|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Подготовка детей к обучению в начальной школеКак подготовить ребенка к школе. Подготовка к 1 классу в домашних условиях: занятия самостоятельно или онлайнПодготовка к 1 классу всегда волнительна и для детей, и для взрослых. Самые ответственные родители спешат научить будущего первоклассника читать и считать, выводят буквы и решают примеры. К чему нужно готовить будущего первоклассника на самом деле? В разделе «Подготовка к школе» мы делимся рекомендациями о том, как подготовить ребёнка к школе самостоятельно, а также онлайн. Родителям в помощь – полезные материалы, вопросы, задания1. Физическое развитиеС детства прививайте ребенку интерес к спорту и занятиям физкультурой. Лучше всего здесь работает личный пример. Находите время на активные занятия с детьми дома и на улице. Предложите ребенку попробовать разные спортивные секции: плавание, гимнастику, единоборства, танцы. Пусть он выберет то, что ему действительно понравится. Если сын или дочь сами напоминают вам об очередной тренировке и стараются не пропускать ни одного занятия в неделю – это успех. 2. Психологическое развитиеДаже внешне спокойному и уверенному в себе ребенку бывает сложно адаптироваться к непривычной школьной обстановке. Чему важно научить детей, чтобы помочь им с переходом к новому жизненному этапу? 1. Учите ребенка управлять эмоциями и мыслить позитивно.Умение контролировать такие эмоции как гнев, злоба или обида уберегут ребенка от необдуманных поступков или слов. Поясните ребенку, что проблем бывает много. Но если мыслить позитивно, то будет проще взглянуть на ситуацию с другой стороны и найти правильный выход. Подойдите к вопросу осознанно: моделируйте разные жизненные ситуации и помогайте ребенку вместе разобраться, как стоит поступать в том или ином случае. 2. Тренируйте внимание и умение концентрироваться.Учите ребенка всегда доводить начатое до конца. Давайте ему задания, которые реально выполнить в течение получаса. Выбирайте не только любимые дела, но и те, где ребенок может сопротивляться. Если удалось сосредоточиться на поставленной задаче хотя бы на 20 минут и довести дело до результата, вы справились. 3. Воспитывайте ответственность и развивайте силу воли.Учите мечтать, ставить цели и добиваться их, несмотря на трудности. Сначала помогайте внешними стимулами, но поясните, что самая сильная мотивация – его собственная. Поручайте ребенку взрослые задания. Пусть у него будет свой перечень закрепленных дел по дому: полить цветы или вытереть пыль, выгулять или покормить домашнего питомца. 3. Интеллектуальное развитиеЧитать, писать, считать и решать простые математические задачи ребенка научат в школе. Более ценное, что могут сделать родители для своих детей – научить их правильно мыслить, рассуждать, анализировать информацию и видеть главное. Что именно нужно делать?1. «Зажгите» познавательный интерес и стимулируйте к изучению нового: в книгах, видеосюжетах, дома и на прогулке. Организуйте ребенку разнообразный досуг, чтобы они понимал, сколько в мире нового и интересного, о чем ему предстоит узнать. 2. Развивайте речь и умение общаться. Учите ребенка находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Важно научить умению слушать, аргументировано доказывать свою точку зрения и получать удовольствие от самого процесса общения. 3. Развивайте логическое мышление. Решать типовые задачи ребёнок научится на уроках математики. А вот чтобы он успешно справлялся с заданиями со звёздочкой и бытовыми задачами, не обойтись без умения рассуждать и мыслить нестандартно. Эти способности можно и нужно тренировать. Каким образом?Для этой цели нужно регулярно выполнять нестандартные задания и решать задачи на логику. Дополнительная польза: у ребенка формируется усидчивость и привычка доводить начатое дело до конца. Читайте подробнее, как и зачем развивать логику. Где искать задачи?10 лет назад на ум приходили только сборники и детские журналы. Сейчас гораздо больше качественных интересных материалов можно найти в интернете. Но как не потеряться в этом океане развивающих заданий? Чтобы оценить приблизительный уровень интеллектуальной готовности ребенка к школе, посмотрите небольшую подборку математических задач для дошкольников от ЛогикЛайк или начните занятия на сайте. Домашняя школа. Подготовка ребенка к обучению в школе. Занятие № 1.Здравствуйте, уважаемые коллеги и заботливые родители! В этой рубрике я буду публиковать свои занятия с детьми по подготовке к обучению в школе. Сегодня, 1 июня, моя «Домашняя школа» открылась! Почему домашняя? Я провожу занятия у себя дома. У меня частный дом, в котором самая большая и просторная комната в день занятий превращается в учебную комнату. Ещё у меня есть достаточно большой двор для детских игр и приусадебный участок, который тоже сыграет свою роль в обучении и развитии моих маленьких учеников. Ну и главное, есть большой опыт педагогической работы с учащимися начальной школы и опыт просто мамы троих детей. Вас удивило, что моя школа открылась 1 июня, в первый день летних каникул? Этому есть своё объяснение. Во-первых, летние каникулы — это отдых для учеников школы, а мои маленькие ученики ещё дошколята. Во-вторых, лето — это пора учительских отпусков. А именно в это время заботливые родители обращаются за помощью к учителям начальных классов. А просьба о помощи у них простая: «Пожалуйста, подготовьте ребенка к школе». Мои маленькие ученики в этом году ещё не идут в школу. Поэтому я намерена заниматься с ними до 31 мая 2015 года, т. е. ровно год. В моей маленькой группе пока 4 ребенка. Это два моих сына: шестилетний Павлуша и четырехлетний Андрюша и дочери моих близких знакомых, две пятилетние девочки Ладушка и Сашенька. Команда небольшая, но объединенная одним духом и общей целью. Самое главное, у меня есть помощницы, две замечательные мамы девочек-учениц. Одна мама художница, а другая преподаватель музыкальной школы. Своей личной методики по подготовке детей к обучению в школе у меня нет. Но есть 17-летний опыт работы в школе учителем начальных классов и опыт многодетной мамы. Со своей старшей дочерью, а ей 24 года, мы прошли и подготовку к школе, и начальные классы, и ЕГЭ в 11 классе, и 5 лет университета. В основу проведения занятий по подготовке к школе положены 5 главных целей, которые мы все вместе постараемся достичь. 1. Развитие памяти и внимания. 2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора. 3. Развитие мелкой моторики пальцев рук. 4. Обучение счету в пределах первого десятка и азбуке. 5. Эстетическое развитие (музыка, рисование). А теперь я опишу подробно ход 1 занятия. Занятие № 1В день проведения занятия мои дошколята будут находиться со мной 2 часа. Каждое занятие комплексное и одним махом такой большой объем информации дошкольникам выдать невозможно. Каждый этап занятия должен продолжаться не более 15-20 минут. Между каждым этапом будут проводиться игры на свежем воздухе, игры в комнате на ковре, музыкальные паузы и конечно, работа на приусадебном участке. Каждому ребенку я выделила грядочку — маленький огородик, на котором дети посадят различные растения. В течении лета мы будем ухаживать за саженцами, наблюдать за их ростом и развитием. Ну и в итоге, надеюсь, соберем урожай. А теперь идём по пунктам: 1. Развитие памяти и внимания. Картинки для «фотографирования» вы можете подобрать сами, но если хотите, я поделюсь с вами своей презентацией с подборкой картинок. Скачать презентацию можно с сайта: Фотографирование, картинки. 2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора. На первом занятии я ограничилась карточками по методике Глена Домана (домашние и дикие животные). 3. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Здесь я использую пропись Олеси Жуковой. Вот странички прописи, которые я выбрала для первого занятия. Их можно скачать со страницы сайта (щелкаем на картинку и она увеличится, дальше щелкаем правой кнопкой мыши и выбираем «Сохранить картинку как…»)
4. Обучение счету в пределах первого десятка и Азбуке. Обучение счёту: Первое с чего начала, это озвученная презентация по методике Глена Домана «Математика с пелёнок». Меня совершенно не смущает слово «с пелёнок». Мне нравится эта методика и для меня не важно, что мои маленькие ученики уже давно вылезли из этих самых пелёнок. Дальше я работаю над соотношением числа и цифры. Для этого я изготовила комплекты с цифрами от 1 до 9 для каждого ученика и маленькие фигурки различных животных для счёта. Цифры я сделала в программе Microsoft Word в формате А4, распечатала на принтере и разрезала. Для этого этапа урока у меня есть в запасе ещё одна презентация «Учимся считать от 1 до 5. Сборник для малышей». Здесь сначала наглядно ввожу понятие «число», а уже потом «цифра». Все картинки на слайдах появляются по щелчку. Переход на следующий слайд тоже по щелчку. Качество презентации отличное. Вы можете забрать эту презентацию прямо с сайта. Скачать презентацию: Учимся считать от 1 до 5. Сборник для малышей. На первом занятии я выдала блоком «Счет от 1 до 5», потому что мои ученики уже знакомы с цифрами. Здесь, на сайте «Началочка» вы можете посмотреть дополнительные материалы по этой теме в рубрике «Математика». Азбука. Звук [а] и буквы Аа. Для работы с азбукой я использую задания из следующих источников: Рабочая тетрадь «Обучение грамоте малышей» Букварь Н. С. Жуковой Страницу из прописи Олеси Жуковой с буквой А (см. на этой странице выше). Я не расписываю своё занятие в детальных подробностях, потому что эта статья предназначена прежде всего для моих коллег — учителей начальных классов. А они-то знают, что и где говорить, какие задавать вопросы и т. п. 5. Эстетическое воспитание. На первом занятии я использовала моё любимое «рисование пальчиками». Подробно об этом виде рисования можно прочитать всё на том же сайте «Тараторки». В боковом меню выбираем рубрику «Рисование» и дальше «рисование пальчиками». На странице сайта можно скачать картинки для раскрашивания. На этом сайте у меня тоже есть детские картинки для раскрашивания, которые подойдут для рисования пальчиками. Смотрите здесь: http://nachalo4ka.ru/uznay-po-konturu/#more-254 (ссылка на скачивание под флеш-роликом). Все этапы занятия прошли успешно. Более того, ребята не могли расстаться. Когда за детьми пришли их мамы, то им пришлось провести у меня ещё пару часов. Следующее занятие я назначила на среду, 4 июня. Ход занятия № 2 и все последующие будут опубликованы на сайте. Если Вам интересна тема «Подготовка ребенка к школе» — ждите мою новую статью. Подписывайтесь на рассылку и будьте в курсе последних новостей моего сайта. Если Вам понравилась статья, кликните на социальные кнопки, поделитесь с друзьями. Это лучшая благодарность автору. Материал (1 класс) на тему: Подготовка ребенка к обучению в школеРодительское собрание Тема: «Подготовка ребенка к обучению в школе» Сторожева Светлана Степановна учитель начальных классов МАОУ СОШ №28
Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и школьного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению. Ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе; оценка родителями степени готовности своего ребенка к школе. Задачи:
Ход собрания: Здравствуйте, уважаемые родители. Я предлагаю поиграть в ассоциации. Пожалуйста, озвучьте первое, что приходит в голову, на тему "Школа". Это может быть одно слово или словосочетание, предложение. В ваших репликах есть много положительных высказываний. Мне хочется, чтобы и ваши дети «теплыми» словами всегда вспоминали о школе. Осталось всего полгода перед поступлением вашего ребенка в школу. В любой семье это время заполнено не только приятными волнениями и ожиданиями, но массой непривычных проблем и тревог. Безусловно, вы полны желания, чтобы ваш малыш не только хорошо учился, но и оставался здоровым, успешным человеком. Это зависит от того как мы ответственно отнесемся к этому вопросу. «До школы еще полгода!»- можно услышать от вас, а мы ответим «До школы только полгода», сколько еще нужно сделать, успеть, если хотим, чтобы ребенок легко учился, и при этом был здоров. Хорошо подготовить детей к обучению к школе - это значит, как думают некоторые родители, научить детей читать, писать. Важно подготовить ребенка к школе физически, психологически, социально. Как это сделать, расскажем вам на сегодняшнем собрании Каждая семья, отправляя впервые ребенка в школу, желает, чтобы ребенок учился хорошо и вел себя отлично. Но, как известно, не все дети учатся хорошо и не все добросовестно относятся к своим обязанностям. Во многом причина зависит от недостаточной подготовки ребенка к школе. Перед вами и перед нами сейчас стоит важная, ответственная задача - подготовить ребенка к школе. Есть общие подходы к подготовке детей к школе: · Физическая · Интеллектуальная · Психологическая Физическая готовность
Интеллектуальная готовность Ведущей деятельностью становится - учебная. Для этого необходимо сформировать навыки учебной деятельности:
Детям надо научиться внимательно слушать учителя на уроке. Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя, выходить из класса. Если ребёнок хочет что-то сказать, то нужно поднять руку. Дети должны помнить, что учитель даёт задание всему классу и не может повторять его только ему. Ваш ребёнок будет постоянно испытывать дискомфорт от того, что в классе для учителя все дети равны и он один из них. Научите ребёнка слушать и слышать вас! Выполнять ваши просьбы и поручения! И тогда он будет слышать учителя, и выполнять его требования. Так вы научите своего малыша работать в коллективе, слушать, когда говорят всему классу и выполнять задание вместе со всеми. И ни в коем случае не привлекать к себе внимание плохим поведением).
Психологическая готовность складывается из:
Успех ребёнка в школе зависит от: психологической готовности ребёнка к школе – это, прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные, и желание учиться (мотивационная готовность). Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого « надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее; Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. В школе с первого же дня ребенок встречается со многими трудностями. Для него начнется новая жизнь, появятся первые заботы, обязанности. Важно привить ребенку навыки самообслуживания. Большие трудности ребята испытывают во время подготовки к уроку физкультуры. Как показывает практика они не могут самостоятельно надеть физкультурную форму и позже переодеться в школьную. Также надо учитывать темп, с которым ребенок переодевается. Важнейшей способностью, необходимой для обучения в школе, является произвольность поведения, волевая готовность. Очень важно с первых дней пробудить у ребенка интерес к школе, поселить в нем желание выполнять каждое задание, как можно лучше, упорно и настойчиво трудиться. Заметьте, если у школьника учение идет успешно, то он занимается с охотой и наоборот, неудача вызывает нежелание учиться, идти в школу, страх перед трудностями. Эта неудача расслабляет и без того еще слабую волю ребенка. Мы взрослые по себе знаем, каким большим стимулом в работе является, успех, как он окрыляет нас, как хочется больше работать. Уважаемые родители, с первых дней школа предъявит ребенку свои требования. И чтобы чувствовать себя хорошо, ребенок должен быть готов к этим требованиям, должен хотеть и уметь исполнять свою роль ученика. А ведь, если вдуматься, большинство таких требований просто противоестественно для детей 6-7 лет. Например, сидеть 40-45 мин., не вставая, не крутясь по сторонам, не смотря в окно, не разговаривая с друзьями, которые тут же, рядом, за соседними партами, с которыми зачастую знаком еще из д/с. А нельзя этого делать, и ребенку практически невозможно понять, почему нельзя нарушать эти школьные правила. Поэтому, чтобы преодолеть всяческие соблазны, нужно очень, очень хотеть быть школьником, образцовым учеником, просто быть готовым принять на себя эту непростую роль. Следовательно, если ребенок не готов играть роль школьника, ему просто невозможно объяснить, почему, когда учитель задает вопрос, нужно не отвечать на него, а поднять руку и ждать, когда спросят. И, наконец, если ребенок не принимает условностей школьной жизни, он не будет выполнять тех заданий, которые предлагает учитель, слушать его объяснения, читать букварь, писать палочки и крючочки, учить стихотворение. У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца. Умение заниматься сосредоточенно каким-либо делом длительное время, доводить дело до конца (рисование, лепка, конструирование), "надо" выходит на первый план вместо "хочу". Произвольность характеризует умение ребенка управлять своим поведением, организовывать свою работу. Проявляться эта способность должна в самых разных формах: Произвольность поведения - это умение самостоятельно выполнять последовательность действий. Практически любая работа на начальных этапах обучения и грамоте, и математике требует от ребенка умения самостоятельно, без посторонней помощи, выполнить ту, или иную последовательность действий и операций. Так, чтобы "просто" переписать упражнение из учебника, ребенку нужно, по крайней мере, его найти, прочитать целиком, разбить на кусочки, легкие для запоминания, записать по памяти каждый кусочек, сверить с текстом, найти и исправить пропуски или ошибки, при этом писать ровно по строке, стараться писать красиво и аккуратно, не заезжать за поля и т.д. - вот сколько всего действий приходится регулировать ребенку всего лишь при переписывании текста, на начальных этапах обучения, пока эти действия не перейдут в автоматизмы, хотя взрослым воспроизведение наглядного образца кажется легким делом. Произвольность поведения проявляется также и в умении ребенка действовать по устной инструкции взрослого. Даже если ребенок интеллектуально развит, но не умеет организовывать свое поведение по устной инструкции взрослого, это может привести к низким результатам работы. Каждому, кто когда-то учился в школе, легко представить последовательность действий, когда учитель говорит: "Ребята, откройте учебник на странице 10, прочитайте текст внизу страницы и подготовьте ответы на вопросы после текста". Однако для первоклассника это совсем не просто. Если ребенок пропустит хотя бы одно промежуточное действие, то не просто получит неверный результат, но не сможет понять, как решать другие задачи такого типа. Наконец, еще одной формой проявления произвольности является умение подчинить свои действия правилу. Это требует от ребенка распределения внимания между содержанием той работы, которую он выполняет, и ограничениями, которые накладываются правилом. Типичным проявлением несформированности этого компонента является то, что ребенок правильно воспроизводит правило написания слова, даже приводит примеры, а потом садится и пишет слово с ошибкой. Роль родителей в формировании произвольности поведения у дошкольников огромна. Кроме самых разнообразных занятий и игр, на которых можно обучить ребенка подчинять свои действия разным правилам, воспроизводить образец, строить и выполнять сложные последовательности действий, развитию произвольности способствует предоставляемая ребенку самостоятельность. Дети дошкольного возраста подвижны, непоседливы. Поэтому важно до школы вырабатывать у них привычку сдержанности, умение тормозить чувства, желание, если они противоречат интересам окружающих. Очень часто дети вступают в разговор взрослых, потому что с самого раннего детства родители мало обращали внимание на поведение, не останавливали ребенка, когда он перебивал речь говорящих, вмешивался. Учите их сдержанности. Мы этим самым воспитываем дисциплинированность, общую культуру поведения самоконтроль. Эти качества потребуются не только в школе для успешного обучения, но и в жизни, в семье.
Уважаемые родители, вы должны помнить, что :
Пожалуйста не забывайте: Похвала и осуждение – сильные воспитательные средства. Но хвалить нужно осторожно, иначе может развиться самомнение. Преодолеть нежелательные привычки, изменить поведение своих детей, нельзя с помощью использования тактики запугивания "Пойдёшь в школу, там тебя быстро заставят слушаться" - согласитесь, высказывания подобного рода не могут создать положительный образ учебного заведения, вызывают лишь недоверие к нему. А сейчас хочу подвести итог. Какой же он будущий первоклассник?
первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
В заключение хочу привести слова Ушинского. «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие, изменения ребенок видит и чувствует. Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. Родители могут создать такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе комфортно. Желаем вам удачи в этом непростом деле! Используемая литература:
самооценке "Хочу и могу", Санкт-Петербург, 2011г.
Петербург, 2007г.
зачем нужна и как подготовить ребенка к школеГлавным событием, завершающим дошкольное детство, является поступление ребенка в школу. В современные годы уже мало кто сомневается, что целенаправленная подготовка детей к школе нужна. Но саму суть этого этапа в жизни ребенка каждый родитель видит по-своему. В чем же должна заключаться подготовка, чтобы дошкольник приобрел готовность стать учеником начальной школы? Что подразумевают под подготовкой ребенка к школеЛюбопытно, что у родителей и психологов различные ожидания, в чем состоит готовность ребенка к школе, и что важно формировать будущему ученику за счет подготовительных занятий. Большинство родителей ориентировано на интеллектуальные достижения своих детей и в дошкольном возрасте стремятся дать ребенку определенную базу знаний и навыков, научить читать и считать, увеличить словарный запас и грамотно говорить. При такой позиции внимание взрослых акцентировано на развитии осведомленности, речевых и мыслительных способностей ребенка. Еще часть взрослых, обеспокоенных отдельными чертами характера своего чада, нацелены пробудить у ребенка желание ходить в школу, заинтересовать обучением в школе совместно с другими детьми. Застенчивые и тревожные малыши могут многое знать и уметь, но они боятся отойти на шаг от мамы или папы. Даже играть со сверстниками такие тихони соглашаются, только если рядом находится близкий человек. Некоторые гиперактивные, чрезмерно импульсивные дошкольники готовы находиться в кругу других детей как можно больше, но их познавательные интересы ограничены. Подобные шустряки часто заявляют, что они не хотят учиться и в школу не пойдут. А их родители обеспокоены, как же повернуть интересы дошкольника в сторону знаний и обучения.
Требования специалистов более широкие. Психологи считают, что необходимо сформировать у дошкольника личностную готовность к обучению в школе и внутреннюю позицию школьника. Готовность к обучению включает не только определенный уровень осведомленности и мышления ребенка. Здесь подразумевается и мотивация к познанию, и эмоционально-волевой компонент, и социальная зрелость будущего школьника.
Поэтому полноценная подготовка к школьному обучению требует пребывания ребенка в группе таких же детей, как и он. Родители — сторонники индивидуальной подготовки – делают ошибку, организовывая для своих детей занятия на дому. Они упускают важный момент, зачем нужна подготовка к школе, а именно, лишают ребенка возможности сформировать умение подчинять свое поведение законам детской группы и выполнять роль ученика в условиях школьного обучения. Как подготовить ребенка к обучению школеИногда родителям кажется, что эффективная подготовка ребенка в школе – это занятия в специальных группах под руководством педагога на протяжении нескольких месяцев непосредственно перед поступлением в школу. Такая подготовка важна, и выше уже говорилось о значимости занятий для детей дошкольного возраста в среде сверстников. Но уровень психического развития нельзя подогнать к нужной планке за несколько месяцев. Даже в дошкольном детстве. Становление будущего школьника опирается на постоянное развитие всех познавательных процессов и способностей ребенка. Роль игры в подготовке к школьному обучениюКак бы ни удивлялись родители, базовую подготовку к предстоящему школьному обучению дает ребенку полноценная сюжетно-ролевая игра. Психическое развитие в дошкольном возрасте стимулирует игровая деятельность. Она является ведущей деятельностью. В игре дошкольники развивают воображение и связную речь, учатся логическим обоснованиям, формируют внутренний план действий, развивают аффективно-потребностную сферу. Каждый из перечисленных компонентов важен для успешного принятия роли ученика. В сюжетно-ролевых играх дети учатся управлять своим поведением, придерживаться правил, поступать в соответствии с ролью. И в школе без этого никак. Маленькому ученику придется внимательно слушать учителя, сосредоточенно выписывать неподдающиеся буквы и выполнять множество других заданий, которые требуют волевых усилий. Основы интеллектуальной подготовкиКасательно интеллектуальной подготовки, важно систематически заниматься с детьми, чтобы развивать логическое мышление и речевые навыки. Ориентиры следующие:
Эффективной подготовительной базой является чтение сказок и других детских произведений. Пока ребенок в состоянии только слушать, полезно вместе пересказывать сюжет, рассуждать о поступках героев, фантазировать об ином развитии событий. Но уже в 4-5 лет вполне доступно научить читать малыша. А это и прогресс в развитии, и актуализация познавательных мотивов. Такая подготовка к школе нужна ребенку. С одной стороны, она естественна для любой семьи, где уделяют внимание развитию детей. И с другой, она аналогична тому же подходу, какой применяют психологи и педагоги, готовя дошкольников к обучению в школе. Повседневное участие в подготовке детей к обучению в школеБезусловно, начальный багаж знаний ребенок получает от своих близких. Еще раз подчеркнем, что многие родители уделяют большое внимание развитию интеллектуальных способностей ребенка: постоянно расширяют его знания об окружающем мире, решают логические задания, учат читать и считать, поощряют рассуждения. Все это способствует развитию познавательной мотивации дошкольника. И, как правило, дети с высоким интеллектуальным уровнем хотят идти в школу учиться. Что касается стандартных семейных условий, то нельзя сказать, что родители уделяют пристальное внимание формированию у своих детей интереса к школьному обучению. Чаще эта задача перекладывается на сторонние плечи. Так как познавательная мотивация и интерес к школе зарождаются не в один момент, а исподволь, взрослым необходимо прикладывать хотя бы малейшие усилия. В постоянном общении со своими детьми родители могут использовать элементарные приемы, способствующие формированию готовности к школьному обучению.
Чего ни в коем случае нельзя допускать взрослым, хотя это нередко наблюдается в семьях:
В основе психического развития ребенка лежит потребность в новых впечатлениях. У детей произвольные действия отличается непосредственностью и импульсивностью: появилось новое желание – оно немедленно должно быть удовлетворено. Поэтому произвольность дошкольника имеет импульсивный характер, что не сочетается с длительным удержанием внимания на каком-либо процессе. Нет вины ребенка в том, что ему еще непосильны даже 15-минутные занятия. Если родители будут придерживаться изложенной в данной статье практики, они внесут существенный вклад в формирование психологической готовности к школьному обучению у своего ребенка. И старший дошкольник переступит порог школы с удовольствием, интересом и тягой к получению знаний. Консультация (подготовительная группа): Подготовка ребёнка к школе. Советы родителям. ПамяткаПоступление ребёнка в школу является, безусловно, значимым и радостным событием в жизни каждой конкретной семьи. Перед ним открываются двери в новый, пока неизвестный мир, который несёт в себе радости и горести, взлеты и падения, открытия и разочарования. Первое испытание, которое ждет нового школьника, - это адаптация к новым условиям жизни. В детском саду он всегда находился под наблюдением и контролем взрослых, в кругу сверстников, проводя время за любимыми играми. Вместе со статусом школьника ребёнок получает намного больше свободы и самостоятельности, он живет по новому распорядку дня, сталкивается в школе с детьми и подростками, которые гораздо старше его. Иногда ребёнок не знает, как ему поступить в той или иной ситуации, как отреагировать на какое-то событие, происшедшее с ним. В этот период жизни ему как никогда нужна помощь и поддержка взрослых, особенно отца и матери. Как известно, самыми близкими взрослыми для первоклассника являются родители и педагоги, которые в нужный момент всегда придут на помощь, подскажут, научат всему необходимому. В ходе подготовки ребенка к школе важна преемственность в работе начальной школы и дошкольного образовательного учреждения. Начиная с работ чешского педагога и учёного Я.А.Коменского, преемственность рассматривалась как один из основных принципов развития образования. Проблема преемственности школы и ДОУ всегда занимала и занимает видное место в истории педагогического образования. Вопросами преемственности занимались многие педагоги и ученые. Исследования продолжаются и на современном этапе. Специалисты выделяют три направления подготовки детей дошкольного возраста к школе, обеспечивающих преемственность: - всестороннее развитие и воспитание; - формирование психической готовности к обучению в первом классе; - формирование учебной мотивации. Первостепенное значение для установления преемственности между ДОУ и начальной школой имеет всестороннее воспитание и развитие ребенка-дошкольника, осуществляемое в детских садах и являющиеся фундаментом преемственности. Именно всестороннее воспитание и развитие детей (физическое, сенсорное, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое) обеспечивает во многом готовность детей обучению в школе. Вторым направлением подготовки детей к школе является формирование психологической готовности к обучению. Осуществляя личную подготовку к школе, необходимо развивать у детей мотивационную сферу, в том числе формировать учебную мотивацию. В психическую подготовку к школе включает и формирование начал учебной деятельности (формирование умения принимать и решать учебную задачу, овладеть способами решения учебной задачи, формирование действий контроля и оценки). Третье направление подготовки к школе – это предметная подготовка. К старшему дошкольному возрасту дети овладеют разнообразными предметными знаниями, которые затем продолжают усваиваться в школе на уроках математики, родного языка, письма в процессе изучения предметов эстетического цикла. Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста идет в школу. В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в 6, в 7 лет, а может быть в 8? По какой программе обучать ребёнка: по традиционной системе, по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова или по системе Л.В.Занкова, а может быть в специализированной школе с углубленным изучением иностранного языка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников, с этими вопросами они обращаются к практическим психологам, работающих в детских садах и начальной школе. Озабоченность родителей и педагогов понятно: ведь от того, на сколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успехи ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и в конечном счете благополучие в его школьной и взрослой жизни. Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашнее задание, приносит из школы плохие оценки и замечания, это всегда отрицательно сказывается на семейном микроклимате: приготовление домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний – пыткой. По этому и в детском саду, и в начальной школе необходимо организовать психолого-педагогическое просвещение (образование) родителей системно (например, один раз в неделю) и, не только с привлечением воспитателей, учителей начальной школы, но и учителей и воспитателей средних и старших классов с приглашением в течении учебного года 2-3 раза и ученых-педагогов по этой специальности. Ибо от образования и самообразование родителей во многом зависят успехи детей и в ДОУ, и в начальной школе. Только те родители, которые сами усваивают и знают методы воспитания и обучения, смогут оказывать своим детям необходимую помощь, тем самым гарантируя их всестороннее гармоничное развитие. У психологов и педагогов вызывает тревогу, то что категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в последнее время часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счёта ещё до школы. Родители таких детей, приходя на консультацию к психологу, недоумевают: «Мы так много занимались с нашим ребёнком, так много делали для его развития. Почему же он плохо учится?» Дело в том, что далеко не все занятия с малышом предполагает формирование необходимых для школьного обучения качеств. Ученые на основе многолетнего теоритического и экспериментального исследования определили круг индивидуальных качеств ребёнка наиболее важных для начала школьного обучения (так называемые учебно-важные качества). Уровень развития учебно-важных качеств, прямо или опосредованно определяет успешность усвоения знаний на ранних этапах обучения. Именно эти качества ребёнка следует иметь в виду при формировании и диагностики готовности к школе. Задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребёнка. Главное при этом – достаточно четко осознавать, какие занятия с ребёнком в наибольшей мере способствуют приобрести необходимый уровень школьной готовности. Очень важно и то, как ребёнок выполняет предложенные взрослыми задания: если он использует неправильные с точки зрения учебных навыков способы действия, то в дальнейшем, наверное, сформированные навыки могут стать серьезными препятствиями в усвоении школьной программы. Ведь переучивать всегда труднее, чем научить. Иногда родители и воспитатели действуют по принципу «Чем больше развивающих занятий с ребёнком, тем лучше он будет подготовлен к школе». Это приводит к умственной и физической перезагрузке ребёнка, что не может сказаться на его здоровье. Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, то имеют в виду такой уровень физического, психологического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба его здоровью. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую и социальную или личностную готовность к обучению в школе. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Наступит 1 сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники. Первый день в школе – цветы, улыбки, поздравления и радостное волнение – «Я уже школьник!». Все это проходят и наступают будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радостью познания нового и горечью обид. Необходимо определенное время для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками, привыкли к новой для них обстановке, новым порядкам и распорядкам дня, новому общению с педагогом и одноклассниками, новым способам деятельности и поведения. Приспособление ребёнка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность, раздражительность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость. Это закономерные реакции организма ребёнка на изменение привычного образа жизни, которые постепенно проходят по мере привыкания к новым условиям жизни. Среди первоклассников можно выделить детей, у которых адаптация к школе проходит легко, детей с адаптацией средней тяжести и детей, у которых адаптация к школе протекает тяжело. Длительность и острота протекания адаптации к школе зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребёнка к систематическому школьному обучению. Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, о помощь со стороны взрослых эффективной только в том случаи, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребёнка и учитывают специфику его готовности к обучению в школе. Только в этом случае педагог и родители маленького ученика совместными усилиями помогут ему преодолеть школьные трудности, освоиться в школьной жизни, стать настоящим школьником. Очень удачно поставлена работа по психолого-педагогической подготовке ребёнка к школе в детском саду «Ромашка» и начальным звеном средней школы села Старые Тукмаклы Кушнаренковского района Республики Башкортостан. Руководствуясь концепцией организации, содержаниям и методического обеспечения подготовки детей к школе, воспитателями детского сада и педагогами начальной школы разработан «План работы по преемственности между МБДОУ Детский сад села Старые Тукмаклы и начальным звеном МБОУ СОШ села Старые Тукмаклы». План включает в себе разделы по организационной, методической, психодиагностической и коррекционной работе, по работе с родителями. В соответствии с «Планом» составляются графики проведения подготовительных занятий с воспитанниками ДОУ учителями начальных классов. Воспитатели детского сада и учителя начальной школы регулярно проводят консультации для будущих первоклассников и их родителей на различные темы, собрания, конференции «круглые столы». Анкетирование родителей тестирование детей помогают педагогам усовершенствовать и более творчески подходить к своей работе. Совместная работа детского сада и школы позволила составить «портрет» выпускника детского сада по следующим параметрам развития: здоровье и физическое развитие; социальное развитие; развитие речи и речевого общения; познавательное развитие; эстетическое развитие. Если параметры развития ребёнка совпадают с «портретом» на 80-85%, то работа педколлектива выполнена на «отлично». Также оценкой результатов работы можно считать 100% ответ «Да» анкетируемых родителей на вопрос «Удовлетворены ли Вы работой детского сада по подготовке детей к школе?» Благодаря такой воспитательно-образовательной работе станет возможным формирование и развитие исследовательского типа личности детей младшего школьного возраста. А вопрос о формировании и развитии творческой личности приобретает исключительно актуальность современной педагогической науке. Методические разработки занятий по подготовке детей к школе | Методическая разработка по теме:Занятие № 1 Подготовка к обучению грамоте Тема: Знакомство с учащимися. План занятия. 1) Знакомство со сказочными героями. - К нам на занятия пришли сказочные герои. Узнали вы их? Незнайка, Буратино, Букварь, гном Загадайка. - Буратино ничего не знает и не умеет, поэтому он будет учиться вместе с нами, а Букварь будет готовить на каждый урок для нас интересные задания. - С героями вы познакомились, а теперь настала пора и нам познакомиться. Меня зовут … 2) Беседа о школе. - Что такое класс? - Что такое урок? -Что такое каникулы? - В классе учатся дети одного возраста или разного? - Как можно узнать, что пора идти в класс? - Что такое перемена и для чего она нужна? - Что такое отметка? - Какие отметки хорошие, а какие плохие? - Что такое дневник и для чего он нужен? - Как в школе называется стол, за которым сидят дети? - На чём пишет учитель, когда объясняет правило или задание? - Как нужно обращаться к учительнице? - Что нужно сделать, если необходимо спросить что-то у учительницы или когда хочешь ответить на заданный вопрос? - Что нужно сказать, если необходимо выйти в туалет? Физкультминутка. -Посмотрите на … . Что у него в руке? Ничего. - Приготовился ли он к школьным занятиям? Нет. - А что должен иметь школьник? - А как называются эти предметы назовите одним словом? Школьные принадлежности. - Букварь приготовил для вас загадки. Отгадаем их, узнаем, что надо иметь для школы. Если ты его отточишь, Отгадай, что за вещица, - На листах твоей тетрадки. (Ручка) Хоть я и не прачка, друзья, В этой узенькой коробке Разноцветные сестрицы До чего же скучно, братцы, Страну чудес откроем мы Листы у неё белые-белые, Я люблю прямоту, Я сама прямая. - Зачем человеку школа? - Поднимите руку, кто хочет учиться? - Почему? 3) Итог. - О чём говорили на первом занятии? Математика Тема: Одинаковые? Разные? План занятия. 1) Счёт предметов с опорой на наглядность. - Добавь в ряд столько предметов, сколько не хватает до количества, указанного цифрами? 5 8 6 9 - Поставь в нижний ряд предметы так, чтобы их стало - на 1 больше, чем в верхнем - на 1 меньше, чем в верхнем - поровну 2) Задание гнома Загадайка. - Посчитай сказочных героев - Сколько всего сказочных героев? - А почему не уменьшилось их количество, ведь мы считали с разных мест? Физкультминутка. 3) Работа в тетради. - Откройте тетради, возьмите карандаш, слушайте задание через один вагончики яблочки 4) Итог. - Что делали на занятии? Творчество Тема: Рисуем настроение План занятия. 1) Чтение рассказа и беседа по прочитанному. Первое сентября. Наступил новый учебный год. Ученики идут в родную школу. У ребят радостные лица. Каждый несёт подарок. Вася держит букет осенних цветов. Он сам посадил их весной. Сергей Гурин кладёт на парту коллекцию листьев. Таня Смирнова привезла с моря чудесную раковину. Игорь Козлов несёт в баночке золотых рыбок. Учитель Илья Семёнович похвалил ребят. - О каком времени года идёт речь в рассказе? - Какое настроение у ребят? - Что несут ребята в школу? - Как учитель отнёсся к подаркам детей? Физкультминутка. 2) Рисование в альбомах цветными карандашами. - О чём мы вели разговор сегодня на занятии? - Какое у вас настроение? - Поднимите руку, кому хочется в школу поскорей? - Кому не хочется расставаться с д/с? - Нарисуйте своё настроение. - Что вы сейчас чувствуете? О чём думаете? - Это может быть школа или ваша группа в д/с, а может быть вы скучаете по маме или по лету? - Возьмите в руки цветные карандаши и рисуйте 3) Анализ рисунков. - Не успели, дорисуете дома. 4) Итог. Занятие № 2 Математика Тема: Счёт предметов План занятия 1) Счёт предметов (порядковый номер) - Считаем сказочных героев. Кто стоит первый, последний, пятый, восьмой? 2) Незнайка перепутал ряд чисел - Я попросила Незнайку помочь мне и посмотрите, что он сделал. Верно ли? Давайте исправим. 3) Гном Загадайка принёс свои задания - Найди соседа. На поляне на лесной, Среди цветов и гномиков, Ты скорее поиграй Соседа цифры отгадай! 4) Решение простых задач 5) Уравнивание чисел Физминутка 6) Работа в тетради 7) Итог Подготовка к обучению грамоте Тема: Текст. Деление на предложения. План занятия 1) Составление текста Картинки в определённой последовательности - Составьте к каждой картинке предложение - Сколько предложений? - Как можно назвать одним словом? - Кто может , глядя на картинки, повторить предложения? - А теперь попробуем каждое предложение разделить на слова. Физминутка 2) Дикие и домашние животные - А у нас сегодня новые гости. Из лесной школы к нам на урок пришла Белочка-умница и принесла нам интересное задание. - Посмотрите на рисунки. Назовите животных. В какую группу их можно объединить? Домашние и дикие - А чем они отличаются друг от друга? - Какую пользу приносят домашние животные? 3) – Выберите из каждого задания по 1 животному и раскрасьте его. 4) Итог Творчество Тема: Графический диктант. Азбука вежливости. План занятия 1) Графический диктант - 3 клетки вниз, вверх 1 клетка, вправо 1 клетка, … 2) Азбука вежливости (сказка «Репка») Чтение и анализ 3) Развивающие упражнения Работа выполняется самостоятельно с индивидуальными пояснениями и заданиями для всех - Найди лишнюю картинку - Раскрась в соответствии с цифрами - Дорисуй волны по пунктиру 4) Итог Пирамида Жёлтый Синий Красный Зелёный Белый Занятие № 3 Математика Тема: Порядковые отношения План занятия 1) Счёт предметов - Гном Загадайка привёл из леса своих друзей. Узнали их? - Сколько гостей пришло на урок? - Кто стоит первый, десятый, третий, восьмой, перед, после, между? - Закройте глаза. Что изменилось? Физминутка 2) Уравнивание предметов - Сколько яблок? Груш? - Что можно о них сказать? - Как сделать так, чтобы их стало поровну? Лук и клубника -//- 3) Решение задач - Сколько ушей у трёх мышей? (6) - Сколько лап у двух медвежат? (8) - У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? (1) - Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (6) Яблоки с ветки на землю упали. С неба звездочка упала, 4) Работа в тетради 5) Итог Подготовка к обучению грамоте Тема: Составление по картинкам времена года План занятий 1) Загадки о временах года - Гном Загадайка приготовил вам загадки Укрыла землю одеялом, Я раскрываю почки, Песен полон лес и крика, У избы помоет крышу, - Как можно объединить эти слова? - Давайте вспомним о каждом из них, назовём признаки - Назовите зимние месяцы, весенние, летние, осенние Физминутка 2) Запись предложений - Посмотрите на доску. У нас получился целый ряд из времён года. Давайте составим к каждой картинке предложения. - Чертим схемы в тетради. 3) Игра «Полслова за вами» - Отгадайте, что я хочу сказать ВЕ… ЛЕ… 4) Итог Творчество Тема: Рисуем время года План занятия 1) Рисование - Сегодня на первом занятии мы вели разговор о временах года. Назовите их названия. - Назовите своё любимое время года. Почему? - Сегодня мы их будем рисовать. 2)Тест -Нарисуй следующую картинку - Зачеркни все круги - Проведи линии по пунктирам 3) Итог Занятие № 4 Математика Тема: Уравнивание групп предметов. Решение простых задач. План занятия 1) Соседи числа На поляне на лесной Среди цветов и гномиков Живут цифры в домиках. Ты скорее поиграй, Соседа цифры отгадай! 2) Порядковые отношения - Первый, последний, за, перед, между, после 3) Решение простых задач на нахождение суммы 4) Уравнивание предметов В тетради Физминутка 5) Работа в тетради 6) Итог Подготовка к обучению грамоте Тема: Выделение слов из предложения. Слоги. План занятия 1) Выделение слов из предложения - Посмотрите на картинку Какое время года? - Какие ещё знаете? - Составим по картинке предложение. - О ком говорится в предложении? - Каких птиц знаете? Физкультминутка 2) Деление слов на слоги хлопок – слог 3) - Назовите птиц - Чем питаются? - Где живут? - Какие из этих птиц улетают? - Какие остаются? 4) Игра «Скажи наоборот» - Я называю слово, а вы противоположное. Задание каждому. 5) Итог Творчество Тема: Графический диктант. Логические упражнения. План занятия 1) Графический диктант 2) Расскажи сказку 3) Сам. работа 1. Зачеркни лишнее 2. Раскрась стрелки 3. Заштрихуй машинки 4) Итог Занятие № 5 Математика Тема: Счёт. Порядковые отношения План занятия 1) Решение задач 2) Счёт предметов. Уравнивание 3)Диктант -Нарисуйте столько кружочков, сколько яблок на доске -Нарисуйте треугольников на 1 меньше, чем кружочков - Нарисуйте квадратов на 1 больше, чем треугольников 15 клеток 1 - красным 4 – зелёным Между 5 и 7 – синим Слева от зелёного – жёлтым Справа от синего – жёлтым 5 – красным Между красным и жёлтым – синим 4) Работа в тетради 5) Итог Подготовка к обучению грамоте Тема: Ударный слог План занятия 1) Работа по картинке - Составьте предложения - Назовите последнее слово в предложении - Какие игрушки вы знаете? - Делим слова на слоги - Ставим знак ударения 2) Собираем картинку - Составляем предложение (каждый) 3) Игра «Скажи наоборот» аккуратный беда беднеть больше большой боязливый брать будущий вбежать ввернуть вежливый великан верх вечер включать влево вместе внешний внутри военный восход вперёд враг встреча глупец говорить голодный грязный густой 4) Итог Творчество Тема: Обводим шаблоны План занятия 1) Графический диктант 2) Тест «Готовность к школе» 3) Нарисуй по образцу 4) Выполни штриховку 5) Итог Занятие № 6 Математика Тема: Счёт предметов. Уравнивание. План занятия 1)Решение задач - Гном Загадайка принёс вам задачки: Весёлый ёж – колючий бок Шагал домой и нёс грибок. Ёж шёл и песню напевал И вдруг под ёлкой увидал Ещё 1 румяный гриб – красавец К шляпке лист прилип Ёж гриб сорвал, домой несёт И громко песенку поёт. Просты у песенки слова: «Несу домой грибов я …» 1+1 Мишка по лесу идёт И 2 ягодки несёт, А там, где старая сосна, Видит он ещё одна! Ну, девчонки и мальчишки, Сколько ягодок у мишки? 2+1
6 весёлых поросят У корытца в ряд стоят! Тут 1 улёгся спать – Поросят осталось … 6-1 Возле норки 7 ежат Днём на солнышке лежат. 2 убежали спать И осталось ровно 7-2 2) Счёт предметов Сказочные герои Ряд чисел Физминутка 3) Диктант - Нарисовать столько ∆, сколько окон у нас в классе. (клетку не пропускаем) - Пропусти вправо клетку и нарисуй ○ на 1 больше. - Пропусти вправо клетку и нарисуй столько □, сколько раз я хлопну в ладоши. - Пропусти вправо клетку и нарисуй ∆ на 1 меньше, чем □. - Пропусти вправо клетку и нарисуй ○ на 2 меньше, чем ∆. ∆∆ ○○○ □□□□ ∆∆∆ ○ 4) Работа в тетради - Раскрась светофор в разных позициях. 5) Итог Подготовка к обучению грамоте Тема: Ударный слог. Повторение. План занятия 1) Работа с предложением и словом - Кто может прочитать? На доске: Открыт овощной магазин. Там продают овощи и фрукты. -Незнайка составил к ним схемы. Давайте проверим. - Исправим ошибки. - Что продают в магазине? - Какие овощи вы знаете? - Какие фрукты вы знаете? Картинки, запись слов. Физкультминутка 2) Логические упражнения - Незнайка сочиняет Если зимой потеряешь дорогу, Если затем набредёшь на берлогу. Того, кто там спит, Ты, дружочек, не трожь! Ведь тот, кто там спит, Называется ёж! По улицам бродил Двугорбый крокодил! У белки – бельчонок, у мыши – мышонок, у кукушки – кукушонок, у кошки – котёнок. Давайте продолжим игру. Но будьте внимательны! У вороны - …, у галки - …, у козы - …, у лошади - …, у свиньи - …, у собаки - …, у овцы - …, у лягушки - …, у курицы - …, у коровы - …, у зайчихи - …, у щуки - …, у тюленя - …. 3) Итог Творчество Тема: Графический диктант План занятия 1) Графический диктант 2) Обведение шаблонов 2Сложная штриховка» 3) Скороговорка На пальчике у Олечки Колечко от Колечки. То колечко Олечке Не нравится нисколечко. Ромашка Что же это за цветок? Серединка – как желток1 Лепестки – белее нет! Собрала я их в букет, А потом сказал мне Сашка: «Это попросту ромашка! Если хочешь погадать, Любит или нет, узнать, Лепесточек оторви – Раз, два, раз, два, раз, два, три!» Занятие № 7 Математика Тема: Больше, меньше, выше, ниже План занятия 1) Работа в тетради 2) Больше, меньше, столько же -Сравните предметы -Не считая можно сказать, чего больше? - А чего меньше? - Как уравнять7 - Сколько героев взяли себе по игрушке? - Примеры решите, проговаривая 1+1= 2+1= 5+1= 3-1= 4-1= 8-1= -Решите задачи 3) Итог Подготовка к обучению грамоте Тема: Предложение, слово, слог, ударение План занятия 1) Составляем рассказы по картинкам 2) Делим слова на слоги - В альбоме рисуем 3) Составляем предложение по картинке Схема 4) Игра «Подбери слово» - Я называю действие, а вы подбираете слова, которые подходят к этому действию Прыгает – заяц, лягушка, мальчик, спортсмен Плавает – Шипит – Поливает - Говорит - Читает – Стучит – Смотрит – Растёт – Ползает – Бегает – Кусает – Печёт – Светит – Горит – Идёт – 5) Итог Творчество Тема: Штриховка 1) Выполнение сложной штриховки 2) Рассказывание стихотворения 3) Учим скороговорку 4) Насекомые - Назовите, раскрасьте 5) Итог Занятие № 8 Математика Тема: Счёт предметов План занятия: 1) Числа, предметы - Сколько предметов не хватает до количества, указанного цифрами 5 – 2) Подбери к примеру рисунок - У каждого из вас листок с примерами и картинками. Решать их не надо, а надо к каждому примеру подобрать соответствующий рисунок. 3) Работа в тетради 4) Итог Подготовка к обучению грамоте Тема: Предложение, слог, ударение, закрепление. План занятия 1) Составь предложение - У вас на парте картинка. Составьте по этой картинке предложение. Опросить каждого 2) Кроссворд «Игрушки» 1. Не утонет в речке …? мяч 2. За мальчиком с корабликом скачут …? Лягушки 3. Игрушка, верхом на которой можно поехать в гос- ти? Лошадка 4. В грузовике не привык кататься …? Кот 5. Под дождём до ниточки промок …? Зайка 3) Делим слова на слоги 4) Итог Творчество Тема: Графический диктант. Рисование. План занятия 1) Графический диктант 2) Рисование - Обведи и раскрась картинки (попугай, цветок, бабочка) 3) Итог Занятие № 9 Математика Тема: Счёт предметов. Геометрические фигуры План занятия 1) Считаем устно Сколько бубликов в мешок Положил ты, петушок? 2, но дедушке дадим И останется … ( 1 ) На крыльце сидит щенок, Греет свой пушистый бок. Прибежал ещё 1 И уселся рядом с ним. Кто ответит из ребят, Сколько стало всех щенят? ( 2 ) Утка морковку в корзине несла. Этой покупкой довольна была. Если морковку ещё ей купить, Сколько их будет – Ты сможешь сложить? ( 2 ) 2) Геометрические фигуры - Я показываю предмет, а вы ищите и рисуете фигуру, которая похожа на предмет. 3) - Расставьте знаки в домино. 4) Работа в тетради 5) Итог Подготовка к обучению грамоте Тема: Закрепление изученного. Развитие речи 1) Развитие речи - Составь предложение из слов На доске: самолёт небо по летать лиса бежать заяц по девочка вырезать бумага из цветок - Закончи предложение Повар взял кастрюлю, поставил её на плиту и … Однажды, когда кот спал, к нему подкрались мыши и … Когда дети смастерили скворечник … Дети надели тёплую одежду … Утром показались яркие лучи солнца … Дети нашли под ёлкой ёжика … 2) - Делим слова на слоги 3) Игра «Кто, что» - Услышите слово, отвечающее на вопрос кто – хлопок в ладоши, что – по парте Заяц, слон, автобус, арбуз, кот, солнце, кит, телевизор, девочка, собака, удочка, часы. 4) Итог Творчество Тема: Развитие и логические упражнения План занятия 1) Оригами «Лодочка» 2) Определение кругозора у уч-ся - Задаю вопросы по темам: 1. Время 2. Мир и человек 3. Природа 4. География 3) Стихи 4) Итог Занятие № 10 Математика Тема: Повторение План занятия 1) Повторение изученного Счёт Сравнение, уравнивание Решение задач 2) Работа в тетради 3) Итог Подготовка к обучению грамоте Тема: Текст. Предложение. Слово. Слог. Закрепление План занятия 1) Назови предмет по описанию жёлтый высокая весёлая маленький бумажный кислый колючая проворная лесной лёгкий овальный зелёная рыжая колючий самодельный лимон ёлка белка ёж кораблик круглое белое продолговатое маленькая жёлтое воздушное холодное хрупкая яркое лёгкое шоколадное фарфоровая солнце облако мороженое чашка 2) Штриховка, графический диктант 3) Итог Творчество Тема: Любимое занятие, любимая игрушка План занятия 1) Рисование на свободную тему Как подготовить ребенка к начальной школе Один из самых значительных переходов для ребенка - это переход из детского сада в начальную школу. Впервые у учащихся появляется больше ожиданий - от ежедневных дневников до чтения книг и самодостаточности в еде и одевании. |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |