|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Отстает в развитии ребенокЧто делать, если ребенок отстает в развитии?Причины отставания ребенка в физическом развитииКогда у ребенка замедляется психическое развитие, это может быть вызвано неправильным педагогическим подходом, задержкой развития психики, нарушением функций центральной нервной системы, недоразвитием мозга, которое приводит к умственной отсталости. [1], [2], [3], [4], [5] Неправильный педагогический подходПри неправильном подходе к ребенку он может не знать и не усваивать многих вещей. Появляется отставание в развитии, и объясняется оно не просто нарушениями работы мозга – ребенок здоров – а запущенностью воспитания. Когда ребенок испытывает недостаток информации, и при этом его не поощряют к умственной деятельности, способности ребенка к усвоению и обработке информации резко снижается. Но если к ребенку применят правильный подход, эти пробелы постепенно устранятся. Если занятия будут проходить постоянно, будет все нормально, ребенок со временем догонит своих сверстников. Задержка развития психикиДругими словами – задержка психического развития ребенка Она проявляется очень вариативно. Но всегда эту особенность можно различить по нюансам поведения, которые дают возможность отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых наблюдается задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу. Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка. [6], [7], [8], [9], [10] Биологические причины задержки в развитии ребенка
[11], [12], [13] Социальные причины задержки в развитии ребенка
Чтобы можно было подобрать программу коррекции ребенка, который отстает в развитии, мало просто выявить причину (кстати, они могут быть комплексными). Нужно еще и поставить диагноз в клинике у психолога и у врача-педиатра, чтобы лечение было комплексным. Задержку психического развития (ЗПР) у детей медики сегодня делят на четыре типаПсихический инфантилизмТакие дети вспыльчивы, плаксивы, не самостоятельны, для них характерно бурно выражать свои эмоции. Настроение таких детей часто меняется: вот только что ребенок бегал и весело играл, а теперь он плачет и требует чего-то, стуча ногами. Такому ребенку при психическом инфантилизме крайне сложно принимать решения самому, он полностью зависит от папы или мамы, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Диагностировать это состояние очень сложно, потому что родители и педагоги могут принимать его за баловство. Но если провести аналогию с тем, как ведут себя ровесники ребенка, очень четко просматривается задержка в его развитии. Психическая задержка соматогенного происхожденияЭту группу составляют дети, которые постоянно страдают из-за частых простудных заболеваний. В эту группу также входят дети с постоянными заболеваниями хронической природы. И еще – малыши, которых с детства родители слишком тепло укутывали, слишком о них беспокоились, грели мороженое и воду, чтоб, не дай бог, малыш не простудился. Такое поведение – чрезмерная опека родителей – не дает ребенку познавать мир, поэтому его психическое развитие тормозится. Отсюда и неспособность быть самостоятельным, самому принимать решение. Неврогенные причины задержки в развитии ребенка Ребенком никто не занимается или, наоборот, его чрезмерно опекают. Насилие со стороны родителей и перенесенные травмы в детстве тоже относят к неврогенным причинам задержки развития дошкольника. Этот тип харакетризуется тем, что моральные нормы и поведенческие реакции у ребенка не воспитаны, ребенок часто не знает, как проявить свое отношение к чему-либо. Органически-церебральные задержки в развитииЗдесь уже действует природа. То есть отклонения в организме – органические отклонения в работе нервной системы, мозговая функция такого ребенка нарушена. Это – самый трудно поддающийся лечению тип задержки в развитии ребенка. И самый частый при этом. Как выявить отклонения в развитии ребенка?Как утверждают ученые, это можно сделать еще в первые месяцы, как только ребенок родился. Еще проще это сделать в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 – х до 4- х лет). Нужно только понаблюдать за ребенком внимательно. Если у него задерживается развитие, то некоторые безусловные рефлексы будут особенно развиты или, наоборот, их не будет вообще, хотя у здоровых детей эти реакции есть.
как понять и что делатьДорогие читатели, вас заинтересует данная статья, если вы хотите выяснить, отстает ли ребенок в развитии. Мы рассмотрим возможные причины и методы коррекции, а также способы выявления проблем. Типы задержки развитияОсновываясь на причинах и характере проявлений, различают четыре основных типа отставания в развитии.
ПричиныРебенок начинает отставать в развитии, когда родители с ним не занимаются, не уделяют ему внимания На самом деле, факторов, которые могли повлиять на задержку своевременного развития навыков, может быть несколько. И далеко не всегда то, что кажется отклонением от нормы, действительно таким является. Поэтому очень важно выявлять причины, способствующие задержке развития, чтоб убедится в том, есть ли повод для волнений или нет.
Как определить отставаниеВ норме грудничок должен уметь концентрироваться на предмете. Если этого нет — тревожный признак отставания в развитии Для того, чтоб родители смогли понять, что ребенок в год отстает в развитии, следует обращать внимание на проявления его характера, действия, речь, эмоциональное состояние. На самом деле, вы можете начать замечать тревожные симптомы еще с первых месяцев жизни карапуза.
ЛечениеПравильное питание — важная составляющая успешной терапии Для того, чтобы помочь ребенку специалист может назначить:
К общим оздоровительным мероприятиям относят: Таким деткам необходимо больше спать, а промежутки между сном, лечебными мероприятиями и приемом пищи должны заполняться активными занятиями. Медикаментозная терапия, как правило, назначается наряду с логопедическими или педагогическими занятиями. Также для лечения могут привлекать и других узких специалистов, например, психиатра, окулиста, невропатолога, логопеда, дефектолога или ортопеда. Коррекционные занятия представляют собой упражнения, которые развивают правильную координацию движений, влияют на совершенствование равновесия, улучшают ходьбу и навыки ориентации в пространстве. Упражнения, ориентированные на тренировку скорости реакции, ловкость и силу, а также выносливость. К какому врачу обратитьсяНекоторые родители начинают паниковать, когда понимают, что ребенок отстал в развитии, что делать в такой ситуации для них главный вопрос. Важно не бездействовать, вовремя обращаться за помощью к врачу. Доктор сможет определить причину отклонения и перенаправит к узкому специалисту.
Специальный детский садЕсли у вашего малыша установлено отставание в развитии, то не стоит сразу отчаиваться. Кроме возможного курса лечения, вам посоветуют отдать малыша на обучение специальной программе, либо направят в коррекционный сад, где большинство деток сможет догнать по развитию своих сверстников, и спокойно отправится в школу. В таких дошкольных учреждениях набирают маленькие группы, к тому же тут больше воспитателей, нянечек и дефектологов, чем в обычном детском саду. Признаки отставания развития ребенка в 2 годаПереживаете, что с ребенком что-то не так?Соседский малыш уже болтает, а ваш молчит? С тревогой наблюдаете за сыном или дочерью? Опыт многих российских мам показывает: иногда во время стандартного осмотра педиатр может пропустить что-то важное. В условиях существующей нормы «три минуты на пациента», к сожалению, это не редкость. Заметить, что малыш в развитии чем-то отличается от своих сверстников, может только внимательный глаз родителей, ведь они проводят с ребенком больше времени, чем кто-либо. Чем раньше вы забьете тревогу и обратитесь за помощью к специалисту, пройдете обследование, тем больше шансов найти нарушение и скорректировать его с наименьшими негативными последствиями. Даже если в итоге вы услышите неутешительный диагноз, вам будет легче справиться с особенностями малыша и подготовить его к самостоятельной жизни, потому что вы будете знать, почему это происходит и как действовать. Почему происходит задержка в развитии?По мнению детских психиатров и неврологов, для развития ребенка важно, в какой атмосфере он живет с рождения. Как ведут себя взрослые в семье, дома, на улице, такую норму усваивает и ребенок. Если дома угнетающая нервная обстановка, постоянные ссоры между родителями, то риск отставания в развитии значительно повышается. Сильно вредит и гиперопека. Другая причина – органические нарушения. Это может быть повышенное внутричерепное давление, гипоксия головного мозга, незрелость структур ЦНС, последствия тяжелых инфекций или родовых травм. При своевременной постановке диагноза, грамотной терапии и создании доброжелательной атмосферы в семье, многие дети «выстреливают» и догоняют сверстников. Например, в последнее время, по данным ЮНИСЕФ, участились случаи псевдоаутизма, когда у ребенка наблюдаются признаки аутизма, но в дальнейшем этот диагноз не подтверждается. Другой пример: при раннем выявлении кислородного голодания головного мозга удается избежать тяжелых нарушений психического и речевого развития. Поэтому, дорогие родители, будьте крайне внимательны к своему ребенку и не стесняйтесь прийти к врачу, если хоть что-то в его поведении вас насторожило. Когда нужно срочно посетить специалиста?Об отставании в физическом развитии указывают следующие признаки:
При задержке социально-эмоционального развития у детей чаще всего наблюдается следующее:
О том, что происходит задержка умственного развития, подтверждает тот факт, что к двум годам ребенок не знает назначения хорошо знакомых бытовых предметов (например, чашки, ложки, телефона), и не проявляет какого-либо интереса к играм, предметам, окружающему миру. Кроме того, он не реагирует на новые предметы, хорошо знакомых людей, не способен установить простейшие причинно-следственные связи. Что касается речевого развития, то о его задержке у двухлетнего малыша свидетельствуют следующие признаки:
Главная ошибка родителей, чей малыш отстает в развитии – это принятие на веру слов бабушек или сердобольных соседей, мол, перерастет. Пока вы ждете, что «перерастет», драгоценное время будет упущено.
Что делать, если ребенок в 2 года отстает в развитии?В первую очередь, конечно, обратиться к врачу. Он проведет обследование, поставит диагноз и подберет терапию. Но многое вы можете сделать и самостоятельно в домашних условиях. Например,
Самостоятельные занятия дома должны быть регулярными и проходить в спокойной обстановке. Лучше заниматься хотя бы по 15 минут, но каждый день, чем не заниматься вообще. Что делать, если ребенку поставили тяжелый диагноз?Ни в коем случае не срывайтесь на малыше или на близких людях, в сложившейся ситуации никто не виноват. Наберетесь терпения и начинайте действовать. Ваша задача сейчас, помимо лечения, научить ребенка элементарным вещам, чтобы он не был обузой для окружающих. Приучите его к чистоте: мыть ручки, умываться, проситься в туалет, убирать за собой, самостоятельно есть и прочее. Эти практические умения и навыки для него намного важнее, чем умение отличать, например, геометрические формы. Чистенький и опрятный малыш всегда воспринимается окружающими доброжелательно, и процесс социальной адаптации пойдет легче. Отстаем в развитии 2 5 года - Психология и психиатрияанонимно, Мужчина, 36 лет Ребёнку 2,5 года. (2-е кесарево, старшей дочери 11 лет, с развитием все нормально, отличница, призер олимпиад). Проживаем в Саратовской области. Патологий, травм, не было. Пошла в 11 месяцев, правда до этого ползали с неохотой. Не говорим, только «па-па-па» и то без обращения, редко говорит «мама». Иногда в порыве злости говорит «да» или «дай», «я-я-я», если что-то требует, «ди» (уйди), при этом может оттолкнуть. На имя откликается 50/50, просьб не выполняет (за крайне редким исключением). Указательного жеста нет. Если что-то нужно – берет за руку и ведет или может принести предмет, например пульт или телефон, если хочет, чтобы ей включили мультики. Поведение в общем сильно отличается от других деток в первую очередь в плане общения, взаимодействия и концентрации внимания. Самостоятельно не кушаем, хотя ложку держит и иногда может поковырять в тарелке. К горшку относимся прохладно, можем на нем посидеть минут пять, но без результатов. Хотя перед тем, как сделать дела снимает трусики. Пару раз получилась сводить на унитаз с детским сидением, работаем в этом направлении. Радуется, когда приходит мама (если была, например у бабушки). Любит мультфильмы, восторгайся бегая по кругу, бегает на одном месте на цыпочках и машет ручками. Недавно начала пританцовывать под музыку. В глаза смотрит, но часто отрывисто (хотя от 1 года до 1,5 зрительного контакта почти не было). Любит играть со старшей сестрой в догонялки, прятки, катается у нее на спине. Любит обниматься, целоваться. Любимое занятие – бегать из угла в угол. В ролевые игры с куклами, мягкими игрушками не играем. Можем покормить из игрушечной чашки маму или папу. Сложно концентрирует внимание, может посмотреть на карточки с предметами или цветами секунд 5-10 и убегает. Обучение, честно говоря, не складывается. Либо мы что-то не так делаем. Примерно с 2-х лет начались периодические истерики. Приходим домой с прогулки, мама не включает мультики или не пускает выйти на лоджию побегать – падаем на пол, бьем все вокруг ногами. Со сверстниками отношения спокойные, может просто игнорировать, может вместе пособирать камушки. С 1,5 лет наблюдаемся у невролога, но особого толка пока нет, приходим на приемы раз в 2 месяца, получаем ответ, что пока рано делать какие-то выводы о диагнозе и причинах, получаем список препаратов. Предварительный диагноз – ЗПРР. К психиатру говорит идти рано по возрасту. ЭЭГ не получится сделать ввиду высокой активности. Несколько месяцев назад были в муниципальном центре психолого-педагогического сопровождения. Нас посмотрели дефектолог и два детских психолога. Ничего конкретного о диагнозе и причинах сказать не смогли (ну это по сути и не их задача), на аутизм сказали не похоже. Посоветовали больше работать с телом, делать зарядку, развивать моторку, ловкость и т.д. Время уходит, а особой динамики в поведении не наблюдаем (возможно это и наша вина в том числе). Бабушки и дедушки просят не приставать к ребенку, мол все придет со временем. Но сидеть сложа руки не выход. Хотелось бы понять, что нам дальше делать, куда обращаться, чтобы помогли определить причину и меры, которые необходимо или возможно предпринять, чтобы помочь нашей девочке развиваться? И какие общие рекомендации, так и советы по конкретным учреждениям и специалистам, где могут помочь? Заранее спасибо! Если ребенок отстает в развитии в 3 года, что делать?В период с трех до четырех лет дети развиваются очень активно. Малыши быстро растут и крепнут физически, во всем подражают родителям, учатся быть самостоятельными, стремятся к общению с другими детьми и взрослыми. Одно из главных испытаний этого периода – кризис трех лет, когда ребенок начинает осознавать себя как личность, существующую отдельно от матери. Это почти всегда сопряжено с капризами и истериками «на ровном месте», поэтому большинство родителей ожидает с нетерпением, пока ребенок переживет первый этап взросления. Другое важное явление трехлетнего возраста – это запуск работы речевых центров. Ребенок активно расширяет свой словарный запас, использует целые фразы и короткие предложения, осмысленно выражает свои просьбы и потребности, полностью и четко произносят большинство знакомых слов. Родители должны внимательно наблюдать за своей трехлеткой: правильно ли он развивается. Если есть какие-то отклонения, необходимо сразу же обращаться к специалисту и начинать коррекцию. Пока нарушения находятся в начальной стадии, в подавляющем большинстве случаев их удается убрать полностью, и вскоре ребенок догоняет своих сверстников.
На что важно обратить внимание?О том, что у трехлетнего малыша есть задержка в развитии, свидетельствуют следующие признаки:
В некоторых случаях родители застают своих трехлеток за мастурбацией. Это проявляется как ерзание на стуле, трение об углы или руки интимными местами. Отстающий в развитии ребенок может делать это, не стесняясь вас и посторонних взрослых. Что делать, если ребенок отстает?Во-первых, не слушайте советы сердобольных «мимокрокодилов»: нет, не перерастет, и максимально допустимое отставание от возрастной нормы – всего несколько месяцев, а не год-другой. Вы рискуете упустить драгоценное время. Во-вторых, как можно скорее обратитесь к детским специалистам. Начните с посещения детского невролога и отоларинголога: необходимо определить, в чем кроется причина отставания – в органическом поражении, незрелости ЦНС или нарушении слуховой функции. Следующий шаг – консультации детского психолога и психиатра. Они оценят психическое здоровье ребенка, подберут необходимые препараты и помогут вам выстроить диалог с малышом.
В-третьих, создайте благоприятную обстановку дома. Когда в семье разлад, ребенок, хотя вам и кажется, что он пока ничего не понимает, четко реагирует на каждое резкое слово или угрожающий жест. Окружите малыша любовью и заботой. Постепенно он начнет вести себя спокойнее. В-четвертых, старайтесь как можно быстрее запустить речь. Это небыстрый процесс, который важно завершить к пяти годам, поэтому наберитесь сил, терпения и работайте, работайте, работайте. Обязательно ходите на занятия к грамотному специалисту, создайте развивающую среду дома. В-пятых, отдайте малыша в коррекционный или дефектологический детский сад. Там небольшие группы, с детьми постоянно работают дефектологи и воспитатели, прошедшие специальную подготовку. Занятия нацелены на запуск и развитие речи, формирование у малышей представлений об окружающем мире, социализацию, развитие важных бытовых навыков самообслуживания. Многие родители, чьи трехлетки отставали в развитии, отмечают, что позитивные сдвиги появились именно после посещения такого специализированного дошкольного учреждения. И последнее, обязательно пересмотрите распорядок дня ребенка: часто ли вы гуляете? не много ли времени малыш проводит наедине с гаджетами? регулярно ли вы занимаетесь дома? Дефицит родительского внимания, неправильное воспитание, отсутствие мотивации у ребенка к умственной деятельности – частые причины отставания в развитии. Отставание в развитии. Как распознать? Как помочь ребёнку?Чтобы вовремя отреагировать на сигналы, при помощи которых малыш расскажет о своём состоянии, маме нужно знать, к чему стоит присмотреться, и быть внимательной к своему малышу. После рождения малыш постепенно познает окружающий мир и овладевает навыками: учится сидеть, ходить, говорить и многими другими. Все эти процессы контролирует центральная нервная система: головной и спинной мозг.
К сожалению, под воздействием неблагоприятных факторов клетки центральной нервной системы могут повреждаться: * Гипоксия плода (недостаток кислорода) в период беременности или родов. * Гидроцефалия — накопление жидкости в головном мозге. * Травма спинного и/или головного мозга во время родов. * Нарушение тонуса сосудов, питающих головной мозг. * Черепно-мозговые травмы. * Перенесенные инфекционные заболевания — например, менингит (воспаление оболочек головного и спинного мозга). В чём опасность и когда бить тревогу?Допустимы небольшие отклонения в развитии ребёнка от общепринятых норм. Однако в некоторых ситуациях не обойтись без поддержки специалистов. Будьте внимательны к своему малышу, чутко реагируя на сигналы, при помощи которых он «рассказывает» о своём состоянии. Нарушение речевого развитияДля каждого из нас речь имеет огромное значение: на протяжении всей жизни мы отдаем и получаем информацию, овладеваем новыми навыками и знаниями. Что же происходит при задержке или расстройстве становления речи? Ребёнок трудно поддается обучению и воспитанию, у него нарушается формирование интеллекта и общее развитие. Критический период — возраст до шести лет. Интересный и доказанный факт «Дети джунглей», возвращённые в общество, с трудом осваивают язык и контактируют с окружающими, не достигают нормального умственного развития. Когда имеются поводы для беспокойства:- В возрасте от двух до четырех месяцев малютка не гулит. - С шести и до одиннадцати месяцев жизни малыш не выговаривает слоги. - В годовалом возрасте кроха произносит менее трёх простых слов — например, «мама», «баба», «дай». - В 2-2,5 года ребёнок не выговаривает осмысленные простые фразы: «мама ушла», «мишка бух» и другие. - В три года малыш понимает обращённую к нему речь, но не разговаривает. Общаясь с окружающими, говорит на «своём языке», мычит или использует жесты. Складывается впечатление, что он «не хочет» говорить. - Ребёнок не разговаривает и не понимает, обращённую к нему речь. - Развитие речи останавливается на определённом этапе — например, у трёхлетнего крохи словарный запас соответствует годовалому возрасту. - Малыш в четыре-пять лет говорит не отчётливо, картавит, шепелявит или гнусавит. - Дошкольник или школьник во время чтения переставляет местами слова, попускает или добавляет буквы/слоги. - Нарушена письменная речь: ребёнок пишет мимо строк, добавляет, пропускает, переставляет местами или не дописывает слоги/буквы. - Изменения в письменной речи возникают после черепно-мозговой травмы. - Ребёнок медленно или быстро говорит, заикается, заменяет или искажает произношение звуков (наиболее часто смягчает). Нарушение двигательного развития- Повышается либо понижается тонус мышц. - Ограничивается объём и снижается сила движений. При таких изменениях малыш может позже удерживать голову, переворачиваться, самостоятельно сидеть или ходить. Нарушение психического развитияРебёнок плохо запоминает информацию, рассеян, заторможен или излишне активен, разговаривает не связанно, эмоционально неустойчив, имеет небольшой словарный запас. Аутизм или аутистическое поведение Расстройства возникают до трёхлетнего возраста:* Нарушено речевое развитие: изменена интонация и ритм речи, во время разговора ребёнок использует жесты и/или меняет выражение лица. * Затруднено общение с окружающими: малыш предпочитает одиночество или расторможен. * Изменено поведение: ребёнок погружен в свой мир, у него ограничены интересы (выбирает одну игрушку или передачу) либо повторяются действия (раскачивает двери, пересыпает песок). Вмешательство в привычную жизнь может вызвать у малыша приступ агрессии или отчаяния. Если вы заметили у своего ребёнка тревожные симптомы, своевременно обращайтесь за помощью к специалистам. Чем раньше начинается лечение этих состояний, тем выше шансы на успех! Микротоковая рефлексотерапия — одна из существующих методик для комплексного решения проблемЭто воздействие сверхмалыми электрическими импульсами (они сродни естественным микротокам, на которых между собой «разговаривают» зоны головного мозга при нормальной работе) на речевые зоны головного мозга. Используется для восстановительного лечения детей с задержками развития и поражениями центральной нервной системы. Микротоковая рефлексотерапия: ожидаемые результаты леченияОказывает положительное влияние на течение многих процессов. При задержке или нарушении речевого развития:
При перинатальном поражении центральной нервной системы и детском церебральном параличе:
При повышенном внутричерепном давлении:
При проявлениях аутизма:
Методика хорошо сочетается с лекарственными препаратами, логопедическим массажем, артикуляционной гимнастикой, тейпированием артикуляционной мускулатуры, занятиями с дефектологом или логопедом, линейным массажем с элементами лечебной физкультуры. Где можно получить помощь?Микротоковая рефлексотерапия — достижение российских специалистов. Технология разработана сотрудниками самарского терапевтического комплекса «Реацентр». В «Реацентре» используется комплексный подход к ведению детей с задержками развития. Цели: воздействовать и на причину заболевания, и на её последствия.
Перед началом лечения выполняется тестирование на программно-аппаратном комплексе «МЭКС» и подбирается индивидуальная программа лечения для каждого маленького пациента. Ребёнком занимаются врачи разных специальностей и педагоги: неврологи, педиатры, рефлексотерапевты, логопеды, дефектологи и психологи. Услуга доступна в ЕкатеринбургеДля получения первичной бесплатной консультации и проведения комплексного лечения обращайтесь в «Реацентр» в Екатеринбурге: г. Екатеринбург, ул. Баумана, 28Б, т. (343) 300-12-50 Бесплатный звонок по России: 8-800-2222-602 Веб-ресурс: www.reacenter.ru
Что делать, если ребенок отстает в развитии?Причины отставания ребенка в физическом развитииКогда у ребенка задерживается умственное развитие, это может быть вызвано неправильным педагогическим подходом, задержкой развития психики, нарушением функций центральной нервной системы, недоразвитием мозга, приводящим к умственной отсталости. [1], [2], [3], [4], [5] Неправильный педагогический подходЕсли подход к ребенку неправильный, он может не знать и многому не научиться.Есть отставание в развитии, и это объясняется не только поражением мозга - ребенок здоров, - и пренебрежением к воспитанию. Когда ребенку не хватает информации и его не поощряют к умственной работе, способность ребенка переваривать и обрабатывать информацию резко снижается. Но если к ребенку применить правильный подход, эти пробелы постепенно будут устранены. Если занятия будут проходить постоянно, все будет хорошо, ребенок со временем обгонит своих сверстников. Задержка развития психикиИными словами - задержка умственного развития ребенка проявляется очень по-разному.Но всегда эту особенность можно отличить по нюансам поведения, позволяющим различить умственную отсталость, педагогическую запущенность и запаздывание проявления психических реакций. Дети, имеющие задержку развития психики, не страдают нарушениями в работе головного мозга, но у них совершенно отсутствует поведение, характерное для их возраста, незрелые, более детские, наблюдается повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, эти дети быстро устают без заканчивая свою работу. Эти симптомы можно объяснить тем, что рождение матери было патологическим, с нарушениями, повлекшими за собой болезнь ребенка. Поэтому в раннем детстве ребенок часто может заболеть инфекционными заболеваниями, которые, в частности, поражают нервную систему. Эти заболевания и поведенческие проблемы основаны на органических аномалиях нервной системы ребенка. [6], [7], [8], [9], [10] Биологические причины задержки развития ребенка
[11], [12], [13] Социальные причины задержки развития ребенка
Чтобы иметь возможность выбрать программу коррекции отстающего в развитии ребенка, недостаточно просто определить причину (кстати, они могут быть сложными).Также необходимо пройти диагностику у психолога и педиатра в поликлинике, чтобы лечение было комплексным. Задержку развития психического развития (НПР) у детей медики сегодня делят на четыре типаПсихический инфантилизмТакие дети вспыльчивы, слезливы, несамостоятельны, им свойственно бурно выражать свои эмоции. Настроение у таких детей часто меняется: просто сейчас ребенок бегал и играл весело, а теперь плачет и что-то требует, стуча ногами.Такому ребенку с психическим инфантилизмом крайне сложно самому принимать решения, все зависит от отца или матери, у него нарушена эмоционально-волевая сфера. Это состояние очень сложно диагностировать, потому что родители и учителя могут принять это за баловство. Но если провести аналогию с тем, как ведут себя сверстники ребенка, наблюдается очень явная задержка в его развитии. Умственная отсталость соматогенного происхожденияВ эту группу входят дети, постоянно страдающие частыми простудными заболеваниями.В эту группу также входят дети с хроническими хроническими заболеваниями. И еще - малыши, чьи родители с детства слишком тепло отогревались, слишком переживали за них, топили мороженое и воду, чтобы, не дай бог, малыш не простудился. Такое поведение - чрезмерная забота родителей - не позволяет ребенку познавать мир, поэтому его умственное развитие тормозится. Отсюда невозможность быть независимой, принимать решение самостоятельно. Нейрогенные причины задержки развития ребенка Никто не занимается ребенком или, наоборот, о нем слишком заботятся.Насилие со стороны родителей и перенесенные в детстве травмы также относят к нейрогенным причинам задержки развития дошкольника. Для этого типа характерно то, что у ребенка не воспитываются нравственные нормы и поведенческие реакции, ребенок часто не умеет показать свое отношение ни к чему. Органически-церебральная задержка развитияПрирода здесь уже действует. То есть отклонения в организме - органические отклонения в работе нервной системы, у такого ребенка нарушена функция мозга.Это наиболее трудно поддающийся лечению вид задержки развития ребенка. И самое частое при этом. Как определить отклонения в развитии ребенка?По мнению ученых, это можно делать в первые месяцы, как только ребенок родился. Еще проще это сделать в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет). Просто нужно внимательно следить за малышом. Если развитие задерживается, то некоторые безусловные рефлексы будут особенно развиты или, наоборот, их не будет вовсе, хотя у здоровых детей эти реакции присутствуют.
4 Развитие детей и раннее обучение | Преобразование рабочей силы для детей от рождения до 8 лет: объединяющий фонд2002; Копонен и др., 2013; Passolunghi et al., 2007). Знание математики в дошкольном учреждении позволяет прогнозировать успеваемость по математике даже в старшей школе (National Mathematics Advisory Panel, 2008; NRC, 2009; Stevenson and Newman, 1986). Математические способности и языковые способности также взаимосвязаны как взаимоусиливающие навыки (Duncan et al., 2007; Фарран и др., 2005; Леркканен и др., 2005; O’Neill et al., 2004; Praet et al., 2013; Purpura et al., 2011). Действительно, математическое мышление выходит за рамки компетенции с числами и формами, чтобы сформировать основу для общего познания и обучения (Клементс и Сарама, 2009; Сарама и др., 2012), а проблемы с математикой - лучший предиктор неудач с окончанием средней школы. Таким образом, математика представляется основным предметом и ключевым компонентом мышления и обучения (Duncan and Magnuson, 2011; Duncan et al., 2007). Учитывая его общую важность для академической успеваемости (Sadler and Tai, 2007), дети нуждаются в прочном фундаменте математических знаний в самом раннем возрасте. Многочисленные анализы показывают, что изучение математики должно начинаться рано, особенно для детей, которым в дальнейшем грозят трудности в школе (Бирнс и Васик, 2009; Клементс и Сарама, 2014). Задолго до первого класса дети могут выучить навыки и концепции, которые позже помогут им понять более сложную математику. Особенно важные области математики для изучения детьми раннего возраста включают числа, которые включают целые числа, операции и отношения; геометрия; пространственное мышление; и измерения.Детям также необходимо развивать навыки как общих, так и специальных математических рассуждений (NRC, 2009). Если дать возможность учиться, маленькие дети обладают удивительно широкими, сложными и изощренными, хотя и неформальными, знаниями математики (Baroody, 2004; Clarke et al., 2006; Clements et al., 1999; Fuson, 2004; Geary, 1994; Томсон и др., 2005). В свободное время почти все дошкольники в значительной степени занимаются предматематической деятельностью. Считают предметы; сравнивать величины; и исследуйте закономерности, формы и пространственные отношения.Важно отметить, что это верно независимо от уровня дохода или пола ребенка (Seo and Ginsburg, 2004). Дошкольники также могут, например, научиться изобретать решения простых арифметических задач (Сарама и Клементс, 2009). Качественное математическое образование может помочь детям реализовать свой потенциал в достижении математических результатов (Doig et al., 2003; Thomson et al., 2005). Однако, если такое образование не начнется и не будет продолжаться в первые годы жизни, многие дети окажутся на траектории, по которой им будет очень трудно догнать своих сверстников (Rouse et al., 2005). Как обсуждается далее в главе 6, классы для детей младшего возраста обычно плохо подходят для того, чтобы помогать детям изучать математику, и недооценивают их способность делать это. В некоторых случаях у детей может даже наблюдаться регресс в некоторых математических навыках в дошкольном и детском саду (Farran et al., 2007; Wright, 1994). Математику следует представить как более .британских детей по-прежнему отстают от таких стран, как Эстония и Польша, по математике, естествознанию и грамотности, несмотря на миллиарды, потраченные на улучшение школ за последние 4 года Должны стать лучше! Плохие оценки британских подростков: ученики ВСЕГДА отстают от мировых конкурентов по математике и чтению |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |