «героя времени».Этот критик сравнил этот образ с «новыми людьми», изображенными в романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевский.

В его статьях выдвинулась тема «отцов и детей» (отношения поколений). Мнения представителей демократического направления о творчестве Тургенева были восприняты как «раскол в нигилистах» - факт внутренней полемики, существовавшей в демократическом движении.

Антонович о Базарове

И читатели, и критики «Отцов и детей» Не случайно волновали два вопроса: авторская позиция и прототипы образов этого романа.Это два полюса, на которых интерпретируется и воспринимается любое произведение. По словам Антоновича, Тургенев был злым. В трактовке Базарова, представленной этим критиком, этот образ списан вовсе не «с натуры» человеком, а «нечистой силой», «модой», которую выпускает озлобленный писатель нового поколение.

В сатирическом стиле выдержана статья Антоновича. Этот критик вместо объективного анализа произведения создал карикатуру на главного героя, подставив Ситникова, «ученика» Базарова, вместо своего учителя.Базаров, по словам Антоновича, вовсе не художественное обобщение, не зеркало, в котором отражается подрастающее поколение. Критик считал, что автор романа создал язвительный фельетон, против которого следует также возразить. Цель Антоновича - «поссорить» с молодым поколением Тургенева - была достигнута.

Чего не могли простить Тургеневу демократы?

Антонович в подтексте своей несправедливой и грубой статьи упрекнул автора в том, что у него фигура слишком "узнаваемая", поскольку одним из ее прототипов считается Добролюбов.Журналисты «Современника», к тому же, не смогли простить автору разрыва с этим журналом. Роман «Отцы и дети» был опубликован в консервативном издании «Русский вестник», что явилось для них знаком окончательного разрыва Ивана Сергеевича с демократией.

Базаров в «реальной критике»

Писарев высказал иную точку зрения на главного героя произведения. Он рассматривал ее не как карикатуру на некоторых людей, а как представителя зарождающегося в то время нового социально-идеологического типа.Меньше всего этого критика интересовало отношение самого автора к своему герою, а также различные особенности художественного воплощения этого образа. Писарев интерпретировал Базарова в духе так называемой реальной критики. Он указал на то, что автор в его образе предвзятый, но типографский оценил Писарева высоко - как «героя времени». В статье «Базаров» говорилось, что главный герой романа в образе «трагического человека» - это новый типаж, которого не хватало в литературе.В дальнейших интерпретациях этого критика Базаров все больше отрывался от самого романа. Например, в статьях «Думающий пролетариат» и «Реалисты» именем «Базарова» назван тип эпохи, разночинец-культуртрегер, близкий самому Писареву.

.

Николай Петрович Кирсанов в «Отцах и сыновьях»

Николай Петрович Кирсанов

Роман открывается предысторией Николая, ожидающего возвращения Аркадия из Петербурга. Мы узнаем, что Николай был очень чутким ребенком в семье. Хотя его отец, генерал Кирсанов, ожидал, что он пойдет в армию, он сломал ногу, прежде чем смог поступить в армию. В результате его отправили в Петербургский университет, но в семье всегда считали его больным.

Как и у Павла, у Николая есть трагедия в прошлом.Хотя он был счастлив в браке, его жена умерла через десять лет. Рассказчик говорит нам: «Удар чуть не убил его, и через несколько недель его волосы поседели» (1.8). После потери жены Николай еще сильнее цеплялся за сына. Первые несколько лет он уезжал в Петербург к Аркадию и старался встретиться со всеми друзьями Аркадия. Одна из причин, по которой он так нервничает и взволнован, заключается в том, что это первый раз, когда они с Аркадием расстались на продолжительное время.Он с самого начала беспокоился о том, чтобы позволить своему сыну уйти от него.

Когда Аркадий возвращается и представляет своего высокомерного молодого друга Базарова, мы быстро узнаем, что Николай - очень скромный человек. В то время как Павлу сразу кажется обреченным на конфликт с Базаровым, Николай слишком готов попытаться «понять» идеи молодого поколения, даже если они не имеют смысла. С одной стороны, он более чуткий и терпеливый, чем его брат, но с другой, его кротость мешает ему видеть, когда он прав.Когда он говорит Павлу: «Кажется, пришло время заказать наши гробы и скрестить руки на груди», трудно не подумать, что он мелодраматичен (10.37).

Хотя Николай слишком кроток, когда общается с молодыми людьми, его чуткая проницательность ставит вопрос в центре романа Тургенева. Вспоминая время, когда он спорил со своей матерью, он вспоминает, что он сказал ей: «Конечно, вы не можете меня понять: мы принадлежим к двум разным поколениям» (10.121). Во многих отношениях оправдание слишком простое.Но Николай поднимает вопрос о том, как преодолеть разрыв в опыте между одним поколением и следующим. Дело не только в том, что они с Павлом мудрее Аркадия и Базарова, но и в том, что они скованы традициями и привычками - вещами, которые еще не захватили молодых людей.

Мы также видим слабость характера Николая, когда он пытается дисциплинировать крестьян в своем имении. Аркадий может сказать, что имение плохо управляется; без перспективы серьезного наказания Николай не знает, как сохранить их уважение.Он либеральный мыслитель и сторонник эмансипации. Он знает, о чем должен думать, и как должен вести себя, , но в то же время его неспособность внушать уважение не дает ему адаптироваться к новой ситуации. Последнее, что мы слышим о Николае, это то, что он пытается умилостивить и дворян, и крестьян, но его мнение «слишком мягко для обоих лагерей» (28.9). На данный момент это неудивительно. Кротость, пожалуй, главный определяющий аспект характера Николая.

Мы заметили, что у Николая есть трагедия в жизни, но по сравнению со своим братом Павлом у него, кажется, есть дар счастья. В то время как Павел никогда по-настоящему не был связан с княгиней Р., у Николая было десять счастливых лет брака и сын. Сейчас, хотя он и стесняется этого, он нашел в Фенечке новый шанс на счастье. Непонятно, почему у Николая все получается, а у Павла не получается, но, возможно, это как-то связано с его добротой и общим отсутствием гордости.С Николаем ужиться не сложно; он счастлив привыкнуть к спокойной жизни и не задавать лишних вопросов. У него есть недостатки, но в целом он хороший отец и хороший муж.

.

Отцов и Сыновей Ивана Тургенева

Отцов и Сыновей (FS), очевидно, никого в России не порадовали своей публикацией, и если не шокировать мухадумбре, то взъерошенными перьями и натертыми солью свежие раны: в любом случае , - это общее обещание в аннотации на задней обложке книги. Гуди. Я точно люблю скандал больше, чем следующий человек. Так что я с удовольствием разорвал его.

Но увы. Здесь не должно быть никакого скандала. Я имею в виду, даже отдаленно: ни малейшего запаха.Большая шумиха, кажется, развивается вокруг характера Базарова, самопровозглашенного нигилиста, который не делает ничего, кроме величественного понтификата повсюду: отвергает все по принципу (или, возможно, в качестве принципа) (как устаревшее, ненаучное и глупое), но не имеет новая платформа для предложения. По его словам, «сначала давайте все разрушим, сравним с землей, а потом мы побеспокоимся о восстановлении». Сказав это, здесь тоже нечего делать: FS действительно очень мирный: сюжетная линия необычайно проста (на самом деле, если бы это было проще, сюжетной линии не было бы).Два довольно ленивых выпускника, Аркадий и Базаров, путешествуют из одного отцовского дома в другой, туда и обратно, останавливаясь по дороге в Николое, имении двух сестер (Кати и Анны Одинских, которые становятся любовниками соответственно), где удобно лежит точно по «траектории полета», обеспечивая тем самым прямолинейную траекторию взад и вперед, суть которой в том, чтобы не слишком утомлять читателя тонкостями сюжета. Ради полноты картины, хотя это роман, основанный на персонажах, их тоже нет в избытке.Аркадий и Базаров удобно «всего лишь» дети (довольно надуманное совпадение в то время, когда не было никаких препятствий для продолжения рода). Это, конечно, уловка для создания камерного ансамбля, в котором философские идеи могут течь чисто и целенаправленно, без разбавления множеством голосов. Итак, настроив эту простую сцену, Тургенев переходит к мелочам.

Базаров сегодня никого шокировать не собирается. Фактически, его raison d’etre фактически является строительным материалом нашего современного «йуфа»: бунтовщиков без причины.Базаров (у которого была причина) фактически переродился в культовом образе нашего времени - «Кевине». Это вполне может быть британским, но все поймут, что я имею в виду.

Но чем тогда был так шокирован Базаров? Ясно, что я не могу этого допустить. Я имею в виду, что Базаров потряс целую нацию в 1861 году, какой апатичный читатель может пропустить это без дальнейшего расследования, если они не знают почему? Глубокие интернет-тралы раскрывают предысторию униженной интеллигенции на фоне проигрыша в Крымской войне, осознающей, что Россия осталась позади в европейских технологических, идеологических ставках и ставках «развития бизнеса», и глубоко расходятся во мнениях о том, как это исправить.Славянофилы, у которых в стиле Бакунина популярная концепция отрицания и осуждения реформ Александра II (включая освобождение крепостных в 1861 году), против западников (среди них Тургенев), которые, хотя и действуют без четкой и последовательной политической доктрины, поддерживают все вещи западные в их поисках прогресса. Первые видят в Базарове оскорбительную карикатуру на их дело, а вторые считают его грязным гнилым мерзавцем-нигилистом. Между тем, на Западе считают его первым настоящим литературным нигилистом и принимают Тургенева как горящий дом.

Базаров, конечно, наполовину нигилист. Он бросает свою идеологию под ноги мадам Одинской, в суеверном стиле просит у матери благословения Старого Света и вступает в дуэль с дядей Аркадия в позитивно романтическом стиле. Пока мы говорим, академики заняты изучением влияния байронов на его характер.
Матч словофилов и западников завораживает. Это не просто семантическое противостояние, несколько звуковых отрывков после обеда обсуждают за бренди и сигарой.Теперь, когда я знаю об этом, я могу заметить слона в комнате практически в каждой главе. В какой-то момент Аркадий и Базаров хвалят Анну за прекрасное владение русским языком. Это проходное предложение, и его легко не заметить, но ... на самом деле ... интересно, на каком именно языке должна говорить Анна Одинская, русская аристократка, родившаяся, выросшая и живущая в России, если не русский? Ну, видимо, французский. Срази меня пером, но эти русские аристократы со времен Екатерины Великой (около 1799 г.) до конца девятнадцатого века настолько разрослись своими штанами, что начали спорить на французском от колыбели до могилы и даже не могли говорить на своем языке! ! Из всего, говорю я, всех фальшивых, подхалимских, нелепых вещей, которые вы могли бы сделать, если бы это просто не взяло верх.(Ну, я знаю, что англичане тоже сделали это, но на целую 1000 лет назад. После того, как Вильгельм Нормандский завоевал и объединил Англию в 1066 году, двор говорил по-французски в течение следующих 300 лет. Но это потому, что норманны были французами с самого начала !). Я хочу сказать, что в подобной ситуации разногласия между славянофилами и западниками могут принять несколько большие масштабы, чем просто семантический поединок.

Единственное, с чем не согласилась ни одна из сторон, - это необходимость освободить крепостных. (Что частично произошло в 1861 году).Русские крепостные, насколько я могу судить, были немногим лучше рабов. Фактически они были рабами. Привязаны к имению, им запрещено вступать в брак за пределами поместья или выезжать из поместья, втянутые в войну их «хозяевами», трудящиеся, не получающие зарплату, весь день напролет… да, определенно рабы. Это соглашение об освобождении крепостных, хотя и не должно восприниматься как карт-бланш признания внутренней ценности крепостного: наоборот, обе стороны объединены общей волной насмешек и всеобщего презрения к крестьянам.FS полон снисходительных и уничижительных замечаний о крепостных, которых неизменно пороли за дураков, пьяниц и воров. Сказав это, они также являются неотъемлемой частью загородной жизни, как Мейми управляет насестом в Таре в «Унесенных ветром».

На полпути романа Тургенев делает очень озорной любовный четырехугольник, достойный поклонника Шекспира. Все влюбляются в друг друга, прежде чем они неуверенно приходят в окончательное равновесие.Связь Базарова и Анны Одинской легко узнаваема, но тем не менее печальна: два циника, слишком измученные друг другом.

Итак, это для фона. Как со всем этим справляется Тургенев? Теперь я должен громко и ясно крикнуть с вершины горы: он выполняет! Я дважды рыдала, как ребенок, за это чтение, и это кое-что говорит: я не могу вспомнить, когда в последний раз у меня были слезы на глазах. Оба раза это делал Базаров: сначала, когда он оставил родителей после трехдневного путешествия, и в конце.....(если вы понимаете, о чем я). В конце концов, этот роман был шокирующим: я был шокирован тем, насколько легко он меня тронул. У меня даже был момент неуверенности в себе: у меня голова пошла кругом? Что ж, к моему большому облегчению, я так понимаю, что Тургенев вызывает аналогичные отклики у многих читателей, и в особенности у его современников. Очевидно, Флобер был поражен им, Жорж Санд смотрел на него снизу вверх, Джеймс находился под его влиянием, и только, по всей видимости, Мередит соответствует его пафосу в терминах «сцены смерти» в терминах современников.Я вообще не читал Мередит. Это похоже на «Эгоист» и «Испытание Ричарда Феверела».

.

Отцы и дети Часть 14 Интернет

'Кто это?' Базаров нехотя вывел.

Кукшина Евдоксия Евдокся Кукшин. Она замечательная натура, _emancipee_ в полном смысле слова, продвинутая женщина. Знаешь что? Мы все вместе пойдем к ней сейчас. Она живет всего в двух шагах отсюда. Там мы пообедаем. Я полагаю, вы еще не пообедали?

'Нет; еще нет.'

'Ну вот и столица. Как вы понимаете, она рассталась со своим мужем; она ни от кого не зависит.'

' Она хорошенькая? ' - вмешался Базаров.

- Н-нет, этого нельзя было сказать.

«Тогда какого черта вы просите нас увидеть ее?»

'Тьфу; Вы, должно быть, шутите ... Она подарит нам бутылку шампанского ».

'Вот и все. Практичного человека видно сразу. Кстати, твой отец все еще занимается джином?

- Да, - поспешно сказал Ситников и издал резкий судорожный смех.

'Ну? Ты придешь?'

«Точно не знаю.«

» «Вы хотели людей видеть, идите», - вполголоса сказал Аркадий.

- А что вы на это скажете, господин Кирсанов? - вставил Ситников. - Вы тоже должны прийти; мы не можем обойтись без тебя ».

'Но как мы можем ворваться в нее сразу?'

'Это неважно. Кукшина - кирпич!

'Будет бутылка шампанского?' - спросил Базаров.

'Трое!' воскликнул Ситников; «за что я отвечаю».

'Что с?'

"Моя голова".

'Кошелек твоего отца будет лучше.Однако мы идем.

ГЛАВА XIII

Небольшой дворянский домик в московском стиле, в котором жила Авдотья Никитишна, иначе Евдокся Кукшин, находился на одной из улиц X ----, недавно сгоревшей; как известно, каждые пять лет сжигают наши провинциальные города. У двери, над визитной карточкой, прибитой со всех сторон, виднелась ручка звонка, а в холле посетителей встречал кто-то, не то чтобы слуга и не то что товарищ, в фуражке ... безошибочные признаки прогрессивных тенденций хозяйки дома.Ситников поинтересовался, дома ли Авдотья Никитишна.

«Это ты, _Victor_?» - раздался пронзительный голос из соседней комнаты. 'Войдите.'

Женщина в кепке сразу исчезла.

- Я не один, - заметил Ситников, резко взглянув на Аркадия и Базарова, которые быстро стягивали пальто, под которым показалось что-то вроде бархатной куртки кучера.

«Неважно», - ответил голос. '_Entrez_.'

Вошли молодые люди.Комната, в которую они вошли, больше походила на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, жирные номера русских журналов, по большей части неразрезанные, беспорядочно лежали на пыльных столах; белые окурки были разбросаны во всех направлениях. На обтянутом кожей софе полулежала дама, еще молодая. Ее светлые волосы были довольно растрепаны; на ней было шелковое, не совсем аккуратное платье, тяжелые браслеты на коротких ручках и кружевной носовой платок на голове.

Она встала с дивана и, небрежно натянув на плечи бархатную накидку, обшитую желтоватым горностаем, лениво сказала: «Доброе утро, Виктор», и пожал руку Ситникову.

- Базаров, Кирсанов, - резко объявил он, подражая Базарову.

«В восторге», - ответила госпожа Кукшина и, устремив на Базарова пару круглых глаз, между которыми был одинокий вздернутый красный носик, «Я вас знаю», - прибавила она и тоже пожала ему руку.

Базаров нахмурился. Не было ничего отталкивающего в маленьком невзрачном человечке эмансипированной женщины; но выражение ее лица произвело на зрителя неприятное впечатление. Один чувствовал побуждение спросить ее: «Что случилось; вы проголодались? Или скучно? Или стесняется? Что вас беспокоит? И у нее, и у Ситникова всегда было одно и то же беспокойное лицо.

Она была чрезвычайно непринужденной и в то же время неуклюжей; она явно считала себя добродушным, простым существом, и все же, что бы она ни делала, всегда поражалось, что это было не совсем то, что она хотела делать; все с ней казалось, как говорят дети, сделано специально, то есть не просто, не естественно.

- Да, да, я тебя знаю, Базаров, - повторила она. (У нее была привычка - свойственная многим провинциальным и московским дамам - с первого дня знакомства с ними называть мужчин по фамилии.) 'Вы хотите сигару?'

- С сигарой все хорошо, - вставил Ситников, который теперь валялся в кресле, задрав ноги; Но дай нам обед. Мы ужасно голодны; и скажи им принести нам маленькую бутылку шампанского ».

«Сибарит», - прокомментировала Евдокся и засмеялась. (Когда она смеялась, резинка показалась над ее верхними зубами.) «Не правда ли, Базаров? он сибарит?

«Люблю комфорт в жизни», Ситнико

.

Отцы и дети Часть 16 Интернет

Через несколько дней состоялся бал у губернатора. Матвей Ильич был настоящим «виновником торжества». Маршал беспомощности заявлял всем и каждому, что он пришел просто из уважения к нему; в то время как губернатор, даже на балу, даже оставаясь совершенно неподвижным, все еще «договаривался». Приветливость манеры Матвея Ильича могла сравниться только с его достоинством. Он был милостив ко всем, к одним с оттенком отвращения, к другим с оттенком уважения; он весь кланялся и улыбался «en vrai chevalier francais» перед дамами и постоянно давал выход сердечному, звучному, безраздельному смеху, как и подобает высокому чиновнику.Он хлопнул Аркадия по спине и громко назвал его «племянником»; удостоил Базарова, одетого в довольно старый вечерний сюртук, - косым взглядом вскользь - отсутствующим, но снисходительным - и невнятным, но приветливым ворчанием, в котором нельзя было различить ничего, кроме «Я ... 'и' очень много '; подал Ситникову палец и улыбнулся, хотя уже отвернув голову; «даже мадам Кукшина, которая появилась на балу в грязных перчатках, без кринолина и с райской птицей в волосах», - сказал он.«Были толпы людей и недостатка в танцующих мужчинах; мирные жители по большей части стояли у стен, но офицеры усердно танцевали, особенно один из них, который провел шесть недель в Париже, где он освоил различные смелые междометия типа ... '_ zut_' _Ah, fichtr-re_, "_pst, pst, mon bibi_" и тому подобное. Он произнес их до совершенства с подлинным парижским шиком, и в то же время сказал «_si j'aurais_» вместо «_si j'avais_», _absolument_ в смысле «абсолютно», фактически выразил себя в на том великом русско-французском жаргоне, над которым так смеются французы, когда у них нет причин для a.s. убедившись, что мы говорим по-французски как ангелы, '_comme des anges_'.

Аркадий, как известно, танцевал плохо, а Базаров совсем не танцевал; они оба заняли позицию в углу; Ситников присоединился к ним, с выражением презрительного презрения на лице, давая выход злобным комментариям, он нагло оглядывался вокруг и, казалось, действительно наслаждался собой. Вдруг лицо его изменилось, и, повернувшись к Аркадию, он сказал с некоторой демонстрацией смущения. Казалось, что «Одинцова здесь!»

Аркадий оглянулся и увидел высокую женщину в черном платье, стоящую у дверей комнаты.Он был поражен достоинством ее осанки. Ее обнаженные руки изящно лежали на тонкой талии; из ее сияющих волос на покатые плечи изящно падали легкие брызги фуксии; ее ясные глаза выглядывали из-под довольно нависшей белой брови, с спокойным и умным выражением лица - именно спокойным, а не задумчивым, - и на губах еле заметно улыбалась. В ее лице была какая-то благодатная и нежная сила.

- Вы ее знаете? - спросил Аркадий Ситникова.

'Интимно. Хотите, я вас представлю?

"Пожалуйста ... после этой кадрили."

Внимание Базарова было обращено и на Одинцову.

«Это поразительная цифра», - заметил он. «В отличие от других женщин».

Дождавшись конца кадрили, Ситников подвел Аркадия к Одинцовой; но казалось, что он едва ли близко знаком с ней; он был смущен в своих предложениях, а она смотрела на него с некоторым удивлением.Но на ее лице якобы появилось выражение удовольствия, когда она услышала фамилию Аркадия. Она спросила его, не сын ли он Николая Петровича.

«Да».

«Я дважды видела вашего отца и много слышала о нем», - продолжила она; «Я рад познакомиться с вами».

В это время к ней подлетел какой-то адъютант и попросил кадриль. Она согласилась.

'А ты тогда танцуешь?' - уважительно спросил Аркадий.

«Да, танцую.Как вы думаете, почему я не танцую? Вы думаете, я слишком стар?

«В самом деле, как я мог ... Но в таком случае позвольте мне попросить у вас мазурку».

Одинцова милостиво улыбнулась. «Конечно», - сказала она и посмотрела на Аркадия не с чувством превосходства, а так, как замужние сестры смотрят на очень молодых братьев. Одинцова была немного старше Аркадия - ей было двадцать девять, - но в ее присутствии он чувствовал себя школьником, маленьким учеником, так что разница в возрасте между ними казалась более значительной.Матвей Ильич подошел к ней с величественным видом и заискивающими речами. Аркадий отошел, но все еще смотрел на нее; он не мог оторвать от нее глаз даже во время кадрили. Она одинаково легко разговаривала со своим напарником и с великим чиновником, мягко повернула голову и глаза и дважды негромко рассмеялась.

Нос - как почти у всех русских - был немного толстоват; и ее цвет лица был не совсем ясным; Аркадий все же решил, что никогда еще не встречал такой привлекательной женщины.Он не мог вывести из ушей звук ее голоса; сами складки ее платья, казалось, свисали на ней иначе, чем все остальные -

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.