О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Обучение детей с овз русскому языку


Методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка | Русский язык и литература

Методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка

Автор: Шемчук Марина Николаевна

Организация: МБОУ «СШ №42»

Населенный пункт: г. Норильск, Красноярский край

Автор: Николаева Наталья Владимировна

Организация: МБОУ «СШ №42»

Населенный пункт: г. Норильск, Красноярский край

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.

Дети с ОВЗ – это лица в возрасте до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях реализации образовательного процесса в виду нарушений физического и (или) психического здоровья и развития, носящих постоянный или временный характер.

Дети-инвалиды – это лица, не достигшие 18 лет, имеющие серьёзные расстройства физического или психического здоровья, чаще всего постоянного характера, возникшие вследствие заболевания или травмы.

«В новом тысячелетии человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться не только как объект социально-педагогической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество. В связи с этим поиск оптимальных путей обучения, воспитания и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями встает в число первостепенных задач педагогической науки…».

Грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для учащегося с ОВЗ позволяет обеспечить развитие каждого школьника.

Великий Иван Петрович Павлов говорил, что в педагогике, как и в лечении, главное – постепенность и тренировка. Постепенно, последовательно, от самого простого к сложному, абстрактному до выработка прочного навыка - такова логика построения урока закрепления знаний.

Поде

Статья по русскому языку ( класс) на тему: ОБУЧЕНИЕ РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ОБУЧЕНИЕ РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

  Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов  неуклонно растет. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

   Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

   В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

- игровые ситуации;

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

   У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

   Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.

   Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.

   Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

   Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

   Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.

   Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения». Как указывал Ю. К. Бабанский, активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя.

   Уровень собственной познавательной активности учащихся является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с ОВЗ.

   Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом.

   При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.

   Следующим очень важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения. Например,

• на концентрацию внимания даю задание «Не пропусти ошибку»;

• на словесно-логическое обобщение – «Какое время года описано в стихотворении, как это определили?» (животное, дерево и т. п.)

• на слуховое восприятие – «Исправь неправильное утверждение».

   Принцип мотивации к учению заключается в том, что задания, упражнения и пр. должны быть интересны ученику. Вся организация обучения ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Для этого даю творческие и проблемные задания, но соответствующие возможностям ребёнка.

   Устойчивый интерес к учебной деятельности у умственно отсталых школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Например: поможем сказочному герою посчитать количество предметов, звуков, слогов и т. д. Предлагаю детям чтение слов по полубуковке. Половина слова (верхняя или нижняя) закрывается. На уроках в виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Зашифрованная тема. « - Мы сегодня разведчики, нам нужно выполнить задание.- Расшифруйте слово, для этого расставьте буквы в соответствии с цифрами по порядку».

   На примере урока русского языка по теме: «Имя существительное. Значение в речи. Наблюдение над многозначными словами» (6 класс) отражена технология коррекционно-развивающего обучения, которая направлена на развитие и коррекцию психических и физических недостатков учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

   Добиваться высокого уровня эффективности уроков позволяют информационные ресурсы. В кабинете имеются диски по теоретическим и практическим разделам русского языка, с тестовыми заданиями. Использование компьютерных дисков на уроках русского языка позволяет обучающимся лучше воспринимать объяснения учителя, узнавать много новой информации, проверять свои знания и умения с помощью тестов.

   Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов, поэтому здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе.

   В своей практической деятельности обеспечиваю укрепление психического здоровья учащихся, используя:

- Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей (Разминка во время напряженной интеллектуальной деятельности, музыкально-ритмическая гимнастика).

- Упражнения на снятие нервного напряжения у детей с ОВЗ.

- Упражнения на развитие эмоциональной сферы  у детей с ОВЗ.

Современные особенности преподавания русского языка в средней школе для детей с ОВЗ.

Современные особенности преподавания русского языка в средней школе для детей с ОВЗ.

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать, что внедряемая повсеместно политика открытости и толерантности, даже со всеми ее перегибами, начинает приносить ощутимо полезные плоды гражданам современного общества. Важность проводимых реформ актуальна для наиболее социально уязвимых групп населения. И в первую очередь это должно затрагивать и решать проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Мировой опыт прогрессивных стран наглядно; на практике показывает и доказывает, как важно и социально оправдано не делать из детей с ОВЗ изгоев, и как можно раньше «вводит» их в общество полноценных граждан. Хотя вопрос полноценности, по утверждению той же психиатрии довольно относителен.

Еще совсем недавно речь о совместном обучении детей с ОВЗ в обычных классах школы,0 вызывала, по крайней мере, недоумение в возможности как таковой и сопровождалась вполне обоснованными страхами, как со стороны преподавательского состава, так и со стороны родителей. Однако, подобные сомнения и страхи вызывают любые новшества, и главенство задачи заключается в правильном разностороннем осмысливании ситуации, выборе оптимальных решений и поэтапном внедрении. Подобный подход всегда оставляет возможность для корректировки неизбежных и закономерных недочетов.

Несмотря на возросшую нагрузку на педагогический состав школ, который проявляется в повышенной психологической, временной и трудозатратой отдаче, положительные результаты совместного обучения детей; не имеющих явных медицинских отклонений от нормы и детей с ОВЗ, вселяют уверенность в выбранном пути.

Отдельным положительным фактором, а теперь уже и фактом, можно считать развивающуюся социализацию обеих групп учащихся. Находясь постоянно в обществе друг друга, одни неизбежно свыкнутся с обыденностью отличных от себя людей и привитие чувства толерантности и терпимости потеряет свою актуальность, так как ситуация перерастет в повседневность и само собой разумеющееся. Дети с ОВЗ, с той же позиции с течением времени меньше станут зацикливаться и акцентироваться на своих природных недостатках, что позволит им в большей степени почувствовать себя, несмотря на диагноз, полноценными гражданами общества.

Кроме того, опасения по поводу снижения качества обучения показывают свою не состоятельность. В стремлении сделать учебный материал более понятным для детей с ОВЗ, педагоги стали «уходить» от скупого и сухого изложения прописанного в учебниках материала. Неизбежное требование повышение квалификации в рамках современных стандартов и развитие технологий повлекло за собой множество различных форм обучения и более наглядного преподнесения изучаемого материала. Что в свою очередь закономерно повысило интерес к предметам всех школьников.

Бесспорно, для нашей страны основополагающим предметом является русский язык. Такой, казалось бы простой в повседневном использовании, по мнениям многих экспертов, в изучении русский язык далеко не так легок. И каждый прочувствовал это на собственном опыте. Представьте насколько изучение русского языка, заложенного в школьной программе, трудно для восприятия детям с ОВЗ. Задача современного преподавателя не просто зачитать для конспекта материал учебника, не просто задать и проверить какое-то упражнение или провести контрольную работу. Смысл преподавания в том, чтобы любой учащийся понял посыл учителя, осознал и запомнил значимость правил и исключений, но более того – научился применять полученные знания в повседневной жизни. И это касается как правописания, так и разговорной речи.

Современные технологии дают нам неоспоримое преимущество перед устаревшими методиками преподавания, и наша задача как преподавателей, научиться грамотно и полноценно использовать образовавшуюся возможность во благо своим ученикам. И даже не обладая наличием компьютеризированных возможностей всегда можно и нужно подходить к преподаванию предмета творчески. Прежде чем «пугать» детей диктантами, изложениями и контрольными необходимо преподнести им изучаемый материал в понятной, доступной и интересной форме. И здесь могут быть хороши любые практики:

  • Беседа

  • Рассказ

  • Квесты

  • Ребусы

  • Работа в группах

  • Игровые методы

  • Использование информационно-компьютерных технологий

  • Самостоятельные и проверочные работы

Ответственность учителя очень высока – именно учитель, незаметно, но, тем не менее, создает общество завтрашнего дня. Деятельность преподавателя, у которого обучаются дети с ОВЗ, довольно многогранна и не ограничивается одними лишь адаптированными образовательными программами. Повышенное внимание должно быть не только к детям с ОВЗ, но и в целом ко всем и каждому, чтобы уделяя время одному не «запустить» другого или даже других. Постоянное повышение квалификации, общение с медицинскими специалистами и тьюторами - повседневная деятельность современного преподавателя.

Время диктует новые и порой жесткие правила. Мало быть просто преподавателем, куда важнее быть настоящим учителем, который любит свое дело и в полной мере соответствует выбранной профессии.

Статья по русскому языку на тему: Специфика преподавания русского языка в классах с ОВЗ

Специфика преподавания русского языка в классах  с ОВЗ.

В школу приходят разные дети: разные по характеру и по поведению, по уровню развития и по подготовленности. Одни учатся легко, словно играючи, схватывают все на лету. Другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия, но при достаточном усердии и они более или менее удовлетворительно осваивают программный материал. И есть дети, обучение которых в общем потоке оказывается слишком трудным и для них самих, и для учителей, и для родителей. И, как правило, такие дети после комплексного обследования на ПМПК, продолжают дальнейшее обучение в классах другого уровня – класcах коррекционного обучения.

Проблемы учащихся коррекционных классов:  

  • низкая учебная мотивация,
  • неумение работать самостоятельно,
  • низкая техника чтения,
  • непонимание  заданий,
  • отсутствие познавательных интересов и др.

    При этом наблюдается повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. Всё это обусловлено неярко выраженными теми или иными отклонениями в их развитии.  

    На сегодняшний день существует большое многообразие педагогических технологий, которые можно использовать для преподавания уроков в коррекционной школе:

  • игровые технологии;
  • технологии уровневой дифференциации;
  • технология индивидуализации обучения и др.

Я преподаю русский язык и литературу и в общеобразовательных классах, и в классах коррекции VII вида. Класс коррекции является малокомплектным – до 12 человек.

Сразу появилась проблема: как сделать обучение учащихся наиболее эффективным, а мне, в свою очередь, успеть поработать и с каждым классом, и с каждым учеником. Одним из принципов работы в коррекционных классах является индивидуальный и дифференцированный подход. Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга. Очень важно, чтобы материал соответствовал уровню учащихся. Также одна  из задач коррекционного обучения – воспитание самостоятельности.

Обучению русскому языку в коррекционных классах уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками чтения и письма, связной устной и письменной речью, во многом зависит успешность всего образовательного процесса, обеспечение социальной адаптации выпускников.  

Индивидуальный подход необходим школьникам с ограниченными возможностями здоровья, независимо от их успехов в учебе. Нельзя искусственно задерживать в развитии хорошо успевающих учеников, им нужно давать дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы поддерживать и развивать у них интерес к учению. Особенно данный вопрос актуален на уроках русского языка, связанных с развитием связной речи у школьников.

Конечно, уроки  требуют очень большой подготовки.  Во-первых, каждый урок должен чем-то отличаться от предыдущего. Во-вторых, необходимо отобрать именно такой материал для заданий, который будет отвечать всем требованиям современного урока в коррекционном классе. В-третьих, нужна положительная мотивация на уроке. В самом начале урока мы должны психологически подготовить учащихся к общению и обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы.

Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как дети с ограниченными возможностями здоровья имеют разные возможности. Оценка их успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.

На этапе подведения итогов урока и рефлексии нужно обязательно дать качественную оценку работы каждого учащегося, похвалить тех, кто в этом особенно нуждается (например, учащихся-меланхоликов), посмотреть, что не получилось  у других. Иными словами, помочь учащимся оценить свою деятельность на уроке.    

   Т.о., реализация индивидуального подходов в процессе обучения помогает оптимизировать  процесс обучения и добиться более высокого раскрытия потенциала каждого ученика.

На уроках русского языка важно своевременное чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. При этом учитель должен опираться на природную любознательность учеников.

Для оживления интереса учащихся в традиционный урок я ввожу элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, шарад. Особенно актуальны эти виды работы при изучении темы «Фонетика», «Лексика и фразеология», однако иногда они бывают полезны и для выработки у школьников орфографической зоркости, навыка правописания.

Считаю эффективными и систематически использую на уроках русского языка опорные схемы. Яркие и аккуратно оформленные, они вызывают интерес у детей, активизируют их внимание, помогают запоминать сложный материал.

Использование различных приёмов, форм, методов на уроках русского языка ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.

На протяжении всего учебного времени, соблюдая психолого-педагогические условия образования, мы стремимся к щадящему режиму: замедляем темп обучения, уменьшаем степень сложности подачи материала, способствуем более глубокому формированию образов, усвоению элементарной теории. Учитывая потенциальные возможности ученика, мы осуществляем индивидуальный подход. Оценивание уровня знаний происходит так же с учетом того, что главное в работе с этими классами не прохождение программного материала в полном объеме – мы должны помочь ребенку приспособиться в будущей жизни и адаптироваться к самостоятельной жизни.

Обучение русскому языку детей с ОВЗ (на примере детей, страдающих ДЦП и детей с РАС)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного профессионального образования Ростовской области

Ростовский институт повышения квалификации и

профессиональной переподготовки работников образования

Итоговая работа

на тему:

Обучение русскому языку и литературе детей с ОВЗ (на примере учащихся с ДЦП и РАС)

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат № 28»

Шевченко Татьяна Олеговна

Руководитель:

доцент кафедры филологии и искусств

Андреева Ольга Сергеевна

Ростов-на-Дону

2016 год

Содержание:

Введение. Актуальные проблемы специального образования детей с ОВЗ.

Мы живём в мире с неуклонно растущим числом детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Сегодня только в России проживает более двух миллионов таких детей. Около семисот тысяч из них являются детьми-инвалидами, то составляет около восьми процентов от общего числа детей. Проблема специального (коррекционного) образования является не только актуальной, но жизненно необходимой для многих из них.

Кто же они, дети с ОВЗ и дети-инвалиды? Это лица в возрасте до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях реализации образовательного процесса в виду нарушений физического и (или) психического здоровья и развития, носящих постоянный или временный характер. Особые условия являются комплексом, направленным на достижение реализации конституционных прав и свобод ребёнка с ОВЗ. В этот комплекс входят: услуги по реабилитации, специальные программы, учебные пособия, технологии и методики по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Дети-инвалиды – это лица, не достигшие 18 лет, имеющие серьёзные расстройства физического или психического здоровья, чаще всего постоянного характера, возникшие вследствие заболевания или травмы. Что обуславливает жизненные ограничения различной степени тяжести. И требует ряда мер социальной защиты данных лиц.

I. Специфика обучения русскому языку в Центре Дистанционного Образования детей-инвалидов.

Ростовская санаторная школа-интернат № 28 является специальным коррекционным образовательным учреждением, в котором созданы условия для обучения детей с ОВЗ.

Специфической особенностью школы является создание специальных условий как для обучения по общеобразовательным программам, так и для лечения детей со сколиотической болезнью. В ней проходят реабилитацию и обучаются более двухсот учеников из Ростова-на-Дону и Ростовской области.

Также на базе школы в 2010 году создан Центр Дистанционного Образования. В нём проходят обучение более пятисот детей-инвалидов с различными заболеваниями, среди которых наиболее часты ДЦП и аутизм. ДЦП (детский церебральный паралич) – это заболевание, возникающее при поражении мозга ребёнка во время беременности, в процессе родов или младенчестве. Оно проявляется в нарушении работы двигательной системы и неестественных положениях тела, принимаемых больным. Данные функции мозга, как правило, стабильны, им не свойственно ни ухудшение, ни улучшение.

Аутизм – специфическое расстройство психики, для которого характерно нарушение развития возможностей коммуникационных связей с другими личностями. Часто встречается размытие грани между реальностью и миром фантазий, событиями прошлого и настоящего. Аутизму больше подвержены мальчики, у которых он встречается в несколько раз чаще, чем у девочек. Заболевание достаточно распространённое и по оценке современной науки охватывает примерно 0.1-0.2 процента новорождённых.

Каждая из этих двух групп детей имеет свою специфику в изучении русского языка и литературы:

I.1. Основные направления обучения детей с ДЦП.

Серьёзной проблемой при обучении детей с ДЦП русскому языку является сложность овладения навыками письма. В связи с характерной плохой хватательной функцией кисти дети пишут буквами разного размера, знаки часто располагаются неравномерно в одной строке. Ребёнок не может поддерживать темп письма, быстро устаёт, ему необходимы небольшие паузы для отдыха пальцев. Зачастую требуются специальные накладки на тетради для фиксации руки или помощь взрослого, который будет придерживать руку.

Устные ответы для ребёнка затруднительны, что связано с различными нарушениями речи. Обычно учащиеся стараются свести ответ к шаблонным фразам, требующим минимальных языковых ресурсов. Часто требуется дополнительное время на подготовку и формулирование ответа. Во время урока рекомендуется использовать различные виды устных опросов, например:

* ответ по предложенному плану (кораблик – это имя существительное, потому что... Это слово обладает следующими морфологическими признаками …),

* рассказ от лица героя произведения

Также учителю-словеснику следует помнить, что спецификой учеников с расстройствами опорно-двигательного аппарата является любовь к наглядным материалам таким, как: схемы, рисунки, картинки. Использование подобных средств является неотъемлемым элементом современного урока.

Так как ребёнок данной категории большую часть времени находится в замкнутом пространстве, многие стандартные темы для сочинений и изложений, вызывают серьёзные проблемы. Учащийся может совершенно не представлять, как выглядит лес зимой или отдых у родственников в деревне. Из этого следует необходимость подстраивать темы подобных работ под особенности ученика. Например, предложив следующие темы:

* Моя семья

* Моя любимая игрушка

* Прогулка во дворе

Обязательным условием успешного выполнения подобных заданий является составление подробного плана, опорного конспекта.

Словарная работа является неотъемлемым элементом уроков русского языка. В связи с тем, что дети обычно очень ограничены в перемещении и редко покидают помещения, их словарный запас сильно ограничен. Данный вид работы представляет собой набор упражнений, помогающих ребятам усвоить нормы русского литературного языка (лексические, грамматические, орфоэпические). На уроках необходимо придерживаться следующей модели работы над словом:

1. Прочитай слово про себя, проставь в нём ударение (если затрудняешься, тебе поможет орфоэпический словарь). Теперь прочти это слово вслух

2. Попробуй самостоятельно определить значение слова

3. Теперь давай прочитаем значение слова в толковом словаре. Правильно ли ты самостоятельно определил значение этого слова? Однозначное или многозначное это слово?

4. Выдели орфограммы (места, где можно сделать ошибку) в этом слове. Подбери проверочное слово

5. Составь с этим словом три словосочетания и одно простое распространённое предложение

Учащиеся очень любят задания по типу «дешифровшик». Благодаря подобным упражнениям, уроки перестают быть скучными и ребята с интересом работают (см. приложение).

При обучении чтению, учителю следует помнить, что особенностью учащихся с серьёзными двигательными патологиями является сложность фокусировки ребёнка на одной строке книги, в результате чего ученик соскакивает при чтении с одной строки на другую и теряет общий смысл фразы. В связи с этим желательно использовать специальные накладки с прорезями, благодаря которым можно фиксировать рабочую строку. В некоторых случаях учителю следует маркировать тот фрагмент текста, который учащемуся предлагается прочитать. Формирование навыков бегло читать «про себя», воспринимать смысл прочитанного и выразительно читать вслух являются основными задачами уроков литературы. Наиболее удобные способы работы:

* создание различных «копилок»

* составление «паспорта» литературного героя

* составление рассказов и сказок по опорным словам (вопросам)

Благодаря урокам русского языка и литературы дети с ДЦП формируют следующие умения:

* выразительное чтение и понимание смысла текста;

* определение основной мысли и темы текста;

* определение типа текста и его стилистической принадлежности;

* навык разбить текст на абзацы;

* определение микротем и нахождение ключевых слов и выражений;

* подробный пересказ текста при сохранении норм русского литературного языка;

* оценка речевой ситуации, определение темы и основной мысли высказывания;

* планирование содержания высказывания;

* построение высказывания на заданную тему и его воспроизведение с соблюдением норм русского литературного языка;

I.2 Основные направления обучения русскому языку и литературе детей с РАС.

Наиболее яркими проявлениями расстройства аутистического спектра личности (аутизма) является:

- стереотипность поведения и мышления, стремление сохранять неизменными своё окружающее пространство и привычный порядок, неприятие любых изменений в условиях жизни. Привязанность к определённым интересам и объектам.

- проблемы развития социальных взаимодействий с другими личностями

Интеллектуальное развитие большей части таких детей неравномерно: при хорошей механической памяти, внимательности к деталям и зрительном восприятии, эти учащиеся часто не понимают общего смысла фразы, воспринимают устную речь фрагментарно и при пересказе пользуются заученными фразами, не всегда хорошо понимая их смысл.

В общении с ребёнком-аутистом необходимо выражаться как можно яснее. Использовать простые для понимания слова, по возможности не использовать в диалоге частицу НЕ. Повышение голоса недопустимо, так как может вызвать страх и беспокойство у ученика. Желательно говорить ровно и спокойно. Любой громкий звук, яркий свет, запах, прикосновение могут вызвать раздражение или потерю концентрации.

При работе с детьми с РАС желательно минимизировать тестовую часть заданий. В связи с особенностями психики детям с данным заболеванием обычно проще ответить на конкретный вопрос, чем делать выбор из нескольких вариантов. Это может вызвать широкий спектр негативных эмоций вплоть до панического страха и агрессии. Ученики данной категории часто одержимы определённой темой, переключившись на которую ребёнок легко забывает о данном ему задании. Им не учитываются интересы собеседника, его собственные интересы закольцованы в схеме, где он, задавая одинаковые вопросы, ждёт неизменных ответов, проговаривает одно и то же, ищет одни и те же поводы для радости.

Важно помнить об индивидуальном ритме работы с такими детьми, при котором им требуются небольшие паузы, связанные с высокой психической пресыщаемостью и невозможностью длительной концентрации на предмете.

Серьёзным фактором в работе с аутистами является их нежелание преодолевать самые незначительные трудности. Самая небольшая может стать причиной поведенческих проблем. Урок должен состоят из одинакового набора структурных элементов (например: выполнение домашнего задания, подача нового материала, самостоятельная работа, объяснение домашнего задания). В которые со временем могут постепенно вводиться новые элементы, например работа с проектом. Желательно подводить итог каждого урока в форме выписывания опорных фраз из содержания нового материала, для дополнительной концентрации на нём.

Так как детям с РАС обычно необходимо проговаривать свои действия вслух, важно научить их делать это не мешая окружающим.

При обучении ребёнка с аутизмом крайне важно иметь в виду необходимость всегда держать наготове образец для использования на уроке.

Алгоритм выполнения упражнения по русскому языку

1. Внимательно прочитай задание к упражнению.

2. Сформулируй, что именно нужно сделать

3. Аккуратно перепиши текст упражнения в тетрадь.

4. Выдели изучаемую орфограмму (подчеркни основу в каждом предложении).

5. Расставь где это необходимо пропущенные знаки препинания.

6. Выполните дополнительные задания (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический разборы).

7. Похвали себя.

Не менее важными для развития детей с аутизмом являются уроки литературы. Эти занятия помогут учащемуся понять свой внутренний мир, а также чувства другого человека. Ведь изучая произведения сначала детской, а затем и классической литературы, ребёнок постепенно осваивает неоднозначность причин поведения людей, различие их внутреннего мира и внешнего поведения.

Заключение. Практическая значимость работы.

Главной целью при обучении детей с ОВЗ – является максимально возможная адаптация детей в обществе. Изучение русского языка и литературы способствуют повышению уровня развития речи и общей социализации ребёнка.

При работе с детьми с ОВЗ ключевыми направлениями являются:

* увеличение словарного запаса;

* формирование навыков построения связного высказывания;

* коррекция нарушений принципов построения речи;

* развитие навыков внимания, памяти, мышления

Советы педагогу, при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья:

* Такие дети особенно ранимы и чувствительны к критике;

* Во время разговора дайте ребёнку завершить свой ответ;

* Не забывайте о похвале и поощрении даже небольшого успеха;

* Все дети чувствительны к ласке и заботе, эти не исключение.

* В диалоге важны зрительный контакт, внимание, тихая и спокойная речь.

Список использованной литературы.

1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учебник для вузов. – СПб: Изд-во «Питер», 2000. (Серия «Учебник нового века»).

2. Глухов В. П. Психолингвистика: учебник для факультетов специальной педагогики и психологии педагогических и гуманитарных вузов и коррекционных педагогов‒практиков. – М.: В. Секачев, 2014.

3. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов и ун-тов/ С. Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1995

4. Иванов Е. С., Демьянчук Л. Н., Демьнчук Л. В. Детский аутизм: диагностика и коррекция: учеб. пособие. – СПб.: Дидактика плюс, 2004

5. Каченосов В. А. Основы интенсивной реабилитации. ДЦП. – СПб.: Элби-СПБ, 2005

6. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов : в 3 т. \\ под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2007.

7. Хромов Н. И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости: практ. пособие / Н. И. Хромов. – 2-е изд. – М.:

Проблема обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках русского языка и литературы

Проблема обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках русского языка и литературы

Земцова Светлана Васильевна,

методист МБОУ СОШ № 4

г.о.Лосино – Петровский.

Россия, г.Москва

E-mail:svetik.5505@mail.ru

В работе представлены вопросы, связанные с проблемой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе.

The paper presents issues related to the problem of education of children with disabilities in regular school.

Ключевые слова: дифференциация, индивидуализация, социализация, коррекционная работа, ограниченные возможности.

Keywords: differentiation, individualization, socialization, correctional work, limited opportunities.

Чтобы дети, сидя в классах,

учились и осваивали знания и умения,

надо правильно организовать

учебную деятельность

В.В.Давыдов

В настоящее время особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов, поэтому проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных. Актуальность темы обусловлена необходимостью разработки и поиска средств, технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих развитию и коррекции основных психических процессов, формированию универсальных учебных действий, социализации.

Школа играла и играет (для тех, кто сейчас обучается) особую роль в жизни и судьбе ребенка. Поэтому на педагогов ложится главный и сложный труд - подготовить учащихся к самостоятельной жизни в меняющемся обществе, дать им необходимые знания, особенно, если – это ребёнок с ОВЗ.

Школа - главный этап социализации для детей с ограниченными возможностями. Здесь они получают навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. Однако, социальные факторы – это не только школа, это и ближайшее окружение ребёнка: семья, в которой он живёт; это взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время.

Сегодня в класс приходят дети, у которых имеется одно или несколько отклонений в развитии, связанных с изменением нервной системы ребёнка, различных болезненных состояний нервной системы – неврозов, перенапряжением. В связи с дефектами речи, с нарушением развития речи, особенностями психической мыслительной деятельности, у детей с ограниченными возможностями отмечаются затруднения в изучении и усвоении программного материала.

Если говорить об особенностях формирования языковой речевой культуры учащихся с ОВЗ, конечно понятно, что научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, - сложная задача, требующая комплексного подхода. Яркая, образная, логичная, отвечающая всем языковым нормам речь - основной показатель интеллектуального уровня ребенка.

Обучение по всем учебно-методическим комплектам в начальной школе начинается с усвоения понятий «язык», «речь», «предложение», что в дальнейшем является базой для обучения грамоте, что в свою очередь служит основой для формирования устной и письменной речи, обогащения лексического и грамматического строя речи, её стилистической дифференциации. А если дети это не усвоили? А если в школах не открывают классы коррекции? Родители не желают возить детей в специальные образовательные учреждения?

В самом начале работы с такими детьми, главным условием должно быть понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но при работе с этими детьми нужен индивидуальный подход к каждому. Нам, учителям, нужно помнить и учитывать, что детям с ОВЗ трудно привыкнуть, приспособиться к правилам и условиям общества, и чем раньше начинается работа с ребенком, тем выше гарантия, что он не будет травмирован, оказавшись без специальной помощи в общем потоке обучения, и не будет осознавать свою несостоятельность.

Классы, как правило, крайне неоднородны. Вместе с детьми с выраженной задержкой психофизического развития обучаются и дети с относительно сохранным интеллектом, и различным уровнем развития. Это существенно осложняет и совместную учебную деятельность детей, и подготовку педагога к уроку в таком классе.

Хорошим подспорьем в работе послужит технология организации групповой работы, более подходящая к разно уровневой коррекции. Изучение индивидуальных особенностей учащихся и советы психолога позволяют разделить класс на группы по уровню развития учеников.

В первую группу могут войти дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Это дети, которые обладают более высоким уровнем деятельности. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас.

Во вторую группу войдут дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Такие дети не могут сконцентрировать свое внимание и в работе могут допустить ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного.

Третью группу образуют ученики с замедленной реакцией на вопрос

или задание учителя, с замедленной речью, бедной эмоционально и по составу. Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим.

Несоответствие требований, предъявляемых к ребенку, его возможностям является разрушительной силой для растущего человека. В школьные годы особенно уязвимым в этом отношении является период начального обучения. И, хотя такие проявления на этом возрастном этапе имеют наиболее мягкие формы, ее последствия для социального роста личности оказываются наиболее губительными [6].

Умение организовать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей личности – это и есть цель дифференцированного обучения.

Разно уровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

Стараюсь, чтобы материал для чтения был комфортным для ребенка, выделяю маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с содержанием. Перед чтением текста знакомлю ребенка с последующим заданием, которое он будет выполнять. Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, на понимание фактической информации. Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде, должно быть кратким, конкретным, одним глаголом. Всегда прошу ребенка повторить задание.

Кроме задач по развитию обучающихся и процесса социализации я ставлю перед собой и дополнительные задачи:

  • повысить самооценку ребёнка;

  • расширить представления обучающегося о мире в целом;

  • усилить положительное отношение к учебной деятельности.

На развитие ребенка непосредственное влияние оказывает вид нарушения, степень выраженности его проявления, время, когда манифестировал дефект, окружающие условия, социальная и педагогическая среда жизни. Работа с детьми с ОВЗ подразумевает кропотливый труд. Ведь такому ребенку нужно уделять значительно больше внимания, чем без нарушения развития.

На уроке ребёнок легко отвлекается, его внимание соскальзывает с одного объекта на другой вследствие недостаточной целеустремлённости и устойчивости. Он переносит внимание с целого на части, с содержания на форму, с существенного на несущественное, что приводит к непоследовательности рассуждений, мышления и речи. Таким образом, сосредоточенность и интенсивность внимания школьника с ОВЗ значительно снижена. Утомление влияет на него сильнее, в силу чего его внимание затухает значительно чаще. Для нормального школьника понижение интенсивности внимания или его переключение на другой объект является своего рода отдыхом, для детей же с ОВЗ, утомление ведёт к резкому спаду внимания, переключение – разрыву его, что значительно затрудняет учебную работу.

Недостатки внимания сказываются и на речи ребёнка: он не следит ни за тем, как говорят окружающие, ни за своей речью. Недостатки внимания мешают следить за своей моторикой, что вызывает хаотичность движений. Все эти дефекты становятся особенно заметны при изучении ими незнакомого или сложного материала, при встрече с трудностями. Всё это подчёркивает особую важность учёта индивидуальных особенностей и применения индивидуального подхода при обучении. Поэтому важно при каждом варианте дефектов в развитии подобрать индивидуальную обучающую программу.

Для реализации данных задач нужно создать благоприятный позитивный настрой для последующей успешной работы с учётом психофизических возможностей, с учётом его познавательных и интеллектуальных способностей, с учётом особенностей психоречевого развития.

Главная задача курса русского языка и литературы — открыть школьникам язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать возможности слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства.

Я считаю, что ведущим в системе педагогической деятельности детей с ОВЗ является принцип объединения коррекционных, обучающих, воспитательных и развивающих задач.

В системе лексической работы значимое место занимает подбор синонимов и антонимов, упражнения на сравнение слов в прямом и переносном смысле, ознакомление учащихся с образными выражениями и фразеологическими оборотами. При изучении различных частей речи следует обратить внимание на работу над образными сравнениями.

Особенности мыслительной деятельности детей, с ограниченными возможностями здоровья, проявляются в бедности их словарного запаса, в крайне упрощенном изложении материала, в ошибках при построении предложений, в большом количестве орфографических ошибок. Я надеюсь, что грамматические упражнения разного вида, связанные с развитием речи, постепенно повысят активность учащихся, сформируют интерес и внимание к слову. Словарный запас детей будет пополняться словами, которые необходимы для успешного усвоения учебной программы, активной социализации ребёнка.

Дети должны понимать смысл используемых ими слов, активно вводить их в свою речь, что, естественно, будет развивать мышление.

Уроки развития речи, для детей с ограниченными возможностями здоровья, должны быть насыщены лексическими упражнениями, т. к. это эффективно влияет на формирование различных речевых умений. Дети учатся ставить вопросы и отвечать на них, составлять простые, а далее и сложные предложения. В процессе систематических заданий у учащихся формируется умение высказываться по плану, составлять рассказы, писать изложения, сочинения. На уроках такого вида очень важно поддерживать у детей желание учиться, формировать их познавательные интересы. Разнообразные формы работ развивают у учащихся способность различать и понимать значение и оттенки слов в тексте, использовать при ответах и в письменных творческих работах образные слова и выражения.

Задача учителя выявить имеющиеся у ребенка нарушения речевой деятельности, выработать систему по коррекции нарушений, закреплению правильных речевых навыков, формированию практического уровня языка, изучению языковых явлений и закономерностей, что является необходимым условием для развития языковой речевой культуры. Но учитель в этом должен быть не одинок…а наличие специалистов в школе оставляет желать лучшего.

Коррекция же нарушений лексико – грамматической стороны речи является совместным направлением работы педагога и учителя-логопеда.

К особенностям лексики детей с ЗПР относятся:

- бедность словарного запаса;

- неточность в употреблении слов;

- трудность актуализации словаря;

- преобладание пассивного словаря над активным;

- несформированность структуры значения слова;

- нарушение процесса организации семантических полей.

Наиболее важными причинами бедности словарного запаса является низкий уровень познавательной деятельности, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в контактах, а также слабость вербальной памяти.

Работу по развитию лексики можно будет считать успешной, если она проводится в следующих направлениях:

1) обогащение словарного запаса,

2) уточнение значения слова,

3) расширение семантики слова.

Работа строится в соответствии с наличием того или иного нарушения, о котором учитель должен быть осведомлен, обучен и иметь все условия для работы.

В качестве коррекционных занятий по развитию речи и решению коррекционных задач в системе проводятся уроки речевого творчества.

Урок речевого творчества – это попытка интеграции уроков русского языка, развития речи и литературного чтения. Примерная структура занятия включает в себя: формулировка темы учащимися, эмоциональная речевая разминка, конкурс скороговорителей, орфографическая минутка, языковые игры, веселая минутка, речевое творчество.

Расширение и обогащение словаря детей с ЗПР должно быть тесно связано с развитием грамматического строя речи. Нарушения грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения заданий по словоизменению и словообразованию, а так же составлению предложений и практически в отсутствии связной речи.

Формирование письменной речи вызывает чрезвычайно сложные циклы развития таких психических процессов, как память, внимание” (Л.С.Выготский).

Формирование и развитие речевых умений происходит при выполнении целого ряда упражнений, в частности на основе восприятия произведений живописи. Картина служит одним из эффективных средств развития речи у умственно отсталого школьника и формирования у них коммуникативно-речевых умений. Она активизирует и направляет мысль детей, развивает внимание и память, наблюдательность, воображение, эстетический вкус. Эти упражнения позволяют обогатить опыт речевой деятельности учащихся с недоразвитием интеллекта при правильной методической организации на всех этапах.

Общие принципы и правила коррекционной работы: 
1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих

необходимые учебные навыки. 
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. 

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. У детей с ОВЗ сформировать познавательный интерес весьма трудно. Ребенок с ОВЗ прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету - дидактическая игра.

Чем раньше ребенок научится удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, искусства, сочувствовать переживаниям авторов произведений музыки, живописи, слова, тем ярче, чище и уникальней как личность будет он сам.

Список использованных источников

  1. .. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: учебное пособие. - Балашов, Николаев , 2002. 

  2. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей - инвалидов в современной     России. - Саратов: Научная книга, 2003

  3. Использование новых информационных технологий в образовании http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/ispolzovanie-novyih-informatsionnyih-tehnologiy- obrazovanii.html

  4. Комаров К.В. Развитие устной и письменной речи и / К.В. Комаров, Е.Н. Капустин.- Краснодар,1994.

  5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2011

  6. Плоткин М.М., Камаева Г.И. Педагогические аспекты социальной реабилитации детей с девиантным поведением //Семья в России, 1995. – №1-2. - с.118-130.

Русский для детей - LearnRussian Speak Russian

Многие иностранцы думают, что овладеть русским - непросто. Что ж, по правде говоря, выучить любой иностранный язык можно, если вы действительно хотите этим заниматься, имеете четкие цели и вооружены правильными методами. Русский язык для детей - хороший пример.

Процесс изучения языка маленькими детьми часто происходит на подсознательном уровне: в русском для детей лучший способ выучить русский язык - это овладеть языком с помощью игр и развлечений.Бесполезно пытаться научить ребенка по самому лучшему учебнику и начинать с объяснения правил русской грамматики. Если русский язык для детей скучен, однообразен и утомителен, дети никогда не вспомнят то, чему вы их учите. Очень важно создать соответствующие условия для обучения детей русскому языку: дружескую непринужденную атмосферу, творчество и веселье. Русский язык для детей должен быть «обучением через игру», и сделать его невидимым для ребенка будет успехом учителя. Изучение языка доставляет больше удовольствия в играх и творческих занятиях.Но игра - не самоцель: она играет второстепенную роль в обучении русскому языку. Русский для детей будет эффективен, если дети посмотрят русские мультики, прочитают русские сказки (или сначала послушают их), споют веселые русские песни, разыграют диалоги героев из любимых книг и мультфильмов. Чем разнообразнее будет русский для детей, тем лучше. Не забывайте о принципе «от простого к сложному»: материал должен быть доступен детям и постоянно обновляться. И не забывайте хвалить успехи детей и поощрять их интерес.

Ключевые моменты русского для детей: игра, широкое использование наглядных пособий, физическая и творческая активность, повторение и доступность материала, а также дружеская атмосфера.

.

Среднее образование в России

Направление

ВсеАэронавигация и эксплуатация авиационных и ракетно-космических технологийСельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовствоПрикладная геология, горнодобывающая промышленность, нефтегазовая промышленность и геодезияАрхитектураХудожественные исследованияАзиатские и африканские исследованияАвиационные и ракетно-космические технологииБиологические наукиХимические наукиХимические технологииХимияКлиническая медицинаКомпьютерные и информационные наукиКонструкторские исследования и социальные науки и менеджментОбразование и педагогические наукиЭлектроэнергетика и теплоэнергетикаЭлектроника, радиотехника и системы связиИнжиниринг и технологии Наземный транспортИнжиниринг и технологии судостроения и водного транспортаФундаментальная медицинаГрафическое и прикладное искусствоЗдоровье и профилактическая медицинаИстория и археологияИндустриальная экология и биотехнологииИнформационная промышленностьИнформационные технологии и информационные технологииИнформационные технологии и информационные технологии В технических системах СМИ и информатика-библиотековедениеМатематика и механикаМеханическая инженерияНанотехнологии и наноматериалыЯдерная инженерия и технологииМедицинское обслуживаниеФармацияФилософия, этика и религиоведениеФотоника, приборостроение, оптические и биотехнологические системы и технологиифизические и технические науки и технологииФизическая культура и спортФизические и социальные наукиСоциологические исследования и региональные наукиФизитология и социальные науки Материалы Техносферная безопасность и экологическая инженерия Теология Ветеринария и зоотехника

Субъект

AllAgricultural EngineeringAgricultureAircraft EnginesAllergology и ImmunologyAnestesiology и ReanimatologyAnimal Orogin FoodAnimal ScienceAnthropology и EthnologyApplied GeodesyApplied GeologyApplied InformaticsApplied MathematicsApplied Математика и InformaticsApplied Математика и PhysicsApplied MechanicsArchitectureArchutecture Environmental DesignArt и HumanitiesArt HistoryArt Погрузочно-разгрузочное TechnologyArtsAstronomyAutomation технологических процессов и ProductionsAviation и ракетно-космической TechnologyAviation и исследованию космического пространства MedicineBacteriologyBallistics и HydroaerodynamicsBioengineering и BioinformaticsBiologyBiology ScienceBiotechnical Systems и технологииБиотехнологииБизнес-информатикаКардиологияКардиологияСердечно-сосудистая хирургияКартография и геоинформатикаХимические наукиХимические технологииХимические технологии материалов современной энергетикиХимияХимия, физика и механика материаловГражданское строительствоКлиническая лабораторная диагностикаКлиническая медицина eClinical PharmocologyClinical PsychologyColoproctologyCommerceComputer и информация SciencesComputer SecurityConflictologyCosmetologyCulturologyCustomsDental SurgeryDermatovenereologyDesignDesign и технологии поддержки инженерного IndustriesDesign авиации и ракетной EnginesDesigning и технологии электронных ToolsDietologyDiving MedicineDocument науки и архива ScienceEarth SciencesEcology и природы UseEconomic SecurityEconomicsEducation и Pedagogyc SciencesElectricity и тепло-и-Power EngineeringElectronic и оптико-электронные приборы и системы специального назначенияЭлектроника и наноэлектроникаЭлектроника, радиотехника и системы связи Экстренная медицинаЭндокринологияЭндоскопияИнжиниринг и технологии Наземный транспортЭкологическая инженерия и водопользованиеЭпидемиологияЭпидемиологияЭксплуатация транспортных технологических машин и комплексовЧеловеческая безопасностьФинансы, медицина и кредит Электронная судебная медицинаЛесоводствоФункциональная диагностикаФундаментальная и прикладная химияФундаментальная математика и механикаФундаментальная медицинаФундаментальные науки и информационные технологииГастроэнтерологияОбщая стоматологияГенеральная практика (семейная медицина) ГенетикаГеодезия и дистанционное зондированиеГеография-геология, геология, геологоразведка и энергетика, развитие энергетики и энергетики Функциональные и специальные пищевые продуктыИсторические науки и археологияИстория искусстваГидрометеорологияПромышленная экология и биотехнологииИнфекционные заболеванияИнфекционные заболеванияИнформатика и компьютерные технологииИнформационная безопасностьИнформационная безопасность компьютерных системИнформационная безопасность телекоммуникационных системИнформационные системы и технологииИнновационные исследования в области инженерии и управления интеллектуальной собственностью manitites SphereМеждународные отношенияЖурналистикаОрганизация и управление интенсивными производствамиЛабораторная генетикаУправление землями и кадастрыЗемельные транспортно-технологические комплексыЛандшафтная архитектураЛазерное оборудование и лазерные технологииЗаконодательная поддержка национальной безопасностиЛингвистикаЛингвистика и литературоведение и математическое моделированиеМехатроника и робототехникаМедиакоммуникацииМедицинская и социальная экспертизаМедицинская биохимияМедицинская биофизикаМедицинский бизнесМедицинская кибернетикаМедицинская стоматологияМедицинско-профилактическое делоМедицинская и наркологическая медицинаМаркетингМеталлургияДобыча полезных ископаемыхМузей науки и защиты объектов культурного и природного наследия otechnologies и микросистемная Technicsologies и микросистемная technicsNanotechnologies и Микросистемное TechnicsNanotechnologies и NanomaterialsNeonatologyNephrologyNeurologyNeurosurgeryNeurosurgeryNuclear Энергетик и Термальный PhysicsNuclear Физика и TechnologiesNuclear растения: Проектирование, эксплуатация и EngineeringNuclear Реакторы и MaterialsNuclear Реакторы и MaterialsNuclear, тепло и возобновляемые источники энергия и связанный с ними TechnologiesNursingNutrition HygieneObstetrics и GynecologyOil и газа BusinessOncologyOphtalmologyOphtalmologyOptical TechnicsOrganization работы с МолодежьВосточные и африканские исследованияОртодонтияОртопедическая стоматологияОториноларингологияПатологическая анатомияПедагогическое образование (с двумя профилями образования) Педагогика и психология девиантного поведенияПедагогическое образованиеПедиатрическая стоматологияДетская эндокринологияПедиатрическая хирургия, педиатрическая урология, этнология и андрология форматикаФотоника, приборостроение, оптические и биотехнологические системы и технологии Хирургия Политические науки и региональные исследования ОтерапияРекреация и спортивный туризмРефлексотерапияОхлаждение, криогенные технологии и системы жизнеобеспеченияРелигиозные исследованияИсследование технологий и систем связиВосстановлениеРевматологияРентген-эндоваскулярная диагностика и лечение МетрологияГосударственная и муниципальная администрацияСтоматологияХирургияСистемный анализ и управлениеТехническая эксплуатация самолетов и двигателейТехническая физикаТехнологические машины и оборудованиеТехнологии материаловТехнология Строительное машиностроениеТехнологии Лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленностиТехнология геологоразведкиТехнология продуктов и организация общественного питанияТехнология общественного питания спортивные процессыТехносферная безопасностьТехнология производства упаковки и печати Театральная наукаТеологияТерапияТоракальная хирургияТуризмГородпланированиеСистемы дорожного движения и навигацияТрансфузиологияПеревод и теория переводаТравматология и ортопедияУльтразвуковая диагностикаУникальные здания и строительная техникаУрология и ветеринария, ветеринария, биология и животноводство .

Система образования в России

  • Изучайте русский язык в Европейском Союзе
Вход для студентов

Учетная запись для студентов

Вход в систему Забыли пароль? Вход для сотрудников

Учетная запись для сотрудников

Вход?
Меню
  • Исследование
    • Учебный год / семестр Программы обучения за рубежом
    • Русский язык как иностранный
    • Индивидуальная программа изучения русского языка
    • Проект на русском языке
    • Курсы повышения квалификации учителей
    • Возможности стажировки
  • Онлайн-курсы русского языка
    • Индивидуальный онлайн-курс: русский язык как иностранный
.

Российская система образования против Великобритании

Система образования России и Великобритании имеет много общего и существенных различий. Кто они такие?

ступеней обучения

В России 1 улица уровень - дошкольное образование, затем есть начальные и средние школы. Завершающий этап - высшее образование. Дети приходят в школу в возрасте 6-7 лет, предварительная подготовка входит в программу дошкольного образования. Окончив 9 год обучения, можно подать заявление в колледж или техникум для получения профессии, либо не бросить школу до конца 11 года и, сдав ЕГЭ, поступить в вуз по его результатам.

В Великобритании существуют следующие ступени образования: неполные и средние школы и высшее образование. Учёба начинается, когда детям исполняется пять лет, с обязательным предварительным посещением подготовительных курсов. Общее образование длится до 16 лет, после чего он может работать, но при желании может остаться в школе еще на два года для подачи заявления в высшее учебное заведение.

Выбор предметов

В России в начальной и средней школе отводится определенное количество часов по предметам, которые посещают все без исключения.В школах с гуманитарной или математической специализацией количество часов, отводимых на основные предметы, может быть больше. В старшей школе можно выбрать несколько дополнительных дисциплин.

В Великобритании список обязательных предметов невелик и включает математику, английский язык, музыку и т. Д. Все остальные предметы могут быть выбраны учеником в качестве факультативных уже в средней школе в соответствии с его интересами и планами.

Что касается выбора предметов для изучения, то при сравнении российского и британского образования последнее предоставляет более гибкие условия уже в школе для получения знаний, которые потребуются в будущем.

.

Практика чтения Текст 1А Образование в России

A) Перед чтением текста попытайтесь предсказать, какую информацию вы найдете в нем, выбирая утверждения из списка ниже: B) Прочтите и переведите текст

1. Образование в древней Европе. 2. Образование на византийском языке. 3. Образование и Русская Православная Церковь. 4. Величайшие учителя России. 5. Основание первых университетов мира. 6. Изменения в образовании для подготовки молодежи к современной жизни.7. Типы школ в дореволюционной России. 8. Система образования в России сегодня.

1. Древняя Русь была одним из первых феодальных государств и занимала ведущее место в мировой истории. Славянская письменность пришла на Русь из Болгарии в - годах. К концу этого столетия началась замена религиозных книг на греческом языке на славянский язык.

Между 10 9000 9 900 10 и 13 9 000 9 900 10 веками русские сформировали высокую цивилизацию, которая легла в основу русской культуры в последующие века.В этот период были накоплены многочисленные культурные ценности. Письменные работы того времени показывают, что уровень знаний о большинстве природных явлений был таким же высоким, как и в Древней Греции.

Монастыри были культурными и образовательными центрами. У них были большие библиотеки и хорошо оборудованные книжные магазины, в которых не только копировались и переводились церковные рукописи, но и писались оригинальные книги. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что Древняя Русь была государством высокой культуры и знаний.

2. В дореволюционной России существовала сеть начальных школ для простых людей. Тем не менее, неграмотность среди простых людей была очень высокой. Состоятельные люди учили своих детей в гимназиях, коммерческих школах или средних школах, не ведя классики. Были также школы только для дворян. Вход в эти школы был ограничен. Например, в лицее, где А.С. Пушкин изучал количество учеников от тридцати до ста. Только мальчики в возрасте от 10 до 12 лет из дворянских семей высокого ранга принимались и учились там шесть лет.Им преподавали много разных предметов. Самыми важными из них были русская литература, история, география, математика, физика, логика, право, риторика и такие иностранные языки, как французский, английский, немецкий и латинский. Большое внимание уделялось разным видам искусства и физической культуре: верховой езде, плаванию, фехтованию и танцам. Целью этой школы было воспитать умных людей в широком смысле этого слова. Выпускники таких учебных заведений обычно поступают на службу к своей стране, чтобы реализовать свои способности и знания на благо своего государства.



3. История высшего образования в России восходит к 1755 году, когда в Москве был основан первый университет по инициативе М.В. Ломоносова и в соответствии с его планом. Позже университеты открылись во многих других крупных городах страны.

4. После революции 1917 года образование было гарантировано советским гражданам Конституцией и было бесплатным, включая высшее образование. Обучение в школах велось практически на всех национальных языках.Система образования была одинаковой по всей стране. Посещение школы было обязательным для лиц в возрасте от 7 до 15 лет. Те, кто получил среднее образование и сдали вступительные экзамены в высшие учебные заведения, получали ежемесячные стипендии, если они не проваливали экзамены, которые они сдали в конце каждого семестра. Высшее образование длилось пять лет.



5. В 1991 году бывшие пятнадцать республик Советского Союза стали независимыми государствами. Российская Федерация, самая большая и могущественная из них, начала развиваться как демократическое государство.С самого начала демократические реформы стали происходить во многих сферах жизни. Последние изменения в политических, экономических и социальных условиях потребовали изменений в системе образования. Его цель - подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни и работе в новых условиях.

Новые учебные программы были введены в таких школах, как «Мир вокруг нас» для учащихся и «Основы информатики и компьютерной инженерии», «Этика и психология семейной жизни» для учащихся старших классов.Наряду с государственными школами с бесплатным образованием появилось много частных школ, колледжей, лицеев, гимназий и различных курсов, где студенты могут изучать естественные и гуманитарные науки, в том числе иностранные языки.

6. В некоторых школах выпускников отправляют за границу для продолжения обучения в Париже, в университетах Великобритании, Германии, США и других стран. После окончания этих университетов они возвращаются в свою страну для работы в различных областях национальной экономики.Бывший ученик русской школы сказал по возвращении домой: «Я был удивлен, насколько много общего между русской и западной молодежью - их любовь к развлечениям и одинаковой музыке, и их желание узнавать все новое. Я надеюсь, что будет время, когда в нашу страну приедут учиться и молодые люди из-за рубежа. Такой обмен студентами, несомненно, приведет к лучшему взаимопониманию между людьми, что, в свою очередь, принесет большую стабильность всему миру.

Примечания к тексту

1.гимназии

2. В средней школе нет классики ()

3. лицей

C) Найдите в тексте отрывки о системе образования в Советском Союзе и предметах, которые преподавались в школах до революции, и переведите их на русский язык.

Г) Найдите в тексте и запишите 10–12 слов или словосочетаний, которые можно использовать, чтобы рассказать об истории высшего образования в России.

Устная практика

1 .Теперь вы первокурсники. Вы сдали вступительные экзамены благодаря знаниям, полученным в школе, профессиональном или техническом вузе. Скажите несколько слов об учебном заведении, в котором вы учились до поступления в институт. Предоставьте информацию о:

1. Тип школы, в которой вы учились,

2. место нахождения,

3. возраст, в котором вы начали посещать его,

4. В вашей школе были обязательные и факультативные курсы (химия, рисование, история, география)

5.сколько раз в неделю у вас были уроки английского

6. Ваши любимые предметы

7. вступительные экзамены, которые вы сдали перед поступлением в институт

8. Что вам понравилось и что не понравилось в вашей школе

2 . Теперь вы начинаете институтский курс английского языка. Очень важно знать, что вы об этом думаете. Обязательно ли будущему инженеру изучать иностранный язык?

Ознакомьтесь с преимуществами и недостатками, приведенными ниже.Подумайте еще о некоторых, которые, по вашему мнению, важны.

для:

  1. Я могу читать научные журналы на английском языке, как только они будут опубликованы.
  2. При необходимости могу поговорить с зарубежными коллегами.
  3. Я могу читать книги на английском языке.

Против:

  1. Изучение иностранного языка занимает много времени.
  2. Выучить иностранный язык невозможно.
  3. Я могу читать интересные статьи, когда они переведены на русский язык.

Обсудите задачу в группах по 3-5 человек. Вам могут быть полезны следующие выражения:

- чтобы высказать свое мнение (я думаю, говоря за себя, я верю, я полагаю, я уверен По моему мнению

- договориться с кем-нибудь (Верно, я тоже так думаю, Вы совершенно правы)

- не согласиться с кем-то (С другой стороны, я с вами не согласен, это не совсем так.

3. Вы хотите узнать что-то о своих товарищах по группе. Подумайте, какие вопросы вы бы хотели задать им (их семья, родной город, любимые предметы в школе и институте, хобби, спорт, телевидение, кино, книги, планы на будущее. Готовьте диалоги в группах по два человека.


.

Российская и американская системы высшего образования

Система образования в России отличается от американской, контрасты незначительны и значительны на всех этапах обучения. Мы провели анализ сопоставления американских и российских школ и университетов, чтобы понять, как российское образование соотносится с американским.

Дошкольное образование

Россия: по всей стране развита система детских садов, где дети получают дошкольное образование во время игры.В такие учреждения привозят детей в возрасте от 2 до 3 лет и остаются там до 6 или 7 лет в зависимости от региона.

США: дошкольное образование проводят родители и члены семьи; В школах есть так называемые приемные классы, куда приводят детей в возрасте 5 лет. Приемный класс не является обязательным, но его посещают почти все.

Школьное образование

Разница между русской и американской школами заключается в структуре и подходе к учебному процессу.

Россия: школа условно делится на начальную, среднюю и старшую, и все ступени могут проходить в одном учебном заведении. Программа для начальной и средней школы разработана таким образом, чтобы быть равной для всех учеников в классе, тогда как в старшей школе некоторые предметы могут быть факультативными (факультативными), если это потребуется для будущего обучения в российских учебных заведениях.

США: младшие, средние и старшие классы могут работать в разных учебных заведениях.Младшая школа предлагает единую программу, а средняя школа добавляет к обязательной программе факультативные курсы. В старшей школе ученик самостоятельно составляет более 50% расписания, планируя свое дальнейшее образование. Наряду с общественными школами существуют частные школы, и если мы проведем сравнение между государственными и частными школами, становится очевидным, что последние обеспечивают углубленные знания по многим предметам.

В России: дети могут поступать в любую школу, независимо от адреса проживания, хотя приоритет отдается детям, проживающим в районе данного района города и зарегистрированным здесь.

Американские города делятся на школьные округа, это деление определяет, в какую школу будет ходить ребенок, в зависимости от адреса, по которому он живет. Интеллектуальные способности ребенка не учитываются, он все равно будет ходить в школу, закрепленную по его адресу. Чтобы поступить в другую школу, сначала нужно переехать в новый дом в другом районе.

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.