О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Обучение и воспитание детей с нарушениями развития


Консультация: Обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта развития.

Обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта развития.

Воспитание, обучение и развитие умственно отсталых детей является в настоящее время важнейшей социально-педагогической проблемой. Дети со сложной структурой дефекта — это такая категория детей, которые наряду с общим для всех них состоянием – интеллектуальная недостаточность, опорно-двигательные нарушения, слепота, глухота — имеют одно или несколько системных нарушений. Иными словами таких детей называю «особый ребенок», ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Нуждающиеся в особом уходе, воспитание, обучение (с особыми образовательными потребностями).

Ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании) – это вновь возникший и еще не устоявшийся термин, который возникает во всех странах мира при переходе от унитарного к открытому гражданскому обществу, когда оно осознает необходимость отразить в языке свое меняющееся отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав.

Л.С. Выготский утверждал, что задача коррекционного педагога заключается не в лечении или ослаблении первичного дефекта, а в коррекции и предупреждении вторичных дефектов. Л.С. Выготским выделена следующая закономерность – чем дальше отстоит в иерархической последовательности возникновения вторичный дефект от первичного, тем легче он поддается коррекции. Так, работа по обогащению словарного запаса неслышащего ребенка имеет большую продуктивность, чем коррекция его звукопроизношения, развитие наглядных форм мышления ребенка с умственной отсталостью будет иметь больший эффект, чем формирование его словесно-логического мышления, нарушение которого является прямым следствие недостаточности аналитико-синтетической деятельности головного мозга. Теория о структуре дефекта легла в основу принципа коррекционной педагогики об учете соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений ребенка. При этом важно учитывать и механизм возникновения вторичных нарушений.

Значительную роль для становления коррекционной педагогики сыграла теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, состоящая в том, что она указывает учителю, как надо строить обучение, чтобы эффективно формировать знания и действия с помощью главного дидактического средства – ориентировочной основы.

Согласно данной теории, любое усваиваемое ребенком действие имеет первоначально развернутую форму и осуществляется в плане предметных действий и при прямой помощи взрослого. По мере того как ребенок научается выполнять его самостоятельно, действие приобретает все более обобщенный характер, сокращается и переходит в умственный план. На этом этапе можно квалифицировать это действие как интериоризированное, а значит усвоенное. Данная теория обосновала необходимость включения в дидактику коррекционной работы соответствующего принципа – принципа поэтапного формирования умственной деятельности. Кроме того, теория поэтапного формирования позволяет говорить о трех общеинтеллектуальных умениях, составляющих иерархическую структуру любой познавательной деятельности – перцептивной, мнемической, мыслительной, которые следует формировать в процессе коррекционного обучения детей с особыми образовательными потребностями. К этим действиям относится ориентировка в задании, планирование и контроль.

В обучении детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и с имеющими сложные нарушения умственного и физического развития, приоритетное направление имеет компенсация нарушенных функций, что обеспечивает возможность обучения, воспитания и развития личности ребенка.

В начале обучения с детьми со сложным дефектом обычно сталкиваются такие проблемы:

  1. С проблемой неподготовленности воспитанников с нарушениями интеллектуального развития к обучению в школе (дети до поступления в школу не посещали другие образовательные учреждения). Из-за специфики заболеваний и нарушений физического развития многие обучающиеся не имели элементарных представлений об окружающем мире, были, можно сказать, изолированы от общества. В связи с этим было крайне трудно за кратчайшие сроки определить уровень интеллектуальных данных школьников. Первый год обучения был подготовительным. Основная цель первого года обучения — подготовка детей с нарушениями интеллектуального развития к обучению в школе, расширение знаний об окружающей среде, развитие коммуникативных навыков, облегчение прохождения периода школьной адаптации.
  2. Вторая проблема — недостаточный опыт учителей в обучении детей со сложным дефектом.
  3. Трудности возникли при диагностике имеющихся знаний, умений и навыков у детей, для составления индивидуальных карт-маршрутов развития и программы обучения.
  4. Недостаточное материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса (недостаточное количество специальной методической литературы, учебников и учебно-дидактических пособий). Все это приобреталось постепенно.

Построение моделей индивидуальных программ для детей является со сложными дефектами не чем иным, как процессом органического соединения определенных противоположностей: всеобщего и специфического, стандартного и творческого, нормативного и гибкого. Это обусловлено сложной структурой дефектов в каждом индивидуальном случае, ибо имеющиеся нарушения неоднородны по своим проявлениям, по степени выраженности, по своеобразию взаимовлияния друг на друга. Индивидуальные коррекционные программы для детей с комплексными нарушениями можно назвать альтернативными программами или интегрированной моделью коррекционно-образовательной программы.

При разработке индивидуальных коррекционно-педагoгических программ для детей этой категории обязательно учитываются меж предметные связи, междисциплинарный подход, столь важный для построения программ, достигается благодаря скоординированному объединению дисциплин, заимствованных из различных направлений дефектологии, интегрированный подход предусматривает отбор разделов и тематического содержания из уже разработанных программ, дозированность объема изучаемого материала.

При построении образовательно-воспитательного процесса с детьми, имеющими сложные нарушения умственного и физического развития, необходимо опираться на ряд принципов организации коррекционно-развивающей работы:

  • учёт зоны ближайшего развития ребёнка при использовании методов, приёмов, создания оптимальных условий для организации образовательно-воспитательного процесса;
  • принцип компенсаторной направленности (обучение направлено на возмещение недоразвитых или нарушенных функций путём исправления или перестройки частично нарушенных функций;
  • определение оптимального содержания образовательно-воспитательного процесса;
  • один из главных принципов работы с обучающимися данной категории воспитывающий характер обучения;
  • наглядности и практической направленности;
  • расширения социальных связей; развития коммуникативной функции речи;
  • доступности обучения, индивидуального и развивающего подхода, коррекционно-развивающей направленности обучения, целостности и комплексности коррекционно-развивающей работы

Образовательно-воспитательная работа предусматривает организацию индивидуализированного процесса обучения и воспитания. Все реабилитационные технологии направлены на совершенствование психомоторной активности.

Индивидуализация — это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ребенка.

Задача педагога — организовать процесс обучения таким образом, чтобы у учащихся повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась самостоятельность в работе, чтобы каждый ребенок принимал самое активное участие, работал с полным напряжением своих сил, чтобы самостоятельная работа способствовала более глубокому усвоению программного материала, выработке более прочных умений и навыков, развитию разносторонних способностей детей.

Успешному решению поставленной задачи перед педагогом способствует индивидуализация обучения. Только индивидуальное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого (продуктивного) обучения тех, кто способен учиться с опережением.

Принципами работы педагога выступают вера в ребенка, признание его индивидуальности, уникальности, признание равенства, сотрудничества, содействия ребенка и педагога, стимулирование творческих способностей обучаемого.

Обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, показывает, что реабилитация интеллектуальных и двигательных нарушений может иметь положительную динамику на всех проводимых коррекционных занятиях, уроках, воспитательских часах. Таким образом, реализуя аспекты коррекции и реабилитации, коллектив детского образовательного учреждения или школы и в дальнейшем будет работать над сохранением и укреплением здоровья детей в процессе его развития и социализации.

Данную работу для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо развивать, так, как при её отсутствии утрачивается накопленный опыт, и дети, имеющие сложные нарушения умственного и физического развития будут оставаться без внимания, а данную проблему можно решить только усилиями всего окружающего общества.

Обучение детей с комплексными нарушениями развития



В последние годы отмечается увеличение числа детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории школьников.

В ряде научных публикаций и нормативных документов «сложные нарушения» обозначаются как «комплексные нарушения». В качестве синонима используется также понятие «множественные нарушения», когда выявляются не менее трех первичных дефектов [2, с. 3].

По мнению М. В. Жигарева, в основе сложного сочетанного дефекта лежат органические поражения центральной нервной системы (ЦНС), нарушения сенсорной сферы, а также различные генетические факторы.

И. М. Бгажнокова в своих работах отмечает, что «причинами психического недоразвития являются системные органические повреждения (заболевания) головного мозга (плода) ребенка на ранних этапах развития: до рождения, при родах, после родов, примерно до 3–5 лет. При психическом недоразвитии нарушается умственная (интеллектуальная) деятельность, под которой понимается индивидуальная способность человека усваивать, накапливать, преобразовывать разнообразную систему знаний для самостоятельного использования их в жизни» [1, c. 9].

В каждом конкретном случае у ребенка, относящегося к категории детей с комплексными нарушениями в развитии умственная отсталость, как правило, в той или иной форме осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями, различное сочетание которых определяет особые образовательные потребности детей.

По данным ряда исследований и наблюдениям опытных дефектологов — практиков, дети с множественными нарушениями сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы составляют в среднем до 40 % контингента специальных образовательных учреждений.

Наиболее характерные особенности обучающихся позволяют выделить, с точки зрения их потребности в специальных условиях, три условные группы, каждая из которых включает детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.

Часть детей, отнесенных к категории обучающихся с ТМНР, имеет:

  1. Тяжёлые нарушения неврологического генеза — сложные формы ДЦП (спастический тетрапарез, гиперкинез и т. д.). Дети данной группы зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др. Проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации, проявляют интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, могут овладевать основами счета, письма, чтения и др.
  2. Выраженные нарушениям поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). С детьми данной группы затруднена коммуникация и социальное взаимодействие, отсутствует интерес к деятельности окружающих, затруднено обучение в условиях группы.
  3. Нарушения движений и моторики (передвигаются самостоятельно). Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. У части детей также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими. У некоторых — речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации. Другая часть детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов [4, с.348–350].

У детей с ТМНР страдают интеллект, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, саморегуляция поведения и деятельности. Это определяет невозможность освоения академических (школьных) знаний даже на уровне начального образования, а также значительные трудности в быту, общении и социальном взаимодействии с другими людьми

Цель педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития: создать условия для появления у ребенка опыта конструктивного преодоления или разрешения проблем, адаптировать его к социальной среде через процесс воспитания и обучения.

Задача педагога — выбрать соответствующую тактику помощи, осуществлять и моделировать свои действия таким образом, чтобы максимально приблизить ребенка к обозначенной цели, а именно — подготовить его к жизни, сформировать у него навыки и умения для обустройства своего быта, для овладения какой-либо доступной и посильной профессией и т. д.

Обучение детей с ТМНР (в том числе с синдромом Дауна и РАС) направлено на формирование общей культуры, обеспечивающей развитие необходимых для жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития обеспечивается:

  1. Созданием оптимальных путей развития;
  2. Использованием специфических методов и средств обучения;
  3. Дифференцированным, «пошаговым» обучением;
  4. Обязательной индивидуализацией обучения;
  5. Формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;
  6. Обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;
  7. Дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за её пределами;
  8. Организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося.

Основываясь на теоретические положения отечественной психологической науки, обучение строится на деятельностном подходе и дифференцированном с учетом их образовательных потребностей.

Учитывая, при обучении детей данной категории особенности его познавательной деятельности, новый учебный материал, необходимый для усвоения, необходимо делить на маленькие порции и представлять для усвоения в наглядно-практических, деятельностных условиях, закрепление проводить на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторять усвоенное на разнообразном материале.

В связи с тем, что исходный уровень речевого развития у детей низкий, замедленный темп усвоения материала, необходимо правильно дозировать объем предлагаемого материала, уделяя особое внимание содержанию каждого занятия.

Критерием отбора и комбинирования методов и приемов обучения детей с особыми образовательными возможностями, является смена видов деятельности.

При обучении детей данной категории применяются следующие методы:

  1. Словесные методы. Это инструкция, рассказ, беседа, объяснение и др.;
  2. Наглядные методы. К ним относятся показ изучаемых предметов, изображений, организация наблюдений учащихся, показ кино- и развивающих видеофильмов, презентаций и др.

Применяя наглядные методы необходимо обыгрывать предметы и действия с ними, ставить уточняющие вопросы, направляющие внимание учащихся на признаки, различающие данные предметы, их изображения.

В связи с неустойчивым вниманием, детям с умеренной умственной отсталостью на уроке для работы с учащимися рекомендуется применять 2–4 предмета.

При этом наглядный материал должен быть ярких, насыщенных тонов.

  1. Практические методы. Они включают дидактические и сюжетно-ролевые игры, упражнения, выполнение трудовых и социально-бытовых заданий [3, с.74]
  2. Метод пошагового обучения.

А. Р. Маллер (2003), Г. В. Цикото (2003) были сформулированы основные требования к методике обучения детей данной категории.

  1. Использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.
  2. Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения.
  3. Использование подражательности, свойственной тяжело умственно отсталым детям.
  4. Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами.
  5. Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.
  6. Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована.
  7. Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время. Комбинированное (комплексное) построение урока: на одном уроке проводятся различные виды работы по разным разделам программы, например, развитие речи — игра -музыкальные (физкультурные) упражнения; предметно-практическая деятельность -ритмические упражнения — рисование и т. д.
  8. Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.
  9. Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Задание, как правило, должен выполнять каждый ребенок в соответствии со своими возможностями и с использованием необходимой помощи педагога. Обязательная эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребенка. [3, с.127]

При подготовке уроков нужно учесть, что дети с тяжёлым недоразвитием интеллекта могут усвоить только элементы письма, счёта, некоторые навыки слогового чтения. На большее они просто не способны. Всегда нужно учитывать уровень психофизических возможностей детей. Главное — создание у детей социальных контактов, тех необходимых навыков, которые пригодятся им в семье, при контактах в ближайшем окружении.

Литература:

  1. Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (программно-методические материалы) / Под. ред. И. М. Бгажноковой. — ВЛАДОС. 2007.
  2. Жигарева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.
  3. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208с.
  4. Примерная АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) С.344–497
  5. Шипицына Л. М. Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
  6. Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. СПб.: Изд-во Союз, 2004. — 336 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение, обучение детей, часть детей, глубокая умственная отсталость, множественное нарушение развития, психическое недоразвитие, сенсорная сфера, социальное взаимодействие, эмоционально-волевая сфера.

Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта

Определение 1

Интеллектуальные нарушения – это разного рода отклонения в умственном развитии.

При наличии у ребенка таких отклонений ему требуется специальное обучение по коррекционным программам. Это обусловлено тем, что интеллектуальные нарушения вызывают дефекты в речевом и психическом развитии ребенка. Мышление детей с нарушениями интеллекта находится на низком уровне развития. Это приводит к нарушениям различных функций и проблемами с различными направлениями и видами деятельности.

Обучение детей с нарушениями интеллекта реализуется в специальных учебных учреждениях, где используется системный подход и проводятся комплексные мероприятия, ориентированные на реабилитацию, социальную адаптацию, обучение, воспитание и развитие детей.

Система мер по воспитанию, обучению и развитию детей с интеллектуальными нарушениями

Коррекционная система воспитания, обучения и развития детей с интеллектуальными нарушениями реализуется на основе двух ведущих принципов:

  1. Принцип вариативности. Он означает, что к каждому ребенку подбирается свой вариант воспитания и обучения, с выбором методов и средств, исходя из условий его проживания, семейного микроклимата, желания родителей, особенностей проявления нарушений интеллекта и иных сопутствующих заболеваний.
  2. Принцип системности. Он означает, что реализацией обучения, воспитания и развития, реабилитационные мероприятия проводят специальные коррекционные учреждения, в которых ребенок получает медицинский осмотр и лечение, консультацию психологов, психиатрическую помощь, обучается специальным педагогом по коррекционным программам, а также получает помощь иных специалистов, при необходимости.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Система мер по воспитанию, обучению и развитию детей с нарушениями интеллекта имеет общеразвивающую и компенсирующую направленность с психолого-медико-педагогической поддержкой.

Системное воспитание и обучение требует такого подхода к каждому ребенку, при котором будет учтен характер его отклонений, степень их проявления, темп психического и интеллектуального развития ребенка. Такое воспитание, прежде всего, ориентировано на сглаживание отклонений и их возможную коррекцию, а также устранение причин их развития.

Системный подход необходим для поиска путей оптимального коррекционного воздействия и выбор направлений развития ребенка с нарушениями интеллекта. Системные мероприятия позволяют провести комплексную диагностику развития интеллектуальных отклонений, выявить их причины и разработать коррекционные способы борьбы с ними.

Любой возрастной этап развития ребенка оказывает определенное влияние на развитие его личности. На каждом возрастном этапе происходит формирование психических процессов личности, определяются направления его поведения и характер социального взаимодействия. В этой связи, на каждом возрастном этапе развития ребенка, особенно при наличии у него интеллектуальных отклонений, требуется создание оптимальных условий для развития его психики и развития разнородных направлений деятельности.

Системные меры развития ребенка требуют установления взаимодействия ребенка с иными людьми и социальной средой: семья, родители, сверстники, педагоги. После это определяется уровень интеллектуального развития ребенка, степень проявления первичного отклонения и наличие вторичных дефектов развития, выявляются трудности и проблемы в конкретных направлениях деятельности, вызванные нарушениями интеллекта и иными причинами и затем происходит выбор методов и форм коррекционной работы.

Программа коррекционной работы по воспитанию и обучению детей с интеллектуальными нарушениями реализуется по двум основным направлениям:

  1. Оказание помощи и поддержки родителям. Проводятся консультации и беседы с родителями, занятия, ориентированные на повышение их педагогической компетентности и передаче знаний по взаимодействию с ребенком, имеющим конкретные интеллектуальные отклонения. Необходимо выработать у родителей активную позицию в воспитании своего ребенка.
  2. Коррекционная работа с ребенком. Здесь требуется выбор оптимальных методов и средств коррекционного воздействия, с учетом возраста ребенка, динамики развития его интеллектуального развития и т.д.

Направления коррекционного обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта ориентирована на создание благоприятной обстановки и условий для развития их эмоциональной стороны, социальных качеств и интеллекта, исходя из его потенциала, а также позитивных личностных свойств.

Коррекционное воспитание и обучение реализуется по следующим направлениям:

  • Диагностическое. Это начальный этап работы с ребенком, требующим коррекционного подхода к обучению, воспитанию и развитию. На нем происходит выявление его отклонений, степень, динамика и темп их развития на основе применения медицинского, психологического, педагогического исследования ребенка и выявления путей его развития.
  • Воспитательное. Здесь происходит ориентация работы на развитие у ребенка и его родителей автономии, навыков самостоятельной деятельности, формирование ориентиров поведения, развитие поведенческих реакций и нравственных принципов социального взаимодействия.
  • Коррекционное. Проводятся мероприятия по коррекции отклонений. Они связаны с развитием у ребенка компенсаторных механизмов формирования его психических процессов и направлений деятельности, проведение профилактики вторичных нарушений и их устранение при наличии. Также, проводится обучение родителей коррекционной работе с ребенком.
  • Образовательное. Здесь осуществляется обучение детей навыкам социального взаимодействия, передается опыт социальной деятельности, идет подготовка к обучению на дальнейших ступенях. Все эти мероприятия проводятся с учетом индивидуальных особенностей развития и потребностей коррекционного воздействия конкретного ребенка.

Воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями развития. — Мегаобучалка

 

http://rcpohv.ru/post/open/97

Нарушения развития могут быть изолированными (единичными) или комплексными сложными (сложными). Единичное нарушение – это нарушение какой-то одной системы организма (зрения, слуха). К комплексным(они же сложные, сочетанные, комбинированные)нарушениямразвития относят случаи, когда у ребенка (подростка) одновременно отмечается наличиедвух или нескольких нарушений, каждое из которых представляет собой самостоятельныйпервичный дефектразвития. (Типичные варианты – слепоглухота, сочетание сенсорных и общедвигательных расстройств: нарушение зрения и детский церебральный паралич, глухота и детский церебральный паралич, сочетание сенсорных и интеллектуальных расстройств и др.). Следует подчеркнуть, что сочетанные нарушения развития, в структуре которых одно из нарушений обусловлено другим (т.е. представляет собой вторичное отклонение в развитии), например, глухонемота (при которой отсутствие речи определяется первичным тяжелым нарушением слуховой функции), к категории комплексных нарушений не относится.

Специалисты разводят понятия сложный и множественный, сложныйиосложненныйдефект, отмечая различную структуру нарушения. Понимание структуры осложненного дефекта трактуется рядом современных исследователей (Мастюковой Е.М, Жигоревой М.В. и др.) следующим образом.Осложненный дефектпредполагает наличие нескольких (как правило, двух) первичных нарушений, одно из которых определяет структуру нарушения, так как обусловливает вторичные отклонения, а другие первичные нарушения (в силу нерезкой выраженности) не приводят к выраженным негативным последствиям и не оказывают влияния на ведущий. При условии раннего выявления и оказания комплексной помощи неярко выраженные первичные нарушения компенсируются. Примером осложненного нарушения может служить незначительное снижение слуха у ребенка с ДЦП.

Термин-понятие «комплексное(сложное) нарушение»отражает сочетание двух первичных нарушений, каждое из которых является ведущим, так как обусловливает структуру нарушения, вызывая ряд взаимосвязанных вторичных и третичных отклонений.



Среди комплексных нарушений развития традиционно выделяются множественные нарушения. К ним, по сложившейся в коррекционной педагогике традиции,принято относить такие случаи нарушений развития, когда у ребенка сочетаютсятри и болеепервичных нарушения (например, умственно отсталые слабовидящие глухие дети и др.).

По результатам исследований в настоящее время категория детей со сложными и осложненными нарушениями развития составляет до 40% контингента специальных образовательных учреждений *.

В группе сложных дефектов, как правило, преобладают врожденные формы патологии генетического происхождения. Например, умственную отсталость с сенсорными нарушениями обычно относят к наследственным синдромам и заболеваниям. Болезнь Дауна – сложный дефект хромосомного происхождения. Умственная отсталость у таких детей в 70% случаях сочетается с нарушениями слуха, в 40% – с дефектом зрения. Иммунологическая несовместимость между матерью и плодом (гемолитическая болезнь новорожденного) также может быть причиной недоразвития познавательной деятельности ребенка, нарушений слуха и двигательных расстройств.

К эндокринным по происхождению заболеваниям, приводящим к сложному и множественному нарушению развития, относятся различные пре- перинатально и постнатально перенесенные заболевания. Наиболее распространенными из этих внутриутробных заболеваний являются краснуха, корь, туберкулез, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция и др. Скарлатина, корь, грипп или нейроинфекции (менингиты, энцефалиты) в детском возрасте также могут привести к сложному нарушению развития у ребенка. К сочетанному нарушению зрения и слуха с возрастом могут привести тяжелая форма диабета и ряд некоторых соматических заболеваний.

Диагностика и выявление детей со сложными и множественными нарушениями развития – это новая и сложная проблема. Специалистам, призванным решать эту проблему, необходимы самые широкие знания в области медицины, генетики, специальной педагогики, во всех областях специальной и клинической психологии. Нарушение развития могут проявляться в различных сочетаниях, науке известны не менее 20 видов сложного дефекта. Это могут быть сочетания сенсорных, интеллектуальных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений (например, сочетание нарушений зрения и слуха – слепоглухота, зрения и системного нарушения речи, зрения и умственной отсталости, расстройств зрения и движений.

Рождение ребенка с комплексным тяжелым нарушением почти сразу ставит вопрос о возможности его семейного воспитания. Именно такие дети чаще всего попадают в специальные Дома ребенка и клиники, и прогноз их развития там не всегда благоприятный.

Среди всего многообразия проявлений нарушений выделяются основные категории: дети с сохранными потенциальными возможностями развития и умственно отсталые дети, дети, способные к самостоятельной активной осмысленной деятельности, и дети, нуждающиеся в постоянной заботе и полном обслуживании со стороны окружающих.

В процессе комплексного обследования определяется уровень психоречевого развития ребенка и степень отставания в развитии (по возрастной норме), определяется, какому возрасту соответствуют основные показатели нервно-психического развития. Для ребенка с комплексными нарушениями развития такими показателями будут являться: понимание речи, активная речь, сенсорное развитие, игра, предметно-практическая и различные виды продуктивных видов деятельности, движения, навыки самообслуживания.

Необходимо также в процессе обследования определить структуру нарушения, т.е. соотношение первичных и вторичных отклонений, а также степень выраженности первичных нарушений и характер их влияния друг на друга.

Для того чтобы спланировать эффективную программу коррекционной помощи, необходимо выявить компенсаторные возможности ребенка в ходе проведения диагностического обследования. С этой целью следует создать насыщенную полисенсорную среду и определить сохранные функции.

Создание единой системы комплексной помощи детям, имеющим сложные нарушения, в настоящее время является одним из приоритетных направлений современного специального (коррекционного) образования.

Система обучения и психолого-педагогического сопровождения детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии в нашей стране пока еще находится в стадии становления. При этом специалисты и педагогические работники зачастую оказываются не готовыми осуществлять действенную помощь таким детям. Это обусловлено несколькими причинами:

ü – На современном этапе имеются апробированные, научно обоснованные программы обучения и воспитания детей с ОВЗ, ориентированные на одно ведущее (первичное) нарушение. Однако применение этих программ в работе с детьми, имеющими сочетание нескольких первичных нарушений, не обеспечивает в полной мере эффективность коррекционного воздействия. Существующие программные и методические разработки для этой группы детей в основном носят рекомендательный характер, многие из них нормативно не утверждены. Единственной программой, допущенной Министерством образования РФ (заключение ФЭС от 4 июня 2002 г.) для реализации в практике коррекционной помощи детям со сложными нарушениями, является «Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития»*. Кроме этого, Минобрнауки РФ рекомендованы программно-методические материалы Московского института открытого образования, отражающие современные подходы к организации и содержанию воспитания детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях детских домов, интернатов, ПМС Центров, ЦЛП**

ü Категория детей с комплексными нарушениями крайне разнообразна по структуре, степени и характеру проявлений, в связи с чем, достаточно сложно выработать какие-либо единые подходы к обучению и сопровождению таких детей с учетом всех факторов.

ü Необходим комплексный подход к обучению и психолого-педагогическому сопровождению, систематическая длительная коррекционная работа, организованная на всех возрастных этапах усилиями разных специалистов. При этом сложно скоординировать взаимодействие специалистов разных ведомств и служб (здравоохранения, социального обеспечения и образования) на постоянной и непрерывной основе.

ü Недостаточно разработана система ранней помощи таким детям, что обусловливает большую «устойчивость» и «фиксированность» нарушений, появление значительного числа вторичных отклонений и трудности компенсации нарушенных функций у ребенка.

Тенденция к появлению новых вариаций сложных нарушений определяет проблемы диагностики и планирования содержания коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей и компенсаторных возможностей ребенка.

Нормативно-правовая база организации специальной помощи детям с комплексными нарушениями развития продолжает разрабатываться на федеральном и региональном уровнях. Основными документами, регулирующими актуальные вопросы организации условий и содержание обучения, воспитания и психолого-педагогического сопровождения детей со сложными нарушениями являются:

· Государственный стандарт общего образования лиц с ОВЗ (1999).

· Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья*.

· Письмо Минобразования РФ от 3 апреля 2003 г. N 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».

· Письмо Минобразования РФ от 29 июня 1999 г. N129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии».

· «Положение о классах (группах) для детей со сложной структурой нарушения», утвержденное Коллегией МО Республики Коми от 23.03.2001.

Согласно государственному стандарту общего образования лиц с ОВЗ, дети с комплексными нарушениями развития учатся в образовательных учреждениях, соответствующих тому или иному ведущему дефекту, но по индивидуальным программам.

В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении в коррекционном учреждении могут открываться специальные классы, группы, группы продленного дня (в том числе для воспитанников, имеющих сложный дефект).

Письмо Минобразования РФ «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» определяет специфику образовательного процесса в специальных классах, группах, группах продленного дня для обучающихся, воспитанников, имеющих сложный дефект, специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Цель создания подобных классов – максимально возможная адаптация, вовлечение в процесс социальной интеграции и личностной самореализации этих обучающихся (воспитанников). Направление детей в эти учреждения осуществляется на основании заключения ПМПК и заявления родителей.

Содержание образования определяется образовательной программами, разраба-тываемыми на базе образовательных программ специальных (коррекционных) учреждений, данного учреждения, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей, на сегодняшний день принимаемой и реализуемой образовательным учреждением самостоятельно. Основные задачи образования:

· формирование представлений о себе;

· формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;

· формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентация в геобиологической и социальной среде;

· формирование коммуникативных умений;

· обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности;

· обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям воспитанников и др.

Письмо МО РФ «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» регламентирует наличие дополнительных условий для воспитанников со сложной структурой нарушений: сокращение времени пребывания в группе до 2-3 часов в день; дополнительная психолого-медико-педагогическая диагностика в середине года с целью уточнения направлений коррекционно-педагогической работы.

В настоящее время Институтом коррекционной педагогики РАО (Москва) разработано примерное содержание специального образовательного стандарта*, в котором представлены дифференцированные варианты коррекционной помощи детям с ОВЗ с учетом их возможностей и потребностей. Для детей с тяжелыми комплексными нарушениями планируется создать максимально развернутую систему специальных условий обучения и воспитания. При этом для «тяжелого» ребенка предусмотрено обучение на уровне школьного образования по компоненту «жизненной компетенции» с целью обеспечения максимально возможной социальной адаптации и подготовки к самостоятельной жизни. В содержании специального стандарта предусмотрено постепенное поэтапное развитие социального опыта каждого ребенка. Обязательным и единственно возможным для этой категории детей в большинстве случаев признаетсяиндивидуальный образовательный маршрутобучения, который реализуется в системе комплексного сопровождения, как в условиях образовательного учреждения, так и в домашних условиях.

Несмотря на значительную вариативность содержания, представленного в указанных выше нормативных документах и методических материалах, можно выделить общие подходы к оказанию коррекционной помощи детям с комплексными (сложными) нарушениями развития вне зависимости от структуры дефекта.

Необходимыми составляющими коррекционной работы с детьми и подростками с комплексными нарушениями развития являются:

· Ранняя диагностика нарушений развития и включение ребенка в систему специальной помощи сразу же после выявление первичных нарушений.

· Оказание комплексной коррекционной помощи специалистами разных служб и ведомств, помощи, ориентированной на устранение индивидуальных проблем каждого ребенка.

· Расширение коррекционного образовательного пространства за пределы учреждения: оказание помощи не только в условиях образовательного учреждения, но и дома.

· Определение в качестве приоритетного направления коррекционной помощи социальной адаптациииразвитияиндивидуального жизненного опытаребенка на максимально доступном ему уровне.

· Обеспечение вариативностиформ обучения детей с комплексными нарушениями с учетом возможностей ребенка. Содержание большинства программ предполагает предметную подготовку с возможностью перехода на беспредметное обучение (в случаях значительной степени тяжести отмечаемых нарушений) или усложнение содержания по отдельным учебным дисциплинам для детей с более высоким уровнем развития.

· Планирование содержания программы обучения и воспитания детей и подростков с комплексными нарушениями осуществляется с учетом уровня развития и компенсаторных возможностей, индивидуально-типологических особенностей, структуры нарушения и степени потребности в посторонней помощи, а не только возраста ребенка.

· Обеспечение разных форм организации детей в зависимости от этапа обучения: на начальном этапе предусмотрено индивидуальное обучение и сопровождение каждого ребенка, на последующих – подгрупповые и фронтальные занятия.

· Включение членов семьи в коррекционной образовательный процесс в качестве его активных участников. Использование вариативных форм работы с семьей.

Анализ программно-методических материалов, разработанных отечественными специалистами, позволяет определить общие принципы, условия организации обучающее-развивающей среды, направления, формы организации обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями развития.

В программно-методических материалах предусмотрена комплексная коррекционная помощь по трем основным направлениям:

· Лечебно-профилактическая и восстановительная работа.

· Коррекционная психолого-педагогическая помощь.

· Социально-бытовая и доступная профессионально-трудовая подготовка.

Основополагающими принципамикоррекционной работы с детьми данной категории являются:

Принцип социально-практической направленности обучения предусматривает преодоление зависимости ребенка от ближайшего окружения, подготовку к самостоятельной жизни в обществе на максимально доступном уровне. Содержание коррекционной работы должно способствовать овладению социальными навыками в различных сферах жизнедеятельности (самообслуживание, социальные контакты, трудовая и профессиональная подготовка и другие).

Принцип воспитывающего характера обучения.Предполагает целостное воздействие на ребенка одновременно в двух направлениях:обучение знаниям, умениям и навыкамивоспитаниеличностис целью подготовки к деятельности и жизни в обществе.

нарушений обучения у детей | CDC

Многие дети время от времени могут испытывать трудности в школе с некоторыми темами или навыками. Когда дети изо всех сил стараются и со временем все еще борются с определенным набором навыков, это может быть признаком нарушения обучения. Нарушение обучаемости означает, что ребенок испытывает трудности в одной или нескольких областях обучения, даже если это не влияет на общий интеллект или мотивацию.

Некоторые из симптомов нарушения обучаемости:

  • Сложность распознавания справа налево
  • Обращение букв, слов или цифр после первого или второго класса
  • Проблемы с распознаванием узоров или сортировкой предметов по размеру или форме
  • Проблемы с пониманием и соблюдением инструкций или сохранением организованности
  • Проблемы с запоминанием того, что только что было сказано или только что прочитано
  • Отсутствие координации при перемещении
  • Сложности при выполнении задач руками, например при письме, вырезании или рисовании
  • Проблемы с пониманием концепции времени

Примеры нарушений обучаемости включают

  • Дислексия - трудности с чтением
  • Дискалькулия - трудности с математикой
  • Дисграфия - трудности с письмом

Дети с нарушениями обучаемости могут чувствовать разочарование из-за того, что они не могут овладеть предметом, несмотря на большие усилия, и могут действовать, действовать беспомощно или замкнуться.Нарушения обучения также могут проявляться эмоциональными или поведенческими расстройствами, такими как синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ) или тревожность. Комбинация проблем может затруднить успешную учебу ребенка в школе. Правильная диагностика каждого расстройства имеет решающее значение, чтобы ребенок мог получить правильную помощь для каждого.

Лечение нарушений обучаемости

Детям с нарушением обучаемости часто требуется дополнительная помощь и специальные инструкции.Нарушение обучения может дать ребенку право на получение услуг специального образования в школе. Школы обычно проводят собственное тестирование на нарушения обучения, чтобы определить, нужно ли ребенку вмешательство. Если есть другие опасения по поводу поведения или эмоций ребенка, необходимо пройти обследование у медицинского работника. Родители, медицинские работники и школа могут работать вместе, чтобы найти правильные направления и лечение.

Подробнее о LDexternal icon

Помощь детям в учебе и внимании. Внешний значок

Что должен знать каждый родитель…

Дети с особыми трудностями в обучении имеют право на услуги специального образования или приспособления в школе в соответствии с внешним значком Закона об инвалидах в образовании (IDEA) и законом о борьбе с дискриминацией, известным как Раздел 504.external icon Министерство образования США выпустило значок «Уважаемый коллега» letterpdf iconeexternal, в котором разъясняются как родителям, так и практикующим врачам обеспечение качественного образования для детей с особыми трудностями в обучении, включая детей с дислексией, дискалькулией и дисграфией.

Подробнее об образовательных услугах и проживаниивнешний значок

Ознакомьтесь с руководящими принципами раздела по правам инвалидов Министерства юстиции США по тестированию приспособлений для лиц с ограниченными возможностями.значок pdf [263 КБ / 9 стр.] внешний значок

Получите помощь в Центре обучения и информации для родителей в вашем штате внешний значок

Роль поставщиков медицинских услуг

Медицинские работники могут сыграть важную роль в сотрудничестве со школами, чтобы помочь ребенку с нарушениями обучения или другими ограниченными возможностями получить необходимые им специальные услуги. Американская академия педиатрии (AAP) создала отчет, в котором описывается роль, которую медицинские работники могут играть в оказании помощи детям с ограниченными физическими возможностями, включая нарушения обучения:

  1. Выявление детей, нуждающихся в услугах раннего вмешательства или специального образования.
  2. Обмен соответствующей информацией с ранним вмешательством или школьным персоналом.
  3. Встреча с сотрудниками школы и родителями или опекунами.
  4. Использование раннего вмешательства или школьной информации в планах медицинской диагностики или лечения.
  5. Работа в больнице раннего вмешательства, школе или школьной поликлинике.
  6. Работа на административном уровне над улучшением школьной работы с детьми с особыми потребностями.
.

Самые распространенные расстройства поведения у детей

Воспитание детей - дело трудное, а воспитание трудных детей может разрушить жизнь. Но не всегда так просто определить, проходит ли ваш ребенок только что этап или что-то действительно не так.

Истерика не означает, что у вашего двухлетнего ребенка автоматически возникают проблемы с властью, а у воспитанника детского сада, который не хочет сидеть на месте, не обязательно есть расстройство внимания. Когда дело доходит до понимания поведения наших детей, эксперты говорят, что диагнозы и ярлыки должны быть сведены к минимуму.

Эксперты по детской психологии из Оксфордского и Питтсбургского университетов говорят, что термин «расстройство» следует использовать с осторожностью в отношении детей до 5 лет, и ставят под сомнение его обоснованность. Профессора Фрэнсис Гарднер и Дэниел С. Шоу говорят, что доказательства ограничены, что проблемы в дошкольном учреждении указывают на проблемы в более позднем возрасте или что поведенческие проблемы являются свидетельством истинного расстройства. «Есть опасения по поводу того, как отличить нормальное поведение от ненормального в этот период быстрых изменений в развитии», - писали они.

При этом консервативный подход к решению поведенческих и эмоциональных проблем в этой возрастной группе является лучшим.

Редко ребенок в возрасте до 5 лет получает диагноз серьезного поведенческого расстройства. Однако у них могут появиться симптомы расстройства, которое может быть диагностировано позже в детстве. К ним могут относиться:

  1. синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
  2. оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD)
  3. расстройство аутистического спектра (ASD)
  4. тревожное расстройство
  5. депрессия
  6. биполярное расстройство
  7. расстройство обучения
  8. расстройства поведения

О многих из них вы наверняка слышали.Другие встречаются реже или не часто используются вне дискуссий о детской психологии.

ODD, например, включает вспышки гнева, обычно направленные на власть имущих. Но диагноз зависит от поведения, которое продолжается более шести месяцев и нарушает жизнедеятельность ребенка. Расстройство поведения - гораздо более серьезный диагноз и включает поведение, которое можно было бы считать жестоким как по отношению к другим людям, так и к животным. Это может включать физическое насилие и даже преступную деятельность - поведение, которое очень редко встречается у детей дошкольного возраста.

Аутизм, между тем, на самом деле представляет собой широкий спектр расстройств, которые могут влиять на детей разными способами, включая поведенческие, социальные и когнитивные. Они считаются неврологическим расстройством и, в отличие от других поведенческих расстройств, симптомы могут проявляться уже в младенчестве. По данным Американской психиатрической ассоциации, примерно у одного из 68 детей диагностируется расстройство аутистического спектра.

Гораздо более вероятно, что ваш маленький ребенок испытывает временные поведенческие и / или эмоциональные проблемы, чем одно из перечисленных выше клинических расстройств.Многие из них проходят со временем и требуют терпения и понимания родителей.

В некоторых случаях требуется внешнее консультирование, которое может быть эффективным в помощи детям в борьбе со стрессовыми факторами. Профессионал может помочь вашему ребенку научиться контролировать свой гнев, как справляться со своими эмоциями и как более эффективно сообщать о своих потребностях. По понятным причинам лечение детей в этом возрасте вызывает споры.

Стиль воспитания редко является причиной детских поведенческих проблем.И если вы ищете решения, которые помогут вашей семье справиться с ситуацией, это хороший показатель того, что вы не доставляете проблем своему ребенку. Тем не менее, родители играют решающую роль в лечении поведенческих проблем в раннем детстве.

Стили воспитания: какой из них вам подходит? »

Когда мы говорим о стилях воспитания, можно выделить четыре основных типа, один из которых наиболее эффективен в воспитании уравновешенных и хорошо воспитанных детей:

  1. Авторитарное воспитание: Строгие правила без компромиссов и вклад от детей.
  2. Авторитетное воспитание: Строгие правила, но родители готовы слушать своих детей и сотрудничать с ними. Больше демократии, чем авторитарного воспитания.
  3. Разрешительное воспитание детей: Мало правил и мало требований к детям. В этом доме практически нет дисциплины, и родители обычно берут на себя роль друзей.
  4. Невовлеченное родительство: Никаких правил и очень мало взаимодействия. Эти родители отстранены и могут отвергать своих детей или пренебрегать ими.

Авторитетное воспитание, скорее всего, вырастит уравновешенных и счастливых детей. Эксперты считают, что неучастные родители, скорее всего, вырастут детей, у которых отсутствует самооценка, самоконтроль и общие компетенции.

Из этих стилей воспитания мы можем научиться тому, что детям нужны четкие правила и последствия, но им также нужен родитель, готовый слушать и направлять.

Сочувствие, отзывчивость и спокойный темперамент - важнейшие качества, которые родители должны усвоить, пока их ребенок борется.Кроме того, важно знать, когда обратиться за помощью.

Если поведение вашего ребенка мешает нормальному ведению домашнего хозяйства или его обучению, или если он проявляет агрессию, пора поговорить со специалистом.

Воспитывать детей с проблемами поведения непросто. Но прежде чем вы поспешите диагностировать их или превратитесь в строгого приверженца дисциплины, обратитесь за помощью. Ваш педиатр может выяснить, является ли поведение вашего ребенка нормальным для его возраста, и предоставить ресурсы для оказания помощи.

.

% PDF-1.4 % 5548 0 объект > endobj xref 5548 34 0000000016 00000 н. 0000004504 00000 н. 0000004674 00000 н. 0000005138 00000 п. 0000005614 00000 н. 0000005989 00000 п. 0000006074 00000 н. 0000006189 00000 п. 0000006377 00000 н. 0000006813 00000 н. 0000007000 00000 н. 0000007825 00000 н. 0000007921 00000 п. 0000008344 00000 п. 0000008619 00000 п. 0000008938 00000 п. 0000009120 00000 н. 0000009609 00000 н. 0000009703 00000 п. 0000010170 00000 п. 0000010749 00000 п. 0000010862 00000 п. 0000011068 00000 п. 0000014902 00000 п. 0000017311 00000 п. 0000017623 00000 п. 0000017913 00000 п. 0000018210 00000 п. 0000018733 00000 п. 0000019022 00000 п. 0000019339 00000 п. 0000019848 00000 п. 0000004231 00000 п. 0000000976 00000 н. трейлер ] / Назад 4040748 / XRefStm 4231 >> startxref 0 %% EOF 5581 0 объект > поток hXiTSgC

.

Теория и практика в Европе и за ее пределами, Джеймс Лоу

Хотя большинство детей изучают язык относительно быстро, до 10 процентов из них медленно начинают говорить и, как говорят, имеют расстройство речи, связанное с развитием (DLD). Дети с ОДЗ находятся под присмотром разных специалистов в разных странах, им предлагаются различные услуги в течение разных периодов времени и различные терапевтические методы лечения. На сегодняшний день не было попыток оценить эти различные методы. Ведение детей с нарушением языка развития: теория и практика в Европе и за ее пределами делает именно это, сообщая о результатах исследования, проведенного в рамках работы европейской исследовательской сети COST Action IS1406.

Ло и его коллеги анализируют результаты общеевропейского опроса, исследуя, как разные услуги предоставляются в разных странах, культурные факторы, лежащие в основе таких услуг, и теоретические основы, используемые для информирования практики в разных странах.В книге также представлен краткий обзор международной практики в виде набора из 35 «виньеток» по конкретным странам, которые служат ориентиром для будущих разработок, но также привлекают внимание к работе ключевых практиков и мыслителей в каждой из исследованных стран.

Эта книга будет важным чтением для практиков, работающих с детьми с языковыми нарушениями, тех, кто заказывает услуги и политику в этой области, и студентов, изучающих логопедию и языковую терапию.

.

Нарушения речи и речи у детей

Дети рождаются готовыми к изучению языка, но им необходимо выучить язык или языки, которые используются в их семье и окружении. Изучение языка требует времени, и дети различаются по тому, насколько быстро они осваивают основные этапы языкового и речевого развития. Обычно развивающиеся дети могут испытывать проблемы с некоторыми звуками, словами и предложениями во время обучения. Однако большинство детей в возрасте 5 лет легко могут использовать язык.

Помощь детям в изучении языка

Родители и опекуны - самые важные учителя в раннем детстве. Дети изучают язык, слушая, как говорят другие, и практикуясь. Даже маленькие дети замечают, когда другие повторяют, и реагируют на их шумы и звуки. Языковые и интеллектуальные навыки детей становятся сильнее, если они слышат много разных слов. Родители могут помочь своему ребенку учиться разными способами, например,

  • Реагирует на первые звуки, бульканье и жесты ребенка.
  • Повторение сказанного ребенком и добавление к нему.
  • Говорить о том, что видит ребенок.
  • Задавать вопросы и слушать ответы.
  • Просмотр или чтение книг.
  • Рассказы.
  • Пение песен и стишки.

Это может происходить как во время игры, так и в повседневной жизни.

Родители также могут наблюдать следующее:

Узнайте больше о языковых вехах. Смотрите вехи в действии.

Начало страницы

Некоторые языки скорее визуальные, чем разговорные. Американский язык жестов использует для общения визуальные сигналы, включая жесты, мимику и движения тела.

Что делать, если есть сомнения

Некоторым детям трудно понимать и говорить, и им нужна помощь. Они могут не овладевать языковыми вехами одновременно с другими детьми, и это может быть признаком языковой или речевой задержки или расстройства.

Развитие речи состоит из разных частей, и у детей могут быть проблемы с одним или несколькими из следующих:

  • Понимание того, что говорят другие (восприимчивый язык).Это могло быть связано с
    • Не слышите слова (потеря слуха).
    • Не понимаю значения слов.
  • Передача мыслей с помощью языка (выразительный язык). Это могло быть связано с
    • Незнание слов, которые нужно использовать.
    • Не умею складывать слова.
    • Знание слов, которые нужно использовать, но неспособность их выразить.

Языковые и речевые расстройства могут существовать вместе или сами по себе.Примеры проблем с языком и развитием речи включают следующее:

  • Расстройства речи
    • Трудности с правильным формированием определенных слов или звуков.
    • Проблемы с плавным переходом слов или предложений, например заикание или заикание.
  • Задержка речи - способность понимать и говорить развивается медленнее, чем обычно
  • Языковые расстройства
    • Афазия (трудности с пониманием или говорением по частям языка из-за травмы головного мозга или его работы).
    • Расстройство обработки слуха (трудности с пониманием значения звуков, посылаемых ухом в мозг)

Узнать больше о языковом расстройстве внешний значок.

Языковые или речевые расстройства могут возникать вместе с другими нарушениями обучения, влияющими на чтение и письмо. Дети с языковыми расстройствами могут чувствовать разочарование из-за того, что они не могут понять других или заявить о себе, и они могут действовать, действовать беспомощно или замкнуться. Языковые или речевые расстройства также могут сопровождаться эмоциональными или поведенческими расстройствами, такими как синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ) или тревожность.Дети с нарушениями развития, включая расстройство аутистического спектра, также могут иметь трудности с речью и языком. Сочетание проблем может затруднить успешную учебу ребенка в школе. Правильная диагностика детского расстройства имеет решающее значение, чтобы каждый ребенок мог получить правильную помощь.

Начало страницы

Обнаружение проблем с языком или речью

Если у ребенка проблемы с языковым или речевым развитием, поговорите с врачом об обследовании.Первый важный шаг - выяснить, не страдает ли ребенок потерей слуха. Потеря слуха может быть трудно заметить, особенно если у ребенка потеря слуха только на одно ухо или у ребенка частичная потеря слуха, что означает, что он может слышать одни звуки, но не другие. Узнайте больше о потере слуха, обследовании, оценке и лечении.

Специалист по языковому развитию, такой как внешний значок речевого патолога, проведет тщательную оценку, чтобы определить, какой тип проблемы с языком или речью может быть у ребенка.

В целом, изучение более чем одного языка не вызывает языковых расстройств, но дети могут не следовать точно таким же этапам развития, как те, кто изучает только один язык. Развитие способности понимать и говорить на двух языках зависит от того, сколько у ребенка практики в использовании обоих языков, и от вида практики. Если у ребенка, изучающего более одного языка, возникают трудности с языковым развитием, может потребоваться тщательная оценка со стороны специалиста, который понимает развитие навыков более чем одного языка.

Начало страницы

Лечение языковых или речевых расстройств и задержек

Детям с языковыми проблемами часто требуется дополнительная помощь и специальные инструкции. Патологоанатомы могут работать напрямую с детьми и их родителями, опекунами и учителями.

Наличие языковой или речевой задержки или расстройства может дать ребенку право на раннее вмешательство, внешний значок (для детей до 3 лет) и услуги специального образования (для детей от 3 лет и старше).Школы могут проводить собственное тестирование на языковые или речевые расстройства, чтобы определить, нужно ли ребенку вмешательство. Если есть другие опасения по поводу слуха, поведения или эмоций ребенка, необходимо пройти обследование у медицинского работника. Родители, медицинские работники и школа могут работать вместе, чтобы найти правильные направления и лечение.

Что должен знать каждый родитель

Дети с особыми ограничениями в обучении, включая языковые или речевые нарушения,

.

Секрет преодоления коммуникативных расстройств у детей

Речевые и языковые расстройства относятся к проблемам в общении и в смежных областях, таких как двигательная функция полости рта. Эти задержки и расстройства варьируются от простой замены звука до неспособности понимать или использовать язык или использовать орально-моторный механизм для функциональной речи и кормления. Некоторые причины речевых и языковых расстройств включают потерю слуха, неврологические расстройства, черепно-мозговую травму, умственную отсталость, злоупотребление наркотиками, физические нарушения, такие как заячья губа или нёбо, а также злоупотребление голосом или неправильное использование.Однако часто причина неизвестна.

Более одного миллиона учащихся, участвовавших в программах специального образования государственных школ в 2000–2001 учебном году, были отнесены к категории имеющих дефекты речи или языка. Эта оценка не включает детей, у которых проблемы с речью / языком являются вторичными по сравнению с другими состояниями, такими как глухота. Нарушения речи могут быть связаны с другими нарушениями, такими как умственная отсталость, аутизм или церебральный паралич. Подсчитано, что коммуникативные расстройства (включая нарушения речи, языка и слуха) затрагивают каждого 10-го человека в США.

Общение ребенка считается отложенным, если ребенок заметно отстает от своих сверстников в приобретении речи и / или языковых навыков. Иногда у ребенка будут более высокие восприимчивые (понимающие), чем выразительные (говорящие) языковые навыки, но это не всегда так.

Речевые расстройства - это трудности с воспроизведением звуков речи или проблемы с качеством голоса. Они могут характеризоваться прерыванием течения или ритма речи, например заиканием, которое называется дисфлюэнцией.Речевые расстройства могут быть проблемами со способом формирования звуков, называемыми артикуляционными или фонологическими нарушениями, или они могут быть проблемами с высотой звука, громкостью или качеством голоса. Может быть сочетание нескольких проблем. Людям с нарушениями речи трудно использовать некоторые звуки речи, что также может быть признаком задержки. Они могут сказать «вижу», когда имеют в виду «лыжи», или у них могут возникнуть проблемы с использованием других звуков, таких как «л» или «р». Слушателям может быть сложно понять, что пытается сказать человек с нарушением речи.Люди с нарушениями голоса могут иметь проблемы с тем, как звучат их голоса.

Языковое расстройство - это нарушение способности понимать и / или использовать слова в контексте, как вербально, так и невербально. Некоторые характеристики языковых расстройств включают неправильное использование слов и их значений, неспособность выражать идеи, несоответствующие грамматические шаблоны, ограниченный словарный запас и неспособность следовать указаниям. Одна или комбинация этих характеристик может встречаться у детей, страдающих от нарушений в обучении языку или задержки языкового развития.Дети могут слышать или видеть слово, но не понимать его значения. Им может быть сложно заставить других понять, что они пытаются сообщить.

- Национальный центр распространения информации о детях с ограниченными возможностями (NICHCY)

Часто задаваемые вопросы о детских коммуникативных расстройствах

Что означает «коммуникативные расстройства»?

Термин «коммуникативные расстройства» охватывает широкий спектр языковых, речевых и слуховых проблем. Нарушения речи и языка включают проблемы с артикуляцией, нарушения голоса, проблемы с беглостью речи (например, заикание), афазию (затруднения в использовании слов, обычно в результате травмы головного мозга) и задержки речи и / или языка.Задержка речи и языка может быть вызвана многими факторами, включая факторы окружающей среды или потерю слуха.

Нарушения слуха включают частичный слух и глухоту. Глухоту можно определить как потерю, достаточную для затруднения или невозможности слуховой коммуникации без усиления. Есть четыре типа потери слуха. Кондуктивная потеря слуха вызвана заболеваниями или препятствиями в наружном или среднем ухе, и обычно ей можно помочь с помощью слухового аппарата. Сенсорно-невральные потери возникают в результате повреждения сенсорных волосковых клеток внутреннего уха или нервов, которые их снабжают, и могут не реагировать на использование слухового аппарата.Смешанная потеря слуха - это потеря слуха, при которой проблема возникает как во внешнем или среднем ухе, так и во внутреннем ухе. Центральная потеря слуха возникает в результате повреждения нервов или головного мозга.

Многие коммуникативные расстройства возникают в результате других состояний, таких как нарушение обучаемости, церебральный паралич, умственная отсталость, заячья губа или нёбо.
Каковы некоторые характеристики детей с коммуникативными расстройствами?

Ребенок с задержкой речи или речевого развития может иметь различные характеристики, включая неспособность следовать указаниям, медленную и непонятную речь, а также выраженные трудности в синтаксисе и артикуляции.Синтаксис относится к порядку слов в предложении, а артикуляция - к способу формирования звуков. Расстройства артикуляции характеризуются заменой одного звука другим или пропуском или искажением определенных звуков.

Заикание или нарушение речи - это нарушение речевого потока, которое чаще всего возникает в возрасте от 3 до 4 лет и может прогрессировать от спорадической до хронической проблемы. Заикание может спонтанно исчезнуть к раннему подростковому возрасту, но следует рассмотреть возможность речевой и языковой терапии.

Типичные нарушения голоса включают охриплость, одышку или внезапные сбои в громкости или высоте звука. Нарушения голоса часто сочетаются с другими проблемами речи, образуя сложное расстройство общения.

Ребенок с возможными проблемами слуха может напрягаться, просить повторить вопросы перед тем, как дать правильный ответ, демонстрировать неточности речи (особенно опускать начало и конец слов) или проявлять замешательство во время обсуждения. Обнаружение и диагностика нарушений слуха стали очень сложными.У новорожденного можно обнаружить наличие потери слуха и оценить ее степень тяжести.

Учащиеся, говорящие на диалектах, отличных от стандартного английского, могут иметь проблемы с общением, которые связаны либо с языковыми различиями, либо, в более серьезных случаях, с языковыми расстройствами.

Сколько детей страдают коммуникативными расстройствами?

По общему мнению, речевые и языковые расстройства составляют 5% детей школьного возраста. В эту цифру входят нарушения голоса (3%) и заикание (1%).Распространенность детей начальной школы, у которых наблюдается задержка фонологического (артикуляционного) развития, составляет от 2% до 3%, хотя процент неуклонно снижается с возрастом.

Оценки нарушений слуха значительно различаются: одна широко принятая цифра в 5% представляет долю детей школьного возраста с уровнем слуха за пределами нормального диапазона. Из этого числа от 10% до 20% нуждаются в каком-либо специальном образовании. Примерно треть глухих учащихся посещают школы-интернаты.Две трети учащихся посещают дневные программы в школах для глухих или дневные классы в обычных школах. Остальные включены в обычные школьные программы.
Каковы образовательные последствия коммуникативных расстройств?

Многие проблемы с речью связаны с развитием, а не с физиологией, и поэтому они поддаются лечению. Языковой опыт играет ключевую роль в развитии маленького ребенка. В прошлом дети с коммуникативными расстройствами обычно исключались из обычных классов для индивидуальной речевой и языковой терапии.Это все еще имеет место в тяжелых случаях, но тенденция заключается в том, чтобы держать ребенка в основной массе, насколько это возможно. Для достижения этой цели необходима совместная работа учителя, логопеда, аудиолога и родителей. Улучшение речи и коррекция речи включены в обычную школьную программу и естественную среду ребенка.

Усиление может быть чрезвычайно полезным для ребенка с нарушением слуха. Студенты, чей слух не полностью восстанавливается с помощью слуховых аппаратов или других средств усиления звука, имеют уникальные потребности в общении.Глухие дети не подвергаются автоматически огромному количеству языковой стимуляции, которую испытывают слышащие дети в раннем возрасте. Для глухих детей раннее, последовательное и сознательное использование видимых способов общения, таких как язык жестов, правописание пальцем, и / или усиление речи и / или усиление слуха / устной речи, может помочь уменьшить задержку речи. Некоторые педагоги выступают за строгий устный подход, при котором ребенок должен использовать как можно больше речи, в то время как другие выступают за использование языка жестов и правописания пальцами в сочетании с речью, подход, известный как полное общение.Растет согласие с тем, что следует использовать любую систему, которая лучше всего подходит для человека.

Многих детей с нарушением слуха можно обслуживать в обычных классах с помощью служб поддержки. В дополнение к расширению полезны учебные пособия, такие как фильмы с субтитрами и материалы для чтения с высоким интересом / низким словарным запасом. У большинства детей с нарушением слуха овладение языком и развитие значительно задерживаются, что иногда приводит к ошибочно заниженной оценке интеллекта.

Учащиеся, чьи физические проблемы настолько серьезны, что они мешают общению или полностью препятствуют ему, могут часто пользоваться преимуществами технологических достижений, которые позволяют человеку, возможно, впервые заявить о своих потребностях и желаниях.

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.